Как открыть свою галерею. Развитие галерейного бизнеса в россии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В прошедшем сезоне на столичной арт-сцене появилось еще несколько активных игроков, открылись галереи, сумевшие устроить выставки, которые можно было посчитать событием. Искусством начали торговать всерьез, но все равно российский галерейный бизнес не столько бизнес, сколько жизненное занятие галеристов.

В Москве работают сотни частных галерей. Только тех, что попадают в сферу внимания средств массовой информации, т. е. активно участвуют в художественной жизни, - десятки, не считая таких заведений, где тихо совершается очень мелкий арт-бизнес - торговля картинами без художественной ценности и качества.

Галерейный бизнес кажется привлекательным, потому что здесь и сейчас его легко можно начать с нуля. Арт-сообщество поразил грандиозный дебют Stella Art Gallery, открывшейся два года назад и сразу же взявшей наивысшую планку. “Стелла” стала партнером Эрмитажа и Музея Гуггенхайма в проведении выставки самого знаменитого современного русского художника - Ильи Кабакова и привезла в Москву на продажу картины Энди Уорхола и фотографии Роберта Мэпплторпа. Владелица галереи Стелла Кей инвестировала в дело огромные по местным меркам средства и собрала вокруг себя круг лучших экспертов в области отечественного современного искусства. Несмотря на высокие цены (шестизначные долларовые суммы), галерея, по словам ее владелицы, выполняет и культуртрегерскую функцию - знакомит отечественного зрителя с тем, чего он еще не видел.

Но можно начать и не так амбициозно. “Первую выставку я устроил на деньги, которые занял у мамы. Снял зал, собрал картины, две продал, вернул долг и еще заработал”, - рассказывает Михаил Крокин, открывший свою галерею 10 лет назад. Сегодня Крокин-галерея имеет небольшое, но профессионально обустроенное помещение в центре Москвы. У нее хорошая репутация у художественных критиков, круг постоянной клиентуры и полтора-два десятка здравствующих художников, московских и иностранных, которые работают в меру коммерчески, в меру творчески.

Михаил Крокин считает, что торговать художественными произведениями - это не бизнес, а жизненное занятие. Галеристу надо беспрестанно заниматься художниками, инвестировать в них средства, помогать им жить так, чтобы они могли сосредоточиваться на серьезных творческих задачах.

Галерея “Наши художники” открыла в этом сезоне новое здание своей галереи в поселке Борки для обитателей рублевского оазиса. Хотя ее владелица Наталья Курникова и начинала заниматься арт-дилерством, опираясь на деньги мужа, на мифических рублевских жен, описанных в поп-романах, она совершенно не похожа. Десять лет занятий искусством сделали ее, экономиста-международника со степенью, профессиональным знатоком живописи и экспертом по русским художникам - парижским эмигрантам. В строительство здания галереи в Борках Курникова вложила деньги семьи, а в приобретенные произведения “были инвестированы собственные и привлеченные ресурсы”.

“В принципе, идея арт-бизнеса проста - в условиях растущего рынка надо стараться покупать и накапливать лучшее, покупать то, что пока не интересно рынку, но качественно и перспективно”, - считает Курникова. Пару лет назад она организовала и спонсировала две выставки в Третьяковской галерее - Николая Тархова и Маревны - русских парижан начала прошлого века, которых фактически воскресила для отечественного зрителя.

Инвестировать в арт-бизнес можно не только деньги и любовь к искусству, но и прожитые годы. Ольга Лопухова - одна из самых деятельных участниц становления и развития отечественного современного искусства. Вместе с художником Владимиром Дубосарским она открыла в канун новогодних праздников галерею “АРТстрелка Projects” в новом галерейном центре, созданном в заброшенной промзоне в центре Москвы. Десять некоммерческих и коммерческих галерей быстро превратились в любимое место обитания богемного художественного сообщества.

“27 декабря мы открылись, 29-го уже продали шесть работ - западному и отечественному коллекционерам и Музею современного искусства Зураба Церетели. Мы нашли свой формат - возвращать в художественный и коммерческий контекст ранние работы известных теперь художников. Мы не хотим заниматься только коммерческой деятельностью и даем возможность выставиться тем, на ком никаких денег не заработаешь, но кто делает что-то интересное и является для нас знаковыми фигурами. Думаем на следующей “Арт-Москве” купить свой стенд”, - рассказывает Лопухова.

Галерейная деятельность таких людей, как Лопухова, не столько бизнес, сколько способ обеспечить себе жизнь в искусстве. Гари Татинцян, открывший в этом сезоне галерею в Москве, занимается именно арт-бизнесом, у него уже есть галерея в Нью-Йорке. Татинцян привозит в Москву коммерчески успешных и известных американских художников и тоже невольно действует как культуртрегер. В будущее он смотрит со спокойным оптимизмом: “Русский арт-рынок, конечно, не сравнить с американским, как и европейским. Но в Москве есть энтузиазм, есть желание. Русская публика очень любопытна, ей хочется жить в высоком стандарте и в красивом пространстве. Для русской публики, как и для американской, расходы на искусство - это траты на удовольствие. Так что здешний рынок развивается по логике американского. В России все происходит очень быстро, особенно после долгой спячки. Только недавно начали покупать картины в спальню под мебель, а теперь думают, каким строить дом для коллекции”.

Многие наблюдатели, констатируя приход на наш арт-рынок новых участников с большими деньгами, прогнозируют их конфликт с пионерами галерейного движения, много сделавшими для отечественного современного искусства. Но за 10-15 лет эти пионеры - Галерея Гельмана, XL, “Айдан”, “Риджина” - тоже поняли, что такое бизнес, и укрепились финансово. Кроме того, в этих галереях точно знают, что коммерческий успех галериста у нас невозможен без некоммерческой, культуртрегерской деятельности. Чтобы торговать искусством, приходится просвещать.

ИА “Альянс Медиа” по материалам газеты “Ведомости”

This entry was posted on Monday, September 22nd, 2008 at 09:43 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.

В связи с изменениями в России в последней четверти XX века, такими как перестройка, в области культуры и искусства, в сфере художественного рынка стали возникать и развиваться новые организации. В области галерейного дела появились оформившиеся художественные галереи художественного искусства, привнесшие качественные изменения в сферу галерейного бизнеса.

Каждая художественная галерея ставит перед собой определенные цели и задачи, для достижения которых разрабатывает собственную программу деятельности, тактику и стратегию развития (галерейную политику), от которых в свою очередь зависит ее структура, выполняемые функции и содержание деятельности. Однако интересно отметить одну из особенностей российских галерей: если за рубежом место галереи в культурном пространстве зависит от искусства, которое она представляет, и статуса, которого она достигла посредством кропотливой работы в течение многих лет, то в России место галереи пока что позиционируется непосредственно через социальное положение галериста. Галерея в России - это галерея амбициозной и запоминающейся личности, именно поэтому очень часто галереи называются именем галериста (галереи Марата Гельмана, Марины Гисич, Дмитрия Семенова, Георгия Михайлова, Айдан Салаховой, Евгения Юфита и т.д.). Это объясняется, скорее всего, тем, что в России галерея существует не только за счет профессиональной работы всех субъектов организации ее деятельности, но и за счет репутации и в первую очередь социального положения непосредственно самого галериста. За рубежом все зависит от многих факторов: профессионализма участников деятельности, количества и статуса ярмарок и форумов, в которых принимала участие галерея, уровня художников (их признанности), которых она представляет и т.д. А когда статус уже достигнут, то новые художники, которыми начинает заниматься галерея, автоматически получают признание. В России такого пока нет, но наблюдается движение в этом направлении, .

Общим для всех галерей является стремление оптимально сочетать успешную экономическую и культурно-просветительскую деятельность в рамках поставленных задач и целей. Для многих галерей продажа произведений искусства является основным условием существования. Но в то же время, полная коммерциализация становится признаком смерти галереи, поскольку при таком условии галерея утрачивает свои основные функции и превращается в обыкновенный салон по продаже сувениров, . Однако, тем не менее, одни галереи ориентируются на получение прибыли, и вся остальная деятельность подчинена этой цели, другие же для достижения своих целей и решения первоочередных задач пытаются создать определенный имидж и занять свое место в культуре, в связи с чем занимаются преимущественно выставочной деятельностью и изучением явлений в современном искусстве, а продажи у них стоят на втором месте. Третьи организуются скорее для создания имиджа уже существующей организации, нежели с целью получения дополнительной прибыли. Это, например, галерея «Рахманинов Дворик» при одноименном отеле-бутике, «Гостиная искусств» при ресторане «Палкинъ». Однако процент таких галерей в городе невелик. На сегодняшний день такие галереи имеют довольно простую структуру организации, поскольку создаются в виде своего рода отдела, занимающегося одним определенным направлением. Однако нельзя исключать, что со временем сфера их деятельности будет расширяться. Довольно часто галереи имеют статус некоммерческой институции и занимаются в основном просветительской деятельностью, что выражается в осуществлении различных социальных проектов (галерея «Navicula Artis»). В этом их отличие от художественных галерей зарубежья, где галерея в первую очередь - коммерческая организация. Здесь следует отметить, что рынок современного искусства в России только формируется и российские галереи вынуждены много внимания уделять привлечению посетителей, формированию своего имиджа и достижению определенного статуса.

Галереи, ориентированные на культурно-просветительскую деятельность, непременно учитывают, что каждый слой общества является носителем своих ценностей. И, заинтересованная в своем развитии, галерея как элемент системы галерейного дела стремится удовлетворить культурные потребности каждого субъекта, включенного в систему галерей и определяющего уровень ее развития, статус и место в культурной жизни общества.

В целом галерея заинтересована в том, чтобы зритель удовлетворил свои духовные потребности и утолил любопытство, ознакомившись с произведениями искусства, улучшил вкус, а покупатель, приобретя работу того или иного художника, остался доволен своим выбором, и ему захотелось бы и далее приходить в галерею и приобретать произведения искусства. И более того, творческая личность, включенная в деятельность галереи как целостной системы, должна получить возможность развиваться и, приходя в галерею, знакомиться с новыми тенденциями современного искусства и одновременно способствовать их появлению. Так, одной из основных функций художественных галерей современного искусства является репрезентативная функция, . Галерея приобщает зрителей к новым направлениям и течениям в искусстве, устраивая персональные и групповые выставки, организуя различные художественные акции; участвует в международных арт-ярмарках, форумах, бьеннале; знакомит с современным искусством России западных деятелей культуры и художественную общественность. У каждой состоявшейся галереи, как правило, имеется свой круг друзей, которым близка художественная политика данной галереи, и именно они являются потенциальными и реальными покупателями.

Художественные галереи занимаются и научно-просветительской деятельностью, создавая информационное поле для каждой выставки, для каждого художника галереи, выпуская просветительскую литературу, научные труды, монографии, каталоги художников и буклеты выставок, проводя круглые столы и конференции. Так, в каждой галерее можно получить достаточно полную информацию по каждому художнику, которым она занимается, или по выставке, которая проходит или проходила в ее стенах. В последнее время увеличивается количество Интернет-сайтов галерей, освещающих их деятельность. Практически к каждой выставке пишутся специальные пояснительные тексты, издаются буклеты. На сегодняшний день в выставочной работе широко распространена система кураторства, когда определенный специалист-искусствовед ведет выставку, пишет профессиональные тексты, дает интервью, работает с художником.

На современном этапе развития галерейного дела издание печатных материалов также является неотъемлемой частью процесса формирования имиджа и статуса галереи. При этом тираж определяется материальными возможностями галереи, а дизайн - размером выделенных средств и индивидуальным стилем галереи. Непосредственно галереи редко издают каталоги художников, а если и издают, то лишь тогда, когда занимаются имиджем данного художника и продвижением его работ на художественном рынке. Примечательно, что на Западе каталоги, изданные самим художником и не имеющие знака галереи, не ценятся. Такие издания условно относят к категории общеобразовательных. Для западных галеристов они не являются доказательством «уровня» художника. В России такие каталоги широко распространены. Это обусловлено тем, что галерейное дело и художественный рынок современного искусства еще находятся на стадии становления. И в настоящее время еще недостаточно организаций, занимающихся данной сферой, чтобы уделить внимание всем творческим личностям. В отличие от галерей, музеи чаще издают каталоги выставок, поскольку получают определенные субсидии от государства, спонсоров и меценатов. Однако, к сожалению, такие каталоги, как правило, стоят очень дорого и простому обывателю не по карману. Это затрудняет процесс формирования вкуса у зрителя, поскольку дети продолжают воспитываться на старых пособиях, в которые не включены произведения современных авторов, хотя работы многих из них находятся в фондах крупных музеев не только России, но и зарубежья.

С целью восполнения информационного пробела, галереи организуют круглые столы и конференции, которые чаще всего проходят в рамках выставки, открыты для всех желающих и материалы которых затем публикуются. Эти мероприятия включаются в программы практически всех проектов крупных культурных центров, таких как Немецкий культурный центр им. Гете, Британский совет, или консульств, среди которых на данный момент наиболее активную деятельность ведут Генеральные консульства Федеративной Республики Германия, Великобритании и Италии. В связи с тем, что в последнее время установилась традиция проведения совместных проектов с различными организациями, в том числе и с галереями, проводятся круглые столы и конференции в рамках не только крупных фестивалей, но и отдельных камерных галерейных выставок. Из таких проектов наиболее крупный - Историко-художественная передвижная выставка «Андреевский флаг в Бизерте». Это совместный проект Фонда сохранения исторического и культурного наследия имени А.А. Манштейн-Ширинской и издательства «Арт-Волхонка». В этом проекте приняли участие многие художественные и культурные организации России, Парижа и Туниса.

Для успешного сотрудничества и взаимодействия между всеми субъектами галереи вырабатывают специальные формы работы. И одним из основополагающих элементов стратегии галереи, тесно связанным с ее целями и задачами, ее особенностями и позиционированием на рынке, является художественная политика. Политику галереи можно охарактеризовать как ряд действий, направленных на достижение целей и решение поставленных перед ней задач. Это совокупность неких мероприятий по продвижению художественных произведений на арт-рынке. Политика галереи связана с ее имиджем и формирует ее лицо. Цели художественной политики галерей достигаются в определенных правовых рамках, с помощью организационных процессов, научных и экономических решений с использованием маркетинговых технологий. Художественная политика включает стратегию галереи, т.е. концепцию деятельности, и тактику - комплекс мер по реализации этой стратегии.

Понятие «художественная политика» включает структуру галереи, специфику ее выставочной деятельности, её бренд и круг ее художников. Художественная политика формирует и критерии отбора художников галереи. Занимаясь каким-либо направлением в искусстве, галерея старается объединить интересующих ее художников, работы которых устраивают ее по качеству, . Ведь именно художники создают лицо галереи, при этом и сама галерея работает на формирование имиджа художника. Соответственно галерея имеет право «первичного отбора», тем самым, препятствуя проникновению на рынок непрофессиональных работ. При этом производится оценка эстетических качеств произведений искусства, поскольку профессиональный галерист хочет представить на выставке лучшее из творчества мастера. Экспертиза в данном случае слагается из двух составляющих: интуитивного определения актуальности на основе знания механизмов развития искусства (из опыта галереи) и легитимности того или иного явления современного искусства (критики). Коммерческая оценка тематических, групповых, персональных и других выставок и определение ценности отдельных произведений искусства также важны, поскольку в отличие, например, от антикварных магазинов и салонов, галереи современного искусства имеют свою специфику: они непосредственно работают с авторами произведений, которые не могут объективно оценивать свои работы. Поэтому в объективной оценке им тактично помогают галеристы, как постоянные участники деятельности арт-рынка, которые лучше ориентируются в области ценообразования на произведения искусства. И именно в ходе развития галерейного дела в целом и деятельности художественных галерей современного искусства в частности вырабатываются критерии оценки произведений современных авторов, формируется ценовая политика, появляются новые любители искусства, коллекционеры, меценаты, определяются вкусовые предпочтения, как зрителя, так и покупателя произведений искусства, создается определенное общественное мнение.

Кроме изучения творчества современных мастеров, галереи занимаются их рекламой и продвижением на арт-рынке, проводят персональные выставки, издают каталоги, вывозят их работы на российские выставки. Более того, со второй половины 90-х годов возникла необходимость и представилась возможность выставлять произведения искусства на международных художественных ярмарках и форумах для продвижения российских художников на мировом арт-рынке, повышения статуса галереи и улучшения ее PR.

В своей работе художественные галереи огромное внимание уделяют и работе со зрителем, средствами массовой информации, кураторами и критиками, рекламе индивидуальных авторских стилей, школ, объединений, направлений, течений. Важное место отводится и проведению рекламных акций во время выставок, направленных на привлечение посетителей, усиление интереса к представленному направлению в искусстве и в конечном итоге к увеличению объема продаж, созданию и поддержанию с помощью рекламы имиджа художественной галереи, также работающего на увеличение продаж произведений современного искусства. Целью рекламной деятельности является создание определенного имиджа арт-галереи, а также ее проектов и художников и их продвижение в информационном поле: это статьи в журналах и газетах, репортажи на телевидении, публикации в Интернете. Представители масс-медиа приглашаются на вернисажи, для них организуются интервью, как с художниками, так и с кураторами выставок, видными деятелями культуры, иногда со зрителями, галеристы объясняют публике и описывают существующее положение дел в современном искусстве. Диалог между художником и прессой осуществляется при посредничестве и активном участии галериста или дилера. Кроме того, организуются круглые столы, конференции и обсуждения, иногда лекции, когда галереи выступают в качестве связующего звена между куратором и зрителем. Это дает возможность куратору из первых уст услышать мнение о подготовленной им выставке, а галеристу - определить вкусы и пристрастия зрителя и наиболее правильные пути дальнейшей деятельности. Следует отметить, что российские галереи организуют выставки любого понравившегося им художника (это может быть даже единичный случай их сотрудничества), тогда как зарубежные галереи не устраивают выставки художников, продвижением которых не занимаются. На Западе отношения между художником и галеристом строятся на иной основе: существует договорная форма отношений, когда художник не имеет права работать (при этом сроки оговариваются) с другими галереями и у него есть только один постоянный представитель. В России на сегодняшний день вводить такую форму отношений между художником и галеристом не имеет смысла, поскольку рынок современного искусства окончательно еще не сформирован и это будет невыгодно как для галереи, так и для творческой личности. В начале 90-х годов данную систему отношений попыталась ввести Ирина Болотова - директор галереи «Дельта». Однако это привело только к тому, что в помещении галереи оставались висеть непроданные работы.

Одной из функций галереи является продажа произведений искусства с целью получения прибыли (коммерческая функция). Для этого художественные галереи современного искусства проводят анализ этого сегмента рынка, определяют направления наиболее выгодные с коммерческой точки зрения и уровень спроса на авторские работы, непосредственно продают произведения искусства как экспонируемые в галерее, так и находящиеся на временном хранении. Необходимость получения прибыли обусловлена также обязательными затратами, на содержание галереи (это аренда помещений, заработная плата сотрудников, оплата рекламных услуг и публикаций и т.д.). Именно поэтому ряд галерей имеет сложную организацию: они включают не только художественные компоненты, а, например, и так называемые дочерние предприятия (сувенирные лавки, багетные мастерские, кафе и т.д.).

Для успешной коммерческой деятельности галереи ведут активную политику в области налаживания контактов между художником и коллекционером. Однако неоднозначный, противоречивый характер общей социокультурной ситуации накладывает отпечаток на их деятельность в этой сфере. Коллекционер - одна из центральных фигур арт-рынка. Коллекционер современного искусства - тот, кто приобретает произведения искусства в первую очередь для получения эстетического удовольствия, хорошо ориентируется в художественной жизни общества, подписывается на специализированные журналы по искусству, предоставляет свои работы на выставки по просьбе их организаторов. Следует также отметить, что именно собиратели современного искусства прославились своими коллекциями и вошли в историю. Это П.М. Третьяков, И.А. Морозов, С.И. Щукин и т.д., .

Немало коллекционеров занимается меценатством. На Западе государство гарантирует сохранность коллекции, защиту прав коллекционера, уменьшает налогообложение и даже выплачивает им определенную компенсацию. При этом тот собиратель и любитель искусства, коллекция которого не выставляется и служит только для удовлетворения собственных эстетических потребностей, коллекционером не считается. В России же статус коллекционеров пока не определен. В России коллекционер - в сущности, теневая фигура, а доступ к его коллекции в основном ограничен и возможен только для людей ближнего круга. Только недавно в Москве был организован «Клуб Коллекционеров Современного Искусства», профессионально занимающийся организацией работы как с самими коллекционерами, так и с их коллекциями. Подобную деятельность в данном направлении ведут и художественные галереи, которые периодически предлагают коллекционерам предоставить ту или иную работу для проходящей выставки, знакомят их с интересными для них художниками, критиками, людьми искусства, обеспечивают информативными материалами по деятельности того или иного художника, явлению культуры и т.д.

Поскольку российский художественный рынок современного искусства только формируется, многие галереи, как уже говорилось, работают и на зарубежный рынок, и это также отличает их от иностранных галерей. Несмотря на то что «бум» на советское искусство прошел еще в начале 90-х годов и российским галеристам пришлось переориентироваться на русского инвестора, многие галереи не оставляют надежды завоевать зарубежный арт-рынок. Здесь, ими руководит, с одной стороны, желание познакомить зарубежного зрителя с искусством России, а с другой - стремление выйти на зарубежный рынок с его более высокими ценами и стабильным интересом к вложению денег в искусство, а также мечта занять свою нишу уже в мировом культурном пространстве.

Если посмотреть на список участников практически любой известной международной ярмарки или форума, таких как Art Forum Berlin (Германия), Armory Show (Нью-Йорк, США), Венецианской бьеннале (Италия), Art Cologne (Франция), Miami Art Fair (Майами) и т.д., то можно заметить, что в них участвуют российские представители галерей Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

Практически каждая художественная галерея сама создает собственный художественный фонд. Формирование коллекции - важный аспект в деятельности галереи: это придает ей статус не просто коммерческой организации, а культурной, которая занимается собиранием художественных работ новейшего времени, тем самым частично выполняя роль музея.

«...серьезные галереи, заинтересованные в том, чтобы современное искусство в России имело какой-то контекст (а также просто не рассеялось бы и не погибло), не могут не создавать собственных коллекций, выступая даже не столько спонсорами художников (хотя и такое бывает), сколько единственными грамотными коллекционерами...», . Формирование коллекции и фонда чаще всего осуществляется за счет работ с выставки, причем, как правило, художник дарит одну работу с персональной выставки галерее для ее коллекции. Другой путь пополнения собрания - закупка галереей работ художников. Такие коллекции в будущем могут составить часть музейного собрания.

Исходя из истории художественных галерей и анализа их деятельности, можно сделать вывод о том, что оптимальной и устойчивой (отвечающей понятию «художественная галерея»), является такая организация, работа которой направлена, с одной стороны, непосредственно на развитие современной культуры и искусства России, в частности Санкт-Петербурга, а с другой - на развитие художественного рынка. Это проведение персональных и групповых выставок художников, как России, так и зарубежья, что позволяет сохранять определенный качественный уровень; проведение круглых столов и конференций, организация лекций; сотрудничество с различными культурными институциями. Более того, галереи работают с узким кругом художников, выступая, таким образом, своеобразным гарантом качества для коллекционеров, организуют выездные выставки в других галереях и музеях; обеспечивают участие в международных художественных ярмарках и форумах, издание персональных каталогов, буклетов и выпуск другой рекламной продукции. В идеале галерея не должна зависеть от внешних структур и иметь дочерние предприятия, то есть она должна иметь относительно простую структуру, что будет способствовать оперативности в принятии решений и необходимых действий. На современном этапе развития галерейного дела и художественного рынка современного искусства, в свете изменения вкусовых предпочтений коллекционеров и с учетом их внимания к актуальному искусству можно достичь окупаемости и доходности только за счет продажи произведений современного искусства. В то же время оптимально организованные галереи должны быть достаточно гибкими, чтобы постоянно развиваться: расширять сферу своей деятельности, заниматься молодыми художниками (вполне возможно, «искать» их в образовательных художественных учреждениях), быть открытыми для новых направлений и веяний в современном искусстве, принимать активное участие в различных проектах, находиться непосредственно в центре культурных событий.

Кроме того, непреложным условием для успешного функционирования галереи, помимо удачного направления деятельности и подходящей структуры организации, является как определенный культурный уровень населения (именно поэтому галереи и расположены в основном в крупных городах), так и стабильная экономическая ситуация, позволяющая человеку тратить деньги на удовлетворение своих духовных потребностей.

Таким образом, перспективы развития благоприятны для галерей «нового типа», которые смогут сохранить свою нишу и место в культурной жизни города. Остальные же художественные галереи (которые не стали «малыми музеями», получающими государственные дотации и поддержку меценатов), не сумевшие перейти на новые формы рыночных отношений, к сожалению, постепенно себя изживут и исчезнут из культурного пространства города. Однако их место займут молодые галереи с четкой стратегией и тактикой развития, с конкретными целями и задачами. И все же каждая художественная галерея современного искусства играет важную роль как в культурной жизни города и общества, так и в формировании художественного рынка. Они охватывают разные слои общества, с различными материальными возможностями и духовными потребностями.

Т.Н.Мунтян

Шедевры Фаберже из собрания фонда «Связь времен»

Собрание Культурно-исторического фонда «Связь времен», состоящее из произведений прославленной российской ювелирной фирмы Карла Фаберже (1846-1920), является одним из лучших в мире. В его основу легла коллекция американского медиа-магната Малькольма Форбса, которую в 2004 году приобрел российский предприниматель Виктор Вексельберг, основавший фонд, занимающийся поиском, приобретением и возвращением на родину значимых произведений национального искусства.
Вершиной творчества Карла Фаберже считаются пасхальные яйца с сюрпризами, созданные по заказу последних Романовых - императоров Александра III и Николая II. Фонду «Связь времен» принадлежит девять императорских пасхальных яиц, и это второе по размерам собрание императорских пасхальных яиц в мире. Более того, в собрании находятся несколько яиц, созданных по заказам представителей аристократической и промышленной элиты - герцогини К. Мальборо, богатейшей купчихи В. Кельх.
Книга посвящена пасхальным шедеврам знаменитого царского ювелира из коллекции фонда «Связь времен» и представляет собой подробные рассказы о создании каждого произведения. В книгу также включены главы, посвященные истории фирмы К. Фаберже, послереволюционной судьбе ювелирных шедевров и этапам становления знаменитой коллекции.
Для широкого круга читателей.

150 часов 15500

Подать заявку



Современное и перспективное обучение в Международной Академии Бизнеса

Международная Академия Бизнеса более 15 лет специализируется в предоставлении квалифицированного обучения для специалистов в области искусства. Уже более 5000 студентов доверили Академии своё профессиональное развитие и карьерный рост.

После прохождения курсов дистанционного обучения Международной Академии Бизнеса выпускники получают Свидетельство государственного образца с международным приложением об окончании специализированного курса «Галерейный бизнес».


Подайте заявку на обучение и получите прямо сейчас бесплатный доступ к демонстрационному уроку о 6 секретах успешной продажи произведений искусства!

Эффективное управление галереей и возможности дохода в музее

С каждым годом всё больше людей посещают галереи и музеи. Приобщение к прекрасному стало в последнее время особенно популярным. Если раньше музеи посещались только ради познавательной информации, то сейчас посещение выставок и галерей воспринимается больше как форма развлечения и досуга. В России, как и во всем мире, большинство крупнейших музеев существуют за счет государственной поддержки, но государства начинают склоняться к тому, что грамотное управление способно обеспечить музею достаточный доход для самообеспечения.

С коммерческими предприятиями в сфере искусство дело обстоит еще острее – у них просто нет другого выхода, как выживать за собственные средства. Поэтому грамотный музейный менеджмент жизненно необходим для таких организаций и способен значительно повысить самостоятельность и независимость некоммерческих институтов.


Программа курса «Галерейный бизнес» специально для менеджеров галерей и музеев

Специально для управляющих музеев, галерей и арт-менеджеров прекрасного Международная Академия Бизнеса разработала эффективную программу обучения по галерейному бизнесу.

Программа «Галерейный бизнес» в Международной Академии Бизнеса направлена как на обучение «с нуля», так и на повышение квалификации сотрудников музеев и галерей.

Международная Академия Бизнеса использует современные подходы и технологии в сфере образования. Давно прошли те времена, когда требовалось посещать классы в определенно отведённые часы и тратить время на дорогу. Для обучения в Международной Академии Бизнеса достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы получить необходимые знания в любое время и из любой точки земного шара. Попробуйте и ощутите насколько легко и продуктивно может проходить дистанционное обучение, благодаря понятной форме подачи материала, снабженной иллюстрациями, таблицами, схемами и видео. В процессе обучения профессиональные специалисты Академии будут всегда на связи с Вами, готовые ответить на все возникающие вопросы. Наша главная задача - помочь Вам освоить специальность наиболее эффективно и результативно. Дистанционное обучение галерейному делу в Международной Академии Бизнеса – это качественные услуги образования для Вашего будущего!

Художественная галерея — пространство, предназначенное для демонстрации изобразительного искусства. Выставленные произведения обычно предлагаются на продажу. Иногда художественными галереями называются художественные музеи.

Слово «галере́я» имеет франко-итальянские корни. Во французском и итальянском языках оно встречается с разным написанием, но практически с одинаковым смыслом. Французское - galerie, и итальянское - galleria в переводе означают вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания, или соседними зданиями. Возникновение слова и термина галерея изначально связано с архитектурой. В этом смысле галерея это не просто особое пространство, но еще и определенным образом организованное пространство. Во французском варианте - это место, где обычно одну из продольных стен заменяют колонны или столбы, а иногда ещё и балюстрада. Особенно важным представляется значение такого места для дворцовой архитектуры и образа жизни монарших особ, других владельцев усадеб и дворцовых комплексов, таких как, например, немецкий дворец в Сан-Суси или отечественные Павловск, Царское село, Ораниенбаум и т.д. В итальянском языке слово galleria обозначает церковную паперть. В современной языковой практике трактовка слова неоднозначно в нюансах. Иногда оно употребляется расширительно и под галереей подразумевают торговое или экспозиционное пространство. В узком смысле под галереей понимают - художественные организации. Но и в этом отношении нет однозначного подхода.

Термин художественная галерея в России используется также достаточно нестрого. Этим термином обозначаются различные явления. Например, государственное предприятие Третьяковская галерея, является государственным музеем. Другой пример — картинная галерея Шилова, являющаяся муниципальным предприятием г. Москвы. Некоторая неоднозначность в использовании термина «художественная галерея» существует также и в других странах мира, где художественной галереей может быть назван даже интернет-магазин, торгующий репродукциями работ известных авторов.

Данное обстоятельство свидетельствует о перекликании социокультурных и бизнес аспектов, где к социокультурным можно отнести просветительскую деятельность художественных галерей, их покровительство художников, с которыми они работает, осуществление выставочной деятельности как элемента культурного процесса, влияющего на развитие художественных выкусов общественности.

Без сомнения, художественная галерея исторически возникла как социокультурный институт. Основными характеристиками этой организационной структуры можно считать следующие:

  1. Галерея - это выставочная площадка, создание которой инициируется собирателем произведений изобразительного искусства (владельцем/ коллекционером/ компанией/ государством);
  2. лерея - важная площадка художественно-культурных коммуникаций. Данные коммуникации могут осуществляться с различными представителями общественности, но центральной фигурой в галерейной деятельности является художник. Именно его произведения выставляются в галерее. Поэтому и коммуникации направлены в первую очередь на художника (очно или заочно через произведения искусства). Далее в цепочке коммуникаций возникает ряд посредников (владельцы, кураторы, эксперты, арт-дилеры, представители масс-медиа…), а также участников профессионального сообщества (другие творцы, критики). Вторым важным полюсом в цепочке коммуникаций является публика (потенциальные приобретатели, коллекционеры, частные и нечастные инвесторы), другие государственные и общественные институты гражданского общества , сопутствующие развитию галереи;
  3. Галерея - инструмент продвижения изобразительного искусства в обществе миссией, которой является его репрезентации публике, формирование художественного вкуса у общественности и, соответственно, заинтересованного отношения к данной области творческой деятельности, повышение ее образованности и просвещенности в данной области и на основе этого создание собственной целевой аудитории.
  4. Владельцы галерей изначально нацелены на поиск и открытие новых талантов. Открытие и репрезентация новых художников важная состаляющая ее социокультурной деятельности. Понятие новые художники включает в себя не только открытие современных новых имен, но и поиск и возрождение забытых мастеров.
  5. Совместно с галереями, экспертами, консультантами, государством, фондами, частным бизнесом и художниками создаются коллекции разного значения, мирового, регионального, локального, но именно этот концептуальный продукт формирует основу для развития культуры в целом, так как составляет национальное или глобальное культурное наследие человечества.

Наряду с социокультурными функциями галерея несет и бизнес-функции. В зависимости от статуса, который имеет галерея: государственного (федерального, регионального, муниципального), некоммерческого, коммерческого будут реализовываться ее бизнес-задачи:

  1. Галерея - инструмент получение прибыли. В условиях рынка все галереи эту задачу ставят. Мера прибыли будет зависеть от ряда обстоятельств. В современном мире объемы финансовых средств на арт-рынке могут быть сопоставимы с самыми прибыльными секторами национальных экономик.
  2. Галерея - тип посреднического бизнеса основанного на купле-продаже художественных произведений. Галерея в лице ее владельца занимается коммерцией, заключая различного типа договоры с художником, получает посреднический процент, который определяется ценой реализованного произведения. Процентная ставка закрепляется договором и дифференцируется в зависимости от условий реализации сделки.
  3. Галерея - тип публичного бизнеса, который заинтересован в узнаваемости со стороны всех участников арт-рынка, а, следовательно, в превращении своей торговой марки в бренд. Бренд означает капитализацию, ее достигнуть можно, используя различные каналы коммуникации: мировые арт-ярмарки, художественные салоны, бьеннале и так далее. Работа с именитыми художниками, кураторами, арт-дилерами, экспертами, коллекционераи и другими признанными участниками рынка имеет признаки бенчмаркинга, когда менее известная марка «прикрепляется» к более известной, приобретая необходимые выгоды.
  4. Галерея - это актив, который позволяет извлекать прибыль из своего пространства, предоставляя его в аренду под различные мероприятия.
  5. Галерея - тип многопрофильного бизнеса, в его рамках становится возможным осуществлять различные программы по продвижению и приобретению прибыли, проводя различные образовательные программы, развлекательные мероприятия и создавая некий «клуб друзей», который в свою очередь способствует укреплению бизнес-отношений между членами, например, попечительского совета, предоставляя возможности для новых отношений и новых контактов.

Художественная галерея, обращая внимание на общий экономический климат, играет важную роль в формировании культурного наследия, отражая вкусы современного общества. Эти миссионерские функции заключаются в открытии художника, предъявление его публике, создании его собственной целевой аудитории, продвижении художника на мировой арене, повышая значимость и узнаваемость имени и работ, создавая благоприятный климат для инвестирования именно в этого художника, повышаются цена и ценность произведения. Соответственно художник и галерея имеют дополнительные ресурсы для собственного развития. Особое внимание заслуживает класс коллекционеров, которые являются важными потребителями художественного продукта, совмещая коммерческие и ценностные, культурные аспекты своей деятельности.



Рассказать друзьям