Причины затрудненного мочеиспускания у мужчин. Затрудненное дыхание Одышка при нервных расстройствах

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Затруднённое дыхание - довольно частое проявление, которое указывает на самые разнообразные патологии. У людей нарушение может проявляться жёстким, шумным или слишком тихим дыханием. Глубина проявления также может изменяться. При таком симптоме больной ощущает сильную нехватку воздуха, сложность при вдохе или выдохе.

Если у человека часто затруднено дыхание, то, возможно, у него формируются тяжёлые сердечные патологии. Развиваться нарушения лёгочной системы могут под влиянием таких недугов:

Затруднённое дыхание у ребёнка старшей или младшей возрастной категории также может проявляться на основе респираторных болезней. Также причины развития признака могут скрываться в крупе, .

Риск развития такого симптома повышается у тех людей, которые часто поддаются воздействию , аллергии, имеют хронические болезни лёгких или сердца. Ещё проявиться недуг может от лишнего веса и экстремального спорта.

Нехватка воздуха может проявляться как в дневное, так и в ночное время. Во сне причиной появления симптома является синдром гипервентиляции. Если у человека развивается сильная , но при этом беспокойный сон, и частое биение сердца, то причина точно кроется в патологическом процессе. Трудно дышать больному при таких нарушениях:

  • поражение лёгких;
  • тяжёлый аллергический приступ;
  • инфекции в крови.

Симптоматика

Распознать симптомы тяжёлого дыхания не так сложно. У человека начинается заторможенное общение, ему тяжело концентрироваться на разговоре. Недостаток воздуха проявляется также в таких показателях:

  • опускание головы;
  • ухудшается работа головного мозга;
  • глубокое дыхание;
  • потемнение в глазах;
  • нечёткость предметов.

Кашель и затруднённое дыхание может проявляться в нескольких формах – постоянный, нечастый, изнурительный.

Срочное обращение к доктору возможно в том случае, если больной ощущает дополнительные проявления, и нехватка воздуха сопровождается следующими симптомами:

  • чувство жжения в грудине и болевые приступы;
  • тяжёлое дыхание в спокойном состоянии;
  • неудобство в лежачем положении;
  • во время сна слышно хрипы и свист;
  • неприятное ощущение при глотании;
  • чувство инородного тела в горле;
  • резкие приступы тяжёлого дыхания;
  • одышка.

При выявлении затруднённого дыхания, больному ни при каких обстоятельствах нельзя заниматься самолечением. Достаточно определить такой симптом и обратиться за помощью доктора.

Диагностика

Чтобы диагностировать у себя длительное затруднительное дыхание человеку нужно знать норму частоты вдохов за минуту. У здорового взрослого в норме насчитывается около 17–20 дыхательных движений, а дети дышат значительно чаще. За минуту они могут сделать до 35 вдохов и выдохов. Ритм дыхания нужно считать по количеству одного движения – подъёма и опускания грудной клетки.

Если же пациент болен астмой или каким-либо недугом из вышеперечисленных, то его дыхание может быть существенно чаще. Изменённая частота дыхания может приводить к значительному ухудшению общего состояния больного.

Затруднённое носовое дыхание может проявиться у человека любого возраста и пола, поэтому при частых рецидивах важно сразу сообщить доктору. Причины проявления симптома могут быть самыми разнообразными, поэтому нужно быстро установить провоцирующий фактор. В зависимости от предположительного недуга, пациенту назначается проведение лабораторно-инструментальной диагностики:

  • анализ крови;
  • рентгенография грудной клетки;
  • томография;
  • эхокардиограмма;

Терапия признака назначается после проведения диагностики.

Лечение

Если у больного носовое дыхание затруднено, то ему можно оказать первую помощь до приезда доктора. В целях предоставления экстренной поддержки пациенту нужно придерживаться сидячего положения, но так, чтобы позвоночник и плечи были отведены назад. Можно подкладывать под спину подушки, но плечи всегда должны быть раскрыты, чтобы лёгкие принимали максимально больше воздуха.

Лечение симптома также можно проводить упражнениями. Восстанавливать дыхание больной может лёгким действием:

  • нужно прилечь или сесть, с отведёнными плечами назад;
  • положить ладони на грудную клетку;
  • дышать носом и ртом по очереди.

Повторяя такое упражнение по несколько раз, нехватка воздуха уменьшается и больной будет себя значительно лучше ощущать. Однако стоит помнить, что слишком глубокие вдохи могут спровоцировать головокружения. После упражнения можно немного отдохнуть.

Быстрый переход по странице

Жалобы на одышку предъявляют многие пациенты на приеме у терапевта. Затрудненное дыхание вовсе не означает, что у человека проблемы с легкими. Заподозрить то или иное заболевание можно по характеру одышки и симптомам сопутствующих состояний.

Однако истинную причину может выявить только врач, основываясь на данных исследований.

Одышка — что это такое?

Одышка - это отклонение от нормальных параметров глубины и частоты дыхания. В норме в минуту человек совершает 14-16 дыхательных движений.

В период вынашивания ребенка частота дыхания у женщин увеличивается до 22-24 в мин, однако это увеличение считается нормальным и обусловлено физиологическими изменениями в организме беременной.

У детей с периода новорожденности до 10-14 лет частота дыхательных движений постепенно сокращается с 60 до 20 в мин.

Превышение нормы частоты дыхания в мин. указывает на возникновение одышки. Субъективно (ощущения больного) одышка проявляется чувством нехватки воздуха, учащением или урежением дыхания.

Одышка может быть временным явлением, возникать при физической нагрузке или же спонтанно в покое. При серьезных заболеваниях трудности с дыханием часто фиксируются постоянно.

Одышка, в медицине называемая диспноэ, представляет собой рефлекторную реакцию на недостаток кислорода в тканях. Причем кислородная недостаточность может быть спровоцирована внешними факторами: резким повышением физической нагрузки при беге, подъеме по лестнице и т. д.

Такая физиологическая одышка проходит самостоятельно по прошествии некоторого времени. Ее возникновение обусловлено физической натренированностью человека. Люди, ведущие пассивный образ жизни ощущают стеснение в груди даже при минимальном физическом напряжении.

И, наоборот, спортсменам и людям, ведущий активный образ жизни, требуется достаточно серьезная физическая нагрузка для появления одышки.

Более серьезные вариант - одышка, возникшая вследствие патологии внутренних органов. В этом случае невозможно устранить проблемы с дыханием без врачебной помощи.

Жалобы больного могут только косвенно указать на пораженный орган. Только полноценное обследование организма позволит выявить причину одышки и назначить соответствующее лечение.

Различают одышку:

  1. Тахипноэ - увеличена частота дыхательных движений более 20 в мин, а дыхание становится поверхностным. Тахипноэ характерно для лихорадочных состояний, ожирения, анемии, истерических припадков.
  2. Брадипноэ - уменьшение частоты дыхания до 12 в мин. и меньше. Дыхание при этом может быть и глубоким, и поверхностным. Брадиапноэ фиксируется при церебральной патологии, состоянии ацидоза и диабетической коме.

По характеру проблем с дыханием врачи рассматривают:

  • Экспираторная одышка - с затрудненным выдохом, чаще всего обусловлена поражением мелких бронхов и собственно легочной ткани. Одышка после кашля, изнуряющего пациента, фиксируется при хронических заболеваниях легких (эмфизема).
  • Инспираторная одышка - с затрудненным вдохом, возникает при поражении крупных бронхов или сдавлении легочной ткани. Более характерна для бронхиальной астмы, плевритов, аллергического отека и рака гортани.
  • Смешанная одышка - затруднен и вдох, и выдох. Такой тип нарушения дыхательного процесса нередко указывает на сердечную астму или запущенную патологию легких.

Степени одышки

В зависимости от физической нагрузки, необходимой для появления проблем с дыханием, различают одышку:

  • 0 степени - для появления стеснения в груди необходима достаточно серьезное физическое напряжение (бег на длинную дистанцию).
  • 1 степени (легкой) - одышка возникает временами, при подъеме по лестнице, быстрой ходьбе.
  • 2 степени (средней) - затрудненное дыхание провоцирует более медленный шаг у больного человека в сравнении с темпом его передвижения, будучи в здоровом состоянии. Человек иногда останавливается при ходьбе, чтобы перевести дыхание.
  • 3 степени (тяжелой) - больному необходимы остановки каждые 100 м (приблизительное расстояние) или при подъеме на 1-2 лестничных пролета. Работоспособность пациента резко снижена.
  • 4 степени (крайне тяжелой) - спровоцировать одышку при сердечной недостаточности может даже минимальная физическая нагрузка или эмоциональный всплеск. Нередко затрудненное дыхание возникает в покое, даже во сне по ночам. Больной практически не в состоянии выполнять какую-либо работу и большую часть времени проводит дома.

Наряду с вышеуказанными характеристиками, сопутствующие симптомы одышки играют немаловажную роль.

Боль в груди, кашель, одышка — это болезнь?

Постоянно или часто возникающая (даже в состоянии покоя) одышка - серьезнейший симптом, указывающий на прогрессирование уже появившегося заболевания или возникновение тяжелой, стремительно развивающейся патологии. Одышка в покое характерна для следующих заболеваний:

Тяжелая стенокардия и другие заболевания сердца - боль в груди, кашель, одышка в покое. Своевременное оказание квалифицированной помощи больному может спасти ему жизнь и предотвратить развитие некроза сердечной мышцы.

Тромбэмболия артерий легкого - часто возникает на фоне варикозной болезни или тромбофлебите, протекающих с повышением свертываемости крови. Закупорка легочных сосудов сопровождается выраженным спазмом бронхов. Нередко подобное состояние возникает в послеоперационный период, у парализованных лежачих пациентов и даже во время авиаперелета.

Для спасения жизни больного требуется безотлагательная медицинская помощь! Обычно для оказания помощи при закупорке крупного легочного сосуда отводится всего несколько минут после появления тяжелых симптомов, в противном случае неизбежен смертельный исход.

Причинами одышки при ходьбе чаще всего бывают заболевания:

  • Патология коронарного кровообращения - стеноз крупных сердечных сосудов, атеросклероз;
  • Дефекты сердца - пороки клапанов, аневризма стенки сердца;
  • Тяжелое поражение легких - зачастую постоянная одышка сопровождает легочные заболевания;
  • Анемия - для значительного снижения уровня гемоглобина характерна одышка при нагрузке и резкие приступы слабости, головокружения и снижения а/д вплоть до потери сознания.

Сердечная одышка (сердечная астма), симптомы

Одышка, спровоцированная заболеванием сердца, без лечения постепенно или стремительно прогрессирует. Темпы нарастания одышки указывают на тяжесть сердечной патологии. В результате возникает недостаточность коронарного кровообращения и гипоксия тканей.

Сильная одышка при ходьбе или в покое сопровождается цианозом носогубного треугольника, бледностью кожи, сердечной болью.

Проблемы с дыханием, спонтанно возникающие во время ночного сна, позволяют заподозрить сердечную недостаточность. Характерный для сердечной астмы симптом - ортапноэ - проявляется усилением одышки в положении лежа. Человек вынужден занимать вертикальное положение для облегчения дыхания.

При хронической сердечной недостаточности одышка сопровождается глубокими вдохами вследствие рефлекторного восполнения выраженной кислородной недостаточности. Самый неблагоприятный вариант - одышка в покое - требует комплексного лечения сердечной недостаточности.

Одышка и кашель с мокротой - «спутник» заядлых курильщиков и показатель хронической обструкции легких. Длительное курение приводит к атрофическим изменениям в бронхах, закупорке мельчайших бронхиол мокротой.

  • Одышка может быть минимальна в состоянии покоя, однако резко усиливается при ходьбе.

При бронхите и пневмонии фиксируется одышка и влажный кашель (исключение начальный период воспаления легких - кашель сухой). Сухой кашель и одышка характерны для поражения плевры, фиброзов, начальной стадии легочной онкологии. Чем большая площадь поражения дыхательной системы, тем сильнее проявляется одышка.

Шумное дыхание, влажные хрипы, слышимые на расстоянии («бульканье» в легких), и постоянная одышка могут указывать на тяжелое повреждение легких: рак или отек, вызванный острой коронарной недостаточностью.

Лечение — что делать при одышке?

Если заболевание, вызвавшее одышку, установлено, необходимо проводить его лечение в соответствии со всеми рекомендациями лечащего врача. Также облегчить дыхание помогут:

  • Полный отказ от сигарет, исключение пассивного курения.
  • Проветривание помещений и регулярная его уборка (устранение пыли).
  • Исключение из рациона аллергенных продуктов, способствующих возникновению бронхиальной астмы и астматического бронхита.
  • Полноценное питание - профилактика анемии.
  • Дыхательная гимнастика - глубокий вдох через нос и выдох ртом, сопровождающийся втягиванием живота.
  • Если причина затрудненного дыхания не установлена, необходимо пройти комплексное обследование. При стремительно развивающейся одышке обязателен срочный вызов неотложной помощи, а при остановке дыхания - применение метода искусственного дыхания до приезда врачей.
  • Одышка при бронхиальной астме устраняется препаратами, устраняющими бронхоспазм, - Сальбутамол, Фенотерол, Сальтос, Эуфиллин.
  • Скорейший результат достигается при применении аэрозолей или инъекции лекарственного средства. В/м или в/в инъекции осуществляет врач!

Лечение одышки начинается с выявления причины ее возникновения. Проблемы с дыханием устраняются только при эффективной терапии основного заболевания.

К какому врачу обращаться с одышкой?

Так как одышка может быть вызвана различными заболеваниями, изначально человек должен обратиться к терапевту. В последующем больной может быть направлен на консультацию к узкопрофильным специалистам: кардиологу, пульмонологу, эндокринологу, невропатологу.

1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

2. В России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

3. Отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

4. Не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

5. Отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

6. Снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики («политика - дело грязное»);

7. Существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

8. В обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

9. В процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

11. Роль социального государства в формировании социального рыночного хозяйства

Экономической основой социального государства является высокий уровень развития производительных сил (машины, здания, люди) и эффективная система производственных отношений, т.е. в основе производственных отношений лежат отношения собственности, это позволяет создавать условия для саморазвития человека, снимает социальные проблемы трудоспособных работников, обеспечивающих себя и через налоговую систему и вне бюджетные фонды, участвующих в поддержании жизнедеятельности всего общества, с другой стороны высокий уровень развития производительных сил позволяет государству проявлять социальную заботу о тех, кто не может решать свои проблемы сам, функционирование рыночной экономики сопровождается рядом негативных явлений:

кризисами

банкротством предприятий

безработицей и т.д.

Эти явления преодолеваются путем проведения специально-ориентированной налоговой, финансово-кредитной и ценовой политики. Рыночное хозяйство становится социальным.

Социальное государство разрабатывает и осуществляет программы удовлетворения потребностей населения, реализация социальной политики осуществляется через воздействие на социальные подсистемы общества и на предание социальной направленности экономике, социальная политика включает в действие социальные механизмы при реализации экономической политики.

Развитая система образования. Науки, культуры очень необходимы для экономического прогресса, социально-ориентированное регулируемое государством экономика работает на удовлетворение потребностей населения, а не на наращивание показателей производства как таковых. Социальная ориентация экономики выражается и в необходимом социально приемлемом перераспределении доходов в пользу слабо обеспеченных и нуждающихся. Социальная защита обеспечивается государственным вмешательство в экономику (через налоги, правовое обеспечение и т.д.). иногда государство жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Таким образом, одним из важнейших критериев социально-рыночной экономики является приоритет социальной защиты и социальной справедливости над эффективностью ради социального спокойствия в обществе. Обеспечивается это государственным регулированием экономики, перераспределением финансовых средств и обеспечением баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Основная задача социального государства в этой сфере (балансе) - поддержание баланса между потребностями социальной сферы в ресурсах и наличием экономических возможностей, сведение к минимуму естественных противоречий (природных) между социальной справедливостью и экономическим прагматизмом, необходимость ограничения монополизации экономической и политической власти и недопущение перехода к патерналистской социальной политики.

В практике государственного регулирования экономики развитых государств применяются концепции в основном двух направлений современной экономической мысли:

Неоклассической

Кейнсианской

Мировой рыночное хозяйство прошло в своём развитии ряд этапов, на каждом вырабатывалось своя стратегия экономического развития, и создавалась модель дальнейшего развития.

1.Эпоха свободной конкуренции.

Эпоха «массового производства» 30 е гг. 19 века - 30 гг. 20 века.

Эпоха «быта» начало 30 гг. 20 века.

.«постиндустриальная» эпоха сер 50 гг. 20 века

На всех этапах сказывались внутренние недостатки рыночного хозяйства, отсутствие идеальных условий для риска и как результат становилось необходимым государственное регулирование экономики.

Методы государственного регулирования рыночной экономики.

Принятие законодательных актов.

Регулирование государственной собственности.

Управление предприятиями государственной формы собственности.

Регулирование государственного заказа.

Выдача кредитов и субсидий.

Проведение лицензирования и квотирования. (Квота - норма производства)

Проведение мероприятий по охране окружающей среды.

Косвенные:

Экономическое регулирование через государственный бюджет, налоговую систему, тарифно-ценовую политику, амортизационную политику.

Прогнозирование, проведение денежной политики, инфляционный.

Социальная составляющая экономической политики (социальная политика, обеспечение занятости, стимулирование труда и др.)

Политика регулирования доходов (контроль за динамикой цен, заработной платы, налоги и др.)

Внешне-экономическая политика (валютная, таможенное регулирование налоги, лицензии, квоты).

Таким образом, мы определили методы вмешательства государства в экономику страны, во все секторы экономики.

Для начинающих обучаться умственно отсталых детей письмо слов по слуху представляет чрезвычайно много затруднений. Это ярко отражается в письменных работах школьников. Тетради учеников I–III классов обычно пестрят разнообразными ошибками, искажающими структуру слов. Большое количество ошибок обусловлено тем, что каждый из процессов, необходимых для написания слова, осуществляется детьми крайне несовершенно.

Характерная для умственно отсталых учеников недостаточность фонематического анализа затрудняет им процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Анализируя слова, дети не выделяют из них некоторых звуков в силу тех или иных объективных причин, воспринимаемых менее четко. Чаще всего гласные звуки оказываются не отделенными от согласных. В результате ученики пропускают их, пишут «стл» вместо стол, «учсь» вместо учусь и т. п.

В ряде случаев школьники смешивают акустически сходные звуки. В написанных словах появляются характерные ошибки. Дети пишут «Педя» вместо Петя, «Пар-пос» вместо Барбос и т. д.

Школьникам, имеющим недостатки произношения, особенно трудно производить звуковой анализ и синтез слов, и такого рода ошибки наиболее часто встречаются в их работах. Однако ошибки, искажающие состав слов, можно в большом "количестве обнаружить и в тетрадях умственно отсталых детей, говорящих фонетически правильно, но ранее имевших дефекты произношения, которые были исправлены в процессе логопедических занятий.

Письменная речь – новая, сложная для маленького школьника деятельность. Для ее осуществления требуется гораздо более тонкий и точный фонематический анализ, чем для произнесения слов. Тот уровень анализа, который уже выполняется ребенком и обеспечивает правильность устной речи, еще недостаточен и не может обеспечить правильности письма.

Еще одна трудность фонематического анализа проявляется в том, что, справившись с выделением звуков и их распознанием, школьник не может установить порядка, в котором звуки следуют друг за другом в данном слове. Это приводит к перестановке букв, т. е. нарушению строения слова. Так, дети пишут «кокша» вместо кошка, «матр» вместо март и т. п.

В ряде случаев в работах учащихся можно обнаружить ошибки, свидетельствующие о трудностях слого-ного анализа и синтеза слов. Они находят свое отражение в пропусках и перестановках слогов. Ученики пишут «колзники» вместо колхозники, «сушли» вместо сушили и т. п.

Особенно часто ошибки, представляющие собой пропуски и перестановки букв и слогов, встречаются в тетрадях детей, у которых умственная отсталость сочетается с общим расстройством поведения и отношения к предлагаемому заданию. Для таких учеников фонематический и слоговой анализ и синтез слов чрезвычайно сложны, так как осуществление этих процессов требует сосредоточенности, внимания и определенного умственного напряжения.

На первоначальных этапах обучения письму для умственно отсталых школьников очень характерны трудности соотнесения звуков с соответствующими буквами. Они ярко проявляются в ошибках учащихся, допускаемых, например, при написании мягких сочетаний типа ля, ся и т. п. Даже свои имена школьники нередко пишут, искажая их буквенную структуру,– «Васа», «На-да», «Кола» и т. п.

Подобные ошибки встречаются довольно часто, но, в общем, несколько реже, чем ошибки, обусловленные несовершенством фонематического анализа.

Особо отметим трудности, которые возникают у умственно отсталых детей при усвоении образа букв. По своим начертаниям буквы русского алфавита (печатного и курсивного) в значительной степени сходны между собой. Все они состоят из ограниченного числа компонентов– прямых линий, овалов (полных и неполных), закруглений и точек. Одни и те же компоненты повторяются многократно, вступая в различные сочетания друг с другом. Алфавит может быть разбит на группы сходных букв. Одни буквы состоят из одинаковых или похожих, но различно расположенных элементов (например,пин), другие – из различного количества однородных элементов (например, а и ш, п и т), третьи отличаются друг от друга только одним элементом (например, и и ц ш и щ). Сходство графических изображений букв создает известное препятствие для запоминания их образов.

Известно, что умственно отсталые дети воспринимают рассматриваемые объекты недостаточно дифференцированно: не выделяют в должной мере частей и частиц, не отмечают соотношений между ними и их расположения. Поэтому в начале обучения образ изучаемой буквы лишен у них необходимой четкости.

Кроме того, представления школьников, особенно если это представления сходных объектов, легко и быстро изменяются. Изменения идут в направлении упрощения образов и их уподобления.Это приводит к смешению букв по их оптическому сходству, особенно при воспроизведении.

Труднее других усваиваются учениками такие буквы, которые отличаются друг от друга только одним элементом. Например, и и ш, р и г и т. п. Часто при письме оказываются забытыми подстрочные элементы у ц и щ. Много ошибок возникает при написании д и б. Учащихся сильно затрудняет двойное написание буквы д (q и д) Смешение образов букв переносится школьниками со строчных букв на заглавные. Допущенные несколько раз ошибки прочно закрепляются в их памяти. В тетрадях у них появляются многочисленные, иногда противоречивые исправления, показывающие, что оптические образы букв еще недостаточно точно соотносятся учениками с соответствующими фонемами. Добавим, что умственно отсталые школьники не сразу понимают, что изменение или упрощение одного из элементов любой буквы меняет и букву, и все слово. В ряде случаев они воспроизводят общий образ требуемой буквы, не заботясь о том, чтобы точно передать ее строение.



В младших классах иногда встречаются ученики со значительными нарушениями оптического восприятия и пространственной ориентировки. Таких детей затрудняет и процесс начертания букв, и особенно соблюдение правил написания их по клеточкам и в строку. Буквы и слова они пишут почти по диагонали от верхнего левого угла листа к нижнему правому. Наклон букв и нажим совершенно не соблюдаются…

У некоторых учащихся наблюдаются случаи зеркального письма отдельных букв. Зеркальность письма преодолевается медленно. Механически выполняемые детьми упражнения, даже если они повторяются в течение длительного срока, не дают желаемых результатов. Реальную помощь школьникам могут оказать лишь такие упражнения, которые основываются «а мыслительной деятельности учащихся и включают в себя детальный анализ правильного начертания каждой буквы, их сравнение, установление сходства и различия с другими буквами и т. п.

Многие из учащихся вспомогательной школы с большим трудом овладевают техникой письма. Психологическое исследование Е. В. Гурьянова (1959), посвященное формированию графических навыков письма, показывает, что и для нормально развивающихся детей усвоение этих навыков представляет значительную сложность. В начальный период обучения письму они каждую букву расчленяют на ряд элементов, каждый из которых выписывается ребенком обособленно от других, как самостоятельная графическая единица, затем их сочетают в буквы. Для успешного осуществления такой деятельности ребенок должен научиться осуществлять анализ графических форм и их соединений в словах и буквах, а также точно координировать свои движения.

У умственно отсталых учеников сравнительно часто имеют место нарушения моторной сферы. Причина трудностей, возникающих при овладении техникой письма, часто кроется в расстройствах или недостатках координации соответствующих движений мелких мышц, в недоразвитии мышц пальцев, в неустойчивости всей кисти руки и т. п. Нарушения моторики особенно резко обнаруживаются у учащихся вспомогательной школы, страдающих параличами.

Но и в тех случаях, когда у детей нет особо резких двигательных нарушений, они пишут буквы с большим напряжением. На уроках в I классе часто можно наблюдать, что у учеников приходят в движение не только пальцы рук, но и плечи, голова, а у некоторых и язык. Соответственно быстро наступает и утомление. Темп работы замедляется. В начертаниях букв появляются ошибки.

При написании букв особые трудности возникают у учащихся с нарушением поведения и деятельности. Расторможенные и импульсивные, эти дети не стремятся приобрести необходимые умения и навыки. Они выполняют задание крайне небрежно. Написанные ими элементы букв и буквы выглядят некрасиво, часто не соответствуют образцу, выходят за пределы строки, между буквами не соблюдаются расстояния.

Школьники долго не сознают, откуда надо начинать писать букву или ее элемент, в каком направлении ее вести и до какого предела. Они не учитывают размеров и пропорций, не пользуются разлиновкой тетради.

В работах детей с нарушениями поведения длительное время сохраняются искажения образа букв. Это в значительной степени объясняется тем, что ученики безразлично относятся к предлагаемому заданию, не умеют концентрировать на нем своего внимания. Анализ букв производится ими крайне недифференцированно. Такие дети более продолжительный срок и гораздо чаще, чем их одноклассники, при написании букв или «теряют» отдельные элементы, или приписывают лишние. В одних случаях ш превращается у них в и, п – в-г, в других они изображают и как ш, ч как п или р и т. п.

При обучении детей с нарушением поведения важно в первую очередь организовать их поведение и деятельность. Включая в занятия элементы игры, учитель должен постоянно руководить ими и контролировать выполнение своих указаний. Ученикам нужно дать ясные и четкие ориентиры, которые могли бы направлять их деятельность (например, точечную сетку, определяющую контур письменного знака).

Конечно, эта работа должна сочетаться с последовательно проводимыми упражнениями, направленными на развитие у учащихся соответствующих движений.

В условиях специального обучения основная масса умственно отсталых детей успешно преодолевает возникающие трудности и овладевает начертанием букв. Однако как только темп работы становится для ребенка непосильно быстрым, так достигнутые успехи исчезают, недостаточно прочные навыки распадаются, в написании букв появляются ошибки.

Характерная для умственно отсталых детей инертность нервных процессов находит свое отражение в любой деятельности учащихся. Отчетливо обнаруживается она и в письме. Некоторые ошибки, искажающие буквенный состав слов, возникают на основе персеверации зрительных образов. Наблюдая за работой школьников на уроке письма, можно заметить, как иногда написание нужной буквы заменяется или той, которую ребенок писал раньше, или той, которая случайно попала в поле его зрения. Так, например, написав букву у, ученик несколько раз начинает писать ее вместо нужной в слове буквы ш.

Необходимо отметить, что умственно отсталым учащимся бывает очень трудно понять сущность процесса письма. Дети долго не осознают соотношения букв и слова. Они не представляют себе, что буквы нужны для составления слов, что написанное может быть прочитано любым грамотным человеком.

На уроках в I классе можно наблюдать, как, получив задание списать слово с доски, ребенок старательно выводит в своей тетради бессмысленный набор букв и не удовлетворяется работой лишь в тех случаях, когда ставит кляксы или делает помарки. Такая деятельность школьника, конечно, не может быть названа письмом в подлинном смысле этого слова. Правильнее сказать, что ученик более или менее точно срисовывает написанное, так как потом ни он, ни никто другой ничего не могут прочитать.

Причины затрудненного общения

Создание оптимального общения в противовес затрудненному предполагает выявление факторов, создающих трудности в общении, с целью их корректировки или устранения. Поэтому многие ис­следователи, работающие в этом направлении, стремятся дать как можно более полное и подробное описание этих факторов, в связи с тем, что «феномен затрудненности общения как специфическое социально-психологическое явление обладает слишком обширным спектром реальных проявлений»

Анализ работ свидетельствует, что существуют разнообразные взгляды на причины и факторы возникновения нарушений и трудностей общения. Так, выделяют следующие трудности:

1. Первичные

2. Вторичные

3. Мотивационно-содержательные

4. Операциональные

5. Социально-перцептивные

6. Психолингвистические

7. Коммуникативные

8. Внутренние (субъективные)

9. Внешние (объективные)

10. Инструментальные

При этом особый вид трудностей общения состоит в невозможности реализации значимых для личности мотивов с субъектами, окружающими её. Данный вид трудностей, вызванных особенностями мотивации, является основным, затрагивающим глу­бинные причины затруднения общения. И.П. Шкуратова (1994) и Е.В. Улыбина (1990) используют в своих работах понятие «инструментальные трудности общения», которые проявляются в том, что партнер по общению, чьё поведение недостаточно понятно субъекту, воспринимается последним как неприятный человек. Таким образом, инструментальные трудности общения оказывают влияние на эмоционально-смысловую оценку партнера.

С точки зрения А.А. Бодалева и Г.А. Ковалева (1990), одной из основополагающих причин возникновения трудно­стей взаимодействия являются социально-перцептив­ные особенности субъектов. Авторы указывают на то, что трудности и барьеры общения могут возникать в результате:

1. искаженного восприятия ситуации как таковой

4. искаженных рефлексивных представлений о ситуации и роли участников общения и т.д.

Е.В. Цуканова, в свою очередь, различает: 1) социально-перцептивные трудности, которые наблюдаются уже на первых эта­пах процесса общения и связанны с эффектом первого впечатления, стереотипами и т. д. (основаны на действии механизмов стереотипизадии, идеализации, проецирования); 2) психолингвистические трудности (включают в себя те трудности, которые связаны с нарушением механизмов кодирования де­кодирования; приема-передачи сообщения).

По мнению немецких психологов М Форверга и Г. Гибша (см. Цуканова Е.В., 1985), трудности могут возникать в результате разнообразных причин и предпосылок интуитивного характера, социально-перцептивных и коммуникативных особенностей общающихся. При этом под коммуникативными трудностями авторы по­нимают явления, обусловленные различиями «специфического установочного стереотипа» субъек­тов, вступающих в общение и несогласованием их поведенческих реакций, что приводит к непони­манию партнерами друг друга и нарушает процесс общения. Трудности могут возникать также в результате несовпадения, неприятия, непонимания, сокрытия мотивов партнерами по общению. Классификация Г. Гибша и М. Форверга разработана преимущественно как классификация факторов, облегчающих и затрудняющих коммуникативный процесс. Ими были выделены шесть типов трудностей общения.

Первый - это ситуативные трудности, которые возникают в общении из-за различного понимания ситуации, вызванного неодинаковой степенью включенности общающихся в ситуационный контекст. Основные трудности общения, возникающие в этом случае, проявляются в форме непонимания партнерами друг друга.

Ко второму типу относятся смысловые трудности, которые возникают из-за «непонимания одним человеком другого по причине отсутствия необходимого контекста, когда какое-либо высказывание воспринимается вне смысловой связи с предыдущим сообщением».

Следующий тип составляют мотивационные трудности, которые проявляются в двух случаях: «либо в результате сокрытия коммуникатором мотива коммуникаций, либо из-за того, что они недостаточно ясны ему самому».

Четвертый тип трудностей обозначается как «барьеры представлений о другом». По мысли авторов, они возникают из-за того, что коммуникатор не имеет точного представления о своем партнере, «ошибочно оценивает его культурный уровень, потребности, интересы, политические позиции, установки.

Кроме того, были выделены и такие трудности коммуникации, которые проявляются в результате отсутствия обратной связи, а также из-за «отсутствия некоторых особенностей формы подачи сообщения». Авторы объясняют это следующим образом: «При отсутствии обратной связи коммуникатор не может наблюдать, как воспринято его сообщение реципиентом, какое воздействие оно оказывает на него. А что касается формы подачи сообщения, то тут особое значение имеют уровень синтаксической сложности речевых сообщений и стиль коммуникации».

И, наконец, последний тип трудностей - это прагматические, которые возникают из-за неправильной сформированности мотивов общения, при преобладании мотивов эгоистического характера.

В ряде других работ в качестве факторов затрудненного общения анализируются пол, возраст, индивидные, личностные характеристики партнеров общения. Так, например, А.А. Бодалев и Г.А. Ковалев отмечают, что трудности общения могут возникать из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам, что накладывает отпечаток не только на имеющийся у них образ мира, но и на конкретное поведение в основных жизненных ситуациях. Авторы подчеркивают, что несходство жизненного опыта представителей разных возрастных групп выражается в различном уровне раз­вития и проявления познавательных процессов, неодинаковом характере переживаний, богатстве форм поведенческих ответов при контактах с другими людьми.

В настоящее время проблема половых особенностей субъектов, вступающих во взаимодействие, становится особенно актуальной в области исследования делового общения, поскольку нарушение культурного стандарта (связанного с мужской и женской ролью в обществе) по каким-либо причинам может вызывать проявление характерных трудностей общения у субъектов как мужского, так и женского пола.

Коммуникативный стиль человека проявляется в особенностях непосредственного взаимодействия с другими людьми и в его социально-перцептивных характеристиках. Отсюда важное значение для понимания проблем общения имеет изучение особенностей поведения в межличностном взаимодействии лиц с противоположным по параметру полезависимости - поленезависимости коммуникативным стилем.

Полезависимые индивиды в общении спокойны, расслаблены, действуют в деликатной манере, имеют более развитую технику общения, воспринимают круг намеков. Поленезависимые, наоборот, проявляют повышенную чувствительность к критике, раздражительность негативизм, недисциплинированность, борются за сохранение дистанции между собой и группой, поскольку участие в работе группы, как им кажется, угрожает их самооценке. Полезависимые же имеют фобию одиночества, они считают, что изоляция угрожает их самооценке. В основе таких отличий лежат различия в мотивах и ценностных ориентациях полезависимых и поленезависимых субъектов.

Полезависимые индивиды лучше владеют мимикой, активно посылают информацию о себе в форме невербальных выражений, возможно, рассчитывая на ответную реакцию. Они также больше склонны к раскрытию своих чувств, чем поленезависимые.

Представленный обзор характеристик субъекта затрудненного общения показывает, что практически все психологические особенности индивида, личности и субъекта деятельности реально или потенциально, ситуативно или константно могут оказывать влияние на возникновение трудностей общения.

Таким образом, трудности, возникающие в общении, могут быть вызваны следующими причинами:

1. объективные, порожденные реальными взаимодействиями, и субъективные, имеющие отношение к различным аспектам функционирования личности или группы;

2. первичные (природные условия жизни группы или личности, история формирования и отношений с другими группами, людьми) и вторичные, порожденные различными психогенными и социогенными воздействиями;

3. осознаваемые, реально присутствующие в ситуации общения и неосознаваемые, субъективно не переживаемые личностью и группой; представленные в сознании личности, но реально несуществующие;

4. ситуативные или устойчивые;

5. межкультурные и культурно-специфические;

6. общевозрастные и гендерные (маскулинность - феминность), половые;

7. индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические;

8. когнитивно-эмоциональные (представления, мнения, стереотипы, установки, настроения, превалирующие эмоциональные состояния, ценностные ориентации и т.д.), мотивационные и инструментальные (навыки общения, правила этикета, принятые в группе способы обращения и т.д.);

9. компоненты структуры общения (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);

10. вербальные и невербальные.

Субъект затрудненного общения не только может не осознавать свой «вклад» в возникновение трудностей, но и, осознавая данный факт, не всегда может самостоятельно изменить способы и формы своего общения, те личностные образования, которые лежат в их основе.



Рассказать друзьям