Известные люди с ограниченными способностями. Десять всемирно известных людей с ограниченными возможностями

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

3 декабря отмечается международный день инвалидов. Фотогалерея РИА Новости посвящена тем, кто столкнувшись с большой проблемой, сумел найти силы продолжать жить полной жизнью.

Герой Советского Союза летчик Алексей Петрович Маресьев, несмотря на инвалидность, продолжал летать. Из-за тяжелого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги. За время войны Алексей совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь после. Маресьев — прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Французскую актрису Сара Бернар в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю». Сара добилась успеха на сценах Европы, а затем с триумфом гастролировала и в Америке. В ее репертуаре были в основном серьезные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара». Однако в 1905 году, во время гастролей в Рио-де-Жанейро, Бернар сильно повредила правую ногу, которую в 1915 году пришлось ампутировать. Но «Божественная Сара» не оставила сценическую деятельность: в годы Первой мировой войны она выступала на фронте и была награждена орденом Почетного легиона.

32-й президент США, возглавлявший Америку во время мирового экономического кризиса и Второй мировой войны, а также единственный американский президент, избиравшийся более чем на два срока, Франклин Делано Рузвельт в 1921 году заболел полиомиелитом и уже не расставался с инвалидным креслом. Без помощи стальных шин весом в десять фунтов он не мог стоять, передвигался только на костылях, но при этом он запретил себе жалеть себя, а своему окружению – проявлять любую сентиментальность.

Американская актриса Марли Мэтлин стала первой и единственной глухой актрисой, выигравшей премию «Оскар». Награду она получила за лучшую женскую роль в фильме «Дети меньшего бога». Её последующая работа в кино и на телевидении принесла ей премии «Золотой глобус», и ещё две номинации, а также четыре номинации на «Эмми». За карьерные достижения Мэтлин была удостоена собственной звезды на Голливудской «Аллее славы».

Рэй Чарльз — американский слепой музыкант является автором 70 студийных альбомов и одним из известнейших в мире исполнителей музыки в стиле соул, джаз и ритм-энд-блюз. Рэй награжден 17 премиями «Грэмми», он попал в залы славы рок-н-ролла, джаза, кантри, блюза, а его записи были включены в Библиотеку Конгресса США. Перед его талантом преклонялись Пол Маккартни, Элтон Джон, Стиви Уандер, Том Круз, Брюс Уиллис, Билли Престон, Ван Моррисон. А Фрэнк Синатра назвал Рэя «единственным настоящим гением в шоу-бизнесе».

Еще один американский слепой соул-певец, композитор, пианист, барабанщик, харпер, музыкальный продюсер и общественный деятель — Стиви Уандер. Стиви постоянно включают в «списки лучших вокалистов всех времён». Ослеп он вскоре после рождения, а уже в возрасте одиннадцати лет подписал свой первый контракт со звукозаписывающей корпорацией Motown Records и продолжает выступать и записываться на ней по сей день.

Известная голландская теннисистка Эстер Вергеер в 8 лет заболела параплегией, ей была сделана очень рискованная операция. Во время реабилитации девушка научилась играть в волейбол, баскетбол и теннис, находясь в инвалидной коляске. Она несколько лет играла в баскетбол на клубном уровне, после чего присоединилась к национальной команде баскетболистов-колясочников. Вместе с голландской сборной Вергеер выиграла чемпионат Европы в 1997-м году. К 1998-му спортсменка полностью сфокусировалась на теннисе. Вергеер выступила на летних Паралимпийских играх 2000-го, где выиграла золотую медаль в одиночном разряде и вместе с партнером Мааикой Смит в парном.

Итальянский певец (тенор), исполнитель классической музыки Андреа Бочелли ослеп еще в 12 лет, после того, как во время игры в футбол ему в голову попали мячом. Еще будучи подростком, Андреа выигрывает несколько вокальных конкурсов, а также становится солистом в школьном хоре. 1992 год становится решающим для молодого тенора. Андреа успешно проходит прослушивание у итальянской «рок-звезды» Дзуккеро. Демо-запись песни попадает Лучано Паваротти. В 1994 году Бочелли успешно дебютирует на музыкальном фестивале в Сан-Ремо. Сейчас Андреа является очень почитаемым в США. В среднем цена билета на его концерт составляет 500 долларов.


Американский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист, общественный деятель Кристофер Рив (на фото слева), получивший мировую известность после исполнения роли Супермена в одноименном американском фильме 1978 года и его продолжениях, 27 мая 1995 года, упав с лошади во время скачек в Вирджинии, сломал шейные позвонки и оказался парализованным. Врачи не смогли поставить актера на ноги, но спасли ему жизнь, проведя уникальную операцию. Он был парализован ниже плеч, не мог самостоятельно дышать, а говорить мог лишь при помощи вставленного в трахею аппарата. С тех пор он посвятил свою жизнь реабилитационной терапии и совместно с женой Даной (на фото справа) открыл центр по обучению парализованных навыкам самостоятельного существования. Несмотря на травму, Рив продолжал работать на телевидении, в кино и участвовать в общественной деятельности.

Взгляд и отношение общества к особой категории населения, которой являются люди с ограниченными возможностями, на протяжении многих столетий менялся, пройдя путь от категоричного непризнания до сочувствия, поддержки и лояльности. По сути, это является показателем, решающим фактором, определяющим степень нравственной зрелости и экономической состоятельности слаженного гражданского социума.

Отношение к лицам с особыми нуждами на протяжении веков

Буквальное значение термина «инвалид» отождествляется с такими словами, как «непригодный», «неполноценный». В эпоху проведения реформ Петром I бывшие военные, люди с ограниченными возможностями, получившие увечье или заболевания во время боевых действий, стали называться инвалидами. При этом общее определение такой группы индивидуумов, т. е. всех лиц, имеющих физические, психические или иные недостатки, препятствующие нормальной полноценной жизнедеятельности, появилось в послевоенное время – в середине ХХ века.

Значительным прорывом в сложном пути инвалидов по приобретению ими собственных прав стало принятие важнейшего документа на международном уровне. Подразумевается Декларации о правах инвалидов, подписанная в 1975 году странами-участницами ООН. Согласно этому многостороннему договору, понятие «инвалид» стало означать следующее: это любое лицо, которое в силу врождённых или приобретённых физических или умственных ограничений не в состоянии без посторонней помощи (полной или частичной) реализовать собственные потребности.

Система поддержания социализации инвалидов

В соответствии с законодательством Российской Федерации, на сегодняшний день абсолютно все люди с ограниченными возможностями здоровья могут называться инвалидами. Для установления соответствующей группы назначается проведение МСЭК специализированной госслужбой.

В течение последних нескольких веков отношение к таким людям изменилось кардинальным образом. Если ещё каких-то двести лет назад всё ограничивалось обычным уходом, то сегодня дела обстоят иначе. Создана целая функционирующая система, которая включает в себя комплекс организаций, предназначенных для специфического содержания инвалидов, реабилитационные центры и многое другое.

Нельзя не сказать о налаженной работоспособности образовательных учреждений, в которых могут получить достойное образование дети-инвалиды, а также заведений, чьи выпускники готовы посвятить свою жизнь, оказывая помощь людям с ограниченными возможностями. Она охватывает не только физические, но и психологические и моральные аспекты.

Проблемы трудового рынка

Следует выделить и такой важный момент, как работа для людей с ограниченными возможностями. Современные рынки труда инвалидов являются отдельным спектром в экономике государства, зависящим от особенных факторов и закономерностей. Без помощи управленческих державных органов решение этого вопроса невозможно. Граждане, не имеющие достаточной конкурентоспособности, остро нуждаются в государственном содействии в поиске соответствующей работы.

Определить, на какой ступени в обществе находятся люди с ограниченными физическими возможностями, можно, взяв во внимание ряд объективных и субъективных моментов:

  • финансовые доходы и уровень материального обеспечения;
  • наличие образование или возможный потенциал для его получения;
  • удовлетворённость социальными гарантиями, предоставленными государством.

Отсутствие постоянной занятости и безработица среди инвалидов является достаточно острой проблемой всей страны в силу масштаба вероятных негативных последствий.

Почему инвалиды не являются успешными людьми?

Зачастую низкий статус в обществе, занимаемый инвалидами, легко находит объяснение отсутствием должной психологической реабилитации. В частности, это касается не только лиц, получивших увечья уже в зрелом возрасте, но и инвалидов детства. Как следствие, такие люди не преследуют чёткие жизненные цели, не имеют конкретных установок из-за отсутствующих профессиональных навыков, знаний и умений.

Значительно усугубляется сложившаяся ситуация тем, что большинство предпринимателей, мягко говоря, не готовы обеспечить инвалидов должностями. Работодатели неохотно берут на работу таких людей, поскольку предоставление им оборудованных под их потребности рабочих мест, полного пакета льготных условий крайне невыгодно. Ведь придётся сократить рабочее время и требования к производительности в соответствии с российским законодательством, а это чревато убытками для бизнесменов. Несмотря на большое количество действующих нормативно-правовых актов, регулирующих квоты рабочих мест на предприятиях, и механизм трудоустройства, нынешние руководители фирм, организаций, компаний, как правило, находят веские причины, чтобы отказать в принятии на работу инвалидов. В целом можно выделить единую систему, состоящую из нескольких факторов, которыми определена специфика трудоустройства лиц с физическими ограничениями.

Стереотипные преграды

Люди с ограниченными возможностями воспринимаются работодателями стереотипно. Большинство руководителей безоговорочно считают, что у инвалидов не может быть достойного профессионального опыта, они не в состоянии выполнять свои должностные обязанности в полном объёме и у них не получится выстроить хорошие взаимоотношения в коллективе. Кроме того, проблемы со здоровьем чреваты частыми уходами на больничный, неустойчивостью, а иногда и неадекватностью поведения. Всё это, по мнению работодателей, свидетельствует о профессиональной непригодности человека, его несостоятельности.

Распространённость подобных стереотипов оказывает масштабное влияние на отношение к лицам с ограниченными возможностями, дискриминируя их и лишая шанса на адаптацию в официальных трудовых отношениях.

Выбор профессии, что не соответствует возможностям

Небольшой процент инвалидов может правильно выстроить личную стратегию профессионального роста. Первым этапом в этом процессе является принятие верного решения о выборе будущей специальности, её вероятных перспективах. Поступая в ВУЗы на обучение выбранным специальностям и направлениям, люди с ограниченными возможностями нередко совершают здесь главную ошибку. Не все инвалиды способны здраво оценить свои способности и физиологические возможности исходя из тяжести состояния здоровья, доступности, условий учёбы. Руководствуясь принципом «могу и хочу», не принимая во внимания реалии ситуации сегодняшнего рынка труда, многие из них не думают о том, куда в дальнейшем смогут трудоустроиться.

Отсюда следует необходимость развития дополнительного вектора в деятельности служб занятости населения, который даст результат во время проведения профилактических мероприятий по преодолению безработицы инвалидов. Важно научить таких людей смотреть на трудоустройство через призму собственного потенциала.

Отсутствие условий труда для инвалидов

Анализ статистических данных самых востребованных и популярных вакансий для лиц с ограниченными физическими возможностями продемонстрировал, что таким людям в основном предлагают работу, не требующую высококвалифицированного подхода. Такие должности предусматривают невысокую заработную плату, несложный монотонный рабочий процесс (вахтёры, операторы, сборщики, швеи и т. д.). Между тем нельзя категорически заявлять о том, что это положение дел обуславливается только лишь ограниченностью лиц с особыми нуждами.

Весомую роль играет неразвитость рынка труда в создании необходимых условий для деятельности инвалидов.

Борьба за права лиц с особыми потребностями

На данный момент реализуют свою деятельность множество общественных, благотворительных и волонтёрских объединений, регулярно выступающих за пристальное внимание к нелёгкой судьбе инвалидов. Их основной задачей является повышение уровня социальной защищённости указанной категории населения. Кроме того, за последние несколько лет невозможно не заметить положительную тенденцию к повсеместному включению инвалидов в общественную жизнедеятельность, используя их безграничный потенциал. Общества людей с ограниченными возможностями проходят нелёгкий путь, ломая преграды и разрушая стереотипы.

Конвенция о правах инвалидов

Вышеупомянутая Декларация о правах инвалидов – не единственный документ, регулирующий права таких людей. Несколько лет назад приобрёл юридическое значение очередной международный договор, ничем не уступающий важностью предыдущему. Конвенция о правах инвалидов 2008 года является своеобразным призывом государствам как можно скорее решить многочисленные проблемы этой социальной сферы. Создание безбарьерной среды – так можно неофициально назвать этот проект. Люди с ограниченными возможностями должны иметь полную физическую доступность не только в буквальном смысле – к зданиям, помещениям, культурным и памятным местам, но и к информации, телевидению, местам трудовой занятости, транспорту и т. д.

Конвенция ООН от 2008 года очерчивает права инвалидов, которые должны быть обеспечены на государственном уровне со стороны здравоохранения, образования, принятия важных политических решений. Немаловажным моментом международного документа является то, что он утверждает основополагающие принципы недискриминации, независимости и уважения к таким людям. Россия не стала исключением среди стран, ратифицировавших Конвенцию, сделав этот важный для всего государства шаг ещё в 2009 году.

Значение принятия этого международного документа для нашего государства – неоценимо. Статистические данные не утешительны: десятая часть россиян имеет группу инвалидности. Более двух третей из их числа занимают больные сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. Вслед за ними расположились носители болезней опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы.

Деятельность государства в решении проблемы

Последние несколько лет основными направлениями поддержки инвалидов были работы по нормативно-правовому, финансовому, организационному социальному обеспечению. Особого внимания заслуживает вопрос о том, как способствовать поднятию доходов и улучшить жизнь людей с ограниченными возможностями. Учитывая, что реализация социальных программ, направленных на поддержку инвалидов, продолжается, уже сейчас можно подвести промежуточный итог:

  • общественные организации инвалидов получают государственное субсидирование;
  • пенсия по инвалидности в 2 раза выросла за последние годы;
  • создано более 200 реабилитационных центров для инвалидов и около 300 специализированных учреждений для детей.

Нельзя сказать, что все проблемы в этой сфере решены. Их перечень довольно длинный. Выделить среди них можно целое множество, а именно: регулярные сбои в работе механизма МСЭК, трудности, возникающие во время реабилитационных мероприятий инвалидов, наличие коллизий в нормативных актах, обозначающих права инвалидов на санаторно-курортное лечение.

Заключение

Единственным фактом, вызывающим лишь позитивный настрой, является осознание того, что современной Россией определён курс и направление на долгожданный переход от действующей социальной системы к новым принципам, согласно которым все препятствия и барьеры должны быть устранены.

Ведь возможности человека не ограничены. И мешать полноценному эффективному участию в общественной жизни, принимать важные решения наравне с другими никто не имеет права.

Ни для кого не секрет, что в современном мире существует определённый «стандарт красоты». И если ты хочешь добиться успеха, стать известным, будь добр соответствуй этому стандарту. Однако, очень приятно, что время от времени появляются люди, которые шлют к чёрту все эти стандарты и условности и просто идут к своей цели не смотря ни на что. Такие люди заслуживают уважения.

Винни Харлоу

Профессиональная модель родом из Канады, которая страдает от витилиго - нарушения пигментации кожи, связанного с нехваткой меланина. Это заболевание выражается практически только во внешнем эффекте и почти не лечится. Винни с детства мечтала стать моделью и упорно шла к своей цели. В итоге она стала первой девушкой в серьёзном модельном бизнесе с таким заболеванием.


Питер Динклэйдж

Наибольшую известность ему принесла роль Тириона Ланнистера в сериале «Игра престолов». Динклэйдж родился с наследственным заболеванием - ахондроплазией, приводящей к карликовости. Его рост 134 см. При том, что оба его родителя среднего роста, так же как и его брат Джонатан.


Ар-Джей Митт

Наиболее известен ролью Уолтера Уайта-младшего в телесериале «Во все тяжкие». Как и его герой в сериале «Во все тяжкие», Митт страдает детским церебральным параличом. Из-за ДЦП сигналы до мозга доходят медленнее, так как при рождении его мозг был повреждён в результате недостатка кислорода. В результате его опорно-двигательный аппарат и способность контролировать свои мышцы были нарушены. Например, рука неконтролируемо дёргается. Однако, это нисколько не мешает 23-летнему парню сниматься в кино и продюссировать фильмы.


Генри Сэмюэл

Более известный под псевдонимом Сил. Британский певец и автор песен, обладатель трёх музыкальных премий «Грэмми» и нескольких наград Brit Awards. Шрамы на его лице являются результатом кожного заболевания, известного как дискоидная красная волчанка (DLE). Он перенёс это заболевание ещё подростком и очень страдал из-за шрамов, появившихся на лице. Сейчас певец уверен, что они придают ему некий шарм.


Форест Уитакер

Американский актёр, режиссёр, продюсер. Лауреат премий «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA и «Эмми». Он стал четвёртым афроамериканцем, получившим «Оскар» за лучшую мужскую роль. Форест страдает от птоза левого глаза - врождённого заболевания глазодвигательного нерва. Однако, многие критики и зрители нередко отмечают, что это придаёт ему некую загадочность и шарм. В то же время сам актёр раздумывает над возможностью корректировочной операции. Правда, по его заявлению, цель операции вовсе не косметическая, а сугубо медицинская - птоз ухудшает поле зрения и способствует деградации самого зрения.


Жамель Деббуз

Французский актёр, продюсер, шоумен марокканского происхождения. В январе 1990 года (то есть в 14 лет) Жамель повредил руку, играя на железнодорожных путях в Парижском метро. В результате рука перестала развиваться, и он не может ею пользоваться. С тех пор он почти всегда держит правую руку в кармане. Однако, это нисколько не мешает ему по сей день оставаться одним из самых востребованных актёров во Франции.


Дональд Джозеф Куоллс

Более известный как Ди Джей Куоллс - американский актёр и продюсер. Наиболее популярной ролью Куоллса считается главная роль в фильме Эдварда Дектера «Крутой парень». Многие, кто видят его в кино не могут не отметить необычную худобу Куоллса. Причина тому - рак. В 14 лет у Куоллса был обнаружен лимфогранулематоз Ходжкина (злокачественное новообразование лимфоидной ткани). Лечение оказалось вполне успешным, и после двух лет борьбы с недугом наступила ремиссия. Этот эпизод в его жизни послужил началом деятельности ДиДжея по поддержке фонда, который занимается борьбой с этим заболеванием.


Зиновий Гердт

Великолепный советский и российский актёр театра и кино, народный артист СССР. Помимо актёрской карьеры, Зиновию Ефимовичу, как и многим в те времена, пришлось заниматься и другой, не такой уж мирной деятельностью, он - участник Великой Отечственной войны. 12 февраля 1943 года, на подступах к Харькову, при разминировании минных полей противника для прохода советских танков, он был тяжело ранен в ногу осколком танкового снаряда. После одиннадцати операций, Гердту сохранили повреждённую ногу, которая с тех пор была на 8 сантиметров короче здоровой и вынуждала артиста сильно прихрамывать. Даже просто ходить ему было трудно, но актёр не давал слабины и не щадил себя на съёмочной площадке.


Сильвестр Сталлоне

Яркий пример того, что любой недостаток при желании можно сделать своим достоинством. При рождении Сильвестра врачи, используя акушерские щипцы, нанесли ему травму, повредив лицевые нервы. В результате - частичный паралич нижней левой части лица и невнятная речь. Казалось бы, об актёрской карьере с такими проблемами можно забыть. Однако, Слай всё-таки сумел пробиться, подобрав себе амплуа брутального парня, которому не нужно много говорить в кадре, за него всё скажут его мускулы.

"Инвалид", "человек с ограниченными возможностями", "прикованный к коляске" - подобные выражения режут слух, но долгое время мне было неловко объяснять, почему так говорить не стоит. Но чем больше я общаюсь с людьми с инвалидностью, тем отчетливее понимаю - слова, которые мы произносим, и смысл, который в них вкладываем, не просто очень важны - они способны создавать стереотипы, или разрушать их. А это формирует самоощущение человека, с которым мы общаемся. Отношение к инвалидности меняется, и некоторые слова, которые когда-то были нормой, сейчас считаются некорректными. И я очень хорошо понимаю своих друзей без инвалидности, которые искренне хотят быть открытыми и вежливыми, и толерантными, но ломают голову над тем, «как бы это сказать поаккуратней». Думаю, что «погруженность в тему» позволяет мне привести здесь что-то вроде рекомендаций - и я очень надеюсь, что они будут полезны.

Слова и выражения, которые ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ, общаясь с людьми с инвалидностью:

  • Человек с инвалидностью
  • Человек с ограниченными возможностями здоровья
  • Незрячий (слабовидящий), неслышащий (слабослышащий), с инвалидностью по зрению (слуха)
  • Человек (ребенок) с синдромом Дауна
  • Человек (ребенок) с ДЦП
  • Человек, использующий инвалидную коляску
  • Человек с ментальной инвалидностью, ребенок с особенностями (психического, эмоционального) развития

Сравните: человек без инвалидности

НЕКОРРЕКТНО ЗВУЧИТ:

  • Инвалид
  • Человек с ограниченными возможностями
  • Больной; с проблемами здоровья
  • Жертва болезни или несчастного случая, страдающий заболеванием, прикованный к коляске
  • Парализованный, глухой или слепой
  • Даун, слабоумный, отстающий в развитии, умственно неполноценный
  • Страдающий ДЦП, дэцэпэшник

ПОЧЕМУ?

При общении с любым человеком мы определяем его через личные, а не физиологические качества. Это как с социальными ролями - когда один и тот же человек одновременно может быть мамой, милиционером, собачником, управдомом и коллекционером кактусов. Все эти роли связаны с личностью человека, его увлечениями, склонностями и способностями.
Но если мы начнем определять человека через его физическое состояние или, тем более, болезнь, мы автоматически отказываем ему в проявлении этих личных качеств, склонностей и способностей.
Так, называя человека «инвалидом», мы даем ему определение, которое переводится, как «неспособный».
«Инвалидность» же - это не определение, а описание физиологического состояния, в котором человек находится в данный момент. И говоря «человек с инвалидностью», мы ставим на первое место слово «человек», подразумевая, что тот, о ком идет речь, может играть много других социальных ролей, и его жизнь не ограничивается этой самой инвалидностью. Важно также, что говоря так, мы не исключаем, что это временное состояние.
По той же причине некорректно использовать определения человека через болезнь - «даун», «слепой», «парализованный».
Отдельно хочется сказать о наболевшем - «человек с ограниченными возможностями» . Вдумайтесь. Правильно ли допустить, что, называя кого-либо таким образом, мы подразумеваем, что есть еще и «люди с неограниченными возможностями»?
Есть термин «человек с ограниченными возможностями здоровья» или «человек с ОВЗ». Это скорее медицинский термин, но благодаря конкретизации он все же более уместен.

ПРО ТЯЖЕЛОВЕСНОСТЬ
Я понимаю, что все корректные слова и выражения, которые я привела здесь - более тяжеловесны, чем их некорректные аналоги. Действительно, проще произнести «инвалид», чем «человек с инвалидностью».
Но на самом деле все эти неудобные дополнительные предлоги - это такие мостики, которые незаметно переводят нас от чувства жалости, сострадания или негатива - к уважению и нормальному человеческому общению.
В качестве примера приведу чудесный диалог. Как-то раз мы с детьми гуляли на детской площадке, и к Алёшке подошел мальчик. Он внимательно рассмотрел коляску, а потом спросил (у меня): «Он что, инвалид?» Я немного растерялась, и ответила: «Ээээ… Нуу.. Ну, он на коляске». Мальчик выдохнул: «Ой, ну слава Богу, а то я уж подумал, что он инвалид..» Ну, и пошли ребята играть…

10 ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА, СОСТАВЛЕННЫХ ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН

(из пособия «Культура общения с людьми с инвалидностью — язык и этикет» РООИ «Перспектива», С.А. Прушинский)

1.Когда Вы разговариваете с человеком с инвалидностью , обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре. Не говорите о присутствующем человеке с инвалидностью в третьем лице, обращаясь к его сопровождающим, — все Ваши вопросы и предложения адресуйте непосредственно к этому человеку.

2. Когда Вас знакомят с человеком с инвалидностью , вполне естественно пожать ему руку — даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.

3. Когда Вы встречаетесь с человеком , который плохо или совсем не видит , обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя. Обязательно предупреждайте вслух, когда Вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).

4. Если Вы предлагаете помощь , ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь — переспросите.

5.Обращайтесь с детьми с инвалидностью по имени, а с подростками и старше — как со взрослыми.

6.Опираться или повиснуть на чей‑то инвалидной коляске — это тоже самое , что опираться или повиснуть на ее обладателе . Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека , который ее использует .

7.Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении , слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.

8.Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями , расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

9.Чтобы привлечь внимание человека , который плохо слышит , помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.

10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Передавая что‑либо в руки незрячему , ни в коем сл учае не говорите «Пощупай это» — говорите обычные слова «Посмотри на это».

Не стесняйтесь спрашивать, как будет правильнее, у самих людей с инвалидностью.

Выбирая слова, просто задумайтесь и примерьте их на себя - и многое прояснится само собой. И в конце концов, наши слова - это привычка, а хорошие привычки многое меняют к лучшему.

Марина Потанина

Президент фонда "Детям о детях" и мама

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Стать лучшим в своем деле, жить в гармонии с собой - принято считать, что это под силу только «любимчикам судьбы»: удачливым, смелым, сильным. Но есть люди, которые добиваются значительных результатов, несмотря на то, что жизнь не всегда была к ним благосклонна. Эту презентацию мы посвящаем тем, кто упорно идет к достижению цели, преодолевая ограничения и обстоятельства. Тем, кто знает, что сможет добиться многого. Тем, кто добивается. А так же тем, кто помогает людям с ограниченными возможностями здоровья поверить в свои силы и воплотить мечты в жизнь.

3 слайд

Описание слайда:

Слово «инвалид» в переводе с латинского языка означает «бессильный». Инвалид – это человек, возможности которого ограничены из-за его физических, психических или умственных отклонений. Слово «инвалид» для некоторых людей воспринимается как обидное, поэтому в настоящее время чаще употребляется термин «человек с ограниченными возможностями». Наше общество стремится к тому, чтобы инвалиды были больше вовлечены в общественную жизнь, поэтому организует множество центров реабилитации для людей с ограниченными возможностями.

4 слайд

Описание слайда:

Люди с ограниченными возможностями здоровья- это люди с физическими недостатка, НО это не мешает им быть успешными в жизни!

5 слайд

Описание слайда:

Людвиг ван Бетховен – великий немецкий композитор, дирижёр и пианист XXVIII века В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развился тинит - воспаление внутреннего уха. К 1802 году Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени композитор начал создавать свои самые известные произведения.

6 слайд

Описание слайда:

Луи Брайль, педагог, создатель азбуки Брайля (1809 - 1852) Из-за нелепой случайности он потерял зрение и создал азбуку для слепых. В трёхлетнем возрасте Луи ь поранил себе глаз ножом, отчего развилось воспаление глаз и он ослеп. В 1829 году Луи Брайль разработал используемый до настоящего времени во всем мире рельефноточечный шрифт для слепых - шрифт Брайля. Кроме букв и цифр на основе тех же принципов он разработал написание нот для слепых и преподавал им музыку. Шрифт Брайля, используемый ныне для передачи знаний во всех областях деятельности человека, одинаково доступен и ученым, и рядовым людям.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Сара Бернар, актриса Французскую актрису Сару Бернар в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю». Сара добилась успеха на сценах Европы, а затем с триумфом гастролировала и в Америке. В ее репертуаре были в основном серьезные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара». Однако в 1905 году, во время гастролей в Рио-де-Жанейро, Бернар сильно повредила правую ногу, которую в 1915 году пришлось ампутировать. Но «Божественная Сара» не оставила сценическую деятельность: в годы Первой мировой войны она выступала на фронте и была награждена орденом Почетного легиона.

9 слайд

Описание слайда:

Николай Островский, писатель Николай Островский успел сменить множество профессий Но главное – он написал роман «Как закалялась сталь». Уже в юности произошло «окостенение» позвоночника, и в 36 лет писатель стал слепым и парализованным. Он больше не вставал с кровати, но продолжал писать книгу, диктуя её текст своей помощнице.

10 слайд

Описание слайда:

Франклин Делано Рузвельт – 32-й Президент США В 1921 году Рузвельт тяжело заболел полиомиелитом, был прикован к инвалидному креслу до конца своих дней, но это не помешало ему быть избранным на пост президента США четыре раза - беспрецедентный случай в истории Америки! С его именем связаны одни из самых значительных страниц в истории внешней политики и дипломатии США, в частности, установление и нормализация дипломатических отношений с Советским Союзом и участие США в антигитлеровской коалиции.

11 слайд

Описание слайда:

Алексей Петрович Маресьев Герой Советского Союза, лётчик Легендарный лётчик Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. 4 апреля 1942 года в бою с немцами самолет Алексея Маресьева был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Восемнадцать суток раненый в ноги летчик ползком пробирался к линии фронта. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Но он, выписавшись из больницы, снова сел за штурвал самолета. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь - после ранения. Маресьев стал прототипом героя повести Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".

12 слайд

Описание слайда:

Константин Эдуардович Циолковский, учёный, создатель космической ракеты " Основной мотив моей жизни: сделать что-нибудь полезное для людей, продвинуть человечество хоть немного вперед" В возрасте девяти лет, после катания на санках, Костя Циолковский простудился. Поднялась температура. Вызванный врач определил - скарлатина. Болел он долго и тяжело, но выжил. Однако следствием болезни явилась частичная глухота. Русский ученый, работавший в области аэронавтики, аэродинамики и астронавтики, изобретатель ракеты и исследователь космоса, Циолковский первым разработал модель ракеты, способной полететь в космос. Правда, при жизни ему не удалось наблюдать ее запуск.

13 слайд

Описание слайда:

Стивен Хокинг, учёный "В своих мыслях я свободен" Лауреат Нобелевской премии. Физик и математик мирового уровня, считается вторым по величине ученым 20 века после Эйнштейна. Парализован практически полностью. У него двигаются только пальцы правой руки, которыми он управляет своим движущимся креслом и специальным компьютером, который за него говорит. Жив и продолжает свои исследования, посетил космос, снимается в научных программах и сериалах, фильмах.

14 слайд

Описание слайда:

Ванга, предсказательница Одна из известных незрячих людей - ясновидящая Ванга. В 12-летнем возрасте она потеряла зрение из-за урагана, который отбросил ее на сотни метров. Нашли ее только вечером с забитыми песком глазами. В годы Второй мировой войны Ванга определяла местонахождение пропавших людей, живы они или нет, предсказывала будущее не только отдельным людям, но и целым партиям и даже странам.

15 слайд

Описание слайда:

Пабло Пинеда, писатель, актёр "Злейший враг детей с синдромом Дауна - тишина" Испанец Пабло Пинеда - первый в Европе человек с синдромом Дауна, получивший высшее образование. В марте 2009 года Пинеда прошел учебную практику в Кордове и готовится к экзаменам на право преподавать. Недавно на экраны вышел художественный фильм «Я тоже» с Пабло Пинедой в главной роли. На кинофестивале в Сан-Себастьяне он был награжден "Серебряной раковиной" за лучшую мужскую роль.

16 слайд

Описание слайда:

Рубен Давид Гонсалес Гальего, писатель «Я герой. У меня просто нет другого выхода» Рубен Давид Гонсалес Гальего широко известен как автор автобиографического произведения «Белое на чёрном», удостоенного в 2003 году литературной премии «Букер - Открытая Россия» за лучший роман на русском языке. Эту книгу Рубен Гальего писал одним пальцем, потому что с рождения он практически полностью парализован.

17 слайд

Описание слайда:

Валентин Иванович Дикуль, артист цирка, создатель медицинских центров Во время выполнения трюка в цирке упал с большой высоты. Приговор врачей был безжалостен: «перелом позвоночника и черепно-мозговая травма. Больше никогда ходить не будет». Дикуль создал собственную методику восстановления, открыл медицинский центр под своим именем. Позже под его руководством появились по всей России и за рубежом клиники, в которых помогали людям с похожими травмами позвоночника и конечностей.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Диана Гурцкая, певица, пианистка Сперва Диана пела только для своей семьи и одноклассников по школе-интернату для незрячих детей. Маленькая Диана сумела убедить преподавателей музыкальной школы, что сможет выучиться игре на фортепьяно и, окончила школу с успехом. Ее чувственная манера исполнения произвела настоящий фурор в зале Тбилисской филармонии. Теперь она известная певица нашей эстрады.

20 слайд

Описание слайда:

Борис Михайлович Кустодиев – русский художник, мастер портретной живописи, графики, карикатуры Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве». Так писал об этом живописце Фёдор Шаляпин В 31 год у Кустодиева развивается туберкулёз позвоночника, в результате которого наступает полный паралич ног, и с этого момент художник прикован к инвалидному креслу до конца жизни. Но продолжал писать картины.

21 слайд

Описание слайда:

Вероника Скугина, актриса Мой тренер- жизнь Бывает, она спешит по питерским улицам по делам, а её останавливают: «Ой, а мы видели фильм, в котором вы играли! Дайте, пожалуйста, автограф». В этот момент те, кто оказался рядом, с ещё большим любопытством смотрят на красивую девушку без ног на тележке. В автографе Вероника никогда не отказывает, дарит обворожительную улыбку и катит дальше. Но отпускать от себя эту девушку не хочется. А хочется ускорить шаг в такт её проворной тележке и болтать. О погоде, о последнем увиденном фильме, о музыке, новой книжке.

22 слайд

Описание слайда:

Эрик Вайхенмайер, альпинист Первый в мире скалолаз, который достиг вершины Эвереста, будучи незрячим. Эрик Вайхенмайер потерял зрение, когда ему было 13 лет. Однако он закончил учебы, а потом и сам стал учителем средней школы, затем тренером по борьбе и спортсменом мирового класса. О путешествии Вайхенмайера режиссер Питер Уинтер снял игровой телевизионный фильм "Коснуться вершины мира". Кроме Эвереста Вайхенмайер покорил семерку самых высоких горных пиков мира, включая Килиманджаро и Эльбрус.

23 слайд

Описание слайда:

Марли Мэтлин, актриса Американская актриса Марли Мэтлин стала первой и единственной глухой актрисой, получившей премию «Оскар» - за лучшую женскую роль в фильме «Дети меньшего бога». Её последующая работа в кино и на телевидении принесла ей премии «Золотой глобус», и ещё две номинации, а также четыре номинации на «Эмми». За карьерные достижения Мэтлин была удостоена собственной звезды на Голливудской «Аллее славы».

24 слайд

Описание слайда:

Ник Вуйчич, спикер Обладает редкой генетической болезнью – тетраамелией. Этот инвалид лишен природой обеих рук и ног. Единственная конечность Ника – одна маленькая стопа 10–15 см с двумя пальцами, которыми он невероятными усилиями научился печатать, а потом стал писать мотивационные статьи, которые пользовались огромной популярностью не только у больных, но и у здоровых людей. Переживая из-за своей внешности, этот сильный духом инвалид освоил принципы позитивной психологии. Он пришел к выводу, что все комплексы и страхи происходят исключительно из-за негативных мыслей. Изменив их русло, можно полностью поменять все в жизни. Сегодня Ник Вуйчич работает мотивационным спикером, приглашаемым на выступления по всем континентам. В основном его выступления прослушивают инвалиды и люди, по определенным причинам потерявшие смысл в жизни. Кроме успеха, мужественный инвалид имеет и другие радости в жизни – красавицу-жену и абсолютно здорового сына.

25 слайд

Описание слайда:

Михаэль Кройцер – мим Йоми Очень важно не замыкаться в себе. Найти в себе силы, чтобы идти вперед, и раскрыть свой талант Уникальный актёр Михаэль Кройцер, более известный как мим Йоми, потерял слух в детстве, после перенесенного менингита. Но это не помешало ему сделать блестящую карьеру на сцене. Михаэль учился у легендарного парижского мима Марселя Марсо, причём он был его единственным глухим учеником. Благодаря своим виртуозным пантомимам Йоми получил мировую известность. Сейчас Йоми выступает на лучших площадках мира с сольными программами.

26 слайд

Описание слайда:

Анна Макдональд, писательница Великобританская писательница, Анна Макдональд в детстве не получила даже поддержки родителей. Из-за неосторожного обращения матери буквально через несколько дней после рождения малышка получила травму головы. Из-за нее девочка-инвалид стала интеллектуально неполноценной. Заметив нарастающую умственную отсталость ребенка, родные люди отдали ее в приют. В этом заведении девочка как заметила свою непохожесть на здоровых людей и сразу же начала активно работать над собой. Задача предстояла трудная, ведь ей не помогали даже воспитательницы. Найдя на полках азбуку, девочка по месяцам изучала значение одной буквы. Научившись читать, Анна не пропускала ни одной из книг, которые попадали ей в руки. Буквально сформировав в себе огромным трудом талант писательницы, уже юная девушка написала мемуары под названием «Выход Анны», описывающие ее многочисленные трудности на пути к взрослению. Мемуары добились мирового признания, а впоследствии их экранизировали. В результате женщина-инвалид стала желанным гостем на зарубежных каналах и значительно улучшила свое финансовое состояние. После этого Анна Макдональд написала большое количество книг, удачно вышла замуж и начала вести активную благотворительную работу с людьми, которые также имеют определенные физические и умственные недостатки. О своей деятельности писательница говорит так: «Безусловно, все инвалиды могут найти свое призвание в жизни, для этого им нужно только помочь обрести веру в себя»



Рассказать друзьям