Какие таблетки пить детям для улучшения памяти. Лучшее для памяти и работы мозга для школьников: методики, продукты, препараты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Наш мозг для полноценной работы нуждается в не менее полноценном питании. Однако последнее далеко не всегда реально обеспечить. У кого-то не хватает средств, кто-то живёт в регионе, где свежие овощи и фрукты далеко не всегда доступны, а у некоторых людей – довольно жёсткие диеты по медицинским показаниям. Взрослый организм может некоторые по содержанию полезных веществ необходимые ему продукты не усваивать, например, молочку. Одним словом, ситуация бывает разной.

Основная группа витаминов для мозга – это витамины группы В. Также есть ещё витамин Р, он помогает предотвращать кровоизлияние в мозг, Е – мешает развиться болезни Альцгеймера и защищает мозг от токсинов, а витамин D нужен для того, чтобы предотвратить развитие недоброкачественных опухолей.

Витамины В-группы поддерживают нашу нервную систему:

  • Они – мощные антиоксиданты, которые защищают наш мозг от излишних перегрузок, симптомов преждевременного старения.
  • Если наблюдается нехватка витаминов группы В, то затрудняется синтез нейромедиаторов, которые отвечают за импульсы между нейронами. А это негативно сказывается на нашей с вами памяти.

Витамины группы Б активно участвуют в обеспечении мозга кислородом.

Какие препараты содержат необходимые витамины

Для улучшения памяти можно и нужно принимать препараты. Наиболее эффективны витамины при работе в комплексе:

  • Довольно неплохим считается «Витрум Мемори», это сбалансированный и доступный по ценам препарат общего действия, для хорошей памяти.
  • Если нужно ещё и активизировать работу мозга, то может стать неплохим решением. Он доступен в большинстве интернет-аптек.
  • Для людей, часто страдающих от стрессов, рекомендуют «Активный день », он поможет поддержать себя и мозг в тонусе.
  • Есть также распространённый комплекс «Фосфатид-комплекс» (Аструм) – это и нормализация обменных процессов, и улучшение питания.

Витамины для детей.

Организм ребёнка растёт, развивается, ему необходимо усиленное питание, особенно при значительных учебных нагрузках и для улучшения у детей.

  1. Универсальным решением считается « » с активным включением витаминов группы В, есть и возрастные комплексы.
  2. Витрум «Юниор» это витамины для детского мозга от 7 до 14,
  3. Витрум «Тинейджер» Витамины для подростков,от 12 и до совершеннолетия.
  4. Судя по отзывам, родители часто покупают детские витамины , который специально выпускает серию для мозга и развития памяти.
  5. Среди детских комплексов витаминов неплохими считаются которые нужны для развития головы и активности мозга.
  6. Для укрепления памяти, довольно-таки популярны витамины серии «Компливит» .

Взрослым

Довольно большое количество препаратов подходит исключительно для взрослых –витамины для улучшения и поддержки памяти, для активизации работы головного мозга. В этом отношении внимания заслуживают, в первую очередь, качественно подобранные и сбалансированные комбинированные препараты, например:

  • из Великобритании.
  • А вот «Форевер Гинкго Плюю» создан против старения и для улучшения памяти взрослым, но и в среднем возрасте для подпитки мозговых клеток важными веществами хорошо подходит..
  • Препарат «Грифония» , он даёт общий улучшающий эффект, помогает справляться с депрессией, восстанавливает нормальную функцию мозга.
  • – ортомолекулярные структуры являются коньком этого препарата, очень хорошо повышает адаптивность и делает лучшей работу мозга. Его рекомендуют для людей, которые меняют страны, переезжают с места на место. Или же пошли на ответственную работу.


Делу улучшения памяти заметно способствует сбалансированное питание, специально подобранная диета. В целом для активной работы мозга хороши:

  • Цельнозерновые – в которых содержатся витамины для головного мозга В6 и В12 .
  • Яйца и орехи – витамин Е, а ещё белок, который крайне нужен для хорошей работы мозга, можно также получать и с питанием, например и продуктами богатыми белками и из
  • Черника и голубика помогают от кратковременной потери памяти.
  • Жирная рыба – омега-3, йод, под такой рыбой понимается треска, лосось, зубатка, в треске ещё есть селен (более подробно о таких продуктах ).
  • Тыквенные семечки – цинк.
  • Баклажан – антоцианин в кожуре, темный пигмент, также защищающий мозг от повреждений.
  • Курица – это В2, В6 и В12 в куриной грудинке.
  • Креветки – витамин D, хороши для тех, кто страдает рахитом (Более подробно об этом недуге ).
  • В составе тёмного шоколада содержится ряд веществ, отвечающих за активизацию мозга, но его есть лучше в меру .

Память в целом можно улучшить не только витаминами и здоровой диетами, но и тренировками. Помогает также здоровый сон. Здоровый образ жизни здесь весьма кстати. Контрастный душ способствует лучшему состоянию сосудов, что благоприятно сказывается на общем тонусе организма. Не стоит забывать также, что регулярные тренировки на развитие памяти позволяют её укреплять к старости.

В целом, наш мозг вполне способен на продуктивную и активную работу до глубокой старости лет. Однако ему в этом не помешала бы помощь. Оказать её реально, если полноценно питаться, а также использовать комплексы витаминов, грамотно подобранные.

Видео

Мозг нужно не только улучшать, но и защищать. Как это делать рассказывают в видео:

Средства для улучшения памяти и работы мозга: препараты, витамины, народные методы

Можно особенно не вникать в тонкости сложных мыслительных процессов, если с памятью пока все благополучно, поэтому улучшение памяти с помощью различных медикаментозных средств молодежь мало заботит. Однако все поменяется, как только будет поставлена определенная цель, требующая немалых умственных усилий: в короткий срок усвоить огромный объем информации, нужный для овладения новой профессией, подготовиться к сложным экзаменам, нацелившись на блестящий результат, принять участие в интеллектуальных состязаниях. Тогда молодые люди начинают лихорадочно вести поиск действенных средств, способных быстро прояснить в голове, выкинуть ненужное, освободив место новому. Между тем, начитавшись различных рекомендаций и получив советы «знающих» друзей, можно в иной раз навредить своей памяти, а не улучшить ее.

Но все же, в основном, препараты и средства для улучшения памяти вызывают интерес у определенных слоев населения: они нужны и назначаются чаще всего людям среднего возраста и пожилым людям, интеллектуальная деятельность которых идет на спад не только по причине патологии, но и естественным образом.

Препараты для улучшения памяти

Прежде чем приступить к описанию препаратов для улучшения памяти и работы мозга, хотелось бы предупредить читателя, что хорошо было бы согласовать их применение с доктором, которого называют неврологом (невропатологом). Он лучше других специалистов знает, какое лекарство подойдет в том или ином случае, поскольку изучение проблемы нарушения памяти входят в область его профессиональной компетенции. К тому же, далеко не все таблетки для улучшения памяти можно взять и запросто купить в аптеке. На некоторые потребуют рецепт.

Кроме этого, самостоятельный выбор препаратов или приобретение их по совету знакомых может обернуться нежелательными реакциями со стороны организма и еще большим нарушением нервной системы.

К синтетическим лекарственным формам без особой надобности вообще не желательно обращаться, для начала можно попробовать попить витамины или, еще лучше – настои и отвары, то есть, те лекарства, которые мы называем народными средствами. Однако многие препараты для улучшения памяти почти постоянно находятся на слуху, так как ежедневно рекламируются средствами массовой информации, поэтому пациентам кажется, что нет ничего проще для улучшения мозговой деятельности, чем зайти в аптеку и купить, что нужно. В связи с этим, в первую очередь мы опишем средства, назначаемые врачом и выдаваемые после предъявления рецепта.

Придется зайти к врачу

Решительно настроившись воспользоваться достижениями современной фармакологии в области улучшения памяти, придется иметь в виду, что лекарство в аптеке без такого документа, как рецепт, могут не отпустить, поэтому необходимо посетить врача, который после осмотра, а иногда и обследования, возможно, выпишет рецепт на один из лекарственных препаратов, называемых ноотропами.

Ноотропы

Ноотропы – это психотропные лекарственные средства, которые отличаются от других представителей данной группы тем, что нейтрально относятся к биоэлектрической активности ГМ, не оказывают воздействия на двигательную активность, не изменяют условно-рефлекторную функцию и вегетативную иннервацию. Вместе с тем, они улучшают память, интеллектуальную работоспособность, стимулируют познавательную деятельность, то есть, восстанавливают процессы, которые могли нарушиться в результате повреждающего действия неблагоприятных факторов.

Ноотропный эффект препаратов данной группы заключается в воздействии на функциональные возможности ЦНС (интеллектуальные способности, речевые навыки) за счет стимуляции окислительно-восстановительных реакций, увеличения скорости биохимических циклов (оборот аденозинтрифосфата, утилизация глюкозы), то есть, участия в дыхании тканей и метаболических процессах, происходящих в нервных волокнах. Стимуляция данных процессов способствует:

  • Изменению в лучшую сторону питания тканей мозга;
  • Позитивному влиянию на ясность ума, сознание, повышение концентрации внимания, обучаемость;
  • Увеличению устойчивости к негативным воздействиям окружающей среды, лекарственных препаратов, экстремальных факторов;
  • Снижению выраженности астенических проявлений (заторможенность, инертность);
  • Активации функционирования нервной системы;
  • Наращиванию интеллектуально-мнестических возможностей;
  • Восстановлению эмоционально-волевых функций или, проще говоря, улучшению памяти и внимания.

Кроме этого, ноотропы уменьшают возбудимость и раздражение, несут антидепрессивный, успокаивающий, слегка снотворный, противоэпилептический и противопаркинсонитический эффекты. Вместе с тем, они малотоксичны, неплохо сочетаются с медикаментозными средствами других фармакологических групп, однако иной раз в качестве побочного действия имеют развитие пристрастия .

В иных случаях нежелательный эффект от приема ноотропов может идти от психостимулирующих способностей препаратов , что проявляется излишним возбуждением, беспокойством, нарушением сна и развитием бессонницы . Каждый из ноотропных препаратов имеет и другие побочные эффекты и противопоказания, которые подробно описаны в аннотации к лекарственному средству, поэтому нет смысла перечислять все подряд.

Представители ноотропов

За способности повышать умственные возможности ноотропные препараты получили название «стимуляторов познания». К ним относятся:

  1. Пирацетам. Недорогой российский препарат, обладающий позитивными сторонами (улучшает кровоток, способствует ускорению утилизации глюкозы, увеличивает энергетический потенциал и др.) и противопоказаниями ноотропов, что неудивительно, ведь данное лекарство было первым и осталось главным представителем данной группы (действующее вещество – пирацетам). Препарат, полученный в 1972 году, первоначально был рекомендован преимущественно пожилым пациентам, пережившим нарушения мозгового кровообращения и имеющим функциональные расстройства центральной нервной системы. Благодаря своим свойствам способствовать улучшению памяти и работы мозга, пирацетам стал родоначальником целого класса лекарственных средств, которые сейчас успешно применяются во всем мире. Это лекарство, наряду со специфическими медикаментозными средствами, действительно хорошо подходит для взрослых, имеющих проблемы с нервной системой, психическую патологию, алкогольную, наркотическую и лекарственную зависимость, но, как оказалось, кроме этого, он позитивно влияет и на психику детей, переживших , получивших родовые травмы и их последствия, имеющих другую патологию нервной системы.
  2. Ноотропил (действующее вещество – парацетам). Ноотропил используется при , интоксикациях, затронувших важнейшие структуры головного мозга, состоянии после перенесенного (после кровоизлияния – с осторожностью!), . В педиатрической практике ноотропил применяют с целью ликвидации последствий родовых травм, внутриутробных инфекций, гипоксии, а также для лечения детей с ДЦП, задержкой умственного развития, тяжелым течением и гиперактивности (СДВГ).
  3. Фезам – комбинированный препарат (действующее вещество: пирацетам с циннаризином), применяемый при нарушении мозгового кровообращения, энцефалопатии, травмах ГМ и интоксикациях, синдроме Меньера, мигрени. Детям до 5 лет фезам противопоказан, после пятилетнего возраста может назначаться для улучшения мозговой деятельности у детей с задержкой интеллектуального развития.
  4. Винпоцетин – таблетки для улучшения памяти при цереброваскулярной недостаточности, вазовегетативных проявлениях климакса. Винпоцетин – лекарство для взрослых, препарат противопоказан до наступления совершеннолетия.
  5. Церебролизин выпускается в инъекционных формах, применяется при когнитивных расстройствах и нарушении процессов запоминания (болезнь Альцгеймера, последствия , черепно-мозговые травмы, задержка интеллектуального развития, СДВГ у детей).
  6. Энцефабол . Недешевый ноотропный препарат (до 1000 рублей), назначаемый молодым, пожилым, маленьким детям и беременным женщинам. Список показаний включает широкий круг патологических состояний, в том числе, снижение интеллектуальных способностей, речевые расстройства, дефицит внимания.
  7. Фенотропил тоже недешевые (от 370 до 1100 рублей) таблетки для улучшения памяти, которые, применяют для поддержания организма в случае предстоящих или перенесенных чрезмерных физических (спортсмены) и умственных нагрузок (студенты), а также при самых различных заболеваниях центральной нервной системы, связанных с поражением сосудистых стенок, нарушением метаболизма в ГМ, травматическим воздействием, интоксикацией. Полезным считают использование препарата при невротических состояниях, депрессиях, судорожном синдроме, гипоксии, хроническом алкоголизме. Фенотропил, улучшая мозговую деятельность, память и внимание, облегчает процессы запоминания и обучения, но, вместе с тем, способен вызывать психомоторное возбуждение и нарушение сна, поэтому его не принимают после 3 часов дня. Лекарство при всех его достоинствах не назначают женщинам в период кормления грудью, при тяжелом течении гипертонической болезни, выраженном атеросклерозе, панических атаках и тревожных состояниях. Препарат также противопоказан в детском возрасте.

Кроме перечисленных лекарственных средств, способностями улучшения памяти и работы мозга обладают и препараты, близкие им по свойствам: кавинтон, циннаризин, фенибут, пикамилон, пиридитол… К сожалению, перечислить все названия, аналоги, синонимы, а также достоинства и недостатки данной фармакологической группы не представляется возможным, что, впрочем, вполне поправимо – каждое конкретное лекарство имеет свою собственную инструкцию, которую легко найти как в упаковке с капсулами или таблетками для улучшения памяти, так и на просторах Интернета.

Таблетки для улучшения памяти, свободно отпускаемые в аптеке

Самыми безопасными и доступными лекарственными средствами, за которыми не обязательно ходить к врачу, считаются витамины (группа В, С, Е), некоторые микроэлементы (магний), экстракты растений:

  • Витамин Е (токоферола ацетат) по 1000 ЕД является замечательным антиоксидантным средством и, помимо этого, позитивно влияет на мышечную работоспособность, репродуктивную функцию организма, психическую деятельность;
  • Ундевит – витаминный комплекс, содержащий 11 витаминов, особенно полезен для улучшения памяти и работы мозга людям среднего возраста и пожилым пациентам;
  • Глицин – популярный, недорогой, доступный, вкусный лекарственный препарат, применяемый для лечения взрослых и детей;
  • Витрум мемори – таблетки для улучшения памяти на растительной основе;
  • Аминалон – старый, но не утративший своей актуальности, препарат для улучшения мозговой деятельности у лиц любой возрастной категории, очень хорошо подходит пожилым людям, страдающим сахарным диабетом, так как способствует снижению глюкозы в крови;
  • Билобил – хотя и отпускается без рецепта, но относится к лекарствам для взрослых (билобил противопоказан детям и подросткам);
  • Интеллан – препарат произведен исключительно из экстрактов представителей растительного мира;
  • Гинкго билоба – название всем известное, полученное от названия дерева, экстракт листьев которого дает жизнь препарату для улучшения интеллектуально-мнестических возможностей.

К лидерам по укреплению не только памяти, но и других функций организма относят гинкго билоба, из листков которого некоторые люди приловчились делать лекарство в домашних условиях. Оказывается, все не так сложно: нужно взять купленные в аптеке листья гинкго билоба (1 столовую ложку), насыпать их в термос, залить стаканом кипятка, герметично закрыть и оставить на пару часов, а потом пить приблизительно по 100 мл трижды в день за полчаса до еды.

Улучшаем память без лекарств

Начнем с питания

Некоторые люди, отдавая предпочтения тем или иным блюдам, всегда отмечают, что выбор не случаен – отдельные продукты улучшают мозговую деятельность:


Кроме питания, в деле улучшения мозговой деятельности могут быть использованы уникальные свойства того, что растет вокруг нас, но в пищу в качестве традиционного обеда или ужина не употребляется, то есть, настало время обратиться к проверенным веками средствам, которые от природы имеют способности улучшать память и работу мозга.

Народные средства для всех профессий и почти всех возрастов

Народная медицина в плане улучшения памяти никак не могла оставаться в стороне, ведь влияние отдельных растений на ЦНС было замечено еще во времена, когда человек нынешних методов лечения не знал и не предполагал. Травники и народные целители предлагают вниманию пациентов, стремящихся добиться ясности ума и высокой способности переносить умственные нагрузки, свойства следующих представителей растительного мира:

  • Имбирный чай с мелиссой и мятой: кусочки имбиря (10 г) заварить в стакане кипятка (250 мл), добавить мяту и мелиссу. Улучшить работу мозга можно с помощью 1 – 2 чашек в день;
  • Чай с шалфеем и мятой: вечером засыпать в термос емкостью не менее 0,5 литра по 1 столовой ложке мяты и шалфея, залить кипятком (500 мл) и оставить настаиваться. Утром процедить и принимать по 50 мл 3 – 4 раза в день перед едой (за полчаса);
  • Чесночное масло: головка чеснока измельчается и заливается подсолнечным или оливковым маслом (1 стакан), настаивается от 2 до 3 недель, употребляется по 1 чайной ложке с таким же количеством лимонного сока (свежевыжатого) 3 – 4 раза в день до приема пищи. Попить такое лекарство можно не более 3 недель;
  • Кора рябины красной: 1 ст. ложка коры дерева заливается стаканом кипятка (250 мл) и ставится на маленький огонь на 10 минут. Процеживается отвар через 6 часов и принимается по столовой ложке трижды в день около месяца. Отвар коры красной рябины считается хорошим профилактическим средством против развития атеросклеротического процесса и отложения холестериновых бляшек;
  • Сосновые почки: их желательно употреблять в свежем виде (весной), когда они набухли, но еще не раскрылись (тогда в них содержится очень большое количество различных полезных компонентов) – без всякой дополнительной обработки 2 – 3 раза в день до приема пищи.

Для улучшения интеллектуальных способностей и просветления в голове рекомендуют готовить отвары из смеси крапивы, корня ириса, золотого корня, гвоздики красной и семян подорожника большого. Или смешать листья малины и брусники по 3 столовых ложки, добавить 4 ст. ложки монгольского чая (бадана) и одну ложку орегано, перемешать, из смеси отобрать столовую ложку, заварить в 0,5 л кипятка, еще раз прокипятить (10 минут), дать постоять пару часов и процедить. Полученного отвара хватит, чтобы попить 1 день (стакан – утром, стакан – вечером), а назавтра заварить новый, ведь смесь листьев еще осталась?

Только для взрослых

Если по состоянию здоровья не противопоказан алкоголь и человек не занят в профессии, требующей абсолютной трезвости, то в качестве профилактики нарушений памяти можно использовать народные средства, приготовленные на спиртосодержащих жидкостях (водка, коньяк, чистый спирт):

«Гимнастика» для ума

В этом разделе хотелось бы обратиться к тем читателям, которые желают улучшить память, но по каким-либо причинам не идут к врачу, не считают нужным приобретать лекарство в аптеке и, тем более, не верят народным средствам. В подобных случаях можно посоветовать заняться тренировкой ума. Упражнения для улучшения мозговой деятельности несложные, а, порой, очень даже интересные, если подойти к ним творчески, например:

  • Быстро вспоминать и произносить слова, на первую, вторую, третью (и так далее) букву алфавита: «А» – айсберг, «Б» – барбарис, «В» – винегрет… и так до 20-ой буквы алфавита;
  • Вспоминать иностранные слова, заученные в школе (счет, глаголы);
  • Попробовать посчитать в обратном порядке от какой-то цифры (например, от 100 до 0);
  • Поиграть в города, придумывая их по алфавиту: Астрахань, Берлин, Вологда, Гданьск и так далее. А можно пригласить в игру кого-то из близких и играть вместе. Назвав любой, существующий в реальном мире город, продолжить ряд, где название каждого последующего населенного пункта будет начинаться на последнюю букву предыдущего (Москва – Антверпен – Новгород – Донецк…);
  • Можно придумывать синонимы к выбранным произвольно словам (чем больше, тем лучше) или слова на одну букву, например, «Ж» – журавль, жук, жрец, жернова… до 20-ти слов.

Упражнения для повышения умственных возможностей можно придумывать самостоятельно и сколько угодно: заучивать стихи, решать задачи, разгадывать кроссворды, в общем, при желании «поломать голову» найдется над чем.

Чего только не придумает народ?!

В данной статье хотелось бы затронуть еще одну важную тему, связанную с лечением различных заболеваний нетрадиционными методами, которые их изобретатели нередко называют народными (вероятно, потому, что придуманы они кем-то из народа?). Последнее время появляются новые и новые рекомендации в отношении борьбы с онкологической патологией, болезнями сердца и сосудов, не остается без внимания «новоиспеченных эскулапов» и улучшение памяти и работы мозга. Мы не станем особо критиковать или осуждать новые методики, хотя иной раз они просто абсурдны, не станем отговаривать от употребления каких-то вновь изобретенных средств, просто предоставим читателю возможность подумать самому, так сказать, заняться мозговой гимнастикой, а заодно обратиться к знаниям, полученным в школе.

Золотая вода?

Не беремся судить, насколько повышается мозговая работоспособность от употребления «золотой» воды, но люди, испробовавшие ее действие на себе, утверждают, что попить ее нужно обязательно (в дополнение к питанию). Однако прежде чем привести рецепт приготовления такой «волшебной» воды, хотелось бы напомнить читателю некоторые школьные уроки химии, на которых учителя говорили, что золото не вступает во взаимодействие с сильными кислотами, кроме «царской водки» (смесь концентрированных сильных неорганических кислот – соляной и азотной). Так неужели обычная вода, даже если ее кипятить много часов подряд, вдруг приобретет необычные для себя свойства, позволяющие растворить хоть какое-нибудь количество этого стойкого во всех отношениях металла? Может быть, «серебряную» воду легче сделать? Или еще лучше – «алюминиевое» лекарство изготовить, оно, возможно, и получится? Но «золотая», так «золотая», все равно пациенты, стремящиеся улучшить память народными средствами без особых материальных и трудовых затрат, найдут данные рекомендации на каком-нибудь форуме. Готовят «золотую» воду просто: берут любое золотое украшение (серьги, цепи, кольца) без камней, опускают в емкость с водой (вода – 500 мл), ставят на плиту и кипятят, пока половина объема воды не испарится (250 мл). «Золотое» лекарство почему-то пьют очень малыми дозами – 1 чайная ложка (наверное, в большей дозе опасно?) 2-3 раза в день. Говорят, что через две недели не только в голове прояснится, но и сердечная мышца укрепится. Очевидно, что данные рекомендации могут заинтересовать того, кто плохо учился в школе.

“Массаж мозга”?

Не пробовал автор на себе и распространяемый в Интернете диск «Массаж мозга». Люди покупают, слушают на высоких частотах по утрам по 45 минут – отзывы противоречивые. Одни утверждают, что, входя в состояние медитации подобным образом, и концентрация внимания, и память, и работоспособность, и обучаемость заметно повышаются. Другие же утверждают, что, кроме головокружения и разбитости, ничего от нового метода не получили. Отдельные люди устраивают массаж мозга без всяких дисков: просто занимаются интенсивным полосканием рта в течение 5 – 10 минут, вызывая активизацию процессов возбуждения, которые, в свою очередь, могут обернуться самым непредсказуемым образом (???).

Примеров различного нетрадиционного и даже не народного лечения во Всемирной паутине последнее время крутится множество. Два из них мы привели лишь для того, чтобы наши постоянные читатели знали заранее нашу точку зрения в отношении тех или иных, порой, весьма сомнительных, методов воздействия на центральную нервную систему, с которой, как известно, следует обращаться бережно и осторожно. Проведение экспериментов над собственной головой, своим умом и интеллектом может грозить еще большим нарушением памяти и внимания, появлением головокружения, головных болей и даже судорог. Хочется надеяться, что читатель к улучшению своих умственных способностей будет подходить обдуманно и взвешенно, советуясь с лечащим врачом.

Видео: улучшение памяти – мнение специалиста

Причины, влияющие на ухудшение памяти

Рассмотрим основные причины, которые негативно действуют на память:

  1. Приём медикаментов. Есть лекарственные средства, побочными эффектами которых является снижение памяти и .
  2. Употребление , наркотиков в больших количествах. Данные привычки отрицательно действуют на мозговые процессы, замедляя их скорость протекания.
  3. Неполноценный . В результате появляется , и не способен нормально обрабатывать информацию.
  4. Воздействие витамина В1:

  • расслабляет ЦНС;
  • ацетилхолин способствует замедлению процесса старения нервных клеток.


При дефиците тиамина можно заметить:

  • нервозность из-за того, что истощается защитный слой мозговых клеток;
  • вялость и ;
  • тревога, подавленность.

Снабжает мозг , поэтому он важен при интеллектуальных нагрузках. Если рибофлавина организму не хватает, то он берёт полезные элементы из . Вследствие этого ЦНС истощается.

При нехватке В2 отмечается:

  • вялость, сонливость;
  • ухудшение ;
  • может кружиться ;
  • заторможенная реакции на раздражители;
  • болевые ощущения в области глаз и висков.


продуцирует энергию в нервах - это улучшает память на 15-45%, независимо от того, сколько человеку лет. Ниацин не даёт развиваться болезням и Альцгеймера. Симптомы недостатка В3:

  • нарушается сосредоточенность;
  • утомление;
  • беспамятство и несобранность.

Нормализует работу ЦНС, активирует деятельность мозга, сосредоточенность, делает память лучше. Содействует организму в усваивании аминокислот, которые охраняют мозг от негативного действия алкоголя, и других опасных веществ.

Недостаток пиридоксина может вызвать:

  • , подавленность;
  • нервозность;
  • умопомешательство;

Знаете ли вы? Если сравнить человеческий мозг с компьютером, то можно сказать, что человек способен сохранять около 7000000 Мб информации.

приводит в действие энзимные процессы и защищает . Образует оболочку, оберегающую нервные клетки от ослабления, и увеличивает проводимость импульсов. Кобаламин помогает людям привыкать к новым часовым поясам и к переменам фаз работы мозга.


Признаки дефицита В12:

  • вялость;
  • ушной звон;
  • ухудшение зрения;
  • теряется ориентация;
  • кружится голова;
  • у стариков - маразм.
Витамин С (аскорбиновая кислота) с лёгкостью попадает в клетки головы, оберегая их от свободных радикалов.

Важно! Если вы заметили, что у вас проблемы с памятью, то следует посетить доктора для установления причины.

Симптомы недостатка :
  • нервозность;
  • сонливость;
  • болят суставы;
  • дёсны могут кровоточить;
  • подавленность.
ликвидирует свободные радикалы, тормозящие деятельность мозга, вследствие чего могут возникать серьёзные патологии, а также болезнь Альцгеймера.

Дефицит витамина Е проявляется так:

  • становится сухой;
  • появляется агрессия;
  • переменчивое настроение;
  • память становится хуже.


Витамины взрослым по улучшению памяти

Перечень витаминов для улучшения памяти и работы мозга, которые подходят взрослым и подросткам:

  1. «Витрум мемори» . Препарат делает кровообращение лучше, а сосуды в голове - крепче: мозг насыщается кислородом, и ум становится светлым.
  2. «Грифония» - усовершенствует деятельность ЦНС, налаживает сон и бережёт от депрессивных состояний.
  3. «Направит» - помогает быстро передавать импульсы по нервам.
  4. «Супрадин» . Данное мультивитаминное средство содержит все важные и полезные элементы для правильной деятельности и защиты мозга.
  5. «Геримакс Энерджи» . , содержащийся в препарате, активирует долгосрочную память. Даже при отсутствии полноценного сна данное средство помогает легко выдерживать тяжёлые нагрузки на ум.
  6. «Гуарана» - не даёт распространяться свободным радикалам, препятствующим деятельности мозга. Также помогает продуцировать эритроциты и обеспечивает их нормальное попадание в мозг. Устраняет признаки утомления.
  7. предотвращает закупорку артерий, активизирует развитие ума у подростков, уменьшает агрессию.
  8. «Энцефабол» возобновляет обменные процессы. Также препарат помогает захватывать больше глюкозы из еды, чтобы питать мозг. Хороший эффект даёт даже при склерозе и невнимательности.
  9. «Пирацетам» - делает ЦНС более стойкой к воздействию вредных веществ и кислородному голоданию. Положительно действует на мозг, делает лучше процесс запоминания.
  10. «Фенибут» . Благодаря данному препарату умственные расстройства, стресс, раздражительность проявляются меньше. Средство действует успокаивающе на нервы и способствует внимательности.

Витамины школьникам, детям

Меню школьников совершенно не идеально, поэтому с продуктами в организм попадают не все нужные витамины. Чтобы восполнить дефицит полезных веществ, рекомендуется принимать средства для усовершенствования работы мозга, внимания и стимуляции памяти:

  1. «Брейн бустер» . Составляющие препарата питают клетки и налаживают движение крови по сосудам. Средство помогает быстрее передавать сигналы по клеткам нервов - информация хорошо усваивается, и мозг легко привыкает к сильным нагрузкам в период учёбы.
  2. «Ортомол ментал» . Помогает школьникам, которые каждый день нагружают свой ум и не высыпаются. Препарат повышает трудоспособность и спасает от утомляемости. Ещё он благоприятствует улучшению зрения.
  3. «Глицин» . Средство безопасно и помогает бороться с переживаниями в период экзаменов и контрольных.
  4. «Фенотропил» . Средство можно приобрести только по рецепту. Вначале его разработали для лечения болезни Альцгеймера, но так как препарат активизирует сосредоточенность, то его стали широко использовать для школьников.
  5. , С и . Благодаря ему нехватка полезных элементов восполняется, а признаки утомления ума исчезают.
  6. «Витрум Юниор» . Предназначен для детей от 7 до 14 лет. В состав входят 10 микроэлементов и 13 витаминов. Благодаря данному комплексу дети легко преодолевают нервно-психическое напряжение. Также «Витрум» помогает правильно развиваться ребёнку.
  7. «Мультитабс» . Существует 7 комплексов, которые рассчитаны на разные возрасты (с рождения и до совершеннолетия). Состоит препарат из всех нужных витаминов и микроэлементов, способствующих правильной работе ЦНС.
  8. «Джунгли» . В состав входят 10 витаминов, способствующих развитию ума и активной деятельности головы. Благодаря фолиевой кислоте и нервные клетки развиваются правильно.
  9. «Компливит» - укрепляет память и нормализует психическое состояние ребёнка.

Человеческий головной мозг - сложнейший органический компьютер, принципы работы которого наука до сих пор полностью не знает. Но, как и механические компьютеры, иной раз он подводит человека: начинаются проблемы с запоминанием, концентрацией внимания.

Нервная система начинает сдавать, работа головой становится всё сложнее и сложнее.

С этим может столкнуться как взрослый, так и ребёнок. Это может быть связано с недостатком некоторых веществ, вызывающим сбои в работе организма, что может повлечь за собой развитие опасных болезней. Улучшение положения и восстановление прежней активности вполне возможно при помощи приёма витаминов для мозга. Но какие из обширного списка известных веществ этого рода нужны в данном случае?

Симптомы недостатка витамина В12 выражаются в потере памяти , дезориентации в пространстве, галлюцинациях и покалывании в руках и ногах. Некоторые пациенты с диагнозом деменция или болезнь Альцгеймера страдают от его дефицита. Измерение уровня В12 в крови — на самом деле не самый лучший способ определить дефицит этого элемента в организме человека. Анализ крови на метилмалоновую кислоту и распад белка — это самые точные маркеры.

Витамины группы B играют огромнейшую роль в обмене веществ в организме человека. Они обеспечивают нормальную работу нервной системы и энергетического обмена. ВАЖНО: Их лучше всего принимать комплексно, поскольку многие из них усиливают остальные.

B1 - тиамин. Способствует усвоению белков, жиров и углеводов, а также нормализует работу нейронов, таким образом напрямую влияя на повышение настроения, вызывая улучшение памяти и когнитивных способностей.

B2 - рибофлавин. Усиливает действие пиродоксина и фолиевой кислоты, участвует в образовании ниацина, улучшает качество сна, положительно действует на обменные процессы в нервной системе.

B3 () - ниацин, никотиновая кислота. Его недостаток вызывает бессонницу, слабость, а также пеллагру. Он также участвует в регуляции количества глюкозы в крови.

СПРАВКА: Пеллагра - тяжёлая болезнь, сопровождающаяся повреждениями тканей организма и вызывающая лёгкое слабоумие.

B5 - пантотеновая кислота, кальция пантотенат. Способствует усвоению других витаминов, принимает участие в синтезе нейромедиаторов.

B6 - пиродоксин. Стабилизирует нервную деятельность, нормализует синтез ниацина, облегчает невриты конечностей и уменьшает ночные спазмы мышц.

B7 - биотин. Регулирует уровень сахара в крови, улучшает работу прочих элементов группы B.

B9 (M) - фолиевая кислота. Влияет на возбуждение и торможение нервной системы, способствует сглаживанию стресса, улучшая настроение. Его нехватка может повлечь за собой ухудшение памяти, выпадение волос и другие неприятные последствия.

B12 - цианокобаламин. Улучшает способности к мышлению, запоминанию, концентрации, убирает раздражительность, отвечает за здоровье нервной системы. Его дефицит может вызвать гибель нервных клеток и другие неврологические расстройства.

Аскорбиновая кислота. Является мощным антиоксидантом, участвует в создании нейромедиаторов. Его недостаток приводит к появлению известной болезни - цинги.

СПРАВКА: Антиоксиданты блокируют окисление.

Кальциферол. Ускоряет работу «серого вещества», препятствует развитию заболеваний ЦНС. При его недостатке падает зрение и начинается бессоница.

Токоферол. Улучшает мыслительные способности, предотвращает появление болезни Альцгеймера.

Витамин Р - биофлавоноиды. Учёные обозначают так целую группу различных веществ. Они содержатся в кожуре цитрусовых фруктов и придают им их жёлтую или оранжевую окраску. В человеческом организме же они способствуют укреплению стенок капилляров.

Восполнить недостаток витаминов в организме можно несколькими путями. Один из них - принимать специальные комплексы. Другой - составить сбалансированную диету.

Лучшие витаминные комплексы для улучшения активности мозга и памяти

Преимущества приёма витаминов для памяти в том, что при их использовании достигается улучшение внимания и способностей к концентрации, что поможет как школьникам, так и студентам, а иногда и малышам не помешает принять специальные детские составы, которые сгладят и, возможно, даже ускорят развитие их ума.

Да и взрослым тоже иногда стоит начать принимать такого рода препараты, поскольку они способны уменьшить уровень стресса, улучшить восстановление сил, ускорить работу мозга плюс повысить способности к запоминанию.

К тому же курс длится не так долго - нужный эффект достигается за примерно один месяц. Какой же комплекс стоит выбрать?

ОСТОРОЖНО: У большинства препаратов подобного рода существуют свои противопоказания, и нужно дозировать их строго по инструкции - избыток некоторых веществ, входящих в них, в организме может вызвать неприятные последствия. Перед употреблением стоит посоветоваться с врачом.

Для взрослых

  • «Витрум Мемори» благотворно влияет на способности к мышлению и запоминанию, но строго противопоказан детям до 12 лет. В составе присутствуют витамины группы B, C и цинк.
  • Гинкго Билоба выпускается в нескольких вариантах. Так, таблетки от «Доппельгерц» содержат также отдельно B1, B2, B6, а «Эвалар» добавляет в свои глицин.
  • «Актив Лецитин» от «Доппельгерц», помимо всего прочего, включают в себя витамины B1, B2, B6, B12, E.
  • «Мульти Табс» выпускают продукцию как для взрослых, так и для детей.
  • «Мульти Табс Актив», «Интенсив» предназначены для мужчин, чья деятельность связана со стрессом и физическими нагрузками. Они улучшают восстановление сил и богаты антиоксидантами.
  • «Мульти Табс Перетанал Омега-3» подходит для беременных.

Для детей

  • «Мульти Табс» для детей и подростков делятся по возрасту ребёнка, для которого предназначены: до года, до 4 лет, до 11 лет, до 17 лет. Для маленьких витаминный комплекс выпускается в виде сиропа.
  • «АлфаВит» «Наш малыш», «Детский сад» и «Школьник» охватывают разные периоды детства. В состав этих витаминных комплексов вошли витамины A, DЗ, B1, B2, B5, B6, B7, B9, В12, PP, C и различные минералы.Первый выпускается в виде растворимого в воде порошка и делится на 3 саше, чтобы обеспечить максимальное усвоение всех веществ. Второй уже идёт в виде жевательных таблеток с фруктовым вкусом.
  • «Пиковит» включает в себя A, B1, B2, B5, B6, B7, B9, В12, PP, C и DЗ и может быть как в виде сиропа, так и в форме таблеток для разжёвывания или конфет для рассасывания. Форма выпуска зависит от выбранного возрастного периода.

Для школьников и студентов

  • «Мульти Табс» для подростков представляют собой жевательные таблетки с различными вкусами.
  • «Мульти Табс B-комплекс» можно принимать с 12 лет.
  • «Классик» можно всем, начиная с 11 лет.
  • «АлфаВит» «Тинейджер» также выпускается в виде таблеток, в состав которых входит всё тот же набор витаминов.

Полезные продукты

Всё же не существует волшебной таблетки, которая резко придаст сил и способностей к запоминанию. Организм человека - сложнейшая структура, в которой всё взаимосвязано, поэтому правильный режим питания непременно отразится и на когнитивных способностях.

Злаки, орехи, фрукты и овощи богаты самыми разными необходимыми микроэлементами, включая множество разных минералов. Молоко тоже полезно как для костей, так и для зрения и мозга, ну а рыба содержит фосфор, «элемент мысли», как его называли в одном детском художественном произведении.

Таблица ниже включает в себя некоторые продукты, полезные для здоровья и стоящие включения в Ваш рацион.

Название продукта Содержащиеся витамины
Яблоко A, B, C, E, K
Цитрусовые C и P
Ягоды A, почти вся B-группа, C, E, K, P
Молочные продукты A, B, C, D, E, H
Картофель, томат A, C, D, E, K
Курица A, B, C, E
Банан A, B, C, E
Говядина B, E
Свинина B, E
Рыба A, B, C, D, E
Овсяная каша Почти вся группа B, E
Горох A, B. E. H
Грибы A, B, C, E
Грецкий орех B, C, E
Лесной орех B, C, E

Витамины для ума, конечно, могут помочь как ребёнку, так и взрослому повысить свои способности к восприятию и обработке информации, но по-настоящему сильный эффект эти вещества дадут, если сочетать их с тренировками памяти.

Проблема развития памяти, внимания и способности концентрироваться на задачах в случае с развивающимся мозгом школьника может возникать как результат действия нескольких факторов: психологического, физиологического, поведенческого и др.

  • В одних случаях для развития памяти и работы мозга для школьников предлагают изменить образ жизни и деятельности, обогатить рацион (в том числе с помощью биодобавок).
  • В других - по медицинским показаниям применяют комплексное лечение стимулирующими препаратами и ноотропами.
  • В третьих - решение ищут в индивидуальном подходе, учитывающем особенности восприятия и запоминания конкретного школьника, вследствие чего родители под своего ребёнка корректируют школьный курс обучения.

Факторы, которые надо учесть в работе по улучшению работы мозга школьника

Медицинский фактор

Чаще всего в контексте рассмотрения действия этого фактора говорят о синдроме дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ). Не все медики, учителя и родители признают существование этого невралогическо-поведенческого расстройства, однако для большинства СДВГ - медицинский факт, полного способа избавления от которого пока не найдено.

Считается, что у мальчиков синдром встречается чаще, чем у девочек. Но разнообразие критериев постановки диагноза, методик исследования и способов локализации групп не дают возможность установить не только точную пропорцию, но даже распространённость СДВГ. Называются числа от 3:1 до 9:1 соотношения мальчиков и девочек с этим синдромом. Общая же оценка распространённости расстройства колеблется в пределах от 1 до 30 % от всего населения. Также считается, что треть детей от числа тех, у кого зарегистрирован СДВГ, перерастает синдром или приспосабливаются к нему. Сложность классификации возникает ещё и из-за того, что некоторые из признаков СДВГ проявляются эпизодически и время от времени.

Феноменологическая характеристика включает такие диагностические критерии, как:

  • неспособность удержать внимание на деталях, а также сконцентрироваться на выполнении заданий и на поставленных во время игр целях,
  • забывчивость и рассеянность в повседневных ситуациях, что также сопровождается частой потерей вещей,
  • избегание вовлечения в процессы, которые требуют сохранения длительного умственного напряжения и др.

Признание у ребёнка СДВГ позволяет внести корректные поправки в стимулирование мозговой деятельности школьника, что в будущем даёт ему возможность рассчитывать на успех в профессиональной сфере, избавляет от проблем с адаптацией в коллективе, сложностей в межличностных отношениях.

Несмотря на то, что подходы к работе с расстройством разнятся в разных странах, общепризнанным считается комплексный подход, который включает немедикаментозную психотерапию и индивидуальную модификацию поведения с помощью психостимуляторов и ноотропов (если не помогает педагогическая и нейропсихологическая коррекция).

Опасность назначения стимуляторов детям связана с тем, что завышенные дозы препаратов могут вызывать привыкание, вследствие чего фиксируются случаи, когда подросток использует высокие дозы для достижения наркотических эффектов. Частично привыкание связано и с краткосрочным действием препарата, который из-за этого нужно принимать несколько раз в день. Так действие большинства из них длится не более 4 часов, но и метилфенидат или декстроамфетамин с продолжительностью действия до 12 часов сохраняют опасность привыкания.

Альтернативой таким препаратам становятся средства растительного происхождения типа HeadBooster, BrainRush, Optimentis, которые оказывают влияние на улучшение питания головного мозга, кровообращение, энергообмен и тонус коры не сразу, а постепенно, по мере улучшения состояния тканей и коммуникативных функций в нейросетях. Благодаря своему «мягкому» действию эти же препараты чаще других используют в коррекции физиологического характера.

Физиологический фактор

Самой распространённой физиологической причиной, мешающей мозгу школьника в полной мере раскрыть свой потенциал, считается нарушение кровообращения мозга, а также нехватка питательных веществ и кислорода. Такая ситуация может возникнуть вследствие:

  • генетических факторов,
  • родовых и послеродовых травм, связанных с повреждениями шейного отдела, асфиксиями, кровоизлияниями,
  • болезней, перенесённых ребёнком или матерью во время беременности,
  • несбалансированного питания и сложной экологической обстановкой,
  • привычек, благодаря которым школьник систематически нарушает правила здорового образа жизни и поведения.

Два последних пункта относятся к тем, на которые можно и нужно повлиять, чтобы улучшить работу мозга своего ребёнка.

Социально-психологический фактор

Успехи или неудачи ребёнка в получении новых знаний могут напрямую зависеть от степени психологической комфортности среды обучения и методики преподавания, соответствующей индивидуальным особенностям восприятия. Так, ребёнок, обучающийся во враждебно настроенном коллективе, в принципе не может быть сосредоточен на усвоении знаний, поскольку занят собственным «выживанием». При всей сообразительности школьника и активности работы мозга, его формальная результативность будет оставаться на низком уровне.

Ребёнок-«визуал», склонный с большей лёгкостью воспринимать информацию подданную в виде изображений, схем, визуальных образов, печатных текстов, будет хуже запоминать устную речь и попытку донести информацию в вербальном диалоге. И наоборот - ребёнку-«аудиалу» легче увидеть информацию, чем услышать её, что тоже нужно учитывать при оценке индивидуальных способностей ученика и процессах стимуляции работы его мозга.

Наконец, ребёнка нужно просто научить некоторым приёмам запоминания, для того, чтобы его эффективность и обучаемость резко выросли. Большинство таких приёмов задействуют ассоциации, эмоции, ритмику в качестве помощников в обучении. Так яркий эмоциональный образ, ассоциативно связанный с объектом запоминания и встроенный в пространство последовательной истории запомниться намного лучше.

Средства по улучшению работы мозга ребёнка

Препараты и биодобавки, которые влияют на состояние памяти, способность к концентрации и качество сна делают это опосредованно - через улучшение микроциркуляции и снабжения мозга, а также через «включение» нейромедиаторов. Нейромедиаторы - это биологически активные вещества разных групп (пептиды, аминокислоты, моноамины), выступающие посредниками в передаче электрохимического импульса от нейрона. Большинство препаратов, созданных для активизации мозговой деятельности, имеют в своём составе такого «посредника».

«Глицин ». Препарат с названием нейромедиаторной аминокислоты, которая уменьшает выделение возбуждающих аминокислот и вызывает тормозящее действие. Препарат способствует нормализации сна и повышению умственной работоспособности. Для улучшения сна применяется за 20 минут до засыпания по 0,5 таблетки детям до 3-х лет и по 1 таблетке после трёхлетнего возраста. В аналогичных дозах - 0,5 и 1 таблетка соответственно возрасту, но 2-3 раза в сутки - применяется для снятия психоэмоционального напряжения, повышения памяти и умственной работоспособности ребёнка. Длительность приёма - 14 дней. При необходимости и при согласовании с врачом время продолжительность приёма можно увеличить до 30 дней. При этом при пролонгированном приёме дети до 3-х лет сокращают дозу (до раза в сутки) и период (до 7-10 дней).

«Пантогам ». Здесь в качестве действующего вещества используется гамма-аминомасляная кислота, относящаяся к важнейшим нейромедиаторам ЦНС. Средство назначается при нарушениях внимания, речи, ослаблении памяти и снижении умственной работоспособности. Маленьким детям «Пантогам» назначается в виде сиропа с постепенным увеличением дозировки. При длительном употреблении средства прекращается приём препаратов этой группы, чтобы избежать чрезмерной стимуляции ЦНС. «Глицин», упомянутый выше, усиливает терапевтический эффект «Пантогама».

«Биотредин ». В комплексе с «Глицином» рекомендуют принимать ещё один ноотроп - «Биотредин», который пьют курсами по 7-10 дней в режиме «трижды в день по 1 таблетке». Средство содержит витамин В6, активизируя когнитивные функции мозга, улучшая внимание и память школьников. Однако витаминный комплекс группы В более широко и полноценно представлен в растительном препарате «Optimentis».

«Optimentis ». Природно-растительное средство, в составе которого, помимо пиридоксина (В6), улучшающего метаболизм и увеличивающего работоспособность мозга, и биотина (В7), нормализующего обмен веществ, представлены и другие витамины этой группы. За улучшение кислородного питания отвечает токоферол, а за энергетический уровень и кровообращение - растительная основа, состоящая из композиции экстракта Гинкго Билоба и женьшеня.

Перейти на официальный сайт .

». Главным конкурентом «Optimentis» в группе природно-растительных ноотропных средств называют «ХэдБустер», который благодаря своему составу компенсирует нехватку и витаминов, и полиненасыщенных жирных кислот. При этом в нём тоже содержаться экстракты женьшеня и Гинкго Билоба, отвечающие за микроциркуляцию тканей головного мозга. Дети с 12 лет могут принимать эту биодобавку наравне со взрослыми за полчаса до еды три раза в день в течение месяца.

Перейти на официальный сайт HeadBooster .



Рассказать друзьям