Синтаксические свойства инфинитива. Синтаксическая роль инфинитива в русском языке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Инфинитив может выполнять в предложении любую синтаксическую функцию. Алгоритм определения синтаксических функций инфинитива 1. Определяем позицию инфинитива в предложении. Позиция может быть:

2. Зависимая позиция инфинитива в предложении.

Вопрос: от какой ЧР зависит инфинитив 2. Независимая позиция инфинитива в предложении. Вопрос: в каком типе предложения используется инфинитив 3. а От существительного зависит инфинитив. Следовательно, выполняет функцию определения. Вступает с определяемым словом в определительные ОСО. Жажда знать жажда какая. 3. б От прилагательного зависит инфинитив. Следовательно, выполняет функцию дополнения. Вступает в объектные ОСО. Готовый помочь. 3. в От глагола зависит инфинитив. Поэтому необходимо определить субъектный или объектный инфинитив

3. ДСП подлежащее или сказуемое. Курить – здоровью вредить. 3. ОСП только ГЧ односоставного предложения – главный член односоставного предложения подчеркивается тремя чертами. Руками не трогать.

Субъектный глагол: 2 действия, 1 исполнитель. Субъектный глагол обозначает действие, выполняемое подлежащим, субъектом. Я надеюсь скоро вами встретиться. Надеюсь я, встретиться тоже собираюсь я.

Объектный глагол: 2 действия, 2 исполнителя. Объектный глагол обозначает действие, совершаемое второстепенным лицом, т.е. дополнением. Родители отправили сына учиться в институт.

Отправили родители, а учиться будет сын.

4.Определить тип опорного глагола, смысловые отношения в словосочетании и сделать вывод о синтаксической функции инфинитива.

I. Если инфинитив субъектный: а Тематическая группа опорного глагола:

Модальный, - фазовый, - глагол эмоционального отношения к действительности. Смысловые отношения: комплетивные ОСО. Синтаксическая функция инфинитива: инфинитив – часть СГС составного глагольного сказуемого.

Примеры:

Модальный глагол: Я мог видеть СГС вас часто. - фазовый глагол: Я начал отвечать СГС. - глагол эмоционального отношения к действительности: Я люблю учиться СГС. б Тематическая группа опорного глагола: глаголы движения и перемещения в пространстве. Смысловые отношения: обстоятельственные цели. Синтаксическая функция инфинитива: обстоятельство цели. Пример: Прилег отдохнуть. II. Если инфинитив объектный: а Тематическая группа опорного глагола: переходные глаголы конкретного действия. Смысловые отношения: объектные ОСО. Синтаксическая функция инфинитива: инфинитив – дополнение. Пример: Подали обедать. Такой инфинитив можно трансформировать в существительное подали обед. б Тематическая группа опорного глагола: глаголы, побуждающие другое лицо к действию. Смысловые отношения: обстоятельственные цели. Синтаксическая функция инфинитива: обстоятельство цели. Пример: Я приглашаю вас погостить на даче. в Тематическая группа опорного глагола: каузативные глаголы или глаголы волеизъявления. Смысловые отношения: комплетивные ОСО. Синтаксическая функция инфинитива две точки зрения: -вузовская грамматика инфинитив – часть СГС

Школьная грамматика можно задать падежный вопрос, следовательно, инфинитив рассматривается как дополнение. Школа их объясняет как косвенные дополнения, а в научной грамматике это инфинитивные дополнения. Примеры: -Я просил вас прийти СГС. -Я просил вас прийти я просил – основа, просил о чем прийти. В школьных учебниках в традиционном Леканта, Разумовской специально синтаксические функции инфинитива не рассматриваются. Но при изучении тем «ГЧП», «ВЧП» в качестве одного из способов выражения всегда предлагается инфинитив. В учебнике Бабайцевой после изучения темы «ЧП» есть параграф «Синтаксические функции инфинитива» этим хорош учебник Бабайцевой.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 3.3. Синтаксические функции инфинитива. Алгоритм определения синтаксических функций инфинитива:

  1. 18. Понятие осложненной структуры простого предложения.Разновидности осложненных предложений. Осложненный характер структуры и семантики предложений с предикатвным определением, с объектным инфинитивом, С целевым инфинитивом и инфинитивным оборотом.
  2. Синтаксическая связь как фундаментальное понятие синтаксиса. Два уровня синтаксических связей. Средства выражения синтаксических связей.
  3. 17. Синтаксические связи. Свойства соединяемых компонентов, реализуемые синтаксической связью.
  4. 10. Субъектные и предикатные модификации базовых моделей. Синонимия синтаксических конструкций. Понятие синтаксического поля.
  5. 14. Синтагматические отношения в лексике. Понятие синтаксического слова. Сильная и слабая позиция синтаксических слов.

Упражнение 1.

Спишите, определите, каким членом предложения являются подчеркнутые слова.

1. Я быстро стал спускаться с холма
2. Надо уважать старость.
3. Бегать по эскалатору запрещается.
4. Сестра просила нас вернуться к вечеру.
5. По окончании школы я буду поступать в институт.
6. У него появилось желание убежать отсюда.
7. Ходить по земле босиком – большое удовольствие.
8. Он поехал в санаторий подлечиться .
9. В одиночестве способен жить не каждый.


Упражнение 2.

Выделите грамматические основы предложений. Определите тип сказуемых. Определите синтаксическую роль инфинитива.

1. Он боялся идти к врачам.
2. Приходил лакей звать меня к княгине.
3. Старуха ушла хлопотать об отъезде.
4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.
5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком.
6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь.
7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.
8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.
9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
10. Долго будет моросить осенний дождь.
11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь.
12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи.
13. Стали носиться зловещие слухи.
14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать.
15. Море временами совсем переставало шуметь.
16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься.
17. Антоненко приказал людям покинуть баржу.
18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни.
19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл.
20. Она даже не успела поздороваться с ним.

Упражнение 3.

Определите синтаксическую роль инфинитива, учитывая: 1)смысловое значение личного глагола и инфинитива, 2)то, к чему относится действие или признак, обозначаемый глаголами в инфинитиве.

1. Скоро весенний лес будет встречать своих пернатых хозяев.
2. Встречать отца из дальнего плавания – большая радость для нас.
3. Вечером сестра пошла на вокзал встречать своего брата, возвращавшегося из лагеря.
4. Творческий актив школы получил право встречать делегацию из Англии.
5. Наш класс получил право встретить гостей, приехавших на открытие нашего школьного музея.

Упражнение 4.

Определите, в роли каких второстепенных членов предложения выступает инфинитив .

1. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце.
2. Что ж, желаю тебе хорошо повеселиться.
3. Капитан Тушин послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря.
4. А едем мы теперь искать Палицыно.
5. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.
6. У меня врожденная страсть противоречить.
7. На следующий год Невзоров поехал учиться за границу.
8. Привычка находить во всем только сменную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное всегда лежит на поверхности.
9. Доктор рекомендовал мне больше двигаться.
10. Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте.

Упражнение 5.

Запишите предложения, объясните знаки препинания, определите роль инфинитива.

1. Лейтенант выходит выяснить, есть ли связь.
2. Отправляйся проверить, а мы подождем.
3. Были у меня и личные причины поехать в отпуск именно на Кавказ.
4. Иван Ефимович, что вы будете делать после войны?
5. Уточнить сведения помогли в архиве.
6. Дороги начинали раскисать буквально на глазах.
7. Отказаться неудобно.
8. У командира была способность быстро принимать решения.
9. Дивизия продолжала двигаться вперед.
10. Упираясь руками в борта, мы помогали машине выбраться на луг.

Упражнение 6.

Составьте предложение так, чтобы инфинитив был частью составного глагольного сказуемого и другим членом предложения.

Рассказать, поторопиться, отгадать, выполнить, узнать, переделать.
Какой может быть в предложении синтаксическая роль инфинитива?

Упражнение 7.

Перестройте предложения так, чтобы инфинитив был в них 1)подлежащим, 2)сказуемым.

1. Научиться играть на скрипке – моя большая мечта.
2. Перечитывать произведения классической литературы – занятие и полезное, и нужное.
3. Объяснить постановку знаков препинания при стечении союзов – задание повышенной трудности.
4. Лагерь, где я буду отдыхать летом, находится у берегов озера Байкал.
5. К празднику наш класс должен будет подготовить концерт.

Упражнение 8.

Придумайте предложения, в которых инфинитив является:

1)подлежащим; 2)сказуемым; 3) дополнением; 4)обстоятельством цели; 5)определением.

Упражнение 9.

Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте написание слов с орфограммами, подчеркните грамматическую основу предложения, определите тип сказуемых и синтаксическую роль инфинитива. Какова роль инфинитива в предложении?

1) И жизнь хороша, и жить хорошо! (В.Маяковский) 2) Обломов стал читать вслух. (И.Гончаров) 3) Не нагнать тебе беш_ной тройки! (Н.Некрасов) 4) Леса учат человека пон_мать пр_красное. (А.Чехов) 5) Пут_шествовать по родному краю – большое удовольствие. 6) Не раз поднималось в ее душе непр_одолимое желание высказать все без утайки. (И.Тургенев) 7) Мы шли свободу отстоять, избавить свет от тьмы. (М.Исаковский) 8) Он ездил в лесной г_р_док походить на лыжах. (В.Каверин) 9) Грус_но нам слушать осен_юю вьюгу. (Н.Некрасов) 10) Готовит_ся к экзамену не так-то просто. 11) Задача космонавтов по возвращени_ из полета – обработать и обобщить результаты ис_ледований. 12) Наиболее целеустремле_ые студенты будут учит_ся по особой програм_е. 13) Отряд начал продв_гат_ся в глубь леса. 14) На станци_ Зима мы сошли пообедать. (В.Вересаев) 15) Пр_рода учит нас пон_мать пр_красное. (К.Паустовский) 16) И уже несколько раз р_саж_вался Иуда о_дохнуть… (Л.Андреев) 17) Я опутал повод_я около руки и сла_ко заснул в ожидани_ приказа и_ти вперед. (А.Пушкин)


Упражнение 10.

Определите, каким членом предложения является инфинитив. Сопоставьте два предложения (см. часть А). Укажите в каждом из них тип сказуемого. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

А. 1) Мы решили поговорить о деле. – Мы приехали поговорить о деле. 2) Я хочу дополнительно заниматься химией. – Я остался после уроков заниматься химией. 3) Туристы решили отдохнуть на берегу озера. – Туристы остановились отдохнуть. 4) Я пришла просить вашей помощи. – Я буду просить вашей помощи. 5) Отец обещал купить мне лыжи. – Мы с отцом пошли в магазин купить лыжи. 6) Всем полезно дышать свежим воздухом. – Вечером мы вышли подышать свежим воздухом. 7) Я пошел мириться с товарищем. – Он не хотел мириться с несправедливостью.
Б. 1) П_сатель начал работать над книгой. 2) Ему рекоменд_вали жить в деревне. 3) Он прин_л решение молчать. 4) Я вышел осв_ж_ся. 5) Ребята решили искупа_ся. 6) Я пр_шел прости_ся. 7) Мне предл_жили выучить монолог Хлестакова. 8) У нее была пр_вычка опаздывать. 9) Брат просил меня встрети_ся с ним. 10) Путники ост_новились отдохнуть. 11) Пут_шестве_ики еще _делали усилие пройти несколько вперед. (Н.Гоголь) 12) На вербную неделю в Петербург пр_е_жали фин_ы катать детей в своих крест_янских санках. (Д.Лихачев) шел умолять вас об одной милости. 2) Вспомните Чаплицкого, которому помогли вы от_гра_ся. 3) Я в_лел ямщику ехать. 4) Я в к_ротких словах об_яснил ему, что я по_сорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнат_ича, прошу быть моим секундантом… 5) Я испугался и стал просить Ивана Игнат_ича н_чего (не)сказывать коменданту… 6) Василиса Егоровна ушла хл_п_тать об от_езд_ дочер_. 7) Я сп_шил в дом св_ще_ика увиде_ся с Мар_ей Ивановной. 8) Ступай: наш батюшка велел впустить офицера. 9) Народ пош_л пров_жать Пугачева. 10) Пугачев вес_ло со мною позд_ровался и велел мне с_ди_ся с ним в кибитку. 11) Он сам [Зурин] вышел на улицу извиня_ся перед Мар_ей Ивановной в (не)вольном (не) доразумени_ и пр_казал вахмистру отв_сти ей лучшую квартиру в город_. 12) В Ларсе ост_н_вились мы ноч_вать. Он [француз] совет_вал нам бросить экипаж в Коби и ехать верхом. 13) Мар_я Ивановна пошла прости_ся с могилами своих родителей, похороне_ых за церк_в_ю. 14) На другой день войска, пр_след_вавшие (не)приятеля, получили приказ возвр_ти_ся в лагерь. (А.Пушкин)

Упражнение 11.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Определите члены предложения, объясните синтаксическую роль инфинитива. Расставьте знаки препинания.

А. 1) Мономахов венец Соф_я пр_казала не давать. 2) В слободе мальчиков знали хорошо приветливо пустили н_ч_вать. 3) Соф_я уехала в село Коломенское и послала бирючей по уездам созывать дв_рянское оп_лчение. 4) [Меншиков] часто сманивал Петра с генералами мастерами ден_щиками и карлами гулять и шалить на Кукуе… 5) Трудно было боярам реши_ся пролить кровь столь древн_ рода. 6) Ужинать ко мне его пр_ведеш_. (А.Н. Толстой)

Б. 1) Барыня разгневалась расплакалась велела от_скать его. (И.Тургенев) 2) Пом_шать всякий может а помоч_ и х_тели бы да не могут! (Д.Гранин) 3) Постигнуть глубины профес_и_м_шали лень необ_зательность отсутствие интереса к спец_альност_. (В.Корецкий) 4) Что требуется от пастуха? Основная его задача обеспечить животным сытую жизнь без которой не будет у людей ни молока ни масла ни мяса. 5) Его попр_сили подождать. (А.Куприн) 6) Я велел пол_жить чемодан в свою теле_ку зам_нить быков лошадьми и в последний раз огл_нулся вниз на д_лину… (М.Лермонтов) 7) Я старался понравит_ся княгине заставлял ее несколько раз смея_ся от души… (М.Лермонтов) 8) Долго противился я искушению пр_леч_ где-нибудь в тени. (И.Тургенев)

В. 1) Марья Ивановна подошла зд_рова_ся с пап_нькой и мам_нькой. (А.Пушкин) 2) Вдруг Марья Ивановна тут же с_девшая за работой об_явила что (не)обходимость заст_вляет ее ехать в П_тербург и что она просит дать ей способ отправит_ся. 3) Обед кончился большие пошли в к_бинет пить кофе а мы поб_жали в сад шаркать ногами по доро_кам покрытым упавшими ж_лтыми лист_ями и разг_варивать. (Л.Толстой) 4) Фоке пр_каза_о было затв_рить все двери в комнат_. (Л.Толстой) 5) Когда нас оделили морож_ым и фруктами делать на ковре было (не)чего и мы (не)смотря на косые п_лящие лучи солнца встали и отправились гулять. (Л.Толстой) 6) Тут Бездомный _делал попытку пр_кратить замуч_вшую его икоту… (М.Булгаков) 7) (В)заключени_ попросили ра_сказать о вчерашн_м прои_шестви_ на Патриарших прудах но очень (не)пр_ст_вали сообщению о Понти_ Пилат_ (не)уд_влялись. 8) Попытки поэта соч_нить за_вление (на)счет страшного консультанта (не)пр_вели (н_)к(чему). (М.Булгаков)

Упражнение 12.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните все члены предложения. Какие синтаксические функции выполняет в этих предложениях инфинитив?

1. Стыд есть драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести которая завещана историей человечества. (М. С-Щедрин.)

2. Дать можно только богатому и помочь можно только сильному вот опыт всей моей жизни. (М. Цветаева.)

3. Любить видеть человека таким каким его создал Бог и не осуществили родители. Не любить видеть таким каким его осуществили родители. Разлюбить видеть вместо него стол, стул. (М. Цветаева.)

4. Любить свою Родину значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества. (В. Белинский.)

5. Большая воля это не только умение чего-то пожелать и добиться но и умение заставить себя отказаться от чего-то когда это нужно. (А. Макаренко.)

6. Я не должна сметь говорить вам об этом. (И. Тургенев.)

7. Шубин хотел начать работать но глина крошилась. (И. Тургенев.)

8. Никто из них не хотел начинать разговор первым. (С. Крутилин.)

9. Человек никогда не должен терять способность удивляться. (К. Паустовский.)

10. В представлении Феди настоящий писатель был существом легендарным. Он должен был все знать все видеть все понимать все великолепно делать. (К. Паустовский.)

11. За этот год я научился огонь и воду понимать. (Я. Смеляков.)

12. О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить
безумное – вочеловечить
Несбывшееся – воплотить! (А. Блок.)

13. Я пришел к тебе с приветом рассказать что солнце встало… (А. Фет.)

14. Татьяна по совету няни
Сбираясь ночью ворожить
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть… (А. Пушкин.)

15. Сходить с горы по черному дубняку было труднее чем подниматься. (Н. Ляшко.)

16. Назвать значит узнать и следовательно познать. (В. Брюсов.)

17. Есть время работать и есть веселиться. (Пословица.)

18. Во время учений нам приказали развернуть антенны рядом с владениями Кима. (О. Приходько.)

19. Однажды Падеревский концертировал в Лондоне. В зале было душно и две дамы попросили открыть окно. Образовался сильный сквозняк. Падеревский обратился к дамам: «Вынужден просить закрыть окно. Нельзя ведь сразу получать два удовольствия: слушать хорошую музыку и убивать пианиста».

20. Человек никогда не должен терять способность удивляться. Ежели он настоящий человек а не портфель набитый бумагами. (К. Паустовский.)

Тест по теме «Синтаксические свойства инфинитива»

1. В каком предложении инфинитив является подлежащим?

1) Жалко было глядеть на него.
2) Какое это большое удовольствие – бродить в лесу!
3) Любить иных – тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин.
4) Ученого учить – лишь дело волочить.

2. В каких предложениях инфинитив не является подлежащим?

1) Терпеть не могу менять знакомое на безвестное.
2) Федор, не выпускать его никуда!
3) Давать советы легко, а исполнять трудно.
4) Как-то напрашиваться в дом неловко.

3. В каких предложениях инфинитив является частью сказуемого?

1) Случалось ли ненастной вам порой дня зимнего, при позднем тихом свете, сидеть одним, без свечки в кабинете?
2) Он всегда готов помочь и советом, и делом.
3) Потерять семью не стыдно – не твоя была вина.
4) Потерять башку – обидно, только что ж, на то война. (А.Т.)

4. В каких предложениях инфинитив не входит в состав сказуемого?

1) Иван Иванович был человек солидный, самого тонкого обращения, терпеть не мог грубых или непристойных слов.
2) Ноздрев продолжал хохотать во все горло.
3) Тетушка пригласила оба семейства погостить к себе недели на две.
4) Говорить с ней было легко.

5. Установите соотношение между выделенным словом и его ролью в предложении.

1) Какое это большое удовольствие – бродить в лесу.
2) Священное уменье говорить дано нам.
3) Красиво мерзнет на параде, а греться едет в караул.
4) Боюсь не смерти я, о нет! Боюсь исчезнуть совершенно.

а) дополнение
б) обстоятельство
в) определение
г) сказуемое

6. В каких предложениях инфинитив является дополнением?

1) Попытка решить задачу кратчайшим путем не удалась.
2) Я велел обеим пить по два стакана в день минеральной воды и купаться два раза в неделю в разводной ванне.
3) Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
4) Все просили ее спеть что-нибудь.

7. В каких предложениях инфинитив не является определением?

1) Пьер сел в коляску с намерением ехать домой.
2) Троекуров велел гостям убираться.
3) Под стук колес писатель быстро набрасывал строку за строкой, боясь упустить рождающийся замысел.
4) Пускаюсь ныне в новый путь от жизни прошлой отдохнуть.

8. В каких предложениях инфинитив является обстоятельством?

1) Так как у нас были каникулы, каждый день мы ходили в Новодевичий монастырь рисовать ландшафты.
2) Чичиков ушел в комнату одеться и умыться.
3) Она сказала это довольно громко и, вероятно, с намерением кольнуть меня.
4) Петрушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и чемоданом.

9. Укажите номера предложений, в которых инфинитив не входит в состав сказуемого.

1. На место, к березовому токовищу, мы пришли только под вечер и, как водится, тотчас начали приготовляться к ночлегу. 2. Еще до прилета птиц (глухари слетаются на ток на закате солнца) нужно нарубить дров, приготовить из веток постели. 3. Здесь, у охотничьего костра, я предполагал провести не одну ночь. 4. Вечером, приготовив ночлег, мы разделились. 5. Спутник отправился искать соседние токовища, а я остался один. 6. Проводив приятеля, я затоптал костер, взял ружье и не торопясь направился в ток. 7. Под старой березой я выбрал высокую кочку и, закурив трубочку, приготовился слушать и наблюдать. 8. Еще никогда не доводилось мне видеть на токах такого необычайного количества глухарей. 9. Я сидел очарованный, не шевелясь, боясь двинуться. (по И. Соколову-Микитову)

10. Укажите номера предложений, в которых есть инфинитив, выполняющий функцию определения.

1. Река Белая начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. 2. Отец мой утверждал, что трудно проехать по тем местам, которые были залиты весеннею водою. 3. Но мне все такие препятствия казались совершенно не стоящими внимания. 4. Желание скорее переехать в Сергеевку сделалось у меня болезненным устремлением всех моих помышлений и чувств к одному предмету; 5. Я уже не мог ничем заниматься, скучал и привередничал. 6. Можно было предвидеть и должно было принять меры, чтобы укротить во мне эту страстность, эту способность увлекаться до самозабвения и впадать в крайности. (по С. Аксакову)

Синтаксическая роль инфинитива

Среди глагольных форм инфинитив занимает особое место, т.к. может выступать в роли любого члена предложения.

Основная цель данной статьи – обобщение сведений о синтаксической функции инфинитива.

Инфинитив в роли главных членов предложения

Выступая в роли подлежащего , инфинитив называет действие или состояние как предмет высказывания.

Варианты: 1. Оба главных члена – глаголы в неопределенной форме: Повторять да учить – ум точить. 2. Один - существительное в именительном падеже, другой - инфинитив: Учиться – наша задача. Заниматься шахматами его главное занятие в жизни.

Какие могут возникнуть трудности при синтаксическом анализе предложения?

Не всегда очевидно, каким именно членом предложения является глагол в неопределенной форме. Независимый инфинитив , стоящий на первом месте в предложении , интонационно отделенный от сказуемого и называющий независимое действие, характеристика которого содержится в сказуемом, является подлежащим : Убедить его в чем-нибудь было делом нелегким. Жить на земле – славное занятие. Любить тебя – большое испытание.

Но инфинитив-подлежащее может стоять и после сказуемого , если оно имеет оценочное значение: Самое страшное в нашей работе – остановиться в своем росте. Его делом было опекать младших и заботиться о старших. Напрасный труд – удить без крючка и учиться без книги.

Если при одном из главных членов есть связка ЭТО, то ясно, что перед нами сказуемое, а инфинитив - подлежащее: Это против нашего закона – поминать старое. Какое это счастье – уважать родителей.

Инфинитив-подлежащее, как и инфинитив-сказуемое, может включать зависимые от него слова, если один глагол не передает смысла высказывания. Нередко это встречается в пословицах, афоризмах: У вора воровать – только время терять. Дурака учить – что мертвого лечить. Песню играть – не поле орать. Ничего не делать – тяжелая работа. Дом вести – не бородой трясти. Чай пить – не дрова рубить. О решенном говорить – только путать.

Сочетание инфинитива со словами на –О:

    Если инфинитив стоит на первом месте в предложении, а дальше следует слово на –О, перед нами двусоставное предложение с подлежащим - инфинитивом: Бегать по утрам полезно. Шутить с врагом опасно.

    Перестановка инфинитива на второе место после слова на –О, являющегося категорией состояния, превращает предложение в безличное: Бесполезно спорить с ним. Непросто было добраться до работы в этот день из-за метели.

    Наличие при инфинитиве слов категории состояния надо, нужно, необходимо, нельзя, можно и др. говорит о том, что это сказуемое безличных предложений, независимо от порядка слов: У вас тут можно заблудиться. Спрашивать об этом было нельзя.

Независимый инфинитив может выступать в роли сказуемого в односоставных инфинитивных предложениях (в школьных учебниках они рассматриваются как разновидность безличных конструкций): Выйти из строя! С кем бы поспорить?

Употребление инфинитива в составном глагольном сказуемом . Оно имеет две части: вспомогательную и основную. Первая передает грамматическое значение наклонения, времени, лица, числа или рода, вторая (инфинитив) – основное лексическое значение: Спортсмены начали соревноваться. Мы хотим встретиться снова.

Внимание! При наличии двух глаголов (спрягаемого и инфинитива) оба входят в состав глагольного сказуемого, если действия относятся к одному лицу – субъекту действия: Чины людьми даются, а люди могут обмануться. (Грибоедов) Если же действия совершают разные лица , тогда инфинитив не является частью составного глагольного сказуемого, а выступает в роли второстепенного члена: Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам. (Грибоедов)

Инфинитив в роли второстепенных членов предложения

Несогласованное определение .

    Инфинитив поясняет существительные с модальным значением возможности, необходимости, желательности, волеизъявления и др.: Возникла острая необходимость поговорить. Неожиданно появилась возможность поскорее уехать из этого города.

    Иногда инфинитив определяет отвлеченные существительные с другим значением: Меня раздражает твоя манера постоянно спорить. Путешественников не покидала мысль вернуться к острову.

Дополнение.

Если спрягаемый глагол имеет полноценное лексическое значение, а действия глаголов относятся к разным лицам: В детстве отец учил меня ловить рыбу. Советую вам прочитать эту книгу.

Обстоятельство цели.

Если инфинитив относится к глаголам движения: Чичиков ушел в комнату одеться и умыться. Вечером мы вышли на набережную посмотреть на корабли.

Слотина Надежда Станиславовна, учитель русского языка и литературы КОГОАУ КФМЛ

Упражнения по теме «Синтаксические свойства инфинитива»

Упражнение 1.

Спишите, определите, каким членом предложения являются подчеркнутые слова.

1. Я быстро стал спускаться с холма
2. Надо уважать старость.
3. Бегать по эскалатору запрещается.
4. Сестра просила нас
вернуться к вечеру.
5. По окончании школы я
буду поступать в институт.
6. У него появилось желание
убежать отсюда.
7. Ходить по земле босиком – большое удовольствие.
8. Он поехал в санаторий
подлечиться .
9. В одиночестве
способен жить не каждый.


Упражнение 2.

Выделите грамматические основы предложений. Определите тип сказуемых. Определите синтаксическую роль инфинитива.

1. Он боялся идти к врачам.
2. Приходил лакей звать меня к княгине.
3. Старуха ушла хлопотать об отъезде.
4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.
5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком.
6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь.
7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.
8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.
9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
10. Долго будет моросить осенний дождь.
11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь.
12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи.
13. Стали носиться зловещие слухи.
14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать.
15. Море временами совсем переставало шуметь.
16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься.
17. Антоненко приказал людям покинуть баржу.
18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни.
19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл.
20. Она даже не успела поздороваться с ним.


Упражнение 3.

Определите синтаксическую роль инфинитива, учитывая: 1)смысловое значение личного глагола и инфинитива, 2)то, к чему относится действие или признак, обозначаемый глаголами в инфинитиве.

1. Скоро весенний лес будет встречать своих пернатых хозяев.
2. Встречать отца из дальнего плавания – большая радость для нас.
3. Вечером сестра пошла на вокзал встречать своего брата, возвращавшегося из лагеря.
4. Творческий актив школы получил право встречать делегацию из Англии.
5. Наш класс получил право встретить гостей, приехавших на открытие нашего школьного музея.


Упражнение 4.

Определите, в роли каких второстепенных членов предложения выступает инфинитив .

1. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце.
2. Что ж, желаю тебе хорошо повеселиться.
3. Капитан Тушин послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря.
4. А едем мы теперь искать Палицыно.
5. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.
6. У меня врожденная страсть противоречить.
7. На следующий год Невзоров поехал учиться за границу.
8. Привычка находить во всем только сменную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное всегда лежит на поверхности.
9. Доктор рекомендовал мне больше двигаться.
10. Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте.


Упражнение 5.

Запишите предложения, объясните знаки препинания, определите роль инфинитива.

1. Лейтенант выходит выяснить, есть ли связь.
2. Отправляйся проверить, а мы подождем.
3. Были у меня и личные причины поехать в отпуск именно на Кавказ.
4. Иван Ефимович, что вы будете делать после войны?
5. Уточнить сведения помогли в архиве.
6. Дороги начинали раскисать буквально на глазах.
7. Отказаться неудобно.
8. У командира была способность быстро принимать решения.
9. Дивизия продолжала двигаться вперед.
10. Упираясь руками в борта, мы помогали машине выбраться на луг.

Упражнение 6.

Определите, каким членом предложения является инфинитив. Сопоставьте два предложения (см. часть А). Укажите в каждом из них тип сказуемого. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

А. 1) Мы решили поговорить о деле. – Мы приехали поговорить о деле. 2) Я хочу дополнительно заниматься химией. – Я остался после уроков заниматься химией. 3) Туристы решили отдохнуть на берегу озера. – Туристы остановились отдохнуть. 4) Я пришла просить вашей помощи. – Я буду просить вашей помощи. 5) Отец обещал купить мне лыжи. – Мы с отцом пошли в магазин купить лыжи. 6) Всем полезно дышать свежим воздухом. – Вечером мы вышли подышать свежим воздухом. 7) Я пошел мириться с товарищем. – Он не хотел мириться с несправедливостью.
Б. 1) П_сатель начал работать над книгой. 2) Ему рекоменд_вали жить в деревне. 3) Он прин_л решение молчать. 4) Я вышел осв_ж_ся. 5) Ребята решили искупа_ся. 6) Я пр_шел прости_ся. 7) Мне предл_жили выучить монолог Хлестакова. 8) У нее была пр_вычка опаздывать. 9) Брат просил меня встрети_ся с ним. 10) Путники ост_новились отдохнуть. 11) Пут_шестве_ики еще _делали усилие пройти несколько вперед. (Н.Гоголь) 12) На вербную неделю в Петербург пр_е_жали фин_ы катать детей в своих крест_янских санках. (Д.Лихачев) шел умолять вас об одной милости. 2) Вспомните Чаплицкого, которому помогли вы от_гра_ся. 3) Я в_лел ямщику ехать. 4) Я в к_ротких словах об_яснил ему, что я по_сорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнат_ича, прошу быть моим секундантом… 5) Я испугался и стал просить Ивана Игнат_ича н_чего (не)сказывать коменданту… 6) Василиса Егоровна ушла хл_п_тать об от_езд_ дочер_. 7) Я сп_шил в дом св_ще_ика увиде_ся с Мар_ей Ивановной. 8) Ступай: наш батюшка велел впустить офицера. 9) Народ пош_л пров_жать Пугачева. 10) Пугачев вес_ло со мною позд_ровался и велел мне с_ди_ся с ним в кибитку. 11) Он сам [Зурин] вышел на улицу извиня_ся перед Мар_ей Ивановной в (не)вольном (не) доразумени_ и пр_казал вахмистру отв_сти ей лучшую квартиру в город_. 12) В Ларсе ост_н_вились мы ноч_вать. Он [француз] совет_вал нам бросить экипаж в Коби и ехать верхом. 13) Мар_я Ивановна пошла прости_ся с могилами своих родителей, похороне_ых за церк_в_ю. 14) На другой день войска, пр_след_вавшие (не)приятеля, получили приказ возвр_ти_ся в лагерь. (А.Пушкин)

Тест по теме «Синтаксические свойства инфинитива»



1. В каком предложении инфинитив является подлежащим?

1) Жалко было глядеть на него.
2) Какое это большое удовольствие – бродить в лесу!
3) Любить иных – тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин.
4) Ученого учить – лишь дело волочить.


2. В каких предложениях инфинитив не является подлежащим?

1) Терпеть не могу менять знакомое на безвестное.
2) Федор, не выпускать его никуда!
3) Давать советы легко, а исполнять трудно.
4) Как-то напрашиваться в дом неловко.


3. В каких предложениях инфинитив является частью сказуемого?

1) Случалось ли ненастной вам порой дня зимнего, при позднем тихом свете, сидеть одним, без свечки в кабинете?
2) Он всегда готов помочь и советом, и делом.
3) Потерять семью не стыдно – не твоя была вина.
4) Потерять башку – обидно, только что ж, на то война. (А.Т.)


4. В каких предложениях инфинитив не входит в состав сказуемого?

1) Иван Иванович был человек солидный, самого тонкого обращения, терпеть не мог грубых или непристойных слов.
2) Ноздрев продолжал хохотать во все горло.
3) Тетушка пригласила оба семейства погостить к себе недели на две.
4) Говорить с ней было легко.


5. Установите соотношение между выделенным словом и его ролью в предложении.

1) Какое это большое удовольствие – бродить в лесу.
2) Священное уменье говорить дано нам.
3) Красиво мерзнет на параде, а греться едет в караул.
4) Боюсь не смерти я, о нет! Боюсь исчезнуть совершенно.

а) дополнение
б) обстоятельство
в) определение
г) сказуемое


6. В каких предложениях инфинитив является дополнением?

1) Попытка решить задачу кратчайшим путем не удалась.
2) Я велел обеим пить по два стакана в день минеральной воды и купаться два раза в неделю в разводной ванне.
3) Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
4) Все просили ее спеть что-нибудь.


7. В каких предложениях инфинитив не является определением?

1) Пьер сел в коляску с намерением ехать домой.
2) Троекуров велел гостям убираться.
3) Под стук колес писатель быстро набрасывал строку за строкой, боясь упустить рождающийся замысел.
4) Пускаюсь ныне в новый путь от жизни прошлой отдохнуть.


8. В каких предложениях инфинитив является обстоятельством?

1) Так как у нас были каникулы, каждый день мы ходили в Новодевичий монастырь рисовать ландшафты.
2) Чичиков ушел в комнату одеться и умыться.
3) Она сказала это довольно громко и, вероятно, с намерением кольнуть меня.
4) Петрушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и чемоданом.


9. Укажите номера предложений, в которых инфинитив не входит в состав сказуемого.

1. На место, к березовому токовищу, мы пришли только под вечер и, как водится, тотчас начали приготовляться к ночлегу. 2. Еще до прилета птиц (глухари слетаются на ток на закате солнца) нужно нарубить дров, приготовить из веток постели. 3. Здесь, у охотничьего костра, я предполагал провести не одну ночь. 4. Вечером, приготовив ночлег, мы разделились. 5. Спутник отправился искать соседние токовища, а я остался один. 6. Проводив приятеля, я затоптал костер, взял ружье и не торопясь направился в ток. 7. Под старой березой я выбрал высокую кочку и, закурив трубочку, приготовился слушать и наблюдать. 8. Еще никогда не доводилось мне видеть на токах такого необычайного количества глухарей. 9. Я сидел очарованный, не шевелясь, боясь двинуться. (по И. Соколову-Микитову)


10. Укажите номера предложений, в которых есть инфинитив, выполняющий функцию определения.

1. Река Белая начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. 2. Отец мой утверждал, что трудно проехать по тем местам, которые были залиты весеннею водою. 3. Но мне все такие препятствия казались совершенно не стоящими внимания. 4. Желание скорее переехать в Сергеевку сделалось у меня болезненным устремлением всех моих помышлений и чувств к одному предмету; 5. Я уже не мог ничем заниматься, скучал и привередничал. 6. Можно было предвидеть и должно было принять меры, чтобы укротить во мне эту страстность, эту способность увлекаться до самозабвения и впадать в крайности. (по С. Аксакову)

Синтаксические свойства инфинитива ()

1. - 3), 4)
2. - 1), 2)
3. - 1), 2)
4. - 3), 4)
5. - 1г), 2в), 3б), 4а)
6. - 2), 4)
7. - 2), 3),4)
8. - 1), 2)
9. - 5), 7), 9)
10. - 4), 6).

  • Акцентная структура слова в русском языке. Функции словесного ударения.
  • Аппарат государства – это система государственных органов, обладающих государственной властью и осуществляющих функции государства.
  • Лекция № 4

    Инфинитив (начальная форма глагола) очень подвижен в синтаксическом отношении: он способен занимать в предложении синтаксические позиции как главных, так и второстепенных членов, что определяется рядом условий.

    Первым важным условием является его зависимое или независимое положение в предложении.

    Независимый инфинитив может быть в позиции подлежащего или сказуемого . Например:

    1) в двусоставном предложении Ох, нелегкая это работа Из болота тащить бегемота (К. Чуковский) инфинитив тащить, будучи абсолютно независимым, является подлежащим; «подсказкой» здесь служит слово это, всегда сигнализирующее о сказуемом, в данном предложении - работа.

    2) В грамматической основе «инфинитив + инфинитив» (структурная схема Inf. - Inf.) одна из неопределенных форм находится в позиции подлежащего, другая - в позиции сказуемого, например: Жалеть коня - истомить себя (посл.).

    3) Независимый инфинитив в инфинитивном односоставном предложении занимает позицию сказуемого: Не бывать вороне коровою, Не летать лягушатам под облаком! (К. Чуковский) (В школе такие предложения рассматриваются в разряде безличных).

    Сложнее установить синтаксическую функцию зависимого инфинитива. Для него значимыми оказываются его связи в предложении с теми или иными частями речи. Он может зависеть:

    От личных глаголов (в составном или сложном глагольном сказуемом): Я [люблю ] (рисовать) . Он [хочет начать] (рисовать) . Вы [можете начать учиться] (рисовать) ;

    От предикативных наречий (т. е. наречий в функции сказуемого в безличных предложениях): Вам [может стать] (страшно) . Мне [надо ] (вспомнить) адрес. Тебе [нельзя ] (опаздывать) .

    От существительных, прилагательных и т.д.: Брат [мечтает стать] (врачом ) . Он [хотел казаться](неотразимым ) .

    Во всех этих примерах инфинитив является частью непростого сказуемого (глагольного или именного) и по смыслу соотносится с подлежащим. Следовательно, он является субъектным.

    ПРИМЕЧАНИЕ: в квадратных скобках - связка или вспомогательная часть непростого сказуемого, в круглых скобках - основная часть сказуемого (присвязочный член).

    Чаще всего инфинитив связан с личным глаголом , но не всегда занимает одну с ним позицию. На его функционирование влияет то, является он субъектным или объектным .

    Объектный инфинитив никогда не занимает одну позицию с личным глаголом, то есть не может быть сказуемым. Для определения его синтаксической функции надо пользоваться следующими приемами:

    1) Инфинитив по смыслу не соотносится с подлежащим, обозначает действие другого лица (объекта): Отецпопросил сына показать дневник.

    2) подставляем вопрос: А я прошу ко мне не приставать ! (Ю. Ким). Прошу (о чем?) не приставать - инфинитив занимает позицию дополнения. Аналогично: Мы предложили читателям поработать частными детективами... (из газеты). Предложили (что?) поработать, следовательно инфинитив поработать - дополнение.

    3) Нередко инфинитив в подобных предложениях можно заменить однокоренным существительным в функции дополнения, как в последнем случае: (предложили) работу.

    4) Обращаем внимание на семантику спрягаемого глагола: как правило, это глаголы со значением волеизъявления (просьба, совет, приказ и т.д.): просить, предлагать, советовать, приказать, распорядиться и др.).

    Объектный инфинитив может занимать позицию обстоятельства цели: Он охотно давал их (книги) читать... (А. Пушкин). Давал (для чего? с какой целью?) читать . Ср. также замену: давал для чтения.

    Более сложно определяется синтаксическая функция субъектного инфинитива . Здесь возможно несколько случаев.

    1. Субъектный инфинитив занимает одну позицию с личным глаголом, образуя с ним составное глагольное сказуемое, но только если этот личный глагол является вспомогательным (фазовым, модальным или эмоциональным), например:

    ● В конце концов я совсем [перестал] (думать) о цели своей поездки (Ю. Нагибин);

    ● Всем людям [хочется] иногда (плакать) ... (Е. Евтушенко);

    ● Она [боялась] (говорить) громко.

    Еще одно условие для участия инфинитива в формировании сказуемого - его зависимость от предикатива (предикативного наречия), например:

    ● А впрочем, ботинки (надеть ) [Нельзя ] без расходу, - В них [можно ] (стоять и сидеть) В любую погоду (Н. Матвеева). Инфинитив надеть зависит от предикатива нельзя и образует с ним сказуемое; инфинитивы стоять и сидеть образуют сказуемые с предикативом

    ● Мне [стыдно ] руки (жать) Льстецам, лжецам, ворам и подлецам... (А. Тарковский). Инфинитив жать зависит от предикативного наречия стыдно и образует с ним сказуемое.

    2. Субъектный инфинитив связан с личным глаголом, не относящимся к разряду вспомогательных, тогда он не может быть в позиции сказуемого, а занимает другие позиции, которые определяются также путем подстановки вопроса. Рассмотрим предложения:

    ● Маленькие дети! Ни за что на свете Не ходите в Африку, В Африку гулять ! (К. Чуковский). В сочетании не ходите гулять личный глагол, имея значение движения , не входит в разряд вспомогательных, поэтому представляет собой простое глагольное сказуемое, а инфинитив - обстоятельство цели : не ходите (с какой целью?) гулять.

    ● Мы... по Африке гулять Навсегда забудем ! (К. Чуковский) - забудем (о чем?) гулять (дополнение). Ср.: забудем о гулянии .

    Инфинитив как обстоятельство цели часто функционирует при глаголах движения (идти, бежать, остановиться и под.). Однако надо помнить о многозначности слов. Например, глагол пойти многозначен: наряду с прямым значением «передвигаться» он может реализовать переносное значение - «начать делать что-н., начать осуществляться», в последнем случае он выступает как вспомогательный и вместе с инфинитивом образует составное глагольное сказуемое, ср.: И пошли они смеяться - Лимпопо (К. Чуковский). Пошли смеяться значит начали смеяться, это составное глагольное сказуемое с фазовым вспомогательным глаголом, обозначающим начало действия.

    3. Инфинитив, примыкающий к существительному, занимает позицию определения. Это устанавливается обычным способом - подстановкой вопроса: Я боролся за право работать , как хочу (из газеты). За право (какое?) работать .

    Нередко в инфинитиве совмещаются значения определения и дополнения . Например: Стремление петь (какое? и к чему? ) окрепло в нем окончательно. Стремление (какое?) петь и стремление (к чему?) петь. Подобное совмещение функций определения и дополнения наблюдается прежде всего в тех случаях, если инфинитив зависит от отглагольного существительного. Это объясняется тем, что, с одной стороны, отглагольное слово, будучи существительным, способно определяться, т. е. иметь при себе определение. С другой стороны, будучи отглагольным, существительное сохраняет способность производящего глагола (здесь - стремиться) иметь при себе зависимое слово с объектным значением - дополнение.

    ВЫВОДЫ. Рассуждения о синтаксической роли зависимого инфинитива можно представить в виде алгоритма.



    Рассказать друзьям