Что такое школа для детей с ограниченными возможностями. Правила обучения в дистанционной школе для детей-инвалидов в новосибирской области Порядок записи и необходимые документы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Её основная особенность состоит в том, что большая часть уроков проводится дистанционно, а очно ребята работают в школе несколько раз в неделю в небольших группах. Школа бюджетная, но на её базе организовано солидное количество платных услуг дополнительного образования - от веб-дизайна и литературных гостиных до театральной и естественно-научных студий-лабораторий. Здесь инклюзия действует как будто наоборот - не «особенные» дети включаются в «обычную» школу, а обычные дети включаются в не очень привычный для них процесс очно-заочного обучения, уютное общение со сверстниками и индивидуальное внимание учителя.

Почитайте небольшую беседу с директором i-Школы Александром Ездовым, которая развеет все типичные страхи о том, что использование информационных технологий обязательно лишает детей навыков общения и работы в коллективе.

Александр Ездов

В прошлом учитель информатики, ныне - директор самой первой в Москве школы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, кандидат педагогических наук.

Дети учатся примерно так же, как и в обычной школе: у них есть расписание, в котором есть все те же учебные предметы (и даже чуть больше).

Расскажите об i-Школе. Какие дети у вас учатся?

В нашей школе обучаются в основном ребята с ограниченными возможностями здоровья. Это очень разные дети с разными заболеваниями, но объединяет их всех одно: они не в состоянии посещать обычную школу, ходить туда каждый день. Для того, чтобы они успешно учились, нужны специальные программы, точнее сказать, индивидуальные учебные программы, которые усиливают их возможности и компенсируют недостатки.

Начинали мы с обучения только таких детей. Но сегодня у нас учатся не только ребята с ограниченными возможностями здоровья. В нашу школу пришло уже около сотни обычных детей, которые не хотят быть в «образовательном конвейере», а хотят, чтобы их учили индивидуально. Ведь не только дети с ограниченными возможностями здоровья обладают индивидуальными особенностями.

А почему выбрано название «i-Школа»?

C буквы i начинались все информационные технологии. Интернет начинается с буквы i. Мы стали первой дистанционной школой, которая обучала детей с ограниченными возможностями здоровья, и решили, что это будет правильной ассоциацией.

Первой школой в Москве?

Первой школой в России.

Как у вас проходят занятия?

Дети учатся примерно так же, как и в обычной школе: у них есть расписание, в котором есть все те же учебные предметы (и даже чуть больше), что и у детей из среднестатистической школы, только часть этих занятий проходит дистанционно. То есть они садятся у себя дома около компьютера, раздается звонок с помощью системы видеоконференции и они со своими «одноклассниками» приступают к уроку. У них есть учитель, есть информационная система, которая является неотъемлемой частью проведения урока, учебно-информационная среда. На таких уроках особое внимание уделяется групповой деятельности. Мы стараемся сделать так, чтобы дети могли вместе общаться, обсуждать те темы, которые им предлагают учителя. Так с помощью содержания школьных предметов мы отрабатываем модель повседневной жизни.

Раз вы заговорили об общении, сложно не вспомнить о страхе родителей перед тем, что их дети, вынужденные проводить много времени дома и в больницах, будут оторваны от реальной жизни, лишены общения с другими детьми.

Социализация и в целом процесс общения занимает важнейшую часть в жизни любого человека. Возьмите любую профессиональную сферу - умение работать в команде требуется практически везде; современный человек должен уметь слышать других и заниматься совместной деятельностью. Информационные технологии, с помощью которых мы проводим каждый урок, довольно здорово с этим справляются. Ну, например, дети могут вместе писать текст, находясь в разных точках города. Они могут писать вместе статью или отчет, открыв виртуальный документ. А учитель может оценить роль каждого ученика, так как в таком документе сохраняется как история действий каждого по отдельности, так и коллективный результат, что является очень важной частью для стимуляции коллективной деятельности.

Кроме того, дети общаются не только виртуально, но и лично. У нас есть мощнейшая театральная студия, которая уже является лауреатом международных конкурсов. Концепция театральной студии соответствует всей стратегии школы: раскрыть и использовать весь потенциал, который есть у ребенка. Также в школе есть курсы дополнительного образования. Сегодня у нас запущено 150 дистанционных и очных курсов, на которых дети много времени проводят вместе. Они ходят на виртуальные экскурсии, поскольку обычные экскурсии чаще всего им недоступны, посещая их в разных городах и даже в разных странах. Вместе составляют эти экскурсии, ведут экскурсии друг для друга, программируют какие-то элементы в современных языках программирования для того, чтобы завтра это можно было делать в рамках какой-нибудь коммерческой интернет-компании. Играют на музыкальных инструментах и даже поют хором.

В школе организована довольно интенсивная очно-дистанционная жизнь. Конечно, все мы, вспоминая про школу, где учились сами, помним не урок математики или географии, а скорее какую-то олимпиаду или викторину, поход или спектакль, где были вместе с друзьями и делали что-то интересное. Детям в нашей школе мы стараемся подарить максимум таких впечатлений. По каждому учебному предмету у нас проходят олимпиады, их победители выезжают на окружные, а потом и городские олимпиады. Не без гордости скажу, что один из наших учеников даже стал лауреатом всероссийской олимпиады по математике!

Умение работать в команде требуется практически везде; современный человек должен уметь слышать других и заниматься совместной деятельностью.

А что делают ваши ученики после окончания школы?

Человек с ограниченными возможностями здоровья в городе, где довольно высокая конкуренция на получение той или иной должности на работе, к сожалению, находится в уязвимой позиции. И мы понимаем, что детство у всех когда-то заканчивается. Мы готовим наших ребят к этой жизни, к тому, что придётся искать себе работу и чем-то заниматься. Образование высокого качества необходимо для дальнейшей профессиональной реализации. Своей ориентацией именно на знания мы и отличаемся от других учреждений. Есть центры, где очень хорошая реабилитационная база, или где дети собраны с одной нозологией вместе. Мы же даём академические знания и социальные навыки, помогающие человеку в дальнейшем найти себя. Наши выпускники очень разные, как и в любой школе. У нас есть дети, которые поступают в престижные вузы, получают медаль после окончания школы или очень высокие баллы на ЕГЭ. Есть дети, которые не обладают такими высокими академическими успехами. Но, тем не менее, мы стараемся найти место в обществе каждому, кто просит нас в этом ему помочь. В частности, несколько человек работают в нашей школе. Кто-то преподает, кто-то является инженером по информационным технологиям, кто-то даже просто курьером.

Вы много говорите об информационных технологиях. Успеваете ли следить за их развитием и обучать учителей?

Действительно, информационные технологии развиваются очень стремительно и учителю в одиночку сложно за ними поспеть.

Но у учителей есть серьёзное подспорье - учительское сообщество.

Если один нашел что-то интересное, он обязательно сообщит об этом другим. Такой обмен опытом часто перерастает во внутришкольные курсы для учителей. Кроме того, в освоение новых технологий многое привносят и сами ученики. Дети иногда на уроке подсказывают учителю, как эффективнее использовать тот или иной инструмент. Такое взаимообучение тоже является очень важной частью школы, к тому же это создаёт правильную атмосферу взаимодействия между учениками и учителями, такой демократический дух.

Взаимообучение создаёт правильную атмосферу взаимодействия между учениками и учителями, такой демократический дух.

Каков же портрет учителя в вашей школе? Это прежде всего человек, который умеет общаться с особенными детьми, или человек, который «на ты» с информационными технологиями?

Специалистов, которые знали бы все нозологии детей, при этом владели бы информационными технологиями на неплохом уровне, плюс к этому знали дидактику и методику дистанционного обучения, практически нет. Когда мы берём на работу учителя, просим его владеть только одним инструментом - умением учиться.

Вы работали в простой школе учителем, а сейчас руководите своей. Какие вы видите отличия вашей школы от, скажем так, «среднестатистической»?

У нас больше, чем в обычной школе, заметно, что все люди очень разные. Здесь совершенно невозможно сравнивать двух детей уже потому, что они визуально друг от друга отличаются. В обычной школе возникает иллюзия, что дети очень похожи, что можно работать не с каждым учеником, а на весь класс одновременно. Это иллюзия и сущая неправда. Современная школа должна учить индивидуально. Мы это делать можем. Потому что, во-первых, мы понимаем, что все разные, а во-вторых, умеем так выстроить учебный процесс, чтобы каждый на самом деле учился в своём темпе. У каждого ребенка в нашей школе есть индивидуальная образовательная программа по каждому предмету. И это главная особенность и преимущество нашей школы.

Вообще был бы очень полезен процесс обмена между школами педагогическими технологиями или даже целыми электронными курсами. В каждом образовательном учреждении есть что-то уникальное, что оно могло бы дать. А если представить себе вот такую ярмарку по обмену между школами, то на эту ярмарку мы бы, скорее всего, принесли модель нашего индивидуального обучения и приёмы использования информационных технологий для продуктивного обучения совершенно разных людей.

Что вы считаете главным достижением школы за 13 лет её существования?

В нашей школе часто бывают гости. Они приходят к нам на уроки, смотрят, как они проходят, как у нас здесь всё утроено. И все они отмечают одно и то же - наши учителя настроены на общение. Они улыбаются. Они с удовольствием берутся за дело. Готовы помочь каждому, с кем они работают. Вот это, мне кажется, самое главное.

Никакие информационные технологии, конечно, не заменят живого, душевного человека, который готов принять и понять того, с кем он работает.

Это самое ценное, что есть в нашей школе. Улыбающийся учитель - это классно! И я бы очень хотел, чтобы это сохранилось на следующие 13, 15 или 50 лет.

Дистанционное обучение детей-инвалидов

в МБОУ СОШ №1 г. Климовск Московской области

(из опыта работы Лоскутовой В.В. – учителя начальных классов)

Дети-инвалиды – особая категория учащихся и имеют право на особую заботу и обучение. С 2012 г. наша школа вступила в проект Дистанционного обучения детей-инвалидов. Учителя и дети обеспечены комплектами компьютерной техникой, цифровым учебным оборудованием.

Школа стремится дать образование на таком уровне, чтобы ребенок-инвалид пришел к итоговым контролям знаний в форме ГИА и ЕГЭ на равных условиях со всеми другими детьми. Что является основной целью нашей образовательной деятельности. Обязательным условием работы педагога является учет возможностей здоровья ребенка, психофизиологических особенностей, способностей; ориентированность на перспективы развития обучающегося, раскрытие его потенциала.

Дистанционное обучение позволяет: получить образование в соответствии с ФГОС, о бучаться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, используя специализированное новейшее компьютерное оборудование, рассчитанное на детей-инвалидов, развить творческие способности и участвовать в проектной, исследовательской деятельности.

Я обучаю детей с разными диагнозами. Урок – основная единица образовательного процесса. Преподаватель дистанционного урока должен ориентироваться на определенный алгоритм его построения, насыщенного электронным контентом. Поскольку важное значение имеет контент, которым заполняются этапы дистанционного урока, то преподаватели проводят постоянный мониторинг образовательных сайтов. Рекомендуем к использованию в педагогической деятельности следующие сайты, богатые ценными разработками, интересными находками, различными материалами к уроку:

1. http://vacad.ru - Здесь, зарегистрировавшись, можно получать различную информацию о системе ДО, перенимать опыт и обмениваться мнениями с коллегами, уже давно работающими в этой сфере.

2. InternetUrok.ru – Коллекция видеоуроков по основным предметам школьной программы.

4. http://www.rusedu.ru/ - Архив учебных программ и презентаций (тесты, уроки, рефераты и т.д.) (сайт можно использовать для самостоятельного просмотра учеником по заданной теме).

5. http://www.school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

8. http://аудиохрестоматия.рф - Масштабный всероссийский образовательный медиапроект. Это аудиокурс, упорядоченный в соответствии с утверждённой Министерством образования и науки РФ школьной программой по литературе. Среди аудиозаписей – отрывки из прозаических произведений и циклов стихов, принадлежащих как русской, так и зарубежной литературной традиции, в классических переводах.

В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов по электронной почте. При этом можно передавать не только текстовую информацию, но и видеоматериалы, контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Создавая уровневые домашние задания с различными способами коррекции на каждом занятии. Составление учащимися кроссвордов, написание ими рефератов, сказок, стихов, представление информации средствами мультимедиа-технологий, презентаций, Flash-анимации, отработка навыков с помощью программ-тренажеров, интерактивное исследование учебного материала на образовательных сайтах сети Интернет, посещение электронных библиотек, словарей, проведение виртуальных экскурсий.

На своем опыте, учитывая, что основным видом деятельности детей семи - десяти лет является игровая, я убедилась, что использование ЦОРов в дистанционном обучении:

  • во-первых, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;
  • во-вторых, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;
  • в-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
  • в-четвертых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки исследовательской деятельности;
  • в-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Хочу остановиться на тех ЦОРах, которые использую в дистанционном обучении:

1.Презентации, которые дают уроку привлекательность своим разнообразием.

Презентация - это представление чего-либо нового, она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» гласит пословица.

2.Тренажёры. Использование дидактических игр-тренажёров позволяет существенно интенсифицировать работу учащихся, увеличить количество повторений действий за счёт повышения мотивации. Благодаря компьютерному тренажеру ученик может в удобном ему режиме за более короткое время и меньшие затраты достичь цели обучения. Используя эти игры, у детей не возникает стресса и страха. Даже слабоуспевающие ученики охотно работают с тренажером. Допустив ошибку, учащиеся имеют возможность вернуться к заданию и ответить правильно.

3.Flash-анимация на уроках – это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала.

В единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru) можно скачать хорошие анимации почти по всем предметам.

4.Тест (от английского слова test - проверка, задание) - это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности. Использование тестов дает возможность вносить своевременную коррекционную работу в процесс преподавания, достоверно оценивать и управлять качеством обучения.

И как видно, с применением ЦОРов на уроках дистанционного обучения, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Ребенок заинтересован, приобщен к творческому поиску; активизирована его мыслительная деятельность. Процесс становится нескучным, разнообразным, творческим. Эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребенка.

Творчески организованный урок с использованием дистанционных технологий способствует формированию в учащихся склонности к самостоятельному поиску информации, дальнейшему развитию своих способностей. В свою очередь для педагога открываются возможности обогащения внеурочной деятельности и поддержки талантливого ученика. Границы таких возможностей с использованием всевозможных интернет-олимпиад, дистанционных конкурсов и прочих ресурсных центров глобальной сети практически необъятны. Современный учитель непременно должен использовать эти ресурсы, привлекая учащихся к участию в мероприятиях развивающего и творческого характера. Самые простые технологии интерактивности, доступные в начальной школе - это создание своих собственных презентаций, и посложнее - проектов. Проектная деятельность развивает навыки самостоятельного мышления, наблюдательность, внимание, воображение, цветовые ощущения, повышается успеваемость учащихся. Метод проектов, используемый на занятиях, формирует положительное и ответственное отношение к учению, вызывает устойчивый интерес к учебной деятельности.

Кроме школы творческие способности у детей развивают родители. Федор Монаенков посещает музыкальную школу. Агафонов Даниил занимается рукоделием.

Эффективная организация системы дистанционного образования детей-инвалидов создает среду, развивающую у детей интерес не только к информационным технологиям, учебной и исследовательской деятельности, но и способствует всестороннему развитию ребенка-инвалида, позволяет найти, оптимальный для себя, способ успешно адаптироваться в жизни.


Несмотря на стремительно развивающиеся технологии, открытия, прогресс в медицине, мир все еще не способен подарить человеку здоровье. Но жизнь инвалидов в современном обществе может быть ярче и интереснее, чем еще несколько десятилетий назад. На смену уличным барьерам, жизненным препятствиям, бюрократии и несправедливости может придти безграничное общение, новые возможности и полноценная жизнь. Этот шанс дарит в том числе дистанционное обучение инвалидов.

Дистанционное обучение инвалидов: варианты

Еще недавно психологи, врачи и чиновники говорили о необходимости инклюзивного обучения детей-инвалидов. То есть предлагалось включать детей с особыми потребностями в обучение с другими детьми, при этом процесс получения образования должен быть доступен для любого ребенка.

Конечно, инклюзивное образование имеет свои плюсы: дети-инвалиды находятся в социальной среде, у них есть возможность общаться, проявлять себя, они учатся дружить, при этом получают полноценное образование. Инклюзивное обучение возможно в высших учебных заведениях.

Но в отличие от дистанционного обучения инвалидов, для осуществления инклюзивного обучения школам и вузам требуется специальное техническое оснащение зданий, лестниц, классов, необходимо разрабатывать специальные учебные программы и в идеале обеспечивать людей с ограниченными возможностями личным помощником.

Реформирование учебной программы и перепланировка помещений зачастую упираются в финансовые проблемы и бюрократические препоны.

В итоге инклюзивное обучение в России оказывается недоступным для большинства инвалидов. Мировая же практика доказывает успешность данного вида обучения, правда, за рубежом государственные и муниципальные образовательные учреждения получают бюджетное финансирование на каждого ребенка-инвалида, поэтому каждое учреждение заинтересовано в том, чтобы развивать комфортные условия и увеличивать число таких учеников.

В России инклюзивное образование доступно в Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской областях. В Москве 47 школ готовы принять детей с ограниченными возможностями.

Традиционно обучение инвалидов осуществлялось в коррекционной школе. Ранняя дошкольная коррекционно-педагогическая помощь способна подготовить ребенка к обучению в обычной школе наравне с другими детьми.

Существует также вариант домашнего обучения, когда педагоги приходят домой к ребенку и ведут обучение по общей или специальной программе. Такой формат позволяет получить школьный аттестат, но получить высшее образование не представляется возможным.

Но инвалиды, проживающие в малых городах и селах, по-прежнему, остаются ограниченными в возможностях обучения. Когда традиционные формы недоступны, на помощь приходит дистанционное обучение инвалидов.

Особенности дистанционного обучения инвалидов

В современном мире существует огромное количество вариантов предоставления образовательных услуг с помощью средств связи - это не только электронная почта, но и специальные мессенджеры, которые позволяют общаться в формате реального времени.

Для успешной работы дистанционного обучения необходим центр. Сотрудники этого центра будут выходить с обучаемым на связь, давать задания, проверять их выполнение. Сейчас возможно и групповое обучение онлайн, ведь преподавателей всегда не хватает, а с помощью современных мультимедийных средств учитель может устраивать виртуальный урок сразу для нескольких учащихся. К тому же групповое обучение помогает инвалидам социализироваться и общаться.

Несомненным плюсом является то, что центры дистанционного обучения не нуждаются в материальном переоснащении помещений, ведь все обучение происходит дистанционно.

К тому же такая форма обучения позволяет заниматься людям из самых разных регионов и городов. То есть дистанционное обучение инвалидов стирает границы и барьеры.

Для того чтобы начать обучение, как правило, достаточно иметь компьютер, интернет и веб-камеру (в некоторых регионах это оборудование предоставляется детям-инвалидам безвозмездно).

В дистанционном обучении инвалидов существуют разные формы занятий:

  • чаты, когда все участники занятия одновременно имеют доступ к информации и общаются в онлайн-чате;
  • веб-занятия, с помощью которых проводятся дистанционные уроки или контрольные работы.

Таким же образом возможно осуществлять консультации с преподавателем, лабораторные работы, развивать навыки речи и аудирования.

Такое смешанное дистанционное обучение максимально приближает его к традиционному образованию, ведь в нем есть элемент интерактивности и групповое обучение. Однако при этом дистанционное обучение более индивидуально, направлено на конкретного учащегося.

Инвалид может отчасти планировать деятельность, ставить цели и задачи в соответствии с собственными возможностями и потребностями. Несмотря на географическую дистанцированность и невозможность посещать образовательные учреждения из-за болезни, инвалид благодаря дистанционному обучению получает качественное образование, сочетающее в себе индивидуальный подход и методы обычного образования.

Дистанционное обучение в России стремительно развивается не только в школах, но и в высших учебных заведениях. В отличие от заочной формы получения высшего образования, дистанционное обучение инвалидов позволяет обучаемому и преподавателю общаться чаще и эффективнее.

Благодаря современным технологиям учащийся может отправлять запрос напрямую преподавателю, а тот, в свою очередь, может оперативно реагировать, контролировать и корректировать обучение.

Темы, методы и количество изучаемого материала подбираются индивидуально, это позволяет выстраивать эффективную систему обучения. Преподаватель может своевременно заметить успехи и предпочтения обучаемого и помочь реализовать потенциал, развивать способности.

Проблемы дистанционного обучения инвалидов

К сожалению, при всех преимуществах дистанционного обучения инвалидов, есть и ряд недостатков системы. Во-первых, при организации центров дистанционного образования в школах или высших учебных заведениях плохо проработана психологическая сторона обучения. Ведь не только дети, но и взрослые нуждаются в психологической помощи, поддержке, одобрении и мотивации.

Во-вторых, несмотря на стремительно развивающиеся технологии практических электронных учебников для обучения по-прежнему мало.

Юных ребят необходимо в первую очередь учить обращаться с компьютером и другими техническими средствами. Иногда требуется подготовка родителей или родственников инвалидов, да и учителям требуется специальное обучение. Причем преподаватели должны обучиться не только компьютерным технологиям, но и ознакомиться с психологическими аспектами обучения инвалидов.

Далеко не каждая семья способна купить себе все необходимые устройства для получения дистанционного образования.

Дистанционное обучение в высшем учебном заведении стоит немалых денег, а добиться бесплатного обучения желаемой специальности даже в дистанционном виде бывает невозможно.

Shutterstock.com

Дистанционное обучение: достижения

В Москве уже более десяти лет дистанционная форма обучения работает в ГОУ Центр образования « Технология обучения ». В центре есть курсы разных направлений, в том числе и курсы предпрофессиональной подготовки. Обучение проводится как индивидуально, так и в группах из четырех человек.

Успешные примеры дистанционного обучения инвалидов есть и в других регионах, например в Сахалинской области по принципу дистанционного образования работает несколько школ, используя в работе материалы московского центра «Технология обучения».

В настоящее время во многих вузах стали появляться дистанционные формы обучения инвалидов, причем по самым разным специальностям. Как правило, вступительные экзамены проводятся с помощью компьютерного тестирования. Высшие учебные заведения предлагают инвалидам дистанционно получить гуманитарное, техническое образование, повысить квалификацию или пройти переподготовку.

Человеческое сострадание всегда помогало инвалидам хоть как то облегчить их жизнь. В настоящий момент данная функция возложена на государство.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Принятие новых законов, которые направлены на поддержку детей-инвалидов, сейчас достаточно актуальны.

Возможность получения образования детям-инвалидам в 2019 году была скорректирована государством, неся новые возможности этому незащищенному сегменту общества.

Что нужно знать

Инвалид — данный термин вызывает у нас чувство жалости к нетрудоспособному человеку, которому не доступны все радости повседневной жизни.

Мы сочувствуем человеку, который передвигается в коляске, с тростью или имеющего другие серьезные патологии. Мы живем полной жизнью и считаем, что нас никогда не коснется эта участь.

Но болезнь может войти в нашу с тобой жизнь, и мы не сможем ничего поменять. Мы оказываемся по другую сторону жизни, к которой мы привыкли.

Необходимые термины

Человек, который перенес серьезную травму или болезнь первое, что слышит от врачей — «Вы стали инвалидом».

Причины, по которым устанавливается инвалидность следующие:

  • устойчивая утрата способности трудится, что вынуждает пациента покинуть работу на продолжительный период времени;
  • вынужденное, существенное изменение условий работы;
  • ограничение жизнедеятельности, что не позволяет человеку обслуживать себя;
  • потребность в реализации мер соцзащиты индивидуума.

Человек признается инвалидом после прохождения . МСЭ изучает заключения врачей разной специализации о физическом и психическом состоянии больного.

Классификация инвалидов и критерии их оценки установлены Министерством здравоохранения.

Степень нарушения функций организма больного влияет на группу инвалидности, а граждан, не достигших шестнадцати лет, относят к категории «детей- инвалидов». МСЭ проходят по месту жительства.

Если больной по состоянию здоровья не может самостоятельно приехать для прохождения МСЭ, то обследование пациента и заключение проводится:

  • дома у больного;
  • заочно на основании документов, которые предоставляются с согласия больного или его представителя;
  • в стационаре, где больной проходит лечение.

Законодательная база

Теперь поступить в высшее заведение без очереди на бакалавра и специалиста в рамках квоты могут:

  • инвалиды с детства;
  • инвалиды I и ;
  • дети-инвалиды;
  • лица, получившие инвалидность в период военной службы.

Законодательный акт предусматривает выделение квоты, при этом заключение МСЭ не нужно.

На законодательном уровне за детьми-инвалидами закреплено право на получение образования. Под действия данного закона попадают все субъекты РФ.

Условия развития дистанционного образования детей-инвалидов

В 2019 году Министерство образования продолжает вносить изменения, которые призваны улучшить образование детей-инвалидов, осуществляемого дистанционно.

В России планируется поэтапное формирование условия для обучения инвалидов дистанционно.

При такой форме обучения можно кроме общих предметов, получить и дополнительное образование детям .

Основной целью такого обучения является наличие условий для формирования качественного обучения ребенка-инвалида, учитывая его увлечения и предпочтения, с применением интернета.

Обучаться дистанционно можно:

  1. Дома.
  2. Дистанционно.

Варианты организации процесса

В настоящий момент в России, кроме отсутствия надлежащего образования лиц с ОВЗ, ребенок сталкивается со следующими проблемами:

  1. Недостаток общения со сверстниками и взрослыми людьми.
  2. Нарушение связи с окружающей средой.
  3. Ограничение доступа к информационным технологиям.
  4. Нехватка общения с ценностями культуры и природой.

Дети с ограниченными возможностями испытывают:

  • низкую самооценку;
  • им присуща неуверенность в себе;
  • им тяжело понять и выбрать свою жизненную цель.

Все это ведет к медленному процессу интеграции детей-инвалидов. Решить эти проблемы поможет доступность дистанционного образования и обучения на дому.

На дому

Когда ребенок-инвалид не может на постоянной основе посещать школу, то он может учиться дома. Принять такое решение могут компетентные органы местной власти.

Для этого родителям требуется представить ряд документов:

  • заявление на необходимость проходить обучение малышом дома;
  • заключение МСЭ о необходимости ребенку-инвалиду учиться на дому из-за состояния его здоровья.

Родителям необходимо заключить договор с администрацией школы или с органом исполнительной власти, которые осуществляют работу в области образования.

Следует знать, что соглашение на обучение в домашних условиях составляется в определенной форме, которая утверждена законодателем.


Если малыш обучается дома с применением дистанционных средств, то ему на период обучения должны предоставляться средства связи и компьютер за счет бюджета населенного пункта, где проживает ребенок.

Дистанционное

Различают несколько видов дистанционного обучения:

  • веб и чат-занятия;
  • телеприсутствие;
  • телеконференции;
  • использование сети Интернет.

При обучении в дистанционном режиме можно:

  • проходить обучение в общеобразовательном учреждении, независимо от материальных условий семьи инвалида и от места ее проживания;
  • слушать лекции в удобном для себя месте, заниматься по расписанию, согласованному с родителями школьника, применяя специализированное компьютерное оборудование.
  • получать дополнительное образование;
  • использовать и получать навыки коллективной работы;
  • пройти подготовку к поступлению в ВУЗ;
  • осуществить развитие творческих способностей школьника;
  • принять участие в исследовательской работе;
  • получить возможность консультироваться с профильными врачами (психологом, логопедом, дефектологом и т.д.).

Дистанционного обучения позволяет детям-инвалидам получить реабилитацию и коррекцию развития, достичь полной интеграции среди своих сверстников.

Возможные компенсации

Обязанность государства – дать инвалиду образование, на которое выделяются бюджетные средства. Это осуществляется 2 способами:

  1. В общеобразовательной школе.
  2. На дому.

Родителям, обучающих инвалида дома, выплачивается после того, как ребенок достигнет возраста 6 лет и 6 месяцев.

То есть с того периода времени, когда инвалид может начать учебу в общеобразовательной школе. Выплаты компенсации производятся до завершения обучения в школе (по достижению 18 лет).

Срок получения образования в школе может быть увеличен, если у подростка, имеются различные серьезные патологии.

Если ребенок обучается дома, то количество часов занятий с учителем из школы намного меньше, чем при обычном посещении школы. Поэтому большую часть работы ребенок должен делать сам

Родители могут согласовать с педагогом из учебного заведения о дополнительных занятиях, но количество часов таких занятий ограничено законом до 3 часов в неделю.

Только фактические расходы на обучение будут компенсированы и они не должны превышать установленный норматив.

Чтобы семья инвалида получила компенсацию, родители должны подать заявление о необходимости дополнительных общеобразовательных руководителю школы, который утвердит размер компенсации, выплачиваемую семье инвалида.

При составлении заявления, в нем нужно указать:

  • паспортные данные;
  • справка из ЖЭКа, подтверждающая регистрацию малыша.
  • документ о рождении ребенка-инвалида.

К заявлению следует приложить ряд документов:

Когда договор об обучении на дому подписан, в он заключается сроком на 1 год, можно будет получить компенсацию.

Если расходы превышают установленный лимит, то их несут родители ребенка. Дети-инвалиды не достигшие школьного возраста имеют право присутствовать на некоторых занятиях детсаду.

Плата с родителей не взимается, если малыш болеет определенным заболеванием. Так же государство предоставляет для определенных групп населения, чей малыш посещает детский сад.

К ним относятся:

  • семьи военных;
  • одинокие матери;
  • родители, имеющие ребенка-инвалида;
  • многодетные семьи;
  • семьи, где один из родителей призван на военную службу;
  • если оба родителя студенты.

Перечень льгот

Для детей-инвалидов, не достигших 7 лет, предоставляется возможность на получение мер реабилитации и получение всего необходимого для пребывания в детском саду.

Существует ряд льгот для этой категории инвалидов:

  • зачисление в дошкольное заведение без очереди;
  • за пребывание и питание в дошкольном учреждении с родителей плата не взимается.

Если малыш не способен посещать детский сад из-за его состояния здоровья, то ему в обязательном порядке предоставляется возможность на безвозмездное поступление в специализированный детский сад без очереди.

Школьники обладают теми же правами, которые перечислены выше. Они могут учиться как в общих, так и в специализированных школах

Денежные средства на содержание детей-инвалидов в детских садах и школах выделяются бюджетом.

Дети и школьники, имеющие физиологические и психологические патологии, с согласия родителей могут проходить обучение в специальных учебных заведениях.

Обучение в данных заведениях осуществляется с учетом заключения . Родители могут выбрать вариант обучения ребенка-инвалида на дому.

Государство предоставляет возможность детям-инвалидам поступать в государственные учебные заведения вне конкурса.

Какие существуют проблемы в России

В настоящее время можно выделить 2 проблемы, с которыми сталкивается ребенок-инвалид:

Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, слуха и незначительными отклонениями в интеллекте может посещать учебные заведения.

Но, огромное количество детей-инвалидов не может посещать общеобразовательные заведения, и вынуждены обучаться по индивидуальной программе.

Часто педагог затрудняется подобрать правильную индивидуальную систему обучения ребенка. Часто это касается детей с психическими отклонениями

У нас в стране очень мало учителей, которые способны обучать таких детей. Цель школы – подготовить ребенка к жизни в социуме и дать ему необходимые для этого знания.

И хоть в пединститутах на лекциях читают специальные предметы, такие как дефектология, коррекционная педагогика, специальная психология, учителей готовят для обучения детей, которые не имеют ярко выраженных нарушений со здоровьем.

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого подхода.

Для каждого нарушения существует своя схема коррекции и развития .

Поэтому школы для таких детей делятся на виды в соответствии с нарушениями в здоровье и его степенью.

Что представляют собой данные учебные заведения

Для детей с проблемами здоровья требуются специальные образовательные программы.

К сожалению, в последние годы эта проблема становится актуальнее, так как число и детей с ОВЗ только растет. Закон «Об образовании» предусматривает равные возможности в получении образования для всех несовершеннолетних, независимо от состояния здоровья и нарушений их психофизического состояния. Обеспечить им эту возможность призваны специальные коррекционные учебные заведения.

Особенность таких учреждений состоит в том, что для обучаемых в них создается особая развивающая среда, которая способствует получению образования, соответствующему специальной программе. Кроме того, здесь применяются специфические методики воспитания и развития, созданы все условия для лечения и исправления нарушений развития. Большое значение придается социализации таких деток, их самореализации в профессиональной или социальной деятельности.

Направлять ребенка на обучение в такой школе специальная комиссия может только после психолого-медико-педагогического заключения и с согласия его родителей. Каждая школа самостоятельно разрабатывает учебный план , в рамках которого будет реализовывать программу подготовки учащихся, учитывая особенности их психофизического развития.

Кроме образовательной деятельности в таких школах ученикам обеспечивают полное медицинское и психологическое сопровождение. В штат школы обязательно входят педиатры, врачи-специалисты, психологи. Они помогают педагогам строить учебно-воспитательный процесс с учетом нарушений в развитии. Дети при необходимости получают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, для них организуются занятия лечебной физкультурой, массаж и другие коррекционные и терапевтические мероприятия.

Школы для детей с ограниченными возможностями могут быть как государственными, так и частными . По решению комиссии ребенок может быть переведен в обычную общеобразовательную школу, если в ней созданы все условия для работы с такими малышами. В последние годы большое распространение получила форма инклюзивного образования , когда дети с нарушениями в развитии учатся совместно со здоровыми.

Виды учреждений

Для детей с особенностями развития существуют несколько типов образовательных учреждений.

В зависимости от видов и степени нарушений психофизического здоровья учащегося такие заведения делятся на 8 видов.

Для неслышащих учеников

Здесь педагоги и воспитатели, совместно с врачами-специалистами и психологами занимаются воспитанием, обучением, социализацией и профессиональной подготовкой детей с полным отсутствием слуха.

Главное внимание уделяется формированию навыков логического мышления, развитию вербальной речи, расширению речевой практики.

Много работы проводится для развития и максимально возможного сохранения остаточного слуха. Дети занимаются в школе в течение 12 лет в классах, численностью не более 12 человек.

Слабослышащие и позднооглохшие

Главная задача специалистов, работающих в таких школах, – это преодоление и коррекция последствий, связанных с нарушениями или потерей слуха.

Педагоги должны стимулировать развитие речи, сформировать навыки чтения с губ. В таких школах дети занимаются на двух отделениях.

В первом – имеющие небольшие проблемы, связанные с нарушением слуха, такие как дисграфия и дислексия, фонетико-фонематические отклонения в речи.

На другом отделении занимаются с учащимися, имеющими большими проблемы в развитии речи из-за серьезных нарушений слуха.

В зависимости от степени развития отклонений дети учатся в такой школе от 10 до 12 лет . При успешной коррекции со временем по решению комиссии ребенок может быть переведен в общеобразовательные учреждения.

Незрячие

Здесь учатся дети с полным отсутствием или минимальным остаточным зрением.

Максимальное сохранение остаточного зрения – это то, что ставят своей главной целью сотрудники школы. Обучение построено на тактильно-кинестетическом и слуховом восприятии.

С учениками постоянно контактируют врач-офтальмолог, педиатр и психоневролог. Очень много внимания уделяется тому, чтобы незрячие обучающиеся имели возможность общаться и сотрудничать со зрячими взрослыми и детьми. Это способствует их лучшему развитию и помогает избежать некоторые отклонения.

Обучающие программы здесь соответствуют обычным образовательным школам, но с учетом специфики и особым подходам к физвоспитанию, производственному обучению, черчению и рисованию.

Слабовидящие

В отличие от школ III типа главная задача , которую решают специалисты этого учреждения, – компенсация нарушения зрения и его по возможности его восстановления. Для этого создается специальный щадящий режим.

Успех обучения и коррекции нарушений зависят от созданных условий . В работе используются специальные технические средства, в том числе аудиозаписи, рельефный наглядный материал, особые технические и оптические средства.

Важно соблюдение требований к освещению, индивидуальному режиму, дозирование зрительных нагрузок.

С нарушениями речи

Это специальные центры, которые могут быть созданы при поликлиниках, в которых логопеды помогают детям и взрослым устранить нарушения речи .

К этому же типу относятся и специализированные детские сады и школы.

С тяжелой патологией речи

Если у ребенка тяжелое нарушение развития речи, которое не дает ему возможность учиться в обычном общеобразовательном заведении, то специальная комиссия дает ему направление на обучение в таком учреждении.

Здесь занимаются лечением и исправлением нарушений в устной и письменной речи. В конце каждого учебного года комиссия оценивает состояние ребенка, если наблюдается улучшение состояния, он может быть направлен на обучение в обычное общеобразовательное учреждение.

С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

В этих школах проводится не только образовательная, но и терапевтическая деятельность.

Главная задача , помимо обучения, это максимальное восстановление двигательных функций организма, преодоление нарушений, профессиональная подготовка и социальная реабилитация таких ребят.

Задержка психического развития

Здесь проводится учебно-воспитательная работа с детьми, отстающими в интеллектуальном и психическом развитии.

Кроме того, проводятся лечебно-воспитательные мероприятия, способствующие устранению причин неуспеваемости в школе.

По итогам каждого года принимается решение о дальнейшем обучении ребенка, его возможности вернуться в общеобразовательную школу или направление в специализированное учебное заведение другого типа.

Умственно отсталые

Главная задача специалистов этой школы – подготовка учащихся к обучению в специальной коррекционной школе.

Кроме воспитательной работы проводятся и терапевтические мероприятия. Много внимания уделяется не только освоению школьной программы, но и получению трудовой специальности, подготовке к профессиональной деятельности, самостоятельной жизни и интеграции в общество.

Помимо основных школ 8 типов, есть и специализированные школы-интернаты для слепо-глухо-немых детей, центры для учащихся с аутизмом и синдромом Дауна.

Организация учебного процесса

В зависимости от типа школы все они разрабатывают свои индивидуальные планы и программы, позволяющие реализовать возможность детей получить доступное образование и медицинскую поддержку.

Однако все они базируются на основных принципах :

На этом строится работа коррекционных школ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, большую роль здесь играет индивидуальный подход к каждому ребенку, создание психологического комфорта. В своей работе специалисты таких учебных заведений применяют специальные методы для активации познавательной деятельности, развития устной, письменной речи, формирования учебных навыков.

Большое внимание уделяется восстановлению и укреплению психического здоровья: проводятся занятия и упражнения по снятию напряжения, развития эмоций.

Распространение таких заведений

Сегодня в нашей стране успешно функционируют несколько форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Это применение так называемого инклюзивного метода обучения, дистанционные школы, позволяющие детям, находящимся на надомном обучении, интегрироваться в общество. Кроме того, существуют и традиционные учебные заведения для обучающихся с ОВЗ. В крупных городах, помимо государственных, работают частные школы.

В Москве функционируют не менее 10 крупных государственных школ и центров для работы с особыми детьми, созданы корректирующие классы в некоторых общеобразовательных школах, активно применяется и внедряется система инклюзивного образования. Около 10 частных учебных заведений и детских садов также предлагают свои образовательные и коррекционные услуги учащимся с нарушением здоровья.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области подобных заведений, как частных так и государственных, насчитывается около 90. В них принимаются дети с различной степенью нарушений дошкольного и школьного возраста.

Созданы подобные образовательные учреждения во всех регионах страны: в Краснодаре, Казани, в Сибири и т.д.

Пример работы одного из таких учебных заведений представлен в следующем видеосюжете:



Рассказать друзьям