Мусульманский пост. Рамадан

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ТЕМА 14
МОЛИТВА И ПОСТ

I. Молитва
Молитва - это не просто обращение к Богу, а личное общение человека с Ним. Между этими двумя формами существует огромная разница. Обращение подразумевает под собой информирование, просьбу или напоминание, а общение (беседа) - обмен мыслями, словами, переживаниями, чувствами, идеями и т.д. Настоящая молитва - это важный, значимый и доверительный разговор человека с Богом. Для христианина, который стремится к духовному возрастанию, молитва является неотъемлемой частью жизни.
Молитва включает в себя разные элементы, такие как просьба о прощении грехов, прошение, ходатайство, мольба, а также поклонение, хвала и благодарение. Молитва о прощении грехов включает в себя открытое, искреннее признание человеком соделанного им (мыслей, побуждений или их внешнего выражения через действия) и принятие верой прощения от Бога (1 Ин. 1:9). Прошение - это признание верующим в молитве своей слабости, ограниченности своих возможностей и обращение к Богу за помощью. Молитва о ком-либо называется ходатайством, что дословно обозначает «собраться вместе, преклониться перед Богом и совместно вознести молитву за нужды других». Во время молитвы ходатайства личные потребности молящегося отодвигаются на второй план, а на первом плане является нужда другого (1 Тим. 2:1). Мольба является выражением сильного желания что-либо получить от Господа как в отношении личных нужд, так и нужд других. Хвала - это признание того, Кем является Бог, что Он сделал, и прославление Его за это. Прославляя Бога, человек не прибавляет Ему славы, что было бы невозможно, но сознательно (по возможности публично) признает Его Богом (Пс. 148, 150). Признавая Божью благость к себе самому и к другим, молящийся благодарит Творца за саму жизнь, за красоту Его творения, за жертву Христа и дарованное Им спасение, а также за конкретные ответы на молитвы.
Ходатайство Христа имеет огромное значение в христианской молитве. «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне; если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:13, 14). В Писании сказано, что не существует других посредников между Богом и человеком, кроме Христа (1 Тим. 2:5) и поэтому, открывая свои желания в молитве, мы обращаемся во имя Иисуса Христа.
Кровь Иисуса Христа, защиту которой мы призываем в наших молитвах, открывает свободный вход в Божье присутствие, является мощной охраной нашей жизни и ведет к полной победе над дьяволом: «Они победили его кровью Агнца…» (Откр. 12:11).
В библейском понимании истинная молитва созидается Духом Божьим, Которого невозможно ограничить рамками таинств или обрядовыми формулами. Подчеркивая свое благоговение перед Богом, христианин во время молитвы должен вести себя прилично и преклонить колени, если это возможно.
Священное Писание неоднократно призывает христиан к непрестанной молитве, что означает постоянную направленность новой человеческой природы и обновленного ума к Богу, а также соприкосновение с Ним в следовании и общении, несмотря на обстоятельства жизни.
Особое внимание христианам необходимо обратить на ежедневную утреннюю молитву. Именно в утренний час, жертвуя другими делами, мы должны уделить время для общения с Господом. Такая молитва вдохновляла Божьих людей присутствием благодати: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я» (Пс. 62:2). Необходимо также заканчивать день, вознося благодарность Богу и призывая Его охрану на предстоящую ночь.
Принятию пищи предшествует молитва о ее благословении (1 Тим. 4:3-5).

Важные условия в молитве
1. Освящение. В случае совершения греха мы должны в нем раскаяться и попросить у Бога прощения: «Омойтесь, очиститесь…» (см. Ис. 1:15-18).
2. Соответствие просимого воле Божьей. Иоанн говорит нам: «И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Ин. 5:14, 15). Иисус учит нас молиться так: «Да будет воля Твоя» (Мф. 6:10). Если то, о чем мы молимся, имеет какое-либо пояснение в Писании, то Бог ясно открывает нам Свою волю.
3. Вера. Иисус говорит: «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам» (Мк. 11:24). Вера дает нам твердую убежденность в том, что, если мы молимся о чем-либо (или, может быть, молились в течение определенного времени), Бог уже принял решение ответить на нашу просьбу. Библейская вера - это не расплывчатое пожелание или смутная надежда, которая ничем не обоснована. Напротив, это вера в Самого Бога, основанная на том, что мы доверяем Его слову и верим тому, что Он говорит нам. Такая вера Богу, или надежда на Него, если в ней присутствует элемент уверенности, и есть подлинная библейская вера.
4. Прощение. Иисус говорит: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14, 15). Бог удалится от нас, если мы не простим людей, нанесших нам обиды.
5. Смирение. Иаков говорит нам, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Поэтому «смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10). Таким образом, обращаясь к Богу с молитвой, нам следует проявлять смирение. Бог по праву ревнует о Своей чести. Поэтому Ему не угодно отвечать на молитвы гордецов, которые воздают честь самим себе, а не Богу.
6. Настойчивость. Павел призывает нас: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Он говорит колоссянам: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2). Такая постоянная преданность молитве даже во время выполнения ежедневных обязанностей характеризует жизнь верующего. Апостолы - яркий пример молитвенной жизни. Они освобождали себя от других обязанностей, чтобы уделять молитве больше времени: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:4).
7. Ревность. Молитвы самого Иисуса, Который во всем служит нам примером, были глубоко прочувствованными. «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение» (Евр. 5:7). В некоторых молитвах Писания мы буквально слышим вопль святых, обращенный к Богу. Даниил восклицает: «Господи, услыши! Господи, прости! Господи, внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем» (Дан. 9:19).
8. Единство. В совместной молитве верующие обретают силу. Иисус учит нас: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19, 20).

Наряду с общими молитвами также важно совершать и личные (уединенные). Иисус учит нас: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Суть тайной молитвы в том, что мы открываем свое сердце Богу, а не показываем себя перед людьми, подстраиваясь под окружающих. Присутствие других людей может помешать нам или оказать негативное влияние на наши молитвы.

Не на все молитвы Бог отвечает так, как человек просит. Павел трижды просил Господа удалить от него «жало в плоть», но Господь не делал этого. Он сказал Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:8, 9).
Причина, по которой Бог отвечает на одну молитву и не отвечает на другую, не имеет ничего общего с формой, объемом или длиной самой молитвы, т.к. молитва предполагает личные отношения с Богом, при которых важнее всего быть искренним и бескорыстным. Ответ зависит от Божьей воли, которая по отношению к нам есть «благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Если мы не получаем ответа на нашу молитву, мы должны продолжать доверять Богу, Который делает так, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28), и возлагать на Него все наши заботы, зная, что Он постоянно помнит о нас.

II. Пост
Упоминание о посте встречается по мере чтения Библии от Ветхого Завета до Нового, и мы можем видеть потрясающую силу и возможности поста.
Пост - это воздержание в течение определенного времени с целью поиска лица Божьего в молитве по поводу конкретной нужды или с целью проведения времени с Богом для укрепления внутреннего человека, вооружения себя в духовной брани. Воздержание должно быть:
- от пищи;
- от интимной (половой) близости (1 Кор. 7:5);
- от чтения других книг, кроме Библии и духовной литературы;
- от просмотра телевизора;
- от любого рода развлечения или действия, которое может стать препятствием в общении с Богом.

Различные виды поста
Пост можно осуществлять по-разному. В Библии представлены три разновидности поста.
1. Абсолютный. При таком посте человек воздерживается от пищи и воды, т.е. ничего не кушает и не пьет (Есф. 4:16; Деян. 9:9). Проверено, что человеческое тело может нормально функционировать без пищи до 2 месяцев, но без воды - всего несколько дней, поэтому абсолютный пост нельзя брать больше чем на три дня. Однако есть исключения, когда Бог говорит конкретно, например: Моисей дважды брал абсолютный пост на 40 дней (Втор. 9:9, 18; Исх. 34:28).
2. Многодневный. Это воздержание от любой пищи и питья, кроме воды, в течение нескольких дней или недель. Человек пьет только воду и ничего больше. Похоже на то, что Иисус брал такой пост, потому что Библия говорит, что по прошествии сорока дней Он взалкал, но не возжаждал; когда Давид постился семь дней, Библия говорит, что он не ел хлеб (2 Цар. 12:15-20).
3. Однодневный. Воздержание от пищи и питья с вечера преды¬ду¬щего дня до вечера текущего. Можно принять затем легкий ужин.
4. Частичный.
1) Воздержание от принятия пищи и питья в течение определенного времени дня;
2) Воздержание от определенного вида пищи (Дан. 10:2, 3; Дан. 1:11, 12).
3) Сокращение частоты принятия пищи.
Частичный пост рекомендуется тем, кто имеет проблемы со здоровьем или другие объективные причины, препятствующие взять другой вид поста.

Пост может быть личным, т.е. в нем участвует только один человек, и групповым, который вовлекает всю семью, всю церковь или группу людей, даже целый город или страну: «пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься» (Есф. 4:16).

Сочетание поста и молитвы
Молитва в Писании часто сочетается с постом. Иногда в этих случаях речь идет о настойчивой молитве. Например, Неемия, услышав о поражении Иерусалима, «постился и молился пред Богом небесным» (Неем. 1:4). Когда иудеи услышали о приказе Артаксеркса уничтожить их, «было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль» (Есф. 4:3).
В Новом Завете сказано, что Анна служила Богу в храме «постом и молитвою... день и ночь» (Лк. 2:37), а когда верующие антиохийской церкви «служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). Прежде чем послать Варнаву и Савла в первое миссионерское путешествие, церковь вновь прибегла к посту: «Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их» (Деян. 13:3).
Итак, пост часто сопровождал молитву. Это случалось, когда кто-то настойчиво ходатайствовал пред Богом о ком-то другом во время покаяния, поклонения или поисков водительства.
Пост приносит много положительных результатов, касающихся наших взаимоотношений с Богом:
1. Усиливает в нас ощущение смирения и надежды на Бога (так как голод и физическая слабость постоянно напоминают нам о том, что сами по себе мы вовсе не сильны и постоянно нуждаемся в Господе).
2. Позволяет нам уделять молитве больше времени (так как мы не тратим время на еду).
3. Все время напоминает нам, что, так же как мы жертвуем ради Господа своим комфортом во время поста, нам следует постоянно жертвовать всем нашим существом ради Него.
4. Это прекрасная проверка самодисциплины, так как, удерживая себя от принятия пищи, которой нам хочется, мы усиливаем нашу способность сопротивляться греху, к которому мы часто склоняемся. Если мы упражняем себя в малых «страданиях» добровольного поста, то мы будем способны принять и большие страдания ради праведности.
5. Повышает живость ума и духа, усиливает ощущение присутствия Божьего, так как мы сосредоточиваем наше внимание не на материальном.
6. Выражает насущность и важность нашей молитвы: если бы мы не прекратили пост, мы вскоре умерли бы. Таким образом, пост символически говорит Богу, что мы готовы умереть ради изменения определенной ситуации. Пост особенно уместен, если церковь в этот момент духовно слаба.
7. Является оружием духовной войны: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).

Хотя в Новом Завете нет требования поститься, обращенного к верующим, и не установлены какие-либо особые периоды для проведения поста, Иисус явно подразумевал, что мы будем поститься, так как Он говорил Своим ученикам: «Также, когда поститесь…». Кроме того, Иисус говорит: «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). Жених - это Иисус, а мы - Его ученики, Он «отнят» у нас до тех пор, пока не возвратится.
Пост сроком более трех дней должен совершаться с благословения пастора и под его духовной опекой.

Правильный Пост, как правильно поститься и получить ответ на молитву

Как показывает Практика, пост действительно открывает ответы на молитву, приближает человека с Богом. Христианский пост.

1- пост - это не диета!

2- пища не принимается вообще, вода по возможности тоже.

3- длительность выбирайте сами - день, два… (но все- таки в пределах разумного)

4- Перед началом поста, необходимо попросить Господа благословить и принять его.

5- Усиленная молитва, по возможности не одному (например, с семьей). По нескольку раз, в день, вставая на колени перед Господом и моля о своей проблеме (подробно, как рассказываешь близкому другу, с именами о ком просишь).

6- ВНИМАНИЕ!!! - ВЫХОДИТЬ ИЗ ПОСТА ПОСТЕПЕННО, ПОНЕМНОГУ УВЕЛИЧИВАЯ КОЛИЧЕСТВО ПИЩИ.

Однажды к Иисусу Христу подошли ученики Иоанна Крестителя и спросили Его: "…почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?" (Мф.9:14) фарисеи, действительно, постились много. Например, тот фарисей, который зашел в храм помолиться вместе с мытарем (Лук.18:10-14), говорил о себе так: "…пощусь два раза в неделю…". Но почему-то Иисус не похвалил и даже не одобрил их за такое усердие в деле Божьем, как будто даже и не заметил этого.

Наверное многие задают такой же вопрос - "почему одни христиане постятся много, а другие – нет?". Христос тогда ответил спрашивающим очень просто, что в настоящее время Его ученики радуются, но в жизни у них будет и такое время, когда они будут поститься. Причем, нигде дальше в Евангелиях мы не видим, чтобы Христос установил порядок и правила для соблюдения постов, точно также как и в Ветхом Завете нигде нет такого порядка и правил, из чего можно сделать простой и логичный вывод, что необходимость поста в каждом конкретном случае и порядок его исполнения каждый из Его учеников должен определить для себя самостоятельно.

Почему же люди постятся? Почему постились фарисеи? Христос обличил их в том, что они "все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди … и чтобы люди звали их: учитель! учитель!" (Мф.23:5,7). Или же чтобы угодить Богу, подобно тому, как язычники пытаются умилостивить своих идолов? Но нашего Бога не нужно умолять, потому что Он – благ, многомилостив и долготерпелив. Пророк Захария описывает случай, как израильтяне стали вопрошать Господа, продолжать ли им поститься после того, как Господь ответил на молитвы и освободил их из вавилонского плена. Господь ответил им вопросом: "…для Меня ли вы постились? для Меня ли?" (Зах.7:5). Таким образом, Бог наталкивает иудеев на мысль, что пост нужен не Богу, а им самим для того, чтобы устранить причины, препятствующие тому, чтобы Бог их благословил. Итак, если пост – это не есть средство угождения Богу, тогда - что же это?

Пост

Пост – это особое состояние в жизни христианина , когда он в той или иной степени ограничивает себя в пище и питии для того, чтобы сконцентрировать все силы своего организма на молитве. Пост нужен тогда, когда христианин ожидает каких-то положительных перемен от Бога, как естественных, так и сверхъестественных.

Так как пост часто упоминается, как в Ветхом, так и в Новом Заветах, то правильнее было бы рассмотреть несколько конкретных описаний, чтобы из них сделать выводы. Моисей постился на горе Синай в присутствии Божием на протяжении сорока дней и ночей (Исх.34:28), но во всем Пятикнижии нет указаний, что так нужно делать народу, а только лишь есть намек на пост, когда говорится о том, что народ должен смирять души в день очищения (Лев.16:29).

В книге Судей (Суд.20:26) описан случай, когда сыны Израилевы молились и постились перед решающим сражением с сынами Вениаминовыми, защищающими гнусных грешников. Победа наступила только после усиленной молитвы с постом.

Давид молился и постился о младенце, которого родила Вирсавия (2Цар.12:16). Перед этим пророк Нафан обличил его в страшном грехе, поэтому Давид, по-видимому, горько раскаивался в своем грехе, который привел к смерти невинного ребенка. В результате такого раскаяния появился 50-й псалом, в котором есть такие слова: "…ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс.50:18-19).

Когда Аман, один из вельмож царя Артаксеркса в престольном городе Сузах, замыслил уничтожить всех Иудеев, то они, узнав об этом, возопили к Господу. И "было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль; вретище и пепел служили постелью для многих" (Есф.4:3). И Господь услышал их молитву и, более того, еще задолго до этой проблемы уже предусмотрел выход из этой сложной ситуации, когда позволил еврейской девушке Есфирь стать царицей. Есфирь также прекрасно сознавала, что без сверхъестественной помощи Божией она и сама, пытаясь помочь Иудеям, рискует не только своим положением, но даже и жизнью, поэтому решила поститься три дня сама со служанками своими, а также попросила, чтобы и все Иудеи в городе Сузах молились и постились, поддерживая ее. И Бог услышал вопль и глас Есфири и Иудеев и чудесным образом избавил народ от гибели.

Библейские герои

Очень интересен также случай с покаянием языческого города Ниневии от проповеди Ионы (Ион.3:5-10). "И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост…". Даже царь покаялся и объявил пост для всей Ниневии не только для людей, но и для скота, чтобы Господь умилосердился и отвратил бедствие. И Бог услышал эту молитву, "…и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел".

Иудейский юноша Даниил, находясь в вавилонском плену, обращался к Господу "с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле" (Дан.9:3), и Бог давал ему удивительные откровения о будущем, как для его народа, так и для всего человечества. Целью постов Даниила, по свидетельству посланного ему мужа Божия, было: "…ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим" (Дан.10:12).

Иисус Христос не давал повелений Своим ученикам поститься, но заявлял, что "…придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься" (Мф.9:15). Сам же Иисус постился 40 дней в пустыне после Своего крещения у Иоанна перед выходом на служение народу Израильскому (Мф.4:2). А после безуспешных попыток учеников Его изгнать беса из отрока, Христос открыл ученикам секрет: "…сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17:21). Первые христиане в Антиохии также практиковали молитвы с постами, в результате чего Дух Святой побудил их отделить Варнаву и Савла на миссионерский труд (Деян.13:2-3).

Все эти случаи показывают , что целью постов является глубокое покаяние, смирение, примирение с Богом, исправление путей человеческих, устранение всяких препятствий между Богом и человеком, препятствующих излиянию обильных Божьих благословений. Пост необходим для усиления молитвы. Он не имеет ничего общего с голодовкой и шантажом Бога, потому что если человек во время поста захочет требовать от Бога и исполнять волю свою, то Бог его не услышит. Пророк Исаия приводит ответ на вопросы иудеев: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" (Ис.58:3). Он говорит: "Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал…?" (Ис.58:3-5).

Христиане обычно молятся с постом в критических случаях, когда необходимо принять очень важное и поворотное решение в своей жизни. Молитва с постом очень эффективна для освобождения от какой-либо греховной зависимости, например, курения или даже наркотиков. Молитва с постом также очень важна, если просить Бога о спасении кого-то из близких.

Практическая сторона поста должна быть строго индивидуальной, с учетом состояния здоровья и особенностей организма каждого человека. Пост может быть разной длительности, разной степени тяжести, в зависимости от состояния здоровья и других всевозможных причин. Пост – это не только и не столько воздержание от пищи, сколько установление правильных отношений с людьми и с Богом.

Пост делается для того, чтобы сконцентрировать все силы организма на молитву, поэтому нужно особое молитвенное состояние. О практической стороне поста говорит тот же пророк Исаия: "…разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся…" (Ис.58:6-7). Это значит, что прежде чем просить что-то у Бога, нужно тщательно навести порядок и в своей личной духовной жизни, и в отношении своих ближних. Тогда Бог будет благоволить к взывающему к Нему: "Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"… и будет Господь вождем твоим всегда" (Ис.58:9,11).

ИЗ БИБЛИИ О ПОСТЕ - Библейский Пост

От Луки:

4.1- Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
4.2- Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

От Матфея:

6.16- Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6.17- А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
6.18- чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

От Марка:

1.13- И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

От Матфея:

4.1- Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
4.2- и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

Великий пост предшествует празднику Пасхи — в 2019 году христиане празднуют Светлое Воскресение Христово 28 апреля.

Смысл поста — не просто отказ от мясо-молочной пищи, это самоограничение, то есть добровольный отказ от всего, что составляет заметную часть нашей земной жизни. Но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями.

Пост дает возможность о многом подумать и многое духовно переосмыслить. Это время, когда мы можем заставить себя остановиться, прервать бесконечный, ежедневный бег, вглядеться в свое собственное сердце и понять, насколько далеки мы от Бога, от того идеала, к которому Он нас призывает.

Но пост без молитвы — не пост, а просто диета. Во время поста в первую очередь нужно заботиться об очищении души и помыслов, а для этого необходимо ежедневно молиться дома и по возможности посещать церковные службы все семь недель Великого поста.

Молитва в Великий пост

Молитве в Великий пост следует уделить больше времени, чем обычно. Можно читать обычные утренние и вечерние молитвы или что-то еще, например, Псалтирь, но во время поста к этим молитвам нужно добавлять еще одну — краткую и емкую молитву Святого Ефрема Сирина.

Молитва преподобного Ефрема Сирина относится к наиболее часто произносимым во время Великого поста.

© Sputnik / STRINGER

"Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь".

В кратких строках молитвы Святого Ефрема запечатлен весть путь духовного совершенствования человека, в которых люди просят помощи у Бога в борьбе со своими пороками — унынием, ленью, празднословием, осуждением других. И просят увенчать их венцом всех добродетелей — смирением, терпением и любовью.

Утренние молитвы

Молитва мытаря: "Боже, милостив буди мне грешному". (Поклон). Согласно Евангелью от Луки, это покаянная молитва, которую произносил мытарь в притче о мытаре и фарисее. В этой притче Христос приводил молитву мытаря как образец покаяния и прошения милости Божией.

Молитва предначинательная: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех Святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".

Трисвятое: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Молитва к Пресвятой Троице: "Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Молитва Господня: "Отче Наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть Царство и Сила и Слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь". Эту молитву можно читать в любое время, в том числе и перед едой и вечером.

Вечерние молитвы

Молитва к Богу Отцу: "Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков Аминь".

Молитва ко Святому Ангелу хранителю: "Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия ротивнаго ми врага избави мя, да ни в коем же гресе рогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и не достойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа мого Иисуса Христа и всех святых. Аминь".

А прямо перед сном следует произнеси: "В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь".

О покаянии

Один из величайших Святых, преподобный Макарий Египетский говорил, если поглубже всмотреться в себя, то каждый от всего сердца должен будет сказать слова молитвы: "Боже, очисти меня грешного, яко николиже (то есть никогда) сотворих благое пред тобою".

Произносить молитвы можно не только во время богослужений или дома — утром и вечером. Миряне могут молиться в любое время — при возникновении негативных и грешных помыслов. Короткая молитва позволит духовно очиститься и настроиться на позитивный лад.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Боже, Боже мой! Дай сердцу моему неведения страстей и вознеси око мое над безумием мира, пряму отныне сотвори жизнь мою не на угождение им и даруй жалости мне к гонящим меня. Ибо радость Твоя в скорбях ведома, Боже мой, и прямая душа улучит её, судьба же её от лица Твоего исходит и нет умаления блаженства ея. Господи, Иисусе Христе, Боже мой, прямы сотвори пути мои на земле.

Священнослужители советуют за время поста прочитывать самостоятельно все четыре Евангелия, так как трудно быть христианином, не зная Святое Писание. Рекомендуется читать Писание каждый день, в спокойной обстановке, где можно сосредоточиться, а после чтения поразмышлять о прочитанном и подумать, как соотнести Писание со своей жизнью.
Время Великого поста дается специально Церковью, чтобы мы могли собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече Пасхальных праздников.

Материал подготовлен на основе открытых источников

О посте и молитве

Постараемся ответить на вопросы:
. Что такое пост?
. Цель поста?
. Кем и для кого установлен пост?

Можно начать с чтения с книги Исход 19:10; и 14-15: «Бог сказал Моисею: пойди к народу и освяти его, пусть вымоют одежды свои... и проведи черту со всех сторон и скажи: «берегитесь прикасаться к подошве горы, и воздержаться от физической близости с женами».
Бог дал народу наглядный урок. Никто не должен восходить на гору Почему? Потому что Бог свят, а народ грешен! Грех разделил народ с Богом. Вот для чего была проведена черта: «берегитесь прикасаться к горе».

Цель Бога: Вести народ в обетованную землю; приблизить его к Себе и сделать его нравственно чистым.

Для этого Бог дал Израильскому народу постановление об очищении:
«Да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте. Ибо сей день очищает вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чистыми пред лицем Господним» Лев 16:29-30

Как происходило очищение от греха? Чтение из книги Лечит 16:21-24
В этот день, 10 июля, народ находился в стане и знал, что священник приносит жертвы за грех:
. На голову живого козла священник возлагал руки и исповедал все беззакония, все преступления и грехи сынов Израилевых и отпускал козла с нарочным человеком в пустыню, где он там погибал.
. Второе жертвенное животное приносилось во всесожжение за священника и за народ. Кровью его окроплялся жертвенник, скиния, святое святых, народ очищались этой кровью.
«И да будет сие для вас вечным постановлением: очищать сынов Израилевых от всех грехов »- Лев 16:33-34.

Пост - это день очищения избранного Богом народа от их грехов и беззаконий.
Пост - это день общения с Богом - Флп. 4:6 -7.
Цель поста: достичь внутреннего смирения избранного народа пеерд Богом. Видя святость Бога и свою греховность, человек смирялся.

Кем, когда и для кого установлен пост? Пост был установлен Богом для народа Израиля, избранного народа, чтобы очистить его, приблизить к живому Богу и научить поклоняться Ему.

Какое постановление дано нам? Мы тоже избранный Богом народ. Мы тоже находились в плену греха, в духовном Египте, и Бог вывел нас на свободу и ведет в Царство Небесное.
Мы тоже имеем вечное постановление - заповедь Господа Иисуса Христа о Вечере Господней. Принимая Вечерю, мы вспоминаем страдания Христа, доколе Он придет.

Один раз в месяц объявляется пост и молитва для всех членов церкви.
. Это день нашего очищения от греха и освящения.

Как происходят наше очищение и освящение?
В Ветхом Завете для очищения и освящения народа приносились жертвы козлов и тельцов. В Новом Завете мы имеем очищение в Крови Христа.
Напомним тексты из Евангелия «Ибо так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» Ин 3:16. Иисус Христос пришел на землю, чтобы умереть за наши грехи и беззакония. «Наказания мира было на Нем, и ранами Его мы исцелились!» - Ис. 53:5.
Христос есть жертва искупления и очищения Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха»- I Ин. 1:7,9.
Пост и молитва направлены на исследование нашего духовного состояния перед Богом.

Ответим на следующие вопросы:
. Что мешает мне быть ближе к Богу?
. Какой грех постоянно нарушает мой внутренний мир и мир с Богом?

Чтение из первого послания к Коринфянам 11:28: «Да испытывает же себя человек и таким образом ест от хлеба сего и пьет из чаши сей».
Каким образом испытывать себя? «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно... спасешь себя и слушающих тебя» - 1 Тим 4:16.

Зададим каждый себе вопрос: Как я пощусь? Что есть пост для меня?
Из практики известно, что для одних пост - это голодание; для других - это путь к примирению с тем, кого он обидел.
Если мы не испытываем себя; не вникаем в Слово Божье, то это влечет за собой последствия. «Оттого многие из вас немощны, и больны, и немало умирают» духовно и физически - 1 Кор.11, 30 .

В свое время народ Израильский задавал вопрос Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь, смиряем души свои, а Ты не знаешь?» - Ис. 58:3а. «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко от Меня»- Ис. 29:13.

Бог не отвечал на молитвы Своего народа, так как он ушел от Него поклоняться другим богам. Избранный Богом народ оставил истинного Бога, забыл об очищении и освящении. Пост для них стал обрядом, он совершался внешне, для вида. Постясь, они продолжали делать зло, жить по своей воле, не прекращали ссоры, распри и ропот. Потому Бог не отвечал на их молитвы.

Дорогие сестры! Как постимся мы? Не похожи ли и мы на Израильский народ?
Мы можем поститься, молиться, ходить в дом Божий. Но, закончив пост, продолжаем жить такой же греховной жизнью, как жили до этого.
И в результате наши проблемы остаются годами не решенными. И мы тоже задаем Богу вопрос: «Почему Ты видишь наши проблемы и не отвечаешь нам?»

Какой смысл, вкладываем мы в пост и молитву? Что такое пост и молитва для меня лично? Ответим для себя на эти вопросы.
Пение гимна «Научи меня, Боже, молиться». ПВ 23 . Пропойте этот гимн, вникая в его смысл.

Пост, который избрал Господь

Пост и молитва должны совершаться, прежде всего, лично за себя, за свое духовное состояние с тем, чтобы приблизиться к Богу.

«Помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой в пустыне,… чтобы испытать тебя, чтобы смирить тебя и узнать что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его или нет?» - Вт 8:2.
Вспомните свой путь следования за Богом. Какие испытания встретились в вашей жизни, как ваше сердце смирялось перед Богом? Какие заповеди вы храните в сердце своем?

Наша христианская жизнь неразрывно связана, с окружающим миром, с нашими ближними. Заповеди и повеления Божии обращены к нам.
«Вы - свет мира» - Мф 5:14 Мы являемся светом мира, когда любим ближнего своего и наших врагов, любим братьев и сестер по вере; когда на зло отвечаем добром и исполняем многие другие заповеди.
Пост я молитва нужны для того, чтобы исполнить заповеди Божии, увидеть свое состояние перед Богом, и черпать у Него силы, чтобы побеждать грех, потому что грех имеет природу сатаны.
«Вот пост, который Я избрал: разрешите оковы неправды, развяжите узы ярма и угнетенных отпустите на свободу, и расторгните всякое ярмо» - Ис.58:6-7.

Разрешите оковы неправды. Бог ждал от избранного народа покаяния в том, что их сердце далеко отстояло от Него, они были связаны узами греха и роптали на Бога.

Не будем судить своих неверующих детей, мужей, родственников за то, что они живут греховной жизнью; не станем роптать, как нам трудно жить с ними.
Мы судим их неправедным судом, так как сами живем неправедной жизнью, не являемся для них светом, а, напротив, заковываем их в оковы неправды.

Развяжите узы ярма и угнетенных отпустите на свободу.

Скольких родных и близких мы раним своим языком! Всегда ли просим прощения у них? Сколько людей причиняют нам раны? Всегда ли мы прощаем? Ярмо непрощения мы вешаем друг на друга.
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что
брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой, пойди и примирись с братом твоим»- Мф. 5:23-24.

Прощать нелегко. Нелегко просить прощение. Путь к прощению - это борьба! И мы должны побеждать этот грех, иначе у нас не будет радости, не будет свободы, и мы останемся в узах ярма.

Путь к радости и свободе лежит через покаяние, прощение наших обидчиков и смирение перед Богом.
Вот пост, который хочет видеть Бог! Вот молитвы, которые желает Он слышать от нас!
Победа над грехом совершается через пост и молитву. И если мы вступим на этот путь, то Бог дарует нам силу противостать всем козням дьявола.

«Тогда откроется, как заря свет твой, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» - Ис. 58:8.
Христос будет виден в нас и прославлен через нас. Исцеление наше скоро придет. Мы будем возрастать духовно, и к нам возвратится физическое здоровье.

Правда твоя пойдет пред тобою, Мы получим оправдание свыше от
Бога, и в таком состоянии сможем «просить, и будет дано нам».
Божие благословение будет сопровождать нас и наши семьи.

Программа молитвы и поста

С чего начать пост и молитву?

Начните с чтения Слова Божия и молитвы за 2-3 дня до проведения поста, чтобы Господь помог вам избрать свободный от работы и от житейских забот день.
«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» - Мф. 6:6. «Но Он (Христос) уходил в пустынные места и молился» -Лк. 5:16.
Просите Бога подготовить вас к посту.
. Назначьте день, в который не будет делать никакую работу, заранее приготовьте все необходимое для семьи (еду и прочее).
. Приготовьте место, комнату, в которой вы будете молиться, никому не мешая; отделитесь от окружающего мира, чтобы ничто вас не отвлекало. Отключите телефон.
Что касается пищи, то это дело лично каждого молящегося. Если здоровье не позволяет полностью отказаться от еды, то подкрепляйтесь постной пищей в небольших количествах во время поста.

Время начала поста. Желательно начать пост и молитву рано утром, по возможности в 6 -7 часов.
Молитва благословения. Попросите, чтобы Бог дал вам понимание Слова при чтении Библии, защитил вас и вашу семью от духов злобы поднебесных.

Чтение Слова Божия. Прочитайте отрывки из Библии: Бытие 27:26-40, затем Псалмы: Пс.3:4-6,9, Пс.120:1-8, Пс. 107:14, Пс.17:32-35,40, Пс.139:7-9,11
Помолитесь своими словами, следуя тексту Псалмов. Совершите молитву благословения, пение ИВ 7, 1С.

Прославление и благодарение Господа. Подберите хвалебные Псалмы и другие тексты Писания. Например: Псалмы 22; 83:2-3;5; 8:2-8; 13:2-15 и другие.
Совершите молитву прославления и благодарения, пение ПВ 726, 789, 99, 109.

Исповедание. Прочитайте отрывки из Евангелия Мф. 5:23-24, послания Иакова 3 глава. Проверьте свое сердце. Ведь от избытка сердца говорят уста. Наши уста - это барометр нашего сердца. Тексты для чтения из книги Притчей: 13:3; 11:12; 16:28 и Псалом 50:3-21.
Помолитесь о том грехе, который постоянно препятствует вам иметь мир в сердце и удаляет вас от Бога. От всего сердца совершите молитву покаяния. Пение ПВ 41, 45

Исследуйте Писание. Можно выбрать любую книгу из Библии и читать ее по главам.
Например, послание Иакова 1 глава. Прочитав главу, выберите в одном- двух стихах законченную мысль и размышляйте над тем, что говорит Бог, как этот стих касается вашей жизни. Есть ли в нем поучение? Наставление? Укрепление в вере? И т.д.
Помолитесь и поблагодарите Бога за эти открытия.

Перерыв на отдых. Если вы устали, сделайте перерыв на полчаса. Немощные молящиеся могут, подкрепиться пищей. Например: один стакан чая и кусочек хлеба, или один стакан сока или кефира. Можно принять душ или умыться холодной водой. Чувствуйте себя свободно в выборе отдыха. Сделайте зарядку, если есть потребность в движениях.
Для начинающих это духовное упражнение можно сократить время общения с Богом до четырех часов. Для тех, кто регулярно постится, время молитвы длится восемь и более часов, по вашему усмотрению.

Молитва ходатайства. «Прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, благодарения за всех человеков» - 1 Тим 2:1.
Приступайте к молитве о нуждах других. Заранее приготовьте список нужд, о чем и о ком вы желаете молиться.
Продолжайте чтение из послания Иакова 2 глава, исследуйте эту главу и подберите стих, отвечающий вашей нужде, чтобы применить его в молитве.
Можете вспомнить другие стихи из Писания и использовать их в ходатайственной молитве
Прочитайте из послания к Ефессянам 6:10-18, чтобы понять, где и у Кого черпать силы в молитве. Вы вступаете в духовную борьбу. Ваше оружие описано в стихах 14, 16, 17и 18.
Молитесь после каждой нужды и прославляйте Господа пением.

Завершение поста и молитвы. Закончите пост и молитву прославление м Господа. Поблагодарите Его за время общения с Ним.
Молитва и пение ПВ 84, 1827.

Испытаем силу молитвы и поста! Да благословит вас Господь!

Молитвы в Великий пост считаются обладающими большей силой. Франсуа Мориак однажды сказал: «Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру».

Молитва – это не простые слова с перечислением прегрешений и светлых чувств. Это не то, о чем можно много и разно говорить. И не то, чем можно пренебрегать.

Исконно молитвы были созданы для того, чтобы каждый человек мог говорить с Богом. Особый напевный ритм, слог и старославянский язык – ключ к некому состоянию, когда бренное забывается и торжествует духовное. Это как раз тот случай, когда можно не иметь большой веры, делая первые шаги в молитве, но непременно ощутить прикосновение Божественного.

Молитвы в Великий пост

Великий пост – это особенное для христиан время и 2019 год — не исключение. В этот период заповедано особенно соблюдать правила воздержания, добронравия и взаимопомощи. Это время, когда нужно ограничить свое тело во всём, чтобы освободить дух от его влияния. Каждый день на нас накапливается слой пережитого: эмоции, желания, злость и рутинные интересы. Всё это имеет ничтожно малое отношение к истинно духовному развитию. И ограничения, доходящие до аскезы, призваны снять всё подобное, наносное с нашей души. В этом деле молитва становится неотъемлемым помощником.

В пост меняется образ жизни, у многих эти изменения ощутимы до дискомфорта. И когда тело навязывает свою привычную линию поведения, на помощь приходит Святое Слово. Оно оказывает чудесное воздействие, помогает отрешиться от чувства недовольства, что часто гложет голодного, и от чувства раздражения, что гложет того, кого ограничили. Молитва помогает понять и ощутить, насколько мимолетно всё это, насколько мало по отношению к великому Божественному Началу, которое живёт в каждом из нас.

«Молитва должна оставаться без ответа, иначе она перестает быть молитвой и становится перепиской»

Оскар Уайльд

Молящийся, обращающий свое сердце к Богу, должен помнить, и в пост особенно, что нельзя ждать чудес и мгновенных свершений. Душа праведника чиста и покорна воле Господа, она не требует, а терпеливо ожидает и благодарит за всё, что происходит, не ропща.

Пост – это время молитвы

Утро первого дня поста начинается с особых слов, обращенных к Иисусу Христу, Пресвятой Троице. Эти молитвы называются начальными. Они означают готовность покорно принимать испытание постом, смирение и соучастие со страстями Иисуса, которые испытывал он в пустыне.

Каждое же утро начинается с молитвы Христу, псалма Давида, молитвы третьей святого Макария Великого, хвалы и песни Богородице. Это основные молитвы, читаемые в Великий пост мирянином.

В продолжение дня мысли должны быть обращены в молитву благодарности за хлеб насущный, молитвы перед и после вкушения пищи.

Перед сном праведный христианин обращает свое сердце к Ангелу-Хранителю посредством молитвы и к Богу Отцу.

Эти молитвы можно назвать необходимыми для прочтения христианину во время поста. Их намного больше, но если взывать к перечисленным святым с чистой душой, и этого будет достаточно.

Церковная служба в пост также отличается от обычной. Обязательно в чтение добавляют молитву святого Ефрема Сирина. Она считается воистину великопостной молитвой, что полностью отражает её содержание.

Священнослужителям в период поста предписано особо много времени проводить в молитве. Для них молитва – это особенная и в то же время основная часть жизни. Ею надлежит заниматься после пробуждения, перед приемами пищи и после них, перед учением, в моменты, когда одолевает соблазн или дурной помысел, перед сном.

Во время Великого поста молятся о своих усопших и за здравие живых близких и родных. Считается, что очистившаяся душа ближе к Богу, и Он лучше слышит все молитвы. Поэтому можно обращаться в любых молитвах к Всевышнему, и это непременно отзовется, внутри или снаружи.

«Труд — лучшая молитва»

Алонсо Арджуна

В Великий пост очищение считается не только устными молитвами, но и делами. Сказано, что в этот период нужно воздерживаться от лишних слов, действий и желаний.

Привычно нам смотреть телевизор – воздерживаемся. Разве что если это для дела. Привыкли много времени болтать с подругами по телефону – на этот период ограничиваемся. Это своеобразная работа над собой, самый тяжелый труд под названием «изменение себя к лучшему».

Но если сосед или знакомый, и даже если незнакомец нуждается в помощи, нужно помочь. Особенно в Великий пост. Конечно, помощь по силам и от души. Часто бывает, что к нам обращаются не вовремя, приходят некстати. Но данный период существует именно для того, чтобы преодолевать свое недовольство, освобождаться от него, чтобы это место в душе занимало осознание бренности бытия, высоты духа и единства. Все люди равны между собой, и каждому дано время. Это время принадлежит Богу, а значит, у нас лично никто его отнять не может. Но если мы с открытым сердцем посвятим это время кому-то на пользу, кому от этого станет плохо? Напротив, доброты только прибудет. Это и есть цель Великого поста.

«Бог не слышит слов молитвы, Бог видит твоё сердце»

Евгений Ханкин

Есть люди, которые пробуют для себя пост впервые. Они не знают молитв, не сталкивались с чудесами веры. Но что-то привело их попробовать. Никогда не поздно встать на путь совершенствования своего духа. И вот для этих людей является некоторой проблемой освоение большого количества текста. Может статься, для них чтение молитвы станет старанием правильно произнести нужные слова, а не истинным обращением души к Господу. В таком случае нужно обратиться к батюшке, он может помочь в направлении к основным молитвам христианина. В данный момент есть молитвы, переложенные на современный язык с сохранением смысла.

Можно и желательно посещать церковные служения. Молитва в церкви обретает воистину чудесное звучание и действие. Чисто всё: слова, голоса, помыслы многих десятков мирян, склоняющих головы в поклоне. В этом можно найти для себя первый урок чуда, преподанного Господом.

Но незнание молитв не означает, что стремление к чистоте духа останется незамеченным. Главное – чистые помыслы, праведные действия. В каждом человеке живет божественный цензор, и если слушать его, наши слова всегда будут слышны Богу.



Рассказать друзьям