Главные особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека. Психическая деятельность Психическая деятельность человека отличается от психической деятельности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В настоящее время известно, что нейрофизиологические процессы у человека и животных (особенно высших) одинаковы. Основные закономерности ВНД изучались физиологами в опытах на животных. Однако, психическая деятельность - идеальная, субъективно осознава­емая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейро­физиологических процессов. Следовательно, психическая деятель­ность осуществляется с помощью высшей нервной деятельности. Психическая деятельность человека и животных имеет существенные различия.

Одно из важнейших различий касается деятельности и мышления человека. Человек ведетцеленаправленную трудовую деятельность, с помощью которой изменяет окружающий мир в соответствии с потребностями социума. При этом поведение животных не имеет социально-детерминированной направлен­ности, т.к. ориентировано в основном на приспособле­ние к природным условиям.

У человека деятельность связана с образным (конкретным) и абстрактным мыш­лением, а у животных - только с конкретным. Первая сигнальная сис­тема обеспечивает образное мышление и у челове­ка, и у животных, вторая - абстрактное мышление только у че­ловека. И.П. Павлов проводил эксперименты с обезьянами, когда для получения пищи они должны были потушить огонь на плоту. Плот находился на озере, а воду надо было носить из бака, стоявшего на берегу. Обезьяны всякий раз носили воду из бака, в то время как ее можно было набрать с плота в озере. Этот эксперимент подтверждает отсутствие у обезьян абстрактного мышления.

Кроме того, у человека имеются присущие только ему типы психической деятельности. В основе их деления И.П. Павловым положены соотношения между первой и второй сигнальными системами. Преобладание первой сигналь­ной системы над второй характеризует художественный тип, преобладание второй сигналь­ной системы над первой - мыслительный, или логический, тип, при их равенстве наблюдается средний (промежуточный, смешанный) тип. Художественный тип (писатели, художники, музы­канты и др.) характеризуется цельным восприятием действитель­ности. Мыслительный тип (преимущественно философы, матема­тики и др.) воспринимает окружающую действительность через словесные сигналы, т.е. делит ее на части (фрагменты). Средний тип характеризуется определенными свойствами мыслительного и ху­дожественного типов.

К другим особенностям психической деятельности человека относят вторую сиг­нальную систему, латерализацию функций и социально детерми­нированное сознание.

У человека есть первая и вторая сигнальные системы действи­тельности, у животных - только первая.

Первая сигнальная система организма представлена сенсорными систе­мами, которые обеспечивают формирование непосредственного представ­ления об окружающем мире. Ее сигналами являются условные и безусловные раздражители - цвет, запах, форма объектов и предметов и т.д. Например, за­пах может сигнализировать о местонахождении пищи, опасных для организма веществах и существах. К первой сигнальной системе относятся нервные процессы, вызванные действием на органы чувств любых предметов и явлений окружающего мира.

Вторая сигнальная система - это головной мозг человека с входными каналами связи слуховой и зрительной сенсорных сис­тем организма. Она обеспечивает формирование обобщенного представления об окружающем мире. Ее сигналами являются элементы языка человека – слова. Слово – сигнал сигналов, условный знак, обозначающий предмет или явление. Один и тот же предмет в разных языках обозначается разными звуками и написанием, а особенности звукового и видимого обозначения слова не соответствуют его свойствам. Ко второй сигнальной системе относятся нервные процессы, возникающие в ЦНС в результате сигнализации окружающего мира выраженными речевыми сигналами. Язык человека является средством общения людей. Основ­ная форма общения – устная и письменная речь, а также различные формулы и символы, иероглифы, буквы, значки, рисунки, особые жесты, мимика. Речь это средство общения людей друг с другом с помощью устных и письменных сигналов в виде слов. Она является элементом мышления человека.

Первая сигнальная система свойственна животным и челове­ку, но у человека она тесно связана со второй. Первая сигнальная система обеспечивает конкретно-чувственное отражение окружающего мира. При этом сначала возникает ощущение отдельных свойств предметов и явлений – через соответствующи­е рецепторы. Из ощущений складывается восприятие – целостный образ предмета или явления.

У животных имеется свой язык - язык сигналов. Сло­весные сигналы человека отличаются от условных сигналов жи­вотных. Их действие зависит в основном от смысловых особенностей, т.е. имеет первоочередное значение смысловое содержанием слова. Кроме того, язык человека обеспечивает передачу знаний от предков к потомкам, чего нет у животных. Обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом, потому что через первую во вто­рую поступает необходимая информация. Разделение всех процессов ВНД на две сигнальные системы условно, потому что это активность одних и тех же нервных структур, но включенных в разные системные отношения и процессы мозга.

Частая и разнообразная сигнализация словом в антропогенезе около 50 000 лет назад превратили звукоиздающий аппарат человеческого организма в речедвигательный анализатор. В коре большого мозга человека выделились центры словесно-образно-знаковой деятельности (рисунок 6).

Рисунок 6 – Речевые центры в левом, доминантном в отношении речи, полушарии (а) – выделены серым. Соответствующие области в правом (б) полушарии

Основу речевого анализатора представляет речевой аппарат – гортань, язык, рот, связывающие с ЦНС афферентные и эфферентные нервные пути, речедвигательный центр в больших полушариях и ее коре. Речевой аппарат обеспечивает тончайшее различие раздражений, поступающих в мозг при произнесении слов. Центр речевого анализатора образован рядом отделов в коре больших полушарий. К ним относятся:

1) центр Брока – моторный центр, управляющий движениями губ, языка, гортани; находится в задней части нижней лобной извилины (у правшей – в левом полушарии, у левшей – в правом); при поражении собственная речь нарушается, но сохраняется понимание чужой речи;

2) центр Вернике – речезвуковой сенсорный центр, управляющий звуковым анализом устной речи; находится у верхней височной извилины левого полушария (у правшей); при поражении нарушается понимание устной речи.

В речевой деятельности участвуют и другие отделы коры большого мозга, образующие ассоциативное поле речевого анализатора. Компоненты его могут находиться во всех отделах, представляющих центры других анализаторов.

Этапы развития познавательной способности ребенка связаны с развитием обобщающей функции слова.

Начальный период (возраст 1,5 - 2 года) связан с сенсомоторной активностью.

Второй период (возраст 2 года - 7 лет) - это период предоперацион­ного мышления, которое определяется развитием языка (ребе­нок начинает активно использовать сенсорные схемы мышления).

Третий период (возраст 7 - 11 лет) – период развития логического словесного мышления с активацией внутренней речи, с использованием конкретных понятий.

Четвертый период (возраст 11 - 17 лет) – период формирования абстрактного мышления.

К 17 годам в основном завершается формирование психофизиологических ме­ханизмов мыслительной деятельности.

Ведущую роль в развитии речи ребенка играет постоянный разговор с ним во время его бодрствования. Чем раньше начинают разговаривать с ребенком и побуждают его к разговору, тем быстрее и лучше он овладевает речью и тем быст­рее развивается его мышление. Критическим для овладения речью является возраст до 10 лет. Позднее способность к развитию ней­ронных сетей для построения центра речи утрачивается.

Первые слова ребенка относятся не к конкретным предметам, а к ситуации в целом. В возрасте 8-10 месяцев отдельные предметы и объекты внеш­ней среды дети еще не выделяют. Хотя они в этом возрасте иногда уже произ­носят слова «папа», «мама», но платье мамы, ее очки или кро­вать - тоже «мама». При этом свою маму, но в новой одежде или в необычном окружении ребенок может и не узнать и даже испугаться. Ребенок в этом возрасте мо­жет понимать запрет, разрешение, другие простые инструкции.

Однако прежде чем ребенок научится понимать слова взросло­го (сенсорная речь) и тем более научится сам произносить слова (моторная речь), он проходит подготовительный период (разви­тие гуления и лепета), который начинается с конца второго меся­ца. Обычно это свидетельствует о хорошем самочувствии ребенка. Сенсорная речьразвивается у ребенка в 7 - 8 месяцев. К. году он знает названия нескольких десятков действий, понима­ет значения слов «нельзя», «можно», «дай», «покажи», имена близ­ких ему людей, названия игрушек. Моторная речьначинает развиваться в возрасте 10 - 12 месяцев. К году словарный запас составляет обычно 10 - 12 слов. Слово ста­новится сильным сигналом и приобретает самостоятельное зна­чение. У девочек моторная речь обычно развивается раньше, чем у мальчиков.

Для развития речи большое значение имеет дви­гательный анализатор. Понимание (сенсорная речь) и артикуляция (моторная речь) это две стороны речевого процесса. Физиологическая основа понимания речи связана с приобретением сигнального значения услышанными словами. При этом различение звуков речи происходит не толь­ко за счет анализа проприоцептивных импульсов с артикулярного (речевого) ап­парата. Установлено, что участие неречевых мышечных групп (напри­мер, мышц рук) также облегчает анализ звуковой речи.

На втором году жизни ребенок начинает образовывать фразы из двух-трех слов. К концу второго года его словарный запас составляет 200 - 400 слов, а к концу третьего - 2000 слов и больше.

Вформировании речи важнейшую роль играет также звуковое подражание. Одновременно устанавливается связь слова со свой­ствами обозначаемого им предмета. Данный процесс более ус­пешен, если произнесение слова подкреплять определенным действием. У детей ясельного возраста быстро развивается обобщающая функция слова. Если в возрасте 1 года слово для ребенка эквивалентно одному кон­кретному предмету («ляля» - только данная кукла), то в 2 года слово эквивалентно предметам («ляля» – это уже все куклы). Ребенок на слово отвечает словом, у него четко сформирована повелительная форма обращения – «иди», «дай». Все это имеет для ребенка важное адаптивное значение. В 3 года ребенок одним словом объединяет несколько разнородных предметов в одну группу. Например, кукла, мяч, кубики - все это игрушки. В 4-5 лет ребенок одним словом объединяет уже несколько разнородных групп предметов (например, игрушки, посуда, ме­бель - все это вещи). Таким образом, период до 3 лет является сензитивным для становления и формирования речи. В литературе описаны случаи, когда потерявшиеся дети воспитывались зверями, а потом были найдены. Полноценного формирования речи после возвращения их в общество людей у них так и не проис­ходило.

В отличие от животных, у человека выражена функциональная асимметрия полушарий – латерализация функций, которая касается как психической, так и физической деятельности. Еще в середине ХХ века английским врачом-психиатром С.Кенникотом проводились эксперименты по одностороннему выключению у психических больных одного из полушарий с помощью электрического тока. Тогда и были сделаны выводы о левополушарных и правополушарных людях. В дальнейшем было доказано, что функции полушарий большого мозга заметно различаются. Было выяснено, что левое полушарие обеспечивает владение письменной и устной речью, даже будучи изолированным от правого. Изолированное правое полушарие речи не обеспечивает, но оно способно к зрительному и тактильному распознаванию форм и к какому-то определенному пониманию речи (больные могли прочесть простые слова, выполнить услышанные команды). Ученые пришли к выводу, что левое полушарие воспринимает и обрабатывает в основном сигналы второй сигнальной системы, чем обеспечивается абстрактное мышление. В то же время правое полушарие в основном обрабатывает сигналы первой сигнальной системы, чем обеспечивается образное (конкретное) мышление. В организме как в целостной саморегулирующейся системе оба полушария работают как единое целое, дополняя друг друга. Когда происходит выработка условного рефлекса, более активно правое полушарие, а когда рефлекс закрепляется – левое. В правом полушарии обработка информации происходит одновременно, синтетически, дедуктивно (от общего к частному), чем обеспечивается лучшее восприятие пространственных и относительных признаков предметов. В левом полушарии обработка информации происходит последовательно, аналитически, индуктивно (от частного к общему), чем обеспечивается лучшее восприятие абсолютных признаков предметов и временных отношений. Правое полушарие обусловливает более древние, отрицательные, эмоции и контролирует проявления сильных эмоций. Левое полушарие обусловливает в основном положительные эмоции и контролирует проявление более слабых эмоций. Леворукость и праворукость тоже свидетельствуют о латерализации функций (большинство людей – правши). При этом следует отметить, что левое полушарие специализировано не только в отношении речи, но и в отношении двигательных актов, потому что левая предцентральная извилина участвует в выработке направления любого движения – безотносительно к выполняющей его стороне тела.

Помимо второй сигнальной системы и латерализации функций, рассмотренных нами выше, к особенностям психической деятельности относится социально детерминированное сознание.

Сознание - идеальное субъективное отражение мозгом реальной действительности. Сознание является высшей функцией мозга и отражает реальную действительность в различ­ных формах психической деятельности человека, которыми явля­ются: ощущение, восприятие, представление, мышление, вни­мание, чувства (эмоции) и воля.

Сознание нематериально (идеально), хотя и являетсяпродуктом деятельности высокоорганизованной материи – мозга. Материя пер­вична, сознание вторично.

Человеческое сознаниеоно не наследуется. По наследству передается лишь возможность появле­ния сознания в процессе индивидуального развития. Эта возможность реализуется только в социуме, который формирует сознание. Т.е., сознание – совокупный продукт мозга и общественной жизни человека. Если ребенок в детстве лишен общества людей, то после определенного срока он утратит способность к развитию человеческого сознания.

Специфическая особенность человеческого сознания проявляет­ся в том, что оно не только отражает действительность, но и позволяет направить действия человека на про­изводство предметов потребления и орудий труда, необходимых для жизнедеятельности не только одного какого-то человека, а общества людей в целом.

С помощью сознания формируются образы предметов и яв­лений, которые в данный момент не действуют на органы чувств: такие образы отражают общее, существенное в явлениях и вещах (представление).

Сознание выражается субъектом для других людей посредством языка (речь, письмо, рисунок и т.д.). С помощью сознания человек может вести мысленный диалог с самим собой, что ведет к появлению самосознания, без которого сложно осуществить оценку собственной деятельности.

Ранимость сознания заключается в том, что длительный избы­точный прием ряда веществ с лечебной или какой-либо другой целью ведет к при­страстию и разрушению личности, что в последние годы тревожит все большее количество людей. Речь идет о таких веществах, как кофеин, алкоголь, сильнодействующие галлюциногены наподобие кокаина, марихуаны.

Физиологическими основами сознания являются многие нервные структуры, но ведущее значение принадлежит коре большого мозга с ближайшей подкоркой и лимбической системе. Важнейшую роль играют восходящие активирующие влияния ретикулярной формации.

Существует предположение, что лобные доли большого мозга имеют главное значение для прояв­ления высших психических функций. Наблюдение за больными в условиях клиники показало, что поражение лобных долей у человека сопровождается психической неустойчивостью, эйфо­рией (беспричинно повышенным настроением), раздражительностью. Такие больные не имеют твердых пла­нов, базирующихся на прогнозировании. Они достаточно легкомысленны, проявляют грубость, осуществляют настойчивые повторяемые действия, конфликтуют с окружающими.

Психическая деятельность –это субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов.

Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, мышление, представление, внимание, чувства (эмоции) и воля.

Ощущение – это базисный элемент других форм психической деятельности. С помощью ощущений имеется возможность определить качество раздражителя (зрительный, слуховой, тактильный и др.), а также определить локализацию раздражителей. Всякое ощущение имеет качество, силу и длительность.

Восприятие – оно заключается в узнавании предмета, явления, а также в формировании нового образа предметов или явлений. Предметы или явления действуют на рецепторы, затем информация поступает в проекционные зоны коры, а затем в ассоциативные. Там поступающая информация или сопоставляется (сличается) с хранившейся в памяти и происходит узнавания, либо формируется новый образ.

Система двусторонних связей ассоциативных областей коры, в особенности лобных отделов, с лимбическими и ретикулярными регуляторными структурами определяет высокую пластичность процесса восприятия и его адекватность текущей ситуации.

Нейроны ассоциативной коры обладают важнейшими отличительными особенностями: 1) конвергенцией стимулов разной модальности (нейроны полимодальны), что нреобходимо для полного описания и опознания объекта; 2) высокой пластичностью, обеспечивая вовлечения в реакции в зависимости от конкретных условий; 3) способностью реагировать избирательно на сложные объекты, приобретающие определенную значимость.

Внимание состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью к психической или физической деятельности. Появление внимания – это есть начало исследовательской деятельности, отбора информации. В физиологическом плане – внимание лежит в основе ориентировочного рефлекса. Появление внимания обусловлено активацией нервных процессов, переходу от одного уровня бодрствования к другому более высокому. Внимание может быть непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание – врожденное, осуществляемое при действии на организм определенного раздражителя без каких-либо усилий со стороны организма. Произвольное (волевое) внимание выражается в целенаправленной мобилизации психической деятельности человека, это продукт социального развития человека. Ведущая роль принадлежит лобным отделам коры больших полушарий и в физиологическом плане это проявляется в локальной активации определенных участков коры и торможении остальных зон коры больших полушарий.

При внимании структуры, ответственные за анализ и обработку информации, испытывают облегчающее влияние со стороны модулирующей системы мозга, с которой они связаны. Важнейшая закономерность организации внимания – регуляция этого взаимодействия со стороны структур лобной коры. В лобных отделах обработанная информация о стимуле интегрируется с информацией о состоянии мотивационно-эмоциональных структур, поступающей от лимбической коры, ствола и таламуса.


Внимание облегчает все этапы осуществления познавательной деятельности. Обработка информации о стимуле, представляющем определенную значимость для организма, требует поддержания внимания и регуляции активационных влияний. Это достигается регулирующими влияниями лобной коры через ассоциативные ядра таламуса. В механизмах локальной активации значительная роль принадлежит структурам лимбической системы (гиппокамп, гипоталамус, миндалина, лимбическая кора) и их связям с лобной корой.

Воля – степень выраженности стремления в достижении цели. Характеризуется такими качествами, как решительность, выдержка, настойчивость и т.д.

Мышление – процесс накопления информации и навыков, а также оперирование этими знаниями.

Мышление бывает элементарным (конкретное) и проявляется в целесообразном адекватном поведении, направленном на удовлетворение биологических потребностей. Оно свойственно человеку и животным, и физиологическую основу элементарного мышления составляет первая сигнальная система.

Абстрактное мышление свойственно только человеку и развивается со становлением второй сигнальной системы. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью понятий, категорий, формул.

Словесно-логическое мышление – форма мышления, основанная на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обуславливает последующее.

Мышление, так же как и любая другая форма психической деятельности, организуется по принципу функциональной системы. Направленность мышления на решение определенных задач определяется потребностью, которое осуществляется на основе синтеза всей имеющейся информации. Затем принятие решения и выбор оптимального пути достижения поставленной цели; в конце – решение задачи или нахождение ответа на поставленный вопрос, что сопровождается сличением полученных результатов. Согласование прекращает мыслительный акт, рассогласование стимулирует дальнейший процесс мышления.

Отсюда ясно, что в обеспечении мыслительной деятельности участвуют многие структуры мозга, как корковые, так и подкорковые образования. Нейропсихологическими исследованиями выявлена специализированная роль переднее- и заднеасоциативных областей коры в мыслительной деятельности. Показано, что теменно-затылочные отделы принимают участие в осуществлении зрительно-пространственной деятельности. Выполнение вербально-логических операций вовлекает переднеассоциативные отделы. Больные с нарушением функций лобных долей не способны четко сформулировать цель и задачу, вычленить наиболее значимую информацию, сличить полученные результаты с исходными условиями задачи.

Лобные доли имеют обширные связи с лимбической системой мозга, которая придает эмоциональный характер перерабатываемой информации. Лобная кора взаимодействует со всеми отделами ЦНС, особенно с височной корой, которая участвует в процессах памяти. Патология лобной коры ведет к нарушению составлению планов на будущее, что связано с извлечением информации из долговременной памяти, а это как раз обеспечивается височной корой.

В мыслительных операциях по-разному участвуют левое и правое полушария. Для левого полушария характерна роль в логическом мышлении, выделении причинно-следственных отношений, а правого – в решении пространственных задач. Известно, что правое полушарие оперирует всем набором признаков, а левое выделяет наиболее существенные характеристики и легче улавливает различия объектов. Но следует подчеркнуть, что оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга.

Эмоции

Эмоции (чувства) – выраженные переживания организма в виде удовольствия или неудовольствия.

Имеется несколько критериев для классификации эмоций по интенсивности и длительности. Выделяют положительные и отрицательные эмоции, из них основные такие, как радость, страх, гнев, интерес, удивление, горе, отвращение, презрение, вина, стыд и т.д.

Известны три основные теории возникновения эмоций:

1. Биологическая – эмоция связана с появлением потребности. Если потребность удовлетворена, то могут возникнуть положительные эмоции, если нет – возникают отрицательные пока не будет достигнута цель.

2. Потребностно-информационная теория – в основе появления эмоций лежат потребности и информация о средствах, которые необходимы для удовлетворения потребности. Если объем информации достаточен, то возникают положительные эмоции, а если нет – отрицательные эмоции.

3. Для удовлетворения потребности необходима информация, время и энергия.

Если у организма недостаточно информации, времени и энергии, то возникает состояние напряжения.

Ни одна из данных теорий не может объяснить все причины возникновения тех или иных эмоций. Обобщающим фактором, вызывающем эмоции, является удовлетворение или неудовлетворение любой потребности.

Основными структурами, ответственными за проявления эмоциональных реакций, являются лимбическая система мозга, лобные и височные доли коры больших полушарий.

Наиболее яркие эффекты были получены при раздражении определенных ядер гипоталамуса, вызывающем эмоциональные эффекты разного знака. Стимуляция зон латерального гипоталамуса приводит к стремлению животных к продлению этого состояния путем самораздражения. Раздражение других центров гипоталамуса вызывало реакцию избегания. Области мозга, раздражение которых вело к подкреплению и избеганию, получили название центы удовольствия и неудовольствия.

Мозговая организация эмоций, как и других психических функций, многоуровневая. Важную роль в организации поведенческих реакций и регуляции активационных процессов играют лимбические структуры со связями с ассоциативными областями коры.

В нейрофизиологических исследованиях выявлена роль лобной и височной коры. При поражении лобных долей отмечаются глубокие нарушения эмоциональной сферы, затрагивающие высшие эмоции, связанные с социальными отношениями, деятельностью, творчеством. При височном поражении, особенно справа. Нарушается опознание эмоциональной интонации речи.

Показано, что при правостороннем поражении ассоциативных отделов коры возникает состояние эйфории и беспечности. Левостороннее поражение приводит к преобладанию озабоченности и тревожности. Это привело к представлению о преимущественной связи правого полушария с отрицательными эмоциями, а левого – с позитивными.

Особенности высшей нервной деятельности человека
Закономерности условно-рефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и человеку. Однако поведение человека настолько сильно отличается от поведения животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенность его ВНД.

И.П. Павлов считал. Что специфика ВНД человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и который выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело к возникновению языка. С возникновением языка у человека появилась новая система раздражителей в виде слов, обозначающих различные предметы, явления окружающего мира и их отношения.

Таким образом, у человека в отличие от животных существуют две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия.

Слово, обозначающее предмет, не является результатом простой ассоциации по типу «слово-предмет». Связи слова с предметом качественно отличаются от первосигнальных связей. Слово хотя и является реальным физическим раздражителем, оно принципиально отличается тем, что в нем отражаются не конкретные, а наиболее существенные, основные свойства и отношения предметов и явлений. Оно обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности.

Таким образом, под первой сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма. Эта система конкретных, непосредственных чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных.

Второй сигнальной системой обозначают функцию мозга человека, которая имеет дело со словесными символами. Это система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.

Интегративная деятельность нервной системы человека осуществляется не только на основе непосредственных ощущений и впечатлений, но и путем оперирования словами. Благодаря слову картина мира становится более совершенной - с одной стороны, более обобщенной, с другой, более дифференцированной. Слово выделяет существенные признаки предмета, вносит в него формы анализа и синтеза, которые непосредственно недоступны субъекту. Слово переводит субъективный смысл образа в систему значений, что делает его более понятным.

Деятельность и мышление человека

Общие закономерности ВНД у человека и животных едины, однако ВНД человека имеет существенные отличия.

Целенаправленная планируемая трудовая деятельность активно изменяет окружающий мир в соответствии с потребностями общества: создание продуктов труда, т. е. жилищ, орудия производства и др. Труд человека качественно отличается от поведения животных, не имеющих социально-детерминированной направленности. Поведение животных направлено только на приспособление к природе. Человек изготавливает орудия производства, широко применяя их в своей производственной деятельности, а также применяет преемственный характер труда (например, работа на конвейере) и планирование труда.

У человека имеется образное (конкретное) и абстрактное мышление, у животных – только конкретное. Первая сигнальная система обеспечивает образное (конкретное) мышление и у человека, и у животных, вторая – абстрактное мышление только у человека. Ярким примером, свидетельствующим об отсутствии абстрактного мышления у животных, является поведение обезьяны в опытах И. П. Павлова. Для достижения полезного результата (получения пищи) обезьяна научилась гасить огонь на плоту, находящемся на озере, заливая его водой из бака, который стоял на берегу. Эта обезьяна каждый раз ходила на берег за водой, не подозревая, что вода из озера, окружающая плот, обладает такими же возможностями для тушении огня, что и вода из бака.

У человека имеются специфические, присущие только ему типы ВНД. Концепция И. П. Павлова о двух сигнальных системах действительности привела его к представлению о специальных человеческих типах ВНД. В основе их деления положены соотношения между первой и второй сигнальными системами. Преобладание первой сигнальной системы над второй характеризует художественный тип, при обратном соотношении – мыслительный тип, при их равенстве – средний тип. Художественный тип (писатели, художники, музыканты и др.) характеризуется цельным восприятием действительности. Мыслительный тип (преимущественно философы, математики и др.) воспринимает окружающую действительность через словесные сигналы, т.е. дробит ее. Средний тип (промежуточный) характеризуется определенными свойствами мыслительного и художественного типов.

Другие особенности ВНД человека, которые необходимо рассмотреть более подробно, – вторая сигнальная система, литерализация функций, социально детерминированное сознание.

Вторая сигнальная система

У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у животных – только первая. Представление о сигнальных системах человека и животных обосновал И.П.Павлов. Поскольку существующие определения сигнальных систем отличаются друг от друга, предлагаем наш вариант.

Первая сигнальная система – это система организма, обеспечивающая формирование конкретного (непосредственного) представления об окружающей действительности и приспособительных реакций посредством условных связей. Сигналами первой сигнальной системы являются предметы, явления и их отдельные свойства (запах, цвет, форма и т.п.). Например, появление запаха пищи может свидетельствовать о наличии поблизости столовой.

Вторая сигнальная система это система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека.

Язык человека – средство общения людей друг с другом, главной формой которого является письменная и устная речь, а также – формулы и символы, рисунки, жесты, мимика.

Речь – форма общения людей друг с другом с помощью сигналов (слов), обеспечивающая мышление человека. Речь может быть внутренней, являющейся необходимой формой процесса мышления, и внешней (письменная и устная), с помощью которой человек сообщает свои мысли другим людям.

Таким образом, сигналом второй сигнальной системы является язык человека, с помощью которого осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятиям, представлениям второй сигнальной системы. Главной формой языка является речь, сигналами которой являются слова. Причем смысловое содержание слова, например стол, не зависит от звучания этого понятия на различных языках. Высшие формы абстракции в сигнальных системах мозга обычно ассоциируются с актом художественной творческой деятельности человека, где продукт творчества выступает также как одна из форм языка.

Первая сигнальная система свойственна животным и человеку, однако благодаря тесному взаимодействию (у человека) со второй сигнальной системой, она качественно отличается от таковой у животных и несет на себе отпечаток культурно-исторических влияний. Первая сигнальная система обеспечивает конкретно-чувственное отражение окружающей действительности. При этом вначале в организме формируется ощущение отдельных свойств предметов и явлений, воспринимаемых соответствующими рецепторными образованиями и ведущими к более сложной форме отражения – восприятию.

У животных тоже имеется язык – это язык сигналов, но словесные сигналы человека отличаются от условных сигналов животных. Во-первых, их действие зависит не столько от физических особенностей, сколько от смысловых, т.е. слово действует своим смысловым содержанием. Во-вторых, язык человека и, в первую очередь, речь позволяют передавать знания предков их потомкам, что качественно отличает человека от животных, способствуя накоплению знаний об окружающей природе и безмерно повышая власть человека над окружающим миром. Вся кора большого мозга имеет отношение к обеим сигнальным системам, которые тесно взаимодействуют между собой: вторая сигнальная система в своей деятельности в определенной степени зависит от функционирования первой сигнальной системы, так как через первую во вторую поступает необходимая информация.

Структуру языка и его сущность составляют его грамматический строй и основной словарный запас. В антропогенезе язык сформировался как форма общения в процессе охоты на диких зверей, защиты при их нападении, сооружения жилища, поиска пещеры и т.д. Вначале это были отдельные звуки в виде сигналов, например об опасности, как у животных. В процессе труда возникла необходимость обращения друг к другу. Отдельные звуки превращались в более сложные сигналы, из которых впоследствии сформировались слова и фразы.

Этапы развития познавательной способности ребенка связаны с развитием обобщающей функции слова.

Начальный период (возраст 1,5 – 2 года) связан с сенсомоторной активностью.

Второй период (возраст 2 года – 7 лет) – это предоперационное мышление, оно определяется развитием языка, когда ребенок начинает активно использовать сенсорные схемы мышления.

Третий период (возраст 7 – 11 лет) характеризуется развитием логического словесного мышления с активацией внутренней речи, с использованием конкретных понятий.

Четвертый, завершающий, период (возраст 11 – 17 лет), характеризуется формированием абстрактного мышления. К 17 годам в основном завершается формирование психофизиологических механизмов мыслительной деятельности.

Развитие речи в онтогенезе

Исключительно важную роль в развитии речи ребенка играет постоянный разговор с ним при любом контакте во время его бодрствования. Любое действие по уходу за ребенком необходимо сопровождать объяснением всех манипуляций, несмотря на то что ребенок еще не только не говорит, но на ранних этапах онтогенеза и не понимает, что ему говорят. Когда ребенок научится говорить и произносить отдельные слова, искажая их произношение, взрослые ни в коем случае не должны подражать этому искажению, чтобы предотвратить развитие «птичьего» языка, тормозящего развитие и речи, и мышления. Следует всегда помнить: чем раньше начинают разговаривать с ребенком и побуждают его к разговору, тем быстрее и лучше он овладевает речью и тем быстрее развивается его мышление. Критическим для овладения речью является возраст до 10 лет. Позднее способность к развитию нейронных сетей для построения центра речи утрачивается.

Первые слова, произносимые ребенком в порядке подражания, относятся не к конкретному предмету, а к ситуации в целом. Так, в возрасте 8 – 10 мес отдельные предметы и объекты внешней среды дети еще не выделяют. Хотя они в этом возрасте произносят слоги «па», «ма», оказывается, что платье мамы и ее кровать – тоже «ма», а свою маму, но в новой одежде или в необычном окружении ребенок может не узнать. Ребенок в этом возрасте может понимать запрет, разрешение, другие простые инструкции.

Однако прежде чем ребенок научится понимать слова взрослого (сенсорная речь) и тем более научится сам произносить слова (моторная речь), он проходит подготовительный период (развитие гуления и лепета), который начинается с конца второго месяца. Это происходит всегда на фоне ожидания, радостного состояния и свидетельствует о хорошем самочувствии и хорошем настроении ребенка.

Сенсорная речь развивается у ребенка в 7 –8 мес. К году он знает названия многих (нескольких десятков) действий, понимает значения слов «нельзя», «можно», «дай», «покажи», имена близких ему людей, названия игрушек.

Моторная речь начинает развиваться в возрасте 10 – 12 мес, к году словарный запас составляет обычно 10 – 12 слов. Слово становится сильным сигналом и приобретает самостоятельное значение. Следует отметить, что девочки овладевают моторной речью раньше мальчиков. Наиболее яркие переходные периоды в развитии детей наблюдаются в 3 года и 7 лет, кроме того, у девочек в 11 – 15 лет, а у мальчиков – в 13 – 17 лет. Эти переходные периоды называют кризисами (лучше название «критические периоды»).

В развитии речи чрезвычайно важную роль играет также двигательный анализатор. В речи, как было отмечено выше, различают две стороны процесса: понимание (сенсорная речь) и артикуляция (моторная речь). Понимание речи физиологически может быть определено как приобретение сигнального значения услышанных слов. Различение звуков речи основывается не только на анализе проприоцептивных импульсов с артикулярного аппарата. Оказывается, участие неречевых мышечных групп, например рук, тоже облегчает анализ звуковой речи, особенно тонких движений пальцев, т.е. происходит формирование так называемой думающей руки.

На 2-м году жизни ребенка происходит соединение слов в фразы. Вначале они состоят из 2 – 3 слов, «речевые цепи» пока еще коротки. К концу второго года словарный запас ребенка достигает 200 – 400 слов, а к концу третьего – 2000 слов и больше.

В формировании речи важнейшую роль играет также звуковое подражание. Одновременно устанавливается связь слова со свойствами обозначаемого предмета. При этом процесс идет более успешно, если произнесение слова подкрепляется определенным действием. Так, например, чтобы обучить ребенка новому для него слову «сахар», необходимо предварительно ознакомить его с видом, формой этого предмета, подкрепляя это воздействие вкусовым раздражением.

У детей ясельного возраста быстро развивается обобщающая функция слова. В возрасте 1 года слово эквивалентно одному конкретному предмету: «ляля» – только данная кукла; в 2 года слово эквивалентно предметам (все куклы), ребенок на слово отвечает словом, четко сформирована повелительная форма обращения (иди, дай), поскольку это имеет для ребенка важное значение; в 3 года слово объединяет несколько разнородных предметов (кукла, паровоз, машина – все это игрушки); в 4 –5 лет слово объединяет несколько разнородных групп предметов (игрушки, одежда, мебель – все это вещи).

Итак, период до 3 лет является наиболее оптимальным периодом становления и формирования речи. Подтверждением этому могут быть случаи с похищением и последующим воспитанием детей зверями. Полноценного формирования речи у них не происходило и после возвращения их в человеческое общество. Главным в психическом статусе и физическом развитии трехлетнего ребенка является то, что он успешно обучается речи и самообслуживанию, выделяя себя из окружающей среды, т.е. начинает оценивать себя как личность.

Возникает вопрос, какова взаимосвязь между цефализацией и формированием языка и речи. У позвоночных между массами мозга (Е ) и тела (Р ) наблюдается приближенная степенная зависимость вида

где константа К (коэффициент энцефализации) у мелких млекопитающих очень мала (у мыши - 0,06), у шимпанзе - 0,30, а у человека – почти 1,00.

Иными словами, у человека по сравнению с другими позвоночными относительная масса мозга намного больше.

Однако неокортекс человека относительно увеличивается не больше, чем лимбическая система. В процессе эволюции такое увеличение у приматов, и особенно у человека, могло быть в основном обусловлено, с одной стороны, относительным уменьшением других отделов мозга из-за снижения специализации сенсорных функций (например, утраты тонкого обоняния) и разнообразия двигательных реакций, а с другой стороны - развитием новой коры как системы мультисенсорного отражения мира. Речь, вероятно, мало связана с энцефализацией, так как появилась у представителей Homo sapiens лишь около 40 000 лет назад, тогда как масса мозга человека достигла современного уровня (примерно 1400 г) приблизительно 200 000 лет назад. Значит речь, по всей видимости, – только результат (причем довольно поздний) энцефализации. В то же время она, вероятно, сыграла определенную роль в формировании четкой латерализации корковых функций – различие функциональной роли левого и правого полушарий головного мозга.

Рис. 8.1. Речевые центры (выделено серым) в левом, доминантном в отношении речи полушарии (а) и соответствующие области в правом, «неговорящем» полушарии (б) (по W. Penfield, L. Roberts, 1959, с изменениями). Центры управления голосовыми мышцами расположены с обеих сторон – в предцентральных извилинах.

У каждой половины лица в отличие от остальных частей тела также двустороннее представительство. Возможно, височная речевая область занимает гораздо булыдую площадь, особенно в височной доле.

Области Брока и Вернике соединены дугообразным пучком

Центры речи. В 1861 г. Брока впервые обнаружил, что левостороннее поражение нижних отделов третьей лобной извилины приводит к потере речи (афазии). Такие больные понимают обращенные к ним слова, однако спонтанно говорить практически не могут. Если их попросить что-либо сказать, они неуверенно и с большим усилием произносят короткие фразы, состоящие из самых необходимых имен существительных, глаголов и прилагательных («телеграфная речь»). Это называется моторной афазией, а область мозга, поражение которой приводит к такому синдрому, – двигательным центром речи. Как видно на рис. 8.1, а, он расположен непосредственно спереди от участков двигательной коры, управляющих мышцами лица, челюсти, языка, нёба и глотки, т.е. мускулатурой, участвующей в артикуляции. Однако моторная афазия при поражении центра Брака не связана с параличом этих мышц. Даже при повреждении «лицевого» участка прецентральной извилины возникают лишь небольшие контрлатеральные нарушения, поскольку представительства лицевой мускулатуры есть в обоих полушариях и одностороннее нарушение может компенсироваться не пострадавшей половиной мозга.

Вскоре после открытия Брока другой ученый – Вернике описал тип афазии, характеризующийся тяжелыми нарушениями понимания речи, – сенсорную афазию при сохранении у больного способности бегло, хотя и несколько искаженно, спонтанно говорить. Такая сенсорная афазия удивительно четко совпадает с поражением левой височной доли, особенно задней части первой височной извилины в непосредственной близости от слуховой коры (слуховой центр речи, см. рис. 8.1, а ).Эти результаты свидетельствуют о том, что центры речи расположены лишь в одном из полушарий, тогда как зоны коры, обеспечивающие артикуляцию, т.е. произнесение слов, – в обоих (см. рис. 8.1, а ).

Таким образом, восприятие речи осуществляется с помощью речеслухового анализатора, воспроизведение - с помощью речедвигательного. Процесс понимания речи обеспечивается декодированием поступающей в акустической или оптической форме информации. У правшей он осуществляется височно-теменно-затылочными областями левого полушария, у левшей - правым, левым или обоими полушариями. Центры Вернике и Брока связаны дугообразным пучком.

Звуки речи воспринимаются первичными слуховыми центрами коры, затем сигналы поступают в зону Вернике, что обеспечивает осмысление речи. При чтении импульсы доходят до первичных зрительных зон, а оттуда переходят в угловую извилину, связываясь со звуковыми образами соответствующих слов, в результате чего письменная форма слова перерабатывается и осмысливается как при слуховом восприятии. По-видимому, в речевой функции принимают участие не только центры Вернике и Брока, но и левое полушарие в целом.

Дислексия нарушение способности к чтению, не являющееся результатом умственной отсталости или физической травмы. Эти люди понимают устную речь, имеют нормальный интеллект. Причины этого разные: при некоторых видах дислексии отмечают аномалии развития корковых речевых областей, что выявилось при гистологическом посмертном исследовании.

Язык жестов глухонемых это формальный язык со сложным словарем, включающим несколько тысяч (до 4000) знаков, и с определенной грамматической структурой, где каждый знак обозначает слово. Этим языком пользуются люди при нарушении слухового анализатора.

Пластичность речевой функции в детском возрасте. У ребенка, уже научившегося говорить, поражение речевой области левого полушария приводит к полной афазии. Однако примерно через год речь восстанавливается, при этом ее центр перемещается в соответствующую зону правого полушария (см. рис. 8.1). Такая передача речевого доминирования от левого полушария к правому возможна лишь до десятилетнего возраста. После этого способность к формированию центра речи в любом из полушарий утрачивается. Возможных причин здесь две. Во-первых, развитие базовых нейронных сетей, необходимых для становления речи (а позже – для изучения второго языка), после десяти лет, по-видимому, уже не происходит. Во-вторых, соответствующие области недоминантного в отношении речи полушария к этому возрасту уже начинают выполнять другие функции, в частности ориентации в пространстве, осознания размеров тела и его положения в окружающей среде (см. рис. 8.1, б). Однако пластичность головного мозга, обеспечивающая восстановление речи в детском возрасте, дается недаром. У больных, чье правое полушарие вследствие поражения левого приняло на себя кроме указанных неречевых еще и речевые функции, общие умственные и речевые способности ниже, чем у здоровых людей.

Латерализация функций

У человека, в отличие от животных, выражена функциональная асимметрия полушарий (латерализация функций), что в конце 60-х годов XX столетия показал английский психиатр С. Кенникот с помощью одностороннего выключения у психических больных одного из полушарий электрическим током. На основании полученных наблюдений он сформулировал положение о левополушарных и правополушарных людях.

Новые важные данные о структурных основах сознания получены недавно при наблюдении больных, у которых с целью облегчить (или хотя бы ограничить одной половиной тела) не поддающиеся консервативному лечению эпилептические судороги, производили рассечение мозолистого тела и передней спайки - «расщепленный мозг». С помощью психологических тестов Р.Сперри и его сотрудники показали, что функции обеих половин мозга существенно различаются. Согласно этим наблюдениям, изолированное левое полушарие и с субъективной точки зрения самого больного, и объективно, с учетом наблюдения за поведением больного, так же эффективно обеспечивает владение письменной и устной речью, как и нерасщепленный мозг. Следовательно, это полушарие (или какие-то его области) можно считать главным нейронным субстратом названных функций и у нормальных людей. Изолированное правое полушарие не обеспечивает речь, однако и его возможности достаточно широки. Оно способно к зрительному или тактильному распознаванию форм и в определенной степени – к пониманию речи: больные выполняют услышанные команды, читают простые слова, а в некоторых случаях даже пишут или копируют их (хотя при этом остается неясным, присутствовало ли такое правополушарное понимание речи до операции или развилось после нее). Эти исследования позволили заключить, что у каждого полушария имеются особенности памяти, тонуса, характера мышления, т.е. левое полушарие воспринимает и обрабатывает преимущественно сигналы второй сигнальной системы (абстрактное мышление), а правое – преимущественно сигналы первой сигнальной системы (образное, конкретное мышление). Однако в организме оба полушария работают как единое целое и имеют комплементарные отношения, т.е. дополняют друг друга. При выработке условного рефлекса в начальной фазе доминирует правое полушарие, а во время упрочения рефлекса - левое. Правое полушарие осуществляет обработку информации одновременно, синтетически, по принципу дедукции (от общего к частному), при этом лучше воспринимаются пространственные и относительные признаки предметов. Левое полушарие производит обработку информации последовательно, аналитически, по принципу индукции (от частного к общему), лучше воспринимает абсолютные признаки предметов и временные отношения. В эмоциональной сфере правое полушарие обусловливает преимущественно более древние, отрицательные эмоции, контролирует проявления сильных эмоций, в целом оно более «эмоционально». Левое полушарие обусловливает в основном положительные эмоции, контролирует проявление более слабых эмоций.

В сенсорной сфере роль правого и левого полушарий лучше всего проявляется при зрительном восприятии. Правое полушарие воспринимает зрительный образ целостно, сразу во всех подробностях, легче решает задачу различения предметов и опознания бессмысленных предметов, которые трудно описать словами, создает предпосылки конкретно-чувственного мышления. Левое полушарие оценивает зрительный образ расчлененно, аналитически, при этом каждый признак (форма, величина и др.) анализируются раздельно, легче опознаются знакомые предметы.

Леворукость и праворукость также свидетельствуют о латерализации функций – большинство людей правши.

Как правило, речевые центры располагаются лишь в левом полушарии. У некоторых левшей они находятся там же, а в других случаях – либо в правом, либо в обоих полушариях. Появляется все больше литературных данных, свидетельствующих о том, что правое полушарие справляется с определенными заданиями лучше, чем левое. Таким образом, правильнее отмечать не доминирование полушарий вообще, а их взаимодополняющую специализацию с преобладанием речевых функций, как правило, у левого полушария (Р. Шмидт, Г. Тевс, 1996).

Левое полушарие специализируется не только в отношении речи, но и в отношении двигательных актов, так как левая премоторная кора участвует в выработке стратегии любого движения независимо от того, выполняется оно правой или левой стороной тела.

8.3.5. Социально-детерминированное сознание*

* Разделы 8.3.5 и 8.3.6 написаны совместно с А.Ф. Беловым.

Сознание – это идеальное субъективное отражение реальной действительности с помощью мозга. Сознание является высшей функцией мозга и отражает реальную действительность в различных формах психической деятельности человека, которыми являются: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства (эмоции) и воля.

Характеристика сознания. 1. Наиболее существенное изменение общего состояния, испытываемое нами в повседневной жизни, - постепенный возврат сознания при пробуждении (а также при выходе из состояния наркоза, комы или после обморока). Те или иные признаки осознанного поведения имеются у высших позвоночных (птиц, млекопитающих), обладающих высокодифференцированной нервной системой.

2. Сознание это продукт деятельности высокоорганизованной материи (мозга), но оно нематериально (идеально). Материя первична, сознание вторично.

3. Человеческое сознание социально детермировано, оно по наследству не передается, наследуется лишь возможность появления сознания в онтогенезе. Эта возможность реализуется только в условиях человеческого общества, которое формирует сознание, оно продукт мозга и общественной жизни человека. Если ребенок в детские годы лишен общения с людьми (дети, воспитанные животными), то после определенного срока у него будет потеряна способность развития человеческого сознания.

4. Специфическая способность человеческого сознания проявляется в том, что оно не только отражает действительность, но дает возможность направить действия индивида и коллектива на производство предметов потребления и орудий труда, необходимых для жизнедеятельности.

5. Сознание обеспечивает формирование образов предметов и явлений, которые в данный момент не действуют на органы чувств: такие образы отражают общее, существенное в явлениях и вещах (представление).

6. Сознание выражается субъектом для других людей посредством языка (речь, письмо, художественная картина и т.д.). Для себя сознание обусловливает способность мыслительного диалога с самим собой, т.е. ведет к появлению самосознания, обеспечивающего оценку собственной деятельности.

7. «Ранимость» сознания заключается в том, что длительный избыточный прием ряда веществ (кофеина, содержащегося в кофе, алкоголя, являющегося наиболее распространенным наркотиком, сильнодействующих галлюциногенов вроде кокаина, марихуаны) с лечебной (для снятия болей) или другой целью ведет к пристрастию и разрушению личности.

Нейрофизиологические основы сознания. 1. Подключение сознания обычно достигается активацией большого количества структур, где ведущее значение имеет кора большого мозга с ближайшей подкоркой, лимбическая система, их взаимодействие. Важнейшую роль играют восходящие активирующие влияния ретикулярной формации.

2. Для сознания необходим некий промежуточный уровень активности ЦНС, соответствующий, например, десинхронизированной ЭЭГ при бодрствовании; слишком низкая нейронная активность (например, при наркозе или коме) с ним несовместима. В то же время сознание невозможно и при чрезмерной активности нейронов, в частности при эпилептических припадках, характеризующихся пиками и волнами на ЭЭГ, оно может выключаться в состоянии ярости (состояние аффекта).

3. Минимальный период времени активации мозговых структур для осознанного восприятия сигнала составляет 100 – 300 мс.

4. Наблюдения за действиями и мышлением людей с расщепленным мозгом свидетельствуют о том, что левое полушарие является базовой основой логического мышления, а правое – образного (конкретного) мышления.

5. Полагают, что лобные доли имеют ведущее значение для проявления высших психических функций. Поражение лобных долей у человека сопровождается психической неустойчивостью, эйфорией, раздражительностью. Отмечается отсутствие твердых планов, основанных на прогнозировании, наличие легкомыслия и грубости. Часто возникают настойчивые повторяемые действия, конфликты с окружающими.

Психической деятельности человека эволюционно предшествуют некоторые элементы психического поведения у животных.

Психонервная деятельность . Основным действенным стимулом для запуска поведенческого акта становится не сам стимул, а его нейронный образ. Например, психический образ пищи на определённом этапе может быть более сильным стимулом, чем реальная пища. В отличие от классических условных рефлексов психонервный образ формируется сразу после одной реализации поведенческого акта.

Экстраполяционная или рассудочная деятельность основана на способности животных к прогнозированию событий, предвидению результатов деятельности в будущем. Характерное свойство элементарной рассудочной деятельности заключается в способности улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды; возможность оперировать ими при построении и реализации программ поведения в новых условиях.

В развитии психического мира человека выделяют 2 стадии.

1 – стадия элементарной сенсорной психики – отражение отдельных свойств предметов и явлений в форме ощущения. Ощущение – базисный психический элемент в работе мозга (осознанная рецепция). Оно связывает психику с внешним воздействием и является элементом в более сложных психических процессах. Восприятие, в отличие от ощущения, результат отражения предмета в целом и вместе с тем нечто всё ещё более или менее расчленённое (начало построения своего «я» как субъекта сознания). Представление – образное отражение предмета или явления с учётом пространственно-временной связи составляющих признаков и свойств.

2 – стадия формирования интеллекта и сознания, реализующаяся на основе возникновения целостных осмысленных образов, целостного мироощущения с пониманием своего «я» в этом мире, своей познавательной и созидательной деятельности.

Словесная основа мыслительной деятельности определяет то, что развитие и становление мышления взаимосвязано с формированием и развитием речевых функций.

Первые речедвигательные временные связи появляются к концу 1-го года жизни ребёнка. В 9-10 месяцев слово становится одним из значимых компонентов сложного стимула, но ещё не выступает в качестве самостоятельного стимула. Соединение слов в отдельные смысловые фразы наблюдается на 2-м году жизни ребёнка.

В становлении обобщающей функции слова различают следующие этапы:

1) Слово замещает чувственное восприятие предмета, явления, события; выступает в качестве условного знака конкретного предмета. Например, «кукла» означает конкретную куклу, которая у него есть (конец 1-го, начало 2-го года).

2) Слово замещает несколько чувственных образов, объединяющих однородные предметы. «Кукла» становится обобщающим обозначением различных кукол, которых он видит (конец 2-го года).

3) Слово заменяет ряд чувственных образов разнородных предметов. Слово «игрушка» обозначает для ребёнка и куклу, и мяч, и кубик и т.д. Такой уровень оперирования словами достигается на 3-м году.

4) Словесные обобщения 2-3-го порядка. Слово «вещь» обозначает такие предыдущие обобщения как игрушка, еда, одежда и т.д. (на 5-м году).

Этапы развития познавательных способностей:

1) Этап развития сенсорно-моторных координаций (1,5 – 2 года).

2) Период предоперационального мышления (2 – 7 лет). Ребёнок активно использует сенсомоторные схемы мышления.

3) Развитие когерентных операций – способность к логическим рассуждениям с использованием конкретных понятий (7 – 11 лет).

4) Период формирования и реализации логических операций на основе элементов абстрактного мышления (11 – 16 лет).

В 15–17 лет в основном завершается формирование нейро- и психо- физиологических механизмов мыслительной деятельности. Все механизмы, определяющие интеллект уже сформированы.

Дальнейшее развитие интеллекта идёт за счёт количественных изменений.

Психофизиология процесса принятия решения.

Принятие решения – производное неопределённости ситуации, в которой оно совершается.

При полной определённости нет никакой проблемы. Решение принимается однозначно, автоматически, часто даже не затрагивая сферу сознания.

Процесс выбора становится проблемой, когда присутствует неопределённость применительно к действиям, направленным на достижение определённой цели.

Различают 2 способа принятия решения.

1) Алгоритмический способ. Предполагает наличие значительной информации о проблемной ситуации. Сводится к построению совокупности правил, следуя которым, автоматически достигается верное решение.

2) Эвристический способ. Нахождение рационального решения при значительном дефиците информации. Эвристические приёмы сокращают область поиска при решении сложной проблемы, обеспечивают хоть и не лучшее, но удовлетворительное решение проблемы.

Языковая форма коммуникации, где лишь немногие слова имеют точный однозначный смысл, во многом способствуют развитию у человека интуитивной способности мыслить и оперировать неточными размытыми понятиями. Человеческий мозг, в процессе развития 2-й сигнальной системы, приобрёл свойство принимать рациональное решение в условиях «вероятностного», размытого окружения (в условиях значительной информационной неопределённости). Это свойство человеческого мозга обеспечивает возможность эвристического решения сложных проблем, которые невозможно решать обычными алгоритмическими методами.

ЭМОЦИИ

Эмоции – специфическое состояние психической сферы; одна из форм целостной поведенческой реакции, вовлекающая многие физиологические системы и обусловленная с одной стороны определенными мотивами и потребностями, с другой – возможностью их удовлетворения. Это рефлекторные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, характеризующиеся ярко выраженной субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности.

Эмоции не имеют биологической и физиологической ценности, если организм располагает достаточной информацией для удовлетворения своих потребностей.

Эмоциональное возбуждение как результат определенной мотивационной деятельности теснейшим образом связано с удовлетворением 3-х основных потребностей: пищевой, защитной и половой. Вместе с тем широта потребностей у отдельных индивидов значительно варьирует. Человек с высокими и разнообразными потребностями (например, связанными с социальным статусом в обществе) чаще дает эмоциональные реакции по сравнению с людьми с ограниченными потребностями.

Эмоция как активное состояние специализированных мозговых структур определяет изменения в поведении организма в направлении либо минимизации, либо максимизации этого состояния. Мотивационное возбуждение, ассоциируемое с такими эмоциональными состояниями как жажда, голод, страх мобилизует организм к быстрому и оптимальному удовлетворению потребности. Удовлетворенная потребность реализуется в положительной эмоции, которая выступает в качестве подкрепляющего фактора. Положительные эмоции, закрепляясь в памяти, выполняют важную роль в механизмах формирования целенаправленной деятельности организма.

Эмоции, реализуемые специальным нервным аппаратом, проявляются при недостатке точных сведений и путей достижения жизненных потребностей. Такое представление о природе эмоции позволило П.В.Симонову вывести формулу, показывающую ее информационную природу.

Э = – П (Н – С), где Э – эмоция (определенная количественная характеристика эмоционального состояния организма, обычно выражаемая важными функциональными параметрами физиологических систем организма, например ЧСС, артериальное давление, уровень адреналина в крови и т.д.); П – жизненно важная потребность организма; Н – информация, необходимая для достижения цели, удовлетворения потребности; С – информация, которой владеет организм и которая может быть использована для организации целенаправленных действий.

Отрицательная эмоция возникает в том случае, когда Н > С и, напротив, положительная эмоция ожидается, когда Н < С.

Человек испытывает радость при избытке у него информации, необходимой для достижения цели, когда цель оказывается ближе, чем мы думали.

Незнание средств и путей достижения цели является источником сильных эмоциональных реакций, при этом растет чувство тревоги, навязчивые мысли становятся неодолимыми. Так, эмоциональное ощущение страха возникает у человека, если он не располагает средствами возможной защиты от опасности.

Ощущение ярости возникает у человека, когда он желает сокрушить противника, то или иное препятствие, но не располагает соответствующей силой (ярость как проявление бессилия).

Человек испытывает горе, когда он не имеет возможности восполнить утрату.

Т.е. эмоции следует рассматривать как дополнительный механизм активного приспособления, адаптации организма к окружающей среде при недостатке точных сведений о способах достижения его целей. Адаптивность эмоциональных реакций подтверждается тем обстоятельством, что они вовлекают в усиленную деятельность лишь те органы и системы, которые обеспечивают лучшее взаимодействие организма и окружающей среды. На это же обстоятельство указывает резкая активация во время эмоциональных реакций симпатического отдела АНС, обеспечивающая адаптационно-трофические функции организма. В эмоциональном состоянии наблюдается значительное повышение интенсивности окислительных и энергетических процессов в организме.

Эмоции оказывают существенное влияние на субъективное состояние человека: в состоянии эмоционального подъема более активно работает интеллектуальная сфера человека, повышается творческая активность. Эмоции, особенно положительные, играют большую роль в качестве стимулов для сохранения высокой работоспособности и здоровья человека.

В теории функциональной системы П.К.Анохина нейрофизиологическая природа эмоций связывается с представлением о функциональной организации приспособительных действий животных на основе понятия об «акцепторе действия». Сигналом к организации и функционированию нервного аппарата отрицательных эмоций служит факт рассогласования «акцептора действия» – афферентной модели ожидаемых результатов с афферентацией о реальных результатах приспособительного акта.

В реализации эмоций имеют значение такие структуры мозга как гиппокамп, гипоталамус, миндалина, лобные отделы КБМ.

Г.И.Косицкий предложил оценивать величину эмоционального напряжения по формуле: СН=Ц*(И н *В н *Э н – И с *В с *Э с), где СН – состояние напряжения; Ц – цель; И н, В н, Э н – необходимые информация, время и энергия; И с, В с, Э с – существующие у организма.

1-я стадия напряжения – состояние внимания, мобилизация активности, повышение работоспособности. Имеет тренирующее значение, повышает функциональные возможности организма.

2-я стадия напряжения – характеризуется максимальным увеличением энергетических ресурсов организма, повышением артериального давления, увеличением ЧСС, дыхания. Возникает стеническая отрицательная эмоциональная реакция, имеющая внешнее выражение в форме ярости, гнева.

3-я стадия напряжения – астеническая отрицательная реакция, характеризующаяся истощением ресурсов организма и находящая свое психологическое выражение в состоянии ужаса, страха, тоски.

4-я стадия напряжения – стадия невроза.

ПАМЯТЬ

Нервная память – способность мозга закреплять, хранить, использовать информацию о воздействиях внешней и внутренней среды для организации поведения. Она связана с циркуляцией импульсов у сложно организованных животных, имеющих свою нервную систему и должна записываться и репродуцироваться в виде динамического процесса в ансамбле нейронов.



Рассказать друзьям