Икона где изображены. Разновидности написания иконы Божией Матери (фото с названиями)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Икона Божьей Матери — одна из самых почитаемых иконописных образов среди Православного мира. Именно образ Пресвятой Богородицы всегда был, есть и будет символом заступницы и хранительницы русского народа. Достаточно лишь вспомнить тот факт, как икона Казанской Божьей матери, по историческим сведениям, помогала русскому народу победить в Великой Отечественной войне. На войну войска вступали с высокоподнятой иконой Пресвятой Богородицы, а именно Казанской Божьей матери. Тоже было и при отечественной войне 1812 года. С тех пор и повелось, что образ Богоматери стал являться защитницей и покровительницей земли Русской, а ее икона — символом веры и упования на спасение всех православных людей.


Но, не смотря на указанное общее значение, существует несколько разновидностей икон Девы Марии и вариаций их иконописи, и у каждого вида имеется свое особенное значение для православного верующего. Ниже мы приведем иконографические типы изображений Пресвятой Богородицы и их догматическое значение.

Существует пять видов изображения Божьей матери, визуализируемых в иконографии:

1. Одигитрия (Путеводительница);

2. Елеуса (Умиление);

3. Оранта, Панагия и Знамение (Молящаяся);

4. Панахранта и Всецарица (Всемилостивая);

5. Агиосоритисса (Заступница).

Первый тип — Путеводительница

Одигтрия — самый распространенный вид иконописи Божьей матери, по некоторым сведениям, впервые написанный евангелистом Лукой. Данный тип обычно изображается следующим образом: Пресвятая Богородица показана по пояс или же в случае иконы Казанской Божьей матери - по плечи, реже — во весь рост. Характерным признаком ее расположения считается легкий наклон головы в сторону своего сына Иисуса Христа. Держит Богоматерь его на левой руке, а правой рукой указывает на него. Иисус Христос же в левой руке держит свиток, реже — книгу, что символизирует образ Христа Вседержителя.

Значение данного типа икон — взаимные отношения матери и сына. Но смысловая нагрузка в данном случае не выражение безграничной любви, как в других иконах святых, а указание на Иисуса Христа, как царя Вседержителя. С догматической точки зрения — это значение явления в мир Небесного Царя и Судьи и указание на него Девой Марией как на истинный Путь для каждого верующего. Потому данный тип иконографии и называется Путеводительница.

Второй тип — Умиление

Елеуса всегда изображается так: Дева Мария прижимает к своей щеке Иисуса Христа, тем самым проявляя к нему свою любовь, нежность и сострадание. В данном типе изображения между сыном и матерью нет расстояния, что символизирует безграничную любовь и единение. И поскольку образ Божьей Матери является символом и идеалом рода человеческого (Церкви земной), а Иисус символом Церкви Небесной, данный тип иконописи Пресвятой Богородицы имеет значение единения небесного и земного, божественного и человеческого. Также, одно из основных значений - выражение безграничной любви Бога к людям, так как любовь и сострадание Девы Марии, изображаемое на иконе напоминает нам о его великой жертве ради спасения всего человечества.

Третий тип — Молящаяся

Есть три подвида данного типа изображения Богоматери в иконописи - Оранта, Панагия и Знамение. Наиболее популярное — Знамение. Дева Мария изображается по пояс или во весь рост с поднятыми вверх руками, а Иисус Христос изображается по середине на уровне груди своей матери и его голова находится в святом ореоле (медальоне). Значение этого подтипа икон — Благовещение Девы Марии о рождении Иисуса Христа, предзнаменование Рождества Христова и последующих событий, происходящих после него. Данный тип иконографии Богородицы Девы отличает ее от других икон монументальностью и симметричностью в изображении.

Четвертый тип — Всемилостивая

В данном типе изображения Богоматерь восседает на троне или престоле, который символизирует ее царственное величие, а на коленях она держит сына Иисуса Христа. Значение этой иконы — величие Девы Марии, как всемилостивой царицы и заступницы земной.

Пятый тип — Заступница

В пятом типе Агиосоритиссы Богоматерь изображается без своего сына Иисуса Христа. Образ ее выполняется в полный рост и повернут вправо, а руки воздаются к Богу, в одной из которых может находиться свиток с молитвой. Значение иконы — моление о заступничестве человечества Пресвятой Богородицей перед Иисусом Христом.

Итак, мы рассмотрели 5 видов иконописи Богоматери в православной традиции и их догматическое значение. Но в народе также существует свои значения, приписываемые каждой из них. Мы уже писали о силе и действии чудотворных икон , и иконы Божьей Матери здесь не исключение, а скорее наоборот — показатель. У каждой из представленных типов икон свои чудотворные свойства.

Одной из немногих, кто способен намолить иконы, является Марфа Ивановна . Ее способность наделять иконы велими возможностями уже давно не стоит под сомнением. Таким огромным количством спасенных судеб не может похвастаться, пожалуй, никто. Именно она первая поняла, что к каждому человеку нужен индивидуальный подход, а значит и намоление иконы необходимо делать индивидуально для каждого человека. Намоленные Марфой Ивановной иконы будут служить зищитой на протяжении очень долгих лет.

Рассмотрим молитвы иконе Божьей Матери, а также наиболее популярные иконы и приметы связанные с ними.

Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери. Иконографическая схема является выражением богословской идеи.

Первая группа - тип иконографии "Знамение" (сокращенный и усеченный вариант - Оранта, от лат. orans — молящийся). Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета - пророчество Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил" (Ис. 7.14) и из Нового Завета - слова Ангела в Благовещении: "Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1.35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины.

Это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, как на иконе "Ярославская Оранта, Великая Панагия", или по пояс, как в "Курской Коренной" или в новгородской "Знамение", это не так существенно. Важнее другое - соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. "Чрево Твое пространнее" - так величается Богородица в Акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: "Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему" (Лк. 1.38). Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход. 17.11). В ярославской "Оранте" этот жест повторен и в фигуре Младенца, только Ее ладони раскрыты, а положение пальцев Эммануила иное - они сложены в благословение. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток - символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные - красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. В ярославской "Оранте" одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные - либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская "Оранта"), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим".

Иконографическая схема "Знамения" может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской "Оранты". В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец - коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы - Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего иконографического ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип "Знамение" иногда именуют "Воплощение".

Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером такого варианта может служить образ "Богоматерь - Нерушимая стена" из Св. Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые Августин увидел в Богоматери - Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований.

Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия ", что по-гречески значит "Путеводительница ". В том названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божья ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы - в чудный Божий свет, от греха - к спасению, от смерти - в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница - Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она - мост для нас на пути к Нему.

Итак, иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым, направляя внимание престоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на зрителя), в другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток).


В жесте Богородицы, указующем на Христа ключ к этому образу - Матерь Божья ориентирует нас духовно, направляя нас ко Христу, ибо Он есть Путь, Истина и Жизнь. Она несет наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, она сохраняет нас на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Многие чтимые иконы этого типа не случайно приписывали кисти апостола Луки.

К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: "Смоленская", "Иверская" (Вратарница), "Тихвинская", "Грузинская", "Иерусалимская", "Троеручица", "Страстная", "Ченстоховская", "Кипрская", "Абалацкая", "Споручница грешных" и многие другие.

Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы "Троеручица" добавлена св. Иоанном Дамаскиным, когда по его олитве Богородица восстановила отрубленную его руку. Кровоточащая ранка на щеке "Иверской" возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло свидетелей в неописуемый ужас. На иконе Богоматери "Страстная" обычно изображают двух ангелов, летящих к Младенцу с орудиями страстей, тем самым, предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа - Он изображен в полоборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Марии. Каждая из таких деталей достойна внимательного рассмотрения, но за неимением в данном случае такой возможности оставим это для уединенного созерцания.

Как правило, в "Одигитрии" Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся "Казанская", "Петровская", "Игоревская". Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращенном варианте.

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление ", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса " (έλεουσα), т.е. "Милостивая". Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование "Умиление" стали связывать с определенной иконографической схемой. В греческом варианте этот тип икон назывался "Гликофилуса" (γλυκυφιλουσα) - "Сладкое лобзание". Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры - Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом - мистическая тема многих писаний св. отцов. Богоматерь Умиление - один из наиболее мистических типов богородичных икон.

Этот тип также был широко распространен в России. К иконам типа "Умиление" относятся: "Владимирская", "Волоколамская", "Донская", "Федоровская", "Жировицкая", "Гребневская", "Ахренская", "Ярославская", "Взыскание погибших", "Почаевская" и т.д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе "Корсунская".

Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние". Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. Иконографическая схема здесь очень близка к "Умилению", с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. Примером такого типа икон может служить "Яхромская". В этой композиции всегда присутствует характерный жест - Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия, которые открываются внимательному созерцающему взгляду.

Еще одна разновидность иконографии "Умиление" - "Млекопитательница". Из наименования ясно, что отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа. Такая деталь - не только интимная подробность данного иконографического варианта, но она раскрывает новый мистический аспект в прочтении образа Богородицы. Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас "чистым словесным молоком" Слова Божьего (1 Петр. 2.2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5.12).

Итак, три названных нами иконографических типа - "Знамение", "Одигитрия" и "Умиление" являются основными, ведущими в иконографии Богородицы, так как в их основе лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения.

Четвертый тип не имеет такого богословского наполнения, как первые три. Он скорее собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. Наименование четвертого типа условно - "Акафистный ", так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа - прославление Матери Божьей. Сюда следует отнести уже упоминавшиеся изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений - показать Матерь Божью как Царицу Небесную. В таком виде этот образ вошел в византийскую иконографию - особенно часто такие композиции помещали в конху апсиды. В этом варианте Богоматерь присутствует и в св. Софии Константинопольской. В русской иконографии примером такого образа может служить фреска Дионисия в апсиде церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Но большая часть икон этого типа представляют собой соединение центральной схемы предыдущих типов с дополнительными элементами. Так, например, иконографическая схема "Неопалимой Купины" состоит из изображения Богоматери Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных (аналогично тому, как образ небесной славы изображен в иконографии "Спас в силах"). Иконографическая схема иконы "Богоматерь - Живоносный Источник" включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающим на троне, который имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника. Композиция иконы "Богоматерь - Гора Нерукосечная" также строится по принципу механического наложения символов - Богоматерь с Младенцем Христом (по типу Одигитрии) восседают на престоле, на фоне фигур и вокруг них изображаются различные символы, впрямую иллюстрирующие акафистные эпитеты: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная и т.д. И, наконец, икона "Нечаянная радость" построена по принципу "икона в иконе", то есть сюжетного включения изображения иконы внутрь происходящего действия. Здесь обычно представлен коленопреклоненный человек, молящийся перед образом Богоматери Одигитрии, давшей ему нравственное прозрение и исцеление.

Вершиной акафистных иконографий следует признать образ "О Тебе радуется обрадованная вся тварь". Это по-своему интересная иконография, в основе ее лежит идея космического прославления Богоматери. В центре изображается Богородица с Младенцем Христом на престоле в сиянии славы и окружении сил небесных. Образ вселенной представлен в виде многоглавого храма, окруженного цветущими деревьями - это одновременно и образ Небесного Иерусалима. В нижней части иконы, у подножия престола изображаются люди - пророки, цари, святые разных рангов, просто народ Божий. Мы видим - на Иконе представлены новая земля и новое небо (Откр. 21.1), - образ преображенной твари, начало которой положено в тайне Боговоплощения (здесь центральное изображение отчасти напоминает схему Знамения).

Иконографические варианты, где изображается Богоматерь без Младенца Христа, немногочисленны, объединить их в особую группу не представляется возможным, так как иконографическая схема в каждой из них определена своей самостоятельной богословской идеей. Но в той или иной степени они примыкают к уже названным нами ранее четырем типам. Например, "Богоматерь Остробрамская-Виленская" представляет собой вариант, тяготеющий к типу "Знамение", так как образ Богоматери явлен здесь в момент принятия Ею Благой вести ("се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему". Лк. 1.38). Положение рук, скрещенных на груди (жест смиренного молитвенного поклонения) семантически близок жесту Оранты. Следовательно, этот иконографический вариант можно отнести к типу "Знамение". Кроме Остробрамской этому типу соответствует икона "Невеста Неневестная" (ошибочно ее называют "Умиление"), которая была келейной иконой преп. Серафима Саровского.

Известная древняя русская икона "Богоматерь Боголюбская" также изображает Богородицу без Младенца, но предстоящей пред Богом с ходатайством о молящихся Ей (группа молящихся иногда изображается у ног Богородицы). Поскольку здесь Матерь Божья изображена как ходатаица и как указующая путь молящимся, то условно можно отнести эту икону к типу "Одигитрия". В руке Богородица держит свиток с молитвой, а другой рукой указывает на образ Христа, написанный слева в сегменте неба. Таким образом, сохраняется тот же жест, что и в Одигитрии: Христос есть Путь, Истина и Жизнь.

Но по большей части богородичные иконы, в которых Богоматерь представлена без Младенца, относятся к четвертому типу - акафистных икон, так как написаны ради прославления Матери Божьей. Так, например, к этому типу можно отнести иконографию "Богородица Семистрельная" или "Симеоново проречение", известен этот иконографический вариант и под другим названием - "Умягчение злых сердец". Здесь изображена Богоматерь с семью мечами, пронзающими Ее сердце. Этот образ взят из пророчества Симеона, который во время Сретения произнес такие слова: "и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2.35). Подобные иконографии, как правило, позднего происхождения, по всей видимости, пришли из западноевропейской традиции и отличаются литературностью. Тем не менее, и в них заложен свой смысл, открывающий нам образ Богородицы, столь необходимый для возрастания православной души.

Иконографические варианты, семантически соответствующие третьему типу богородичных икон, известному под названием "Умиление", практически не встречаются, так как трудно представить, как возможно изобразить интимные отношения Богоматери и Ее Сына в образе одной только Богоматери. Тем не менее, и такой поворот в иконографии возможен. Это так называемый тип Скорбящей Богоматери ("Mater Dolorosa"), когда Божья Матерь представлена погруженной в молитвенную скорбь о распятом Христе. Обычно Богородица изображается со склоненной головой и молитвенно сложенными руками возле самого подбородка. Этот вариант получил большое распространение на Западе, но и в православной иконографии он также хорошо известен. Некоторые исследователи полагают, что он первоначально не был самостоятельным, входил частью в диптих, на второй половинке которого изображался страдающий Иисус Христос (в терновом венце, со знаками Страстей). Этот же сюжет мы можем видеть и в иконе "Не рыдай Мене Мати", хорошо известной в балканском искусстве и менее известной у нас, в России. На этой иконе обычно изображены Богородица и Христос (иногда стоящими во гробе), Мать оплакивает смерть Сына, обнимая Его мертвое тело. Практически это модификация сюжета "Оплакивание", но иконографическая схема построена по принципу "Умиления" - только на иконах типа "Не рыдай Мене Мати" Богородица прижимает к Себе не Маленького Иисуса, а взрослого после снятия со Креста. Трагизм сюжета достигает необыкновенного накала - горе Матери безутешно, но, как и во всякой иконе, здесь есть весть о воскресении, она в названии иконы, которое построено на тексте страстного песнопения: "Не рыдай Мене Мати во гробе зряща...". Обращение к Богородице идет от имени Христа, победившего смерть.

Традиционно принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом мафории (модификация красного цвета), синей тунике и голубом чепце. На мафории, как правило, изображаются три золотые звезды - как знак ее непорочности ("непорочно зачала, непорочно родила, непорочно умерла") и кайма как знак ее прославления. Сам плат - мафории - означает Ее Материнство, прикрытый им голубой (синий) цвет платья - Девство. Но изредка мы можем видеть Богоматерь, облаченную в синий мафории. Так Ее иногда изображали в Византии, на Балканах. Так Богоматерь написал Феофан Грек в деисусном чине Благовещенского собора Московского Кремля. По всей видимости, в этих случаях для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери, выделить аспект Ее чистоты, сосредоточить наше внимание на этой грани образа Девы и Матери.

Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой. Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично-покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях, будь то образ мучениц, цариц, святых и праведных жен, жен-мироносиц и других многочисленных персонажей, населяющих православный иконный мир, принято изображать женщин с покрытой головой. Так и апостол Павел пишет, что хорошо женщине покрывать голову свою, ибо это "знак власти над нею" (1 Кор. 11.5,10). Но в некоторых иконографических вариантах богородичных икон мы видим, весьма неожиданно, изображение Богоматери с непокрытой головой. Например, "Богоматерь Ахтырская" и некоторые другие. В некоторых случаях плат заменен венцом (короной). Обычай изображать Богоматерь с непокрытой головой западного происхождения, где он вошел в обиход с эпохи Возрождения, и в принципе неканоничен. Мафорий на голове Богородицы не просто дань восточно-христианской традиции, а глубокий символ - знак Ее Материнства и полной отданности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить мафория, ибо венец (корона) есть знак Царства, Богоматерь - Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как это мы видим в таких иконографических изводах, как "Богоматерь Державная", "Новодворская", "Абалацкая", "Холмовская" и другие. Изображение венца (короны) на голове Богородицы также пришло в восточно-христианскую иконографическую традицию из Западной Европы. В Византии это не было принято вовсе. Даже когда изображали Богоматерь с предстоящими императорами (как это можно видеть в мозаиках св. Софии Константинопольской), что является выражением превосходства Царства Небесного над царством земным, на Ее главе мы не видим ничего, кроме плата-мафория. И это очень характерно, так как в развитии иконографии наблюдается со временем отход от лаконизма и чистой семантики (знаковой структуры) в сторону иллюстративности и внешнего символизма.

Многие прихожане, когда переступают порог храма, целенаправленно подходят к нужной иконе и молятся святому образу. А вы знаете, что это за известные иконы, как они выглядят, кто на них изображен и какое имеют значение?

А также - какие молитвы с ними связаны? Перед тем, как пойти в церковь, необходимо изучить правила поведения, а еще, как минимум, знать о святых ликах.

Как правильно помолиться перед иконой

Большинство людей придерживаются мнения о том, что не важно какому святому молиться, главное, что вера идет от чистого сердца.

Ведь молитвенные слова, человек возносит не иконе, а тому, кто на ней изображен. Существуют определенные правила, связанные с молебным процессом:

  1. Для привлечения Божьего благословения необходимо встать перед святыней. Нужно стоять максимально ровно.
  2. После молитвы нужно поцеловать образ. Таким образом человек выражает почтение Богу.
  3. Затем необходимо обязательно три раза перекреститься. Ну и возможно поставить свечи – по желанию.

Во время того, как будете просить у Господа помощи, ваши мысли должны быть светлыми. Простите всех людей, которые вас обидели.

Семистрельная

Икон в духовном мире очень много, и каждая из них связана с определенной молитвой. Давайте обратим внимание на значение самых известных святынь: «Семистрельная» является одной из самых мощных икон.

О ней следует знать:

  1. Пресвятая Богородица при жизни пережила много мучений и страданий, символизирующие семь стрел. Если человек плохо себя чувствует, то он подходит просить защиты и помощи именно к этой иконе.
  2. Образ Богоматери защищает от завистливых людей, от порчи, сглаза и проклятий всех, кто носит цепочку с ее образком. Для примирения враждующих, а также для семейного взаимопонимания, покоя и мира в доме необходимо молиться данной реликвии.

Когда человеку нужно выполнить ответственное дело, то образ Девы Марии его поддержит.

В доме такую икону рекомендовано ставить напротив двери, так чтобы ей было «видно» глаза всех входящих в помещение людей. Перед тем, как установить святую реликвию выше половины стены, необходимо прочесть молебен. Через некоторое время можно заметить, что человек, у которого мысли злые, перестал приходить в дом.

Богоматерь является защитницей от преступного мира. Семья, которая молится такому святому лику, может быть уверена в том, что она защищена от плохих людей. Если у вас проблемы с начальством, то икона Девы Марии, которую вы возьмете с собой на работу сможет уберечь от ссор в коллективе.

Неупиваемая чаша

«Неупиваемая чаша» - это икона Богоматери, которую связывают с духовным источником радости, веры и прощения. Божья Матерь утешит всех, кто оступился на своем жизненном пути.

Если обратиться с чистыми мыслями и верой, то неупиваемая чаша обязательно поможет, защитит и направит на истинный путь. Она поможет исцелиться от наркомании, пьянства.

Иконку с образом Богоматери нужно поставить у человека в изголовье, который злоупотребляет спиртными напитками, увлекается азартными играми. Известны случаи того, что реликвия помогала ускорить процесс купли-продажи жилья. Богоматери молятся родители, дети которых повзрослели.

Целительница

«Целительница» является иконой Божией Матери, которая защищает человека от душевных, а также физических болезней. На этой реликвии, Дева Мария изображена возле постели не здорового.

Нечаянная Радость

К иконе «Нечаянная радость» обращаются те, кому нужна духовная сила. Также молитва с этой святыни помогает беременным женщинам выносить и родить здорового ребенка, сохранить брак, семейное согласие. Богоматерь поддерживает родителей, дети которых ступили на не правильный путь.

Люди, у которых есть заболевания, связанные со слухом, молятся этому святому.

Троеручница

Реликвия «Троеручница» помогает исцелить от болезни, связанной с руками. Молебны адресованные Богоматери способствуют защите от скорби, пожара, разных недугов.

Скоропослушница

Написание лика «Скоропослушницы» относят к 10 веку. Людям, которые нуждаются в неотложной помощи, рекомендовано молиться этой святыне. Она также помогает исцелиться от таких болезней, как:

  • раковые опухоли;
  • слепота;
  • обездвиживание конечностей.

Беременные молятся этому образу о рождении малыша здорового.

Серафим Саровский

«Серафим Саровский» очень почитается в России. Произнесенный молебен этой святыни помогает при болезни позвоночника и ног.

Георгий Победоносец

«Георгий Победоносец» является реликвией, которая защищает всех, кто связан с опасной работой.

Николай Угодник Чудотворец

Святыня «Николая Угодника Чудотворца» помогает морякам, водителям, а также всем путешествующим. Практически в каждом доме возможно увидеть лик этого святого.

Он заботится о семейном достатке и благополучии.

Владимирская Богоматерь

Святая мощь Руси «Владимирская Богоматерь» является иконой, на которой изображена Пресвятая Богородица. Перед названной реликвией короновали царей, а также избирали первосвятителей. Молитвы этой святыне помогут:

  • помирить враждующих;
  • исцелить грешника от хвори душевной или телесной;
  • изгнать беса;
  • вселить в злые сердца доброту.

Неопалимая купина

«Неопалимая купина» является иконой Святой Марии. К святыне обращаются за помощью и просят защитить от пожаров, для очищения от грехов.

Молитвы помогают докторам, летчикам.

Иверская икона Святой Марии исцеляет больных, избавляет от врагов и восполняет утраченную энергию.

Неувядаемый цвет

Неувядаемый цвет считается реликвией, несущей в себе олицетворение чистоты и целомудрия, поэтому она защищает невинных девушек.

Незамужние молятся возле этой иконы и просят выйти замуж по любви.

Умиление

Умиление является чудотворным ликом, оберегающим и помогающим женщине сохранить хороший нрав, выдержку и чистоту.

Девушкам Дева Мария помогает найти хорошего спутника, а у женщин, которые прошли тяжелые жизненные испытания, после молитв наладится жизнь.

Казанская икона Божьей Матери

Казанская икона Богоматери считается заступницей. Если у человека проблемы на работе или в личной жизни, то просто необходимо помолиться этому образу.

Если просящий помощи будет с чистой просьбой, то путеводительница ему поможет. Человек с негативными помыслами может помощи не ждать. «Казанская» благословляет молодоженов.

Просим о помощи у себя в доме

Если вы привыкли молиться дома, а не в церкви, то читать молитву необходимо утром:

    1. Умойтесь. Потом перекрестите свои руки.
    2. Постарайтесь освободиться от угнетающих и раздражающих вас мыслей. Это важно.
    3. Зажгите свечи, преклонитесь перед святым образов, став на колени. Можно на полотенце.
    4. Прочтите молебен. Можете воспользоваться Библией.
    5. Произнесите свою просьбу словами, которые будут идти от чистого сердца. Мысли должны быть искренными.

Остробрамская

Икона Девы Марии «Остробрамская» оказывает помощь супружеским парам обрести любовь и счастье. Молитвы возле этой иконы помогут защитить дом от нечистой силы и злых недоброжелателей.

Человек сможет избавиться от депрессивного состояния.

Если разместить реликвию у входа в жилище, то все недруги перестанут вас посещать. Тогда в вашем доме воцариться мир и благополучие.

Большинство людей утверждает, что «Остробрамская» помогла решить им много проблем.

Нерушимая стена

«Нерушимая стена» - это икона, названа в честь силы и стойкости, связанная с пережитыми войнами, бедствиями образом Богоматери.

Дева Мария защитит человека от пожара, болезни, плохих людей, а также поможет укрепить семейные отношения. Самым лучшим местом для иконы будет стена напротив дверей, в которые входят гости.

Скорбящая

Икона Богоматери «Скорбящая» оказывает помощь людям, которые в ней нуждаются, приносит скорбящим утешение, поддерживает в трудной ситуации, а также исцеляет от болезни физической или душевной.

Купцы молятся святому образу перед отправлением в дальнюю дорогу.

Молятся названному лику прихожане, у которых не ладится на работе, в семье.

Радость всех радостей

«Радость всех радостей» поддержит всех, кто просит без злости и какой-либо суеты. Святой образ молят о:

  • помощи солдатам, служащим;
  • защите во время поездки за границу;
  • возврате ценных потерянных ценностей;
  • освобождении заключенного;
  • положительном ответе в суде.

Святая Троица

Икона «Троица» является святыней к которой обращаются люди за помощью. Она помогает тем, кто самостоятельно не может справиться с тяжелыми испытаниями, отыскать верный жизненный путь.

Важно знать

Эта информация должна была помочь вам узнать о самых известных иконах, подсказать к какому святому и с какой просьбой нужно обращаться для избавления от проблем.

Молитвы вам помогут обрести покой, счастье и здоровье. Благодарите святых за свою жизнь и тогда оберете душевное умиротворение, будете успешными.

Издревле на Руси очень почитали Пресвятую Богородицу . К Божьей Матери мы возносим каждодневные молитвы, прося Ее о помощи и спасении. Церковь ставит Царицу Небесную превыше всех святых и всех ангелов, ведь ближе всех к Богу - Его Мать.

С принятием православной веры от Византии русский народ принял и веру в Матерь Божию и Ее скорое заступничество. Святой образ Богоматери у русского народа всегда был и, конечно же, остается на особом месте. Богоматерь является защитницей и покровительницей земли Русской.


Ю. П. Понтюхин. "Дмитрий Донской и Сергий Радонежский"

На богослужениях читается большое количество молитв, обращенных к Царице Небесной, Ей посвящаются храмы, распространено почитание многочисленных Её икон.

В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же их можно насчитать более 860 . Для большинства икон установлены дни празднования, им написаны молитвы, акафисты.

История первых икон Божьей Матери

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука . У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустом месте. Из Нового Завета мы знаем, что апостол Лука был врачом и весьма образованным человеком своего времени, но то, что он был художником в Писании не сказано. Однако именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Божьей Матери и именно апостол Лука создал и описал для нас образ Богородицы. Евангелие порой называли словесной иконой, и апостола-евангелиста Луку мы можем назвать первым иконописцем, хотя, вероятнее всего, «писал» он не красками на холсте, а словом.


В.Л.Боровиковский. "Евангелист Лука"

Существует еще одно предание о первом образе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде (недалеко от Иерусалима), там был сооружен для новообращенных храм. Апостолы просили Матерь Божию Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. Придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов храма нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Список с этого образа, называемый Лиддской иконой Божией Матери , почитается до сих пор.


Лиддская икона Божьей Матери

В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб. Это сцены Благовещения (катакомбы Присцилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III – IV вв.).


Катакомбы Присциллы в Риме

Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в прямом смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года , где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.


Третий Вселенский собор в Эфессе

Элементы иконографии Богородицы

Внешний вид Богородицы известен не только из древнейших изображений, но и по описаниям церковных историков (Никифора Каллиста, монаха Епифания).

Богородица традиционно изображается в мафории (традиционном для замужней иудейской женщины покрывале, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье). Мафорий обыкновенно пишется красным (символ царского происхождения, но также и страданий). Нижние одежды обыкновенно пишутся сине-голубыми (знак небесной чистоты).


Мафорий украшают три звезды - на голове и плечах (символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве», а также символ Святой Троицы). Надписание на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΡ ΘΥ (Матерь Божия).

Богоматерь на русских иконах всегда несколько печальна, печаль эта бывает то скорбной, то светлой. Однако всегда образ Богородицы исполнен мудрости и духовной силы. Пресвятая Дева может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его - Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.

Типы православной иконографии Богоматери

Конечно, изначально никаких типов икон Божьей Матери не было, а уже потом, для классификации и подробного изучения их выделили, исходя из характера написания.

В православной иконографии принято выделять 5 типов изображения Пресвятой Богородицы:

1. «Оранта» (греч. «Молящаяся») и «Знамение»

2. «Одигитрия» (греч. «Путеводительница»)

3. «Елеуса» (греч. «Умиление»)

4. «Панахранта» (греч. «Всенепорочная»)

5.«Агиосоритисса» (греч.: от названия часовни «Агиа-Сорос» в Константинополе).

«Оранта» («Молящаяся»), «Знамение»

Это один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её в фас, с поднятыми на уровень головы руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. В православных храмах изображения этого типа иногда помещают в верхней части алтаря.

Первые изображение Богородицы «Оранты» (греч. «Молящаяся») без Младенца встречаются уже в римских катакомбах (II – IV вв.).

Иногда на лоне Богородицы, на фоне круглой сферы, изображается Спас Эммануил (евр. «с нами Бог»). Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Некоторые иконы этого типа называют «Панагия» (греч. «Всесвятая»).


В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению - «Нерушимая Стена» . В иконописи самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко.


Икона "Нерушимая Стена"

Поясное изображение Богородицы-Оранты получило на Русской земле именование «Знамение» , и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года , во время штурма Великого Новгорода суздальцами, жители осажденного города вынесли на стену икону Божией Матери. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Воодушевленные этим ЗНАМЕНИЕМ новгородцы отразили суздальские полки...


Из икон этого типа самыми известными являются , .

«Одигитрия» («Путеводительница»)

На иконах этого типа мы видим Божию Матерь, Которая указывает на Богомладенца Христа, восседающего на Ее руке.

Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что путь истинный - это путь ко Христу. На этих иконах Она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Здесь центром композиции является Христос, Который правой рукой благословляет, а в левой руке держит свернутый свиток - символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, - она наша ходатаица. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы.


Из икон этого типа наиболее известны: , .

«Елеуса» («Умиление»)

На иконах типа «Умиление» мы видим Младенца Христа, припавшего щекой к щеке Богоматери. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. Образы передают исполненное нежности общение Матери и Сына. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: это соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом.

Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его.

Тип изображения Богоматери «Умиление» находил особый отклик в сердцах православных людей, идея жертвенного служения своему народу близка и понятна, и скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, созвучны чувствам всех православных христиан. Поэтому икон этого типа очень много.


Из икон этого типа в России наиболее известны Державная и .

«Агиосоритисса» (как в Агиа-сорос), «Заступница»

«Агиа Сорос» (что значит «Святая Рака») - это название часовни в Константинополе, где находится икона обращенной ко Христу в молитве Богородицы. Название часовни дало имя данному иконографическому типу.

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной к Спасителю, иногда со свитком в руке.


Подобные иконы входят в состав деисусного ряда иконостаса (то есть ряда икон, где в центре изображается Спаситель, а по правую и левую руку - иконы молящихся Богоматери и Иоанна Крестителя).


У нас в России этот тип икон получил еще название «Заступница» .

Почему так много икон Божьей Матери?

Как же могло возникнуть такое множество похожих, и все же очень разных икон? Ведь каждая, сохраняя все особенности своего типа, обладает индивидуальностью.

С первых икон делались списки, которые распространялись по всему миру и приобретали свои характерные особенности. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть следующие иконописцы, делая новые списки. Каждый создатель хотел сделать икону с привязкой к своей местности, а также рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы именно на их земле.

Вот почему так много различных икон Богоматери. Каждая из них нашла отклик в сердцах и душах молящихся, и по всему православному миру к ним возносятся молитвы.

В данной статье будут показаны иконы Божией Матери – фото с названиями, а также рассказано об истории каждой из них.

Читатель сможет узнать об истории одной из самых известных и старинных икон Православной церкви. Каждое изображение Божьей Матери наполнено глубоким смыслом и имеет свою историю.

Икона Божией Матери "Семистрельная"

Первой иконой, о которой будет рассказано в данной статье, станет икона «Семистрельная». У нее очень интересная история написания и появления. Множество легенд гласит о причинах, которые способствовали написанию именно семи стрел в руках у Богородицы.

Первая из них повествует, что семь стрел являются частью какого-то завершенного действия. В древних преданиях говорилось, что оружие способно пронзить тело и дух. Это означает, что человек прожил и перенес много мучений во имя своей веры. Дева Мария пережила и вынесла многое, о чем и говорят семь стрел, которые пронзают её. За перенесенные мучения она приобрела бессмертный дух.

Данная икона имеет и второй смысл. Он заключается в людских грехах. По приданию их 7, столько же, сколько и стрел на иконе. Каждая из них пронзает грешного человека за совершенные им проступки. Богородица способна видеть грехи человека, помогая грешнику искупить их – она принимает страдания вместе с ним. Церковнослужители говорят, что икона Божьей Матери была написана примерно 500 лет назад.

История гласит о человеке, который был слеп по своей природе и всю жизнь сильно страдал от этого. Он просил Бога об избавлении от недуга. И однажды ночью к нему во сне пришел образ Богородицы, который сказал, что ему нужно пойти на колокольню храма и помолиться за свое здравие. Так он и сделал, но это получилось у него не с первого раза, потому что церковнослужители не сразу поверили его рассказам о чудесном сне. Но повод доверять мужчине появился, когда он назвал место, где находилась забытая икона с Божьей Матерью. Икона и вправду была там, где он сказал. Она служила опорой для лестницы. Найдя настолько важную икону, её тут же почистили и отслужили перед ней службу. Вскоре мужчина полностью исцелился. Однако после революции икона была потеряна и до сих пор не найдена.

Если продолжать рассматривать иконы Божией Матери – фото с названиями, то можно найти еще одну весьма интересную икону.

Эта икона находится на одном уровне с «Семистрельной» Божией Матерью и также очень почитается среди православных людей.

История возникновения у нее очень удивительная. Она начинается в далеком 1579 году, когда Казань была сожжена захватчиками, и простой люд остался без крыши над головой. Сгорело все, в том числе и православный храм, что вызвало сильный упадок веры в Бога среди людей. Они думали, что если сгорела церковь – значит сам Бог не желает, чтобы люди общались с ним. Но среди всех была маленькая девочка, которую звали Матрона. Она не понимала всей скорби по утраченным городу и храму, ведь была ребенком.

Но однажды во сне к девочке пришла сама Матерь Божья и попросила откопать её икону. На утро девочка обратилась с такой просьбой к родителям, но они ей не поверили, сославшись на то, что это всего лишь сон. Но сны продолжались. На третий раз, взрослые поверили Матроне и пошли откапывать святыню, и каково было их удивление, когда они действительно её обнаружили. Тогда молва о чудесном спасении иконы Богородицы от пожара обошла всю округу, и люди снова поверили, что Господь с ними.

Если посмотреть на все иконы Божией Матери (фото с названиями), а также почитать о них истории, то можно обнаружить, что все они переплетены в одну большую нить легенд. Они рассказывают о тяжелых муках народа того времени. Но несмотря на все перенесенные беды, вера в Бога не была утрачена, а только, наоборот, укрепилась.

Икона Божией Матери "Благодатное небо"

Сейчас пойдет речь об иконе, которая среди народа считается лечебной. Она называется "Благодатное Небо" и имеет небольшую историю, но очень большое значение для людей, которые хотят исцелиться от болезней. О ней известно лишь то, что она была привезена дочерью литовского князя и по сей день находится в целости и сохранности. На иконе изображена Богородица, которая держит младенца Иисуса, на головах их короны. Этой иконе молятся, когда требуется излечить какие-либо телесные недуги, или же просят благословения на становление монахом. Также у неё просят советов для будущего жизненного пути. Она дает веру в свои силы и поддерживает во всех начинаниях.

Икона Владимирской Божией Матери

Она считается одной из самых популярных, и этому есть множество причин. Самая важная из них - это та, что данная икона не раз спасала Россию от различных войн и бедствий. На самой иконе изображены Божья Матерь с младенцем, которые прильнули друг к другу. А история иконы началась в 1155 году. В тот год молодой князь Андрей Юрьевич решил покинуть свой родной дом без разрешения родителей и отправиться в Ростово-Суздальскую землю, чтобы там найти умиротворение и покой. Он был человеком, который чтил православные обычаи, и перед тем как отъехать, начал собирать иконы в дорогу, чтобы они вели его верным путем. Его внимание привлекла икона Пресвятой Богородицы, о которой ходило много легенд. Как говорили служители церкви, она сама меняла свое местоположение несколько раз. Это очень удивило молодого князя, и он решил сделать эту икону своим спутником.

Перед тем как отправиться в дорогу, он помолился, сказав в конце такую фразу: "Да будет все в Твоей воле". Этими словами он отдал во власть Богородицы Ростово-Суздальское княжество. Во время дороги молодой Андрей Юрьевич удивлялся чудесам, которые происходили там, где находилась икона.

Одно чудо описано очень ярко. Во время своего пути князь заметил, что лошади, которые везли икону, остановились на одном месте и никуда не шли. Тогда он велел сменить их другими, но и те не сдвинулись с места. Той же ночью во время молитвы к князю пришла сама Богородица и сказала ему, чтобы её икону оставили в городе Владимире. Молодой князь принял для себя важное решение, которое заключалось в том, чтобы сделать Владимир столицей своих земель. По прибытию в город там был воздвигнут Успенский собор. Сама икона была окружена максимальным вниманием, ведь князь считал её самой почитаемой иконой, которая приносила ему удачу и давала защиту. Немного позже она была украшена золотом и серебром, а также драгоценными камнями.

Еще один очень известный случай спасения Руси с Божьей помощью. Это произошло в 1480 году, когда Ханское войско двигалось на Москву. Татар было огромное количество. Русские войска бились за свою веру и свою землю без страха перед смертью. Тем временем в храмах люди припали к иконе и стали просить её о спасении народа русского. Они молились день и ночь, умоляя Богородицу помочь. Молились и за воинов, сражавшихся за свою родную землю. Когда настала зима, ударили сильные холода, которые татарское войско не в силах было вынести, и оно отступило. А сам хан Ахмат не успел возвратиться к Орде и скончался по дороге. Вскоре после его смерти набеги татар на Русь прекратились. В дальнейшем Богородица защищала от различных невзгод и другие города Руси. Она являлась во многие храмы, а также во снах к людям, давая надежду и советы. Её сделали символом защиты народа от страданий. Она почитается и по сегодняшний день. К ней приходят просить счастья и здоровья в семье, а также наставления на правильный жизненный путь.

Рассмотрев иконы Пресвятой Богородицы, фото с названиями, можно прийти к выводу, что они являются неотъемлемой частью русской культуры. Они всегда защищали и давали веру в всем людям, вне зависимости от расы или веры.



Рассказать друзьям