Адреномиметики проникают ли через гематоэнцефалический барьер. Что такое гематоэнцефалический барьер? Что такое ГЭБ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Попробую разложить по полочкам все основные моменты, касающиеся купания малышей.

Польза водных процедур:
- благодаря купанию очищается кожа, открываются поры кожи.
- плавание является простым и эффективным способом развития ребенка.
- теплая водичка успокаивает малыша, снижается повышенный тонус мышц.
- купание в теплой воде помогает при коликах.
- является эффективным методом закаливания.

Важные моменты:

Главное, обеспечить при водных процедурах безопасность и комфорт для ребенка. Учитывайте, что Вы можете случайно поранить нежную кожу ногтями (поэтому их лучше подстригать постоянно), кольцами или браслетами (надо снять все украшения с рук). Чтобы Вы случайно не поскользнулись на полу, очень полезным будет подкладывать резиновый коврик, а когда кроха подрастет, то не помешает специальный резиновый коврик на дно ванны.

Никогда не оставляйте ребенка без присмотра, даже на очень короткий промежуток времени.

Следите, чтобы не было сквозняков и чтобы на малыша не дул ветер с форточки.

Нельзя забывать, что если вашему малышу ставили прививку в роддоме на ручке, ее нельзя тереть во время мытья, и нельзя мазать кремами или маслами.

Перед купанием полезно выкладывать голенького ребеночка на живот на несколько минут.

Если Вы обнаружили необычные изменения кожи у вашего малыша, обратитесь к детскому врачу.

Если после каждого купания кожа ребенка краснеет, воспаляется, появляется шелушение и зуд, то возможно Вам поможет фильтр для воды (при необходимости можно сделать анализ состава воды).

Старайтесь при купании проявлять положительные эмоции.

Предметы для купания малышей:

Ванночка (м.б. простая, с гамаком, анатомическая ванночка) - желательно, чтобы хотя бы первое время Вы купали свое сокровище в пластмассовой детской ванночке (особенно, если еще не зажил пупочек). Не используйте ее для других целей. Если ванночка с гамаком или анатомическая, облегчается поддержка крохи. Особенно это нужно, если это у Вас первый ребенок и опыта пока нет, да еще и купать придется одной. При выборе детской ванночки учитывайте, какой размер Вам подойдет. Если Вы хотите поставить ванночку в ванну, то смотрите, чтобы она влезла, а если Вы планируете мыть малыша в другой комнате на полу или на столе, или в той же ванне, но поставив на специальные деревянные подставки, то размер в принципе не важен. Достаточно удобно, когда у ванночки имеется слив. Если цвет ванночки будет белым, то Вам будет видно насколько вода чиста.

Горка (поддерживает ребенка) - можно поместить в обычной детской ванночке или во взрослой ванне. Если Вы наливаете в ванночку немного воды, особенно если еще и обеспечиваете наклонное состояние ванночки, то горка не нужна. А если Вы вынуждены мыть своего ребеночка в одиночку, то конечно, горка не помешает. Есть пластмассовые анатомические горки или тряпочные (ткань натянута на каркас). Лучше брать пластмассовую, т.к. с тряпочной ребенок, как правило, постоянно скатывается. Можно подкладывать пеленочку на горку.

Сидение на липучках (стульчик для купания) — это уже для тех, кто умеет сидеть. Крепится ко дну ванны.

Круг - врачи не против, неврологи даже за. Так что, решайте сами. Советую спросить у вашего детского врача, когда именно в вашем случае можно будет начать плавать с кругом.

Обычные деревянные подставки для тазиков на ванну - можно купить 2 штуки и поставить рядом. На них будет устойчиво стоять детская ванночка.

Не обязательно, чтобы Вы покупали все из ассортимента для купания детей. Выбирайте для себя и ребетенка то, что посчитаете действительно нужным. В крайнем случае, вообще можно обойтись обычной ванной, которая уже и так имеется в большинстве квартир.

Когда купать (в какое время дня):

Многие не могут понять, когда найти подходящее время. Оно не берется из головы просто так, и в книгах или статьях могут написать рекомендации по времени, которые в вашей ситуации, возможно, не подойдут, тут нужно определять опытным путем. Время мытья должно быть удобным Вам и ребеночку. Тут важно, чтобы малыш не хотел уже спать или есть (в такой ситуации без плача вряд ли удастся обойтись).

Если ребенок крепко заснул на ночь, лучше уже не будить для купания (в такой ситуации, скорее всего, кроха будет громко возмущаться). Значит, в следующий раз пробуйте купать раньше. Учитесь видеть признаки усталости малыша, наблюдайте за своим ребетенком.

А по поводу еды: покормили, поносили столбиком, прошло немного времени и можно купать.

Если Вы заметили, что после мытья ваш ребеночек оживляется, не хочет засыпать и плохо спит, делайте водные процедуры утром или днем.

К примеру, мы купали в вечернее время. Всегда по-разному (возможно, в этом была ошибка). Часто было, что наша малышка уже крепко засыпала и приходилось откладывать мытье на следующий день. Раз или два мы пробовали будить и все-таки осуществлять важную процедуру, но крики были такие, что ужас, и лучше бы мы этого не делали.

Насчет еды тоже было тяжело определиться, т.к. кормила я грудью «по требованию», а требования были частыми. Также пробовали по-разному: и непосредственно перед купанием, и за полчаса и за 15 минут. Для нас было оптимальным за 5-10 минут до ванны немного подкормить, помыть и скорее ложиться докармливать. В большинстве случаев это уже была кормежка с одновременным засыпанием на ночь.

Чем чистить ванну или ванночку:

Чистить нужно обязательно перед каждым купанием. Особенно тщательно, если Вы моете детеныша во взрослой ванне.

Почему это обязательно?

Некоторые, например, моют в ванне собак, или других животных. Возможно, лотки для животных. Особенно нужно следить за чистотой, если туалет и ванна объединены в одно помещение. Понятно, что при всех этих отягчающих обстоятельствах купать маленького ребетенка не помыв ванну просто нельзя.

Плюс, к этим причинам нужно добавить общую для всех: при каждом мытье любого человека смывается накопившаяся грязь и часть кожи. Все это дело оседает на стенках ванны или ванночки.

Каким средством для мытья ванн пользоваться:

Чтобы подготовить детскую ванночку достаточно будет каждый раз перед купанием чистить ее обычной пищевой содой. Либо хотя бы хозяйственным мылом. Потом ополоснуть водой.

Чтобы подготовить взрослую ванну лучше обработать ее сначала любым привычным для Вас средством для мытья ванн (заранее, где-то за час-два, чтобы запах от средства не остался), а потом пройтись еще раз содой или тем же мылом. Для большей надежности и спокойствия можно еще обдать ванну кипятком.

Что подготовить:

Чтобы не было проблем, готовьте все заранее.

Примерный список:
- чистая ванна или ванночка;
- набранная вода нужной температуры (детский термометр в воде);
- емкость для чистой воды, например, кастрюля с ручкой;
- средство, которым Вы будете мыть своего ребеночка / либо добавить в водичку, то, в чем Вы хотите искупать;
- полотенце или пеленка, чтобы потом туда закутать карапуза, лучше сразу расправить;
- средства для ухода за кожей (присыпка, крем или масло);
- средства для ухода за пупком (если он еще не зажил);
- чистые пеленки, подгузник или просто детская одежда.

Температура воздуха и воды:

Вода должна быть 36-38 градусов, воздух — не ниже 24 градусов. Желательно, чтобы был детский термометр для воды. Как минимум, нужно проверить своим локтем, чтобы вода была чуть теплее вашей температуры тела или такой же, т.е. Вам будет ни холодно, ни жарко (но этот способ довольно спорный).

Учитывайте, что с течением времени вода остывает, поэтому я Вам советую не вынимать детский термометр из воды, чтобы это контролировать.

Наблюдайте за вашим малышом:

1. Детям может быть комфортна разная температура воды, и тут нужно смотреть за реакцией и пробовать разные варианты. Но начинать нужно именно с 37-38 градусов и от этого отталкиваться.
2. Есть признаки, по которым можно понять, жарко или холодно ребенку.
Когда жарко : кожа начинает краснеть, малыш становится вялым, скорее всего ребенок будет плакать.
Когда холодно: у крохи синеет носогубный треугольник, ребеночек сжимается в комочек, начинает дрожать, можно разглядеть мурашки, скорее всего, будет плакать.

Если Вам нужно добавить горячей или холодной воды в ванну или ванночку, нужно вынуть ребенка, сделать нужную температуру, и вернуть малыша в водичку.

Средства для купания:

Сейчас огромный выбор всяких детских средств, в том числе и для купания малышей. Всегда обращайте внимание, с какого возраста их можно применять. Хорошо, если это будет гипоаллергенное средство. В любом случае, всегда внимательно читайте имеющуюся информацию о средстве на упаковке.

1) Мыло . Детское мыло использовать не чаще 2-х раз в неделю (лучше жидкое, т.к. оно не так сушит кожу).

2) Шампунь . Мыть головку крохи детским шампунем желательно не более 1 раза в неделю. Лучше брать шампунь с формулой «без слез». Если у вашего карапуза на головке только нежный пушок, то пока нет необходимости покупать шампунь.

3) Средства для купания малышей с головы до ножек . Так же, не чаще 2 раз в неделю.

Что добавлять в воду:

1) Марганцовка (калий марганцовокислый). Нужна только если еще не зажил окончательно пупочек. Сушит кожу. Заранее разведите несколько крошек марганцовки в обычной стеклянной баночке или другой удобной емкости, раствор хорошо закройте. Если со временем цвет раствора изменится, нужно его вылить и приготовить новый. Непосредственно перед мытьем добавьте немного марганцовки в воду через сложенную в несколько раз марлю или бинт (чтобы кристаллы не попали и не обожгли кожу малышу), должен быть слегка розоватый оттенок (чем светлее, тем безопаснее для ребенка). Лучше чередовать с травами.

2) Детская пена для ванн . Не чаще 2 раз в неделю. Можно добавить в воду или просто немного капнуть на руку и помыть также как жидким мылом. Как правило, детские пены подходят для мытья головы.

3) Отвары или настои трав (череда, ромашка, шалфей, чистотел, лаванда и др). Может проявляться аллергия на травы. Прежде чем экспериментировать, советуйтесь с детским врачом. Ванны с травами сушат кожу, поэтому не делайте их чаще, чем 2 раза в неделю. Используйте всегда только свежеприготовленный отвар или настой трав.
- отвар: примерно 1 - 4 ст. ложки сухой травы на 1 литр воды. Ставьте на плиту и ждите, пока закипит. Накройте крышкой и подождите как минимум 20 минут. Потом процедите через марлю или мелкое ситечко. Полученную жидкость добавляйте в ванну с водой.
- настой: примерно 1 - 4 ст. ложки травы на 1 литр кипятка. Если травка в пакетиках, то 2 шт. на 1 литр. Заливаете траву кипятком и накрываете крышкой. Подождите как минимум час. Далее процедите через марлю либо мелкое ситечко. Добавляйте полученную жидкость в ванну с водой.
Если Вам все же не ясно, как и в каких пропорциях нужно заваривать травку, попробуйте заварить как обычный чай (насыпали травку, залили кипятком, подождали час, отделили траву от полученной жидкости, добавили часть травяного настоя в ванночку для купания малыша). Если трава не в пакетиках, советую помещать ее в кусочек марли, чтобы потом было легко отделить.

4) Если лень заваривать каждый раз, продаются различные готовые травяные сборы для купания малышей.

Важно:

Купание в травах должно быть по показаниям и не более 15 дней подряд.

Пока не зажил пупок, желательно кипятить воду и добавлять марганцовку (чтобы через пупок не попала инфекция).

Не используйте взрослые средства для мытья ребеночка (мыло, гель, шампунь и др).

Не мойте малыша антибактериальными средствами, чтобы не нарушить микрофлору кожи.

Любое средство для мытья используйте 1-2 раза в неделю. И не забывайте ополаскивать малыша в конце чистой водой.

Если у ребеночка нет проблем с кожей, можно купать в обычной воде без каких-либо добавок. Чистая вода является лучшей средой для купания здоровых малышей.

Сейчас очень много средств, имеющих в своем составе растительные экстракты. Учтите, что если у ребенка есть склонность к аллергии, то возможно, будет реакция на некоторые средства. Естественно, в случае проявления аллергии придется отказаться от таковых и пробовать другие.

Какое бы средство Вы ни выбрали, всегда следите, как реагирует кожа ребенка.

Первое купание новорожденного:

Первое мытье крохи в ванночке должен разрешить детский врач, либо медсестра, которые приходят первый месяц на дом осматривать ребенка.

Через незажившую ранку легко может попасть инфекция. Поэтому, многие врачи рекомендуют начинать купать после того, как пупок полностью заживет. При этом нужно протирать кроху ваткой, намоченной в теплой кипяченой воде, избегая области пупка.

Первый раз сложнее всего, ведь Вы еще не знаете предпочтений своего карапуза.

Можете какое-то время купать в пеленке (т.н. адаптационное купание). Нужно свободно запеленать, опустить в воду, можно сначала просто поливать водичкой, потом поочередно освобождать от пеленки какую-нибудь часть тела и мыть. Многие дети при таком способе засыпают, пока их купают.

Либо запеленать, погрузить в воду, и убрать пеленочку.

Можно при первых купаниях класть сложенную пеленку на дно ванночки, туда, где планируется положить головку. Это целесообразно в том случае, если подкладывать под обычную ванночку что-то, чтобы она была в наклоненном состоянии, и вода при этом по минимуму соприкасалась с головкой. Лучше также при первых купаниях подкладывать пеленочку на пластмассовую горку или на анатомическую ванночку, если Вы их используете.

Постарайтесь первый раз искупать не дольше, чем за 15 минут.

Как купать ребенка в одиночку (пошаговая инструкция):

Если у Вас есть помощник: один может держать, а другой мыть. Помощник может подать полотенце или пеленку, принести забытую вещь.

Рассмотрим вариант, если Вы вынуждены купать ребеночка сами, без посторонней помощи, и если у Вас нет приспособлений, обеспечивающих поддержку и позволяющих мыть двумя руками:

Подготовка к водным процедурам:

1. Сначала подготовьте все необходимое. Почистите ванночку (ванну).

2. Наполните ванночку водой примерно на ½ или 1/3 общего объема. Опустите детский термометр в воду и убедитесь, что температура подходящая. При необходимости добавьте в воду что-либо (марганцовка, пена, трава).

3. Подготовьте чистую воду той же температуры в отдельной емкости, чтобы в конце мытья ополоснуть малыша.

4. Разденьте ребенка. Перед тем, как начать собственно процесс купания, подмойте кроху (либо протрите детскими влажными салфетками).

5. Не забудьте помыть свои руки с мылом перед тем, как начать мыть ребенка.

Погружение в воду:

6. Одна рука поддерживает головку (затылок должен быть над запястьем вашей руки), кистью нужно держать за дальнее плечо, другая рука обхватывает ребеночка с другой стороны от Вас, или проходит между ножек и держит попку и крестец (рис. 2) . При такой поддержке снижается риск, что Вы не удержите малыша. В таком положении потихонечку опускаете в воду (сначала ножки).
Можно еще держать, чтобы ладонь была на спине, головка находилась на предплечье руки, а вторая рука поддерживала ножки (рис. 1).

7. Можете убрать руку, которая поддерживала попку.

Купание, плавание:

8. Не забывайте все время поддерживать головку.

9. Поводите ребеночка от одного края к другому. Детям обычно нравится отталкиваться ножками от стенок ванны.

10. Вода не должна попадать в рот или нос (особенно если она с каким-либо средством).

11. Не переживайте, что вода попадет в уши. Педиатры говорят, что последствия (отит) могут быть только если глубоко погружаются одновременно уши, рот и нос.

12. Ничего страшного, если новорожденный нечаянно окунется, т.к. должен сработать рефлекс, не дающий воде попадать в дыхательные пути (кроха задерживает дыхание). Часто родители используют этот рефлекс новорожденных, чтобы научить своего малыша нырять. Но с течением времени рефлекс угасает и это нужно учитывать.

13. Когда ребенок подрастет, ему можно давать поиграться с игрушками в воде. Лучше давать развивающие игрушки, которые в воде могут менять цвет или форму, приклеиваются к ванне или на стену, и т.д. Можно использовать и классические игрушки: резиновая уточка, кораблик, рыбка. Часто для ребенка самыми интересными становятся пустые бутылочки от шампуня и обычные мыльницы. Если малыш уже ползает, Вы можете положить в ванну специальный резиновый коврик и налить немного водички, тогда ребенок сможет сидеть или ползать, играя в воде с игрушками. Потом не забудьте сполоснуть и высушить игрушки (если этого не сделать на них может появиться грибок). Вы должны быть вдвойне внимательны, когда ребенок играет в воде.

Мытье:

14. Моете свободной рукой.

15. До тех пор, пока Вы не приноровитесь держать ребеночка в воде, лучше не пользуйтесь моющими средствами, ничего страшного, если на это уйдет несколько дней.

16. Совсем маленьких деток можно протирать ваткой в воде (только каждый раз новой) или просто руками. Нежную неокрепшую кожу тереть мочалкой нельзя. Когда карапуз хотя бы немного подрастет, пройдет несколько месяцев, можно попробовать мыть детской мочалкой.

17. В каком порядке мыть части тела ребеночка большой роли не играет. Рекомендуется мыть сверху вниз, т.е. от шеи к пяточкам. Не забудьте помыть ладошки и между пальчиками. Я Вам советую обмывать сначала тело, а потом головку, чтобы она мокрая не мерзла. Особое внимание нужно уделять складочкам. В конце можно подмыть кроху.

18. Не наносите средство для мытья сразу на большие участки, чтобы не получилось так, что Вы не удержали скользкого ребенка.

19. Следите, чтобы никакое средство для мытья не попадало в глаза.

20. Учтите, что личико следует мыть отдельно чистой водой.

Ополаскивание:

21. Завершить купание нужно ополоснув ребенка чистой теплой водичкой. Для этого немного приподнимите кроху над водой и поливайте из заранее приготовленной емкости (рис. 3) .
Можете положить малыша пузиком на руку, также придерживая за дальнее плечико, другой рукой поливать чистой водой (рис. 4).

Вынимать из ванночки нужно с той же поддержкой, как опускали.

Как долго купать:

Как правило, 5-10 минут. Постепенно можно увеличивать время до 30-40 минут.

Смотрите по состоянию ребенка. Если ребеночек ведет себя спокойно, можно какое то время повозить по водичке, поиграться. Если кроха нервничает или плачет, помойте и все.

Что нужно делать после купания:

Закутать в сухое полотенце и/или пеленку, и подождать немного, пока вода впитается в ткань. Положить кроху, развернуть, если остались где то мокрые места - слегка прикасающимися движениями убрать воду (не тереть).

Если ребенок беспокоится, плачет, лучше подкормите его грудью (естественно, не голого, а завернутого в пеленку и/или полотенце) , обработать можно и немного позже.

Если нужно, протрите глазки ватными дисками или ватой, смоченными в кипяченой воде (от виска к переносице).

При необходимости почистите носик и ушки, сделав жгутики из ваты. Чистить нужно только видимую часть ушей.

Надеть подгузник, запеленать или одеть. Не забудьте после купания надеть чепчик, хотя бы, на какое-то время.

Как часто купать:

Маленьких детей желательно мыть ежедневно, и подмывать по необходимости. Когда ребенок болеет, водные процедуры отменяют. Не забывайте про ежедневное умывание, которое в любом случае обязательно.

Купание ребенка вместе с мамой:

При условии, что мама здорова, нет противопоказаний для совместного купания. Если Вы в этом не уверены, пройдите такое же обследование, как при посещении бассейна.

Сначала нужно самой хорошенько помыться, почистить ванну, а потом уже брать ребенка в ванну.

Можно находясь в ванной кормить грудью. Деткам обычно спокойней в воде рядом с мамой.

Если ребенок всегда плачет при купании:

Возможно, малышу не комфортна температура воды или воздуха, у детей разные предпочтения (комфортность температуры воды может зависеть от температуры окружающего воздуха). Попробуйте изменять время купания, продолжительность, или состояние сытости ребенка. Как вариант, запеленайте свободным пеленанием кроху и обмывайте водичкой. Можно отвлекать разными разговорами и игрушками (когда ребенок немного подрастет). Если Вы моете при включенном свете, то возможно ребеночку не нравится, что свет слишком сильный.

Можете попробовать мыть в тишине, при неярком свете, не спеша, слегка передвигая по водичке.

Бывает, что дети начинают плакать после водных процедур. Возможно, это происходит из-за перепада температур воды и воздуха (т.е., когда вынимают из воды). Вы можете не сразу разворачивать укутанного в пеленку и/или полотенце ребенка, а какое-то время просто подождите, походите, взяв его на ручки, можете покормить грудью. Если Вы купаете малыша в ванне, пробуйте не закрывать дверь полностью.

Возможно, у ребенка появились плохие ассоциации с купанием, если что-то было сделано не так. Может помочь такая тактика: несколько дней не мыть, а только обтирать (чтобы ребенок забыл, что было), далее помыть в каком-то другом месте квартиры, потом можно пробовать мыть, где и раньше.

Если ребенок подросший и он испугался по какой-либо причине воды: чтобы не усугублять испуг, несколько дней лучше заменить водные процедуры на обтирания мокрой пеленкой. Налейте в чашку или кастрюлю теплой воды, опустите туда игрушки, можно дать еще пластиковый стаканчик, пусть играется, плескается ручками и переливает водичку. Предложите ребеночку помыть игрушку, постирать платочек, помыть детскую посуду. Можете вместе со своим карапузом помыть куклу, сделайте акцент на том, что она не боится водички и не плачет. Попробуйте искупать ребенка в другом месте квартиры. Можно пускать в воде мыльные пузыри.

В любом случае нужно страх или плохие ассоциации с мытьем заменять положительным отношением к воде и водным процедурам.

Часто бывает проблема с мытьем головы:

Многие детки начинают «проявлять характер» и не дают мыть голову, начинают плакать, либо просто отворачиваются.

1. Нужно всегда следить, чтобы вода с мыльной пеной не попадала в глаза, в том числе шампуни «без слез». Даже если попадает обычная вода, она может вызвать неприятные ощущения в глазах.

2. Вода должна течь со лба на затылок, а не на лицо. Подставляйте свою руку ко лбу ребеночка, не давая воде стекать на лицо. Ребенок не сможет спокойно дышать, если по лицу будет литься вода, опять же, она может таким образом попасть в глаза.

3. Продаются специальные детские козырьки для мытья головы. Возможно, они смогут Вам помочь.

4. Как вариант, попробуйте купить другой шампунь (или перелить в другую бутылочку тот, которым пользовались), скажите ребенку, что это особенный шампунь, волшебный. Придумайте какую-нибудь сказку, связанную с волосами и необходимостью их мыть. Главное, чтобы сказка была позитивная.

Вкратце:

Почистить ванночку или ванну, все подготовить, налить воду, измерить температуру воды, искупать, обработать пупок (если нужно) и кожу, запеленать или одеть.

Температура воды: 36-38. воздуха: 24 и выше.

Средства для купания: марганцовка (пока пупок не зажил), травы (2р/нед), травяные сборы, мыло (2р/нед), шампунь (1р/нед), пена (2р/нед). Использовать только при необходимости и чередовать. Остальное время купать в обычной чистой воде.

Гистогематический барьер - это совокупность морфологических структур, физиологических и физико-химических механизмов, функционирующих как единое целое и регулирующих потоки веществ между кровью и органами.

Гистогематические барьеры участвуют в поддержании гомеостаза организма и отдельных органов. Благодаря наличию гистогематических барьеров каждый орган живет в своей особой среде, которая может значительно отличаться от по составу отдельных ингредиентов. Особенно мощные барьеры имеются между и мозгом, кровью и тканью половых желез, кровью и влагой камер глаза, кровью матери и плода.

Гистогематические барьеры различных органов имеют как различия, так и ряд общих черт строения. Непосредственный контакт с кровью во всех органах имеет слой барьера, образованный эндотелием кровеносных капилляров. Кроме того, структурами ГГБ являются базальная мембрана (средний слой) и адвентициальные клетки органов и тканей (наружный слой). Гистогематические барьеры, изменяя свою проницаемость для различных веществ, могут ограничивать или же облегчать их доставку к органу. Для ряда токсичных веществ они непроницаемы, в чем проявляется их защитная функция.

Важнейшие механизмы, обеспечивающие функционирование гистогематических барьеров, далее рассматриваются на примере гематоэнцефалического барьера, наличие и свойства которого врачу особенно часто приходится учитывать при применении лекарственных препаратов и различных воздействий на организм.

Гематоэнцефалический барьер

Гематоэнцефалический барьер - это совокупность морфологических структур, физиологических и физико-химических механизмов, функционирующих как единое целое и регулирующих потоки веществ между кровью и тканью мозга.

Морфологической основой гематоэнцефалического барьера являются эндотелий и базальная мембрана мозговых капилляров, интерстициальные элементы и гликокаликс, астроциты нейроглии, охватывающие своими ножками всю поверхность капилляров. В перемещении веществ через гематоэнцефалический барьер участвуют транспортные системы эндотелия капиллярных стенок, включающие везикулярный транспорт веществ (пино- и экзоцитоз), транспорт через каналы с участием или без участия белков-переносчиков, ферментные системы, модифицирующие или разрушающие поступающие вещества. Уже упоминалось, что в нервной ткани функционируют специализированные транспортные системы воды, использующие белки-аквапорины AQP1 и AQP4. Последние формируют водные каналы, регулирующие образование цереброспинальной жидкости и обмен воды между кровью и тканью мозга.

Капилляры мозга отличаются от капилляров других органов тем, что эндотелиальные клетки образуют непрерывную стенку. В местах контакта наружные слои эндотелиальных клеток сливаются, образуя так называемые «плотные контакты».

Гематоэнцефалический барьер выполняет для мозга защитную и регулирующую функции. Он защищает мозг от действия ряда веществ, образующихся в других тканях, чужеродных и токсичных веществ, участвует в транспорте веществ из крови в мозг и является важнейшим участником механизмов гомеостаза межклеточной жидкости мозга и ликвора.

Гематоэнцефалический барьер обладает избирательной проницаемостью для различных веществ. Некоторые биологически активные вещества, например катехоламины, практически не проходят через этот барьер. Исключение составляют лишь небольшие участки барьера на границе с гипофизом, эпифизом и некоторыми участками , где проницаемость гематоэнцефалического барьера для многих веществ высокая. В этих областях обнаружены пронизывающие эндотелий каналы и межэндотелиальные щели, по которым идет проникновение веществ из крови во внеклеточную жидкость мозговой ткани или в сами . Высокая проницаемость гематоэнцефалического барьера в этих областях позволяет биологически активным веществам (цитокинам, ) достигать тех нейронов гипоталамуса и железистых клеток, на которых замыкается регуляторный контур нейроэндокринных систем организма.

Характерной чертой функционирования гематоэнцефалического барьера является возможность изменения его проницаемости для ряда веществ в различных условиях. Тем самым гематоэнцефалический барьер способен, регулируя проницаемость, изменять взаимоотношения между кровью и мозгом. Регуляция осуществляется за счет изменения числа открытых капилляров, скорости кровотока, изменения проницаемости клеточных мембран, состояния межклеточного вещества, активности клеточных ферментных систем, пино- и экзоцитоза. Проницаемость ГЭБ может существенно нарушаться в условиях ишемии мозговой ткани, инфицирования, развития воспалительных процессов в нервной системе, ее травматическом повреждении.

Считается, что гематоэнцефалический барьер, создавая значительное препятствие для проникновения многих веществ из крови в мозг, вместе с тем хорошо пропускает такие же вещества, образовавшиеся в мозге, в обратном направлении — из мозга в кровь.

Проницаемость гематоэнцефалического барьерадля различных веществ сильно отличается. Жирорастворимые вещества, как правило, проникают через ГЭБ легче, чем водорастворимые . Легко проникают кислород, углекислый газ, никотин, этиловый спирт, героин, жирорастворимые антибиотики (хлорамфеникол и др.)

Нерастворимые в липидах глюкоза и некоторые незаменимые аминокислоты не могут проходить в мозг путем простой диффузии. Углеводы узнаются и транспортируются специальными переносчиками GLUT1 и GLUT3. Эта транспортная система настолько специфична, что различает стереоизомеры D- и L-глюкозы: D-глюкоза транспортируется, а L-глюкоза — нет. Транспорт глюкозы в ткань мозга нечувствителен к инсулину, но подавляется цитохалазином В.

Переносчики участвуют в транспорте нейтральных аминокислот (например, фенилаланина). Для переноса ряда веществ используются механизмы активного транспорта. Например, за счет активного транспорта против градиентов концентрации переносятся ионы Na + , К+ , аминокислота глицин, выполняющая функцию тормозного медиатора.

Таким образом, перенос веществ с использованием различных механизмов осуществляется не только через плазматические мембраны, но и через структуры биологических барьеров. Изучение этих механизмов необходимо для понимания сути регуляторных процессов в организме.

Гематоэнцефалический барьер – это своего рода преграда, которая препятствует прониканию из крови в ткань мозга токсических веществ, микроорганизмов, а также антибиотиков.
Мозговой барьер – это фильтр, сквозь который из артерии в мозг попадают полезные вещества, а в венозное русло выводятся различные отработанные продукты. Барьер на пути к мозгу является механизмом, защищающим ткани от посторонних элементов и регулирующим неизменность состава межклеточной жидкости.

Общая информация о гематоэнцефалическом барьере

Естественный заслон способствует защите ткани мозга от всевозможных инородных тел и ядовитых шлаков, которые проникли в кровь или образовались непосредственно в организме. Преграда задерживает компоненты, которые могут навредить очень чувствительным клеткам головного, а также спинного мозга.
Функция ГЭБ – это установить некий щит, способствующий избирательной пропускаемости.

Естественный барьер на пути к тканям мозга пропускает одни вещества и является непроницаемым для иных. Правда, непроницаемость данной преграды относительна и зависит от здоровья человека, от длительности пребывания и концентрации различных веществ в его крови, от всякого рода внешних причин. Сам барьер состоит из различных анатомических компонентов. А они не только оберегают мозг, но и следят за его питанием, обеспечивают жизнедеятельность, выводят отработанные продукты.

ГЭБ является механизмом, который налаживает попадание имеющихся в крови полезных компонентов в спинномозговую жидкость и нервную ткань. Это не какая-то совокупность органов, а функциональная концепция. Большинство полезных веществ поступает в ткани мозга не через ликворные маршруты, а благодаря капиллярам.

Физиология — как работает ГЭБ

Мозговой барьер – это не отдельный орган тела, а совокупность различных анатомических составляющих. Эти составляющие исполняют роль преграды и обладают другими полезными свойствами. Мозговые капилляры – первые компоненты, входящие в структуру этого своеобразного преграждения.
Главная задача мозговых капилляров – это доставка крови непосредственно к мозгу человека. Через стенки клеток в мозг проникает всё необходимое питание, а продукты обмена, наоборот, выводятся. Процесс этот происходит непрерывно. Но только не все вещества, находящиеся в крови, могут проникнуть сквозь эти стенки.

Мозговые капилляры – это своего рода первоначальная оборонительная линия. Для некоторых веществ она проходима, а для остальных – полупроницаема или совершенно непроходима. Структура капилляров, точнее, их внутренней прослойки такова, что разнообразные компоненты перемещаются из крови в ликвор сквозь щёлочки между клетками, а также сквозь тончайшие зоны этих клеток.
Причём стенки капилляров не обладают такими порами, как клетки иных органов. Эти элементы попросту нагромождаются друг на дружку. Места стыковок между ними заслонены специальными пластинами. Щёлочки между клетками слишком узенькие. Передвижение жидкости из капилляров в нервную ткань происходит сквозь их стенки.

Структура клеток капилляров имеет некоторые особенности. Клетки состоят из набора митохондрий, а это является признаком о происходящих в них энергетических процессах. В капиллярных клетках слишком мало вакуолей, в особенности в прилегающей к просвету капилляра стороне. Но на рубеже с нервной материей их количество намного выше. А это свидетельствует о том, что пропускаемость капилляра по направлению из кровеносной системы к тканям мозга намного ниже, чем в противоположной направленности.

Важную роль в реализации преграждающей задачи капилляров играет находящаяся под покровом эндотелиальных элементов очень стойкая мембрана с прослойкой гликокаликса. А составляющие эту прослойку компоненты создают своего рода сеть, которая является ещё одним преграждением для молекул разных компонентов. Капилляры мозга имеют ферменты, которые снижают активность некоторых химических компонентов, перемещающихся из крови в ткань человеческого мозга.
Но одних капилляров мало для осуществления заградительной задачи. Вторая черта преграждений располагается между капиллярами и нейронами. В этом месте природой создано переплетение астроцитов с их отростками и образование ещё одного защитного слоя – нейроглии.

Покрывается почти весь поверхностный слой мозговых капилляров благодаря присосковым ножкам астроцитов. Они также могут расширять просвет капилляра, или, наоборот, его уменьшать. С их помощью происходит питание нейронов. Присосковые ножки вытягивают из крови нужные нейронам питательные компоненты, а обратно выводят отработанные продукты.
Но естественная преграда состоит не только лишь из нейроглии. Препятствующими свойствами характеризуются обволакивающие мозг мягкие оболочки, а также сосудистые переплетения его боковых желудочков. Пропускаемость сосудистых переплетений, вернее, их капилляров, намного выше, чем мозговых капилляров. А щели между их клетками гораздо шире, но они замкнуты очень прочными контактами. Именно здесь и находится третья ступень ГЭБ.

Мозговой заслон не только бережёт мозг от посторонних и ядовитых компонентов, имеющихся в крови, но и стабилизирует состав питательной среды, в которой находятся нервные клетки.

Нужные для жизнедеятельности компоненты мозг получает благодаря присосковым ножкам клеток, а также через ликвор. В мозге имеются внеклеточные участки. А на дне микробороздок мозга есть мельчайшие проходы, которые открываются в межклеточные участки. Благодаря ним питательная жидкость прмщатся в мозг и служит питанием для нейронов.

Есть 2 способа питания мозга:
благодаря спинномозговой жидкости;
сквозь капиллярные стенки.

У здорового человека основным путём попадания компонентов в нервные ткани является гематогенный, а ликворный маршрут – дополнительный. Каким компонентам перемещаться в мозг, а каким нет, решает ГЭБ.

Проницаемость барьера

Мозговая преграда не только останавливает и не допускает к мозгу некоторые вещества, имеющиеся в крови, но и доставляет нужные для метаболизма нервной ткани компоненты. Гидрофобные компоненты, а также пептиды перемещаются в ткани мозга сквозь каналы мембраны клеток, с помощью различных транспортных систем или диффузии.

Существуют такие способы перемещения через ГЭБ:

  1. Межклеточный. Суть системы: питательные продукты передвигаются в мозг сквозь стенки клеток.
  2. Благодаря каналам. В мембране клеток имеются щели – аквапоры. Через них происходит попадание воды. Для глицерина на поверхности мембран клеток также имеются специальные проходы – акваглицеропорины.
  3. Диффузия. Передвижение компонентов может происходить сквозь клеточные мембраны и сквозь межклеточные контакты. Чем липофильнее и меньше проходящее вещество, тем проще оно диффундирует сквозь мембрану клеток.
  4. Диффузия (облегчённая). Многие полезные для мозга компоненты (различные аминокислоты) слишком большие, чтобы пройти сквозь клеточную мембрану. Для них на поверхности клеток существуют специальные транспортёры, а также белковые молекулы.
  5. Активные транспортёры. Перенос различных веществ требует расходов клеточной энергии и осуществляется благодаря активным транспортёрам.
  6. Везикулярный. Происходит связывание полезных для мозга компонентов, перемещение их во внеклеточные участки и высвобождение связанных элементов.

ГЭБ есть во многих участках мозга. Но в шести анатомических образованиях его нет. Отсутствует барьер на дне 4 желудочка, в шишковидном теле, в нейрогипофизе, в прикреплённой пластинке мозга, в субфорникальном и субкомиссуральном органах.
Проницаемость естественного барьера обуславливается состоянием здоровья человека, а также содержанием в крови гормонов. Болезненное состояние приводит к повышению проницаемости.

Повреждения барьерного щита бывают при таких болезнях:

  • бактериальная инфекция ЦНС;
  • вирусы;
  • опухоли мозга;
  • сахарный диабет.

Таким образом, у здорового человека мозговой щит работает отлично и служит преградой для прохождения разнообразных компонентов в мозг. Происходит это благодаря капиллярам мозга. Их клетки не имеют пор. Кроме того, роль дополнительной липидной преграды играют и астроглии. Сквозь естественную преграду плохо проходят полярные образования. Но липофильные молекулы проходят к мозгу очень просто. Заслон преодолевается в основном благодаря диффузии или активному передвижению. В организме есть участки мозга, в которых барьер не действует (задняя стенка гипофиза, эпифиз). Если человек болеет, то проходимость становится выше.

Использование ГЭБ в фармакологии

Мозговой барьер избирательно проходим для различных лекарственных средств. Для того чтобы излечить заболевания мозга лекарства должны проникнуть в его ткани. А это не всегда возможно. Но во время воспалительных заболеваний мозга проницаемость барьера несколько повышается, в результате чего сквозь него проходят лекарства, которые при нормальном состоянии не преодолели бы это препятствие.
При воспалительных процессах важно преодолеть преграждающий заслон. Ведь нужно добиться проникновения лекарств в мозг. Но при искусственном преодолении естественного препятствия в мозг порой перемещаются не только лекарства, но и вредные шлаки.

В медицинской практике самым эффективным методом лечения мозга является ввод лекарства в желудочки мозга, другими словами, в обход барьера.

Лекарства, которые плохо проникают сквозь мозговой барьер, могут вводиться под оболочки мозга. Таким образом лечится менингит, а также воспаление мозга.
Медикаменты разрабатываются с учётом проходимости мозгового барьера.

Синтетические анальгетики, имеющие в своём составе морфин, наоборот, обязаны лишь избавлять человека от боли, но не проходить ГЭБ. Существуют антибиотики, лечащие воспалительные процессы, которые отлично проходят мозговой барьер. К ним относятся: «Нифурател», «Макмирор», «Бимарал», «Метоклопрамид». Хорошо проходят барьер медикаменты: «Мотилиум», «Мотилак». Наилучшая степень прохождения мозгового барьера у «Ампицилина» и «Цефазолина». Способность проникать сквозь ГЭБ у жирорастворимых соединений намного выше, чем у водорастворимых веществ.

Гематоэнцефалический барьер исключительно важен для обеспечения гомеостаза головного мозга, однако многие вопросы, касающиеся его формирования, все еще окончательно не выяснены. Но уже сейчас совершенно ясно, что ГЭБ представляет собой максимально выраженный по дифференцированности, сложности и плотности гистогематический барьер. Основная структурная и функциональная его единица - эндотелиальные клетки капилляров мозга.

Метаболизм мозга, как никакого другого органа, зависит от веществ, поступающих с кровотоком. Многочисленные кровеносные сосуды, обеспечивающие работу нервной системы, отличаются тем, что процесс проникновения веществ через их стенки является избирательным. Эндотелиальные клетки капилляров головного мозга соединены между собой непрерывными плотными контактами, поэтому вещества могут проходить только через сами клетки, но не между ними. К наружной поверхности капилляров прилегают клетки глии - второго компонента гематоэнцефалического барьера. В сосудистых сплетениях желудочков мозга анатомической основой барьера являются эпителиальные клетки, также плотно соединенные между собой. В настоящее время гематоэнцефалический барьер рассматривается не как анатомо-морфологическое, а как функциональное образование, способное избирательно пропускать, а в ряде случаев и доставлять к нервным клеткам с помощью активных механизмов транспорта различные молекулы. Таким образом, барьер выполняет регуляторную и защитную функции

В головном мозге есть структуры, в которых гематоэнцефалический барьер ослаблен. Это, прежде всего, гипоталамус, а также ряд образований на дне 3-го и 4-го желудочков - самое заднее поле (area postrema), субфорникальный и субкомиссуральный органы, а также шишковидное тело. Целостность ГЭБ нарушается при ишемических и воспалительных поражениях мозга.

Гематоэнцефалический барьер считается окончательно сформировавшимся, когда свойства этих клеток будут удовлетворять двум условиям. Во-первых, скорость жидкофазного эндоцитоза (пиноцитоза) в них должна быть крайне низкой. Во-вторых, между клетками должны формироваться специфические плотные контакты, для которых характерно очень высокое электрическое сопротивление. Оно достигает величин 1000-3000 Ом/см 2 для капилляров мягкой мозговой оболочки и от 2000 до 8000 0м/см2 для интрапаренхимальных мозговых капилляров. Для сравнения: средняя величина трансэндотелиального электрического сопротивления капилляров скелетной мышцы составляет всего 20 Ом/см2.

Проницаемость гематоэнцефалического барьера для большинства веществ в значительной степени определяется их свойствами, а также способностью нейронов синтезировать эти вещества самостоятельно. К веществам, которые могут преодолевать этот барьер, относятся, прежде всего, кислород и углекислый газ, а также различные ионы металлов, глюкоза, незаменимые аминокислоты и жирные кислоты, необходимые для нормального функционирования мозга. Транспорт глюкозы и витаминов осуществляется с использованием переносчиков. Вместе с тем D- и L-глюкоза обладают различной скоростью проникновения через барьер - у первой она более чем в 100 раз выше. Глюкоза играет главную роль как в энергетическом обмене мозга, так и в синтезе ряда аминокислот и белков.

Ведущим фактором, определяющим функционирование гематоэнцефалического барьера, является уровень метаболизма нервных клеток.

Обеспечение нейронов необходимыми веществами осуществляется не только с помощью подходящих к ним кровеносных капилляров, но и благодаря отросткам мягкой и паутинной оболочек, по которым циркулирует цереброспинальная жидкость. Цереброспинальная жидкость находится в полости черепа, в желудочках мозга и пространствах между оболочками мозга. У человека ее объем составляет около 100-150 мл. Благодаря цереброспинальной жидкости поддерживается осмотическое равновесие нервных клеток и удаляются продукты метаболизма, токсичные для нервной ткани.

Прохождение веществ через гематоэнцефалический барьер зависит не только от проницаемости для них сосудистой стенки (молекулярной массы, заряда и липофильности вещества), но также и от наличия или отсутствия системы активного транспорта.

Стереоспецифичным инсулиннезависимым транспортером глюкозы (GLUT-1), обеспечивающим перенос этого вещества через гематоэнцефалический барьер, богаты эндотелиальные клетки капилляров мозга. Активность данного транспортера может обеспечить доставку глюкозы в количестве, в 2-3 раза превышающем то, которое требуется мозгу в нормальных условиях.

Характеристика транспортных систем гематоэнцефалического барьера (по: Pardridge, Oldendorf, 1977)

У детей с нарушением функционирования этого транспортера отмечается значительное снижение уровня глюкозы в цереброспинальной жидкости и нарушения в развитии и работе мозга.

Монокарбоновые кислоты (L-лактат, ацетат, пируват), а также кетоновые тела транспортируются отдельными стереоспецифичными системами. Хотя интенсивность их транспорта ниже, чем транспорта глюкозы, они являются важным метаболическим субстратом у новорожденных и при голодании.

Транспорт холина в центральную нервную систему также опосредуется переносчиком и может регулироваться скоростью синтеза ацетилхолина в нервной системе.

Витамины мозгом не синтезируются и поставляются из крови с помощью специальных транспортных систем. Несмотря на то что эти системы обладают сравнительно низкой транспортной активностью, в нормальных условиях они могут обеспечивать транспорт необходимого для мозга количества витаминов, однако их дефицит в пище способен приводить к неврологическим расстройствам. Некоторые белки плазмы также могут проникать через гематоэнцефалический барьер. Одним из способов их проникновения является трансцитоз, опосредованный рецепторами. Именно так проникают через барьер инсулин, трансферрин, вазопрессин и инсулинподобный фактор роста. Эндотелиальные клетки капилляров мозга имеют специфические рецепторы к этим белкам и способны осуществлять эндоцитоз белок-рецепторного комплекса. Важно, что в результате последующих событий комплекс распадается, интактный белок может выделяться на противоположной стороне клетки, а рецептор вновь встраиваться в мембрану. Для поликатионных белков и лектинов способом проникновения через ГЭБ также является трансцитоз, однако он не связан с работой специфических рецепторов.

Многие нейромедиаторы, присутствующие в крови, не способны проникать через ГЭБ. Так, дофамин не обладает этой способностью, в то время как L-ДОФА проникает через ГЭБ с помощью системы транспорта нейтральных аминокислот. Кроме того, клетки капилляров содержат ферменты, метаболизирующие нейромедиаторы (холинестераза, ГАМК-трансаминаза, аминопептидазы и др.), лекарственные и токсические вещества, что обеспечивает защиту мозга не только от циркулирующих в крови нейромедиаторов, но и от токсинов.

Проникновение антимикробных средств через гематоэнцефалический барьер

Хорошо проникают

Хорошо проникают только при воспалении

Плохо проникают даже при воспалении

Не проникают

Хлорамфеникол

Сульфаниламиды: "Котримоксазол"

Нитроимидазолы: метронидазол

Противотуберкулезные препараты: изониазид, рифампицин, этамбутол и др.

Противогрибковые препараты: флуконазол

Пенициллины: ампициллин, амоксициллин, пенициллин и др.

Цефалоспорины III, IV поколений

Карбапенемы: имипенем

Аминогликозиды: амикацин, канамицин

Тетрациклины: доксициклин, тетрациклин

Гликопептиды: ванкомицин

Фторхинолоны: офлоксацин, пефлоксацин

Пенициллины: карбанициллин

Аминогликозиды: гентамицин, нетилмицин, стрептомицин

Макролиды

Фторхинолоны: норфлоксацин

Противогрибковые препараты: кетоконазол

Линкозамиды: клиндамицин, линкомицин

Полимиксины: полимиксин В

Противогрибковые препараты: амфотерицин В

При инфекциях ЦНС эффективность лечения принципиально зависит от степени проникновения антимикробного средства через ГЭБ и уровня его концентрации в спинномозговой жидкости. У здоровых людей большинство антимикробных средств плохо проникает через ГЭБ, но при воспалении мозговых оболочек степень прохождения для многих лекарственных средств увеличивается.

2.Препараты сульфаниламидов пролонгированного действия.

К препаратам длительного действия относятся сульфапиридазин (сульфа-метоксипиридазин, спофадазин) и сульфадиметоксин (мадрибон, мадроксин). Они хорошо всасываются из желудочно-кишечного тракта, но медленно выво­дятся. Максимальные концентрации их в плазме крови определяются через 3-6 ч.

Длительное сохранение в организме бактериостатических концентраций пре­паратов, по-видимому, зависит от их эффективной реабсорбции в почках. Может иметь значение и выраженная степень связывания с белками плазмы крови (на­пример, для сульфапиридазина она соответствует примерно 85%).

Таким образом, при использовании препаратов длительного действия в орга­низме создаются стабильные концентрации вещества. Это является несомнен­ным преимуществом препаратов при антибактериальной терапии. Однако если возникают побочные явления, продолжительный эффект играет отрицательную роль, так как при вынужденной отмене вещества должно пройти несколько дней, прежде чем закончится его действие.

Следует учитывать также, что концентрация сулфапиридазина и сульфадиметоксина в спинномозговой жидкости невелика (5-10% от концентрации в плазме крови). Этим они отличаются от сульфаниламидов средней продолжительности действия, которые накапливаются вликворе в довольно больших количествах (50-80% от концентрации в плазме).

Назначают сульфапиридазин и сульфадиметоксин 1-2 раза в сутки.

Препаратом сверхдлительного действия является сульфален (келфизин, сульфаметоксипиразин), который в бактериостатических концентрациях задержива­ется в организме до 1 нед.

Препараты длительного действия наиболее целесообразно использовать при хронических инфекциях и для профилактики инфекций (например, в послеопе­рационном периоде).



Рассказать друзьям