Почему мы не можем, почему так сложно запомнить имена других людей? Просмотр полной версии.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Представьте, вы появляетесь на вечеринке и знакомитесь с новыми людьми. Всё проходит прекрасно, вы чувствуете себя душой компании, но(!), тут понимаете, что половину человек не запомнили по именам. Ужасная ситуация, не так ли? Сегодня мы рассмотрим 3 проверенных способа и узнаем, как запоминать имена людей.


Не переживайте, плохое запоминание имён происходит с большинством людей. Исследования английских учёных, опубликованные в журнале «Экспериментальная психология» говорят о том, что у всех людей есть некоторые проблемы с запоминанием имён.

Почему мы не запоминаем имена

Зато наш мозг прекрасно замечает всякие мелочи, впоследствии по которым мы идентифицируем человека и вносим его в «список знакомых». Всё дело в том, что имена весьма условны и не являются описанием человека, потому-то наш мозг и воспринимает подобную информацию как второстепенную, не складируя её в ячейку долговременной памяти с самого начала. Вот проблема, а.

Но, как после любого кошмара следует долгожданное пробуждение, так и в нашем случае, всё не так плохо, как может показаться. Спасибо учёным и всем, кто интересуется вопросом человеческой памяти, ведь благодаря таким людям у нас есть целых 3 действенных способа для запоминания всех людей на вечеринке (и не только), которые можно применить уже сегодня, да что тут, прямо сейчас! Итак, рассмотрим каждый из них, чтобы вы выбрали для себя самый подходящий.

Способ №1: используйте сокращённый вариант имени.

Люди, имеющие длинные имена, часто сталкиваются с тем, когда их называют не так, как написано в их паспорте. Что же делать, если ваш собеседник уже рассказал вам пару историй из своего детства и считает вас своим товарищем, а вы всё ещё не знаете как к нему обратиться? Тут есть один простой, но очень действенный способ: разложите имя на части и выберите только одну, которую вам будет проще всего запомнить. Смысл заключается в том, что теперь, запомнившаяся часть имени вашего собеседника, будет служить вам отправной точкой к его «полной версии». Несложно, правда?

Например, возьмём имя Светлана. В России оно пользуется большой популярностью, чего не скажешь про Европу, например. Поэтому, в европейских странах можно часто встретить сокращённый вариант этого имени «Лана». Таким образом европейцы адаптируют «наши» имена под более привычный для них вариант. Да что тут далеко ходить, вспомните, когда вы в последний раз называли свою подругу не Светой, а Светланой? Думаю, ответ очевиден – практически никогда. И это не из-за того, что вы уже знакомы и формализм тут как бы не к месту, нет-нет. Всё дело в лени, а именно, в стремлении нашего мозга оптимизировать свою работу и сократить расходование энергии.

Отсюда правило: хотите запомнить? Сокращайте!

Способ №2: используйте никнейм или прозвище.

Есть люди с такими именами, которые практически невозможно сократить или, найти в них запоминающуюся часть. В таких случаях на помощь приходит знакомый нам всем по компьютерным играм «Никнейм» или, переводя на русский лад – прозвище. Придумайте своему собеседнику так называемую «кликуху». Нет-нет, не нужно уходить в крайности, ведь это не ваши дворовые друзья, верно? Просто посмотрите внимательно на человека и подумайте, какие ассоциации он у вас вызывает? После этого привяжите его имя к выбранному образу и распрощайтесь с идеей выкинуть его имя из своей головы в ближайшие пару недель.


Секрет этого метода кроется в устройстве нашего мозга. Всё дело в том, что мозговая система образов настолько хорошо взаимодействует с долгосрочной памятью, что практически «делает гравировку» в нашем сознании. А вы не задумывались, почему люди часто обращаются к психотерапевтам с проблемой постоянных мыслей о ком-либо? Да-да, именно поэтому. Если у вас есть нелюбимое имя, то вспомните, кто его носитель и в 99% случаев, это окажется неприятная для вас личность.

Способ №3: произносите имя вслух.

Часто для того, чтобы что-то запомнить, нам необходимо это отчётливо услышать. Вспомните, в детстве, в школе нам постоянно говорили, чтобы мы читали в слух. Это было связано не только с необходимостью развития речевых способностей, но и с возможностью при этом лучше запоминать прочитанное.


Как только вы встретили человека и он вам представился, не забудьте произнести его имя вслух, как бы уточняя. Если вы боитесь показаться бестактным, то припишите своё уточнение к какой-либо ситуации, например, скажите, что вашего друга детства зовут так же, и он, между прочим, очень ответственный человек. Сделав собеседнику таким образом комплимент, как бы невзначай, вы, скорее всего, сразу вызовите его расположение по отношению к себе. И, что в нашем случае важно, минимум в два раза увеличите свои шансы на запоминание его имени, ведь вы примените не только слуховую, но и ассоциативную память!

В заключение

Вот, вообщем-то, и все советы. Они получились максимально ёмкими (вы ведь всё запомнили?). Эти 3 совета достаточно просты, чтобы вы могли применить их на практике уже сегодня. Знакомьтесь, общайтесь и будьте внимательны по отношению к своему собеседнику.

17.01.2010, 00:18

Не то что плохая.... Нет, просто ужасная. Да ее совсем нет:(

Вот рассказываю случая из сегодня: ходили на музыку, ходим уже полгода, в принципе знать имена всех детей уже давно пора, но дочка не знает.... общаюсь с одной мамой, у нее сына зовут Паша (мою дочку - Саша, запомнить, по-моему не сложно....), после урока они немного катались с горки, дочка раза 3 спросила как зовут мальчика:010:. приехали домой, опять не помнит.:008::008:

Что же это такое? Я уже скоро начну паниковать....

При чем в остальном вроде развита нормально. Память тоже неплохая, стихи учит быстро (у меня в детстве было хуже), зрительная память вообще отличная, помнит места, где была в 2-3 года (сейчас ей 5), игры на память обожает - и как правило выигрывает (на компе или с нами, это где надо найти пару в перевернутых карточках).

Но что с именами???? Сейчас катались на катке с друзьями, у них сын с очень редким именем, она его раз 50 повторила, приехали домой - не помнит, я сказала, ровно через 2 минуты спрашиваю - "не помню" :(

Одна надежда - научится писать - будет попроще. Я многие вещи запоминаю в написанном состоянии - т.е. года, имена и т.п. Они как картинка выплывают. Может и у нее так..... :008:

Но если кто сможет подсказать чем помочь ей - буду благодарна.

17.01.2010, 02:17

17.01.2010, 02:26

Не переживайте, у меня дочь в конце второго класса не помнила имена всех одноклассников!:)) Только к 4-му более-менее выучила.

Говорят, что наша память избирательна и мы не стремимся запомнить то, что подсознательно считаем не важным.;)

Ну не важен вашей дочке мальчик на горке и она не считает прогулку с ним поводом для знакомства - что тут страшного?

Я уверена, что при такой зрительной памяти, она должна с математикой хорошо справляться, с шахматами, ориентироваться на местности. ИМХО, это важнее, чем имена людей, не всегда интересных... :fifa:

17.01.2010, 02:27

17.01.2010, 03:03

у кого-то плохая память на имена, у кого-то на лица, я вот названия книг не запоминаю (хотя текст дословно). просто вашему ребенку это не нужно, неинтересно. имена своих друзей она же знает? тем более, если во всем остальном - прекрасная память. моя дочка например знает имена всех детей в группе, если бы не помнила - я бы ее не мучала.

Кстати, заметила, если встерчает нового человека с именем ребенка из группы - то без проблемы - запоминает.

17.01.2010, 03:08

Говорят, что наша память избирательна и мы не стремимся запомнить то, что подсознательно считаем не важным.;)

Решили проверить. Наверно не правильно, но я реально начинаю париться.

В общем пока ехали на каток, ее пытали, пытали как зовут мальчика - ни в какую - не помню и все. подсказали. Она всю дорогу повторяла, я ее переспрашивала, приехали на каток, пока одевались.... что бы вы думали. конечно забыла. Хотя до этого ей говорили - не вспомнишь - не будешь кататься. Может она всерьез не воспринимает угрозу:008:.... я просто таких безпамятных еще не встречала....

Летом были в санатории где куча детей. Все, ну просто все помнят как ее зовут, она же никого практически, только парочку, у которых имена как в ее группе...... Каждый раз меня спрашивала как зовут ребенка, мне еще было даже смешно.... теперь уже не особо:(

17.01.2010, 03:11

17.01.2010, 03:12

Я уверена, что при такой зрительной памяти, она должна с математикой хорошо справляться, с шахматами, ориентироваться на местности. ИМХО, это важнее, чем имена людей, не всегда интересных... :fifa:

Да, по возрасту все хорошо, с шахматами не знаю.... боюсь.:004: У нас еще другие сложности - не умеет проигрывать и чему-то учиться (поначалу же неизбежны проигрыши). Закатит скандал и больше играть не будет. Вот такой ребенок:fifa:

17.01.2010, 03:14

да не мучайте вы ее. бывает у детей такое - чему-то усиленно учат, спрашивают, потом у детей начинается стопор. на немного забудьте про имена, хотя бы на неделю. потом опять спросите. и наверняка выдаст имена всей группы:support:!

С группой вроде все нормально. А вот если знакомится на улице, или на занятиях, то помнит первые 2 секунды только.

Конечно не будем мучить. что ж я, не понимаю что-ли?

Просто методом проверки поняла что дело не только в мотивации (ей же строго сказали - не вспомнишь, точнее не запомнишь одно имя - не будешь кататься). а вот в чем... попробую вечерами иногда давать ей тестирования - после чтения чтоб вспоминала имена героев....

17.01.2010, 03:17

17.01.2010, 03:23

не переживайте! это просто особенность её памяти! лично у меня, например, очень плохая память на лица! мне страшно неудобно - я не узнаю никого из соседей! т.е., пока я с человеком не поговорю - я его запомнить не в состоянии..
а вот имена и, как ни странно, дни рождения - помню очень хорошо!

Да, какая разная память у всех. У меня с лицами более-менее, тяжелее вспомнить где его видела, имена заставляю себя запоминать, просто силой:ded:. Рисую всякие образы, ввожу сокращения, какие-нибудь обзывалки, но считаю что имена просто необходимо помнить. Хотя с этим тоже напряг. Муж тоже страдает от того же, но он себя не напрягает и тоже иногда шокирует отсутствием памяти, так что вроде объяснимо почему у дочери есть такой минус.

17.01.2010, 03:29

Можно попробывать ассоциации имен с предметами.

17.01.2010, 04:00

знаете, мне кажется, ничего страшного нет в том, чтобы сказать человеку: извините, не запомнил,как Вас зовут...

А вот в моем случае - мне очень неловко, когда люди со мной здороваются, а я понятия не имею, кто это:009:
очень смешно было, когда мы с мужем при переезде долго топтались у подъезда, проходило много людей, здоровались с нами, спрашивали, куда уезжаем и т.п.... когда они уходили, я спрашиваю, а кто это? муж - это сосед со 2го этажа.. с 7 этажа... и т.п. А для меня все - совершенно незнакомые лица!! :010: (в той кв. мы прожили почти 5 лет:073:)

Еmerald Изумрудная

17.01.2010, 04:18

У нас тоже порой бывает, поиграет с реб. на улице, на следующий день не помнит как зовут...

17.01.2010, 09:24

Я очень плохо запоминаю имена. Как-то в фирму устроилась на работу, народу много (человек 20) - я в первый же день завела себе бумажку, всех записывала, но одного из начальников так до конца всё время другим именем и называла (он потом уже привык и не удивлялся). Очень неудобно.
Записывать на бумажку навые имена для меня было спасением, так я запоминала и не путала.
Ребёнок всех помнит, но у нас сейчас новая логопед, никак не может её запомнить, наверно всё-таки память сама выбирает, что ей важно.

17.01.2010, 10:03

Подсказать - не подскажу:) Но у нас тоже самое. Мне кажется, у меня ребенок не запоминает то, в чем смысла она не видит. Т.е. имена ей эти нафиг не нужны. Называть по имени, звать, она все равно стесняется, так зачем они ей:) Ходит в сад в нашу группу второй год и то не всех сразу вспоминает, как зовут. Причем, каких-то помнит, выборочно. Подругу свою точно знает как зовут:)) Короче, я не переживаю, думаю, подрастет и все нормально будет.
Абсолютно согласен с не запоминает то, в чем смысла она не видит!!!

Исследование психологов: почему мы плохо запоминания имена

У меня есть одна сложность, которая знакома многим – я плохо запоминаю имена . Иногда это приводит к забавным конфузам, иногда это доставляет некоторые неудобства, особенно на группах, где много участников, и необходимо помнить их имена.
Западная культура ведения групп легко обходится с этой задачей: у всех участников висят бэджи с их именами , на бизнес-тренингах стараются поступать также, в психологических группах это встречается реже.
Я задался вопросом: а есть ли этому научное объяснение и попытался разыскать в Интернете ссылки хоть на какие-либо работы. Забегая вперед, скажу, что однозначного и внятного ответа на этот вопрос я не нашел, но вот что удалось выяснить.

Эксперименты психологов

М. Гриффин (2010) проводил экперимент, в ходе которого, выяснилось, что за именами людей стоит личная информация о носителях этих имен, а также отношение к ним .

В тот момент, когда вам называют некоторое имя, у вас в мозге всплывают несколько образов людей, и чем более значим и ярок образ одного, тем более сильное влияние он оказывает на другие образы. Это как попытка рассмотреть объекты, когда в глаза светит солнечный зайчик. Поэтому, для того, чтобы вспомнить человека и имя, вам необходима дополнительная информация о нем, чтобы образ стал четче.

Однако это исследование так и не ответило на вопрос: прочему имена людей вспоминаются сложнее, чем, скажем слова, которые вы редко используете в своем лексиконе.

В другом исследовании Джилиана Конна (1986), опубликованном в Британском журнале «Психология развития» поступили следующим образом: испытуемым предложили запомнить биографии вымышленных людей, затем они должны были воспроизвести максимум запомненной информации. В дальнейшем воспроизведенную информацию разбили на блоки и вот, что получилось:
Работа – 69%
Увлечения – 68%
Основные города – 62%
Все имена – 31%
Фамилии – 30%

Т.е. людям намного легче запомнить профессию, хобби и место жительства, чем имена .

Но опять не был даден ответ на вопрос: почему так происходит?

Несколько теорий насчет того, почему имена запоминаются плохо

Были выдвинуты различные теории, и одни из них полагали, что распространенные имена труднее для запоминания и восприятия в силу большого количество людей, с которыми они могут быть ассоциированы, другие же теории утверждали обратное, что распространенные имена легче запоминаются, чем редкие.

Наиболее популярное объяснение, бытующих в настоящее время, явлеятсято, что имена по сути своей являеются произвольным и бессмысленным набором звуков .

Имена сами по себе не могут ничего сказать о его носителе: не о его профессии, ни о привычках, ни о национальности или социальном происхождении. Имена не имеют семантических крючков, поэтому нам легче запомнить, скажем, профессию человека, нежели его фамилию или имя. Мы привыкли, практически автоматически, воспринимать имена и относить их в категорию бессмысленного, даже когда они имеют смысл. Может быть именно поэтому мы не пытаемся даже увязать имя человека и информацию о нем.

Еще раз! Имя – это знак , закодированный в звуках. Сам по себе он не имеет никакого смысла, это просто набор звуков. Мы придаем значение этому знаку, увязываем его с конкретным человеком по каким-то значимым для себя признакам (профессия, внешность, черты характера, ситуация и прочее).

Число Дамбара.

Был такой ученый Робин Данбар, который изучал приматов. Ему удалось найти прямую зависимость между размерами коры головного мозга приматов и количеством приматов, проживающих в стае. Число Данбара - ограничение на количество постоянных социальных связей, которые человек может поддерживать. Поддержание таких связей предполагает знание отличительных черт индивида, его характера, а также социального положения, что требует значительных интеллектуальных способностей. Для того, чтобы поддерживать социальные связи, нужен развитый мозг, в частности кора, т.е. вам нужно увязывать кучу информации о человеке (его привычках, характере, помнить ситуации и поступки).

Поддержание таких связей предполагает знание отличительных черт индивида, его характера, а также социального положения, что требует значительных интеллектуальных способностей. Лежит в диапазоне от 100 до 230, чаще всего считается равным 150.

В нашей голове “могут одновременно жить” около 150 человек, связи между которыми мы способны анализировать. Как много имен своих родственников, контактов из записной книги, друзей из социальных сетей, одноклассников, коллег, клиентов, соседей вы сможете назвать без помощи? Это ограничение является решающим.

Кстати, именно поэтому привычные советы по запоминанию имен призывают создать некие стойкие ассоциации в своем уме. И наверняка, именно по этой причине клички и прозвища людей легче для запоминания: они имеют больший смысл, потому что люди приобретая их, приобретают и тот смысл, и те истории, которые кроются за этими прозвищами.

Теперь я немного успокоился на этот счет и не стану лишний раз переживать на счет моей неспособности запоминать чужие имена . Надеюсь меня простят и другие, а я им дам почитать эту статью!
почитать другие статьи:


Способность запоминать имена и фамилии у разных людей весьма различна. Для многих трудно запомнить фамилии даже своих лучших друзей, другие же обладают удивительной способностью запоминать имена и фамилии почти каждого, с кем они встречаются. Такая способность сильно содействовала успеху многих общественных деятелей, развивших ее, как говорят, до невероятных пределов.

Разные политические деятели по необходимости должны были развивать такую способность. Джеймс Блен и Генри Клей обязаны своей известностью искусству запоминать имена случайных знакомых и называть их по имени, встретив их только раз. Маколей о Томасе Уортоне говорит: «С этим великим человеком, называвшим даже башмачника по фамилии, бороться было почти невозможно». У Наполеона была удивительная память на имена и лица, и это заставляло солдат еще больше любить его. Поразительной памятью на имена обладал и Аристотель; про Перикла же говорят, что он знал по имени каждого гражданина Афин.

Человек, быстро припоминающий имена и фамилии, имеет в своем распоряжении сильное оружие для завоевания людских симпатий, почему каждому полезно развить эту способность. Память на имена может так же развиваться, как и всякая другая способность ума или известная часть тела, то есть вниманием и упражнением. Удовлетворяясь сожалением, что они обладают слабой памятью в отношении чего бы то ни было, многие люди совсем ничего не предпринимают ради ее улучшения. Раз человек сознает, что он может возвыситься от постепенного упражнения и практики той или иной способности, он тем открывает себе дверь в великое будущее.

Приобретение ясных и отчетливых впечатлений является первым условием в деле развития памяти на имена. Неоднократно случалось, что много помогает при этом повторение вслух имени лица, с которым мы только что познакомились, то есть здесь мы прибегаем к памяти слуха. Ошибка многих заключается еще и в том, что они не думают об именах встречающихся с ними людей. Они не дают самому имени запечатлеться в уме, потому что все внимание направлено на общий вид или наружность незнакомца, его занятия, поступки и т.д.

Такая небрежность приводит всегда к тому, что позднее мы бываем не в состоянии припомнить его имя и фамилию. И это бы еще полбеды, но, привыкнув небрежно относиться к фамилиям других, мы теряем вместе с этим и ту память на лица, которой обладаем, так как подобное небрежное отношение ни на чем так скоро не отражается, как на памяти. Вообще говоря, память, по-видимому, действует согласно правилу, что если человек не интересуется тем, что имеет, то ей незачем и заботливо сохранять это.

Если вам затруднительно оживлять заново впечатление имен и фамилий, то будьте уверены, это потому, что вы мало уделяли им внимания. Начинайте интересоваться ими. Разбирайте имена; думайте о них; обращайте внимание на их особенности, сходство и различие их и т.д. Есть книги, показывающие происхождение всевозможных имен и читаемые некоторыми с большим интересом. Мы утверждаем, что никто из читавших такую книгу с интересом не окажется когда-либо в затруднении при воспоминании имен. Он будет их помнить уже по одному тому, что они для него что-нибудь значат. Он будет отмечать их в памяти, как отмечает себе названия товаров, которые продает, или названия чего-либо другого, что его интересует. Каждое имя и каждая фамилия имеют свое происхождение и значение, и очень интересно провести какое-нибудь имя чрез все его изменения в отношении первоначального.

У нас на памяти семья в Пенсильвании, предки которой, носившие фамилию Buckley, были выходцами из Германии. Рассеявшиеся по стране внуки мало-помалу усвоили произношение своих соседей-англичан, и потому различные ветви этого семейства различным образом изменили первоначальную фамилию. В настоящее время насчитывается 21 вариант этой фамилии. Еще несколько поколений – и сходство между фамилиями окончательно пропадет: здесь выпадет буква, там изменится произношение. Мы были в затруднении запомнить с первого раза эту фамилию, но, услыхав от старого члена семьи историю данного семейства, мы уже не затруднялись помнить каждого, носящего эту фамилию в ее настоящем или видоизмененном виде.

Мы также затруднялись запомнить очень длинную немецкую фамилию одного купца, с которым у нас были деловые отношения, пока не заметили, что его фамилия в переводе значила «кроличья шкура» (по-английски: rabbitskin); после этого затруднение исчезло, и мы вспоминали фамилию купца так же легко, как фамилию Смит.

Мы приводим эти примеры лишь для того, чтобы показать, как различно мы относимся к фамилии, когда ею интересуемся. Найдя что-либо сходное с данной фамилией, вам нетрудно будет вспомнить и самую фамилию. Человека с фамилией Кузнецов легко запомнить, думая о кузнеце за работою с молотом и наковальней. Точно так же запоминаются и ей подобные фамилии, происходящие от названий, указывающих, вероятно, на специальность того или иного родоначальника рассматриваемой фамилии, например: Плотников, Столяров, Сапожников, Мельников и проч. По ассоциации идей легко запомнить фамилии, происходящие от названий животных, как Волков, Медведев, Зайцев и др. Тому же правилу запоминания следуют фамилии, происходящие от названий растений: Дубов, Ромашин, Чесноков, Огурцов, Черешнев и другие, которые легко сопоставляются с соответствующими деревьями, травами, цветами и плодами. Вообще в большей части фамилий всегда можно найти какое-нибудь сопоставление или ассоциацию, указание на то, что находится уже в самих словах или понятиях, от которых эти фамилии происходят.

Нам известна была женщина, которая не могла запомнить фамилию одного человека – г-на Hawk’a (по-русски буквально значит «ястреб»), пока не узнала о страстной привязанности этого господина (кстати сказать, священника) к курам и цыплятам. Как только у нее явилась ассоциация между ястребом и похищенными последним цыплятами, она уже не встречала более трудности в припоминании этой фамилии. Подобная нелепая связь иногда очень хорошо способствует запоминанию, в особенности если у человека есть чувство юмора.

Но все вышеупомянутые методы в лучшем случае могут лишь способствовать запоминанию. Наилучший же путь – это начать относиться внимательно к фамилиям людей, с которыми встречаетесь, и таким образом приучать ум относиться с интересом к последним и сохранять о них ясные впечатления. Направляя внимание на фамилию, силою воли запечатляйте ее в памяти. Интересуйтесь фамилией, думайте о ней и уделяйте ей свое внимание. Затем старайтесь связать ее с вашим впечатлением о наружности данного лица. Мы когда-то знали человека, который почему-то всегда усматривал некую связь фамилии с носом ее обладателя, и его ум, по-видимому, вполне удовлетворялся подобной несколько странной связью. Результатом было то, что при виде носа человека ему приходила в голову и фамилия его, а когда он думал о фамилии, то невольно в воображении его рисовался и нос ее обладателя. Расставшись с человеком, старайтесь припомнить его наружность в связи с именем и фамилией, сливая их в одно целое. Вызывая умственный образ какого-нибудь г-на Антонова, только что встреченного вами, повторите несколько раз «Антонов, Антонов», как бы давая усилием воли название этому новому для вас образу, а стало быть, и встреченному вами лицу. Вы скоро заметите, что такие упражнения возбуждают ваш интерес к фамилиям людей, а непрестанное внимание оставляет ясные впечатления, и при получении последних воспоминание или припоминание последуют без труда.

Некоторые найдут удобным припоминать имена писателей, вызывая представление об их книге или стихотворении и связывая их с именем самого писателя. Способ этот можно разнообразить, сопоставляя имя (отчество) и фамилию писателя с заглавием книги или произведения и никогда не разделяя их, например: «Гамлет» Вильяма Шекспира, «Характеры» Жана Лабрюйера, «Фауст» Вольфганга Гёте, «Дубровский» Александра Сергеевича Пушкина, «Три мушкетера» Александра Дюма, «Книга песен» Генриха Гейне, «Книга духов» Аллана Кардека, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда и др. Подобная связь явится причиной того обстоятельства, что, говоря или думая о произведении, вы невольно вспомните имя и фамилию автора.

Некоторые находят удобным пользоваться преимуществом зрительного впечатления и по возможности записывают название и смотрят на него некоторое время, потом откладывают написанное. Благодаря этому они видят имя умственным взором и, стало быть, помнят звуки и впечатления другого рода. Лучше всего получать впечатление через возможно большее число органов чувств. Говорят, что Луи Наполеон приобрел свою огромную память на имена благодаря записыванию их. Его великий дядя не нуждался в таком способе, связывая всегда имя с наружностью человека. Но племянник его, не будучи в состоянии подражать дяде, принужден был записывать имена и, благодаря этому, скоро приобрел славу, как бы унаследованную от своего дяди.

Иногда ускользающее название может снова вернуться на память, если только мы сопоставим его с подобным же именем или чем-нибудь другим, имеющим с ним действительную или воображаемую связь. Один господин рассказывал нам, что он помнит прекрасно свою встречу с адвокатом из Филадельфии по фамилии «Townsend» и что эта фамилия постоянно ускользала у него из памяти, хотя он знал и других людей с той же фамилией. Почему-то он не мог думать о нем как о «господине Таунсенде». Наконец он случайно вспомнил о хорошо известном журналисте, Джордже Альфреде Таунсенде, псевдоним которого был «Cath». После этого он стал называть про себя адвоката псевдонимом его однофамильца и уже не затруднялся вспоминать его фамилию. Достаточно было мгновения, чтобы связать между собою «Cath» с «Townsend».

Все подобные методы обыкновенно не являются самыми лучшими и должны употребляться лишь в исключительных случаях. Лучший способ – это интересоваться именем. Изучайте имена и фамилии, анализируйте их, и вы увидите, что увеличивающийся интерес повлечет за собой и более ясные впечатления, а стало быть, и легкое припоминание.

Другой излюбленный некоторыми способ, когда им случится «забыть» фамилию или имя, – прочитывать в уме азбуку от «А» до «Я», внимательно останавливаясь на каждой букве. Когда вы доходите, например, до «Л», то забытое имя «Леопольд» или фамилия «Ленский» благодаря начальной букве, за которой по ассоциации последуют и остальные, приходит в область сознания. Другие же разнообразят это, выписывая буквы по очереди, пока желаемая начальная буква не будет узнана. Здесь, стало быть, вспомнить имя помогает зрительная память. Тот же принцип применяется и при обнаружении неправильного правописания написанного слова, раз мы не можем по слуху или общей памяти вспомнить его правильное начертание.

Иные находили полезным стараться припомнить место встречи с тем лицом, фамилия которого ускользала из их памяти, а также обстоятельства встречи и т.п. Иначе говоря, они переносились воображением в ту обстановку, где произошла встреча, и переживали это обстоятельство в уме вторично. Таким образом им удавалось вспомнить и ускользающее из памяти имя, которое, по-видимому, возвращалось в область сознания благодаря такой умственной картине и почти одновременно с нею.

Другие достигали того же, создавая перед умственными очами вид какой-нибудь особенности, замеченной ими в наружности или одежде человека.

Все такие способы пригодны лишь в исключительных или непредвиденных обстоятельствах. Самый же лучший метод – еще раз повторим напоследок – это относиться с интересом к именам и фамилиям. Изучайте, анализируйте их – и впоследствии вы увидите, как возросший интерес повлечет за собой более ясное впечатление фамилий и, стало быть, более легкое припоминание их.

Дэйл Карнеги когда-то сказал: «На любом языке имя человека самый сладкий для него звук».

Если вам по роду вашей деятельности приходится часто встречать новых людей или сотрудничать с большим количеством коллег, ваша способность к запоминанию имен делает ваши коммуникации эффективнее.

Обычно имя человека много для него значит, даже если он об этом не задумывается. То, что вы запомнили имя вашего собеседника и смогли назвать его при следующей встрече дает вам бонус при общении с этим человеком. И наоборот неспособность вспомнить как зовут вашего собеседника может уязвить его и разрушить установление взаимоотношений.

Обычно мы плохо запоминает имена не в силу каких-то болезней памяти, а лишь потому, что не уделяем этому достаточного внимания. Глубину запоминания можно на бытовом уровне охарактеризовать двумя свойствами: силой впечатления и ассоциациями. Чем сильнее каждое из них участвует в процессе запоминания, тем лучше результат. Первого можно добиться, например, повторением, второго — связыванием имени человека с различными другими объектами вашей памяти.

Здесь несколько советов, как научиться лучше запоминать имена.

  1. Уделите представлению человека свое полное внимание.
  2. Установите зрительный контакт, улыбнитесь и обменяйтесь рукопожатием во время знакомства (если допустимо).
  3. Произнесите имя человека вслух. Возможно, просто сказать: «Приятно с вами познакомится Татьяна». В ходе разговора желательно еще несколько раз произнести его. Момент прощания также удобен для этого.
  4. Свяжите нового знакомого с кем-то, кого вы знаете, и кто обладает таким же именем. То есть вы создаете ассоциацию с одним — двумя вашими знакомыми, которых также зовут. В результате при следующей встрече с этим человеком у вас «всплывут» образы ваших знакомых, а через них и нужное имя.
  5. Попробуйте связать имя человека с какой-нибудь особенностью его внешности или другой личной особенностью. Например, округлое лицо (или другие части тела в зависимости от вашей фантазии:)) можно связать с первой буквой имени Оля. Красивые глаза и слово Аня могут превратиться для вас в цветочную ассоциацию — «Анютины глазки». Поиск таких ассоциаций может стать интересной игрой ума. Объектами для связей могут быть части человека — брови, руки, губы и т.д. Чем сильней вы свяжете имя с другими объектами в вашей памяти, тем проще и быстрее вы сможете потом его вспомнить. Скорее всего, при использовании такого подхода у вас появятся некие эталоны ассоциаций, и не придется для каждого человека долго искать его индивидуальные особенности.
  6. Если вы забыли имя, попросите напомнить его.

Естественно, подобный подход можно использовать для запоминания и отчеств людей и различных других названий. Кроме того, научите своего ребенка этим приемам, он вам впоследствии скажет спасибо.

Попрактиковавшись, вы обнаружите, насколько легче становится использовать этот воистину ценнейший инструмент общения. Как правило, при практическом использовании таких подходов они становятся и начинают выполняться автоматически.



Рассказать друзьям