Настоящая хунта. Как Аугусто Пиночет, развязав кровавый переворот, спас Чили от разорения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Аугу́сто Хосе́ Рамо́н Пиноче́т Уга́рте (исп. Augusto José Ramón Pinochet Ugarte; 25 ноября 1915, Вальпараисо, Чили - 10 декабря 2006, Сантьяго, Чили) - чилийский государственный и военный деятель, генерал-капитан, глава военной хунты с 11 сентября 1973 по 27 июня 1974, Верховный Глава чилийской нации с 27 июня по 17 декабря 1974, президент Чили (диктатор) с 17 декабря 1974 по 11 марта 1990. Главнокомандующий Вооружёнными силами Чили с 11 сентября 1973 по 11 марта 1990.

Родился будущий диктатор 25 ноября 1915 года в Вальпараисо, его отец был таможенным чиновником. Аугусто поступил в чилийскую Военную академию в Сантьяго в 18 лет. В чине младшего лейтенанта в 1936 году он окончил академию. Какое-то время он служил при ней, а потом стал преподавать в военном колледже. Дальше он занимал некоторые командные должности в войсках и добрался до того, что стал бригадным генералом. В 1968 году он вернулся в Сантьяго и занял пост главнокомандующего вооруженными силами.

В 1970 году к власти пришел Сальвадор Альенде – первый всенародно избранный президент-социалист в Западном полушарии. Он всеми силами пытался ослабить влияние США на внутреннюю политику Чили. Были налажены связи с Кубой. США старались проводить политику изоляции Чили, а ЦРУ тратило уйму денег на то, чтобы поддержать генерала Пиончета и дестабилизировать режим Альенде. Какими бы благими ни были намерения у Сальвадора Альенде, в стране начал кризис, спало производство, наступили напряженные обстоятельства с продуктами. Этим Пиночет воспользовался. Он заручился поддержкой морского флота, военных сил, корпуса карабинеров. Вместе они решили свергнуть режим Сальвадора.

11 сентября 1973 года начался один из самых кровопролитных переворотов в Латинской Америке. ВМС захватили порт Вальпараисо, бронетанковые и остальные войска стянули к Сантьяго. Пиночет ставит Альенде ультиматум, он предлагал ему немедленно уйти в отставку, иначе режим будет свергнут силой и неважно, на какие жертвы придется пойти. Альенде отказал. Он начал спешно готовиться к обороне, но силы были неравны. Пара часов ожесточенного боя и президентский дворец в столице захвачен, а внутри среди множества трупов – есть и труп Альенде. Есть мнение, что он сам убил себя, а некоторые говорят, что он погиб в бою.

После смены власти, те, кто придерживался левых политических взглядов, подвергались репрессиям. В стране ввели военное положение, комендантский час. Нарушение часа – расстрел на месте. Пиончет был провозглашен президентом Чили. Для начала надо было разорвать связи с СССР и Кубой. Начался масштабный суд на 14 000 представителями левых полит. партий. Один казнили, а других выгнали из страны. Во время переворота и гражданских чисток погибло около 20 000 человек, если верить специалистам. Тысячи людей сидели в тюрьмах как политзаключенные. И США, которые ставили во главу угла своей международной политики защиту прав человека во всем мире, цинично поддерживали репрессивный и антигуманный режим в Чили. Они оказали Пиночету финансовую помощь. К концу правления Аугусто, экономическое положение страны значительно улучшилось. В Чили была снижена инфляция. Внешний долг был уменьшен, и безработица сократилась на 8%. Специалисты спешили сообщить об «экономическом чуде» в Чили. В Сантьяго появились многоэтажки, начало работать метро, строились скверы, дорожные развязки, современные торговые центры. Однако за внешним благополучием была масса социальных проблем. За чертой бедности в стране в 80-е годы жило около пяти миллионов чилийцев.

В 1985 году Пиночет заявил, что коммунистическая партия запрещена законом в Чили. Он не хотел, чтобы левые силы захватили власть в стране. Однако социалисты и коммунисты обошли запрет. Они объединились и создали новую партию. В марте 1990 года Пиночет был вынужден подать в отставку. К власти пришли демократические силы, но Аугусто продолжал командовать сухопутными войскам и в политической жизни страны активно участвовал. В начале 1998 г. Пиночет ушёл в отставку с поста командующего сухопутными войсками, однако остался, в соответствии с конституцией, пожизненным сенатором.

Диктатор поехал в Лондон на лечение в 1998 году, но там его арестовали. Его обвиняли в убийстве, на основании ордера, которые выдала Испания. Однако под залог его освободили. Его лишили через два года сенаторской неприкосновенности, он проходил подозреваемым еще по множеству дел, связанных с его прошлым и режимом в Чили. Его обвиняли в похищениях людей, наркоторговле, коррупции. В основном его, конечно, судили за множество совершенных убийств. В 2006 году диктатор перенес тяжелейший инфаркт. Он умер 10 декабря того же года. Его тело кремировали и оказали воинские почести, однако траура не было. Деятельность Пиночета по руководству страной оценивается неоднозначно до сих пор.

После военного переворота 11 сентября 1973 г ., совершенного с помощью ЦРУ, военная хунта распустила Национальный конгресс (парламент) и местные органы власти (муниципалитеты), были отменены гражданско-демократические свободы, запрещены политические партии, входившие в блок Народное единство, приостановлена деятельность остальных партий, распущен Единый профцентр трудящихся (КУТ), введено осадное положение, развязан террор по политическим мотивам. Для государственно-политического устройства Чили 1973-1989 гг. характерна сильная персонализация власти в лице ключевой центральной фигуры генерала Пиночета. В декабре 1974 г. он был назначен президентом Чили. Пиночет устранил конкурентов, ввел несменяемость своего поста в качестве главнокомандующего армией. Ни одна из политических, военных и экономических группировок господствующего блока не обладала всей полнотой власти, поэтому Пиночет стал своего рода стоящим над ними арбитром. На референдуме 1978 г. 75 % голосовавших выразили свое согласие с властью военных, режим Пиночета стал казаться легитимным. Особенность формирования государственно-юридических форм Чили при режиме Пиночета состояла в том, что они создавались и эволюционировали не до, а после экономических перемен. Другая особенность - это постепенная институционализация режима: в период 1974-1979 гг. были приняты законодательные акты, отразившие эволюцию от репрессивной диктатуры к стабильному авторитаризму, допускающему, хотя и ограниченно, существование представительных институтов. Под названием «защищенная демократия» без плюрализма и политических партий это было закреплено в новой конституции 1980 г. Сблизившаяся с новыми правыми военная верхушка разработала экономическую стратегию, рассчитанную на длительную перспективу. Ее цель - создать модель свободной рыночной экономики. Неолиберальная модель стабилизации и модернизации чилийской экономики предполагала свободную частную инициативу и частное предпринимательство в производственной и финансовой сферах как основу экономического процветания; повышение конкурентоспособности национальной чилийской экономики на мировом рынке; отказ от протекционизма; создание оптимально благоприятных условий для привлечения и деятельности иностранного капитала на основе прямого инвестирования и предоставление частному сектору права получения внешних кредитов; сокращение прямого государственного вмешательства в экономику; отчисление высшими слоями «излишков» в пользу малообеспеченных и снятие социальной напряженности.
Начало стабилизации происходило в условиях гиперинфляции, дефицита платежного баланса, неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Но отступать никто не хотел, было решено добиться стабилизации любой ценой, конкретно с "помощью «шоковой терапии», рекомендованной Международным валютным фондом (МВФ). «Шоковая терапия» означала прекращение государственного финансирования нерентабельных предприятий, резкое снижение реальной заработной платы, сведение к минимуму общественного спроса, сокращение наполовину государственных инвестиций, развертывание приватизации. С помощью приватизации предполагалось повысить эффективность национального производства и модернизировать его, а также поддержать национальную валюту и осуществить регулярные выплаты в счет погашения внешнего долга. Приватизация, ставшая краеугольным камнем неолиберального курса, проходила в 70-е гг. в двух формах: реприватизации и распродажи государственной собственности частным лицам. Национализированные в свое время Народным единством знаменитые медные рудники формально продолжали оставаться государственными, однако за их национализацию была выплачена крупная компенсация, а управление рудниками и их эксплуатация передавались в руки ТНК, которые к тому же усилили контроль над сбытом меди, поставками оборудования и запчастей. В результате к 1983 г. производство меди увеличилось на 70 %, а количество занятых уменьшилось на одну треть. Часть медных рудников была скуплена американским капиталом. Таким образом, роль госсектора превратилась из основной во вспомогательную. К началу 1977 г. приватизация государственной собственности была в основном завершена. И хотя Чили импортировало военную технику и снаряжение, местный ВПК сам занимался производством и экспортом оружия. Эта инициатива при поддержке НАТО и США вывела Чили на третье место в Латинской Америке (после Бразилии и Аргентины) по экспорту оружия и военной техники. Отказавшись признать легитимность аграрных преобразований правительств ХДП и Народного единства, режим Пиночета возвратил 2,8 млн га земли прежним владельцам, более одной трети крестьян, получивших земельные участки до военного переворота 1973 г., разорились. В основу развития сельского хозяйства был положен принцип «сравнительных преимуществ», который означал предпочтительное производство таких товаров, для которых в Чили были оптимальные природно-климатические условия по сравнению с другими странами. Расширялось экспортное производство фруктов (яблок, клубники, винограда, киви - на 600 %), вин, рыбопродуктов, изделий деревообработки, что сделало Чили мировым экспортером этой продукции. рынка. Таможенные тарифы были снижены, Это сразу же привело к увеличению потока импортных товаров, значительную часть которых составили потребительские товары длительного пользования, электронная техника, модная одежда. Доля импорта во внутреннем потреблении увеличилась вдвое. Неолиберальная модель специально предусматривала внедрение в массовую психологию чилийцев идеалов и стандартов высокоразвитого западного потребительского общества. Однако стиль жизни в лучших европейских и североамериканских традициях, доступный чилийской элите, был не по карману средним слоям и тем более низшим категориям общества. Так что расширение потребительского рынка вовсе не означало расширения возможности воспользоваться его услугами для большинства населения страны. Важнейший принцип открытой экономики - это поощрение иностранного капитала. Закон «О режиме иностранных инвестиций» (1974) снимал все ограничения на вывоз прибылей из страны. Это резко повысило интерес к чилийской экономике со стороны иностранного государственного, частного и международного капитала. Причем к чилийской обрабатывающей промышленности интерес иностранных вкладчиков был невелик (только 6,4 % общего объема инвестиций), зато прибыльной сферой приложения иностранного капитала стало кредитно-банковское дело: к 1980 г. Развитие свободной рыночной экономики Чили привело к изменениям в социальной структуре: уменьшилась численность наемных работников в промышленности и сельском хозяйстве. Свертывание обрабатывающей промышленности госсектора вызвало маргинализацию наемных работников.
Социальная политика Пиночета базировалась на отказе от принципа социальной справедливости, утверждался принцип свободы выбора и «равных возможностей». Социально-психологическим следствием экономических реформ и социальной политики Пиночета можно считать формирование новой ментальности общества на принципах индивидуализма, прагматизма и личного интереса. При этом демократические ценности рассматривались как вторичное по отношению к личному преуспеванию Из-за террора и репрессий начального периода диктатуры, имевших большой психологический эффект, возник феномен - «культура страха», означавшая недоверие людей друг к другу, боязнь общения, молчание, апатию, эмиграцию, одиночество. Тем не менее реформы в Чили заставили заговорить о чилийском «экономическом чуде. Кризис 1981-1983 гг., охвативший все отрасли чилийской экономики, остановил первый этап экономических реформ Пиночета. Снизился национальный доход, безработица охватила до 35 % экономически активного населения, финансовая система страны была на грани краха. Стало ясно, что для поступательного успешного развития чилийской экономики возврат к чисто монетаристской модели и курсу на «открытую» рыночную экономику нуждается в корректировке. Начинается второй этап преобразований Пиночета (1982-1989).Появление более гибкого «разумного монетаризма» связано с именем министра финансов Чили Э. Бихи. Для борьбы с кризисом чилийское правительство решило продолжить приватизацию, предоставить субсидии частному сектору и использовать методы прямого государственного вмешательства в экономику. На втором этапе приватизации в частные руки были переданы государственные предприятия горнодобывающей отрасли, медной и сталелитейной промышленности, системы связи и была осуществлена технологическая модернизация приватизированных отраслей. В то же время произошла так называемая транснационализация новых чилийских элитно-экономических групп, т.е. установился совместный контроль чилийских и транснациональных собственников над приватизированными предприятиями.
Результаты антикризисных мер 80-х гг. были впечатляющими: инфляция снизилась до среднемирового уровня - 9-15 %, безработица сократилась до 6 %, удалось выплатить по внешней задолженности 2 млрд долл. Чилийская экономика была признана самой «здоровой», «динамичной» и «образцовой» среди стран Латинской.Америки. Деятельность Пиночета подвергается всесторонней критике. На горизонте появляется угроза изоляции диктатора, и он берет курс на постепенную политическую либерализацию: разрешает деятельность лояльных диктатуре партий.
К середине 80-х гг. в оппозиции складывается два полюса притяжения: один - вокруг Народного демократического движения во главе с компартией (признавали любые формы борьбы, вплоть до вооруженного восстания), другой, умеренный, - вокруг ХДП (за постепенный путь гражданского неповиновения). Пиночет был твердо уверен, что различия и разногласия в рядах оппозиции практически непреодолимы и, следовательно, серьезной угрозы она не представляет. Однако в 1985 г. всем партиям оппозиции удалось выработать и подписать документ «Национальное согласие о переходе к полной демократии». В нем содержались требования легализации политических партий, амнистии, возвращения эмигрантов, а главное - проведение свободных президентских и парламентских выборов. В рамках общенациональных дней протеста левое крыло оппозиции использовало насильственные формы борьбы, а с 1986 г. полностью сделало ставку на вооруженное восстание. Обнаружение складов оружия и неудачное покушение на Пиночета снова вызвали введение чрезвычайного положения и дискредитировали идею о вооруженном восстании. Заслуга правых и центристских деятелей оппозиции состояла в том, что они сумели изолировать марксистские партии и сформировать широкий политический консенсус. В декабре 1989 г. на президентских выборах победил лидер ХДП Патрисио Эйлвин , которому 11 марта 1990 г. Пиночет передал власть.

«Секрет хорошей жизни в стране прост: кропотливый труд, соблюдение закона, и никакого коммунизма!» (Аугусто Пиночет)

Он пришёл к власти в результате военного переворота 11 сентября 1973 года, свергнувшего социалистическое правительство президента Сальвадора Альенде, который вверг процветающую латиноамериканскую страну в тяжелейший экономический кризис. Пиночет — безусловно уникальный в своем роде латиноамериканский правитель. В отличие от правивших в то время латиноамериканских левых диктаторов, он проводил очень важные прогрессивные экономические реформы. Аугусто Пиночет свято верил в частную собственность и в конкуренцию, и при нём частные компании заняли достойное место в бизнесе, а экономика росла и при нём, и долгое время после него.

Ни во внешности Пиночета, ни в его привычках нет ничего экстраординарного. Наоборот, это заурядный человек. Он всегда был консервативен, соблюдал строгий распорядок дня, не курил и не пил спиртного, не любил телевизор и на дух не переносил компьютер. Словом, типичный представитель старого поколения, рожденный в столь далеком от нас 1915 году. Он не был ни аристократом, по праву рождения претендующим на особую роль в обществе, как Маннергейм, ни героем-освободителем, как де Голль. Он был из тех, кого называют «старый служака» и забывают на второй день после похорон. Пиночет любил музыку и книги, собрал большую домашнюю библиотеку.

Получив достойное военное образование в Высшей Военной Академии страны, подкреплённое несколькими важными командировками за границей, он постепенно, шаг за шагом, прошёл путь от младшего офицера, кем он был в 1940-е гг., до главнокомандующего чилийской армией, кем он стал в августе 1973 года. Настойчивость, сдержанность, пунктуальность и амбициозность - вот те качества, которые помогли ему осуществить столь блестящую военную карьеру.

Военные таланты Пиночета дополнялись его обширными познаниями в области геополитики. Из всех президентов Чили он был единственным, кто опубликовал серьёзные книги "Геополитика" и "Эссе по изучению чилийской геополитики", где изложил разумную концепцию управления государством на национально-консервативных основах. Кроме того, его перу принадлежат исследование "География Чили, Аргентины, Боливии и Перу" и мемуары "Решающий день". Часть своей карьеры он посвятил преподаванию в военной академии. Стал членом Национального географического общества, хотя особых лавров как ученый не снискал.

Не случись переворота 1973 года, во главе которого стал Аугусто Угарте, мир никогда бы не узнал о нем. К тому времени Пиночету было почти шестьдесят лет, он был отцом пятерых детей, имел внуков и медленно продвигался по ступенькам военной карьеры, которую выбрал не из-за склонности к военному делу, а из-за социальных обстоятельств: особых талантов, как он считал, у него не было, а солдаты всегда нужны. Что заставило этого обыкновенного человека решиться на такой невероятный шаг, как военный переворот? Чтобы попробовать разобраться в этом, нужно вернуться в самое начало семидесятых годов.

То, что происходило в это время в экономике Чили, казалось невозможным даже по меркам Латинской Америки. Администрация Сальвадора Альенде ставила огромный по своим масштабам эксперимент, который поначалу оказался весьма эффективным: рос ВВП, росли доходы населения, а инфляция снижалась. Однако вскоре денег у чилийцев оказалось так много, что товары стали сметать с прилавков магазинов. Люди познакомились с дефицитом. Возник черный рынок, на котором вскоре можно было приобрети основную массу товаров, в то время как магазины стояли пустые. Цены росли быстрее, чем денежная масса. В 1972 году инфляция составила 260%, увеличившись по сравнению с предыдущим годом в 12 раз, а в 1973 году — более 600%. Производство снизилось, а реальные доходы чилийцев стали меньше, чем перед приходом Альенде к власти. В 1973 году правительству пришлось сократить расходы и на зарплату, и на социальные пособия.

Разумеется, такая ситуация стала внушать властям тревогу, больше уже нельзя было списывать провалы в экономике на происки врагов. Правительство стало принимать решительные меры, но вместо того, чтобы вернуться к спасительной идее рыночной экономики, оно прибегло к чисто административным мерам стабилизации.

Несмотря на агитацию за «демократичный социализм», при Альенде началась классика революционного социализма. Военизированные отряды, состоящие из оболваненных рабочих и профессиональных революционеров, занимали предприятия. Такие же отряды, только с крестьянами и деревенской голытьбой вместо рабочих, раскулачивали «помещиков»: начался насильственный передел земли.

Был сформирован Национальный секретариат по распределению, аналог советского Госснаба, куда все госпредприятия должны были в обязательном порядке поставлять свою продукцию. Частным предприятиям навязывали соглашения такого же рода, причем отказаться от них было невозможно. Для населения были созданы нормированные пайки, включавшие 30 основных продуктов питания. Людям, помнящим советскую экономику времен тотального дефицита, понятно, что это должно было со временем привести к катастрофе. Практически это уже была катастрофа. Однако Сальвадор Альенде был популярен, чилийцы в него верили, а экономическая разруха в стране казалась многим временной. Многим, но не всем. Первой взбунтовалась армия.

Еще сразу после избрания Альенде, в 1970 году, военные разделились на два лагеря: одни были решительно против нового президента, вторые оставались лояльны. Через три года представители первого лагеря созрели для переворота, и правительство это понимало. Необходимо было во главе армии поставить человека, который бы не допустил беспорядков. По иронии судьбы выбор Сальвадора Альенде пал на генерала Пиночета. Тот стал главнокомандующим чилийской армией и, как считал Альенде, мог бы удержать армию под своим контролем. Так оно и вышло. Но президент ошибся в другом: генерал перестал быть лояльным к его режиму.

Летом 1973-го года напряженность достигла безумных пределов, а 22 августа чилийский конгресс в ходе символического голосования объявил поведение Альенде антиконституционным. Три недели спустя армия не стерпела и выступила против социалистического правительства. Пиночет взял на себя координацию путча, его войска арестовали коммунистов, а к обеду чилийская авиация обстреляла президентский дворец в Сантьяго, знаменитую «Ла-Монеду». В ходе штурма здания пиночетовскими отрядами Альенде застрелился из пистолета, который ему подарил Фидель Кастро.

Власть в Чили перешла к коллегиальному органу управления — военной хунте. Но уже в следующем году Пиночет стал единоличным лидером страны: сначала так называемым верховным главой нации, а затем — просто президентом.

За уничтожением прямой опасности — социалистического правительства — следовала борьба с остатками красной чумы в лице бесчисленных красных отрядов, вооруженных государственных профсоюзов и местных аналогов продотрядов. В городах армии быстро удалось избавиться от них. Футбольные стадионы, ставшие символом искоренения коммунизма в Чили, превратились в место сбора леворадикальных деятелей. Самые дерзкие коммунары были приговорены полевыми судами и расстреляны прямо на стадионах (больше всех — в «Эстадио Насиональ де Чили»). С импортными революционерами дело оказалось сложнее. Они не были связаны с Чили и обладали богатым опытом партизанской войны, но чилийские десантники и их в конце концов достали даже в самых труднодоступных лесах и горах. Ещё пару месяцев продолжались уличные бои с отдельными бандами, но в целом коммунизм был побеждён, его хребет — сломан, а самые буйные революционеры — расстреляны.

После окончания боевых действий с силами международного коммунизма, Пиночет начал работать по двум направлениям. Во-первых, начались репрессии против «левой интеллигенции». Никого, правда, не убивали. Многие из них уехали добровольно. Во-вторых, пришлось чинить разваленную социалистами экономику. Экономическая реформа стала главным делом в эпоху правления Пиночета. В 1975 году американский экономист и лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман посетил Чили, после чего военные на ключевых постах правительства были заменены молодыми экономистами-технократами, получившими прозвище «чикагские мальчики», поскольку окончили кузницу либеральных кадров того времени — Чикагский университет. Впрочем, на самом деле среди них были выпускники и Гарварда, и Колумбийского университета. Времена менялись, и традиционные центры американского левого интеллектуализма дали самых твердых реформаторов правого толка.


Экономика реанимировалась по классическим рецептам: свободный бизнес, снятие ограничений на торговлю с заграницей, приватизация, сбалансированность бюджета и построение пенсионной системы накопительного типа. «Чили — страна собственников, а не пролетариев» — не уставал повторять Пиночет. В результате всех этих мер Чили стала самой процветающей страной Латинской Америки. И даже два экономических кризиса, которые случились с тех пор, — в 1975 и 1982 годах — не имели таких тяжелых последствий, как при режиме Сальвадора Альенде. Сам Фридман назвал эти процессы «Чилийским Чудом», так как они превратили страну в процветающее современное государство, которое до сих пор по всем экономическим параметрам является безусловным лидером среди стран Южной Америки. Экономическое чудо, произошедшее в Чили, стало для жителей страны главным критерием оценки деятельности Пиночета. К тому же военные, в руках которых была власть, не запятнали себя коррупцией, как это случилось в соседней Аргентине.

Пока либеральные технократы спасали плоть чилийской нации, правительство заботилось о его душе. Несмотря на невмешательство государства в экономику, оно вполне интересовалось идеологическим воспитанием своих граждан (ведь изначально Альенда победил на «честных» выборах). Однако Пиночет старался не брать пример со своих южноамериканских коллег, прославившихся массовым террором и эскадронами смерти в черных униформах. Идеология и культура времён хунты базировались на ультраправом консерватизме с элементами фашизма и чилийском национализме. Центральное место в пропаганде занимал антикоммунизм, видная роль отводилась также антилиберализму. В общественной жизни и культуре всемерно культивировались католические и патриотические ценности. Пиночет ориентировался на классический европейский национализм, издавая литературу тех лет и прославляя его деятелей. Несмотря на то, что троцкистский «Международный комитет Четвёртого интернационала» считал режим Пиночета фашистским, большинство политологов несогласны с этим утверждением. Якобо Тимерман назвал чилийскую армию «последней прусской армией мира», описывая дофашистский характер режима. На самом же деле, Пиночет являлся уникальным вождём. Избегая коллективизма и социализма в экономике, он исповедовал право-консервативную идеологию, совмещавшую европейский республиканский национализм, классический либерализм и иерархичность каудилистских режимов Испанидада. Как ни парадоксально, сам Пиночет считал себя демократом. Он хладнокровно констатировал: «Демократия в самой себе несет зерно собственного разрушения, демократию необходимо время от времени купать в крови, чтобы она оставалась демократией». Генерал, по его собственному выражению, «надел на нацию железные штаны».

Демократические стремления генерала подкреплены весомыми доказательствами. В 1978 году появился закон о политической амнистии. Режим остановил репрессии и уже этим показал, что он сильно отличается от традиционных диктаторских режимов, сменяющих одну волну террора другой. В 1980 г. был проведен плебисцит по конституции: 67% населения поддержали конституцию Пиночета, согласно которой он становился теперь легитимным президентом страны, а не генералом-узурпатором.

Конечно, слишком доверять итогам не стоит: многие считают, что имела место фальсификация. Но то, что с 1985 года начался активный диалог власти с оппозицией по поводу дальнейшего развития страны, — очевидный факт.

Диалог не прекратился даже после покушения на Пиночета в 1986 году, когда был ранен его девятилетний внук, находившийся в президентской машине. Пиночет не стал использовать покушение в качестве предлога для новой череды репрессий. «Я демократ, — говорил он впоследствии, — но в моем понимании этого слова. Все зависит от того, что вкладывается в понятие демократии. Невеста может быть очень миловидной, если она молода. И может быть очень безобразной, если стара и вся в морщинах. Но и та, и другая — невеста».

Что удивительно, но свою приверженность демократии Пиночет доказал в 1988 году, когда был проведен новый плебисцит по вопросу о том, должен ли генерал оставаться президентом до 1997 года. Пиночет его проиграл и согласился уйти. Правда, он оставался командующим сухопутными войсками до 1998 года, а также пожизненным сенатором. После отставки его не увенчали лаврами спасителя нации, но никто и не третировал. И хотя у чилийцев есть противоположные мнения о том, что представлял собой режим Пиночета, страна предпочла не погружаться в баталии о своем недавнем прошлом, а совершенствовать экономическое чудо.

Пиночет отличался от своих южноамериканских «коллег» действительно железной диктатурой закона, настаивая на принципах правового государства. Считая, что иногда можно переступить через черту («Я не угрожаю никому. Я предупреждаю всего один раз. В тот день, когда они нападут на моих людей, Верховенство Закона окончено»), он старался не допускать кровавых перегибов. Комиссия насчитала 2279 жертв, убитых при Пиночете по политическим мотивам. В это число входят, помимо расстрелянных на стадионах коммунистов, погибшие в уличных боях с армией террористы и казненные за свои преступления коммунисты-убийцы. Так как считаются не жертвы Пиночета, а «жертвы ПРИ ПИНОЧЕТЕ» , в эту статистику включены даже полицейские, убитые коммунистами. Еще несколько тысяч узников концлагерей и вынужденных эмигрантов считаются в той или иной мере пострадавшими.

Цифры, конечно, убедительнее слов. Убив 2000 человек — большинство из которых атаковало представителей государство с оружием в руках, являясь не диссидентами, но комбатантами — Пиночет спас страну от коммунизма и обеспечил Чили лучшей экономикой на континенте. Но всё, как говорится, познается в сравнении. На сегодняшний день Чили занимает седьмое место по экономической свободе и обладает самой свободной экономикой Южной Америки, а также самым высоким уровнем жизни в регионе. ВВП на душу населения (2016 год) составляет 12 938$ (в нефтегазовой РФ, для сравнения — 7 742$) и быстро растёт, за чертой бедности живут около десяти процентов населения. Из достойных упоминания ископаемых у Чили только медь (впрочем, в 70-ые ее значение для экономики начало снижаться). А как чувствует себя Венесуэла, прошедшая через социалистический рай Чавеса? 176-е место по экономической свободе (из 178), самая строгая плановая экономика Южной Америки, один из самых низких уровней жизни на континенте. ВВП на душу населения — 5908$, стагнирующий при жесткой инфляции. Уровень умышленных убийств на уровне Африки, треть населения за чертой бедности, при этом — гигантские запасы нефти.

От этого социалистического счастья и спас Чили Пиночет, однако национальное согласие в Чили не стало для него страховкой безоблачной старости. Осенью 1998 года он был арестован в Англии, где находился на лечении. Кампанию по преследованию экс-президента, которому к тому времени исполнилось 83 года, возглавил испанский судья Гарсон, требовавший выдачи Пиночета.

Утром 11 сентября 1973 года, в 6 часов 20 минут чилийский президент Сальвадор Альенде получил сообщение о мятеже на флоте в Вальпараисо. Корабли чилийских ВМС в это время находились совместных с ВМС США манёврах «Унитас». Несколько сот матросов и офицеров - сторонников Народного единства, которые отказались поддержать мятеж, были расстреляны, а их трупы сброшены в море. Утром мятежники обстреляли порт и город Вальпараисо, высадили десант и захватили город. В 6:30 утра мятежники начали операцию по захвату чилийской столицы. Они захватили ряд важных объектов. Радиостанции «Агрикультура», «Минерия» и «Бальмаседо», принадлежавшие правым деятелям, известили страну о перевороте и создании военной хунты. В состав временного правительства вошли Аугусто Пиночет – глава сухопутных сил, Хосе Мерино – командующий ВМС, Густаво Ли – командующий ВВС и Сесар Мендоса – командир корпуса карабинеров.

Чилийские ВВС разбомбили радиостанции «Порталес» и «Корпорасьон», которые поддерживали Народное единство и законного президента. Что интересно самолеты чилийских ВВС уничтожили две телевизионные башни, стоявшие в столице Чили. Этот удар напоминает события 11 сентября 2001 года (организаторы одни и те же). В 9:10 утра последовало последнее обращение президента, его передала радиостанция «Магальянес». Затем ВВС нанесли по ней удар и её захватили мятежники. Несколько десятков сотрудников радио были убиты. Затем начался обстрел и штурм президентского дворца, который защищало около 40 человек. Через 8 часов Альенде был мертв. Находясь в пылающем президентском дворце, Альенде отпустил тех, кто не мог драться, а сам руководил обороной. Подбил из гранатомета танк мятежников и пал с «Калашниковым» в руках.


Так, в Чили произошел военный переворот, в результате которого военная хунта во главе с главой военного ведомства, генералом Аугусто Пиночетом свергла президента страны Сальвадора Альенде и правительство Народного единства. Переворот был подготовлен и осуществлён под непосредственным руководством ЦРУ США.

Сальвадор Альенде отказался покинуть президентский дворец во время переворота и сопротивлялся до конца с в руках.

Что вызвало переворот

3 ноября 1970 года президентом Чили стал Сальвадор Альенде Госсенс. Он раньше был генеральным секретарем Социалистической партии Чили, создал Народную социалистическую партию. Затем снова вернулся в Социалистическую партию, создал альянс с коммунистами - Фронт «Народное действие». Выдвигался на пост президента в 1952, 1958 и 1964 годах. В 1969 году Фронт «Народное действие» был преобразован в Народное единство. В коалицию вошли социалисты, коммунисты, члены Радикальной партии и часть христианских демократов. На выборах 1970 году Альенде с незначительным отрывом вышел вперед, обогнав кандидата Национальной партии.

Экономическая программа Альенде предусматривала национализацию крупнейших частных компаний и банков. Аграрная реформа вела к экспроприации частных поместий. За первые два года деятельности правительства Альенде экспроприировали примерно 500 тыс. гектаров земли (около 3500 поместий), что составляло около одной четвертой части всей обрабатываемой в стране земли. С учётом земель экспроприированных при предыдущем правительстве, реорганизованный сектор сельского хозяйства составил около 40 % всех сельскохозяйственных угодий в государстве. Естественно, что такая политика встретила сопротивление и саботаж со стороны латифундистов (крупных земельных собственников). Начался массовый забой скота, из имений на чилийско-аргентийской границе скот перегоняли в Аргентину. Это вело к ухудшению экономического положения страны.

Возникла напряженность в отношениях с Вашингтоном, который защищал интересы американских фирм. США организовало бойкот чилийской меди, а экспорт меди давал стране основные валютные поступления. Чилийские счета были заморожены. Кредитов не давали. Многие чилийские предприниматели стали переводить капиталы за рубеж, свертывать дела, сокращать рабочие места. В стране была создана искусственная нехватка продовольствия.

В 1972-1973 гг. внешние и внутренние противники Альенде организовали массовые демонстрации и забастовки. Главным инициатором забастовки выступила Конфедерация владельцев грузовиков. В стране было введено чрезвычайное положение, президент дал указание конфисковать неработающие грузовики. В ноябре 1972 года была создано новое правительство, где военные заняли важнейшие посты. Бывший командующий армией генерал Карлос Пратс возглавил МВД, контр-адмирал Исмаэль Уэрта – министерство общественных работ, бригадный генерал авиации Клаудио Сепульведа – министерство горнорудной промышленности. Страна была разделена на два враждебных лагеря, противников и сторонников реформ.

Надо сказать, что в целом реформы Альенды были направлены на улучшение благосостояния основной части населения. Была снижена процентная ставка сельскохозяйственного кредита, были созданы десятки тысяч новых рабочих мест, шло сокращение уровня безработицы, повышалась заработная плата низкооплачиваемых категорий трудящихся, вырос прожиточный минимум, минимум заработной платы и пенсий, росла покупательная способность населения. Правительство разработало систему многочисленных пособий и льгот, провело демократизацию медицинского обслуживания и школ. Естественно, что под удар попадали крупные собственники, латифундисты, буржуазия компрадорского характера. И они не хотели сдавать своих позиций. Благо имели мощного союзника – Соединенные Штаты.


Сальвадор Альенде Госсенс - человек хотевший освободить Чили от империалистической зависимости и грабежа корпораций.

Цели США и транснациональных структур

Вашингтон не хотел, чтобы в Латинской Америке появилась вторая «континентальная Куба». Альенде проводил национализацию предприятий крупной промышленности, в интересах народа начал аграрную реформу. Таким образом, геополитические интересы США – стремление сохранить Чили в орбите своего влияния, совпали с интересами американских корпораций. Внутри Чили американцы имели сильную опору в лице крупных собственников.

В тактическом отношении требовалось сместить законно избранного президента-социалиста Сальвадора Альенде, разгромить социалистическое, левое движение в Чили. Причем сделать это надо было максимально жестко, показательно. Вернуть Чили под контроль ТНК, ТНБ. Вернуть национализированные предприятия прежним владельцам, включая американские корпорации. Нужно было прекратить преобразования социалистического характера.

В стратегическом отношении удачный пример социалистического курса Чили был опасен для власти США и транснациональных корпораций и банков в Латинской Америке. Уже была потеряна Куба. Во многих странах Южной Америки возникли сильные вооруженные революционные группировки, которые брали курс на освобождение своих стран от неоколониальной зависимости и грабежа ТНК и ТНБ, на социалистическую революцию по примеру России и Кубы. США и транснациональные структуры столкнулись с угрозой потери значительной части или всей Латинской Америки. Особенно бы угроза выросла при сохранении в СССР сталинского курса. При поддержке СССР страны Латинской Америки могли освободиться от зависимости. К сожалению, в СССР уже прорастали семена измены. Москва не использовала мощный инструмент в виде КГБ, чтобы оказать действенную помощь Альенде.

Победа Альенде и его реформы в Чили открывали прямую дорогу к возможности провозглашения социалистического курса и появления второго плацдарма социализма в Латинской Америке. Понятно, что такую возможность надо было пресечь любой ценой, выжечь каленым железом.

Как делаются перевороты

Наиболее полное описание переворота 1973 года содержится в отдельном докладе комиссии Сената США об операциях в Чили. Согласно нему на организацию переворота было затрачено 13 млн. долларов США. Американцы действовали сразу по нескольким ключевым направлениям. Деньги шли на поддержку политических партий, которые били противниками движений левого толка. В первую очередь поддерживали христианских демократов. Финансировали оппозиционную прессу, главным образом газету-гигант «Эль-Меркурио». Американцы подпитывали забастовочное движение. В частности, движение владельцев грузовиков в 1972-1973 годах парализовало чилийскую экономику (на грузовиках перевозили до 80% грузов стране). Финансовая помощь оказывалась правой террористической организации «Патриа и Лебертад». На чилийское правительство оказывалось давление путем задержки кредитов, как на частном, так и на государственных уровнях. Производилась поставка оружия террористическим группам. В 1970 году деньги выделяли против избирательной компании Альенде. Во время выборов 1970 года американцы потратили около 0,5 млн. долларов.

7 сентября 1973 года американский посол в Чили Натаниэл Дэвис срочно вылетел в Вашингтон. Он провел конфиденциальную встречу с Генри Киссинджером и 9 сентября возвратился в Сантьяго. Чилийский посол в Мексике Уго Вигорена сообщил, что через несколько дней после переворота видел документы, которые показал ему бывший агент ЦРУ, в них излагался план свержения Альенде («План Центавр»).

Надо отметить, что Альенде практически сам лишил себя главной опоры. В августе 1973 года военные во главе с Пиночетом организовали провокацию против генерала Пратса, сохранявшего верность правительству Народного единства. Пратс подал в отставку. Президент назначил на его место генерала Пиночета. 23 августа Карлос Пратс отметил в своём дневнике: «Моя карьера закончилась. Не преувеличивая свою роль, я считаю, что мой уход в отставку - прелюдия государственного переворота и величайшего предательства… Теперь лишь осталось назначить день переворота…». О возможностях Пратса говорят события переворота, когда ЦРУ использовало интересный психологический прием (метод бесструктурного управления). В Сантьяго распространили слух, что к столице с севера на помощь президенту приближается бригада под командованием Пратса (он в это время сидел под домашним арестом), и к ней присоединяются отряды добровольцев. В результате активные сторонники Альенде в Сантьяго поверили столь желанной информации и стали выжидать прихода «подкреплений». Организаторам переворота удалось избежать масштабного противостояния со сторонниками Альенде в столице и одержать победу, хотя в Чили и в соседних странах имелись хорошо подготовленные и хорошо организованные группы сторонников законного президента.

Почему Альенде был так беспечен? Многие исследователи считают, что Сальвадор Альенде недооценил опасность переворота, так как сам принадлежал к чилийской аристократии и был масоном (в этом он сам признался). Согласно масонской этике, «своих» трогать нельзя. Масоном был и Пиночет, и он не должен был пойти против «брата». Однако Альенде явно просчитался. Масоны занимают не самые высшие позиции в западной иерархии. Действия Альенде наносили вред США, транснациональным корпорациям, поэтому он был приговорен. Мирные попытки – путем выборов, забастовок, не привели к падению Альенде, поэтому пошли на крайние меры. Причем Народное единство подавили с максимальной и демонстративной жестокостью, чтобы другим неповадно было.

«Patria y Libertad». 30 июля 1971 года американский президент Ричард Никсон заменил посла в Чили Эда Корри на мистера Дэвиса, который был известен как специалист «по делам коммунистических стран». Дэвис в 1956 -1960 гг. возглавлял отдел СССР в Госдепе США. Был посланником в Болгарии и послом в Гватемале. В Гватемале он отметился как «отец» «Чёрной руки» - полувоенной организации, которая занималась организацией и проведением терактов направленных против представителей левого движения. Кроме того, мистера Дэвиса считали организатором вспомогательной шпионской организации «Корпус мира», которая к началу переворота в Чили имела сотни осведомителей. Деятельность «Корпуса» была настолько откровенной, что уже в 1969 году депутат Луис Фигероа, председатель Единого профсоюза трудящихся Чили обвинил его в шпионской деятельности.

10 сентября 1970 года, по примеру «Чёрной руки», ЦРУ создало в Чили организацию движение «Патриа и Либертад» («Родина и Свобода»). Его формальным руководителем был Пабло Родригес. Движение «Родина и Свобода» должно было организовать противников Альенды. Были созданы боевые группы, где готовили бойцов, обучая их навыкам стрельбы и рукопашного боя. Руководителем боевой организации был Роберто Темье. Кроме того, создавались лагеря подготовки за пределами Чили. В частности, такой лагерь был организован местечке Вьяча, в тридцати километрах от Ла-Паса. Его руководителем был бывший майор чилийской армии Артуро Маршалл. Численность боевиков достигла 400 человек. Среди руководителей «Родины и Свободы» выделялся Иван Фельдес. Он отвечал за связь. Он ввез в Чили оборудование, которое позволяло перехватывать шифровки разведслужб всех трёх родов вооружённых сил и при необходимости парализовать всю сеть внутренней связи в стране. Финансировали движение президент Ассоциации промышленного развития Орландо Саэс и крупный землевладелец Бенхамин Матте, который представлял Национальную ассоциацию сельского хозяйства. Боевики «Свободы» действовали в тесном взаимодействии с криминальными элементами.

«Патриа и Либертад» организовывало уличные беспорядки, нападения на государственные учреждения, учебные заведения, помещения социалистической партии, на деятелей коммунистической и социалистической партии, журналистов выражавших интересы Народного единства. Организация была откровенно террористической. 17 июня 1973 года из пулемета обстреляли помещение компартии в Нуньоа, напали на помещение социалистической партии в Барранкасе. 20 июня взорвали бомбу на национальном телевидении в Сантьяго. 26 июня были обстреляны общественные здания в Сантьяго. Подобные инциденты происходили практический каждый день: обстрелы, взрывы, нападения, избиения, поджоги и пр. Бандиты взрывали мосты, железные дороги, электроподстанции и другие важные объекты. Из-за нарушения электроснабжения перестали работать промышленные холодильники, и к августу страна потеряла половину собранных овощей и фруктов. Из-за диверсий на коммуникациях нарушилось снабжение провинций продуктами. Избивали и убивали водителей грузовиков, которые завозили продукты в рабочие районы. Ситуацию в стране готовили к часу «Х».

29 июня боевики «Свободы» провели настоящую репетицию будущего переворота. Утром в Сантьяго из расположения 2-го бронетанкового полка на улицу выехало несколько танков, бронемашин и грузовиков с солдатами. Выехав на площадь Бульнеса, один из танков обстрелял президентский дворец, другие машины двинулись к министерству обороны. Танк «Шерман» подошел к фасаду здания, поднялся по лестничным маршам, ударом корпуса выбил дверь и выстрелили по вестибюлю. Этот мятеж подавили к вечеру. Военная прокуратура провела расследование и выяснила, что за мятежом стояла «Родина и свобода».

Пиночет был ширмой. Всю организационную работу провели профессионалы из ЦРУ. Все нити тянулись Совету национальной безопасности, которым руководил Генри Киссинджер. За организацией экономического саботажа и удушения Чили отвечал Дин Роиш Хантон. Он в 1971 году получил должность заместителя председателя Совета по международной экономической политике. Хантон в Гватемале совместно с Натаниэлем Дэвисом организовывал «контрреволюцию». Вторым посланником американского посольства в Чили был Гарри У. Шлаудеман. До этого он работал в Боготе, Болгарии, Доминиканской республике. В организации переворота также приняли участие: Дэниэл Арзак, Джеймс Е. Андерсон, Дэлон Б. Типтон, Рэймонд Альфред Уоррен, Арнольд М. Исаакс, Фредерик У. Латраш, Джозеф Ф. Макманус, Кейт Уиллок (он был организатором операций «Патриа и Либертад»), Дональд Уинтерс и др.

Неолиберальный миф о Пиночете

В годы господства либеральной идеологии в России был запущен миф о благодетельном правлении Пиночета, о «экономическом чуде» в Чили. Пиночет, захватив власть, начал проводить либеральную политику в духе «шоковой терапии» Егора Гайдара в начале 1990-годов в России. К «экономическому чуду» такая политика не привела. Экономика даже не вернулась к уровню развития достигнутому при Альенде. Из страны уехала десятая часть населения. В основном это были квалифицированные специалисты, т. к. простые крестьяне не имели материальной возможности уехать.

Чили стала первой страной в мире, где внедрили идеи Нобелевского лауреата 1976 г. Милтона Фридмана. Советниками Пиночета были т. н. «чикагские мальчики» - последователи взглядов Фридмана. Чили предложили стабилизационную программу, где в основе был монетаристский подход (он лежал в основе всех программ МВФ). Монетаристы видят корень всех бед в избытке денежной массы в обращении, из государственной политики «дешевых денег» и неумеренной эмиссии, что ведет к инфляции. Для «оздоровления» экономики они предлагают уменьшить количество денег путем жесткой кредитной и бюджетной политики. Дефицит бюджета снижают путем сокращения госпрограмм, включая расходы на социальную сферу, инвестиции, субсидии и т. д. В России до настоящего времени деятели (или вредители?) такого толка господствуют в экономике и финансах. Они видят спасение в резком сокращении расходов. В то время как Рузвельт, Сталин и Гитлер добивались огромных успехов, вкладывая большие деньги в развитие инфраструктуры страны.

Монетаристы предлагают снижать потребительские расходы путем снижения или замораживания заработной платы. К тому же эта мера ведёт к сокращению издержек производства. В банковской сфере – политика «дорогих денег», увеличение процентных ставок. Девальвация национальной валюты, сокращение государственной эмиссии денег. Ограничение госрегулирования цен и внешней торговли (от этого выигрывают отрасли ориентированные на экспорт).

В Чили уменьшили зарплаты, сократили количество людей занятых в госсекторе. Субсидирование госпредприятий отменили. Образовательные и здравоохранительные программы отрезали от государственного финансирования (просто мечта российских «либерал-фашистов»!). Дефицит госбюджета стали покрывать в основном кредитами МВФ. Денежную эмиссию свели почти к нулю (в 1985 г. всего 0,2% от ВВП).

Более трети населения были брошены в нищету. Произошло резкое углубление социального неравенства и бедности. К примеру, директор компании, производящей бумагу и картон, получал 4,5 млн. песо в год, а медсестра - 30 тыс. песо (соотношение 150:1 соответственно). В экономическом отношении страна стала напоминать классическую колонию, сырьевой придаток запада. Из-за внешних долгов практически произошла потеря национальной независимости. За два десятилетия Чили посадили в долговую яму: с 3 млрд. долларов США в 1973 году внешний долг страны увеличился до 17 млрд. долларов в 1982 г. и в 1993 г. вырос до 21 млрд. долларов.

Под народное хозяйство заложили «бомбу» в виде резкого падения госрасходов на развитие инфраструктуры (пути сообщения, линии электропередач, школы, больницы и т. д.). С 1973 года по 1982 год показатели развития инфраструктуры упали на 22%. В частности, если в 1973 году Чили опережала Латинскую Америку по производству электроэнергии на 50%, то за 20 лет выработка электроэнергии выросла только на 1%. Отсутствие инвестиций в эту область народного хозяйства – это одна из характерных черт всех неолиберальных «стабилизационных» программ (в реальности это стабильная деградация). Это настоящий ядерный фугас замедленного действия под народное хозяйство. Пример, Украины и Российской Федерации, угодивших в ту же западню, очевиден. Оба государства пошли на поводу у западных и доморощенных неолибералов, проедая советское наследие и не развивая инфраструктуру. Теперь нужны сотни миллиардов для капитального ремонта, полной замены и модернизации инфраструктуры страны.


Бомбардировка президентского дворца «Ла Монеда» во время военного переворота в Чили.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

После военного переворота 11 сентября 1973 г ., совершенного с помощью ЦРУ, военная хунта распустила Национальный конгресс (парламент) и местные органы власти (муниципалитеты), были отменены гражданско-демократические свободы, запрещены политические партии, входившие в блок Народное единство, приостановлена деятельность остальных партий, распущен Единый профцентр трудящихся (КУТ), введено осадное положение, развязан террор по политическим мотивам.

Для государственно-политического устройства Чили 1973-1989 гг. характерна сильная персонализация власти в лице ключевой центральной фигуры генерала Пиночета. В декабре 1974 г. он был назначен президентом Чили.

Пиночет устранил конкурентов, ввел несменяемость своего поста в качестве главнокомандующего армией. Ни одна из политических, военных и экономических группировок господствующего блока не обладала всей полнотой власти, поэтому Пиночет стал своего рода стоящим над ними арбитром. На референдуме 1978 г. 75 % голосовавших выразили свое согласие с властью военных, режим Пиночета стал казаться легитимным. Особенность формирования государственно-юридических форм Чили при режиме Пиночета состояла в том, что они создавались и эволюционировали не до, а после экономических перемен.

Другая особенность - это постепенная институционализация режима: в период 1974-1979 гг. были приняты законодательные акты, отразившие эволюцию от репрессивной диктатуры к стабильному авторитаризму, допускающему, хотя и ограниченно, существование представительных институтов.

Под названием «защищенная демократия» без плюрализма и политических партий это было закреплено в новой конституции 1980 г. Сблизившаяся с новыми правыми военная верхушка разработала экономическую стратегию, рассчитанную на длительную перспективу.

Ее цель - создать модель свободной рыночной экономики. Неолиберальная модель стабилизации и модернизации чилийской экономики предполагала свободную частную инициативу и частное предпринимательство в производственной и финансовой сферах как основу экономического процветания; повышение конкурентоспособности национальной чилийской экономики на мировом рынке; отказ от протекционизма; создание оптимально благоприятных условий для привлечения и деятельности иностранного капитала на основе прямого инвестирования и предоставление частному сектору права получения внешних кредитов; сокращение прямого государственного вмешательства в экономику; отчисление высшими слоями «излишков» в пользу малообеспеченных и снятие социальной напряженности.
Начало стабилизации происходило в условиях гиперинфляции, дефицита платежного баланса, неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

Но отступать никто не хотел, было решено добиться стабилизации любой ценой, конкретно с "помощью «шоковой терапии», рекомендованной Международным валютным фондом (МВФ). «Шоковая терапия» означала прекращение государственного финансирования нерентабельных предприятий, резкое снижение реальной заработной платы, сведение к минимуму общественного спроса, сокращение наполовину государственных инвестиций, развертывание приватизации.

С помощью приватизации предполагалось повысить эффективность национального производства и модернизировать его, а также поддержать национальную валюту и осуществить регулярные выплаты в счет погашения внешнего долга. Приватизация, ставшая краеугольным камнем неолиберального курса, проходила в 70-е гг. в двух формах: реприватизации и распродажи государственной собственности частным лицам. Национализированные в свое время Народным единством знаменитые медные рудники формально продолжали оставаться государственными, однако за их национализацию была выплачена крупная компенсация, а управление рудниками и их эксплуатация передавались в руки ТНК, которые к тому же усилили контроль над сбытом меди, поставками оборудования и запчастей.

В результате к 1983 г. производство меди увеличилось на 70 %, а количество занятых уменьшилось на одну треть. Часть медных рудников была скуплена американским капиталом. Таким образом, роль госсектора превратилась из основной во вспомогательную. К началу 1977 г. приватизация государственной собственности была в основном завершена. И хотя Чили импортировало военную технику и снаряжение, местный ВПК сам занимался производством и экспортом оружия.

Эта инициатива при поддержке НАТО и США вывела Чили на третье место в Латинской Америке (после Бразилии и Аргентины) по экспорту оружия и военной техники. Отказавшись признать легитимность аграрных преобразований правительств ХДП и Народного единства, режим Пиночета возвратил 2,8 млн га земли прежним владельцам, более одной трети крестьян, получивших земельные участки до военного переворота 1973 г., разорились. В основу развития сельского хозяйства был положен принцип «сравнительных преимуществ», который означал предпочтительное производство таких товаров, для которых в Чили были оптимальные природно-климатические условия по сравнению с другими странами.

Расширялось экспортное производство фруктов (яблок, клубники, винограда, киви - на 600 %), вин, рыбопродуктов, изделий деревообработки, что сделало Чили мировым экспортером этой продукции. рынка. Таможенные тарифы были снижены, Это сразу же привело к увеличению потока импортных товаров, значительную часть которых составили потребительские товары длительного пользования, электронная техника, модная одежда.

Доля импорта во внутреннем потреблении увеличилась вдвое. Неолиберальная модель специально предусматривала внедрение в массовую психологию чилийцев идеалов и стандартов высокоразвитого западного потребительского общества.

Однако стиль жизни в лучших европейских и североамериканских традициях, доступный чилийской элите, был не по карману средним слоям и тем более низшим категориям общества.

Так что расширение потребительского рынка вовсе не означало расширения возможности воспользоваться его услугами для большинства населения страны. Важнейший принцип открытой экономики - это поощрение иностранного капитала. Закон «О режиме иностранных инвестиций» (1974) снимал все ограничения на вывоз прибылей из страны. Это резко повысило интерес к чилийской экономике со стороны иностранного государственного, частного и международного капитала.

Причем к чилийской обрабатывающей промышленности интерес иностранных вкладчиков был невелик (только 6,4 % общего объема инвестиций), зато прибыльной сферой приложения иностранного капитала стало кредитно-банковское дело: к 1980 г. Развитие свободной рыночной экономики Чили привело к изменениям в социальной структуре: уменьшилась численность наемных работников в промышленности и сельском хозяйстве.

Свертывание обрабатывающей промышленности госсектора вызвало маргинализацию наемных работников.

При этом демократические ценности рассматривались как вторичное по отношению к личному преуспеванию Из-за террора и репрессий начального периода диктатуры, имевших большой психологический эффект, возник феномен - «культура страха», означавшая недоверие людей друг к другу, боязнь общения, молчание, апатию, эмиграцию, одиночество.

Тем не менее реформы в Чили заставили заговорить о чилийском «экономическом чуде. Кризис 1981-1983 гг., охвативший все отрасли чилийской экономики, остановил первый этап экономических реформ Пиночета. Снизился национальный доход, безработица охватила до 35 % экономически активного населения, финансовая система страны была на грани краха. Стало ясно, что для поступательного успешного развития чилийской экономики возврат к чисто монетаристской модели и курсу на «открытую» рыночную экономику нуждается в корректировке.

Начинается второй этап преобразований Пиночета (1982-1989).Появление более гибкого «разумного монетаризма» связано с именем министра финансов Чили Э. Бихи. Для борьбы с кризисом чилийское правительство решило продолжить приватизацию, предоставить субсидии частному сектору и использовать методы прямого государственного вмешательства в экономику.

На втором этапе приватизации в частные руки были переданы государственные предприятия горнодобывающей отрасли, медной и сталелитейной промышленности, системы связи и была осуществлена технологическая модернизация приватизированных отраслей. В то же время произошла так называемая транснационализация новых чилийских элитно-экономических групп, т.е. установился совместный контроль чилийских и транснациональных собственников над приватизированными предприятиями.
Результаты антикризисных мер 80-х гг.

были впечатляющими: инфляция снизилась до среднемирового уровня - 9-15 %, безработица сократилась до 6 %, удалось выплатить по внешней задолженности 2 млрд долл. Чилийская экономика была признана самой «здоровой», «динамичной» и «образцовой» среди стран Латинской.Америки. Деятельность Пиночета подвергается всесторонней критике. На горизонте появляется угроза изоляции диктатора, и он берет курс на постепенную политическую либерализацию: разрешает деятельность лояльных диктатуре партий.
К середине 80-х гг.

в оппозиции складывается два полюса притяжения: один - вокруг Народного демократического движения во главе с компартией (признавали любые формы борьбы, вплоть до вооруженного восстания), другой, умеренный, - вокруг ХДП (за постепенный путь гражданского неповиновения).

Пиночет был твердо уверен, что различия и разногласия в рядах оппозиции практически непреодолимы и, следовательно, серьезной угрозы она не представляет. Однако в 1985 г. всем партиям оппозиции удалось выработать и подписать документ «Национальное согласие о переходе к полной демократии». В нем содержались требования легализации политических партий, амнистии, возвращения эмигрантов, а главное - проведение свободных президентских и парламентских выборов.

В рамках общенациональных дней протеста левое крыло оппозиции использовало насильственные формы борьбы, а с 1986 г. полностью сделало ставку на вооруженное восстание. Обнаружение складов оружия и неудачное покушение на Пиночета снова вызвали введение чрезвычайного положения и дискредитировали идею о вооруженном восстании.

Заслуга правых и центристских деятелей оппозиции состояла в том, что они сумели изолировать марксистские партии и сформировать широкий политический консенсус. В декабре 1989 г. на президентских выборах победил лидер ХДП Патрисио Эйлвин , которому 11 марта 1990 г.

Пиночет передал власть.

Читайте также:

Диктатура Пиночета в Чили (1973-1989)

После военного переворота 11 сентября 1973 г., совершенного с помощью ЦРУ, военная хунта распустила Национальный конгресс (парламент) и местные органы власти (муниципалитеты), были отменены гражданско-демократические свободы, запрещены политические партии, входившие в блок Народное единство, приостановлена деятельность остальных партий, распущен Единый профцентр трудящихся (КУТ), введено осадное положение, развязан террор по политическим мотивам.

Для государственно-политического устройства Чили 1973-1989 гг. характерна сильная персонализация власти в лице ключевой центральной фигуры генерала Пиночета. В декабре 1974 г. он был назначен президентом Чили. Пиночет устранил конкурентов, ввел несменяемость своего поста в качестве главнокомандующего армией, установил свой прямой контроль над политической охранкой ДИНА.

Ни одна из политических, военных и экономических группировок господствующего блока не обладала всей полнотой власти, поэтому Пиночет стал своего рода стоящим над ними арбитром. На референдуме 1978 г. 75 % голосовавших выразили свое согласие с властью военных, режим Пиночета стал казаться легитимным.

Особенность формирования государственно-юридических форм Чили при режиме Пиночета состояла в том, что они создавались и эволюционировали не до, а после экономических перемен. Другая особенность - это постепенная институционализация режима: в период 1974-1979 гг. были приняты законодательные акты, отразившие эволюцию от репрессивной диктатуры к стабильному авторитаризму, допускающему, хотя и ограниченно, существование представительных институтов.

Под названием «защищенная демократия» без плюрализма и политических партий это было закреплено в новой конституции 1980 г. В основе такого политического успеха лежали экономические успехи «чикагской неолиберальной модели», разгром оппозиционного движения, конформизм общества.
Сблизившаяся с новыми правыми военная верхушка разработала экономическую стратегию, рассчитанную на длительную перспективу.

режим пиночета в чили

Ее цель - создать модель свободной рыночной экономики. Молодые доктора экономических наук, обучавшиеся в Чикагском университете, последователи М. Фридмена, стали экономическими советниками в государственных учреждениях, министерствах и банках. Военные же гарантировали политическую стабильность и социальный мир для неолиберального экономического эксперимента.

Неолиберальная модель стабилизации и модернизации чилийской экономики предполагала свободную частную инициативу и частное предпринимательство в производственной и финансовой сферах как основу экономического процветания; повышение конкурентоспособности национальной чилийской экономики на мировом рынке; отказ от протекционизма; создание оптимально благоприятных условий для привлечения и деятельности иностранного капитала на основе прямого инвестирования и предоставление частному сектору права получения внешних кредитов; сокращение прямого государственного вмешательства в экономику; отчисление высшими слоями «излишков» в пользу малообеспеченных и снятие социальной напряженности.

На первом этапе развития чилийской экономики неолиберальная модель применялась практически в «чистом» виде.

О Чили стали говорить как об испытательном полигоне для экономистов «Чикагской школы». Начало стабилизации происходило в условиях гиперинфляции, дефицита платежного баланса, неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Но отступать никто не хотел, было решено добиться стабилизации любой ценой, конкретно с "помощью «шоковой терапии», рекомендованной Международным валютным фондом (МВФ). «Шоковая терапия» означала прекращение государственного финансирования нерентабельных предприятий, резкое снижение реальной заработной платы, сведение к минимуму общественного спроса, сокращение наполовину государственных инвестиций, развертывание приватизации.

С помощью приватизации предполагалось повысить эффективность национального производства и модернизировать его, а также поддержать национальную валюту и осуществить регулярные выплаты в счет погашения внешнего долга.

Приватизация, ставшая краеугольным камнем неолиберального курса, проходила в 70-е гг.

в двух формах: реприватизации и распродажи государственной собственности частным лицам. В 1974-1978 гг. бывшим владельцам было возвращено 294 ранее национализированных промышленных предприятия.

200 предприятий было продано с торгов по заниженным ценам. Под контролем государства оставалось только 20 компаний, из них 5 промышленных. Национализированные в свое время Народным единством знаменитые медные рудники формально продолжали оставаться государственными, однако за их национализацию была выплачена крупная компенсация, а управление рудниками и их эксплуатация передавались в руки ТНК, которые к тому же усилили контроль над сбытом меди, поставками оборудования и запчастей.

В результате к 1983 г. производство меди увеличилось на 70 %, а количество занятых уменьшилось на одну треть. Часть медных рудников была скуплена американским капиталом. Таким образом, роль госсектора превратилась из основной во вспомогательную. К началу 1977 г. приватизация государственной собственности была в основном завершена.

В результате приватизации крупные чилийские финансово-олигархические группы - «семейные кланы» Александри, Эдвардсов, Матте, Ярура - получили солидную выгоду.

Появились новые кланы - Крусат-Ларрэна, Виаля, Анхелини, Луксича, контролировавшие 250 крупнейших частных предприятий, а также местный рынок ссудного капитала. Укреплялись позиции крупнейших национальных групп в военно-промышленном комплексе. И хотя Чили импортировало военную технику и снаряжение, местный ВПК сам занимался производством и экспортом оружия. Эта инициатива при поддержке НАТО и США вывела Чили на третье место в Латинской Америке (после Бразилии и Аргентины) по экспорту оружия и военной техники (что принесло стране в 1985-1986 гг.

валютный доход на сумму 100 млн долл.). ПравиТельство защищало интересы этих финансово-промышленных групп. Например, фирма К. Кардоэна, крупнейший частный экспортер оружия, в кризисном 1981 г. получила кредит от государства на сумму 4,6 млн долл. В то же время подрывался национальный производственный механизм: сокращалось производство и доля в ВВП предприятий обрабатывающей промышленности - машиностроительной, химической, текстильной, кожевенно-обувной, оказавшихся неконкурентоспособными в условиях свободного рынка.

Отказавшись признать легитимность аграрных преобразований правительств ХДП и Народного единства, режим Пиночета возвратил 2,8 млн га земли прежним владельцам, более одной трети крестьян, получивших земельные участки до военного переворота 1973 г., разорились.

В течение 1976-1980 гг. посевные площади под 14 основными продовольственными культурами ежегодно сокращались, что привело к увеличению импорта, например пшеницы на 300 млн долл. В основу развития сельского хозяйства был положен принцип «сравнительных преимуществ», который означал предпочтительное производство таких товаров, для которых в Чили были оптимальные природно-климатические условия по сравнению с другими странами.

Расширялось экспортное производство фруктов (яблок, клубники, винограда, киви - на 600 %), вин, рыбопродуктов, изделий деревообработки, что сделало Чили мировым экспортером этой продукции.

Главное состояло в том, что чилийский экспорт, где наибольший удельный вес занимали медь и селитра, удалось диверсифицировать и, следовательно, сделать менее уязвимым к колебаниям конъюнктуры мирового рынка.

Разрушению национальной промышленности способствовало проведенное в соответствии с курсом на открытую экономику снижение таможенных тарифов и отказ от протекционизма.

Таможенные тарифы были снижены с 94 % в 1973 г. до 10 % в 1979 г. Это сразу же привело к увеличению потока импортных товаров, значительную часть которых составили потребительские товары длительного пользования, электронная техника, модная одежда. Доля импорта во внутреннем потреблении увеличилась вдвое, а стоимость импорта только в одном 1981 г. составила 1,8 млрд долл., что эквивалентно 25 % стоимости всей продукции национальной обрабатывающей промышленности.

Неолиберальная модель специально предусматривала внедрение в массовую психологию чилийцев идеалов и стандартов высокоразвитого западного потребительского общества. Однако стиль жизни в лучших европейских и североамериканских традициях, доступный чилийской элите, был не по карману средним слоям и тем более низшим категориям общества. Так что расширение потребительского рынка вовсе не означало расширения возможности воспользоваться его услугами для большинства населения страны.
Важнейший принцип открытой экономики - это поощрение иностранного капитала.

Закон «О режиме иностранных инвестиций» (1974) снимал все ограничения на вывоз прибылей из страны. Это резко повысило интерес к чилийской экономике со стороны иностранного государственного, частного и международного капитала.

Причем к чилийской обрабатывающей промышленности интерес иностранных вкладчиков был невелик (только 6,4 % общего объема инвестиций), зато прибыльной сферой приложения иностранного капитала стало кредитно-банковское дело: к 1980 г. в стране функционировало 19 иностранных банков (против одного в 1974 г.). Только Межамериканский банк развития (МАБР) и Мировой банк в 1976-1982 гг. предоставили Чили 46 кредитов на сумму 3,1 млрд долл.
Затраты на переход к неолиберальной экономике способствовали увеличению внешнего долга страны до 20 млрд 690 млн долл.

(1986) против 3,3 млрд долл. (1973). В середине 90-х гг. внешний долг стабилизировался на уровне 17,5-18,5 млрд долл. Правительство Пиночета тратило на обслуживание внешнего долга 62 % доходов от экспорта (правительство Альенде - 12 %). Подсчеты экономистов делают иллюзорной идею о возможности выплаты внешнего долга в существующих условиях. Несомненно одно: в течение десятилетий Чили должно будет работать на своих кредиторов.

Развитие свободной рыночной экономики Чили привело к изменениям в социальной структуре: уменьшилась численность наемных работников в промышленности и сельском хозяйстве.

Свертывание обрабатывающей промышленности госсектора вызвало маргинализацию наемных работников. С учетом сокращения числа государственных служащих и разорения мелких предпринимателей доля маргиналов составила свыше одной трети рабочей силы.

Уровень безработицы с 3,8 % в 1972 г. поднялся до 18 % ЭАН.
Социальная политика Пиночета базировалась на отказе от принципа социальной справедливости, утверждался принцип свободы выбора и «равных возможностей».

Социально-психологическим следствием экономических реформ и социальной политики Пиночета можно считать формирование новой ментальности общества на принципах индивидуализма, прагматизма и личного интереса.

При этом демократические ценности рассматривались как вторичное по отношению к личному преуспеванию. Общество аполитичных конформистов - субъектов новой ментальности стало основой политической модели режима Пиночета. Хорошие работники должны интересоваться исключительно профессиональной сферой. Допускался лишь такой вид политической активности, как деятельность молодежных, женских объединений, соседских советов и т.п.

Патерналистский характер режима Пиночета сочетался с откровенной обособленностью элиты от других слоев общества.

Духовная жизнь чилийцев была жестко регламентирована, строго подконтрольна и подцензурна, что позволяет говорить о возникновении феномена так называемого «культурного затмения», смысл которого - отсутствие альтернативной официальному курсу культурной жизни.

В то же время из-за террора и репрессий начального периода диктатуры, имевших большой психологический эффект, возник феномен - «культура страха», означавшая недоверие людей друг к другу, боязнь общения, молчание, апатию, эмиграцию, одиночество.

«Культура страха», так же как и другие формы массовой психологии, способствовала политической стабильности общества и внедрению неолиберальной экономической модели.

Тем не менее реформы в Чили заставили заговорить о чилийском «экономическом чуде».

Под «экономическим чудом» следует понимать устойчивые темпы роста ВВП (примерно 6 % в год), снижение втрое дефицита платежного баланса, ликвидацию дефицита госбюджета, задержку инфляции до 30 % в год, модернизацию государственного аппарата по пути эффективности его управления и сокращения числа занятых в нем чиновников. В целом успехи касались макроэкономических факторов.
Вместе с тем цена «чуда» означала рост внешнего долга почти в 5 раз, сокращение государственных инвестиций ниже уровня 60-х гг., сохранение достаточно высокого потолка инфляции, подрыв национальной промышленности и особенно ее обрабатывающих отраслей ниже уровня 1973 г., ущемление традиционных предпринимательских кругов, высокий уровень безработицы (до 18 %), падение средней заработной платы ниже уровня 1970 г., маргинализацию и обнищание населения (свыше 40 % чилийцев жили за чертой бедности, доход 80 % чилийцев не достигал средненационального уровня 1510 долл.

в год). Заплатить такую высокую «социальную цену» общество могло только в рамках диктаторского режима.

Кризис 1981-1983 гг., охвативший все отрасли чилийской экономики, остановил первый этап экономических реформ Пиночета.

Снизился национальный доход, безработица охватила до 35 % экономически активного населения, финансовая система страны была на грани краха.

Стало ясно, что для поступательного успешного развития чилийской экономики возврат к чисто монетаристской модели и курсу на «открытую» рыночную экономику нуждается в корректировке. Начинается второй этап преобразований Пиночета (1982-1989).

Появление более гибкого «разумного монетаризма» связано с именем министра финансов Чили Э. Бихи, деятельность которого, в отличие от предшественников, характеризовалась большей взвешенностью, реалистичностью, гибкостью.

Для борьбы с кризисом чилийское правительство решило продолжить приватизацию, предоставить субсидии частному сектору и использовать методы прямого государственного вмешательства ^в экономику. Спасая, например, банковскую систему, государство вмешалось в управление 13 банков и установило прямой контроль еще над двумя банками, к тому же государство взяло на себя выплату внешнего долга частных банков. На втором этапе приватизации в частные руки были переданы государственные предприятия горнодобывающей отрасли, медной и сталелитейной промышленности, системы связи и была осуществлена технологическая модернизация приватизированных отраслей.

В то же время произошла так называемая транснационализация новых чилийских элитно-экономических групп, т.е. установился совместный контроль чилийских и транснациональных собственников над приватизированными предприятиями.
Результаты антикризисных мер 80-х гг. были впечатляющими: инфляция снизилась до среднемирового уровня - 9-15 %, безработица сократилась до 6 %, удалось выплатить по внешней задолженности 2 млрд долл.

Чилийская экономика была признана самой «здоровой», «динамичной» и «образцовой» среди стран Латинской.Америки.

Кризис 1981 - 1983 гг.

положил начало «остыванию» диктатуры Пиночета. Экономические трудности стимулировали активность различных оппозиционных течений - от новых правых до крайних левых.

Оппозиция начинает сопротивление диктатору. 11 мая 1983 г. впервые проходит так называемый День национального протеста. На повестку дня ставится вопрос о свержении диктатуры и восстановлении демократии. Деятельность Пиночета подвергается всесторонней критике.

На горизонте появляется угроза изоляции диктатора, и он берет курс на постепенную политическую либерализацию: разрешает деятельность лояльных диктатуре партий.
К середине 80-х гг. в оппозиции складывается два полюса притяжения: один - вокруг Народного демократического движения во главе с компартией (признавали любые формы борьбы, вплоть до вооруженного восстания), другой, умеренный, - вокруг ХДП (за постепенный путь гражданского неповиновения).

Пиночет был твердо уверен, что различия и разногласия в рядах оппозиции практически непреодолимы и, следовательно, серьезной угрозы она не представляет. Однако в 1985 г. всем партиям оппозиции удалось выработать и подписать документ «Национальное согласие о переходе к полной демократии».

В рамках общенациональных дней протеста левое крыло оппозиции использовало насильственные формы борьбы, а с 1986 г.

полностью сделало ставку на вооруженное восстание. Обнаружение складов оружия и неудачное покушение на Пиночета снова вызвали введение чрезвычайного положения и дискредитировали идею о вооруженном восстании.

Заслуга правых и центристских деятелей оппозиции состояла в том, что они сумели изолировать марксистские партии и сформировать широкий политический консенсус.
Итогом эволюции режима Пиночета стал референдум в октябре 1988 г., на который был вынесен вопрос о предоставлении Пиночету президентских полномочий на очередной 8-летний срок. 53 % чилийцев проголосовали против диктатора.

В декабре 1989 г. на президентских выборах победил лидер ХДП Патрисио Эйлвин, которому 11 марта 1990 г. Пиночет передал власть.

Коалиционное левоцентристское правительство Эйлвина вступило в переходный период от диктатуры к демократии. Были отменены военные трибуналы, начаты расследования финансовых нарушений и коррупции должностных лиц времен диктатуры, амнистированы политзаключенные.

Национальная комиссия правды и примирения расследовала нарушения прав человека, подтвердив факт гибели в годы диктатуры свыше 2 тыс. человек (их родственники получили компенсацию). Прежний неолиберальный экономический курс Пиночета был скорректирован в сторону отказа от «шоковой терапии» ипривлечения методов госрегулирования. Правительство удвоило расходы на социальные программы.

Удалось сократить безработицу и вдвое уменьшить инфляцию. Чили восстановило дипломатические отношения с СССР, Кубой, Вьетнамом и Северной Кореей, активнее стало участвовать в межамериканском сотрудничестве, расширило отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В декабре 1993 г. на всеобщих президентских выборах победу одержал кандидат от объединения политических партий «За демократию» Эдуардо Фрей (сын бывшего президента Э. Фрея). Его прави-. тельство продолжило курс Эйлвина, сохранив социальную направленность и расширяя поддержку национальных предпринимательских кругов.

Через 26 лет после гибели С. Альенде пост президента занял социалист Рикардо Лагос, Это означало настоящую политическую смерть Пиночета и окончание переходного периода от диктатуры к демократии в Чили.

Перед новым президентом стоят серьезные экономические проблемы: необходимость выплаты внешнего долга, размер которого составил в 1999 г. 45 % от ВВП Чили, и преодоление спада темпов экономического роста, наметившегося в 1999 г. Р. Лагос считает, что нельзя строить рыночное общество в чистом виде, что рынок не может решить всех проблем.

Предстоит разработать стратегию развития с учетом позитивного исторического опыта госрегулирования.



Рассказать друзьям