Единственное число множественное именительный. Rzeczownik

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа употребляются с окончанием -а, -я:
адреса, берега, века, города, директора, доктора, желоба, жернова, инспектора, катера, корма, номера, округа, острова, отпуска, паспорта, повара, профессора, сорта, стога, фельдшера, штемпеля, якоря.
с окончанием -ы, -и:
авторы, аптекари, агитаторы, бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, лекторы, лйдеры, конструкторы, конюхи, ораторы, офицеры, приговоры, ревизоры, ре-дакторы, снайперы, стажёры, торты, шофёры. Различаются по значению существительные: меха (выделанные из шкуры зверей) - мехи (кузнечные), пояса (ремни) - поясы (географические), провода (электрические шнуры) - проводы (кого-либо), пропуска (документы) - пропуски (то, что пропущено), счета (документы для оплаты) - счёты (приспособление для счёта), тормоза (устройство) - тормозы (преграды), учителя (преподаватели) - учйтели (основоположники научной теории), хлеба (злаки) - хлебы (печёные), цвета (краски) - цветы (растения), зубы (во рту) - зубья (зубцы), корни (у растений) - коренья (сушёные овощи), листы (бумаги, железа и т. п.) - листья (у растений), сыны (Ро-дины) - сыновья (у матери).
Возможны двоякие формы у существительных (окончание -а, -я более свойственно разговорной речи): ветры - ветра, возы - воза, годы - года, прожёкто ры - прожектора, промыслы - промысла, цехи - цеха.
Спишите, раскрывая скобки. Поставьте в существительных ударение и обозначьте окончания.
Заграничные (паспорт), коллективные (договор), опытные (доктор), предстоящие (выбор), молодые (офицер), приехавшие (лектор), известные (профессор), вновь назначенные (директор), искусные (повар), праздничные (торт), новые (сорт) пшеницы, справедливые (приговор), внимательные (инспектор), сторожевые (катер).
Прочитайте, вставляя вместо точек нужные по смыслу существительные, данные в скобках.
1) Рабочие собрались на... отъезжающих на стройку. Тихо гудели телеграфные... (провода, проводы). 2) Корректор заметил в рукописи... букв. Работникам завода выдали новые... (пропуска, пропуски). 3) У доски стояли большие деревянные.... Представленные... надо оплатить в срок (счета, счёты). 4) Чуть шелестят... на деревьях. На полке лежали... картона (листы, листья). 5) Заболели.... У шестерни сломались... (зубья, зубы). 6) У автомобиля испортились.... Было указано на... для развития промышленности (тормозы, тормоза). 7) Дома окрашены в яркие.... На окне стояли... (цвета, цветы). 8) В школе работают опытные.... Великие... оставили богатое наследие (учителя, учители).

Еще по теме § 37. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА НЕКОТОРЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО РОДА:

  1. Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 1-го склонения
  2. Особенности образования форм именительного падежа множественного числа отдельных групп имен существительных
  3. Категории рода, числа и падежа имен существительных
  4. § 38. ПРАВОПИСАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА
  5. Родительный падеж множественного числа. Варианты окончаний родительного падежа множественного числа

Директоры либо директора?

В современном российском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме именительного падежа множественного числа , насчитывают выше 300 слов. Очагом распространения окончания -а (-я) являются сферы просторечия и проф языка. В связи с этим формы на -а (-я) имеют нередко разговорную либо профессиональную расцветку: контракта, слесаря, токаря . Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают обычным нормам литературного языка. Но в неких случаях формы на -а (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и) .

Чтоб решить вопрос о «спорной» форме слова необходимо обратиться к словарю. Не считая этого, есть возможность уяснить ряд закономерностей , облегчающих выбор окончания именительного падежа множественного числа:

  • Склоняемые существительные среднего рода, исходная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударное окончание мн.ч. им.п. : лица, перышки, яблоки, брюхи . Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн.ч.: войска и облака .
  • Другие существительные среднего рода в форме мн.ч. имеют окончание -а (-я) : болота, поля, моря, окна .
  • Форма на -а (-я) у неких слов может быть единственной либо преобладающей: бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки ); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки веков, во веки веков ), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка .
  • Формы могут иметь различное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).
  • Формы существительных могут различаться по стилистической расцветке: борта и устаревшее борты; обители и устаревшее домы; корма и устаревшее кормы; рога и устаревшее и поэтическое роги; сорта и устаревшее сорты; тома и устаревшее томы, также громы и поэтическое грома; гробы и поэтическое гроба.
  • В конце концов, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (однако: годы молодости, томных лишений; девяностые, нулевые годы ), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы .
  • Неординарно множественное число появляется у слов ребенок - дети, человек - люди, дно - донья и неких других.

    См. подробнее: Окончания и варианты окончаний в именительном падеже множественного числа имён существительных (хл бы - хлебá, прóзапуски - пропускá и др.).

    Как верно проверить окончание имени существительного по словарю

    Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется по словарю (к примеру, см. рубрику «Проверка слова» на портале gramota.ru).

  • Поиск слова в словарях осуществляется по исходной форме (именительный падеж, единственное число).
  • 1-ая помета в словарной статье после существительного - это указание на окончание род.п. ед.ч.;
  • В том случае дальше в статье нет особенных указаний на форму множественного числа (т.е. нет пометы мн. ), то для образования формы им.п. мн.ч. употребляется окончание либо .
  • В том случае же требуется другое окончание (либо допустимы варианты), то ставится соответственная помета: мн. -а либо мн. -я .
  • Словарная статья

    Как прочесть пометы после имени существительного

    директор , -а, мн. -а, -ов

    Форма род.п. ед.ч. - дир ктора ; верная форма им.п. мн.ч. - директорá, род.п. мн.ч. - директорóв

    слесарь , -я, мн. -и, -ей и -я, -ей

    Форма род.п. ед.ч. - сл саря; правильные формы им.п. мн.ч. - сл сари и слесаря, род.п. мн.ч. - сл сарей

    крем , -а и -у

    Форма род.п. ед.ч. - крема и крему; верная форма им.п. мн.ч. - кр мы (т.к. нет пометы, означает, употребляется окончание )

    Упражнения к теме «Имя существительное. Именительный падеж множественного числа»

    Упражнение 1. Поставьте существительные, данные в скобках, в форму именительного/винительного падежа множественного числа. Проверьте себя по словарю.

    1. (Инженер) необходимы всюду.

    2. Рыболовецкие (судно) не выходили в море уже три месяца.

    3. (Дно) сосудов были покрыты копотью.

    4. По просёлочной дороге расслабленно бегали (курица) и (цыплёнок), а в пыли возились (поросёнок) и (телёнок). 5. В Историческом музее я с энтузиазмом рассматривал древние (ружьё).

    6. На границе пограничники очень кропотливо инспектировали наши (паспорт) и багаж.

    7. (Ребёнок) нередко рыдают по ночам.

    8. (Гражданин), пройдите чуть-чуть вперёд!

    9. (Владелец) что-то издавна не заходили.

    10. Масляные (пятно) отдельно чётко выделялись на светлом пиджаке.

    11. В больших залах висели древние (зеркало).

    12. (Крестьянин) всегда с особенной нежностью относились к корове-кормилице.

    13. Адмирал отдал команду подымать (якорь).

    14. (Штурман) кораблей были вызваны в штаб флота.

    15. Тихоокеанский и Северный (флот) провели учения.

    16. (Крестьянин) получили в аренду заброшенные (хутор).

    17. (Диспетчер) аэропорта решили начать стачку.

    18. (Директор) заводов были вызваны в городскую администрацию, а (председатель) кооперативов - нет.

    19. (Тренер) олимпийской сборной - общепризнанные (мастер).

    20. Использованные (шприц) укладываются в особые (контейнер) и потом уничтожаются.

    21. На таёжных трассах могут работать только бывалые (шофёр).

    22. (Вентиль) на газопроводе были немедля перекрыты.

    23. Заводу требуются бывалые (бухгалтер, токарь, столяр, маляр, охранник).

    24. Практически на всех крышах домов в рыбачьем посёлке были установлены (флюгер).

    25. По бокам сцены были установлены калоритные (юпитер).

    26. Все (штопор) куда-то делись.

    Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением существительных в единственном и во множественном числе. Постарайтесь разъяснить, в чём сущность этих ошибок. Проверьте себя по словарю.

    1. Раскольников желал признаться в содеянном, однако ему не хватило сил и мужеств.

    2. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков зашифровал свои взоры и миропонимания.

    3. Наш завод производит телек высочайшего свойства.

    4. Супруга принесла целый поднос чаёв.

    5. На женитьбу он пришёл весь в трепьях.

    6. У обеспеченного брата было много скотин, а у бедного - только одна скотина.

    7. Им отдали приказ немедля сдать все орудия.

    8. Недро земли очень богатое.

    9. Мы с сестрой вымыли все посуды, убрали их в буфет и стали ожидать маму.

    10. Профессия милиционера мне нравится тем, что в ней много угроз и рисков.

    11. Мальчишка научился играть на гармошке всякие музыки.

    12. Ребята в зале заорали и свистами прогнали Бармалея.

    13. Это лечущее средство мне повелели принимать до всех ед.

    14. Во дворе у нас качель сломалась.

    15. Я желаю, чтоб на день рожденья мне подарили небольшой тисок.

    16. Обрежь ножницей нить.

    17. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать.

    18. Окна мы выкрасили белилом.

    19. В сочинении отлично поведано про округа школы.

    20. Вода употребляется также в хозяйственной цели.

    21. Небо затянуто сплошным сероватым облаком.

    22. Мы с подругой приехали с дач в один день.

    23. Этот доктор воспринимает только по подготовительным записям.

    24. Шофёры возили хлеб через Ладогу и доставляли боец на фронты.

    25. Один людь ничего тут не сумеет сделать.

    26. Каждую зиму он болеет гриппами.

    27. В представлениях героев Толстого всё было по-другому.

    28. Герои Бородинского схватки, как показал Л.Н. Толстой, принадлежали к разным соц средам.

    29. Некорректные выражения часто есть возможность услышать в речах малышей.

    30. Сначала войны наши войска пару раз попадали в окружения.

    31. На данный момент тяжело воспитать у малышей правильные дела к труду.

    32. На предприятии организована работа по обмену опытами.

    Источник материала Интернет-сайт

  • Глава «Трудные формы множественного числа имен существительных» в пособии «Русская грамматика». Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н.Ю. Шведова (гл. ред.). - М.: Наука, 1980.
  • Упражнения к теме «Окончания и варианты окончаний в именительном падеже множественного числа существительных»
  • Дополнительно на сайт:

  • Какие бывают ошибки в употреблении и образовании имён существительных?
  • Какие есть особенности образования форм множественного числа существительных?
  • Где отыскать упражнения к теме «Морфологические нормы потребления и образования имён существительных»?
  • Состояние языковой культуры в современной России оставляет желать лучшего. И виной тому отнюдь не ориентация на западную культуру и не отсутствие тяги к чтению, как сокрушаются СМИ.

    Широкий ассортимент словарей, в которых можно встретить различное написание одного и того же слова, жаркие споры ученых-лингвистов вокруг правописания отдельных слов, огромный поток литературы, не отработанной грамотным корректором, засорение речи неуместными жаргонными словами – вот истинная причина процветания безграмотности. Языковые нормы существуют не ради самих себя, а, прежде всего, для того, чтобы люди понимали друг друга, избегали двусмысленности и, наконец, сохраняли национальное языковое богатство.

    Как часто в офисах можно услышать звОнит вместо звонИт, катАлог вместо каталОг и т. д. Более того, все чаще собеседники начинают задумываться над произношением слов во множественном числе: директорА или дирЕкторы, бухгалтерА или бухгАлтеры, договорА или договОры? Все это медленно, но верно расшатывает традиционные литературные нормы русского языка и приводит к общему падению культуры.

    В современном русском языке примерно 300 слов, в которых именительный падеж множественного числа – «колеблющийся», с вариантами. Более того, норма ударения в некоторых словах с течением времени менялась, отражая развитие системы склонений русских существительных. Так, например, в конце XIX – начале XX века директорОв называли дирЕкторами, а профессорОв – профЕссорами. В течение же прошлого века произошли необратимые изменения. Окончания на -а (-я) стали царить в просторечии и «профессиональном» жаргоне, а формы на -ы (-и) оказались более нейтральными, более традиционными для литературного языка (редакторы, инструкторы, корректоры). Но не стоит забывать, что во всех правилах существуют исключения.

    ДиректорА, договОры, бухгАлтеры – именно эти нормы стали ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНЫМИ!

    • Приехали директорА крупных заводов, собрались директорА, мы написали письмо директорАм.
    • Наша компания заключила договОры.
    • БухгАлтеры посчитали смету и т. д.

    Правописание (окончание и ударение) слов директор, бухгалтер, договор и др. подчиняется правилу «Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода -ы(-и) – -а(-я)». Это правило довольно сложное. Если окончание -ор/-ёр/-ер ударное, то оно чаще сохраняется в форме множественного числа, т.е. даёт -ёры, -оры: договоры, шофёры, планёры, моторы, заборы, инженеры, кавалеры. В остальных случаях существительные, особенно одушевлённые, на -ор/-ер во множественном числе имеют сильную тенденцию к смещению ударения на окончание: доктора, юнкера, катера и пр. Но есть и масса обратных примеров, в частности, бухгалтеры, тренеры и др. Кроме того, существует ряд факторов, непосредственно влияющих на написание то или иного окончания в слове. Все это подробно расписано (с многочисленными примерами) в справочниках по правописанию.

    Однако простому человеку (не филологу) образовать форму множественного числа именительного падежа, руководствуясь пунктами правил, будет затруднительно. Поэтому поверьте на слово – лучше некоторые слова просто запомнить. В противном случае можно легко «перепутать» искомое правило. А еще лучше, хотя бы изредка, заглядывать в словарик.

    Немного юмора

    При запоминании можно руководствоваться рифмами-ассоциациями:

    • директорА – мастерА
    • договОры – вОры
    • бухгАлтеры – планЁры

    Трудные формы множественного числа имен существительных

    К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа (директоры или директора, клапаны или клапана? ) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных (пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин ?)

    1. Формы множественного числа именительного падежа существительных: директоры или директора?

    Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю). См. рубрику "Проверка слова" на нашем портале. Обратите внимание: поиск слова в словарях осуществляется по начальной форме (именительный падеж, единственное число)!

    Словарная статья читается следующим образом: если в статье нет особых указаний на форму множественного числа (помета мн. ), то для образования формы именительного падежа множественного числа используется окончание или . Если же требуется иное окончание (или допустимы варианты), то ставится помета: мн. -а . Например:

    В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов. Очагом распространения флексии -а (-я) являются сферы просторечия и профессионального языка. В связи с этим формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря . Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и) .

    Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей, облегчающих выбор флексии (окончания) именительного падежа множественного числа:

      Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударную флексию мн. ч. им. п. (личики, перышки, яблоки ). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: войска и облака .

      Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): болота, поля, моря, окна .

      Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей: бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки ); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков ), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка .

      Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).

      Формы существительных могут различаться по стилистической окраске: борта и устар. борты; дома и устар. домы; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги; сорта и устар. сорты; тома и устар. томы, а также громы и поэт. грома; гробы и поэт. гроба.

      Наконец, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы ), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы .

      Чтобы решить вопрос о статусе "спорной" формы слова (ненормативная, вариантная, стилистически окрашенная и др.), в любом случае нужно обратиться к словарю.

    Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок - дети, человек - люди, дно - донья и некоторых других.

    2. Формы множественного числа родительного падежа существительных: пять граммов или пять грамм?

    Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок ), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок - нет чулок, один осетин - пятеро осетин, один грамм - пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:

      Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры - мадьяр, туркмены - туркмен, гардемарины - гардемаринов и гардемарин, партизаны - партизан, солдаты - солдат; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек .

      Названия парных предметов: ботинки - ботинок, глаза - глаз, манжеты - манжет, погоны - погон, чулки - чулок, эполеты - эполет, сапоги - сапог .

      Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт . Если же такие названия употребляются вне "измерительного" контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов .

    Нужно отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин ), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров .

    Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка . Напротив, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.

    См.: "Русская грамматика", М., 1980.

    Окончания именительного падежа множественного числа имен существительных

    Постановка правильного окончания у существительных мужского рода именительного падежа множественного числа нередко вызывает затруднение. Выбор типа окончания (-ы/-и или -а/-я ) определяется следующими факторами:

    - количество слогов в слове и место ударения

    а) Односложные слова чаще образуют формы на -а/-я : снег – снега, дом – дома, лес – леса, сорт – сорта .

    б) Односложные слова могут иметь также окончания -ы/-и : суд – суды, суп – супы, нож – ножи, кот – коты . Частые речевые ошибки вызывает слово торт . Множественное число у этого слова – торты .

    в) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а/-я : вечер – вечера, паспорт – паспорта, голос – голоса, вексель – векселя.

    г) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на -ы/-и : аптекарь – аптекари, библиотекарь – библиотекари, компьютер – компьютеры, инженер – инженеры.

    Обратите внимание на то, что ударение в данных формах единственного и множественного числа сохраняется на одном и том же месте.

    Исключения : обшлаг – обшлага, рукав – рукава .

    - происхождение слова и его структурные элементы

    а) Слова с элементами -ер/-ёр имеют окончание -ы/-и : актёр – актёры, шофёр – шофёры, режиссёр – режиссёры, дирижёр – дирижёры и др. Это слова французского происхождения.

    б) Слова латинского происхождения с элементом -тор – неодушевленные (предметы) имеют окончание -ы: рефлекторы, детекторы, рефрижераторы, конденсаторы .

    в) Слова с -тор одушевленные (лица) имеют окончание : авторы, лекторы, ректоры, конструкторы и окончание : доктора, директора, профессора .

    - различие в значении слов

    В ряде случаев окончания и служат для различения смысла слова:

    образы (художественные) – образа (иконы);
    проводы (при отъезде) – провода (электрические);
    цветы (растения) – цвета (окраска);
    пропуски (недосмотры) – пропуска (документы);
    поясы (географические) – пояса (одежды) и др.

    Существуют нормативные вариантные формы (т.е. обе формы являются правильными):

    бункеры – бункера
    годы – года
    инструкторы – инструктора
    клапаны – клапана
    (технический термин)
    кители – кителя
    прожекторы – прожектора
    секторы – сектора
    цехи – цеха

    Наиболее часто употребляемые слова с тем и другим типом окончания.

    Формы на -и/-ы

    Формы на -а/-я

    Окончания родительного падежа множественного числа

    При выборе окончания следует руководствоваться следующими правилами:

    Мужской род

    1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц .

    Исключение: носков .

    2. Названия национальностей подчиняются следующим правилам:

    а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.

    Исключение: негров .

    б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов : киргизов, калмыков, таджиков, узбеков, монголов, якутов.

    Исключение: турок, бурят .

    3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:

    а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан;

    б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов : 10 гусаров, 5 гардемаринов, 6 гусаров, 7 уланов.

    4. Названия единиц измерений вариативны:

    а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон ;

    б) амперов, ваттов, граммов, килограммов, рентгенов, кулонов .

    5. Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов : апельсинов, мандаринов, бананов, помидоров, баклажанов.

    Женский род

    1. Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь .

    2. Некоторые существительные имеют окончание -ей : свечей, граблей, простыней .

    Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч , но: В доме нет свечей . Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).

    3. Существительные на -ия имеют окончание -ий : аудиторий, академий, консерваторий.

    Средний род

    1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал .

    Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч!)

    2. Нормативными являются формы на -ий : побережий, захолустий, снадобий .

    3. Существуют также формы на -ев : устьев, болотцев, верховьев, низовьев .

    Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний :

    нулевого: сумерек; суток ;

    -ов : заморозков ;

    -ей : будней, яслей, саней .



    Рассказать друзьям