На сколько процентов человек использует свой. На сколько процентов работает мозг человека? Узнайте, сколько процентов мозга использует человек

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В предлагаемой вашему вниманию статье мы поговорим на очень актуальную тему, которая волнует сегодня умы многих людей – это использование человеком своего мозга. Уже на протяжении довольно продолжительного времени существует мнение, что человек использует свой мозг всего лишь на 10%. Однако в наше время это мнение было опровергнуто многими исследователями, благодаря чему оно перешло в разряд так называемых мифов.

Говоря об этом мифе более конкретно, можно сказать, что мнения по поводу 10% разнятся: одни учёные склоняются к тому, что человек использует мозг не 10%, а на 7%, другие говорят, что обычные люди используют мозг вообще только 5%, а 10% — только гении, такие как, к примеру, Альберт Эйнштейн. Есть также гипотеза, что каким-то образом человек может повысить показатели использования своего мозга. Но как бы то ни было, в настоящее время процент использования мозга, согласно мифу, ничтожно мал по сравнению со всеми его возможностями.

В качестве одной из версий происхождения этого мифа приводятся результаты работы двух философов – Уильяма Джеймса и Бориса Сайдиса. В далёком 1890 году они разрабатывали теорию ускоренного развития ребёнка. Испытуемым был сын Бориса Сайдиса Уильям Сайдис. В результате их работы уровень IQ вундеркинда достиг максимального показателя 250-300. Сам же Уильям заявлял, что люди используют потенциал своего мозга по минимуму, а профессор Джеймс говорил, что этот минимум как раз и составляет 10%.

Есть и вторая версия происхождения мифа – это недопонимание или неверная трактовка проводившихся на рубеже XIX-XX веков нейробиологических исследований. Так, например, функции большого количества отделов головного мозга настолько сложны для изучения и понимания, что последствия каких-либо повреждений неочевидны, что значительно затрудняло понимание учёными их назначения. Профессор психологии Джеймс Калат отмечает, что уже в первой половине XX века нейробиологам были известны особые «локальные» нейроны, но их функции были неизвестны. Это также могло послужить причиной для возникновения рассматриваемого нами мифа о 10%.

Даже в наши дни, когда технологии и наука достигли высочайшего уровня, а функции многих отделов мозга достаточно изучены, остаются загадкой некоторые особенности взаимодействия клеток, которое приводит к расстройствам и сложному поведению. Наиболее же трудным для понимания является вопрос того, как благодаря совместной работе отделов мозга формируется сознание. Никакой единый центр сознательной деятельности ещё не определён, поэтому учёные умы и склоняются к мнению, что сознание – это результат совместной работы всех отделов.

Переходя к вопросу о развитии интеллекта, стоит заметить, что при помощи определённых упражнений его действительно можно развить, но идея о частичном использовании мозга не имеет серьёзных оснований. Здесь нужно ещё раз заметить, что представленные рассуждения основаны на мнении учёных, опровергающих идею о 10%, и могут отличаться от мнения как её сторонников, так и самого автора настоящей статьи. Так вот: согласно последним данным, все части мозга отвечают за выполнение своих функций, и до сих пор не было найдено ни одной такой части, которая не отвечала бы ни за что. К тому же, позитронно-эмиссионные исследования и магнитно-резонансная томография показали, что даже в состоянии сна все области мозга активны, а неактивные участки могут присутствовать только в случае серьёзных повреждений.

Теперь же можно поговорить непосредственно об опровержении мифа о 10% использования мозга. Американский нейробиолог Барри Гордон, например, заявил, что миф от 10% является ошибочным и абсурдным. В доказательство этого он приводит несколько причин. Во-первых, если повреждены неиспользуемые части мозга, значит и деятельность его не должна нарушаться, но даже небольшое повреждение вызывает нарушения в работе. Во-вторых, функционирование мозга – это очень энергозатратный процесс, значит, те 90% мозга, которые не используются человеком, со временем просто исчезли бы – мозг бы стал меньше. В-третьих, посредством томографии удалось обнаружить, что неактивные участки мозга появляются лишь в результате его повреждений. И, в-четвёртых, как уже было сказано, каждый отдел мозга выполняет свою функцию, а «не рабочего» отдела просто не было найдено.

Нейробиолог и психолог Барри Бейерштейен, в свою очередь, также приводит ряд аргументов, которые опровергают миф о 10%.

  • Изучение повреждений головного мозга показали, что даже малейшие травмы способны привести к серьёзным последствиям. Из этого следует вывод, что неактивных зон мозга быть просто не может, т.к. в ином случае повреждения никак бы на мозговой деятельности не сказывались.
  • Т.к. мозг требует огромного количества кислорода и почти 20% всей энергии, находящейся в распоряжении человека, то в случае со «свободными» 90% мозга в процессе эволюции преимущество было бы на стороне тех, у кого наименьший, но наиболее эффективный мозг. Другие особи просто не смогли бы выдержать условий естественного отбора. Да и сам мозг такого размера, какого он есть сейчас, не смог бы сформироваться, ведь в нём не было бы никакой потребности.
  • Вместо того чтобы представлять собой одну единую массу, мозг разделяется на отделы, каждый из которых отвечает за свои функции. И снова речь заходит о том, что долгие годы изучений человеческого мозга, его отделов и их функций не выявили никаких признаков наличия отдела, который бы бездействовал.
  • Современные научные разработки позволяют учёным регистрировать особенности деятельности отдельных нейронов и наблюдать за тем, как происходит процесс жизнедеятельности одной клетки. И если бы 90% мозга находилось бы в состоянии бездействия, то аппараты, при помощи которых проводятся наблюдения, сразу бы это зафиксировали.
  • У клеток мозга есть такая особенность: если они долгое время не используются, то происходит их постепенное вырождение. Это означает, что если бы человек использовал лишь 10% своего мозга, то при вскрытии мозга практически любого взрослого человека можно было бы зафиксировать масштабное вырождение его неиспользуемых клеток.
  • Мозг большого размера требует и черепа, который бы ему соответствовал. А наличие крупного черепа существенно увеличивает вероятность смерти при рождении. Соответственно, если бы 90% мозга были не нужны, то в процессе эволюции череп человека постепенно становился бы меньше, т.к. мозг должен был бы сократиться в размерах.

Несмотря на большое количество противников мифа об использовании человеком 10% потенциала своего мозга, эта тема нашла и продолжает находить своё отражение в современной культуре. Идея о минимальном использовании главного органа ЦНС послужила основой нескольких художественных фильмов: «Газонокосильщик» (1992 год), «Области тьмы» (2011 год), сериал «Кайл XY» (2006-2009 годы), а также легла в основу рассказа Айзека Азимова «Чтобы мы не помнили» (1982 год). Но наибольшую популярность возымел нашумевший кинофильм Люка Бессона, вышедший в 2014 году, под названием «Люси», со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Благодаря возможностям современной компьютерной техники в фильме в мельчайших подробностях описана работа мозга при увеличении человеком процентов его использования.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что есть как противники мифа о 10%, так и его сторонники. Чью позицию займёте вы – выбирать лично вам. Но в любом случае стоит задуматься о том, что сугубо научный подход всегда был склонен к опровержению всего необъяснимого: телепатия, телекинез, психокинез и другие психические способности; осознанные сновидения и выход астрального тела; шаманские путешествия в нижние миры и на другие планеты – всего это воспринимается многими учёными с усмешкой и скепсисом на лице.

Можно, конечно, оценивать всё с позиции взаимодействия нейронов и синапсов, и искать тайну возникновения человеческого сознания в химических реакциях и строении атомов клеток. Но как же всё-таки становится приятно от мысли о том, что есть какая-то тайна в человеческом существе. И пусть её не удаётся раскрыть, а всевозможные приборы и датчики говорят о её невозможности. Наверное, так и должно быть, ведь это можно лишь прочувствовать на своём собственном опыте, только пережив самому. Это же касается и наших 10%. Нам не дано сейчас узнать, как обстоит всё на самом деле. Но одно ясно точно: если 90% мозга мы действительно не используем, то у нас в руках ценнейшее из сокровищ – огромный потенциал для саморазвития и раскрытия своих способностей!

А что думаете по этому поводу вы, наши уважаемые читатели? Как вы относитесь к легенде/мифу о 10% использования человеком своего мозга?

Ученые еще с очень давних пор пытались узнать, на сколько процентов работает мозг человека. Эти поиски не раз приводили к всевозможным заблуждениям и ложным теориям. Одни исследователи утверждают, что человек использует мозг на один лишь процент от имеющегося потенциала, другие дают 15-20 процентов. Обычные же люди начинают возражать и отмечают, что мозг у них работает всюду и всегда, обеспечивая дыхание, сердечный ритм и много чего еще. Безусловно, это так. Но, говоря о том, на сколько процентов работает ученые подразумевают скрытые возможности и

Немного анатомии

ЦНС включает в себя головной и которые, в свою очередь, представлены двумя видами клеток: нейронами и глиоцитами. Нейроны выступают главными носителями информации, принимают входные сигналы через дендриты, напоминающие ветки деревьев, и отсылают выходные сигналы по аксонам, похожим на кабели. Каждый нейрон включает до десяти тысяч дендритов и всего лишь один аксон. Зато аксоны могут быть в тысячу раз длиннее самих нейронов: до четырех с половиной метров. Области, где соприкасаются дендриты и аксоны, именуются синапсами. Это нечто вроде тумблеров, соединяющих между собой нейроны и превращающих мозг в единую сеть. Именно в импульсы трансформируются в химические сигналы.

Глиоциты - клетки мозга человека, служащие каркасной конструкцией, они играют роль чистильщиков, устраняют отмершие нейроны. Всего же глиоцитов в пятьдесят раз больше, нежели нейронов. Особенности мозга человека таковы, что в нем одновременно присутствуют до двухсот миллиардов нейронов, пять миллионов километров аксонов, один квадриллион синапсов. Число вариантов совершения обмена информацией превышает содержание атомов во Вселенной. Действительно, потенциал безграничен. Почему тогда мы лишь в такой малой степени задействуем мозг? Попробуем разобраться.

Уровень нагрузки

Приведем пример. Допустим, выпускнику математического факультета и тридцатилетнему алкоголику дали одинаковое задание: умножить 63 на 58. Действие совсем несложное, но кому из них для его осуществления придется задействовать больший процент мозга? Немудрено догадаться, что второму. А почему? Потому что математик умнее? Вовсе нет. Просто он более натренирован в этом деле, и для решения примера ему требуется гораздо меньшая нагрузка. Однако изначально и у одного, и у второго приблизительно равные. И число нейронов у них также примерно одинаково. Различие состоит только в количестве взаимосвязей между ними, но, как известно, разорванные связи можно восстановить и даже обзавестись новыми. Поэтому у алкоголика возможности для интеллектуального роста, безусловно, есть.

Опыты на обезьянах

Майкл Мезернич, преподаватель университета из Сан-Франциско, интересующийся тем, на сколько процентов работает мозг человека, провел несколько опытов на обезьянах. Он посадил животных в клетки, а за их пределами поместил контейнеры с бананами. Пока приматы пытались достать фрукты, Мезернич делал компьютерные снимки их мозга. Он установил, что по мере развития умений обезьян увеличивалась и площадь той части мозга, которая обеспечивала выполнение задачи. Как только животные смогли полностью овладеть техникой и с легкостью извлекать бананы, рассматриваемый участок мозга приобрел прежние размеры. Таким образом, связи нейронов укрепились, и реакции стали протекать уже без приложения усилий, автоматически. А это сразу же открыло потенциал для еще большего роста.

Экстремальные ситуации

Сколько процентов мозга использует человек, находясь в экстремальной ситуации? Точной цифры никто не скажет, однако известно, что в этом случае скорость восприятия растет просто фантастическими темпами. Некоторые пережившие катастрофы люди отмечали, что чувствовали в момент опасности, что время будто остановилось, и это давало им возможность для маневров. Неплохо было бы, чтобы такая способность была нам присуща и в повседневной жизни, а не только в период сильного потрясения. Но возможно ли это? Если и возможно, то крайне опасно. Только представьте, сколько энергии требуется мозгу в таком состоянии!

Мистические способности

Есть люди, которые силой мысли двигают предметы, вращают стрелки на часах, рассеивают лучи лазера и тому подобное. Наверняка многие слышали о таких магах и чародеях. Кто они - сверхлюди или мистификаторы? А может, такие способности есть у каждого из нас, просто они дремлют? Возможно, природа намеренно ограничивает нас, сохраняя запас на какой-либо непредвиденный случай. Важно не то, на сколько процентов работает мозг человека, а то, каким образом мы расходуем интеллект. Чем люди умнее, тем больше они стремятся удовлетворять свои эгоистичные потребности. Так, Гитлер был очень одаренным человеком, но что из этого вышло? Море слез, океаны крови. Приведем в пример других гениев: Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи. В своей жизни они многого достигли, однако известно, что были алчными, эгоистичными и властолюбивыми. Дали бы кому-то из них в руки власть, возможно, последствия были бы такими же.

Сколько процентов мозга использует человек

Если люди не меняются внутренне, не растут духовно, то и свои скрытые способности применять не могут. Так все-таки, какой процент мозга использует человек? Чтобы удовлетворить животные инстинкты, нам хватит и трех процентов. Чтобы суметь обеспечить себя едой - еще два. Для формирования достаточно пяти процентов, столько же требуется для процесса обучения. Вот, в общем-то, и все! Темные кладовые мозга могут раскрыться перед нами только в том случае, если мы будем стремиться к большему, заниматься развитием решать логические задачи и головоломки, познавать мир и совершенствовать себя как личность.

Как работает мозг

Количество нейронов в мозге новорожденного ребенка больше, нежели у взрослого. Однако между клетками еще почти нет связей, поэтому малыш не может грамотно использовать свой мозг. Изначально новорожденный почти не слышит и не видит. Если даже нейроны сетчатки чувствуют свет, они не могут передать информацию в кору больших полушарий, потому как еще не образовали связей с другими нейронами. То есть глаза свет видят, но мозг это не воспринимает. Постепенно нужные связи образуются, взаимодействующая со зрением часть мозга активизирует работу, в результате ребенок начинает видеть свет, затем - силуэты предметов, цвета, оттенки и так далее. Но наиболее удивительно, что такие связи способны образовываться лишь в детстве.

Развитие навыков и умений

Скажем, когда ребенок не мог ничего видеть в раннем возрасте из-за врожденной катаракты, то даже если ему в уже взрослом состоянии сделают операцию, он все равно будет слепым. Это подтверждают жестокие опыты, проводимые на котятах. Им зашивали глаза, когда они только появлялись на свет, а снимали швы уже во взрослом возрасте. Несмотря на то, что глаза у животных были здоровыми и видели свет, они так и оставались слепыми. Это же относится к слуху и в определенной степени к иным способностям: осязанию, вкусу, обонянию, речи, чтению, ориентации в пространстве и так далее. Отличный пример - дети-маугли, воспитанные животными в лесу. Поскольку в детстве они не тренировали умение говорить, во взрослом возрасте им будет не под силу освоить человеческую речь. Зато они могут ориентироваться в пространстве так, как не сможет никто из людей, выросших в цивилизации.

Как повысить эффективность работы мозга

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что то, на сколько процентов работает мозг человека, зависит от степени его натренированности. Чем больше загружен мозг, тем эффективнее он функционирует. Причем у детей он более восприимчивый и гибкий, поэтому им легче приспособиться к новой ситуации, например, освоить компьютерную программу, выучить иностранный язык. Кстати, никогда не знаешь, как именно проявится приобретенное в детском возрасте умение. К примеру, человек, который, будучи ребенком, занимался лепкой, рисованием, вязанием, каким-либо видом рукоделия и тем самым тренировал мелкую моторику рук, имеет все шансы стать отличным хирургом и с легкостью осуществлять точные, филигранные операции, при которых любое неверное движение может привести к неудаче. Вот почему тренировать мозг следует с самого детства. И тогда любые великие открытия будут по силам!

Наука

Возможно, Вы видели в кино или слышали о том, что мозг человека используется им лишь на 10%. Кстати, данное утверждение приписывается даже Альберту Эйнштейну, который указывал на якобы малую деятельность нашего мозга. Но на самом деле это не соответствует действительности (если бы Эйнштейн знал, что на него наговаривают, то наверняка бы очень удивился).

Вот если эта цифра была бы 100%, то тогда люди обладали бы сверхспособностями. Так уверяют нас непонятно откуда взявшиеся слухи.

Почему же этот миф так долго живет и продолжает распространяться?

Заблуждения людей

Результаты исследований показывают, что 65% опрошенных людей считают этот миф правдой; а 5% думают, что эта цифра увеличивается, веря в эволюцию.

Даже телешоу "Разрушители мифов" несколько лет назад ошибочно исправило миф о 10% задействованного мозга на 35%.

Как и большинство легенд, происхождение этого вымысла не ясно, хотя есть некоторые догадки. Истоки идут от нейробиолога Сэма Вана (Sam Van) из Пристона автора книги "Добро пожаловать в Ваш мозг".

Возможно, это был Уильям Джеймс (William James), который вначале 20 века считался одним из самых влиятельных мыслителей психологии. Он говорил: "У людей есть неиспользовавшийся интеллектуальный потенциал".

Это вполне разумное утверждение позже возродилось в искаженной форме писателем Лоуэллом Томасом (Lowell Thomas) в 1936 году в своем предисловии к книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей".

"Профессор Уильям Джеймс из Гарварда говорил, что средний человек развивает только 10 процентов его скрытой психической способности", пишет Томас. Похоже на то, что он или кто-то еще в свое время упомянул просто понравившееся ему число.

Указание на 10% явно является ложным по нескольким причинам.

На сколько процентов работает мозг человека

Весь мозг активен все время. Мозг является органом. Его живые нейроны и клетки, которые в свою очередь поддерживаются этими нейронами, всегда вызывают активность. Вы когда-нибудь слышали про то, что селезенка используется лишь на 10%? Наверняка нет.

Вот как объясняет работу головного мозга человека профессор неврологии и психологии в Университете Нью-Йорка Джо Лед. Допустим, Вы смотрите видео изображение в сканере магнитно-резонансной томографии.

Некоторые участки мозга, отвечающие за слух или визуализацию, к примеру, сейчас активны больше чем другие участки. Их деятельность будет изображена в виде цветных пятен.

Эти сгустки значимой деятельности, как правило, занимают небольшие части мозга, даже меньше 10%. Поэтому может показаться не знающему человеку, что остальная часть мозга работает на "холостом ходу".

Однако Джо Лед утверждает, что мозг при небольших действиях определенных функций все равно работает на все 100%.

Шошина Вера Николаевна

Терапевт, образование: Северный медицинский университет. Стаж работы 10 лет.

Написано статей

О том, как работает важнейший орган человеческого тела, головной мозг, существует множество легенд и псевдонаучных теорий. Самое частое утверждение гласит: по проведенным исследованиям он тратит не более десяти процентов потенциала. Правда ли это? На сколько процентов работает человеческий мозг на самом деле?

Как работает мозг человека

Мозг - наиболее сложный орган у всех живых существ. Каждое мгновенье ему нужно обработать огромное количество информации, передать сигналы другим системам организма. Ученым до настоящего времени не удалось полностью изучить его структуру и функциональные особенности. У человека орган отвечает за такие процессы, как: , сознание, речевые функции, координация, эмоции, рефлекторные функции.

Центральная нервная система нормального человека состоит из спинного и головного мозга. В состав этих органов входят 2 разновидности клеток: нейроны (носители информации) и глиоциты (клетки, выступающие в качестве каркаса).

Все тело человека пронизано сетью нервов, являющихся продолжением ЦНС. Через нейроны информация от мозга расходится по всему организму и поступает обратно для обработки. Все нервные клетки создают с ним единую информационную сеть.

Миф об использовании 10% мозга

Нет достоверных данных, откуда появилась теория «Десяти процентов», предположительно все произошло так:

  1. На стыке 19 и 20 веков двое исследователей Сидис и Джеймс изучали способности детей, проверяя теорию ускоренного развития человека, и пришли к выводу, что человеческий мозг имеет огромный потенциал, который не используется полностью. Позже Томас, другой знаменитый ученый, при написании предисловия к труду Карнеги, вспомнил эту теорию и предположил, что мозг человека на самом деле работает только на десять процентов своего потенциала.
  2. Группа научных работников, проводя исследования по нейробиологии, изучая и кору его полушарий, вывели заключение, что в каждую секунду он задействован на десять процентов. Позже на вопрос, сколько же процентов мозга работает у человека, в книгах и телевизионных передачах начали приводить усеченный ответ.

Так расхожий миф превратился в реальность. Легенда о том, что среднестатистический человек использует только десятую часть своего потенциала, приобрела большую популярность. Она постоянно муссируется в художественной литературе и кино, на ее основе создано множество книг и фильмов.

Нечистоплотные психотерапевты и различного рода экстрасенсы хорошо наживаются на существующем мифе, предлагая программы тренингов, проводя дорогостоящие курсы, где человеку:

  • обещают тренировать мозг до достижения стопроцентного раскрытия потенциала;
  • гарантируют, что каждый умный ребенок станет гением, при использовании предложенных методик;
  • предлагают найти и раскрыть скрытые паранормальные способности, якобы дремлющие в каждом человеке.

Что на самом деле

А как же в действительности, насколько работает мозг и как проверить, применяет ли человек свой потенциал полностью?

Аргументация, свидетельствующая о полном использовании мозга:

  • Не стоит опираться на умозаключения ученых, сделанные в конце девятнадцатого века. В те времена просто не существовало технической возможности для подсчета в процентном соотношении количества нейронов, задействованных в работе.
  • Многолетние эксперименты, тесты и исследования показали, что при выполнении простого действия (общение, чтение и другое) активизируются все участки органа. Следовательно, он работает не на 10, а на 100 процентов.
  • Тяжелая часто приводит к серьезным нарушениям в работе организма, потере многих функций. При использовании десятой части деятельности мозга человек не заметил бы разницы, орган мог бы компенсировать травму и задействовать остальной потенциал.
  • Природа экономна, ведь на мозговые процессы, протекающие в организме человека, затрачивается около двадцати процентов энергии. Вряд ли на орган, который используется частично, тратилось бы столько энергии.
  • Величина мозга также свидетельствует о том, что он использует куда больший процент вещества. Все органы человеческого тела прямо пропорциональны функциям. Мозг, который использует только десятую часть потенциала, весил бы столько же, сколько он весит у овечки.
  • Ускорение мыслительных процессов в мозгу происходит в том случае, если применяются правильные методики обучения и упорный труд, а не произошла активация неработающих участков с помощью дорогостоящих курсов.

Мистические способности

Человек в критической ситуации может почувствовать в себе просто мистические способности для решения проблемы. Известны случаи, когда люди в момент опасности поднимали огромные тяжести, принимали нужные решения за краткие доли секунды, увеличивали скорость восприятия информации.

Что же происходит в таких случаях: мобилизация организма и выброс в кровь адреналина или пробуждение остальной части органа? Достоверно известно, что, пережив экстремальную ситуацию, человек чувствует сильнейшую усталость, ведь организм затратил большое количество энергии на действия. Следовательно, дело не в мистических способностях, которые дремлют в мозгу, а в мобилизации органа для решения важной задачи.



Рассказать друзьям