Каковы неблагоприятные признаки становления личности школьника. Неблагоприятные условия формирования мотивационной сферы личности правонарушителя

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В плане процесса формирования личности посредством освоения ею социальных ролей, наиболее важны две стадии - первичная (социализация ребенка и подростка) и промежуточная (социализация в юношеском возрасте 18-25 лет). Наиболее опасны дефекты социализации в детском и подростковом возрасте, когда закладываются основы личности. Важнейшими агентами социализации в этом возрасте являются семья, школа, группа сверстников.

Существует общая схема процесса деморализации с последующей криминализацией (дефекты социализации) детей, подростков:

а) конфликты с родителями, побеги из дома (дефекты семейной социализации);

б) трудности, неудачи в школе, прогулы (дефекты социализации в школе);

в) контакты, сближение с деморализованными сверстниками (дефекты социализации в группах сверстников);

г) совершение преступления для удовлетворения элементарных потребностей либо «по наущению».

Дефекты, нарушения в усвоении нравственно-правовых норм, - «по вине» семьи в следующие случаях: 1) родители словесно и на деле (своими поступками) утверждают аморальные или даже антисоциальные образцы поведения. В этом случае может произойти прямое усвоение ребенком (подростком) норм асоциального поведения; 2) родители словесно придерживаются общепринятых нравственных норм поведения, но совершают действия, поступки, им противоречащие. В этом случае у детей воспитываются лицемерие, ханжество, в целом аморальные установки; 3) родители вербально (словесно) и на деле придерживаются общепринятых норм, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребенка (подростка). Отсутствие же прочных эмоциональных, дружеских контактов ро­дителей с подростками значительно затрудняет нормальный процесс социализации; 4) родители применяют неправильные методы воспитания (методы, основанные на принуждении, насилии, уни­жении личности ребенка (подростка).

Неблагополучные семьи : 1) криминогенная семья (члены которой совершают преступления - Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.); 2) аморальная семья, характеризующаяся алкогольной и сексуальной деморализацией (развратное поведе­ние родителей); 3) проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой – соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми; 4) неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре - связан с явлением эмоционального дискомфорта; 5) псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием од­ного из родителей.

Школа. именно из среды неуспева­ющих детей, подростков часто выходят лица, совершающие внача­ле правонарушения, а затем и преступления. Основной контингент несовершеннолетних правонарушителей составляют так называемые «трудные дети», подростки. Большин­ство таких ребят - из неблагополучных семей, главным образом криминогенных, аморальных. Но встречаются среди «трудных» школьники и из образованных, обеспеченных, благополучных семей. В результате неуспеваемости и постоянной недисциплиниро­ванности у «трудных» складываются конфликтные отношения с классом, учителями, родителями, что приводит к их изоляции в школе, разрыву дружеских, товарищеских отношений с одноклас­сниками.

Группы сверстников . В процессе социализации личности под­ростка большое влияние оказывают неформальные стихийные груп­пы сверстников, которые возникают на основе совместной досуговой деятельности. Досуговая деятельность правонарушителей имеет свою специ­фику: она преобладает над всеми другими (учеба, занятия спортом, различные виды социально-полезной внешкольной деятельности). Для правонарушителей характерны связи с лицами, имеющи­ми аналогичные взгляды, ориентации и привычки поведения. Часто такие межличностные связи принимают антисоциальную направленность, становясь, таким образом, криминогенными. Членами такой группы являются «трудные» подростки, кото­рым свойственны негативное отношение к учебе, недисциплиниро­ванность, эпизодическое девиантное поведение (курение, азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков, мелкие кра­жи, бродяжничество).

Понятие и значение конкретной жизненной ситуации. Классификация конкретных жизненных ситуаций.

Условия неблагоприятного формирования личности

Понятие причин и условий конкретного преступления;

Понятие и структура механизма преступного поведения;

Вопрос № 3 Классификация причин и условий преступности

По механизму действия все детерминанты делятся на :

Причины;

Условия;

Факторы.

По уровню действия:

Причины отдельных преступлений.

По природе возникновения :

Объективные - не зависит от воли субъектов;

Объективно-субъективные;

Субъективные - зависит от воли лиц, совершающих преступление.

По близости преступлений:

Отдаленные и ближайшие;

Непосредственные и опосредованные.

По источникам:

Внутренние - связаны с обстановкой внутри общества, государства;

Внешние - имеют общий характер.

Все причины и условия проявляются в определенных сферах жизни человека: политическая, духовная, социальная, политическая.

Все причины и условия рассматриваются на 3 уровнях:

Общесоциальном - связано с явлениями, которые происходят в обществе, государстве в целом;

Социально-психологическом - малые группы;

Личностном.

Подходы к причинам преступности:

1. Детерминистский.

2. Казуальный.

3. Синдроматический подход, который основывается на том, что преступность порождается криминогенной ситуацией, а не каким-либо одним явлением. Комплекс криминогенных признаков ситуаций называется синдромом преступности (не столько характеристика личности, сколько характеристика ситуации).

Потенциал преступности - вероятность деяния при наличии входящих в синдром условий.

100-процентного потенциала у синдрома не может быть, т.к. помимо синдрома существует воля человека, которая является свободной и никакие обстоятельства не влекут абсолютно одинаковые последствия. Учеными не обнаружен ни один синдром, коэффициент которого выше 0,36.

Тема: Механизм преступного поведения

Механизм преступного поведения - это связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности внутренних психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление , направляющих и контролирующих его исполнение.

Следует различать понятие «преступление» и «преступное поведение».

Профессор Лунеев полагает, что структура преступного поведения состоит из 2 элементов: мотивации и реализации. Мотивация рассматривается и как процесс накопления мотивов преступного поведения и как совокупность данных мотивов. Мотивация является предпосылкой субъективной стороны преступления.


Мотивация как процесс начинается с формирования потребностей (они, в свою очередь, формируются несознательной необходимостью), потребность формирует мотивы преступного поведения, которые в дальнейшем формируются в совокупность мотивов (мотивацию в материальном смысле). В совокупности мотивов непременно образуются взаимоисключающие, взаимодополняющие и противоположные друг другу мотивы поведения - происходит «борьба мотивов», в результате которой выявляется доминирующий мотив преступного поведения. Следующим этапом является планирование преступного деяния и выбор цели преступления. После этого происходит выбор средств для совершения преступления и принятие решения на совершение преступления. Только после этого наступает 2 стадия преступного поведения - стадия реализации преступного деяния .

Структура преступного поведения :

1. Мотивация - это психическое явление, которое характеризует личность, представляя собой совокупность мотивов в развитии и взаимодействии, а также реализации. В нее входят потребности, интересы личности, внутренние установки и т.д., которые во взаимодействии с окружающей средой порождают мотивы совершения преступления или характеризуют мотивы неосторожного поведения. Мотивация рассматривается как:

Как процесс формирования мотивов;

Характеризует содержание (корыстные, насильственные побуждения).

Побуждения внутренние могут происходить под влияниям различных фактов - мотивообразующие факты :

Нормальные потребности - тоже могут приводить к преступному поведению (например, голод);

Деформированные потребности - те потребности, которые преобладают над другими;

Извращенные потребности - те потребности, которые не одобряются или даже порицаются обществом;

* Чувства - чаще всего преступления против личности и чаще всего непреднамеренно в определенной ситуации (ревность, «в принципе»).

* Интересы личности (интерес - это определенное специфическое отношение личности к какому-либо объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности).

* Ценностные ориентации - система отношений личности к явлениям окружающей социальной среды (как мы относимся к тому, что вокруг нас).

* Мировоззрение личности - система взглядов и убеждений.

* Привычки - после длительного времени привычки являются стереотипом поведения.

Функции мотивации по Лунееву:

· Отражательная.

· Смыслообразующая.

· Побудительная.

· Прогностическая.

· Контрольная - мотивация в материальном смысле представляет собой эталон, с которым преступник неизбежно будет сравнивать результат совершенного преступления.

2. Планирование - принятие решения о совершении преступления с его дальнейшей конкретизацией. На данном этапе происходит конкретизация мотивации непосредственно в плане преступного поведения. Это интеллектуально-волевой акт, в механизме преступного поведения занимает центральное место.

Классификация решений :

* по характеру отношения субъекта к моделируемым преступным действиям:

Утвердительные;

Отрицательные;

* по времени принятия решения:

Предшествующие преступному поведению;

Сопровождающие его;

* по особенностям субъектов принятия решения:

Индивидуальные;

Групповые;

* по основным причинам принятия:

Целевые (принципиальные или целесообразные);

Ситуативные

3. Исполнение совершения преступления - на этом этапе совпадает с совершением преступления само преступное поведение. Последствия могут быть отдалены во времени.

Причины и условия конкретного преступления (формируют мотивы преступного деяния) - те явления и процессы, которые вызвали решимость совершить преступление у конкретного человека.

Стоит говорить всегда о совокупности причин и условий:

* совокупность обстоятельств, характеризующих связь между совершенным преступлением и волевым актом (самим решением совершить преступление). Ученые в качестве конкретного обстоятельства называют саму криминогенную мотивацию.

* это ситуация совершения преступления, которая состоит из 2 групп обстоятельств:

Жизненные обстоятельства, формирующие причину преступного поведения (например, родители жестоко относятся к ребенку);

Обстоятельства, облегчающие совершение преступления или влияющие на поведение личности в данный момент;

* неблагоприятное формирование личности - объективная действительность определяет поведение человека двояко: непосредственное влияние и опосредованное.

1. Сама личность. Определенные психологические особенности, психические состояния (постоянные либо временные).

2. Малые социальные группы . Прежде всего, семья, школа, ближайшее окружение.

3. Общество в целом.

Неблагоприятные условия в семье:

· Конфликтные ситуации, конфликтная атмосфера в семье (между супругами, поколениями, детьми).

· Демонстрация со стороны родителей неуважения к базовым нравственным ценностям.

· Гиперболизированная опека детей . Опека не вызвана необходимостью. Это может привести к негативным последствиям. Ребенок не уважает других людей, привыкает быть центром.

· Примеры привычного пьянства, наркомании и другого аморального поведения.

· Отрыв обучения от воспитания. Если высшая школа не имеет своей целью воспитание, а имеет лишь цель обучения, то средняя школа как раз имеет обе цели. Перегибы в советской школе, конечно, были.

· Слабая дисциплина (тема преступности несовершеннолетних). Причем слабая дисциплина проявляется не только со стороны обучающихся, но и со стороны преподавателей. Мало кто хочет работать в школе, относится к своей деятельности безответственно.

· Неорганизованность свободного времени учащихся. Мало времени уделяется занятости учащихся в рамках школы. Ранее существовавшая система разрушена. Бесплатных кружков почти нет.

· Отсутствие единой системы обучения в российских школах.

· Не возложение на детей обязанностей - дети растут безответственными.

Уполномоченный по правам ребенка , участников процесса обучения, уполномоченный по вопросам безопасности - такие должности учреждены в Кемеровской области.

Трудовой коллектив также может негативно сказаться на формировании личности:

· Слабая дисциплина труда.

· Недостатки деятельности управления.

· Низкая культура труда и быта.

· Заработная плата выдается в конверте (правовой нигилизм).

Ближайшее окружение:

· Аморальное поведение членов малой социальной группы (соседей, особенно в общежитиях).

· Влияние «криминогенных» или ранее судимых лиц. Жаргонные выражения.

· Взаимоотношения в малой социальной группе.

СМИ влияют на формирование личности:

· Много негативной информации.

· Агрессивные мультфильмы, содержащие ненормативную лексику, неправильные русский язык. Отсюда плохое развитие речи у детей. Дети в садике играют в похороны.

· Фильмы ужасов.

Те явления и события, которые имею место, сами по себе на личность не влияют. Имеет значение субъективное отношением личности.

Неблагоприятное формирование личности больше всего проявляется в момент планирования и исполнения преступления (механизм преступного поведения).
Преступления несовершеннолетних всегда более жестокие, чем у взрослых преступников. Немотивированная жестокость характерна для Н/Л.

Процесс формирования личности принято рассматривать как социализацию, то есть процесс наделения личности общественными свойствами, выбора жизненных путей, установления социальных связей, формирования самосознания и системы социальных ориентаций, вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения определенных социальных ролей и функций.

Можно выделить первичную социализацию (социализация ребенка) и промежуточную (переход от юношество к зрелости, период с 17-18 лет до 23-25 лет). Особенно важную роль в формировании личности играет первичная социализация, когда ребенок еще бессознательно усваивает образцы и манеру поведения, типичные реакции на те или иные проблемы.

Семья – это главное звено формирования личности. При выяснении причин совершения преступления учитываются не только данные о неблагополучных или неполных семьях, об отношениях между родителями, об их объективно неблаговидном, иногда противоправном поведении, об эмоциональном отношении к ребенку, его принятии или отвергании ими.

Недостаточное внимание, низкая частота общения детей и родителей (гипоопека) нередко вызывает у первых эмоциональный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личнсоти. Следствием этого может быть отставание в развитии интеллекта, нарушение психического здоровья, плохая успеваемость в учебе, совершение аморальных и противоправных поступков.

Кроме этого, родители могут сами нередко демонстировать пренебрежительное отношение к нравственным и правовым запретам, являть собой образцы аморального поведения (постоянно пьянствуют, учиныют хулиганские действия, совершают хищения и другое). Поэтому подросток сравнительно легко усваивает эти образцы, соответствующие им взгляды и представления, которые вписываются в его психологию и начинают стимулировать его поступки.

Криминогенное значение может иметь и такой недостаток семейного воспитания, когда при отсутсвии целенаправленного нравственного воспитания, окружающие заботятся об удовлетворении только материальных потребностей ребенка в ущерб духовности, не приучая его с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей перед окружающими, соблюдению нравственных норм.

Отвергание родителями ребенка, необеспечение его родительской заботой и попечением могут иметь место в явной, открытой и скрытой формах.

Это негативное поведение окружающих может привести к формированию на бессознательном уровне у ребенка тревожности и беспокойства, страха небытия, несуществования. Этот страх может иметь два уровня: страх смерти (высший уровень) и постоянное беспокойство и неуверенностьь (низший уровень). Если тревожность достигает уровня страха смерти, то человек начинает защищать свой биологический статус, свое биологическое существовавние – отсюда совершение насильственных преступлений как способ защиты от мира, от субъективно воспринимаемого как опасный или враждебный. Если тревожность сохраняется на уровне постоянного беспокойства и неуверенности, то человек может защищать свой социальный статус, социальное существование, совершая корыстные и корыстно-насильственные преступления.

Огромное влияние на формирование личности преступника оказывает и негативное влияния неформальных групп сверстников.групповая сплоченность и постоянное общение позволяют членам этих групп устоять перед обществом, которое воспринимается ими как нечто вражбедное и чуждое. Под влиянием группы у ее участников формируются установки и ценностные ориентации, включающие в себя способы разрешения возможных жизненных ситуаций и проблем. Влияние группы значительно, так как данный человек ценит свое участие в его жизнедеятельности. Ее члены находятся в повседневном общении, между ними возникает множество отношений, основанных на чувствах, а их отношения друг к другу и их оценки различных социальных фактов, событий, других людей неизбежно выражаются в эмоциональной сфере. То сеть влияние микросреды осуществляется не только на ум и волевую сферу человека, но и на его чувства и эмоции.

К микросреде относится также трудовой коллектив, бытовое окружение.

Негативное влияние на формирование личности оказывает не только микросреда, но и явления и процессы, наблюдаемые в обществе в целом (то есть влияние макросреды). К таким явлениям относят: безработицу, негативное влияние кинофильмов и СМИ, литературы, наличие в обществе проявлений национализма, расизма.

3. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления.

Большинство преступлений совершаются в результате действия этой причины, имеющей криминальный характер.

Жизненная ситуация – это явления и процессы, которые негативным образом воздействуют на сознание конкретного человека и являются поводом или толчком к совершению им преступления, вызывают немерение, решимость совершить то или иное преступление.

Таким образом, жизненная ситуация является причиной, а не условием, способствующим совершению преступления.

Анализ ситуации преступления, как отмечает Е.Г. Горбатовская, «характеризуется определенным состоянием или поведением потерпевшей стороны и условиями, в которых происходит взаимодействие преступника и потерпевшей стороны. При этом важно определить, что явилось определяющим в этом взаимодействии – ситуация или личность, и почему личность оказалась в сложной ситуации.»

Г.М. Миньковский предлагает разграничивать жизненные ситуации по источнику возникновения ситуации, в которой принимается и реализуется решение о совершении преступления. Выделяются следующие жизненные ситуации:

1) заранее создаваемые преступником в целях облегчения совершения преступления (например, нарушение системы учета и контроля в учреждении в целях безнаказанного совершения хищения);

2) сосздаваемые по вине преступника, но не преднамеренно (например, в результате употребления им большого количества спиртных напитков);

3) возникающих в результате аморальных и противоправных деяний иных лиц;

4) вызванные экстремальными ситуациями природного, техногенного, социального характера;

5) возникшие в результате случайного стечения обстоятельств.

Профессор А.Б. Сахаров предлагает разграничивать ситуации на:

ü проблемные, характеризующиеся трудностями в достижении личностью тех или иных целей, удовлетворении потребностей и интересов, не носящих антиобщественного характера;

ü конфликтные, создаваемые в результате открытого столкновения антиобщественных интересов, взглядов личности с другими субъектами.

Криминологический интерес представляет оценка ситуации с точки зрения социального контроля:

1. затрудняло ли его состояние совершение преступления, препятствовало ли ему;

2. облегчало преступное поведение;

3. было нейтральным.

Если человек совершал преступление, преодолевая определенные преграды, нейтрализуя усилия свидетелей помешать совершению преступления, это может характеризовать его криминальную позицию как продуманную и активную, и одновременно – позволяет выяснить почему социальный контроль оказался недейственным в соответствующей ситуации.

Некоторые криминологи придают большее значение жизненной ситуации, нежели антиобщественному сознанию. В 1976 году вышла книга «Жертва – соучастник преступления» (Фаттах), в которой высказывалось мнение, что криминологи не неправильном пути, так как изучали личность преступника, вместо того, чтобы изучать личность жертвы. Большинство преступлений вызвано неправомерным поведением потерпевшего, который создает жизненные ситуации. Некоторые жертвы притягивают преступников, как ягненок волка. Есть прирожденные жертвы преступлений.

В некоторых зарубежных странах правоохранительные работники также придают значение жизненным ситуациям. Принимаются специальные меры воздействия на потерпевших – например, законы, предусматривающие штраф за оставление вещей в автомобилях, которые провоцируют лиц на совершение преступления.

Жизненная ситуация может длиться мгновение (тяжкое оскорбление), минуты, часы, сутки, недели, месяцы.

4. Условия, способствующие совершению преступления.

Условия, способствующие совершению преступления – это явления, которые не могут вызвать совершение преступления. Криминогенное значение однако их весьма велико.

Во многих случаях без этих условий не могло быть совершено преступление.

Все эти условия можно поделить на две группы:

ü условия, которые способствуют или облегчают формирование антисоциальной личности;

ü условия, способствующие достижению преступного результата (например, отсутствие охраны, контроля).

К обстоятельствам второй группы можно отнести:

Недостатки в деятельности органов власти и управления;

Недостатки в деятельности правоохранительных органов;

Недостатки в деятельности общественных формирований.

Некоторые явления могут играть двоякую роль: роль причины и роль условия, способствующего соверщению преступления. Статья 90 УПК РБ. Однако, на практике условия, способствующие совершению преступления установить достаточно лечко, тогда как причины – зачастую остаются невыявленными по конкретным уголовным делам.

Неблагоприятные условия формирования личности правонарушителей являются главными объективными и определяющими причинами конкретного преступления. Мотивация преступного поведения, конкретная жизненная ситуация, а также условия, способствующие достижению преступного результата, непосредственно связаны с преступлением. Однако их анализ не всегда позволяет раскрыть всю совокупность причин преступления, значительная часть которых, как правило, бывает удалена от него во времени и пространстве. "Процесс воспитания положительной личности долог: столь же сложен и процесс деградации человека, искривления его жизненного пути в нежелательном направлении", – писал В. Н. Кудрявцев . Он может начинаться в раннем детстве и характеризоваться большой динамичностью, многогранностью и противоречивостью. Большинство преступных деяний определяются всей жизнью субъекта.

В сознании людей на всем протяжении их жизненного пути отражаются как общие явления –доминирующие общественные отношения и закономерности их позитивного и негативного (криминогенного) развития, особенные – сложившиеся формы быта, групповые связи и отношения, которые бывают далеки от позитивного воздействия, так и единичные – семейно-бытовые и приятельские влияния, неблагоприятная психология малых неформальных групп (друзей, товарищей, сообщников, подельников, участников организованных преступных группировок). Чем меньше социальная ячейка, тем интенсивнее влияния групповых отклонений от социально терпимого поведения. Поэтому основные внешние причины конкретного преступного поведения следует искать как раз в тех социальных процессах и отношениях, в которые был эмоционально включен субъект преступления. Семья и отношения с членами семьи, детское дошкольное учреждение или уличная компания и отношения со сверстниками, школа и отношения со школьными формальными и неформальными группами, производство и отношения на производстве, ближайшее бытовое окружение и отношения с ним, различные жизненные задачи и трудности с малых лет вовлекают человека в систему разнообразных и многогранных отношений, которые непосредственно и формируют его как личность, его потребности, интересы, мотивационную сферу, направленность и ориентации.

Содержание различных отношений может быть довольно противоречивым и даже враждебным, а следовательно, и характер воздействий наличность будет далеко не однородным. Те из отношений, которые субъект выберет для себя более приемлемыми, и будут в определенной мере доминировать у него до возможного критического пересмотра, что происходит не так часто. Криминогенные воздействия – это, как правило, "вкрапления" в общем потоке социальной информации. Криминальность в молодежной среде нередко героизируется, однако отбор разных влияний осуществляет сам человек на основе ранее выработанных установок и увлечений.

Одновременно человек включен и в огромную массу позитивных, нейтральных и антикриминогенных отношений. Нередко преступник становится свидетелем убийства своих сообщников, привлечения их к уголовной ответственности, страдания их родителей и близких. Все это может оказать на него влияние и если не исправить, то хотя бы предупредить о возможной опасности или ответственности. Поэтому надо учитывать возможности самого субъекта в отборе влияний на него и в осознании им ответственности за свое стихийное формирование по принципу "куда кривая вывезет". Следует понимать, что всякий психически нормальный человек способен к самоопределению в обществе, к самовоспитанию, к разумному отбору нужных ему влияний, при одном условии – если он этого захочет. Поэтому закономерности причинных связей между неблагоприятными условиями формирования личности и преступным поведением носят вероятностный статистический характер.

Многочисленные результаты криминологических исследований позволяют выделить из всей совокупности неблагоприятных явлений и процессов, сосредоточенных вокруг той или иной личности, следующие наиболее криминогенные обстоятельства:

а) плохие материально-бытовые условия жизни; б) неблагоприятные семейные отношения с родителями и другими домочадцами; в) плохое воспитание и обучение в школе (или вообще детство проходит вне школы); г) безработица родителей и самих подростков; д) криминогенность ближайшего окружения, сверстников; е) криминогенность телевидения и других средств массовой информации; ж) бомжевание и выживание с помощью совершения преступлений; з) детская беспризорность и безнадзорность; и) распущенность детей и подростков и др.

Перечисленные причины и условия анализировались в структуре общих причин преступности, личности преступника, а также при рассмотрении процесса формирования криминогенных особенностей мотивационной сферы правонарушителей, поэтому рассматривать их подробно в данном параграфе нет необходимости. Более того, как приведенные здесь, так и иные обстоятельства, способствующие совершению преступлений, будут рассматриваться при криминологическом анализе различных видов и групп деяний, при совершении которых криминогенная роль различных детерминантов может быть далеко не одинаковой.

Для примера можно остановиться на криминогенности материально-бытовых условий. Их криминогенная роль значительна, именно они в первую очередь определяют преступность в стране. Назовем лишь некоторые криминогенные обстоятельства, связанные с материально-бытовыми условиями жизни и деятельности людей.

1. Как известно, 80–90% учтенной преступности в мире и в нашей стране мотивировано корыстными побуждениями ("корыстной заинтересованностью", "извлечением доходов", "извлечением имущественной выгоды", "по найму" и т.д.). Корысть, в самом широком понимании этого слова, является доминирующим, глубинным мотивом не только преступлений против собственности и экономики, но и многих других деяний). В УК РФ практически нет ни одной главы, в которой не было бы деяний, совершаемых по мотиву корысти.

Аспирантка И. В. Власова, работая над диссертацией "Мотивация преступного поведения и субъективное вменение", использовала систему учета данных статистических карточек о личности субъекта преступления и его мотивации из девяти регионов страны (Краснодарский край, Ленинградская область, Москва, Санкт-Петербург, Свердловская область, Татарстан, Тува, Чувашия) . Я приведу лишь обобщенные данные из этих регионов за 1995–1998 гг. Было изучено 928 194 правонарушителя. По корыстным мотивам было совершено 56,1% преступлений, хулиганские побуждения составили 13,6%, личная заинтересованность – 8,0%, иные бытовые мотивы – 7,5%, ради получения наркотических средств – 5%, ссоры – 3,7%, завладение транспортным средством –1,0%, сексуальные побуждения – 0,9%, получение сильнодействующих средств – 0,1%, получение спиртных напитков – 0,5%, ревность – 0,3%, сокрытие доходов – 0,1%, другие мотивы – 0,5%. * 2 3

  • 2. В процессе реформирования страны деньги стали основным эквивалентом успехов человека. СМИ переполнены именно такими материалами. Умение добывать деньги "любой ценой" (причем как можно быстрее) становится главной оценкой успешности практически любой формы человеческой деятельности. Это затронуло искусство, литературу, науку, т.е. те сферы деятельности, где всегда господствовали качественные оценки.
  • 3. Массовое "окорыствование" общественных отношений происходит на фоне колоссального расслоения общества по уровню материального достатка. В нашей стране пропасть между бедностью, когда люди не могут свести концы с концами, и беспредельным богатством узкой группы людей, завладевших им, как правило, неправомерным способом, огромна. Приводятся различные цифры, но официальных и точных данных нет. И уж тем более в стране нет системного мониторига этого явления. Столь большой разрыв обусловлен фактическим разграблением общенародной собственности при пособничестве самого государства.
  • 4. Голод, бедность, безработица, жилищная неустроенность и очевидная для всех социальная несправедливость являются главными детерминантами криминальной корыстной мотивации для значительного числа людей. Из года в год среди лиц, совершивших преступления, около 60–70% субъектов преступлений (только зарегистрированных, выявленных и доказанных) составляют граждане, не имеющие постоянного источника дохода, в том числе каждый десятый из них – безработный. А их сегодня реально десятки миллионов. Миллионы людей не имеют нормальных жилищных условий.
  • 5. Крайне низкий уровень зарплат и пенсий в стране, даже по последним данным – после неоднократного повышения пенсий и заработанной платы. Кроме того, значительная часть этих прибавок "съедается" инфляцией.
  • 6. Причинная база дополняется слабым социально-правовым контролем в борьбе с преступностью вообще и экономическими преступлениями в частности. Более того, социально-правовой контроль действует, как правило, в отношении социально незащищенных слоев населения, а в отношении состоятельных и высокопоставленных преступников существенно снижен. Нарушение равенства перед законом и судом лишь усугубляет ситуацию в обществе.
  • 7. В отличие от советских времен полки магазинов сейчас ломятся от товаров, которые, однако, не по карману большинству населения страны. Это лишь усиливает соблазн приобрести необходимые продукты, товары и услуги, чего правомерным путем многие сделать не в состоянии. Известно, что людям свойственно сравнивать себя и свои возможности с возможностями окружающих. Это лишь актуализирует чувство социальной несправедливости со всеми вытекающими отсюда криминогенными последствиями.

Итак, неблагоприятные условия формирования личности правонарушителей являются главными объективными и определяющими причинами совершения преступлений. Мотивация преступного поведения, конкретная жизненная ситуация, а также условия, способствующие достижению преступного результата, непосредственно связаны с преступлением. Однако их анализ не всегда позволяет раскрыть всю совокупность причин преступления, значительная часть которых, как правило, бывает удалена от него во времени и пространстве. Процесс воспитания положительной личности долог; столь же сложен и процесс деградации человека.

  • Кудрявцев В. Н. Причины конкретного преступления // Советская юстиция. 1970. № 22. С. 7.
  • В главе "Методы криминологических исследований" раскрывался учет преступлений и учет лиц, совершивших преступления, на основе статистических карточек, данные из которых переводятся в электронный вид и в течение трех лет хранятся в информационных центрах регионов. В центр данные о мотивах могут быть представлены лишь по запросу МВД РФ. Этот метод запроса из девяти регионов и был использован при подготовке диссертации И. В. Власовой. Перечень мотивов в статкарточках намного шире, но по ним не было данных, и они мной не приводятся. См.: Лунеев В. В. Юридическая статистика. М., 2007. С. 74–87 .

Прест-е - всегда проявл-е в поведении тех или иных особенностей личностной позиции, ее свойств, связанных с дисгармоничностью, деформацией или деградацией потребителей, интересов.

Криминогенные особенности личности не появляются в готовом виде, а представляют собой результат достаточно длительного процесса ее искаженного развития в неблагоприятной среде. В механизме совершения конкретного прест.ия большую роль играет микросреда общения - непосредственное и ближайшее окружение, в котором и под сильным воздействием которого протекает деформирование жизнедеятельности человека, его личностных качеств. Взаимодействие личности и среды носит динамический хар-р. Личность избирательно относится к сигналам среды, ее нормам и требованиям, отбирая их и меняя саму среду в соответствии с деформированными потребностями, интересами, мотивацией.

Человек - это био и социальное существо. Формирование личности начинается с его рождения в семье.

Источник о3цательного воздействия на личность (условия):

1) К источникам о3цательного воздействия на личность при ее формировании в семье относится:

a) Дурной пример родителей (совершение аморальных поступков, прест.ий…)

b) Проявл-е жестокости в отношении детей (это вызывает озлобление и дети убегают из дома)

c) Пьянство в семье (т.к. все деньги пропиваются, дети приобщаются к пьянству)

d) Негативная позиция в воспитании детей (родители удовлетворяют и разумные и неразумные потребности своих детей в результате чего дети вырастают эгоистами)

2) Школа как источник негативного воздействия:

a) Проявл-е несправедливости педагогов к учащимся (различное отношение к учащимся, обман, нечестность)

b) Пьянство среди педагогов

3) Трудовой коллектив:

a) Поощрение начальством угодничества и подхалимства

b) Очковтирательство, обман, приписки…

c) Пьянство на рабочих местах

d) Хищения материальных ценностей на работе

4) Бытовое окружение - это общение человека с соседями, друзьями, в общ.енном транспорте и общ. местах

5) СМИ, литература, кино, телевизор…

7. Конкретная жизненная ситуация и ее К!ческое значение

Конкретная жизненная ситуация - это такие конкретные явления, которые наряду с антиобщ.енным сознанием способствуют принятию решения совершить прест-е, совершению прест.ия. Однако утверждать, что жизненная ситуация сама по себе причина прест.ия - неверно, т.к. у человека всегда есть выбор. Хотя в ряде случаев конкретная жизненная ситуация является обстоятельством, смягчающим ответ-ость: превышение пределов необходимой обороны, убийство в состоянии сильного душевного волнения и т.д.

Жизненная ситуация может возникнуть в результате действий самого преступника, ее может создать и сам потерпевший либо какое-либо третье лицо, а также силы природы. Она может длится секунды, минуты, часы, дни, недели, месяцы (пьянство в семье).



Некоторые К! считают преувел-ным значение жизненной ситуации. Фаттах опубликовал статью "жертва-соучастник прест.ия", где пишет, что некоторые люди "притягивают" преступников, становятся соблазнителями порой не зная и не желая этого. Так, манера поведения женщины, ее одежда может создать впечатление, что по отношению к ней допустимы любые смелые действия. Некоторые К! считают, что некоторые люди являются латентными жертвами прест.ий, т.е. являются жертвами прест.ий от природы.

Классификации. По содержанию:

1) Проблемные (человек сталкивается с проблемами и препятствиями по пути к достижению конкретной цели);

2) Конфликтные (хар-ризуются острыми противоречиями и открытым столкновением виновных и других лиц).

По хар-ру взаимодействия на виновного:

1) Экстремальные ситуации;

2) Провоцирующие ситуации;

3) Разрешающие ситуации.

По масштабам действия:

На обширной территории;

На ограниченном пространстве.

По объёму воздействия:

Локальные (затрагивающие близких лиц, несколько человек);

Глобальные.

По источнику:

1) криминогенная (созданная людьми) ситуация;

2) ситуация, вызванная внешним, природным воздействием.

Виктимогенные ситуации – ситуации, созданные потерпевшими от прест.ия. Две точки зрения:

1) ситуация может иметь решающее значение, влиять на наступление преступного результата и без существенной деформации личности;



ситуация выступает в качестве условия, которое может способствовать совершения прест.ия и только при наличии личностных деформаций.

В некоторых странах в целях предупреждения прест.ий предусмотрено воздействие на лиц, которые провоцируют преступника (оставление сумочки в машине).

41. Общее понятие и классификация причин и условий преступности

Преступность - это исторически изменчивое социальное и угол-о-правовое явл-е, представляющее собой систему прест.ий, совершенных в соответствующем гос-ве (регионе) за тот или иной период времени.

Причины преступности - это социально-психологические детерминанты, которые непосредственно порождают и воспроизводят преступность и прест.ия как свое закономерное следствие.

Условия преступности - это комплекс явлений, которые сами по себе не могут породить преступность, но служат определенными обстоятельствами, способствующими ее возникновению и существованию.

Условия преступности подразделяются на 3 основные группы.

Сопутствующие - образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени;

Необходимые - без таких условий событие могло бы не наступить; «/ достаточные - совокупность всех необходимых условий.

Многообразие проявлений преступности, ее связь со многими сторонами общ.енной жизни обусловливает необходимость классификации ее причин. Правильный выбор классификационных признаков имеет важное научное и практическое значение.

Основания классификации причин и условий преступности: механизм действия, уровень функционирования, содержание, природа возникновения, близость к событию, источники и т. д.

По механизму действия негативные социальные процессы, детерминирующие преступность, подразделяются на причины, условия и криминогенные факторы.

По уровню функционирования криминогенные детерминанты классифицируются на причины и условий преступности в целом (общие причины); видов (категорий, групп) прест.ий; отдельных прест.ий.

Эти 3 основных уровня причин преступности взаимообусловлены. Процесс взаимосвязи идет как от первого (более общего) уровня к последнему (конкретному), так и наоборот, то есть от причин и условий конкретного прест.ия к своеобразию и особенностям видов и групп прест.ий, к обобщающим хар-ристикам причинного комплекса преступности в целом.

В качестве ближайших причин преступности и прест.ий выступают явления социально-психологического хар-ра, а именно - криминогенно деформированная общ.енная и индивидуальная психология, противоречащая общепринятым принципам м/ународного, конституционного и угол-ого права.

По природе возникновения детерминанты преступности принято подразделять на объективные, объективно-субъективные и субъективные.

Первые две категории на данном историческом этапе не зависят от воли людей и поэтому не могут быть сразу же устранены. Их можно только нейтрализовать, блокировать, сократить, препятствовать их развитию и криминогенному воздействию. Объективны по своей природе, напр., отставание сознания от бытия, индивидуального сознания от общ.енного и т. п.

Большинство же детерминант носит объективно-субъективный хар-р с преобладанием либо объективного, либо субъективного. ^

По близости к событию прест.ия или к их определенной совокупности причины и условия подразделяются на ближайшие и отдаленные, непосредственные и опосредованные.

17. Причины и условия преступности в России на современном этапе

1.Экономические отношения и преступность. Общая причина преступности – объективные социальные противоречия. Наши К! изначально указывали на первичность экономических отношений, определяющих все другие виды отношений в общ.е, положительные и о3цательные. Любые экономические отношения всегда будут порождать преступность с неизбежностью. Рыночные отношения изначально «беременны» преступностью. С точки зрения производства товаров и услуг, рыночная экономика доказала свою жизнеспособность, но многие негативные её последствия (высокая преступность) есть реальность.

Безработица – резерв преступности. Нехватка продовольствия и товаров – не только причина ухудшения материального уровня жизни людей, но и наиболее близкая к конкретным людям причина преступности, понимаемая, сознаваемая ими, а также создающая атмосферу морального оправдания тех, кто их совершает. При определённых условиях экономическая преступность может перерасти и перерастает в корыстно-насильственную и насильственную преступность. За этим возникает преступность должностных лиц. Наиболее крупные прест.ия совершают благополучные слои населения. Экономические отношения определяют преступность, но не предопределяют её в конкретных случаях.

2.Социальные отношения и преступность. Социальные отношения, в которых личность чувствует себя неравной, ущемлённой, всегда чреваты протестующим поведением, а в крайнем своём выражении – преступным. Социальные отношения существуют на макро- и микроуровне. Макроуровень представляет собой и отношения человека с общ.ом и гос-вом в целом, и его производственные отношения, и его положения как личности в том, что понимается под правами человек. Общ.о попранных человеческих прав неизбежно расплачивается высокой преступностью, так как им правят преступными методами. Наиболее уязвимые проблемы – национальные отношения и проблемы равенства. Национализм м/б причиной более тяжких прест.ий против человечества. Социальная несправедливость является источником конфликтов и преступности. Противоречия м/у групповыми интересами вну3 общ.а – тоже реальность, которую игнорировать нельзя. Такой вид преступности как насильственная есть в значительной части следствие межличностных отношений.

3.Политические интересы и преступность. Политические интересы почти всегда связаны с борьбой за власть, в процессе которой в выборе средств противники не церемонятся. Прест.ия подобного рода в статистику преступности как правило не попадали, однако, влияние прест.ий политиков на общую преступность очевидно.

4.Нравственное состояние общ.а и преступность. Ни экономическая жизнь общ.а, ни его правовые установления, ни многообразие социальной сферы, ни политика не могут быть свободны от нравственности.

Забвение нравственных критериев в каждой из сфер функционирования общ.а и каждого из его членов чревато преступностью. Забвение принципов во сферах создаёт абсолютно невыносимую атмосферу в общ.е и наиболее благоприятную почву для преступности корыстной, насильственной, вплоть до противогос-венной преступности.

5.Условия, способствующие совершению прест.ий. К условиям, способствующим совершению прест.ий можно отнести недостатки и в конкретной отдельной сфере. Здесь можно указать на недостатки в деятельности различных гос-венных органов (МВД, прокуратура и т.д.) Это могут быть недостатки органов власти, ответ-ых за состояние правопорядка на своей территории, но ничего не делает в этом плане. Можно говорить о недостатках контролирующих органов: финансовые, налоговые и т.д. Ликвидация условий, способствующих совершению прест.ий, как правило, не требует больших материальных затрат.



Рассказать друзьям