Дворец фонтенбло. Фонтенбло

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дворец Фонтенбло (фр. Chateau de Fontainebleau) - дворец эпохи Ренессанса во французском департаменте Сена и Марна, вокруг которого со временем сформировался город Фонтенбло.

Здесь жили многие правители Франции начиная с Людовика VII (1120—1180) и заканчивая Наполеоном III (1808 — 1873) .

Роскошный дворец XVII в., резиденция Франциска I (1494 — 1547) и Людовика XIII (1601-1643), окруженный живописным садом и бывшим королевским охотничьим лесом. Изначально Фонтенбло был задуман как небольшой охотничий замок. Начиная с XIII в. замок был королевской резиденцией.

Лестница Подкова - Двор Белой лошади или «Двор Прощания» в память о церемонии прощания
отъезда Наполеона на Эльбу, которая состоялась у подножия лестницы, 20 апреля 1814 года.

Здесь родились короли: Филипп IV Красивый (1268 - 29 ноября 1314), Франциск II (1544-1560), Генрих III Валуа (1551-1589) и Людовик XIII (1601-1643). Здесь гостил император Карл V, коронованные особы Европы, в числе которых и Петр I (30 и 31 мая 1717 года).

Здесь, в 1814 году, происходит отречение Наполеона от престола и, в 1815, его арест. Фонтенбло, один из самых известных и красивых дворцов Франции. Великолепно сохранились королевские покои и спальни, тронные и бальные залы, знаменитые галереи, дворцовая церковь, парки, пруды и фонтаны... Апартаменты Наполеона и многое другое с сохранившимся убранством XVI - XIX вв. Огромный интерес представляют архитектура, интерьеры и сады замка.

С 1981 года, дворец и парк Фонтенбло вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Франции.


Ныне существующий дворец был заложен на месте предыдущих королём Франциском I (1494-1547). Это была первая на севере Европе королевская резиденция, лишённая какой-либо оборонительной функции.


Портрет Франциска I работы Жана Клуэ, 1525, Лувр

Король пригласил для строительства и украшения дворца мастеров итальянского маньеризма, таких, как Приматиччо и Бенвенуто Челлини. Именно отсюда мода на маньеризм распространилась по Европе. После смерти Франциска дворец достраивали Генрих II Валуа (1519-1559) и Екатерина Медичи (1519-1589). Строительные работы при их жизни курировал знаменитый архитектор Филибер Делорм.

Генрих IV (1553-1610) также благоволил к Фонтенбло. Именно он велел прорыть ко дворцу 1200-метровый канал и наполнить его рыбой для ужения.


Чертеж замка Фонтенбло Адам Perelle, xvii-го века.


Замок Фонтенбло и пруд карпа Дата между 1890 и 1905 г.г.

После переезда Людовика XIV в Версаль дворец его предков был позабыт и обветшал, но Наполеон вернул Фонтенбло былой блеск, проводя здесь много времени и обновив его интерьеры в духе ампира

Вид на дворец из парка

Летом, когда священные камни Европы раскалены и пышут жаром, стратегически верное решение — сбежать из Парижа в Фонтенбло, где много воды, море зелени и цветов.


С Лионского вокзала пригородная электричка минут за 40 домчит вас до станции Fontainebleau-Avron, у которой поезд притормаживает буквально на несколько секунд. По одну сторону платформы — большой лес, по другую — крохотный городок Авон.

Отсюда до любимой резиденции французских королей еще несколько остановок на автобусе. По выходным здесь особенно много парижан. Они приезжают семьями, прихватив с собой корзинки для пикников.

Потому что Фонтенбло — это не только дворец, но и огромный парк с озером, павлинами и зелеными лужайками, где, скинув туфли и растянувшись на траве, жители столицы вспоминают свои деревенские корни. Зато в обычные дни в парке тихо и спокойно.


Парк дю Шато де Фонтенбло

В будни из бесконечной парижской кутерьмы лишь немногие туристы выбираются в Фонтенбло, что, несомненно, идет ему на пользу.


Западный фасад

Для поклонников Александра Дюма в Фонтенбло все до боли знакомо. В его стенах рождались и умирали короли. Здесь начинался роман юного Людовика XIV с Луизой де Лавальер.

Это был любимый замок Франциска I. Фонтенбло обожала Анна Австрийская и ненавидел папа Пий VII, живший в нем, по сути, под арестом. Дворец Фонтенбло является символом истории Франции. Охотничий домик при Филиппе-Августе и Людовике IX, дворец в стиле Возрождения при Франциске I.

В окрестностях дворца: парк с Большим каналом, проложенным при Генрихе IV, клумбы а-ля Версаль, английские сады XVIII в., грот Сосновой рощи.


Замок Фонтенбло, вид с юго-востока


Фонтенбло от озера



Диана лань по Бартелеми Приер, 1684, украшающих сад Дианы.

За свою долгую историю Фонтенбло оброс легендами и, как положено старинному замку, приютил целый сонм привидений. Говорят, что самое известное из них — призрак Красного человека — любит совершать романтические прогулки по парку между 12 и двумя часами ночи. Привидение очень осведомленное. Во всяком случае, оно предсказало Екатерине Медичи смерть ее детей, а Генриху IV — гибель от рук убийцы.

Рыскать по парку в поисках Красного человека, надеясь узнать свое будущее, не стоит. Он удостаивает своим вниманием лишь особ королевской крови. Куда демократичнее ведет себя призрак маркиза Мональдески. Он не только не прячется от припозднившихся туристов, но и охотно демонстрирует им свой залитый кровью камзол. Чаще всего его можно встретить у Галереи оленей, где в 1657 году он расстался с жизнью.

Беднягу прирезали по приказу его эксцентричной любовницы — шведской королевы Кристины, в 30 лет оставившей трон и жившей в Фонтенбло в компании придворных шутов, служанок и красивых итальянских авантюристов. Маркиз имел неосторожность раскритиковать в письме интимные достоинства своей царственной фаворитки, за что и расстался с жизнью. Призрак частенько пристает к молоденьким девушкам. Видимо, история с королевой его ничему не научила.


Замок Фонтенбло, гравюры Уильяма Миллера, 1836.

Век за веком короли пристраивали к уже существующим в Фонтенбло все новые и новые галереи и залы. Так дворец превратился в огромную, наполненную бесценными сокровищами шкатулку.Многим здесь интереснее, чем в Версале, потому как древнее: французские короли жили в городке Фонтенбло с 1137 по 1870 год.

Роскошный дворец, которому когда-то Наполеон дал название «Дом веков», появился лишь в XVI веке. Великолепный лес и парк Фонтенбло издавна считались местом королевского отдыха и охоты. По одной из легенд, он является божьим даром, ниспосланным с небес королю Хлодвигу из династии Меровингов.


Пьер-Дени Мартин (1663-1742). Людовик XIV (1638-1715), на охоте возле дворца Фонтенбло в 1718г.

По воле Франциска I, пригласившего для обустройства дворца итальянских художников, превративших обычный загородный особняк в своего рода художественный музей, дворец стал очагом распространения итальянской ренессансной культуры: здесь работали основатели «школы Фонтенбло в живописи». И

нтерьер замка: на 2-ом этаже - большие королевские покои, богато украшенные и меблированные, часовня, галерея Франциска I с фресками, чудесная бальная зала (30 м в длину и 10 м в ширину) с уникальными росписями, огромный камин, поддерживаемый двумя атлантами, двойные витые лестницы, каменное "кружево", кессонные потолки, королевские спальни, обитые лионским шелком, зал Совета, Тронный зал и внутренние покои императора.


Вид с лестницы короля


Апеллес. Картина Александра Абеля де Пуйоль и Canpaspe, девятнадцатого века


Александр domptant Bucephal. Приматиччо, шестнадцатого века


Галерея Франциска I


Галерея Франциска I деталь


Слон в фланге, Россо Фиорентино, фрески, около 1536 . интерьера Франциска I


Галерея Генриха II, c. 1890-1900


Тронный зал, c. 1890-1900


Тронный зал


Тронный зал: центральная часть потолка, оружие Франции и Наварры.


Прихожая императора


Салон помощи лагерь императора


Вид на комнату охраны.


Вид на комнату охраны.


Зал Совета


Зал Совета


Белый зал


Салон Гобелен


Вид гостиной Франциска I


Вид гостиной Франциска I


Салон Людовика XIII или Овальный зал


Салон дю Donjon, видно из гостиной


Большой салон


Большой зал императрицы.


Спальня Наполеона I, C. 1890-1900


спальня Марии-Антуанетты C. 1890-1900


Спальня императрицы: деталь


Спальня императрицы: деталь постели


Спальня императрицы


Будуар королевы


Будуар королевы: штукатурка резьбой над дверью представляющих муз.


Ванная комната

Между двумя стульев стоит унитаз


Appartements г-жи де Ментенон


Appartements г-жи де Ментенон, подробно


Капелла


Плафон капеллы


Королевская библиотека


Галерея Фасты


Прихожая зале Фасты


Галерея Assiettes


Театр. с. 1910

После того, как Король-Солнце Людовик XIV перенёс свою резиденцию в Версаль, Фонтенбло отодвинулся на второй план.Былую славу и блеск вернул дворцу император Наполеон, который обновил обветшавшие интерьеры в стиле ампир. Наполеон, выбравший Фонтенбло в качестве своей официальной загородной резиденции, называл его «домом веков». Маршруты экскурсий по Большим и Малым апартаментам обязательно проходят через личные покои императора.
В Красном салоне, обитом шелковыми обоями, стоит маленький круглый стол, за которым 6 апреля 1814 года Бонапарт подписал свое отречение от престола.


Зал отречения.

А спустя несколько дней перед дворцом бывший император прощался со старой гвардией. Тогда 1200 человек выстроились на покрытом крупной брусчаткой плацу для парадов во дворе Белой Лошади. С тех пор он именуется «La cour des adieux», или «Двор Прощания». Наполеон поцеловал знамя и знаменосца и отправился в ссылку. Казалось, навсегда. Но история подарила ему еще 100 дней правления и одну короткую встречу с Фонтенбло.


Антуан Альфонс Монфор, Прощание Наполеона с императорской гвардии
Национальный музей де Шато де Версаль и Трианон


Людовик IX , более известный как Сент-Луисс (1214-1270.
Портрет работы Эль Греко, около 1590, Париж, Лувр.
(расширил замок в 1259 году)


Наполеон I на коронации. Франсуа Жерар, 1805, Фонтенбло, музей Наполеона.


Людовик IV; , курфюрст Саксонии Фридрих Август в 1714 (деталь),
по Луи де Сильвестре, около 1715, музей Версаля и Трианон


Прием послов siamois Наполеоном III в La Grande зале де Баль Генриха II дю Шато де Фонтенбло,
Le 27 Juin 1861 года, худ. Жан-Леон Жером, 1864. Музей национальной Шато дю-де Фонтенбло


Панорамный вид на Дворец Фонтенбло

Франция удивительным образом соединяет в себе серьезность и романтику. Здесь обязательно понравится и заядлому любителю старины, и путешественнику, ценящему красоту и величие и обычному туристу.

Особое очарование таят в себе знаменитые дворцы Франции (Фонтенбло, Лувр, Версаль). Многие королевские резиденции туристы обходят вниманием, сосредотачиваясь только на Париже. Между тем всего в 60 километров от столицы Франции находятся великолепные дворец и парк Фонтенбло.

Расположение

Знаменитая резиденция французских королей находится в самом сердце исторического региона Иль-де-Франс, в департаменте Сена и Марна, примерно в 60 километрах от столицы страны. Рядом расположен город Фонтенбло, обязанный своим появлением дворцу. Добраться до королевской резиденции от Парижа можно на автомобиле или электричке.

Дворец Фонтенбло во Франции: история, описание, достопримечательности

Впервые упоминается будущая резиденция французских королей в XII веке. В то время это был загородный охотничий домик. Леса Фонтенбло, богатые дичью, испокон веков были охотничьими угодьями правителей страны. Затем домик разросся до размеров усадьбы, и вскоре на ее месте был возведен небольшой замок.

Строительство дворца в его сегодняшнем виде началось при Франциске I Валуа, который решил построить на месте пришедшей в запустение крепости загородную резиденцию, предназначенную исключительно для отдыха. Короля в первую очередь привлекала возможность охотиться в густых лесах Фонтенбло и его окрестностях.

С именем Франциска I самым тесным образом связано Возрождение во Франции. В поездках в Италию он познакомился с работами итальянских мастеров и был очарован ими. Не на шутку увлекшись Ренессансом, он пригласил во Францию многих зодчих и ученых. Был среди них и Леонардо да Винчи. Благодаря Франциску I заурядный охотничий домик превратился в роскошный дворцово-парковый ансамбль.

Парадный вход во дворец Фонтенбло сделан в необычной форме - подковы. По этой экстравагантной лестнице королевскую резиденцию можно легко отличить от других дворцов французских правителей.

Внутреннее убранство Фонтенбло поражает великолепием. Роскошные галереи украшены фресками на стенах и мастеров живописи на потолках. Особенно сказочно выглядит галерея Дианы, потолок которой декорирован сценами из мифологии, посвященными богине охоты. Сейчас здесь находится библиотека.

Салоны дворца Фонтенбло украшены чудесными гобеленами.

Часовня Троицы - еще одно великолепное здание, входящее в ансамбль королевской резиденции. Оформлением свода занимался Мартен Фремине. В ней по обе стороны от алтаря высятся статуи святых - покровителей французских королей. Построена часовня в XVI веке.

История строительства

Дворец Фонтенбло (Франция, регион Иль-де-Франс) создавался под руководством искусных итальянских зодчих, среди которых был знаменитый Он был построен в стиле маньеризма, который господствовал в то время в искусстве Италии. Для него характерны драматичность образов, экспрессия и экстравагантность декора, яркие тона и удлиненные пропорции фигур.

Оставив от прежней постройки лишь одну башню, итальянские мастера возвели великолепное здание, ставшее символом Ренессанса во Франции. Нужно отметить, что дворец Фонтенбло, в отличие от других чертогов европейских правителей, был лишен каких-либо защитных сооружений. Отчасти это объяснялось тем, что французский король, будучи отменным дипломатом, врагов практически не имел.

При Франциске было построено большинство хозяйственных построек, ворота дворца, часовня, танцевальный зал.

После смерти дворец Фонтенбло не был заброшен. Его строительство было продолжено под руководством сына умершего правителя, Генриха II. К дворцу была пристроена крытая галерея, свод которой покоится на опорах, составляющих красивую систему аркад-амбразур. Впоследствии изменения в облик дворца вносили Генрих IV и Людовик XIV. Во время их правления были построены террасы, павильоны в парке и новое крыло здания.

Дворец Фонтенбло в Иль-де-Франсе в годы Великой французской революции

Потрясения, которые испытала страна в годы революции и террора, коснулись и загородной резиденции французских королей в Фонтенбло. Практически вся обстановка была вывезена, а в резиденции разместилась военная школа. В 1803 году Фонтенбло впервые посетил Наполеон Бонапарт с инспекцией. После этого он решил сделать дворец своей резиденцией. Приглашенные архитекторы почти весь срок пребывания императора у власти проводили реконструкцию дворца. Были построены новые конюшни, переделана галерея Дианы, восстановлена работа фонтанов, разбит Во дворе Белой лошади состоялось прощание с его ветеранами-гвардейцами после отречения от престола. В последний раз Наполеон посетил дворец Фонтенбло после побега с острова Эльбы.

Сейчас посетители дворца могут увидеть помещения, связанные с великим правителем Франции. Это императорские спальни, Тронный зал, Малая спальня (в ней Наполеон предпочитал проводить большую часть времени) и салон, в котором он подписал свое отречение от власти.

Наше время

Дворец Фонтенбло во Франции в наши дни представляет собой великолепный архитектурный памятник прошлых веков. Любой желающий может посетить его в удобное для себя время и полюбоваться роскошными залами, галереями и салонами, прогуляться по чудесному парку и английскому саду и увидеть пруд Карпов. Не зря в переводе с французского языка название дворца звучит как «Чудесный источник».

Кроме парка и посетители замка могут совершить прогулку и по лесу близ Фонтенбло. Для этого он оборудован пешими и велосипедными дорожками.

Заключение

Дворец Фонтенбло - роскошная и уютная резиденция французских королей, укрывшаяся в тенистых лесах неподалеку от Парижа. Великолепное внутреннее убранство дворцового ансамбля, красивые парки и чудесный пруд делают Фонтенбло приятным местом для неспешной экскурсии.

На юго-западе в 55-и км от Парижа в департаменте Сена и Марна региона Иль-де-Франс пытливый турист найдет городок Фонтенбло в окружении древнего леса, где с незапамятных времен охотились короли и местные жители – беллифонтены.

Более 10 млн. туристов ежегодно приезжают в этот живописный уголок Франции ради посещения местной . Хотя замок Фонтенбло в свой час был колыбелью и загородной резиденцией нескольких правителей, есть туристы, для которых он станет приятным открытием.

Легенда о названии «Фонтенбло»

В летописях XII столетия упоминаются земли, покрытые дремучими лесами, под латинским наименованием «Fontene Bleaudi», что значит – «Источник Блоди». Историки выдвинули идею, что название происходит от фамилии некоего непримиримого семейства Бладобальдов, некоторое время владевшего этими землями, и на них действительно бил ключ.


Однако есть и иное предположение, по которому французское наименование территории звучит «Fontaine-Belle-Eau», а значит – «Удивительный родник». Позже оно сократилось до «Fontaine-Bleau», а Бло – кличка пса, наткнувшегося в процессе охотничьего промысла на освежающий родник. Путники утолили жажду, и назвали чащу, а затем и замок в честь четвероногого следопыта, вот только родник этот постепенно иссякал, и полностью пропал вначале XVIII в. Так, во всяком случае, рассказывает местная легенда.

История рождения замка Фонтенбло

Казалось бы, темные, густые леса – не то место, где захочется остаться надолго. Действительно, вначале Людовик VII просто решил построить в столь уединенном уголке дикой природы небольшой охотничий домик, в котором было бы приятно остановиться, выезжая сюда на охоту. В XIII столетии Людовик IX организовывает на его месте загородную резиденцию с госпиталем. Это был первый шаг к началу превращения скромного домика в усадьбу, а затем в замок.

Первый королевский отпрыск, появившийся в Фонтенбло в 1268 г. – Филипп IV Красивый. Чертог стал для него тем гнездом, где он провел всю жизнь, чтобы в нем же сделать последний вздох в 1314 году.

В свое время в этих стенах родились еще три короля: Франциск II и Генрих III из династии Валуа, а также Людовик XIII Справедливый – тот самый, что питал страсть к уединению и построил собственную охотничью хижину в скромной деревушке, которая позже стала великолепным . Как видите, история повторяется.

Дворец Фонтенбло с размахом начинает строиться при Франциске I, который проиграл битву при Павии, и решил отвлечься от тревожных мыслей, заняв их новыми заботами.

А будучи заядлым охотником, он изрек: «Мы приняли решение создать здесь в будущем нашу резиденцию, чтобы получать удовольствие от названной местности и от охоты на лис, рыжих и черных, которые водятся в лесу Бьера и его окрестностях».

В 1528 г. он нанимает лучших итальянских мэтров: Россо Фиорентино, Франческо Приматиччо и Никколо делл’А-бате. Будучи представителями направления маньеризма, они первые воплотили во Франции этот стиль, который с их легкой руки быстро распространился по странам Европы. Так возникла знаменитая школа Фонтенбло.

Впоследствии дворец много раз перестраивался, присоединяя одни здания и лишаясь других, а поскольку французские короли любили строить с размахом, все новаторства неизменно расширяли его площадь.

После смерти Франциска I на трон садится его второй сын – Генрих II с супругой Екатериной Медичи. Они еще азартнее занялись реконструкцией помещений, пригласив ведущего зодчего эпохи Возрождения – Филибера Делорма, который помимо работы над замком по заказу венценосной четы создал для их сына гробницу в Сен-Дени.

По желанию Генриха была построена крытая галерея, но затем монарх переделывает ее в Бальный зал, посвящая своей фаворитке – Диане де Пуатье, а в декоративных вензелях оформления помещает ее инициалы наряду со своими. Говорят, что Екатерина об этом даже не догадывалась, веря, что комнату создали специально для нее.

Верится в подобную наивность хитрой и коварной царицы с трудом, поскольку ей стоило огромных усилий не показывать ненависть в отношении любовницы мужа слишком явно.

Сама Екатерина Медичи оставила после себя великолепный парк Королевы, который раскинулся к северу от здания между его фасадом и нынешним городом. А спустя столетие, будто насмехаясь над ней, в парке установили фонтан, украшенный скульптурой богини охоты – Дианы, да и сам парк получил название божественной девы, что вызывает прямые ассоциации с Дианы де Пуатье.

Так вышло, что 10 лет, начиная с 1584 года, крепость пустовала, пока Генрих IV, прославившийся постоянными строительными кампаниями, не решил ею заняться. С его легкой руки тут строится огромная терраса, канал 1200 м в длину, наполненный рыбой, и благоустраивается сад Королевы, где установили три восхитительных павильона, и очень жаль, что мы можем любоваться лишь одним уцелевшим, дошедшим до нашего времени. Он имеет два яруса в виде удивительных галерей: нижней Оленей и верхней – Дианы.

Обновился внутренний интерьер церкви Святой Троицы, над которым работал один из лучших мастеров того времени – Мартин Фримен, чей талант современники сравнивают с кистью Микеланджело.

Когда имение перешло во владения Людовика XIV, идей и сил ему хватало, чтобы заниматься двумя проектами одновременно, и замок Фонтенбло напоминает во многом Версальский дворец. Оба сооружения совершенствовались параллельно, даже наблюдалось некое соперничество, хотя по правде, с Версалем сложно тягаться.

Страсть короля-солнце к охоте была настолько велика, что он продолжал ездить на нее даже после падения с лошади, сильно подорвавшего его здоровье, хотя случалось это уже гораздо реже, а дворец стал местом проведения торжеств и приемов. После смерти монарха особняк вновь некоторое место пустует, пока Людовик XV не решил освежить свое наследство, вернув ему былое величие.

Работы по реставрации он поручает Жаку Анжи Габриэлю – некогда ученику собственного отца и создателя особняка Пейрана де Мора (ныне ), который занимался всеми проектами короля Возлюбленного. Он работал над , Версалем и площадью Людовика XV (ныне Согласия). Еще множество прекрасных дворцов, театров, площадей и учреждений получил от него в наследство Париж.

Замок Фонтенбло под руководством столь опытного и талантливого архитектора значительно преобразился. Для начала он придал более праздничный вид двору Белой Лошади, затем пристроил к зданию очередное крыло, идеально вписав его в общий ансамбль. В центральной части расположился элегантный фронтон с монаршим гербом, но чтобы вместить новаторства и не нарушить гармонию линий, пришлось пожертвовать несколькими постройками XVI столетия.

Фонтенбло и Наполеон

Время королей закончилось, но пришедший к власти Наполеон I Бонапарт был не только завоевателем и политиком – он любил красоту и пышность убранства не меньше своих венценосных предшественников. Можно сказать, его вкусы были даже более раскованными, судя по созданному при нем архитекторами Ш. Персье и П. Фонтеном новому направлению – ампир (имперский стиль).

В нем понятие роскошь и богатство обрело особое звучание, выкристаллизовавшись из всех предыдущих жанров. Его характеризует монументальность форм, множество декоративных элементов, колонны, лепнина, симметрия, военная тематика, скульптуры в виде грифонов и сфинксов, а также другие формы, навеянные культурой Рима и Древней Греции, и все это под налетом позолоты.

Когда Наполеон впервые увидел дворец Фонтенбло в 1804 г., его огорчило запустение, в котором он пребывал. Работы придворным архитекторам хватало, но спорилась она проворно, и уже скоро новый суверен обживал первые два этажа, где разместились его личные апартаменты и переоборудованная в Тронный зал бывшая королевская спальня.

Залы, будуары, галереи и другие помещения Фонтенбло

Некогда загородная резиденция монархов, сегодня Музей Фонтенбло, принимает туристов, открывая перед ними роскошные салоны и веранды, построенные в разные времена и оформленные в стольких стилях, что невозможно определить единое направление.


Деля территорию на зоны, получим: основное строение, 4 двора (Белой Лошади, Овальный, Служебный и Фонтанный), и 3 садовые участка (садики Английский и Дианы, а также Большой парк).

Посетители и сейчас могут прогуляться по галерее Франциска I, соединяющей часовенку Святой Троицы и царские апартаменты. Ее украшает деревянная узорчатая обшивка, лепнина, расписные гобелены, орнаменты с изображением символики короля – саламандра в огне, а также прекрасные фрески, рассказывающие о событиях, в которых участвовала монархия.

Переход изобилует множеством изображений. Многие дополняют друг друга и, как правило, это мифологические сюжеты об античных богах, представляющие аллегорию на моменты реальной истории, которые и сейчас не все расшифрованы.

Привлекают внимание и часовни. Та, что посвящена святому Сатурну и прилегает к Овальному двору, тоже была построена при Франциске, а другая – некогда принадлежащая монастырю, и восстановленная в этот же временной период, примыкает к Почетному двору.

Капеллу Сатурна придумал архитектор Филибер Делорм, как и Бальный зал, а прототипом ему служило святилище . Поделенная на два уровня, для осмотра открыта только верхняя часть часовни, оформленная расписными деревянными плитами в духе Ренессанса, а вот нижний ярус выложен мрамором.

Капелла Троицы, где сочетались браком Людовик Возлюбленный с Марией Лещинской, появилась при Генрихе IV, а работавший над ее художественным оформлением Фремин постарался придать фрескам сходство с талантом Микеланджело.

Блестяще выглядит Бальный зал (длина 30 м, ширина 10 м), в основном из-за солнечного освещения, подчеркивающего изысканность его убранства. Окна южной стороны смотрят на парк, северной – на Овальный двор. Как уже упоминалось, Генрих II, занимаясь его обустройством, думал о своей возлюбленной Диане де Пуатье, и даже приказал украсить его вензелями с его и ее инициалами. В этой комнате посетители могут присесть и отдохнуть, представляя себя на королевском балу.

В 1777 г. в Фонтенбло обустраивают будуар Марии-Антуанетты в турецком стиле, как знак того, что это был период увлечения Османской империей – ее музыкой, живописью, прикладным искусством и модой в одежде.

В 1787 году за три месяца для нее изготовили новую кровать, но понежиться на ней королева так и не успела, будучи к этому моменту уже под арестом.

В 1806 г. апартаменты переоформили по вкусу императрицы Жозефины – первой жена Бонапарта. Стены украсила драпировка, воссозданная по частице камчатского шелка, расшитого золотом. Чтобы повторить ее, лионским мастерам пришлось потратить 20 лет на исследования по возрождению технологии.

Замок Фонтенбло внутри (панорама)

В крытых галереях Фонтенбло некогда прогуливались монархи в окружении важных особ и приближенных лиц двора. Сегодня и вы можете пройтись эффектно украшенными коридорами галереи Мебели, Живописи и Тарелок, где стены украшают 128 экземпляров севрского фарфора, специально сделанного для Луи-Филиппа. Также посетите апартаменты папы Пия VII, где он обитал в качестве пленника, и полюбуйтесь экспонатами Китайского музея, собранными Францией в период Опиумных войн середины XIX столетия.

Хотя спуститься по Королевской лестнице вам не разрешат, но удовольствие доставляет сама возможность увидеть ее, украшенную сюжетами об Александре Македонском.


Поскольку дворец Фонтенбло был одним из любимых Наполеоном I, с его именем тут многое связано. Музей Наполеона был открыт в 1986 г., собрав в коллекциях исторические документы, скульптурные композиции, полотна художников, ювелирные украшения, керамику и предметы мебели, которыми некогда пользовалась семья императора. Сохранились и мраморные часы, украшенные камеями, подаренные папой Пием VII Наполеону в 1802 году.

Во дворце Бонапарт провел немало счастливых лет. Тут он строил свои «наполеоновские планы», принимал важные решения, подписывал судьбоносные бумаги, а когда пришло время, спустился по лестнице-подкове на площадь Прощания, поблагодарил свое войско за верную службу, и проронил несколько горьких слез, спрятав лицо в складках французского флага, целуя его напоследок.

Красный салон переименован в зал Отречения, когда в 1814 г. правитель поставил подпись под документом, где говорилось, что «он готов отказаться от престола, уехать из Франции и даже лишить себя жизни во благо родины…». В холле и ныне стоит тот самый небольшой круглый столик красного дерева, послуживший опорой роковой бумаге в момент ее подписания.

Успел пожить в Фонтенбло и потомок великого правителя – Наполеон III, оставив после себя театр, напоминающий оформлением Королевскую Оперу Версаля или театр Марии-Антуанетты в Малом Трианоне. Он построил его для императрицы Евгении, а открытие состоялось весной 1857 г. в присутствии брата императора Александра II – князя Константина.

Дворы замка Фонтенбло

За пределами здания тоже немало достопримечательностей. Например, очень примечательный двор Белой Лошади, переименованный так в XVI столетии (ранее Нижний). Название появилось благодаря задумке Екатерины Медичи установить посреди него монумент в честь погибшего на турнире супруга – Генриха II.


Скульптура разрабатывалась под присмотром Микеланджело, взявшего прототипом итальянскую статую Марка Аврелия, с которой сделали гипсовый слепок. Его перевезли в Фонтебло, но дальше этого дело не пошло, и со временем копия рассыпалась, оставив только наименование площади.

Фонтанный двор окружен сооружениями, возведенными еще при Франциске, и уводит к Пруду карпов.

Наиболее древнее патио носит звание «Овальный», и правда, имея эллиптический вид. Он прекрасно просматривается из окна Бального зала, со стороны парка Дианы и Золотых ворот, служившие в XVI столетии основным входом в замок. Однако попасть на сам участок можно, лишь в составе в Фонтенбло.

Одной из главных реликвий этой части замка считаются часы с грандиозными скульптурами. Они представляют семь планет, для которых античный бог Вулкан ежечасно отбивает молотом время, а установлены они на фасаде одного из корпусов двора.


Сад Дианы (1603 г.) примечателен фонтаном, в центре которого изображена сама древнеримская дева, покровительствующая охотникам. А вот Служебный двор закрыт для посещений, да и ничем интересным не знаменит.

Садово-парковая зона

Ни один старый замок не ограничивается зданием, и его обязательно окружают зеленые лужайки, ухоженные парки с тенистыми аллеями и открытыми пространствами. Вокруг архитектурного комплекса Фонтенбло в разные времена монархи желали видеть облагороженную территорию. Так в 1812 году на юго-западе от него заложен Английский сад с гротом и фонтаном.


Французский сад к югу от дворца или Партер появился в эпоху Генриха IV (XVII столетие). В отличие от Английского, не имеющего определенного плана, тут наподобие , дорожки обрамляются аккуратно подстриженными кустами и очаровательными статуями.

На востоке в 1609 г. был основан большой парк без каких-либо особенностей, где в свое время вырыли канал и посадили деревья, в чьей тени приятно прогуляться жарким летним днем.

В разгар лета, когда каменные достопримечательности и мощенные мостовые столицы раскалены до предела, хочется найти надежное укрытие от палящего солнца, и в этом случае лес Фонтенбло станет тем оазисом или райским уголком, который не хочется покидать.

Он со всех сторон окружает городок, раскинувшись на целых 60 км. Во времена королей именно тут находились популярные охотничьи угодья, ради которых и была построена королевская резиденция.


Чтобы монархам было удобно, чащу немного проредили и благоустроили, проложив среди зарослей достаточно широкие аллеи для всадников и организовав водопои. По материалам историка М. Дрюона именно в этом лесу во время очередной вылазки у Филиппа Красивого случился инсульт.

Ранее богатая дичью, зеленая нива и сегодня не оскудела, несмотря на соседство с цивилизацией. В нем обитает около 6 000 видов животных; 5,6 тыс. насекомых, и это не считая птиц, рептилий и моллюсков. Тут комфортно себя чувствуют косули и олени, кабаны и дикие кошки, лисы, барсуки и другие представители животного мира. Кроме того, лес Фонтенбло и сегодня считается популярным местом охоты.

Сюда также приходят, чтобы прогуляться ухоженными тропинками, увидеть в гротах наскальные рисунки первобытного человека или поупражняться в альпинизме, покоряя огромные валуны. Установленные указатели и информационные щиты не дадут вам заблудиться, а взобравшись на высокое открытое пространство, можно сделать красивые фото города, купающегося в золотом закате.

Таинственные предания дворца

Любой уважающий себя замок просто обязан обзавестись собственной армией призраков. За 7 веков, пока строился и развивался Фонтенбло во Франции, у него было время, чтобы приютить несколько приличных привидений. Наиболее знаменитый – так называемый Красный человек. Обычные для него часы бодрствования – между полночью и двумя часами ночи, а излюбленная территория – местные парки.

По преданиям, он обладает даром пророчества, и предсказал королеве Медичи гибель ее детей, а также поведал Генриху IV о фатальном нападении на него религиозного фанатика.

Встретить Красного человека непросто, поскольку он предпочитает общаться только с людьми, облаченными властью. Зато дух маркиза Джованни Мональдески более открыт публике, разгуливая по территории в окровавленном камзоле.

Убить его приказала бывшая шведская королева Кристина, но причины до сих пор выглядят туманно. По одним данным она изобличила его в интригах и предательстве, по другим – из-за нанесенных ей оскорблений личного плана. В 1657 году начальник ее стражи и еще несколько молодчиков напали на маркиза в Оленьей галерее, и теперь это его излюбленное место для заигрываний с симпатичными посетительницами.

Фонтенбло в литературе

Написанная А. Дюма трилогия о трех мушкетерах основана отчасти на реальных событиях. Всеми любимый персонаж д’Артаньян, это действительно живший во времена Людовика XIV дворянин родом из Гасконии, носивший титул графа и дослужившийся до звания капитан-лейтенанта, и принявший под командование первую роту мушкетеров. Описывая его, писатель включил в книгу некоторые истинные биографические факты гасконца, чтобы сделать повествование более реалистичным. И то, что он умел легко очаровывать и влюблять в себя – тоже не вымысел.


Д’Артаньян с несколькими подчиненными арестовал Николя Фуке, и был доверенным лицом самого короля-солнце, выполняя его секретные поручения, требующие большой свободы. Частые встречи с Людовиком послужили тому, что гасконец постоянно бывал в Фонтенбло, а те тайны, в которые он был посвящен, вдохновили Дюма на захватывающую тему о Железной маске.

Осматривая дворец, проникнитесь витающей тут атмосферой прошлого, сплетенного из реалий и вымысла автора. Посетите апартаменты Анны Австрийской и Тронный зал, чтобы хорошенько рассмотреть портрет Людовика XIII. Загляните в Бальный зал, где кардиналу Ришелье присвоили звание кавалера Ордена Святого Духа. Но самое главное – зал Стражников, где обычно собирались мушкетеры.

Предлагаемый сервис

Для комфорта посетителей на территории замка предусмотрены бесплатные камеры хранения для больших рюкзаков, зонтиков, колясок и шкафчики в гардеробной.

Мамы с малышами могут воспользоваться пеленальной комнатой неподалеку от женского туалета у главного выхода.

Все туалетные комнаты у выходов доступны бесплатно, как и для людей с ограниченными возможностями возле макетов на первом этаже. А те, что стоят в Фонтанном дворе – платные.

Кому сложно пользоваться лестницей, могут подниматься и спускаться оборудованными лифтами.

Передохнуть приглашает кафе l’Orangerie, что напротив Золотых ворот. Открыто оно: 9:00-18:30 ежедневно. Можно выбрать место на улице или в зале, а в меню фуа-гра, вафли с конфитюром Флёри и шоколадом домашнего приготовления, изысканные салаты, блины-крепы, бранч, кондитерские изделия, смузи, свежие соки, сэндвичи и содовая.

Панорама Фонтенбло

Городские достопримечательности

Если после знакомства с прошлым замка Фонтенбло у вас осталось время, прогуляйтесь окрестностями города, и вы удивитесь, открыв для себя еще несколько интересных мест.

В пяти километрах от королевской резиденции напротив леса и на самом берегу Сены уютно примостился домик лодочника, в который летом сбегал от столичного шума поэт Стефан Малларм. Ныне это музей, открытый посетителям. Первый этаж демонстрирует постоянно меняющиеся художественные экспозиции, а второй, это бывшая квартира французского лирика с воссозданной обстановкой – личные вещи, мебель, полотна его друзей художников, — Гогена и Мане. В 1992 г. сад, прилегающий к дому, был приведен в порядок, и теперь доступен для прогулок.

Представляет интерес музей военной истории и тюремный музей, сохранивший письма и записки знаменитых заключенных, среди которых был и скандальный марких де Сад.

Гуляя по городу, вы найдете немало любопытного. На улице Denecourt взор притягивает прелестное здание театра. Идя дальше, невозможно пройти мимо яркой карусели, а на центральной авеню Rue Grande красуется фасад мэрии и просматривается церковь Сен-Луи, строить которую начали при Марии Медичи, а закончили только в 1868 г.

Как добраться в Фонтенбло из Парижа самостоятельно

Девственная природа, окружающая замок, делает его привлекательным историческим памятником, который стоит посетить, дабы расширить свой кругозор. А как доехать в Фонтенбло, выбирать вам.

Можно арендовать автомобиль, и отправиться по автостраде А-6, ориентируясь на знаки «Fontainebleau» (Фонтенбло), а затем «chateau» (замок).

Маршрут на автомобиле

Более удобный и дешевый способ проложить маршрут Париж – Фонтенбло – поезд. Он заберет вас у Лионского вокзала и увезет в направлении Laroche-Migennes, Montargis Sens или Montereau (билет 8,85 евро).

Доехав до станции Fontainebleau-Avon, следует пересесть на автобус №1, и двигаться до станции Chateau (Замок) в сторону Les Lilas.

На официальном сайте дворца, PARISCityVISION предлагает автобусные туры для тех, кто предпочитает довериться в организации поездки профессионалам. начинаются на улице Риволи (2 rue des Pyramides 75001 Paris).

Идеальный способ добраться до замка Фонтенбло на такси:

Дворец Фонтенбло на карте

Как купить билеты в замок Фонтенбло

Посещение Папского жилища, салонов Ренессанса, церквушки Сен-Сатюрнен, Больших монарших покоев, галерею Дианы, Внутренних комнат и музея Бонапарта:

  • Полная цена – 11 евро
  • Цена талона за 1 час до окончания работы дворца – 5,50 евро
  • Льготникам – 9 евро
  • Дополнительная оплата за индивидуальный видеогид на 11 языках (русский в том числе) – 3 евро
  • Групповое посещение от 20 персон – 9 евро с посетителя
  • Дополнительная плата для групп за видеогид на 11 языках (русский в том числе) – 2 евро

Французские монархи всегда славились своей любовью к роскоши, уюту, величию. В разные времена они отдавали распоряжения на строительство все новых резиденций в живописных уголках Франции, каждая из которых со временем становилась предметом восхищения, шедевром общемирового масштаба. Но можно ли выделить один королевский двор, который стал образцом монархического стиля жизни? В данной статье вы сможете познакомиться с гениальным творением эпохи Ренессанса – Дворцом Фонтенбло!

Дворец и парк Фонтенбло – история с королевскими корнями

Дворец Фонтенбло

И считается одним из древнейших французских департаментов. Основанный после Великой французской революции, он привлекает своими чарующими природными и историческими реликвиями. Город Фонтенбло, входящий в состав департамента, можно охарактеризовать как туристическую Мекку региона. В разные времена здесь жили правители, от решений которых порой зависела судьба целого континента.
Главное внимание здесь всегда приковано к дворцу, носящему одноименное с городом название. Главная резиденция королей поражает своей величественностью. Здесь каждый предмет – это настоящее произведение искусства, эксклюзив, существующий в единственном экземпляре.

Первым правителем, который стал использовать резиденцию, как основное место своего пребывания, является Людовик VII . Король, руководивший крестовыми походами, чрезвычайно трепетно относился к собственным условиям жизни, поэтому над зданием работали лучшие архитекторы и искусствоведы того времени.

Людовик VII

Дворец стал местом рождения трех великих монархов: Филиппа IV Красивого, Генриха III Валуа и Людовика XIII . Туристы до сих пор могут увидеть комнату, которая отводилась младенцу – наследнику трона. Здесь сохранились детские кроватки, некоторые игрушки и несравненное оформление.

Филипп IV Красивый

Первоначально большую часть площади города занимал лес, который использовался как охотничьи угодья знатных семейств. По притче, которая весьма популярна в здешних краях, решение о начале строительства замка принял Франциск I , ошеломленный красотой этих мест. Для строительства были приглашены известные мастера из Италии, которые применили особое смешение разных стилей. Впоследствии оно получило название школы Фонтенбло.

Генрих III Валуа

Интересный факт: Франциск I, принимая решение о строительстве, отбросил идею о необходимости установления защитных укреплений и каких-либо оборонительных средств. Данный случай в мировой истории построения королевских резиденций стал первым. Чем было обусловлено решение монарха, достоверно неизвестно, но по одной из версий считается, что защитные укрепления могли бы испортить эстетическую составляющую здания и парка.

Король Людовик XIII

Во времена Людовика XIV о дворце позабыли. Основным местом пребывания монарха стал не менее знаменитый Версаль. В связи с этим долгие годы замок не имел должного ухода. Однако с приходом к власти Наполеона о Фонтенбло вновь стали ходить легенды, ведь знаменитый император был настолько обескуражен красотой строения, что решил вернуть ему статус государственной резиденции.

Дворец неоднократно использовался и в современную эпоху. Здесь собирались международные встречи на самом высоком уровне. В 1974 году именно в Фонтенбло были подписаны ключевые соглашения, которые дали толчок к созданию .В 1981 году международная организация ЮНЕСКО признала дворец и располагающийся рядом с ним парк объектами мирового наследия.

Франция и ее культурное достояние

В настоящее время памятник архитектуры открыт для общественности. Здесь проходят многочисленные экскурсии, а количество туристов, которые желают посетить это место, переваливает показатель в сотни тысяч человек.

Во дворце открыто сразу несколько экспозиций. В связи с проведением постоянных реконструкций отдельные части здания могут быть закрыты для массового посещения.

По общему правилу каждый посетитель может насладиться следующими объектами:

белый и овальный двор – главная площадь здания. Именно здесь проходил прием всех высокопоставленных гостей. Есть сведения, что это было любимое место прогулок монархов. Выполнен фасад в итальянском стиле. Несколько раз подвергался реконструкции и изменениям, однако первоначальный стиль оставался нетронутым. В настоящее время, попадая во дворец, туристы первым делом проходят именно эту достопримечательность. Овальный двор – прекрасное место для того, чтобы наблюдать весь парковый комплекс;

Овальный двор Дворца Фонтенбло

парк дворца ;

Парк Дворца Фонтенбло

двор Генриха . Считается наиболее старым участком комплекса. Название получил в честь великого правителя Франции. По историческим сведениям, именно здесь монарх предпочитал проводить время со своей семьей. Эта часть здания разрабатывалась им лично. К созданию привлекались лучшие мастера как из самой Франции, так и из Италии. Во дворе регулярно проводятся различные художественные выставки;

Двор Генриха

фонтанный двор . Достопримечательность представляет собой соединение нескольких фонтанов. Все они работают в период с весны по осень. Фонтаны выполнены во французском стиле. Дворик считается одной из наиболее любимых частей дворца среди туристов. Несколько английских клумб разбавляют общий колорит строгого стиля. Особенно прекрасны фонтаны в летний период, когда помимо эстетического эффекта они еще и способны охлаждать воздух до комфортной температуры;

le Fontaine Belle Eau

художественная галерея Франциска I;

Художественная галерея Франциска I

Картины галереи

Деревянная резьба галереи настоящее произведение искусства

покои Наполеона ;

Спальня Наполеона I

капелла Святой Троицы .

Капелла Святой Троицы

Своды часовни Святой Троицы

Расписные потолки капеллы

Каждый экспонат здесь – бесценное достояние многовековой культуры.

Например, в галерее Франциска вы встретите не только картины европейских художников эпохи Ренессанса, но и полномасштабные фрески, написанные знаменитыми итальянскими мастерами.

В покоях Наполеона вы сможете погрузиться во времена великого императора, который славился своим желанием войти в историю. Также интерес представляет и огромнейшая библиотека, в которой собраны оригиналы книг, начиная с XIII века.

Отдельно стоит сказать об архитектуре. Здесь вы не встретите какого-то единственного стиля. Вся сущность строения состоит в разнообразии. В разное время, по приглашению правителей, над дворцом работали французские и итальянские мастера, которые видели процесс облагораживания по-своему.

Парк как произведение искусства

Вокруг дворца Фонтенбло располагается чудеснейший парк, который носит название королевского. По всему периметру вы сможете насладиться удивительным эстетичным ландшафтом, прудами, искусственными озерами и мостами на любой вкус.

Парк вокруг дворца

Весь парк разбит на рекреативные зоны. Здесь есть английский вариант организации ландшафта, сосновая роща, клумбы, выполненные в версальском стиле.

Как утверждают знатоки, парк устроен таким образом, что прогулка по нему может занять весь день, но усталости никто не почувствует.

В парке представлены многие виды животных и растений, которые находятся под охраной. Значимость парка отмечена как на местном, так и на национальном, мировом уровне.

Французы трепетно относятся к здешним местам. С одной стороны, каждый хочет прикоснуться к частичке истории собственной страны, с другой – это просто прекрасный способ провести выходные.

Для туристов дворец Фонтенбло обязательно станет удивительным открытием в мире французской истории и искусства.

Как добраться и заказать экскурсию

Фонтенбло не столь далек от Парижа. Расстояние оценивается приблизительно в 60 километров. Существует несколько основных способов добраться до города:

Арендовать автомобиль;

Воспользоваться услугами междугороднего транспорта;

Отправиться на поезде.

Все услуги можно заказать самостоятельно, по телефону или через интернет. Заказывать билеты заранее не стоит, если только речь не идет о выходных (дело в том, что на уик-энд в Фонтенбло отправляются многие французы из Парижа и пригородов).

Если вы выбираете автобус , то лучше всего заказать экскурсионный билет. Так вы получите комплекс услуг, в который входят:

Прямой проезд до места экскурсии;

Рассказ профессионального гида о дворце и парке, их истории;

Возвращение к отелю.

Обойдется такой мини-круиз к памятнику истории примерно в 40-80 евро в зависимости от вида транспорта и дополнительных расходов.

Аренда автомобиля обойдется значительно дороже. Конечно, так вы получаете большую свободу действий, но помните, что придется дополнительно приобрести и саму экскурсию.

Стоимость аренды авто – от 40 до 200 евро в сутки в зависимости от типа автомобиля, компании-арендодателя и дополнительных услуг.

Добраться можно и на поезде. За билет придется выложить порядка 30-50 евро . Главным плюсом такого способа можно назвать скорость. Каких-то 40 минут, и вы уже можете заказывать экскурсию, наслаждаясь общим видом достопримечательностей.

Информация для туристов:

Адрес: 77300 Fontainebleau.

Время приема посетителей: с 9.30 до 16.15 ежедневно, без выходных.

Телефон: +33 1 60 71 50 70.

Официальный сайт: http://www.musee-chateau-fontainebleau.fr.

Стоимость экскурсии: 20 евро (цену необходимо уточнять заранее, так как возможны изменения).

Фото шедевра

Предлагаем вам насладиться всеми красотами дворца Фонтенбло и прилегающего парка.

Большой панорамный снимок дворца и прилегающего парка демонстрирует невероятные размеры королевских угодий. Можно наблюдать общий ландшафт, архитектуру главного фонтана, искусственные пруды и малую сосновую рощу.

Блистательный западный фасад замка просто создан для того, чтобы встречать королевских гостей. Почувствуйте и вы себя в роли избранных подданных или правителей других государств. Площадь при входе украшена двумя клумбами, выполненными в аристократическом английском стиле.

Знаменитый вход во дворец. Лестница выполнена в форме большой подковы, которая должна привлечь в дом счастье, уют и покой. Она выполнена из натурального серого камня и производит неизгладимое впечатление на туристов, которые с удовольствием здесь делают памятные снимки.

Вход во дворец в виде подковы

Знаменитая библиотека, в которой собраны тысячи книг. Многие из них, являясь оригиналами, несут высокую культурную и историческую ценность, впрочем, как и все в здешних местах. Увы, но насладиться чтением нельзя, так как книги находятся под охраной, а пребывание в руках у туристов может им навредить.

Капелла Святой Троицы. Огромный зал, в котором должен побывать каждый ценитель прекрасного.

Подведем итоги

Фонтенбло – это многовековая резиденция известных французских королей. Здесь расположены один из известнейших дворцов во Франции и во всем мире и совершенно неповторимый парк. Если вы желаете лицезреть всю эту красоту, то отправляйтесь в город на арендованном автомобиле, поездом или экскурсионным автобусом. Общая стоимость посещения обойдется примерно в 80 евро .

Возможно, покои Наполеона или рабочий кабинет Франциска I вдохновят вас на собственные подвиги.

Что же, как говорят французы «Des goûts et des couleurs il ne faut pas discuter » («О вкусах не спорят »), но не восторгаться столь древним дворцом не сможет ни один человек.


Понравилась статья? , чтобы всегда быть в курсе событий.

За историческим дворцом Фонтенбло , расположенным в 65 км к югу от Парижа, издавна закрепилось название «дом королей ». Многим здесь интереснее, чем в , потому как древнее: французские короли жили в городке Фонтенбло с 1137 по 1870 год. На протяжении восьми веков эта всемирно известная являлась истинным домом французских королей, а позднее императоров.

Дворцы Парижа предназначались для публичной, открытой жизни монархов; здесь же, в Фонтенбло, протекала их частная жизнь, здесь праздновались важнейшие семейные события – свадьбы, рождения, крестины. В этих стенах появилось на свет множество принцев и принцесс, здесь прошли детские годы многих королей Франции. Вплоть до падения Второй империи в 1870 г. с Фонтенбло были связаны важнейшие события французской истории.

Фонтенбло, история возникновения

Документы XII века эту местность в Иль-де-Франс, затерявшуюся среди дремучего леса, называли «Fontene Bleaudi» — «источник Блоди». Некогда именно здесь обитала семья воинственных франков Бладобальдов, и ученые предполагают, что Блоди — имя человека, на земле которого бил источник.

Французское название этих мест — «Fontaine-Belle-Eau» («чудесный источник») со временем превратилось в «Fontaine-Bleau». Так что источник Бло — тот чудесный источник, который (по преданию) во время королевской охоты нашла собака по кличке Бло, — и дал название и лесу, и замку, и городу.

История Фонтенбло начинается с охотничьего домика, построенного в XII в. в богатом дичью лесу, около родникового источника Бло, откуда и пошло название местности Фонтенбло («фонтен» - по-французски «источник»). Позже на месте домика выросла усадьба, а затем был возведен замок, ставший надолго королевской резиденцией.

Первое упоминание о Фонтенбло – в связи с коронацией Людовика VII – относится к 1137 г. В XII столетии на этом месте, в сердце обширного леса, занимавшего более 17 тысяч га, располагался королевский охотничий замок. Традиционная любовь к охоте сделала Фонтенбло регулярно посещаемым местом, и при этом едва ли не каждый король считал своим долгом внести свою лепту в улучшение замковых построек, перестраивая и украшая их в соответствии с новыми вкусами.

Наиболее значительным преобразованиям замок подвергся при короле Франциске I (1494–1547), который пожелал превратить старый «дом королей» в «Новый Рим», который превзойдет роскошью и красотой дворцы , и .

Строительство Фонтенбло продолжалось на протяжении 1528–1547 гг. Вместо старого средневекового замка вырос огромный роскошный дворец (арх. Ж. Лебретон, П. Шамбиж и др.), в облике которого воплотились итальянские и французские художественные традиции. Были построены ворота, танцевальный зал, часовня Св. Сатурини, здания, окружающие внутренний двор Белой Лошади и галерея Франциска I, связавшая две группы построек.

От замка XII в. сохранилась лишь одна древняя башня-донжон, в которой когда-то располагалась королевская спальня. Для дворцового комплекса Фонтенбло характерны внутренние дворы – отзвук итальянской архитектуры – и оригинальные подковообразные наружные лестничные всходы.

Для украшения королевской резиденции Франциск I пригласил итальянских живописцев Россо Фиорентино, Франческо Приматиччи и Себастьяно Серлио, положивших начало так называемой «первой школы Фонтенбло». Искусство Фонтенбло середины XVI в. стало ответвлением стиля итальянского маньеризма. Для него характерны особая элегантность, сочетание живописи с декоративными фризами и сложной резьбой по гипсу, имитирующему цветной мрамор (стукко).

Художники первой школы Фонтенбло широко включали в свои полотна аллегорические и символические фигуры, прославляющие королей Франции. Эти росписи до сих пор можно видеть на стенах монументальной парадной лестницы, в танцевальном зале и королевской спальне, но лучше всего они сохранились в галерее Франциска I, созданной Россо Фиорентино между 1522 и 1540 гг.

Ко временам короля Франциска I относится и создание садово-паркового ансамбля в Фонтенбло. Вокруг дворца был разбит огромный парк «по итальянской моде», который, несмотря на многочисленные позднейшие переделки и дополнения, дает представление о садово-парковой архитектуре XVI столетия.

Большой водоем в форме трапеции, являющийся центром парка, некогда использовался для всевозможных «водяных затей» и забав. В нем были устроены фонтаны, самый большой из которых украшала статуя «Геркулес» работы Микеланджело. На искусственном острове посреди пруда был сооружен банкетный павильон.

В последующие века дворец в Фонтенбло неоднократно подвергался значительным переделкам. По доброй старой традиции каждый монарх, взойдя на престол, спешил украсить «дом королей» чем-нибудь новым. Хотя строители старались придерживаться проекта, утвержденного Франциском I, время вносило свои коррективы, и сегодня дворец потерял ощущение единства стиля, воплотив в своем облике архитектурные элементы XVI–XIX вв.

Генрих II, сын и преемник Франциска I, и его жена Екатерина Медичи завершили все начатые постройки Фонтенбло – правда, в измененном в соответствии с новыми вкусами виде, пригласив для этих целей архитекторов Филиберта Делорма и Жана Буллана. Над отделкой дворца в эти годы работал живописец-маньерист Никколо дель Аббате.

При Генрихе IV (1552–1610) дворец подвергся новым большим переделкам, которыми руководил архитектор Амбруаз Дюбуа. Работавшие в этот период в Фонтенбло фламандские живописцы положили начало «второй школы Фонтенбло». По распоряжению Генриха IV был значительно расширен парк. В нем был прорыт канал протяженностью 1200 м, высажены платаны – для Франции той эпохи большая редкость, а также ели и плодовые деревья.

Король Людовик XIII, чье детство прошло в Фонтенбло, добавил к дворцовому ансамблю железную лестницу. В 1661–1664 гг. Андре Ленотр, придворный садовник Людовика XIV и создатель Версальского парка, разбил на месте прежнего Большого парка зеленый партер. Сам «король-солнце» имел обыкновение ежегодно проводить в Фонтенбло два осенних месяца, наслаждаясь покоем и великолепной природой.

К временам правления Людовика XV относится перестройка южной части двора Белой Лошади и сооружение Большого павильона, получившего название «Эрмитаж маркизы Помпадур» (арх. ЖА. Габриэль). При Людовике XVI были в два раза увеличены размеры галереи Франциска I и создан будуар королевы, состоящий из трех салонов, отделанных в соответствии со вкусами времени.

Когда в 1804 г. в Фонтенбло приехал Наполеон, «дом королей» поразил его девственной пустотой. Оставались одни пустые залы, впрочем, почти не тронутые, а вся роскошная обстановка исчезла благодаря стараниям «граждан» республики. По распоряжению Наполеона дворец был заново обставлен и украшен, и в его стенах император Франции принимал римского папу Пия VII, прибывшего в Париж, чтобы короновать «узурпатора».

С Фонтенбло связаны последние драматические страницы истории наполеоновской империи. 28 апреля 1814 г., простившись с солдатами Старой гвардии, выстроившимися во дворе, Наполеон навсегда покинул замок. Годы спустя, находясь в ссылке на острове Св. Елены, он до последнего дня вспоминал Фонтенбло – «истинный дом королей, лучше всех украшенный и наиболее удачно расположенный дворец в Европе». Национальный музей Фонтенбло хранит множество предметов, принадлежащих лично Наполеону, его жене, братьям и сестрам.

В последующие годы дворец Фонтенбло оставался «домашней» королевской резиденцией. При Луи-Филиппе здесь были проведены значительные ремонтно-восстановительные работы. В 1837 г. в стенах дворца состоялось бракосочетание наследника престола принца Орлеанского с немецкой принцессой.

Последний расцвет Фонтенбло приходится на времена Второй империи. Император Наполеон III восстановил заброшенную часть парка, заново отделал помещения дворца, и до 1868 г. Фонтенбло оставался местом официальных приемов, торжеств и увеселений императорской четы.

Франко-прусская война и падение империи поставили точку в политической истории Фонтенбло. Сегодня дворец и парк Фонтенбло является национальным музеем, входящим в , а часть его по традиции остается резиденцией главы государства.

Фонтенбло, архитектура и интерьеры

Знакомство с ансамблем Фонтенбло начинается с Почетного двора, который просторно раскинулся перед главным дворцовым фасадом. Двор и есть часть того участка, на котором некогда бил чудесный источник. Почти всю площадь Почетного двора (152х112 метров) занимает зеленый партер: четыре больших квадрата стриженой травы легли здесь по два с каждой стороны центральной аллеи, ведущей к парадному входу во дворец.

Сначала этот двор назывался Большим Нижним двором. В XVI веке его украшала скульптура лошади, которую (по одной версии) привез из Италии художник Ф. Приматиччо. Это был гипсовый слепок с древнеримской статуи императора Марка Аврелия верхом на коне, установленной великим Микеланджело в центре Капитолийской площади в Риме.

По другой версии, будто бы в сентябре 1560 года Екатерина Медичи просила Микеланджело сделать эскиз памятника своему покойному супругу, королю Генриху II, в виде всадника. Знаменитый скульптор принял заказ, возложив на себя только руководящие работы, а исполнителем порекомендовал скульптора Даниэле да Вольтерра, который и сделал каменную модель.

Вскоре перелили в бронзу часть памятника: лошадь очень большого размера, намного больше, чем лошадь статуи Марка Аврелия. В Италии это стало событием, так как даже здесь не видели такой большой скульптуры. Снятый с нее гипсовый слепок доставили в Фонтенбло и установили посередине Большого Нижнего двора. Всадник на этой гипсовой лошади так никогда и не появился, а Большой Нижний двор, украшенный этой скульптурой, переименовали в двор Белой Лошади. В 1580 году гипсовая лошадь распалась, заказанный в Риме новый слепок со временем тоже пришел в негодность и в 1626 году был снят.

У этого двора есть еще и другое название — двор Прощания. В апреле 1814 года Наполеон Бонапарт подписал в Фонтенбло свое отречение от престола и 20 числа этого же месяца на дворе Белой Лошади прощался со своей старой гвардией, чтобы отправиться на остров Эльбу. Но не прошло и года, как на этом же дворе он делал смотр своим преданным гренадерам, которые помогли ему триумфатором возвратиться в Париж.

Во дворце Фонтенбло расположился один из самых значительных памятников французского Возрождения — Галерея Франциска I. Она представляет собой очень длинное и довольно узкое помещение (64х6 метров), перекрытое коробовым сводом. Стены Галереи расчленены на два яруса: нижний обшит деревянными резными панелями, по которым идут изображения герба Франции и монограммы короля, заключенные в овалы.

Верхний ярус Галереи украшен фресками и скульптурными рельефами. Высокие окна, уходя в стены, образуют неглубокие ниши: льющиеся сквозь них потоки света озаряют живопись с ее оригинальной оправой и скользят по золотистой поверхности дубовых паркетов.

Галерея Франциска I стала первым помещением во Франции, которое было украшено монументальными росписями светского характера. Все фрески до единой посвящены Франциску I — его победам, мужеству и благочестию, а также его благоволению к наукам и искусствам.

А рефреном к ним звучит многократное изображение герба Франциска I — саламандры в огне, сопровождаемой девизом короля: «Nutrisco et extinguo» («Питаю и уничтожаю»). Смысл этого девиза заключался в том, что мудрый и справедливый монарх сеет благо и добро, одновременно искореняя зло и невежество.

Четырнадцать фресок Галереи составляют единый, тонко продуманный цикл. Центр большой стены Галереи занимает произведение итальянского художника Ф. Приматиччо «Даная» — главная фреска всего ансамбля. Художник искусно вписал в большой овал в задумчивости раскинувшуюся на подушках златокудрую красавицу с античным профилем. Живопись этой фрески утопает в переливах золотистого цвета, эффект которого еще больше усиливается золоченой рамой.

Некоторые фрески в Галерее Франциска I являются парными, что позволило художникам показать основную идею в разных аспектах. Например, в ансамбле фресок «Воспитание Ахилла» и «Венера наказывает Амура» зашифрована идея государственных добродетелей. В основе всех изображений лежат сюжеты из мифологии и произведений древних авторов, но содержание большинства из них было зашифровано в аллегории, смысл которых во многом не раскрыт еще и до сих пор.

Галерея Франциска I являлась соединительным коридором, который вел в один из корпусов Овального двора. Двор этот был замкнут однообразными по архитектуре фасадами хозяйственных построек, сжимавших собой основной корпус. Сейчас Овальный двор закрыт для посещения, а на месте служб разместились решетчатые ворота.

Одной из достопримечательностей Овального двора являлся павильон Святого Луи, который впоследствии подвергся реконструкции. Это здание стоит на массивном цоколе, этажи его отмечены карнизами и окнами, а крутая крыша с двумя симметричными дымоходами придает ему элегантную стройность. Заметно преобразилось и слуховое окно павильона Святого Луи: сейчас его обрамляют строгие античные пилястры и завершает треугольный фронтон.

В юго-западной стороне Овального двора архитектор Ж. Лебретон поставил Золотые ворота — укрепленный вход в замок. Они и сейчас кажутся неприступными. Золотые ворота представляют собой нарядный, чуть вытянутый вверх павильон, сложенный из светлого камня и красного кирпича. Фасад его четко поделен на три части в длину и в высоту, а по боковым сторонам его архитектор расположил одно над другим окна, завершив каждое обложенным кирпичом фронтоном.

Бесценной реликвией Фонтенбло времен Франциска I являются часы, установленные на одном из корпусов Овального двора. Часы украшены монументальными скульптурами, олицетворяющими семь планет, а древнеримский бог Вулкан молотом отбивает каждый час.



Рассказать друзьям