Конспект занятия "загадочный космос" в старшей группе. Открытое занятие ко дню космонавтики

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Учитель-логопед Кудрина Людмила Вячеславна

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39

Программные задачи:

Образовательные

Расширять кругозор детей;

Закрепить знание и представление о предметах и явлениях окружающего мира.

Развивающие

Развивать познавательный интерес детей;

Обогащение и активизация словаря по теме «Космос»;

Развивать творческое воображение, фантазию;

Развивать двигательно-игровую активность;

Побуждать к импровизации игровых и танцевальных движений.

Воспитательные

Создание ситуации успеха;

Воспитание чувства ответственности, взаимопомощи;

Создать радостную атмосферу праздника.

Словарная работа

Предметы: космос, космонавты, невесомость, планета, орбита, вселенная, дирижабль, орбитальная станция, притяжение, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Плутон, Сатурн, Уран, Нептун.

Действия: летать, путешествовать, приземляться, исследовать.

Признаки: отважные, смелые, неизведанные, необитаемые, далекие, огромные.

Оборудование: эмблемы для участников, звездочки для подсчёта баллов, картонные детали для постройки ракет, фотографии и плакаты с изображением планет, солнца, костюм солнышка для девочки, мольберт, фломастеры, кроссворд, две веревочки, конфеты в красивых цветных упаковках и на ниточках,2 скамейки, 2 дуги, 4 обруча,

Предварительная работа: чтение книг «Космос в картинках» Эмили Бомонт, Мари-Рене Пимонт Москва издательство «Скорпион» 1994г., «Космическая азбука» В. Горьков, Ю. Авдеев издательство «Детская литература» 1990 г., просмотр мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты», рисование на тему «Космические просторы», конструирование «Наш космический корабль», лепка «Трансформеры», аппликация «Луноход».

Методы и приемы: словесные: вопросы, загадывание загадок, проблемные ситуации, стихи, пояснение, кроссворд; практические: динамическая пауза, спортивный конкурс, конструирование ракеты; игровые: сюрпризный момент; наглядные: аудиозапись, иллюстрации.

Ход занятия

Звучит фонограмма мелодии песни «Вместе весело шагать. В. Шаинского

Дети входят в празднично украшенный зал, рассаживаются, делясь на две команды. На центральной стене звездное небо.

Ведущая: День сегодня непростой,

Это знает в мире каждый.

Впервые в космос полетел

Человек с земли отважный.

Сегодня праздник считают своим

И физики и математики.

А также все люди встретить спешат

Великий день космонавтики.

Первый ребенок:

Покорять простор вселенной

Очень человек хотел.

И тогда в далекий космос

Первый спутник полетел.

Второй ребенок:

А потом поднялся в космос

И прославился навек

Вслед за спутником в ракете

Самый первый человек.

Третий ребенок:

Наука движется вперед,

Освоив скорость света,

Мы в дальний космос полетим

К чужим другим планетам.

М. Ю. Богина

Звучит фонограмма «Время вперед». Композитора Г. Свиридова.

Ведущая: Внимание! Внимание! Всем, всем, всем! Спешим сообщить ребятам и родителям и всем, кто любит фантастику и приключения, что сегодня нас ожидают таинственные и захватывающие события. Нам предстоит совершить полет в космос, где вы встретитесь с чудесами и неизведанными открытиями. В космическое путешествие отправится две команды.

Дети хором называют свои команды.

Команда… «Быстрая ракета». Капитан команды (Имя ребенка).

Команда… «Смелые путешественники»). Капитан команды (имя ребенка).

А также их родители. Результаты соревнования оценит жюри. (Представление жюри). За каждое правильно выполненное задание команды получают звездочку.

Ведущая: Чтобы отправиться в полет нужно много знать и уметь. Предлагаем испытание на сообразительность. Команды готовы? (Готовы).

Вы должны ответить на вопросы блиц опроса.

Конкурс №1 Блиц опрос.

1. Какой формы наша планета? (Земля круглая в форме шара).

2. Назовите летательные аппараты, которые придумали люди. (Воздушный шар, дирижабль, самолет, вертолет, ракета, спутник, космическая станция).

3. А каких сказочных героев, умеющих летать, и их летательные аппараты вы знаете? (Ковер – самолет, метла и ступа бабы Яги, Конек – Горбунок, старик Хоттабыч, сапоги скороходы, Змей Горыныч).

4. Назовите клички собак, летавших в космос (Лайка, Белка, Стрелка).

5. Назовите первого космонавта. (Ю.А. Гагарин)

6. Назовите, первую женщину космонавта, полетевшую в космос. (В. Терешкова).

Конкурс №2. Спортивный конкурс.

Ведущая: Чтобы отправиться в космический полет космонавты долго и много тренируются на Земле. И сейчас наши ребята покажут какие они выносливые, сильные. Капитаны, выводите свои команды. Вы должны проползти по скамейке, пролезть под дугой, прыгнуть из обруча в обруч и вернуться на свое место.

Звучит запись мелодии «Рок на льду» ансамбль «Зодиак».

Конкурс №3. « Кто быстрее построит ракету».

Ведущая: Ребята, а на чем можно полететь в космос? (На ракете).

Чтобы нам полет устроить

Надо всем ракеты строить.

Капитаны, выводите свои команды, а родители и жюри будут наблюдать, правильно ли выполняют дети задание.

Ребята составляют из частей ракету. Звучит запись мелодии «Зодиак» ансамбль «Зодиак».

Ведущая: Пока жюри оценивает конструктивные способности, мы споем песню.

Песня «Ракеты».

Дети исполняют песню «Ракеты» музыка В. Лодвиг

Ведущая: Ракеты построены, командам приготовиться к полету. Доложить готовность.

Капитаны: Ракета «Быстрая ракета» к взлету готова.

Ракета «Смелые путешественники» к взлету готова.

Ведущая: Ключ на старт. Начинаем отчет времени. Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один. Зажигание!

Гаснет свет в зале, включается иллюминация, звучит музыка «Таинственная галактика» ансамбль Зодиак. Все сидят на корточках, руки над головой конусом, дети и родители имитируют полет на ракете.

Ведущая: Вот мы и в космосе.

Дети проходят на места.

Конкурс №4. «Космические фигуры».

Игра проводится по командам. Дети свободно перемещаются по залу под мелодию «В свете Сатурна» ансамбль «Зодиак».

Ведущая: Когда ты в космосе, мой друг,

Творятся чудеса вокруг.

Паришь ты – вот так новость,

Ведь это невесомость.

В космосе все невесомое. И следующий конкурс для наших команд «Космическая фигура замри». Команды по очереди будут летать в невесомости под музыку, как только музыка остановится, вы должны замереть, изобразив любую фигуру. А жюри выберет наиболее удачные фигуры в командах.

Ведущая: Раз, два, три фигура в невесомости замри.

Раздается шум шумовых инструментов. Звучит запись мелодии «Поло» ансамбля «Зодиак».

Ведущая: Внимание, внимание! Мы попали в метеоритный поток. От столкновения с метеоритами продукты питания разлетелись в невесомости. Необходимо их собрать и съесть.

Конкурс №5 «Космические продукты».

На двух веревках на расстоянии привязаны продукты, завернутые в фольгу. Дети разворачивают фольгу и съедают конфеты. Звучит фонограмма мелодии «Пришельцы» ансамбля «Зодиак», появляются инопланетянин, двигается по залу.

Инопланетянин: Прием. Прием, вижу небольшие неопознанные объекты, они шевелятся, приступаю к исследованию…

Дотрагивается до колен и рук детей и родителей.

У объектов есть устройства обработки.

Показывает на голову.

По бокам две антенны.

Показывает на уши.

Исследую память…

Ведущая: Ребята, да это же настоящий инопланетянин, давайте поприветствуем его!

Инопланетянин: Объекты выходят на контакт, включаю переводчики.

Здравствуйте. Я – житель планеты Железяка, а вы – земляне.

Ведущая: Здравствуйте, все правильно мы земляне, и очень рады, что нас посетил такой гость.

Инопланетянин: Я хочу с вами подружиться.

Вы со мною поиграйте

И кроссворд мой разгадайте.

Ведущая: Космос велик и прекрасен,

Как много загадок таит…

Но только умеющий думать

Любые загадки решит.

Ребята, надо разгадать кроссворд. За каждое угаданное слово команда получает звездочку.

Конкурс №6 «Космический кроссворд».

1. Название ракеты, на которой летал Ю. А. Гагарин.

2. Увеличительный прибор для изучения и наблюдения за удаленными предметами.

3. Спутник Земли.

4. Газообразная оболочка, окружающая Землю.

5. Кличка собаки, первой побывавшей в космосе.

6. Часть радиоустановки для передачи и приема радиоволн.

7. Небесное тело, ночью видимое как светящаяся точка.

8. Название первой космической станции.

Вы разгадали космические слова, теперь можно прочитать загаданное слово.

Кроссворд.



Инопланетянин: Молодцы ребята! Вы очень умные, много знаете. Давайте останемся друзьями. Мне пора возвращаться на мою планету «Железяка». До свидания.

Ведущая: По космическим просторам

Мчатся спутники, ракеты,

Звезды серебром мигают.

Манят нас к себе планеты.

Игра «Найди орбиту для планеты».

Выходит ребенок в костюме солнышка под мелодию «Серебряная мечта» ансамбля «Зодиак». На голове ребенка шапочка в форме солнышка, к поясу костюма пришиты – 9 ленточек разной длины.

Ведущая: У каждой планеты свой собственный путь.

Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.

Вокруг Солнца вращаются наши планеты.

По – разному все они Солнцем согреты.

Ведущая: Назовите планеты солнечной системы:

На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья. (Меркурий).

Спряталась за облака

Девица краса. (Венера).

А эта планета нам всем дорога.

Нам жизнь подарила планета… (Земля).

А эта планета красного цвета. (Марс).

А эта планета гордится собой.

Поскольку считается, самой большой. (Юпитер).

Планета кольцами окружена,

И этим отличается она. (Сатурн).

А что за планета голубовато-зеленого цвета? (Уран).

Царь морской названье той планете дал.

Он именем своим ее назвал. (Нептун)

А эту планету холод страшный сковал,

Теплом ее солнечный луч не достал. (Плутон).

Ведущая: Кружится хоровод планет.

У каждой свой размер и цвет.

Для каждой путь определен.

Но только на Земле мир жизнью заселен.

Дети – «планеты» идут по кругу, «вращаются» вокруг «солнышка» по своим орбитам.

Ребята, нам пора возвращаться на землю. Заняли места, пристегнули ремни.

Звучит музыка «Таинственная галактика» ансамбль «Зодиак». Все сидят на корточках, руки над головой конусом, дети и родители имитируют полет на ракете.

Все присядем мы с дороги.

Подведем скорей итоги.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе: «В гости к Дюймовочке».

  • Спортивное развлечение в подготовительной к школе группе детского сада «Возьмемся за руки, друзья».
  • Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Помоги в беде».
  • Сценарий досуга в детском саду «Веселые овощи».
  • Конспект. Ознакомление с окружающим миром. Старшая группа.

    «День космонавтики»

    Цель. Расширить представления детей о космических полетах: познакомить их российскими учеными. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный настойчивый и бесстрашный человек. Воспитывать в детях гордость за свою страну.

    Ход занятия. Сегодня, ребята, наша страна отмечает День космонавтики. Это праздник, прежде всего космонавтов и тех, кто участвует в разработке и создании космических ракет.

    А кто такие космонавты?

    Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?

    Человек смотрел на звездное небо и ему хотелось узнать, что же это за звезды, почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы и, наблюдая за звездным небом, узнали, что кроме Земли есть и другие планеты – одни меньше, другие больше.

    Какие планеты вы знаете?

    Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, то кто там живёт? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы это узнать, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годились, потому что планеты были очень далеко. И придумали ученые ракеты.

    Кто же в России придумал первую ракету?

    Жил в городе Калуге простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать за звездами в телескоп, изучал их и очень ему хотелось до этих далеких планет долететь. И задумал он сконструировать такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности такой летательный аппарат сделать.

    И только через много – много лет другой ученый – конструктор Сергей Павлович Королев смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, в котором вокруг Земли сначала летала собачка, а потом в 1961 году впервые полетел человек.

    Кто знает фамилию этого человека? Кто же был первым космонавтом на Земле? Это был Юрий Алексеевич Гагарин.

    Как вы думаете, каким должен быть космонавт?

    Прежде всего у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть сильным, выносливым, потому что во время космического полета человек испытывает огромные перегрузки. Вот послушайте, что испытал Юрий Гагарин во время первого в мире космического полета. Об этом написал писатель В. Бороздин. Рассказ называется «Первый в космосе». Чтение рассказа.

    Вот видите, как трудно было первому космонавту. А почему мы говорим, что космонавт должен быть бесстрашным?

    Раньше люди никогда не летали в космос и не знали, с чем они могли там столкнуться. Ведь и в ракете могли быть какие-то неисправности. Поэтому, когда Юрий Гагарин впервые полетел в космос, весь наш народ следил за этим полетом, все волновались за первого космонавта. И когда он благополучно приземлился, вся страна радовалась. Люди вышли на улицы городов. В Москве люди собрались в центре, на Красной площади, и до позднего вечера продолжался этот праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос.

    После полета Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины – это первая в мире женщина – космонавт Валентина Терешкова. А Алексей Леонов – первый космонавт, который вышел открытый космос.

    Многие космонавты летали в космос не один раз и работали там несколько месяцев. Сейчас совершаются полеты с космонавтами разных стран. Труд космонавтов по достоинству оценила наша страна: все космонавты удостоены высоких наград.

    Может быть и кто – то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракет, изобретет такую ракету, в которой люди не будут испытывать таких перегрузок, которые испытывают сейчас космонавты, и прославит нашу Родину.

    А пока мы свами еще дети и не можем по-настоящему полететь в космос, я предлагаю вам сделать ракету из большой коробки и поиграть.

    Возрастная группа: подготовительная
    Развивающая задача: Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин.
    Обучающая задача: Расширять представления детей о космических полётах; познакомить с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики –К.Э.Циолковским, С.П.Королёвым.
    Воспитательная задача: Воспитывать гордость за нашу Родину, за её достижения в науке, за героизм российских людей.
    Здоровьесберегающая задача: Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, сильный человек.
    Материал: мультемедио.

    Загадываю детям загадки.
    1. Чудо – птица, алый хвост
    Прилетела в стаю звёзд. (ракета)

    2. Не месяц, не луна,
    Не планета, не звезда,
    По небу летает, самолёты обгоняет. (спутник)

    3. По тёмному небу рассыпан горошек
    Цветной карамели из сахарной крошки
    И только тогда, когда утро настанет,
    Вся карамель та внезапно растает. (звёзды)

    4. В космосе сквозь чащу лет
    Ледяной летит объект.
    Хвост его -полоска света,
    А зовут объект…..комета
    - Ребята, догадались, о чём мы сегодня будем вести разговор? (о космосе, космонавтах…)
    -Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики –слайд – заставка)
    - Почему этот праздник так называется?(это праздник не только космонавтов, но и тех, кто участвует в разработке, строительстве и испытании космических ракет, спутников, всей космической техники).
    - Кто такие космонавты? (до того как в космос поднялся первый человек, туда отправляли искусственные спутники, лунные и межпланетные автоматические станции – слайд. И только потом на космических орбитах появились люди. Их стали называть космонавтами).
    - Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос? космос - слайд
    Космос всегда привлекал внимание людей: он манил своей глубиной и загадочностью.Человек смотрел на звёздное небо - слайд, и ему хотелось узнать, что же это за звёзды, почему они такие яркие. Учёные придумали специальные приборы – телескопы -слайд, и наблюдая за звёздным небом, узнали, что кроме Земли есть и другие планеты – одни –меньше, другие – больше.
    - Какие вы знаете планеты?(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон - слайд).
    РЕБЕНОК: По порядку все планеты
    Назовёт любой из нас:
    Раз - Меркурий,
    Два - Венера,
    Три - Земля,
    Четыре - Марс.
    Пять - Юпитер,
    Шесть - Сатурн,
    Семь - Уран,
    За ним - Нептун.
    Он восьмым идёт по счёту.
    А за ним уже, потом,
    И девятая планета
    Под названием Плутон.
    (автор стихотворения - А. Хайт)
    - Молодцы, действительно все планеты знаете, а вот скажите что такое Луна?
    Ответы: Спутник Земли
    - Поверхность Луны состоит из кратеров, больших и маленьких. Давайте проведем небольшой эксперимент и посмотрим, как они выглядят.
    Эксперимент «Лунные кратеры»
    В чашку или тарелку насыпается горка муки. Бросаем туда пластилиновый шарик. Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера.
    - Ребята, а теперь давайте слепим планеты: Венеру, Марс, Землю, Сатурн, Луну и Солнце. Венера - вторая внутренняя планета Солнечной систем. Венера - третья по яркости объект на небе Земли после Солнца и Луны. Поверхность Марса - пустыни, кратеры, горы. Юпитер - самая большая планета солнечной системы. Названа в честь главного римского бога. Земля – самая зеленая планета. Большую часть поверхности занимает вода – 70. Сатурн - это самая необычная по внешнему виду планета ее окружают яркие кольца. Они образованы различными частицами, камнями, льдом, снегом. Уран - зеленовато- голубая планета. В атмосфере, которой содержится метаном. Плутон - одна из крупнейших карликовых планет Солнечной системы. Девятая планета Солнечной системы. Луна – на много кратеров. Солнце – самая яркая, жаркая и большая планета.
    Игра "Кольца Сатурна"
    (Ребята передают друг другу обруч, продевая через себя)
    Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, кто там живёт? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь. Самолёты для этого не годились, потому что до планет было очень далеко. И тогда учёные придумали ракеты.
    - Кто же в России придумал первую ракету?
    Жил в городе Калуге простой учитель Константин Эдуардович Циолковский- слайд. Он очень любил наблюдать в телескоп за звёздами, изучал их, и очень ему хотелось долететь до далёких планет.
    Задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он проводил расчёты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности этот летательный аппарат построить.
    И только через много-много лет другой учёный - конструктор Сергей Павлович Королёв - слайд, смог сконструировать и изготовить первый космический спутник - слайд, в котором вокруг Земли сначала полетели кто? (собаки Белка и Стрелка – слайд). Это произошло 20 августа 1960 года, полет длился более суток, за это время они 17 раз облетели вокруг Земли и были возвращены на Землю в катапультируемой капсуле и стали мировыми знаменитостями.
    А под руководством С.П.Королёва была сконструирована ракета- слайд, в которой 12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек.
    - Назовите фамилию этого человека? Кто же был первым космонавтом? (Ю.А.Гагарин) -слайд
    Полет длился 1 час и 48 мин. За это время был совершен один виток вокруг Земли. При старте ракеты Гагарин сказал по рации ставшую знаменитой на весь мир фразу: «Поехали!». На орбите Юрий Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.
    После полёта Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины
    - Кто знает, имя первой космонавтки? (Валентина Терешкова - слайды) Ее полет длился 3 суток. Было совершено 48 витков вокруг Земли. Фраза, которую она произнесла перед стартом: «Эй! Небо, сними шляпу!». Она остается единственной в мире женщиной, которая летала в космос одна.
    - Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
    - Прежде всего, у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть сильным, выносливым, потому, что во время космического полёта человек испытывает огромные перегрузки.
    Физминутка
    Дети расставляют стульчики по кругу. Затем бегают по группе и произносят вместе с педагогом текст:
    Ждут нас быстрые ракеты
    Для прогулок по планетам.
    На какую захотим,
    На такую полетим!
    Но в игре один секрет -
    Опоздавшим места нет.
    Педагог убирает несколько стульев. На слова педагога «Занять свои места!» дети садятся. Игра повторяется 2-3 раза.

    А что же такое перегрузки?
    Перегрузки – это, такое состояние, когда организм сталкивается с такими нагрузками, которые не все могут выдержать.
    Например, когда ракета взлетает и когда приземляется, то тело того, кто находится в космическом корабле, становится очень тяжёлым, а руки и ноги невозможно поднять. Но, зато, когда космический корабль оказывается в космосе, тело становится лёгким. Как пух и люди летают по кораблю, как пёрышки - слайд.
    - Как называется такое состояние в космосе? (состояние невесомости).
    - Знаете ли вы, в чём находится еда у космонавтов? (в тюбиках - слайд, иначе космонавты гонялись бы по всему кораблю то за хлебом, то за соком). Вот видите, как трудно было первому космонавту.
    - Почему мы говорим, что космонавт должен быть бесстрашным?
    Раньше люди никогда не летали в космос и не знали, с чем они могли там столкнуться. Ведь в ракете могли быть какие – то неисправности. Поэтому космонавты должны очень хорошо знать, как устроена ракета, чтобы починить неисправности. Космонавты могли столкнуться с другими летательными аппаратами – ведь никто не знал, есть ли жизнь на других планетах.
    Возвращение космонавтов ждут не только их родные, но и весь народ. И все радуются, когда они благополучно приземляются.
    Поэтому, когда впервые в космос полетел Ю.Гагарин, весь наш народ следил за этим полётом, все волновались за первого космонавта. И когда он благополучно приземлился, вся страна радовалась.
    - А знаете ли вы, где приземлился Ю.Гагарин первый раз? (на Саратовской земле, за городом Энгельс, на месте приземления Ю.Гагарина установлен обелиск - слайд). Саратовцы встречали космонавта, но ещё больше ликовала Москва. В Москве люди собрались в центре, на Красной площади и до позднего вечера продолжался праздник, они кричали «Ура! Гагарин», «Слава нашей Родине!» слайд.
    Труд космонавтов по достоинству оценила наша страна: все космонавты удостоены высоких наград. В Москве находится Аллея космонавтов – слайд.
    Именем Ю.А.Гагарина названа площадь, на которой установлен памятник ему - слайд. Во многих городах в его честь названы улицы, площади и проспекты. А в Голландии вывели сорт тюльпанов, которые назвали «Юрий Гагарин».
    Город Гжатск, где родился и жил Ю.А.Гагарин, теперь носит его имя – город Гагарин. В этом городе есть музей Ю.А.Гагарина – слайд.
    Военно – воздушная академия, где готовят лётчиков –космонавтов, также носит имя Ю.А.Гагарина - слайд
    Именем С.П.Королёва названа улица (ул.Академика Королёва - слайд).
    Вот, что написал Гагарин, вернувшись из космоса: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!» (Земля –слайд)
    Итог:
    - Что нового и интересного вы сегодня узнали?
    - О чём бы ты рассказал дома, из того что увидел и услышал?
    Может быть, кто – то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракет и изобретёт такую ракету, в которой люди не будут испытывать таких перегрузок, которые испытывают сейчас космонавты. И прославите нашу Родину.
    У каждого народа есть люди, которые прославили свою страну, свою Родину, и мы гордимся тем, что в нашей стране России есть такие замечательные люди.

    Цели: закреплять знания детей по теме «Космос», отработать навык подбора родственных слов, закреплять умение звукового анализа, продолжать учить согласовывать существительные с числительными, подбирать противоположные слова расширять и обогащать словарный запас детей; развивать фонематический слух, логическое мышление, память, мышление; воспитание нравственных чувств.

    Оборудование : портреты космонавтов, схемы для звукового анализа, предметные картинки: космонавт в невесомости, скафандр, космический корабль, луна

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    Назовите друг друга ласково.

    II. Основная часть

    1. Вступительная беседа

    Ребята, какой праздник отмечает вся страна 12 апреля? (ответ детей ). Правильно – день космонавтики.

    Людей всегда манило неизвестное. Освоение людьми космического пространства началось уже давно. Вначале в космос запускали спутники, а потом и человека отправили покорять космос.

    – Кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин). Мы всегда будем помнить этого отважного человека. Сколько бы новых подвигов не совершалось, он всегда останется героем.

    Ребята, а вы знаете первую женщину – космонавта? (Валентина Терешкова ). Еще кого из космонавтов вы знаете? (На доску по очереди выставляются портреты космонавтов ). (Вторая женщина – космонавт Светлана Савицкая, первый космонавт, который вышел в открытый космос – Леонов ).

    Очень много людей помогали готовить космические полеты: ученые, конструкторы, военные и много строителей и рабочих, которые строили космодром, собирали ракету, готовили космонавтов.

    Как вы думаете все ли могут быть космонавтами? Каким должен быть человек, который готовится полететь в космос? (Качества ).

    Как называется транспорт на котором летают космонавты?

    Как называется костюм в котором летает космонавт?

    Откуда начинает свой путь?

    Как называется состояние космонавта в космосе?

    Кто мне скажет, на какой планете мы с вами живем?

    Ребята, может кто-то из вас помнит название этих планет?

    2. Сообщение темы и цели занятия.

    Давайте и мы попробуем подготовиться к полету. Может быть в будущем кому-нибудь представится такая возможность.

    3. Игра «Какое слово отличается от других?»

    Необходимо поднять сигнальный флажок, когда услышите лишнее слово.

    1) Астроном, астроном, астроном, гастроном, астроном.

    Какое слово лишнее?

    Кто такой астроном?

    Что такое гастроном?

    2) Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.

    Какое слово лишнее?

    Кто такой путник?

    Что такое спутник?

    Что общего у этих слов?

    4. Звуко — слоговой анализ слова ЛУНА.

    Отгадайте загадку.

    Ночью на небе одна бледнолицая… (луна).

    Предлагают выполнить звуко-слоговую схему слова ЛУНА.

    Выкладываем схему слова ЛУНА. Картинка выставляется.

    Физминутка.

    На луне жил звездочёт - («Смотрят» в телескоп)

    Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой)

    Меркурий - раз, (Описать круг руками)

    Венера-два-с, (Хлопок)

    Три - земля, четыре - Марс, (Присесть)

    Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, (Наклон вправо-влево)

    Семь - Уран, восемь - Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)

    Кто не видит - выйди вон! (Развести руки в стороны)

    5. Посчитай до 5

    Ребята что космонавт видит в иллюминаторе? (созвездия, планеты, кометы)

    Давайте посчитаем, сколько мы увидели созвездий?

    Одно созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий);

    Одна далёкая планета, две… .

    Один искусственный спутник,… .

    6. Игра «Родственные слова».

    Вы на поверхности Луны, ответьте, что вы сделали? — прилунились.

    Вы совершили посадку на какой грунт? — на лунный.

    Как называют по — другому жителей Луны? — лунатики.

    Какой транспорт ходит на Луне? — луноход.

    Что общего у вес этих слов? Как мы их назовем?

    7. Игра «Скажи наоборот».

    Далеко — близко,

    высоко — низко,

    улететь — прилететь,

    взлететь — приземлиться,

    ярко — тускло,

    тесно — просторно.

    ІІI. Итог занятия.

    Графический диктант «Ракета»

    учитель-логопед МБДОУ детский сад «Лучик»

    комбинированного вида

    Орловская область г.Болхов, Россия

    Цель : Расширять и углублять представления детей о космосе.

    Задачи:

    • Закрепить знания о планетах солнечной системы.
    • Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».
    • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
    • Закреплять умение отвечать на вопросы.
    • Закреплять навык составления простых и сложных предложений.
    • Закреплять умение образовывать слова-антонимы с приставкой без- .
    • Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, патриотизма.

    Оборудование:

    • Модели планет на плакате, аудиозаписи, портреты.
    • Глобус.
    • Мнемотаблицы.

    Предварительная работа :

    • Беседы на тему «Космос»
    • Рисование на тему «Инопланетяне», «Космос»
    • Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе
    • Изготовление поделок, альбомов, аппликаций о космосе
    • Игровые ситуации «Космодром», «Найди планету»

    Ход занятия

    Дети сидят полукругом.

    Звучит космическая музыка.

    Воспитатель:

    Давно, когда люди жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появились следующей ночью. И там, где днем сверкало Солнце, ночью сияла ЛУНА, которая меняла свою форму.

    Почему это происходит, люди не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячи лет и на многие вопросы они нашли ответы.

    Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.

    Дети, давно, когда на свете не было вас и даже меня, мир облетела радостная весть: человек покорил космическое пространство.

    Кто же был первым космонавтом планеты? (Первым космонавтом планеты был Ю.А. Гагарин).

    А есть ли в нашем городе памятник космонавтам? (В нашем городе есть памятник Юрию Алексеевичу Гагарину).

    А где он находится? (Он находится на улице Гагарина)

    Как называлась космическая ракета, на которой Гагарин поднялся к звездам? (Восток)

    Юрий Гагарин - настоящий герой не только нашей страны, но всей планеты Земля! А еще мы гордимся Валентиной Владимировной Терешковой. Кто она? (Первая женщина - космонавт)

    А кто еще летал в космос кроме людей? (В космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна).

    А как вы думаете, какими должны быть космонавты?

    Дидактическаяигра «Каким должен быть космонавт?»

    Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым, решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным, скромным.

    Ребята давайте скажем, кто же может попасть в отряд космонавтов?

    Дидактическая игра «Добавь слово»

    Воспитатель: Космонавтом хочешь стать, должен много- много…

    Дети: Знать.

    Воспитатель: Любой космический маршрут

    Открыт для тех, кто любит …

    Дети: Труд.

    Воспитатель: Ждут нас быстрые ракеты

    Для полетов на..

    Дети: Планеты.

    Воспитатель: Самый дружный будет наш

    Наш веселый…

    Дети: Экипаж.

    Воспитатель: Если в космос мы хотим

    Значит скоро …

    Дети: Полетим.

    Для полета мы построим космический корабль и назовем его «Дружба». Как называется дверь в космическом корабле? (Дверь в космическом корабле называется люк).

    Через люк мы заходим на борт корабля.

    Повторяем правило дружбы «Один за всех и все за одного».

    Начинаем отсчет времени: «10, 9, …., пуск»

    Физкультминутка (под музыку)

    Невесомость . Какая наша голова? (Легкая); какие наши руки, ноги? (Легкие); какое наше тело? (Легкое). (Упражнения для рук, ног, шеи).

    Ой, что-то ударилось о наш космический корабль? (Это метеорит).

    Как называется явление, когда много метеоритов падает на Землю? (Метеоритный дождь).

    Как называется окно в космическом корабле? (Иллюминатор).

    Давайте посмотрим в иллюминатор. Что мы видим? (Планеты, Солнце, Луну, хвостатую комету, астероид, метеорит, звезды).

    А пока мы летим, я загадаю вам загадки

    Загадки о космосе

    Сверкая огромным хвостом в темноте,

    Несется среди ярких звезд в пустоте,

    Она не звезда, не планета,

    Загадка Вселенной…(Комета)

    Осколок от планеты

    Средь звезд несется где-то.

    Он много лет летит-летит,

    Космический…(Метеорит)

    Освещает ночью путь,

    Звездам не дает заснуть.

    Пусть все спят, ей не до сна,

    В небе светит нам…(Луна)

    Планета голубая,

    Любимая, родная.

    Она твоя, она моя,

    А называется…(Земля)

    Океан бездонный, океан бескрайний,

    Безвоздушный, темный и необычайный,

    В нем живут вселенные, звезды и кометы,

    Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)

    В небе виден желтый круг

    И лучи, как нити.

    Вертится Земля вокруг,

    Словно на магните.

    Хоть пока я и не стар,

    Но уже ученый —

    Знаю, то — не круг, а шар,

    Сильно раскаленный. (Солнце)

    Ночью с Солнцем я меняюсь

    И на небе зажигаюсь.

    Сыплю мягкими лучами,

    Словно серебром.

    Полной быть могу ночами,

    А могу — серпом. (Луна)

    По темному небу рассыпан горошек

    Цветной карамели из сахарной крошки,

    И только тогда, когда утро настанет,

    Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)

    Мы в космическом пространстве. Нас окружают звезды и планеты. Перечислим их!

    Пальчиковая гимнастика «Солнечная система»

    Наш корабль прибыл на неизвестную планету (выходят через люк, встречают инопланетянина).

    И: Здравствуйте. С какой планеты вы прилетели?

    В: Мы с планеты Земля.

    И: Значит, вы земляки?

    Дети: Земляки - это люди, которые живут в одной деревне, одном городе, области.Если мы с планеты Земля, то мы - земляне.

    И: Я прошу вас о помощи. В Заливе Радуги перепутались все цвета, если не построить радугу правильно, может случиться беда - моя планета сойдет с орбиты.

    А пока идем в Залив Радуги, я покажу вам свою планету. (Идут по планете). Здесь много перевалов. Вы стоите на тропинке, но вы не увидите на ней ни травиночки. На моей планете много гор из камней. Есть здесь моря и океаны, только в них совсем нет воды.

    А сейчас мы подошли к кратеру, который образовался от метеоритов. Посмотрите, какой он глубокий!

    И: Вот мы и в Заливе Радуги. Посмотрите, что случилось.

    В: А мы знаем слова, с помощь которых можно правильно построить радугу.

    Д: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

    Один ребенок строит радугу, а дети называют цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

    И: Спасибо вам, Земляне, за помощь.

    Я уверен, что моя планета сохранится. Нравится ли вам на моей планете?

    Д: Да, но на Земле лучше, потому что там все живое.

    В: А на твоей планете нет воздуха - планета безвоздушная.

    Нет воды - безводная.

    Нет людей - безжизненная.

    Нет радости - безрадостная.

    И: Спасибо, Земляне, я буду часто вас вспоминать. Но мне очень грустно, потому что я никогда не увижу вашу красивую планету Земля.

    В: Давайте подарим инопланетянину глобус - модель нашей Земли. А нам надо возвращаться на Землю. (Прощаются. Идут к космическому кораблю. Через люк заходят на корабль).

    Начинается отсчет времени: «10,9,…, пуск»

    Наш корабль летит к земле.

    Давайте, пока мы летим к Земле, расскажем о Солнце. Нам помогут символы.

    Рассказ о Солнце с помощью символов.

    Звезда или планета?(звезда)

    По размерубольшое или маленькое? (большое)

    По форме круглое или квадратное? (круглое)

    По освещенностияркоеили тусклое? (яркое)

    По температуре горячее или холодное? (горячее)

    По расстоянию от Земли далёкое или близкое? (далёкое)

    Ребята, Солнце очень яркая звезда. Чтобы сохранить наше зрение мы не будем долго смотреть на Солнце без темных защитных очков. Это очень вредно. Встаньте возле кресел. Сделаем теплый расслабляющий массаж для глаз.

    Массаж для снятия напряжения глаз

    Теперь мы смело посмотрим в круглое окно космического корабля. Как оно называется, помните? (иллюминатор)

    Что мы видим? (Землю - нашу любимую планету)

    Благодаря нашей дружбе мы смогли помочь инопланетянину. А давайте соединим наши ладони, и тогда дружба увеличится в несколько раз и по живой цепочке передастся от одного к другому. Вот так, взявшись за руки, люди всей нашей планеты смогут сохранить мир на Земле и природу во всей ее красоте. Вот мы и прилетели на Землю. (Дети выходят из корабля и садятся полукругом).

    Планета Земля - наш общий дом.

    Расскажем вам сейчас о нем!

    И вновь нам пригодится

    «Помощница - таблица»!

    Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу («по цепочке»)

    «Земля - планета. Она имеет форму шара. Земля - большая, но Солнце еще больше. Земля - разноцветная. Голубая, потому что есть реки, озера, моря и океаны. Коричневая - это суша: земля, песчаные пустыни, горы. Зеленая - это растения: деревья, кустарники, травы. Белый цвет - это облака, укутывают Землю, словно одеяло. На Земле есть жизнь: люди, животные и растения!

    Наша планета самая красивая из всех планет. На Земле все живое: люди, растения, животные»

    Какое счастье, что нам довелось родиться и жить на удивительной планете Земля, которую мы должны беречь! Об этом после своего полета просил всех землян Ю.А. Гагарин:

    «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»

    Спасибо ученым, конструкторам, космонавтам за то, что открыли нам удивительный мир Космоса. В нём еще много тайн и загадок и именно вы, когда станете взрослыми, сможете их раскрыть.

    Земля нам подарила

    Хорошего немало,

    И ждет она в тревоге,

    Чтоб мы ее спасли.

    Она для всех на свете -

    Единственная мама,

    А мы родные дети

    У матери Земли.

    Пускай над вашим краем,

    Пускай над нашим краем

    Цветут, не увядая,

    Весенние сады.

    Обнимем нашу Землю,

    Как маму обнимаем,

    И защитим, как маму,

    От горя и беды!

    Мы с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное большое космическое путешествие и узнали много интересного о космосе.



    Рассказать друзьям