Пермяк две пословицы жанр. Е пермяк смородинка две пословицы Рассказ две пословицы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Тема урока: А. Митта. Шар в окошке. Е. Пермяк. Две пословицы Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. Цель урока: ознакомление учащихся с новыми произведениями Задачи: организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений; обеспечить осмысление новых слов и понятий «ярмарка», «пригоршня», «гривенник»;

2 Планируемые результаты Личностные - Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для детей 1 класса правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. 1. Метапредметные УУД - регулятивные: - Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). - Учиться планировать учебную деятельность на уроке. - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике) - познавательные: - Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. - Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. - Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. - коммуникативные: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной. - Слушать и понимать речь других. - Вступать в беседу на уроке. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в классе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные: Планируют, совместно с учителем, изучения новых произведений; Воспринимают и осмысливают текст новых произведений; Знают слова и понятия «ярмарка», «пригоршня», «гривенник»;

3 Этапы Ход урока УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся Проверяют готовность к уроку. Организационный момент Актуализация знаний. Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. На сегодняшнем уроке мы будем Думать, размышлять, На вопросы отвечать, План рассказа составлять, Выразительно читать. Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет, А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг! Всегда в беде надежный друг Ему протянет руку. Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Много сказок, много рассказов написано о дружбе, а мы сегодня будем знакомиться только с двумя произведениями. Ваша задача определить, каков жанр и тема этих произведений? - На уроке мы будем много читать. Прежде, чем читать сделаем речевую разминку. - Итак, вперед, разминка ждет! - Открыть рот, кончиком языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных: Выполняют речевую разминку.

4 эээуууааа Дыхательная гимнастика. Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! фу! фу!) На развитие интонационной выразительности речи. Мы завтра идем в поход. Прочитайте Печально Удивлённо Радостно - Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе. Основная часть -Девизом нашей дальнейшей работы мы возьмем слова из замечательной детской песни, давайте прочитаем все вместе. Если с другом вышел в путь, Веселей дорога. Без друзей меня чуть-чуть, А с друзьями много. - Сегодня мы знакомимся с произведением А.Митта «Шар в окошке». (1 абзац читаю сама) - Прочитайте, что же случилось с Колей дальше. - Почему Коле стало хорошо? - Какие друзья у Коли? - Нам нужно подготовиться к подробному пересказу этого текста. Давайте составим план. Разложите эти карточки в чтение текста про себя самостоятельно К Коле пришли друзья. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, Планирование. прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

5 нужном порядке по сюжету текста. - Ребята, давайте, определим тон чтения всего текста. В начале текста? В середине текста? В конце текста? Давайте попробуем подробно пересказать этот текст по плану. печальный, скучный удивленный радостный Знакомство с произведением Е.Пермяка «Две пословицы». - Познакомимся с новым произведением Евгения Андреевича Пермяка «Две пословицы». Не все слова в тексте вам будут понятны, давайте разберемся. Словарная работа. Ярмарка - большая торговля с развлечениями Пригоршня горсть (ладонь) Медяки медные копейки Пятак 5 копеек Гривенник -10 копеек Глазеть смотреть с удивлением Плотвичка вид мелкой рыбы Кудлатая (.) собака Семиголосая гармошечка (звучат все семь нот) - Работа по тексту. - Прочитайте словесный портрет Кости, Феди. - Кто помогал Косте? - Что шепнула собака Косте на ярмарке? Выборочное чтение. Ответы детей

6 -С чего начинается сюжет сказки? -Как развивается действие? - Самый напряженный момент? - Как продолжается действие? - Чем заканчивается сюжет сказки? (на экране появляются две пословицы) - Как вы можете объяснить смысл этих пословиц? Рефлексия деятельности уроке. учебной на - Почему Евгений Пермяк озаглавил свое произведение «Две пословицы»? - О дружбе сложено так много песен, а одну из них вы пели на уроке музыки. Друг в беде не бросит. Лишнего не спросит. Вот что значит настоящий Верный друг! - Мы рассмотрели два произведения. - Чему учит рассказ А. Митты «Шар в окошке»? - Чему учит сказка Е.Пермяка «Две пословицы»? Подготовить подробный пересказ «Шар в окошке». Нарисовать иллюстрации к произведениям. Дружбе. Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


Муниципальное общеобразовательное учреждение Коломыцевская средняя общеобразовательная школа УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «А. Митта. Шар в окошке. Е. Пермяк. Две пословицы» 2 класс УЧИТЕЛЬ: Соловьева Елена

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе Б. Житков «Храбрый утёнок» Цель урока: -Познакомить учащихся с творчеством Б.С.Житкова; -Развивать навыки выразительного чтения; учить делить

Технологическая карта урока по чтение 2 класс Учитель: Аббасова Ч.Г. УМК Предмет: Класс: Тема: Цель урока: Задачи: Планируемый результат: «Школа России» Литературное чтение 2 «Страшный рассказ» Е. Чарушин

Тема Урок 3 Цели: Предмет: литература Класс: 5 Тип урока: урок открытия нового знания Планируемые результаты: Основные понятия Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ): Малые жанры фольклора Технологическая

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования данная рабочая программа для

1 Календарно-тематическое планиро 4 класс Умники и Умницы на основе программы Холодовой О.А. «Юным умникам и умницам. познавательных способностей», с использом методического пособия О. Холодовой «Юным

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Худоеланская основная общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО: на заседании МО «29» августа 2017 г. Протокол 1 Руководитель МО /С.Л.Басацкая/ СОГЛАСОВАНО:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 121» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Буду настоящим читателем» 3 класс (начальное общее образование)

Учитель: Павлова Ирина Леонидовна Предмет: Литературное чтение. Тема урока: Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты» Класс: 2 класс Тип урока: урок открытия новых знаний (ОС «Школа

Одним из результатов обучения в начальной школе является формирование коммуникативных и информационных умений. В связи с этим к итоговым работам по математике и русскому языку добавляется комплексная проверочная

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные результаты изучения курса в 1-м классе: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 КЛАСС, ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» 2014 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения курса в 1-м классе: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве

Математика 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Петерсон, Л. Г. Математика. 2 класс: учебник Л. Г. Петерсон. М.: Ювента, 2013 Урок 52. Тема: Числовые и буквенные выражения. (часть 2, урок 2) Цели:

Технологическая карта урока Учебный предмет: литературное чтение Класс: 1 Учитель: Домнина Елена Ефимовна Автор УМ К: «Школа России» под редакцией А.А Плешакова. Тема урока: Сапгир «Про медведя» Тип урока:

Планируемые результаты Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения

ФИО Конспект урока по обучению грамоте. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературного чтения (обучение грамоте) ТЕМА урока: «Буква Ч» Бобылева Елена Викторовна Место работы МБУ «Школа 72» Должность Предмет Класс Учебник

Рабочая программа «Литературное чтение 2 класс» 1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение 2 класс» Личностными результатами изучения предмета

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Школа здоровья» В результате изучения данного курса в обучающиеся получат возможность формирования: личностныхрезультатов готовность и способность обучающихся

Урок окружающего мира 1 класс УМК «Школа России» 1 Тема урока: Как живет семья? Тип урока: ОНЗ Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, смайлики 2 Окружающий мир 1 класс УМК

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ НА ТЕМУ: «КВАДРАТ И КУБ ЧИСЛА» (П. 16) (первый урок из двух по данной теме). Базовый учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика, 5 класс. Учебник

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ (ФГОС) Ф.И.О. Масленникова Е.Н. Предмет: Литературное чтение. Класс: 2-Ж класс Дата: 19.03.20014г. Тема урока Цель урока Е.Благинина «Посидим

Технологическая карта урока математики. Андреева Надежда Николаевна Тема урока «Умножение десятичных дробей на натуральное число» (5 класс) Цели (задачи) урока образовательные: Формировать умения выполнять

Из опыта работы учителя гимназии Солодовниковой П.В. по созданию эффективной психолого-педагогической среды на уроке для формирования универсальных учебных действий. Программа «Школа 2100» Класс: 1-й В

Разработка урока математики в 1 классе Тема урока «Числа 0-10.» Тема: Числа 0 10. (Урок построения системы знаний). Основные предметные цели: Обобщить и закрепить: - состав чисел 0 10; - случаи сложения

Предмет: литературное чтение Класс: 3 класс система «Школа 2100» авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой Тема урока: В.Драгунский «Тайное становится явным» чтение и анализ рассказа Цель: Формировать умение через

Тема урока: К.Ушинский Плутишка кот Учебная задача: ученик научится отличать народную сказку от авторской Планируемые предметные результаты (ПР): 1. Умение отличать произведения фольклорной литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 30 имени майора П.Ф.Баштовенко ст. Петровской муниципального образования Славянский район РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО

РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ В методических разработках каждый урок представлен тремя блоками. 1-й блок целевые установки урока. Конкретизация целевых установок осуществляется через характеристику:

Тема: Единицы массы. Тонна, центнер. Ачикасова Я.М. 4 класс. Образовательная система Тип урока Цель урока Планируемые результаты Оборудование: «Планета знаний» Изучение нового материала Формирование представлений

Приложение 1 к приказу МБОУ «СОШ 6 им. В.А. Горишнего» г. Симферополя от 25.09.2018г. 385 Учебный план Начальное общее образование Учебный план начального общего образования МБОУ «СОШ 6 им. В.А. Горишнего»

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных,

1 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика и информатика» 2-й класс Личностными результатами изучения «Математика и информатика» во 2-м классе является формирование следующих умений:

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Предмет: Русский язык Класс: 2 Количество часов по учебному плану: всего- 136часов в год (4 часа в неделю) УМК: 1. Авторская программа «Перспективная начальная школа» на основе

Математика 2 класс программа «Школа 2100» 2014 2015 учебный год Рабочая программа по математике составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской С.А. Козлова, А.Г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИОЗЕРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной

Технологическая карта урока музыки в 1 классе Учитель: Долгова Людмила Михайловна, МБУ «Школа 4 имени Н.В. Абрамова», г.о.тольятти Класс: 1Б класс Предмет: музыка Дата проведения: 03.03.2017 Тема урока:

Приложение к ООП НОО МАОУ СОШ 23 г. Липецка ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 23 ИМЕНИ С.В.ДОБРИНА

Общая часть Технологическая карта урока Предмет Литературное чтение Класс, ФИ учащегося Тема урока Тип урока Цель Открытие нового знания В. Драгунский «Что любит Мишка» 4 класс познакомить учащихся с рассказом

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления кружка «Умники и Умницы» для обучающихся 1 «В» класса разработана в соответствии с требованиями: Федеральный

Технологическая карта урока литературы в 5 классе Ф.И. О. педагога: Жернова Надежда Викторовна Предмет Литература Класс 5 Тема: Сказы П. П. Бажова. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Технологическая карта урока «Помощник» М.Пляцковский (Школа России) Учебный предмет Литературное чтение Класс 1 Тип урока Урок изучения нового материала Цели урока Познакомить обучающихся с авторской сказкой

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет Литературное чтение Класс 1 класс Автор УМК В.Г. Горецкий Тема урока «СДП при ознакомлении с жизнью и творчеством А.С.Пушкина и его сказками» Тип урока Учебное занятие

1 Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе на 2016-2017 уч.г. Результаты изучения учебного предмета Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие

Планируемые личностные результаты Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Истьинская средняя школа» муниципального образования Старожиловский муниципальный район Рязанской области ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого урока музыки

Технологическая карта урока математики Тема урока: Задачи с величинами цена, количество, стоимость. Тип урока: открытие нового знания (в технологии деятельностного метода) Класс: 2 класс Учитель: Волошина

Технологическая карта урока литературы Учитель русского языка и литературы - Дреневская Тамара Яковлевна Класс: 5 Тема: Самуил Яковлевич Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Урок закрепления изученного

МАОУ Масальская общеобразовательная школа Урок математики в 3 классе по теме: «Умножение на число 10» Учитель Григорьева Л.П. 2014г Тема урока: «Умножение на число 10» Тип урока: открытие новых знаний.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 121» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Буду настоящим читателем» 1 класс (начальное общее образование)

Приложение к ООП НОО МБОУ «СОШ 3» г.о. Реутов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3 с углубленным изучением отдельных предметов» Согласовано Протокол

Открытый урок по математике «Знакомство с диаграммой» УМК «Перспектива», 2 класс Учитель: Муругова Е.А. Открытие новых знаний Цель: знакомство со столбчатыми диаграммами как одним из способов представления

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 4 Учитель: Недодева Ольга Николаевна УМК: Перспективная начальная школа Тема урока: «Орфограммы в окончаниях глаголов: безударные личные окончания»

Рабочая программа «Литературное чтение» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

Учитель: Михальченко Нина Васильевна. Предмет: литературное чтение Тип урока: открытие новых знаний. Технологическая карта изучения темы С. Я. Маршак «Автобус 26» Тема С. Я. Маршак «Автобус 26» Цели Образовательные:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 имени Тази Гиззата г. Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан Урок окружающий мир 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6» Программа рекомендована к работе Утверждаю: педагогическим советом школы Директор МОУ «Средняя Протокол от 202г

Технологическая карта урока литературы Учитель: Акимкина Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Предмет Литература Класс 11 Тип урока Урок применения знаний

Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс Учитель: Безбородова Олеся Анатольевна Дата проведения: 02.04.2018г. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Тема урока: Сказки авторские и народные «Рукавичка».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Евдаковская основная общеобразовательная школа» Каменского муниципального района Воронежской области Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных

УМК «Гармония», 2 класс Тема: Басни К.Д. Ушинского «Гусь и журавль» Цели: познакомить детей с баснями К.Д.Ушинского, творчеством и биографией писателя; формировать умение определять басню как жанр литературы,

Урок 21. Е. П ермяк «Две пословицы»

Цели:

Формирование навыка размышлять и анализировать;

Формирование навыка монологической речи;

Научить работать самостоятельно;

Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Слушание загадок.

2. Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».

II. Знакомство с новым материалом.

Вопрос

Ответ

Прочитаем рассказ Е. Пермяка «Две пословицы».

Все ли слова понятны?

Нет. Что такое брод, гривенник, пятак!

Определения непонятных слов прочитайте на странице учебника 68.

Прочитайте, какими были мальчики.

«Бережливым мальчиком Костя рос... А его дружок Федя -наоборот».

Кто помогал Косте?

Голубь, плотвичка и собака.

Почему животные помогали Косте?

Потому что он им всегда помогал и подкармливал

Что собака шепнула Косте?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Бережливым быть хорошо, а добрым - лучше.

Как вы понимаете смысл этих 1 пословиц?

(Самостоятельные рассуждения учеников)

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр 28 №1.

Евгений Андреевич Пермяк.

РТ «Литературное чтение»: стр 29 № 2.

Самостоятельная работа.

Р1 «Литературное чтение»: сто 29 № 3.

Голубь, плотвичка и собака.

14 «Литературное чтение»: стр 29 № 4.

«... две пословицы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Бережливым быть хорошо, а добрым – лучше».

IV.Домашнее задание.

2. Выполнить задания к тексту на странице 87.

3. РТ «Литературное чтение»: стр. 29-30 № 1-3.

Евгений Пермяк

Две пословицы

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы.

Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать - только глазеть.

Шел Костя на ярмарку лесом, шел - да заблудился. Вдруг видит - голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.

- Покажи мне, голубь, дорогу, - просит Костя. - Я тебе денежку дам.

Голубь на это отвечает:

- Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?

- А я Федин товарищ, - отвечает Костя.

- Тогда другое дело, - говорит голубь. - Покажу.

Показал голубь Косте дорогу, и тот дальше пошел. Идет и видит: мост через реку снесло, а как брод найти, не знает. Вдруг, смотрит, плотвичка к нему подплывает и говорит:

- Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.

И показала.

Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.

Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:

- Не горюй! Жди меня тут.

А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.

Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.

Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчёл.

Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.

- Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!

Тот глазам не верит.

- Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.

- Теперь я всегда таким буду, - говорит Костя и товарища обнимает.

Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

Фамилия ___________________________________Дата _______сентября

Евгений Пермяк «Две пословицы»

Тест

    Определи жанр произведения.

рассказ басня

сказка присказка

    О чём рассказывается в произведении?

о животных о дружбе

о встрече Кости с голубем

о ярмарке в большом селе

    Каким рос Костя?

сильным и честным

жадным и злым

бережливым и умным

весёлым и честным

    Каким рос Федя?

маленьким и сильным

высоким и стройным

жадным и хитрым

добрым и отзывчивым

    На что тратил свои деньги Федя?

покупал игрушки

покупал сладости

ни на что не тратил, копил

покупал корм животным

    Как к деньгам относился Костя?

тратил дарил

не обращал внимания копил

    Почему животные помогали Косте?

Потому что у него были деньги.

Потому что он был добрый.

Потому что он был Федин товарищ.

Потому что он шёл на ярмарку.

    Для кого или для чего купил «разных разностей» и семиголосую гармошечку Костя?

для друзей для родителей

для радости для соседей

    Пронумеруй пункты плана по порядку.

Дорога на ярмарку.

Костя и кудлатая собака.

Возвращение Кости с ярмарки.

    Два друга

Что Косте шепнула собака.

    Какая пословица выражает главную мысль произведения?

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Зима весну пугает, да всё равно тает.

Хлеб – всему голова.

    Определи тему произведения.

о родной природе

о животных

о детях

о волшебстве и приключениях

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы.

Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать - только глазеть.

Шел Костя на ярмарку лесом, шел - да заблудился. Вдруг видит - голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.

Покажи мне, голубь, дорогу, - просит Костя. - Я тебе денежку дам.

Голубь на это отвечает:

Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?

А я Федин товарищ, - отвечает Костя.

Тогда другое дело, - говорит голубь. - Покажу.

Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.

И показала. Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.

Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:

Не горюй! Жди меня тут.

А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.

Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.

Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.

Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.

Жил на свете мальчик Андрюша Рыженький. Это был трусливый мальчик. Он всего боялся. Он боялся собак, коров, гусей, мышей, пауков и даже петухов.

Но наибольше всего он боялся чужих мальчишек.

И мама этого мальчика очень и очень грустила, что у неё такой трусливый сынок.

В одно прекрасное утро мама этого мальчика сказала ему:

Ах, как плохо, что ты всего боишься! Только храбрые люди хорошо живут на свете. Только они побеждают врагов, тушат пожары и отважно летают на самолётах. И за это все любят храбрых людей. И все их уважают. Дарят им подарки и дают ордена и медали. А трусливых никто не любит. Над ними смеются и потешаются. И от этого у них жизнь бывает плохая, скучная и неинтересная.



Мальчик Андрюша так ответил своей маме:

С этих пор, мама, я решил быть храбрым человеком. - И с этими словами Андрюша пошёл во двор погулять. А во дворе мальчишки играли в футбол.

Мальчишки эти, обыкновенно, задевали Андрюшу. И он их боялся как огня. И всегда от них убегал. Но сегодня он не убежал. Он крикнул им:

Эй вы, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас!

Мальчишки удивились, что Андрюша так смело им крикнул. И даже сами немножко испугались. И даже один из них - Санька Палочкин - сказал:

Сегодня Андрюшка Рыженький что-то задумал против нас. Давайте лучше уйдём, а то нам, пожалуй, попадёт от него.

Но мальчики не ушли. Один дёрнул Андрюшу за нос. Другой сбил ему кепку с головы. Третий мальчик ткнул Андрюшу кулаком. Короче говоря - они немножко побили Андрюшу. И тот с рёвом вернулся домой.

И дома, утирая слёзы, Андрюша сказал маме:

Мама, я сегодня был храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось.

Мама сказала:

Глупый мальчик. Недостаточно быть только храбрым, надо быть ещё сильным. Одной храбростью ничего нельзя сделать.

И тогда Андрюша незаметно от мамы взял бабушкину папку и с этой палкой пошёл во двор. Подумал: «Вот теперь я буду сильней, чем обычно. Теперь я разгоню мальчишек в разные стороны, если они на меня нападут».

Андрюша вышел с палкой на двор. А на дворе мальчишек уже не было. Там гуляла чёрная собака, которой Андрюша всегда боялся.

Размахивая палкой, Андрюша сказал этой собаке:

Попробуй только залай на меня - получишь по заслугам. Узнаешь, что такое палка, когда она прогуляется по твоей голове.



Собака начала лаять и бросаться на Андрюшу.

Размахивая палкой, Андрюша раза два ударил собаку по голове, но та забежала сзади и немного порвала Андрюшины штаны.

И Андрюша с рёвом побежал домой. А дома, утирая слёзы, он сказал своей маме:

Мама, как же это так? Я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось. Собака разорвала мои штаны и чуть не укусила меня.

Мама сказала:

Ах ты, глупый мальчонка! Недостаточно быть храбрым и сильным. Надо ещё иметь смекалку. Надо думать и соображать. А ты поступил глупо. Ты размахивал палкой и этим рассердил собаку. Вот за это она и порвала твои штаны. Ты сам виноват.

Андрюша сказал своей маме:

С этих пор я буду всякий раз думать, когда что- нибудь случится.

И вот Андрюша Рыженький в третий раз вышел погулять. Но во дворе уже не было собаки. И мальчишек тоже не было.

Тогда Андрюша Рыженький вышел на улицу, чтобы посмотреть, где мальчишки.

А мальчишки купались в реке. И Андрюша стал смотреть, как они купаются.

И в этот момент один мальчишка, Санька Палоч- кин, захлебнулся в воде и стал кричать:

Ой, спасите, тону!

А мальчишки испугались, что он тонет, и побежали звать взрослых, чтобы те спасли Саньку.

Андрюша Рыженький крикнул Саньке:

Погоди тонуть! Я тебя сейчас спасу.

Андрюша хотел броситься в воду, но потом подумал: «Ой, я плохо плаваю, и у меня не хватит силы спасти Саньку. Я поступлю умней: я сяду в лодку и на лодке подплыву к Саньке».

А у самого берега стояла рыбацкая лодка. Андрюша оттолкнул эту лодку от берега и сам вскочил в неё.

А в лодке лежали вёсла. Андрюша стал бить этими вёслами по воде. Но у него ничего не вышло: он не умел грести. И течение отнесло рыбацкую лодку на середину реки. И Андрюша от страха стал кричать.

А в этот момент по реке плыла другая лодка.

И в этой лодке сидели люди.

Эти люди спасли Саню Палочкина. И кроме того, эти люди догнали рыбацкую лодку, взяли её на буксир и доставили к берегу.

Андрюша пошёл домой и дома, утирая слёзы, сказал своей маме:

Мама, я сегодня был храбрый, я хотел спасти мальчика. Я сегодня был умный, потому что не бросился в воду, а поплыл в лодке. Я сегодня был сильный, потому что оттолкнул тяжёлую лодку от берега и тяжёлыми вёслами колотил по воде. Но у меня ничего не вышло.

Мама сказала:

Глупый мальчик! Я забыла тебе сказать самое главное. Недостаточно быть храбрым, умным и сильным. Это слишком мало. Надо ещё иметь знания. Надо уметь грести, уметь плавать, ездить верхом на лошади, летать на самолёте. Надо многое знать. Надо знать арифметику и алгебру, химию и геометрию. А для того чтобы это всё знать, надо учиться. Кто учится, тот бывает умным. А кто умный, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все любят, потому что они побеждают врагов, тушат пожары, спасают людей и летают на самолётах.

Андрюша сказал:

С этих пор я буду всему учиться.

И мама сказала:

Вот и хорошо.

Джоэль Харрис (Из сказок дядюшки Римуса) БРАТЕЦ ЛИС И БРАТЕЦ КРОЛИК

Как-то вечером мама долго искала своего сынишку. Джоэля не было ни в доме, ни во дворе. Она услышала голоса в старой хижине дядюшки Римуса, заглянула в окно и увидела, что мальчик сидит рядом со стариком.

Мальчик прислонил голову к плечу дядюшки Римуса, во все глаза глядя в морщинистое ласковое лицо.

И вот что услышала мама.

Гонялся, гонялся Братец Лис за Братцем Кроликом, и так и этак ловчился, чтобы его поймать. А Кролик и так и этак ловчился, чтобы Лис его не поймал.

Ну его совсем, - сказал Лис.

И только вылетели эти слова у него изо рта, глядь: вот он скачет по дороге - гладкий, толстый и жирный Кролик!

Погоди, Братец Кролик!
- сказал Лис.

Некогда мне, Братец Лис.

Мне с тобой поболтать охота, Братец Кролик.

Ладно, Братец Лис. Только ты оттуда кричи, где стоишь, не подходи ко мне близко: блох у меня сегодня, блох!
- так сказал Кролик.

Я видал вчера Братца Медведя, - сказал Лис.
- Он такую мне трёпку задал за то, что мы с тобой всё не ладим. "Вы, говорит, соседи, должны жить дружно". Я обещал ему, что потолкую с тобой.

Тут Кролик поскрёб лапкой за ухом - вроде как от радости, - встал и говорит:

Отлично, Братец Лис. Приходи ко мне завтра, пообедаем вместе. Ничего такого нет у нас дома, да жёнушка с ребятками пошарят, уж найдут, чем тебя угостить.

Я с удовольствием, - сказал Лис.

Ну, я буду ждать, - сказал Кролик.

Домой пришёл Братец Кролик грустный-грустный.

Что с тобой, муженёк?
- спрашивает Матушка Крольчиха.

Завтра в гости обещался прийти Братец Лис, - говорит Кролик.
- Нужно нам держать ухо востро, чтобы он не застал нас врасплох.

На другой день Братец Кролик и Матушка Крольчиха встали ранёхонько, до света, и пошли в огород; набрали капусты, моркови и спаржи, состряпали знатный обед.

Вдруг один из крольчат, который играл во дворе, бежит и кричит:

Ой, мама! Ма! Братец Лис идёт!

Тогда Кролик живо - детишек за уши и усадил их, а сам с Матушкой Крольчихой - у дверей: ждут Братца Лиса.

Ждут они, ждут - не идёт Лис. Вот немного погодя выглянул Братец Кролик за дверь потихонечку. Смотрит - из-за угла торчит самый кончик хвоста Лиса. Тогда закрыл Кролик дверь, сел, лапки положил за уши и запел:

Если миску уронить

Разобьётся миска.

Если близко лисий хвост

Значит, близко Лиска.

Вот пообедали Братец Кролик, и Матушка Крольчиха, и все ребятки, и никто им не мешал. А потом приходит Братец Еж и говорит:

Братец Лис просит прощенья: он захворал, никак не мог прийти. Он просит, чтобы Братец Кролик завтра пришёл к нему на обед.

Солнышко поднялось совсем высоко, тогда Кролик вскочил и побежал к дому Лиса. Прибегает, слышит - стонет кто-то. В дверь заглянул и видит - сидит Лис в кресле, весь закутанный в байковое одеяло, а вид у него слабый-слабый. Глянул Кролик по сторонам - нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом острый ножик.

Никак, на обед у тебя курочка, Братец Лис?
- говорит Кролик.

Да, братец Кролик, а какая молоденькая да свеженькая!
- говорит Лис.

Тут Кролик разгладил усы и сказал:

Ты, никак, сготовил без укропа, Братец Лис? Что-то мне в горло не лезет курятина без укропа.

Выскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и ждёт Лиса. Долго ждать не пришлось, потому что Лис сразу скинул байковое одеяло - и за ним вдогонку. А Кролик кричит ему:

Эй, Братец Лис! Вот я тут положил на пенёк укроп. Бери скорей, пока не увял!

Что же, Лис никогда-никогда не поймал Кролика? А, дядюшка Римус? спросил Джоэль на другой вечер.

Было и так, дружок, чуть-чуть не поймал. Помнишь, как Братец Кролик надул его с укропом?

Вот вскоре после этого пошёл Братец Лис гулять, набрал смолы и слепил из неё человечка - Смоляное Чучелко.

Взял он это Чучелко и посадил у большой дороги, а сам спрятался под куст. Только спрятался, глядь - идёт по дороге вприскочку Кролик: скок-поскок, скок-поскок.

Старый Лис лежал тихо. А Кролик, как увидел Чучелко, удивился, даже - на задние лапки встал. Чучелко сидит и сидит, а Братец Лис - он лежит тихо.

Доброго утра!
- говорит Кролик.
- Славная погодка нынче.

Чучелко молчит, а Лис лежит тихо.

Что ж это ты молчишь?
- говорит Кролик.

Старый Лис только глазом мигнул, а Чучелко - оно ничего не сказало.

Да ты оглох, что ли?
- говорит Кролик.
- Если оглох, я могу погромче кричать.

Чучелко молчит, а Старый Лис лежит тихо.

Ты грубиян, я тебя проучу за это! Да, да, проучу!
- говорит Кролик.

Лис чуть не подавился со смеху, а Чучелко - оно ничего не сказало.

Когда тебя спрашивают, надо отвечать, - говорит Кролик.
- Сейчас же сними шляпу и поздоровайся, а нет - я с тобой разделаюсь по-свойски!

Чучелко молчит, а Братец Лис - он лежит тихо.

Вот Кролик отскочил назад, размахнулся и как стукнет Чучелко по голове кулаком! Кулак прилип, никак не оторвёшь его: смола держит крепко.

А Чучелко всё молчит, и Старый Лис лежит тихо.

Отпусти сейчас же, а то ударю!
- говорит Кролик.

Ударил Чучелко другой рукой, и эта прилипла.

А Чучелко - ни гугу, а Братец Лис - он лежит тихо.

Отпусти, не то я тебе все кости переломаю!
- так сказал Братец Кролик.

Но Чучелко - оно ничего не сказало. Не пускает и только.

Тогда Кролик ударил его ногами, и ноги прилипли.

А Братец Лис лежит тихо.

Кролик кричит:

Если не пустишь, я буду бодаться!

Боднул Чучелко - и голова прилипла. Тогда Лис выскочил из-под куста.

Как поживаешь, Братец Кролик?
- говорит Лис.
- Да что ж ты не здороваешься со мною?

Повалился Лис на землю и ну смеяться. Уж он хохотал, хохотал, даже в боку закололо.

Ну, сегодня-то мы пообедаем вместе, Братец Кролик! Нынче я и укроп припас, так что ты у меня не отвертишься, - сказал Лис.

Тут дядюшка Римус замолчал и стал вынимать из золы картошку.

Старый Лис съел Братца Кролика?
- спросил мальчик дядюшку Римуса.

А кто их знает, - ответил старик.
- Сказка-то кончена. Кто говорит Братец Медведь пришёл, его выручил, а кто говорит - нет. Слышишь, мама зовёт тебя. Беги, дружок. ХРАБРЫЙ БРАТЕЦ ОПОССУМ

Как-то ночью, - сказал дядюшка Римус, посадив мальчика к себе на колени и задумчиво поглаживая его по волосам, - как-то ночью Братец Опоссум зашел к Братцу Еноту; опростали они большую миску тушеной моркови, выкурили по сигаре, а потом отправились погулять, посмотреть, как поживают соседи. Братец Енот все трусцой да трусцой, Братец Опоссум - вприскочку да вприпрыжку. Опоссум до отвала наелся фиников, а Енот наглотался вволю лягушек и головастиков.

Гуляли они, гуляли. Вдруг слышат - где-то в лесу сама с собой толкует собака.

Вдруг она кинется на нас, Братец Опоссум. Что мы будем делать?
- спросил Енот.

Опоссум только усмехнулся:

Ну уж я не дам тебя в обиду, Братец Енот. А ты что будешь делать?

Кто? Я?
- сказал Енот. Пусть попробует, сунется только - все ребра пересчитаю!

А собака увидала их и не стала тратить времени зря. Она и здороваться не стала. Прямо кинулась на них - и все тут.

Братец Опоссум в ту же минуту осклабился, рот до ушей, и кувырнулся на спину, будто мертвый.

А Енот - тот мастер был драться. Подмял под себя собаку и ну трепать. Правду сказать, от собаки не много осталось, а то, что осталось, вырвалось - и наутек, в самую чащу, будто кто пальнул из ружья.

Вот Братец Енот привел свой костюм …

Две пословицы

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы.

Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать - только глазеть.

Шел Костя на ярмарку лесом, шел - да заблудился. Вдруг видит - голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.

Покажи мне, голубь, дорогу, - просит Костя. - Я тебе денежку дам.

Голубь на это отвечает:

Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?

А я Федин товарищ, - отвечает Костя.

Тогда другое дело, - говорит голубь. - Покажу.

Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.

И показала.

Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.

Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:

Не горюй! Жди меня тут.

А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.

Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.

Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.

Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.

Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!

Тот глазам не верит.

Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.

Теперь я всегда таким буду, - говорит Костя и товарища обнимает.

Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».



Рассказать друзьям