Обзор игры Operation Flashpoint: Red River.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Новые игры в серии Operation Flashpoint принято ругать. Мол, отошли от канонов, сделали игру попсовой и «оконсолили» ее по полной программе. Всему вина смена разработчика, Codemasters направили развитие серии в другое русло. Что же делать фанатам оригинальной игры? Обратить свои взоры в сторону линейки ARMA, настоящего хардкорного тактического симулятора. Ее разрабатывает студия Bohemia Interactive — создатели первой части Operation Flashpoint. А новые части (Dragon Rising и Red River) лучше оставить другой аудитории.
Обновленная Operation Flashpoint не перестала быть тактическим симулятором, однако игру значительно упростили, сделав ее более доступной для игроков, не слишком хорошо знакомых с этим жанром. Игровой процесс теперь напоминает о Ghost Recon: Adwanced Warfighter 1 и 2, то есть шутер с уклоном в симулятор, но без садизма. Однако, предыдущая часть Dragon Rising не стала хитом. Слишком сложно оказалось усидеть на двух стульях сразу, тем более, что они расположены на весьма приличном расстоянии друг от друга. В итоге игра вышла слишком простой для хардкорных игроков, любителей тактики и детальной проработанности игрового процесса, и в то же время слишком сложной для простых любителей пострелять. Но все же игра определила свою нишу, а разработчики обещали подлатать сам геймплей, чтобы играть стало интересней.

Солдатские будни
Red River стала еще более дружелюбной по отношению к игрокам. На смену однотипным серым пейзажам пришли яркие и сочные просторы Таджикистана. Кое-кто из игровых персонажей даже сравнивает их с пейзажами другой планеты, настолько они его впечатлили. Впечатлили ли они нас, игроков? Пожалуй, да. Симпатично, масштабно. Кое-где недостает детализации, но, опять же, надо было выпустить игру и на консолях, а там железо порядком устарело. Сюжет забросит нас, как писалось выше, в Таджикистан. Войска США пришли из Афганистана для помощи правительственным силам в борьбе с мятежниками. Воевать с ними мы будем недолго, так как на сцене в скором времени появится куда более сильный противник — КНР. Несмотря ни на что, сюжет и его подача весьма неплохи, происходящее не выглядит фантастической выдумкой. Более того, разработчикам удалось добиться замечательно эффекта — в скором времени начинаешь чувствовать себя реальным морпехом (в разумных пределах, разумеется). Codemasters сумели показать будни простого солдата. Это достигается различными приемами. Оружие в игре не лоснится от блеска и новизны: где-то на помощь пришла изолента, оптический прицел изрядно запылился, даже наши перчатки не в идеальном состоянии. Мы часто катаемся на хаммере в компании своей команды и сержанта Нокса. Причем, его характер выписан на ура. На протяжении всей игры мы будем слышать его голос по рации, его колоритные реплики заставят нас улыбнуться не раз и в, конце концов, мы к нему привяжемся. Классный парень! В самом начале игры он уже обругает вас и обзовет педиком, по ходу дела вы не раз услышите многоэтажный мат в свой адрес, однако вскоре становится ясно, что это он так делает из нас настоящих мужиков. Также в перечень его дел входит забота о том, чтобы мы не словили пулю и не погибли, поэтому он разработал свой список правил, который будет вдалбливать в мозги своих подопечных при каждом удобном случае. Вообще в игре почти нет того пафоса и ура-патриотизма, который присущ многим подобным играм. Наоборот, местами проскальзывает самоирония, а ваши коллеги не выглядят как герои кино, они просто выполняют свою работу.

Симулятор для начинающих
Что касается самого игрового процесса, то здесь разработчики отошли еще дальше от оригинала. Локации огромны, но игровой процесс вышел линейным. Тем более, что нам всегда указывают оптимальный маршрут флажками. Большая часть заданий — это зачистка. Нам указывают определенное место, мы до него добираемся, убиваем там все живое (мирных жителей в игре нет) и движемся дальше. Так же за время игры мы ознакомимся с такими заданиями как «защити конвой», «окажи поддержку братьям по оружию» и «вызови авиадар, забравшись на высокий холм». В распоряжении у нас имеется три бойца: подрывник, пулеметчик и снайпер. Мы можем отдавать им приказы, используя не слишком удобное меню, явно заточенное под геймпад, но чаще всего придется использовать лишь команду «следовать за мной», а в тех случаях, когда нас подстрелили, и мы беспомощно упадем на землю, можно вызвать санитара, чью функцию отныне может выполнить любой член команды, в том числе и вы сами. Кстати система повреждений здесь довольно хороша. Нас могут ранить в разные части тела, и это заметно отразится на поведении нашего протагониста. Получив ранение в руку он будет хуже целиться, с пулей в ноге — не сможет бегать. Любую рану лучше сразу перевязать, иначе есть риск умереть от потери крови, а иногда слишком меткий противник может отправить нас к праотцам (читай, к последнему чекпойнту) всего одним выстрелом. Так что игра быстро прививает нам аккуратность в передвижении и учит не высовываться лишний раз. Баллистика в игре тоже хороша, пули и снаряды летят, учитывая законы физики. Это хорошо заметно, когда перестрелки ведутся на большом расстоянии. Оружия в игре много, но лишних экземпляров, пожалуй нет, пригодится все. Кроме того, «стволы» можно прокачивать, прикручивая к ним различные прицелы и глушители, а по ходу прокачки улучшаются и ваши собственные навыки владения огнестрелом.

Вместе веселей

Лучше всего в эту игру играть в кооперативе. Именно в этом режиме и раскрывается вся «тактическая» суть проекта, а задумки дизайнеров воплощаются в жизнь. Всего в игре четыре класса: стрелок — этакий солдат-универсал, пулеметчик — его задача состоит в подавлении противника, инженер — он чинит нашу технику и уничтожает вражескую, а так же снайпер, поражающий врагов издалека. Когда играешь в компании с друзьями, появляется смысл в применении различных маневров, а так же в прокачке напарников и получение медалей за выполнение миссий. Классического же мультиплеера в игре нет. Видимо, Codemasters не хотели, чтобы их игре пришлось конкурировать с Battlefield или Call of Duty, новые части которых уже на подходе. В игре оставили лишь кооперативное прохождение компании, а так же несколько других режимов: охрана конвоя, спасение и классический Last Stand. Играется довольно приятно, появляется азарт, игра увлекает, однако всех этих удовольствий, разумеется, надолго не хватит.

“Еще один прекрасный день в морской пехоте! Нам не о чем беспокоиться. Мы придем и надерем всем задницы! Мы крутые! Мы морпехи!” – подбадривал гений мотивации сержант Эйпон своих подопечных перед высадкой на LV-426 в культовом фильме “Чужие”. К чему эти голливудские ужимки, когда сегодня мы познакомим вас с Operation Flashpoint: Red River, третьей частью некогда насквозь серьезного симулятора армейских будней? Чтобы вы не рухнули с кресла от удивления, заслышав знакомый рык актера Эла Мэттьюза (того самого Эйпона!), скомандовавшего вам выдающуюся фразу: “Это не Пандора. А ты не синехвостый $#@кот!”. Действительно, не Пандора и даже не LV-426, а вполне реальный Таджикистан, погруженный стараниями коллег Тома Клэнси по перу в пучину международного конфликта. Найдется в нем место и китайцам, и талибам, и, конечно же, бравым американским морпехам.


“Не рейгАн, а Рейган!” – продолжает веселить вас игра, рассказывая ход альтернативной мировой истории с момента введения ограниченного контингента войск СССР в Афганистан и до событий 2013 года. А они произойдут на фоне горных пейзажей Таджикистана, где столкнуться на глобальной карте хорошие светло-голубые точки со зловещими красными звездами. Правда, произойдет это не сразу, дав возможность сержанту Уильяму Кирби с товарищами осмотреться на местности и потренироваться на малочисленных группах таджикских сепаратистов. В меру бредовый сюжет вполне сносно объясняет причины нахождения вашего отряда в бывшей советской республике, в которую вот-вот нагрянут регулярные силы из соседней “Поднебесной”. Но вам до большой политики дела нет. Получив очередную порцию нецензурной мотивации от своего командира сержанта Нокса самое время начинать воплощать ее в жизнь.


А сделать это бывает, ох, как непросто! Это в предыдущей Dragon Rising чекпоинты были напиханы на локациях плотнее, чем кильки в банке, что сводило эмоции от смерти из-за шальной пули к легкому раздражению при загрузке ближайшего сейва. В Red River бежать до следующего сохранения придется минут 15, что в теории должно было серьезно усложнить игру. Поначалу все так и происходит. Вот вы любуетесь багровым небом Таджикистана в обрамлении величественных гор, как вдруг – бах! Маленькая черная точка неожиданно выскочила из-за камня в 50 метрах от вас и одним метким выстрелом прервала вашу экскурсию по живописному краю. Гибель от одной пули в Flashpoint по-прежнему возможна (впрочем, далеко не всегда, но об этом позже), а заметить противника на фоне ослепляющего солнца, почему-то всегда светящего вам в глаза, бывает очень непросто. Но прищурившись посильнее, вы вскоре разглядите в ярких солнечных лучах Red River скорее усложненный вариант обычного шутера, чем достоверные армейские будни.


Хотя если выставите легкий уровень сложности, то не увидите и этого. Консольный прицел будет любезно приклеиваться к противникам на расстоянии, облегчая вам поиск тех самых “черных точек”. Но и на более высоких уровнях сложности волшебного вмешательства в игре хватает. Например, бесконечных аптечек, способных исцелять вас и ваших товарищей по отряду без ограничений. Конечно, если вы сочтете нужным исполнять роль полевого медика, ведь на ближайшем чекпоинте однополчане и без вашей помощи воскреснут из мертвых. Ну, а вам в случае ранения нужно только поскорее отползти в кусты, где благодаря магическому квадрату с красным крестом привести свои жизненные силы в исходное состояние. По большому счету перед нами небрежно замаскированная регенерация здоровья, а уж никак не попытка имитации полевой медицины.


Когда же вы подберетесь к своим противникам вплотную, где они уже не выглядят мелкой мошкарой на экране монитора, то совершите для себя еще одно неприятное открытие. То ли остолбенев от вашего внешнего вида, а может в силу каких-то иных причин, противники нередко отказываются в вас стрелять в течение добрых нескольких секунд. Натолкнуться на сепаратистов, в 10 метров от вас мирно разглядывающих пейзаж в Red River можно, если и не на каждом шагу, то все равно непростительно часто. Словом, до прибытия основной противоборствующей силы в лице китайской народной армии щелкать здешних террористов до неприличия просто. Нельзя сказать, что солдаты КНР отличаются большим умом и сообразительностью, но благодаря своему огромному численному превосходству победа над ними вызывает куда больше трудностей. Иногда уровнять “составы” поможет поддержка с воздуха, но использовать это “ниндзюцу” получится далеко не в каждой из десятка миссий игры, так что привыкайте отражать полчища туповатых врагов силами своего отряда.


Но даже подоспевшие китайцы не спасают синглплеер от стремительно накатывающей скуки. Отсутствие вариативности в заданиях, сводящихся к освобождению пути для своего конвоя и зачистке одинаковых деревушек, надоедает очень быстро. Убранство всех помещений в Red River примерно настолько же ужасно, насколько временами красивы здешние пейзажи. Все это даже заставляет вспомнить об играх на стыке веков, когда голые стены да пара ящиков считались нормальной обстановкой для закрытых помещений.

Спасти Operation Flashpoint: Red River от стремительного удаления в корзину способен только кооператив. Во время сопровождения конвоев, спасения экипажа сбитого вертолета или банальной зачистки района всегда найдется место тактическим изыскам с живыми людьми, да и накопленные “перки” наконец-то пригодятся! Тут уже не зазорно исполнять роль полевого медика, если у вас самая высокая скорость врачевания в отряде или штурмовика с бронебойными патронами в обойме.


Operation Flashpoint: Red River застряла где-то посередине между крупнобюджетными шутерами уровня Modern Warfare и имитацией солдатской жизни в единственной пригодной сейчас для этих целей серии ArmA. Сделав прыжок в сторону массового игрока, разработчикам из Codemasters не хватило уровня технического исполнения, чтобы соревноваться на этом поприще с другими проектами. В итоге Red River не долетает до точки приземления и больно бьется головой о землю.


Итоговая оценка: 3 балла из 5.

Операция «@#$ный щит»

Заставочный ролик мгновенно настраивает на нужный лад, сообщая несведущим, что Усама бин Ладен появился на свет с подачи ЦРУ и лично Рональда Рейгана . Будущий «террорист №1» прошел подготовку у заокеанских военных специалистов и был одним из тех, кто помог афганцам выгнать красных «шурави», вскоре после чего СССР с треском развалился. Холодная война закончилась, однако мечты Усамы о «Великом исламском халифате» так и оставались мечтами. Когда США вмешались в конфликт в Кувейте, он окончательно порвал с «родителями» и объявил своим основным врагом американцев. Что потом? «11 сентября». Теперь морпехи уже не имели права вернуться на родину.

Согласно общепризнанной версии, бородатый злодей скрывался в пещерах Афганистана. Пытаясь найти его, миротворцы разворошили осиное гнездо. Многотысячный поток беженцев хлынул в соседний Таджикистан, следом за ними потянулись боевики «Аль-Каиды». Услышав за спиной поступь могучего друга, подняли голову бойцы Движения за освобождение Восточного Туркестана . Шахиды атаковали несколько целей в КНР. В ответ спецслужбы арестовали и публично казнили лидеров сепаратистов, что, в свою очередь, привело новым смертям — во время Олимпиады 2012 года в Лондоне были безжалостно убиты китайские спортсмены.

К 2013-му ситуация накалилась до предела. Не желая больше терпеть артобстрелы «с той стороны», расквартированные неподалеку от афгано-таджикской границы морпехи самовольно вторглись в сопредельное государство. Затем их примеру последовали регулярные части китайской армии. Два локомотива стремительно набирали скорость, и их столкновение было неизбежно. В центре безумной заварушки оказался наш герой — сержант Уильям Кирби; устав от военной рутины, он с радостью согласился на командировку в район активных боевых действий.

Warriors by day, lovers by night

Главное — не воспринимать происходящее всерьез. Red River по духу ближе к Modern Warfare , чем к оригинальному сериалу Operation Flashpoint или ArmA . Для начала смиритесь с вездесущими «рельсами». Игра заботливо ведет под ручку, периодически предлагая пострелять по… кхм, братьям-таджикам (к сожалению, я не сумел придумать подходящий для печати аналог выражения «stupid Taji mother fuckers»), послушать перебранки солдат или поглазеть на пейзажи. Живописные горы, чахлая растительность, диковинная архитектура, которая, тем не менее, идеально вписывается в пыльный ландшафт — словно попал на другую планету… «Боец, это не Пандора, а ты не какой-то там синехвостый долбокот, так что разуй глаза и следи за своим сектором»! — Нокс за словом в карман не лезет.

Хотя, по большому счету, он прав. Первые миссии-стычки с разрозненными отрядами бандитов — затянувшаяся разминка перед настоящей войной, где горстке пехотинцев противостоит миллиард сумасшедших китайцев. Выглядывая из окна полуразрушенного домика, еще не подозреваешь, что здесь будет через минуту. Но вот на вершину холма взбираются две-три крошечные фигурки. К ним присоединяются все новые и новые группы. Вальяжно выползают БТР. Над головой с тревожным стрекотанием пролетает вертолет…

Ради баланса разработчики пошли на некоторые уступки. Теоретически даже одна пуля способна отправить незадачливого десантника на тот свет (а игрока — к «автосейву»). На практике все гораздо спокойнее — в случае ранения нужно наложить тугую повязку, и невидимая «полоска здоровья» заполнится; конечно, это не пошлая регенерация из Call of Duty , но, по сути, очень близко. Экономить боеприпасы тоже незачем. В соответствии с законами восточного гостеприимства враги подготовились к визиту и загодя закупили натовские патроны. Там и сям стоят аккуратно сложенные ящики, где можно «подзаправиться». Трофейные «стволы» трогать не советую. Привыкнув к современным прицелам, уже трудно смотреть на дурацкие мушки и целики, да и к физическому состоянию немало претензий. В разгар боя меньше всего хочется возиться с заклинившим автоматом.

Пуленепробиваемый квартет

От компьютерных напарников проку немного — они готовы исполнить несложный приказ, но регулярно впадают в ступор и не умеют использовать гранаты и РПГ. Судя по всему, игру делали с расчетом на совместное прохождение. Четверо смельчаков против толпы туповатых, хотя и сильных врагов… Ничего не напоминает? Только, в отличие от Left 4 Dead , Red River — одноразовое развлечение. Наполненные адреналином и скриптами финальные миссии держат в напряжении, однако желания вернуться туда не возникает.

Авторы честно старались разнообразить наше существование. Освобождая одинаковые деревушки от заторможенных идиотов с «Калашами», я едва не уснул. Ночная вылазка оказалась не лучше. Снайперская винтовка с FLIR-прицелом не оставляет шансов противникам демократии. Зато в масштабных битвах Red River расцветает. Когда вокруг гремят взрывы, не видно, что китайцы прут по одним и тем же маршрутам, а трупы позорно тают в воздухе. Даже смерть не властна над храбрыми воинами! В онлайне бал правит «респаун», а если вы предпочитаете искоренять зло в одиночестве, знайте, что AI-помощники воскреснут на ближайшем «чекпойнте».

За успешно завершенные задания игра начисляет очки для «прокачки» персонажа. Постепенно в арсенале появляется дополнительное оружие, аксессуары и «перки» (ускоренное лечение, бронебойные патроны и т. п.). Обновки обязательно пригодятся в кооп-режимах: в «Last Stand» мы обороняем позиции, в «CSAR» спасаем экипаж сбитого вертолета, в «Rolling Thunder» сопровождаем автомобили, в «Combat Sweep» «зачищаем» район. Но где же элементарный «десматч»?

Возвращение дракона

Red River — не конкурент дорогим высокотехнологичным шутерам. Картинка не дотягивает до

Вышедшей два года назад, стало то, что разработчики из Codemasters Action Studio всеми силами пытались развернуть избушку сериала к людям передом, при этом не оказавшись к лесу, то есть к фанатам оригинала от Bohemia Interactive , задом. В результате подобная раскоряка предсказуемым образом вышла боком как массовому игроку, который ценит зрелищность, красивую картинку и увлекательный процесс, так и фанатам серии, ожидавшим соответствующий уровень реализма и проработки. Впрочем, вторым, по большому счёту было на проект «Мастеров кода » плевать - они ещё не наигрались в ArmA II .

Посмотрев на весьма неоднозначную реакцию публики на их детище, создатели поняли, что на двух стульях усидеть всё равно не удастся, поэтому при создании сиквела, , они пошли по пути искоренения всех симуляторных элементов, на которые как-то намекал Dragon Rising .

Отберём фанатов у Call of Duty

Первое, чем безумно раздражал предыдущий OFP - отвратительные забеги на средние и длинные дистанции. Весь Dragon Rising состоял из километровых марш-бросков, перемежающихся скучными позиционными перестрелками с глупым, слепым, малочисленным, но невероятно живучим противником. Вкупе с отвратительно расставленными точками сохранения и, скажем так, особенностями местности, это давало весьма удручающий результат.

Operation Flashpoint: Red River от своего предшественника в этом плане отличается кардинальным образом. Бегать придётся не так много, плюс - наконец-то! - большие расстояния игрок чаще всего покрывает на джипе или вертолёте. Врагов на уровнях стало много, а в некоторых эпизодах - устрашающе много, но при этом они не в пример более хилые, чем китайцы с острова Скира - первое же попадание почти всегда выводит неприятеля из строя, давая ему слабую надежду на то, что подбежавший собрат не ляжет рядом с ним. Вражеский же огонь более не страшен (хотя на высшем уровне сложности всё равно надо вести себе крайне внимательно), поскольку способностью лечения теперь обладает и главный герой, и члены его отряда.

Команда молодости нашей

Как и прежде, с протагонистом в команде бегает троица помощников. Разница в том, что теперь каждый из героев имеет установленную специализацию - стрелок, пулемётчик, подрывник и скаут. К слову говоря, никто не мешает вручить всем снайперские винтовки - к огромной радости, в OFP: Red River реализована возможность выбора класса. Правда, смысл такой трюк имеет исключительно в применении к игроку, желающему примерить разные роли.

Кстати, классы подлежат прокачке и настройке - в перерывах между миссиями разрешается выбрать свежее оружие, навесы к нему и перки, вроде тех, что есть в Call of Duty: Black Ops , разве только с более реалистичным уклоном. Жаль лишь одно - искусственный интеллект всегда использует только оружие по умолчанию, потому три друга для совместного прохождения прямо-таки напрашиваются приложением к купленной коробке с игрой.

Плотность

Пожалуй, главное, от чего абсолютно логично избавились Codemasters при создании продолжения Operation Flashpoint: Dragon Rising - стоеросовая серьёзность. Предыдущая часть сериала была чрезмерно пафосная и надутая, как индюк - сухие, поджарые брифинги, наполненные военным сленгом так, что без специализированного словаря не поймёшь, максимально точные формулировки, полное отсутствие даже намёков на шутку.

OFP: Red River же - настоящий цирковой балаган. Между миссиями задания разъясняет какой-то истеричный офицер, который чуть ли не брызжет слюной, рассказывая, что поставлено на карту. К самому отряду приставлен крикливый сержант Нокс, который произносит в среднем пять скабрезных армейских шуточек в минуту, густо сдабривая всё это матерщиной. Сами миссии иногда напоминают скорее больные фантазии сценаристов Infinity Ward - например, в игре есть эпизод получасовой обороны деревни силами буквально дюжины бойцов супротив сотен китайцев на БТР при поддержке авиации - триста спартанцев нервно курят в стороне. Пафос, дикие крики по рации, тонны врагов и скрипты - в комплекте.

Ну и сам сюжет, начинаясь с вполне нормального противостояния США с таджикскими террористами (а ну прекратили смеяться!), заканчивается войной с Китаем. Слава богу, что ещё не выигранной, а то выглядело бы совсем нелепо.

Таджикистан, страна моя

Наконец, разработчики неплохо подтянули картинку. До мировых стандартов всё с тем же самым движком EGO (от гонки Dirt ), конечно, допрыгнуть не удалось, но по сравнению с отвратительными жидкими текстурами и буратинообразными героями оригинала - прогресс налицо.

Особенно радует то, что Codemasters не стали добавлять в игру светофильтр, который делал Dragon Rising практически однотонным. Red River радует практически всеми цветами радуги и весьма неплохими спецэффектами, а так же по-настоящему тёмной ночью - помнится, на острове Скира луна светила так, что необходимость пользоваться ночным видением просто отпадала.

***

Operation Flashpoint: Red River - весьма серьёзная работа над ошибками Dragon Rising . Качественная картинка, отличный кооперативный режим, зрелищный и запоминающийся игровой процесс - очень обидно, если из-за первого промаха её создателей, новый, в высшей степени кропотливый и ответственный труд англичан останется незамеченным.

P.S. В этот раз противники локализованных версий могут праздновать маленькую победу - в России продаётся англоязычная версия, в комплект DVD-издания входит двухсторонний постер и две симпатичных наклейки. Цена, кстати, не кусается.

Мы благодарим компанию "Бука" и лично Вадима Журавлёва за предоставленную версию игры.



Рассказать друзьям