Профилактика и причины нарушения зрения у взрослых и школьников. Выявление причин нарушения зрения у школьников Значение зрения в школьном возрасте

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конечно, зрение портится не от учебы самой по себе, а от того режима, по которому живет ребенок. Почему портится зрение? Существуют ли способы, которые помогут сохранить хорошее зрение в современном быстро развивающемся технологичном мире на долгие годы? Рассказывает детский офтальмолог, заведующая отделением специализированной системы детских глазных клиник "Ясный Взор" Елена Кудряшова.

Когда мы говорим о снижении зрения у детей, это касается, в первую очередь, миопии (близорукости), которая развивается у школьников.

При близорукости ребенок плохо видит предметы, расположенные вдали. Это связано с неправильным расположением фокуса - он находится не на сетчатке, а перед ней из-за прогрессирующего удлинения глазного яблока.

Причины близорукости

Развивается близорукость по нескольким причинам. Первая - сбой формирования и закладки глазного яблока внутриутробно: инфекции во время беременности, преждевременные роды и т.п.

Вторая причина близорукости - наследственность. Если родители (или даже только одна бабушка) близоруки, вероятность развития глазной патологии у ребенка довольно велика.

Но даже если в семье ни у кого из родственников нет глазного заболевания, опасность развития близорукости сохраняется. Приобретенная близорукость - болезнь технического прогресса, следствие чрезмерных зрительных нагрузок, которые с каждым годом возрастают у современных школьников, и бесконтрольного увлечения детьми гаджетами.

Вы испытываете дискомфорт и напряжение, усталость после рабочего дня, проведенного за монитором? Те же симптомы характерны и для детей. Но в отличие от взрослых, на детей такие нагрузки влияют гораздо серьезнее и могут служить причиной резкого снижения зрения.

Кстати, о вреде телевизора. Больше вреда телевизор наносит нервной системе ребенка, чем глазам, так как при просмотре телевизора глаза фокусируются на достаточно далекое расстояние. При условии, что телевизор стоит не ближе 2,5 метров от глаз.

Главная причина близорукости

Итак, третья причина - чрезмерные зрительные нагрузки на близком расстоянии.

Глаз человека изначально приспособлен для взгляда вдаль. При длительной работе на близком расстоянии - чтении, письме - глаза испытывают серьезное напряжение и приспосабливаются к работе на близком расстоянии. Цилиарная мышца, управляющая хрусталиком и помогающая нам сфокусироваться на близком расстоянии, находится в "привычном" напряжении. (Это еще называют спазм аккомодации.) Этот спазм и приводит к удлинению глазного яблока.

Поэтому крайне важно во время занятий делать перерывы по 15 минут через каждые 30-40 минут. А лучше всего - чередовать занятия с активным отдыхом на свежем воздухе. Но, к сожалению, не всегда это возможно.

В школе родители не могут контролировать, чем занимается любимое чадо на перемене, да и у учителей нет такой возможности, поэтому основная задача взрослых в школе и дома - воспитание чувства ответственности у ребенка и разъяснение влияния гаджета на зрение.

Мелкий шрифт и мелкие изображения, а также постоянное меняющееся расстояние до рассматриваемого объекта - основные источники негативного воздействия на зрение школьника. Когда ребенок держит телефон в руке, расстояние до экрана не фиксировано, как в случае с книгой или тетрадью, лежащими на столе.

Из-за того, что расстояние меняется, цилиарная мышца напрягается еще больше - ей постоянно нужно фокусировать изображение то ближе, то дальше. Вследствие этого напряжение еще больше усиливается.

По этой же причине не приучайте ребенка к чтению или просмотру видео на планшетах в транспорте. Расстояние от глаз ребенка до книги или монитора должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным. В движении расстояние до книги или планшета постоянно меняется, это вызывает большую утомляемость цилиарной мышцы, отвечающей за аккомодацию - способность глаза переключать фокусное расстояние. Поэтому чтение в транспорте крайне негативно сказывается на зрении.

Коррекции зрения с помощью очков бояться не стоит. Очки - это элемент комфорта и необходимости. При миопии слабой степени очки назначаются только для дали. Для постоянного ношения очки назначают только при миопии высокой степени.

Но если ребенок надел очки и не хочет их снимать, значит, без очков ему некомфортно, плохо видно. Не нужно объявлять ему войну, заставляя снимать очки, когда он читает книгу. Лучше подобрать бифокальные очки, в которых он будет без вреда для глаз смотреть и вдаль (через верхнюю часть стекла с более сильной коррекцией), и вблизи (через нижнюю часть, где минус меньше, а может быть, даже плюс). Это разделение можно сделать незаметным для окружающих.

Как предотвратить нарушение зрения?

  • Показывайте школьника детскому офтальмологу 1 раз в год, а если в семье есть родственники с миопией - чаще.
  • Следите за реакциями ребенка: если он начал щуриться, жалуется на быструю утомляемость и головную боль, наклоняет голову, нужно срочно обратиться к специалисту. Эти жалобы могут быть первыми симптомами снижения зрения.
  • Обеспечьте хорошее освещение во время занятий. Свет должен быть ярким, но не ослепляющим. Если ребенок правша, то свет должен падать слева, не создавая теней, а для левши - справа.
  • Неправильная ребенка, искривление в шейном отделе позвоночника также могут провоцировать ухудшение зрения. Поэтому обязательно следите, чтобы ребенок держал спину ровно.
  • Если ребенок плохо видит, очки нужны обязательно. Не допускайте, чтобы ребенок щурился и перенапрягал зрительную систему.
  • Если ваш ребенок стесняется очков, а миопия стабильна, то можно подобрать мягкие контактные линзы, даже маленьким детям.
  • Обязательно с 7 лет раз в год проверяйте глазное дно с линзой Гольдмана, чтобы вовремя заметить истончение сетчатки и её отслойку - самое опасное осложнение близорукости.
  • Больше гуляйте на свежем воздухе! Занимайтесь спортом: полезно плавание (улучшает осанку и тем самым кровоснабжение и питание глаз), все игры с мячом, большой теннис и бадминтон.
  • При близорукости не ограничивайтесь только ношением оптической коррекции (очками или линзами) и регулярными визитами к доктору для оценки состояния в динамике. Крайне важно проводить лечение.

Вылечить уже возникшую близорукость, к сожалению, невозможно. Лечение близорукости необходимо, чтобы остановить рост глаза и тем самым стабилизировать ухудшение зрения. При правильном подходе в 82% случаев это удается сделать. Но только совместным трудом офтальмолога, родителей и маленьких пациентов.

Комментировать статью "Как учеба портит зрение. Главная причина близорукости у детей"

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на

Еще по теме "Как учеба портит зрение. Главная причина близорукости у детей":

Я на полном серьезе уже думаю ездить в любую школу, только бы без интерактивной доски, не хочу чтобы мой ребёнок потерял зрение за годы учёбы. В 1м классе зрение норма. Во втором стало портиться, тогда как раз ее и поставили. Я сама с близорукостью, мне даже в...

сходили к врачу - один глаз 0,5 другой 0,75. говорит мб спазм - назначила капли на месяц, пошла смотреть по клиникам глазным - многие пишут. что они бесполезны, мало того, могут ухудшить ситуацию после отмены. Наверняка, кто то проходил уже этот путь - посоветуйте куда рвануть

Восстановление зрения у детей: 4 эффективных упражнения. Гимнастика для глаз, коррекция зрения, упражнения при близорукости, дальнозоркости, усталость глаз. После родов зрение резко упало до минус 4. Потом были эксперименты с...

У ребенка 8 лет портится зрение. Стал плохо видеть вдаль. Врач сказал, что сделать ничего нельзя, только посадить на первую парту, в театре носить очки, ограничить телевизор и компьютер, и ждать, что по мере роста будет только хуже. Стоит ли искать другого врача или расслабиться, потому что другой скажет то же самое?

Основная причина близорукости - постоянная работа глаз на близком расстоянии. Посадила за первую в центральном ряду, тоже надеюсь на улучшение учебы. Нарушение зрения у детей. Самое опасное для глаз - это...

совсем беда у старшего ребенка со зрением - в прошлом году (учебном) было 2-2,5 (минус. ходили на аппараты разные, делали массаж, гимнастику для глаз. комп и телик практически в жизни отсутствуют. сейчас пошли в сентябре к врачу - уже минус 3,5. я в панике - если так и дальше пойдет, совсем без глаз останемся.

у ребенка в 9 лет зрение -3. Успехов вам и здоровья вам и вашему ребенку. кстати, я поняла, что вы за границей? может быть по каким-то причинам ребенок плохо переносит новое окружение? давно ли прогрессирует близорукость? давно ли вы там?

Я в трансе: у дочки во время школьной диспансеризации обнаружили миопию -1,5. Без ошибок читает только верхние две строки проверочной таблицы! Последний раз были с ней и глазника три года назад перед поступлением в школу. До этого посещали его регулярно раз в год и все было в норме. Т.к. в семье ни у кого вообще никогда не было проблем со зрением, то я было совершенно спокойна и понадеялась на школу.

У ребенка нашли близорукость!. -- посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Операция не главное, главное для вас сейчас чтобы ребенок был под постоянным наблюдением окулиста, чтобы недопустить...

Зоркий глаз. Нарушения зрения у детей. ...со зрением? нет есть, врожденные есть, приобретенные Если проблемы со зрением у Нарушения звукопроизношения часто вызваны такими причинами, как Роды при близорукости. У меня -8 и -9, плюс куча патологий.

В чем причина?

А причина кроется в чрезмерной нагрузке на глаза ребенка. Дома он проводит много времени за компьютером, телевизором и домашними заданиями. В классе он целый день смотрит в учебники и тетрадки. Многие школьники принимают неправильную позу сидя за партой, при этом увеличивается нагрузка на позвоночник, нарушается кровообращение и глаза не получают достаточного уровня кровоснабжения. Все это негативно сказывается на зрении, так как глаза просто не могут справиться с такими нагрузками.

Некоторые родители могут спросить: причем здесь школа, ведь современные детки начинают разговаривать и сидеть за компьютером почти одновременно. Они так же часами рисуют, собирают конструкторы и паззлы из мельчайших деталей. Дело в том, что когда ребенок играет и чувствует, что его глазки подустали, он спокойно может отдохнуть или заняться другим, не менее важным для него делом. У детей отлично развиты инстинкты, поэтому ему виднее, когда нужно сделать передышку. В детском саду тоже все происходит в игровой форме, а если ребенка там и «загружают», то это лишь кратковременные занятия. Что же касается школы, то там ему не приходится выбирать, когда читать и писать, а когда отдыхать. Ребенок вынужден подчиняться общему режиму, независимо от того, устал он или нет. При этом очень напрягается цилиарная мышца, что способствует развитию близорукости.

Высокая вероятность нарушения зрения может проявиться у тех детей, у которых родители имеют аналогичные проблемы и у тех, которые испытывали гипоксию во время внутриутробного развития. Таких деток необходимо водить на прием к офтальмологу не реже двух раз в год.

Симптомы тревоги

Важно не упустить начальные симптомы нарушения зрения у вашего ребенка. Первым достоверным признаком является то, что он очень часто щурится. Вторым признаком является астенопия, т. е. симптом усталых глаз. Вечером ребенок жалуется на головную боль, трет покрасневшие глаза. Стоит так же обратить внимание на почерк: если школьник пишет большими буквами с сильным наклоном, следует заподозрить астигматизм. Это самые первые тревожные признаки, при которых острота зрения еще не снижается. Но они говорят о том, что глазам нужна срочная помощь и пришла пора предпринимать радикальные меры.

Если ребенок не проявляет никаких жалоб, то его необходимо показать офтальмологу в конце первого полугодия и года обучения. Если все же появились признаки нарушения зрения, то необходимо проводить комплексное обследование.

Диагностика

В первую очередь необходимо определить ребенку остроту зрения. Важным является исследование оптики (рефракции) глаза. Для выявления наличия астигматизма нужно определить кривизну роговицы. Необходимо так же измерить длину глазного яблока, т. к. его удлинение свидетельствует о близорукости. Опытный офтальмолог обязательно определит состояние глазного дна и внутриглазное давление. Для исключения воспалительных процессов, например, конъюнктивита, тщательно осматривается передний отрезок глазного яблока и конъюнктива.

Для исключения ложной близорукости определяется истинная рефракция глаза, для чего закапываются капли, расширяющие зрачок. При подозрении на наличие патологий назначаются дополнительные методы исследования (ультразвуковое исследование, электрофизиологические методы исследования функции сетчатки и ее компьютерная томография).

Линзы или очки?

Если уже сформировалось нарушение, то без коррекции не обойтись. Так что же выбрать? Если два глаза имеют разную остроту зрения или у вашего ребенка астигматизм или близорукость, то лучше отдать предпочтение контактным линзам. Современные линзы обладают массой преимуществ. Они более физиологичны очков, удобнее их и создают единую оптическую систему с глазом. Через них проходит кислород, так что глаз сможет полноценно дышать. Так же ребенок будет чувствовать себя увереннее в психологическом плане, ведь никто не будет дразнить его очкариком! Ассортимент линз велик, но лучше выбрать однодневные, они более гигиеничны и комфортны для глаза.

Следует учесть, что ребенок с 4-5 лет сможет надевать их самостоятельно. Он легко освоит технику и это станет привычным ежедневным ритуалом, как чистка зубов и умывание. Но, к сожалению, линзы может носить не каждый. Некоторые дети категорически не принимают контактные линзы, так как им неприятен сам процесс их использования. Это психологический аспект, но есть и ряд медицинских противопоказаний, таких как хронические воспалительные заболевания глаз. Перерыв в ношении следует осуществить при инфекционных заболеваниях (тонзиллит, грипп, ОРВИ и др.).

К выбору очков необходимо подходить с не меньшей ответственностью. Детям до трех лет необходимы очки на резинке, которая будет плотно охватывать голову. Это не будет нарушать обычный образ жизни ребенка, он спокойно сможет играть и бегать. Изготавливаться такие очки должны из мягкого пластика, к ним обычно легко привыкнуть. Школьникам до 10 лет хорошо подойдут очки в жесткой пластмассовой оправе с пластиковыми линзами, они дольше не поцарапаются и не разобьются. Линза должна быть достаточного размера, чтобы закрывать весь глаз. Важным, является то, что ребенок должен активно участвовать в выборе очков - лишь в этом случае он подберет то, что нравится ему и будет носить их с удовольствием.

Профилактика

Любому человеку известно, что предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Профилактикой дальнозоркости, близорукости и других глазных проблем является соблюдение здорового образа жизни. Не стоит чрезмерно нагружать первоклассника дополнительными занятиями, изучением языков и музыкой, а лучше отдайте его в спортивную секцию. Для эффективного кровоснабжения глаз необходима правильная осанка и здоровый позвоночник. Хорошо справится с этими задачами плавание. Можно отдать его на танцы - это еще один способ научиться правильно держать спину. Настольный теннис и занятия с мячом способствуют тренировке глаз и разовьют аккомодацию.

Середина учебного года. Первое, с чем столкнутся родители школьника - это существенная нагрузка на глаза ребенка. Постоянное напряжение глазных мышц учащегося приводит к нарушению кровообращения в органах зрения и преждевременной утомляемости.

Столько вопросов возникает у родителей! Как влияет компьютер на зрение ребенка? Как правильно выбрать настольную лампу? А правда ли утверждение о негативном влиянии на здоровье школьника энергосберегающих ламп? Как часто надо обследоваться у офтальмолога? Существует ли детская оздоровительная гимнастика для глаз? Попробуем ответить на самые важные из них.

Наиболее частой формой нарушений зрения в детском возрасте является близорукость.

По статистике в начальных классах близорукостью страдают около 10% детей, к окончанию школы показатель достигает 30%.

Миопия (близорукость) возникает из-за перенапряжения глаз ребенка, когда взгляд долгое время сосредоточен на близких предметах: учебнике, тетради, альбоме для рисования. Ни для кого не секрет, что наши дети подолгу сидят у телевизора и компьютера, фокусируя свой взгляд на одном расстоянии, что существенно увеличивает нагрузку на глаза. Дополнительные занятия, недостаток сна, малоподвижный образ жизни - все это способствует ухудшению зрения у школьника.

Если вы заметили, что ребенок стал щуриться, часто моргать, тереть глаза и садиться близко к экрану, возможно у него появились проблемы со зрением. Не откладывайте решение этой проблемы на потом, обратитесь к офтальмологу. Своевременное обращение к врачу сохранит зрение школьнику и предотвратит его дальнейшее ухудшение.

Для профилактики глазных заболеваний у детей рекомендуется запомнить несколько простых правил:

длительный просмотр телепередач или занятия на компьютере более получаса отрицательно влияют на зрение детей. Оптимальное расстояние до экрана телевизора - от 2 до 5 метров. Монитор должен стоять на расстоянии вытянутой руки ребенка. Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном

исключить чтение в положении лежа. Книгу (тетрадь) следует располагать от глаз на расстоянии, равном длине предплечья (от локтевого сгиба до кончика пальцев). Ребенок должен заниматься в хорошо освещенном месте, при этом источник света располагается слева и сверху от него. Специалисты в области гигиены и безопасности труда отметили, что энергосберегающая лампа дает освещение ярко-белого цвета, что представляет собой не только дополнительную нагрузку для глаз, но и способствует быстрой усталости глазных мышц. Особенно отчетливо это влияние проявляется при воздействии на органы зрения младших школьников. Кроме того, энергосберегающая лампа при работе постоянно мерцает. Такое мерцание хотя и незаметно для человеческого глаза, но оказывает на зрение негативное влияние, оцениваемое современными офтальмологами как фактор, постепенно ухудшающий зрение. Рекомендуется использовать наряду с общим комнатным освещением настольное освещение рабочего места ребенка светом желтого оттенка со средней степенью яркости, который обеспечивает стандартная лампа накаливания мощностью в 60-100 ватт. Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением

гуляйте побольше на свежем воздухе. Ещё один весомый аргумент в пользу регулярных прогулок представили учёные из Кембриджского университета. В результате их исследований выяснился факт, что у тех детей, которые мало гуляют, повышается риск приобретения миопии (близорукости). Они проанализировали образ жизни и качество зрения 10 тысяч детей и подростков и выяснили, что дети, страдающие близорукостью, гуляли в неделю в среднем на 3-7 часов меньше детей с нормальным зрением и доказали, что каждый дополнительный час прогулок в неделю снижает риск возникновения близорукости на два процента. И это неудивительно: как признаются сами ученые, во время прогулок появляются естественные факторы, положительно влияющие на детское зрение, такие, как солнечный свет и возможность разглядывать удалённые предметы

для того чтобы зрение ребенка было хорошим, очень важно обеспечить его правильным и рациональным питанием. Рацион вашей семьи должен быть сбалансированным. В пище должно быть мало жиров, но достаточно разнообразных злаков, плодов и овощей, содержащих витамины, полезные минеральные вещества и клетчатку. Врачи рекомендуют для сохранения здоровья и укрепления зрения питаться часто, но малыми порциями

Витамины, укрепляющие зрение:

ВИТАМИН С - киви, апельсины, лимоны, свекла, лук, зеленый горошек, белокочанная капуста, печень, картофель, помидоры, яблоки, грейпфрут. Улучшают кровообращение глаз. Овощи желательно употреблять в сыром виде.

ВИТАМИН А – печень, морковь, шпинат, тыква, папайя, зеленая листовая капуста, брокколи, дыня, помидоры, авокадо, абрикос, спаржа, зеленый горошек, фасоль, персик. Данные продукты в рационе предупреждают куриную слепоту и улучшают сумеречное зрение. В день достаточно выпить один стакан свежевыжатого морковного сока со сливками или несколькими каплями масла.

ВИТАМИН Е – подсолнечное и соевое масло, миндаль, маргарин, грецкие орехи, арахис, сливочное масло, яйца, молоко. Улучшает кровообращение в области глаз.

ВИТАМИН В1 – орехи, полированный рис, мед.

ВИТАМИН В2 – полированный рис и пшеничные зерна, молоко. Улучшает светочувствительность сетчатки глаз. Дневная потребность – 1 стакан молока.

ВИТАМИН В6 - капуста, пшеничные зерна, яичные желтки, рыба всех сортов.

ВИТАМИН В12 - виноград и чистый виноградный сок, яичный желток, черника, финики, чернослив, абрикосы. Улучшает светочувствительность сетчатки.

Для профилактики нарушения зрения у школьника необходимо регулярно выполнять гимнастику для глаз (2-3 раза в день по 3-5 минут).

Основной комплекс упражнений для укрепления зрения:

Упражнение 1. Движения по прямым линиям. Интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо - налево, и вертикали: вверх-вниз.

Упражнение 2. Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.

К концу учебного года многие родители отмечают, что их школьник стал хуже видеть.

«Летидор» обратился к Рано Ибрагимовой, врачу-офтальмологу, специалисту Essilor Academy Россия, чтобы выяснить причины ухудшения зрения и способы предотвратить это.

Важно ли, за какой партой сидит ребенок с плохим зрением?

Многие родители придерживаются мнения о том, что ребенок с плохим зрением обязательно должен сидеть за первой партой, однако это не так. Этот миф был следствием методики неполной коррекции зрения, которая была распространена до недавнего времени.

Она заключалась в том, что ребенку выписывали более слабые очки, чем требовалось. Также не рекомендовалось носить очки постоянно. Считалось, что так детский глаз будет напрягаться и лучше работать.

Но наблюдения показали, что такая методика не только не помогает остановить ухудшение зрения, но и может спровоцировать дальнейшее развитие близорукости.

Полная же коррекция зрения позволяет ребенку четко видеть с разных расстояний, не допускает перенапряжения глазных мышц, а значит предотвращает риск прогрессирования болезни.

Соответственно, с правильно подобранными очками ребенок может сидеть за любой партой.

Другое дело, если ребенок страдает таким заболеванием глаз, которое не поддается коррекции очками или контактными линзами, например, амблиопией (один из глаз не задействован в зрительном процессе – прим. ред.). В этом случае ему лучше сидеть за первой партой.

Тем же, у кого проблем со зрением нет, можно сидеть и в конце класса при условии, что текст на доске не будет мелким и не придется напрягать глаза, чтобы его увидеть.

Почему в середине учебного года зрение вдруг резко изменилось, и один глаз «ушел в минус», другой – «в плюс»?

Резкое изменение рефракции глаз, а значит и силы линзы, необходимой для коррекции зрения, может свидетельствовать о глазном заболевании. Для полного ответа на этот вопрос требуется дополнительная информация.

В школе приходится много читать, может ли от этого ухудшиться зрение?

Вред для зрения во время чтения состоит в том, что глаза фокусируются на одном расстоянии. Если это происходит в течение длительного времени, то может возникнуть спазм аккомодационных мышц глаз и, как следствие, может появиться сначала ложная близорукость, а со временем при регулярном перенапряжении глаз и фактическое ухудшение зрения.

Поэтому при чтении нужно периодически делать небольшие перерывы и переводить взгляд на предметы, расположенные вдали.

Чтобы избежать переутомления глаз, текст в книге не должен быть мелким, а освещение должно быть достаточным, чтобы не приходилось напрягать глаза.

Какое освещение считается полезным для глаз?

Самый лучший свет для зрения - естественный дневной. В детском возрасте он играет важную роль в физиологическом развитии сетчатки глаза.

Однако одним дневным светом не обойтись, поскольку мы, как правило, не ложимся спать с наступлением темноты. Решить вопрос освещенности просто.

Существует норма: 200 люменов на квадратный метр.

Световой поток одной лампочки накаливания мощностью 60 Вт - 730 люменов. Таким образом, чтобы в помещении площадью 10 квадратных метров было достаточное освещение, нужно как минимум 2 000 люменов, или три такие лампочки.

Также важно правильно организовать освещение рабочего места. Старайтесь совмещать верхнее освещение с местным.

Освещение должно быть равномерным, желательно одной цветовой температуры, настольная лампа не должна слепить глаза и создавать блики или тени на рабочей поверхности.

Без компьютера и планшета современному школьнику не обойтись. Как правильно использовать гаджеты, чтобы сохранить хорошее зрение?

Все гаджеты, кроме книг с электронными чернилами, излучают лучи видимого спектра, благодаря чему мы видим изображение на экране. В том числе они излучают вредный для глаз сине-фиолетовый свет. Его длительное воздействие приводит к возникновению симптомов зрительного переутомления: сухости, рези, ощущению песка в глазах, головным болям и болям в надбровных дугах.

Кроме того, важно, чтобы линзы беспрепятственно пропускали полезный сине-голубой свет. Он положительно влияет на наше настроение, бодрость и работоспособность.

Еще одна опасность гаджетов состоит в том, что при пользовании ими наши глаза фокусируются на одном расстоянии. Это может привести к спазму аккомодации (способности глаза хорошо видеть на разном расстоянии – ред.) и, как следствие, к временной близорукости. Если перенапряжение глаз будет единичным, то зрение восстановится само собой. Однако если это будет происходить регулярно, есть большая вероятность развития близорукости.

Чтобы избежать ухудшения зрения, детям в возрасте 10–12 лет можно непрерывно использовать гаджеты в течение 20 минут, 13–14 лет - 25 минут, 15–16 лет - 30 минут, но суммарно не более 1,5–2 часов в день.

Между этими сеансами рекомендуется делать десятиминутные перерывы, во время которых полезно сделать небольшую гимнастику для глаз: посмотреть вдаль, затем в разные стороны, поморгать, закрыть глаза и легко помассировать веки пальцами. Это позволит глазам отдохнуть.

Какой вид спорта полезен для зрения?

Для зрения полезны виды спорта, в которых глазам приходится постоянно фокусироваться на разных расстояниях (чем больше различается минимальное и максимальное, тем лучше).

К таким видам спорта относятся бадминтон, большой теннис, волейбол и другие.

Смена фокусировки взгляда с близкого на дальнее расстояние помогает тренировать аккомодационные мышцы, положительно влияет на зрение.

Помогает ли черника сохранить или улучшить зрение?

Черника - кладезь полезных для глаз веществ. Во-первых, важны антоцианы, которые защищают сосуды глаз от ломкости и приводят внутриглазное давление в норму. Во-вторых, в чернике содержатся каротиноиды, способствующие обновлению сетчатки, улучшению глазного кровообращения, устранению сухости глаз, повышению остроты зрения и сохранения четкости зрения в ночное время.

Черника сохраняет свои свойства и в сушеном, и с замороженном виде, так что употреблять ее можно круглый год.

Однако не стоит надеяться на чудодейственный эффект: это профилактика, а не лечение.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

За период обучения в школе у меня резко ухудшилось зрение, и я стала обращать внимание на то, что многие мои друзья и одноклассники ходят в очках.

В настоящее время в нашей стране увеличилось количество детей, имеющих нарушения зрения.

Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

Школьники значительное время проводят за письменным столом, компьютером, у экрана телевизора, не соблюдая гигиенических требований по профилактике возникновения зрительных нарушений. У современных детей совершенно не остаётся времени на развлечения, занятия спортом; наблюдается тенденция к снижению двигательной активности и росту численности детей с различными отклонениями в состоянии здоровья.

Особую тревогу вызывает рост числа детей с нарушениями зрения в общеобразовательных школах. Близорукость возникает и развивается у школьников чаще после трёх лет обучения. А после 5-6 класса процент детей, нуждающихся в очках, существенно увеличивается.

Эта тема меня очень взволновала, и я решила её изучить. Мы определили цель моей работы, наметили её задачи, составили план и начали сбор материала по данной теме.

    Во-первых, я изучала материал об органе зрения, об основных заболеваниях глаз, о причинах нарушения и профилактике заболеваний.

    Во-вторых, активный поиск вёлся по диагностике нарушений зрения у учащихся нашей школы и класса.

Тема работы: проблемы нарушения зрения у школьников.

Цель: в ыяснение причин снижения зрения у школьников.

Задачи:

1. Найти и изучить информацию о строении и функциях глаза, об особенностях восприятия окружающего мира и основных типах нарушения зрения.

2.Собрать информацию о профилактике заболеваний глаз у школьников, обосновать правила гигиены зрения и первой помощи при травмах глаз.

3. Сделать анализ и выводы по собранному и изученному материалу о нарушениях зрения учащихся нашей школы и класса.

Предмет изучения: глаз - орган зрения.

Объект исследования: учащиеся 1-11 классов.

Гипотеза :современные учащиеся страдают нарушениями зрения, потому что значительное время проводят за письменным столом, компьютером, у экрана телевизора, не соблюдая гигиенических требований по профилактике возникновения зрительных нарушений.

Методы исследования:

    анализ, синтез, обобщение, моделирование;

    наблюдение, описание, сравнение.

Проблемы нарушения зрения у школьников

Прошу вас сесть свободно, расслабьтесь и закройте глаза. Не открывая их, можете ли вы сейчас сказать, какое изображение на экране. А что надо сделать, чтобы увидеть? Конечно, открыть глаза.

Откройте глаза и полюбуйтесь природой нашей родины.

Как прекрасен этот мир, посмотри!

С помощью чего мы смогли увидеть эту красоту? Конечно же, нам помогли глаза - орган зрения.

Слово «зрение» образовалось от народного слова «зреть, зри». Это означает - смотреть, видеть.

Сегодня я хочу рассказать вам об основных типах нарушения зрения, о том, что нужно сделать, чтобы сохранить зрение, чтобы можно было увидеть окружающий нас мир.

Основные заболевания глаз у детей

Глаз - орган зрения - можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 90% всей информации мы получаем с помощью зрения, например о форме, о размерах, о цвете предметов, о расстоянии до них и др. Он контролирует двигательную и трудовую деятельность человека; благодаря зрению мы можем по книгам изучать опыт, накопленный человечеством.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях. Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Спазм аккомодации. Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.

Близорукость. Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль , которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи , стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм . Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи , снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость .

В школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза. Между тем, к сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и в первую очередь, близорукость.

Диагностика нарушений зрения школьников

Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность - увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим.

Я провела диагностику среди учащихся нашей школы и выявила закономерность увеличения количества учащихся с нарушениями зрения от класса к классу. Если при поступлении в школу 6,2% учеников имели проблемы со зрением, то к 11-му классу их количество увеличилось до 38,7

Диагностика нарушений зрения учащихся школы № 32

(по данным диспансеризации 2016 года)

Таблица1.

Класс

Всего детей

Пониженное зрение

(количество)

Итого

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Такую же диагностику я провела среди учащихся моего класса. При поступлении в 1 класс только два ученика имели пониженное зрение. В этом учебном году после проведенного медосмотра количество учащихся, имеющих нарушения зрения, возросло до восьми человек.

Диагностика нарушений зрения учащихся 4-а класса

Таблица 2.

Диаграмма 3

Количество детей, относящихся к районной детской поликлинике, имеющих патологии зрения

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Такая же ситуация складывается и в нашем районе. По данным, собранным в районной детской поликлинике, 27% учащихся начальной школы имеют нарушения зрения. А к 11-му классу их количество увеличивается до 57%.

Профилактические мероприятия по предупреждению нарушений зрения у школьников

В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период.

Необходимо сказать об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1-1,5 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.

При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза.

Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения.

Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Лучше всего расположиться от телевизора не ближе, чем на 3 метра, при этом следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Если школьник носит очки для дали, ему следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, окружающие вас, чтобы дать отдых глазам.

Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.

Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30-35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).

Необходимо коснуться такого важного аспекта в профилактике зрения у школьников как компьютер. Строгое соблюдение правил зрительного режима при работе с компьютером предотвращает развитие компьютерного синдрома и нарушений зрения.

Правила гигиены зрения

Правила гигиены

Обоснование правил

Необходимо сохранять правильную позу за партой при чтении и письме. Расстояние между книгой и глазами должно быть 30-35 см.

Предупреждение развития близорукости.

При чтении или письме свет должен падать с левой стороны.

Это обеспечивает наилучшую освещенность и отсутствие теней от руки и головы.

Расстояние между книгой и глазами все время меняется. Вследствие этого хрусталик непрерывно меняет свою кривизну. Что вызывает сильное утомление глаза.

При длительном чтении должны быть перерывы через каждые 25-30 минут.

Необходимо смотреть вдаль, профилактика утомления.

Опасные для глаз виды работ необходимо выполнять в очках с простыми стеклами.

Очки ослабляют любой удар и защищают глаза.

Таблица 3.

Памятка для учащихся

1. Достаточная освещенность - обязательное условие для зрительной работы.

2. При чтении, письме вы не должны наклоняться близко к тетради, книге.3. Нельзя читать лежа, а также в транспорте.4. Необходимо делать для глаз специальную гимнастику.5. Для сохранения хорошего зрения необходимо полноценное питание.6. Смотреть телевизор не более 20 минут в день на расстоянии не менее двух метров.7.Работать за компьютером не более 20 минут на расстоянии от экрана монитора не менее 60 сантиметров.

Заключение

Глаз - сложная физиологическая система, способная воспринимать воздействие окружающей среды в виде лучистой энергии.

Работая над данной темой, я выяснила, какие несложные правила нужно соблюдать, чтобы сохранить своё зрение на долгие годы.

Я научилась, как вовремя и как можно раньше распознать различные расстройства органа зрения, как защитить свои глаза от перегрузки. Я больше узнала о строении и функциях, о болезнях нашего органа зрения, их предупреждении и лечении.

Ведь зачастую человек, который недостаточно получает информации о той или иной болезни глаз, расстройства функционирования зрительного органа, может довести всё до крайности, которую возможно можно ещё исправить, в лучшем случае, а в худшем, всё это может привести к полной потере зрения - слепоте.

Врачи могут заменить человеку больное сердце искусственным. А вот глаза заменить нечем. Ученые не могут сделать такой искусственный глаз, который бы видел так же, как настоящий. Потому что наш глаз устроен гораздо сложнее, чем даже современный компьютер.

Берегите глаза, чтобы видеть белизну снега, синь озер, зелень лесов и родные лица! Относитесь к своим глазам бережно и внимательно!

Список литературы

1. Аветисов, Э.С. Близорукость [Текст] / Э.С. Аветисов.- М.: Медицина, 1986.- 286 с. ISBN: 5-225-02764-4

2. Глазные болезни [Текст] / Учебник Под ред. Т. И. Ерошевского, А.А.Бочкаревой. - М.: Медицина, 1983.- 414 с. ISBN: 5-225-02764-4

3. Аветисов, Э.С. Охрана зрения у детей [Текст]/ Э.С. Аветисов.- М.: Медицина, 1975. - 276 с. ISBN 99930-1-001-7.

4. Аветисов, Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии [Текст] / Э.С. Аветисов, Е.И. Ковалевский, А.В. Хватова.- М.: Медицина,1987.- 496с.

5. Гусева, М.Р. Измерения органа зрения у детей при общих заболеваниях [Текст] / М.Р. Гусева. - М.: Клиническая офтальмология, 2001.- 656 с. ISBN: 978-5-9704-2817

6. Нефедовская, Л.Ф. Медико- социальные проблемы нарушения зрения у детей в России. [Текст] / Л.Ф. Нефедовская, Серия «Социальная педиатрия». - М.:2008.- 240 с.

7. Офтальмология. Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. Е.И.Сидоренко, коллектив авторов. [Текст] / М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 408 с.- ISBN 5-9704-0083-1.

8. Сидоренко, Е.И. Доклад по охране зрения у детей. Проблемы и перспективы детской офтальмологии [Текст] // Вестник офтальмологии. 2006, т.122, №1; с.41-42.

9. Сидоренко, Е.И., Гусева М.Р. Изменения глаз при различных заболеваниях у детей раннего возраста. [Текст] / Е.И. Сидоренко, М.Р. Гусева.- М.: Российская педиатрическая офтальмология. Выпуск №1. 2013.- с.66.

10. Хватова, А.В. Состояние и современные аспекты детской офтальмологии [Текст] / А.В. Хватова. Материалы научно практической конференции «Детская офтальмология: итоги и перспективы». 21-23 ноября 2006 г., М.: 2006.- с.11-23.

Приложение

Гимнастика (комплекс упражнений) для глаз

1. И. п. - сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклон вперед, к крышке парты, выдох. 5-6 раз.

2. И. п. - сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. 4 раза.

3. И. п. - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). 4-5 раз.

4. И. п. - сидя, смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, перевести взор на кончик носа на 3-5 секунд. 6-8 раз.

5. И. п. - сидя, закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

6. Закройте глаза, не жмурясь. Повращайте глазными яблоками по кругу.

7. Глазами «нарисуйте» латинскую букву V.

8. Сильно зажмурьте и откройте глаза.

9.Тремя пальцами помассируйте глазные яблоки (глаза закрыты).

10.Смотрите прямо перед собой.

11.Примерно 30 секунд быстро поморгайте.

12. Не поворачивая головы, перевести взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый верхний угол. Повторить 5-8 раз. Потом в обратном порядке.

13. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию плавно рисовать восьмерку в пространстве по горизонтали, вертикали и диагонали.

С открытыми глазами «написать» буквы или цифры на противоположной стене от минимального размера до максимального. Чем больше размах движения глаз, тем выше эффект упражнения.

Для профилактики зрительных расстройств и восстановления утраченного зрения, укрепления глазодвигательных мышц, снятия зрительного утомления можно использовать тренажер, составленный на основе методики Базарного В.Ф. Для выполнения упражнений нужно просто запустить программу и следить за фигурами.



Рассказать друзьям