Изучение любой науки начинается с определения ее предмета. Философия не является исключением. Вопрос об объекте, как правило, не обсуждается. Возможно это связано с тем, что понятия “объект” и “предмет” считается тождественными. Слово “объект” в латинской транскрипции означает “предмет” (лат. objectum - предмет).
Понятие объекта связано с понятием объективной реальности, существующей независимо от человека. Предмет - это вещь, явление или отдельная часть чего-то, обладающие свойствами и выступающими в отношения с другими вещами или явлениями. Объекты и предметы могут быть материальны (тела, вещи, явления и т.п.) или идеальны (понятия, мысли, идеи, образы, модели, дух, субстанция, абсолют и т.п.). Объекты философии разнообразны как разнообразна сама философия. Ими могут быть объективная и субъективная реальности, мир в целом или космос, субстанция или акдиденум, наука или религия, человек и его отношение к миру, язык, сознание, дух, Бог и т.п.
Предмет философии это прежде всего те проблемы, которые решает та или иная философия, те вопросы, на которые она дает ответы, каковых в философии, можно сказать, необозримое множество. В общем предмет философии констатируется и создается субъектом, но не произвольно, а в зависимости от исследуемого философией объекта. Поэтому в предмете философии так или иначе обнаруживаются акценты на те проблемы и вопросы, которые вытекают из познания ее объекта и которые можно в известной мере свести к определенному единству, признавая сферой интересов философии мир, человека, общество. В этом смысле предмет философии является выражением различных направлений философии, тяготеющих к познанию мира (философская онтология и космология), человека (философская антропология, персонализм, экзистенционализм) и общества (социальная философия). Нередко в качестве предельно обобщенного предмета философии называется отношение человека к миру с конкретизацией понятия мир: мир внешний (макрокосмос) и мир внутренний, человеческий (микрокосмос).
При всем различии перечисленных философий в нем можно все-таки обнаружить некое единство. Связующим звеном названного единства можно считать выявление философской сущности явлений и процессов. Например, рассуждения и размышления о мире в целом как предмете философии следует очевидно начинать с определения понятий “мир в целом”, которое является одним из неопределенных и вызывающих иногда негативную реакцию вплоть его в качестве предмета философии. Шопенгауэр считал что предметом философии является не “мир в целом”, а проблема сущности мира, вопросы же феноменальности мира составляют круг интересов науки, естествознания. В тесной связи с представлениями о сущности мира находится идея бытия, выражающая, как показали уже древние греки единство, целостность и гармонию мира. Поэтому проблема бытия зачастую рассматривается в качестве исходности в предмете философии.
Не менее древним предметом философии является проблема человека, включающая вопросы природы, души и тела, добра и зла, чести и бесчестия. Выявление социальной сущности человека т.е. непосредственной зависимости его от общественных структур привело к тому, что предметом философии стали проблемы общества. В качестве предмета философии можно назвать проблемы и вопросы связанные с изучением природы понимаемой в качестве проявления сущего (Вселенной, материи, бытия, духа и т.п.). Было бы неверно считать все проблемы и вопросы, составляющие предмет философии, как равнозначные. Есть среди них определяющие, определяемые и сопутствующие. К первым можно отнести проблемы человека, смысла и целей истории и человеческого существования, религиозно-нравственные вопросы. Ко вторым проблемы мира, знания, языка. К третьим проблемы натурфилософии. Но все они важны и существенны особенно в исторической среде, как важно философское многообразие и плюрализм философии, обеспечивающие работу философской мысли в области и сферы недоступные для других форм знания.
Предмет философии в известной мере конкретно-историческое явление, он изменяется с изменением философской мысли, меняется представления о мире, человеке и обществе, а следовательно, проблемы и вопросы его (предмета) составляющие.
Контрольная философия
1.Что
является предметом
изучения философии?
Почему предмет
философии постоянно
меняется или наполняется
новым содержанием?
Назовите основные
этапы и основные
акценты философии
с древности до
наших дней.
Термин
"философия" происходит от греческих
слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает
любовь к мудрости.
Предметом
изучения философии являются четыре
основных раздела:
- онтология (учение о бытии мироздания)
- гносеология (учение о познании)
- человек
- общество
Таким образом, философию можно определить
как учение об общих принципах бытия, познания
и отношений человека и мира. Прежде всего,
философия всегда оформляется в виде теории,
формулирующей свои категории и их систему,
закономерности, методы и принципы исследования.
Специфика философской теории заключается
в том, что ее законы, категории и принципы
носят всеобщий характер, распространяются
одновременно на природу, общество, человека
и само мышление. В последнем случае философия
выступает как мышление о мышлении. Предмет
философии непременно включает и рассмотрение
вопроса о том, что такое сама философия,
изучение ее истории.
Однако же она постоянно
меняется или наполняется новым содержанием
потому, что древняя философия и наука
(натурфилософия, философия природы) не
знали идеи развития в точном смысле этого
слова, поскольку время тогда мыслилось
как протекающее циклически и все процессы
воспринимались как совершающиеся по
заданной "oт века" программе (возникновение
- становление - исчезновение - новое возникновение).
Основные этапы и основные акценты философии
с древности до наших дней нашла в античной
философии, которая прошла 4 этапа:
1
этап: Досократовский
с 7 - 5 века до
нашей эры (знаменитые немецкие филологи-классики
19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят
термин "Досократики" для совокупного
обозначения натурфилософских школ). Характеризуется
она как философия природы.
Важнейшим открытием человеческого разума
для греков выступает закон (Логос), которому
подчиняется всё и все, и что отличает
гражданина от варвара. А также обосновываются
космогонические теории строения мира.
Исходя из понимания субстанции мира (или
первокирпичика), философы Древне Греции
создают свои космогонические теории
строения мира (вселенной).
2
этап: Классический
(с половины 5 до
конца 4 века до нашей эры). Характеризуется
как антропологический, т.е. центральной
проблемой становится проблема человека
(его познания и отношения с другими людьми).
Происходит переход от преимущественного
изучения природы к рассмотрению человека,
его жизни во всех многообразных проявлениях,
возникает субъективистко - антропологическая
тенденция в философии.
Сократ
впервые в центре философии видит
проблему человека как морального существа:
-раскрывает природу нравственности человека;
-определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость,
Любовь, т.е. то, что составляет суть души
человека;
-показывает, что необходимо стремиться
к познанию себя именно как человека вообще,
т.е. моральной, общественно-значимой личности.
3 этап: Эллинистический
(конец 4 - 2
века до нашей эры). Связан с упадком древнегреческого
рабовладельческого общества, распадом
Греции. Кризис привёл к утрате Афинами
и другими греческими полисами политической
самостоятельности. Афины вошли в состав
огромной державы, созданной Александром
македонским.
Распад
державы после смерти завоевателя,
усилил развитие кризиса, который вызвал
глубокие изменения в духовной жизни
общества.
Главные
проблемы этого этапа:
-мораль и свобода человека, достижение
счастья;
-проблемы возможности познания мира;
-структуры космоса, судьбы космоса и человека;
-отношение Бога и Человека.
4
этап: Римский
(1 век до нашей эры -
5-6 века нашей эры) В этот период решающую
роль в античном мире стал играть Рим,
под влияние которого попадает Греция.
Римская философия формируется под влиянием
греческой, особенно эллинистического
периода. Т.е. в ней развиваются стоицизм
и эпикуреизм, которые приобретают свои
особенности.
В период
упадка Римской империи, усилился кризис
общества, обусловивший катастрофу личного
существования. Усилилась тяга к религии
и мистицизму.
4.Дайте краткую характеристику философских учений Фалеса, Цицерона, Н. Кузанского, Г. Лейбница, Л. Фейербаха, И. Конта, Г. Гадамера плану:
-
- философ, направление,
или течение;
-
-основные труды;
-
-основные идеи
или концепции;
-
- афоризмы и высказывания.
Фалес считал воду первопринципом, из которого возникают все вещи и в который они распадаются. Согласно Аристотелю, это утверждение основывалось на том наблюдении, что многие предметы, необходимые для жизни (пища, тепло, семена и т.д.), так или иначе содержат влагу. Аристотель приписывает Фалесу изречения: «все полно богов» и «камень (т.е. магнит) имеет душу и потому двигает железо». Присущий философии Фалеса анимизм (иногда его называют гилозоизмом), т.е. вера в то, что материя пронизана жизнью и наделена душой, характерен для представителей ранней ионийской школы.
Цицерон Марк Туллий (106-43 до н.э.) - римский политик, философ, оратор.. Ввел в научный оборот понятия "определение" (definitio) - "дефиниция есть краткое и исчерпывающее разъяснение отличительных признаков той вещи, которую мы хотим определить", а также "прогресс" (progressio - восхождение). В этике и теологии - сторонник стоицизма. Пытался разрешить проблему нравственного долга и личной пользы. Истинная сущность человека постигаема, согласно Цицерону, через практическую философию. В эстетическом мировоззрении искусное красноречие вкупе с обоснованием высокого политико-правового и нравственного содержания ораторского искусства трактовались в неразрывном единстве. Согласно Цицерону, основанная на достижениях греческой культуры философская глубина - Атрибут подлинного красноречия для всякого римлянина; искусство речи - неотъемлемая составляющая модернизированной системы ценностей римского общества; красноречие адекватно самому себе лишь в гармонии совершенства формы и гражданского мужества; основой ораторских изысков, по мнению Цицирона, может выступать только общенародный язык, снимающий противоположение традиционно дистанцирующихся речевых традиций общественных слоев-антагонистов.
Николай Кузанский (настоящее имя - Николай Кребс (Krebs)) (1401-1464) - родился в селении Кузе в Южной Германии в семье виноградаря и рыбака. Подростком бежал из родного дома, при содействии графа Т. фон Мандер-Шайда получил блестящее образование: начиная от "школы братьев общей жизни" в Голландии, в чью программу входили семь свободных искусств и языки и кончая Гейдельбергским, Падуанским и Кельнским университетами.
Традиционное для философской культуры представление о человеке как микрокосме наполняется у Николая К. новым содержанием. Во-первых, оно фундирует идеал "свободного и благородного" человека, воплощающего в своей сущности сущность мировой природной гармонии, что закладывает основание последующей традиции гуманистической классики: по оценке Николая К., "в человеке все возведено в высшую степень", а человеческая природа мыслится "полнотой всех всеобщих и отдельных совершенств". Во-вторых, рассмотрение Николая К. разума в качестве божественной космической силы в определенной мере предвосхитила концепцию ноосферы и высказанные в 20 в. идеи о человеческой целепо-лагающей деятельности как силе космо-планетарного масштаба. Выступая центральным звеном природы и средоточием ее духовных сил, человек как познающий субъект характеризуется с позиций фундаментального гносеологического оптимизма: человеческий ум (mens), способен в когнитивной процедуре реконструировать "развертывание" Бога в природу.
Идеи Н.Кузанского, идущие в узловых своих пунктах вразрез с официальной схоластической традицией, вызвали на себя богословскую критику, однако ответная "Апология ученого незнания" его оказалась удачной, и он не только не подвергался преследованиям за свои взгляды, но умер одним из влиятельнейших руководителей Римской церкви.
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) - немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед. Отстаивая собственную позицию в споре об источниках познания (полемика рационалистов и эмпиристов), о категории субстанции (монизм Спинозы или дуализм Декарта), Лейбниц предлагает оригинальную, синтетическую философскую систему. Утверждая суверенитет метафизики по отношению к теологии и математике (их различают метод и предмет), тем не менее он требует от суждений философов строгости и обоснованности научных выводов естествознания.
В контексте принципиального для 17 в. противостояния эмпиризма и рационализма Лейбниц полагает, что врожденные идеи и принципы могут существовать и существуют в потенциальном, неосознанном виде (врождены привычки, "природная логика", способности и склонности, "преформация"). Излагая свои взгляд на проблему первичных качеств (простых идей), Л.ейбниц утверждает, что идеи первичных качеств формируются в нашем сознании при непрерывном участии деятельности разума, тогда как в рефлексии, наоборот, процесс образования простых идей не обходится без соучастия чувственности.
Распространению идей Лейбница в Германии способствовал его ученик Вольф. Многие идеи были восприняты немецкой классической философией, а также нашли развитие в некоторых направлениях современной западной философии.
Фейербах Людвиг (Feuerbach Ludwig) (1804–1872) - родился 28 июля 1804 в Ландсхуте (Бавария) в семье видного юриста – Пауля фон Фейербаха. Учился в городской гимназии, в 1823 поступил в Гейдельбергский университет на теологический факультет. Неудовлетворенный качеством преподавания в Гейдельберге, продолжил учение в Берлине, где слушал лекции Гегеля и на долгие годы стал его последователем, а окончил учебу на естественнонаучном факультете в Эрлангене.
Новый этап в идейном развитии Фейербаха наступил после 1839, когда он написал к критике философии Гегеля и свою самую известную работу – «Сущность христианства» (Das Wesen des Christentums , 1841), в которой обрушил всю тяжесть материалистической и, следовательно, атеистической критики на христианские воззрения и развивал новую «религию любви».
Перу Фейербаха принадлежат также труды – Писатель и человек. Под конец жизни мыслитель впал в нужду, переселился в окрестности Нюрнберга, заинтересовался идеологией марксизма и социализма и за два года до смерти вступил в социал- демократическую партию. На связь идей Маркса с идеями Фейербаха указывает ряд общих мест.
Сходные идеи развивал и Маркс в известных «Тезисах о Фейербахе» (1845).
Иммануил Кант (1724-1804) - является основателем немецкой классической философии, выступал, прежде всего, как крупный ученый - астроном, физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от положения Луны, а также обоснование научной гипотезы о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. В работах этого периода (напр., во "Всеобщей естественной истории и теории Неба" (1755 г) Кант выступал как стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы.
Но специфическая кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в так называемый критический период, после опубликования им трех "Критик" - "Критики чистого разума" (1781 г), "Критики практического разума" (1788 г), "Критики способности суждения" (1790 г). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма (так Кант именовал свою философскую систему). "Трансцендентальным" (от лат. transcendens - выходящий за пределы) Кант назвал всё то, что являлось условиями любого опыта - формы чувственности, пространство и время, категории рассудка. Второй период творчества сам Кант назвал "критическим" не столько потому, что "Критиками" назывались основные произведения этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему философии; противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу.
Гадамер Ганс-Георг (р. 1900) - немецкий философ, один из основоположников философской герменевтики. Профессор философии в Лейпциге (с 1939), ректор Лейп-цигского университета (1946-1947), профессор философии в Гейдельберге (с 1949).
Философское значение герменевтического опыта состоит, по Гадамеры, в том, что в нем постигается истина, недостижимая для научного познания. Стремясь развить понятие истины, соответствующее герменевтическому опыту (формами которого являются опыт философии, опыт искусства и опыт истории), Гадамер обращается к понятию игры. Трактуя его в духе антисубъективизма, а также он отмечает, что игра обладает своей собственной сущностью, она вовлекает в себя игроков и держит их, и соответственно субъектом игры является не игрок, а сама игра. Основываясь на том, что понимающие втянуты в свершение истины и что герменевтическое свершение не есть наше действие, но "деяние самого дела", Г. распространяет понятие игры на герменевтический феномен и делает это понятие отправной точкой в постижении того, что есть истина.
Список используемой
литературы
1. Рогалевич,
Н.Н. Краткий словарь по философии. Более
1000 статей. / Н.Н. Рогалевич. – Минск.: Харвест,
2007.
2. Горелов,
А.А. Философия в вопросах и ответах. / А.А. Горелов.
– М.: Эксмо, 2005.
3. Спиркин,
А.Г. Философия. / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики,
2005.
4. Акулов
В.Л. Философия, ее предмет, структура и
место в системе наук. -Краснодар -2000г.
5. Мотрошилова
Н.В. Рождение и развитие философских идей,
М.: Политическая литература, 2001.
1. Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение.
Термин ≪философия≫ приблизительно в VI столетии до н. э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор. phileo - любовь и sophia - мудрость, т.е. философия - это любовь к мудрости, или, как говорили в древние времена на Руси, ≪любомудрие≫. Объяснение и закрепление в европейской культуре слова ≪философия≫ связано с именем Платона (427-347 гг. до н. э.). Философы - это, по его мнению, люди, которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Итак, философия является особым видом знания - это ≪софийное≫, мудрое знание и поучения на его основе.
Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система общих категорий, теоретических взглядов на мир, место в нем человека, осознание различных форм отношения человека к миру, которое опирается на достижения наук о природе и обществе и владеет определенной мерой логической доказательности. Ценность философии - в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и истоков общественного продвижения в будущее, в ≪потрясении≫ сознания. Потрясение - пролог к пробуждению движения, к самостоятельной духовной жизни личности, ее самосознания.
Структура и предмет философии . Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, историю философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла., т.е. мир в целом в своих наиболее общих закономерностях, рассматриваемый под углом зрения субъект -объектного отношения, иначе говоря, отношения ≪человек - мир≫. Таким образом, философия исследует: 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; 3) систему ≪человек - мир≫ в целом и состояние, в котором она находится.
Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей и познанием, а потому выполняет разнообразные функции.
1. Мировоззренческая функция. Философия расширяет и систематизирует знания людей о мире, человеке, обществе, помогает понять мир как единую сложную систему. 2. Фундаментальная функция. Философия раскрывает и формирует наиболее общие понятия, закономерности и принципы реального мира, которые применяются в различных сферах научного знания и практической деятельности человека. 3. Методологическая функция. Ее следует понимать как выработку общих принципов и норм познавательной деятельности. Философия сопоставляет и оценивает различные средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные из них.4. Гносеологическая функция. Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общественных явлений, исследуются формы продвижения человеческого мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобщаются результаты других наук. 5. Логическая функция. Философия оказывает содействие формированию
культуры человеческого мышления, формированию критической, непредубежденной позиции в межличностных и социально-культурных диалогах. 6. Воспитательная функция. Философия стремится к формированию мировоззренческих и нравственно-эстетических принципов и норм в жизнедеятельности человека. 7. Аксиологическая функция философии помогает человеку в определении ценностей жизни, системы моральных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни. 8. Интегративна я функция. Состоит в объединении практического, познавательного и ценностного опыта жизни людей. Его целостное философское осмысление - необходимое условие гармонической и сбалансированной общественной жизни. 9. Критическая . философия осуществляет критическую ≪селекцию≫, аккумулирует мировоззренческий опыт для передачи последующим поколениям. 10. Регулятивная функция. Философия влияет на взаимосогласованность конкретных действий и направлений жизнедеятельности человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.11. Прогностическая функция. Философия помогает в формировании наиболее общих представлений и знаний о формах и направлениях развития и будущего состояния объектов и процессов реального мира.
Все функции философии взаимосвязаны, и преобладающее проявление какой-либо из них связано с ориентированностью общества на решение определенных задач, целевой установки теоретической или практической деятельности.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения , или его теоретическое ядро, вокруг которого образуется своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующее у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.
Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к той действительности, которая его окружает, и к себе самому, т. е. наиболее обобщенные взгляды на смысл жизни, на цель человеческой деятельности. В истории человечества ранее всех возникло мифологическое мировоззрение, в котором человек предстает слитым воедино с окружающей средой и не отделяется ни от природы, ни от своего рода. Религиозному мировоззрению присуще разделение мира на земной, естественный и сверхъестественный, небесный. Философия от мифологических и религиозных форм мировоззрения отличается тем, что реализует свою мировоззренческую функцию на основе критического отношения к действительности, обращаясь к фактам логических построений, вырабатывая гносеологические и логические категории и критерии для сознательного поиска и отбора истинных взглядов.