Как решать любые проблемы. Пять советов как научиться решать проблемы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как только ребенок начинает осозновать себя и окружающую действительность, он также понимает, что в мире не так все просто. Не всегда можно получить кушать, что и когда хочется, если упал, то коленка болит, а мама с папой могут наругать за провинность. Это все - проблемы, которые с возрастом приобретают все более серьезный характер. Согласитесь, то, из-за чего вы переживали в подростковом возрасте, кажется несерьезным к двадцати годам, и вы бы с удовольствием поменялись с самим собой двадцатилетним в сорок лет.

Со временем, правда, кажется, что справится можно с любой ситуацией. Выходит, решаемая проблема - любая? Да, но иногда, находясь лицом к лицу со сложной ситуацией, непросто найти выход. В этом посте мы расскажем, как эффективно справляться с непростыми жизненными обстоятельствами, чтобы впоследствии гордо сказать: "Данная проблема решена!"

Что является проблемой?

Любая ситуация, которая вызывает у нас ощущение дискомфорта, называется проблемой. Не все проблемы равноценны. Если вы поломали ноготь или порвали колготки перед важной деловой встречей, это неприятность одного рода, справиться с которой достаточно просто. Если же жизнь лишает человека работы или крова над головой, это трудность совсем другого характера. Решаемая проблема - любая, но чтобы не было путаницы, принято делить проблемы по видам.

Виды проблем

Проблемы можно разделить на объективные и субъективные . Объективными являются те жизненные обстоятельства, которые всерьез мешают жизни личности. Например, человек теряет близких людей, источник дохода, заболевает.

Субъективные проблемы - это те ситуации, которые окружающим могут быть не видны или не понятны, но для жизни индивидума они представляют угрозу, не меньшую, чем объективные. Например, это ссоры с близкими или родными, недопонимание с коллегами, фобии, комплексы. Очень часто субъективные проблемы связаны с какими-либо страхами личности. В некотором роде проблемы субъективные опаснее для человека, чем объективные. Ведь можно накрутить себя, не имея для этого реальных оснований.

Еще одна классификация проблем: внешние и внутренние.

Внешние проблемы - те, которые личность связывает с внешним миром. "Меня часто кусают собаки", "Меня не любит начальник, вечно кричит на меня и нагружает заданиями", "У меня проблемы в общении с противположным полом". Это реальные проблемы, идущие к человеку из внешнего мира.

Внутренние связаны с душевными переживаниями. "Я боюсь общаться с девушками", "Я опасаюсь собак", "Терпеть не могу оставаться с начальником наедине, чувствую себя с ним некомфортно". Этот вид проблем более субъективен, он основывается на чувствах, интуиции, восприятии мира.

Шаг первый - относитесь проще

Человеку не выпадает на его участь больше, чем он может вынести. Вспомните самые черные дни вашей жизни, когда казалось, что вы этого просто не переживете. И что? Время прошло, и вы вспоминаете о ситуации если не с улыбкой, то в любом случае просто пережили проблему и продолжаете жить. Исходя из знания, что пережить можно все и даже чувствовать себя вполне счастливым в будущем, примите для себя как данность, что не стоит сразу относится к проблеме как к концу света.

Решаемая проблема - это та, к которой вы изначально относитесь просто, а не та, которую легко разрешить. Не накручивайте себя, не и не плачьте над тем, что уже свершилось. Примите произошедшее, мысленно переместитесь в будущее, где все уже хорошо, и тогда ситуация не будет казаться вам катастрофической.

Не держите в себе

Наверное, вряд ли кто-то в восторге от того, что его используют как жилетку. Но для того ведь и нужны близкие и родные люди, верно? Если у вас случается неприятность, то совсем не стыдно подойти к другу или родному человеку и сказать: "Помогите решить проблему!". Это как раз тот случай, когда две головы быстрее одной сообразят, как поступить в сложной ситуации. Кроме того, рассказывая стороннему человеку о своей проблеме, вы упорядочиваете для себя ситуацию и смотрите на нее более трезво.

Не приносите работу домой и личную жизнь на работу

Если вы хотите быть человеком успешным, организовывать жизнь граммотно, имеет смысл разграничивать работу и семейную жизнь. Так, если у вас происходят ссоры в семье, близится разрыв с близким человеком или вы узнаете о предательстве, очень сложно сохранять спокойствие и быть уравновешенным на работе. Между тем придется, если вы не хотите снискать славу человека истеричного.

Также верно и обратно. Конфликты с коллегами, проблемы во взаимоотношениях с боссом или работа не клеится? Это все очень неприятно, но вымещать свою злобу и страх на близких неверно. Вспомните о том, что проблемой стоит делится - спокойно объясните дорогим людям ситуацию. Возможно, со стороны ваше обстоятельство не покажется сложным или неразрешимым, и вы не только облегчите бремя, но и получите дельный совет. Помните, что решаемая проблема - любая, с чем бы она ни была связана, но разрешить ее можно только если пытаться это сделать.

Не все сразу

Некотоым удается очень легко упорядочить свою жизнь, и кажется, что проблемы у таких людей не возникают вовсе, а если и возникают, как-то быстро они исчезают. На самом деле, ошибочно мнение, что у других все хорошо, и только мне не везет. Сложности возникают у всех, и порой идут одни за другими. Но есть один нюанс. Если у вас настала невезения (а такое бывает, никуда от этого не денешься), не пытайтесь разрешить все обстоятельства сразу, одним махом.

Люди, решающие проблемы легко и быстро, делают это постепенно. Невозможно справиться с массивом сложностей сразу, как невозможно выполнить несколько разноплановых задач одновременно. Результатом попытки охватить все сразу станет то, что вы ни одной проблемы. Решите для себя, что является более серьезным и срочным, а что может подождать, и действуйте в порядке спланированной очередности.

Не дайте стрессу взять верх над вами

Проблемы не могут оставлять равнодушным даже самого выдержанного человека, и в результате вы можете столкнуться со стрессом. Как следствие - нарушение сна и аппетита, апатия, нежелание вообще что-то делать, потеря интереса к жизни. Стресс - это серьезное нервное расстройство, которое затрагивает не только психо-эмоциональное состояние, но и физиологию организма. Это чревато болезнями и ощущением того, что вам плохо уже и на уровне организма.

Чтобы не дать стрессу овладеть вами, развейтесь. Очень сложно расслабиться, когда у вас проблема или даже несколько, но если вы не разгрузитесь, то можете серьезно заболеть. Лучше всего проведите время в компании близких людей, с которыми не стоит говорить о ваших сложностях. Наоборот, отвлекитесь и представьте, что ничего не отягощает вашу жизнь. Если в компании вам быть неуютно, можете сходить на концерт или выставку, посетить кинопремьеру, снять номер в отеле и провести время в новом комфортном месте.

Что дальше

Пройдет и это

Если вы все не можете выбросить проблему из головы, то вспомните кольцо царя Соломона. Представьте, сколько сложных и запутанных ситуаций может быть у царя! Между тем он слыл в народе правителем мудрым и уравновешенным. Возможно, смотреть на жизнь правильно ему помогало его кольцо. На внутренней его стороне была гравировка "Пройдет и это" . В жизни так и происходит - философский взгляд на бренность и недолговечность всего сущего решает многие проблемы.

Завод, который производит помидоры и картофель в промышленных масштабах. Городское промышленное производство овощей. Первая в промышленных масштабах вертикальная фермы открылась в городе (Сингапур), с целью уменьшения зависимости от продовольствия. Собственно, такое решение кажется вполне логичным, местные жители оценили свежесть и качество доморощенного продукта. В отличие от товара, где сложно проследить за безопасностью технологии выращивания, в случае вертикальной фермы это лишь солнечный свет и вода, и никаких пестицидов. это дало им обрести огромную популярность у местных потребителей, и они раскупаются очень быстро. В результате, компания производит две тонны овощей в день. Запасенная в верхних участках дождевая вода, при стекании вниз вращает платформы, так что происходит их постоянное изменение ориентации в пространстве и достигается равномерное распределение солнечного света. При этом урожайность в 5–10 раз выше, чем при традиционном возделывании земель на аналогичном участке. Концепция вертикальных ферм, дают единственную возможность накормить население будущего, Сингапур положил начало, и я уверен, многие города последуют его примеру, ведь идея то стоящая. Так, гибрид помидора и картофеля самостоятельное растение, над которым британская компания Thompson & Morgan работала 15 лет. Вместо ботвы на нем растут томаты, а вместо корней - картошка. Представители компании уверяют, что сверху можно собрать более 500 помидоров, которые слаще любых других сортов. В этом же время в земле будут расти замечательные клубни белого сорта картофеля, который пригоден для варки, жарки и приготовления чипсов. Новое растение носит запатентованное название TomTato. Британцы уверяют, что TomTato - не результат генетической модификации, а натуральный и безопасный продукт. http://www.bbc.co.uk/news/uk-england-24281192
Как их выращивать? Для этого подойдет и закрытое помещение, и открытый воздух. Можно даже в горшке. TomTato любит компост и боится заморозков, томаты можно снимать с июля по октябрь. А вот урожай картофеля будет только один - его можно выкопать после того, как закончатся помидоры. Производство в вертикальных теплицах, в условиях города. Приблизительно через 50 лет 80% населения Земли будут жить в городах. А к нынешним 7 с лишним миллиардам добавятся ещё 3 миллиарда. Чтобы их всех накормить, следует перенести в города сельское хозяйство, конкретная архитектура фермы в высотном здании может варьироваться, производство пищевых продуктов не будет зависеть от капризов погоды. Такая ферма будет давать несколько урожаев в год. Ещё одно преимущество – изолированные растения будут защищены от инфекций, поражающих поля. То же верно и в отношении вредителей, ферма способна обеспечить полноценным питанием 10 тысяч человек, внутри здания гораздо удобнее организовывать уход за растениями и животными, уборку урожая, контроль над качеством и биологической безопасностью продукции. И это – с нынешним уровнем технологий. Зачем «тащить» ферму в город и городить десятки этажей? Казалось бы, более передовые системы сельского хозяйства вполне можно развивать и вне городской черты, да и свободные от полей земли ещё есть. Но Во-первых – стоимость транспортировки: топлива, запчастей для техники и удобрений из промышленных центров в удалённые аграрные области и урожая обратно, «в центр» – это не только затраты на перевозку, но и горючее для машин, выброс вредных веществ. А дополнительный рост лесов вокруг городов – даст возможность городу вздохнуть. Гидропоника, высокотехнологические фермы – всё это уже есть. Людям нужно лишь сделать следующий логический шаг – уплотнить такие производства, «вырастив» их до высотных зданий, расширить перечень растений, которые будут выращиваться, дополнить их животными и, перенести фермы непосредственно туда, где сконцентрированы потребители, то есть - в мегаполисы.

Что делать, если вы не знаете, как решить проблему. Безвыходные ситуации.
Когда в нашей жизни наступают тяжелые жизненные обстоятельства, мы, как правило, с головой погружаемся в свои переживания, задаемся вопросами: «за что мне это?», «почему это случилось именно со мной?», которые нам вовсе не помогают, а наоборот, ухудшают наше психоэмоциональное состояние.

Мы еще больше концентрируемся на беспокоящей нас проблеме, погружаемся в негативные эмоции, большую часть времени посвящаем поиску решений и все равно не можем его найти. Мы расстраиваемся и теряем веру в себя. Большая часть людей, не видя выхода из ситуации, постепенно смиряется с негативными переменами и продолжает плыть по течению жизни, надеясь, что со временем все разрешится и течение вынесет их на более благоприятный берег.

Помните, когда мы зациклены на какой-то проблеме, мы смотрим на мир и воспринимаем его через призму этой проблемы, и не замечаем остальное, а ведь это может быть ключом к преодолению этой трудности.

Вам необходимо осознать одну истину: решение всегда есть, и мы знаем о нем.
Есть 2 важных момента , на которые я хотела бы обратить ваше внимании:

– нет безвыходных ситуаций, есть решения, которые нам не нравятся
– из-за того, что решение проблемы может потребовать выхода из зоны комфорта, преодоление своих страхов, работы над собой, то мы часто блокируем осознание такого решения, и можем долго ходить кругами в поисках выхода.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ВИДИТЕ ВЫХОДА?

1. Честно ответьте на вопросы :

– Как вы воспринимаете свою роль в организации собственной жизни?
– Считаете ли вы, что можете оказывать решающее воздействие на свое будущее?

Ниже перечислены некоторые варианты реакций на тяжелые жизненные обстоятельства. Ваша задача – определить, в какой степени они присущи вам:
«жизнь ко мне жестока/несправедлива»;
«я ничего не могу с этим поделать, это не в моей власти»;
«я хочу перемен, но они невозможны при таких обстоятельствах»;
«что бы я ни делал, все зря, завтра опять что-нибудь пойдет не так»;
«это наказание свыше, видимо в чем-то я провинился».

Если вы узнали свои реакции в каких-то из перечисленных утверждений, спросите себя, как часто вы к ним прибегаете? Ответы на эти три вопроса позволят вам глубже понять, насколько вы в действительности управляете собственной жизнью и принимаете на себя ответственность за происходящее.

2. Необходимо дистанцироваться от проблемы .

Когда в нашей жизни наступают тяжелые обстоятельства или как нам кажется безвыходные ситуации, мы целиком вовлекаемся в них эмоционально и наше внимание сужено настолько, что почти ничего кроме насущной проблемы мы не замечаем. Когда мы выходим из роли действующего лица, то есть субъекта, с которым что-то случилось и занимаем позицию наблюдателя, мы можем узнать о данной проблеме много нового. Меняется наше видение произошедшего, утихают эмоции и мы уже способны замечать те нюансы, на которые раньше не обращали внимание.

3. Отлично работает техника «совет другу» .

Спросите себя:
– Что бы я посоветовал другу, который оказался в подобной ситуации?

Это еще один способ дистанцироваться от проблемы, снизить эмоциональную вовлеченность и частично снять ответственность за предложенные нами решения. Именно нежелание нести ответственность за последствия нашего выбора препятствует осознанию как часто бывает очевидного выхода из ситуации и вызывает промедление в принятии решения. Я рекомендую вам посмотреть мое видео о том, как научиться принимать решения.

4. Страх совершить неправильный выбор – еще одна причина, по которой ситуация может представляться как безвыходная. Как я сказала, выход есть всегда, но мы боимся принять ошибочное решение, а потому зачастую начинаем игнорировать проблему, пытаемся найти пути отвлечься от нее, кто-то сбегает от реальности, погружаясь в развлечения, компьютерные игры, просмотр сериалов, а кто-то находит успокоение в алкоголе, наркотиках и так далее.

Важно осознать, правильное и неправильное решение – это миф, мы не можем знать заранее, чем обернется наш выбор, пока не ступим на выбранный путь. Подробнее об этом я рассказываю в своем видео «Почему так трудно принять решение?»

5. Еще одна рекомендация по поиску лучшего решения – дайте свободу своему творческому началу . Возьмите лист бумаги или диктофон, кому как удобнее, опишите свою проблемную ситуацию и далее нужно сделать следующее. Засеките время, скажем 5 минут, установите будильник, и приступайте к записи всех возможных решений. Главное условие – это не критиковать себя и те варианты, которые будут мелькать у вас в голове. Ваша цель – зафиксировать как можно больше идей, и в данном случае ограниченное время заставит вас максимально сфокусироваться на поиске решений. Следующий шаг – это выбрать наилучший из всех вариантов решения вашей проблемы.

6. Если ни один из предложенных мной методов не помогает вам найти выход из ситуации, тогда просто дайте себе время. Сформулируйте ваш вопрос и позвольте вашему бессознательному отыскать наиболее подходящее решение. На первый взгляд, такая рекомендация кажется какой-то волшебной и отдает эзотерическими учениями. Однако если разобраться в процессе с точки зрения психологии, все встает на свои места и картина проясняется. Наше поведение, каждодневные выборы и поступки определяются в большей части нашим бессознательным. Кроме того, часто какие-то идеи и желания отвергаются на уровне сознания как нереалистичные, бредовые, труднодостижимые, неподходящие и так далее. Да и количество информации, которое мы осознаем весьма и весьма ограничено.

Мне нравится аналогия с айсбергом, где верхушка – это наше сознание, а все, что скрыто под водой, то есть основная часть айсберга, – это бессознательное. Техника, которую я предлагаю, отлично работает, если вы начнете больше доверять себе, будете открыты новой поступающей из внешнего и вашего внутреннего мира информации, будете внимательны к происходящему вокруг вас, чтобы вовремя заметить подсказки и воспользоваться ими.



Если статья оказалась полезной для вас - поделитесь ею в соц сетях,
возможно для кого-то она будет вовремя и очень поможет!

Процесс решения задачи состоит из таких основных подпроцессов, как:

  • Обнаружение проблемной ситуации;
  • Постановка задачи - строгое определение исходного (данного) и требуемого;
  • Нахождение решения задачи.

Эти этапы можно обнаружить во многих теориях решения задач. Так, стадии постановки задачи и нахождения решения задачи отчётливо видны в теориях последователя Вюрцбургской школы Отто Зельца, гештальт-психолога К. Дункера и когнитивиста Грино, несмотря на все их различия.

Стадии решения задачи в теориях О. Зельца, К. Дункера, Грино

О. Зельц К. Дункер Грино
1. Образование комплекса, в который входят: а) характеристики известного и б) отношения известное-неизвестное, определяющие в) место неизвестного в комплексе. Незавершённость этого комплекса - суть проблемности. 1. Проникновение в проблемную ситуацию - понимание её внутренних связей, восприятие её как целого, заключающего в себе некий конфликт. 1. Построение когнитивной сети, состоящей из элементов известного (данного) и неизвестного (отношения между элементами известного и неизвестного пока не установлены).
2. Запуск интеллектуальных операций: припоминание или создание решения. 2. Нахождение функционального значения решения.
3. Реализация (воплощение) функционального значения в конкретное решение.
2. Построение связей (отношений) между элементами, модификация сети при помощи дополнительной информации из памяти.

Психологические факторы

На ход решения задачи и успешность её решения влияют следующие факторы.

  • Установка :
  • Характеристики субъекта :
  • Эмоцональное (мотивационное) состояние :
  • Предшествующая неудача снижает эффективность решения;
  • Наилучшие результаты имеют место при средней интенсивности мотивации; чрезмерная или недостаточная мотивация приводит к ухудшению результатов (закон Йеркса - Додсона).
  • Знания : могут как повышать, так и снижать эффективность решения (из-за стереотипизации, привычки).
  • Интеллект : люди с низким интеллектом более восприимчивы к установке.
  • Личность : показано, что успешность решения задач связана с 1) гибкостью, 2) инициативой, 3) уверенностью , 4) нонконформизмом , 5) способностью сдерживать движения (очень медленно чертить линии и и т. п.).

Теории решения задач

Информационный подход

С точки зрения информационного подхода задача - это различие между двумя состояниями; задача считается решённой, когда признаки имеющегося и требуемого состояния идентичны. Таким образом, процесс решения задачи имеет место, когда организм или система искусственного интеллекта осуществляет переход из данного состояния в желаемое целевое состояние .

Представители информационного подхода исходили их того, что человек, так же как компьютер , оперирует символами (знаками), следовательно, вычислительные машины можно «использовать как устройства для имитации процесса человеческого мышления» . Модели решения задач, которые они создавали, зачастую одновременно представляли собой компьютерные программы (наиболее известный пример - «Универсальный решатель задач» (англ.) Ньюэлла и Саймона, созданный в 1957 году).

Линдсей и Норман

Линдсей и Норман описывают решение задач следующим образом.

Вся имеющаяся на данный момент информация , относящаяся к задаче, называется состоянием осведомлённости . Решение задачи представляет собой последовательный переход от одного состояния осведомлённости к другому, а затем к следующему и т. д., пока не будет достигнуто требуемое окончательное состояние осведомлённости, т. е. решение. Такие переходы осуществляются с помощью операторов - средств, уменьшающих разрыв между наличным состоянием осведомлённости и тем состоянием, которое последует за ним. Нахождение операторов и составляет главную сложность при решении задачи.

Возможны две стратегии решения: прямой и обратный поиск. 1. При прямом поиске «человек сначала испытывает какой-то метод подхода к задаче, а затем смотрит, продвинулся ли он вперёд в результате его применения». 2. При обратном поиске «человек рассматривает искомое решение, задаваясь вопросом: какой предварительный шаг необходим для того, чтобы прийти к нему? После определения этого шага определяется шаг, непосредственно ему предшествующий, и т. д., в лучшем случае - влоть до отправной точки, заданной в постановке исходной задачи». Обратный поиск осуществляется с помощью анализа средство-результат (сопоставления средств и целей): на каждом шаге данная промежуточная цель сравнивается с наличным состоянием осведомлённости и находится оператор - средство, уменьшающее разрыв.

Имеются два вида операторов: 1) алгоритмы (совокупность правил, гарантирующих результат) и 2) эвристические приёмы (для сложных задач, где не найдены алгоритмы).

Психофизиологические данные

Исследование О. К. Тихомирова

Появлению в сознании решения задачи предшествует эмоциональная активация и чувство близости решения.

Это установил О. К. Тихомиров, изучая процесс решения шахматных задач . Он предлагал испытуемым рассуждать во время решения задачи вслух и параллельно регистрировал их кожно-гальваническую реакцию (КГР), которая служила признаком эмоциональной активации.

Эксперименты показали, что сначала возникает эмоциональная активация . За ней - обычно через 0-0.5 секунд - следуют эмоциональные восклицания («Ага!», «Ой!» и т. п.). За эмоциональными восклицаниями обычно следуют слова, обозначающие чувство близости решения : приближение к неосознанной ещё идее («так-так-так-так», «вот-вот-вот-вот», «наверное…») или ещё неясные результаты поиска («что-то мелькнуло», «что-то есть», «кажется, нашёл», «кажется, решено»); реже это выражение необходимости попробовать («попробуем-попробуем», «интересно-интересно»), сомнения («„а“… „а“… или не „а“?») или сигналы самоостановки («стоп-стоп-стоп-стоп»); ещё реже сразу называется решение. За этим следует решение - называние конкретного принципиального для решения задачи хода, - через 1.5-13.5 секунд после появления эмоциональной активации, в среднем - через 5.5 секунд.

Решение задач животными

Дискуссии относительно механизмов решения задач животными разворачиваются вокруг метода проб и ошибок и инсайта .

Метод проб и ошибок

Торндайк (1889) полагал (и экспериментально демонстрировал), что механизмом решения задач животными является не понимание и рассуждение, а метод проб и ошибок .

Торндайк помещал животных (кошек) в специальные проблемные ящики - клетки «с секретом», выход из которых открывался нажатием на кнопку или рычаг, потягиванием за шнур, петлю и т. п., которые находились в клетке или около самой решётки снаружи. Торндайк обнаружил, что сначала кошки мечутся по клетке и цепляются за всё, что могут достать; в результате этого они рано или поздно случайно задевают механизм, открывающий клетку, и освобождаются. Когда кошку вновь сажают в клетку, её хаотическая активность приводит к успеху немного быстрее, в следующий раз ещё быстрее и т. д. Кривые научения демонстрируют постепеное овладение решением.

Согласно теории Торндайка, животные действуют случайным образом, причём вероятность повторения подкреплённой реакции возрастает .

Однако некоторые данные самого Торндайка говорят против его теории. Так, в случаях с некоторыми «ленивыми» кошками Торндайка «внимание, которое нередко сочетается с недостатком энергии, позволяло кошке быстрее образовать ассоциацию после первой удачи» . А заменив впоследствии (1901) кошек обезьянами, Торндайк обнаружил, что почти все задачи решались «путём быстрого, нередко казавшегося мгновенным, оставления безуспешных движений и выбора правильного... Естественно заключить, что обезьяны, внезапно переходящие от множества беспорядочных движений к одному определенному действию с крючком или задвижкой, имеют понятие о крючке, о задвижке или о том движении, которое они производят»…

Р. Вудвортс отмечает, что «не было обнаружено ни одного случая такого поведения в проблемной ситуации , когда животное бросалось бы на все окружающее без всякого учета объективной ситуации. Животное всегда реагирует на те или иные предметы, и почти всем его реакциям присуща известная степень правомерности. Метод проб и ошибок состоит не в слепых, рассчитанных на случайную удачу движениях, а в испробовании определенных путей к цели. Насколько мы можем судить по поведению животного, у него всегда имеется некоторое схватывание объективной ситуации. Другое дело, что в любой ситуации, которую можно назвать проблемной, это схватывание никогда не бывает с самого начала полным. Ситуация должна быть исследована, а это редко может быть сделано без передвижений и манипулирования. Но даже при первом взгляде на ситуацию общие очертания проблемы вскрываются в достаточной мере, чтобы до известной степени ограничить область исследования и манипулирования».

Инсайт

Решение задач путём внезапного озарения (инсайта) , понимания ситуации, проникновения в её суть описано В. Кёлером . Эксперименты Кёлера демонстрируют следующие примеры того, как это происходит.

  • Курица, видя перед собой цель, отделённую от неё некоторым препятствием (забором), «совсем беспомощна, постоянно налетает, если видит цель перед собою сквозь решётку, на препятствие, беспокойно бегая туда и сюда», и не способна добраться к этой цели иначе как с помощью таких метаний, лишь постепенно приближающих её к цели (что напоминает описания Торндайка). Напротив, собака или ребёнок (например, девочка 1 года 3 мес., едва научившаяся ходить), оценив пространственные характеристики ситуации, могут сразу найти кратчайший обходной путь.
  • Обезьяна способна схватить палку и достать ею еду, находящуюся вне клетки (без всяких проб и ошибок).
  • Случайно соединив две короткие палки, которые по отдельности недостаточно длинны, чтобы дотянуться до еды, шимпанзе тут же достаёт еду получившейся длинной палкой.
  • Шимпанзе влезает на ящик или даже ставит ящики друг на друга, чтобы достать высоко висящий плод.

Использование орудий

Известно, что животные в некоторых случаях способны использовать орудия при решении задач, однако дискуссионным остаётся вопрос о том, в какой мере такое использование является врождённым (инстинктивным), а в какой - проявлением интеллекта .

Примеры использования орудий животными.

Очень много написано о классификации проблем, о методологии их решения, расписаны-разрисованы различные алгоритмы "решения проблем", но особо ничего и не меняется. Раз есть проблемы, значит и есть методы их решения

Очень много написано о классификации проблем, о методологии их решения, расписаны-разрисованы различные алгоритмы "решения проблем", но особо ничего и не меняется. Раз есть проблемы, значит и есть методы их решения, ну не может быть так, что бы человечество с момента своего появления не сталкивалось с проблемами. Их было много и они как - то решались. Сейчас у нас нет проблем с тем, что нам за едой из пещеры выйти не дает саблезубый тигр, который хочет нас съесть. Проблемы решаются.

Первое, что нужно знать (а это многие люди и так знают, но я лишь напомню), что если человек сам не захочет решить свою проблему или проблемы, то они и не решатся. Человеку можно только помочь ее решить. И это утверждение было пробовано - испробовано, проверено и перепроверено, но факт остается фактом: если человек (или группа людей) не хочет решить проблему, то она не решится и никто не поможет ее решить. Есть, конечно же, и еще более тяжелый случай, когда человек или группа людей, вообще не осознают наличие у них реальных проблем и соответственно они будут в них сидеть, а они (проблемы) будут им портить жизнь. Поэтому, для того, что бы можно было решить проблему или проблемы, необходимо их вначале осознавать, обнаружить.

И вот есть метод, хотите назовите его упражнением или как-то еще, но он работает:

  • Первое, что нужно сделать - это взять лист бумаги и ручку и написать список проблем, которые есть у Вас или в вашей области деятельности, не зависимо от того, считаете ли Вы ее такой, которую можно решить или такой, которую нельзя решить, просто записываете.
  • Второе: выбираете из всего списка ту проблему, наличие которой у Вас Вам легче всего осознавать, то есть ту проблему, которая Вам кажется или воспринимается Вами как самая маленькая. Люди часто допускают ошибку пытаясь что-то сделать с самой большой проблемой.
  • Третье: вы выбрали такую проблему (хотите, во всем списке ее как-то пометьте или выпишите ее формулировку ниже всего списка), а теперь запишите(естественно, нужно и подумать над этим будет), что вы можете сделать, что бы решить эту проблему. То есть реально, что Вы можете сделать, что бы решить эту проблему.
  • И четвертое: сделайте это!!! То есть решите ее, эту маленькую проблему.

Давайте пробежимся по этому быстро:

  1. Вы составляете список проблем (например у вас их 5):
    - проблема с зубами, надо идти к стоматологу, но боюсь;
    - Квартира без ремонта 15 лет;
    - мусорное ведро не вынесет никто, кухня провонялась;
    - нет дополнительного источника заработка, но хочется еще побольше денег;
    - сын учиться не хочет и никак с этим ничего сделать ничего не можем.
  2. Вы видите, что мусорное ведро вас меньше всего беспокоит (и не нужно сюда включать "сын-оболтус, мало того, что учиться не хочет, так он еще и мусор не выносит, не понимает, что мусор надо выносить " - Вам сейчас воняет, а не ему - у вас проблема). Вот и записываете эту проблему, как самую маленькую или помечаете ее в своем списке.
  3. Записываете, что вы с ней можете сделать. Вы, а не оболтус. И пишете"Вынести во двор в мусорный контейнер" (или домашний мусоропровод, или куда-то еще, куда нормальные люди мусор выбрасывают, а не соседу под квартиру, так как это будет еще одна проблема).
  4. Легко так или со скрипом, скрепя зубы, Вы выносите это ведро с мусором и приносите домой без мусора и возможно моете его (если там что-то воняло). И на одну проблему меньше и сына потом не гоняете за это - ее нет.

И вот математика тут такая: возьмем и обозначим одну проблему как единица, единица ваших нервов, внимания, времени, сил, мыслительной деятельности, забот, энергии и прочего. В нашем примере 5 проблем, то есть 5 единиц. Благодаря тому, что они есть у Вас, они не складываются одна с другой, а именно умножаются, так как все это ваше. И получаем 5 (единиц) проблем умножаются на 5 проблем (единиц) и получаем 25 единиц негативных эмоций, нервов и так далее и ощущение, что у Вас не 5 отдельных проблем, а 25! И это все давит на вас и скорее у вас ощущение, что всё является проблемой и нет выхода из этого.

И вот вы хотели справиться с самой большой - откуда силы брать, если у вас, по-существу, 25 проблем, которые всей мощью давят на вас?

И тут вы вынесли мусорное ведро и теперь у вас 4 проблемы, а 4 умножить на 4 будет 16, то есть на 9 единиц негатива или напряжения меньше. Это те 9 единиц, которые теперь ваши, и которые Вы теперь сможете использовать для решения следующей проблемы из списка и на какие-то другие, более конструктивные или полезные и приятные вещи.

Затем смотрим список дальше. И вы обнаруживаете, что следующая проблема, на которую вам легче всего смотреть - это то, что нужно зубы привести в порядок и вы записываете, что с этим можно сделать и затем идете к стоматологу (возможно быстренько до этого узнав, где находится самый человечный в мире стоматолог) и приводите зубы в порядок. Теперь у вас 3 проблемы, а 3 умножить на 3 будет 9 единиц, то есть еще меньше на 7 единиц. И так далее по списку: находите из списка самую легкую, пишите, что можете с ней сделать и теперь у вас 2 проблемы или в общей сложности 4 единицы (а остальные из изначальных 25 освобождаются и дают Вам больше возможностей что-то делать и больше смелости для решения других проблем возникает и тому подобное). И затем у вас остается одна проблема, которая уже скорее всего и не будет проблемой, а будет задачей, которую нужно выполнить.

Есть тут одно предостережение: по мере уменьшения количества проблем у вас может возникнуть желание забросить все остальные. Не делайте этого, правильно - решить их. Естественно, может при высвобождении "запертых" в проблемах единиц появиться новый взгляд на жизнь и вы что-то перепланируете в своей жизни и что-либо просто перестанет быть вашей проблемой (как например ураган в США вас перестанет заботить или вы выясните, что ваш сын знает, чего он хочет и его интересует профильное обучение и вот цель появится - найти тех людей или заведения, которые помогут вашему сыну развивать свои способности и таланты в той сфере деятельности, к которой у него есть тяга).

Сделайте эти 4-е шага, они очень сильно помогают и естественно то, что чтобы вынести мусорное ведро может понадобиться несколько минут, а создать и раскрутить свой бизнес (или еще один) - это скорее всего займет побольше времени.

Если начинают заедать проблемы - просто делайте эти 4-е шага.

Что касается решения проблем, которые касаются не лично вас, а, например, коллектива (штат сотрудников, страны и так далее), то здесь наоборот, нужно самые большие завалы всем сообща устранять, но это уже отдельная тема.

У вас все получится!



Рассказать друзьям