Проблема сострадания к животным. Классный час "милосердие к бездомным животным"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Американский блоггер (Zen Habits) и писатель.

«Вопрос ведь не в том, могут ли животные рассуждать? могут ли они говорить? Но в том, способны ли они страдать?»
«Принципы морали и законотворчества», Джереми Бентам (1748-1832),
английский философ, экономист, правовед

Я уже много раз писал о сострадании, а теперь пора поговорить о сострадании к животным.

Говоря о милосердии и сострадании, мы обычно применяем эти чувства к другим людям — родственникам, друзьям, соседям, сотрудникам, незнакомцам, которые страдают и мучаются где-либо в мире.
Мы говорим о том, что надо сочувствовать, понимать их мучения, мы хотим что-то предпринять, чтобы облегчить боль этих людей.
Сделать что-то хорошее, чтобы их муки прекратились.

Но есть люди, и я среди них, которые уверены, что подобные чувства следует относить ко всем живым созданиям.
У многих из нас были раньше или есть сейчас домашние животные, и нам целиком и полностью знакомо чувство сострадания и любви к животным.
Вам не хотелось бы причинить боль вашему питомцу, правда ведь? Эту эмпатию, умение сочувствовать и сострадать необходимо распространять и на других животных, включая тех, которых люди выращивают и убивают в пищу и ради прочих своих нужд.

Большинство людей не проводят этой параллели. Для них пища – это пища, готовый продукт, а не живое, чувствующее существо, которое умертвили, чтобы её приготовить.
Большинство людей в современном мире очень далеки от страданий таких животных, ведь для получения мяса (или любого другого конечного продукта), от живого, чувствующего существа до продукта у нас на тарелке, происходит целый ряд действий: выращивание и забой животного проводится где-то в другом месте, далеко от нас; потом мясо обрабатывают, пакуют, транспортируют, разрезают, готовят, сервируют, – и получается ваше блюдо.

Если бы мы своими глазами увидели, в каких условиях живут такие животные, как с ними обращаются, чем их кормят и какие инъекции им делают, мы наверняка испытывали другие чувства. Страдания животным приносит не только их убийство (которое часто совершается самым безжалостным образом), но условия жизни этих животных, от их рождения до смерти.

В нашем обществе к животным относятся как к неодушевленным, бесчувственным предметам. А это не так. Они чувствуют и страдают, точно так же, как мы с вами.

«Величие и моральный прогресс народа можно измерить тем, как этот народ относится к животным».
- Ганди -

[О взаимосвязи жестокости к животным и насилия над людьми см. материалы данного блога - Е.К.]

В настоящее время это дает результаты, вселяющие надежду: подавляющее большинство преподавателей, участвующих в образовательной программе Гуманного сообщества (Humane Society) подтверждают, что их ученики значительно развили понимание и заботу о благоденствии животных. Есть также множество других подобных программ. Но даже если вы не профессиональный учитель, вы можете научить детей любви к животным, подавая им пример. Полученные в детстве уроки принесут плоды на протяжении всей дальнейшей жизни.

Что можно сделать :
Учите своим примером! Дети лучше всего усваивают правила поведения, наблюдая за действиями окружающих их людей.
Заботьтесь о своих домашних животных (что включает визиты к ветеринару и стерилизацию домашних питомцев); вовлекайте детей в постройку домиков и кормушек для птиц, в посещение приютов для животных. Рассказывайте о недопустимости жестокого обращения к животным.

Перевод – Е. Кузьмина ©

Здесь собраны наиболее актуальные проблемы, связанные с состраданием, которые затрагиваются в текстах из вариантов ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, соответствующие этим проблемам, вы найдете под заголовками, расположенными в содержании. Также вы можете скачать таблицу со всеми этими примерами.

  1. Пример милосердия к животным наглядно демонстрирует произведение Юрия Яковлева «Он убил мою собаку» . Мальчик Саша (по прозвищу Табор) в разговоре со школьным директором рассказывает о брошенной прошлыми хозяевами собаке, которую он подобрал. В диалоге выясняется, что Саша был единственным, кому была небезразлична жизнь бездомного животного. Однако никто не обошелся с собакой жестче, чем отец мальчика. Он – так называет Саша своего отца – убил собаку, пока его не было дома. Для сострадательного ребенка этот жестокий и несправедливый поступок стал психологическим ударом, рана от которого не затянется никогда. Однако мы можем задуматься, как велика сила его сочувствия, если даже такие отношения в семье не искоренили в нем способность подать руку помощи.
  2. Истинное милосердие к животному проявил Герасим — герой . Он спас маленькую собачонку, застрявшую в речной тине. С большим трепетом герой выхаживает маленькое беззащитное существо, и благодаря Герасиму Муму превращается в «ладную собачку». Глухонемой дворник сильно полюбил спасенное им животное, и Муму отвечала ему тем же: всюду бегала за ним, ласкалась и будила его по утрам. Смерть Муму оставила в душе героя неизгладимый след. Он так мучительно переживал это событие, что больше никогда не смог полюбить кого-либо.

Действенное и пассивное сострадание

  1. Авторы многих произведений, вошедших в мировую и отечественную классику, наделяют своих героев ценностями, которым соответствует умение сострадать. Лев Толстой в романе «Война и мир» наделяет свою любимую героиню, Наташу Ростову, не только состраданием, но и добротой, желанием помочь нуждающимся. В этом плане показательна сцена, в которой Наташа просит своего отца пожертвовать имуществом их семьи, чтобы вывезти на подводах раненых из осажденной Москвы. Пока губернатор города бросался пафосными речами, юная дворянка помогла согражданам не словом, а делом. (Вот еще )
  2. Соня Мармеладова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» именно из чувства сострадания жертвует собственной честью и страдает за нищих детей Катерины Ивановны. Молодая девушка наделена даром сочувствия к боли и нужде других. Она помогает не только своей семье, пьянице-отцу, но и главному герою произведения – Родиону Раскольникову, показав ему путь к раскаянию и искуплению. Таким образом, герои русской литературы, наделенные способностью к сочувствию и милосердию, демонстрируют вместе с тем готовность жертвовать собой.

Отсутствие сострадания и его последствия

  1. Очерк Даниила Гранина «О милосердии» раскрывает данную проблему. Герой рассказывает о том, что упал недалеко от своего дома в центре города, и ни один человек не помог ему. Автор, рассчитывая лишь на себя, поднимается и идет в ближайший подъезд, а потом – домой. История, приключившаяся с рассказчиком, наталкивает его на размышления о причинах бесчувственности прохожих, ведь даже ни один человек не спросил его, что с ним случилось. Даниил Гранин рассуждает не только о своем случае, но и о врачах, о бездомных собаках, о бедных. Автор говорит о том, что чувство сострадания было сильно в военные и послевоенные годы, когда дух единства народа был особенно силен, но постепенно пропал.
  2. В одном из писем Д.С. Лихачева молодым читателям автор рассуждает о сострадании, как о заботе, вырастающей вместе с нами из детства и являющейся силой, которая объединяет людей. Дмитрий Сергеевич считает, что забота человека, направленная лишь на себя самого, делает из него эгоиста. Так же филолог утверждает, что сострадание присуще нравственным людям, которые осознают свое единство с человечеством и миром. Автор говорит, что человечество нельзя исправить, но изменить себя возможно. Поэтому Д.С. Лихачев выступает на стороне деятельного добра. (Вот еще подходящие .
  3. Самопожертвование из милосердия

    1. В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя А.И. Солженицына в образе Матрены воплощается понятие жертвенности и альтруизма. Всю свою жизнь Матрена жила для других: помогала соседям, работала в колхозе, выполняла тяжелую работу. Эпизод с горницей раскрывает высшую степень её готовности жертвовать своим ради блага других. Героиня очень любила свой дом, рассказчик говорил, что для Матрены отдать дом – означало «конец ее жизни». Но ради своей воспитанницы Матрена жертвует им и умирает, помогая перетаскивать бревна. Смысл ее судьбы, по мнению рассказчика, очень важен: на людях, подобных ей, держится вся деревня. И, несомненно, самопожертвование праведницы – это свидетельство чувства сострадания к людям, присущее женщине в высшей его степени.
    2. Авдотья Романовна Раскольника, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , входит в число героев-жертвенников в этом произведении. Дуня готова на любые жертвы ради любимых людей. Чтобы избавить старшего брата и мать от бедности, девушка сначала идет работать гувернанткой в дом Свидригайлова, где терпит обиды и позор. Затем решает «продать себя» — выйти замуж за господина Лужина. Однако Раскольников убеждает сестру не делать этого, потому что не готов принять такую жертву.
    3. Последствия сострадания и равнодушия

      1. Способность сочувствовать и активное, деятельное добро делает человека счастливым. Герасим из повести И.С. Тургенева «Муму» , спасая маленькую собачонку, не только делает добро, но и обретает верного друга. Собака, в свою очередь, так же привязывается к дворнику. Несомненно, финал этой повести трагичен. Но сама ситуация спасения животного, побужденная чутким сердцем Герасима, наглядно показывает, как человек может стать счастливым, единожды проявив милосердие и отдав другому свою любовь.
      2. В повести Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» маленькому мальчику Пете из всей цирковой труппы сочувствовал лишь клоун Эдвардс. Он учил мальчика акробатическим трюкам, подарил собаку. Петя тянулся к нему, но клоун не мог избавить его от тяжелой жизни под руководством жестокого акробата Беккера. И Петя, и Эдвардс – два глубоко несчастных человека. В произведении нет речи о помощи мальчику. Эдвард не мог обеспечить счастливую жизнь ребенку, потому что страдал от алкогольной зависимости. И все же, его душа не лишена чуткости. В конце, когда Петя умирает, клоун впадает в еще большее отчаяние и не может контролировать свою зависимость.
      3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
  • Поступки, совершенные из милосердия, на первый взгляд могут показаться нелепыми и бессмысленными
  • Человек может проявлять милосердие даже в самых сложных для него ситуациях
  • Поступки, связанные с помощью сиротам, можно назвать милосердными
  • Проявление милосердия часто требует от человека жертв, но эти жертвы всегда чем-то оправданы
  • Люди, проявляющие милосердие, достойны уважения

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Наташа Ростова проявляет милосердие – одно из важнейших человеческих качеств. Когда все начинают уезжать из захваченной французами Москвы, девушка распоряжается отдать подводы раненым, а не везти на них свои собственные вещи. Помощь людям для Наташи Ростовой гораздо важнее материального благополучия. И ей совершенно не важно, что среди вещей, которые должны были быть увезены, приданое – часть ее будущего.

М. Шолохов “Судьба человека”. Андрей Соколов, несмотря на тяжелые жизненные испытания, не потерял способности проявлять милосердие. Он потерял семью и дом, но не смог не обратить внимание на судьбу Ванюшки – маленького мальчика, родители которого погибли. Андрей Соколов сказал мальчику, что является его отцом, и забрал к себе. Способность к милосердию сделала ребенка счастливым. Да, Андрей Соколов не забыл свою семью и ужасы войны, но он не оставил в беде Ваню. А значит, сердце его не очерствело.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Судьба Родиона Раскольникова тяжела. Он живет в жалкой, темной комнате, недоедает. После убийства старухи-процентщицы вся жизнь его напоминает страдание. Раскольников по-прежнему беден: взятое из квартиры он прячет под камень, а не забирает себе. Однако последние герой отдает вдове Мармеладова на похороны, не может пройти мимо случившегося несчастья, хотя самому ему не на что существовать. Родион Раскольников оказывается способным на милосердие, несмотря на убийство и созданную им ужасную теорию.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. На что угодно готова пойти Маргарита, чтобы увидеть своего Мастера. Она идет на сделку с дьяволом, соглашается быть королевой на страшном балу у сатаны. Но когда Воланд спрашивает, что она желает, Маргарита просит лишь о том, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она заткнула рот собственному ребенку и закопала его в землю. Маргарита желает избавить совершенно чужого для нее человека от страданий, в этом и проявляется милосердие. Она уже не просит о встрече с Мастером, потому что не может не позаботиться о Фриде, пройти мимо чужого горя.

Н.Д. Телешов “Домой”. Маленький Семка, сын умерших от тифа переселенцев, больше всего хочет вернуться в свое родное село Белое. Мальчик сбегает из барака и отправляется в путь. По дороге он встречает незнакомого дедушку, они идут вместе. Дедушка тоже идет в родные края. В дороге Семка заболевает. Дедушка относит его в город, в больницу, хотя знает, что ему нельзя туда идти: оказывается, он уже третий раз сбегает с каторги. Там дедушку и ловят, а потом отправляют снова на каторгу. Несмотря на опасность для самого себя, дедушка проявляет милосердие по отношению к Семке – он не может бросить больного ребенка в беде. Собственное счастье становится для человека менее значимым, чем жизнь ребенка.

Н.Д. Телешов “Елка Митрича”. Семен Дмитриевич в канун Рождества понял, что у всех будет праздник, кроме восьми детей-сирот, живущих в одном из бараков. Митрич во что бы то ни стало решил порадовать ребят. Хотя ему было тяжело, он принес елку, купил конфет на полтинник, выданный переселенческим чиновником. Семен Дмитриевич отрезал каждому из ребят по кусочку колбаски, хотя для него колбаса была любимым лакомством. Сочувствие, сострадание, милосердие подтолкнули Митрича на этот поступок. И итог оказался действительно прекрасным: радость, смех, восторженные крики наполнили прежде мрачную комнату. Дети были счастливы от устроенного им праздника, а Митрич от того, что сделал это доброе дело.

И. Бунин “Лапти”. Нефед не мог не осуществить желание больного ребенка, который все время просил какие-то красные лапти. Несмотря на непогоду, он отправился за лаптями и фуксином пешком в Новоселки, находившиеся за шесть верст от дома. Для Нефеда желание помочь ребенку было важнее, чем обеспечение собственной безопасности. Он оказался способным на самопожертвование – в каком-то смысле высшую степень милосердия. Нефед погиб. Его привезли домой мужики. За пазухой у Нефеда нашли пузырек с фуксином и новые лапти.

В. Распутин “Уроки французского”. Для Лидии Михайловны, учительницы французского языка, желание помочь своему ученику оказалось важнее сохранения собственной репутации. Женщина знала, что ребенок недоедал, из-за чего и играл на деньги. Поэтому она предложила мальчику играть на деньги с ней. Это недопустимо для учителя. Когда обо всем узнал директор, Лидия Михайловна была вынуждена уехать на Родину, на Кубань. Но мы понимаем, что ее поступок вовсе не плох – это проявление милосердия. Недопустимое, казалось бы, поведение учительницы на самом деле несло добро и заботу о ребенке.

Разные качества живут в людях: доброта и злость, жестокость и милосердие, ум и глупость, любовь и ненависть, равнодушие и отзывчивость. Не могут быть все одинаковыми в нашем мире. Но именно равнодушие, я думаю, является причиной многих бед. Равнодушный – это человек с чёрствым или пустым сердцем. Чёрствое оно потому, что покрылось жёсткой коркой, через которую не проникают в душу добро и любовь. Пустое – потому, что нет в нём жизни, не интересны такому окружающие его люди, природа, красота. Равнодушный пройдёт мимо чужой беды, оберегая своё пустое сердце от несчастий. Напротив, отзывчивым называют человека, душа которого всегда чувствует и чужую боль, и чужую радость. Такой всегда придёт на помощь, согреет словом, поддержит делом.

Равнодушие и отзывчивость люди проявляют не только по отношению к себе подобным, но и к «братьям нашим меньшим» — к животным. Эта тема отражена и в произведениях художественной литературы. Обратимся к примерам.

В повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» рассказана история собаки, потерявшей хозяина. Разных людей встречает бедный Бим на своём пути. Таких, как Тётка, которая гонит бедную собаку со двора, а потом вызывает собачников, которые увозят Бима. Как отец Толика, который ночью отвозит Бима в лес и привязывает там к дереву, обрекая на смерть. Как Серый: он забирает собаку у мальчиков, чтобы снять с неё ошейник, избивает её. В этом же ряду и Клим, который называл себя охотником, изувечил бедное животное и бросил в лесу, и некоторые другие персонажи повести. Равнодушие породило в них злость и жестокость. От таких людей мир не становится лучше. Но на пути Бима встречаются и добрые, отзывчивые люди: девушка Даша, которая как могла помогла несчастной собаке, Хрисан Андреевич и Алёша взяли Бима к себе, отогрели и накормили его, мальчики, которые старались помочь ему, Матрёна и Михей, путейщики, поделились едой, оставили ночевать в тёплой будке. В повести Троепольского почти одинаковое число равнодушных и отзывчивых людей. Автор хочет сказать, что от того, какими станут сами читатели, зависит, будет больше или меньше на земле добрых людей.

В рассказе Л. Андреева «Кусака» тоже говорится о собаке. И люди вроде описаны отзывчивые: пригрели бездомное животное, кормили Кусаку, дети играли с нею. Впервые в жизни почувствовала собака, что такое ласка, привязалась к людям, отдала им своё сердце. Но закончилось лето, а зачем беспородное, бездомное животное нужно в городе. Ведь столько с ним хлопот. Уезжают дачники, бросив Кусаку на произвол судьбы. Так живёт ли отзывчивость в таких людях? Нет, они равнодушны ко всему, что может помешать их комфорту, думают только о своём благополучии. Экзюпери писал, что «ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Но в ответе только те, кто отзывчив к чужой беде, кто не пройдёт мимо того, кому нужна любовь и поддержка. К таким не относятся персонажи рассказа.

Равнодушие к людям, к «братьям нашим меньшим», к окружающему нас миру природы не делает людей лучше, а напротив, обедняет их душу. Отзывчивость, милосердие, доброта делают мир светлее, а человека счастливее.

Сочувствие ребенка к своему питомцу - очень важное качество. Относясь к животным с добротой и состраданием, ребенок учится уважать тех, кто слабее. Дети, проявляющие в поведении справедливость, доброту и милосердие к животным, более добры, благородны и тактичны по отношению к людям. Хорошее отношение к животным помогает малышу стать гуманным человеком и полноценным членом общества. Воспитание в ребенке данных качеств сводится к одному простому правилу: относитесь к другим так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Если вы хотите, чтобы ребенок его усвоил, придерживайтесь его и сами.

Когда ребенок поймет, что животные - такие же живые существа, как и люди, он сможет учиться хорошему отношению к людям, ухаживая за домашним питомцем. Важно научить малыша уважать и защищать даже самое маленькое и неприглядное животное. Это научит его ценить окружающих и предотвратит жестокость.

Сочувствие предотвращает жестокость

Практика показывает, что бережное отношение детей к животным предотвращает жестокое поведение в будущем. Статистика говорит о том, что большинство преступников в детстве отличались жестоким обращением с животными. Такого же мнения придерживаются и психологи, утверждая, что человек, проявляющий жестокость по отношению к животным, склонен к такому же поведению по отношению к людям. Эта склонность является одним из основных признаков расстройств поведения.

У людей, склонных к подобным действиям, слабо развито сочувствие , и они не способны осознавать вред и страдания, которые они причиняют. Чтобы научить ребенка доброте и уважению к животным, в первую очередь необходимо научить его сочувствию.

Показывайте ребенку пример доброты

Проявление доброты и уважения в повседневной жизни - это просто и интересно. Самый простой и важный способ научить ребенка сочувствию - показать ему пример. Посмотрите на себя со стороны и с этого момента никогда не кричите «Замолчи!», «Глупая собака!» и другие обидные фразы в адрес домашнего питомца. Никогда не бейте животных.

Покажите, что вы цените жизнь живых существ и заботитесь о них.

Пусть ваш питомец станет важной частью жизни: живет в доме, проводит много времени с членами семьи. Ежедневно уделяйте ему время: играйте, гуляйте с ним, расчесывайте, кормите вместе с ребенком.

Иногда животное может заблудиться и случайно попасть в ваш дом. Без злости и жестокости помогите ему выбраться на волю. Избегайте фраз, которые унижают животных, даже если они звучат как шутка. Например: «Я ненавижу кошек», «Глупый, как курица».

Помните, что игрушки влияют на ребенка. Не покупайте ребенку игрушек, которые хотя бы косвенно подразумевают жестокость по отношению к животным (например, компьютерные игры, где по сюжету необходимо убивать животных, строить зоопарки).

Проявляйте заботу о животных

Покажите ребенку, что ухаживать за питомцем и играть с ними - это весело. Сходите с ребенком в приют для бездомных животных и предложите свою помощь.

Выращивайте в саду цветы и растения. Объясните ребенку, что они необходимы для бабочек, пчел и других насекомых.

Во время прогулки в парке или лесу собирайте пластиковый и стеклянный мусор. Объясните малышу, что мусор вреден для птиц и других лесных жителей. Смотрите вместе с ребенком добрые фильмы и мультфильмы о животных («Бэмби», «В поисках Немо», «Побег из курятника», «Освободите Вилли» и другие). Читайте ему книги, в которых животные являются главными персонажами.



Рассказать друзьям