Открытый урок первая помощь при наружных кровотечениях.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема урока: Первая помощь при кровотечениях.

Гигиена сердечно-сосудистой системы

Цел и:

образовательные: изучение факторов, негативно влияющих на сердечно-сосудистую систему; ознакомление с мерами первой довра-чебной помощи при кровотечениях;

развивающие: развитие логического мышления па основе рас-крытия причинно-следственных связей;

воспитательные: формирование валеологических знаний и умений.

Оборудование, средства обучения; рисунок 50 учебного пособия, жгут, подручные средства для остановки кровотечения, иллюстрированный раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

  1. Организационный момент

Ребята, давайте позитивно настроимся на работу, поднимем настроение себе и присутствующим. Посмотрите на меня, теперь друг на друга и подарите добрую улыбку. Искренняя улыбка - успех в любой работе. И с хорошим настроением начнем работать.

  1. Проверка домашнего задания

1.Устный контроль знаний (ответ учащегося у доски)

2. Письменный контроль (3-е учащихся получают индивидуальные задания на карточках)

III. Актуализация знаний.

1. В каких сосудах скорость кровотока максимальна?

2. В каких сосудах скорость кровотока минимальна?

3. Что относится к причинам движения крови?

Уверена, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктом, с душой. Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим,как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Помочь пострадавшему может только тот, кто СУМЕЕТ. Для того, чтобы суметь, надо знать и уметь. Вот и мы сегодня будем учить себя оказывать первую доврачебную помощь при различных кровотечениях. И так тема нашего урока « Первая помощь при кровотечениях.

Гигиена сердечно-сосудистой системы» (учащиеся записывают тему урока в в рабочие тетради). Во первых, нам с вами необходимо изучить виды кровотечений. Для того, чтобы знать какую первую доврачебную помощь необходимо оказать пострадавшему. Во вторых,нам необходимо ознакомится,как правильно оказывать первую помощь, не навредив пострадавшему.И в третьих, нам необходимо ознакомиться с факторами, негативно влияющими на сердечно-сосудистую систему. И так,задачи поставлены, приступим к их выполнению.

Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 крови является угрожающей жизни, особенно в случаях вытекания.

Нарушение целостности кожи и мягких тканей, как правило, сопровождается кровотечением. Вам наверняка в своей жизни приходилось сталкиваться с этим явлением. Кровотечения могут быть внешними и внутренними, когда кровь выливается наружу, и внутренним, когда целостность кожных покровов не нарушена и кровь изливается внутрь органа, в полость тела или межклеточное пространство. При небольших поверхностных поражениях сосудов, когда кровь вытекает в рыхлую клетчатку, обычно возникает гематома (синяк). Со временем кровь на-чинает свертываться, а гемоглобин разрушаться. В зависимости от степени его разрушения гематома выглядит вначале красной, затем фиолетовой, синей, зе-леной и, наконец, желтой. После этого она рассасывается и исчезает. По цвету синяка можно судить, о давности ушиба. При ушибе головы излившаяся из сосудов- кровь скапливается под надкостницей, образуя «шишку». «Шишку» можно уменьшить, прижав к ушибленному месту холодный предмет. Холод способствует сужению сосудов и уменьшению боли. Как распознать более серьезное внутреннее кровотечение?

Первая помощь при внутреннем кровотечении.

Внутреннее кровотечение может возникнуть при язве желудка, сильном ударе или ранении в живот, в грудную и черепную полость. Признаки внутреннего кровотечения: бледность, головокружение, зевота, обморок, липкий холодный пот, дыхание поверхностное, слабый частый пульс (на партах). Больному нужно придать полусидячее положение, обеспечить ему полный покой, приложить холодный компресс к предполагаемому месту кровотечения и как можно скорее вызвать врача или доставить в больницу. На (на партах) перечислены действия, которые необходимо предпринимать при внутреннем кровотечении.

Выделяют три типа наружного кровотечения: капиллярное, артериальное, венозное. (на рисунке 50., стр. 99, показаны виды кровотечений).

Таблица. Первая помощь при кровотечениях

Вне зависимости от его типа,кровотечение надо как можно скорее остановить. При значительном кровотечении необходимо вызвать врача.

Наружное кровотечение бывает при всяком ранении. Если рана, например, на руке или на ноге, неглубокая и небольшая, кровоточит как губка - повреждены .

Признаки капиллярного кровотечения.

Обычно такое кровотечение не сопровождается значительной потерей крови и легко останавливается.

при капиллярном кровотечении. Чтобы остановить капиллярное кровотечение, достаточно обработать края раны спиртосодержащим раствором, наложить на неё асептическую повязку и потуже забинтовать. Повязка должна состоять из нескольких слоёв марли и ваты.При этом надо следить за тем, чтобы не перетянуть руку (или ногу) слишком туго, т.е. чтобы ниже перевязки кожа не посинела. Пример, как останавливать капиллярное кровотечение, представлен на рисунке (на партах)

Если кровь из раны бьёт прерывистой струёй или фонтанчиком, цвет крови ярко красный значит, повреждена крупная артерия. На рисунке (рис.50) представлены признаки артериального кровотечения .

При артериальном кровотечении пострадавшего необходимо как можно быстрее доставить в медицинское учреждение, но предварительно постараться остановить кровотечение, наложив кровоостанавливающий жгут или закрутку. Для этого конечность (если нет перелома) надо приподнять, и выше раны, ближе к туловищу, наложить резиновый жгут (жгут при наложении растянуть) и, обведя его 2-3 раза вокруг конечности, завязать узлом. Закрутку можно сделать из носового платка, верёвки или оторванной от рубашки полосы, связав её концы. Затягивать закрутку следует палочкой (или карандашом) до прекращения кровотечения. Чтобы не повредить кожу, под закрутку или жгут надо подложить мягкую ткань. Жгут или закрутку можно держать не более полутора - двух часов летом и 50 минут - 1 час зимой, иначе может произойти омертвение конечности ниже места наложения жгута или закрутки. Если жгут или закрутка лежат больше положенного времени, их надо каждый час, а зимой каждые полчаса отпускать на 10 минут, прижав на это время артерию пальцами к кости выше раны: сонную артерию - к поперечным отросткам шейных позвонков, подключичную артерию - к ключице, бедренную артерию - к бедренной кости, плечевую артерию - к плечевой кости. Останавливать кровотечение, прижав пальцем артерию выше раны, следует в том случае, когда под рукой нет жгута или готовят закрутку, так как большая потеря крови может оказаться гибельной. На рисунках (на партах) показаны примеры того, как оказывать первую помощь при кровотечениях.

А теперь давайте представим,ситуацию, пострадавший с артериальным кровотечением, ему необходимо незамедлительно оказать первую доврачебную помощь, ваши действия? Д.О. « Первая помощь при артериальном кровотечении.»

Если кровь из раны не бьёт фонтаном, а течёт равномерной струёй и имеет тёмно - красный цвет, то повреждена вена (рисунок 50, учебник).

При венозном кровотечении надо наложить на рану давящую асептическую повязку. Если повязка не помогает, необходимо наложить жгут или закрутку ниже раны. При этом надо следить, чтобы кровотечение не усиливалось, что часто случается при недостаточном затягивании. На рисунке (на партах).

1. Остановка кровотечения является важным элементом оказания как доврачебной, так и квалифицированной врачебной помощи.

2. Выделяют две основных группы методов остановки кровотечения: временные и окончательные. Временные относятся к методам доврачебной помощи, с их помощью можно остановить кровотечение на 1—3 часа, что позволит доставить пострадавшего к месту оказания квалифицированной врачебной помощи.

3. Временная остановка кровотечения: сдавление в ране (тугое тампонирование и тугая повязка), остановка положением (возвышенное положение конечности и шинирование или иммобилизация),прижатие на протяжении (валиками с максимальным сгибанием , пальцевое, наложение жгута и прижатие в местах сгиба), термическая остановка с помощью низкой температуры.

Физкультминутка .

Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка

И так, еще раз, обратите свое внимание на тему урока, какая из задач у нас осталась не выполнена? Верно,мы еще не ознакомились с факторами, которые негативно влияют на сердечно-сосудистую систему. Каждый человек, чтобы сохранить свое здоровье, должен знать о том отрицательном влиянии, которое оказывают на сердечно-сосудистую систему, следующие факторы (сообщения учащихся).После выступлений учащиеся делают вывод.(Каждый, чтобы сохранить свое здоровье, должен помнить о том отрицательном влиянии на сердечно-сосудистую систему, выше названных факторов.

V. Закрепление изученного материала.

Пациент 1: обращается за первой помощью, у него порезан кончик пальца. Ваши действия.

Пациент 2: у него кровь из раны течет ярко-алого цвета. Ваши действия.

Пациент 3: у него сильно порезано запястье руки. Ваши действия.

Пациент 4: у него бледность кожи, липкий пот, дыхание поверхностное, пульс слабый.

Беседа по вопросам:

1.Какие бывают виды кровотечений?

2.Какие признаки артериального кровотечения?

3.Какие признаки внутреннего кровотечения?

4.Какие признаки капиллярного кровотечения?

6.Факторы, негативно влияющие на сердечно- сосудистую систему….

VI. Подведение итогов.

Выставление отметок за активную работу на уроке, сообщения.

Рефлексия. (А сейчас, каждый, подумайте, на сколько вам было интересна и полезна полученная информация на уроке? Если вам было интересно и вы с пользой для себя провели это время, поднимите,пожалуйста две руки, если вам было трудно, не интересно, и считаете, что полученные знания вам не полезны, поднимите одну руку.)

VII .Домашнее задание. Изучить § 33, ответить на вопросы к пара-графу; подготовиться к тестовой проверочной работе по теме «Сердеч-но-сосудистая система».

Спасибо за внимание!

Опасность кровопотери

В организме взрослого человека около 5 л крови и потеря около 2 л уже опасна для жизни (причём мужчины хуже переносят кровопотерю, чем женщины). При уменьшении количества крови падает кровяное давление, нарушается снабжение кислородом головного мозга, сердца и других органов.

Капиллярные кровотечения

Капиллярные кровотечения возникают даже при незначительном ранении.

Признаками кровотечения из капилляров является: темно-красный цвет крови, истекание крови небольшой струйкой (при поверхностных порезах) или равномерное выделение крови по всей поверхности раны (при ссадинах). Кровь движется по капиллярам медленно, поэтому такое кровотечение легко остановить.

При оказании помощи нужно обработать рану настойкой йода или раствором бриллиантового зелёного («зелёнка») и наложить чистую марлевую повязку.

Венозные кровотечения

Более сильные кровотечения возникают при повреждении вен - венозные кровотечения. Струя крови (тёмно-красного цвета с синеватым оттенком), вытекающая из крупной вены с довольно большой скоростью, не даёт образоваться тромбу, прекращающему кровотечение.

За короткое время человек может потерять много крови. Для остановки небольшого венозного кровотечения достаточно наложить на рану давящую повязку (туго забинтовать). Повязка, сжимая стенки пораненного сосуда, не даст крови вытекать из него. Затем пострадавшего необходимо отправить в медицинское учреждение.

При повреждении крупных вен давящая повязка может не остановить кровотечения. Поэтому в таких случаях поступают так же, как при артериальных кровотечениях, - накладывая жгут (ниже места ранения).

Артериальные кровотечения

Самыми опасными для жизни человека являются кровотечения, возникающие при повреждении артерий. Давление в артериях высокое, и при артериальных кровотечениях яркая алая кровь пульсирует и б ьёт фонтаном из раны.

Первая помощь: пережать повреждённую артерию выше места кровотечения, наложить жгут и отметить время его наложения (написать записку и положить её под жгут).

Обрати внимание!

При артериальном кровотечении жгут накладывают выше места ранения , при венозном - жгут или давящая повязка накладывается ниже места ранения .

Жгут делают из материи, резины или любого другого материала, которым можно туго перетянуть конечность. Под жгут обязательно подкладывают мягкую ткань, для того чтобы при его закручивании не повредить кожу. Если жгут наложен правильно, то кровотечение останавливается, конечность бледнеет, пульс на ней пропадает.

Обрати внимание!

Если не добиться полного исчезновения пульса на лучевой артерии, то уже через 10-15 минут рука отечёт и посинеет. Тогда жгут можно будет снять только при условии ампутации руки.

Пострадавшего необходимо срочно доставить к врачу, так как лишать конечность кровоснабжения надолго нельзя.

Обрати внимание!

Через каждые 30-40 минут, независимо от времени года, следует снимать жгут на 20-30 секунд (до порозовнения кожи ниже его наложения). Это делают для того, чтобы кровь могла попасть в повреждённую конечность для снабжения её кислородом и выноса продуктов обмена. Затем жгут следует наложить снова ниже или выше его прежнего расположения. Таким образом, можно поступать в течение нескольких часов. Время, указанное в записке, не менять.

Внутренние кровотечения

Если при травме организма кровь выходит из повреждённых сосудов в полость тела и межтканевые промежутки, то такое кровотечение называют внутренним. Результаты небольших внутренних кровотечений - это синяки , возникающие при небольших ушибах, растяжениях связок и т. п.

Внутренние кровотечения (в брюшную полость, полости груди и черепа) особенно опасны. Хотя кровь и не выходит за пределы организма, но она покидает кровяное русло: давление в сосудах падает и органы не получают достаточного количества кислорода и питательных веществ.

При внутренних кровотечениях пострадавший бледнеет, его пульс учащается и слабеет, дыхание делается частым и поверхностным.

В этом случае нужно срочно вызвать врача. До его приезда пострадавшего человека следует уложить, обеспечить приток свежего воздуха, а к предполагаемому месту кровотечения прикладывать что-нибудь холодное: бутылку или грелку с холодной водой, пакет со снегом или льдом.

Травмы головы

Если ушиблена голова, то на травмированном месте возникает шишка, то есть скопление крови в надкостнице. Если приложить к этому месту что-нибудь холодное, то кровоток в этом месте ослабнет и шишка будет меньше.

За пострадавшем при ушибе головы нужно внимательно следить. Если такой человек терял сознание, испытывал приступы рвоты, то речь идёт о сотрясении мозга и больного надо доставить в медицинское учреждение, причём лёжа (обеспечив неподвижность головы).

Обрати внимание!

Венозное кровотечение из ран на голове представляет гораздо большую опасность, нежели артериальное. При ранении вен головы в них всасывается воздух, что может привести к мгновенной смерти от воздушной эмболии в течение 3-5 секунд.

Урок биологии в 8 классе по теме:

«Первая помощь при кровотечении»

Цель: Научить обучающихся распознавать виды кровотечений и способствовать формированию навыков оказания первой медицинской помощи;

Обучающие: Формировать знаний учащихся о видах кровотечений и алгоритме оказания доврачебной помощи при кровотечениях.

Развивающие: Развивать умение сравнивать, анализировать при выполнении коррекционных заданий. Способствовать повышению информационной культуры.

Воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию, бережное отношение к своему здоровью, содействовать формированию опыта практического оказания первой помощи пострадавшему.

Тип урока : Изучение нового материала на основе командной работы, с элементами лабораторной работы

Форма проведения : Урок с использованием информационных технологий.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, CD диск с презентацией, доступ к сети Интернет, карточки-задания, таблица «Первая помощь при кровотечении», табельные и подручные средства оказания первой доврачебной.

Время урока : 30 минут

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие.

Подготовка учащихся к работе: формирование команд учащихся по 4 человека в каждой. Мы начинаем самый замечательный и важный для нас урок биологии.

Сегодня мы будем работать на основе командной деятельности. У вас на столах прикреплены цифры, которые указывают номер вашего участника команды. Давайте посмотрим, все нашли себя. Участник №1, поднимите руки, №2,№3,№4. И здесь нумерация столов: стол№1, №2,№3.

Мотивация на начало урока . Нет ничего удивительного более совершенного строения и великого познания, чем организм человека. Каждый день, каждый час, каждую секунду по человеческому организму движется кровь.. Представьте, средний объём крови у взрослого человека – 5000-6000 мл.

В венозном русле находится 70% всего объема циркулирующей крови, в капиллярах 12%, в сосудах и камерах сердца – 3% , в артериальном русле – 15% объема циркулирующей крови. Потеря 50% крови (2-2,5 л) - смертельна для человека.

Просто человек-это обыкновенное чудо природы. Но как хорошо мы знаем свой организм. У вас на столах карточки, поднимите их, покажите всем. А теперь я попрошу вас встать, используя эти карточки создать команду, при этом вы можете двигаться, общаться, но время ограничено (дети создают команду). По какому принципу вы объединились? Произошло чудо! Имена детей перечисляются –вы теперь одна команда. Вторая, третья команда. Посмотрите, а что-нибудь всех вас объединяет? ЧТО? Покажите, что вы единая система, как надо встать, построиться? (встать в круг). Давайте встанем в круг и покажем что вы единая система (берутся за руки).

2. Постановка целей и задач урока .

Уважаемые коллеги! Обычно так обращаются друг к другу врачи. Но сегодня я хочу назвать вас, немедиков, коллегами, чтобы призвать к сотрудничеству, чтобы назвать товарищами по «медицинскому оружию», которые скорее «Скорой» могут прийти на помощь.

Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим часто оказываются люди, неимеющие медицинское образование, и от того, как они поведут себя, зависит здоровье, а иногда и жизнь людей. Помочь пострадавшему может тот, кто УМЕЕТ, а для того чтобы уметь, надо ЗНАТЬ и ТРЕНИРОВАТЬСЯ.

Как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим? (первая помощь при кровотечении)

3. Восприятие наовой темы.

Слайд Рассмотрите рисунки. Что вы видите на рисунках.

Кровотечение – истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки. Кровотечение называют наружным , если кровь поступает во внешнюю среду, и внутренним , если она поступает во внутренние полости организма или полые органы.

Давайте выясним, какие виды наружных кровотечений бывают, и заполним кластер (опорную схему) на доске. Для этого обратимся к тексту учебника на с.120. Внимание! Команда №1 находит информацию в абзаце 2 сверху, 2-третий, 3 команда-с абзаца 4.На это вам минута дается. А теперь поступим таким образом: на столах у вас карточки с названием типов кровотечений, выбираете ту карточку, которая отражает смысл полученной вами информации в ходе чтения, а участник под №1 с каждой команды выходит и закрепляет эту карточку на доске.

(Слайд) Внимание на экран! Давайте посмотрим видеофрагменты «Оказание первой помощи при кровотечении»

Внимательно смотрим и запоминаем алгоритм!

У меня в руках 2 шарика, один надут крепко, а второй практически сдут, если я сделаю дырку в надутом шарике, что будет с ним? Да, он лопнет или полетит по классу, с такой силой воздух вылетает из него, в принципе, как и из артерии, А если я проткну сдутый шарик, то как будет выходить воздух? Медленно, лениво. Так и при кровотечениях: при артериальном кровь бьёт струёй, фонтаном, а при венозном вытекает вялой, но не прерывистой струйкой.

У вас на столах лежат медицинские аптечки, содержащие средства, препараты на случаи жизни. Необходимо выбрать те средства, которые необходимы для оказания первой помощи при разных типах кровотечений. На выполнение задания вам дается одна минута. А затем участник под номером 2 каждой команды аргументирует, почему именно эти средства выбраны. Работаем.

4. Закрепление. И следующее задание называется «Прием в травмункте».

К сожалению, в современной жизни происходит много несчастных случаев, связанных с потерей крови. Гибнут люди. Как оказать помощь человеку истекающему кровью? Каждый человек должен уметь оказывать пострадавшему первую помощь, чтобы спасти жизнь.
– В ситуациях, которые описываются у вас в задачах, необходимо оказать доврачебную помощь. Какую? Как? У вас на столах лежат карточки с заданиями. Они адресованы участникам команд под №3. А оказывать помощь им будет участник №4.

Задача №1При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.

Ответ. Тип кровотечения - артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5-2часов (чтобы не вызвать омертвление тканей). На рану- стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

Задача №2. Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга и разбили в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета.
Какой сосуд повреждён? Докажите. Окажите ПМП.
Ответ. Тип кровотечения венозный. Кровотечение можно остановить наложением на место ранения давящей повязки

Задача №3Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг младшая сестрёнка упала и получила ссадину на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определить тип кровотечения, назвать его признак
Ответ. Это капиллярное кровотечение. Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану чистым бинтом или носовым платком, повязка не обязательна.

5. Рефлексия.

Посмотрите, какой замечательный кластер у нас получился. И я хотела обратить ваше внимание на то, что у нас в кабинете не только карточки на доске висят, но высказывания великих мудрецов. Давайте прочитаем их:

Познание начинается с удивления (Аристотель)

Как приятно знать, что я что-то узнал (Мольер)

Скажи мне- и я забуду, покажи мне-я запомню, вовлеки меня- и я научусь (Конфуций)

С каким из высказываний вы сравниваете свою деятельность на уроке? Давайте поднимемся, поближе встанем к высказываниям, которые вам больше подходят и поясним, почему.

6. Заключение.

Д/З параграф 25, и творческое задание составить алгоритм действий при носовом кровотечении, буклет «Как сохранить здоровье»

Знать организм человека очень нужно и важно следить за своим организмом, больше заниматься спортом, правильно питаться, проявлять доброе отношение к людям. И делать это надо каждый день, каждый час, каждую минуту.

Спасибо за урок! Досвидания!

Ситуация №1

При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.


Ситуация №2. Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга и разбили в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета.

Какой сосуд повреждён? Докажите. Окажите первую помощь.

Ситуация №3Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг младшая сестрёнка упала и получила ссадину на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определить тип кровотечения, назвать его признак

Анализ урока
Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Цель деятельности учащихся на уроке формируется закреплением ранее изученного материала. Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление реализованы как по времени, так и по объему. В этом сказывается одна из особенностей культуры педагогического труда учителя.
Для успешного достижения цели урока продуманы различные формы организации познавательной деятельности:

    Командная работа,

    Фронтальная беседа;

    Индивидуальная работа

    практическая работа

Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.
Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержит весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволяет увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп Прослеживается практическая направленность урока. Это придает дополнительный интерес, усиливает познавательную мотивацию школьников.
Кроме познавательного аспекта большое внимание уделяется на уроке воспитанию милосердия, сострадания.
Домашнее задание имеет творческий характер.
Урок является инновационным, интересным, познавательным.

В ходе этого урока мы узнаем о том, каким образом необходимо оказывать первую помощь при различных видах кровотечения. Эти знания очень важны, так как спасают жизни многим людям.

Тема: Кровь и кровообращение

Урок: Первая помощь при кровотечениях

Сейчас очень распространены травмы сосудов, они могут угрожать жизни человека. И для спасения жизни просто необходимо знать правила первой доврачебной помощи.

1. Капиллярное - возникает при повреждении капилляров. Кровь выступает на поверхности кожи в виде маленьких капелек.

2. Венозное - возникает при повреждении вен. Кровь течет струйкой темно-вишневого цвета.

3. Артериальное - возникает при повреждении артерий. Кровь бьет сильной пульсирующей ярко-красной струей из-за большого содержания кислорода.

4. Внутреннее - возникает при повреждении внутренних сосудов. Кровь вытекает в полость тела. В месте повреждения образуется отек или синяк, у пострадавшего наблюдается головокружение и сильная слабость.

Первая помощь зависит от вида повреждения, который получил человек.

Необходимо наложить жгут выше места раны (см. Рис. 1). Жгут туго затягивают и помещают под него записку со временем его наложения. Летом жгут можно накладывать не более чем на 2 часа, а зимой - не более чем на 1 час. Если жгут будет находиться на теле дольше, это может привести к некрозу (омертвению тканей). Жгут необходимо накладывать или на одежду, или на мягкую тряпку, чтоб избежать повреждения кожи.

Рис. 1.

После остановки кровотечения жгутом необходимо наложить на рану стерильную повязку. И вызвать скорую помощь.

При отсутствии жгута можно сделать закрутку из любого материала (кусок бинта, шарф…) (см. Рис. 2). Под ткань подкладывают палку и скручивают ее до остановки кровотечения. Под закрутку также подкладывают записку со временем ее наложения.

Рис. 2.

Сильное венозное кровотечение останавливают с помощью жгута, а не очень сильное останавливают наложением давящей повязки (см. Рис. 3). Повязку накладывают непосредственно на место ранения, она сдавливает вену, не позволяя крови вытекать. После наложения повязки необходимо вызвать скорую помощь.

Рис. 3.

Остановить капиллярное кровотечение можно с помощью обычных кровеостанавливающих средств, таких как перекись водорода (см. Рис. 4). После остановки кровотечения место вокруг раны необходимо обработать зеленкой или йодом. Саму раневую поверхность смазывать йодом нельзя.

Рис. 4.

После этого необходимо наложить стерильную повязку, которая не позволит бактериям проникать внутрь раны (см. Рис. 5). Повязка обязательно должна проходить через сустав, закрепляться выше или ниже места раны, что будет способствовать ее долгому удержанию на конечности.

Рис. 5.

Положить больного, приложить лед к предполагаемому месту травмы. Вызвать врача.

При таком кровотечении необходимо усадить больного, положить лед в области переносицы, поместить в нос ватный тампон, смоченный перекисью водорода.

Нельзя запрокидывать голову назад, так как больной может захлебнуться выделяющейся из носа кровью.

Оказывая первую помощь человеку, необходимо не нервничать и точно обдумывать свои движения, чтоб не навредить человеку.

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. - М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. - М.: Вентана-Граф.

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа. - С. 129, задания и вопрос 1, 3, 4, 7.

2. Какие существуют типы кровотечения? Чем они характеризуются?

3. Как необходимо действовать при носовом кровотечении?

4. Представьте, что вы обнаружили человека с кровотечением. Составьте алгоритм действий первой помощи такому человеку.



Рассказать друзьям