Масличная гора в Иерусалиме. Израиль

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МАСЛИ́ЧНАЯ ГОРА́ (הַר הַזֵּיתִים , Х ар-х а-Зейтим ; в русской традиции - гора Елеонская), возвышенность, тянущаяся с севера на юг против восточной стены Старого города Иерусалима , по другую сторону долины Кидрон .

В Библии Масличная гора (Ма‘але-х а-зейтим, `Масличный подъем`) упоминается как место, где Давид поклонялся Богу (II Сам. 15:30–32). Возможно, название связано с происходившей на этом месте церемонией помазания первосвященником царя. Видимо, на южном отроге Масличной горы (Машха) Соломон построил капища для своих иноземных жен (I Ц. 11:7). Иехезкель (11:23) в пророчестве о конце дней уделяет особое место Масличной горе: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города».

Собственно название Масличная гора впервые встречается у пророка Зхарии (14:4): «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицом Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу...»

В эпоху Второго храма Масличная гора была соединена мостом (возможно, двумя) с Храмовой горой , и на ней зажигались огни для оповещения о наступлении новолуния (см. календарь). Во время осады Иерусалима силами Тита в конце Иудейской войны I на северной вершине Масличной горы (Скопусе) стоял лагерем Десятый легион.

После того как арабские завоеватели позволили евреям возвратиться в Иерусалим и началось паломничество евреев диаспоры в Иерусалим, а особенно - с конца 8 в., когда евреям был закрыт доступ на Храмовую гору, Масличная гора приобрела особое значение: здесь в праздник Х оша‘на Рабба глава академии Эрец-Исраэль (см. иешива) зачитывал «Объявление Масличной горы», устанавливающее календарные сроки новолуний, праздников и т. п., и назначал членов Синедриона . Выбор Масличной горы в качестве места общественных собраний определяется мидрашистской традицией (см. мидраш) и сложившимся представлением о Масличной горе как «месте престола Господня», что отражено в письмах глав академии.

С еврейским кладбищем на склоне Масличной горы связана традиция, согласно которой в конце дней Мессия взойдет на Масличную гору и оттуда, по звуку трубы Иехезкеля, начнется воскресение из мертвых (ср. Иех. 37). Захоронение здесь началось еще в эпоху Первого храма, о чем свидетельствуют многие катакомбы между и под домами арабского квартала Силуан (см. Шиллоах). В эпоху Второго храма кладбище сдвинулось на север, покрывая склоны Масличной горы (от этого периода сохранились так называемый Яд Авшалом /см. Авшалом /, традиционная гробница Зхарии бен Иех ояды /см. II Хр. 24:20–22/ и другие объекты). Остальные памятники относятся в основном к последним векам.

В ходе Войны за независимость Иордания установила контроль над всей Масличной горой, за исключением университетского кампуса, ставшего израильским анклавом (в этих условиях деятельность университета была невозможна, и со временем был построен новый кампус Еврейского университета в Иерусалиме в районе Гив‘ат-Рам). Еврейское кладбище было осквернено, многие надгробия разрушены, а могильные плиты использовались для мощения дорог. После 1967 г., когда Масличная гора полностью перешла под контроль Израиля, еврейское кладбище было реставрировано и стало доступно для захоронения. Возобновилась деятельность Еврейского университета на Скопусе, где был возведен новый кампус.

В 1987 г. на западном склоне Масличной горы, близ кампуса Еврейского университета, был построен Иерусалимский центр американского Университета Бригама Янга (так называемого Мормонского университета). Автором проекта здания стал израильский архитектор, лауреат Государственной премии Израиля Давид Резник (1924–2012). Помимо учебных аудиторий и общежитий для студентов, на территории центра находится концертный зал, в котором еженедельно проводятся общедоступные концерты, а также сад со смотровыми площадками и макеты Иерусалима различных исторических эпох.

[Елеон, Масличная гора; греч. ῎Ορος ᾿Ελαίων], короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока и ограждающий его от разрушительного соседства пустыни. Обращенные к Иерусалиму, зап. склоны и в наст. время сохранили остатки оливковых рощ, от которых произошло название горы. Кряж состоит из 3 вершин. Средняя, самая высокая (815 м над уровнем моря), на к-рой произошло Вознесение Господне , называется горой Вознесения, северная - Малой Галилеей, т. к. здесь, по преданию, был постоялый двор, на к-ром останавливались приезжие из Галилеи, в т. ч. св. апостолы. Именно в этом месте в пасхальную ночь ангел обратился к женам-мироносицам со словами: «...идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он (воскресший Христос.- Авт. ) предваряет вас в Галилее; там Его увидите...» (Мк 16. 7). Юж. вершина именуется горой Соблазна (Σκάνδαλον), название связано с тем, что Соломон разрешил здесь своим женам-язычницам строить капища, ставить идолов и приносить им жертвы.

Считается, что Е. г. находится от города на расстоянии «субботнего пути» - 1 тыс. шагов, к-рые разрешается благочестивому иудею пройти в субботу.

Впервые Е. г. упоминается в Свящ. Писании в связи с бегством Давида из Иерусалима от восставшего Авессалома: «А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали» (2 Цар 15. 30). Указание того же источника о вершине «горы, где он [Давид] поклонялся Богу» (2 Цар 15. 32), возможно, свидетельствует о наличии на Е. г. уже в самые ранние времена неких мест богопочитания. Сын Давида Соломон, напротив, осквернил гору, как сказано выше, языческими храмами: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» (3 Цар 11. 7; ср.: 4 Цар 23. 13).

Со времен Второго храма с Е. г. ассоциируется праздник Кущей: «И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному» (Неем 8. 15). По позднейшим свидетельствам Мишны , подтвержденным археологическими открытиями, на Е. г. совершалось сожжение рыжей телицы в жертву за грех, пепел к-рой использовался священниками для ритуальных очищений (Числ 19; см. также мидраш Беракот. Об археологических находках, связанных с этим ритуалом, см.: Adler Y. The Site of the Burning of the Red Heifer on the Mount of Olives // Techumin. 2002. Т. 22. Р. 537-542 (на иврите)). Е. г. в дальнейшем продолжала играть важную роль: по указанию судей синедриона на вершине горы возжигались огни для передачи отдаленным общинам сигнала о наступлении нового месяца (Вавилонский Талмуд, трактат Рош-Ашана).

Богословским завершением ветхозаветного почитания Е. г. являются пророчества Иезекииля о славе Господней: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез 11. 23) - и Захарии о явлении Мессии: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской...» (Зах 14. 4).

Особое место занимает Е. г. в топографии событий евангельской истории. Спаситель любил уходить из Иерусалима на Е. г., где отдыхал и беседовал с учениками (Лк 21. 37). С Е. г. совершился Вход Господень в Иерусалим (Мф 21. 1). Здесь, на пути, «когда приблизился к городу», Господь заплакал об Иерусалиме (Лк 19. 41; Мф 23. 37-39). На Е. г., раскрывая смысл библейских пророчеств, Спаситель беседовал с учениками о последних судьбах мира и Втором пришествии (Мф 24. 3 - 25. 46). На склоне Е. г., в Гефсимании, в ночь ареста Он совершал Моление о Чаше (Мф 26. 36-46). Наконец, с вершины Е. г. Господь вознесся в 40-й день по Воскресении (Лк 24. 50-51; Деян 1. 9-12).

Вершины Елеонского кряжа отделяются от города долиной потока Кедрон, начинающейся у подножия горы Скопус, к северо-западу от Иерусалима, и затем идущей вниз, на юг, вдоль вост. стены Старого города. Эту часть Кедрона называют также долиной Иосафата - по находящейся здесь гробнице царя Иосафата . В долине расположены кладбища: под городской стеной - мусульманские, на противоположных елеонских склонах - еврейские. Склоны горы еще в ханаанский период использовались для погребений. В эпоху Первого и Второго храма (Х в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.) представители духовной и светской знати строили себе здесь роскошные гробницы (напр., т. н. мавзолей Авессалома). Древние кладбища и ныне используются для погребений. Это - юдоль плачевная,где, согласно библейскому обетованию, состоится Страшный Суд (Иоил 3. 12-15). В кн. Деяния св. апостолов ангел после Вознесения Господня, говоря ученикам, что Иисус придет тем же образом, каким взошел на небо, ясно дает понять, что Второе пришествие будет на том же месте, где совершилось Вознесение, т. е. на Е. г., над долиной Иосафата. В день Суда Божия, согласно пророчеству Даниила, по долине потечет огненная река (Дан 7. 10).

Долина Силоамская, или Царская (по наличию здесь в древности царских садов, а позже т. н. царских погребений), расположенная ниже по течению Кедрона, огибает с юго-запада городские стены и затем вытянутый мыс горы Офел, сливаясь за ним с долиной Тиропеон (Τυροποιῶν), а дальше, к юго-западу от Сиона, с Енномовой долиной , и далее идет на юг, к мон-рю Саввы Освященного и Мёртвому м. На дне Кедрона на дороге, идущей от Львиных (Гефсиманских) ворот Старого города к Е. г., находится греч. ц. первомч. Стефана. На этом месте, по греч. правосл. преданию, он был побит камнями в 34 г. Традиция, указывающая долину Кедрона как место его казни, является сравнительно поздней. В визант. времена почитание первомученика совершалось в др. месте - за Дамасскими воротами, справа от Наблусской дороги, где имп. Евдокия воздвигла в 460 г. посвященную ему базилику. Храм первомч. Стефана построен в долине Кедрона Иерусалимским Патриархатом в 1969 г. Справа от здания сохранились каменные ступени древней лестницы, шедшей от Золотых ворот к вершине Е. г. и служившей для религ. процессий в ветхо- и новозаветные времена. Согласно Commemoratorium de casis Die vel monasteriis (Памятной записке о домах Божиих или монастырях), в 808 г. можно было сосчитать 195 таких ступеней от ворот до Кедрона и 537 - от Кедрона до вершины. В 1931-1934 гг. рус. археологом Г. И. Лукьяновым было расчищено 8 ступеней (другие 7 были им раскрыты на территории рус. Гефсиманского во имя равноапостольной Марии Магдалины монастыря). В 1987 г. над этими ступенями была сооружена маленькая открытая часовня в память Входа Господня в Иерусалим, в к-рой служится в праздник малая вечерня.

Напротив ц. первомч. Стефана, в самой нижней точке долины, у подножия Е. г., находится ц. Успения Пресв. Богородицы, воздвигнутая над гробницей, где было положено апостолами тело Божией Матери (см. ст. Гефсимания). Слева от ц. Успения можно пройти к т. н. Гефсиманской пещере (Пещере учеников). Чуть выше по склону, в глубине Гефсиманского сада, принадлежащего францисканцам, возвышается базилика Гефсиманской молитвы («Церковь всех наций»), построенная в 1919-1924 гг. архит. А. Барлуцци . Узкая, 2 м шириной, асфальтированная дорожка отделяет ограду францисканского участка от рус. владений, лежащих выше по склону.

Главной достопримечательностью рус. участка, исторически бывшего продолжением того же Гефсиманского сада, является 7-главый храм во имя равноап. Марии Магдалины, построенный в новорус. стиле (см. ст. Гефсиманский во имя равноапостольной Марии Магдалины монастырь). Мимо рус. участка можно подняться по крутой дорожке к самой вершине Е. г.- месту Вознесения Господня.

Елеона

(Имвомон) был построен на месте Вознесения Спасителя между 330 и 378 гг. римлянкой Пименией. По описанию Аркульфа (ок. 670), это была «большая круглая церковь, вокруг которой идут три сводчатые портика, сверху крытые: внутреннее сооружение этой церкви без крыши и без свода и стоит под открытым небом, на чистом воздухе; в восточной части этого сооружения находится алтарь, покрытыйузкой крышей» (Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г. / Пер.: И. В. Помяловский // ППС. 1898. Т. 17. Вып. 1(49). С. 76-77). Описание Аркульфа, повторенное Бедой Достопочтенным и Петром Диаконом, подтверждается раскопками, проведенными францисканцами под рук. В. Корбо в 1959 г. Диаметр церкви составлял ок. 25 м. Терраса, открывавшая вид на Иерусалим, заканчивалась мраморной лестницей, спускавшейся к Кедрону. Крест, венчавший Имвомон, был заметен издалека, из Кедронской долины, а фонари, освещавшие портик и террасу, были видны из города. Паломница Эгерия в описании службы Великого четверга указывала положение Елеоны и Имвомона следующим образом: «Все идут на Елеон, в ту церковь, где находится пещера, в которой был в этот день Господь с апостолами... И оттуда, приблизительно уже в шестом часу ночи, с песнопениями идут вверх, на Имвомон, на то место, откуда Господь вознесся на небо» (Паломничество по св. местам кон. IV в. / Изд., пер., предисл. и объясн.: И. В. Помяловский // ППС. 1889. Т. 7. Вып. 2(20). С. 156).

Разрушенный персами в 614 г., Имвомон был отстроен Иерусалимским патриархом св. Модестом (археологами была обнаружена посвятительная надпись с упоминанием его имени) в более скромном виде и не точно на прежнем месте (Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест, первой половины IX века / Изд., пер., предисл. и коммент.: В. Г. Васильевский // ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2(11). С. 28, 209) или, как считают совр. авторы, в строгом соответствии с первоначальным планом (Ovadiah. 1970. P. 85-87).

Менее понятно первоначальное положение священного камня. Возможно, он был огорожен «большим круглым колесом, сверху сглаженным, вышина которого указывается мерою до шеи, и посередине его видно немаленькое отверстие, через которое указываются отчетливо и ясно отпечатавшиеся открыто следы ног Господних. В этом колесе с западной стороны постоянно открыта некая дверь, для того чтобы входящие через нее легко могли подойти к месту священного праха (находящегося на камне) и через открытое сверху отверстие этого колеса, протянув руки, брать частицы священного праха» (Аркульфа рассказ о св. местах. С. 77). Это описание напоминает архитектурное оформление камня Авраама в святилище Куббат-эс-Сахра (Купол скалы), построенном в 685-691 гг., возможно по образцу камня Вознесения времен Аркульфа.

В 1106 г. храм Вознесения посетил игум. Даниил, 1-й из рус. авторов, оставивший описание паломничества в Палестину. Он указал расстояние от Гефсимании до вершины Е. г. в 3 полета стрелы, а до Елеоны - в 1 полет. Расстояние от Елеоны до места Вознесения он определил в 90 саж., т. е. ок. 200 м («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. / Изд. подгот.: О. А. Белоброва и др.; отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007. С. 44-45). «Место Вознесения Господня,- говорится в «Хожении»,- находится на вершине Елеонской горы, прямо к востоку, и выглядит, как малая горка. На той горке был камень круглый, выше колена, с того камня вознесся Христос. И все то место покрыто сводами, а поверх сделан как бы двор каменный круглый, вымощенный весь мрамором. И посреди того двора создан как бы теремок круглый, без верха, а в том теремке, под самым его непокрытым верхом, лежит камень святой, на котором стояли пречистые ноги Владыки и Господа нашего. И сделана над камнем трапеза из мраморных плит, и на той трапезе служат ныне литургии. Камень же находится внизу, под святой трапезой, вокруг весь обложен мраморными плитами, только верх его виден немного, и его целуют все христиане» (Там же. С. 46-47).

Совр. часовня Вознесения относится к эпохе крестоносцев. Это небольшое здание, ротондальное внутри и октагональное снаружи, перекрытое полусферическим куполом. Нижний восьмерик украшен арочными нишами с небольшими коринфскими колоннами на углах, с визант. резными кентаврами в капителях. Двор часовни составляет примерно половину площади, к-рую занимала ротонда (или, по др. реконструкциям, октагон) Имвомона, базы колонн последнего сохранились близ внутренней стороны ограды.

В 1834 г. часовня пострадала от землетрясения и была отремонтирована совместно правосл. греч., католич. и арм. общинами. Однако арм. духовенство, пользуясь покровительством египетского правительства, войска которого оккупировали в 1830 г. Сирию и Палестину, помимо совместного владения часовней начало строительство рядом собственного мон-ря.

13 сент. 1836 г. рус. посланнику в К-поле А. П. Бутенёву поступила жалоба Иерусалимского Синода о том, что «Оттоманская Порта из мести к России, как православной… отнимает у нас священную Елеонскую гору и отдает ее армянам». Эта жалоба дошла до имп. Николая I, и были приняты необходимые меры. 8 сент. 1838 г. в Иерусалим прибыл судебный представитель Высокой Порты и «начал вопрошать и судить». На др. день все заинтересованные стороны отправились на Е. г., где после «рассмотрения с точностию всех зданий и описания оных с наивеличайшею подробностию» было принято решение, «что все нововведения достойны истребления и разрушения, так что места сии по-прежнему остаются приступными для поклонения для всех народов» (РГБ. Ф. 188. К. 4. Ед. хр. 28. Л. 1-2 об.). По получении султанского повеления греки и католики в 1839 г. «разрушили до основания» арм. постройки (Дамаскин (Смирнопул). 1908. С. 105-106).

Внутри часовни, напротив зап. входа, в полу находится камень в прямоугольной мраморной рамке, сделанной в естественной скале, с ясно отпечатавшимся на нем следом левой человеческой стопы. «Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима»,- подчеркивал архим. Антонин (Капустин) (Антонин (Капустин). 2007. С. 108-109). «Даниил видел здесь еще две стопы (в XII в.), но позже мусульмане высекли из скалы одну стопу и перенесли ее в мечеть Ель-Акса, где этот след и сохраняется поныне» (Леонид (Кавелин). 2008. С. 202). Стопа Спасителя обращена на север, из чего русскими паломниками делался вывод о том, что «Он возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благословлял ее» (Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего: Извлеч. из кн., изд. ИППО. СПб., 1898. С. 29-30). В XIX в. арабы торговали кусочками полотна в размер стопы. Одессит Е. И. Фесенко сделал и растиражировал в 1890 г. хромолитографию «стопочки», как любовно называли ее рус. богомольцы, заменив полотно бумагой (Дмитриевский. 1913. С. 11-12). Такими изображениями благословляли рус. паломников монахини расположенного неподалеку от места Вознесения Елеонского Вознесенского рус. мон-ря.

В праздник Вознесения Господня католики пользуются привилегией служить на св. камне, установив престол внутри часовни. Православные, а также сирийцы, армяне и копты ставят алтари во дворе, в специальных шатрах. Большой каменный престол к юго-востоку от часовни принадлежит православным. Внутри часовни православные ставят 2 подсвечника с горящими свечами по сторонам св. камня. Собственно здание мечети с отдельным входом расположено вне двора, но деньги за вход в часовню Вознесения получает мусульм. сторож.

Неподалеку от часовни Вознесения расположен католич. жен. кармелитский мон-рь Pater Noster. По католич. преданию, в находящейся здесь пещере Спаситель научил Своих учеников Молитве Господней, хотя, согласно Евангелию от Матфея, молитва «Отче наш» входит в состав Нагорной проповеди и соответственно местом 1-го ее произнесения является Блаженств гора в Галилее. По мнению католич. археологов, монастырь находится на месте базилики Елеона, где крестоносцы построили в 1102 г. часовню, посвятив ее Молитве Господней. Через 50 лет Свенном Свеннсеном, еп. г. Виборг (Дания), и его братом Эскилем на этом месте была возведена церковь, при строительстве к-рой использовались камни разрушенной Елеоны. (В XIX в. могилы братьев были восстановлены кнг. де ла Тур д"Овернь - Баландин С. Пятое Евангелие: Описание св. мест в Израиле с коммент. и размышлениями. Иерусалим, 1999.) Капелла крестоносцев была разрушена Салах-ад-Дином в 1187 г.

Рядом с этим местом в 70-х гг. XIX в. возник кармелитский жен. мон-рь Pater Noster. Его основательницей была Элоиза Аурелия де Босси (1809-1889), уроженка Флоренции, дочь известного итал. поэта Дж. К. де Босси, министра Пьемонтского двора, породнившаяся во 2-м браке с франц. королевским домом и получившая титул княгини де ла Тур д"Овернь. Когда княгиня, весьма состоятельная и глубоко верующая женщина, приехала в нояб. 1856 г. в Иерусалим, патер М. А. Ратисбонн, известный в Палестине католич. благотворитель и храмоздатель, посоветовал ей купить на Е. г. этот участок земли. 11 лет княгиня частями выкупала 6 га земли. В 1868-1870 гг. на этом участке велись раскопки (под рук. известного археолога франц. консула в Иерусалиме Ш. Клермона-Ганно) в поисках развалин Елеоны. В 1870-1872 гг. были осуществлены основные постройки: мемориал в виде внутреннего двора средневек. мон-ря, посвященный молитве «Отче наш» (его проектирование было поручено молодому архит. Ж. Леконту дю Нуи, причем в качестве образца для подражания заказчицей было указано кладбище Кампосанто в Пизе), и монастырский комплекс, построенный в др. стиле неизвестным архитектором, предположительно Ж. Гиймо, зодчим неск. иерусалимских построек. Мон-рь был освящен лат. Иерусалимским патриархом Викентием Бракко 18 июня 1874 г. Завершает ансамбль колокольня, ставшая одной из архитектурных доминант Е. г. (1886). В 1856-1874 гг., пока мон-рь обустраивался и украшался, кнг. де ла Тур д"Овернь жила рядом, в просторном доме, где было много картин, книг, археологических раритетов. В 1872 г. ее посетил прибывший с паломниками в Иерусалим вел. кн. Николай Николаевич Старший (Скалон. 2007. С. 144). Она завещала похоронить себя в этом мон-ре, в построенном мавзолее в конце юж. галереи клуатра. Но княгиня умерла во Флоренции, и только в 1957 г. ее останки были перенесены на Е. г. На верхней плите саркофага помещена мраморная статуя, изображающая кнг. де ла Тур д"Овернь на смертном одре, работы франц. скульптора Ж. О. Барра.

Внутренние стены мемориала и интерьер монастырской церкви украшены белыми керамическими плитами с текстом молитвы «Отче наш» на разных языках. Если в 1872 г. Молитва Господня на стенах клуатра была представлена на 36 языках, то в наст. время - на 140 языках (в т. ч. на русском).

Намерение франц. правительства после первой мировой войны построить здесь храм, посвященный Св. Сердцу Иисусову (аналог парижского собора Сакре-Кёр на Монмартре), не осуществилось, от этого проекта остались алтарный камень и кафедра под открытым небом (1927). На склоне Е. г., по дороге из Виффагии вниз, в Гефсиманию, рядом с совр. обзорной площадкой, расположен участок земли под названием Карм-эль-Хараб, приобретенный у местных арабов архим. Антонином (Капустиным) в 1883 г. По преданию, здесь находятся гробницы пророков Аггея, Захарии и Малахии из числа 12 малых пророков, памятник известен с XIV в. В отношении, направленном 18 нояб. 1886 г. консулу в Иерусалиме Д. Н. Бухарову, архимандрит писал, что «такого же рода (т. е. имеющее археологический характер.- Авт. ) приобретение мое, датируемое 1883 годом, составляет могильная пещера на западном склоне горы Елеонской, известная у гидов под кличкою «Гробов Пророческих», не имеющею смысла, и приурочиваемая археологами к памятникам языческого культа первых населителей места» (Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 208). В 1890 г. памятник был исследован археологом-августинцем Л. Ю. Венсаном (см.: Гробница пророков. 1901. С. 142-152).

Лестница от входа ведет в круглый зал (8,5 м диаметром), от него на север, восток и юг отходит 3 коридора (9-12 м длиной), соединенные 2 большими полудугами, внешняя из к-рых является погребальной камерой с 26 локулами на внешней стене (см. план: Murphy-O"Connor. 1998. P. 124. Fig. 36). Совр. археологи относят этот лабиринт к I-V вв. по Р. Х., коккимы (погребальные ниши) датируются доадриановским временем, а многочисленные граффити на стенах сообщают, что здесь похоронены христиане из Сирии или Месопотамии, бывшие, очевидно, на поклонении в Иерусалиме. Вокруг рус. участка расположено старое евр. кладбище. Возможно, могила одного из пророков находилась неподалеку и дала имя этой древней усыпальнице (Мефодий (Кульман) . 1961. С. 71, там же план). После смерти архим. Антонина участок был переведен на имя председателя ИППО вел. кн. Сергея Александровича. В 1912 г. членом РДМ иером. Иларионом здесь был построен дом (в наст. время в нем живет арабская семья, охраняющая участок). Участок находится во владении РПЦЗ.

Там же, на юго-зап. склоне Е. г., напротив рус. участка с гробницами пророков, расположен участок Карм-эль-Газаль, или «место Каллистрата», приобретенный архим. Антонином по частям в 1881-1884 гг. Генеральный консул в Иерусалиме А. Г. Яковлев в донесении послу в К-поле И. А. Зиновьеву от 12 июня 1897 г. писал об этом археологическом памятнике: «Здесь о. Антонин нашел хорошо сохранившуюся в виде круга мозаичную надпись на греческом языке, которая сообщает, что под нею погребен преподобный Каллистрат (умер в VI веке). Боясь оспаривания со стороны греков или турок, он прикрыл надпись землею. Здесь, по словам о. Антонина, можно было бы произвести интересные раскопки» (Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 244). Теперь участок принадлежит РДМ в Иерусалиме в юрисдикции РПЦЗ. Неск. лет назад была сделана попытка продать землю под евр. кладбище, но сделка была оспорена в судебном порядке. В наст. время участок пустует.

По дороге, ведущей вниз от гробниц пророков в Гефсиманию, с правой стороны находится небольшой францисканский мон-рь с храмом, именуемым Dominus Flevit (Господь плачет). На этом месте Спаситель, совершая торжественный Вход в Иерусалим, заплакал о судьбе Иерусалима (Лк 13. 34-35). Храм построен в 1954-1955 гг. итал. архит. А. Барлуцци. Небольшой кубический объем перекрыт высоким сводом оплывающих очертаний в форме слезы; по углам установлены имитации античных ампул, в к-рые плакальщицы собирали слезы. Храм в плане крестообразный, с невысокими и слабо выдающимися прямоугольными рукавами креста. Алтарный компартимент обращен к западу. В полуовале окна за решеткой в форме тернового венца с причастной чашей и гостией посередине открывается вид на Иерусалим. В вост. рукаве - ниша с мраморным алтарем, вокруг к-рого расчищен мозаичный пол раскрытой Дж. Т. Миликом (1955) небольшой визант. церкви (7×14 м), датируемой 675 г. В юж. компартименте - полукруглая плита с текстом Евангелия от Луки о том, как на этом месте заплакал Иисус; в северном, над входными дверями,- ктиторская доска с надписью («Христу Плачущему - при Кустоде Святой Земли отце Гиацинте Фаччо, архитектор А. Барлуцци, Италия, Канада и Мексика - приносят в лето Господне 1955») и перечислением стран, участвовавших в финансировании проекта.

На невысоком холме на вост. склоне Е. г., вправо на восток от мон-ря Pater Noster, находится Виффагия - селение, куда привели Спасителю по Его указанию ослицу и осленка (Мф 21. 1-9) и откуда началось Его торжественное шествие в Иерусалим (Ин 12. 12). На юж. склоне Е. г. расположено араб. сел. Эль-Айзария - евангельская Вифания .

К северо-западу от Малой Галилеи находится нем. лютеран. ц. Вознесения Господня при госпитале, носящем имя Августы Виктории. Участок был приобретен в 1903 г., строительство началось в 1907 г., 9 апр. 1910 г. церковь была торжественно освящена в присутствии сына кайзера, принца Эйтеля Фридриха. Автор проекта - берлинский архит. Р. Лейбниц, строительными работами руководили архитекторы Т. Зандель (из Иерусалима) и Г. Шумахер (из Хайфы). Храм (32×20,5 м) составляет часть единого комплекса зданий госпиталя, возведенного в характерных для позднего нем. модерна сдержанных рациональных формах, стилизованных под ломбардский вариант романского стиля. Храм в форме лат. креста встроен передней частью в квадрат зданий госпиталя, уподобленных клуатру средневек. мон-ря. Мощная башня высотой 45 м помещена между трансептом храма и постройками госпиталя. Суровые монументальные здания, облицованные необработанным камнем, оживлены высокими кровлями, аркадами, башнеобразными выступами и экседрами. Церковь Вознесения Господня богато декорирована, причем программу убранства определили пожелания и вкусы заказчиков. Мозаики сводов выполнены иерусалимским худож. Шмидтом (1910-1911) по эскизам берлинского худож. О. Витали, утверждавшимся кайзером. Композиция Вознесения в конхе алтаря, где использованы мотивы мозаики «Вознесение» из собора Св. Софии в Фессалонике (кон. IX в.),- заказ императрицы. Обилие сюжетов из истории крестовых походов отражает романтическую идею Вильгельма II вновь сделать Иерусалим христ. городом (Roth. 1973. S. 223, 270-271 u. a.).

Лит.: Гробница пророков // СИППО. 1901. Т. 12. № 2. С. 142-152; Дамаскин (Смирнопул), иеродиак. Воспоминание о св. местах / С предисл. Блаженнейшего Патриарха Дамиана. Иерусалим, 1908; Дмитриевский А. А. Праздник Вознесения Господня на Елеонской горе. СПб., 1913. М., 19942; Vincent H., Abel F.-M. Jérusalem: Rech. de topographie, d"archéologie et d"histoire. P., 1926. Vol. 2: Jérusalem nouvelle; Loukianoff E. «῾Ο ᾿Ελαίων» // Mémoires présentés à l"Inst. d"Égypte. Le Caire, 1939. T. 42. P. 1-44; Мефодий (Кульман), еп. Святая Земля. П., 1961; Corbo V. C. Ricerche archeologiche al Monte degli Ulivi. Gerusalemme, 1965; Ovadiah A. Corpus of the Bizantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970; Roth E. Preussens Gloria in Heiligen Land: Die Deutschen und Jerusalem. Münch., 1973; Storme A. Le Mont des Oliviers. Jerusalem, 19842 (Lieux Saints de Palestine); Bar-Am A. Beyond the Walls: Churches of Jerusalem. Jerusalem, 1998; Murphy-O"Connor J. The Holy Land: An Oxford Archaeol. Guide from Earliest Times to 1700. Oxf.; N. Y., 19984; NEAEHL. Vol. 2. P. 783-785; Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на Земле. М., 2000; Россия в Св. Земле: Док-ты и мат-лы. М., 2000. Т. 1-2; Антонин (Капустин), архим. Пять дней на Св. Земле и в Иерусалиме в 1857 г. М., 2007; Скалон Д. А. Путешествие по Востоку и Св. Земле в свите вел. кн. Николая Николаевича в 1872 г. М., 2007р; Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности: Из зап. инока-паломника. М., 2008.

Н. Н. Лисовой

Прекрасные и разнообразные пейзажи находятся на территории Израиля. Это горные цепи расчленяют страну на три абсолютно неодинаковые по рельефу районы: Рифтовая долина, горную область, Приморская равнина. При этом великолепие флоры и фауны - природные достопримечательности Израиля: средиземноморские массивы и альпийская натура в горах, цветущие оазисы и коралловые рифы, а также тропическая фауна Эйлатского залива и пустыни.

Древний город мира, именовавшийся в разные эпохи каждый раз по-новому - Иерусалим. В возрасте трех тысяч лет имеет 70 различных названий эта столица и отчизна трех великих мировых религий. Например, при царе Давиде - Иевус. Иерусалим полностью окружен горами и живописен. Это место феерической смеси древности и современности, исторических памятников и духовности, религии и культуры, истории и народов. Число достопримечательностей Иерусалима столь велико, что следует разработать план их посещения.

Гора сказаний и преданий

Начинать удивительное знакомство с достояниями Израиля в Иерусалиме лучше всего с обзорной площадки. Она помещена на Масличной горе. Она является самой высокой среди Иерусалимских гор: 793 метра над уровнем моря. Склоны ее живописны. Взглянешь на них и поймешь, почему так называется гора в течение уже 30 веков: украшена старыми и молодыми оливковыми деревьями. Раньше в ее вершины давались знаки и сигналы при помощи горящих факелов по вершинам гряды в Вавилон. Поразительно величественный вид открывается отсюда: вдалеке за рекой Кедрон - древние крепостные стены, крыши домов старой части города, бесчисленные купола храмов, статные свечи минаретов, а на северо-западе - Христианский квартал со святыней христианства - Храмом Гроба Господня . Здесь же перед обзорной площадкой размещено старинное Еврейское кладбище: с множеством белых надгробий, некоторые из них еще эпохи Первого Храма. Существует придание, что именно отсюда начнется воскрешение из мертвых, когда Мессия поднимется на Масличную гору. Поэтому православная церковь Вознесения с белой колокольней в 60 метров расположена на вершине Масличной горы. На месте вознесения Иисус на небо, находящемся неподалеку, в 19 веке возвели одноименную часовню. Столь же близко размещена еще и православная церковь - храм Святой Марии Магдалены, который был выстроен на пожертвования императора Александра III в память о матери, императрице Марии Александровне.

Масличная гора в Иерусалиме на карте Иерусалима

Прекрасные и разнообразные пейзажи находятся на территории Израиля. Это горные цепи расчленяют страну на три абсолютно неодинаковые по рельефу районы: Рифтовая долина, горную область, Приморская равнина. При этом великолепие флоры и фауны - природные достопримечательности Израиля: средиземноморские массивы и альпийская натура в горах, цветущие оазисы и коралловые рифы, а также тропическая фа..." />

Масличная

Категория на Викискладе

Координаты : 31°47′00″ с. ш. 35°15′03″ в. д.  /  31.783333° с. ш. 35.250833° в. д. (G) (O) (Я) 31.783333 , 35.250833

Масличная гора (הַר הַזֵּיתִים , Ѓар hа-зейти́м; в русской традиции гора Елеонская) - возвышенность, тянущаяся с севера на юг против восточной стены Старого города Иерусалима , по другую сторону долины Кидрон.

Краткие сведения

Хребет Масличной горы огибает Иерусалим с востока.

Масличная гора имеет три вершины.

  • На северной вершине (826 м над уровнем моря), ныне обычно называемой горой Скопус (הַר הַצּוֹפִים , Ѓар hа-цофим, Гора дозора), расположен кампус ;
  • на средней вершине И-тор (814 м) - Лютеранский центр с благотворительной больницей имени германской императрицы Августы Виктории (1910);
  • на южной вершине Машхит (816 м) - арабское село Ат-Тур (от арамейского названия Масличной горы - Тура-ейта).

На южной оконечности Масличной горы, на ее западных и южных склонах, расположены:

  • еврейское кладбище, святость которого определяется его непосредственной близостью к долине Кидрон ;
  • так называемые Могилы пророков - пещера с 36 погребальными нишами, где, согласно еврейской традиции, похоронены пророки Хагай , Малахи и Зхария ;
  • многие христианские святыни (Гефсиманский сад, гробница Девы Марии, русский монастырь Марии Магдалины и другие).

Хребет имеет несколько отрогов в северной части Иерусалима, в том числе Французский холм, Холм Хамивтар и Арсенальная горка .

Водораздел между водосборными бассейнами Средиземного моря и Мёртвого моря проходит по горе Скопус и Французскому холму. Эти два пика также на границе Иудейской пустыни . Поток из этой области в Средиземное море называется Нахаль Цофим, а поток в Мертвое море - Поток Ог. Возле водораздела, чуть западнее, проходят исторические дороги по хребту: Шхемская дорога и Дорога Бар-Лева . Через поток Цофим проходит через еще одна важная историческая дорога: Дерех Игаль Ядин .

Хребет Масличной горы состоит из осадочных пород. Имеется слой мягкого белого мела и слой жёского тёмного глинозёма. Мягкий меловой камень очень удобно добывать, но он не подходит в качестве сырья для строительства домов. Это одна из причин того, что на горе не было построек в древние времена, и она служила главным образом меловым карьером и местом погребальных пещер.

Масличная гора в древности

В Библии Масличная гора (Маале́ hа-зейтим, `Масличный подъем`) упоминается как место, где Давид поклонялся Богу (II Сам. 15:30–32). Возможно, название связано с происходившей на этом месте церемонией помазания первосвященником царя. Видимо, на южном отроге Масличной горы (Машха) Соломон построил капища для своих иноземных жен (I Ц. 11:7).

Гора Скопус

Здания Еврейского университета и больницы Хадасса - вид с площадки Дворца наместника

Амфитеатр имени Ротшильда. На дальнем плане - Маале Адумим и Иудейская пустыня

С горы Скопус видны большинство районов Иерусалима и большая территория Иудейской пустыни . Она возвышается примерно на 100 м над Старым городом и на 1240 м над Мёртвым морем . Приходившие в Иерусалим с севера в первый раз видели город с этой горы, отсюда название. Греческое "Скопус" - перевод еврейского слова «цофи́м» ("дозорные", "наблюдатели").

История

Гора Скопус в древности

24 июля 1918 года был первый камень Еврейского университета на горе. На церемонии присутствовал Жаботинский . 1 апреля 1925 произошла церемония открытия Еврейского университета. В первые годы речь идет лишь об исследовательском центре университета. Преподавание формально началось только в 1928 году.

В 1938 году к северу от университета была открыта Больница Хадасса на 300 мест, школа медицинских сестер, научно-исследовательские институты и отделы современной больницы.

Война за независимость

В соглашении записано, что каждые две недели на гору будет подниматься конвой для снабжения и смены вахтенных. Конвой включал три машины: два броневика и грузовик, который доставлял на гору нужные груза, а обратно вёз книги из Национальной библиотеки на горе, которые были переданы в библиотеку Еврейского университета в Иерусалиме . Эти конвои контролировались ООН и выезжали из ворот Мандельбаума . Они периодически задерживались иорданскими войсками.

Анклав горы Скопус

Статья VIII в Соглашения о перемирии 1949 года, подписанного Израилем и Иордания в апреле 1949 года предусматривала

Стороны провели частичные меры по демилитаризации. Израиль поднял на гору солдат в полицейских мундирах, удалось переправить на гору более тяжёлое оружие, чем было разрешено в соглашении, и удалось объединить части участка. С другой стороны иорданцы построили военные форпосты на территории демилитаризованной зоны и даже незанятой зоны, взяли себе деревню Иссавия и другие участки, включенные в израильскую территорию. Тем не менее, не было остановлено двухнедельное движение конвоя, несмотря на задержки время от времени со стороны иорданцев.

Кроме того, точные границы израильской земли оспаривались сторонами, так как карта, приложенная к соглашению командиров, которая разграничивала области контроля и была ратифицирована вместе с соглашением о перемирии, была потеряна . Существовали две версии одного соглашения о демилитаризации. Одна была принята Франклином М. Бегли, представителем ООН, местным иорданским командиром и израильским местным командиром. Вторая не была принята израильским местным командиром. Наличие двух версий карты было причиной многих инцидентов в районе горы Скопус.

В 1954 была создана специальная воинская часть под названием "буй 247" для удержания горы Скопус. Случаи открытия огня редко происходили в этот период, поскольку израильские правила применения вооруженной силы требовали максимальной сдержанности (из опасения, что иорданцы захватят гору прежде, чем подкрепление успеет подойти через иорданскую территорию). Серьезные инциденты произошли в 1957 и 1958 гг.

В январе 1958 года представитель генерального секретаря ООН пытался убедить иорданцев соблюдать пункт VIII, но безуспешно.

В мае 1958 года иорданские солдаты открыли огонь из засады в Ботаническом саду по израильскому патрулю. Убили американца - председателя комиссии ООН по перемирию и четырёх израильских солдат. Ральф Банч, помощник Генерального секретаря ООН Дага Хаммаршельда посетил Иерусалим и Амман , чтобы найти решение, а затем сам Хаммаршельд, снова безуспешно. После инцидента появились новые договоренности по спорным вопросам, таким как механизм контроля деревни Иссавия.

Во время существования анклава на горе Скопус в Западном Иерусалиме за пределами анклава были построены учреждения для замены тех, которые остались на горе Скопус. Видное место среди них заняли университетский кампус в Гиват Рам и комплекс больницы Хадасса в Эйн-Карем . Грузовики, возившие снабжение на гору Скопус постепенно вывезли на обратном пути медицинское и университетское оборудования с горы.

Иорданцы, которые готовились к израильской военной инициативе создать территориальную непрерывность между горой Скопус и остальной частью Западного Иерусалима укрепили между этими израильскими территориями каждый холм, который не был заселён в арабской зоне. Они установили массивные укрепления на Арсенальной горке , укрепили рядом с ней Холм над ущельем и Французский холм.

Два принадлежащих евреям участка в Аль-Иссавии, известные как Ган Шломит или Сад Соломона, были приобретены г-жой Ф. Саломонс в 1934 году и проданы Gan Shlomit Company, Ltd в 1937 году. Эта земля была окружена забором, но столкновения вспыхнули, когда арабы, живущие на другой стороне забора, попытались возделывать землю, собирать оливки и проводить ремонт дома близко к забору. Арабов попросили не работать ближе, чем в пятидесяти метрах от забора без письменного разрешения израильской полиции.

Шестидневная война

Проектирование комплекса было поручено архитекторам Беньямину Идельсону и Гершону Ципору, а новое здание академии Бецалель - архитектору Гершону Ципору. Кампус был построен в виде закрытой крепости. .

После объединения двух частей города, чтобы гора не была больше отделена от центра Иерусалима , было произведено энергичное строительство промежуточных кварталов Иерусалима с 1968 по 1972 год. Эти районы, Маалот Дафна, Рамат Эшколь, Гиват Хамивтар и Французская горка были построены вдоль новой дороги, соединяющей гору Скопус с остальным еврейским Иерусалимом через арабские кварталы - шоссе "Сдерот Эшколь". Возле дороги был построен в это время также новый главный штаб израильской полиции.

Движение автобусов в горе Скопус, до 1947 года ходивших через арабский район Шейх-Джарах и подвергавшихся нападениям арабов, возобновили по Сдерот Эшколь. Маршрут номер 9 был переведён на эту дорогу в конце шестидесятых годов и связан гору с площадью Цион в центре еврейского Иерусалима , маршрут 28 связал гору с центральной автобусной станции в Иерусалиме и кампусом Гиват Рам, а маршрут 26 соединил гору с разными районами Западного Иерусалима .

В 1969году было получено пожертвование для строительства здания Верховного суда на горе Скопус и проведен конкурс для архитекторов. Его выиграл проект архитекторов Софера и Колодного. Но из-за различных ограничений пожертвование было отменено , и суд в конечном итоге был построен в 1992 году в Гиват Рам около здания Кнессета .

Между Французской горкой и горой Скопус были созданы общежития студенческого городка на 800 комнат. В восьмидесятых годах многие другие здания были построены на территории кампуса горы Скопус. В связи с увеличением числа учащихся на территории кампуса, добавлен автобусный маршрут 4а, который связывает гору со студентами, живущими в окружающих районах.

В восьмидесятых годах в бывшем анклаве горы Скопус был открыт отель "Хаят" (где был убит Зеэви), крупнейший отель в Иерусалиме в то время.

Тоннель горы Скопус

В январе 2003 года открыто шоссе горе Скопус, чтобы использовать его как ещё одну подъездную дорогу в Иерусалим с востока, долины Иерихона и Маале-Адумим . Шоссе длиной около трёх километров начинается на дороге Маале-Адумим - Иерусалим , поднимается к горе Скопус и проходит под кампусом Еврейского университета через туннель, известный как туннель горы Скопус . Тоннель на самом деле - система из двух отдельных туннелей, длиной 550 метров каждый. Каждый туннель имеет две полосы движения.

Британское военное кладбище

Британское кладбище в Иерусалиме (Jerusalem War Cemetery) - военное кладбище Британской империи для павших в Стране Израиля во время Первой мировой войны .

Кладбище было создано после Первой мировой войны для похорон погибших во время боевых действий в Иерусалиме . Место для кладбища было выбрано на горе Скопус потому, что в то время холм был за пределами муниципальных границ британского Иерусалима . К этому добавились практические соображения, такие как концентрация и близость могил к временному штабу. Но может быть, что дополнительную ценность придал вид с горы Скопус, что дало ощутимое выражение религиозных и исторических коннотаций Иерусалима, в данном случае, святости кладбища.

2515 человек числятся похороненными на кладбище, на комитет жертв войны Британского Содружества нашёл 2449 могилы, в том числе 2218 погибших из Великобритания. Итого, 100 мест обнаружено не было.

Есть ешё могилы примерно 3300 человек, погибших в Стране Израиля и Египте , расположение которых неизвестно. Всего на военном кладбище в Иерусалиме похоронены 5815 жертв Первой мировой войны . Нет сведений о похороненных на кладбище людях, погибших после войны.

Достопримечательности

Еврейский университет в Иерусалиме

Церемония открытия Еврейского университета, 1917

К 1947 году университет был солидным научно-исследовательским и учебным заведением с факультетами гуманитарных наук, естественных наук, медицины, образования и сельского хозяйства (в Реховоте), Национальной библиотекой, университетским издательством и центром образования для взрослых. Университет насчитывал из более чем 1000 учащихся и 200 преподавателей.

Ботанический сад

Гробница Никанора и пантеон

Гробница Никанора - захоронение на западном склоне, в которой была обнаружена надпись "Никанор - создатель ворот".

Пещера была опознана как гробница Никанора из Александрии , который пожертвовал деньги на одни из ворот

Масличная (Елеонская) гора, отделяющая Старый город от Иудейской пустыни, взяла своё название от оливковых рощ, которыми в древности были усеяны все её склоны. Это одно из самых известных мест в окрестностях Иерусалима, упомянутых в Библии. Масличная гора священна для иудеев, христиан и мусульман.

Впервые гора упоминается в Ветхом Завете как место, куда царь Давид бежал от своего мятежного сына Авессалома. На западном склоне и сейчас стоит монументальная гробница Авессалома, напоминающая об этой трагической истории. Неподалёку находятся древние гробницы Захарии и Бней-Хезир, а вокруг – около 150 тысяч могил огромного еврейского кладбища, которому больше 3 тысяч лет. Евреи всегда стремились хоронить своих близких на Масличной горе, так как считается, что именно здесь начнётся воскресение мёртвых, именно сюда придёт Мессия: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез 11:23), «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее – к югу» (Зах 14:4).

Среди тех, кто нашёл последний покой на Масличной горе, – премьер-министр Израиля Менахем Бегин, отец современного иврита Элиэзер Бен-Йехуда, медиамагнат Роберт Максвелл, раввин и крупный общественный деятель начала XX века Авраам Ицхак Кук, раввин Шломо Горен, протрубивший в ритуальный рог шофар у Стены плача, когда израильские солдаты освободили её во время Шестидневной войны 1967 года.

Для христиан Масличная гора связана со множеством эпизодов из Нового Завета: здесь Иисус учил народ, плакал о будущем Иерусалима, молился перед арестом, встретил предательство Иуды и после воскресения вознёсся на небеса.

Вознесению Иисуса (которое признают и мусульмане) посвящены межконфессиональная часовня, лютеранская церковь и русский православный монастырь. В Гефсиманском саду стоят древние оливы, потомки тех деревьев, что видели борения Иисуса в ночь ареста. Находящаяся рядом католическая базилика Борения хранит кусок скалы, на которой, по преданию, и происходило моление о чаше, а в Гефсиманском гроте паломники вспоминают о поцелуе Иуды. Неподалёку в пещере расположена греко-православная церковь Успения Пресвятой Богородицы – восточные христиане именно это место почитают как гробницу Девы Марии.

Конечно, туристы устают от прогулок по горе, высота трёх вершин которой колеблется в пределах 800 метров (самая высокая точка в северной части, там, где находится основной кампус Еврейского университета, – 826 метров). Экскурсанты с удовольствием отдыхают на смотровой площадке около отеля «Семь арок». Отсюда открывается великолепный вид. За спиной остаётся монастырь Патер Ностер, на склоне видны каплевидная церковь Слёз Господних, горящие золотом купола русской церкви святой Марии Магдалины и древнее еврейское кладбище, а впереди расстилается Старый город.



Рассказать друзьям