Когда родился и умер эзоп. Кто такой Эзоп? Баснописец Эзоп – создатель жанра басни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Краткая биография Эзопа и интересные факты о жизни древнегреческого писателя басен изложена в этой статье. Краткий рассказ о Эзопе поможет узнать много интересного об этой личности.

Биография Эзопа для детей

Достоверно известно, что древнегреческий деятель жил в середине VI века. Это все, о чем можно говорить с уверенностью. Остальное – выдумки и придумки. История не сохранила информации об его жизнедеятельности. Крупицы сведений можно повстречать у Геродота. Историк утверждает, что Эзоп служил рабом у хозяина с именем Иадмон, проживающего на острове Самос. Баснописец слыл строптивым работником и частенько отпускал вздорные шутки, которые веселили остальных рабов. Вначале хозяина возмущало его поведение, но вскоре он понял, что его работник обладает исключительно незаурядным умом, и отпустил его на свободу. Вот и все, что мы можем узнать из трудов Геродота об этом человеке.

Еще немного сведений можно извлечь из трудов историка Гераклита Понтийского. Он указывает другую информацию. Гераклит Понтийский утверждает, что родиной Эзопа была Фракия. Первого его хозяина звали Ксанф, он был философом. Но Эзоп был намного умнее, чем Ксанф. Он постоянно смеялся над мудрыми высказываниями своего хозяина и его философией. И тот, отпустил своего раба на свободу.

Больше о его жизнедеятельности ничего не известно. Существуют только легенда о его гибели, и сохранился сборник басен.

Легенда его смерти говорит следующее. Однажды правитель Крез отправляет Эзопа в Дельфы. Причина этого поступка неизвестна. Прибыв в город, как обычно, баснописец принялся поучать жителей Дельф. Они очень возмутились его поведением и стали думать, как же отомстить Эзопу. И придумали: в его котомку подбросили чашу из местного храма и сообщили священнику, что баснописец является вором. Эзоп как не пытался доказать, что он не виновен – все было тщетно. Его приговорили к казни: подвели к увесистой скале и заставили прыгнуть с нее. Вот так нелепо закончил свой путь баснописец из Древней Греции.

На сегодняшний день сохранился сборник басен Эзопа. Но интересный момент – его было составлено в Средние Века. Поэтому точно утверждать, что это подлинное наследство древнегреческого баснописца нельзя.

  • Басни Эзопа имеют свою изюминку. Их основу составляет народная басня с долгой историей. Они представляют бытовые живые сценки.
  • Его творения часто подвергались искажениям. Сперва его пересказывал римский баснописец Федр, потом греческий писатель Бабрий и Лафонтен, Дмитриев, Измайлов.
  • Эзопа часто изображали горбатым и невысоким старцем, говорящего шепеляво. Поговаривали, что он имел отталкивающую внешность.
  • Он является родоначальником жанра басни и художественного языка иносказаний, названного в его честь – эзопов язык.
  • Басни Эзопа, которых сохранилось около 400, несут особую функцию. Они подталкивают слушателя к размышлениям.

Сообщение о Эзопе 5 класс может презентовать на уроке литературы.

Биографические сведения об Эзопе легендарны. Вот, к примеру, какие сведения о нем дает «Российский Энциклопедический словарь.»

Эзоп, древнегреческий баснописец 6 в.до н.э., считавшийся создателем басни. Легенды рисуют Эзопа юродивым, народным мудрецом (в обличье хромого раба),безвинно сброшенным со скалы. Эзопу приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен(«Эзоповы басни»), обрабатывавшиеся многими баснописцами- от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И.А.Крылова.

«Энциклопедический словарь Брокгаузена и Ефрона» дает более полную информацию.

Эзоп - родоначальник названной по его имени «Эзоповой» басни. По древнейшему преданию, он жил около середины 6в. до Р.Хр., был рабом самосца Иадмона и умер насильственной смертью в Дельфах. Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени. Его смерть в Дельфах была украшена легендой: находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Эзопа и затем забили тревогу; приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями. Через много лет последовало чудесное, обнаружение невинности Эзопа; потомки его убийц были вынуждены уплатить виру, за получением которой явился внук того Иадмона, который был его господином.

Что касается до Эзоповой басни, то под этим именем древние разумели ту, в которой действующими лицами выступали животные и др. бессловесные существа и предметы. Другой разновидностью была так называемая сибаритская басня, в которой выступали люди; кроме того, были еще басни ливийские, египетские, кипрские, карийские, киликийские. Поименованные местности все лежат на окраинах греческого мира; это стоит в связи с часто замеченным фактом, что произведения народной словесности лучше сохраняются и раньше обращают на себя внимание именно на окраинах, где антогонизм с иными народностями заставляет более дорожить сокровищницей национальных преданий Согласно этому мы и во фригийце Эзопе должны будем видеть просто собирателя и пересказчика греческих басен; его популярность была причиной того, что всякая басня «эзопического» характера была приписываема ему. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзоп не выучил!», говорит у Аристофана, одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, безо всякой художественной отделки. Свод Эзоповых басен в прозе составил в конце 4в. Дмитрий Фалерский. До нас из древности дошли лишь вольные поэтические переделки Бабрия на греческом, Федра и Авиена - на латинском языке; те же сухие прозаические пересказы, которые озаглавлены в рукописях, как «Эзоповы басни», все составлены в средние века. Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нем прибегали к легенде. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны - одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона. В средние века была сочинена в Византии анекдотическая биография Эзопу, которая долго принималась за источник достоверных сведений о нем. Эзоп представлен здесь рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющий удачно мстить своим обидчикам. Эта биография не только не вытекла из подлинной традиции об Эзопе - она даже и не греческого происхождения. Биография Эзопа получила широкую популярность и была рано переведена на многие языки.

Английский исследователь Г.К.Честертон считает, что если Эзоп существовал, то он, очевидно, был фригийцем рабом или по крайней мере человеком, не заслужившим фригийский колпак свободы. Жил он примерно в шестом веке до нашей эры, во времена того самого Креза, история которого вызывает у нас чувство восхищения и недоверия.

Существуют также истории о том, что Эзоп якобы был уродом и сквернословом; истории, которые объясняют, но ничуть не оправдывают поведение тех, кто столкнул его в глубокую пропасть в Дельфах. Впрочем, пусть те, кто читал его басни, сами судят о том, чем он провинился: уродством и невоздержанностью или, напротив, нравственностью и благочестием. Эзоп мог быть вымыслом, как дядюшка Римус, но мог быть, как тот же дядюшка Римус, и реальностью. Ведь подлинно известно, что в старое время перед рабами могли преклоняться, как преклонялись перед Эзопом, или любить их, как любили дядюшку Римуса. Любопытно, что оба великих раба свои лучшие истории писали про зверей и птиц.

Геродот, утверждал, что Эзоп жил в 6-ом веке до н.э. и был рабом, а Плутарх говорил, что Эзоп жил в 6-ом веке до н.э. и был советником у легендарного лидийского царя Креза. А египетский биограф 1-го века н.э. утверждает, что Эзоп был рабом на острове Самоса, потом получил свободу от своего хозяина и направился в Вавилон, где встретился с легендарным спартанским законодателем Ликургом и загадывал ему загадки, а смерть свою встретил в Дельфах - есть сведения, что он был убит.

Как видим, достоверных источников о жизни Эзопа нет (обратите внимание на ссылки: считается, по древнейшему приданию). Возможно, что Эзоп - это не более чем только выдуманное имя.

Кто такой Эзоп? Ответ на этот вопрос обязан знать каждый человек, которому нравятся такие поучительные литературные произведения, как басни. Древнегреческий писатель считается практически отцом-основателем жанра, однако существование этого персонажа до сих пор остается недоказанным. Его биография состоит, скорее, из легенд, многие из которых противоречат друг другу, чем из достоверных фактов.

- человек или легенда?

Впервые в существовании этого персонажа усомнился в XVI веке до него никто не оспаривал факт жития древнегреческого писателя. С тех пор дискуссия не прекращается, ученые подразделились на несколько лагерей, предлагая различные версии ответа на вопрос о том, кто такой Эзоп.

Сторонники теории, подтверждающей историчность сочинителя, приводят массу аргументов, которые могут косвенно доказывать его существование. Однако даже они не способны отрицать тот факт, что о внешности, которой обладал баснописец Эзоп, неизвестно практически ничего. В жизнеописаниях, рассматривающих его личность, он наделяется различными чертами. Существует даже популярная версия, гласящая, что баснописец был горбуном, обладал крайне отталкивающей наружностью.

Характер мудреца описывается всеми авторами приблизительно одинаково. Кто такой Эзоп, если доверять их характеристикам? Хитрый, изворотливый человек, наделенный острым умом и чувством юмора, способный обмануть любого. Часто ему приписывают и такие качества, как сварливость, злобность. Однако фактами эти характеристики также практически не подтверждаются, лишь сохранившимися легендами.

Биография писателя

Баснописец Эзоп, если верить в его существование, родился в 6-м веке до нашей эры. Все популярные легенды о его происхождении свидетельствуют, что сочинитель родился и вырос в рабстве, этот факт историками не оспаривается. Самая распространенная версия гласит, что этот человек являлся собственностью хозяина, которого звали Иадмон, проживавшего на Эта теория получила распространение благодаря греческому историку Геродоту, настаивавшему именно на ней.

Кто такой Эзоп, если предположить, что сведения, которыми обладал Геродот, верны? Ученый утверждал, что писатель являлся вольноотпущенником, пал от руки дельфийских жрецов. При этом Иадмон настоял на выкупе, который был получен им от служителей храма. Предполагается, что казнь мудреца связана с его насмешками над богом Аполлоном, которые не смогли стерпеть поклонявшиеся ему люди.

Есть и другая версия, настаивающая на том, что владельцем Эзопа был Ксанф, а на свет сочинитель появился во Фракии. Основанием для таких утверждений стало изучение басен, приписываемых полулегендарному герою, а также переработка сведений, предоставленных Геродотом.

Что известно о баснях

Жил ли человек по имени Эзоп в действительности, или это лишь красивая легенда? Ему приписывается создание более 450 басен. Предполагается, что произведения были написаны в стихотворной форме, однако оригинал не сохранился. Басни Эзопа дошли до наших современников в виде пересказов, излагаются в прозе. Считается также, что изначально они путешествовали из поколения в поколение в устном виде.

Первым, кто объединил произведения баснописца в тома, стал Деметрий Фалерский, по крайней мере, его труды являются самыми древними из известных. В третьем веке до нашей эры Деметрием было создано 10 книг, к сожалению, они были утеряны более 10 веков назад. Далее переводить басни на латынь и записывать стали другие ученые, к примеру, Флавий Авиан.

Особенности произведений

Рассуждение Эзопа о мире оказало большое влияние на многих писателей, живших гораздо позднее легендарного персонажа. Неудивительно, ведь им была придумана целая вселенная, обитателями которой стали животные, птицы, насекомые. Так как люди не являются героями произведений, поучительный урок приобретает иносказательный характер.

Истории, которые приписываются баснописцу, очаровывают лаконичностью, простотой и незамысловатостью морали. Объектом высмеивания в них становятся пороки, от которых люди не смогли избавиться и по сей день. Это наделяет произведения Эзопа неизменной актуальностью. Поучительное завершение - характерная черта, свойственная всем басням без исключения. Человеку, их читающему, не приходится самостоятельно догадываться, где именно ошибся главный герой.

Писатель предлагает читателям задуматься о собственном поведении, поступках, взглядах на окружающий мир, отделить истинные ценности от ложных. Его сочинения полезны для людей всех возрастов, начиная от самых маленьких детей. Последним все же лучше знакомиться с поучительным творчеством с помощью басен Крылова.

Сюжеты произведений

Многие сюжеты басен, написанных предположительно Эзопом, знакомы людям с раннего детства. Едва ли кто-то не слышал о детях, которые в тщетных поисках отцовского наследства перекопали весь виноградник. О лисице, которая не силой, а хитростью и лестью отняла у ворона его пищу, оставив несчастную птицу в дураках. О лисице, которая оправдала свою неспособность добыть виноград, расположенный на слишком высокой ветке, тем, что он еще не дозрел. О том, как была поймана блоха, и что из этого получилось.

Влияние на других писателей

Русский Эзоп - так называют писателя Ивана Крылова, на чье древнегреческого мудреца действительно оказали колоссальное влияние. Чтобы убедиться в этом, достаточно лишь вспомнить знаменитую историю о вороне, лисице и сыре, а затем сравнить ее с «оригиналом». Действительно, практически все сюжеты популярных крыловских басен взяты из произведений, сохранившихся с древних времен. Это не означает, что писателя можно обвинить в плагиате. Именно его произведения, написанные простым языком, идеально подходят для чтения маленьким детям, считаются безупречным образцом современного жанра.

Те, кому нравятся басни Крылова и Эзопа, могут обратить внимание и на творчество других сочинителей, активно использовавших древнегреческие истории как источник вдохновения. К примеру, произведения француза Жана де Лафонтена, «упрощенные» переводы Льва Толстого.

Эзоп — полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э..

Согласно античной традиции Эзоп, фригиец по происхождению, уродливый, но мудрый и обладавший литературным дарованием, жил в VI веке до н. э. на острове Самос и был рабом богатого самосского гражданина Иадмона. Позднее он был отпущен на волю, некоторое время провёл при дворе лидийского царя Креза, а впоследствии, обвинённый дельфийскими жрецами в святотатстве, был сброшен со скалы. Его смерть в Дельфах была украшена легендой, которую можно восстановить по Геродоту и Аристофану, комбинируя их с более поздними свидетельствами. Согласно этой легенде Эзоп, находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили её в котомку Эзопа и затем забили тревогу; приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями. Через много лет последовало чудесное обнаружение невинности Эзопа; потомки его убийц были вынуждены уплатить виру, за получением которой явился внук того Иадмона, который был его господином.

Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; "ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил", — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни самых различных эпох.

Позднее имя Эзопа стало символом. Его произведения передавались из уст в уста, и в III веке до н. э. были записаны в 10 книгах Деметрием Фалерским (ок. 350 - ок. 283 до н.э.). Это собрание было утрачено после IX в. н. э. В эпоху императора Августа Федр осуществил переложение этих басен латинским ямбическим стихом, Флавий Авиан, около IV в., переложил 42 басни латинским элегическим дистихом. Около 200 н. э. Бабрий их изложил греческими стихами размером холиямб.

Сочинения Бабрия были включены Планудом (1260—1310) в его знаменитую коллекцию, оказавшую влияние на позднейших баснописцев. "Эзоповы басни", все составлены в средние века. Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нём прибегали к легенде. Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно, представлялся человеком сварливым и злобным, наподобие Гомеровского Терсита, а потому и портрет Терсита, подробно изображённый Гомером, был перенесён и на Эзопа. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны — одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим — в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось.

В средние века была сочинена в Византии анекдотическая биография Эзопа, которая долго принималась за источник достоверных сведений о нём. Эзоп представлен здесь рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами-рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющим удачно мстить своим обидчикам. Эта биография не только не вытекла из подлинной традиции об Эзопe — она даже и не греческого происхождения. Её источник — еврейская повесть о мудром Акирии, принадлежащая к циклу легенд, которыми была окружена у позднейших евреев личность царя Соломона. Сама повесть известна, главным образом, из древнеславянских переделок. Мартен Лютер открыл, что книга басен Эзопа является не единоличным произведением одного автора, а сборником более древних и более новых басен, и что традиционный образ Эзопа - плод "поэтического сказания". Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловом. На русском языке полный перевод всех Эзоповских басен был опубликован в 1968 г.

Некоторые басни

  • Верблюд
  • Ягнёнок и Волк
  • Лошадь и Ишак
  • Куропатка и Курицы
  • Тростник и Оливковое дерево
  • Орёл и Лиса
  • Орёл и Галка
  • Орёл и Черепаха
  • Кабан и Лиса
  • Осёл и Лошадь
  • Осёл и Лиса
  • Осёл и Коза
  • Осёл, Грач и Пастух
  • Лягушка, Крыса и Журавль
  • Лиса и Баран
  • Лиса и Осёл
  • Лиса и Дровосек
  • Лиса и Аист
  • Лиса и Голубь
  • Петух и Диамант
  • Петух и Прислуга
  • Олень
  • Олень и Лев
  • Пастух и Волк
  • Собака и Баран
  • Собака и кусок мяса
  • Собака и Волк
  • Лев с другими животными на охоте
  • Лев и мышка
  • Лев и Медведь
  • Лев и Ишак
  • Лев и Комар
  • Лев и Коза
  • Лев, Волк и Лиса
  • Лев, Лиса и Ишак
  • Человек и Куропатка
  • Павлин и Галка
  • Волк и Журавль
  • Волк и Пастухи
  • Старый Лев и Лиса
  • Дикая Собака
  • Галка и Голубь
  • Летучая мышь
  • Лягушки и Змея
  • Заяц и Лягушки
  • Курица и Ласточка
  • Вороны и другие птицы
  • Вороны и Птицы
  • Львица и Лисица
  • Мышь и Лягушка
  • Черепаха и Заяц
  • Змея и Крестьянин
  • Ласточка и другие птицы
  • Мышь из города и Мышь из деревни
  • Бык и Лев
  • Голубь и Вороны
  • Коза и Пастух
  • Обе лягушки
  • Обе курицы
  • Белая Галка
  • Дикая Коза и виноградная ветка
  • Три быка и Лев
  • Курица и Яйцо
  • Юпитер и Пчёлы
  • Юпитер и Змея
  • Грач и Лиса
  • Зевс и Верблюд
  • Две лягушки
  • Два друга и Медведь
  • Два рака

Эзоп – полумифический древнегреческий баснописец, живший в VI веке до н. э. Его считают основоположником жанра басни; по его имени названа иносказательная манера выражения мыслей, которой пользуются до наших дней, - эзопов язык.

Сегодня доподлинно неизвестно, существовал на самом деле такой автор басен или же они принадлежали разным лицам, а образ Эзопа - собирательный. Сведения о его биографии носят зачастую противоречивый и исторически не подтвержденный характер. Впервые об Эзопе упоминает Геродот . По его версии, Эзоп служил рабом, а его господином был некто Иадмон с острова Самос, который позднее даровал ему свободу. Жил он, когда правил египетский царь Амасис, т.е. в 570-526 гг. до н. э. Его убили дельфийцы, за что потомки Иадмона получили впоследствии выкуп.

Родиной Эзопа предание называет Фригию (Малая Азия). Согласно некоторым данным, Эзоп состоял при дворе царя Лидии Креза. Через столетия Гераклид Понтийский припишет Эзопу происхождение из Фракии, а в качестве его первого хозяина назовет некого Ксанфа. В то же время эта информация является собственными умозаключениями автора, сделанными на основе данных Геродота. В «Осах» Аристофана можно найти сведения об обстоятельствах его смерти, т.е. о ложном обвинении в воровстве имущества из храма в Дельфах и о якобы рассказанной Эзопом перед смертью басне «О жуке и орле». Еще через столетие высказывания персонажей в комедии будет восприниматься в качестве исторического факта. В конце IV в. комик Алексид, чьему перу принадлежала комедия «Эзоп», говорит о его причастности к семи мудрецам, отношениях с царем Крезом. У Лисиппа, жившего в то же время, Эзоп уже возглавляет эту славную когорту.

Основная фабула биографии Эзопа возникла к концу IV в до н. э. и нашла воплощение сразу в нескольких редакциях «Жизнеописания Эзопа», написанного на народном языке. Если ранние авторы ничего не говорили об особенностях внешности баснописца, то в «Жизнеописании» Эзоп фигурирует как горбатый уродец, но вместе с тем остроумец и большой мудрец, которому ничего не стоит обвести вокруг пальца хозяина и представителей высшего сословия. О баснях Эзопа в этой версии даже не упоминается.

Если в древнем мире никто не ставил под сомнение историчность личности баснописца, то в ХVI в. Лютер впервые открыл в данном вопросе дискуссию. Ряд исследователей в XVIII и XIX вв. говорили о легендарности и мифичности образа; в веке XX мнения разделились; некоторые авторы утверждали, что исторический прототип Эзопа вполне мог существовать.

Как бы там ни было, Эзоп считается автором более четырех сотен басен, изложенных прозой. Скорее всего, на протяжении долгого времени они передавались в устном виде. В IV-III вв. до н. э. было составлено 10 книг басен Деметрием Фалеским, однако после IX в. н. э. этот свод был утрачен. Впоследствии басни Эзопа были переложены другими авторами на латынь (Федр, Флавий Авиан); осталось в истории имя Бабрия, который, заимствуя сюжеты у



Рассказать друзьям