Красота души человека. «Красота души человека» сочинение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что такое красота? О том, что скрывается под этим понятием, ведутся бесконечные споры с начала сотворения мира. Оскар Уайлд говорил, что у красоты столько значений, сколько и настроений у человека. Но это о видимом, о вершине прекрасного айсберга. А то, что скрывается под темной толщей воды - красота души человека. О ней ведется еще больше прений. Об этом мы и поговорим.

Суть мира

Существует мнение, что в наше время всё меньше говорят о духовности, о том, что такое истинная красота души, и всё больше обращают внимание на внешнее, на то, что можно увидеть, пощупать, купить или продать. Так ли это? Возможно, это правда. Но с другой стороны, суть мира не меняется. Всегда были и будут богатые и бедные, правда и ложь, искренность и лицемерие, любовь и ненависть, черное и белое. Всё есть. Суть не меняется, на свет появляются только новые средства. А значит, и разговор о том, что такое красота души, не теряет своей актуальности. И самое время вспомнить слова гениальных писателей, поэтов, великих философов, религиозных деятелей и многих других.

Где живёт душа?

У каждого человека есть душа. С этим утверждением трудно не согласиться. Никто и не пытается. Единственное, о чём до сих пор спорят - где она обитает, в какой части тела и продолжает ли жить после смерти телесной.

С одной стороны, с научной точки зрения, это очень интересные вопросы. А с другой - так ли это на самом деле важно, где? Она может быть и в солнечном сплетении, и в сердце, и в голове. Главное одно - она истинна, уникальна и неповторима, как рисунок на кончике пальца. Бразильский писатель Пауло Коэльо утверждает, что каждый из нас - это не тело, наделенное душой, а душа, часть которой видна и называется телом.

О том, что дух первичен, рассуждал и выдающийся ливанский прозаик и философ Джебран Халиль Джебран. Он писал, что красота души подобна невидимому корню, уходящему вглубь земли, но питающему цветок, дающему ему цвет и аромат.

Древнегреческие философы

Начиная с Аристотеля, многие философы утверждали, что красота - это двоякое понятие. Существует красота тела и красота души. Под первым понимают пропорциональность частей, привлекательность, грациозность. Всё тот же Аристотель говорил, что такую красоту понимает и ценит простой народ, который привык воспринимать и ощущать мир лишь пятью основными чувствами. Тот, кто восхищается такой красотой, «лишь малым отличается от животных», полагающихся только на свои инстинкты.

Иначе дело обстоит с внутренним миром человека. Там действуют иные законы, а значит, и всё, что случается среди его необъятных широт, улавливается иными чувствами. Платон утверждал, что красота души осязаема только людьми добродетельными, ибо прекрасное и дурное не могут сосуществовать, одно другое исключает.

Вторит ему и наш современник - Пауло Коэльо, который говорит, что если человек способен замечать прекрасное, то только потому, что он носит это внутри. Мир - зеркало, отражающее наше истинное.

Красота писателей и поэтов

О том, что красота и душа - это понятия идентичные, говорили не только древнегреческие философы. Об этом писали классики мировой литературы и продолжают обсуждать наши с вами современники. Приведем несколько примеров. Немецкий поэт и драматург XVIII века Готхольд Эфраим Лессинг был убежден, что даже самое невзрачное тело преображается благодаря духовной красоте. И наоборот, нищета духа кладет на «самое великолепное сложение» какой-то особый, неподдающийся описанию отпечаток и вызывает непонятное отвращение.

Век спустя, русский поэт и прозаик В. Я. Брюсов говорил об этом же, но другими словами: «После смерти душа человека продолжает жить своей невидимой и ускользающей от нас жизнью. Но если кто-то из нас был поэтом, художником или архитектором, то после гибели тела красота его души живет и на небе, и на земле, запечатленная в форму слова, цвета или камня».

А русский философ И. А. Ильин пытался постигнуть еще одну тайну - что есть красота русской души. Он сравнивал её с русской песней, в которой необъяснимым образом сливаются воедино и «человеческое страдание, и глубочайшая молитва, и сладостная любовь, и великое утешение».

Стихи о красоте души

О том что у красоты есть две обратные стороны, пишут и поэты. Одним из самых замечательных стихотворений на эту тему является произведение Эдуарда Асадова «Две красоты». Автор, серьезно и шутя одновременно, отмечает, что две красоты редко оказываются в одном месте. Как правило, одно другому мешает. Но люди зачастую этого не замечают и долго остаются «близоруки» к красоте душевной. И только тогда, когда её антипод «порядочно и крепко насолит», «смущаясь» начинают задумываться об истинном.

В конце стихотворения поэт приходит к одному выводу - к концу жизни две красоты всегда меняются. Одна старится, дряхлеет, поддаваясь безжалостному влиянию времени. А другая - красота души - остается прежней. Она не знает, что такое морщины, возраст и не умеет подсчитывать года. Всё что ей остается - ярко гореть и улыбаться.

Другие поэты о вечном

Сожалеет о бренности красоты земной прекрасный русский поэт Василий Капнист. Он с грустью замечает, что всему на земле дан один срок - мгновенье. Оно исчезает, а вместе с ним канут в бездну и прекрасная Аврора, и метеор, и красота. Но что же может победить смерть? Только дух. Его «сожрать» не в силах ни время, ни могила. И только в нем вечен цвет красы.

Воспевает вечную красоту любви, страдания и отречения и талантливый русский поэт-символист Константин Бальмонт. В своем стихотворении «Одна есть в мире красота» он пишет, что и боги Эллады, и голубое море, и водопады, и «тяжелые громады гор», каким бы красивыми ни были, не могут сравниться с красотой души Иисуса Христа, согласившегося на добровольные мучения ради человечества.

Выводы

Так, если на протяжении веков великие умы говорят об одном и том же - о вечности духа и бренности тела, то почему мы продолжаем эту бессмысленную гонку за блеском, великолепием и картинностью? Израильский каббалист Михаэль Лайтман утверждает, что душа рождается вновь и вновь лишь затем, чтобы пережить различные состояния, словно примеряя на себя различные одежды. И только перемеряв все и осознав, что погоня за славой, богатством, внешней красотой и вечной молодостью не несет ничего, кроме пустоты и разочарования, душа обращает свой взор на истинное, заглядывает внутрь себя и ищет ответы на все вопросы только у Бога.

Иными словами, ученый говорит, что культивирование красоты тела - есть не что иное, как необходимый этап развития. Ведь невозможно в школе из первого класса сразу перескочить в десятый и понять, что такое тригонометрия, если всё еще тренируешься писать красиво цифры и буквы в прописи. И, как говорил арабский философ Д. Х. Джебран, наступает момент, когда вы воспринимаете мир не как образ, который бы хотелось видеть, и не как песню, которую бы хотелось слышать, а как образ и песню, которые человек видит и слышит, даже если закрывает глаза и уши.

Что важнее внутренняя или внешняя красота? Ответ на этот вопрос кажется простым, но все же рассмотрим проблему детальнее.

Произведение «Что такое красота души?»

В современном мире все реже можно встретить действительно красивого человека. Да-да, красивого. Не накрашенного и приодетого, а истинно хорошого до глубины души.

Правду говорят, что человеческие сердца такие же неодинаковы, как и лицо. Поэтому, как правило, внешность обманчива. И в чем же проявляется красота человека? Я считаю, что прежде всего в доброте. Мы раскрываем самые красивые черты, когда вежливо относимся к людям, когда умеем поддержать не только словом, но и делом. Настоящий дар — чувствовать других душой.

Духовная красота делает человека более привлекательным и снаружи. Такие личности притягивают, с ними хочется общаться все больше. Я, например, имею много знакомых, которые хорошо одеваются, имеют отличный вкус. А внутри у них пустота. Большинство излучают подлость, нечестность, «звездную болезнь».

Красота нас окружает везде: маленькая тучка в небе, капля росы на цветке, зайчик в поле. Частью этого всего есть и человек как самое совершенное из всех творений. Красота дарит радость, поднимает до небес.

Принято считать, что человек наделен свободой воли и действий, что он создание свободное, потому что имеет свободу выбора. Но если задуматься, то люди так или иначе, но зависят друг от друга. И если у кого-то не ладится что-то, то найдется тот, кто из-за этого тоже будет страдать.

Те же забастовки работников в той или иной сфере деятельности часто возникают по причине сокращения зарплат или вообще полного долговременного отсутствия выплат денег за работу. Забастовщики страдают не меньше тех, кто оказался втянут в эту ситуацию пусть даже и не специально.

Но, не смотря на то, что человек работает, занят в семье, что у него есть какие-либо обязательства перед окружающими, он все равно считается созданием свободным и использует остатки своей свободы, как может и считает нужным. Даже если человек переезжает из города в деревню, он все равно должен трудиться, чтобы себя прокормить.

Внешне (с видимой всем стороны), человек может быть очень занятым, вечно куда-то бегущим. Но все это и многое другое не может стать преградой для создания внутри себя своего неповторимого внутреннего мира, где хранятся часто тайные мысли, желания, надежды и мечты.

Внутренний мир человека можно назвать сокровищницей, вместилищем, где и обитает его душа. Она незрима никем, неощутима даже ее носителем, она истинно свободна и не имеет преград. Потому что даже тело человека все равно подчиняется различным законам и не на все способно. А если человек в реальной жизни еще и страдает от какого-либо недуга, тогда его внешняя свобода тоже весьма относительна. А вот внутри себя благодаря душе и тому, что в нее помещаем, мы можем ощутить себя свободными. Бывает ведь так, что в реальности находишься на рабочем месте, а мыслями пребываешь где-то далеко. Улетаешь от всего, погружаешься внутрь себя, вспоминаешь прошлое, думаешь о настоящем и будущем, и ничего тебе не мешает погрузиться внутрь своей души.

А если еще и в реальности с человеком происходит какое-то долгожданное событие, то тогда и душа поет внутри него, и глаза горят, преисполненные счастьем и любовью к миру. А через сияние глаз душа и выдает свое присутствие в человеке, свое ликование и трепет, ведь не зря глаза называют зеркалом человеческой души.

Самое хорошее в человеке – это его душа. Потому что телом человек может управлять с помощью мозга, а вот с душой всё сложнее. У души нет, и не может быть предела, она многогранна и неизмерима. Фома Аквинский сказал когда-то, что в каждой душе живет тяготение к счастью и смыслу. С этим сложно не согласиться.

Душа, как и сердце, порой не поддаётся контролю со стороны человека, потому что она живая и настоящая, а физическое (телесное) порой «замыливает» душу, потому что человеку так проще жить.

Нередко происходит так, что по тем или иным причинам человек стремиться скрыть свою душу (её доброту) от окружающих, замыкается в себе. Но если человек хочет найти выход для своих добрых душевных побуждений, то он рано или поздно, но найдет выход для них. У каждого это выражается по-своему. Одни начинают писать картины профессионально или по зову души для себя и близких, другие пишут стихи, детские сказки или делают что-то еще, потому что душа живо требует этого, потому что через свои душевные порывы человек нередко избавляется от комплексов и преград, которые есть снаружи.

Душа – это то, чего нельзя увидеть или почувствовать, но это не мешает ей делать нас лучше, добрее и терпимее к людям и окружающему миру. Завершить статью хотелось бы словами немецкого поэта и драматурга Готхольда Эфраима Лессинга, который сказал о душе следующее: «Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение».

Что важнее - духовная красота или внешняя? Может ли человек обладать одним и при этом обходиться без другого?

Главные понятия

Что такое красота? В широком смысле слова это общая категория в эстетике. Она, как правило, указывает на законченное совершенство предмета или объекта. Гармонию во всех аспектах. Красота вызывает наслаждение своим видом.
Антонимом этого слова стало уродство или безобразие. В философском аспекте красоту человека разделяют на внутреннюю и внешнюю. Каждая из них может сосуществовать с другой, дополнять или, порой, заменять в глазах остальных друг друга.

Что такое нравственная красота?

Такие именитые писатели, как Чехов, Антуан де Сент-Экзюпери, Гюго, Диккенс, да и многие другие, постоянно делали акцент на великолепии внутреннего мира человека. Они подчеркивали незаменимость души, в то время как внешний эстетический облик с годами страдает, меняется.
Что такое красота внутренняя? Это набор определенных качеств человека, которые можно определить лишь общаясь с ним. Внешне они могут быть совсем не заметны.
Основные характерные черты определяющие, что такое нравственная красота:
отзывчивость; готовность идти на жертвы ради других; доброта в отношении любого человека, животного; искренность; высокий интеллектуальный уровень; открытость; справедливость; благородные поступки; интерес к собеседнику.
У каждого человека есть свои собственные требования к обладателю красивого внутреннего мира. Все по-своему определяют, что такое красота. Здесь были перечислены лишь самые распространенные. Такую красоту невозможно увидеть, ее только ощущают.
Нередки случаи, когда привлекательный внутри человек, начинает восприниматься таким и снаружи. А внешняя обложка блекнет, как только собеседник замечает эгоистичные черты характера.

Что такое внутренняя красота в литературе?

Ярким примером восприятия человека через его душу становится эпизод из эпопеи русского писателя Льва Толстого «Война и мир». Во время бала, когда происходит встреча главных героев, привлекательный Андрей Балконский знакомится с двумя девушками. С Элен и Наташей. Внешность первой красивее, чем второй девушки. Но привлекает героя именно Наташа.
Что такое красота женщины для Андрея?
Князь был очарован прелестной искренней улыбкой Наташи, выражением неподдельной радости и интереса. И даже не совсем привлекательная, еще не оформившаяся фигура девушки затмила всю красоту ее подруги. Почему так произошло? Балконский влюбился в искренность, в простоту.
Вторым примером, который знаком всем с детства, может стать сказка «Аленький цветочек». Главная героиня Настенька влюбляется в ужасное чудовище, увидев всю его внутреннюю красоту.
Эта вымышленная история учит русского человека с юных лет тому, что нельзя судить по обложке. Пообщавшись с заколдованным принцем, девушка видит, что была к нему несправедлива, испугавшись страшного облика.
Виктор Гюго в своем романе «Собор Парижской Богоматери» дает еще один пример внутренней красоты и уродливости снаружи. Горбун по имени Квазимодо, замечательный, отзывчивый, добрый человек, вынужден проводить все время в стенах храма, чтобы люди его не боялись. Прекрасная цыганка Эсмеральда страдает от внешней красоты, постоянно преследуемая мужчинами. Каждый из них страдает по-своему. И один и другой задаются вопросом о том, что такое красота в действительности? В итоге спасительной оказывается душа.

Духовная красота в современном мире

В век, когда внешняя красота становится более популярной, чем внутренняя, очень сложно оставаться открытым к людям с видимыми недостатками.
Чтобы с раннего возраста обучить детей ценности души, в школьную программу специально вводят этику и эстетику как обязательные предметы. Во время таких уроков детям рассказывают про людей, не похожих на остальных, которые получили какие-то увечья или родились с ними. Школьников учат не бояться их, не причинять вреда, а узнать этих людей ближе. Они начинают понимать, что такое красота природы, ценить ее. Внешняя красота женщины Прелестные девичьи образы – любимый предмет описания для писателей, художников, скульпторов, поэтов. Для каждого из них красота девушки сугубо индивидуальна. Одним нравится маленький нос, другим его вздернутый кончик, третьи предпочитает орлиный профиль. Кто-то любит худышек, кому-то по душе пышнотелые женщины. Существуют и общие эстетические нормы: симметричное лицо, правильные черты и тому подобное. Человек не может пройти мимо того, что ассоциируется у него с красотой. Поэтому так популярны картинные галереи, где можно любоваться тем, что вызывает эстетическое наслаждение.

Эстетика образа

Многие ученые уверяют, что потребность в прекрасном заложена на подсознательном уровне. Люди, которые по тем или иным причинам ассоциируются у других с красотой, будут пользоваться большей популярностью. Они сразу же попадут в круг доверия к человеку, даже не произнося слов. Но если у эталона окажется жуткий нрав, недостаток интеллекта или проблемы с самоконтролем, образ прекрасного тут же испарится, и на него будут смотреть совсем по-другому. Одно неудачно сказанное слово может разрушить образ. Подсознательная тяга к красивому человеку сменяется разочарованием.

Негативные качества, способные перечеркнуть первое впечатление от внешности:
грубость; эгоизм; зависть; жадность; преувеличение своих возможностей; нетерпимость к другим.
Постепенно, глядя на красивого человека с такими недостатками, его собеседник перестает замечать эстетическую составляющую внешнего вида, находит изъяны.

Душа против Природы

Красота снаружи даруется природой, хорошими генами родителей, усиленной работой над внешностью, косметикой или пластическими хирургами. Она меняется в зависимости от моды. что такое красота женщиныА что такое красота души? Над внутренней составляющей приходится очень долго трудиться, воспитывая и развивая в себе определенные положительные качества. Внешность поможет завязать знакомство. Душа отвечает за его продолжительность. Со временем люди понимают, что внешняя оболочка не так важна. Те, кто несет в себе радость, оптимистический настрой, щедрость, как правило, задерживаются надолго в жизни других. Своим положительным примером они пробуждают в остальных способности, о которых раньше те и не догадывались. В ответ человек тоже хочет делать добро. Положительный настрой передается.

Взаимодействие

Идеальное сочетание – это не противопоставление внешности и души, а объединение. Писатель Антон Павлович Чехов не зря подчеркивал, что прекрасный человек должен быть таким как внутри, так и снаружи. Нужно научиться соединять в себе привлекательную внешность и приятный характер. При желании добиться этого можно всегда. Главное - постараться.

Одна древняя легенда гласит, что как-то к мудрому сенсею пришел ученик. Он задавал вопросы своему учителю о том, что прежде всего нужно развивать, что такое красота человека.

Мудрец спросил у юноши: а если б он приобрел себе дом, и денег хватало только на украшение его снаружи или внутри, что бы тот выбрал. Ученик подумал и сказал, что лучше бы сделал красивым помещение внутри. Учитель похвалил его за выбор, заметив, что только тщеславные люди, жаждущие всеобщего одобрения, способны испытывать неудобства, глядя на голые стены, лишь бы вызывать одобрение окружающих. Старик напомнил, что лучше привести в гармонию оба аспекта, одинаково их развивая. Это и есть ответ на вопрос о том, что такое истинная красота.
Каждый должен понять, что важнее в жизни именно для него, и следовать по этому пути. Нельзя ограничиваться чем-то одним, забывая про другое.
Случаи, когда человек красив внешне и внутренне, очень редки. Такие люди притягивают к себе внимание и уже не отпускают его. Данная красота состоит в полной гармонии со всеми качествами человека.



Рассказать друзьям