Из чего состоит воздух? Все о воздухе.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Наша Земля защищена удивительной оболочкой - атмосферой. Она предотвращает падение на планету космических тел и является одним из главных условий жизни человека. Из чего состоит воздух и почему он так важен для животных и растений, существующих на Земле? Ответы на эти и другие вопросы можно узнать из данной статьи.

Какую структуру имеет атмосфера?

Что такое озоновый слой и где он находится?

Он образуется в стратосфере, на расстоянии 20 километров от Земли. Озоновый слой предохраняет биосферу нашей планеты от губительного ультрафиолетового излучения. Также он нейтрализует действие многих вредных веществ и бактерий. Из чего состоит воздух в озоновом слое? В нём содержится активный кислород, который образуется в результате воздействия электрических разрядов или солнечного света на молекулярный. Попадание в атмосферу метана, хлора, брома и оксида азота, содержащегося в кондиционерах и охладительных установках, приводит к разрушению этого слоя, что является одной из глобальных экологических проблем цивилизации.

Из чего состоит атмосферный воздух?

Приведённый в статье, характерен только для нижнего слоя атмосферы, который называется "тропосферой". Чем дальше от поверхности земли, тем больше изменений в нём происходит. Какой состав воздуха в верхних слоях атмосферы? Первые изменения встречаются в озоновом слое - появляется активный кислород. Далее, на расстоянии 1 000 км и выше от поверхности Земли, начинается преобладание атомарного водорода и гелия. С высотой изменяется и давление - оно понижается, так как воздух становится более разряжённым.

Что загрязняет атмосферу?

Чем хуже экологическая обстановка района, тем больше посторонних веществ содержится в воздухе и тем опаснее он для жизни человека и животных. С развитием цивилизации негативное воздействие на воздушную оболочку Земли сильно увеличилось. Промышленные предприятия, автомобильный и железнодорожный транспорт, инновационные блага цивилизации (кондиционеры, охладительные установки и др.) загрязняют окружающее пространство, что приводит к уменьшению озонового слоя, образованию смога и кислотных дождей.

Сегодня во всём мире отдаётся предпочтение экологически чистым технологиям и транспорту, но полный переход на такие производства потребует определённого количества времени и больших материальных затрат и продлится довольно долго.

Заключение

Ещё 30 лет назад мы удивлялись, когда слышали о том, что в западных странах продают простую питьевую воду в бутылках. Сегодня любой житель большого города, более или менее заботящийся о своём здоровье, не станет пить то, что течёт из крана в наших квартирах. Приобретение воды для утоления жажды и приготовления пищи стало нормой.

В крупных городах Китая началась продажа чистого воздуха в жестяных банках. А раньше такие факты описывались только в фантастических рассказах. То, из чего состоит воздух сегодня, зависит от каждого землянина. Любой человек может очень много сделать для окружающей среды, выполняя простые правила каждый день: не мыть машину в природных водоёмах, вовремя тушить костры, бросить курить, начать жечь мусор и листву в специально отведённых местах и др. Ведь нам очень важно знать, каким воздухом будут дышать на Земле наши потомки! И будут ли дышать…

Всем нам прекрасно известно, что без воздуха на земле ни проживет ни одно живое существо. Воздух являться для всех нас жизненно необходимым. Все от детей до взрослых знают, что без воздуха невозможно выжить, но далеко не все знают, что же собой представляет воздух, и из чего же он состоит. Итак, воздух это смесь газов которую нельзя не увидеть и не потрогать, но мы все прекрасно знаем, что он находиться вокруг нас, хотя мы его практически не замечаем. Чтобы провести исследования различное характера, включая , можно в нашей лаборатории.

Воздух мы сможем чувствовать лишь когда чувствуем сильный ветер или же мы находимся возле вентилятора. Из чего же состоит воздух, а состоит он из азота и кислорода, и лишь малая часть аргона, воды, водорода и углекислого газа. Если рассмотреть состав воздуха в процентах, то азот составляет 78.08 процентов, кислород 20.94%, аргон 0.93 процента, углекислый газ 0.04 процента, неон 1.82*10-3 процентов, гелий 4.6*10-4 процентов, метан 1.7*10-4 процентов, криптон 1.14*10-4 процентов, водород 5*10-5 процентов, ксенон 8.7*10-6 процентов, закись азота 5*10-5 процентов.

Содержание кислорода в воздухе очень большое ведь именно кислород нужный для жизнедеятельности человеческого организма. Кислород, который наблюдается в воздухе при дыхании попадает в клетки организма человека, и участвует в процессе окисления, в следствии чего осуществляется выделение энергии, которая нужна для жизни. Также кислород, который находиться в воздухе обязателен и для сжигания топлива, которое выдает тепло, а также при получении механической энергии в двигателях внутреннего сгорания.

Также из воздуха при сжижении добывают инертные газы. Сколько кислорода в воздухе, если посмотреть в процентном соотношении, то кислорода и азота в воздухе 98 процентов. Зная ответ на этот вопрос возникает еще один, какие газообразные вещества входят в состав воздуха еще.

Итак, в 1754 году ученным по имени Джозеф Блек было подтверждено, что воздух состоит из смеси газов, а не однородное вещество как считалось до этого. В состав воздуха на земле входит метан, аргон, углекислый газ, гелий, криптон, водород, неон, ксенон. Стоит отметит, что процентное соотношение воздуха может незначительно меняться в зависимости от того, где проживают люди.

К сожалению, в крупных городах пропорция углекислого газа в процентном соотношении будет выше, чем к примеру, в селах или лесах. Возникает вопрос сколько процентов кислорода в воздухе в горах. Ответ прост, кислород намного тяжелее азота, поэтому его будет намного меньше в воздухе в горах, это потому, что плотность кислорода с высотой уменьшается.


Норма кислорода в воздухе

Итак, что касается соотношения кислорода в воздухе существуют определенные нормы, к примеру, для рабочей зоны. Для того что бы человек мог полноценно работать то норма кислорода в воздухе составляет от 19 до 23 процентов. При эксплуатации оборудования на предприятиях необходимо обязательно следить за герметичностью аппаратов, а также различных машин. Если при тестировании воздуха в помещении где работают люди показатель кислорода будет ниже 19 процентов, то необходимо обязательно покинуть помещение и включить аварийную вентиляцию. Контролировать уровень кислорода в воздухе на рабочем месте можно пригласив лабораторию “ЭкоТестЭкспресс” и исследовать .

Давайте теперь определим, что же такое есть кислород

Кислород есть химическим элементом периодической таблице элементов Менделеева, кислород не имеет ни запаха, ни вкуса, ни цвета. Кислород в воздухе крайне необходим для дыхания человека, а также для горения ведь не для кого не секрет, что если не будет воздуха, то никакие материалы не будут гореть. В состав кислорода входит смесь из трех стабильных нуклидов, массовые числа которых 16. 17 и 18.


Итак, кислород является самым распространенным элементом на земле, что касается процентного соотношения то кислорода наибольше процентов находиться в силикатах это около 47.4 процентов массы твердой земной коры. Также в морских и пресных водах всей земли содержится огромное количество кислорода, а именно 88.8 процентов, что касается количества кислорода в воздухе то это всего лишь 20.95 процентов. Необходимо отметить и то, что кислород входит в состав более 1500 соединений в земной коре.

Что касается получения кислорода то его получают при разделении воздуха при низких температурах. Этот процесс происходит так, в начале сжимают воздух при помощи компрессора при сжимании воздуха начинает нагреваться. Сжатому воздуху дают остыть до комнатной температуры, а после охлаждения обеспечивают его свободное расширение.

Когда происходит расширение температура газа резко начинает понижаться, после того как воздух охладился его температура может быть на несколько десятков градусов ниже комнатной температуры, такой воздух опять подвергают сжатию и отбирают выделившуюся теплоту. После нескольких этапов сжатия и охлаждения воздуха проделывается еще ряд процедур в следствии которых отделяется чистый кислород безо всяких примесей.

И здесь возникает еще один вопрос что тяжелее кислород или же углекислый газ. Ответ просто конечно же углекислый газ будет тяжелее чем кислород. Плотность углекислого газа составляет 1,97кг/м3, а вот плотность кислорода в свою очередь составляет 1,43кг/м3. Что касается углекислого газа то он, как оказывается играет одну из главных ролей в жизнедеятельности всего живого на земле, а также имеет влияние на круговорот углерода в природе. Доказано, что углекислый газ участвует в регуляции дыхания, а также кровообращения.


Что такое углекислый газ?

Теперь детальней определить, что же такое углекислый газ, а также обозначим состав углекислого газа. Итак, углекислый газ другими словами - это диоксид углерода, он представляет собой бесцветный газ со слегка кисловатым запахом, а также вкусом. Что касается воздуха то концентрация углекислого газа в нем составляет 0.038 процентов. Физическими свойствами углекислого газа есть то, что он не существует в жидком состоянии при нормальном атмосферном давлении, а переходит сразу из твердого состояния в газообразное.

Углекислый газ в твердом состоянии еще называют сухим льдом. На сегодняшний день углекислый газ есть участником глобального потепления. Получают углекислый газ при помощи горения различных веществ. Стоит отметить, что при промышленном производстве углекислого газа его закачивают в баллоны. Углекислый газ закачанный в баллоны применяют как огнетушители, а также при производстве газированной воды, а еще применяется в пневматическом оружии. А также в пищевой промышленности как консервант.


Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

Теперь разберём состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Для начали определим, что же такое дыхание. Дыханием называют сложный непрерывный процесс, с помощью которого постоянно обновляется газовый состав крови. Состав вдыхаемого воздуха 20.94 процента кислорода, 0.03 процента углекислого газа и 79.03 процента азота. А вот состав выдыхаемого воздуха это уже всего 16.3 процента кислорода, также аж 4 процента углекислого газа и 79.7 процентов азота.

Можно заметить, что вдыхаемый воздух отличается от выдыхаемого содержанием кислорода, а также количеством углекислого газа. Вот какие вещества входят в состав воздуха, которым мы дышим и который выдыхаем. Таким образом наш организм насыщается кислородом и отдаёт весь ненужный углекислый газ наружу.

Сухой кислород улучшает электрические, а также защитные свойства плёнок за счет отсутствия воды, а также их уплотнения и снижения объёмного заряда. Также сухой кислород при обычных условиях не может реагировать с золотом медью или же серебром. Чтобы провести химический анализ воздуха или другое лабораторное исследование, включая , можно в нашей лаборатории "ЭкоТестЭкспресс".


Воздух есть атмосферой планеты, на которой мы живем. И у нас всегда возникая вопрос что входит в состав воздуха, ответ просто набор газов, как выше было уже описано какие газы и в какой пропорции находиться в воздухе. Что касается содержания газов в воздухе то здесь все легко и просто, соотношение процентов почти для всех местностей нашей планеты есть сталым.

Состав и свойства воздуха

Воздух состоит не только из смеси газов, но еще и различных аэрозолей, и паров. Процентный состав воздуха - это соотношение азота кислорода и других газов в воздухе. Итак, сколько кислорода содержится в воздухе, ответ прост всего лишь 20 процентов. Компонентный состав газа, что касается азота то он содержит львиную долю всего воздуха, и стоит отметить что при повышенном давлении азот начинает обладать наркотическими свойствами.

Это имеет не малое значение, ведь при работе водолазов им зачастую приходиться работать на глубины под огромным давлением. Уже не мало было сказано и об кислороде ведь он имеет огромное значение для жизни человека на нашей планете. Стоит отметить, что вдыхание человеком воздуха с повышенным кислородом в не длительный период не сказывается пагубно на самого человека.

А вот если человек будет вдыхать воздух с повышенным уровнем кислорода долгое время, то это приведет к возникновению патологических изменений в организме. Еще одним основным составляющим воздуха, о котором уже было много сказано есть углекислый газ, как оказываться человек без него не может также прожить, как и без кислорода.

Если бы на земле не было воздуха, то не один живой организм не смог бы жить на нашей планете, а тем более как-то функционировать. К сожалению, в современном мире огромное количество промышленных объектов, которые загрязняют наш воздух, в последнее время все чаще призывают к тому что нужно беречь окружающую среду, а также следить за чистотой воздуха. Поэтому и следует проводить частые замеры воздуха и определить насколько он чист. Если вам кажется, что воздух в вашем помещении недостаточно чист и этому виной есть внешние факторы вы всегда можете обратиться в лабораторию “ЭкоТестЭкспресс”, которая проведет все необходимые анализы ( , исследование ) и даст заключение о чистоте воздуха, вдыхаемого вами.

Оговоримся сразу, азот в воздухе занимает большую часть, однако и химический состав оставшейся доли весьма интересен и разнообразен. Если коротко, то список основных элементов выглядит следующим образом.

Однако дадим и небольшие пояснения по функциям этих химических элементов.

1. Азот

Содержание азота в воздухе – 78% по объему и 75% по массе, то есть этот элемент доминирует в атмосфере, имеет звание одного из самых распространенных на Земле, и, кроме того, содержится и за пределами зоны обитания человека – на Уране, Нептуне и в межзвездных пространствах. Итак, сколько азота в воздухе, мы уже разобрались, остался вопрос о его функции. Азот необходим для существования живых существ, он входит в состав:

  • белков;
  • аминокислот;
  • нуклеиновых кислот;
  • хлорофилла;
  • гемоглобина и др.

В среднем около 2% живой клетки составляют как раз атомы азота, что объясняет, зачем столько азота в воздухе в процентах объема и массы.
Азот также является одним из инертных газов, добываемых из атмосферного воздуха. Из него синтезируют аммиак, используют для охлаждения и в других целях.

2. Кислород

Содержание кислорода в воздухе – один из самых популярных вопросов. Сохраняя интригу, отвлечемся на один забавный факт: кислород открыли дважды – в 1771 и 1774 годах, однако из-за разницы в публикациях открытия, почести открытия элемента достались английскому химику Джозефу Пристли, который фактически выделил кислород вторым. Итак, доля кислорода в воздухе колеблется около 21% по объему и 23% по массе. Вместе с азотом эти два газа образуют 99% всего земного воздуха. Однако процент кислорода в воздухе меньше, чем азота, и при этом мы не испытываем проблем с дыханием. Дело в том, что количество кислорода в воздухе оптимально рассчитано именно для нормального дыхания, в чистом виде этот газ действует на организм подобно яду, приводит к затруднениям в работе нервной системы, сбоям дыхания и кровообращения. При этом недостаток кислорода также негативно сказывается на здоровье, вызывая кислородное голодание и все связанные с ним неприятные симптомы. Поэтому сколько кислорода в воздухе содержится, столько и нужно для здорового полноценного дыхания.

3. Аргон

Аргон в воздухе занимает третье место, он не имеет запаха, цвета и вкуса. Значимой биологической роли этого газа не выявлено, однако он обладает наркотическим эффектом и даже считается допингом. Добытый из атмосферы аргон используют в промышленности, медицине, для создания искусственной атмосферы, химического синтеза, пожаротушения, создания лазеров и пр.

4. Углекислый газ

Углекислый газ составляет атмосферу Венеры и Марса, его процент в земном воздухе куда ниже. При этом огромное количество углекислоты содержится в океане, он регулярно поставляется всеми дышащими организмами, выбрасывается за счет работы промышленности. В жизни человека углекислый газ используется в пожаротушении, пищевой промышленности как газ и как пищевая добавка Е290 – консервант и разрыхлитель. В твердом виде углекислота – один из самых известных хладагентов «сухой лед».

5. Неон

Тот самый загадочный свет дискотечных фонарей, яркие вывески и современные фары используют пятый по распространенности химический элемент, который также вдыхает человек – неон. Как и многие инертные газы, неон оказывает на человека наркотическое действие при определенном давлении, однако именно этот газ используют в подготовке водолазов и других людей, работающих при повышенном давлении. Также неоново-гелиевые смеси используются в медицине при расстройствах дыхания, сам неон используют для охлаждения, в производстве сигнальных огней и тех самых неоновых ламп. Однако, вопреки стереотипу, неоновый свет не синий, а красный. Все остальные цвета дают лампы с другими газами.

6. Метан

Метан и воздух имеют очень древнюю историю: в первичной атмосфере, еще до появления человека, метан был в куда большем количестве. Сейчас этот газ, добываемый и используемый как топливо и сырье в производстве, не так широко распространен в атмосфере, но по-прежнему выделяется из Земли. Современные исследования устанавливают роль метана в дыхании и жизнедеятельности организма человека, однако авторитетных данных на этот счет пока нет.

7. Гелий

Посмотрев, сколько гелия в воздухе, любой поймет, что этот газ не относится к числу первостепенных по важности. Действительно, сложно определить биологическое значение этого газа. Не считая забавного искажения голоса при вдыхании гелия из шарика 🙂 Однако гелий широко применяется в промышленности: в металлургии, пищевой промышленности, для наполнения воздухоплавающих судов и метеорологических зондов, в лазерах, ядерных реакторах и т.д.

8. Криптон

Речь не идет о родине Супермена 🙂 Криптон – инертный газ, который в три раза тяжелее воздуха, химически инертен, добывается из воздуха, используется в лампах накаливания, лазерах и все еще активно изучается. Из интересных свойств криптона стоит отметить, что при давлении в 3,5 атмосферы он оказывает наркотический эффект на человека, а при 6 атмосферах приобретает резкий запах.

9. Водород

Водород в воздухе занимает 0,00005% по объему и 0,00008% по массе, но при этом именно он – самый распространенный элемент во Вселенной. О его истории, производстве и применении вполне можно написать отдельную статью, поэтому сейчас ограничимся небольшим списком отраслей: химическая, топливная, пищевая промышленности, авиация, метеорология, электроэнергетика.

10. Ксенон

Последний в составе воздуха, изначально и вовсе считавшийся только примесью к криптону. Его название переводится как «чужой», а процент содержания и на Земле, и за ее пределами минимальный, что обусловило его высокую стоимость. Сейчас без ксенона не обходятся: производство мощных и импульсных источников света, диагностика и наркоз в медицине, двигатели космических аппаратов, ракетное топливо. Кроме того, при вдыхании ксенон значительно понижает голос (обратный эффект гелию), а с недавнего времени вдыхание этого газа причислено к списку допингов.

Атмосфера нашей планеты - это уникальная газовая смесь, содержащую азот, кислород, углекислый газ и некоторые другие компоненты. Она называется воздухом. Эта смесь обладает множеством свойств. Все важнейшие физико-химические и биологические процессы, происходящие вокруг нас в живой и неживой природе, полностью обусловлены составом воздуха, и зависимы от него. К ним можно отнести дыхание и горение, фотосинтез и реакции круговорота химических элементов в природе. Эта статья будет посвящена изучению физических и химических свойств газового состава атмосферы.

Также мы рассмотрим, в каких отраслях промышленности, медицины и сельского хозяйства могут быть использованы его физические характеристики. Например, те из них, которые являются наиболее существенными: удельный вес, плотность, упругость и теплопроводность. В статье также будет представлена информация о том, как используют воздух в современных технических приборах и устройствах, созданных с учетом его физических характеристик.

Как выяснили состав воздуха

Газообразная смесь, которой мы дышим, с давних времен трактовалась различными философскими школами как уникальная субстанция, дающая жизнь. У индусов она называлась праной, у китайцев - ци.

В середине 18 века гениальный французский естествоиспытатель А. Лавуазье своими химическими опытами развенчивает ошибочную научную гипотезу о существовании особого вещества - флогистона. Оно, якобы, содержало частицы неизвестной энергии, дающей жизнь всему сущему на Земле. Лавуазье доказал, что состав и свойства воздуха определяются наличием двух основных газов: кислорода и азота. На их долю приходится более 98%. Оставшаяся часть включает углекислый газ, водород, инертные элементы и примеси промышленных отходов, например, газообразные оксиды азота или серы. Изучение свойств компонентов атмосферы послужило для человека стимулом к использованию этой газообразной смеси в различных отраслях техники и в быту.

Воздух и его роль в жизнедеятельности живых организмов

Одним из первых ответов на вопрос, как человек использует свойства воздуха, будет следующий: он необходим нам для дыхания. Попав во время вдоха в верхние дыхательные пути, его порция достигает легких. В капиллярах альвеол кислород диффундирует в кровь. Она поставляет молекулы О 2 в межклеточную жидкость. Кровь непосредственно контактирует с клеточными мембранами, пропускающими кислород прямо в цитоплазму. Получив частицы О 2 , клетка расходует их в метаболических реакциях. В отличие от животных и человека, растения используют элементы атмосферы не только для дыхания, но и для фотосинтетических процессов, извлекая из него углекислый газ.

Состав и свойства воздуха

Пример, иллюстрирующий факт способности элементов атмосферы к поглощению тепловой энергии, проще сказать, к нагреванию, будет таким: если газоотводную трубку предварительно нагретой колбы с притертой пробкой опустить в емкость с холодной водой, то из трубки будут выходить пузырьки воздуха. Нагретая смесь азота и кислорода расширяется, не помещаясь больше в емкости. Часть воздуха выделяется и попадает в воду. При охлаждении колбы, объем газа в ней уменьшается и сжимается, и вода поступает вверх колбы по газоотводной трубке.

Рассмотрим еще один эксперимент, проводимый на уроках природоведения для учащихся 2 класса. Свойства воздуха, например, упругость и давление, наглядно видны, если надутый воздушный шар сжимать ладонями, а затем осторожно проколоть иглой. Резкий хлопок и разлетевшиеся лоскуты демонстрируют детям давление газа. Учащимся можно также объяснить, что эти свойства человек применил в производстве пневматических устройств, например, отбойных молотков, насосов для накачивания велосипедных камер, пневматического оружия.

Физические характеристики воздуха

Прозрачность, отсутствие цвета и запаха газообразной атмосферы, которая нас окружает, из собственного жизненного опыта хорошо известны ученикам 2 класса. Свойства воздуха, например, его легкость и подвижность, можно объяснить ребятам на примере ветровых электростанций. Их строят на возвышенностях и холмах. Ведь скорость движения воздуха зависит от высоты. Такие электростанции безопасны в эксплуатации и не наносят вред окружающей природе.

Как и другие вещества, компоненты атмосферы имеют массу. Для решения задач в курсе неорганической химии принято считать, что относительная молекулярная масса воздуха равна 29. Учитывая эту величину, можно узнать, какие газы легче атмосферы.

К ним относятся, например, гелий, водород. Чтобы создать летательный аппарат, человек проводил эксперименты и изучал свойства воздуха. Опыты увенчались успехом, и первый в мире полет на осуществили французские изобретатели братья Монгольфье уже в XVIII веке. Оболочка их аэростата была заполнена горячей смесью водорода, азота и кислорода.

Дирижабли - более маневренные и лучше управляемые устройства, поднимаются вверх потому, что их оболочки заполняют легкими газами, а именно гелием или водородом. Способность газовой смеси к сжатию человек применяет в таких устройствах, как воздушные тормоза. Ими оснащены автобусы, составы метро, троллейбусы. Приведенные примеры являются наглядной иллюстрацией того, как человек использует свойства воздуха.

Как возникают звуковые ощущения?

Один из важнейших анализаторов нашего организма - слуховой. Он воспринимает в качестве внешних раздражителей колебания, называемые звуковыми волнами. Они давят на барабанную перепонку, вызывая в ней вибрации, которые передаются слуховым косточкам среднего уха. Порция воздуха постоянно находится в полости евстахиевой трубы и выравнивает давление на барабанную перепонку. Это препятствует ее деформации и разрыву, обеспечивая передачу звуковых колебаний во внутреннее ухо, где и происходит возбуждение. По слуховым нервам оно поступает в височную долю коры головного мозга, что вызывает возникновение слуховых ощущений. Подобные примеры показывают нам, как человек использует свойства воздуха для осуществления нормальной жизнедеятельности собственного организма.

Воздух на службе у человека

Различные характеристики атмосферной смеси газов: плотность, удельный вес, теплопроводность, способность к сжатию и движению, широко применяются в нашей промышленности, медицине и в быту. Аппарат искусственного дыхания поставляет смесь обогащенную кислородом, непосредственно в легкие тяжелобольных людей и спасает им жизнь. Пылесос и кондиционер стали давно привычными в нашем обиходе.

Оба эти устройства используют сжатые компоненты атмосферы: пылесос струей втягивает частицы пыли и механических загрязнений с различных поверхностей. Поток холодных газов из кондиционера охлаждает помещение в жару. Эти примеры еще раз демонстрируют возможности того, как человек использует свойства воздуха в своей жизни.

Тема: «Состав и свойства воздуха.Значение воздуха.»

Цели: Ознакомить учащихся с составом и основными физическими своиствами воздуха,закрепить представление о газобразных веществах.

Учить быть наблюдательными.Развивать познавательный интерес.Воспитывать культуру общения,умение работать в группах;

Оборудование: Колба,стакан, пробирки,мяч, шар,спиртовка,марганцовка, свеча,мультимедейный проектор,презентация «Состав и свойства воздуха»

Тип урока: Сообщение новых знаний

Ход урока:

І Организационнный момент (раздать карточки – самооценки)

ІІ.Введение в тему

    Одгадай загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый,и все же

Без него мы жить не можем.

Тема нашего урока

«Состав,свойства воздуха.Значение воздуха для жизни»

(1слайд. 2 слайд.)

Что вы знаете о воздухе?

Заполнить 1 графу карточки: Что знаю?

(3 слайд)

На какие вопросы вы хотите найти ответ?

Заполнить 2 графу таблицы: Что хочу знать?

(слайд 4)

ІІІ.Работа по теме урока

В классе мы видим доску, парту, стены, а за окном дома, деревья. А можно ли увидеть воздух? Мы не видим окружающего нас воздуха.Но в некоторых случаях можем его обнаружить.Вы все видели мелкие пузырьки воздуха на стенках стакана. Если опустить в стеклянную ёмкость с водой стакан вверх дном и медленно наклонять его, то вы увидите, что на, его место в стакан входит вода.

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачными покрывалом –атмосферой. Воздух есть везде на улице, в комнате, в земле, в воде. Любые свободные пространства на земле заполнены воздухом.

Без воздуха невозможно жизнь на земле. Без воздуха вечно царствовали бы пустота и безмолвие.

Если бы земля утратила воздух она, падобно Луне, была бы лишь безжизненным небесным телом.(слаид 5)

Что такое воздух?

Это непросто газ, а смесь разных газов. Как вы понимаете слово «смесь » ? Всего лишь 2 века назад ученые узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 18 %,кислорода – 21 %, СО 2 – 1 %.Такое соотношение необходимо для жизни человека, растений и животных. В атмосфере присутствуют водяные пары, пыль, микроорганизмы.

Известно, что воздушная оболочка окружает не только нашу планету, она есть и на Венере, и на Марсе. Однако жизни на этих планетах не существует. Почему? (слаид 6)

Какой из газов в воздухе необходим для дыхания? Какой газ самый важный?

Это кислород.

Попробуем получить этот газ.

Опыт – 1: Получение кислорода путем нагревания марганцевокислого калия и обнаружения газа при помощи тлеющей лучинки.

Почему ярко вспыхнула лучинка? Кислород поддерживает горение.

(Слаид 11)

Без него мы не могли бы завести машину, разжечь печь, сварить на газовый плите обед. Почему же кислород самый важный газ? (Он необходим для дыхания и поддерживает горение.)

Всегда ли состав воздуха одинаков?

Опыт – 2: со свечой:

Почему потухла свеча?

Кислород израсходовался, а под банкой остался воздух, в котором нет газа, поддерживающего горение. Значит состав воздуха изменился..Дышат люди, животные и все выдыхают углекслый газ, горит огонь образуется – углекислый газ. Фабрики, заводы выпускают в воздух целые облака углекислого газа.

Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. Именно они возращают в воздух кислород. Чем больше зелени, тем чище воздух.

Сегодня вы ещё больше узнаете о воздухе (его свойствах).

Их много, но сегодня мы узнаем только часть свойств.

Какие свойства воздуха вы знаете?

Почему я вас вижу?(Воздух прозрачный)

Тетрадь какого цвета?

Голубая.

Доска в классе какого цвета?

Зеленая.

А какого цвете воздух?

Безцветный.

Только толстый слой воздуха имеет голубой цвет.

Воздух сжимаем, воздух упруг.Это свойство используется в авто и железнодорожном транспорте для торможения, используется в шинах колес, нужен космонавтам, водолазам, используется в больнице - в реанимации.

Опыт – 3: С шаром

Опыт – 4: Резиновый мяч при ударе об пол, отскакивает от пола вверх. Почему?

Почему шины велосипеда, машины пружинят? (Мяч наполнен воздух. От пола отскакивает, потому что воздух,сжатый при ударе мяча об пол, стремится расшириться и занять первоначальный обьем.)Значит воздух упругий.

Чем сжимают воздух?(компрессорм, насосом)

Опыт – 5: Загадка:

Он такой большой, что занимает весь мир

Он такой маленький, что пролезет в любую щель. (Воздух)

Воздух занимает место.(пробирку опустить в стакан вверх дном, вода не может зайти в пробирку – выходят пузырьки воздуха.)

Воздух окружает нас повсюду, есть такое высказывание «Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если... »

Как почувствовать воздух?

Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждени сжимается.Значит обьем воздуха зависит от температуры.

Воздух плохой проводник тепла.

Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому что, между холодными частицами снега много воздуха, а снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

Воздух имеет вес:теплый весит меньше,холодный больше.

Знаменитый ученый Галилео Галилей более 300 лет тому назад взвесил воздух.Он взял меднй шар с отверстием и поставил на весы, затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова положил на весы. Шар стал легче.Так ученый пришел к выводу, что воздух имеет вес.

IV . Закрепление:

1.Что такое атмосфера?

Это воздух, который нас окружает.

2.Из каких газов состоит атмосфера?

Азот, кислород, углекислый газ.

3.Значения воздуха для жизни?

Без воздуха не могло бы осуществляться воздушное сообщение, отопление зданий. 4.Какими свойствами обладает воздух?

Воздух прозрачный, без цвета, не имеет формы, можно увидеть, можно услышать, можно осязать, он упруг, он сжимаем.

Чистый воздух имеет огромное значение в жизни и хозяйственной деятельности людей.Человек в среднем потребляет в сутки лишь 1кг пищи и 2л воды. Воздуха ему нужно значительно больше – около 25кг. Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, без воздуха – всего лишь несколько минут.

V . Вопросы. «Почемучки»

Перечислите свойства воздуха и подумайте о каких свойствах вохдуха идет речь?

Почему при ударе мяч отскакивает от пола?

Почему окна делают двойными рамами?

Почему в сильные морозы, птицы сидят нахохлившись?

В чем теплее:в 10-ти шелковых блузках или в 1-ой шерстяной? (натуральный материал)

Наматываем на ус:

«Уличные правила.» Нужно следить, чтобы одежда не сидела «в облипку». Иначе она моментально будет передавать тепло от вашего тела в окружающую среду.Между телом и одеждой обьязательно должна оставаться воздушная прослойка.

V І.Итог урока

1.На какие вопросы мы искали ответы?

2.Что нового узнали на уроке?

V ІІ.Рефлексия.

Заполняется 3 графа таблицы – Что узнал?

Сравнить свои ответы со слайдом и поставить оценки себе.

V ІІІ. Домашнее задание: §22 - стр. 64 (1-5) §23стр.66 (1-3)

Енбекская средняя школа

Утверждаю

Директор Енбекской СШ

Кошаханова.Ш.Ш.

Открытый урок

Тема урока: Состав и свойства воздуха. Значение воздуха

Предмет: естествознание

Класс: 5 «Б»

День проведения: 3.02.2015 год

Учитель: Апекова Д.И.

2015 год



Рассказать друзьям