Лекция «эстетика в ортопедической стоматологии. Избранные лекции Методы исследования в медицинской эстетике

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На первый взгляд, может ли являться точной наукой лицевая эстетика ? Либо человек нравится, либо нет. Но, оказывается, существует огромное множество параметров пропорций лица, размеров и форм частей лица, которые должны находиться во взаимной гармонии.

Нас, как стоматологов, интересуют, прежде всего, параметры улыбки и зубов, однако при проведении реставраций зубов мы всегда смотрим и учитываем такие параметры, как:

  • пол и возраст пациента,
  • расу и национальность,
  • размеры глаз, носа, щек, подбородка.

    Остановимся на некоторых осебенностях размера и формы зубов в зависимости от пола и возраста. Как вы наверное догадались, на левом фото – улыбка мужчины, в центре – молодой девушки и справа – женщины средних лет.

    Эти правила выполняются, разумеется, не всегда, но в среднем:

  • У мужчин передние зубы более широкие и имеют более плоский режущий край
  • У женщин передние зубы имеют более закругленные края
  • У женщин боковые резцы (вторые от центра) чаще всего значительно меньше по размеру, чем центральные; у мужчин разница не так выражена
  • Также вторые резцы у женщин чаще имеют выпуклую форму, у мужчин они более прямые
  • У молодых людей (и девушек и юношей) центральные резцы часто длиннее, чем остальные зубы; с возрастом линия зубов выравнивается за счет стираемости
  • При улыбке у молодых людей губы более изогнуты, уголки рта обращены вверх, с возрастом они опускаются (ослабление мышечного тонуса)

    "Золотое сечение" и числа Фибоначчи в стоматологии

    В 60-70-х годах в США было проведено много исследований для обнаружения "золотых пропорций" или "золотого сечения" в стоматологии, которые успешно систематизировал американский стоматолог-ортодонт Роберт Рикеттс (R.Ricketts).

    "Золотой пропорцией" называется соотношение 1 к 1,618 (приближенное значение). "Магия" заключается в том, что

    0,618: 1 = 1: (1 + 0,618)

    1,618 х 0,618 = 1
    1,618 - 0,618 = 1

    В математике понятие "золотого сечения" связано с числами Фибоначчи. В XIII веке итальянец Филиус Боначчио придумал ряды, названные впоследствие его именем, в самом простом из которых 0,1,1,2,3,5,8,13,21,34,55,89,144,... "каждое моследующее число равняется сумме двух предыдущих". Примечательно, что отношение a n+1 / a n с увеличением n стремится как раз к пропорции "золотого сечения".

    1: 1 = 1
    2: 1 = 2
    3: 2 = 1,5
    5: 3 = 1,67
    8: 5 = 1,6
    13: 8 = 1,625
    21: 13 = 1,615
    34: 21 = 1,6190
    55: 34 = 1,6176
    89: 55 = 1,61818
    144: 89 = 1,61797
    233: 144 = 1,61805
    377: 233 = 1,618026
    610: 377 = 1,618037
    987: 610 = 1,618033

    Применимо к эстетическим реставрациям передних зубов приблизительно в "золотой пропорции" относятся:

    1. Ширина верхнего центрального резца к ширине нижнего

    2. Последовательно (во фронтальной проекции): ширина двух нижних резцов, ширина двух верхних резцов, ширина четырех верхних резцов, расстояние между премолярами

    3. Расстояния между дистальными поверхностями нижних клыков и щечными фиссурами моляров

    В анатомическом строении тела человека можно обнаружить немало "золотых пропорций", например длины фаланг пальцев. Обратите внимание на соотношения стопы и голени, голени и бедра, кисти и предплечья, верхней части плеча и лопатки, расстояний от макушки до бедра и до пятки.

    Не меньше примеров "золотого сечения" встречается в лицевой эстетике. Идеальная пропорция наблюдается при сравнении ширины одной ноздри с суммарной шириной носовой перегородки и другой ноздри. Наиболее красивые лица также демонстрируют золотую прогрессию при сравнении ширины носа в области переносицы по внутренним краям орбит с шириной основания. Данная прогрессия продолжается далее к ширине ротовой щели, ширине между наружными углами глаз и, наконец, к ширине лба на уровне линии бровей.

    Вертикальные пропорции имеют еще большее значение для создания симметрии лица. Эти пропорции берут начало от соотношения верхней и нижней губ: если за единицу принять высоту верхней губы, то у наиболее красивых губ высота нижней губы будет больше именно в идеальной пропорции.

    Еще одна идеальная вертикальная пропорция наблюдается, если за 1 принять высоту фильтрума или губного желобка (от "лука Купидона" до основания носа): в этом случае суммарная высота губ будет составлять 1,618.

    У людей с красивыми лицами существует идеальная пропорция между расстояниями от медиального угла глаза до крыла носа и от крыла носа до подбородка. Это явление называется "динамической симметрией" или "динамическим равновесием". Расстояние от линии смыкания губ до крыльев носа пропорционально расстоянию от линии губ до низшей точки подбородка в соотношении 1: 1,618 (кончик носа при этом может быть приподнят или опущен, это не влияет на результат). Было также установлено, что расстояние от линии смыкания губ до крыльев носа идеально пропорционально расстоянию от зрачка глаза до крыла носа. Таким образом, на идеальном лице расстояние от глаз до крыльев носа равняется расстоянию от ротовой щели до подбородка (гармоническое уравнение).

    Идеальная пропорция существует между расстояниями от линии роста волос (расположенной в верхней части лба в области начала апоневроза черепа) до зрачковой линии и от нее до подбородка. Если затем перевернуть циркуль, не изменяя положения его ножек, станет видно, что между расстояниями от нижней точки подбородка до крыльев носа и от крыльев носа до линии роста волос тоже идеальная пропорция. Эти данные показывают, что на идеальном лице в целом равны три вертикальных расстояния, вновь образующие гармоническое уравнение: (1) расстояние от линии роста волос до зрачковой линии, (2) расстояние от зрачковой линии до линии смыкания губ и (3) расстояние от крыльев носа до подбородка. Интересно, что на красивой голове даже высота уха тесно связана с этим размером.

    Цвет в стоматологии

    Цвет – понятие субъективное. Цветовосприятие человека индивидуально, более того оно зависит от многих факторов. На тему оптического восприятия существует множество забавных опытов, к примеру, если в течение минуты смотреть на синий круг, переводя взор на другие предметы, вы будете видеть желтое пятно.

    Не вдаваясь в риторику и философию вопроса, поговорим о том, как определяется цвет зуба при эстетической реставрации.

    Если речь идет о постановке стандартной пломбы или лечении зубов по страховке, врач использует чаще всего материал одного цвета, наиболее близкого к оттенку восстанавливаемого зуба и/или соседних зубов. Многие знают, что к каждому набору композитного материала прилагается расцветка, врач прикладывает ее к зубам и выбирает наиболее похожий цвет.

    Если речь идет об эстетических реставрациях, одним цветом не обойтись. Наша задача сделать пломбу или реставрацию неотличимой от окружающих тканей. Зуб является очень сложным, с оптической точки зрения, объектом. Мы попытаемся понятным языком и вкратце рассказать теорию цвета в стоматологии.

    Возьмем на себя смелость утверждать, что восприятие объекта, в нашем случае зуба, определяется следующими факторами:

    Параметры цвета:

  • тон (оттенок, hue )
    Пример:
  • насыщенность (saturation )
    Пример:
  • яркость (lightness )
    Пример:

    Квадратик посередине – один и тот же, если кажется, что они разные, это очередной оптический эффект. Если Вы вообще не видите различия между квадратиками, расположенными в одном ряду, извините, у Вас плохой монитор. Параметры объемного объекта:

  • прозрачность

    Нетрудно заметить, что режущий край и боковые зоны зуба более прозрачны, чем его центральная часть.

  • блеск

    Этот параметр определяется степенью гладкости поверхности. Блеск определяет наличие и размеры блика. Человеческий глаз очень чувствительный орган, он легко определит различия в блеске поверхностей зубов.

    Феномены отражения падающего света:

  • флюоресценция

    Свойство преломления лучей ультрафиолетового спектра (короткие волны) в голубые оттенки видимого спектра.

  • опалесценция

    Свойство преломления лучей теплого спектра (длинные волны) в оттенки желтого, красного, серого тонов.

    Чтобы проиллюстрировать столь непростые понятия, как флюоресценция и опалесценция, сравните две фотографии: 1 – при освещении лампой накаливания (короткие волны) сбоку, 2 – при освещении дневным светом (больше ультрафиолета). Фотографии не корректировались на компьютере.

    Желтые тона – слева, голубые – справа.

    При оценке цветовосприятия эстетической реставрации следует использовать различные источники света, на разных уровнях яркости и под разным углом падения лучей.

    Подсказка для пациентов:

    Для эстетических реставраций зубов очень желательно наличие дневного света, поэтому лучше записываться к врачу на день или утро.

  • Источник материала: http://www.esthetics.ru/tree

    Эстетика протезирования является одной из крупнейших проблем орто­педической стоматологии. Она включает в себя:

    1. Исследование типов лица, формы, размеров и цвета зубов, зубных рядов и их взаимоотношений с окружающими тканями, обеспечивающих эстетический оптимум (эстетика лица). Установление определенной зависи­мости между формой зубов и типом лица. Выделяют три типа лица: прямоу­гольное, коническое и овальное (рис. 1).

    Четвертый принцип свидетельствует, что протезирование является лечеб­ным и профилактическим мероприятием, базирующемся на прочном фунда­менте знании строения и функции нормальных органов, патологии органов и систем челюстно-лицевой области. Этот принцип называется нозологическим, поскольку предусматривает изучение этиологии, патогенеза, частоты пораже­ния, клинической картины заболевания, ортопедического лечения, ближайших и отдаленных результатов его при определенных нозологических формах пора­жения зубочелюстной системы.

    Пятый принцип гласит, что любой протез или ортопедический аппарат рассматривается как лечебное средство, обладающее, кроме тера­певтического, нежелательным (побочным) действием. Знание и того и дру­гого свойства протеза является одним из условий успешности орто­педического лечения.

    Шестой принцип получил название принципа стадийности. Он вытекает из предыдущего. Выбор лечебного средства (протез, ортопедический аппа­рат) определяется не только характером заболевания, но и стадией развития патологического процесса. Внедрение этого принципа предлагает подроб­ное изучение клинической картины заболевания и точную диагностику. С учетом стадии развития патологического процесса назначается и средство ортопедической терапии.

    Седьмой принцип - принцип ступенчатости. Использование различных средств диагностики и лечения, сначала наименее инвазивных и кончая ра­дикальными инвазивными. Этот принцип вытекает из предыдущего.

    Восьмой принцип - принцип законченности лечения. Он предписывает наблюдать больного до тех пор, пока не будут решены задачи, предусмот­ренные планом лечения. Выделяют следующие фазы:

    1. Операционная фаза.

    2. Послеоперационная фаза (наблюдение за больным).

    Пример: после наложения съемного протеза больной должен находиться под наблюдением врача, пока последний не убедится, что больной привык к протезу, принимает обычную пищу, восстановлены речь и внешний вид, а ткани протезного ложа (слизистая оболочка, опорные зубы и др.), височно-нижнечелюстной сустав и жевательные мышцы здоровы.

    Девятый принцип - принцип комплексной терапии различных заболева­ний. Имеется ряд заболеваний, которые не могут быть вылечены отдельно ни терапевтом, ни ортопедом, ни хирургом. Только совместные и строго планируемые консервативные, ортопедические и хирургические мероприя­тия могут сделать лечение эффективным.

    Десятый принцип - принцип профилактики. Проще предупредить, чем лечить заболевание.

    Одиннадцатый принцип - деонтологический.


    Введение
    С каждым годом пациенты предъявляют к стоматологии все более высокие требования. Особое внимание уделяется косметическим свойствам пломб, поэтому актуальность эстетической реставрации приобретает все большее значение.
    Сегодня ровные белые зубы - неотъемлемая часть имиджа благополучного человека. Совершенная улыбка складывается из трех компонентов:
    Ровные красивые зубы.
    Здоровая десна.
    Неповрежденная красная кайма губ, подчеркивающая белизну зубов.
    Однако понятие "ровные красивые зубы" дает лишь самое общее представление о деталях эстетики зуба. Конкретизировать эти детали можно с помощью таких критериев, как форма, цвет и прозрачность зуба.
    В эстетической стоматологии выделяется три понятия, которые тесно связаны с друг другом, но имеют значительное отличие по сути: реставрация, реконструкция, трансформация.
    Эстетическая реставрация (реставрация зуба) - заключительный этап лечения кариеса, его осложнений и некариозных поражений зубов, связанный с восстановлением дефекта тканей зуба пломбировочными материалами, соответствующими им по эстетическим, прочностным и биомеханическим характеристикам. Эстетическая реставрация позволяет восстановить целостность и функциональную ценность зуба, а также восстановить или улучшить его эстетические характеристики.
    Реконструкция- это изменение пространственной ориентации зуба в полости рта при различных аномалиях положения зубов, таких как тортоаномалии, протрузии, ретрузии, дистопия а также сочетание этих аномалий.
    Трансформация – это изменение присущей формы зуба на другую, и тем самым переведение его в другую группу. Например, клыка в резцы, премоляра в клык и др. Часто трансформация приобретает значение при одновременном ортодонтическом лечении.

    Эстетические характеристики зуба
    ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЭМАЛИ
    Благодаря оптическим законам проявляются эстетические свойства зуба, включающие цвет, блеск, флюоресценцию, опалесценцию, живой вид. Ткани зуба способны отражать, пропускать, рассеивать свет, что и придает ему характерные визуальные черты.
    Эмаль обладает способностью отражать весь спектр цвета. Известно, что полное отражение света характерно для белой поверхности. Поэтому превалирующий оттенок эмали -белый. Натуральные зубы иногда бывают
    белее самого светлого эталона в наборе композитных материалов.
    Эмаль молодого,зуба имеет более высокие показатели диффузного отражения света по сравнению с минерализованной зрелой. В практике стоматолога преломление света при прохождении границы пломба-зуб может привести к тому, что эта граница станет заметной для глаза, если не выполняется скос эмали, и в результате имеется резкий переход от зуба к конструкции.

    ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДЕНТИНА
    Основные оптические свойства дентина также можно охарактеризовать показателями отражения, рассеивания, пропускания света. Дентин имеет меньшую величину коэффициента диффузного отражения, чем эмаль во всех возрастных группах, что соответствует известному факту: вещества с более плотной упаковкой частиц отражают света больше, чем пористые. Дентин формирует цвет зуба. Коэффициент пропускания света дентином всегда ниже, чем эмали (в любом возрасте). Сниженные характеристики светопроводимости при прочих равных условиях зависят от структуры дентина. Цвет дентина, таким образом, проявляется благодаря наличию пигментов, которые обладают способностью избирательного отражения лучей определенной длины волны. В результате визуально определяются цвета преимущественно, желтых оттенков. Опаковость, непрозрачность дентина зависят от рассеивания им света и низкой светопроводимости, связанных с неоднородностью структуры и состава.

    ЗНАЧЕНИЕ ПУЛЬПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЦВЕТА ЗУБА
    Оптические свойства зуба зависят не только от характеристик эмали и дентина, но связаны с особенностями строения и функционирования пульпы.
    Весьма обильное кровоснабжение придает ткани яркую розовую окраску, влияющую, в свою очередь, на цвет зуба. Интенсивный красный цвет живой ткани играет важную роль в эстетике натурального зуба, особенно у молодых людей, когда твердые ткани обладают относительно высокой светопропускающей способностью, пульповая камера больших размеров, а пульпа занимает значительный объем.Научные исследования позволили зарегистрировать лучи красного цвета, исходящие от пульпы и пропускаемые эмалью и дентином. Небольшие изменения интенсивности красных лучей регистрировались в связи с систолой и диастолой. Более значительные изменения цвета имели место при нагревании и охлаждении зубов.
    Некроз или удаление пульпы приводит к появлению неживог вида даже у интактного зуба, поскольку исключает волны розовой части спектра отражения и пропускания света тканями зуба
    Приемы определения оттенка зубов
    Для хороших эстетических свойств реставрации необходимо точно определить оттенки различных зон зубов отдельно. Для этого необходимо знать несколько приемов и правил.

      Спектр естественного света рассеянный на 12 часов дня.
      Возраст определяющего до 30 лет. Считается что в возрастом ухудшается цветовосприятие и цветоразличение.
      Женский пол. Женщины обладают лучшим цветоразличением.
      Групповой метод. Это связано с субъективностью восприятия. Большое количество людей дадут более объективную оценку.
      Привлечение пациента. Это информирует пациента о будущем цвете зуба, позволяет учесть его пожелания и добавляет объективности в оценку.
      Изоляция одного зуба. Позволяет исключить влияние соседних зубов на определение оттенка.
      За зубы в полости рта устанавливается валик. Это позволяет исключить влияние темной среды полости рта.
      Быстрое определение. Определять необходимо в течении 10 сек. Это позволяет уловить первое ощущение, которое зачастую оказывается самым правильным.
      Отвлечение на контрастный цвет. Для восстановления цветоощущения необходимо отвлекаться на цвета отличные от цвета зубов, например, светло-зеленый, светло-синий, серый.
      Шкалу для определения располагают параллельно длинной оси зуба. Это позволяет более точно определить оттенки по зонам.
      Шкалу необходимо увлажнить как и зуб. Это создает более естественную ситуацию.
      Определяется под разными углами. Обычно по трем углам.
      Предпочтительно использование шкалы с розовой эстетикой. У такой шкалы есть имитация розового края десны.
      Использование стоматологического микроскопа или увеличительного стекла в 2-4 раза.

    Показания и противопоказания к проведению реставрации
    Основными показаниями к проведению прямой реставрации
    зубов светоотверждаемыми композитными материалами являются:
    необходимость восстановления эстетических и функциональных параметров зуба в процессе лечения кариеса, его осложнений, некариозных поражений, последствий травм и т.д.;
    коррекция эстетических параметров зуба (как правило, - по желанию пациента).

    Абсолютные противопоказания к проведению прямой реставации зубов светоотверждаемыми композитными материалами:
    аллергическая реакция пациента на компоненты адгезивной системы или самого композита;
    наличие у пациента неэкранированного водителя ритма сердечной мышцы, так как электромагнитные волны, генерируемые в процессе работы фотополимеризационной лампы, могут нарушать работу этого аппарата;
    невозможность изолировать кариозную полость или зуб от влаги.

    Относительные противопоказания к проведению прямой реставрации зубов светоотверждаемыми композитными материалами:
    значительное разрушение твердых тканей зуба.
    разрушение твердых тканей зуба уходит под десну. В таких ситуациях сомнительна эффективность применения адгезивной системы и, следовательно, не обеспечиваются надежность и долговечность краевого прилегания реставрации к поверхности корня в поддесневой области. Поэтому в таких случаях предпочтение следует отдавать ортопедическим конструкциям с обязательным перекрыванием границы дефекта краем коронки, которая на
    этом участке должна глубже погружаться под десну. Иногда, тем не менее, допустимо выполнение и прямой композитной реставрации зуба, поддесневой участок реставрации в таких ситуациях рекомендуется выполнять из стеклоиономерного цемента. В то же время при выполнении такой работы следует предупредить пациента о меньшей прочности и долговечности реставрации и ограничить гарантийные обязательства («работа без гарантии»);
    металлокерамические или металлические конструкции на зубах-антагонистах. Фарфор и сталь превосходят композитные материалы по прочности и устойчивости к абразивному износу. Поэтому, если па зубах-антагонистах имеются металлокерамические или литые металлические конструкции, они будут вызывать повышенный абразивный износ композитных реставраций, а также повышать риск их разрушения вследствие механических нагрузок при жевании, откусывании пищи и т.д.;
    сочетание патологической стираемости зубов, прямого прикуса и снижения высоты прикуса. В таких случаях, наряду с замещением дефектов твердых тканей зубов, как правило, требуется нормализация высоты прикуса и перестройка миостатического рефлекса.
    глубокое резцовое перекрытие, сочетающееся с плотным контактом между верхними и нижними зубами. В такой ситуации не следует проводить увеличение длины зубов, восстановление режущего края, восстановление коронки зуба на основе корня;
    бруксизм. При бруксизме пациенты, особенно мужчины, сильно сжимают челюсти, скрипят зубами по ночам. В таких случаях возможно преждевременное разрушение композитных реставраций.
    пломбирование зубов пациентам с незавершенной минерализацией твердых тканей зубов.
    заведомое несоблюдение пациентом гигиены полости рта. При недостаточной гигиене полости рта быстро появляется краевая пигментация, пломба теряет блеск, повышается риск развития рецидивного кариеса. Курение также способствует появлению краевой пигментации композитных реставраций.

    Этапы реставрации
    Для того чтобы достигнуть высокого качества выполняемой работы необходимо строго соблюдать определённые этапы, такие как:

      Подготовка пациента и анализ уровня гигиены.
      Анестезия
      Очистка поверхности
      Определение цвета
      Препарирование
      Макро и микроизоляция от влаги
      Наложение лечебной прокладки(в случае необходимости)
      Кондиционирование
      Нанесение бондинговой системы
      Послойное внесение и фотополимеризация материала
      Удаление изолирующих материалов (валиков, матриц, клиньев)
      Шлифовка
      Полировка
      Финишное отсвечивание
    Подготовка пациента и анализ уровня гигиены.
    Прежде чем приступить к реставрации необходимо убедиться в соблюдении пациентом правил и норм гигиены. В случае неудовлетворительной гигиены ставится вопрос об отказе в реставрировании.
    При беседе с пациентом необходимо ответить на все интересующие пациента вопросы, чтобы он представлял процесс и понимал результат работы. Важно обговорить финансовый вопрос, это позволит в дальнейшем избежать недопонимания, а как следствие недоверия к доктору.
    Анестезия
    Важным этапом является обезболивание. Хорошая анестезия, исключая эмоциональный фактор в работе, позволяет спокойно работать доктору и комфортно чувствовать себя пациенту, что значительно облегчает работу.
    Очистка поверхности
    Необходимо произвести очистку зуба от налёта и зубной пеликулы с помощью паст, не содержащих фтора. Это позволит избежать ошибок при определении оттенка зуба.
    Определение цвета
    Определение оттенка зуба имеет важное значение при эстетической реставрации. При этом необходимо учитывать, что зуб, как биологическая система имеет различные оттенки и степень прозрачности от шейки зуба до режущего края. Можно выделить следующие зоны:
      Пришеечная зона. Эта зона характеризуется наименьшей прозрачностью и большей желтизной, т.к. в естественном состоянии здесь наиболее близко расположен дентин, который обладает этими свойствами.
      Тело зуба. Здесь слой эмали значительно увеличивается и зуб приобретает большую прозрачность и меньшую желтизну. В этой зоне на оттенок зуба больше влияет оттенок эмали, т.к. дентин находится в глубине.
      Режущий край. Наиболее прозрачная часть зуба. Это связано с тем, что в толще режущего края отсутствует или находится в небольшом количестве дентин. Вследствие этого режущий край приобретает сероватый оттенок, т.к. через него просвечивает тёмная полость рта.
      Боковые поверхности. Занимают зону около одного миллиметра от правого и левого краёв зуба. Боковые поверхности имеют большую прозрачность, чем тело зуба в связи с истончением дентина к краям. Но из-за присутствия дентина прозрачность этой зоны ниже чем режущего края. В конечном итоге оттенок всего зуба зависит не только от подобранных оттенков, но и от их соотношения в толще зуба.
    Препарирование
    Принцип препарирования заключается в максимальном сбережения здоровых твёрдых тканей зуба. Для достижения хороших функциональных и косметических свойств, необходимо полностью убрать размягчённый и пигментированный дентин. На вестибулярной поверхности формируют скос (фальц) 45градусов на половину толщины эмали. Данный скос позволяет скрыть границу между зубом и реставрацией, а также увеличивает площадь адгезии композиционного материала к твёрдым тканям
    Макроизоляция и микроизоляция от влаги
    Макроизоляция – это изоляция от влаги в полости рта с помощью ватных валиков или латексной завесы. Микроизоляция – это использование ретракционных нитей, матриц и клиньев. Это важный этап, т.к. излишняя влага может уменьшить прочность и сказаться на эстетических свойствах реставрации.
    Наложение лечебной прокладки
    В случае глубокой полости, близко располагающейся к пульпе, требуется наложение лечебной (кальцийсодержащей) прокладки, т.к. в глубоких полостях зачастую начинаются воспалительные изменения в пульпе.
    Кондиционирование
    Кондиционирование или протравливание производится 30-40% гелем (полугелем) фосфорной кислоты. Протравливание создаёт на поверхности эмали микрошероховатость, которая увеличивает силу сцепления твёрдых тканей зубов с материалом. Кондиционирование необходимо производить за скос эмали на 1-1,5мм., что позволяет избежать уступа в зоне зуб-пломба и добиться плавного перехода. Для протравливания лучше использовать полугель или жидкий гель, т.к. его легче полностью удалить.
    Нанесение бондинговой системы
    Для химической связи тканей зуба с рест
    и т.д.................
    ЛЕКЦИЯ

    ^ «ЭСТЕТИКА В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ»

    В специальной литературе и в обиходе среди врачей ортопедов-стоматологов встре­чаются термины „эстетика" и „косметика", обозначающие свойство искусственных протезов. Что правильно? Дословно косметика означает искусство украшать. Врачебная косметика (декоративная) скрывает или делает менее заметными дефекты внешности.

    Слово „эстетика" переводится с греческого как „чувствующий, чувственный".^ широком смысле эстетика - это философская наука об общих принципах творчества по законам красоты, о генезе, закономерностях развития и функционирования эстетиче­ского сознания, в том числе и искусства как специфической формы отражения действи­тельности. Предмет медицинской, эстетики охватывает закономерности строения челове­ческого тела, пространственную организацию частей тела, их соразмерность в покое и динамике, цветовую гармонию, вопросы симметрии, речь, возрастные изменения и т. д.

    Разделом медицинской эстетики, особенно в ортопедической стоматологии, являет­ся теория художественного моделирования. Это относится ко всем видам протезов.

    Универсальными признаками красоты считаются мера, гармония, пропорция, сим­метрия.

    Количественными методами в медицинской эстетике являются антропометрический, биометрический, кинофотостатический и телерентгенографический.

    В ортопедической стоматологии предметом изучения является лицо человека. Архитектоника лица человека зависит от следующих моментов:


    1. высоты лица (удлиненный, средний, укороченный тип),

    2. ориентации челюстей в пространстве,

    3. угла нижней челюсти.
    Различают три типа лица в зависимости от строения зубочелюстной системы. Выде­ляют синдром удлиненного лица. У пациентов этой группы высота лица увеличена, раз­вернут угол нижней челюсти, увеличен угол между основанием челюстей и основанием черепа. Взаимоотношение зубных рядов может быть различным. Свободное межокклю- зиониое пространство минимально или ровно О. Вторая группа больных представляет синдром укороченного лица. Высота лица у них уменьшена, угол нижней челюсти прибли­жается к 90°, основания челюстей и основание черепа параллельны. Свободное межок- клюзионное расстояние равно 6 и более мм. Третью группу пациентов составляют люди с правильным лицом. Все антропометрические и телерентгенографические данные у них средние. Пространственная организация лица или другими словами его форма также представляет интерес для исследователей. Вильямс (1913) установил 4 формы лица:

    1. Квадратное лицо.

    2. Треугольное лицо.

    3. Овальное лицо.

    4. Овоидное лицо (более широкие размеры под глазами).
    Бауэр выделил церебральный, респираторный, дигестивный и мышечный тип лица. В профиль в зависимости от угла выпуклости лица В. Н. Трезубое выделяет выпуклое лицо, прямое и вогнутое. Форма лица человека имеет прямую связь с формой его зубов. Форма зубов может быть прямоугольной, квадратной, клиновидной, овальной.

    По Переверзеву прямоугольная форма характеризуется тем, что высота коронки превосходит ее ширину, контактные поверхности параллельны. Квадратная форма зубов


    • равные значения ширины и высоты, контактные поверхности параллельны. Треугольная форма - узкая шейка зуба, конвергенция контактных поверхностей. Овальная форма встречается у 66,9% женщин.
    Зубы играют важную роль в красоте лица. Поскольку они являются опорой для губ, то даже в покое от положения зубов и их взаимоотношений зависит тонус, взаимоположе- ние и профиль губ. Они могут выглядеть напряженными или свободнопокоящимися, выступать или западать, находиться на одном уровне. Все это отражается на выражении лица, его индивидуальной красоте.

    Еще больше возрастает их значимость при динамическом соотоянии лица во время разговора, улыбки, смеха. Обнажаясь, зубные ряды и сами зубы своими признаками активно формируют облик лица, дополняя лицевую гармонию, либо ее разрушая. Их цвет, форма, размеры, положение, рельеф, целостность, взаимное расположение в зубном ряду относительно свободных краев губ и других частей лица, пропорциональность между собой, всем лицом и многое другое формируют красоту улыбки.

    ^ Компоненты улыбки


    1. Соответствие общих размеров зубов человека его конституционному типу и общим размером головы. Обычно для высоких людей астенического типа характерны длинные и узкие прямоугольные зубы, для нормостеника - зубы любой формы с незна­чительным преобладанием высоты над шириной, для гипертоника - широкие зубы, чаще с признаками овальности.

    2. Соответствие формы верхних резцов с формой лица. Переверзев различает 3 основные формы лица и зубов: прямоугольную, квадратную и треугольную. Дополнитель­ная форма - овальная.

    3. Ширина рта в покое и улыбке. Если в покое расстояние между углами рта меньше расстояния между зрачками, то ширина рта считается нормальной и при улыбке углы рта будут располагаться на одной вертикали со зрачками. Неприятное впечатление" создает широкий и узкий рот. При протезировании пациента необходимо учитывать видимость обнажаемых зубов при улыбке. При широкой улыбке могут быть видны кламмеры на пре- молярах и молярах и цельнолитые мостовидные протезы в боковых отделах зубных рядов.

    4. Симметрия улыбки.

    5. Соответствие ширины верхних передних зубов с шириной рта.

    6. Степень обнажения передних зубов. В норме нижние зубы обнажаются не более чем на 1/3 их высоты. Верхние зубы обнажаются различно. Существует 4 степени обна-

    • .жжения: 1 . коронки верхних центральных резцов обнажаются в пределах режущей трети,

    1. коронки этих зубов обнажаются в пределах средней трети, 3. зубы обнажаются в пре­делах пришеечной трети, 4. обнажается альвеолярный отросток.
    Степень обнажения зубов влияет на эстетику протезирования. Выбор фиксации протеза, постановки передних искусственных зубов в съемном протезе и др. определя­ются степенью обнажения передних зубов. Например, при протезировании двусторонних концевых дефектов верхнего зубного ряда, ограниченных рыками, если обнажение Ш-1У степени, то для хорошей эстетики фиксацию протеза следует осуществлять с помощью атачменоа

    1. Отношение верхнего зубного ряда к краю нижней губы. Наиболее красивым яв­ляется такое отношение, когда зубной ряд повторяет изгиб нижней губы.

    2. Равномерность обнажения верхних зубов от одного угла рта к другому.

    3. Плоскость, проходящая между верхними и нижними центральными резцами, должна совпадать с эстетическим центром лица.

    4. Правильное пространственное взаимоположение частей лица. Соответствие ширины 4 верхних резцов с межглазничной шириной.

    5. Ширина носа у женщин соответствует расстоянию между буграми клыков, а у мужчин всей ширине 6 верхних передних зубов.

    6. Ширина фильтрума равна ширине двух верхних центральных резцов.

    7. Соответствие углов изгиба верхней резцовой линии, угла изгиба верхней губы, и горизонтального наклона глазных щелей, в норме их величина равна 160-170°.

    8. Осевой наклон передних зубов. Наилучший эстетический эффект наблюдается при угле 5° для верхних 4 резцов.

    1. Соответствие расположения верхних зубов основанию носа.

    2. Высокая корреляция установлена между шириной основания носа и шириной четырех верхних резцов.
    Важное значение имеет в формировании нормальной улыбки параллельность окклю­зионной поверхности зубных рядов. Окклюзионная плоскость в норме при сомкнутых губах расположена нв уровне разреза губ. Изучение лица в профиль в обычных условиях устанавливает соответствие углов наклона верхней губы, лицевого угла и наклона верхнего центрального резца (угол равен 95°).

    Выразительные средства в медицинской эстетике (ортопедической стоматологии)


    1. Цвет. 2. Рельеф. 3. Композиционное равновесие лица. 4. Величина, форма и положение зубов.
    Цвет искусственных зубов и коронок должен не отличаться от естественных. Проб­лемы цвета искусственных коронок в настоящее время решены применением фарфоро­вых, металлокерамических или металлопластмассовых коронок и мостовидных проте­зов. Возможность подкрашивания коронок во время обжига или полимеризации делает возможным точное воспроизведение цвета соседних зубов. Применение напыления на коронки нитрид-титана следует расценивать как грубейшее нарушение эстетики. Блеск „самоварного золота" в полости рта говорит об отсутствии эстетического воспитания у ортопёда-стоматолога и пациента. Цвет зубов подбирается пациенту с помощью расцве­ток и при определенных условиях:

    1. Комната должна быть хорошо освещена не прямыми солнечными лучами, окрашена в
    мягкие тона.

    1. Пациенты должны быть в одежде спокойных тонов.

    2. Нагрудник и искусственное освещение не применяются.

    3. Расцветка прикладывается к зубу под прямым углом.
    Подбор цвета искусственных зубов у пациентов с полной потерей зубов проводится в соответствии с его возрастом и цветом кожи, у женщин, пользующихся косметикой - с цветовой гаммой лица.

    Моделирование формы и величины искусственных несъемных протезов не представ­ляет больших трудностей, если имеются зубы противоположной стороны челюсти. Однако отсутствие всех передних зубов, наличие диастемы и трем, аномалии развития челюстей и др. делают этот процесс сложным. Для достижения хорошей эстетики и несъемных протезов протезирование должно проводиться в два этапа. Первый этап - протезирова­ние больного временными пластмассовыми коронками и мостовидными протезами; второй - металлокерамическими, металлопластмассовыми или фарфоровыми протеза­ми. На первом этапе с пациентом обсуждается цвет, форма и величина искусственных временных коронок. При согласии пациента эта форма и величина переносится на пос­тоянные протезы. Величина беззубых альвеолярных отростков диктует величину искусст­венных зубов. Не всегда это обеспечивает гармонию лица. Для решения этой задачи при­меняются выразительные средства, которые должны создавать иллюзию. При моделиро­вании искусственных зубов и коронок на верхней челюсти с диастемой контактные поверхности делают более выпуклыми, увеличивается наклон зубов к средней линии, применяется более темная окраска. Если пациент с широким разрезом рта и узкой верх­ней челюстью, то для придания иллюзии ширины челюсти оси верхних передних зубов следует расположить вертикальна Другим приемом иллюзии является наложение бо­ковых резцов на центральные. Этим достигается:


    1. уменьшение площади обзора центральных зубов и увеличение площади мелких боковых резцов.

    2. пространственная ситуация, привлекая к себе внимание, в свою очередь отвлекает от восприятия нежелательных больших размеров соседних зубов.
    Более выпуклые формы зубов создают иллюзию узости, плоские зубы - ширины. Прямо­линейные зубы кажутся больше, овальные - меньше. Если изменить форму зубов или их несколько развернуть, то можно получить видимость изменения их пропорций и цвета. Во-первых, это объясняется уменьшением площади обзора, во-вторых, свойством осве­щенности поверхности в зависимости от угла наклона. Динамизм искусственным зубным рядам можно придать следующим образом:

    1. Трансверзальным наклоном зубов.

    2. Сагиттальным наклоном зубов.

    3. Поворотом зубов по оси.

    4. С помощью цветовых тонов зубов. Более светлые» зубы кажутся шире, более темные - уже.

    5. Различный цвет отдельных частей зуба.

    6. Создание сложной формы и рельефа зубов.
    Большие возможности в усилении динамизма и ритма лица заложены в цвете. Раз­личные цветовые сочетания глаз, кожи, волос, зубов оживляют лицо и разрушают моно­тонность.

    При необходимости создать иллюзию широкого зубного ряда следует боковые зубы подобрать светлее. Для создания иллюзии сужения»’ зубного ряда в центре располагают более светлые зубы. Эстетика съемных протезов зависит от выбора и постановки искус­ственных зубов, цвета и моделировки искусственной десны и видимости фиксирующих элементов протеза. Если обойтись без искусственной десны нельзя, то ее поверхность должна быть отмоделирована в соответствии с естественной десной. Прозрачная искус­ственная десна воспринимает цвет слизистой оболочки и делается незаметной. При выборе опорных зубов и вида фиксации протеза следует помнить об эстетике. Видные при улыбке кламмеры не делают внешний вид пациентов привлекательным. Эстетическим целям лучше отвечают балочные системы и атачмены.

    У многих пациентов при высоких требованиях эстетики врач вынужден идти на компромисс - улучшай внешний вид съемного протеза - уменьшать фиксацию протеза. Для восприятия формы зубов человека врач ортопед-стоматолог должен вылепить или вырезать полные зубные ряды.

    ^ ЛЕКЦИЯ

    Ортопедическое лечение заболеваний височно-нижнечелюстного сустава"

    По данным различных авторов частота поражения ВНЧС составляет от 20 до 43,3% (И. И. Ужумецкене. Ю. А. Петросов, В. А. Хватова) чаще страдают женщины. Из 622 паци­ентов с заболеванием ВНЧС 78,8% составили женщины (Ю. А. Петросов, 1982). Заболе­ваний ВНЧС существует множество, так же как и много их классификаций.

    I Всесоюзный съезд ревматологов (1971) предложил следующую классификацию заболеваний суставов.


    1. Воспалительные заболевания суставов (артриты).

    2. Дегенеративные (артрозы).

    3. Особые формы (опухоли, психогенные артропатии).

    4. Артриты и артрозы, связанные с другими заболеваниями.

    5. Травматические артриты.

    6. Внесуставные заболевания мягких тканей опорно-двигательного аппарата.

    Классификация В. А. Хватовой (1982).


    1. Артриты (острые и хронические).

    2. Артрозы (склерозирующие и деформирующие, в хронической стадии и стадии обост­рения).

    3. Мышечно-суставные дисфункции.

    4. Анкилозы.

    5. Опухоли.
    Стоматоневрологические симптомы, вывихи и подвывихи нижней челюсти и диска В. А. Хватова рассматривает как возможные осложнения всех названных заболеваний.

    Классификация Ю. А. Петросова (1982).

    I Дисфункциональные синдромы:

    а) нейромускулярный синдром,

    б) окклюзионно-артикуляционный синдром,

    в) привычные вывихи в суставе (челюсти, мениска),

    II Артриты

    а) острые инфекционные (специфические и неспецифические) и аллергические,

    б) острые травматические,

    в) хронические системные (ревматические, ревматоидные) и инфекционно-аллер­гические,

    III. Артрозы:

    а) постинфекционные (неоартрозы),

    б) посттравматические (деформирующие) остеоартрозы,

    в) миогенные остеоартрозы,

    г) обменные артрозы, анкилозы (фиброзные, костные).

    IV . Сочетанные формы.

    V. Новообразования (доброкачественные, злокачественные и диспластические (опухо­левидные) процессы. Ортопедическому лечению подлежат пациенты с дисфункциональ­ным синдромом и артрозами.

    Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

    Эстетика в стоматологии

    Егоров К.А.
    Кафедра терапевтической стоматологии

    Введение

    Эстетическая стоматология совершила свой прорыв на рынок медицинских услуг в конце ХХ века. А история зубоврачевания началась несколько тысячелетий назад. В чем причина пристального внимания современных людей к красоте лица и зубов? Существовало ли это внимание раньше? Каковы эталоны красоты в пропорциональности, принятые в эстетике лица? Изменяются ли они за человеческую историю? Попытаемся ответить на эти вопросы.

    Но сначала договоримся о терминах.

    Эстетика (от греч. aistheticos – чувствующий, чувственный) – философская наука, изучающая область художественной деятельности людей, а также ценностного отношения между человеком и миром. Как особая дисциплина вычленилась в ХVIII в. А.Баумгартеном, как наука «о чувственном знании»(1,5).

    Стоматология – наука об органах полости рта, их строении, развитии, заболеваниях, лечении и профилактике заболеваний.

    Эстетическая стоматология – область стоматологической науки, изучающая эстетику челюстно-лицевой области, ее нормы; аномалии и деформации, методы их устранения и профилактики (2). То есть, синтез отраслей стоматологии, работающих во имя красоты человеческого лица – прекраснейшего из творений природы.

    II. История возникновение стоматологической эстетики

    2.1. Древний мир

    Понятия красоты и нормы многократно менялись за человеческую историю, да и сейчас различаются у народов, находящихся на разных ступенях развития. А вот к эстетическим манипуляциям человек тяготел, видимо всегда.

    И первой такой манипуляцией было косметическое контурирование зубов, известное нам по сохранившимся останкам черепов древнейших людей. Поскольку такой инструмент, как напильник, известен человечеству с давних времен, то можно представить себе процедуру сглаживания им острых краев сломанных зубов для создания более гладкой поверхности (3).

    Рис.1. Косметическое контурирование зубов, 1 век до н.э.

    Цель этой процедуры была сугубо практическая. У народа майя, жившего 2000 лет назад зубам придавалась заостренная форма, в зубы вставлялись драгоценные камни с косметической целью.

    На острове Бали женщины при достижении зрелости сошлифовывали эмаль передних зубов – так считалось красивее.

    А в племени вавира в Африке мужчины заостряли зубы, повышая, по их мнению, свою привлекательность в глазах женщин (3).

    2.2. Античность

    В различные исторические периоды понятие о красоте менялось. Создавались новые, или совершенствовались старые каноны. Известны принципы их построения, когда за единицу измерения принимался отрезок тела от сустава до сустава или произвольно взятый сегмент (6).

    По наблюдениям древних египтян в высоте человеческого тела укладывается 19 раз высота среднего пальца руки, из них на голову и шею приходится 3 (рис.2).

    Рис.2

    По древнегреческому скульптору Поликлету высота лица укладывается 10 раз в высоту тела. Поликлету стоматологи обязаны определением физиономической высоты лица , как расстояния от волосистой части головы до подбородка (2,6).

    2.3. Эпоха Возрождения

    Особенно бурный расцвет в области познания эстетики человеческого тела был характерен для эпохи Возрождения. Именно художники Ренессанса привнесли свой вклад в развитие нормальной и пластической анатомии. Работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Дюрера, Тициана отразили человеческое тело во всех его эстетических канонах (6).

    Микеланджело открыл очень важный для стоматологии закон равенства 3-х отделов лица – лобного, носового и ротоподбородочного (рис.3).

    И так, художники Возрождения дали медицине искомые пропорции тела, что особо важно для нас, стоматологов – лица.

    Рис.3

    Но, по-видимому, обошли стороной в своих исследованиях зубы. Судя по картинам мастеров живописи, улыбаться в то время, было не принято.

     

    Рис.4 Рис.5 Рис.6

    Средневековые красавицы никогда не улыбаются…

    Да и зубоврачевание делало лишь первые шаги по исправлению эстетических недостатков. Попробуй поулыбаться, если у тебя во рту съемные протезы на пружинах Фошара!

    Таким образом, практическая медицина не успевала за потребностями в эстетике.

    2.4. Новое время

    XIX век ознаменовался в стоматологии началом изучения норм, аномалий и деформации строения зубных рядов. В 1836 году выходит работа Кнейзеля, посвященная нарушениям прикуса. А с руководства Энгля «Аномалии окклюзии зубов» начинается эра систематизированного изучения эстетики зубов и прикуса (4).

    III. ПРОПОРЦИИ ЧЛО

    1. По Переверзеву В.А.

    В настоящее время изучено и определено множество параметров пропорционального соотношения частей лица и элементов зубочелюстной системы. Пропорции, приведенные ниже, рекомендованы для гармоничного построения размеров коронок фронтальных зубов, что немаловажно для моделирования зубного ряда при ортопедическом и терапевтическом лечении (6,7,8).

    2. Принцип «Золотого сечения»

    В XIII веке итальянский математик Фибоначчи открыл правило «золотого сечения» или соотношения 1 к 1,618, магия этих чисел заключалась в том, что

    0,618: 1 = 1: (1 + 0,618)

    или 1,618 х 0,618 = 1

    1,618 – 0,618 = 1

    С тех пор правило «золотого сечения» неоднократно применялось в исследованиях по нормальной анатомии человека. В 60-х годах прошлого века Рикеттс обнаружил, что и в стоматологии существуют «золотые пропорции» (2).

     

    Рис.7 Пропорции золотого сечения по Фибоначчи и Рикеттсу.

    Соотношение 1:1,618 прослеживается во многих параметрах зубов и зубных дуг:

    1) Ширина верхнего центрального резца к ширине нижнего.

    2) Последовательно (во фронтальной проекции): ширина двух нижних резцов, ширина двух верхних резцов, ширина четырех верхних резцов, расстояние между премолярами.

    3) Расстояние между дистальными поверхностями нижних клыков и щечными фиссурами моляров.

    4) Ширина четырех резцов нижней челюсти и 6-ти фронтальных зубов верхней.

    3.1. Принципы дизайна улыбки

    Развитие эстетической стоматологии заставило уделить еще более пристальное внимание дизайну зубочелюстной системы. Оказалось недостаточным знать пропорции зубов относительно элементов лица и других зубов. При реставрации зубного ряда необходимо учитывать (2,8,9):

    Возраст пациента;

    Национальность, расу.

    И даже можно придать реставрации черты характера пациента. Отправной точкой в дизайне улыбки являются центральные резцы верхней челюсти. Это те зубы, на которые в первую очередь бросается взгляд. Критическими факторами для них являются ширина, длина, отношение к косметическому центру и соотношение с боковыми резцами (2). Для определения их идеальной ширины и высоты можно пользоваться правилом «1 к 16».

    1) Идеальная высота центрального резца составляет 1/16 от расстояния между прямой линией, соединяющей зрачки до основания подбородка.

    2) Идеальная ширина 1/16 расстояния между косметическим центром лица и выступом скуловой кости.

    Фирма Дентсплай предложила прибор «Tooth size indicator», с помощью которого можно определить идеальный размер центральных резцов для данного лица (2).

    При определении оптимального положения резцов необходимо принимать во внимание такие факторы, как фонетика, линия улыбки и ориентацию зубов относительно верхней губы.

    3.2. Дизайн возрастных элементов

    Как известно, с течением времени зубы у человека претерпевают возрастные изменения (8,9). Таким образом, необходимо учитывать и возрастную специфику.

    Так, улыбка у молодых индивидуумов характеризуется длинными центральными резцами, которые намного длиннее, чем соседствующие с ними латеральные резцы. Это придает им форму прямоугольника, где ширина составляет 60 и меньше процентов от длины. Характерен неровный режущий край с маммелонами, а также закругления медиального и дистального углов. Благодаря этим закруглениям интерпроксимальная контактная точка между резцами смещается к десне от середины зуба. Цвет зубов у молодого человека всегда светлее, чем в последующие фазы его жизни.

    Рис.8 Рис.9 Рис.10
    Зубы пожилого человека. Зубы человека среднего возраста. Зубы ребенка.

    Две основные приметы процесса старения в зубочелюстной системе – снашиваемость и стираемость твердых тканей зубов, которые проявляются укорочением центральных резцов, истончением слоя эмали на зубах, приводящим к потемнению цвета зубов. Укорочение центральных зубов приводит к выравниванию их длины с латеральными резцами, изменению соотношения длина к ширине до 1:1. Изнашивание притупляет режущий край, стирает маммелоны и создает острые мезио-дистальные углы (2,8,9).

    3.3. Дизайн элементов пола

    Многие исследователи морфологии зубов отмечают (2,6,8,9), что зубы человека имеют «половой диморфизм», который наиболее выражен у латерального резца верхней челюсти. У женщин этот зуб сужаются к шейке, а боковые стороны дивергируют к закругленному режущему краю. Сам зуб значительно уже, чем центральный резец.

    Мужской латеральный резец шире у шейки, менее дивергирует и имеет форму квадрата. Режущий край у него плоский, а размер по ширине приближается к ширине центрального резца (8,9).

    3.4. Дизайн элементов характера

    Исторически сложилось так, что длинные заостренные клыки используются как атрибут агрессивности в кинематографе и различных рисунках. Выработанный стереотип приходится учитывать стоматологам. С точки зрения дизайна выраженный рвущий бугор клыка придает агрессивную характеризацию, мужественность. Наоборот, малозаметный «пассивный» клык придает лицу пациента добродушное выражение (2).

    IV. ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИКИ ЧЛО

    Человек задумывался о красоте всегда. Изменялись лишь каноны красоты. В процессе развития социального начала в человеке, значение того, как индивидуум выглядит в глазах окружающих, приобретает первостепенную роль.

    Рис.12 Рис.13 Рис.14

    Идеал красоты сегодняшнего дня невозможно представить без белозубой улыбки!

    Психология общения людей учит, что мы составляем мнение друг о друге в первые 30 секунд зрительного контакта (1). Если человек уверен в своей привлекательности, демонстрирует приятную улыбку, ему легче добиться успеха в жизни. Поэтому так высок спрос на услуги эстетической стоматологии и пластической хирургии.

    V. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭСТЕТИКИ ЧЛО

    Но вернемся к понятию «эстетика», как чувственному отношению индивидуума к окружающему миру и к себе в этом мире (1,5). Не трудно догадаться, что отношение к прекрасному, чувственный мир людей весьма разнится. Человек не хочет терять индивидуальность, а часто, наоборот, мечтает выделиться из толпы. Не редко в процессе презентации стоматологом будущего результата лечения, по его мнению, наиболее приемлемого эстетически, он встречает сопротивление пациента по каким-либо причинам. Что бывает наиболее часто:

    - «Такая красота мне не по карману» (эстетические услуги бесспорно дороги);

    - «Это слишком, даже не естественно красиво»;

    - «Мои старые золотые (или железные) коронки вполне, меня устраивают».

    Профессионализм врача-стоматолога заключается в том, чтобы в повседневной работе достигать максимально возможного, наряду с функциональным, и эстетического результата.

    Да, эстетическая стоматология, особенно в нашей стране не каждому по средствам. И часто приходится идти на компромисс, ради изготовления «низко бюджетной конструкции».

    Но иногда пациенты сами обращаются с пожеланиями «нанести ущерб» красоте своих зубов и протезов. Говоря о протезах, имеется в виду плакировка – вваривание в съемный пластинчатый протез металлических зубов и коронок (рис.15).

    Рис.15. Полные съемные протезы с плакировкой верхних резцов

    Аргументация пациентов такая: «В моем возрасте не может быть идеальных зубов без коронок – без них протез неестественно красив». А иногда можно встретить и аргумент: «С желтыми зубами будет красивее».

    А как можно с позиций эстетики лица расценивать возродившуюся моду на приклеивание украшений на зубы? Бесспорно, это атавизм уходящий своими корнями и традициями древнего народа Майя.

    Рис.16. Зубы, украшенные драгоценными камнями, Майя, 1 век н.э.

    Молодые люди часто хотят выразить свою индивидуальность скайсами на зубах, так же как пирсингом или татуажем. Стоматологам приходится поддерживать это веянье моды на благо своего кармана. Но во благо ли красоты и здоровья своих пациентов?

    Рис.17. Украшенный скайсом зуб 24.

    VI. РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАНОНОВ ЧЛО

    На сегодняшний день точно определены каноны красоты ЧЛО, пропорции лица и зубов. Но это каноны современного человека, пропорции, полученные в процессе филогенеза вида Homo sapiens.

    Смею предположить, что и каноны красоты изменятся. Как уже упоминалось, согласно Поликлету высота лица должна укладываться в росте 10 раз, позже другой древнегреческий скульптор Лисипп провозгласил новый канон – 9 раз. Критерий роста человека по Микеланджело – 8 размеров головы, а по антропологу Рише – 7,5. Возможно, пропорции тела человека менялись из столетия в столетие. А может быть у разных исследователей было различное представление об идеальном, и они канонизировали каждый свой идеал, или идеал своей эпохи?

    Что касается зубочелюстной системы, то и она подвержена изменениям, которые связаны, прежде всего, с характером питания человека. Тенденция к редукции числа зубов и размеров челюстей, бесспорно, изменит каноны в данной области лица.

    VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В настоящее время стоматологи получили на вооружение не только разработки в области канонов эстетики, но и новейшие достижения в области химии и физики. Композиты, керамические массы, адгезивные системы последних поколений вкупе со знанием пропорций челюстно-лицевой области и технической подготовкой врача – это тот синтез, который дает прекрасный эстетический эффект стоматологии сегодняшнего дня.

    VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Борев Ю.Б. Эстетика. Москва, 2002 г.
    2. Гольдштейн Р. Эстетическая стоматология, том I., М.: «Stbook», 2003, 355 с. ил.
    3. Джохансон Д., Иди М. Люси: истоки рода человеческого: пер. с англ. – М.: Мир, - 1984. – 295с., ил.
    4. Калвелис Д.А. Ортодонтия, 1961. АОЗТ «Эсен», 137 с.
    5. Овсянникова М.Ф. Словарь по эстетике. М.: Политиздат, 1990 г, 540 с.
    6. Переверзев В.А. Красота лица и как ее измерить. Волгоград, 1979 г. 215 с.
    7. Переверзев В.А. Медицинская эстетика. - Волгоград: изд. «Зацарицинский вестник», 1994, - 208 стр.
    8. Переверзев В.А. Архитектоника лица. Возрастные аспекты. – Волгоград: изд. «Зацарицинский вестник», 1994, 215стр.
    9. Самусев Р.П., Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И. Основы клинической морфологии зубов. – М.: ООО «Оникс 21 век», 2002 г. – 368 с. ил. 


    Рассказать друзьям