Мощи в церкви. Что такое святые мощи и почему их почитают

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мощи святых угодников являются знаком особой благодати, почивающей на праведнике, чьи останки мы почитаем. Подробности об этом явлении в нашей статье!

Мощи святых: что это такое?

«Кости ваши расцветут» (Ис. 66. 14), - говорится в Священном Писании о праведниках.

I. Что такое мощи

Словом «мощи» в славянском языке переведено греческое слово «липсана» и латинское «реликвия», что в буквальном переводе на русский язык означает «останки». Следовательно, этим словом обозначаются всякие останки умершего, все, что осталось от человеческого тела после его смерти. В этом же смысле всегда употреблялось слово «мощи» и в церковнославянском языке.

В чине «погребения мирских человек, священников и младенцев» постоянно встречаем выражения: «мощи усопшего лежат в доме», «вземше мощи усопшего, отходим к церкви», «молитва чтется близ мощей», «вложивше мощи во гроб» и так далее. Если же обратим внимание на происхождение слова «мощи» от коренного «мощь» — сила, то станет очевидным, что словом «мощи» на славянском языке обозначаются не тела умерших, а именно только кости их, ибо сила, крепость человеческого тела, по общему убеждению, заключается именно в костях человека, а не в его теле (плоти); мы называем крепким, сильным того, у кого костный состав сильно развит, у кого крепкая, хорошо развитая грудная клетка. В наших русских летописях XV и XVII веков мощами назывались именно кости.

В одной летописи 1472 года так повествуется об открытии гробов московских митрополитов, почивающих в Успенском соборе: «Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины «мощи»» (Собрание русских летописей. Т. VI. С. 195). В 1667 году Новгородскому митрополиту Питириму донесено было об открытии мощей преподобного Нила Столбенского: «Гроб и тело его святое земли предадеся, а мощи святыя его целы все» (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи археографическою экспедициею Императорской Академии Наук. СПб. Т. IV. С. 156). Очевидно, мощами именовались и в том и в другом случае только одни кости. Вообще «на языке древней церковной литературы нетленные мощи — это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости» (Голубинский Е. Е. Канонизация святых. С. 297-298).

История и древней христианской Церкви, и Церкви Русской также говорит нам, что мощами всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались всякие останки святых мучеников, великих подвижников, сохранившиеся хотя бы в виде костей и даже просто праха и пепла.

Святой Игнатий, епископ Антиохийский, был брошен на растерзание диким зверям (при императоре Траяне), пожравшим все его тело и оставившим немного только самых твердых костей, которые как священные останки были с благоговением подобраны верующими.

В 156 году священномученик Поликарп, епископ Смирнский, был убит мечом и сожжен, но кости, уцелевшие от огня, и пепел были для христиан «честнее многоценных камней и дороже золота». Писатель латинской Церкви Пруденций говорит: «Верующие собирают пепел от сожженных святых тел мучеников и обмытые чистым вином кости их и все наперерыв стараются добыть их себе, хранить в своих домах, носить на груди святой прах как священный дар и залог благополучия».

Святой Иоанн Златоуст о мощах антиохийского мученика Вавилы пишет: «Прошло много лет после его погребения, во гробе его остались только кости и прах, которые с великою честью перенесены были в гробницу, в предместье Дафну».

Пресвятой Лукиан так рассказывает о найденных им мощах святого архидиакона Стефана: «Остались от костей его весьма малыя частицы, а все тело его обратилось в прах… С псалмами и песнями понесли сии мощи (останки) блаженного Стефана в святую церковь Сион…» Блаженный Иероним говорит, что весьма почитаемые мощи пророка Самуила существовали в виде праха, а мощи апостолов Петра и Павла — в виде костей (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 35, прим.).

И история Русской Церкви также свидетельствует о том, что святыми мощами именовались и благоговейно почитались всякие останки святых, сохранившиеся хотя бы даже и в виде одних костей. В 1031 году об открытии мощей преподобного Феодосия Печерского летописец пишет: «Видехом кости его, но состави не распашася»; о мощах Андрея Смоленского в летописи говорится: «Тело его причастно тлению бе, но обаче состави вкупе бяху».

Мощи святой Ольги, по словам новой летописи, состояли из одних костей. Мощи князя Владимира открыты в 1635 году митрополитом Киевским Петром (Могилою) в Десятинной церкви в виде костей. Глава его находится ныне в великой церкви Киево-Печерской лавры, кости рук — в Киевском Софийском соборе, челюсть — в московском Успенском соборе. В нынешнее время при открытии мощей преподобного Серафима Саровского (1903 год), святителя Питирима Тамбовского и священномученика Ермогена, Патриарха Московского (1914 год), также обретены только кости святых, которые и служат предметом благоговейного почитания для верующих.

Из всего предыдущего ясно, таким образом, что издавна в Церкви Христовой почитались в качестве святых мощей всякие останки святых, хотя бы в виде уцелевших костей и даже праха и пепла. Но было бы полной несправедливостью утверждать, что в святых мощах всегда имеются налицо только одни кости, и ничего более. И исторические данные, и свидетельства очевидцев, и, наконец, даже современные освидетельствования мощей гражданской властью убеждают нас в том, что бывают святые мощи и с сохранившейся в большей или меньшей степени и присохшей к костям плотью. Конечно, можно различным образом объяснять происхождение такого нетления плоти. Для одних это может казаться делом естественным, может зависеть, например, от свойств почвы, в которой лежит тело усопшего, или еще от каких-либо внешних влияний атмосферы, другие склонны в этом усматривать чудесное явление, присущее иногда останкам усопших святых. И не рассуждая даже о том, какой из этих взглядов должен быть признан более правильным, мы утверждаем только, что, хотя само по себе нетление тела не может быть доказательством святости умершего человека, тем не менее такое нетление плоти в большей или меньшей степени было обнаруживаемо иногда и при открытии мощей святых угодников Божиих, как в том несомненно удостоверяют нас свидетельства историков и показания очевидцев.

Составитель Жития святого Амвросия Медиоланского Павлин с удивлением рассказывает об открытии мощей мученика Назария: «Голова его, отрубленная нечестивыми, лежала столь целой и неповрежденной, с волосами на черепе и бороде, что казалось, будто бы она только что омыта и сегодня положена во гроб». Историк Созомен о мощах пророка Захарии говорит: «Несмотря на то, что пророк долго лежал под землей, он был найден неповрежденным: волосы были обриты, нос прямой, борода недлинная, глаза немного впалые и закрытые ресницами». В России мощи митрополита Ионы найдены были в 1472 году (чрез 11 лет после его кончины, последовавшей в 1461 году) в виде иссохшего тела, прилипшего к костям: «Мощи его обрели все целы и неразрушимы, прильпе бо плоть костем его и не двигнушася состави его» (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 79, прим. 2).

Особой известностью пользуются почивающие в г. Владимире мощи князя Глеба Андреевича (сына Андрея Боголюбского), что не опровергнуто и недавним освидетельствованием сих мощей гражданской властью (протокол осмотра не был освещен в печати). В большей или меньшей сохранности оказались и мощи святителя Иоасафа (Горленко) в Белгороде и святителя Феодосия в Чернигове (об освидетельствовании сих мощей гражданской властью ничего не известно). Все мы с благоговением взираем на обтянутую плотию кисть руки святого архидиакона Стефана (в Троицком соборе Сергиевой Лавры) и лобызаем ее. В протоколе об освидетельствовании мощей ярославских князей Феодора, Давида и Константина (тоже не появившемся в печати) представители медицинской науки г. Ярославля, удостоверяя, что в мощах этих сохранились не только кости, но и хрящи, сохранилась в высохшем состоянии большая часть кожи, мышц, сухожилий, отказываются чем-либо объяснить причины такого явления и в заключение прямо заявляют, что «последнее слово о причинах сохранности тел князей Феодора, Давида и Константина принадлежит уму и религиозной совести народа».

II. Почему Православная Церковь
установила почитание святых мощей

В творениях святых отцов Христианской Церкви мы находим троякое основание для установления почитания святых мощей тех или других угодников Божиих.

1. Останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам. Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и сходит отсюда, сделавшись иным человеком «.

Если и в обыкновенной, мирской жизни портреты великих людей, их бюсты, статуи, а особенно гробницы и могилы способны производить сильное впечатление на почитателей их памяти и пробуждать в них восторженное преклонение пред их жизненным подвигом, то гробницы мучеников и подвижников веры и благочестия в Церкви Христовой должны естественно производить неотразимое, сильное, могучее впечатление на всех верующих и чтущих их святую память. Следующий исторический факт подтверждает справедливость предыдущего положения.

В Антиохийской Церкви упадок нравов развился до крайних пределов: в лесах, с которыми связаны были языческие предания об Аполлоне и Дафне, устроялись безнравственные оргии, циничные игры; никакие запреты, никакие увещания пастырей Церкви не помогали. Но вот наконец племяннику императора Констанция пришла в голову мысль построить в предместье Дафны базилику (храм), перенести в нее мощи особо чтимого мученика Вавилы, и с тех пор оргии прекратились. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Подлинно, как бы легкий ветерок какой веет отовсюду на присутствующих при гробнице мученика, ветерок не чувственный и укрепляющий тело, но могущий проникать в самую душу, благоустрояющий ее во всех отношениях и свергающий с нее всякое земное бремя». Древние праздники у мощей святых красноречивее всего говорят о том, как высоко ставила Церковь их нравственно-назидательную цель. Все средства употреблялись для того, чтобы использовать чувство близости святого, возбуждаемое его останками, в целях назидания: читались повествования о страданиях мучеников, составлялись и затем читались мученические акты, производившие потрясающее действие на слушателей…

2. Наряду с нравственно-назидательным почитание мощей в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое .

С земною Церковью в общении любви находится и Церковь Небесная, и такое общение Церкви земной и Небесной выражается в молитве, венец которой составляет возношение Святейшей Евхаристии: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится…» Один из учителей древней Церкви (Ориген) говорит: «В молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно — состоящее из людей, другое — из небожителей…»

Мощи святых и являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика. Так, в Риме построена церковь на месте, где, по преданию, погребено тело апостола Павла (Евсевий. История Церкви. 11, 25, 3).

В Карфагене было две церкви в честь мученика Киприана: одна на месте его убиения, другая — над его могилой. Здесь у останков мученика особенно живо чувствовалось его невидимое присутствие. Поэтому и самый храм в честь мученика назывался его «домом», «жилищем», а сам мученик — его домовладыкой. Иоанн Солунский в своем сочинении о чудесах святого мученика Димитрия Солунского говорит, что у сего мученика два дома: один в Небесном Иерусалиме, другой — в Солуни. К концу VII века обычай совершать Евхаристию только на мощах мучеников сделался уже почти узаконением: Франкский Собор постановил, что престол может быть освящен только в церкви, в которой есть мощи святых, а VII Вселенский Собор (787) определил, что «на будущее время всякий епископ, освятивший церковь без мощей, должен быть извержен» (Правило 7). С этих-то пор введены повсюду в храмах антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхаристии. Таким образом, в каждом храме обязательно есть мощи святых, и сии мощи, по вере Церкви, служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства пред Богом, подкрепляющего наши молитвы. При положении мощей в антиминс (или под престол, если он освящается архиереем) читается следующая молитва: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву».

3. Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил . «Мощи Твои, яко сосуд благодати полный, преизливающийся на всех к ним притекающих», — читаем мы в молитве Преподобному Сергию. И это основание стоит в связи с самыми глубокими догматами православной веры, с догматами Воплощения и Искупления.

Пусть даже людям и удастся устроить земной рай сытости и материального благополучия, но никакими усилиями не спасут они себя от болезней, старости и смерти, а следовательно, останутся на земле страдания, горечь уходящих сил, боль потери дорогих и близких, ужас смерти — такие бедствия человеческой жизни, пред которыми бледнеют все прочие… Где же искать избавления от них, как не у благодати Божией? И эта благодать преподается человечеству чрез посредство тех или других святых людей, которые и при жизни своей творили чудеса, и по смерти сообщили эту чудотворную силу своим останкам.

Прежде всего сам Христос как Бог излил Духа Святого на Свое тело, и оно, само по себе не способное творить чудеса, все было проникнуто животворящими силами Божества. Поэтому многие чудеса Свои Богочеловек совершал чрез посредство Своего тела: простерши руку, коснулся прокаженного (см.: Мф. 8, 3), взявши тещу Петра за руку, поднял ее и исцелил от горячки (см.: Мф. 8, 14-15), прикосновением исцелил глухонемого (см.: Мк. 7, 32-36), брением отверз очи слепорожденному (см.: Ин. 9, 6), поднял за руку умершую дочь Иаира (см.: Мф. 9, 25), прикоснулся ко гробу наинского юноши и воскресил его (см.: Лк. 7, 14-15). Зная чудодейственность тела Христова, народ всегда теснился ко Христу, чтобы прикоснуться хотя бы только к одежде Его (см.: Мк. 3, 10); так чрез прикосновение только к краю одежды Спасителя получила внезапно исцеление жена, страдавшая кровотечением целых 12 лет, издержавшая бесплодно на лечение болезни своей все свое имение. И Сам Христос Спаситель почувствовал при этом исшедшую из тела Его чудодейственную силу (см.: Лк. 8, 43-46).

Итак, несомненно, «само тело Христово, — как говорит святой Кирилл Иерусалимский, — было животворно, ибо было храмом и жилищем Бога Слова…». Потому-то и мы в настоящее время соединяемся с Божеством Христа, вкушая Его Тело и Кровь во оставление грехов и в жизнь вечную в Таинстве Евхаристии.

Но Христос есть глава обновленного человечества. Чрез Его воплощение Божество соединилось со всей человеческой природой, со всем родом человеческим, а потому люди, достойные стать храмом Божиим, делаются до некоторой степени причастниками и Божественной Его славы (см.: 1 Кор. 3, 16). Святой Григорий Богослов говорит: «Ум человека подобен зеркалу. Если он обращен к Богу, то и тело, это зеркало зеркала, подчиняясь уму, носит в себе отблеск его Божественной красоты». Бог, по словам Иоанна Дамаскина, чрез ум вселяется в тела святых. Если святой апостол Павел тело каждого христианина именовал храмом живущего в нем Духа Божия (см.: 1 Кор. 6, 19), действия Которого могут быть в обыкновенных людях более или менее сокровенными, то в святых эти действия могут проявляться с особенно разительною силою… «Как огонь входит во все поры раскаленного железа, — говорит преподобный Макарий Египетский, — так и Дух Святой всецело проникает Своею силою и душу, и тело святого. Но это не воплощение и по существу, и по силе облагодатствования. Во Христе при двух естествах (Божеском и человеческом) единая ипостась Божеская; в святых же сохраняется человеческая ипостась… Христос — плотоносный Бог, а святые — богоносные или духоносные люди» (Преподобный Макарий Египетский).

Вследствие же такого тесного соединения с Богом святые становятся носителями чудотворной силы, действующей чрез посредство их тела. Кто заключил небо при Илье Пророке? Бог, в нем обитавший. Чьей силою Моисей разделил Чермное море, простерши над ним жезл свой? Силою Божиею, ему присущею. Тою же чудодейственною Божескою силою пророк Елисей воскресил умершего мальчика (см.: 4 Цар. 4, 34-35), апостол Петр исцелил хромого от рождения (см.: Деян. 3, 6-8), восставил расслабленного Енея, восемь лет прикованного к одру болезни, и все это именем и силою Иисуса Христа (см.: Деян. 9, 33-34). И эта сила Христова до того присуща была святому апостолу Петру, что даже и тень его, осенявшая болящих, чудодейственно исцеляла их от болезней (см.: Деян. 5, 15).

Но благодатные силы, действующие чрез тела святых при их жизни, продолжают действовать в них и после смерти. На этом именно и основывается почитание святых мощей как носителей благодати. Ради Духа Святого и праведных душ человеческих, когда-то обитавших в телах святых мужей и жен, самый прах и кости их сохраняют свою чудодейственную силу. Умерший, прикоснувшийся к костям пророка Елисея, ожил и встал на ноги (см.: 4 Цар. 13, 21). И это, по словам Кирилла Иерусалимского, для того, чтобы показать, что в тело святых, когда и нет в нем души, вложена бывает некая сила, ради многие годы обитавшей в нем праведной души, которой служило оно. Мертвые святые, говорит пророк Ефрем Сирин, действуют, как живые: врачуют больных, изгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа. Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне о прахе, не представляй пепла и истлевших от времени костей святых, но открой очи веры и посмотри на присущую им силу Божию».

Из предыдущего ясно, что почитание останков святых в верованиях Церкви не случайность, но связано с коренными истинами православной веры и что основанием для такого почитания мощей служит не их нетление, а присущая им благодатная сила Божия. Точно так же основанием и для канонизации святых служит не нетление их останков, а разительное проявление Духа в святости их жизни и в чудотворениях от их мощей. Вот почему Православною Церковью причтены были к лику святых некоторые подвижники веры и благочестия, мощи которых не открыты и до сих пор и о нетлении которых мы совсем ничего не знаем, но которые известны были своею святою жизнью и по смерти оказывали чудесную помощь с верою обращавшимся к ним.

Таковы, например, Антоний Печерский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоколамский, Пафнутий Боровский и другие. Или же некоторые из угодников были причисляемы к лику святых еще до открытия их мощей — главным образом потому, что еще до сего открытия совершались многочисленные и поразительные чудотворения при их гробах; таковы преподобный Феодосий Печерский, митрополит Московский Петр, преподобный Нил Столбенский, святитель Ермоген, Патриарх Московский, и другие.

Таким образом, наличность нетления останков умершего не может считаться необходимым признаком его святости, равно как и тление тела не есть признак беззакония. По свидетельству церковной истории, встречались и встречаются нетленные тела некоторых усопших, которые при отсутствии чудотворений не признавались и не признаются, однако, за мощи святых угодников Божиих. В августе 1479 года было обретено тело митрополита Филиппа, которое в продолжение 12 дней лежало открытым, чудотворений не было, и оно снова было предано земле. В 1546 году в Павловском Обнорском монастыре обретены были целыми тела шести неизвестных усопших и снова были преданы земле. В 1596 году при обретении мощей святых Гурия и Варсонофия Казанских найдены были вместе с ними тела двух других монахов в нетленном виде, но тела Гурия и Варсонофия были признаны мощами и остались открытыми, а тела монахов снова были погребены (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 522-528). В великой Киево-Печерской церкви почти совсем нетленно и открыто почивает Павел, митрополит Тобольский, скончавшийся в 1770 году, все могут видеть, например, кисть его правой руки, вполне сохранившуюся, даже не очень темного цвета и не очень высохшую. И несмотря на нетление, он все же не причислен к лику святых.

Известный историк и исследователь вопроса о канонизации святых профессор Е. Е. Голубинский говорит: «Тех или других между подвижниками Церковь с самого древнего времени стала признавать святыми на том же основании, на котором признавала их в позднейшее время и на котором признает их и до сих пор, именно на основании свидетельства о них Самого Бога, Который тех или других между ними удостоивал дара чудотворений — или еще при жизни, или по смерти» (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 16). Но, принимая на себя право при наличности чудотворений причислять того или другого подвижника веры и благочестия к лику святых, Церковь всегда относилась к свидетельским показаниям о чудесах с чрезвычайной осторожностью: обследовала беспристрастно и с полным вниманием все показания, и только после неоспоримых данных известный подвижник причислялся к лику святых.

Журнал Московскрй Патриархии, № 1, 1997 г.

И монастырях, с давних времен считаются святынями всех православных. Они представляют собой тела святых, которые чудесным образом сохранились на многие века, они не тлеют и могут исцелять, словно самый лучший лекарь.

Что такое мощи святых? Ответ на этот вопрос хранится в сердцах всех православных, каждый из них дает собственное определение. Считается, что человек, который на протяжении своей жизни переносит муки голода и лишений, но при этом не отказывается от веры, проповедует ее и направляет на путь сбившихся с дороги, становится святым. Его тело приобретает статус храма Святого Духа, что и позволяет ему храниться долгие годы.

С давних времен христианская церковь по-особенному относилась к местам погребений тел мучеников. На таких местах строились монастыри или храмы, если не было таковой возможности, то совершался обряд Богослужения. Но святые мощи нельзя почитать так, как иконы, боголепно, отношение к ним должно быть благочестивым, не более.

Наука и нетление святых мощей

Нетленный прах святых фактически невозможно объяснить. В мире, где каждый элемент рано или поздно разрушается, сохранность мощей чудесна. Более того, не тлеют даже гробы, одежда, и отдельные вещи, к которым прикасался святой. Множество примеров указывает на то, что такие останки торжествуют над физическим распадом. Плюс ко всему, существуют реальные истории, когда святые мощи помогали людям, источая свою чудесную благодать. Все эти факты возносят мысли человечества за пределы привычного и обычного мира, где все имеет научное обоснование и доказательство.

В попытках объяснить, что такое мощи святых, ученые выдвигают два предположения. В первом случае они делают «виновниками» самих людей. Если в течение всей жизни держать строгий пост, воздерживаться от всякого искуса, то влажность тела уменьшается. Это позволяет сохраняться ему долгое время. Доля правды в этом присутствует, ведь святые на самом деле изнуряют себя постами и подвигами. Однако нетленными несколько веков могут остаться только те тела, которые вообще лишены любой влаги. Что касается человека, то без жидкости он умрет, не говоря уже о каком-либо воздержании. Поэтому данное предположение имеет свои слабые стороны.

Имеется и другое справедливое наблюдение ученых. Оно основывается на свойстве грунта. К примеру, некоторые святые мощи в Иркутске сохраняются, по определению науки, потому, что этому способствует почва. Такое предположение имеет место быть, но непосредственно к нетлению тел святых оно не имеет абсолютно никакого отношения. Ни церковь, ни посторонние люди не разделяют мертвых на святых и грешников, всех хоронят одинаково, в одной и той же земле. Но большинство останков быстро превращается в прах, а некоторая часть остается в том состоянии, в котором была похоронена. Минералогия, медицина, химия и физика сегодня максимально приблизились к совершенству. Однако никто из ученых все еще не высказал точного определения, при каких условиях тело человека остается нетленным. Следовательно, предположение выдвинуто, но доказано не было.

Таким образом, наука не может точно сказать, что такое мощи святых. Кроме чуда, нет другого способа объяснить этот феномен.

Жизнь и смерть святой Матроны

Матрона Московская - блаженная старица, одна из почитаемых святых ХХ века. При жизни она была неграмотной крестьянкой, у нее не было дома, зрения, часто случались приступы, которые из-за боли не позволяли ей двигаться. В течение 25-ти лет она путешествовала по Москве, скитаясь от одного дома к другому. Несмотря на все несчастья, которые свалились на нее, Никонова Матрена Дмитриевна смогла заработать уважение и почет людей. Это удалось ей благодаря дару предсказания и исцеления. Однако то, чем она действительно запомнилась своим современникам и их потомкам - это глубокая вера, непоколебимая и стойкая. Вероятно, именно поэтому мощи Святой Матроны в Москве являются главной святыней города.

К сожалению, рядом с Матроной не было летописцев, по этой причине информации о ней совсем мало. Известно только то, что у нее не было глаз, и веки всегда были сомкнуты. В 17 лет девушка потеряла способность ходить - отказали ноги. Все это - отсутствие зрения и болезни - привело к тому что Матрона не могла влиять на свое окружение. По сути, так и было, однако ее светлый разум и истинная вера помогали не только справляться со своими неприятностями, но и решать проблемы других людей. Несмотря на то что канонизация Матроны случилась только в 2004 году, люди о ней знали задолго до этого. Ее могила никогда не оставалась заброшенной или одинокой. Толпы христиан шли к ней за помощью, как при жизни, так и после смерти.

Мощи святой Матроны

Мощи Святой Матроны в Москве располагаются во многих Православных местах. Однако наиболее посещаемым является Независимо от того, какая за окном погода, какой день недели, к этой святыне всегда выстраивается очередь. Христиане готовы ждать несколько часов, чтобы только получить благодать Матроны.

Причинами посещений мощей являются обычные проблемы, которые встречаются в жизни каждого. Это лечение от болезней, решение семейных раздоров или неурядиц на работе, просьбы о здоровых детях или удачном замужестве. Некоторые приходят вовсе не для того, чтобы что-то попросить, а для благодарности за уже оказанную помощь.

Но не только в Покровском монастыре можно увидеть мощи Святой Матроны. 2014 год позволяет поклониться этим святыням во многих церквях. Более того, ее останки возят по городам и странам, чтобы все жители планеты, которые имеют отношение к христианской вере, смогли ощутить на себе благодать этой святой. К примеру, в сентябре этого года побывали мощи Святой Матроны в Иркутске. Сначала останки доставили в часовню «Иркутское небо», затем создали крестный ход вокруг города. Остальные несколько дней они покоились в Сибэкспоцентре, где любой православный мог обратиться к святой со своими проблемами.

Особое внимание надо уделить храму святого Мартина. В доме 15, на улице Солженицына, хранятся не мощи Матроны, а ее погребальная рубашка, которая также излучает целебное воздействие на всех, кто обратится за помощью.

Святитель Лука: покровитель медицины и врачей

С раннего возраста помогал людям Святой Лука, мощи же его не отказывают в помощи по нынешний день. Еще до того, как этот человек обратился к церкви, он прооперировал тысячи людей, каждый из которых неизменно избавлялся от своего недуга. После принятия церковного сана Лука стал не только лечить своих пациентов, но и направлять к вере, если они заблудились или изначально не были в ней.

Сначала жизнь Луки не была тяжелой. Он делал свою работу, отдавал долг людям, работая хирургом, и даже удостоился Сталинской премии. Однако арест, пытки и репрессия были не за горами. Но даже после всех мучений, что перенес этот святой, он и не подумал предать свою веру. И с 1961 года, с тех пор, как Луки уже нет в живых, христиане начали замечать, что молитвы, обращенные к нему, дарят чудесные исцеления. Больные, которые, казалось бы, не имеют никаких надежд на выздоровление, обретали силу, чтобы бороться со своей болезнью. И, в конце концов, они полностью исцелялись. Вот таким был и есть Святой Лука.

Мощи в Симферополе: чудеса святого Луки после смерти

Лука Войно-Ясенецкий был врачом, который всю свою жизнь занимался лечением людей. Также он являлся профессором, передавал свои знания студентам. Еще он был заключенным, провел некоторое время в тюрьме под постоянными пытками. Нельзя не отметить его любовь к проповедям: став проповедником, он обрел новые силы, которые чудесным образом помогали ему в его деле. Он часто метался между медициной и служением Богу, но сумел воссоединить обе эти стороны. Несмотря на все необоснованные наукой факты жизни, нельзя спорить с той чудодейственной силой, которой обладал святой Лука.

Мощи в Симферополе помогают только в исцелении. Если другие останки святых справляются в случае молитвенного обращения к ним с любыми неприятностями, проблемами на работе, разладами в семье и так далее, то Лука является помощником больных. Но многие люди готовы отдать последнее, что у них есть для того, чтобы вновь обрести здоровье. Чаще всего Лука даровал зрение тем, у кого оно отсутствует, но нередко помогал и с другими недугами.

Где мощи святого Луки

Говоря о том, где мощи Святого Луки можно увидеть, надо обратить внимание на Крымский полуостров. Здесь, в Свято-Троицком соборе находится святыня, причем не только этого священного места, но и всего Крыма в целом. В 1995 году в конце ноября Лука был причислен к еще через год кафедральный собор приобрел святыню в виде мощей. В 2000 году его принимает как Православная Церковь.

Жизнь святого Луки была переполнена различными удивительными событиями, которые интересуют не только жителей города Симферополь. Мощи святого - не единственное, что может предложить Крым посетителям. Напротив Свято-Троицкого собора есть музей, где можно ознакомиться со всем, с чем имел дело Лука. Известный хирург оставил после себя большое наследие. Это и трактаты, и различные другие записи. В целом, музей - достаточно светлый и уютный, находиться в нем приятно.

Поскольку с 1946 года только в Крыму вел свои службы архиепископ Святой Лука, мощи его заслуженно находятся именно там. Но время от времени появляется возможность лично помолиться им у каждого христианина - рака с останками путешествует по миру. Каждый год она радует своей чудодейственностью несколько городов, а то и стран.

Жизнь и смерть Святителя Спиридона

В деревне Аския, расположенной на территории острова Кипр, родился Святитель Спиридон. Если верить источникам, то с раннего возраста этот человек старался подражать всем святым, которые были известны на то время. Он зарабатывал выпасом овец, и к зрелому возрасту у него накопилось достаточно богатств, чтобы завести семью. Но собственные заботы и тяготы вовсе не помешали ему стать помощником множества людей. К нему приходили со всех уголков Кипра, в надежде найти кров, еду или убежище. И каждому, кто к нему обращался, он всегда помогал. После смерти эти заботы взяли на себя мощи Святого Спиридона.

Считается, что при жизни Спиридон был наделен различными талантами. Он мог изгонять бесов, видеть будущее, исцелять тех, кому не помогла медицина того времени. Добродетельная жизнь не осталась незамеченной, и с 337 года Спиридон становится епископом. С этого времени и начинаются чудеса, которые прославились на весь мир. К примеру, однажды Спиридон вел службу, и елей в его лампаде закончился, в результате чего она стала постепенно гаснуть. Однако этого не произошло. На глазах у десятков прихожан лампада наполнилась маслом и продолжила гореть еще ярче, чем в начале службы.

Каждая служба сопровождалась каким-нибудь чудом. Могли, например, запеть ангелы по окончании молитвы. Но известны также и случаи чудес вне храма. Спиридон вылечил императора Констанция, когда все доктора и знахари только разводили руками.

Однако нельзя назвать Спиридона полностью добродетельным. Он был справедлив, причем даже тогда, когда нужно было проучить недобросовестных граждан. Так однажды был наказан хлеботорговец, который морил небольшой город голодом.

С 1984 года хранятся в Кофре в серебряном ковчежце. Существует поверие, что этот человек путешествует по миру, не дожидаясь того момента, когда люди сами обратятся за помощью к его мощам. В результате этого изнашивается его обувь. Поэтому каждый год обувь святого меняют, а те, что были надеты ранее, приносят в дар другим православным.

Так появились мощи святого в Москве, ведь недавно одни из снятых башмачков передали в Даниловский монастырь. К ним можно подойти с просьбами или молитвами так же, как если обратиться к останкам.

Традиция Православных церквей о почтении святых мощей

О том, что святые мощи в Симферополе, Москве, Иркутске или любом другом современном городе могут подарить человеку не только веру во все чудесное, но и само непосредственно чудо, известно уже многие десятилетия. Однако как именно началось поклонение нетленным останкам? Когда появилась такая традиция?

Давно, еще на истоках веры, считалось, что человеческое тело является храмом, но только в уменьшенном размере. Кто-то наполняет его своей верой, добрыми поступками и чудесами, а кто-то отказывается от таких действий в силу своих личных соображений. Первые на самом деле становятся доказательством того, что они - своеобразный храм, так как помогают любому встречному жизни и после смерти. Поэтому с самого начала существования христианства, отношение к останкам мучеников является особенным. Поскольку истина веры определяется кровью мучеников, то возведение храмов или церквей на месте похорон было вполне логичным. Если же место захоронения не давало возможностей для строительства, то мощи переносились в другие храмы.

Однако изначально в 3-4 веках больше половины священнослужителей достаточно критично относились к останкам святых. Их не столько смущало поклонение мощам, сколько варварское отношение к могилам захороненных. Ведь перед тем, как эти останки начнут отвечать на просьбы христиан, они извлекаются из своих гробов. Такое варварство было недопустимым. Но позже священнослужители изменили свое мнение по ряду причин.

Что касается помощи мощей святых, то церковная история изобилует подобными рассказами. Есть множество примеров, когда при благочестивом отношении к останкам, человек получает исцеление или другие дары, которые он просит у соответствующего святого.

Поклонение к мощам: как правильно себя вести

Святые мощи, как и любая другая церковная святыня, требуют к себе определенного отношения. Для того чтобы попросить что-либо у останков святого, нужно подходить к этому так же, как и к иконам. Рекомендуется оставить все посторонние размышления в стороне, не спешить, и обращать внимание во время своей молитвы в первую очередь на благодарность к святому. Только после того, как будет отдана дань уважения, можно что-то попросить.

В идеале для подготовки к встрече со святыми мощами нужно:

  • На время перестать думать обо всех своих заботах и проблемах.
  • Заполнить свои мысли житием святого, к мощам которого планирует обратиться за помощью.
  • Кланяться. Эти поклоны могут происходить как в сознании человека, так и в реальности. Однако поклоняться святым мощам в церквях или монастырях не всегда нужно, ведь к святыням выстраиваются большие очереди. И христианин, намеревающийся поклониться, задерживает продвижение остальных людей.

Самой главной составляющей просьбы к святым мощам должна быть вера в то, что они действительно помогут. Если присутствует хотя бы минимальная доля скептицизма, то лучше отказаться от похода. Пусть этот отказ будет временным, но поклон мощам всегда сопровождается верой.

Еще одним нюансом поклонения святым мощам во время большой очереди является некая спешка. По этой причине большинство православных крестятся не 3, а 2 раза перед преклонением. Третье перекрещивание они выполняют в стороне, чтобы не мешать остальным.

Существует и другое мнение, заключающееся в том, что каждый человек при нахождении в непосредственной близости от святых мощей интуитивно чувствует, как ему нужно себя вести. Люди невольно вспоминают все те благие дела, которые делали святые еще при жизни. Они сравнивают свое и их существование, и стремятся к тому идеалу, который задали «земные ангелы». И то ощущение заставляет христианина молиться вовсе не о своих проблемах, с которыми он, собственно, и пришел к мощам, а о даровании веры, силы духа. При этом обращения в молитве ориентированы вовсе не к тому святому, возле останков которого находится человек, а ко всем, кто когда-либо задавал высокую планку христианского верования. Поэтому нет необходимости готовиться к походу, изучать большой объем информации. Каждый по своим ощущениям поймет, как себя вести.

Чудеса от святых мощей

Несмотря на то что святые мощи имеют множество загадок, особенно для науки, их основным свойством является вовсе не это, а чудодейственность. К примеру, мощи Святой Матроны исцеляют более половины обратившихся к их помощи. Зачастую при личном наблюдении таких удивительных вещей люди, которые не верили до этого, обращались к Господу. Но чудеса, связанные со святыми мощами, появляются гораздо раньше их непосредственной помощи христианам.

Выше указывалось, что изначально священнослужители отказывались от святых мощей, так как требовалось нарушить целостность могилы, чтобы извлечь оттуда останки. Но они довольно-таки быстро сменили мнение. Все дело в том, что само открытие рассматриваемых святынь с самого начала сопровождается чудесами. Ведь каким-то образом люди должны понять, что в определенном месте находятся мощи, сохранившиеся на протяжении десятилетий или даже веков.

Чаще всего о них сообщают сами святые, являясь разным священнослужителям или даже обычным христианам во снах, реже - наяву. Во время недолгого диалога они сообщают о том, что их останки можно извлечь и расположить в храме или монастыре в качестве святыни. Иногда все происходит по-другому, над могилой святого распространяется особое благоухание, которое указывает на то, что его останки не тлеют. Замечены также случаи, когда над захоронением каждую ночь поднимается некий светлый туман.

Только после того, как священнослужители обнаружат максимум доказательств того, что Христос действительно хочет, чтобы мощи достали, начинаются работы над открытием могилы. В противном случае никто и никогда не рискнет ее тревожить, поскольку захоронение всегда представляло собой священное место. Раскопки ведутся в присутствии множества людей, чтобы было как можно больше свидетелей извлечения святыни.

Так, например, мощи Святой Матроны были обнаружены фактически случайно. Ее захоронение переносилось с Даниловского кладбища на территорию Покровского монастыря. Во время этого действия комиссия по перезахоронению обнаружила, что останки не истлели. Хотя и предполагалось ранее, что Матрона - истинная святая, ведь к ее могиле всегда приходили люди со своими просьбами и молитвами, но теперь были доказательства ее веры и святости.

Среди добрых поступков Матроны можно выделить несколько основных. Однажды она помогла отцу Сергию справиться с напастью, которая его мучила. Она заключалась в том, что вблизи установленного христианами креста баптисты планировали построить свой центр. Это негативно отразилось бы на всех православных, ведь призыв к вере нарушался. Матронушка помогла не только оградить место возле креста от строительства центра, но и быстро исцелила отца Сергия от болезней, причем об этом он ее даже не просил. Другим настоящим чудом было избавление от наркомании. За своего брата Матрону попросила некая прихожанка, и от недуга он избавился в считанные дни без помощи клиник или процедур. Часто святая помогала избавиться от раковых опухолей, они чудесным образом исчезали без проведения операций. Врачи буквально разводили руками.

Святые мощи Святого Луки были извлечены в 1996 году в ночь на 18 марта. На кладбище собрались все члены духовенства, епархии и простые люди. Во время этого действа около захоронения был порывистый и холодный ветер, собирался пойти дождь. Однако после извлечения останков небо мгновенно просветлело, ветреные шквалы прекратились. Когда служили Литургию, над мощами витало золотистое облако, которое словно питалось молитвами прихожан. Лампады горели неустанно, и масло внутри них не кончалось.

Святые мощи Святого Луки испускали благовоние по всему Свято-Троицкому собору. Есть множество свидетелей этих чудес, около 40 тысяч людей пришли поклониться останкам, обратиться к ним со своими молитвами. И сегодня, спустя время, мощи продолжают испускать благовоние и помогать людям.

Несмотря на множество предположений о том, что такое мощи святых, нельзя окончательно сделать вывод относительно этого чуда. Непосредственно нетление останков изначально является но чудодейственность на этом не заканчивается. Эти святыни помогают людям справиться с любыми своими проблемами, однако наиболее часто они лечат. Именно поэтому все священнослужители, которые рассказывают о святых мощах, подразумевают исцеление человека, обратившегося к ним.

Мощи святых - мы часто слышим это словосочетание, но мало кто задумывается над тем, что же это такое. Между тем, с почитанием святых мощей напрямую связана история становления церкви. Святые праведники и великомученики всегда были примером великого служения делу веры, а после смерти стали предметом трепетного почитания.

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово "мощи" в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых. Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.

Как выглядят мощи святых?

Неверно мнение, что мощи – это исключительно тело, не подверженное тлению. Из чего состоят мощи святых и что значит мощи святых в православии - церковь разъясняет, что почитание мощей не связано с их нетлением, а только с наличествующей в них божьей силе, и отсутствие только телесного тления не является признаком святости.

  1. Во времена гонений Диоклетиана, мучеников за веру сжигали, отдавали зверям на растерзание, и поэтому верующими почитались любые останки – кости, пепел, прах.
  2. Императором Траяном святомученик Игнатий был брошен на растерзание зверям и остались от него только самые твердые кости, которые были благоговейно спрятаны почитателями.
  3. Священномученик Поликарп был зарублен мечом и после сожжен, но пепел и оставшиеся кости были бережно унесены верующими, как священный дар и залог благополучия

Было бы неправильно утверждать, что мощи существуют только в виде разрозненных костей.

  1. Когда были обретены мощи , они оказались нетленны.
  2. У была поговорка: «Держитесь за мою пяточку, и я приведу вас в царствие небесное». При обретении мощей Блаженной Матроны ее пятка оказалась не тронута тлением.

К лику святых причисляются только те праведники, на могилах которых совершаются многочисленные чудотворения, и только после открытия мощей можно увидеть, в каком виде они сохранились. Как свидетельствует Церковь, многие тела оказываются не тронутыми тлением, но ввиду отсутствия проявлений чудес, эти мощи святыми не признаются. На вопрос, как выглядят мощи, можно дать такой ответ - в широком смысле - это любые останки, в более узком – кости святых.

В чем хранятся мощи?

Что такое «обретение мощей»? Это обнаружение останков праведника и перенесение их в храм. Этот процесс сопровождается особым обрядом, а мощи помещают в специальный ящик, называемый «рака». Если мощи выставлены для почитания, они бывают облачены в парадные одежды, а сам ларец, в чем лежат мощи, изготавливается из ценных пород дерева, благородных металлов, как правило, в форме гроба. Его украшают, покрывают красивыми тканями. По большим праздникам раки выносят из храма. Небольшие раки называются ковчежцами или ларцами. Там находятся частицы мощей.


Чем отличаются мощи от частицы?

Древняя Церковь совершала в катакомбах на мощах святых праведников. В конце VIII века было установлено, что богослужения могут проводиться только в той церкви, где есть мощи святых. С тех пор в храмах введены антиминсы – освященный плат с прямыми углами, с небольшим зашитым карманом, куда помещается частичка святых мощей. Антиминс должен находиться в алтаре любого православного храма обязательно.

Когда освящение церковного престола осуществляется епископом, там тоже должны быть святые мощи. Они располагаются в специальном ящике под престолом. Это означает, что все богослужения совершаются при прямом присутствии святых. Что такое частица мощей святого – это часть, отделенная от более крупных. Феномен частиц мощей в том, что не имеет значения, какого размера часть – и большая и малая, они одинаково несут в себе Благодать, которой наполнен праведник. Для того и разделяют мощи, чтобы как можно больше людей могло прикоснуться к Божественной Силе.

Что значит - мощи мироточат?

Мироточение известно уже давно. Ведутся ожесточенные споры - что такое миро от мощей. Это жидкость, неизвестным образом возникающая на святынях. Бывает прозрачная, густая, как смола или жидкая, как слеза. Может благоухать, бывает целебным. Анализы, проведенные в лабораториях, показывают, что миро - органического происхождения. В настоящее время мироточат мощи Киево-Печерской лавры, Мироточивые главы – черепа безымянных православных святых. Ученые пока не могут объяснить феномен Мироточивых глав.

Зачем поклоняться мощам?

Церковь утверждает, что Иисус воскрес и духовно, и телесно. Поэтому освящена не только душа, но и тело. Оно становится носителем Божественной Благодати и распространяет эту Благодать вокруг. Традиции поклонения мощам уже очень много лет. Седьмой Вселенский собор прямо говорит, что такое мощи - это спасительные источники, изливающие на достойных Силу Божью через Христа, который в них обитает. Ответ на вопрос - зачем прикладываться к мощам святых прост -посредством прикосновения к священным предметам, мы приобщаемся к Божественной Благодати.


Как правильно прикладываться к мощам святых?

К святым мощам люди прикладываются по разным причинам, кто-то ищет исцеления, кто-то просто хочет прикоснуться к святыне. В любом случае люди надеются на помощь, поддержку. Существует своеобразная инструкция, как прикладываться к мощам святых.

  1. При подходе к святыне нужно дважды поклониться, можно сделать земной поклон. Никогда нельзя задерживать людей, поэтому, прежде, чем поклониться, нужно убедиться, что нет очереди.
  2. Женщины должны быть без косметики.
  3. После поклона можно перекреститься и прикоснуться к раке.
  4. Прочитать молитву, обратиться к святому. Можно попросить совета, рассказать о своей беде, прикосновение к святому предмету – это еще один способ обратиться к богу.
  5. Еще раз перекреститься, поклониться и отойти.

Что просить у мощей?

Люди часто прибегают к помощи святых. На земле всегда есть болезни, страдания. Даже богатый человек, живущий в роскоши, не зная голода, смертен, подвержен унынию и страху. Где найти защиту и утешение, если вокруг такие же люди со своими страхами. В церкви человек может получить успокоение, помощь в своей духовной бедности, укрепление в добродетели. Зачем нужны мощи святых – в них присутствует Благодать, которой они делятся с нами, ведь мертвые святые исцеляют, изгоняют наших демонов. Прикасаясь к святым мощам, мы напрямую соприкасаемся с Божественной силой.

Одна из самых почитаемых московских святых любима всем нашим народом, а потому очередь к раке с её останками всюду выстраивается сумасшедшая. Мы же с вами имеем редчайшую возможность в любое время поклониться мощам не только Матронушки, но и иных святых. Ведь чудотворные мощи хранятся во многих московских храмах и монастырях. В № 5 «АиФ» за 2011 г. была напечатана карта чудотворных икон, теперь речь пойдёт о мощах.

Мощи почитают в первую очередь потому, что им присущи дар чудотворения и сила исцеления. Мощами, по словам Иоанна Дамаскина, «бесы изгоняются, недуги исцеляются, немощные врачуются, прокажённые очищаются, искушения и скорби исчезают». Поклонение им способствует преображению мира. «Святые и при жизни исполнены были Св. Духа, когда же скончались, благодать Св. Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах», - писал Иоанн Дамаскин. В силу этого храмы и монастыри, в которых хранятся мощевики и ковчеги, становятся местом паломничества.

В церковнославянском языке слово «мощи» употребляется применительно к останкам любых усопших людей. В отношении же останков святых обычно говорилось «святые мощи» или «честны́е мощи». В России XVIII-XIX вв. появилось представление о мощах как о нетленных телах, сохранивших вид только что умершего человека. Хотя во все времена христианами благочестиво почитались любые останки святых, даже сохранившиеся в виде костей, праха или пепла. Обыкновение разделять мощи святых на части и помещать затем в разных храмах получило особое распространение в греческой церкви. Но почитание распространяется и на ряд предметов, находившихся в физическом контакте с телом святого, прежде всего на погребальную ткань и воск от свечей, стоявших на могиле святого.

Св. Амвросий Медиоланский называл мощи «семенами вечности». Почитая их, мы таким образом помним о тех, кто в своём духовном подвиге осуществил замысел Творца о мире. Блж. Иероним Стридонский пишет: «Не почитаем, не поклоняемся, не служим твари более Творца, почитаем мощи мучеников, чтобы поклоняться Тому, за Кого они пострадали».

Самые почитаемые мощи святых в Москве

1. Мощи святой Матроны Московской. Её просят и об исцелении от болезней, и о беременности, и о вразумлении. Считается также, что Матрона сама знает, кому и что дать. Покровский ставропигиальный женский монастырь - ул. Таганская, д. 58, ст. м. «Марксистская».

2. «Кийский крест» с частицами мощей более 100 святых: Иоанн Предтеча, пророк Даниил, апостолы Павел и Иаков, брат Господень, евангелисты Лука и Матфей, равноапостольный царь Константин. Мощевик, сработанный в размер Креста Господня, был изготовлен по благословению патриарха Никона - в память о спасении от кораблекрушения на Белом море. Храм преподобного Сергия Радонежского - Крапивенский пер., д. 4, ст. м. «Трубная», «Чеховская».

3. Частицы свыше 150 угодников Божиих в ковчегах и иконах. Храм мученика Иоанна Воина - ул. Б. Якиманка, д. 46, ст. м. «Октябрьская».

4. Мощевик с частью жезла Моисеева . Того самого, что превращался в змею (и обратно) и поглотил жезлы египетских чародеев. Он был утрачен многие века назад, и как его частица попала в московский храм - загадка. Храм Успения Богородицы - ул. Гончарная, д. 29, ст. м. «Таганская».

5. Ковчеги на 100 и 50 мощей . Среди них - св. великомученица Екатерина, Андрей Боголюбский, апостол Андрей Первозванный и др. Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев - ул. Байкальская, 37а, ст. м. «Щёлковская».

6. Мощи свт. Николая . Один из самых любимых православных святых, к нему обращаются с разными просьбами - от серьёзнейших, связанных со здоровьем, до сиюминутных, бытовых. Храм свт. Николая на Трёх Горах - Нововаганьковский пер., д. 9, ст. м. «Краснопресненская».

7. Ковчеги-мощевики с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских, с частицами Ризы Господней, Ризы Божией Матери, Животворящего Креста Господня. Там также хранятся частицы мощей святых апостолов и русских святых, среди которых первосвятители Московские, преподобные Серафим Саровский, Кирилл и Мария Радонежские, преподобные оптинские старцы, святой Василий Блаженный. Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь - Крестьянская пл., д. 10, ст. м. «Крестьянская Застава».

8. Крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня. Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле - ул. Радио, д. 2, ст. м. «Бауманская».

9. Мощи блгв. кн. Димитрия Донского . Этому святому следует молиться о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремлённости, мужества. Собор Архангела Михаила (Архангельский собор Кремля) - Кремль, Соборная пл., ст. м. «Боровицкая».

10. Мощи московских митрополитов . В северном приделе почивают мощи святителя Петра Московского, по благословению которого в августе 1326 г. и был заложен Успенский собор Кремля. В храме также находятся мощи русских патриархов - Иова и Ермогена. Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы - Кремль, Соборная пл., ст. м. «Боровицкая».

11. Частица мощей ап. Андрея Первозванного . Он первым из апостолов последовал за Христом, а затем привёл к нему своего родного брата святого апостола Петра. Ему молятся обо всех горестях. Храм Христа Спасителя - ул. Волхонка, д. 15, ст. м. «Кропоткинская».

12. Частица мощей вмч. Георгия Победоносца . Покровитель православного воинства, а также Москвы. Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе - пл. победы, д. 36, ст. м. «Кутузовская».

Для обычного человека смерть является процессом неизбежным и необратимым. Считается, что после наступления смерти мозга вернуть человека к жизни уже невозможно. Но, следует отметить, что существуют прямые доказательства обратного. В данной статье мы ознакомимся с несколькими примерами людей, чьи мощи по неизвестным причинам остались нетленными. Возможно, они вовсе не умерли, а научились вводить себя в специфическое состояние, позволяющее оставаться на грани жизни и смерти.

Святыми часто признавали тех, чьи тела остались нетленными, несмотря на то, что после смерти с ними не проводили никаких мумифицирующих процедур. К примеру, церковных служителей хоронили и через несколько лет вскрывали гробы для того, чтобы проверить, разложилось ли тело. Если этого не произошло, то человека признавали святым и переносили в определенное помещение, где ему могли молиться.

Вечная «жизнь»

Древние египтяне считали своих фараонов сверхлюдьми и даже детьми Богов, но не сильно полагались на их волшебные силы. Поэтому после смерти фараонов специальным образом превращали в мумий. В то же время некоторые тела умерших самостоятельно мумифицировались. Данный феномен объяснить трудно, так как исследователи не нашли в могилах таких мумий никаких «особых» условий, либо чего-то аномального.

Всемирно известный ныне лама Даши-Доржо Итигэлов скончался в 1927 году в состоянии глубочайшей медитации. В 55-м году его гроб вскрыли и лицезрели ламу в прежнем положении – сидя в позе лотоса. Его тело не имело признаков разложения, несмотря на то, что его ничем не обрабатывали. После эксгумации тело ламы вернули в землю. Повторные процедуры проводились в 1973 и 2002 годах. Даже после последней эксгумации на теле ламы не обнаружили никаких видимых признаков разложения, поэтому его решили исследовать с помощью современных методов.

Российские судмедэксперты на протяжении длительного времени исследовали тело Итигэлова, но так и не обнаружили никаких существенных перемен в тканях. Все внутренние органы ламы необъяснимым образом сохранились. Известно, что древнеегипетские жрецы изымали внутренности перед «сушкой», так как именно с них начинается разложение тела. Следует отметить еще раз, что в теле Итигэлова не нашли никаких следов бальзамирования. Буддисты считают, что лама по сей день остается живым. Ему якобы удалось достигнуть наивысшего мастерства медитации, с помощью которой он вошел в такое состояние.

Февраль 2015 года, провинция Сонгинохаирхан

В нынешнем году на территории Монголии полиция наткнулась на тело человека мужского пола, сидящего в позе лотоса, без каких-либо признаков разложения. Ныне останки находятся в Москве, где их исследуют специалисты Института мед. экспертизы. Ученые предполагают, что возраст данного тела доходит до двухсот лет. Несмотря на столь внушительный возраст, на теле при визуальном осмотре не нашли никаких признаков разложения, как и в вышеописанном случае. Некоторые считают, что этот монах вполне мог быть учеником Итигэлова.

Мощи святых

Самыми древними и малоизученными сооружениями Д. Руси принято считать лабиринты «Киево-Печерской лавры». Это подземелье имеет невероятную протяженность. Немалую его часть по сей день не удалось исследовать полноценно. Именно в этом подземелье находили нетленные мощи самых известных святых.

Самое интересное, что останки, которые в современное время может посетить каждый желающий, остаются нетленными на протяжении нескольких столетий. Сейчас лавра открыта для туристов, поэтому некоторые мощи защищены толстостенными стеклянными гробами, но даже через стекло можно оценить их анормальность и мистичность.

Умерших священнослужителей хоронили в специально созданных локулах – нишах. Спустя несколько лет тела извлекали из локул, чтобы проверить, разлагаются ли они. Если останки разлагались, их перемещали в специальные костницы, а если этого не происходило – оставляли на прежних местах, после чего закрывали иконами.

После к нетленным святым приходили с молитвами, просили их о помощи, надеясь на исцеление и чудо. Начиная с шестнадцатого столетия священные мощи стали перемещать в особые раки, чтобы к ним имели доступ все паломники. В те времена нетленные тела святых лежали без какой-либо защиты, поэтому все старались прикоснуться к ним, из-за чего те, в свою очередь, заметно износились. К примеру, руки святых часто целовали, из-за чего они стерлись практически до костей. Во времена СССР от мощей пытались оторвать фрагменты «на память». После учащения актов вандализма священнослужители приняли решение поместить нетленных святых в стеклянные гробы.

Паранормальные способности нетленных мощей

За многими мощами была замечена особая возможность – они периодически выделяют священное вещество «миро». Мироточить могут далеко не все останки. В лавре, о которой говорилось ранее, имеются отдельные помещения, в которых хранятся святые черепа в роскошных стеклянных ларцах. Иногда они выделяют благоухающее масло, которое, как утверждают церковные служители и прихожане, обладает целебными способностями.

Мощи святых периодически переодевают, украшают иконами и дорогими тканями. Люди, которые ухаживают за ними, говорят, что обувь на ногах нетленных загадочным образом изнашивается. Складывается ощущение, что святые ходят по своим делам.

В восьмидесятых годах 20 столетия представителям официальной науки разрешили приблизиться к мощам и провести определенные эксперименты. В частности, они изучали влияние нетленных останков на живых существ. Ученые предполагали, что мощи могут создавать некое излучение, положительно влияющее на окружающих. Чтобы доказать это, они провели несколько экспериментов. Один из них заключался в следующем: пакетики с пшеницей определенного сорта прикладывали регулярно к мощам, после чего сажали и изучали. Оказалось, что такие семена всходят на 30% быстрее и полноценнее, а также лучше развиваются. Хим. анализы показали изменение состава некоторых зерен: некоторые вещества из состава исчезали, а других становилось больше.

После многочисленных экспериментов специалисты с уверенностью заявили, что сила Святого Духа действительно существует. Таким образом, можно предположить, что молитвы как-то тренируют организм будущего святого при жизни, настраивая его на нужную «волну», после чего тот становится более износостойким и обретает некую силу.

Розалия Ломбардо

В небольшом храме в Палермо хранится стеклянный гроб, внутри которого расположено нетленное тело Розалии Ломбардо. Это двухлетнее дитя умерло от страшнейшей болезни – инфлюэнцы в 1918-ом году. Родители Розалии после ее смерти пожелали, чтобы ей произвели специальный укол (состав которого так и не смогли определить), который предотвратил бы разложение. Тело Розалии сохранилось потрясающе. И ныне туристы могут посетить священное место, в котором покоится «спящая красавица» - так Розалию наименовали местные жители.

Примерно сорок лет назад в церквушке, где покоится Розалия, стали происходить необъяснимые вещи. Прихожане и туристы утверждали, что иногда ощущали аромат лаванды. Однажды неизвестный турист заявил, что стал свидетелем странного явления: глаза «спящей красавицы» на миг открылись, после чего закрылись обратно. После этого церковные служители наотрез отказались в одиночку находиться возле нетленного тела.

Очень быстро слухи о «живой мертвой» дошли до ученых. Приехав в Палермо, специалисты решили исследовать мозговую активность нетленного тела. К Розалии подсоединили датчики, после чего стали наблюдать за их показателями. На протяжении нескольких дней ничего не замечено не было, но внезапно мозг Розалии произвел пару вспышек мозговой активности. Продолжительность первой составила более тридцати секунд, второй – двенадцать секунд. Феноменально, что такая активность характерна для спящих людей. Несмотря на то, что в современное время технологии развиваются со сверхбыстрой скоростью, ученые так и не смогли разгадать тайну маленькой нетленной девочки и других нетленных тел.



Рассказать друзьям