Понятие культуры общения. Культура общения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Культура общения.

План:

Общие понятия культуры общения. 1

Внешний вид. 7

Одежда делового человека. 7

Жесты и движения 9

Деловая переписка, культура речи. 10

Деловое письмо 10

Телефонные переговоры. 13

Нормы поведения в ресторане 13

Культура общения за столом. 13

Беседа за столом. 15

Культура еды. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

Использованная литература: 19

Общие понятия культуры общения.

Культура общения - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов.

Общение, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл общения делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Второй по значению функцией общения является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Начиная с мелочей и до самых общих правил, общение представляет собой приближённую к повседневной жизни систему.

Одно из первейших правил, определяющих сам общение – поступать так стоит не потому, что так принято, а потому, что или целесообразно, или удобно, или просто уважительно по отношению к другим и самому себе.

Общение является одним из главных “орудий” формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых не соблюдается общение, теряют очень многое. Там, где присутствует общение, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны . Гораздо приятнее работать с той фирмой, где соблюдается общение. Практически во всём мире он стал нормой деятельности. Это потому, что общение в силу своей жизненности создаёт приятный психологический климат, способствующий деловым контактам.

Нужно запомнить, что общение помогает нам только тогда, когда нет внутреннего напряжения, рождающегося из попытки сделать по правилам общения то, что раньше мы никогда не делали.

Общение - совокупность связей и взаимовлияния людей складывающихся в их совместной деятельности. Оно предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Каждый человек выполняет определенную роль в обществе. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается межличностным конфликтом.

В деятельности причины конфликта: предметно-деловые разногласия, расхождения личностных интересов.

Причина возникновения конфликта - непреодоленные смысловые барьеры в общении.

Конфликт - это предельный случай обострения противоречий. Это явление закономерное - им можно и нужно управлять.

Структура конфликта:

1. Носители противоречий - оппоненты;

2. Возможности их определяются рангом:

Первый ранг - представляет себя и свой цели в конфликте;

Второй ранг - группы и групповые цели;

Высший ранг - человек защищающий законы государства.

В акт общения входит сами коммуниканты (>2 чел.), осуществляющие коммуникативные действия. Сообщения характеризуются содержанием.

Схема коммуникативного акта:

К - С - П (коммуникатор, сообщение, реципиент].

Для коммуникатора (говорящего) смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), т.к. он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для реципиента смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Включает:

1. Обмен информацией между участниками.

2. Обмен в процессе речи действиями и поступками.

3. Восприятие общающихся людей друг другом.

Важным компонентом выступают мотивы участников общения, их цели и намерения. Человек может говорить одно, а думать другое. Положения в коммуникативном акте диссоциации (рассогласования) - формы содержания сообщения. Распознается при наблюдении за поведением собеседника - выражением лица, мимикой, жестами и т.д. Для того, чтобы нас правильно поняли, необходимо, чтобы форма, смысл и содержание сообщения совпадали. Надо выбрать оптимальную громкость голоса, дистанцию общения, поведение в зависимости от содержания беседы.

Выделяются различные виды общения.

1. Возрастные.

2. Половые.

3. Профессиональные.

4. Общекультурные.

5. Образовательные.

Важный признак - уровень сформированности культуры общения.

Типы и виды коммуникативных актов.

Производственные;

Практико-бытовые;

Межличностно-семейные;

Научно-теоретические;

Научно-практические;

2. По форме контактирования:

Опосредованные (переписка].

3. По типу связи:

Двунаправленные (письмо];

Однонаправленные (книги].

4. По степени взаимодействия коммуникантов:

Высокая;

Удовлетворительная;

Незначительная;

Неудовлетворительная;

Отрицательная.

При неудовлетворительной степени говорят о коммуникативной несовместимости, т.к. не совпадают интересы, манеры разговаривать и общаться в целом.

5. По результатам:

Негативный, совершенно превратно понят;

Нулевой, никак не можем понять друг друга;

Позитивный.

Характеристики коммуникабельной и некоммуникабельной личности.

Коммуникабельная - хотеть и уметь говорить, быть инициативным в общении, уметь склонять к общению, экстраверт.

Некоммуникабельный - интроверт.

Психологический климат коллектива.

Коллектив - группа людей с межличностными отношениями и занимающаяся совместной деятельностью.

Интеграция - психологическое единство данной общности. Коллективистическое самоопределение - это первый феномен коллектива, обеспечивающий эту интеграцию. Это преобладающий способ реакции личности на групповое давление, выступает как особое качество межличностных отношений.

Сплоченность коллектива - важнейшая характеристика, мера его единения, вызванного осознанием обязанности цели, задач и идеалов, а также межличностными отношениями, имеющими характер товарищества, взаимопомощи.

Показатели сплоченности коллектива:

1. Ценностно-ориентационное единство - это сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.

2. Адекватность возложения ответственности за результаты совместной деятельности - носят в основном объективный характер - вклад каждого члена коллектива в общее дело в независимости от конечного успеха или неудачи совместной деятельности.

Правила культурного общения.

1. При общении с тугодумами надо не ругаться, не выходить из себя, повторяя самое главное, излагать свою мысль, проверяя что уже усвоено, а что - нет.

2. Если коммуниканты замечают, что они истолковывают реплики друг друга неверно, то у них доминируют собственные установки.

3. Начиная разговор, подумайте, уместно ли говорить то, что вам хочется, т.е. начинайте с ориентировки в ситуации общения.

4. Искусство подлинного общения всегда предполагает умение четко и ясно в подходящем стиле и грамотно обмениваться информацией (интересной и достоверной].

5. Написав письмо, внимательно прочитайте его.

6. Не говорите много - раздражает.

7. Умение контролировать себя в общении свойственно людям искренним и прямолинейным.

Как склонить человека к своей точке зрения.

1. Одержать верх в споре - уклониться от него.

2. Уважайте мнение собеседника, не говорите о его неправоте.

3. Если вы не правы, признайте это.

4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам "да".

6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7. Пусть ваш собеседник считает, что главная мысль принадлежит ему.

8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям другого.

10. Взывайте к более благородным мотивам.

11. Драматизируйте свои идеи, подавая их эффектно.

12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

Чтобы избежать этих ошибок или сделать их минимальными, необходимо следовать социально-психологическим требованиям:

Иметь заранее подготовленный план беседы, а также достаточно знаний о проф. требованиях к конкретному рабочему месту и имеющихся данных о кандидате;

Снять напряжение с работника, расположить к откровенной доверительной беседе;

Стараться не принимать во внимание первое впечатление, дать пришедшему работнику высказаться;

Говорить с человеком языком, понятным для него, избегать задавать прямые вопросы, использовать наводящие;

Стараться не отклоняться от основного направления беседы;

Оценивать работника только после окончания беседы, учитывая при этом свои возможные убеждения.

Стадии подготовки к беседе.

    Планирование времени для предстоящей встречи (ознакомление с анкетными данными, время для разговора, время для обдумывания и принятия решения] - 1 - 1,5 ч.

2. В каких условиях будет проходить беседа. При этом следует учесть:

Обеспечение конфиденциальности, чтобы человек мог говорить свободно и откровенно;

Исключение всех факторов, отвлекающих от беседы (тел. Звонки, появление сотрудников и т.д.].

3. Обеспечение наиболее благоприятной для собеседника обстановки (удобное место, доброжелательность и вежливость в общении].

При подготовке к беседе и составлении ее вопросника, который не должен быть большим, необходимо четко сформулировать основные вопросы. Руководитель должен подумать, как установить взаимное доверие при собеседовании, если человек сильно нервничает, переживает, особенно, если на одну должность существуют несколько претендентов.

Три способа психологического воздействия при публичном общении.

1. Заражение. Представляет собой бессознательную психологическую подверженность людей определенным состояниям (паника].

2. Внушение. Представляет собой эмоциональное неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу. При внушении осуществляется передача информации, основанная на ее некритическом восприятии. Решающим условием внушения является авторитет. общения . Культура общения официанта с гостем проявляется... установка официанта на высокую культуру общения с посетителями. Культура общения с посетителем подразумевает...

  • Культура общения часть общечеловеческой культуры

    Контрольная работа >> Иностранный язык

    Курсу «Русский язык и культура речи» Культура общения – часть общечеловеческой культуры Выполнил студент II курса... : 6-76-94 Бакал 2007 Содержание: Культура общения ……………………………………………………………3 Особенности межнационального делового этикета……………………….12 ...

  • Общение – это очень сложный интеллектуальный процесс. Он включает в себя создание новых контактов и их развитие. Человек испытывает потребность в том, чтобы осуществлять совместную деятельность с другими людьми.

    Совместная практическая деятельность, в свою очередь, подразумевает полноценный обмен информацией, разработку общей стратегии взаимодействия. Также важно уметь понимать других людей.

    Общение – это то, через что мы влияем на других людей. Общение позволяет эффективно организовать совместную теоретическую и практическую виды деятельности.

    Человек способен развивать и поддерживать . Это позволяет в свою очередь усваивать чужой опыт, накапливать знания и навыки. Общение играет большую роль в удовлетворении духовных потребностей. С помощью общения люди перенимают чужие убеждения и взгляды, усваивают новые для себя моральные аспекты и испытывают новые чувства.

    Мы считаем, что когда речь идет об общении людей, то центральным понятием в этом виде деятельности должно быть понятие «культура общения».

    Для того, чтобы лучше усвоить смысл этого термина, нужно разбить его на составляющие и обсудить первоначально каждое отдельное слово.

    «Культура» с точки зрения исследователей

    Термин «культура» сегодня разными авторами характеризуется совершенно по-разному. В повседневной жизни под культурой часто понимают поведенческий образец, на который следовало бы равняться. Некоторые определяют культуру, как интеллигентность. Считается, что культура – это качество личности человека.

    С точки зрения теории, культура – это особенность общества, которая отражает имеющийся уровень развития и определяет отношение людей к другим людям и к природе. Некоторые воспринимают культуру, как творческие способности отдельно взятого человека. Другие относят культуру к характеристики общества в целом.

    Также существует точка зрения, что культура – это материальные и духовные ценности человека. Культура демонстрирует степень развитости общества в целом и данного конкретного человека. Культура определяет, как осуществляется творческая деятельность, как усваиваются новые знания, хранятся и передаются другим людям.

    Согласно психологам культура – это довольно устойчивое свойство личности, которое включает в себя мировоззрение и аксиологию и демонстрирует отношение человека к другим людям и к окружающему миру.

    Хотя культура часто воспринимается как свойство отдельного человека, культурные ценности, царящие в обществе характеризуют его состояние в целом. Частью культуры является мораль, которая есть не что иное, как норма, принятая обществом для построения отношений между отдельными его членами. Мораль должна быть объективной и иметь общественное значение.

    Мораль общения

    Существует также термин «мораль общения». У него есть синоним – «этика общения». Это все вместе взятые гуманистические нормы и ценности, которые затрагивают взаимоотношения между людьми.

    Нормы этики основаны на том, что необходимо уважать достоинство свое собственное и достоинство окружающих людей, все люди равны, взаимоотношения между ними должны строиться на принципах человечности и справедливости. Главными мотивами, которые определяют поведения человека, являются его привычки, ценности, потребности и убеждения.

    Что такое этикет?

    Термин «этикет» мы понимаем, как набор правил, касающихся поведение, с помощью которого человек проявляет свое отношение к другим. Это затрагивает такие области, как манера вести разговор, способы приветствия, одежда и манеры человека. Если кто-то следует нормам этикета педантично, то это не делает человека высококультурным, ведь этикет – это не просто правила, которые должны проявляться внешне.

    Истинная культура исходит из сердца человека и основана на том, как он на самом деле относится к окружающим себя людям.

    Это же касается и детей. Их культура общения также должна быть основана на уважении взрослых и ровесников, доброжелательном к ним отношении. Также для ребенок должен обладать развитым словарным запасом, который бы позволял продуцировать нужные формы обращения. Сюда же включаются и в повседневной жизни и в общественных местах.

    Культура общения и ее нормы

    Согласно работам М.А. Чернышева культура общения – это существующие в обществе нормы взаимодействия людей. Эти нормы являются эталонными для общения внутри определенной социальной группы. В каждом народе существует своя собственная культура общения, которая отражается в национальном своеобразии.

    Культуру общения можно сравнить со своеобразной печатью каждого народа. Ведь каждый народ имеет свою собственную неповторимую историю развития, сформированные веками национальные традиции и жизненный уклад.

    Если рассматривать культуру общения в узком смысле, то это то, насколько человек усвоил навыки общения, принятые в обществе, в котором он находится.

    Культура речи является неотъемлемой частью культуры общения. Согласно работам А.М. Горького, чистота речи – это главный способ сохранить культуру человека в целом. Для того, чтобы этого добиться, нужно воспитывать в людях речевую культуру. Дошкольник должен иметь достаточный лексический запас, уметь лаконично выражать свои мысли и чувства, говорить спокойно в любых обстоятельствах.

    Культура общения в дошкольном возрасте

    Дошкольный возраст – это врем, когда дети усваивают основные грамматические особенности родного языка. Дети учатся продуцировать простейшие речевые высказывания. В этом возрасте уже нужно обучать детей обращаться ко взрослым по имени и отчеству, употребляя местоимение «Вы».

    Уже в этом возрасте нужно работать над чистотой произношения, обучать детей разговаривать в спокойном темпе, не растягивая при этом слова, но и не говоря скороговоркой.

    Когда воспитатель в рамках образовательных мероприятий организует различные совместные занятия, то дети стараются подстраивать свою речь, учитывая содержание материала, правила занятия и следят за своими словами. Однако важно приучать ребенка к культуре речи при обычном повседневном общении.

    Ребенок должен обладать привычкой придерживаться этических норм при любом виде деятельности, в том числе и во время осуществления самостоятельной деятельности. Культура речи благоприятно сказывается на активность общения сверстников во время игры, помогает избегать многочисленных конфликтов.

    Структура общения

    Культура общения – это структурная система, которая состоит из следующих элементов: коммуникация, интерактивность, перцептивность.

    Если у человека сформирована культура общения, то он обладает целой системой нравственных убеждений, которые являются частью личности. Для того, чтобы эффективно реализовывать культуру общения, нужно владеть технологией выстраивания взаимоотношений в самых разных обстоятельствах. Качества, которые проявляет человек, его поведение – все это является показателем того, насколько хорошо сформирована у него культура общения.

    Сегодня наука разделяет культуру общения на три главных составляющих: это нормативный компонент, коммуникативный компонент и компонент этический.

    Если выделить среди этих трех наиболее важный, то им будет нормативный компонент. Он основывается на литературных нормах и способности использовать их в собственной речи. Однако не всегда нужно говорить правильно. Ведь также важно учитывать, для кого звучит речь и насколько этот человек осведомлен в теме и заинтересован ею.

    Методы общения

    Язык человека использует огромный арсенал методов, которые позволяют находить наиболее подходящие слова, для того, чтобы объяснить суть обсуждаемого вопроса.

    Нужно выбирать такие языковые средства, которые позволяют эффективно выполнить задачи, для которого организовано общение в данный момент. И то, насколько хорошо человек справляется с выбором этих средств, и является коммуникативным компонентом культуры общения.

    Если говорить об эстетическом компоненте, то это то, насколько хорошо человек соблюдает нормы общественного поведения, проявляет ли он уважение и доброжелательность к окружающим людям, умеет ли вести себя тактично и деликатно.

    Итак, под культурой общения в данной работе понимаются все вместе взятые знания и навыки, которые позволяют людям осуществлять целенаправленное взаимодействие, во время которого они адекватно выбирают и применяют подходящие средства общения, способны прогнозировать влияние продуцируемой речи на собеседника, способны понимать информацию, исходящую от других.

    Культура общения - это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.

    В основе культуры общения лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность .

    Вежливость - это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости - грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией. Подсчитано, что в результате грубого обхождения работники теряют в производительности труда в среднем около 17% .

    Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.

    Тактичность также является одной из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта - это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д.

    Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.

    Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением - обманом, ложью.

    Предупредительность - это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей. Полетухин Ю.А. Профессиональная этика сотрудников ОВД. - Челябинск, 2001.с 184.

    Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих личностных качеств:

    • v эмпатия - умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они;
    • v доброжелательность - уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других;
    • v аутентичность - способность быть самим собой в контактах с другими людьми;
    • v конкретность - умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы;
    • v инициативность - способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;
    • v непосредственность - умение говорить и действовать напрямую;
    • v открытость - готовность открывать другим свой внутренний мир.

    Культура общения человека складывается из двух частей: внутренней и внешней. нравственный общение этика коммуникативный

    Внутренняя культура - это знания, чувства и умения, лежащие в основе жизни человека (образованность, развитый интеллект, добродетельность-нравственность, профессиональная подготовка).

    Внешняя культура - это культура поведения, культура непосредственного контакта, общения с людьми, с окружающей средой. Внешняя культура рождается на стыке внутренней культуры человека с окружающей средой.

    Внешняя культура в отдельных случаях может быть не связана с внутренней культурой или даже противоречить ей. Культурный и дельный человек может быть элементарно невоспитан. И, напротив, внешне воспитанный человек может быть пустой, безнравственный, без глубокой внутренней культуры.

    Внешняя культура относительно независима от внутренней. Вольтер говорил: «Этикет - это разум для тех, кто его не имеет». И он во многом прав. Ты можешь хорошо знать правила этикета и соблюдать их, но при этом не обладать соответствующей внутренней культурой, в том числе развитым интеллектом.

    Внешнюю культуру называют по-разному: культурой поведения, этикетом, хорошими манерами, правилами хорошего тона, благовоспитанностью, культурностью... Это говорит о том, что в зависимости от конкретной задачи люди акцентируют внимание на какой-то одной стороне внешней культуры: чаще всего либо на знании правил поведения и их соблюдении либо на степени вкуса, такта, мастерства в овладении внешней культурой.

    Внешняя культура состоит из двух «частей»: того, что идет от общественного мнения (разных общепринятых правил, этикета) и того, что идет от совести человека (деликатность, такт, вкус, манеры).

    Существуют правила поведения разного уровня:

    • 1) уровень общечеловеческих правил, принятых в современном обществе;
    • 2) уровень национальных правил или правил, принятых в данной стране;
    • 3) уровень правил, принятых в данной местности (в селе, городе, Москве);
    • 4) уровень правил, принятых в том или ином общественном слое (в среде рабочих, в среде интеллигенции, в высшем обществе и т. п.).
    • 5) уровень правил, принятых в том или ином профессиональном сообществе или общественной организации (медицинских работников, юристов, милиционеров, военных, государственных служащих, членов той или иной партии...)
    • 6) уровень правил, принятых в том или ином учреждении (образовательном, медицинском, государственном, коммерческом...)

    Если говорить о том, что идет от совести человека, то здесь тоже можно наблюдать большое разнообразие типов поведения: и деликатность и хамство, и хорошие и дурные манеры, и хороший и плохой вкус.

    Человек может не знать тех или иных правил поведения, принятых в данном сообществе. Но если он обладает развитым интеллектом и развитой совестью, то может в какой-то мере компенсировать это незнание чутьем, интуицией, основанными на прирожденных или приобретенных деликатности, такте, вкусе.

    Между правилами и внутренними регуляторами поведения имеют место очень сложные отношения. Они противоположны как внутреннее и внешнее, типичное и индивидуальное и в то же время «работают» в одном направлении.

    При общении человек невольно следит за поведением собеседника. Важно куда и как он смотрит. Широко открытые глаза выражают заинтересованность, любопытство, внимание. Хитро прищуренные глаза - признак сомнения, недоверия. Если собеседник испытывает неловкость, смущение, он старается отвести взгляд в сторону.

    Но не только выражение глаз помогает понять реакцию и состояние как слушающего, так и говорящего. Например, собеседник, выслушав, безнадежно махнул рукой. Он мог бы свое отношение выразить вербально, т. е. словами: «Ничего не получится!», «Положение безнадежное!», но он сделал соответствующий жест и этим все было сказано.

    Жесты, выражение глаз, мимика, поза, движения тела - невербальные средства общения. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает.

    Для каждого участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

    Поэтому рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, кривить в усмешке губы, то постарайтесь отучиться от этого. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

    Помимо мимики при разговоре люди невольно жестикулируют. Мы даже не представляем, как много разнообразных жестов производит человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно: языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

    К числу основных показателей культуры общения можно отнести:

    • v словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);
    • v словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает)
    • v произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект);
    • v грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий; в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами).

    Различают несколько видов этикета:

    I. Придворный этикет - строго установленный порядок и формы обхождения при дворах монархов. В настоящее время применяется при дворах и в светском обществе стран с монархической формой правления.

    • 2. Воинский этикет - свод общепринятых в данной армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их жизни и деятельности в частях, на кораблях и в общественных местах.
    • 3. Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц в отношениях друг с другом и на различных официальных дипломатических мероприятиях (приемы, визиты, презентации, переговоры, встречи делегаций и т.д.).
    • 4. Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых в общении между собой частными лицами данного общества.

    Большинство правил общегражданского и дипломатического этикета идентичны или совпадают в той или иной мере. Однако в кругу дипломатических и официальных лиц строгому соблюдению правил этикета придается большое значение.

    Представители деловых кругов должны не только хорошо знать правила этикета, но и неукоснительно соблюдать их в практической деятельности.

    С сожалением приходится констатировать, что в современной России в повседневном обиходе этикет не пользуется особым почетом. Это относится не только к поведению в общественных местах, транспорте, быту, но и на службе. Наглядным подтверждением тому служит поведение народных избранников в высших органах государственной власти. Создается впечатление, что грубость и разнузданность, называемые ошибочно раскованностью, становятся признаками современного «хорошего тона».

    Подобное пренебрежение этикетом наносит большой ущерб делу, например неуклюжая манера диалога с деловым партнером, неумение провести деловой разговор по телефону, нежелание отвечать на деловые письма. Между тем качественное изменение жизни общества заставляет учиться цивилизованным манерам общения. Разрушение «железного занавеса» и выход огромного числа граждан бывшего СССР в сферу международного общения требуют, чтобы это общение было эффективным, а значит, его надо подчинить определенным правилам, которые не изобретены кем-то, а выработаны, как уже говорилось, опытом многих поколений.

    Люди, знающие о дипломатическом этикете понаслышке, имеют обычно однобокие, упрощенные и даже искаженные представления о нем. Чаще всего наиболее трудной сдачей считают «сверхсложное» умение пользоваться за столом различными вилками и ножами.

    Но даже если взять этот не самый характерный пример, то он демонстрирует лишь полезность протокола: во-первых, совершенно очевидно, что суп удобнее есть большой ложкой, а скажем, мороженое -- маленькой. Что же касается ножа для рыбы, то резать им мясо не удобно. Во-вторых, если уж все делается по протоколу, то никаких трудностей в выборе ножа или ложки нет, ибо лежат они в определенном порядке, соответствующем порядку подачи блюд, так что и с закрытыми глазами трудно ошибиться.

    Многие аспекты дипломатического протокола имеют значение не только для профессиональной дипломатической деятельности, но и для тех случаев, когда его применение может быть полезным для общения как в различных сферах деятельности, так и в неофициальных контактах.

    Современный человек должен обладать определенной культурой и правильно вести себя на работе с окружающими его людьми: с посетителями (с центами), подчиненными и начальниками. Для этого он должен правильно разговаривать.

    Хороший собеседник - это внимательный слушатель, который, не перебивая, уважительно слушает вас и искренне заинтересован в том, что ему рассказывают. Чтобы стать хорошим собеседником, необходимо придерживаться некоторых правил:

    • а). Обращаться к собеседнику только по имени;
    • б). Нужно уметь правильно разговаривать со своим собеседником;
    • в). Ваш разговор должен убеждать вашего собеседника в его значимости как человека;
    • г). Необходимо быть хорошим собеседником;
    • д). Тема разговора должна быть интересна и полезна вашему собеседнику;
    • е). Вы должны улыбаться людям.

    Что значит уметь склонить делового партнера к своей точке зрения и воздействовать на него так, чтобы он выполнил то что нужно в ваших интересах, соблюдая при этом и свои интересы, то есть - это умение находить общий язык со своим партнером.

    В общении между людьми, и, особенно между деловыми, часто бывают такие ситуации, когда их мнения неоднозначны и могут возникнуть основы для конфликта между ними. В этих ситуациях может победить одна из сторон, может быть найден какой-то компромисс, а может, приемлемое решение не будет найдено. Чтобы избежать этой неприятной ситуации, целесообразно использовать определенные советы, соблюдение которых поможет убедить людей и склонить их к своей точке зрения.

    Обратимся к этим советам:

    • 1. Прежде чем начинать сложные дела со своим малоизвестным деловым партнером, необходимо изучить особенности его характера.
    • 2. Единственный способ одержать верх в каком-нибудь споре - это вообще избежать его.
    • 3. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника и никогда не говорите ему, что он не прав.
    • 4. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
    • 5. С самого начала разговора придерживайтесь дружественного тона.
    • 6. Постарайтесь заставить своего собеседника сразу в начале разговора несколько раз ответить вам "да".
    • 7. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник, а вы слушайте внимательно, не перебивая.
    • 8. Постарайтесь убедить вашего собеседника, что данная мысль принадлежит именно ему.
    • 9. Искренне старайтесь смотреть на вещи не только со своих интересов, но с точки зрения вашего собеседника (делового партнера).
    • 10. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.
    • 11. Взывайте к более благородным мотивам.
    • 12. Не драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.
    • 13. Не бросайте вызов, задевая за живое. Выделим еще несколько пунктов о разговоре с человеком.
    • 1. Если вы хотите сделать замечание человеку, не оскорбив и не обидев его вам лучше начать с похвалы и искреннего признания достоинств вашего собеседника. Психологи установили, что неприятные вещи всегда легче выслушивать, если перед этим нам сказали о наших достоинствах и успехах. В этих случаях суть замечания воспринимается как случайность, легко исправимая, и вы не обижаетесь на того, кто делает замечание. Поэтому, если вы вынуждены сделать замечание кому-нибудь, начните с достоинств и успехов того, кому потом вы выскажите свое замечание. Так вы не отобьете у него желание исправиться и работать лучше.
    • 2. Если вы хотите указать человеку на допущенную им ошибку, не оскорбив и не обидев его, вы должны сказать об этом не прямо, а косвенно. Если не поступить так, то не приведет ни к чему хорошему. Он обидеться, так как это задевает его достоинство, у него испортится настроение и пропадет желание - что либо переделывать. Поэтому, всегда лучше дать хорошую оценку его труда, но затем можно сказать, почему он в данных условиях не удовлетворяет вашим требованиям. Результат будет прекрасным, человек все переделает в лучшем виде и не обидеться на вас, а главное - вы не убьете в нем желание трудиться.
    • 3. Если вы хотите покритиковать человека за совершенную им ошибку, не обидев и не оскорбив его, то вам необходимо сначала поговорить о собственных ошибках, а затем уже и "добраться" до него. Это нужно делать так, потому что, когда вы начинаете со своих ошибок вы даете понять, что он не одинок и другие тоже могут ошибаться. Что его ошибка почти объективная и ее легко исправить. Это не обижает человека, не вызывает желания немедленно все бросить и, главное, - не снижает его энтузиазма в работе.
    • 4. Если вы хотите заставить человека что-то делать, то вы не должны это делать в приказной форме, например как в армии. Потому что никто не любит, когда ему приказывают. Поэтому нужно предоставить человеку возможность самому выполнять работу, никогда не указывать, что делать, и, позволять ему учиться на собственных ошибка. При соответствующем контроле, но, не принимая за него решений. Такой метод и щадит самолюбие человека и пробуждает в нем ощущение своей значимости. Этот метод порождает в человеке желание сотрудничать, а не стремиться к протесту. Итак, в этих условиях приказания быть не может, но остаются вопросы, которые вы ему можете задавать.
    • 5. Если вы хотите объявить о каком-либо решении человеку, которое касается его лично, то вам следует начать с приведения соответствующей мотивации этого решения. Людям нельзя сразу объявлять о том или ином решении, которое непосредственно касается их лично, например, увольнение с работы, переводе на другую работу и т.п. Перед этим должна быть сообщена им соответствующая мотивация, которая объективно, не затрагивая чувств собственного достоинства, объяснила бы причины такого решения.
    • 6. Если вы хотите заставить человека творчески и продуктивно работать на своем участке, то необходимо проявить к нему внимание и выразить одобрение по поводу малейших успехов. Это вдохновляет людей совершать невероятное используя нереализованные ранее возможности. Вообще, человек в большинстве случаев использует незначительную часть своих физических и умственных ресурсов. Этим вы будете стимулировать достижение успехов в работе.
    • 7. Если вы хотите помочь человеку стать лучше и если он сам хочет этого, то вам необходимо создать ему хорошую репутацию, которой в данный момент, может быть, он и не достоин. Психологи установили, что почти каждый - богач, бедняк, нищий, вор, - прилагает все усилия к тому, чтобы поддержать репутацию честного человека. Например, существует только один возможный путь исправления мошенника: обращаться с ним так, словно он является почтенным и честным человеком. Он будет непременно польщен этим. Если вы отмечаете в человеке что-то хорошее, чего пока за ним не замечалось, он обязательно будет стремиться к этому - в этом убеждены многие психологи мира.
    • 8. Если вы хотите, чтобы человек без принуждения сделал то, что вы ему предлагаете, и сделал бы это творчески, с полной отдачей интеллектуальных и физических сил, то вы должны уметь стимулировать его. В каждом конкретном случае это, видимо, должно происходить по-разному, но есть нечто общее - надо найти такие мотивы, которые удовлетворяли бы человека. Люди должны уметь выступать на сцене. Выделим по этому поводу несколько советов:
    • 1. Оратор должен говорить просто, понятно, как и в личной беседе.
    • 2. Оратор не должен смотреть поверх голов слушателей или на пол.
    • 3. В свое выступление нужно вкладывать душу.
    • 4. У оратора должен быть: привлекательный внешний облик, элегантная манера общения, доброжелательный открытый взгляд, приветливая улыбка.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    • Оглавление

    Введение

    3. Речевой этикет

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Общение как коммуникативная деятельность включает многогранный мир человеческих отношений, когда одновременно происходит обмен действиями, поступками, мыслями, чувствами, переживаниями, а также обращение человека к собственной душе, своим воспоминаниям, мечтаниям, совести. Без общения невозможно полноценное развитие человека как личности. Общение является формой творческой активности, которая помогает засвидетельствовать разные грани человеческого таланта. Отсутствие полноценного общения приносит большие потери человеку, вызывает значительные деформации внутреннего мира и психического состояния. Каждый человек больно переносит состояние одиночества и изолированности от окружающих. А. де Сент-Экзюпери считал общение высшей ценностью, самой желанной «роскошью».

    Вступая в общение, люди, так или иначе «настраиваются» на взаимодействие друг с другом. Каждый хотя бы приблизительно представляет, что и как он скажет или сделает, какая будет реакция других на это, его собственная реакция на эту реакцию и тому подобное. Представление такого рода образуют индивидуальный сценарий общения. В основе индивидуальных сценариев лежат отдельные типичные культурные сценарии общения. Среди них есть и сценарии, которые определяют способы, задачи, формы общения, введенные в какой-то группе или культуре, и сценарии более общего типа, отраженные в общекультурных нормах и правилах общения. Такого рода общекультурные сценарии представляют собой то, что называют культурой общения.

    Культура общения - неотъемлемая часть поведения в обществе, любая беседа, разговор, фраза, направленная в чью-то сторону, должны быть культурными, красивыми и достойными. Основной элемент общения - язык, именно от того, насколько культурна наша речь, структурирована и интеллектуальна, зависит в целом культура общения с нами. С помощью слов мы выражаем свои мысли и свое отношение к собеседнику. Общение невозможно без учета норм речевого этикета. Это наиболее употребительные слова и выражения, которыми люди обращаются друг к другу, проявляя вежливость, уважение, сдержанность, такт. Нам по несколько раз в день приходится здороваться, прощаться с людьми, желать успеха, просить прощения, сочувствовать кому-то, советовать, просить, приглашать. Речевая этика является той совокупностью языковых средств, регулирующих наше поведение в процессе общения. Как видим, в культуре общения наших граждан следует выделить и культуру речи.

    В настоящее время формирование культуры общения - одна из краеугольных проблем современного общества, что и обусловило актуальность темы.

    Цель работы - рассмотреть культуру общения.

    Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

    1. Изучить понятие и особенности культуры общения.

    2. Исследовать культуру речи как составляющую культуры общения.

    3. Выяснить особенности речевого этикета.

    1. Понятие и особенности культуры общения

    Общаясь, люди вместе обрабатывают землю, строят государство, создают свою историю, духовные ценности, формируют культуру, частью которой является культура общения. Однако, почему же иногда после общения портится настроение, даже ухудшается физическое состояние? Почему же тогда будто на ровном месте возникает конфликт, мы становимся возбужденными, нервными, даже агрессивными? Потому что общение происходит на низком уровне, многим не хватает его культуры.

    Если мы осознаем, что культура общения имеет личную и государственную значимость, то и будем заботиться о том, чтобы ее повысить. Обратим, прежде всего, внимание на себя, а затем поможем в этом другим.

    Все разнообразие культурных проявлений, несмотря на время их исторического возникновения и относительную самостоятельность, создает целостную систему. В ней важное место занимает культура общения. Благодаря ей происходит развитие общества, идет процесс очеловечивания человека. На бытовом уровне люди нередко отождествляют понятия «культура поведения» и «культура общения», а последнее не могут разграничить с понятием «культура речи».

    Культура общения является составной частью культуры человека в целом. Она, как и любая другая культура, включает сумму знаний об общении. Для культуры общения характерна нормативность, которая определяет, как должны общаться люди в том или ином обществе, в той или иной ситуации. Нормы, как правило, определяются состоянием общества, его историей, традициями, национальным своеобразием, общечеловеческими ценностями. Каждая эпоха в развитии человечества характеризуется определенной культурой общения, которая неотделима от этого своеобразия и соответствует общечеловеческим ценностям. Поэтому и важно сейчас заложить основы такой культуры общения общества, которая отвечала бы современности, нашей истории и духовно-творческому потенциалу народа.

    Безусловно, сами знания не обеспечат культуру общения, если они не будут использоваться. Для того, чтобы общение было успешным, нужно иметь необходимые умения. Они приобретаются опытом, с помощью психологических способов, определенных упражнений.

    Таким образом, культура общения в узком смысле слова - это сумма знаний и степень овладения человеком умениями и навыками общения, созданных и принятых в конкретном обществе на определенном этапе его развития.

    Во многом особенности культуры общения зависят от общающихся и их качеств. Один ведет себя гордо как всезнайка, его не интересует мнение собеседника. Второй говорит только сам и не дает возможности другим вставить даже слово. Третий играет роль важного человека и презрительно относится к чужому мнению. Четвертый, наоборот, является человеком спокойным и терпеливым, которому всегда есть что сказать. То есть общение выступает как своеобразный театр, где есть пьеса определенного содержания, актер, выполняет конкретную роль, и зритель, который воспринимает эту пьесу и эту роль. А потом зритель выступает как актер и хочет, чтобы его тоже воспринимали как интересную личность. Причем зритель в первом, и во втором случае является активной стороной.

    Для того, чтобы контакт был действительно глубоким, необходимо, чтобы говорящий, кроме знаний об общении, определенных навыков и умений, имел еще и соответствующую коммуникативную установку на общение. Причем не просто установку на установление контакта, а на человека как на общечеловеческую ценность. Тогда этот контакт станет очеловеченным и общение будет происходить на высоком уровне.

    Выделим компоненты, которые создают высокий уровень культуры общения: 1) коммуникативные установки, которые «включают» механизмы общения; 2) знания: а) норм общения, принятых в данном обществе; б) психологии общения (категорий, закономерностей, механизмов); в) психологии восприятия и понимания друг друга; 3) умение применять эти знания в соответствии с ситуацией, норм морали конкретного общества и общечеловеческих ценностей .

    Овладеть культурой общения - это, значит, ориентироваться на высокие нравственные ценности, овладеть высокой психологической и нравственной культурой, освоить «технику» общения: если какое-либо из этих «звеньев» отсутствует, то такое общение нельзя считать культурным. Человек, ориентирующийся на высокие нравственные ценности, но не овладевший элементарной «техникой» общения, этикетом общения, словом, не умеющий общаться, не владеет высокой культурой общения. И, наоборот, бездушный манипулятор, владеющий «техникой» общения и, как правило, использующий свои навыки в корыстных, эгоистических интересах, ориентируется порой на безнравственные цели и ценности, не может быть назван человеком высокой культуры.

    Таким образом, уровень культуры общения зависит от многих факторов. Чтобы достичь высокого уровня культуры общения, необходимо хорошо разбираться в психологии общения и в индивидуально-психологических особенностях людей, адекватно эмоционально и интеллектуально реагировать на их поведение и психическое состояние, подбирать для каждого человека в соответствующей ситуации такой способ общения, который бы не вступал в противоречие с общечеловеческими ценностями, моралью общества, гуманностью и вместе с тем отвечал бы индивидуальным особенностям конкретного человека.

    2. Культура речи как составляющая культуры общения

    Неотъемлемым признаком образованного, всесторонне развитого человека является высокая речевая культура, то есть умение активно использовать как орудие общения современный литературный язык со всеми богатствами выразительных средств и присущими литературному языку нормами.

    Основой речи является слово - одно из самых мощных коммуникационных орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и непреодолимым, действенным и привлекательным, если сказано умело, искренне, своевременно и уместно. А именно так - целенаправленно, своевременно, убедительно, выразительно - должен пользоваться словом каждый человек в любой сфере и при любых условиях общения. Недаром народная мудрость учит: говори не так, чтобы тебя поняли, а говори так, чтобы тебя не могли не понять. Это особенно важно для людей, которые постоянно общаются с большой аудиторией, выполняют административные, государственные обязанности, и призваны активно влиять на собеседника . Следовательно, необходимо глубокое знание литературного языка и умение пользоваться им.

    Язык кажется нам чем-то привычным и очень простым, а на самом деле этот странный человеческий феномен чрезвычайно сложный. Именно поэтому люди часто забывают: знать язык - еще не означает владеть им. Таким образом, культурой речи считаются правила литературной речи и умение ими пользоваться. Каждый образованный человек должен стремиться к овладению культурой речи и в общении с другими демонстрировать умение пользоваться речью.

    По мнению большинства людей, речь - это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет - это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов (в частности, в деловой сфере), в повышении продуктивности общения, в склонении массовой аудитории на свою сторону (при публичном выступлении, например).

    Обязательным участником общения, кроме говорящего, является слушатель, реальный или воображаемый. По правилам культуры общения, категорически запрещено оказывать давление на собеседника. Кроме того, что навязывать свое мнение - очень некрасиво, это еще и неэффективно. Данная манера поведения, скорее всего, вызовет защитную реакцию партнера, и тогда разговор в лучшем случае просто не сложится.

    Если собеседник мало того, что не слушаете своего визави, да еще и постоянно перебиваете его, не позволяя договорить, этим он демонстрирует отсутствие у себя культуры речи, проявляет неуважение к личности собеседника, что характеризует его отнюдь не с положительной стороны.

    Умение слушать - непременная составляющая культуры общения. Если человек проявляет неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорит, если искренне уважает мнение своего визави, то можно быть уверенным в том, что он хороший собеседник и людям приятно с ним общаться. Умение слушать является залогом успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.

    В процессе общения речь делится на отрезки, которые имеют определенную протяженность и членятся на более-менее завершенные (самостоятельные) части. Такая речь называется связной. Это высказывание, связанное одной темой, основной мыслью и структурой текста. Результатом процесса говорения является устный или письменный текст, который образуется на основе законов, правил данного языка, составляющих его норм. Совершенное владение языком, его нормы в процессе речевой деятельности человека определяет его культуру речи.

    Речи высокой культуры свойственны богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная, выразительность, логическая стройность. В письменном оформлении языка соблюдают нормы орфографии и пунктуации. культура общение речь ценность

    Наука, изучающая нормативность речи, ее соответствие тем требованиям, которые ставятся перед языком в обществе, называется культурой речи. Она разрабатывает правила произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений и требует от говорящих их соблюдения. Культурой речи считаются правила литературного языка и умение ими пользоваться. Каждый образованный человек должен стремиться к овладению культурой речи и в общении с другими демонстрировать умение пользоваться языком.

    3. Речевой этикет

    В понятие культуры речи входит и поведение говорящего, или речевой этикет. То, что называют речевым этикетом, используется ежедневно в речи каждого человека. Это наиболее употребляемые слова и выражения, с которыми люди обращаются друг к другу, проявляя вежливость, уважение, сдержанность, такт. Нам по несколько раз в день приходится здороваться, прощаться с людьми, желать успеха и извиняться, сочувствовать кому-то, радоваться, просить, приглашать. Речевой этикет является той совокупностью языковых средств, которые регулируют ют наше поведение в процессе вещания.

    Речевое поведение человека должно проявлять его глубокое, подлинное уважение к другим людям. Речевой этикет делает общение человека с другими приятным, желанным. Большинство людей общаются для обмена информацией, новыми знаниями. Однако общение имеет и бытовой характер, общения для общения. Во всех случаях общения действует речевой этикет, правила, нормы которого должен знать каждый человек. И общество выработало эти правила. Язык обладает целой системой словесных формул, с помощью которых люди налаживают контакт между собой, поддерживают доброжелательную тональность речи.

    Речевой этикет - это речевые формулы приветствия, прощания, обращения, высказывания сомнения, подтверждения, согласия, несогласия и др. Систему речевого этикета нации составляет совокупность всех возможных этикетных формул. Структуру же его определяют следующие основные элементы коммуникативных ситуаций: обращение, приветствие, прощание, извинение, благодарность, пожелания, просьбы, знакомство, поздравления, приглашения, предложение, совет, согласие, отказ, сочувствие, комплимент, присяга, похвала и т.д. Между ними выделяются те, что используются при выяснении контакта между говорящими - формулы обращений и приветствий; при поддержании контакта - формулы извинения, просьбы, благодарности и др.; при прекращении контакта - формулы прощания, пожелания .

    С точки зрения национальной специфики речевого этикета стоит сказать, что структура его сложилась у каждой нации на ее собственной народной основе под влиянием разного рода психологических, социально - политических, культурологических факторов.

    Считается, что речевой этикет является одной из важных характеристик поведения человека. Ибо без знания принятых в обществе форм этикета, без вербальных форм выражения вежливых отношений между людьми, индивид не может эффективно, с пользой для себя и окружающих осуществлять процесс общения.

    Следовательно, речевой этикет тесно связан с культурой речи и является выразителем общей культуры. Встречаясь с коллегами, с руководителем, мы здороваемся: утром - «Доброе утро» уже стало традиционным; днем - «Добрый день»; «Здравствуйте»; вечером «Добрый вечер». Во всех словосочетаниях присутствует корень добр-. Употребляя форму именительного падежа, мы констатируем факт относительно утра, дня или вечера. Приветствие дополняется обращением, которое может содержать имя или имя и отчество.

    Каждый разговор имеет свой завязку: «Как дела?», «Как здоровье?» - Особый тип речи, где простой обмен обычными фразами наталкивает собеседников вести деловую или дружескую беседу, психологически подводит их к сути дела.

    В речи есть много формул этикета, еще больше бывает ситуаций, в которых их нужно использовать, поэтому нельзя их все предусмотреть. Знание основных средств речевого этикета, внутренний такт, общая культура помогут подобрать эффективный и самый подходящий способ выражения отношения к личности, к действиям, к поступкам. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

    Таким образом, культура речи - один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

    Заключение

    Таким образом, исследовав тему работы, согласно поставленным задачам, можно сделать следующие выводы:

    Люди общаются между собой с помощью речи. Обмен мыслями, жизненным опытом осуществляется в процессе общения. Культура общения является составной частью культуры человека в целом. Она, как и любая другая культура, включает сумму знаний об общении. Для культуры общения характерна нормативность, которая определяет, как должны общаться люди в том или ином обществе, в той или иной ситуации.

    Высокий уровень культуры общения обеспечивается: умением организовать процесс общения, учитывая ситуацию, мотив и цель общения, правильно понимая партнера; умением вызывать и поддерживать интерес к общению, постепенно достигая своей цели; знанием норм общения, принятых в данном обществе, психологии общения (категорий, закономерностей, механизмов), психологии восприятия и понимания друг друга.

    Неотъемлемым признаком образованного, всесторонне развитого человека является высокая речевая культура. Культура речи - это соблюдение устоявшихся речевых норм письменного и литературного языка, а также целенаправленное и сознательное использование языково-выразительных средств, которые зависят от обстоятельств общения и его цели. Грамотность является основой культуры речи. То есть это соблюдение общепринятых литературных норм использования фонетических, стилистических, синтаксических, лексических и морфологических средств языка.

    Культура общения предполагает, что в коммуникации участвуют два умных и культурных человека, которые прекрасно понимают рамки дозволенного и не позволяют их себе нарушать.

    Список литературы

    1 Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 12-е изд., стер. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 538 с.

    2 Петрова Ю. А. Культура и стиль делового общения / Ю. А. Петрова. М.: ГроссМедиа, 2012. 256 с.

    3 Сафьянов В. И. Этика общения. М.: Мир книги, 2011. 192 с.

    4 Смирнов Г. Н. Этика деловых отношений / Г. Н. Смирнов. М.: Проспект, 2011. 192 с.

    5 Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. / Н.И. Формановская. М.: Книга по Требованию, 2013. 159 с.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие культуры делового общения. Умение общаться в деловом мире, профессиональной сфере. Формирование культуры делового общения. Качество деловых отношений. Внешний облик и поведение специалиста. Оценка делового общения в организации ООО "Capex".

      реферат , добавлен 25.06.2015

      Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения. Деловая культура современного российского общества. Построение делового общения. Умение вести себя с людьми. Культура делового общения, ее содержание и социальные функции.

      контрольная работа , добавлен 21.05.2013

      Разговорная речь и ее важнейшие признаки. Особенности фонетической, морфологической, синтаксической, лексической нормы в разговорной речи. Стили общения и причины коммуникативных неудач. Характеристика жанров речевого общения. Правила этики общения.

      реферат , добавлен 20.08.2009

      доклад , добавлен 10.06.2010

      Сущность дистанционного общения. Этические нормы телефонного разговора. Виды корпоративной культуры делового общения. Манипуляции как метод воздействия на партнера. Правила их нейтрализации. Приемы, стимулирующие создание доверительных отношений.

      реферат , добавлен 08.03.2016

      Понятие и значение общения как одного из основных факторов взаимопонимания между людьми, отличительные особенности и анализ. История культуры речи, сущность и содержание данного понятия, этические принципы и регулирование в психологической сфере.

      контрольная работа , добавлен 11.03.2015

      Психология делового общения и управления. Публичная речь как форма деловых и общественных отношений. Виды и типы устной публичной речи. Ораторская речь, специфика общения, цель и идеи выступления, построение выступления. Успех ораторского искусства.

      контрольная работа , добавлен 22.04.2011

      Анализ особенностей речевого общения в социальном взаимодействии, правила и принципы. Значение культуры речи в воспитании. Закономерности речевого поведения в массовой коммуникации как средства утверждения социального статуса; стиль, формы обращения.

      реферат , добавлен 02.05.2009

      Понятие речевого этикета и вежливости. Формы общения на "ты" и на "Вы". Официальность и неофициальность обстановки общения. Равенство и неравенство статусно-ролевых позиций партнёров. Называние другого и самого себя. Обращение к незнакомому и знакомому.

      реферат , добавлен 20.05.2011

      Понятие и специфика общения, его функции: информационно-коммуникативная, регуляционная, аффектная. Типичные формы межличностного общения: анонимное; функционально-ролевое; неформальное и интимно-семейное общение. Культура поведения делового человека.



    Рассказать друзьям