Основные направления внешней политики 90 годов.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Внешняя политика России в 90 - е годы XX века

Введение

О холодной войне написано и сказано много. Этот период времени был очень напряженным и значительным для страны. Но меня заинтересовало то, что было дальше, после окончания того противостояния. 90-е годы XX столетия были крайне насыщены событиями (в частности во внешнеполитической области), однако они крайне скудно освещаются в учебной литературе. Именно это и повлияло на мой выбор темы “Внешнеполитический курс России последнего десятилетия XX века”. В своей работе я попытался расставить для себя акценты мировой политики в контексте деятельности Российской Федерации, что и является моей целью. Задачи же я поставил перед собой следующие: рассмотреть действия нашего государства на внешнеполитической арене в 90-е годы; дать им краткий анализ; определить роль, которую сегодня играет Россия в мире и которую возможно будет занимать завтра. Практически всю информацию об этих относительно недавних событиях и черпал из статей различных периодических, в том числе и Интернет, изданий. Единственным непериодическим изданием, которое я пользовал, является учебное пособие для 11 класса Г. К. Селезнева “Новейшая история России и Запад” (1998 г.). Оно очень полно отражает взаимоотношения нашей страны и государств - членов Североатлантического альянса.

Вообще же в своей работе я прослеживаю три направления:

    Отношения Российской федерации с блоком НАТО.

    СНГ как зона пересечения интересов НАТО и России.

    Геополитическая роль России в Азии.

Конечно, основной упор я делаю на 1 пункт, т. к. деятельность в этом направлении для государства наиболее важная и приоритетная и именно она является определяющей для всех остальных направлений.

Правда, перед этим необходим анализ новой ситуации сложившейся после распада Организации Варшавского Договора и Союза Советских Социалистических Республик, что так же нашло отражение в работе.

Развал СССР и его последствия

Несколько десятилетий отношения между СССР и Западом не выходили за рамки Холодной войны. Датой фактического конца Холодной войны называют разные, но, по моему мнению, ею можно считать 19 ноября 1990 - когда страны НАТО и Варшавского договора подписывают договор о ненападении в Париже.

Предшествующую подписанию ситуацию хорошо характеризует фраза Ноам Хомски: "С Советской стороны событиями Холодной войны были повторяющиеся интервенции в Восточную Европу: танки в Восточном Берлине, и Будапеште, и Праге. Эти интервенции шли теми же самыми маршрутами, которые использовались для атаки и воображаемого уничтожения России три раза только лишь в этом столетии. Вторжение в Афганистан - единственный пример интервенции вне этих маршрутов, но тоже - на советской границе.

Со стороны США интервенция была всемирной, отражающей достигнутый США статус первой в истории действительно глобальной силы...

Каждая из сверхдержав контролировала своего главного врага - их собственное население - запугивая его (совершенно реальными) преступлениями другой стороны".

Именно дату подписания договора о не нападении, а не 8 декабря 1991 года (т. е. подписание Россией, Белоруссией и Украиной Беловежского договора), можно считать точкой отсчета нового времени, времени в котором, как тогда могло показаться, не будет противостояния двух сверхдержав и, как следствие, уменьшение числа локальных конфликтов. Однако сейчас можно наблюдать другую картину.

После крушения Советского Союза и разрыва Варшавского Пакта (1 июля 1991 г.) мировое устройство, сложившееся за несколько десятилетий, было нарушено. Россия, как правопреемница СССР, вышла на мировую арену с позаимствованными у предшественника амбициозностью и самоуверенностью, хотя и с иными задачами. Но главное не то, что наша страна, зачастую, не в силах была решить свои задачи во внешней политике, а то, что она перестала быть тем сдерживающим средством, своеобразным противовесом, для таких государств, как США, Великобритания и другие страны участницы блока НАТО, и тем более для всего Североатлантического альянса.

Как уже говорилось, нарушился прежний мировой порядок, в результате чего, старый “биполярный” уклад был заменен концепций “униполярности”, популярной в США концепцией освещающей их “мировое лидерство”. Доктор политических наук, Дмитрий Фельдман писал: “Холодная война была закончена без единого выстрела “воюющих” непосредственно друг в друга и прекратилась ввиду отсутствия одного из противников. Неожиданно? Обидно? Да, для очень и очень многих как среди “нас”, так среди “них”, а точнее для тех, кто внезапно оказался без внешнего врага, борьба с которым, как издавна известно, позволяет находящимся у власти не только сплотить общество и явиться в еще большем величии, но и использовать ресурсы всего общества для укрепления своей власти”.

В 1991 году граждане нашей страны осознали, что перестройка потерпела провал. Распад СССР и выход России на путь самостоятельного существования означал новый этап в истории Отечества: руководство независимой суверенной России во главе с Б. Ельциным взяло курс на реформы, на переход к рыночной экономике и либеральной демократии, на интеграцию в мировое сообщество. В этой связи, оценивая возможности России мировой арене, нельзя не учитывать, что в следствии кардинальных изменений наша страна по валовому внутреннему продукту (ВВП) на душу населения опустилась до 52 места в мире (между Уругваем и Аргентиной). Этого обстоятельство оказало большое влияние на международно-политический авторитет России и в результате чего продолжение единоборства было, по крайней мере, не реалистично (На пример, по объему ВВП США превосходят Россию в 6 – 7 раз).

Внешняя политика чрезвычайно содействует внутренней, создавая благоприятные условия для всех реформ, которые проводились. Но не надо забывать, что и внутренняя политика со своей стороны может либо содействовать внешней, активно продвигая ее, являясь крепким, надежным тылом, либо осложнять.

Еще в феврале 1992 года, выступая на сессии Верховного Совета России, Ельцин подчеркнул: “…реформы в России - это не только наши внутренние дела, но и весомый компонент построения нового мирового порядка…”

Я перечислю часть принципов, которые лежали в основе внешнеполитической доктрины России:

    недопустимость ядерной войны как средства достижения политических и, экономических, идеологических каких бы то ни было целей;

    поиск путей к всеобщей безопасности на основе политических решений, взаимовыгодных соглашений и компромиссов;

    признание за каждым народом права выбора собственного пути развития;

    учет собственных национальных интересов и уважение интересов других государств;

    создание внешних условий, благоприятствующих укреплению территориальной целостности нашей страны;

    отход от конфронтации, развитие равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений с бывшими противниками по “холодной войне”;

    необходимость поддержки реинтеграционных процессов на территории бывшего СССР, в первую очередь в экономической области.

После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила по периметру своих “прозрачных” границ целый ряд государств, руководство которых было настроено к ней далеко не дружественным образом (в особенности в Прибалтике).

Значительно пострадала обороноспособность России. Практически у нее отсутствовали границы с бывшими республиками СССР. Возникла необходимость вывода российских войск из Германии, Польши, Венгрии, Прибалтики. Развалилась прежде единая система противовоздушной обороны. Все это ставило принципиально новые вопросы перед российской внешней политикой. Одним из ее приоритетных направлений объективно становились отношения с ближним зарубежьем. Однако осознание этого пришло не сразу.

Новая, демократическая Россия отказалась от устаревшего стереотипа рассматривать Североатлантический блок в качестве инструмента агрессии и стала искать пути к налаживанию делового сотрудничества с ним. Подобное же желание выразили Украина, Белоруссия, Казахстан и другие члены СНГ. Идея сближения, поиска форм сотрудничества с бывшими республиками на территории СССР была поддержана Советом НАТО. Вскоре на этом направлении произошло важное событие: 10 марта 1992 года состоялось вступление России и десяти государств СНГ в Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС).

В тоже время, глубокое беспокойство у Запада вызывала судьба ядерного арсенала бывшего СССР. Вашингтон заявил, что только Россия, как правопреемница СССР, может быть ядерной державой, что Украина, Беларусь и Казахстан не должны стремиться стать членами “ядерного клуба” и обязаны ликвидировать находящееся на их территории ядерное оружие.

21 апреля 1992 года штаб-квартира НАТО опубликовала заявление, в котором говорится, что присутствие ядерного оружия на территории этих трех стран не может “служить основанием для того, чтобы считать их обладателями ядерного оружия в соответствии со статьями договора”, и выразила надежду на то, что они присоединятся к этому договору “в качестве неядерных государств” (договор “о нераспространении ядерного оружия” - 1968 г.).

Интересно то, что на территории бывшего Советского Союза появилось много, так называемых, “горячих точек”. И во всех случаях страны СНГ обращались за помощью к России с просьбой вмешаться, введя, к примеру, миротворческий контингент. Но помимо внутренних, перед бывшими союзными республиками встала воистину историческая задача: определить не только на ближайшее будущее, но и на отдельную перспективу характер отношений со своими соседями, и прежде всего с теми из них, с которыми они имели тесные связи как республики СССР. Одни видели путь ее решения в том, чтобы созданием СНГ юридически оформить совершившийся факт - распад Союза и коммунистической тоталитарной системы. Другие искали в новом межгосударственном объединении не столько форму смягчения последствий распада империи и спасении из под ее развалин того ценного, что было накоплено на протяжении жизни многих поколений людей, сколько возможность “реинтеграции” в форме построенного на иных, не имперских, основах нового международного союза. Так или иначе, но уже на территории СНГ стали образовываться союзы государств и примерами тому являются Российско-Белорусский союз и Евроазиатское экономическое сообщество.

Что же происходило в Европе в результате распада Варшавского договора? Происходило то, что европейская интеграция приобрела совершенно новое качество и темпы. Вырванная в результате послевоенного раздела мира часть Центральной Европы, которая больше по принадлежности, чем по существу отождествлялась с Восточной Европой, оказалась в военно-политическом смысле как бы бесхозной. Результаты начала демонтажа Ялтинско-Потсдамской системы, начатого распадом Варшавского договора, не заставили себя ждать. Первым таким следствием стало безудержное стремление западных и восточных земель Германии к объединению.

Объединение Германии, скорее всего планировавшееся как локальный акт, стало воистину “спусковым крючком” для запуска целой серии процессов, ведущих в перспективе к коренному изменению баланса сил в европейской политике.

Практически немедленно вслед за объединением Германии рассыпался Варшавский договор. Бывшие союзники СССР, вслед за расторжением союза с восточным соседом, заявили о своей готовности вступить в будущем в общеевропейские межгосударственные структуры, в том числе в НАТО. По мере вывода из Центральной Европы советских, а позже российских, войск декларации о готовности сменились просьбами о принятии совмещаемыми дипломатической активностью по поиску союзников в этом вопросе в Западной Европе. О такой готовности заявили даже страны Прибалтики, которые неофициально продолжают на Западе рассматриваться как зона бесспорного влияния России.XX века основные закономерности и тенденцииЛекция >> Литература и русский язык

... 90 годов XX века : основные закономерности и тенденции В конце 10-х и в 20-е годы XX века ... и политика не столь... Е. Петров в России (на развившейся в XX веке эстраде соответствие им... внешнем уровне формы - в ритме художественной речи. На рубеже XIX-XX веков ...

  • Анализ формирования финансовой политики РФ в 90 годах XX столетия

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    ... внешних займов и иностранных инвестиций, а также роль международных финансовых организаций в определении финансовой политики России ... политика . Финансовая политика начала века ... политики Российской Федерации в 90 годах XX в. 2.1 Особенности финансовой политики ... Хочу больше похожих работ...

  • Раздел СССР и выход на международную арену России. После крушения Советского Союза и разрыва Варшавского Пакта (1 июля 1991 г.) мировое устройство, сложившееся за несколько десятилетий, было нарушено. Россия, как правопреемница СССР, вышла на мировую арену с позаимствованными у предшественника амбициозностью и самоуверенностью, хотя и с иными задачами. Но главное не то, что наша страна, зачастую, не в силах была решить свои задачи во внешней политике, а то, что она перестала быть тем сдерживающим средством, своеобразным противовесом, для таких государств, как США, Великобритания и другие страны участницы блока НАТО, и тем более для всего Североатлантического альянса. Как уже говорилось, нарушился прежний мировой порядок, в результате чего, старый “биполярный” уклад был заменен концепций “униполярности”, популярной в США концепцией освещающей их “мировое лидерство”. Новые внешнеполитические проблемы и задачи. Очень трудно происходило «привыкание» России к новому однополярному миру. Было не вполне понятно, как именно будет выглядеть новая система, которая придет на смену биполярному миру (см. статью «Эволюция мировой экономики и политической системы в 1980–90-е годы»). Это создавало для всех государств, включая Россию, трудности в определении их внешнеполитической линии. С одной стороны, казалось, будто мир движется к взаимопониманию всех стран на основе демократических ценностей. С другой стороны, проявились и противоположные тенденции: выход на мировую арену новых потенциальных лидеров, таких как Китай, Индия и Бразилия, рост влияния радикального национализма и религиозного экстремизма, появление глобальных террористических сетей. Для России эти проблемы многократно усугублялись в связи с тем, что фактически это было новое государство, никогда прежде не существовавшее в своих нынешних границах. Основные задачи внешней политики России в 90-е гг.: сохранение территориаль­ной целостности и независимости; обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество; признание России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза; оказание финансовой помощи западных стран в проведении рыночных реформ; развитие внешней торговли России с зарубежными странами (в том числе и с бывшими республиками СССР); сохранение статуса Великой Державы. Единство современной России и сохранение ее международного престижа было бы невозможно без маневрирования во внешней политике в 90-е годы, которое нередко считают провалом, слабостью или капитуляцией. Биполярный мир рухнул, один из лидеров вступил в стадию острого кризиса. Поэтому Россия объективно не могла сохранить на первых порах международное влияние, сопоставимое с влиянием СССР. История показала, что отступление было пусть и болезненным, но не катастрофическим. Россия и НАТО, подписание программы «Партнерство ради мира». Отношения между Россией и НАТО были установлены в 1991 году. Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества. В 1994 году Россия начала участвовать в программе Партнёрство ради мира . созданная в 1994 году программа военного сотрудничества НАТО с европейскими государствами и бывшими советскими республиками Закавказья и Центральной Азии, которые не являются членами организации. Первоначально охватывала 24 государства, их число периодически изменяется с присоединением новых государств к программе или вступлением государств, участвующих в программе, в НАТО. В программе «Партнёрство во имя мира» участвуют 22 страны, не являющиеся членами НАТО . Политический диалог начал активно развиваться. Основное внимание стало концентрироваться на вопросах взаимодействия с США в урегулировании локальных конфликтных ситуаций, уже не связанных с прошлым советско-американским соперничеством, а также сокращения стратегических ядерных арсеналов, предотвращения распространения ядерного оружия. Однако НАТО продолжал держать строгую дистанцию с Россией. «Российский фактор» в силу слабой предсказуемости воспринимался как источник возможной опасности. Россия и Европейское сообщество, углубление взаимоотношений. Сообщество разработало в отношении России новую политику. Надо отметить, что политика Сообщества в отношении стран, входящих в Содружество Независимых Государств (включая и Россию), не была направлена на столь далеко идущие цели, как политика того же Сообщества в отношении государств Центральной Европы. Основной причиной такого положения было то, что страны СНГ, включая Россию, не собирались вступать в Сообщество, да и Сообщества никогда не намеривались заключать с ними соглашения, распространяющие принципы внутреннего рынка Евросоюза на части бывшего Советского Союза. В результате, Сообщество решило в развитие Соглашения о торговле и сотрудничестве с СССР 1989 г. заключить соглашения о партнерстве и сотрудничестве с десятью республиками бывшего Советского Союза. Первым соглашением о партнерстве и сотрудничестве, вступившим в силу, было соглашение с Россией от 1 декабря 1997 г. Это соглашение в основном базируется на формах сотрудничества, использовавшихся в соглашении о торговле и сотрудничестве с СССР 1989 г. Кроме того, Соглашение содержит значительно более смелые меры, направленные на либерализацию торговли. Начальным этапом для таких мер является установление режима наибольшего благоприятствования между Россией и Евросоюзом, который впоследствии может привести к созданию зоны свободной торговли. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве не включает в себя рамочных положений, позволяющих осуществлять свободу передвижения трудящихся между Евросоюзом и Россией. Напротив, Россия входит в список государств, не являющихся членами Евросоюза, граждане которых обязаны иметь визу для пересечения внешних границ Европейского Союза. Новшеством, содержащимся в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, является глава о структурном политическом диалоге. Такой диалог должен гарантировать существование форума, в котором Россия и Евросоюз смогут обсуждать вопросы, представляющие интерес для обеих сторон. По большей части это – политические вопросы и вопросы, связанные с безопасностью. Распад Советского Союза никак не сказался на односторонних мерах, позитивными результатами которых пользовался СССР. Наоборот, они стали автоматически применяться к возникшим в результате распада новым государствам. С вступлением в силу Амстердамского договора в Мае 1999 г. у Европейского Союза появился новый инструмент, укрепляющий его общую внешнюю политику и политику безопасности по отношению к третьим странам. Этот инструмент называется «Общая стратегия». В июне 1999 г. Европейский Союз принял свою первую Общую стратегию, которая подчеркивает большое значение России для Европейского Союза. Согласно этой Общей стратегии более тесное сотрудничество между Россией и Европейским Союзом – единственный путь решения задач, которые стоят перед Европой как континентом. Следовательно, Европейский Союз надеется, что он сможет внести свою лепту в укрепление демократии, законности, строительство правового государства и в поддержку институтов гражданского общества в России, в интеграцию России в общеевропейское экономическое и социальное пространство. Запланированное сотрудничество должно привести к наиболее эффективному разрешению общих задач, таких как энергетическая и ядерная безопасность, окружающая среда и здоровье, а также борьба с организованной преступностью, отмыванием денег, незаконной торговлей людьми и наркотиками. Евросоюз считает, что это единственно возможный путь укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами.

    Проблемы взаимоотношений с ОБСЕ.

    Преодоление кризисных явлений в экономике и усиление позиций России в мире в начале XXI века. практике российский вульгаризированный псевдомонетаризм привел к хаосу в экономике, возникшему в результате шоковой «либерализации» цен и последовавшей гиперинфляции (за январь 1992 г. потребительские цены выросли на 245 %, к концу 1992 г. в 26 раз, затем в течение 1993г. - еще в 4 раза, в 1995 г. - в 2,3 раза). Крушение национальной валюты привело к долларизации экономики. Фактически была осуществлена инфляционная конфискация сбережений населения и инфляционное перераспределение общественного богатства, что в сочетании с почти бесплатной раздачей государственного имущества новым собственникам (денежная оценка фон­дов предприятий оказалась многократно занижена относительно их реаль­ной стоимости, иногда - во многие тысячи раз) и инфляционно-льготным кредитованием коммерческих банков - привело к осуществлению некоего исторического аналога первоначального накопления капитала. В 2004 г., при подведении итогов приватизации, было подсчитано, что госбюджет получил от реализации приватизируемого имущества и объектов сумму порядка 9 млрд долл.; для сравнения можно отметить, что в Боливии, где в 90-е годы также осуществлялась приватизация, было получено более 90 млрд. долл., при том, что масштабы экономики этой страны порядково ниже российских и приватизировалась значительно меньшая доля государственного сектора. Ограбле­ние населения было продолжено далее посредством криминальной деятель­ности частных «фондов», банков и «финансовых пирамид». В этот период произошла консолидация тех социальных сил, в чьих интересах были осуществлены перемены в экономике. Это номенклатурное чиновничество, количественно выросшее в 2 раза и осуществившее «конвертацию власти в собст­венность», администрация предприятий (в среднем составлявшая 5 % занятых на пред­приятиях) и криминальные круги. К концу 90-х гг. в экономике России произошли определенные позитивные изменения. Было, в основном, достигнуто насыщение по­требительского рынка, значительно повысилась степень компьютеризации, получи­ла развитие сфера услуг, возникли некоторые элементы рыночной инфраструктуры. Расширились возможности для проявления хозяйственной инициативы и предпри­нимательской деятельности. Однако данные позитивные сдвиги оказались обесце­нены прогрессирующим разрушением производственного, научно-технического и, в целом, - цивилизационного потенциала страны.

    После крушения СССР, внешняя политика России ориентировалась в основном на Запад, сближение с США. Россия проводила политику уступок, шла навстречу стратегическим интересам западных стран. Руководители России не хотели мириться с потерей статуса великой державы и питали иллюзии о возможности равноправных отношений с США. Президент Б.Н. Ельцин официально заявил, что ядерные ракеты России не нацелены больше на объекты на территории США. В подписанный во время визита в США Б.Н. Ельцина в июне 1992 года декларации было заявлено, что «Россия и Соединенные Штаты Америки не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников». В январе 1993 года между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружении (ОСНВ-2), согласно которому к 2003 году должно быть достигнуто сокращение ядерного потенциала обеих стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным договором ОСНВ-1. Россия согласились в одностороннем порядке снять с боевого дежурства ракеты СС-18, составлявшие основу советского стратегического потенциала.

    Российская дипломатия в своих решениях послушно следовала в фарватере внешней политики США. Россия поддержала экономические санкции против Ирака, присоединилась к международным экономическим санкциям против Югославии. Во многом такая уступчивость российской дипломатии объяснялась и надеждами на широкомасштабную помощь Запада.

    Однако надеждам России не удалось сбыться. США не стремились рассматривать нашу страну как равноправного партнера. США остались единственной сверхдержавой и стремились максимально использовать свое положение. В 1994 году ряд бывших социалистических стран, а так же страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония), заявили о своем намерении вступить в НАТО. Россия уже не имела реальных рычагов влияния на развитие событий. Ей было заявлено, что Североатлантический пакт не направлен против каких-либо стран, а является гарантией общей безопасности в Европе. В качестве компромисса была предложена программа «Партнерство во имя мира», которая устанавливала формы военного сотрудничества стран бывшего Варшавского Договора и НАТО. Россия присоединилась к этой программе. Однако расширение НАТО на восток эта программа ни коим образом не отменяла.

    В январе 1996 года вместо Б. Козырева министром иностранных дел России стал Е. Примаков. Под давлением России Совет Безопасности ООН отменил экономические санкции против Югославии. Россия осудила американскую бомбардировку Ирака в сентябре 1996 года. Российская дипломатия пыталась восстановить свои позиции в урегулировании арабо-израильского конфликта на Ближнем Востоке.

    Более успешно развивались экономические связи России с западными странами. На первых этапах существования независимой России они осуществлялось в виде предоставления России кредитов, гуманитарной помощи продуктами, медикаментами и т.д. Из всех международных экономических организаций Россию включил в свой состав лишь международный валютный фонд (МВФ). По мере укрепления позиций нового руководства страны акценты все более перемещались на налаживание долговременного экономического сотрудничества, широкомасштабное привлечение иностранных инвестиций. В июне 1994 года на о. Карфу (Греция) было подписано соглашение России с Европейским сообществом, согласно которому Россия признавалась страной с переходной экономикой. Соглашение открывало возможности для равноправного экономического сотрудничества с западной Европой. В этом же году было принято решение о расширении «семерки» ведущих европейских стран за счет России. При этом оговаривалось, что Россия будет принимать участие лишь в выработке политических решений, а не экономических. Таким образом, постепенно налаживаются взаимовыгодные партнерские отношения с «дальним зарубежьем». Однако в силу объективно сложившихся причин за Россией все более и более закреплялась роль поставщика топливно-сырьевых ресурсов. Утрачивались даже те, сравнительно небольшие позиции на мировых рынках высокотехнологической продукции, которые имел Советский Союз. Основная внешнеэкономическая задача правительства - добиться подъема российской промышленности за счет привлечения высокоэффективных западных технологий и финансирования ее за счет западных инвестиций не выполнялась.

    Процесс адаптации российской внешней политики к новым реальностям в мире оказался длительным и болезненным. Переходное состояние российского общества, борьба за власть, жесточайший экономический кризис серьезно осложнили реализацию внешнеполитических задач. В 1990-е годы новая российская дипломатия решала задачу нескольких ключевых выборов. Они касались разрешения неопределенности в условиях множественности альтернатив: между интеграцией в европейскую цивилизацию и своей самостоятельностью; между империей и национальным государством; между изоляцией и открытостью; между экономическим и политическим либерализмом и ценностями патерналистского государства; между индивидуализмом и коллективизмом; между мобилизационным и инновационным типом развития; между построением политической и имперской нации .

    Внешняя политика России начала 1990-х гг. во многом являлась продолжением «перестроечной дипломатии». Для нее было характерно стремление интегрироваться в западное сообщество и мировые экономические структуры. С лета 1992 г. началось тесное сотрудничество России с Международным валютным фондом (МВФ). В 1995 году Россия подала заявку на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). В течение 90-х гг. XX в. произошло поэтапное включение России в деятельность неформальной международной организации «Большой восьмерки», в центре обсуждения которой все актуальные вопросы политики и экономики. Наконец, Россия продолжала оставаться действенным участником Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

    В начале 1996 г. смена ориентиров во внешней политике подкрепляется кадровыми перестановками: прозападного А.В. Козырева на посту министра иностранных дел сменил Е.М. Примаков, бывший до этого руководителем Службы внешней разведки. После назначения министром иностранных дел Е.М. Примакова курс на компромисс с Западом изменен не был, но внешнеполитическая линия России стала более нюансированной. Одновременно Е.М. Примаков стал предпринимать демонстративные шаги, призванные подчеркнуть внимание Москвы к странам Азии - Китаю и Индии, перспектива сближения с которыми могла бы стать альтернативой ориентации на США.

    На начальном этапе провозглашенная министром иностранных дел А.В. Козыревым концепция стратегического союза России и США, позже преобразованная в идею стратегического партнерства, предполагала лояльность России в отношении западных ценностей в обмен на помощь Запада в осуществлении либеральных реформ. В июне 1992 г. во время визита Б.Н. Ельцина в Вашингтон была подписана хартия российско- американского партнерства. В ней впервые возникло положение о неделимости безопасности Северной Америки и Европы, что означало возможность тесного сотрудничества России и НАТО. Особое значение имела первая часть хартии, где оговаривались принципы, которым обязывалось следовать российское руководство в проведении своей внутренней политики. К ним были отнесены демократия, свобода, защита прав человека, уважение прав меньшинств, в том числе национальных. В этот период был сделан ряд шагов по укреплению международной безопасности. 3 января 1993 г. в ходе визита президента США Дж. Буша в Москву был подписан российско-американский договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Он предусматривал сокращение к январю 2003 г. числа ядерных боеголовок у России и США до 3500 единиц. Договор был ратифицирован конгрессом США в январе 1996 г., но в Государственной думе этот процесс растянулся с 1995 по 1997 г. из-за обострения российско-американских разногласий по проблеме югославского урегулирования и расширения НАТО.

    К середине 1990-х гг. вопрос о расширении НАТО за счет стран Восточной Европы стал главным для российской дипломатии. Российское правительство придерживалось негативного отношения к расширению НАТО, но на деле не пыталось ему противодействовать. Оно по- прежнему считало возможным трансформацию НАТО в политическую организацию, сходную по функциям с ОБСЕ. В январе 1994 г. НАТО была учреждена программа «Партнерство ради мира» для содействия сотрудничеству между Альянсом и странами Центральной и Восточной Европы (включила около 20 стран, в том числе и Россию). В конце 1994 г. США принимают решение о включении в НАТО бывших союзников СССР по ОВД, несмотря на жесткие возражения России. 10 декабря 1996 г. сессия Совета НАТО в Брюсселе санкционировала начало расширения.

    27 мая 1997 г. в Париже был подписан основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и НАТО. По содержанию он носил характер консультативного пакта и не содержал юридически обязывающих положений. НАТО и Россия более не рассматривали друг друга как противников.

    Россия получила от НАТО официально закрепленное обещание не размещать на постоянной основе вооруженные силы на территории своих новых членов. Был создан постоянный совет «Россия - НАТО», в рамках которого должны были проводиться консультации. В марте 1998 г. в Брюсселе было открыто российское представительство при штаб-квартире НАТО.

    В ходе Косовского кризиса 1999 г. Россия выступила против силового разрешения конфликта и разведения воюющих сторон силами НАТО. Но когда к лету 1999 г. стало очевидным, что ввод иностранных войск в Косово неизбежен, российское правительство по просьбе сербского руководства и по приглашению командования НАТО согласилось направить воинский контингент в состав многонациональных сил, с тем чтобы он был размещен в районах компактного проживания сербов в Косово для их защиты.

    Важным направлением действий российской дипломатии стало формирование сотрудничества между Российской Федерацией и Европейским Союзом. В 1994 году эти связи были провозглашены высшим приоритетом российской внешней политики и экономических отношений. 24 июня 1994 г. на острове Корфу Россия и ЕС подписали «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» сроком на десять лет. Стратегической задачей сотрудничества было провозглашено создание «пространства безопасности, стабильности и сотрудничества в Европе», а также зоны свободной торговли. В 1997 году Россия стала членом Совета Европы.

    Одним из приоритетных направлений российской внешней политики стало сохранение влияния на постсоветском пространстве. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате восемь республик бывшего СССР подписали протокол о присоединении к Беловежским соглашениям, ранее подписанным Россией, Украиной и Белоруссией. Таким образом, в СНГ официально вошло 11 государств, кроме стран Прибалтики и Грузии. Столицей Содружества стал Минск. 22 января 1993 г. на саммите десяти стран СНГ в Минске удалось согласовать и принять устав Содружества, который с оговорками со стороны некоторых стран вступил в силу в январе 1994 г. Официально членами Содружества стали Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В конце 1993 - первой половине 1994 г. в СНГ вступили Грузия и Молдавия.

    В начальный период существования СНГ российское руководство предприняло попытку найти прежде всего организационные формы военно-политического сотрудничества на постсоветском пространстве. 15 мая 1992 г. в Ташкенте Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия,

    Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали Договор о коллективной безопасности сроком на пять лет с возможностью последующего автоматического продления. В последующие годы в СНГ получила развитие стратегия «разноскоростной» интеграции, нацеленной на налаживание двусторонних отношений и формирование экономических проектов.

    В 1995 году между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией началось формирование Таможенного союза, позволившего обеспечить более свободное перемещение товаров и капиталов этих государств. В марте 1996 г. данные страны подписали Договор об углублении экономической и гуманитарной интеграции, ставший еще одним шагом по пути взаимодействия. Однако организация СНГ оставалось во многом аморфной и неповоротливой структурой, имеющей неопределенный международный статус. Ее функционирование осложнялось не только стремлением России играть ведущую роль в Содружестве, но и ростом конфликтных ситуаций в двусторонних отношениях (например, с Грузией и Украиной).

    В результате целенаправленных усилий отношения России с большинством стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) также вышли на новые рубежи. С 1996 года Россия стала официальным партнером АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). В 1998 году Россия стала членом АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), что ознаменовало новый этап, получивший название «новой восточной политики». Внимание российской дипломатии к АТР было продиктовано рядом важных обстоятельств: 1) противоречия на пространстве СНГ (формирование альтернативных антироссийских или пророссийских проектов); 2) рост роли Китая и Индии, особенно заметный на фоне некоторого снижения влияния Японии и усилении АСЕАН; 3) поиск новых ресурсов и возможностей для развития; 4) проблема безопасности. Ключевым событием стало формирование Шанхайской организации сотрудничества (ШОС ) в составе Китая, России, Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана. В 1996 году в Шанхае были подписаны соглашения «Об укреплении доверия в военной сфере в пограничных районах». В апреле 1997 г. в Москве заключается соглашение «О взаимном сокращении вооруженных сил в пограничных районах». На первоначальном этапе основной задачей организации называлась борьба с терроризмом, национальным сепаратизмом, религиозным экстремизмом (борьба против «трех зол»). Впоследствии цели и стратегия ШОС приобрели более глобальный охват.

    Таким образом, основные задачи и цели внешней политики России в 90-е гг. XX в. касались полноправного участия в построении системы международных отношений; обеспечения стабильного и безопасного окружения, закрепления военно-политических и экономических позиций страны; развития связей с СНГ и участия в интеграции.

    Контрольные вопросы

    • 1. Каковы основные подходы к интерпретации процессов глобализации? В чем их сходства и различия?
    • 2. Каково воздействие глобализации на политические, социально-экономические и культурные процессы в мире?
    • 3. Как меняется роль национального государства в условиях глобализации?
    • 4. Каковы возможные сценарии дальнейшего развития процессов глобализации?
    • 5. В чем заключаются причины возникновения антиглобалистского движения? Каковы его цели и задачи?
    • 6. Каковы причины, характер и основные трудности социально-экономических реформ в России в 90-е гг. XX в.?
    • 7. Что явилось причинами российского дефолта 1998 г.? Каковы были его последствия для экономики, политики и общества?
    • 8. В чем состояли основные проблемы и противоречия процесса становления российской государственности?
    • 9. Каковы основные характеристики российского общества в 90-е гг. XX в.?
    • 10. В чем заключались трудности и противоречия российской внешней политики в 90-е гг. XX в.?
    • Основные события, тенденции и факты международной жизни, представленныев данном разделе, приводятся в целом по: Системная история международных отношений.Т. 3. М.: Международные отношения, 2003.
    • Коршунов С.В. Внешняя политика современной России: стратегия избирательнойвовлеченности. М.: Изд. ГУ ВШЭ, 2009.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    внешний политика россия

    Введение

    1.1 Отношения с западом

    1.2 Отношение с востоком

    Заключение

    Введение

    Для защиты своих национальных интересов любое государство проводит определенную (успешную или безуспешную) внешнюю политику. Это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене.

    Внешняя политика являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель - обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны.

    На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.

    Целью данной контрольной работы является анализ внешней политики Новой России в 90-х годах в условиях распада СССР, повлекшей за собой кардинальные политические изменения, а также ее места в системе международных отношений в условиях экономического кризиса в стране.

    1. Внешняя политика России в 90-е годы (упадок)

    1.1 Отношения с западом

    С распадом СССР мир кардинально изменился. Окончилась «холодная война», прекратилось идеологическое противостояние в мире. На постсоветском пространстве и в Европе появились десятки новых государств.

    Россия стала правопреемницей СССР и унаследовала его место в международных организациях. В том числе, она стала членом Совета Безопасности ООН.

    Однако международное положение России нельзя было назвать благоприятным. По уровню и количеству обычных вооружений и ядерного оружия Россия осталась второй державой в мире, но ее военные возможности сократились. Страна лишилась военных баз в бывших советских республиках. Из-за нехватки денег пришлось уменьшить численность вооруженных сил и финансирование развития армии. Если по численности обычных вооружений СССР превосходил европейские страны НАТО, то к концу 90-х годов Россия уступала им по военным расходам в 20 раз.

    Было неспокойно вдоль границ России: в некоторых бывших союзных республиках происходили военные конфликты.

    Страна потеряла традиционных союзников в Восточной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке.

    В то же время изменились внешнеполитические реалии для России: страны Запада больше не являлись врагами, а страны Восточной Европы больше не являлись друзьями.

    В этих условиях России пришлось разрабатывать новую внешнеполитическую концепцию и строить новые отношения с миром.

    В 1992 году Президент Ельцин заявил, что ядерные ракеты России больше не нацелены на США и другие страны НАТО. Подписана декларация о прекращении «холодной войны». Взят курс на установление партнерских, дружественных отношений со странами Запада.

    В 1993 году между Россией и США заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Две страны обязались к 2003 году сократить свои ядерные потенциалы на 66 %.

    В 1994 году Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», предполагающая возможность военного сотрудничества.

    В 1996 году Россия вошла в «Большую семерку», объединяющую группу семи самых развитых стран. Тем самым «Большая семерка» преобразована в «Большую восьмерку».

    Начали выстраиваться глубокие экономические и политические отношения с Западом, Россия вошла в мировую экономическую систему.

    Ради установления партнерских отношений с бывшими врагами Россия часто шла на компромиссы и односторонние уступки. Однако эти уступки нередко воспринимались на Западе как признак слабости. Лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради дружбы с Россией. Руководство РФ поняло это не сразу. Но во второй половине 90-х годов внешнеполитическая линия страны заметно изменилась.

    С 1996 года Россия стала активно выступать против однополярного мира во главе с США и за создание многополярного мира, в котором исключена гегемония одной страны, а безопасность строится не на силе, а на праве. Переломным моментом в отношениях России и Запада стал Балканский кризис 1999 года, когда НАТО вопреки решению ООН и протестам России развернуло военную операцию против Сербии, пытавшейся силой подавить сепаратизм в населенной албанцами сербской провинции Косово. Россия выступила резко против бомбежек самолетами НАТО сербских городов. Впервые после распада СССР Россия и Запад заняли прямо противоположные позиции при решении острой международной проблемы. Кризис в отношениях углублялся и из-за позиции Запада по чеченскому вопросу. Многие западные политики и международные организации выступали за отделение Чечни от России или пытались навязать свое посредничество в урегулировании чеченской проблемы.

    В этих условиях внешнеполитический курс России претерпевал серьезные изменения, становясь более адекватной существующим международным реалиям.

    1.2 Отношение с востоком

    В первой половине 90-х годов отношениям со странами Востока Россия придавала второстепенное значение. Однако вскоре российское руководство поняло ошибочность своей восточной политики. С 1996 года, после смены руководства МИД РФ, активизировались отношения со странами Азии, Африки, Латинской Америки.

    Одним из крупнейших внешнеторговых партнеров России стал Китай. Расширялось сотрудничество с Индией, Вьетнамом, Ираном, Японией, Южной Кореей.

    В 1998 году Россия была принята в организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Это дало новый импульс развитию экономических связей России со странами региона и усилило ее политические позиции.

    Балканский кризис сильнее сблизил Россию и Китай. Две страны взяли курс на стратегическое партнерство, заявили о необходимости строить многополярный мир.

    1.3 Отношение с бывшими республиками СССР

    СССР распался, но сохранилась глубокая экономическая взаимозависимость, распад которой неизбежно привел бы национальные экономики к глобальным потрясениям. На базе глубокой интеграции предстояло построить новые экономические отношения. Кроме того, необходимо было принять меры, чтобы территориальные и политические противоречия не привели к войнам. Для решения этих задач в 1991 году было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). СНГ стало той площадкой, на которой бывшие союзные республики решали возникавшие противоречия и разрабатывали новые принципы сосуществования и сотрудничества. Было принято сотни совместных решений - в том числе Договор о коллективной безопасности (1992-1994), Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете и др.

    Однако СНГ все же не принесло того эффекта, который от него ожидали. Многие принятые решения так и остались на бумаге. Объемы торговли в СНГ сокращались. Нарастали новые экономические и политические противоречия. Нередко их раздували из-за рубежа: многие страны Запада не желали, чтобы бывшие советские республики вновь объединились в новое мощное государство. И делали все, чтобы развести их в разные стороны, включить их в орбиту своего влияния.

    В результате на постсоветском пространстве появлялись новые коалиции государств. В 1998 году при поддержке США и других западных стран образовался ГУУАМ - политический союз Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии. Он носил явно антироссийский характер, был нацелен на снижение ведущей роли России в Евразии. Однако ГУУАМ не выполнил своих задач, не оправдал ожиданий его учредителей и стоявших за ними некоторых стран Запада.

    Успешно решала Россия вопрос обеспечения стабильности вдоль своих границ. С помощью российских войск и при активном участии российской дипломатии удалось погасить военные конфликты в Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане, Карабахе, Приднестровье.

    В целом благодаря усилиям России и других стран постсоветского региона удалось сохранить основные экономические и культурные связи между бывшими союзными республиками, избежать коллапса в экономиках республик и серьезных, неразрешимых конфликтов между ними.

    2. Восстановление позиций России во внешней политике в конце 90-х, начале 2000 -х

    2.1 Решение проблемы внешнего долга

    Дефолт 17 августа 1998 г. нанес удар по внешнеполитическим позициям России. На 1 января 2000 г. государственный внешний долг России составлял порядка 60% ВВП (132,8 млрд долларов), а суммарный внешний долг -- 177,7 млрд долларов. Способность России своевременно производить выплаты по долгу ставилась под сомнение всеми кредиторами. Кредиторы, в первую очередь МВФ, а также члены Парижского клуба, стремились использовать долговую проблему для оказания давления на Россию.

    После избрания Президентом РФ Владимира Путина позиции кредиторов в отношении России несколько смягчились. Снижение угрозы сепаратизма в России сделало ситуацию в стране более предсказуемой для зарубежных партнеров. Улучшение в 2000 г. внешнеэкономической конъюнктуры, развитие производства и экономический рост внутри страны сняли с повестки дня разговоры о реструктуризации или списании внешнего долга. Лишь осенью 2001 г. удалось договориться с Чехией о списании 2,5 из 3,6 млрд долларов задолженности. В 2006 г. Россия выплатила все долги Парижскому клубу кредиторов.

    Москва пыталась получить средства и со своих должников. К 1991 г. 57 стран были должны Советскому Союзу порядка 150 млрд долларов. Однако, поскольку кредиты выдавались зачастую по политическим мотивам, в рублях или переводных рублях, а также в товарах, большинство стран отказывалось признавать курс Госбанка СССР. Более того, после вступления в 1997 г. в Парижский клуб кредиторов Россия согласилась списать от 70 до 90% задолженности перед СССР. Наконец, долги большинства государств России являлись бесперспективными, т.е. вероятность возврата долгов была минимальная. Рыночная стоимость долгов перед СССР оценивалась экспертами в 5--7 млрд долларов.

    В декабре 2000 г. Президент России находился с визитом на Кубе.

    Ее долг перед СССР составляет более 22 млрд долларов. Кубинскому лидеру Ф. Кастро было сделано предложение об урегулировании долга в рамках Парижского клуба. Кастро отказался, предложив России, в свою очередь, платить за аренду разведывательного центра в Лурдесе 200 млн долларов ежегодно. В результате было принято решение о нецелесообразности содержания военной базы в Лурдесе, поскольку такую же информацию можно получать через спутники.

    Аналогичную цель -- договориться о возвращении долгов -- имела поездка во Вьетнам 1--2 марта 2001 г. Было достигнуто соглашение о реструктуризации вьетнамского долга, который составлял порядка 10 млрд долларов.

    Всего с 1997 по 2006 г. Россия списала долгов на сумму около 40 млрд долларов. Однако надо подчеркнуть, что большая часть этих долгов была бесперспективной, т.е. шансов на их возврат не было.

    Возвращая собственные долги, Россия должна была ежегодно выделять на эти цели порядка 13 млрд долларов. Пик выплат приходился на 2003 г. (19 млрд долларов). Но благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, профицит бюджета и положительное сальдо торгового баланса позволили преодолеть пиковые выплаты в 2003--2005 гг. и даже досрочно погашать долги.

    Для досрочного погашения долга были использованы возможности Стабилизационного фонда. Россия досрочно полностью расплатилась по долгам перед МВФ. Также была достигнута договоренность о полном погашении задолженности перед Парижским клубом. Россия избавилась от наиболее обременительных долгов, которые брала под высокие проценты (до 15% годовых).

    А.Д. Жуков, вице-премьер Правительства России, отмечал: «Деньги у Парижского клуба брало советское правительство, когда без иностранных кредитов обойтись было нельзя, и нам выкручивали руки, давая деньги под очень высокие проценты. Сейчас Россия может брать деньги на гораздо более выгодных условиях, и поэтому продолжать платить такие высокие проценты нецелесообразно».

    2.2 Российско-американские отношения

    Основной проблемой российско-американских взаимоотношений в 2000--2001 гг. являлось стремление Вашингтона выйти из договора по ПРО (противоракетной обороне) 1972 г. и создать национальную систему ПРО. Руководство России считало, что создание национальной ПРО (НПРО) Соединенными Штатами разрушает стратегическую стабильность, сложившуюся между СССР и США -- двумя ядерными державами во время «холодной войны», и способно привести к стратегическому превосходству Вашингтона.

    Сотрудничество России и США в области ядерного разоружения развивалось, напротив, успешно. 14 апреля 2000 г. Государственная Дума ратифицировала Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2). В развитие сотрудничества в этой сфере 24 мая 2002 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП). Договор является компромиссом, минимизирующим для России последствия выхода США из договора по ПРО. К 2012 г. стороны наметили сократить ядерные силы до 1700--2200 ядерных боеголовок. Договор гарантирует сохранение ядерного паритета между США и Россией. Договором снимаются ограничения на развертывание Россией межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования с несколькими боеголовками, предусмотренные Договором СНВ-2.

    11 сентября 2001 г. в США произошел ряд терактов: террористы-смертники направили два захваченных самолета в здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, третий самолет врезался в здание Пентагона в Вашингтоне, еще один захваченный самолет разбился в штате Пенсильвания. После терактов 11 сентября Вашингтон объявил своим главным врагом международный терроризм. Россия поддержала США в антитеррористической кампании.

    В.В. Путин выступил с поддержкой инициативы США по уничтожению «Аль-Каиды» в Афганистане. Правительство России согласилось предоставить российское воздушное пространство самолетам антитеррористической коалиции и не возражало против предоставления США баз в бывших среднеазиатских республиках СССР. Этот шаг России был обусловлен возросшей угрозой распространения влияния терроризма на страны Центральной Азии, что напрямую угрожало безопасности южных границ России.

    Пресс-секретарь Белого дома заявлял в мае 2002 г., что новые отношения России и США являются «историческим прорывом» и могут «войти в историю». Успешно развивались связи Москвы и блока НАТО. К началу 2003 г. можно было говорить уже о полноценном стратегическом партнерстве двух государств. Эксперты обсуждали возможность заключения официального политического союза России и США. Однако США к этому оказались не готовы. В течение всего 2003 г. США вели себя по отношению к России крайне сдержанно, а в Москве нарастало разочарование как в американской политике, так и в перспективах партнерства. Визит Президента России в США 23--27 сентября 2003 г. не смог поправить ситуацию, нового «прорыва» не произошло. Более того, наметились первые признаки того, что США готовы свернуть сотрудничество с Россией по ряду направлений. В частности, это касалось сотрудничества в сфере стратегической безопасности, а также исследований российской экономики. На американском рынке российские корпорации часто подвергались необоснованной дискриминации, что также вызывало недоумение у руководства страны.

    Несмотря на активное сотрудничество, многочисленные противоречия в отношениях США и России сохранились. США не собирались выводить свои военные базы с территории Киргизии и Узбекистана после окончания операции в Афганистане. Дальнейшее расширение НАТО на Восток (в 2004 г. в альянс вошли Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония) стало очередным негативным фактором в отношениях между Россией и США. Впервые членами НАТО стали бывшие республики СССР.

    Москва выступила с инициативой создания нестратегической ПРО для Европы. Это предложение встретило поддержку со стороны Франции и Германии, однако США не согласились с предложением России. В октябре 2002 г. президент США Дж. Буш-младший принял принципиальное политическое решение приступить в 2004 г. к развертыванию системы НПРО. Однако эксперты уверены, что в течение ближайших десятилетий имеющиеся у России силы ядерного сдерживания будут способны преодолеть несовершенную систему НПРО США.

    Примером воплощения новых подходов США к регулированию международных отношений стали события в Ираке. В Совете Безопасности ООН 8 ноября 2002 г. была принята резолюция о возобновлении инспекционной деятельности ООН на территории Ирака. Однако США вопреки резолюции ООН, используя ложные обвинения в адрес президента Ирака С. Хусейна в разработке оружия массового поражения, при поддержке Великобритании вторглись в Ирак. 20 марта 2003 г. началась война с Ираком. Резко против войны выступили Россия, Китай и даже ряд союзников США по антитеррористической коалиции и НАТО. Вашингтон проигнорировал позицию России в иракском кризисе. 20 марта 2003 г. Президент России выступил с резкой критикой политики США, разрушавшей систему международной безопасности.

    Военные действия в Ираке завершились достаточно быстро -- уже в апреле были разгромлены основные части и подразделения иракской армии, а войска антииракской коалиции вошли в Багдад. С. Хусейн бежал, но в декабре 2003 г. попал в руки американцев, а в декабре 2006 г. был казнен. Поиски оружия массового поражения (ОМП) в Ираке так и не дали никаких результатов.

    Серьезные разногласия между Россией и США возникли по вопросам глобального видения мира. Последовательное стремление России видеть мир многополярным вызывало раздражение США, которое открыто было продемонстрировано в начале февраля 2007 г., когда глава Минобороны США Р. Гейтс в своем выступлении перед Конгрессом де-факто причислил Россию к вероятным противникам США, назвав ее в ряду «непредсказуемых стран» вместе с Ираном и Северной Кореей. Тогда же США начали форсировать размещение элементов ПРО в Чехии и Польше.

    10 февраля 2007 г., выступая на Конференции по политике безопасности в Мюнхене «Глобальные кризисы -- глобальная ответственность», Владимир Путин раскритиковал желание Соединенных Штатов навязать миру «однополярную модель». Российский Президент подчеркнул, что, несмотря на окончание «холодной войны», мир не стал более безопасным: «войн, локальных и региональных, меньше не стало».

    Уже 19 февраля 2007 г. руководители Польши и Чехии, несмотря на протесты населения, высказались за размещение на собственной территории американской ПРО. Стоит отметить, что партнеры Польши и Чехии по ЕС неоднозначно, а часто и негативно рассматривают эту инициативу США. В частности, поддержку российской позиции, рассматривающей американское ПРО в Европе как недружественный акт, ведущий к росту напряженности, высказала Германия.

    Россия выступила с компромиссными инициативами по ПРО. Так, 8 июня Президент В.В. Путин в ходе двусторонних переговоров с американским президентом Дж. Бушем-млад- шим на саммите «Большой восьмерки» в немецком Хайлиген- дамме предложил США совместно использовать радиолокационную станцию, которую Россия арендует в Габале на территории Азербайджана. Позже российская сторона выступила с предложением о создании общеевропейской и, шире, общемировой системы ПРО, что существенно бы повысило уровень доверия между странами. Инициативы Москвы были отвергнуты.

    В связи с необходимостью укрепления российской обороноспособности на фоне роста международной напряженности 26 апреля 2007 г. в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ Владимир Путин предложил объявить мораторий на исполнение Россией Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Также было предложено обсудить в ОБСЕ планы размещения в Европе элементов американского стратегического оружия. После того как дискуссия в рамках ОБСЕ не дала результатов, мораторий был введен. Это вызвало резко негативную реакцию США.

    2.3 Отношение России со странами ближнего зарубежья

    Непросто складываются отношения России со странами так называемого ближнего зарубежья. Наиболее конфликтные отношения со странами постсоветского пространства сложились у Москвы с Грузией, а также с прибалтийскими государствами. Грузия в период правления Э. Шеварднадзе являлась плацдармом для действий чеченских боевиков, что не могло не вызывать возмущения России. После свержения Шеварднадзе в конце 2003 г. и победы на президентских выборах в начале 2004 г. М. Саакашвили Грузия стала страной, полностью зависимой от США, постоянно занимала антироссийскую позицию. В 2006 г. Россия ввела против производителей ряда грузинских товаров санкции, связанные с низким качеством продукции, а также подняла цены на энергоносители, существенно приблизив их к общемировым и прекратив дотирование грузинской экономики. В Тбилиси это расценили как политическое давление.

    В отношениях с прибалтийскими государствами основным фактором стало их вступление в НАТО. Правящие круги Эстонии, Латвии и Литвы постоянно выдвигают претензии к России за «оккупацию», под которой они подразумевают период нахождения Прибалтики в составе СССР. Наиболее остро этот вопрос был поставлен на праздновании 60-летия Победы 9 мая 2005 г. В Россию отказались приехать президенты Эстонии и Литвы. Москва не признает ни факта наличия каких-то претензий со стороны прибалтийских государств, ни их версии трактовки исторических событий.

    Сложными в этот период были взаимоотношения России и Украины. Во время президентских выборов на Украине в 2004 г. Россия поддержала кандидатуру занимавшего тогда пост премьер-министра Украины В.Ф. Януковича. Он выступал с программой построения более тесных связей с Россией, предоставления русскому языку на Украине официального статуса. Основным его противником был В.А. Ющенко, известный, в частности, призывами вступить в НАТО.

    Ющенко оказывали поддержку многочисленные западные общественные организации, а также ряд государств, таких, как США и Польша, и некоторые международные организации (Евросоюз и НАТО). На Украине нагнеталось напряжение. Во втором туре выборов, прошедших в ноябре 2004 г., победу с небольшим перевесом одержал Янукович. Однако Ющенко не признал результаты выборов, объявил их сфальсифицированными и призвал своих сторонников выйти на площадь Независимости в Киеве.

    После давления на действующего тогда президента Украины Л.Д. Кучму со стороны Вашингтона, Брюсселя и Варшавы было принято решение о проведении так называемого «переголосования», по сути, третьего тура. Согласие Кучмы на эту процедуру означало поражение кандидата, выигравшего во втором туре, -- его победа объявлялась фальсифицированной. В результате третьего тура победил Ющенко.

    После победы Ющенко Украина проводила в отношении России непоследовательную политику. В конце 2005 -- начале 2006 г. произошло обострение российско-украинских отношений, связанное с нежеланием Украины платить за поставляемый из России газ по рыночной цене. В результате «газового кризиса» все же было достигнуто соглашение, в соответствии с которым Украина будет покупать российский газ по ценам, близким к общемировым. Также были достигнуты договоренности о фиксированной оплате транзита газа через Украину.

    Свержение режима Шеварднадзе в Грузии осенью 2003 г., «оранжевая революция» на Украине, а также произошедший после парламентских выборов в марте 2005 г. переворот в Киргизии, в результате которого был свергнут президент этой республики А. Акаев, поставили перед Москвой задачу более активного взаимодействия с республиками СНГ и проведения более амбициозной внешней политики на постсоветском пространстве.

    2.4 Россия и российская диаспора за рубежом

    Российская диаспора за рубежом -- одна из самых многочисленных в мире. Особенно она увеличилась после распада СССР. Всего в настоящее время за пределами Российской Федерации проживает до 30 млн человек. Из них 20 млн живут в странах СНГ и еще 10 млн -- в других государствах. С начала XXI в. Российское государство начало предпринимать комплекс мер по оказанию поддержки соотечественникам за рубежом. Властями России был взят курс на предоставление соотечественникам дополнительных возможностей для возвращения на Родину. 22 июня 2006 г. была принята программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников.

    Государственная программа рассчитана на 2007--2012 гг. Ожидается, что в Россию вернется до 300 тыс. соотечественников, не считая членов их семей. Программа предусматривает содействие переселяющимся в стратегически важные приграничные территории. Предусматривается выплата подъемных средств, а также выделение ипотечных кредитов для решения жилищных вопросов переселенцев. Также участники программы могут получить гражданство России по упрощенной схеме, через полгода, а не в обычном порядке (по прошествии 5 лет).

    Россия и международные организации
    Все эти усилия России на постсоветском пространстве поз- волили более плодотворно работать с бывшими республиками СССР. После восстания в Андижане (Узбекистан) в мае 2005 г., инспирированного исламистским подпольем, Россия поддержала президента республики И. Каримова. Вскоре после этого Узбекистан покинул антироссийскую организацию ГУУАМ. Ташкент стал членом ЕврАзЭС, а также активизировал свою работу в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

    Отношения России с международными организациями строятся на конструктивной основе. Россия является последовательным сторонником укрепления роли ООН в международных делах. Обозначился новый этап в связях России с Евросоюзом. На саммите Россия -- ЕС, прошедшем 10 мая 2005 г., были утверждены «дорожные карты» по четырем «общим пространствам» -- экономическому; свободы, правосудия и безопасности; внешней безопасности; культуры и образования, включая науку. Идея четырех «общих пространств» возникла в мае 2003 г. на саммите Россия -- ЕС в Санкт-Петербурге. «Дорожные карты» призваны заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанное на острове Корфу в 1994 г. и вступившее в силу в 1997 г. (срок его действия истекает в 2007 г.). Однако развитие отношений с ЕС происходит неравномерно, что обусловлено позицией ряда новых членов Евросоюза. Так, в ноябре 2005 г. из-за постоянных претензий к качеству Россия ввела эмбарго на поставки польской мясной продукции и овощей, на что Польша ответила блокированием начала переговоров о новом соглашении о сотрудничестве между ЕС и Россией.

    Россия активно участвует в работе такой организации, как Евразийское экономическое сообщество. ЕврАзЭС было учреждено в октябре 2000 г. в столице Казахстана Астане с целью выработки единых подходов при интеграции в международную экономику, а также создания Таможенного союза Единого экономического пространства стран-участниц. Среди основателей организации -- Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Наблюдателями являются Украина, Молдавия и Армения. С января 2006 г. Узбекистан стал полноправным членом организации. Помимо ЕврАзЭС, действенной структурой на территории стран СНГ является ОДКБ.

    2.5 Российско-китайские отношения

    Плодотворно развивается сотрудничество России с Китаем. 16 июля 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (так называемый «Большой договор»). Стороны обязались не участвовать в союзах или блоках, наносящих ущерб суверенитету, безопасности, территориальной целостности обеих стран. В договоре зафиксировано также отсутствие взаимных территориальных претензий. По результатам визита В.В. Путина в Китай в 2004 г. были подписаны соглашения о восточной части государственной границы. Россия уступила Китаю остров Тарабаров и половину острова Большой Уссурийский неподалеку от Хабаровска, а граница между Россией и Китаем была проведена по фарватеру реки Амур. Это окончательно урегулировало пограничные вопросы между двумя странами. Россия также добилась от Китая согласия на вступление нашей страны в ВТО.

    Сотрудничество с Китаем развивается активно также в рамках ШОС, объединяющей Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Организация была создана 15 июня 2001 г. на базе неформального клуба лидеров России и азиатских стран «Шанхайская пятерка». ШОС наиболее динамично развивающаяся на постсоветском пространстве организация. В настоящее время в организации состоят четыре наблюдателя -- Индия, Иран, Монголия и Пакистан, работает контактная группа ШОС -- Афганистан, налажены отношения сотрудничества с ООН, СНГ, Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии, Евразийским экономическим сообществом. Организация выступает с самостоятельных позиций, отстаивая интересы стран-членов. Летом 2005 г. после вмешательства США во внутриполитические дела Узбекистана и Киргизии организация выступила с требованием к США определиться со сроками вывода военных баз с территорий этих государств. В подтверждение серьезных намерений организации в 2007 г. прошли первые военные учения стран -- членов ШОС.

    3. Место России на международной арене

    «Энергетическая дипломатия» стала играть важную роль в российской политике. Энергетические ресурсы конечны, в то время как потребности человечества в энергии возрастают.

    Нефтеперекачивающая станция нефтепровода «Дружба»

    Поэтому вопросы доступа к энергоресурсам приобретают все большее значение. В ходе энергетического диалога с ЕС Россия отстаивала свое право строить энергетическую политику в соответствии со своими национальными интересами, которые подразумевают и учет интересов других сторон через установление отношений сотрудничества и взаимозависимости. Не случайно обеспечение международной энергетической безопасности по инициативе Президента России стало главной темой саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в июле 2006 г.

    Россия является серьезным партнером на международной арене, который открыто декларирует свои национальные интересы и стремится их отстаивать. Свидетельство этому -- председательство в 2006 г. нашей страны в «Большой восьмерке» (сообщество наиболее развитых стран мира, в которое входят Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия). В 2007 г. очевидным признанием достижений России как в развитии экономики, обеспечении политической стабильности, так и на внешнеполитическом пространстве стала победа российского города Сочи в борьбе за право проведения зимних Олимпийских игр 2014 и её успешное проведение г. Это решение было принято Во время встречи Президента В.В. Путина с российскими спортсменами 4 июля на сессии Международного олимпийского комитета в Гватемале.

    Россия вернулась на мировую арену. «Момент однополярности» мира завершен. Мир стал многополярным.

    Заключение

    Распад СССР и глубокие политические, экономические и финансовые потрясения в странах социалистической системы в 90-х годах ХХ века, вступление этих стран на путь рыночных отношений, коренным образом изменило политическое положение нашей страны.

    Пришедший на смену Советскому Союзу целый ряд независимых государств, децентрализация полномочий не только в политической, но в особенности в экономической областях, заставило российской правительство пересмотреть общую концепцию внешней политики Новой России.

    При разработке внешнеполитической стратегии важно сохранить органическое единство принципов формирования внешней и внутренней политики государства. То есть, государство должно предусматривать наличие единых стандартов, регулирующих отношения со всеми этими группами стран.

    Поэтому, борясь с авторитарными тенденциями Запада, Россия не должна сама допускать такого рода действия по отношению к соседним странам, осуждая проявления национализма и фашизма в сфере международных отношений, столь же решительно бороться с ними внутри страны, требуя открытости от своих конкурентов, должна столь же гласно освещать свои действия в стране и на международной арене.

    Глобализация человеческих проблем закономерно предполагает гуманизацию международных и межгосударственных отношений. Это означает, что политика ведется ради людей, что интересы человека, его права выше прерогатив государства: не люди живут ради государства, а государство функционирует ради людей, призвано быть их оружием, средством, а не само ценностью.

    Главный критерий любых государственных и общественных институтов - служение людям. Однако идея верховенства человека не должна превращаться в Абсолют, отрываться от реальностей бытия. Он должен рассматриваться в неразрывной связи с другими людьми, производством, обществом, природой, осознавать, что смысл жизни - не в потреблении, а в созидании, в служении другим людям.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Основные события внешней политики и международных отношений. Разрядка международной напряженности, причины перехода от разрядки к конфронтации. Начало распада "социалистического лагеря". СССР и международные конфликты. Отношения СССР со странами Запада.

      презентация , добавлен 27.05.2013

      Причины и предпосылки изменения внешнеполитического курса СССР. Результаты деятельности Коминтерна. Отношение России со странами Дальнего Востока в начале 30 годов. Советско-англо-французские переговоры. Мюнхенское соглашение, сближение СССР и Германии.

      презентация , добавлен 12.01.2013

      Попытка установление межгосударственных отношений с Россией со стороны ведущих западных стран. Основные векторы внешней политики Советской России. Отношения Советского государства с европейскими странами. Политика СССР в отношении азиатских стран.

      реферат , добавлен 30.01.2008

      Внешняя политика России в первой половине XIX века. Отечественная война 1812 года. Внешнеполитический курс Николая I. Восточная война 1853-1855 гг. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-78 гг. Внешняя политика России конца XIX века.

      курсовая работа , добавлен 07.05.2009

      Внешняя политика России в период правления Петра I, Советского государства в 1917-1941 годы. Азовские походы. Борьба за выход к Балтийскому морю. Северная война. Восточная политика государства. Персидский поход. Причины советско-финской войны, ее итоги.

      курсовая работа , добавлен 18.05.2015

      Изучение направлений внешней политики СССР в первой половине 1930-х гг. Причины и последствия укрепления международного положения СССР. Создание системы коллективной безопасности. Советско-германские отношения. Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке.

      курсовая работа , добавлен 22.10.2010

      Исследование внешнеполитических связей СССР в 1930 гг., анализ и оценка "друзей" и "врагов" государства в те годы. Рассмотрение пакта о ненападении и советско-германского договора 1939 г. Война с Финляндией, определение ее роли и значения для страны.

      контрольная работа , добавлен 21.12.2010

      Особенности развития России в XIX веке. Переход к политической реакции. Социально-политический строй. Экономическое развитие России во второй половине ХIХ в. Внешняя политика в 70–90-е годы. Военные проникновения в Среднюю Азию, ее присоединение к России.

      реферат , добавлен 23.12.2009

      Положение экономики СССР в 1960-х гг. Внешняя политика СССР в годы конфликта во Вьетнаме. Влияние на Советский Союз конфликта с Китаем. Вмешательство СССР в международные конфликты: дипломатическая поддержка арабских стран, ввод войск в Чехословакию.

      презентация , добавлен 01.09.2011

      Международное положение СССР в начале 30-х гг. Взаимное недоверие СССР и европейских держав. Проблемы коллективной безопасности. Рост военной угрозы, международная изоляция. Советско-германские отношения, война с Финляндией. Начало Второй мировой войны.



    Рассказать друзьям