Око за библия. Око за око зуб за зуб значение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что еще нового принес Мессия на землю?

Посмотрите, как Иисус отнесся к женщине, уличенной в измене мужу. Окружающей ее толпе Он сказал: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» . А ее Он простил и отпустил с напутствием: «Иди и впредь не греши» (Ин. 8:7,11). Хотя, раньше по закону Моисея за измену была предусмотрена смертная казнь (см. Лев. 20:10 , Втор. 22:22). То есть Христос не только исполнил обрядовую часть закона, упразднив тем самым ритуальные заповеди, в соблюдении которых просто пропала необходимость, но и показал людям наступившую ветхость уголовной составляющей закона Моисея.

Изначально, Бог дал своему народу мудрый, справедливый закон, который был исключительно на пользу людям: чтобы предостерегать их от злых поступков, оберегать от ненужных искушений и наказывать виновных:

Заповеди закона Моисея, предупреждающие правонарушения, были намного милосерднее и справедливее, чем законодательства всех существующих тогда стран. Например, для людей, которые совершили непредумышленное убийство, даже существовали специальные города-убежища (см. Чис. 35:11 , Иис. Нав. 20:2,3).

Сегодня многие люди введены в заблуждение заповедью «око за око» (Исх. 21:23-25 , Лев. 24:18-20), считая ее жестокой. Но она никогда не исполнялась и не должна была исполняться буквально. Здесь Бог призывал к соразмерному возмещению причиненного ущерба . Подумайте, что будет лучшим для человека с выбитым глазом: первое - если глаз выбьют причинителю вреда? Или, второе - если виновник несчастья заплатит за лечение и окажет иную соразмерную увечью материальную помощь, компенсируя нанесенную травму? Конечно, второе. Посмотрите, в текстах, которые находятся рядом со знаменитой фразой «око за око» , поясняется заложенный в ней принцип:

«Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину » (Лев. 24:18).

«Когда ссорятся, и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его » (Исх. 21:18,19).

При этом, согласно Ветхому, и Новому Заветам, верующий в Бога человек сам не должен делать зла другому, даже, если считает, что справедливость требует отомстить обидчику. Бог лично или через земные власти воздаст каждому свое:

«Никому не воздавайте злом за зло… не мстите за себя … но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам » (Рим. 12;17,19 , см. также

Библия учит тому, что зло должно быть наказано справедливо: "Воздайте ей так, как и она воздала вам, и ВДВОЕ ВОЗДАЙТЕ ей по делам ее" (Библия, НОВЫЙ ЗАВЕТ, Откровение Иоанна Богослова, глава 18, стихи 5-6)
"око за око, зуб за зуб" (Библия, Исход 21:24, Левит 24:20)
"опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!" (Библия, Псалтирь 136:8-9) Но несмотря на эти и многие другие очевидные заповеди Библии, многие христиане, считая, будто Ветхий Завет устарел или якобы кем-то отменен, считают, будто надо быть толерантным ко злу. Также и многие другие люди, начав чтение Библии не с начала - с Ветхого Завета, - а с середины - с Евангелия от Матфея - и не дочитав Библию до конца, не понимают, что значат слова Христа в Евангелии от Матфея "любите врагов ваших", и толкуют следующие слова Христа как непротивление злу, пацифизм, пассивность, наплевательство к окружающей жизни. Многие малообразованные люди толкуют слова Христа "кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Матфея 5:38-48), как непротивление злу, ибо считают, будто Ветхий Завет устарел, хотя Иисус Христос много раз учил обратному , и почему-то они игнорируют даже учение Нового Завета" Воздайте ей так, как и она воздала вам, и ВДВОЕ ВОЗДАЙТЕ ей по делам ее" (НОВЫЙ ЗАВЕТ, Откровение 18:5-6). Я считаю, что люди с такой идеологией мазохизма не должны занимать никакие государственные посты. Ибо эта идеология уже разрушает Россию. Кальвинистское богословие толкует Библию не хаотически - как это делают многие малообразованные люди - а толкуя каждый стих Библии в свете всех остальных мест Библии , как это отражено в принимаемом кальвинистами Вестминстерском исповедании веры 1648 года : "1.9. Непогрешимое правило толкования Писания есть само Писание, и таким образом, когда возникает вопрос об истинном и полном смысле какого-либо места в Писании (которое не бывает многозначно, но однозначно), следует исследовать и познавать другие места, говорящие об этом более ясно. (Матфея 4:6-7; 2 Петра 1:20,21; Деяния 15:15,16)" (Вестминстерское исповедание веры 1648 года) Почему мы, кальвинисты, решили избрать этот разумный метод? Потому что им пользовался Иисус Христос (Евангелие от Матфея 4:6-7; 21:42; 12:3,5).

Если толковать указанное выше проблемное место Нового Завета "любите врагов" этим кальвинистским способом (Матфея 4:7), то все проблемы сразу решаются. В самом деле, если мы обратимся к другим местам Библии , то мы увидим, что Иисус много раз учил, что Он не пытался отменять Моисеев Закон . Поэтому эти Его слова ни в коем случае нельзя толковать как отмену заповеди Моисеева Закона о справедливости: "око за око, зуб за зуб" (Библия, Левит 24:20)
"опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! " (Псалтирь 136:8-9) которая нисколько не была отменена в Новом Завете, ибо в Новом Завете христианам заповедано уничтожить вавилонскую блудницу и воздать ей не только "око за око", но вдвое по делам ее: "грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. Воздайте ей так, как и она воздала вам, и ВДВОЕ ВОЗДАЙТЕ ей по делам ее" (Библия, НОВЫЙ ЗАВЕТ, Откровение Иоанна Богослова, глава 18, стихи 5-6) Потому что в ней "найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле" (Откр. 18:24). Поэтому идея о справедливости - что зло должно быть наказано - есть как в Ветхом, так и в Новом Заветах, которые нисколько не противоречат друг другу . Но еретики отличаются как раз тем, что никогда не начинают читать Библию с начала (с Ветхого Завета) и никогда не дочитывают Библию до конца (до книги Откровения), а выдирают из середины Евангелие от Матфея и толкуют его в отрыве от контекста всей остальной Библии, в результате чего и возникают все ереси .

Обратите внимание, что Иисус НЕ учил "кто выбьет у тебя один глаз, подставь ему и другой"! Нет, но Он учил здесь лишь дипломатии на переговорах, но никак не терпимости на поле брани и что в пустяках можно и уступить, чтобы не разжечь большую ссору. Так что Иисус не отменял Ветхий Завет, включая заповедь "око за око", но наоборот разъяснил ее и сместил наше внимание в выполнении этой заповеди Ветхого Завета с пустяковых целей на самые главные. В самом деле, каким идиотом должен быть человек, который "захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку" . Ведь у него явно не все дома! Действительно, вместо того, чтобы начинать судебный процесс из-за какой-то там рубашки, гораздо проще уладить конфликт с идиотом в досудебном порядке путем переговоров - отдав ему 2 рубашки, и прекратить тратить свое драгоценное время на этот его бессмысленный фарс. Здесь Иисус говорит о целесообразности поиска досудебного примирения - "мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье" (Матф. 5:25), и многие цивилизованные люди, воспитанные в христианской культуре принимают эту истину, и она даже отражается в стандартных юридических договорах.

Надо понимать, что Иисус очень часто говорил к народу притчами, поэтому слова "подставь другую щеку" нельзя толковать буквально - как потакание бандитам и как пропаганду мазохизма. Также как притчу Христа о плевелах нельзя понимать буквально как запрет на прополку сорняков в огороде, а притчу о сеятеле - буквально как необходимость сеять на каменистых местах и на дороге. Ведь Бог дал Библию мыслящим людям, а не роботам, поэтому и к толкованию надо подходить с умом. Иисус часто говорил притчами, потому что даже не пытался обращать фарисеев. Однажды слова Христа "берегитесь закваски фарисейской" апостолы восприняли буквально - как заповедь беречься закваски хлебной (Матф. 16:5-12), но Иисус сказал им: "как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского." (Матфея 16:11-12). Но, к сожалению, сегодня толпы христиан все равно толкуют многие слова Христа буквально.

И словами "любите врагов ваших", обращенными к евреям, Иисус выступает, естественно, не против таких фундаментальных и очевидных положений Библии, как наказание зла, справедливая война против врагов, необходимость полиции и армии с целью наказания зла (которая признана и в Ветхом и в Новом Заветах (Римлянам 13)), а исключительно против ненависти фарисеев к не-евреям. В притче о добром самарянине (Луки 10:29-37) и во многих других местах (Луки 4:25-28; Матфея 8:10-12; 19:30; 20:16; 21:41-46; 23:32-24:2) Иисус опроверг лжеучение фарисеев о том, будто понятие "ближний" не распространяется на не-евреев. Поэтому учение Нагорной проповеди как раз заключается в опровержении еретических фарисейских толкований, но никак не Ветхого Завета, данного Богом.

Сообщи другу об этом сайте
Для эффективного благовестия распространяйте ссылки на этот сайт или

“Я лично прошел все стадии колебаний и сомнений и в одну ночь (в 7-м классе), буквально в одну ночь, пришел к окончательному и бесповоротному решению: отметаю звериную психологию Ветхого Завета, но всецело приемлю христианство и Православие. Словно гора свалилась с плеч! С этим жил, с этим и кончаю лета живота своего”. Так писал о своем религиозном выборе человек, которого трудно заподозрить в мягкотелости и пацифизме – генерал А. И. Деникин. Он прошел несколько войн, включая гражданскую, был диктатором на огромной территории, не останавливался перед жесткими мерами по наведению порядка – и считал Ветхий Завет чрезмерно жестоким. Почему?

Вопрос о жестокости Ветхого Завета не нов, как и почти все в этом мире. Уже среди первых христиан были такие, кто утверждал: христианский Бог Любви не может иметь ничего общего с жестоким, мстительным и капризным “богом”, каким рисует его Ветхий Завет. И возможно, этот “бог“ на самом деле вообще не кто иной, как сатана. Наиболее последовательно излагал эти взгляды богослов по имени Маркион.

1 Люди часто в своей повседневной речи используют крылатые фразы и выражения, смысл которых не совсем им понятен. К сожалению, сегодня образование находится на столь низкой отметке, что мало кто знает об их происхождении и значении. На сайте сайт мы стараемся растолковывать самые различные выражения, пословицы и сленговые слова, поэтому вы без труда найдёте ответы нас свои вопросы. Добавляйте нас в закладки, ведь мы постоянно выкладываем полезную инфу . Сегодня мы будем говорить про довольно известную в широких кругах поговорку, это Око за око , что значит вы можете прочесть немного позже.
Впрочем, прежде чем вы продолжите, я бы хотел ознакомить вас с моими новыми публикациями по тематике фразеологизмов . Например, что значит Вечер в хату ; как понять Накручивать себя ; что означает Аршин проглотить ; что такое Авгиевы конюшни и т. п.
Итак, продолжим, что значит Око за Око ?

Око за Око - это принцип возмездия, иначе называемый принципом Талиона, то есть наказание тебе назначается такое же, какой ты вред принёс


Око за Око - это цитата из Библии, особая формула закона возмездия


Синоним выражения Око за Око : сквитавшийся, рассчитавшийся, расквитавшийся, посчитавшийся, оплатившей той же монетой, отомстивший, невестке в отместку, как аукнется, так и откликнется; кровью за кровь; расплатившийся, припомнивший, поквитавшийся.

Происхождение фразеологизма Око за око, своими корнями уходит в историю Израиля. Этот принцип был сформирован в качестве гражданского закона, и он гласил: "Кто нанесёт повреждение на теле ближнего своего, тому необходимо сделать то же самое - зуб за зуб, око за око, перелом за перелом".

Хотя не стоит так буквально трактовать эту фразу. Она вовсе не означает, что если кто-то выбил вам глаз, то вы должны сразу же бить в ответ. Если какой-нибудь человек, по злому умыслу или случайно нанёс вам увечья, то вам следует обратиться в судебные органы, в которых необходимо рассказать о произошедшей беде.
После того, как в суде решали, что обвиняемый вами индивидуум, действительно виновен, и он не смог помириться с заявителем, то только в этом случае, обвиняемому наносили такое же повреждение. Как мне думается, это было весьма справедливое правило, и нам нужно снова взять его на "вооружение".

Данными законами руководствовались многие древние народы. Хотя существовал такой момент, что имелась вероятность, откупиться от возмездия деньгами. Впрочем, у нас всё то же самое, если человек богат, то он способен "залить" любой пожар своими денежными средствами, невзирая на лица и положение.

Прочтя эту небольшую статью, вы теперь будете знать, что значит Око за Око , и откуда пошла эта любопытная фраза.

Нагорная проповедь. Толкование. Иисус отменил заповеди закона Моисея, н-р, око за око? «Слышали, что сказано, а я говорю вам»

    ВОПРОС ОТ АНДРИАНА
    Почему Вы пишите, что закон Моисея актуален. Но в Нагорной проповеди Иисус изменил закон Моисеев до неузнаваемости. "В законе написано.., а Я говорю.." "Написано - исполняй перед Богом клятвы, а Я говорю - не клянись вообще". Т.е. этими словами заповедь о клятве из закона фактически УДАЛЕНА!

Сегодня в ряде христианских церквей распространено мнение, что Иисус Христос отменил заповеди закона Моисея. Под заповедями закона Моисея понимают заповеди Божьи, записанные Моисеем в Торе (Пятикнижье Моисея – первых пяти книгах Библии). Среди этих заповедей были как морально-нравственные заповеди, так и обрядовые, касаемые служения в храме, где приносились заместительные жертвы за грехи людей.

Давайте вместе прочтем слова Христа, с которых Он начал разговор о законе в Нагорной проповеди:

«Не думайте , что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнит ь (в оригинале — наполнять, исполнять, дополнять). Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших ().

Пословный перевод Библии с оригинала можно посмотреть онлайн на сайте www.biblezoom.ru . Нагорную проповедь я уже частично разбирал в свой книге “ ” и отвечая на вопросы в материале « ». Сейчас мы более подробно ее разберем.

В начале мы проанализируем процитированные выше слова Христа из Нагорной проповеди, помня, что они были вступлением к перечислению Иисусом некоторых заповедей закона Моисея:

«Не думайте , что Я пришел нарушить (в оригинале – разрушать, сносить, сокрушать, ниспровергать, свергать, упразднять, отменять) закон или пророков:…»

Иисус здесь четко и однозначно заявил, что цель Его пришествия не РАЗРУШИТЬ, СНЕСТИ, ОТМЕНИТЬ, УПРАЗНИТЬ… закон и пророков . Словосочетание “закон и пророки ” часто употребляется для указания на Танах – то, что мы сегодня называем книгами Ветхого завета – это Пятикнижие Моисея (Тора), которая содержала в себе закон Моисея, и письмена пророков (см. Матф. 7:12: 11:13; 22:40; Лук. 24:44; Деян. 13:15 и мн. др.).

«не нарушить пришел Я, но исполнить (в оригинале — наполнять, исполнять, дополнять)»

Христос повторил, что пришел . Именно это и делал все Свое служение Иисус. Он всю Свою жизнь с рождения не нарушал, а исполнял закон. Также, Он является исполнителем, то есть воплощением, реализацией всех образов служения в Израильском храме по очищению людей от грехов. Иисус стал истинным жертвенным Агнцем, отдавшем свою жизнь за грехи людей, а также Священником в небесном храме, что хорошо видно из послания к Евреям 7-10 глав. Иисус прямо заявлял, что Он есть храм и даже больше храма (см. Иоан. 2:19-22, Матф. 12:6) . Кроме того, Иисус стал исполнением предсказаний закона и пророков о Христе (в переводе Мессии):

«И сказал им: … надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лук. 24:44)

«Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта (буква и знак) не прейдет (не исчезнет) из закона, пока не исполнится все (в оригинале — всякий, каждый, целый) »

После того как Иисус убедительно заявил, что пришел не отменить закон, но исполнить , Он объяснил почему именно Он так сказал и поступает: «Ибо» — потому, что .

Итак, прочтем вместе сокращенно фразу Христа: Я пришел не отменить закон, а исполнить и дополнить, потому что пока не кончится небо и земля ни одна буква и знак не исчезнут из закона, пока не исполнится каждая из них (см. ). Люди, знакомые с алфовитом иврита поймут странное выражение Иисуса, ведь в письменах иврита ценной была не только каждая буква, но и каждый знак.

Давайте запомним заявление Христа, что ВСЕ буквы и знаки в законе действенны пока не исполнится их данное Богом предназначение! Иисус тут не зря сказал “Ибо ”, т.е. “потому что ”. Он напомнил, что Бог не раз в Писании говорил о вечности Его закона, см. главу « ». И в начале Нагорной проповеди, знаменующей начало Его земного служения, Иисус на этом акцентировал внимание!

А затем мы читаем про ответственность, которая по утверждению Господа грозит за неисполнение закона и пророков :

Итак (вывод) , кто нарушит одну из заповедей сих (речь о заповедях закона, о котором говорилось выше) малейших (несложных) и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» ().

Внимание! После того как Иисус предупредил об ответственности за нарушение несложных заповедей закона Моисея и неправильное обучение людей закону Божьему, Христос тут же перешел к обличению фарисеев и книжников. Он прямо сказал, что если у учеников фарисеев и книжников будет такая же показанная праведность как и у их учителей, то они не войдут в Царствие Небесное:

«Говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы НЕ ВОЙДЕТЕ в Царство Небесное» ().

Стоит акцентировать внимание на том, что 19 и 20 тексты теснейшим образом связаны. Раньше в Библии не было деления на стихи и тем более на главы. Поэтому любая отдельная речь изучалась полностью – как одна цельная проповедь, коею она и была. Поэтому 17, 18, 19 и 20 стихи нужно воспринимать как одну фразу, имеющую общую главную мысль. В нашем случае – это неизменность закона и ответственность за его неверное исполнение. Таким образом, в 19 и 20 стихах Иисус указал на то, что фарисеи и книжники зачастую учат народ неверно: неправильно, формально, поверхностно понимая наставления, данные Богом Своему народу в законе Моисея. И лишь закончив с ответственностью и предупреждением, Христос перешел к непосредственному анализу неверного понимания фарисеями и книжниками заповедей закона Моисея, которые, напомним, Он пришел не отменить, а исполнить, наполнить, дополнить…

Слышали, что сказано, а я говорю вам… Разберем заповеди закона Моисея из Нагорной проповеди

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду» ()

Здесь Иисус процитировал заповедь «не убивай» () и ответственность за убийство. Законоучителя Израиля понимали буквально это наставление закона Моисея: значит нельзя убивать. Конечно, это верно. Но разве это все, о чем возвещает заповедь? Давайте теперь посмотрим, отменил ли эту заповедь Христос или пояснил и дополнил?:

«А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ().

Разве Иисус сказал, что теперь заповедь «не убивай» отменена и можно убивать? Конечно, нет! Он пояснил, что по своей сути означает эта заповедь: не просто «не убивай» , а даже не гневайся, потому, что гнев уже является формой антипатии к человеку, и не оскорбляй, потому что и словом можно доставить огромную боль.

Смотрим следующую заповедь закона Моисея «не прелюбодействуй» (Исх. 20:14), которую якобы отменил Иисус в Нагорной проповеди:

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй» ()

« А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ()

Господь тут указывает, что прелюбодеяние начинается в сердце и только потом реализуется в реальности… Не напрасно, другая заповедь закона Моисея учит: «не желай жены ближнего твоего» (Исх. 20:17). К сожалению в среде иудев было распространено деление заповедей на главные и второстепенные. Мол главные соблюдать нужно приоритетно, при этом жертвуя якобы второстпенными. Иисус не раз возражал против такого неверного понимания Божьего закона: нельзя игнорировать заповеди, которые кажутся человеку второстепенными или ненужными, ведь на напрасно Бог дал людям эти наставления (см. Матф. 23:23).

Переходим к следующей заповеди, которая в Нагорной проповеди нашла свое толкование:

«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную» ().

Приглашаю посмотреть на заповедь закона Моисея, упомянутую Христом, которая констатировала возможность развода с выдачей разводного письма:

«Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней ЧТО-НИБУДЬ ПРОТИВНОЕ (в оригинале словосочетание «что-нибудь противное » имеет перевод «дело срамное, нагое, голое »), и напишет ей разводное письмо…» ()

В то время иудеи по-разному толковали эту заповедь. Школа раввина Гиллеля учила, что данный текст позволяет развод практически по любой причине, однако школа Шаммая утверждала, что заповедь говорит только о сексуальной распущенности. Иисус четко подтвердил вторую позицию:

«А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, КРОМЕ вины прелюбодеяния (в оригинале — любые незаконные сексуальные отношения, разврат), тот подает ей повод прелюбодействовать» ().

Христос не раз вспоминал, что семья создана Богом как одно целое неделимое, поэтому Он пояснил, что развод возможен лишь по причине негативного сексуального поведения, неприемлемого для супруга. Именно это и написано в заповеди с употреблением в оригинале фразы о сексуальной распущенности.

Итак, что мы наблюдаем? Иисус разве отменил заповедь закона Моисея о разводе? Нет, Он дал ее правильное толкование!

Приступаем к анализу следующей истолкованной в Нагорной проповеди Христом заповеди закона Моисея:

«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои» ()

Откроем закон Моисея и прочтем эту заповедь:

«Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою , … то он не должен нарушать слова своего , но должен исполнить все, что вышло из уст его» (Числ. 30:3).

Мы видим, что в законе Моисея записано, что человек не должен был нарушать своей клятвы. Следуя логике тех христиан, которые верят в отмену Иисусом закона Моисея, далее в Нагорной проповеди должна быть фраза Христа о том, что теперь можно нарушать клятвы. Но мы этого не увидим:

«Не клянись вовсе (Внимание! на этом фраза не заканчивается, а продолжается перечислением): ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; … ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» ()

Я тут не вижу, что Иисус отменил необходимость исполнения человеком своего слова - клятвы. Разве Он заявил, что теперь можно нарушать свое обещание? Также здесь нет и запрета клясться, то есть давать обещание. Но здесь явно определен запрет клясться ЧЕМ-ТО («небом, землею…»), что не в твоей власти и от тебя не зависит! Многие знатоки истории Израиля понимают о чем здесь говорил Иисус. В то время, иудеи придумали обход заповеди закона Моисея о запрете нарушать клятвы. Они решили, что можно поклясться чем-то таким, чтобы потом можно было отказаться от выполнения обещания. Иисус об этом более подробно говорил в 23 главе:

«Горе вам, вожди слепые (фарисеи и книжники), которые говорите: если кто поклянется храмом, то НИЧЕГО, а если кто поклянется золотом храма, то ПОВИНЕН…» (Матф. 23:17).

Иисуса до глубины души возмущало это лицемерие и попытки людей уклониться от выполнения своего обещания, то есть клятвы. Поэтому Он и сказал, что в клятве пусть будут только слова Да или Нет, а что сверх, имея ввиду предметы и вещи, которыми подкрепляются слова, то от лукавого.

Мы подошли к очень важному принципу из закона Моисея, которые многие христиане считают отмененным:

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб» ()

Многие думают, что до пришествия Бога Сына Иисуса Бог Отец был жестокий, который учил отмщению обидчику соразмерным увечием. А Иисус вдруг пришел и стал учить, что Бог Отец был не прав и дал злые заповеди, а Я мол — Сын, изменяю закон и дам добрые заповеди! На самом деле, многие богословы уверены, что изначально именно Иисус и давал заповеди людям (см. Ис.63:9; Деян.7:38; 1Кор.10:4). Кроме того, Иисус Бог, а разве может Бог Сам себе противоречить и говорить, что мол, ранее Я был не прав? При том, что этот же Бог не раз говорил, что Он неизменен и Его закон вечен!

Все встанет на свои места, если понять к чему призывала заповедь «око за око, зуб за зуб » (Лев. 24:20, Исх.21:24)

Там, где звучит эта заповедь в законе Моисея, рядом находится разъяснение ее применения:

«Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину» (Лев. 24:18).

«Когда ссорятся, и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его» (Исх. 21:18,19).

Можете спросить у любого простого иудея или раввина и Вам объяснят, что НИКОГДА заповедь “око за око , зуб за зуб ” не применялась буквально, как законченное повеление. Эта часть закона Моисея посвящена соразмерности и адекватности наказания и необходимости восстановления ущерба при нарушении чьих-то прав, а не мести таким же образом. Кстати в законе Моисея есть конкретная заповедь, запрещающая месть:

«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (см. Лев.19:18).

Неужели, Бог одними заповедями учил Свой народ любви к ближним как с самому себе , не мстить , а потом в другой заповеди написал, чтобы за перелом сломали руку виновному, а выбившему глаз тоже выбили глаз!? И рядом с этими словами, как мы прочли выше (в Исх. 21:18,19, Лев. 24:18) Бог дал наказ, чтобы виновный восстановил ущерб и компенсировал простой в работе тому кому причинил вред. Получается виновному надо и глаз выбить и компенсацию у него просить?

Конечно нет. В Божьем законе часто применимы образы. Например, есть заповедь:

«Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исх.23:4,5)

Здесь Бог учит уважать даже врагов и помогать им. И конечно здесь речь НЕ ТОЛЬКО об осле и воле. Это касается и коня и кошелька и если враг сам будет лежать раненый… Каждый иудей понимает, что нужно не БУКВАЛЬНО исполнять эту заповедь, а она показывает на принцип. То же касается и заповеди закона Моисея око за око – она указывает на принцип соразмерности ответственности и восстановления ущерба. Этот принцип применяется в еврейском суде, а не призывает в досудебном порядке сразу выбить обидчику глаз в ответ на выбитый глаз.

В доказательство можно привести комментарии еврейских раввинов. Вот цитата с еврейского сайта о законе Моисея (www.threeda.ru):

“Писаный закон: Око за око, зуб за зуб - никогда не соблюдался в своем прямом смысле. Традиция знала только о наложении материальных взысканий, но, когда объявились люди, толковавшие око за око в прямом смысле, то хазал (мудрецы) вынуждены были объяснить и истолковать написанное”

Также можно привести цитату из открытой энциклопедии «Википедия» о заповеди око за око:

«Из следующих (за фразой око за око, зуб за зуб ) стихов Торы ОЧЕВИДНО, что всем физическим повреждениям, нанесенным одним человеком другому, - при условии, что они не приводят к смертельному исходу, - должно быть найдено денежное выражение, и нанесший повреждение должен компенсировать их. Таким образом, выражение Торы «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» следует понимать как требование возместить пострадавшему нанесенный ущерб, заплатив штраф в том размере, который судьи определят как стоимость потери здоровья, трудоспособности и т. п.»

Об этом же говорит и другая заповедь закона Моисея:

«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА , … то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и ВОЗВРАТЯТ СПОЛНА то, в чем виновны » (Числ. 5:5-7)

Кроме того, далеко не все христиане знают, что многие еврейские богословы - иудеи (например, Авраам Гейгер, Иосиф Сальвадор и др.) признают Иисуса за хорошего раввина и согласны с тем, что он учил правильно понимать и соблюдать закон Моисея. Они считают, что евреи могли бы принять его за пророка, если бы ученики его не обожествили. Есть также мессианский иудаизм - евреи, которые признают Иисуса за Мессию (Христа), правильно учившего народ Торе (закону), но не все из них считают Его Богом.

Но конечно самое большое доказательство, что Иисус понимал заповедь око за око именно как призыв возмещать причиненный ущерб, а не мстить, это комментарий Самого Иисуса:

«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» ()

Очевидно, что Иисус здесь не говорит лишь о том, что мстить не нужно, это ведь и так понятно, так как есть соответствующая заповедь в законе Моисея «не мсти» (Лев. 19:18). Обратите внимание, комментируя заповедь око за око , Господь в 40 стихе прямо употребляет описание процесса суда: «захочет судиться» ! Если присмотреться, то видно, что Иисус здесь обращается сразу к двум категориям людей в СУДЕБНОМ процессе: 1) кому причинен ущерб и 2) к тем, на кого подали в СУД. Иисус призывает тех и других быть милосердными и смиренными: первым – кому доставлен вред - не бежать сразу в суд треся заповедью ОКО за ОКО, а научиться прощать, а вторым – если на них подали в суд, то отдать все требуемое и даже больше…

К сожалению, как раньше, так и сейчас есть люди, которые пользуются случаем, когда им сделан какой-то ущерб. Да, они имеют право по смыслу заповеди око за око на соразмерное восстановление! Но некоторые через суд затем почти раздевают обидчика, даже не смотря на отсутствие у него умысла и другие смягчающие обстоятельства. Они придумывают убытки и моральный вред! Иисус для них и говорил, что хоть и сказано в законе о возмещение в суде по принципу око за око , но заповедь око за око не отменяет заповедей закона Божьего о любви, о прощении и справедливости! А вторым – на кого подали в суд - Христос призывает уступить таким наглецам, не втягиваясь с ними в судилище – отдать даже больше. Естественно, Бог потом, со временем воздаст каждому свое: и честному и нечестному человеку.

Из изложенного выше понятно, что истинная суть заповеди око за око – актуальна до сих пор и Иисусом НЕ ОТМЕНЕНА. Ведь Божье наставление око за око никогда не призывало и не призывает мстить, а обращена повторим к тем, кому причинен вред – он имеет право на соразмерное возмещение от обидчика и к тем, кто сам причинил вред – на необходимость восстановления принесенного им вреда. Например, если сегодня один верующий возьмет у товарища машину покататься и разобьет ее, то как здесь должна применяться заповедь ОКО за ОКО? Конечно причинитель вреда должен ее отремонтировать – восстановить в то же состояние, а не заявлять другу, мол, давай мне другую машину, как Иисус учил – подставь другую щеку. А пострадавший, естественно, должен довольствоваться восстановлением машины, а не таскать виновника по судам, вытягивая из него все что возможно – штрафы, проценты, пени якобы, покрывая свои убытки: потерю времени, упущенные возможности и моральный вред.

А сейчас мы проанализируем последние наставления из цикла “сказано” , рассмотренные Иисусом в Нагорной проповеди:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» ()

Вначале мы видим цитату заповеди закона Моисея, которую уже цитировали выше:

«Люби ближнего твоего, как самого себя» (см. Лев.19:18).

Но заповеди «ненавидь врага твоего» в законе Моисея нет, как нет ее и во всем Танахе (ветхозаветном Писании). Но почему Иисус так сказал? Здесь уместно вспомнить то, о чем я писал вначале. Иисус в Нагорной проповеди толковал не столько сами заповеди закона Моисея, сколько их неверное, формальное, неполное толкование духовными учителями Израиля, нашедшем свое отражение в устной традиции.

Так заповедь «люби ближнего твоего» они толковали как люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего и учили этому народ. Естественно, Иисус был возмущен таким искаженным пониманием мудрого справедливого закона Божьего, основанного на любви к людям.

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ()

Учение о любви было не новацией, привнесенной Иисусом. Как мы увидели выше, закон Моисея учил с уважением относится к врагам, не ненавидя, а помогая им в трудной ситуации. Об этом же возвещали пророки:

«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» (Прит. 25:21).

Вам ничего не напоминает эта фраза? Ее цитировал апостол Павел в послании к Римлянам 12:20.

Иисус в Нагорной проповеди лишь истолковал как нужно правильно понимать заповеди закона Моисея!

Подведем итог: как мы могли убедиться Иисус не отменил ни одной заповеди закона Моисея из перечисленных Им в Нагорной проповеди. А лишь пояснил как их правильно нужно понимать: так, как угодно Богу. Иисус этим истолкованием показал, что заповеди закона Божьего вечны, и Он не отменяет их. Но при этом в Нагорной проповеди Господь дал четкое понимание, когда заповеди — буквы и знаки — в законе прекращаются: когда они исполняются.

«Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта (буква и знак) не прейдет из закона, пока не исполнится все (каждая)» ().

Так после смерти Христа исполнились все заповеди касаемые храма и служения в нем, очищающего людей от грехов через кровь жертвенных животных. Все эти заповеди были прообразами и указывали на Христа, на Его искупительное служение – на смерть на Голгофе! Теперь жертвы за грехи людей не нужно приносить, а значит и не нужен храм, так как он служил именно для жертвоприношений.

Обрядовые заповеди согласно объяснению Иисуса и их сути уже исполнились. Остальные же заповеди закона Моисея: морально-нравственные, о здоровье, семье остаются актуальными и по сей дань. И останутся таковыми «доколе не прейдет небо и земля».

Валерий Татаркин




Рассказать друзьям