Как развивать свой мозг: упражнения. Как развить мозг: полезные упражнения для мозга

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В образовательных учреждениях нам стараются дать общие знания из разных сфер жизни, однако не учат непосредственно мыслить. Во время учебы дети запоминают определенные формулы, факты, причинно-следственные связи, но самостоятельной продуктивной работы мозга почти не происходит. А умение нестандартно, креативно мыслить является как раз тем инструментом, который помогает миллионерам становиться миллионерами, изобретателям – продуцировать новые идеи, ученым – совершенствовать технологии и т.д. Для прогресса всего общества отдельным личностям необходимо использовать свои скрытые возможности. А представьте, если бы каждый из нас стал использовать свои способности по полной? Мы бы и природу смогли сохранить, и новые источники энергии нашли, и лекарства от всех болезней изобрели, и жили бы без войн и катастроф.

Как работает наш мозг?

В стандартных бытовых ситуациях от человека не требуется каких-то сверхъестественных действий или знаний, потому мозг и не продуцирует никаких новых идей и не использует скрытые возможности. В нестандартных, экстренных ситуациях, наоборот, мозг «включается» на полную и предлагает определенное решение с целью снятия психоэмоционального напряжения. Все ограничения по поводу того, что мы можем или не можем делать, только в нашей голове. Все могут запоминать огромные объемы информации, решать сложные задачи, вспоминать то, что казалось давно забыто.

Способы развития нестандартного мышления

Чтобы использовать те возможности, которые не очень нужны в повседневной жизни, надо предлагать своему мозгу нестандартные задачи. Это и ежедневное заучивание 5-7 иностранных слов, и решение логических головоломок, и осуществление в уме сложных математических операций с трехзначными числами. Методика развития своего скрытого потенциала и развития умственных способностей может быть любой.

Чтобы начать развивать свой мозг, наладить межполушарные связи в нем, дать мозгу и себе некий импульс для работы, можно использовать следующие техники и упражнения:

1) Выполняйте перекрестные движения, например, махи, когда правая нога, согнутая в колене, должна коснуться левого локтя и наоборот. Эти упражнения активизируют оба полушария головного мозга и снимают умственную усталость.

2) Попробуйте одновременно выполнять вращение двумя руками в противоположных направлениях: прямая правая рука вращается по часовой стрелке, а левая – против часовой стрелки.

3) Соединяйте пальцы в колечки: на правой руке – от указательного до мизинца, соединяя их по очереди с большим пальцем, а на левой – в обратном направлении.

4) Выберите какой-то предмет, имеющийся в вашей квартире, и придумайте ему 5-10 способов применения в быту.

5) На чистом листе напишите своей ведущей рукой одно слово. Затем постарайтесь написать это слово второй рукой. Далее возьмите ручки или карандаши в обе руки и постарайтесь сразу писать двумя руками: одной – прямо, а другой – в зеркальном отражении. Если писать сложно – можно сначала рисовать фигуры: от квадрата до звездочки.

6) Произносите длинные слова наоборот, не записывая их при этом. Например, курица – ацирук.

7) Купив очередную книгу любимого автора, не заглядывайте в аннотацию, а начинайте читать. Когда дойдете до какого-то захватывающего момента, закройте книгу и постарайтесь представить, что будет дальше. Затем сравните свои представления. Так вы сможете развить способность предвосхищать события.

8) Учитесь наблюдать и припоминать. Сначала можно сосредоточиться на одном предмете, бросив на него взгляд и стараясь воспроизвести как можно больше деталей, его характеризующих. Затем сосредоточьте внимание на окружающей обстановке в доме или на улице и также как можно более полно воспроизводите детали. Самым сложным упражнением является припоминание вечером всех событий, случившихся за день: с кем общались, кого встречали, какие машины проезжали мимо, что ели на обед и т.д.

Таких способов очень много. Можно развивать мозг с помощью игр с друзьями: придумывать ассоциации, составлять новые названия давно знакомым предметам, сочинять стихи. Важно лишь не давать своему мозгу застаиваться, а постоянно подкидывать ему новые задачки.

Считается, что все люди в той или иной степени наделены способностями, но далеко не каждому удается их проявить. Чтобы использовать свой потенциал на все сто процентов, нужно научиться распознавать скрытые возможности и развивать их, следуя несложным рекомендациям.

Инструкция

Постарайтесь понять, что удается вам лучше всего. Не спешите с ответом. Возможно, вы совершенствовали не самые сильные свои стороны. Так бывает, когда, например, ребенок исполняет пожелания родителей и усиленно занимается математикой, чтобы поступить в институт, забросив занятия живописью, которые очень любил.

Пройдите простейшие тесты на профориентацию, даже если не планируете менять основной род занятий. Результаты тестов могут быть совершенно неожиданными, но не следуйте им буквально. Скажем, если вам рекомендуют занятия ландшафтным дизайном, это означает общую склонность к творческому мышлению, которое способно проявиться и в других сферах.

Если вы не можете сразу определиться с тем, в какой области лежат ваши таланты, попробуйте дело, которым вы раньше не занимались, но всегда мечтали попробовать. Например, вы с детства обожали лошадей, но так и не решились записаться в конную секцию. Дерзните сделать это сейчас! Есть вероятность, что в вас пропадает талантливый наездник.

Возможно, ваш талант не столь очевиден для окружающих. Первые шаги даже в сфере, которая вам близка, редко бывают удачными. Успех приходит с опытом. Не отчаивайтесь, если вам никак не даются гаммы на фортепиано, которое вы решили освоить в надежде стать выдающимся музыкантом. Смело идите вперед, и помните, что талант, не подкрепленный трудом, не сможет прорасти.

Не ищите в себе скрытые способности слишком напряженно. В этой тонкой сфере излишние усилия могут испортить дело. При этом не занижайте свою самооценку, верьте, что рано или поздно найдете то, что пока не проявилось.

Талантливый человек вовсе не обязан быть талантливым буквально во всем. Но хотя бы одно редкое умение у вас есть наверняка. Даже если вам не удается его сразу обнаружить, не отчаивайтесь. Рано или поздно оно отыщется само. Делайте то, что вам нравится, творите, и талант не замедлит проявить себя.

Видео по теме

Источники:

  • как открыть скрытые возможности в 2019

Работа мозга представляет собой электрические разряды между нейронами, а частота разрядов определяет настроение человека и его физиологическую активность (спокойствие или тревога, сон или состояние медитации). Также возникающие волны отвечают за мышление, познание, творчество, сновидение.

Инструкция

Мозг человека состоит из трех элементов: нейронов, дендритов и глиальных клеток. Глиальные клетки не имеют нервных окончаний, основная их функция заключается в питании клеток головного и спинного мозга, очищении центральной нервной системы от продуктов распада, в поддержании нервных связей коры головного мозга, а также в производстве энзимов, связанных с памятью.

Нейроны - это , образующие серое вещество. Их особенностью является то, что нейроны могут отмирать в той части мозга, которую человек меньше всего задействует.

Дендриты служат связующим звеном нейронов и возникают благодаря мыслительным процессам под воздействием опыта и обучения.

В обычной жизни человек не задействует все ресурсы мозга, а сам мозг подключается для решения проблем только на короткое время и только в случае крайней необходимости. Прежде всего, это связано с тем, что для активной работы мозгу требуется большое количество энергии, а процессы восстановления очень сложны. Поэтому человек после умственной нагрузки чувствует усталость и дискомфорт. Но при этом мозг получает, хранит и обрабатывает любую полученную информацию. На основе этого создается жизненный опыт, который позволяет анализировать происходящие события.

При разной нагрузке и разных процессах мозг активирует только определенную зону, которая напрямую связана с текущей задачей. Таким образом, для полноценной реализации возможностей мозгу необходимо участие всех центров (сенсорного, двигательного и ассоциативного), т.е. необходимо совмещать физические и умственные нагрузки. Базовая активность мозга есть всегда, поскольку нейроны постоянно передают информацию. В случае, если какой-либо опыт становится невостребованным, то передачи информации не происходит, а, следовательно, со временем информация теряется. Поэтому основной причиной ограниченных возможностей мозга человека можно считать именно неравномерное и неумелое использование ресурсов мозга.

В период медитации вырабатываются медленные волны, приводящие организм с состояние покоя. В моменты мозговой активности такие волны сводятся к минимуму. Когда же их количество возрастает, улучшаются сон, иммунные функции, успеваемость и производительность. Человек ощущает гармонию, благополучие, снижается стрессовое состояние и тревожность. Считается, что большинство известных гениев (таких, как Эйнштейн) постоянно пребывали под воздействием этих волн.

Видео по теме

Человеческий мозг давно является загадкой для ученых. Каждый раз открываются все новые и новые особенности и возможности его, но причинно-следственные связи расплывчаты и неоднозначны. В данной статье мы познакомимся с шестью утвержденными фактами работы мозга человека.

  1. Как вы думаете, почему таблетки-пустышки (плацебо) иногда действуют на организм человека, как мощный препарат? Все дело в мировосприятии мозга. Он не разграничивает воображение . Этот же процесс происходит и в обратную сторону. Когда мы думаем о поездке в другую страну, нам попадаются на глаза определенные культурные атрибуты. Наши навязчивые мысли становятся постепенно материальными. Если хотите изменить свою жизнь, меняйте мысли.
  2. Когда мы долго читаем, анализируем, пишем, то через несколько часов чувствуем усталость. Выясняя причину, ученые пришли к выводу, что это происходит не из-за умственного труда. Во всем виноваты наши эмоции, которые возникают при обработке информации или размышлении о насущных проблемах. Мозг же неутомим. Через него стабильно идет поток крови. Другое дело, какого она качества и сосуды. Но это уже вопрос здоровья.
  3. Мозг, по мнению большинства ученых, подобен мышцам и нуждается в тренировке. Такие развивающие занятия включают равномерную смену труда и отдыха: здоровое питание, сон, спорт на свежем воздухе, чтение, на , изучение языков, путешествия, ведение дневника и др. При регулярном соблюдении перечисленного человек становится более устойчивым к стрессам, коммуникабельным, успешным в любых делах.
  4. Наш мозг хранит целые тонны информации. Такое накопительство заметно затрудняет его работу, перегружает, гнетет человека. В качестве человеческий мозг использует функцию замены. Наполняясь новыми впечатлениями, он вытесняет старые воспоминания. Таким образом, поддерживает работу нервной и иммунной системы на должном уровне. Поэтому для избавления от плохого настроения и негативных мыслей, человеку требуется смена обстановки, .
  5. Мозг не чувствует боли. Он считывает информацию с нервных рецепторов и сосудов, которыми окружен. Но сам ничего не ощущает.
  6. Человек способен изменить свой мозг с помощью правильных установок. Последние формируют определенные нейронные связи, которые, в свою очередь, влияют на поведение. Если человек сомневается или вовсе отрицает возможность повышения на работе, то он его и не получит. Потому как уже запускает неправильный, негативный процесс. При оптимистичном настрое ситуация может повернуться выгодной стороной. Только не стоит оптимизм путать с самоуверенностью. Результатом последней является лень и поспешные решения.

P.S.

Человеку подвластно многое. Главное, верить и уметь правильно задать команду мозгу. А уж он точно найдет верный путь к развитию и успеху.

Что делает человека человеком? Ответов на этот вопрос можно отыскать немало, но один из самых распространенных и верных заключается в том, что человек обладает высоким самосознанием, способен мыслить и имеет мозг, многократно превосходящий по своему развитию мозг любого другого известного науке живого существа. За тысячи лет эволюции разум и мозг человека претерпели огромное количество существенных изменений, а сам этот прогресс основывается на способности к развитию. Именно по этой причине люди перешли в своем мышлении на качественно новый уровень.

Но несложно догадаться, что и человечество в целом, и каждый из нас в отдельности еще не пришел к вершине своих возможностей. А это значит, что мозг до сих пор постоянно развивается. Но более интересно то, что на развитие своего главного органа мы в состоянии повлиять самостоятельно. Мало того – это еще и обязанность каждого, ведь в первую очередь от степени развития мозга зависят личные жизненные результаты, эффективность работы, успехи в обучении, овладении новыми навыками и общении с другими.

Беря во внимание все вышесказанное, сегодня мы хотим побеседовать на тему развития мозга. Далее вы узнаете интересную информацию о мозге человека, его функции и особенности развития, полезные советы, упражнения и способы тренировки. Из всего этого может сложиться эффективная система , которая может применяться вами каждый день. И для начала мы скажем несколько слов о мозге человека в целом, чтобы лучше понять, как развить его максимально.

Коротко о мозге человека

Мозг человека – самый загадочный и таинственный орган, и многие проводят аналогию между ним и компьютером. На протяжении всей своей жизни человек что-то узнает и , а вся информация, обладающая для него той или иной полезностью, переходит в его память и хранится там, пока ему это нужно. Если же какие-то данные становятся неактуальными, мозг просто-напросто стирает их.

Функции мозга можно перечислять очень и очень долго, но главное – это то, что от него зависит мышление, память, воображение, речь, чувства, восприятие, самосознание. Естественно, этот список намного больше, и если вам хочется узнать о мозге человека и его развитии еще, вы можете найти и почитать специализированные книги (Роджер Сайп, Джон Медина, Дмитрий Чернышев и другие авторы).

Мозг представляют правое и левое полушария, связанные друг с другом мозолистым веществом, служащим для передачи информации между ними. Если повреждается одно полушарие, как правило, повреждается и второе. Но известны случаи, когда, например, при разрушении левого полушария его функции брало на себя правое, и наоборот, благодаря чему человек мог продолжать жить полноценной жизнью. Что же касается этих самых функций, они различны.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление и работу с числами. Оно обрабатывает и анализирует информацию в конкретной, строгой последовательности. А правое полушарие ответственно за чувственное восприятие и творческое мышление – с его помощью воспринимается музыка, запахи, цвета, искусство и т.д. Это же полушарие помогает человеку ориентироваться в окружающем его пространстве. А благодаря его свойству синтезировать имеющуюся информацию, человек получает возможность креативно мыслить, находить нестандартные решения, решать головоломки, выполнять всевозможные упражнения и играть в игры на развитие мышления и воображения (кстати, говоря о развитии мышления, не будет лишним упомянуть про , пройдя который вы сможете овладеть двенадцатью различными мыслительными техниками).

В принципе, рассмотренной информации более-менее достаточно для приблизительного понимания устройства работы мозга человека. И остается лишь заметить, что благодаря специальным упражнениям мозг можно развивать и делать более мощным. Однако очень важно обратить внимание на так называемые подготовительные мероприятия, ведь неважно, будет тренироваться мозг ребенка или мозг взрослого, он в любом случае должен быть подготовлен к этому.

Как подготовить мозг к тренировкам

Существует три основных правила, которые следует принять во внимание, чтобы сделать свой мозг более эластичным, податливым и готовым к восприятию и усвоению новой информации, а также последующему ее воспроизведению и грамотному применению.

К этим правилам относятся:

  • Устранение гиподинамии. Это означает, что вы должны обеспечивать себя необходимым количеством физической активности. Гиподинамия свойственна людям, ведущим пассивный образ жизни или просто мало двигающимся, например, тем, чья деятельность предполагает провождение большого количества времени в сидячем положении, к примеру, школьникам и студентам, любителям часами играть в компьютерные игры или . А негативные последствия гиподинамии выражаются в том, что она не дает расщепляться жировым кислотам, находящимся в организме, что приводит к возникновению холестериновых бляшек на сосудах, препятствующих нормальному кровообращению. Кровь же обеспечивает органы, в том числе и мозг человека, нужным им количеством кислорода, и, если этот процесс нарушен, функции мозга тоже нарушаются, вследствие чего ухудшается и эффективность его работы (в особенности гиподинамия отрицательно воздействует на мозг ребенка и пожилого человека).
  • Обеспечение организма фосфатами и углеводами. Здесь мы скажем лишь о том, что, во-первых, нужно включить в свой рацион продукты, богатые фосфором (тыква, зародыши пшеницы, мак, соевые бобы, кунжут, плавленый сыр, орехи, овес, фасоль и другие), а также продукты с высоким содержанием полезных углеводов (рис, кукурузные хлопья, отруби, макароны, кефир, молоко, креветки, рыба и другие). Кстати, вы можете почитать о правильном питании. А во-вторых, вам следует минимизировать или полностью отказаться от употребления алкоголя, губительно воздействующего на нейроны головного мозга. Помимо зловредного спирта, в состав алкоголя входит углекислый газ, и вместе со спиртом он оказывает на клетки мозга очень мощное разрушающее влияние.
  • Употребление воды. Подробно о пользе воды мы , а сейчас только напомним, что чистая вода помогает организму очищаться от токсинов и шлаков, а также способствует , поддерживая нейронную связь. Чтобы обеспечить себя оптимальным количеством воды, вы должны выпивать литр воды в сутки в расчете на 30 кг собственного веса. Если же вы подвержены чрезмерному воздействию стрессов, то количество употребляемой воды желательно увеличить еще больше.

Следуя этим трем правилам, вы создадите серьезный фундамент для тренировки мозга. И любая система развития должна основываться на них – мозг ребенка и мозг человека взрослого требует особого «ухода» и внимания к себе. А еще немало полезной информации на представленную тему содержат в себе тематические книги (Роджер Сайп, Марк Уильямс и Денни Пенман, Алекс Ликерман и другие авторы).

Развитие обоих полушарий мозга

Вспомним: левым полушарием обрабатывается речевая и численная информация, логика, выводы, анализ, линейность и т.п. Правое полушарие обеспечивает пространственную ориентацию, цветовое восприятие, восприятие форм, звуков, цветов, ритмов, сновидений и т.д. Вообще, конечно, данные воспринимаются обоими полушариями, но каждое из них преобладает именно в своей области (о функциональной асимметрии вы можете почитать в ).

Отсюда вывод: развивая какое-то одно полушарие, можно, например, «поднатаскаться» в способности воспринимать образы и стать суперкреативным, но в то же время испытывать серьезные трудности с решением арифметических задач. Или, наоборот, можно стать профи в аналитике, но быть неспособным видеть красоту в картинах или не уметь составить банальный стишок из четырех строк.

Поэтому в учебных заведениях зачастую преподаются не только профилирующие дисциплины, но и те, что совершенно не связаны со специальностью. Вспомните тех же математиков, изучающих литературу, историю и другие гуманитарные предметы, или филологов, в расписании которых есть технические дисциплины. Это служит еще одним доказательством того, что развития требуют оба полушария. И для этого вы можете прибегнуть к выполнению следующих упражнений:

Упражнение 1

Для выполнения первого упражнения вам понадобится напарник. Пусть он чем-то завяжет вам глаза. Как только это будет сделано, прогуляйтесь немного по помещению или территории, где вы находитесь в данный момент. После этого дайте ответы на следующие вопросы:

  • Увеличилась ли активность ваших органов чувств, и если да, то как?
  • Что помогало вам преодолевать неуверенность из-за невозможности видеть?
  • Какие звуки вы успели запомнить?
  • Было ли что-то, что вас настораживало?
  • Было ли что-то, что вас успокаивало?

Основываясь на этих ответах, вы поймете, как реагирует организм на отключение одного из органов чувств. А само упражнение поможет вам активизировать дополнительные ресурсы обоих полушарий.

Упражнение 2

Посредством второго упражнения вы научитесь синхронизировать работу обоих полушарий своего мозга. Выполняется оно так:

  • Встаньте прямо и вытяните вперед или вверх обе руки;
  • Нарисуйте в воздухе левой рукой круг, а правой – квадрат;
  • Выполняйте упражнение, пока не добьетесь успеха, а затем поменяйте руки.

Также это упражнение можно усложнить, рисуя в воздухе руками более сложные фигуры. А на основе идеи этого же упражнения есть даже специальная система развития обоих полушарий. Смысл ее состоит в том, чтобы выполнять привычные вещи нестандартными способами. Можно, к примеру, мыть посуду, чистить зубы или кушать другой рукой, держать телефон у другого уха, носить сумку или рюкзак на другом плече (под словом «другой» понимается для правшей – левая сторона, а для левшей – правая).

Упражнение 3

Банальное и простое на первый взгляд упражнение, но в действительности оно отлично помогает синхронизировать работу правого и левого полушарий. Выполняется следующим образом:

  • Поглаживайте правой рукой живот по часовой стрелке;
  • Теперь левой рукой легонько постукивайте по голове вертикальными движениями;
  • Немного потренировавшись, выполняйте указанные движения одновременно.

Интересно, что очень часто руки как бы сами начинают путать движения: левая рука делает то, что должна правая, а правая – то, что должна левая. Упражнение очень интересно, а после того как первый вариант будет освоен, просто поменяйте руки.

Очень эффективно использовать три этих упражнения, когда требуется оказать воздействие на мозг ребенка. Но и для взрослых они будут крайне полезны – при кажущейся простоте, они прекрасно тренируют мозг, вследствие чего улучшается мышление, память, воображение и т.д. Но будет еще лучше, если вы совместите свои тренировки с развитием мышления, например, с прохождением .

Упражнения двух последующих групп можно выполнять отдельно и совместно друг с другом, а также в комплексе с уже рассмотренными. Зависит этот ваших личных потребностей и предпочтений.

Развитие левого полушария мозга

Здесь мы также рассмотрим три упражнения:

Упражнение 1

Смысл очень прост – всего лишь нужно выполнять все действия и манипуляции с объектами окружающего мира при помощи правой руки. Несмотря на то, что для правшей это естественно, даже для них это будет крайне необычно, а левши получат превосходную практику.

Упражнение 2

Это упражнение не намного сложнее предыдущего – для развития левого полушария ежедневно уделяйте немного времени на и решение арифметических задач.

Упражнение 3

Опять же очень простое упражнение – каждый день по 30-40 минут разгадывайте кроссворды и сканворды. Их разгадывание считается по большей части аналитическим, нежели интуитивным процессом, а значит, и задействовано в нем левое полушарие.

Развитие правого полушария мозга

В этой группе представлено четыре упражнения:

Упражнение 1

Систематически прослушивайте любимую музыку, и фантазированию, т.к. именно за это отвечает правое полушарие мозга. Чем раскованнее вы будете себя чувствовать, тем лучше.

Упражнение 2

Для развития правого полушария выполняйте все действия и манипуляции с объектами окружающего мира левой рукой. Если в предыдущем блоке неудобства испытывали левши, то в этом случае постараться придется правшам. Кстати, будет классно, если и читать и писать вы будете учиться справа налево, для чего очень эффективно заниматься арабским письмом. Заодно вы будете и тренировать память.

Упражнение 3

Т.к. правому полушарию в больше степени свойственно синтезировать, а не анализировать данные, уделяйте время рисованию, ведь именно во время рисования развивается абстрактное мышление. Выделяйте ежедневно по 30 минут для этого. Кроме того, рисование можно заменить или совместить с дизайном интерьера или одежды. Дополнительным плюсом это упражнения можно назвать .

Упражнение 4

Развивайте в себе эмпатию. Это означает, что нужно развивать в себе способность к сопереживанию и восприятию мира глазами других людей. Учитывая это, правое полушарие развивается просто прекрасно, а подробно о развитии эмпатии вы можете узнать, перейдя по .

Все упражнения, о которых мы поговорили, при регулярном выполнении сделают ваш ум более острым и гибким, а мозг – натренированным и способным на серьезные достижения. Самое главное – это не забывать уделять внимание обоим полушариям.

И напоследок еще несколько хороших советов для развития мозга:

  • Занимайтесь спортом ( , ходите в бассейн, совершайте пробежки и т.д.);
  • Общайтесь с окружающими людьми на интересные темы;
  • Обеспечивайте себя полноценным сном и хорошими условиями для отдыха;
  • Правильно питайтесь и ешьте больше витаминных продуктов;
  • Развивайте стрессоустойчивость и позитивное мышление;
  • Играйте в развивающие игры и шахматы;
  • Читайте познавательную литературу и развивающие книги (Роджер Сайп, Кэрол Дуэк, Артур Думчев и т.д.);
  • Занимайтесь самообразованием и проходите курсы по развитию мышления (курс по когнитивистике ).

Такая система развития позволит вам всегда личностно расти, тренировать интеллект и иметь активный, здоровый и сильный мозг. Желаем вам успехов и возможности использовать свой потенциал по максимуму!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Чтобы легко и быстро запоминать номера телефонов друзей, важные даты имена, нужно тренировать мозг и раскрывать его потенциал. Вот 60 простых советов, как быстрее думать, улучшить память, лучше усваивать информацию и использовать весь потенциал своего мозга.

Можете начинать выполнять их прямо с сегодняшнего дня:

  1. Решайте загадки и головоломки.
  2. Развивайте амбидекстрию (способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой). Старайтесь чистить зубы, расчесывать волосы, манипулировать компьютерной мышью своей неосновной рукой. Пишите обеими руками одновременно. Меняйте руки во время еды при пользовании ножом и вилкой.
  3. Научитесь наслаждаться такими вещами, как парадоксы и оптические иллюзии.
  4. Блокируйте одно или несколько ощущений. Ешьте с завязанными глазами, затыкайте на время уши, принимайте душ с закрытыми глазами.
  5. Развивайте сравнительные вкусовые ощущения. Учитесь полноценно чувствовать, смаковать вино, шоколад, пиво, сыр и что-нибудь еще.
  6. Научитесь печатать вслепую.
  7. Придумывайте новые способы применения обычных предметов. Сколько разных способов вы можете придумать, например, для гвоздя? Десять? Сто?
  8. Не останавливайтесь на очевидном, устремляйтесь мысленно дальше первого, «верного» ответа на вопрос.
  9. Изменяйте установленный порядок вещей. Задавайте себе вопрос «А что если?..»
  10. Бегайте, резвитесь, занимайтесь спортом.
  11. Развивайте критическое мышление. Опровергайте распространенные заблуждения.
  12. Рисуйте, чертите автоматически. Вам не нужно быть для этого художником.
  13. Займитесь каким-нибудь видом искусства - скульптурой, живописью, музыкой - или испытайте себя в каком-либо другом творчестве.
  14. Изучайте искусство показывать фокусы, развивайте ловкость рук.
  15. Стремитесь к тому, чтобы постоянно испытывать легкое чувство голода.
  16. Сидите прямо.
  17. Пейте много воды.
  18. Разнообразьте виды деятельности. Выберите для себя увлечение, хобби.
  19. Практикуйте короткий сон.
  20. Слушайте музыку.
  21. Объявите войну своей склонности к отсрочкам, промедлению.
  22. Играйте в шахматы или другие настольные игры.
  23. Играйте в игры «для ума». Судоку, кроссворды и бесчисленное множество других игр к вашим услугам.
  24. Рассматривайте каждую идею, приходящую к вам. Заведите блокнот и составьте банк идей.
  25. Позвольте своим идеям развиваться. Возвращайтесь к каждой из них через определенные промежутки времени.
  26. Проводите «тематическое наблюдение». Постарайтесь, например, отмечать предметы красного цвета как можно чаще в течение дня. Отмечайте автомобили конкретной марки. Выберите тему и концентрируйтесь на ней.
  27. Ведите дневник.
  28. Изучайте иностранные языки.
  29. Читайте длинные слова наоборот. !еинеджуборП
  30. Измените свое окружение - измените место расположения предметов, мебели.
  31. Пишите! Пишите рассказы, поэзию, заведите блог.
  32. Изучайте технику быстрого чтения.
  33. Учитесь методу определения дней недели для любой даты.
  34. Старайтесь по ощущениям оценивать промежутки времени.
  35. Подружитесь с математикой. Боритесь с «неумением считать».
  36. Изучайте систему образного мышления для развития памяти.
  37. Запоминайте имена людей.
  38. Тренируйте концентрацию внимания и полное отсутствие мыслей.
  39. Измените привычную скорость различных видов деятельности.
  40. Делайте только одно дело за раз.
  41. Настраивайтесь на непрерывное обучение в течение всей своей жизни.
  42. Путешествуйте за рубежом. Знакомьтесь с образом жизни людей других стран.
  43. Время от времени общайтесь с людьми, чье мировоззрение отличается от вашего.
  44. Участвуйте в мозговых штурмах.
  45. Изменяйте способы планирования будущего: кратковременное/долговременное, коллективное/индивидуальное.
  46. Измените средство общения: используйте бумагу вместо компьютера, голосовую запись вместо письма.
  47. Читайте классиков.
  48. Составляйте краткое содержание книг.
  49. Высказывайте свои проблемы вслух.
  50. Описывайте свои ощущения в мельчайших деталях.
  51. Смешивайте ощущения. Сколько весит розовый цвет? Как звучит запах лаванды?
  52. Спорьте. Защищайте свои доводы. Попытайтесь также принять точку зрения оппонента.
  53. Будьте любопытными.
  54. Бросайте вызов самому себе.
  55. Развивайте искусство визуализации. Уделяйте этому минимум 5 минут в день.
  56. Заведите словарь интересных слов.
  57. Ищите метафоры. Связывайте абстрактные и конкретные концепции.
  58. Идите каждый день разным маршрутом. Меняйте улицы, по которым вы идете на работу, бегаете трусцой или возвращаетесь домой.
  59. Устанавливайте различные операционные системы на ваш ПК.
  60. Развивайте словарный запас.

Границы возможностей человеческого мозга гораздо шире, чем мы привыкли думать. Что будете уметь, знать и помнить вы, зависит только от вашего желания и упорства. Удачи!

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.


Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное - делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта - .

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Упражнения и советы, как развивать мозг, чтобы наполную использовать его резервы для достижения успеха во всех сферах нашей жизни!

Среднестатистический человек использует способности своего мозга всего на 10%.

То есть, остальные 90% преспокойно себе наслаждаются бездельем, а мы должны довольствоваться крохами?!

А представьте себе, каких успехов вы могли достичь, если бы развивали свои умственные способности.

Кстати, сделать это вполне реально, если проявить должное усердие и не ленится ежедневно заниматься.

Хотите узнать, как развивать свой мозг ?

Тогда внимательно запоминайте советы, которые помогут вам.

А реально ли вообще развивать свой мозг или это выдумка?

Еще в начале ХХ века было предостаточно скептиков, которые утверждали, что ни мозг, ни память, ни внимательность развивать нельзя.

Нужно жить с тем, что тебе дал Боженька.

Природные данные действительно важны, ведь чем качественнее продукты, которые вы используете, тем вкуснее получится торт.

Если природа наделила вас впечатляющим исходником, то, постоянно пытаясь развить мозг, вы можете достичь великолепных результатов.

Но даже и тем, кто имеет дело с менее качественным материалом, можно при помощи специальных упражнений значительно улучшить свои умственные способности.

Люди-феномены, которые поражают нас возможностями своего мозга, действительно существуют.

Взять хотя бы гениальных ученых, которые совершали открытия, перевернувшие мир.

Я почти не смотрю сериалы, но в один – «Менталист» – просто влюбилась.

Главный герой этого телепродукта – человек, которому удалось развить свой мозг настолько, что после просмотра очередной серии казалось: перед нами не человек, перед нами – робот, под черепной коробкой которого – жесткий диск, куда он записывает информацию.

Кстати, в одной из серий, готовя своего коллегу к какому-то заданию, «менталист» сам объяснил главный секрет, как развивать мозги и : чтобы запомнить в краткие сроки большой объем информации, нужно представить, что наш мозг – дом с множеством комнат и мы распределяем данные по этим комнатам.

Попробуйте этот метод симпатичного киношного героя, возможно, он поможет вам развить мозг.

Как развить мозг? Постоянно нагружать его!


Я не случайно частенько в своих статьях повторяю вам: не ленитесь, ежедневно кормите свои мозги полезной информацией, перед сном не в соцсетях лазайте, а книги читайте, постоянно узнавайте что-то новое.

Так незаметно для себя можно развивать свой мозг.

Нарастить мышцы и довести свое тело до идеального состояния можно лишь благодаря комплексным нагрузкам.

С мозгом то же самое.

От прочтения полезной статьи или просмотра развивающего видео раз в месяц толку будет мало.

Развивать таким образом ничего не выйдет.

А вот если у вас появится привычка ежедневно это делать, да выполнять специальные упражнения, да еще и прислушиваться к советам психологов по поводу того, что помогает развивать мозг, то уже через полгода вы увидите, насколько улучшились ваши умственные способности.

Ну, вот вам простой книжный пример того, как регулярные нагрузки помогают развивать мозг.

Герой книги «Цитадель» современного украинского автора не давал своему мозгу расслабиться, постоянно собирая кубик-рубик.

Его привычка (точнее умственные способности, которые он улучшил благодаря ей) поначалу страшно выводила друзей, но очень помогла им, когда они попали в серьезную переделку.

Да, пусть я привела вам пример из книги и сослалась на выдуманного автором персонажа, но способ, благодаря которому он старался развивать мозг, вполне реальный.

Столь же эффективны для этого дела ребусы, головоломки, кроссворды, сканворды и т.д.

Помощники, которые подсобят вам развивать мозг

Если вы действительно хотите добиться максимально высоких результатов в любом деле, то нужно создать идеальные условия для этого.

К примеру, дрожжевое тесто никогда не поднимется, если вы будете его делать в скверном настроении, постоянно орать и хлопать дверью рядом с ним, да еще и расположите опару на сквозняке.

Ну, возможно чудо и произойдет, но это – вряд ли.

Намерения развивать мозг очень похвальны, но улучшить свои умственные способности практически нереально без:

    Правильного питания.

    В вашем рационе обязательно должны быть продукты, которые служат строительным материалом для ваших мозгов: орехи, рыба (лосось, скумбрия, треска, форель, мойва), кисломолочные продукты, нежирное мясо, зелень, фрукты, овощи, злаки, черный шоколад (этим продуктом увлекаться не стоит, становиться умной в ущерб своей фигуре – глупое занятие).

    Спортивных тренировок.

    Казалось бы, причем к развитию умственных способностей качание пресса.

    А вместе с тем именно физические нагрузки помогают насытить клетки кислородом, повысить работоспособность, да и сбрасывать лишние килограммы, полученные благодаря черному шоколаду, нужно ведь. 🙂

    Отказа от вредных привычек.

    Сигареты и алкоголь, не говоря уж о наркотиках, убивают мозговые клетки со страшной силой.

    И много пьете?

    И что вы собрались развивать? Свой покалеченный мозг?

    Сна и отдыха.

    Да, те самые 8 часов, необходимые нам, чтобы организм полностью восстановился.

    Я не только вам это повторяю постоянно, но и себе, потому что также частенько нарушаю режим.

    Свежего воздуха.

    Совершайте прогулки на улице ежедневно или хотя бы не ленитесь проветривать помещение, чтобы клетки получали достаточно кислорода.

Эффективные упражнения, которые помогут развивать мозг

Самые неленивые могут выполнять ежедневно специальные упражнения, очень эффективные, если вы хотите развивать мозг.

Я выбрала для вас 5, но в интернете вы сможете найти их гораздо больше:

  1. Сосчитайте от 1 до 20, а затем от 20 до одного, постепенно увеличивая цифровой ряд.
  2. Произносите слова наоборот.

    Начните с односложных, постепенно переходя к более длинным словам.

    Если вам очень трудно выполнять это упражнение, то на начальном этапе пишите их на бумаге, главное – не ленитесь развивать свои умственные способности.

  3. Подберите к каждой из букв алфавита 5, 15, 30 слов – насколько хватит вашей фантазии.
  4. Назовите 25 мужских имен, а теперь – 25 женских.
  5. Поиграйте сам с собой в города: назовите город, а затем назовите населенный пункт, что начинается с последней буквы названного вами города и т.д.: Киев, Винница, Астрахань…

Развивать мозг можно также при помощи разгадывания загадок, игры в карты, настольных игр – те же шахматы или шашки.

Проводить вечера с любимым человеком, играя в настольные игры куда более полезно для мозгов, чем за просмотром тупых сериалов.


Чтобы уж гарантировано добиться великолепных результатов, ловите еще несколько советов, которые, по мнению ученых, помогают развивать мозг:

    Изучайте иностранные языки.

    Во-первых, это полезно: сможете не только зарабатывать хорошие деньги, используя свои знания, но и во время путешествий сможете чувствовать себя своим за границей.

    Во-вторых, – отличная тренировка умственных способностей.

    Исполняйте классическую музыку.

    Вы слышали когда-нибудь об «эффекте Моцарта»?

    Вот и я раньше не слышала.

    А немецкому ученому удалось доказать, что дети, которые учатся играть на музыкальных инструментах классику, развиваются куда лучше своих сверстников.

    Что мешает вам освоить какой-нибудь музыкальный инструмент?

    Да, виртуозом вы не станете, но ведь у вас другая цель: развить свой мозг.

    Решайте математические задачки.

    Даже обычный пересчет сдачи или сложение сумм в чеке, полученном в магазине, помогают развивать мозги.

    А если заняться одной из точных наук всерьез, можно добиться хороших результатов.

А в видеоролике ниже представлены 10 интересных способов,

чтобы развить мозг и стать умнее:


Сегодня не обязательно довольствоваться тем, что дала тебе природа.

Над подаренным ей материалом можно и нужно работать.

Задумываясь, как развивать мозг , вы уже делаете первый шаг на пути к изменениям своей жизни.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту



Рассказать друзьям