Мозг человека работает на 100. Сколько процентов мозга работает у человека на самом деле

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Признаки жизни у мёртвой форели, воздействие алкоголя на мозг, заслуги френологии: директор Института мозга человека Святослав Медведев развенчивает мифы, сложившиеся вокруг работы мозга, и рассказывает о современных методах его исследования и известных нам механизмах функционирования: безупречной «матрице стандартов», бдительном «детекторе ошибок» и значении «устойчивого патологического состояния».

Пожалуй, одна из самых захватывающих загадок природы — человеческий мозг, являющийся связующим элементом между материальным и идеальным. За последние годы о его работе стало известно многое, но далеко не всё: несмотря на все усилия, методики, технологии, ученые пока не могут до конца понять, как работает этот орган. Как отмечает директор Института мозга человека Святослав Медведев, мы многое узнали и избавились от многих мифов: любой учёный сегодня с уверенностью может сказать, что мозг работает на 100 процентов, но понимание механизмов стало гораздо слабее и получаемые данные зачастуюинтерпретируются неверно. Тем не менее, прорывы, сделанные в этой области, помогают ученым и врачам лучше понимать поведение человека и лечить тяжелые заболевания, такие как СДВГ, копролалия, наркомания, обсессивно-компульсивный синдромом и др.

Так что же всё-таки достоверно известно о мозге? Что общего у ситуации в современной нейронауке и теории квантованных полей? Какие догадки относительно мозга, сделанные в древности, подтвердились впоследствии? Какие существуют современные методы исследования мозга? Что такое «матрица стандартов», «детектор ошибок» и «устойчивое патологическое состояние»? Каким образом они связаны между собой? Как мозг отслеживает ошибки, которые мы совершаем, и даёт нам понять это? Как «детектор ошибок» работает во время алкогольного опьянения? Почему нельзя водить машину после употребления любого количества алкоголя? С какими заболеваниями способна справиться психохирургия, переживающая сегодня своеобразный «ренессанс»? Зачем мозгу нужна творческая деятельность? Почему встроенный в мозг «детектор ошибок» иногда мешает нам творить? Об этом и о многом другом в рамках лекции «Вселенная мозга и наше место в ней» рассказывает директор Института мозга человека, кандидат физико-математических наук, доктор биологических наук, член Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН Святослав Медведев.

Человечество всегда интересовалось тем, как развить мозг на 100 процентов. Согласно многочисленным теориям, это вывело бы не только жизнь, но и человечество на совершенно иной уровень. Тем не менее, достичь подобной цели еще никому не удавалось и понятие 100% имеет скорее относительный характер.

Например, исследования доказывают, что большинство людей задействуют свой мозг всего на 10%, то есть речь идет только о десятой части общего потенциала. Один из самых великих умов в истории – Альберт Эйнштейн, использовал приблизительно 20%, потому разница между 10 и 20% просто колоссальная. Почти невозможно предугадать, что мог бы делать человек и какие навыки бы он приобрел, работай мозг на максимуме возможного.

С другой стороны, это вовсе не значит, что необходимо оставить все попытки раскрыть потенциал мозга. Важно понимать, что под понятием 100% скорее подразумевается личный потенциал каждой личности, а не всего человечества в целом. Проще говоря, развивая умственные способности, вы будете раскрывать заложенный в вас потенциал, который может проявляться в совершенно разных занятиях, отраслях и сферах.

Секретная пилюля или многолетний труд и усилия?

В большинстве случаев, когда речь идет про развитие мозга, люди рассчитывают на какую-то секретную пилюлю, экспериментальные препараты или высокие технологии. Тем не менее, в ожидании такого «секретного способа» многие забываю о том, что мозг также нужно развивать. Если сравнить это с физическими возможностями человека, то мозг требует такой же нагрузки, как и мышцы. Что может ее обеспечить?

  • Получение новых знаний (любых, которые полезны именно для вас);
  • Вычисление задач разной сложности. Например, подсчет общей суммы товаров в супермаркете без калькулятора и тд;
  • Любая «умственная» работа;
  • Творчество.

Это далеко не полный список, а скорее примеры того, что может дать нужную нагрузку для мозга.

Тем не менее, не все так просто, потому помимо непосредственной нагрузки, важно учесть и другие факторы, а именно:

  • Образ жизни;
  • Вредные привычки (алкоголь и курение);
  • Питание;
  • Регулярная физическая активность.

Все это может влиять не меньше, а может даже больше, чем регулярная мозговая активность. Потому, если вы хотите развить мозг, то важно подойти к этому комплексным путем, а не только делать все с помощью каких-то упражнений.

Рацион для развития мозга

Фраза «ты то, что ты ешь», очень четко отображает саму суть того, как пища влияет на организм и здоровье человека. Хоть ее часто принято относить к состоянию внутренних органов, мышц и общей физической подготовки, на мозг это тоже распространяется. Некачественная пища, недополученные важнейшие вещества, все это может значительно снижать умственные способности, приводить к различным расстройствам и даже болезням.

Потому, не нужно рассчитывать на лекарства, таблетки или прочие «радикальные меры», улучшить работу своего мозга можно уже за счет пересмотра того, что вы едите. Какие продукты лучше всего влияют на мозг и что обязательно должно присутствовать в рационе? В первую очередь те, в которых содержатся флавоноиды, а также прочие полезные для мозга вещества. К таковым относятся:

  • Какао и зеленый чай;
  • Натуральное красное вино (но не более 50 грамм в день);
  • Ягоды (особенно черника и черная смородина);
  • Орехи.

Также в рационе обязательно должны присутствовать фрукты, овощи, морская рыба, а вот сладости, фастфуд и любые вредные продукты лучше исключить.

Правильный спорт

Вы наверняка слышали о том, что спорт это важнейшее занятие для тех, кто хочет понять, как развить мозг на 100 процентов. Безусловно, это так, но в данном утверждении упускается одна важная< деталь – спортивная нагрузка должна быть оптимальной и подходящей. Перетренированность будет вредить не меньше, а может даже больше, чем полное отсутствие спорта в целом. Потому, нужно правильно подходить к выбору физической нагрузки. Лучше отдать предпочтение таким видам активности, как:

  • Велосипед или велотренажер;
  • Бег (на открытой местности или в зале);
  • Плаванье;
  • Гимнастика.

Тренировки в спортзале тоже подходят, но только если они не превышают 45-50 минут по времени и все упражнения выполняются с умеренными весами. Если обобщить, то нагрузка должна быть с оздоровительным характером. Виды спорта с интенсивными и тяжелыми нагрузками, например, тяжелая атлетика, не подходят для подобных целей.

Также стоит избегать любых единоборств, потому что помимо отсутствия полезной нагрузки, в них часто может идти дополнительное влияние на мозг за счет получения физических повреждений.

Помогает ли творчество развивать мозг?

Безусловно, одним из наиболее эффективных способов «задействовать» мозг, то есть давать ему постоянную нагрузку для развития, считается творчество. Согласно собранным данным и результатам огромного количества исследований, ученым удалось выяснить, что творческие люди обладают большим IQ. Это вполне объяснимо, потому что они дают развитие своему потенциалу, в отличие от тех, кто регулярно вынужден выполнять автоматизированную работу, которая не требует получения новых знаний, адаптации или проявления своих возможностей.

Более того, творческая деятельность прекрасна тем, что в этой сфере у вас нет ограничений. Можно выбрать что угодно:

  • Музыку;
  • Театр;
  • Изобразительное искусство;
  • Хореография;

Вы можете выбирать что угодно, от создания картин и росписи различных фигурок, до чего-то совершенно уникального. Главное, чтобы это побуждало вас улучшать себя, свои навыки и создавать то, что принесет радость вам и другим людям.

Упражнения тоже важны!

Образ жизни, питание, творчество и прочие факторы, в значительной мере влияют на развитие умственных способностей. Тем не менее, применение различных упражнений позволит получать еще больший эффект, потому если вы хотите развивать свой мозг на максимум, то им нужно уделять внимание. Среди наиболее популярных можно выделить:

  • Гладьте живот по часовой стрелке одной рукой, а ладонью другой руки хлопайте по голове. Далее меняйте руки и совершайте те же движения. В результате вы должны выполнять упражнение до тех пор, пока не будете делать ни одной ошибки в движениях, даже при частой смене рук;
  • Изменение рук. Проще говоря, суть упражнения очень проста – нужно выполнять все привычные дела другой рукой. Например, чистите зубы, пишите левой рукой, если вы правша и тд. Это позволит развивать оба полушария мозга;
  • Ходьба с завязанными глазами. Это упражнение отлично стимулирует развитие способностей вашего мозга, но выполнять его нужно только с помощью напарника. Например, завяжите глаза и попробуйте пройтись дома или даже на улице, но только полагаясь на другого человека;

Это самые простые, но одни из самых действенных упражнений, потому вы можете начать с них, чтобы проверить свои возможности.

Что еще может помочь?

Что еще можно сделать для того, чтобы улучшить свои умственные способности и раскрыть потенциал мозга? В первую очередь нужно исключить любые проблемы с давлением, а также избавиться от гиподинамии. Малоподвижный образ жизни не лучшим образом сказывается на состоянии мозга, особенно при наличии лишнего веса, который почти всегда сопутствуется появлению холестериновых бляшек. Очень важно обеспечить приток крови к мозгу и хорошую проходимость сосудов, это заметно улучшит не только умственную активность, но и память, фокусировку и тд.

Также необходимо пить достаточное количество простой воды. Она позволяет выводить все лишнее из организма, особенно когда это касается шлаков и токсинов. На каждые 30 кг веса нужно употреблять не менее 1 литра воды.

В остальном, активный образ жизни, отсутствие стрессов, правильный сон и питание станут лучшими помощниками для тех, кто хочет развивать свои умственные способности и улучшать работу мозга.

Существует мнение, что человеческий мозг задействуется нами только на 10%. Вероятно, именно поэтому человек не может придумать, как его развить на 100%. Вопрос: почему тогда так устроен мозг и как всё-таки можно заставить его работать на все сто?

Миф о работе мозга

Это неправда! Утверждение о том, что человеческий мозг работает на 10% (5%, 3%), - это старый, абсолютно неверный и совершенно неубиваемый миф. Разберемся, откуда он взялся.

В середине прошлого века было совершенно непонятно, как мыслит человек (сейчас это тоже непонятно, но уже на другом уровне). Но кое-что было известно - например, что мозг состоит из нейронов и что нейроны могут генерировать электрические сигналы .

Некоторые ученые тогда считали, что если нейрон генерирует импульс, то он работает, а если не генерирует - значит, «ленится». И вот кому-то пришла в голову мысль проверить: какое количество нейронов в целом мозге «трудится», а какое - «бьет баклуши»?

Нейронов в мозге несколько миллиардов, и было бы чистым безумием измерять активность каждого из них - это заняло бы много лет. Поэтому вместо того, чтобы изучать все нейроны подряд, ученые исследовали только небольшую часть, определили среди них процент активных и предположили, что по всему мозгу этот процент одинаков (такое предположение называется экстраполяцией).

И оказалось, что «работает», то есть генерирует импульсы, только неприлично малый процент нейронов, а остальные - «молчат». Из этого был сделан немного прямолинейный вывод: молчащие нейроны - бездельники, а мозг работает только на малую часть своих возможностей.

Вывод этот был абсолютно неправильный, но поскольку в то время было принято «исправлять природу», например поворачивать реки вспять, орошать пустыни и осушать моря, то идея о том, что и работу мозга тоже можно улучшить, прижилась и начала свое победное шествие по газетным страницам и журнальным разворотам. Даже и сейчас что-то подобное иногда встречается в желтой прессе.

Как примерно работает мозг

А теперь попробуем разобраться, как же всё обстоит на самом деле.

Мозг человека - структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. То, что написано ниже, - очень упрощенная картинка.

В мозге есть множество областей. Некоторые из них называются сенсорными - туда поступает информация о том, что мы ощущаем (ну, скажем, прикосновение к ладони). Другие области - моторные, они управляют нашими движениями. Третьи - когнитивные, именно благодаря им мы можем мыслить. Четвертые отвечают за наши эмоции. И так далее.

Почему же в мозге не включаются одновременно все нейроны? Да очень просто. Когда мы не ходим, то неактивны нейроны, запускающие процесс ходьбы. Когда молчим, «молчат» нейроны, управляющие речью. Когда ничего не слышим, не возбуждаются нейроны, отвечающие за слух. Когда не испытываем страх, не работают «нейроны страха». Иными словами, если нейроны в данный момент не нужны - они неактивны. И это прекрасно.

Потому что если бы это было не так... Представим на секунду, что мы можем возбудить одновременно ВСЕ наши нейроны (больше секунды такого издевательства наш организм просто не вынесет).

Мы сразу начнем страдать от галлюцинаций, потому что сенсорные нейроны заставят нас испытывать абсолютно все возможные ощущения. Одновременно моторные нейроны запустят все движения, на которые мы только способны. А когнитивные нейроны... Мышление - настолько сложная штука, что вряд ли на этой планете найдется хоть один человек, который сможет сказать, что случится, если одновременно возбудить все когнитивные нейроны. Но предположим для простоты, что тогда мы начнем думать одновременно все возможные мысли. И еще мы будем испытывать все возможные эмоции. И многое еще произойдет, о чём я не буду писать, потому что здесь просто не хватит места.

Посмотрим теперь со стороны на это существо, страдающее от галлюцинаций, дергающееся от конвульсий, одновременно чувствующее радость, ужас и ярость. Не очень-то оно похоже на создание, улучшившее свой мозг до стопроцентной эффективности!

Наоборот. Лишняя активность мозгу не на пользу, а только во вред. Когда мы едим, нам не нужно бегать, когда сидим у компьютера - не нужно петь, а если во время решения задачи по математике думать не только о ней, но и о птичках за окном, то вряд ли эта задача решится. Для того чтобы мыслить, мало ДУМАТЬ о чём-то, надо еще НЕ ДУМАТЬ обо всём остальном. Важно не только возбуждение «нужных» нейронов, но и торможение «ненужных». Необходим баланс между возбуждением и торможением. И нарушение этого баланса может привести к очень печальным последствиям.

Например, тяжелая болезнь эпилепсия , при которой человек страдает от судорожных припадков, возникает тогда, когда возбуждение в мозге «перевешивает» торможение. Из-за этого во время припадка активизируются даже те нейроны, которые в эту секунду должны молчать; они передают возбуждение на следующие нейроны, те - на следующие, и по мозгу идет сплошная волна возбуждения. Когда эта волна доходит до моторных нейронов, они посылают сигналы к мышцам, те сокращаются, и у человека начинаются судороги. Что больной при этом ощущает, сказать невозможно, поскольку на время припадка у человека пропадает память.

Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее

Надеюсь, вы уже поняли, что пытаться заставить мозг работать лучше, возбуждая все нейроны подряд, - дело бесперспективное, да еще и опасное. Тем не менее можно «натренировать» мозг, чтобы он работал эффективнее. Это, конечно, тема для огромной книги (и даже не одной), а не маленькой статьи. Поэтому я расскажу только об одном способе. Начать придется издалека.

Когда рождается маленький ребенок, количество нейронов в его мозге даже больше, чем у взрослого. Но связей между этими нейронами еще почти нет, и поэтому новорожденный человечек еще не в состоянии правильно использовать свой мозг - например, он практически не умеет ни видеть, ни слышать. Нейроны его сетчатки, даже если они чувствуют свет, не образовали еще связей с другими нейронами, чтобы передать информацию дальше, в кору больших полушарий. То есть глаз видит свет, но мозг не в состоянии понять это. Постепенно необходимые связи образуются, и в конце концов ребенок учится различать вначале просто свет, потом - силуэты простых предметов, цвета и так далее. Чем больше разнообразных вещей ребенок видит, тем больше связей образуют его зрительные пути и тем лучше работает та часть его мозга, которая связана со зрением.

Но самое удивительное не это, а то, что такие связи могут образовываться почти исключительно в детстве. И поэтому если ребенок по какой-то причине не может ничего видеть в раннем возрасте (скажем, у него врожденная катаракта), то необходимые нейронные связи в его мозге уже никогда не образуются, и человек не научится видеть. Даже если во взрослом возрасте у этого человека прооперировать катаракту, он всё равно останется слепым. Проводились довольно жестокие опыты на котятах, которым в новорожденном состоянии зашивали глаза. Котята вырастали, так ни разу ничего и не увидев; после этого им уже во взрослом возрасте снимали швы. Глаза у них были здоровые, глаза видели свет - но животные оставались слепыми. Не научившись видеть в детстве, они уже не способны были сделать это во взрослом возрасте.

То есть существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, и если мозг не научится видеть в этот период, он уже не научится этому никогда. То же относится и к слуху, и, в меньшей степени, к другим человеческим способностям и умениям - обонянию, осязанию и вкусу, способности говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, ориентироваться в природе и так далее. Яркий тому пример - «дети-маугли», которые потерялись в раннем детстве и были воспитаны дикими животными. Во взрослом возрасте они так и не могут освоить человеческую речь, поскольку не тренировали у себя в детстве это умение. Зато они способны ориентироваться в лесу так, как не сможет ни один человек, выросший в цивилизованных условиях.

И еще. Никогда не знаешь, в какой момент «выстрелит» какое-то умение, приобретенное в детстве. Например, человеку, который в детстве активно тренировал мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом, проводящим филигранные, точные операции, в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения.

Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше, то это - тренировка, причем тренировка с самого детства. Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот - чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. И чем мозг младше, тем он более «гибкий» и восприимчивый. Именно поэтому в школах учат маленьких детей, а не взрослых дяденек и тетенек. Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. И если вы будете это делать, то ничто не помешает вам сделать великие открытия. Например, о том, как работает мозг.

Ответила: Вера Башмакова

», а также множества статей по психологии для журнала The New Yorker - рассказывает о том, почему нам нужно больше спать, тратить меньше времени на интернет и перестать распыляться на несколько дел одновременно.

Разумеется, вы занятой человек. Стараетесь держать на плаву свою жизнь, плюс к этому - ещё и работа. Задумайтесь, помогает ли вам ваш смартфон справляться с поставленными задачами? А 10–15 вкладок в браузере? Поток писем из email, которые сыпятся одно за другим? А в конце дня вы пытаетесь заснуть и отдохнуть заслуженные пять часов, зная, что этого недостаточно. Но у вас просто нет времени на большее.

Если в предыдущем абзаце вы узнали себя, то у Марии Конниковой есть что предложить вам: остановитесь, сделайте шаг назад и осознайте, как дорого обходятся вам ваши привычки. Доктор психологических наук, автор колонки по психологии журнала The New Yorker знает, о чём говорит.

Я знаю, что сражаюсь на стороне проигравших. Но надеюсь, что хоть кто-то услышит мои слова о том, что гиперпродуктивность делает нас намного менее продуктивными.

Мария Конникова

Основываясь на материалах Марии Конниковой, предлагаю вам четыре способа улучшить свой образ жизни и заставить мозг работать.

Высыпайтесь

До сих пор так до конца и не изучена депривация сна. Но наука знает точно, что основная функция сна заключается в удалении биохимических продуктов жизнедеятельности мозга, которые появляются в результате его активности. Это означает то, что недостаток сна может стать причиной накопления вредных белков бета-амилоидов Бета-амилоиды , которые могут привести к различным заболеваниям, например к болезни Альцгеймера.

Как избавиться от привычки недосыпать? Придется изменить свой образ жизни, а это нелегко. Недостаточно лишь думать: «Я не могу выспаться сейчас, но зато сделаю это на выходных». Это не сработает. Восстановиться после одной бессонной ночи несложно, но хронический недостаток сна требует больших усилий.

Как долго следует спать? Взрослому человеку от 7 до 9 часов сна.

Хватит питаться интернет-мусором

Вам наверняка было интересно, как влияет интернет на наш мозг? Не делает ли Сеть нас зависимыми, превращаясь в своеобразный наркотик? Статус в Facebook, email, Twitter, интересная статья, и так по замкнутому кругу. Мария Конникова говорит, что основная проблема интернет-пользователей заключается в рассеянном . Нам постоянно приходится переключаться с одного действия на другое, и это не дает сосредоточиться на важных вещах.

Как избавиться от этого? Установите для себя свод правил: полчаса email, полчаса Twitter и так далее. Вы можете сделать это сами, но, если знаете, что силы воли может не хватить, воспользуйтесь вспомогательными .

Проверьте свою многозадачность

Интернет-мусор - это всего лишь часть одной большой проблемы - многозадачности. Современная культура поощряет её и даже заставляет нас делать несколько дел одновременно (для нашего же блага). Но вы хоть раз видели работодателя, которому требовался человек с превосходной многозадачностью? Вряд ли. Поэтому преимущества многофункциональности туманны и находятся только у нас в голове. Главное, чего нужно достигнуть, - это полная концентрация на одном действии. В таком случае, даже если задание невероятно скучное, вы всё равно будете чувствовать себя гораздо счастливее.

Как избавиться от многозадачности? Для начала постарайтесь развить привычку замечать за собой, что выполняете несколько дел одновременно. И, как и в случае с интернетом, дисциплинируйте себя, чтобы решать задачи по очереди.

Тренируйте внимательность

Самая запоминающаяся черта Шерлока Холмса - это его невероятная внимательность. Способность замечать детали, которые неподвластны другим людям. И, как говорит Мария Конникова, в основе того, как Холмс раскрывает преступления, лежит бездействие. Зачастую он просто сидит на стуле и ничем не занимается. Глаза закрыты, а тело неподвижно, если только он не играет на скрипке. Именно это помогает Холмсу быть сконцентрированным и внимательным ко всем мелочам.

Как же начать думать как Шерлок Холмс? По версии Марии Конниковой, всё, что нужно сделать, - это начать подражать детективу. Выделите 10–15 минут каждый день для того, чтобы сесть и ничего не делать. Сконцентрируйтесь на собственном дыхании, на каждом вдохе и выдохе. Такое упражнение поможет развить своё внимание. Представьте, что тренируете мышцу и с каждым занятием она становится все больше и сильнее.

Не думайте, что сделать всё это сложно или невозможно. Начните с мелких привычек и переходите к глобальным изменениям. Недостаток сна, многозадачность и мусор в интернете делают нас менее продуктивными, творческими и счастливыми. Попробуйте использовать себя на полную катушку как на ментальном, так и на физическом уровнях.

Мы привыкли отождествлять наш мозг с собой, со своей личностью. Головной мозг человека – орган, ответственный за ясность и остроту мыслей, за интеллект и смекалку, за нормальную жизнедеятельность организма.

Орган – пульт управления огромным механизмом под названием “человек”. Необходимо ли за ним как-то следить? Какие упражнения для работы мозга следует выполнять, чтобы держать этот самый мозг в тонусе? И как улучшить работу мозга в принципе? На перечень этих и прочих подобных вопросов мы возьмемся ответить в статье.

Мозг. Что с ним делать, чтобы он работал?

Звучит забавно? Вряд ли. Ведь огромное количество людей считает, что собственное тело – это своего рода полевой цветок, мол, растет и развивается само по себе, по наитию. И это катастрофическая ошибка. За всем организмом необходим внимательный уход, а так как мозг является частью вашего организма – то стоит подумать и о нем.

Хотите обладать быстрой концентрацией и потрясающим вниманием на зависть рассеянным коллегам? Горите желанием иметь хорошую реакцию и сохранять ясность разума в любых сложных ситуациях? Для всего этого необходимо держать мозг в тонусе.

Чтобы оперативно решать поставленные задачи и эффективно регулярно выполняйте специальные упражнения для работы мозга. Делать это стоит ежедневно и результаты удивят вас самих. А что может быть приятнее, чем расширять собственные границы, обретая новые возможности?

Как заставить мозг работать на 100 процентов?

Знакомая всем байка о том, что человек использует лишь десять процентов собственного мозга – это, конечно, глупость. Но это вовсе не означает, что человек использует абсолютно весь объем потенциальных возможностей этого органа. Ниже вы найдете рекомендации, как раскрыть свой умственный потенциал и как заставить мозг работать на 100 процентов.

Упражнения для работы мозга

Что улучшает работу мозга и какие конкретно для этого нужны упражнения? Способов и рекомендаций, на самом деле, масса. Рассмотрим наиболее практичные и полезные советы из существующих.

  1. Рисуйте.

    Да-да, вы не ослышались. Даже если вы не слишком творческая натура, сам по себе процесс рисования стимулирует активную работу правого полушария головного мозга, лишний раз “разминая” его и помогая раскрыться мыслительным процессам. А творческий подход ко многим обыденным целям и задачам очень часто просто необходим.

  2. Пишите.

    Особенно актуально это в наше время – в эру информации и разнообразных гаджетов. Когда вы в последний раз держали в руках ручку, либо карандаш, а не стучали пальцами по клавишам клавиатуры ноутбука? Необходимо вспомнить это полезное занятие. Еще лучше – завести собственный дневник. Процесс письма, особенно если связать его с творческим подходом, активизирует критическое мышление человека, помогая в развитии аналитических способностей.

  3. Занимайтесь физкультурой.

    Она поможет не только улучшить циркуляцию крови, а соответственно, работу мозга, но и выплеснуть лишнее эмоциональное напряжение. К тому же регулярные пойдут на пользу телу и вашей самооценке.

  4. Самогипноз.

    Не относитесь предвзято, эта штука действительно работает! Самовнушение не только позволяет голове “перезагрузиться” и тем самым отдохнуть, но и существенно проясняет мышление. Внушая себе определенные установки, соответствующие вашей жизненной позиции и поставленной цели, вы встаете на самосовершенствования.

  5. Мозговой штурм.

    Известная методика, которая придает мозгу некий импульс, подталкивая его на поиск новых идей и новой информации, а также настраивает на продуктивную работу.

  6. Кроссворды.

    Они сейчас не так популярны, как прежде. Но менее полезны кроссворды не стали. Их решение, как и решение любых других головоломок, способно пробудить вашу память и вновь припомнить “отложенные на дальнюю полочку” знания. Решение кроссвордов – чуть ли ни самый популярный ответ на вопрос, как улучшить работу мозга, уступающий, разве что, чтению книг.

  7. Шахматы.

    Эта игра стала классикой не зря. Регулярная игра в шахматы учит концентрировать внимание, думать, искать выход из сложившихся обстоятельств и развивать терпение. Пригодится в жизни, не так ли?

  8. Интересуйтесь и задавайтесь вопросами.

    Возникший вопрос – это всегда стимул к самостоятельному поиску ответа. А значит, данный процесс не только принесет новые знания, но и заставит мозги “пошевелиться”. Сегодня за знаниями не обязательно идти в библиотеку. Полезной информации вокруг множество, стоит только начать ее искать, и из этого потока уже не высвободиться, поскольку жажда знаний всегда увлекает, если ей поддаться.

  9. Позитивное мышление.

    Следствие принципа позитивных мыслей – выброс необходимых для правильной работы всего организма гормонов. Позитивное мышление расширяет границы для работы мозга, поскольку не заставляет сосредотачиваться на чем-то одном, что гложет сознание.

  10. Что улучшает работу мозга – так это осознанность.

    Умение “быть здесь и сейчас”, находясь “в настоящем моменте” – это как раз то, что позволяет держать ум в ясности и в необходимом тонусе. Не действуйте на автомате, берите те возможности, которые сейчас вас окружают, следите за своими мыслями и поступками. Самоанализ настраивает мозг на работу в выбранном вами направлении.

  11. И напоследок – вносите изменения, выходите из зоны комфорта.

    Даже незначительные коррективы в ежедневный маршрут движения или пребывание в новом месте со своими друзьями способны привнести что-то новое в вашу “карту мира” и заставить собственный мозг активизироваться к новым обстоятельствам. Устраивайте себе , в которые действуете только непривычным для вас образом.


Как улучшить работу мозга? Выводы

Техник и методик – уйма. Но главное – это комплексность и регулярность. Именно ежедневные упражнения помогут обрести натренированный мозг, готовый справляться с любыми задачами. Ведь вода камень точит, и целенаправленная работа над тем, чтобы держать мозг в тонусе, поможет в личностном развитии и движении к любой поставленной цели.



Рассказать друзьям