Тики у детей симптомы. Общие сведения о тиках

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Нервный тик – это неконтролируемое, неоднократно повторяющееся сокращение мышц. Внешне оно проявляется быстрыми одинаковыми движениями (подергиваниями глаза, щеки или конечности, морганием, шмыганием носом, пожиманием плечами и т. д.) либо вокализацией (покашливанием, причмокиванием и даже произнесением звуков и слов). У детей нервные тики чаще всего развиваются в критические периоды: в 3-4 года или в 7-11 лет, причем мальчики болеют примерно в пять раз чаще, чем девочки. Прогноз излечения от этого недуга весьма благоприятный, но только в том случае, если родители вовремя разберутся в причинах его возникновения и грамотно окажут ребенку помощь.

Почему возникают нервные тики у детей

Непосредственным источником тика является неправильный сигнал, периодически передающийся от головного мозга мышцам. Причинами нервных тиков у детей могут быть:

  • Психотравмирующие факторы. В этом случае недуг возникает на фоне острого стресса или постоянного психологического дискомфорта. Риск развития психогенного тика возрастает как при недостатке внимания к ребенку, так и при его избытке;
  • Черепно-мозговые травмы или органические заболевания мозга. Тики такого происхождения являются очень стойкими, а их лечение связано с терапией основного недуга;
  • Длительное локальное раздражение тканей, например, глаз при конъюнктивите или слизистой носа при рините. Изначально стереотипные движения (моргание, шмыгание) возникают как способ избавления от неприятных ощущений, но не проходят сразу после выздоровления от основного заболевания (так называемый рефлекторный тик);
  • Гиперактивность, повышенная тревожность или нервозность ребенка. Неврозоподобные нервные тики у детей отличаются изменчивостью симптомов и рецидивирующим характером;
  • Наследственность. У детей, родители которых страдали нервными тиками, болезнь диагностируется чаще. Одним из видов генетически обусловленного тика является синдром Туретта – патология, при которой наблюдаются множественные неконтролируемые движения (сокращения нескольких групп мышц), иногда в сочетании с копролалией (выкрикивание нецензурной брани), эхолалией (повторение чужих слов) или палилалией (повторение одного собственного слова).

К тикам относятся и так называемые тикоподобные гиперкинезы – насильственные движения лица или рук, которые наблюдаются у детей, страдающих заиканием или другими дефектами речи. В таких случаях малыши жестами как бы помогают себе произносить слова. Нередко причины нервных тиков у детей вообще трудно определить; в таких случаях говорят об идиопатическом характере недуга.

Лечение нервного тика у ребенка

Решающую роль в борьбе с заболеванием является определение причин его возникновения. В зависимости от этого терапия может быть:

  • Этиотропной (лечение основного недуга при вторичных тиках);
  • Симптоматической (избавление от навязчивых сокращений мышц с помощью препаратов психотропного действия);
  • Поведенческой (психотерапия с целью устранения тревожности и напряжения).

Принимая решение о лечении, специалисты учитывают длительность проявления симптомов нервного тика у детей. У 40% малышей проблема исчезает без какого-либо вмешательства в течение нескольких недель. Симптоматической лекарственной терапии требуют только те случаи, когда признаки недуга наблюдаются более 12 месяцев.

Что делать, если у ребенка тик

Правильное поведение родителей играет огромную роль в лечении нервного тика у ребенка. К сожалению, взрослые часто принимают симптомы заболевания за плохое поведение и пытаются ликвидировать их воспитательными методами. Так делать ни в коем случае нельзя! Повышенное внимание к личности ребенка, запреты или наказания зацикливают его на проблеме и делают недуг более стойким. Заметив симптомы нервного тика у детей, родители должны:

  • Вести себя спокойно. Тревога и испуг взрослых сразу же передаются малышу, и течение болезни осложняется;
  • Оценить и оптимизировать психологическую обстановку в семье. Если взрослые разговаривают нервно, на повышенных тонах, постоянно недовольны друг другом, то ребенок чувствует себя неуверенно, напряжен и взволнован. Дискомфорт в семейных отношениях – отличная почва для возникновения и осложнения психогенных тиков;
  • Постараться не акцентировать внимание малыша на особенностях его состояния. Чем меньше окружающие замечают тик, тем легче от него избавиться;
  • Проанализировать свое отношение к ребенку. Одинаково плохи и пренебрежительный («сыт, одет, умыт, не до тебя»), и излишне требовательный («ты – смысл жизни и надежда семьи») стиль общения. В обоих случаях малыш чувствует себя некомфортно, уровень его тревожности возрастает, и излечение от тика становится проблематичным;
  • Ограничить возбуждающие занятия (просмотр не соответствующих возрасту телепрограмм, компьютерные игры). Лучше отдать предпочтение прогулкам на свежем воздухе, щадящим видам спорта, художественному творчеству (рисование, лепка и т. д.);
  • Постараться поднять самооценку ребенка. Необходимо как можно чаще ласково обнимать малыша, хвалить его. Кроха должен чувствовать, что взрослые его любят, ценят, интересуются его делами и гордятся успехами. Повышение уверенности в себе нередко становится решающим фактором в лечении нервного тика у ребенка;
  • Своевременно обратиться за квалифицированной помощью. Малыш иногда «забывает» о болезни в процессе увлекательной игры, и у мамы с папой появляется ложная уверенность в том, что он умеет контролировать тикоподобные движения. Это не так. Если симптомы не проходят в течение 2-3 недель, консультация врача-невролога обязательна.

Родители должны знать о том, что нервные тики у детей не имеют ничего общего с дурными привычками или провоцирующим («назло маме») поведением. Тик – самостоятельное заболевание, являющееся следствием тяжелого недуга или неблагоприятной психологической обстановки. Правильное поведение в семье и своевременное обращение к врачам обычно помогают вылечить ребенка и избавить его от больших проблем в будущем.

Cодержание статьи: classList.toggle()">развернуть

Нередко родители, особенно молодые, не могут понять, что в поведении детей является симптомом нарушения, а что считается нормой, и это их не только пугает, но и вызывает массу беспокойства. Если ребенок вдруг начинает часто облизывать губы или моргать, у многих родителей начинается паника, но на самом деле нервный тик у детей является достаточно частой проблемой, однако оставлять ее без внимания нельзя.

Что такое нервный тик и как он внешне проявляется у детей

Нервный тик представляет собой непроизвольный спазм мышц, при котором они совершают движение неритмичного, но стереотипного характера. Подобные спазматические движения часто проявляются в стрессовых ситуациях и могут при этом усиливаться . Как правило, у детей выделяют несколько типов такого состояния, различающихся по тяжести течения, а также по необходимости проведения терапии.

Среди видов тиков выделяют 2 : первичные и вторичные, при этом первичные могу быть:

  • Хроническими двигательного характера;
  • Транзиторными;
  • Тиками, возникающими при синдроме Жилль де ла Туретта.

Транзиторные тики

Они возникают под влиянием импульсов ЦНС электрохимического характера и представляют собой спазмы мышц. Наиболее часто подобные тики возникают на лице, в зоне глаз, на руках, туловище или на шее . Тики отличаются временным характером и не представляют опасности для здоровья. Продолжаться это состояние может около года, при этом тики проявляются периодически без предвещающих симптомов, но в большинстве случаев проблема полностью исчезает через несколько недель.

Внешне тики транзиторного типа проявляются :

  • Частным гримасничаньем.
  • Постоянным облизыванием губ, а также высовыванием языка изо рта.
  • Частым покашливанием.
  • Миганием глазами и частым морганием, подергиванием внешних углов глаз.

Такие проявления считаются моторными и простыми . В редких случаях могут наблюдаться и сложные признаки, например, непроизвольное ощупывание предметов, а также постоянное отбрасывание (поглаживание головы ото лба к затылку) волос назад при дерганье глаза.

Основными свойствами транзиторных тиков у детей можно назвать :

  • Отсутствие определенного ритма.
  • Малую длительность спазмов.
  • Их спонтанность или проявление в стрессовых ситуациях.
  • Высокую частоту спазмов, как правило, они идут друг за другом.
  • Смену интенсивности и характера мышечных движений, что обычно происходит с возрастом.

Дети способны подавлять подобные проявления, но на непродолжительный период времени.

Тики хронического характера

К этой категории относятся тики, проявления которых сохраняются дольше года, но встречаются они достаточно редко, особенно у детей. Постепенно такие проявления могут ослабевать, становиться более сглаженными , но нередко сохраняются на всю жизнь, усиливаясь при стрессах.

Некоторые ученые называют хронические тики легкой формой заболевания, называемого синдромом Туретта, но чаще всего их выделают в отдельную особую группу.

Как правило, первые проявления синдрома Туретта наблюдаются у детей возраста до 15 лет , при этом тики могут быть не только двигательными, но и голосовыми, проявляющимися своеобразными вокальными феноменами в виде хрюканья или гавканья, мяуканья и прочих звуков на фоне дерганья окологлазных мышц. Могут проявляться и двигательные феномены в виде падений, прыжков, скачков на одной ноге, имитирования каких-либо движений.

Заболевание имеет наследственную этиологию и у мальчиков встречается раз в 5 чаще, чем у девочек.

Проявления вторичных тиков обычно связаны с нарушением работы определенных органов. В этом случае мышечные подергивания глаз и лица наблюдаются при наличии энцефалита, менингита, шизофрении, аутизма, а также болезни Хантингтона. При этом внешние признаки часто схожи с проявлениями тиков первичной категории, но к этому добавляются и различные симптомы основного заболевания.

Причины нервного тика у детей

Как правило, пусковым фактором появления тиков у детей становится стрессовая ситуация, связанная с переменами в жизни, в самом образе существования. Например, при переезде, изменении привычного состава семьи (при появлении младших детей в семье, разводе родителей, появлении мачехи или отчима), при изменении привычных условий.

Причиной появления нервного тика может стать даже первый поход в детский сад или переход из сада в школу.

При этом, если у родителей в детстве наблюдались подобные проявления (или сохранились и во взрослой жизни), то у детей риск появления нервного тика значительно возрастает. Стартом к заболеванию может послужить практически что угодно, в том числе и бесконтрольный просмотр телевизора, а также постоянные игры на компьютере.

Нередко врачи забывают о том, что причиной появления тика являются многие заболевания самих глаз , а не наследственный или психологический фактор. Например, в глаз малыша попадает пыль или падает ресница, что вызывает дискомфорт, боль и раздражение слизистой, а также естественное желание потереть глаз. При этом малыш начинает усиленно моргать, и если ситуация повторяется часто, то в процессе формируется и привычное спазматическое движение.

В дальнейшем при удалении инородного тела мышечные сокращения могут продолжаться еще в течение длительного времени. Приводят к этому и некоторые заболевания, поэтому при появлении любых подергиваний глаз важно обратиться в первую очередь к офтальмологу.

Приступы эпилепсии сопровождаются судорогами , при этом двигательная активность всех мышц тела меняется под действием сигналов, поступающих из мозга. Эпилептические припадки и всплески могут иметь различную степень выраженности, а к их возникновению могут привести различные ситуации, в частности, стрессы, некоторые заболевания, состояние удушья, вызванное, к примеру, сильной духотой вокруг, а также повышение температуры тела, в том числе и по причине жары.

Хорея представляет собой неконтролируемое стереотипное движение какой-либо части тела , возникающее при различных ситуациях, например, при отравлении угарным газом или какими-либо медикаментами, а также при наличии нервных заболеваний наследственного характера, при получении травм и некоторых видах инфекций. Такие движения непроизвольны и их невозможно контролировать.

Медицинская диагностика

Если нервные тики не имеют отношения к заболеванию глаз, то их диагностикой, как и дальнейшим лечением, будет заниматься невропатолог, в данном случае, детский. К доктору следует обращаться незамедлительно, если :

  • Тик у ребенка отличается сильной выраженностью.
  • Тик имеет множественный характер.
  • Состояние причиняет малышу серьезные физические неудобства.
  • Состояние провоцирует трудности в сфере социальной адаптации малыша.
  • Тик наблюдается дольше одного года.

На приеме доктор может задать несколько вопросов для разъяснения ситуации и выяснения всей картины состояния. Например, о том, когда тик проявился в первый раз, в какой ситуации это произошло, об имеющемся анамнезе, о возможной наследственности. В качестве диагностических мер доктор может провести оценку не только общего состояния ребенка, но и его двигательной активности, а также чувствительных функций и рефлексов.

В качестве дополнительных исследований нередко назначается проведение общего исследований крови, анализа на гельминты, ионограммы, а также электроэнцефалографии и МРТ (магнитно-резонансной томографии).

В некоторых случаях могут потребоваться и дополнительные консультации других специалистов, в частности: инфекциониста, генетика, психотерапевта, онколога, токсиколога.

Что делать если у ребенка появился нервный тик

Если появившийся тик доставляет ребенку страдания эмоционального или физического плана, следует оказать ему помощь, используя для этого несколько несложных приемов, позволяющих быстро устранить возникший мышечный спазм.

Важно отвлечь малыша от проблемы . Этот способ является очень действенным и позволяет устранить тик на некоторое время. Можно вовлечь ребенка в игру или придумать ему любое интересное занятие, но нельзя отвлекать мультиком или компьютерной игрой.

Любое интересное для малыша занятие создает в мозге зону особой активности, излучающую специальные импульсы, благодаря которым нервный тик быстро исчезает. Но, к сожалению, такая мера дает лишь временный результат, и когда занятие будет завершено, тик может очень быстро начаться снова.

Чтобы быстро устранить нервный тик, следует :

  1. Надавить слегка на зону надбровной дуги большим или указательным пальцем, примерно посередине. В этом месте проходит нерв, управляющий верхними веками. Палец следует задержать примерно на 10 секунд.
  2. Затем с такой же силой необходимо надавить на зоны уголков глаз, лучше всего одновременно, удерживая в течение 10 секунд.
  3. После этого следует попросить малыша сильно зажмурить глаза примерно на 5 секунд, веки при этом должны быть максимально напряжены. После минутного отдыха зажмуривание нужно повторить дважды.

Такие мероприятия позволяют быстро снять напряжение мышц, но эффект будет временным и может продлиться от нескольких минут до 2 – 3 часов.

Лечение нервного тика у ребенка

Как правило, большая часть нервных тиков первичной группы проходит самостоятельно через определенное время, не оказывая при этом особого влияния на состояние здоровья крохи и не создавая серьезных проблем. Но если выраженность тиков сильная, если они причиняют дискомфорт и оказывают влияние на состояние и жизнь малыша, важно провести лечение, и начать его следует как можно раньше.

Лечение может проводиться 3-мя методиками :

  • Методами немедикаментозной терапии.
  • С помощью медикаментов и медицинских процедур.
  • Методами народной медицины.

Приоритетным направлением терапии всегда считается немедикаментозный подход, который используется самостоятельно для устранения первичного типа тиков, а также в составе комплексной терапии при лечении тиков вторичной категории.

Направления немедикаментозной терапии в этом случае могут быть разными :

  • Индивидуально проводимая психотерапия , поскольку большая часть тиков проявляется именно вследствие стрессовых ситуаций.
  • Изменение обстановки в семье , создание благоприятных условий для крохи. Родители должны понять, что проявление нервного тика не является капризом или баловством. Это заболевание, которое требует соответствующего лечения, поэтому ругать его за это и требовать контроля над собой нельзя. Самостоятельно справиться с этим малыш не сможет.
  • Изменение поведения родителей , если это необходимо. Важно, чтобы родственники не старались заострить внимание на имеющейся проблеме, а относились к малышу, как к обычному здоровому и совершенно нормальному ребенку. Важно оградить кроху от различных стрессов, обеспечить спокойную обстановку, поддерживать его и своевременно обратиться к врачу, если в этом возникнет необходимость.

Большое значение имеет и режим дня, а точнее, его правильная организация . Важно, чтобы ребенок полноценно отдыхал, особенно ночью. Время в течение дня должно быть правильно распределено. Пробуждаться ребенок должен не позднее 7 часов, при этом укладывать его спать следует не позже 21-00.

После пробуждения необходимо сделать зарядку и провести утренние водные процедуры, затем обязательно съесть питательный и полезный завтрак и отправляться в школу (детский сад). Возвращаясь домой, не следует спешить, лучше идти прогулочным шагом, чтобы находиться на воздухе около получаса.

После обеда ребенок должен отдохнуть, а лучше поспать, примерно 1,5 часа, затем снова прогуляться на улице около получаса, съесть полдник и садиться за выполнение домашнего задания, если он посещает школу. После этого он должен выполнить свои обязанности по дому, поужинать, полчаса погулять, отдохнуть и начать готовиться ко сну.

Полноценный сон является важным моментом, поскольку в этот период происходит восстановление всех систем, в том числе и нервной. Если режим сна нарушен, если ребенок постоянно недосыпает, это вызывает излишнее нервное напряжение и может ухудшить ситуацию . В среднем, дети до 14 лет должны спать около 10 часов, с учетом дневного отдыха.

Полноценное питание также имеет особую важность для здоровья ребенка . Следует обеспечить малыша полезной и натуральной пищей, из которой он будет ежедневно получать все необходимые элементы. Важно обогатить рацион продуктами, содержащими большое количество кальция, поскольку недостаточный объем этого элемента способствует усилению спазмов мышц.

К медикаментозному лечению относится применение некоторых препаратов, в основном успокоительной категории, а также антипсихотических средств. Но, кроме этого, используются и лекарства, улучшающие деятельность мозга, его обменные процессы и кровообращение. Важно, чтобы препараты были легкими, не оказывающими серьезного действия, а дозы этих средств – минимальными.

Чаще всего при лечении нервных тиков детям назначают Ново-Пассит, Циннаризин, Тиоридазин (Сонопакс), Фенибут, Кальция Глюконат (или Глицерофосфат), Галоперидол, Диазепам (который можно заменить Реланиумом, Сибазоном или Седуксеном).

Лечение нервных тиков у детей народными средствами

Конечно, для лечения детей лучше всего использовать народные средства, оказывающие на нервную систему малышей благоприятное влияние. Применение успокоительных травяных сборов, настоев и отваров трав помогает снизить интенсивность проявления нервных тиков в значительной степени.

Чаще всего применяются:

  • Настой пустырника . Для его приготовления следует взять сухое измельченное сырье травы (2 ст. л.), залить его стаканом кипящей воды и настаивать около 2 часов до полного остывания. Готовый настой тщательно процедить и убрать в темное прохладное место вне холодильника. Давать ребенку такой настой нужно трижды в день за полчаса до еды . Детям до 14 лет дозировка составляет 1 чайную ложку на прием, тем, кто старше 14 лет, необходимо давать средство по десертной ложке.
  • Настой корня валерианы . Измельченное сырье (1 ст. л.) залить стаканом кипящей воды и прогреть на водяной бане в течение 15 минут в закрытой таре. Настаивать до полного охлаждения (около 2 часов), процедить и хранить вне холодильника, но в прохладном и темном месте. Давать ребенку настой нужно 4 раза в сутки за полчаса до еды , а также перед отходом ко сну по 1 чайной ложке. Но не следует принимать этот настой дольше 6 недель.
  • Настой боярышника . Сухие измельченные ягоды (1 ст. л.) залить стаканом кипящей воды, настоять в течение 2 часов, процедить. Давать ребенку по столовой ложке трижды в сутки за полчаса до приема пищи.
  • Настой ромашки . Сухие цветы (1 ст. л.) залить стаканом крутого кипятка, настоять около 3 часов, процедить. Давать ребенку по ¼ части стакана за полчаса до еды трижды в день.

Нервный тик лица и глаз

Чаще всего, согласно статистике, у детей разных возрастов встречается тик именно в области глаз и лица. В большинстве случаев по какой-либо определенной причине тик проявляется у детей различных возрастов, начиная от 2 лет и до момента взросления.

В среднем, первое проявление тика отмечается в период от 6 до 7 лет, что связано со сменой обстановки и привычной жизни ребенка, с его поступлением в школу, в новый детский коллектив, в общество чужих и незнакомых людей (учителей и одноклассников).

В дошкольном периоде тик лица и глаз встречается гораздо реже, чем в группе младших школьников, в основном у чрезмерно эмоциональных малышей. Практически в 96% случаев в первый раз тик возникает до 11 лет , при этом внешне проблема проявляется подергиванием лицевых мышц или очень частым морганием.

Интенсивность проявлений бывает различной. Пик заболевания, как правило, наступает в период 10 – 11 лет, после чего интенсивность проявлений (при доброкачественном развитии недуга) снижается, и постепенно проявления исчезают. В некоторых случаях ребенку может потребоваться лечение.

Профилактика повторения нервного тика

Появление такого нарушения у ребенка предсказать невозможно. Сегодня среди детей это нарушение встречается достаточно часто, поскольку сама обстановка современной жизни создает немало стрессовых ситуаций и нервного перенапряжения, особенно у детей, проживающих в больших городах.

Связано это с тем, что у детей нервная система еще не имеет достаточной зрелости и не может функционировать в полном объеме, поэтому риск появления тиков в детском возрасте очень велик, особенно в тех случаях, когда к ним есть генетическая предрасположенность. Но сегодня эта проблема излечима.

Важно после проведения терапии не допустить повторения заболевания, для чего необходимо :

  • Следить за тем, чтобы в семье поддерживалась нормальная психологическая обстановка.
  • Воспитывать в малыше стрессоустойчивость, не отгораживаться от него при возникновении проблем, а, наоборот, обсуждать их с ним, вместе искать решение, чтобы ребенок привыкал к взрослой жизни и воспринимал сложные ситуации правильно.
  • Обеспечить ребенку нормальный достаточный сон и полноценное здоровое питание.
  • Следить за тем, чтобы он ежедневно совершал прогулки общей сложностью не менее часа в сутки.
  • Заниматься с малышом медитацией или йогой.
  • Проветривать жилье, особенно комнату ребенка (обязательно это делать перед сном).
  • Оградить малыша от всего, что может спровоцировать повторное возникновение тиков.

Вы заметили, что ваш ребенок стал часто непроизвольно моргать или подергивает плечами? Возможно, у него нервный тик. Что стало его причиной? Может быть ребенок перенес недавно простудное заболевание или его что-то напугало? Обратимся к специалисту...

Тики - молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта, пожимание плечами, вздрагивания и пр.).

По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11 % девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика - это 3 года и 7-11 лет.

Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики; тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее).

Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа), ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.

Психологически дети с тиками характеризуются:

  • нарушениями внимания;
  • нарушением восприятия;

У детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.

У детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия.

Классификация тиков

  • моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и т.д.);
  • вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание);
  • ритуалы, (ходьба по кругу);
  • генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).

Кроме того, различают простые тики, захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики - движения одновременно возникают в различных группах мышц.

Течение тиков

  • Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет.
  • Выраженность тиков может варьироваться от почти незаметной до тяжелой формы (приводящей к невозможности выйти на улицу).
  • Частота тиков меняется в течение дня.
  • Лечение: от полного излечения до неэффективности.
  • Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть незаметными или выраженными.

Причины тиков

Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают "нервные" дети. Однако известно что "нервными" бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например в 3 года и 6-7 лет, а тики появляются только у некоторых детей.

Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает.

Роль наследственности

Тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью: родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей. Научно доказано, что тики:

  • легче провоцируются у лиц мужского пола;
  • мальчики болеют тиками тяжелее, чем девочки;
  • у детей тики появляются в более раннем возрасте, чем у их родителей;
  • если у ребенка тики, то часто обнаруживается, что его родственники мужского пола также страдают тиками, а родственники женского пола - неврозом навязчивых состояний.

Родительское поведение

Несмотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка, его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи. Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей.

В то же время дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков.

Провокация тиков: психологический стресс

Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики. Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка, внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущения. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках - перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (ребенок может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто в сочетании с ночным и страшными снами.

Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики.

Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. Родители часто говорят, что, например, после тяжелой их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики. Воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появлению навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья.

Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов.

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения.
  3. Острый стресс , провоцирующий появление тиков.

Механизм развития тиков

Если у ребенка постоянно присутствует внутренняя тревожность или, как говорят в народе, "неспокойно на душе", стресс становится хроническим. Сама по себе тревога - это необходимый защитный механизм, позволяющий заранее до наступления опасного события подготовиться к нему, ускорить рефлекторную деятельность, повысить скорость реакции и остроту органов чувств, задействовать все резервы организма для выживания в экстремальных условиях. У ребенка, часто испытывающего стрессы, мозг постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности. Утрачивается способность произвольно подавлять (тормозить) ненужную активность клеток головного мозга. Мозг ребенка не отдыхает; даже во сне его преследуют страшные образы, ночные кошмары. В результате системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются. Появляется раздражительность, агрессивность, снижается успеваемость. А у детей, имеющих изначальную предрасположенность к дефициту торможения патологических реакций в мозге, вредные психотравмирующие факторы вызывают развитие тиков.

Тики и поведенческие нарушения

У детей с тиками всегда отмечаются невротические нарушения в виде сниженного настроения, внутренней тревожности, склонности к внутреннему "самокопанию". Характерны раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна, что требует консультации квалифицированного психиатра.

Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического |и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом, психиатром и психологом.

Диагностика тиков

Диагноз устанавливается в ходе осмотра невролога. При этом полезна видеосъемка в домашних условиях, т.к. ребенок старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом.

Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов; а также дальнейшей психологической и медикаментозной коррекции.

В некоторых случаях врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований (электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию), основываясь на беседе с родителями, клинической картине заболевания, и консультацию психиатра.

Медицинские диагнозы

Транзиторное (преходящее) тикозное расстройство характеризуется простыми или сложными моторными тиками, короткими, повторными, с трудом контролируемыми движениями, и манерностью. Тики возникают у ребенка ежедневно в течение 4 недель, но менее 1 года.

Хроническое тикозное расстройство характеризуется быстрыми повторными неконтролируемыми движениями или вокализациями (но не тем и другим вместе), которые возникают почти ежедневно, более 1 года.

Лечение тиков

  1. Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы. Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок.
  2. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность. Необходимо больше разговаривать с ребенком, чаще гулять с ним и играть в Его игры.
  3. Психологическая коррекция.
    • Может проводиться индивидуально - для развития сфер психической деятельности (внимания, памяти, самоконтроля) и уменьшения внутренней тревожности с одновременной работой над самооценкой (с помощью игр, бесед, рисунков и других психологических техник).
    • Может проводиться в виде групповых занятий с другими детьми (у которых есть тики или другие поведенческие особенности) - для развития сферы общения и обыгрывания возможных конфликтных ситуаций. При этом у ребенка появляется возможность выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в конфликте ("прорепетировать" его за ранее), что уменьшает вероятность обострения тиков.
  4. Медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны. Медикаментозные препараты назначаются врачом-неврологом в зависимости от клинической картины и данных дополнительного обследования.
    • Базовая терапия тиков включает 2 группы препаратов: обладающих противотревожным действием (антидепрессанты) - фенибут, золофт, паксил и т.д.; уменьшающих выраженность двигательных явлений - тиапридал, терален и т.д.
    • К базовой терапии в качестве дополнительной могут быть подключены препараты, улучшающие обменные процессы в мозге (ноотропные препараты), сосудистые препараты, витамины.
      Продолжительность медикаментозной терапии после полного исчезновения тиков составляет 6 месяцев, затем можно медленно уменьшать дозу препарата вплоть до полной отмены.

Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно).

Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются.

Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, опухоли мозга и т.д.). В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.

Обсуждение

Привет у меня у ребёнка тоже тики начались муж уехал в командировку ребёнок скучал ему 3,9 это просто от стресса почему сразу ставить тяжелые заболевания?

19.12.2018 11:51:02, Настя Кравченко

Добрый день. Продам ТИАПРИДАЛ (Франция) (срок годности до 2013 года). Перешли на Рисполепт и остались 6 коробок по 380 руб.

Сыну 11лет,уже 6 лет страдает сложными тиками,врачи подозревают "туретаа"хотя не делали не каких обследований,всё основывается на моих рассказах и внешних проявлениях тиков,а поиск причины не находят нужным,медикаменты по мере возможности не советуют,сказали дождаться переходного возраста.Но положение не улучшается совсем,что делать,помогите!

13.09.2008 20:16:48, Шаулова Сабина Михайловна

сегодня поставили диагноз гипперактивность,ребенку 2 месяца и 5 дней,вес при рождении 3,4кг на сегодня 6,5кг,рост при рождении 52см на сегодня 59см, спокойный,плачит только когда чувствует дискомфорт.
Верно ли поставлен диагноз?Стоит ли давать ребенку прописанные врачом лекарства(Микстура цитрал 1 чайн.лож.Х 3раза 30 дней,циниаризин1/4Х2раза 20 дней,дибазол 0,001 Х 1 раз 20 дней)?

14.12.2006 14:36:07, Владислав

Комментировать статью "Нервные тики. Как с ними бороться?"

ищу хорошего невролога- тики. Врачи, поликлиники, больницы. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника Посоветуйте пожалуйста хорошего невролога- у ребенка 9 лет уже 5 лет жуткие тики, головные боли непостоянно.Пропили кучу таблеток без...

Обсуждение

Мы лечили тики у дочки (моргание глазами). началось с 2-х лет. Пили Фенибут, какие-то еще успокаивающие. Ничего особо не помогало.
К школе прошло. Ограничили телевизор, гаджеты. Старались больше дарить положительных эмоций. НА мой взгляд, надо пытаться найти свой вариант "лечения". Может быть попробовать иглотерапию. Отдать в какую-то спортивную секцию, которая понравится ребенку. Подвижная детская психика должна быть чем-то "загружена" :-) Здоровья вам и терпения!

У сына тоже тики с первого класса (сейчас в 4),в прошлом году были очень сильные,в школу 2 недели не ходили.Наблюдаемся в Невромеде у Кузиной Г.В.Сейчас стали гораздо меньше.

Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. Нервный тик -нужны советы. Ребенок (6 лет) часто жмурится(моргает глазками)+повышенное у сына 6 лет нервный тик. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника...

Тик у ребенка. Лекарственные препараты. Другие дети. Раздел: Лекарственные препараты (фенибут и детские тики форум). Тик у ребенка. Эх, зря я считала фенибут панацеей от тиков (раньше были сезонные по осени, года 2 назад прошли совсем).

Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. У кого-то была подобная форма тика? Традиционно это бывают глаза, как я понимаю, но у нас все гораздо ниже. Нервный тик у ребенка: у кого было подобное?

Обсуждение

Убрать телевизор.Витамины гр-уппы В.Магне В6 или мультивита-мол.Только не пейте ноофен,кот-орый пропишет невролог.Да и гл-ицин не так безопасен для дете-й-на Западе его детям не предл-агают.

06.01.2012 01:23:56, ОТ МЕНЯ

моему ребёнку с множественными тиками очень хорошо помогал магне-b6.

Причины нервного тика у детей. Нервный тик. Здравствуйте! группы В.Магне В6 или мультивитамол.Только не пейте ноофен,который Причины нервного тика у детей. Диагностика и лечение тиков. Версия для печати. правда что-то засомневалась-давать не стала.Ну вот...

Я практически на месяц забрала дочь из школы (я не работала, могла с ней заниматься, все контрольные она сдавала), потом в школу ходили в ээ.. щадящем режиме:) - т.е., если я видела, что не надо нам в школу, мы туда не ходили:).
Плюс к тому медикаментозная поддержка (гомеопатия, берокка, еtc) + правильное отношение дочери к проблеме и т.д..
Если не будете устраивать "каникулы" (особенно если не будете, а так - в любом случае), то очень важно сформировать правильное отношение учителя, что Вы, судя по всему уже сделали, остаётся только периодически напоминать ей об этом.
Про другую школу я бы пока вообще не думала - это доп. стресс, он Вас сейчас не нужен совсем.
Довольно много детей имеет тики, бОльшая часть это всё успешно перерастает, но я бы отнеслась крайне внимательно - в дальнейшем тики могут появляться на фоне перегрузок.
И ещё - только что появившийся тик корректируется намного легче, так что, скорее всего, всё довольно скоро пройдёт:).
Будут вопросы - пишите в личку.

Спасибо всем за советы. В общем, поговорили еще раз с учительницей, постарались, чтобы она поняла, что эта проблема у ребенка возникла не без ее участия, попросили хвалить ее почаще. Вроде бы была адекватна, не знаю, что будет дальше. Переводить пока некуда, новую школу построят только в след. году, в двух других отношение еще хуже, одну из них по себе знаю и брату, который только оттуда вышел. Дома мы ее только хвалим, тем более, что есть за что. На мой взгляд пишет ребенок ну просто очень хорошо, куда уж лучше... Читать стала побыстрее. После домашних уроков, берет свои тетради и играет в школу - учит своих кукол писать. Значит, сам процесс нравится!
А к врачу - в понедельник. Спасибо еще раз.

Лечение тиков у психолога. Нужна консультация психолога. Детская психология. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. У Ани локальные лицевые тики. Лекарства пьем, но слышала, что есть психологи, которые специальными...

Тики – это стереотипные, повторяющиеся движения. Обычно впервые проявляются у детей в возрасте 3 - 5 лет. Для тиков характерно волнообразное течение: периоды обострений, которые обычно длятся около 1,5 месяцев, сменяются периодами ремиссии.

Виды тиков у детей

В зависимости от степени выраженности тики могут быть локальными и распространенными. При локальных тиках вовлекается один регион, например голова. Самый распространенный локальный тик - это моргание. Распространенные тики включают несколько регионов. Часто встречающиеся распространенные тики - это подскоки, подергивание рукой или плечом.

Тики могут быть единичные и множественные. Для единичных характерно одно стереотипное движение, для множественных - их сочетание. Тики с течением времени могут сменять друг друга. Например, моргание сменяется поведением носом, затем оба тика возникают одновременно. Могут вовлекаться и другие регионы тела.

Помимо моторных существуют вокальные тики. Для них характерно стереотипное произнесение каких-либо звуков (покашливание, похмыкивание и др.). Они могут сочетаться с моторными тиками, либо существовать изолировано.

Причины тиков у детей

Родители часто связывают появление детских тиков со стрессами и эмоциональными потрясениями. На самом деле причиной возникновения тиков является изменение обмена веществ (дофамина и норадреналина) в подкорковых структурах головного мозга. Человек рождается с подобной предрасположенностью, и зачастую она передается по наследству.

Не всегда тики обусловлены стрессовым фактором. Не всегда между возникновением тиков и пережитым стрессом есть взаимосвязь. Ребенок может расти в благополучной и счастливой семье, но однажды без каких-либо внешних причин из-за особенностей развития головного мозга включается механизм и появляются клинические симптомы.

Зачастую дополнительных обследований не требуется. В ряде случаев неврологи ЕМС проводят электроэнцефалограмму для того, чтобы исключить у ребенка эпилепсию. Прогноз течения заболевания в большинстве случае благоприятный. В 80% случаев тики проходят самостоятельно после достижения подросткового возраста и не требуют лечения. Они могут проявляться лишь эпизодически в период повышенной утомляемости, усталости и эмоционального напряжения.

Лечение нервных тиков в

Согласно международным протоколам в большинстве случаев тики не лечат с помощью медикаментозной терапии. Это связано с периодичностью их проявления. Медикаментозные препараты назначаются только в тех случаях, когда тики причиняют пациенту значительный физический или психологический дискомфорт. Например, ребенок так часто моргает, что у него болят глаза. Или, например, хмыканье настолько громкое, что окружающим тяжело находиться рядом, поэтому ребенок испытывает сложности в общении. Вокальные тики могут значительно ограничивать социальную жизнь ребенка и влиять на его самооценку.

Любая терапия при тиках симптоматическая, она не устраняет причину заболевания. Полностью безопасных препаратов, которые с доказанной эффективностью влияют на источник проблемы, не существует. Все они обладают рядом побочных эффектов, поэтому для их назначения необходимы строгие показания.

Важно оценить, насколько тики причиняют дискомфорт ребенку. Зачастую родители настаивают на назначении медикаментозной терапии, потому что переживают, что малыш испытывает неудобства и трудности в общении со сверстниками. Но для самого ребенка тики не являются проблемой или преградой для успешной социализации.

Существует ряд препаратов, имеющих определенный эффект на течение заболевания. Но ни один из них не прошел серьезного клинического исследования. Поэтому зачастую родители приходят с жалобами, что сначала препарат был эффективен, но при очередном обострении заболевания эффекта не отмечалось. Это связано с тем, что первый этап приема лекарственного средства часто совпадает с периодом ремиссии, поэтому у родителей складывается впечатление о его результативности. Подобные препараты в рамках не назначаются.

Выделяют ряд заболеваний, которые вызываются стрептококковой инфекцией. Организм начинает вырабатывать антитела к стрептококку, которые могут оказывать влияние на подкорковые структуры. Поэтому при наличии факторов, указывающих на связь детских тиков со стрептококковой инфекцией, проводится исследование на наличие антител к стрептококку, если они обнаруживаются, назначается антибактериальная терапия.

Существует немедикаментозный метод коррекции нервных тиков у детей - БОС-терапия (биологическая обратная связь), когда с помощью специальной компьютерной программы проводятся занятия с целью воздействия на функциональную составляющую головного мозга. В случае, если требуется проведение БОС-терапии к ведению пациента подключается нейропсихолог.

Тики, или гиперкинезы, — это повторяющиеся неожиданные короткие стереотипные движения или высказывания, внешне схожие с произвольными действиями. Характерной чертой тиков является их непроизвольность, но в большинстве случаев пациент может воспроизводить или частично контролировать собственные гиперкинезы. При нормальном уровне интеллектуального развития детей заболеванию нередко сопутствуют когнитивные нарушения, двигательные стереотипии и тревожные расстройства.

Распространенность тиков достигает приблизительно 20% в популяции.

До сих пор не существует единого мнения о возникновении тиков. Решающая роль в этиологии заболевания отводится подкорковым ядрам — хвостатому ядру, бледному шару, субталамическому ядру, черной субстанции. Подкорковые структуры тесно взаимодействуют с ретикулярной формацией, таламусом, лимбической системой, полушариями мозжечка и корой лобного отдела доминантного полушария. Деятельность подкорковых структур и лобных долей регулируется нейромедиатором дофамином. Недостаточность работы дофаминергической системы приводит к нарушениям внимания, недостаточности саморегуляции и поведенческого торможения, снижению контроля двигательной активности и появлению избыточных, неконтролируемых движений.

На эффективность работы дофаминергической системы могут повлиять нарушения внутриутробного развития вследствие гипоксии, инфекции, родовой травмы или наследственная недостаточность обмена дофамина. Имеются указания на аутосомно-доминантный тип наследования; вместе с тем известно, что мальчики страдают тиками примерно в 3 раза чаще девочек. Возможно, речь идет о случаях неполной и зависимой от пола пенетрации гена.

В большинстве случаев первому появлению у детей тиков предшествует действие внешних неблагоприятных факторов. До 64% тиков у детей провоцируются стрессовыми ситуациями — школьной дезадаптацией, дополнительными учебными занятиями, бесконтрольными просмотрами телепередач или продолжительной работой на компьютере, конфликтами в семье и разлукой с одним из родителей, госпитализацией.

Простые моторные тики могут отмечаться в отдаленном периоде перенесенной черепно-мозговой травмы. Голосовые тики — покашливания, шмыгания носом, отхаркивающие горловые звуки — нередко встречаются у детей, часто болеющих респираторными инфекциями (бронхитами, тонзиллитами, ринитами).

У большинства пациентов существует суточная и сезонная зависимость тиков — они усиливаются вечером и обостряются в осенне-зимний период.

К отдельному виду гиперкинезов следует отнести тики, возникающие в результате непроизвольного подражания у некоторых повышенно внушаемых и впечатлительных детей. Происходит это в процессе непосредственного общения и при условии известного авторитета ребенка с тиками среди сверстников. Такие тики проходят самостоятельно через некоторое время после прекращения общения, но в некоторых случаях подобное подражание является дебютом заболевания.

Клиническая классификация тиков у детей

По этиологии

Первичные, или наследственные, включая синдром Туретта. Основной тип наследования — аутосомно-доминант-ный с различной степенью пенетратности, возможны спорадические случаи возникновения заболевания.

Вторичные, или органические. Факторы риска: анемия у беременных, возраст матери старше 30 лет, гипотрофия плода, недоношенность, родовая травма, перенесенные травмы головного мозга.

Криптогенные. Возникают на фоне полного здоровья у трети больных тиками.

По клиническим проявлениям

Локальный (фациальный) тик. Гиперкинезы захватывают одну мышечную группу, в основном мимическую мускулатуру; преобладают учащенные моргания, зажмуривания, подергивания углов рта и крыльев носа (табл. 1). Моргание является самым устойчивым из всех локальных тикозных расстройств. Зажмуривание отличается более выраженным нарушением тонуса (дистонический компонент). Движения крыльев носа, как правило, присоединяются к учащенному морганию и относятся к неустойчивым симп-томам лицевых тиков. Единичные лицевые тики практически не мешают больным и в большинстве случаев не замечаются самими пациентами.

Распространенный тик. В гиперкинез вовлекаются несколько мышечных групп: мимические, мышцы головы и шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, мышцы живота и спины. У большинства больных распространенный тик начинается с моргания, к которому присоединяются заведение взора, повороты и наклоны головы, подъемы плеч. В периоды обострений тиков у школьников могут возникать проблемы при выполнении письменных заданий.

Вокальные тики. Различают вокальные тики простые и сложные.

Клиническая картина простых вокальных тиков представлена преимущественно низкими звуками: покашливанием, «прочисткой горла», хмыканием, шумным дыханием, шмыганием носом. Реже встречаются такие высокие звуки, как «и», «а», «у-у», «уф», «аф», «ай», визг и свист. При обострении тикозных гиперкинезов вокальные феномены могут изменяться, например покашливание переходит в хмыкание или шумное дыхание.

Сложные вокальные тики отмечаются у 6% больных синдромом Туретта и характеризуются произнесением отдельных слов, ругательствами (копролалией), повторением слов (эхолалией), быстрой неровной, неразборчивой речью (палилалией). Эхолалия является непостоянным симптомом и может встречаться в течение нескольких недель или месяцев. Копролалия обычно представляет собой статусное состояние в виде серийного произнесения ругательств. Нередко копролалия значительно ограничивает социальную активность ребенка, лишая его возможности посещать школу или общественные места. Палилалия проявляется навязчивым повторением последнего слова в предложении.

Генерализованный тик (синдром Туретта). Проявляется сочетанием распространенных моторных и вокальных простых и сложных тиков.

В таблице 1 представлены основные виды моторных тиков в зависимости от их распространенности и клинических проявлений.

Как видно из представленной таблицы, при усложнении клинической картины гиперкинезов, от локального к генерализованному, тики распространяются по направлению сверху вниз. Так, при локальном тике насильственные движения отмечаются в мышцах лица, при распространенном переходят на шею и руки, при генерализованном в процесс вовлекаются туловище и ноги. Моргание встречается с одинаковой частотой при всех видах тиков.

По тяжести клинической картины

Тяжесть клинической картины оценивают по количеству гиперкинезов у ребенка в течение 20 мин наблюдения. При этом тики могут отсутствовать, быть единичными, серийными или статусными. Оценка степени тяжести используется для унификации клинической картины и определения эффективности лечения.

При единичных тиках их количество за 20 мин осмотра составляет от 2 до 9, чаще встречаются у больных локальными формами и в стадии ремиссии у больных с распространенным тиком и синдромом Туретта.

При серийных тиках за 20 мин осмотра наблюдается от 10 до 29 гиперкинезов, после которых наступают многочасовые перерывы. Подобная картина характерна при обострении заболевания, встречается при любой локализации гиперкинезов.

При тикозным статусе серийные тики следуют с частотой от 30 до 120 и более за 20 мин осмотра без перерыва в течение дня.

Аналогично моторным тикам, вокальные тики также бывают единичными, серийными и статусными, усиливаются к вечеру, после эмоциональной нагрузки и переутомления.

По течению заболевания

Согласно диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (DSM-IV), выделяют преходящие тики, хронические тики и синдром Туретта.

Преходящее , или транзиторное , течение тиков подразумевает наличие у ребенка моторных или голосовых тиков с полным исчезновением симп-томов заболевания в течение 1 года. Характерно для локальных и распространенных тиков.

Хроническое тиковое нарушение характеризуется моторными тиками продолжительностью более 1 года без вокального компонента. Хронические вокальные тики в изолированном виде встречаются редко. Выделяют ремиттирующий, стационарный и прогредиентный подтипы течения хронических тиков.

При ремиттирующем течении периоды обострений сменяются полным регрессом симптомов или наличием локальных единичных тиков, возникающих на фоне интенсивных эмоциональных или интеллектуальных нагрузок. Ремиттирующий подтип является основным вариантом течения тиков. При локальных и распространенных тиках обострение длится от нескольких недель до 3 мес, ремиссии сохраняются от 2-6 мес до года, в редких случаях до 5-6 лет. На фоне медикаментозного лечения возможна полная или неполная ремиссия гиперкинезов.

Стационарный тип течения заболевания определяется наличием стойких гиперкинезов в различных группах мышц, которые сохраняются на протяжении 2-3 лет.

Прогредиентное течение характеризуется отсутствием ремиссий, переходом локальных тиков в распространенные или генерализованные, усложнением стереотипий и ритуалов, развитием тикозных статусов, резистентностью к терапии. Прогредиентное течение преобладает у мальчиков с наследственными тиками. Неблагоприятными признаками является наличие у ребенка агрессивности, копролалии, навязчивостей.

Существует зависимость между локализацией тиков и течением заболевания. Так, для локального тика характерен транзиторно-ремиттирующий тип течения, для распространенного тика — ремиттирующе-стационарный, для синдрома Туретта — ремиттирующе-прогредиентный.

Возрастная динамика тиков

Чаще всего тики появляются у детей в возрасте от 2 до 17 лет, средний возраст — 6-7 лет, частота встреча-емости в детской популяции — 6-10%. У большинства детей (96%) тик возникает до 11 лет. Наиболее частое проявление тика — моргание глазами. В 8-10 лет появляются вокальные тики, которые составляют примерно треть случаев всех тиков у детей и возникают как самостоятельно, так и на фоне моторных. Чаще первоначальными проявлениями вокальных тиков являются шмыгания носом и покашливания. Для заболевания характерно нарастающее течение с пиком проявлений в 10-12 лет, затем отмечается уменьшение симптоматики. В возрасте 18 лет приблизительно 50% пациентов самопроизвольно освобождаются от тиков. При этом нет зависимости между тяжестью проявления тиков в детстве и во взрослом возрасте, но в большинстве случаев у взрослых проявления гиперкинезов менее выражены. Иногда тики впервые возникают у взрослых, но они характеризуются более мягким течением и обычно продолжаются не более 1 года.

Прогноз для локальных тиков благоприятный в 90% случаев. В случае распространенных тиков у 50% детей отмечается полный регресс симптомов.

Синдром Туретта

Наиболее тяжелой формой гиперкинезов у детей является, без сомнения, синдром Туретта. Частота его составляет 1 случай на 1000 детского населения у мальчиков и 1 на 10 000 у девочек. Впервые синдром описал Жиль де ля Туретт в 1882 г. как «болезнь множественных тиков». Клиническая картина включает моторные и голосовые тики, дефицит внимания и обсессивно-компульсивное расстройство. Синдром наследуется с высокой пенетратностью по аутосомно-доминантному типу, причем у мальчиков тики чаще сочетаются с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, а у девочек — с обсессивно-компульсивным расстройством.

Общепринятыми в настоящее время являются критерии синдрома Туретта, приведенные в классификации DSM III пересмотра. Перечислим их.

  • Сочетание моторных и вокальных тиков, возникающих одновременно или с различными интервалами времени.
  • Повторные тики в течение дня (обычно сериями).
  • Локализация, количество, частота, сложность и тяжесть тиков меняется со временем.
  • Дебют заболевания до 18 лет, продолжительность более 1 года.
  • Симптомы болезни не связаны с приемом психотропных препаратов или заболеванием ЦНС (хореей Гентингтона, вирусным энцефалитом, системными заболеваниями).

Клиническая картина синдрома Туретта зависит от возраста пациента. Знание основных закономерностей развития болезни помогает выбрать правильную тактику лечения.

Дебют заболевания развивается в 3-7 лет. Первыми симптомами являются локальные лицевые тики и подергивания плеч. Затем гиперкинезы распространяются на верхние и нижние конечности, появляются вздрагивания и повороты головы, сгибание и разгибание кисти и пальцев, запрокидывание головы назад, сокращение мышц живота, подпрыгивания и приседания, один вид тиков сменяется другим. Вокальные тики часто присоединяются к моторным симптомам в течение нескольких лет после дебюта заболевания и усиливаются в стадии обострения. У ряда больных вокализмы являются первыми проявлениями синдрома Туретта, к которым в последующем присоединяются моторные гиперкинезы.

Генерализация тикозных гиперкинезов происходит в период продолжительностью от нескольких месяцев до 4 лет. В возрасте 8-11 лет у детей отмечается пик клинических проявлений симптомов в виде серий гиперкинезов или повторных гиперкинетических статусов в сочетании с ритуальными действиями и аутоагрессией. Тикозный статус при синдроме Туретта характеризует тяжелое гиперкинетическое состояние. Для серии гиперкинезов характерна смена моторных тиков вокальными с последующим появлением ритуальных движений. Больные отмечают дискомфорт от избыточных движений, например боль в шейном отделе позвоночника, возникающую на фоне поворотов головы. Наиболее тяжелый гиперкинез представляет собой запрокидывание головы — при этом пациент может повторно ударяться затылком о стену, нередко в сочетании с одновременными клоническими подергиваниями рук и ног и появлением мышечных болей в конечностях. Продолжительность статусных тиков колеблется от нескольких суток до нескольких недель. В некоторых случаях отмечаются исключительно моторные или преимущественно вокальные тики (копролалия). Во время статусных тиков сознание у детей полностью сохранено, однако гиперкинезы не контролируются пациентами. Во время обострений заболевания дети не могут посещать школу, у них затрудняется самообслуживание. Характерно ремиттирующее течение с обострениями длительностью от 2 до 12-14 мес и неполными ремиссиями от нескольких недель до 2-3 мес. Длительность обострений и ремиссий находится в прямой зависимости от тяжести тиков.

У большинства больных в 12-15 лет генерализованные гиперкинезы переходят в резидуальную фазу , проявля-ющуюся локальными или распространенными тиками. У трети больных с синдромом Туретта без обсессивно-компульсивных расстройств в резидуальной стадии наблюдается полное прекращение тиков, что можно рассматривать как возрастзависимую инфантильную форму заболевания.

Коморбидность тиков у детей

Тики нередко возникают у детей с уже имеющимися заболеваниями со стороны центральной нервной системы (ЦНС), такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), церебрастенический синдром, а также тревожные расстройства, включающие генерализованное тревожное расстройство, специфичные фобии и обсессивно-компульсивное расстройство.

Примерно у 11% детей с СДВГ встречаются тики. Преимущественно это простые моторные и вокальные тики с хроническим рецидивирующим течением и благоприятным прогнозом. В отдельных случаях затруднен дифференциальный диагноз между СДВГ и синдромом Туретта, когда гиперактивность и импульсивность появляются у ребенка до развития гиперкинезов.

У детей, страдающих генерализованным тревожным расстройством или специфичными фобиями, тики могут быть спровоцированы или усилены волнениями и переживаниями, непривычной обстановкой, длительным ожиданием какого-либо события и сопутствующим нарастанием психоэмоционального напряжения.

У детей с обсессивно-компульсивными расстройствами голосовые и моторные тики сочетаются с навязчивым повторением какого-либо движения или занятия. По всей видимости, у детей с тревожными расстройствами тики являются дополнительной, хотя и патологической формой психомоторной разрядки, способом успокоения и «переработки» накопившегося внутреннего дискомфорта.

Церебрастенический синдром в дет-ском возрасте является следствием перенесенных черепно-мозговых травм или нейроинфекций. Появление или усиление тиков у детей с церебрастеническим синдромом нередко провоцируется внешними факторами: жарой, духотой, изменением барометрического давления. Характерно нарастание тиков при утомлении, после длительных или повторных соматических и инфекционных заболеваний, увеличении учебных нагрузок.

Приведем собственные данные. Из 52 детей, обратившихся с жалобами на тики, было 44 мальчика, 7 девочек; соотношение «мальчики: девочки» составило «6: 1» (табл. 2).

Итак, наибольшее число обращений по поводу тиков отмечалось у мальчиков в возрасте 5-10 лет с пиком в 7-8 лет. Клиническая картина тиков представлена в табл. 3.

Таким образом, чаще всего отмечались простые моторные тики с локализацией преимущественно в мышцах лица и шеи и простые вокальные тики, имитирующие физиологические действия (кашель, отхаркивание). Подпрыгивания и сложные вокальные высказывания встречались гораздо реже — только у детей с синдромом Туретта.

Временные (транзиторные) тики продолжительностью менее 1 года наблюдались чаще, чем хронические (ремиттирующие или стационарные). Синдром Туретта (хронический стационарный генерализованный тик) отмечался у 7 детей (5 мальчиков и 2 девочки) (табл. 4).

Лечение

Основным принципом терапии тиков у детей является комплексный и дифференцированный подход к лечению. До назначения медикаментозной или иной терапии необходимо выяснить возможные причины возникновения заболевания и обсудить с родителями способы педагогической коррекции. Необходимо разъяснить непроизвольный характер гиперкинезов, невозможность контроля их усилием воли и, как следствие этого, недопустимость замечаний ребенку по поводу тиков. Нередко выраженность тиков снижается при уменьшении требований к ребенку со стороны родителей, отсутствии фиксации внимания на его недостатках, восприятии его личности в целом, без вычленения «хороших» и «плохих» качеств. Терапевтический эффект оказывают упорядочение режима, занятия спортом, особенно на свежем воздухе. При подозрении на индуцированные тики необходима помощь психотерапевта, поскольку подобные гиперкинезы снимаются внушением.

При решении вопроса о назначении медикаментозного лечения необходимо учитывать такие факторы, как этиология, возраст пациента, тяжесть и выраженность тиков, их характер, сопутствующие заболевания. Медикаментозное лечение необходимо проводить при тяжелых, выраженных, упорных тиках, сочетающихся с нарушениями поведения, неуспеваемостью в школе, влияющих на самочувствие ребенка, осложняющих его адаптацию в коллективе, ограничивающих его возможности самореализации. Лекарственная терапия не должна назначаться, если тики беспокоят только родителей, но не нарушают нормальную активность ребенка.

Основная группа препаратов, назначаемая при тиках, — нейролептики: галоперидол, пимозид, флуфеназин, тиаприд, рисперидон. Их эффективность при лечении гиперкинезов достигает 80%. Препараты обладают анальгезирующим, притивосудорожным, антигистаминным, противорвотным, нейролептическим, антипсихотическим, седативным дейст-виями. К механизмам их действия относятся блокада постсинаптических дофаминергических рецепторов лимбической системы, гипоталамуса, триггерной зоны рвотного рефлекса, экстрапирамидной системы, торможение обратного захвата дофамина пресинаптической мембраной и последующего депонирования, а также блокада адренорецепторов ретикулярной формации головного мозга. Побочные эффекты: головная боль, сонливость, нарушения концентрации внимания, сухость во рту, повышение аппетита, возбуждение, беспокойство, тревога, страх. При длительном применении могут развиться экстрапирамидные нарушения, включающие повышение мышечного тонуса, тремор, акинезии.

Галоперидол: начальная доза составляет 0,5 мг на ночь, затем ее повышают на 0,5 мг в неделю до достижения терапевтического эффекта (1-3 мг/сут в 2 приема).

Пимозид (Орап) по эффективности сравним с галоперидолом, но дает меньше побочных эффектов. Начальная доза составляет 2 мг/сут в 2 приема, при необходимости дозу повышают на 2 мг в неделю, но не выше 10 мг/сут.

Флуфеназин назначается в дозе 1 мг/сут, затем дозу увеличивают на 1 мг в неделю до 2-6 мг/сут.

Рисперидон относится к группе атипичных нейролептиков. Известна эффективность рисперидона при тике и связанных с ним нарушениях поведения, особенно оппозиционно-вызывающего характера. Начальная доза — 0,5-1 мг/сут с постепенным ее повышением до достижения положительной динамики.

При выборе препарата для лечения ребенка с тиками следует учитывать наиболее удобную для дозирования форму выпуска. Оптимальными для титрования и последующего лечения в детском возрасте являются капельные формы (галоперидол, рисперидон), позволяющие наиболее точно подобрать поддерживающую дозу и избежать неоправданной передозировки лекарства, что особенно актуально при проведении длительных курсов лечения. Предпочтение также отдается препаратам, обладающим относительно низким риском развития побочных эффектов (рисперидон, тиаприд).

Метоклопрамид (Реглан, Церукал) является специфическим блокатором дофаминовых и серотониновых рецепторов триггерной зоны ствола мозга. При синдроме Туретта у детей применяется в дозе 5-10 мг в день (1/2-1 таблетка), в 2-3 приема. Побочные действия — экстрапирамидные расстройства, проявляющиеся при превышении дозы 0,5 мг/кг/сут.

Для лечения гиперкинезов в последние годы применяют препараты вальпроевой кислоты. Основной механизм действия вальпроатов заключается в усилении синтеза и высвобождении γ-аминомасляной кислоты, которая является тормозным медиатором ЦНС. Вальпроаты являются препаратами первого выбора при лечении эпилепсии, однако интерес представляет их тимолептический эффект, проявляющийся в уменьшении гиперактивности, агрессивности, раздражительности, а также положительное влияние на выраженность гиперкинезов. Терапевтическая доза, рекомендуемая для лечения гиперкинезов, значительно ниже, чем при лечении эпилепсии, и составляет 20 мг/кг/сут. Из побочных эффектов отмечены сонливость, повышение массы тела, выпадение волос.

При сочетании гиперкинезов с обсессивно-компульсивным расстрой-ством положительный эффект оказывают антидепрессанты — кломипрамин, флуоксетин.

Кломипрамин (Анафранил, Кломинал, Клофранил) является трициклическим антидепрессантом, механизм действия — торможение обратного захвата норэпинефрина и серотонина. Рекомендованная доза у детей с тиками — 3 мг/кг/сут. К побочным эффектам относятся преходящие нарушения зрения, сухость во рту, тошнота, задержка мочи, головная боль, головокружение, бессонница, возбудимость, экстрапирамидные расстройства.

Флуоксетин (Прозак) — антидепрессивное средство, селективный ингибитор обратного захвата серотонина, обладающий низкой активностью по отношению к норэпинефриновой и дофаминергической системам головного мозга. У детей с синдромом Туретта хорошо устраняет беспокой-ство, тревогу, страх. Начальная доза в детском возрасте составляет 5 мг/сут 1 раз в день, эффективная — 10-20 мг/сут 1 раз утром. Переносимость препарата в целом хорошая, побочные эффекты возникают относительно редко. Среди них наиболее значимыми являются тревожность, нарушения сна, астенический синдром, потливость, снижение массы тела. Препарат также эффективен в комбинации с пимозидом.

Литература
  1. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: ACADEMA, 2005.
  2. Мэш Э., Вольф Д. Нарушение психики ребенка. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА ПРЕСС, 2003.
  3. Омельяненко А., Евтушенко О. С., Кутякова и др. // Международный неврологический журнал. Донецк. 2006. №3(7). С. 81-82.
  4. Петрухин А. С. Неврология детского возраста. М.: Медицина, 2004.
  5. Феничел Дж. М. Педиатрическая неврология. Основы клинической диагностики. М.: Медицина, 2004.
  6. L. Bradley, Schlaggar, Jonathan W. Mink. Movement // Disorders in Children Pediatrics in Review. 2003; 24(2).

Н. Ю. Суворинова , кандидат медицинских наук
РГМУ, Москва



Рассказать друзьям