Тренировка и развитие слуховой памяти. Как развить слуховую память

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Развитие слуховой памяти

Ухо более чувствительдное, чем глаза. Развить слуховую память гораздо проще, чем зрительную. Упражнение выполняются гораздо быстрее, прочнее и эффект от них проявляется гораздо раньше.

Умение слышать, очень многое значит, различные оттенки человеческого голоса могут дать такую информацию, которую по – другому никак и не получишь.

Из книги Изучение иностранных языков автора Мельников Илья

Развитие мышления и памяти при изучении иностранного языка Память – это основа нашего сознания. В памяти сохраняется все то, что когда-то было, чтобы потом из нашего будущего извлечь все ценное нашего прошлого. Человек без памяти не был бы человеком. Любая деятельность

Из книги Уникальные способности мозга автора Мельников Илья

Из истории памяти Мы живем в мире информации и на нас ежедневно обрушивается огромный поток различных сведений.В десятки раз возрос объем мировых сведений и знаний как по отдельным предметам, специальностям, направлениям, так и в целом. И этот объем информации с каждым

Из книги Методы спецслужб автора Мельников Илья

Развитие наблюдательности и зрительной памяти Слабая память – это поверхностное наблюдение и слабое внимание. Запоминаются гораздо легче и лучше те вещи, когда ваш ум не занят ничем посторонним и находится в состоянии покоя. Хорошо развитое внимание укрепляет

Из книги Интересные факты автора Мельников Илья

Виды памяти Память – самая сложная из всех психических функций человека, она имеет различные формы и различные виды. У живых организмов (кроме человека) есть только два вида памяти: генетическая, механическая. Генетическая память передается на генном уровне из поколения

Из книги Суперпамять [Уникальная программа абсолютного улучшения памяти и работы мозга (litres)] автора Хеннер Мэрилу

Уроки памяти Лучший способ создать прочное воспоминание (самый важный компонент ПСВ) – это интенсивное обучение. Именно во время обучения вы делаете шаг назад и внимательно смотрите на все, что сделали ранее, – причем не только что-то хорошее, но и плохое, а также

Из книги Яндекс Воложа [История создания компании мечты] автора Дорофеев Владислав Юрьевич

Из книги Новая школа жизни. II том. Сила и власть личности автора Шмидт К. О.

Укрепление памяти В памяти того, кто следовал изложенному ранее, вскоре не останется пробелов. Это важно, ведь человеку с плохой памятью легко пропасть в экономической борьбе. С полным правом человек с хорошей памятью ценится высоко. Надежная память усиливает

Из книги Развитие памяти автора Лорейн Гарри

Глава 17 Развитие памяти у детей Дж. Л.: Мои сын и дочь – Джефу девять, а Джули восемь – умеют легко и быстро запоминать разные вещи – в последовательности и по номерам. В общем, они у меня крутые. Г. Л.: Когда моему сыну Бобби исполнилось пять, я попытался научить его

Из книги Пробуждение от проблем, или Как Вася Пупкин нашел себя автора Руль Александр

Потеря памяти Природа нашей памяти тоже хорошо может показать то, что наша истинная сущность – это не просто сгусток мыслей о самих себе. В памяти человека хранится важнейшая составляющая нашей личности – наша личностная история.Представим себе, что человек по какой-то

Из книги Майндсайт. Новая наука личной трансформации автора Сигел Дэниел

Из книги Помнить все! Как развить суперпамять автора Фокс Маргарет

4.2. Упражнения на развитие слуховой и зрительной памяти Для улучшения способности к запоминанию следует развивать не только память, но и сенсо?рное восприятие информации, ведь невозможно запомнить то, что вы просто не смогли ощутить и проанализировать. Поэтому

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Из книги Самая полная книга-тренажер для развития мозга! [Новые тренинги для ума] автора Могучий Антон

4.2. Тренинг памяти Необходимость хорошего развития этой возможности нашей психики вряд ли кто-то поставит под сомнение. Хорошая память – это путь к успеху, познанию, новым открытиям, комфортной жизни!Способности нашей памяти поистине удивительны. Она, как известно,

Из книги Супертренажер мозга для развития сверхспособностей [Активизируй «зоны гениальности»] автора Могучий Антон

Упражнения для развития слуховой, зрительной, кинестетической памяти Упражнение 1. Воображаемая фотография Это упражнение для развития зрительной памяти. Смотрите на любой предмет в течение трех-пяти минут, представляя, что вы как бы фотографируете его, чтобы

Из книги Развитие памяти по методикам спецслужб автора Букин Денис С.

Возможности памяти Люди используют возможности своей памяти далеко не в полной мере. Более того, мало кто представляет, насколько велики эти возможности.Несколько примеров. Русский художник Н. Н. Ге детально воспроизвел барочный интерьер комнаты дворца «Монплезир»,

Привет, друзья! Вы заметили, сколько нового мы узнали за последнее время о памяти? Если вы пропустили мои предыдущие статьи, обязательно прочтите их, поскольку сегодня у меня особенное предложение на тему памяти. Давайте разберемся, как развить слуховую память.

Иногда полезно использовать . Но аптечные не годятся. Они слишком вредны для организма. Лучше покупайте качественные БАДы для мозга .

Как мы знаем, есть три основных вида памяти: зрительная, слуховая и моторная. Как и все гениальное в нашем организме, виды памяти одинаково важны и едва ли могут заменяться между собой. Во всяком случае, для целостного восприятия окружающего нам необходимо прикладывать равные усилия, чтобы гармонично развивать слух, зрение и движения. А, поскольку, сегодня мы остановились на слуховой памяти, давайте изучим несколько универсальных техник для ее улучшения.

Уже обсуждались на блоге. Почитайте.

Упражнение для концентрации внимания и развития слуховой памяти

Вечером, приняв удобное лежачее положение и настроившись на сон, попробуйте сконцентрироваться на окружающих вас звуках. Как правило, на время отдыха мы стараемся исключить все шумы вокруг, но, если прислушаться, какие-нибудь звуки есть всегда. Обратите внимание, например, на завивание ветра за окном, собственное дыхание или бульканье в животе (что актуально, если вам совсем повезло, и с посторонними звуками дефицит). При регулярной практике этого упражнения вы заметите, как улучшилась ваша слуховая память и концентрация внимания, в целом.

Упражнение для активизации конкретно слуховой памяти

Такое же простое, как первое. Для него вам нужно уединиться, расслабиться и воспроизвести в уме любые звуки, голоса, тексты, услышанные накануне. Для усиления эффекта постарайтесь немного изменить их тональность или громкость. Так мы добиваемся четких воспоминаний звуков, а меняя в памяти их параметры, укрепляем хорошую слуховую память. Желательно уделять упражнению 5-7 минут ежедневно.

Эта методика немного сложнее в том плане, что требует больше умственных усилий, а также плеер или другое музыкальное устройство. Задача заключается в том, чтобы начав прослушивать какую-либо знакомую композицию, поставить ее на паузу и продолжить воспроизведение у себя в голове. Лучшим результатом будет развитая возможность полностью прокручивать и прерывать в уме любимую музыку. Здесь также нужна регулярность (в идеале, проводить упражнение каждый день).

Методика чемпиона России по запоминанию

Я уже вспоминал о Станиславе Матвееве и его методике в предыдущих постах. Она поможет легко и быстро развить свою идеальную память (слуховую, в том числе). Получите доступ к руководству бесплатно !

Развиваем слуховую память у ребенка

А вот несколько актуальных методик для развития детской слуховой памяти. Конечно, дети дошкольного возраста требуют специального подхода, особенно в таком скучном деле, как монотонные упражнения. Так что вносим элемент забавы и следуем этим несложным рекомендациям:

  1. Периодично знакомьте ребенка с новыми словами (достаточно называть 8-10 слов в день и, по мере необходимости, их повторять) и просите его повторить какие-то из слов. Так вы заодно сможете определить уровень слуховой памяти чада.
  2. Поиграйте в продолжение фраз. Например, начните: «Я вышел во двор» , а ребенок продолжит: «Я вышел во двор, чтобы встретить солнце» , и так далее. Затем попытайтесь вместе вспомнить сложившийся рассказ. Здорово, если в игре будет несколько участников. Уже увлекательно, правда? Упражнение хорошо развивает объем слуховой памяти.
  3. Не менее интересно упражнение с ассоциациями для комплексного развития памяти. Суть в том, чтобы разложить перед ребенком несколько картинок с изображениями разных предметов/явлений и поставить задачу показывать ту картинку, на которой изображено произносимое вами слово (обозначающее предмет/явление).

Тест на слуховую память

Ребята, а сейчас предлагаю остановиться вот на таком познавательном видео. Оно состоит из трех тестов. При этом каждый тест ориентирован на развитие различных подвидов слуховой памяти. Как по мне, довольно просто и продуманно. Интересно, понравится ли вам этот ролик. Пожалуйста, напишите об этом в комментариях к посту!

Введение

Память - это основа психической жизни, основа сознания. Любая деятельность (игра, учеба) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Память сохраняет связи между фактами, событиями, сохраняет прошлое для будущего.

Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и воспроизведении индивидуумом данных прошлого опыта.

Различают 12 видов памяти. Слуховая память относится к образной, т.е. это память на определенные образы при помощи слухового анализатора. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные.

1. Значение слуховой памяти

Некоторые гораздо яснее помнят виденное, другие слышанное. Один узнает старого знакомого, лишь только увидит, между тем, как другой не узнает лицо, но вспомнит человека, услышав его голос. Есть случаи, когда люди, не видевшиеся годами, узнавали друг друга по телефону. Существует реальная история об одном сыщике, который не мог узнать известного преступника, благодаря его искусному переодеванию, но как только последний заговорил, он узнал и арестовал его, т. к. десять и более лет тому назад сыщик слышал его голос. Некоторые узнавали своих бывших школьных товарищей, не встречаемых с детства, по голосу, хотя детский дискант заменился более зрелыми звуками.

Обыкновенно зрительные впечатления воспринимаются быстрее, но тем не менее память, по-видимому, удерживает лучше слуховые впечатления. Многие люди помнят слышанное гораздо яснее читанного. Но многие писатели придерживаются того мнения, что в деле запоминания лекций зрение помогает слуху, мы запоминаем наружность лектора, его жесты, выражения. И лекция кажется более «живой», когда мы слышим ее, чем когда читаем ее впоследствии напечатанную.

А самое главное, пожалуй, слуховую память и "слуховое внимание" развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. И эффект начинает проявляться гораздо быстрее

Музыканты развивают свой орган слуха до высокой степени. Музыкальное ухо может отличить едва уловимую дисгармонию или незначительную вариацию от первого звука скрипки. Но и многие другие развили эту способность до большого совершенства. Машинисты различают уклонение от обыкновенного производимого машиной звука. Железнодорожные сторожа различают малейшую разницу в звуке рельсов при проходе поезда и узнают таким образом, что не все в порядке. Машинист сразу узнает перемену в шипении паровоза и сейчас же уменьшает давление. Старые лоцманы узнают свисток каждого парохода на своей реке, а жители больших городов распознают колокола различных церквей. Телеграфисты узнают на своей линии аппарат новой системы в одну минуту, просто по неуловимой разнице в стуке.

В давние времена, когда письмена были не известны, познания одного поколения устно передавалось другому, от отца к сыну, от учителя к ученику. Слушатель должен был располагать наисильнейшим вниманием и сосредоточением, т. к. изученное таким способом сохранялось без изменения и в свою очередь передавалось ученику или сыну первого слушателя. Таким образом, эти ученики могли повторять огромные тетради, не изменяя и не выпуская ни одного слова. Поэмы древних греков передавались из поколения в поколение; так же обстояло дело с древнескандинавскими сагами. Таким же образом сохранялись в течении веков философские учения персов и индусов. Учителя Востока не доверяли камню и папирусу, предпочитали, чтобы тайна их учения неизгладимо запечатлевалась в мозгу их учеников и пребывала там как живая истина.

Рассказывают, что 2.000 лет тому назад одного китайского императора охватила зависть к его умершим предкам и к величию истории его народа. Он приказал уничтожить все религиозные, исторические и философские памятники прошлого, чтобы в будущем все вело свое начало от времени его царствования. Он сжег писанные и выгравированные записи в империи, включая и труды Конфуция. Прошлая история народа была уничтожена и живет теперь в форме преданий, но труды Конфуция продолжают существовать нетронутыми, благодаря удивительной памяти одного последователя Конфуция, который сохранил в своем разуме учения, преподанные ему в юности и скрывал их до смерти нетерпимого императора, когда учения великого философа были восстановлены по его памяти, которая была так совершенна, что, когда много лет спустя был найден древний конфуцианский манускрипт, каким-то чудом спасенный от костров императора, увидели, что старый мудрец не пропустил ни единого слова. Современные китайские писатели говорят, что если бы уничтожили китайских классиков, миллионы китайцев завтра же процитируют их наизусть.

Тот же обычай наблюдается в Индии, где, хотя и имеются манускрипты, написанные за 2.000 лет, существуют, ученики, держащие в памяти великие философские тракты, которые сохранились от времени, когда письменность была еще неизвестна. Санскритский язык - мертвый, но он сохранился в передаче религиозных и философских учений - и не только слова, а и произношение, ударение и остановки. Многие современные индусы могут рассказать наизусть веды, содержащие около миллиона слов. Нужны годы, чтобы запомнить такую массу, т. к. ежедневно выучивается только несколько строк, которые заставляют повторять много раз. Урок выучивается посредством изустной передачи, обращений к манускриптам не дозволяется.

Кабала или тайное учение евреев передавалось таким образом, то же говорят и относительно друидов.

Древние греки и римляне были последователи такого же рода запоминания и приводятся примеры, когда граждане дословно повторяли слышанные важные речи.

Согласно Максу Мюллеру весь текст и словарь санскритской грамматики Панипи передавался устно в течение 350 лет, пока не был записан. Один этот труд по размерам равняется библии.

Существуют индусские священники, могущие точно продекламировать всю Магабараву, состоящую из 30.000 строк. Славянские рапсоды древних времен знали наизусть громадные эпические поэмы. А индейцы запоминают и декламируют свои мистические сказания нескончаемой длины. Древние законы Исландии не были записаны или напечатаны, но сохранялись в памяти судей и законоведов страны. А легенды их рассказывают, что законоведы тех времен удерживали в памяти не только законы, но и прецеденты выросшие вокруг законов.

Теперь, конечно же, нет необходимости в таких проявлениях памяти, но при необходимости и современные люди могут достигнуть искусства древних.

2. Проблемы концентрации внимания при слуховом восприятии

Ваш мозг может отключать и подключать слуховое восприятие. Многие люди могут спать, несмотря на невероятный ночной шум, но способны проснуться от шепота любимого человека. Чем больше вы будете тренировать этот навык, тем больше пользы он вам принесет.

Существует множество методов, способствующих развитию слуховой памяти человека. По мнению ученых, благодаря тренировкам можно увеличить объем слуховой механической памяти в среднем в 2-3 раза.

. Среди основных проблем в области умения слушать и слышать наиболее часто встречаются следующие:

º физиологические;

º рассеянность;

º забывчивость;

º плохо различимые звуки.

Рассмотрим их подробно.

1. Физиология. За исключением тех случаев, когда физические отклонения не являются следствием болезни, большинство слуховых патологий проистекают от неумения обращаться с органом слуха. С ним нужно обращаться как с ценным музыкальным инструментом, что подразумевает поддержание его в хорошем рабочем состоянии и недопустимость плохого обращения.

В современном обществе наше внутреннее ухо постоянно бомбардируется звуками, которые намного превосходят допустимый для него уровень. Насколько это представляется возможным, нужно стараться избегать тесного контакта с машинами, производящими различные сильные звуки, - особенно это касается самолетов, а также звукоусилительной аппаратуры. Как показали исследования, если за слухом тщательно следить, с возрастом не возникает никаких ухудшений.

2. Рассеянность. Рассеянность в процессе слушания обычно возникает по двум причинам: она зависит от окружающей обстановки и ваших собственных внутренних мыслей.

Одной из удивительных способностей мозга является способность отбрасывать звуки, которые не представляют для него интереса. Таким образом, к примеру, на вечеринке влюбленные могут улавливать слова, произнесенные друг другу шепотом среди общего шума. Точно так же мать может различить крик своего ребенка среди шума большой толпы.

Одна лишь осведомленность о данном умении поможет не реагировать на посторонние звуки. Не обращая внимания на шум, который только отвлекает, сконцентрируйтесь на том, что надо услышать, и мозг автоматически перестанет воспринимать шумы, слышать которые вы не желаете.

Ваш мозг может как «отключать», так и «подключать» свое слуховое восприятие. Очень многие люди могут спать, несмотря на невероятный ночной шум, и в то же время способны проснуться от шепота любимого человека или от мягкого звука будильника. Зная об этой способности, желательно ее постоянно тренировать: чем больше ее использовать, тем больше пользы она вам принесет.

Это можно делать, сознательно принимая решение слушать окружающие звуки. Если вы на шумной улице, попробуйте в первую очередь прислушаться к звуку шагов по мостовой, потом к песням птиц, потом к специфическим звукам, издаваемым транспортом. Точно также, если вы находитесь у себя дома, прислушивайтесь по отдельности к различным звукам: шуму воды, вою ветра, звукам уличного движения.

Вторая форма рассеянности проистекает от мыслительных процессов. Это часто случается, когда при утомлении от сильного стресса. Одним из наиболее эффективных способов избежать подобной рассеянности является тренировка слуховой памяти для того, чтобы улучшить восприятие и воспроизведение.

Если это делать, мозг научится концентрироваться на процессе слухового восприятия, а не будет «витать в облаках», утратив память и внимание. Все это очень тесно связано с другой большой проблемой.

3. Скука. Скука обычно приходит тогда, когда мы обязаны быть внимательными, но ситуация не вызывает у нас интереса. В результате возникает полная рассеянность и практически полная потеря услышанной информации. Кроме попыток приложить все усилия и найти хоть какой-либо интерес, рекомендуется способ, который применяется при совсем уж скучных ситуациях. Это резкая критика.

Если вы слушаете речь, которая вам крайне интересна, вы полностью «превращаетесь в слух». Но речь столь же хорошо воспринимается, когда ее суть противоположна вашим собственным взглядам или когда говорит человек, которому вам очень хочется возразить.

Надо слушать с вниманием, нацеленным исключительно на конструктивную критику всего, что бы вы ни услышали. Если вы сделаете это, ваш мозг всегда будет готов воспринимать всю нужную информацию, которую вы услышите.

4. Забывчивость. Забывание того, что вы услышали, может быть очень неприятным для вас и означает потерю времени и для самого слушателя, и для вашего собеседника. Несомненно, нужно заботиться о своем слуховом аппарате, не отвлекаться на посторонние звуки и свои собственные внутренние мысли, а также использовать резкую критику для того, чтобы побороть скуку. Но можно также овладеть еще тремя способами улучшения умения слушать. Это самомотивация, внутренняя установка на слушание.

Внутренняя установка на слушание может быть сделана путем разработки собственных индивидуальных упражнений, в которых надо активно ставить задачу услышать как можно больше из того, что происходит вокруг: на работе, во время путешествия, при общении, на вечеринках, в деревне, перед сном. Следует давать себе небольшие конкретные задания на определение разницы в интонациях голоса, в пении различных птиц, а также в общем уровне шума на работе и дома в разное время.

Выбор ключа основан на том факте, что мозг запоминает не списками, строчками и предложениями, а путем привязывания ключевых слов и образов друг к другу. Для того, чтобы вспомнить то, что было сказано, нужно концентрировать внимание не на общем смысле предложения, а на ключевых элементах, которые составляют основу того, что было произнесено.

Как только ключевые элементы созданы, попытаться мысленно выстроить из них связанную цепочку, визуализируя основные мысли, в то время как речь продолжается. Выбор ключевых элементов будет не только способствовать лучшему воспроизведению большей части сказанной информации, но также значительно повысит пособность понимать то, что было услышано, делать соответствующие комментарии, задавать разумные вопросы.

5. Плохо различимые звуки. Эта проблема имеет совсем другой характер, чем предыдущие четыре, и особенно беспокоит, когда вам очень необходимо уследить за содержанием сказанного, а проговаривается оно невнятно. Человек часто пропускает основные элементы разговора, речи, лекции просто потому, что они не доходят до слушателя из-за того, что оратор не говорит, а бормочет, «жуёт» слова или слишком удален

Поскольку намерение говорящего обычно заключается в том, чтобы дать полностью всю информацию, он зачастую останется доволен, если ему мягко дадут понять, что его не очень хорошо слышно.

3. Тренировка слуховой памяти

Сила нашего впечатления зависит от интереса, с которым к нему относится наш разум в момент его восприятия, и от ко­личества волевого внимания, сосредоточенного на нем. Пред­мет интересный, или же к которому отнеслись со вниманием, оставляет более резкое впечатление, нежели предмет, мало или совсем не возбуждающий такового.

У большинства людей преобладает один из видов памяти ­слуховой или зрительной. Музыканты развили свой орган слуха до такой степени, что их ухо может отличить едва уловимую дисгармонию или незначительную вариацию от верного звука скрипки или другого инструмента. Водители различают даже легкое отклонение от обычного производимого машиной шума. Чтение вслух помогает запоминанию прочитанного и запечатле­нию в уме значения слов. Чтение вслух того, что вы сами на­писали, придает силу анализу, которая неизвестна читающему про себя. Существуют и другие упражнения для развития слуховой па­мяти.

Упражнение 1. При прохождении по улице стараться схва­тить и удержать на несколько мгновений отрывок разговора прохожих, услышанный вами. Можно удивиться количеством и разнообразием несогласованных между собой фраз, услышанных и удержанных в памяти после короткой практики (3-4 месяца). Это упражнение ценно только для практики, потому что улавливаемые фразы едва ли будут иметь значение сами по себе. Продолжительность ежедневных упражнений от 15 минут до часа.

Упражнение 2. Стараться различать голоса встречаемых людей и вспомнить голос, когда его опять услышите. Каждый человек имеет особый голос, и очень интересно изучать раз­личные типы голосов и их характерные черты. Станет более заметно, что у каждого человека своя, присущая ему, манера произносить и делать ударение на некоторых словах. Также станет очевидно, что люди различных стран и разных частей одной и той же страны обладают различной интонацией и особенностями произношения. Есть люди, которые в состоянии безошибочно определить, из какой части страны тот или иной человек, услыхав его голос. Кроме того, и характер человека часто отражается в его голо­се, и опытный наблюдатель может составить себе хорошее пред­ставление о духовном облике говорящего. Продолжительность ежедневных упражнений 20-30 минут. Упражнение 3. Стараться стоять на месте, где нельзя видеть говорящих, и пробовать различить их голоса и сопоставить их с лицами. После создания полного мысленного представления проводится непосредственное наблюдение за бе­седующими и сравнение умственных образов и реальных. Продол­жительность ежедневных упражнений 10-15 минут.

Упражнение 4. Стараться услышать разницу в звуке шагов людей, находящихся вдоль достаточно длинного коридора. Каждая походка имеет свои характерные особенности и даже часто характер идущего обнаруживается в его посту­пи, звуке, происходящем от прикосновения ноги к полу. Продолжительность ежедневных упражнений 20-30 минут.

Упражнение 5. Слушать несложное (для начала) музы­кальное произведение или простую мелодию и потом стараться пропеть или просвистеть ее. Как ни просто это кажется, но это упражнение помогает развитию слуха и одновременно разви­вает внимание к звукам. После небольшой тренировки можно обнаружить новый интерес к мелодиям и наслаждение музыкой больше, чем прежде. Продолжительность ежедневных упражнений от 20 минут до одного часа.

Упражнение 6. Посещая занятия, относится к ним с наибольшим вниманием. Стараться после каждого занятия повторить все, что запомнилось. Перечитывать речи, разбирать их и повто­рять максимальное количество сказанных фраз. Это не только способствует развитию слуховых восприятий и памяти, но и один из лучших способов стать умелым оратором. Ученики, долго посещающие уроки любимого учителя, постепенно приобретают в большей или меньшей степени его стиль речи. Слушание хороших ораторов развивает попутно с памятью и сво­боду выражения своих собственных мыслей, значительно превы­шающую ту, что была у вас раньше. Если упражняться в запоми­нании отрывков речей хороших ораторов и повторении возможно не только слов, но и выражений, то можно развить в себе силу выражений и суждений, что в последствии принесет немалую пользу.

Упражнение 7. Наилучший способ упражнять память в удержании и припоминании слышанного - это тот, который рас­пространен у индусов и других народов в деле передачи их священных и философских учений. Ключ и секрет этого чудесного метода состоит в начинании с малого, постепенном прибав­лении и частом повторении. Ваш помощник читает вам строчку из какого-нибудь стихотворения (или любую другую), а вы пов­торяете ее, пока она окончательно не закрепится в памяти. На следующий день ваш помощник должен заставить вас повторить первую строчку и выучить вторую, а затем повторить обе сра­зу. Прослушав строчку один раз, надо постараться повторить ее. Если повторить ясно и полно не представляется возможным, то прослушать еще раз и т.д., чтобы знать основательно. Затем повто­рить несколько раз, пока не убедитесь, что знаете ее, и постараться сказать ее в обратном порядке. Если она настолько хорошо запечатлелась в памяти, что как бы видится в сознании, то вам это не покажется трудным, раз вы приобрели навык.

На третий день повторить выученные строчки раньше, чем при­няться за следующую; выучив третью, повторить три сразу. В следующие дни прибавлять ежедневно по строчке, имея ввиду, что повторение - наиболее важное условие. Думать о значе­нии слов, также как и о словах самих по себе, стараясь нари­совать умственную картину того, что описывается. Задаваться сразу слишком многим не следует. Строчка в день даст в скором времени материал, повторение которого не очень будет затруднять. Не следует относиться с пренебрежением к ви­димой простоте и "легкости" задачи. Эта та же система, по ко­торой индусские ученики учатся запоминать большие по объему книги. В ходе этого упражнения развивается и приучается ухо и разум получать впечатления, сохранять их и вызывать. Со временем обнаружится, что ваша слуховая память возрастает с каждым днем. Если интерес к этим опы­там ослабевает, то можно взяться, для разнообразия, за другую поэму или предмет, но не нужно забывать изредка повторять и ста­рые строчки. Перемена придаст опыту новую прелесть и помо­жет вернуться к старым строчкам с новым интересом.

Успех возможен только при условии ежедневных занятий ­свой мозг необходимо держать в определенном тонусе, так же как и мышцы тела. В дни неудовлетворительного самочувствия объем нагрузки можно уменьшать до минимально возможного (5 -10 минут в день), но совсем исключать не рекомендуется.

Заключение

Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия он улавливает текущие звуковые события, настраивает свой слуховой аппарат в конкретной звуковой ситуации, находит источник звука, реагирует на изменения в звуковой среде. Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого. Слуховая память просто необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам и простым людям. Слуховая память более долговременна. Итак, несмотря на постоянное совершенствование технических средств хранения для нас огромных объемов информации, отказаться от услуг собственной памяти мы не сможем никогда.

Но чтобы содержать слуховую память в полной боевой готовности, необходимы ежедневные тренировки нашей слуховой памяти. Кроме того, постоянная концентрация внимания является непременным условием при развитии слуховой памяти. Доказано, что слуховую память и "слуховое внимание" развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. Методично развивая свою слуховую память, можно достичь невероятных результатов – мгновенно запоминать услышанные мелодии, сказанные мысли. Процесс обучения, работы будет идти в несколько раз быстрее и эффективнее, если слуховая память развита. Итак, развитая слуховая память – сверхмощное оружие, которое будет бесперебойно помогать вам при любых жизненных обстоятельствах.

Список используемой литературы

2. Никкинен И.И., Лукина Н.А. Научи меня слышать. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти

3. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, Питер, 1999.

Вы тоже завидовали в детстве тем, кто за считанные минуты запоминал длинные стихотворения, а в университете – ответы для экзамена? Было бы здорово уметь быстро запоминать большие тексты для докладов, не правда ли?

Несколько способов того, как тренировать память, мы представим в этой статье. Вы узнаете, как научиться тренировать память и, следовательно, быстро запоминать необходимое количество информации. Кроме того, мы расскажем, как тренировать внимание, так необходимое нам во время запоминания.

Как тренировать память?

Бывают люди с поистине фотографической памятью: они видят текст – и словно фотографируют его, а затем просто «считывают» при необходимости. Это выражение хорошей зрительной памяти. Также есть память слуховая и смешанная. Подробнее о методах их тренировки мы поговорим чуть ниже.

Упражнения для памяти

Теперь рассмотрим основные правила тренировки памяти.

Как тренировать зрительную память?

Веселее всего тренировать зрительную память в игре. Для этого попросите показать вам два практически идентичных рисунка с небольшими отличиями. Посмотрев на них 30-40 секунд, постарайтесь запомнить. А затем записать по памяти их отличия.

Из спичек или палочек нужно выложить две-три геометрических фигуры. Через пару секунд фигуры нужно закрыть листом бумаги, а после постараться воспроизвести эти фигуры по памяти.

Тренировка памяти

Также очень хорошим методом развития зрительной памяти является заучивание стихов. Нужно просматривать текст стихотворения, но не проговаривать вслух. Такое упражнение очень просто, потому что выполнять его можно практически везде, не отвлекая при этом окружающих и не привлекая излишнего внимания.

Как улучшить слуховую память?

Следующее упражнение можно выполнять где угодно. Для тренировки нужно пытаться запомнить детали разговора прохожих и окружающих людей. Продолжительность упражнения должно варьироваться от 15 минут до часа.

Не глядя на говорящих людей, стараться, лишь слыша голоса, соотнести голоса с лицами говорящих. Поскольку голос является индивидуальной чертой каждого человека, упражнение будет иметь успех. Чтобы заметить результаты, нужно лишь регулярно тренироваться в течение 10-15 минут.


В процессе запоминания той или иной информации немаловажную роль играет внимание. От того, насколько хорошо вы умеете концентрировать внимание на необходимом предмете, зависит скорость и качество запоминания. По этой причине внимание нужно тренировать.

Как развить внимание?

Так, для тренировки внимания необходимо на вдохе концентрировать внимание на каком-то выбранном предмете. Через 3-5 секунд, задержав дыхание, постараться воссоздать образ предмета в памяти. Затем, на выдохе, отпустить образ. Через 3-5 повторений метод тренировки необходимо сменить.

Концентрация внимания

Можно выбрать на улице какого-либо прохожего и, «сфотографировав» его образ, закрыть глаза. Затем постараться представить в воображении, как и куда продолжает идти человек. В самом начале упражнение может не получаться, однако со временем вы научитесь воссоздавать картину, максимально приближенную к реальной действительности.

По мнению редакции сайт, регулярно выполняя предложенные упражнения, вы научитесь быстро запоминать необходимые образы и информацию. Через некоторое время вам не составит труда запомнить длинный стих или изображение, диаграмму.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

С детства родители стараются вдолбить в голову детей, что развитие памяти необходимо для будущей жизни и полезно для здоровья. В качестве обоснования своих слов чаще всего взрослыми приводится утверждение, что если не учить стихи, не читать и не пересказывать, то в старости невозможно будет запомнить самые простые вещи. И это правда! Человеческая память устроена таким образом, что основная информация запоминается на слух. Поэтому важно постоянно развивать память, чтобы она не подвела потом в важный момент. Существует несколько действенных методов развития слуховой памяти.

1. Научитесь слушать тишину

Данное упражнение можно выполнять перед сном. Для этого достаточно лечь в кровать и прислушаться к происходящему на улице, а также окружающим звукам в помещении. Сначала нужно оценить весь звуковой фон, а потом постараться вслушаться в каждый звук по отдельности. Начав данное упражнение, люди с интересом понимают, что их окружает огромное количество звуков. Даже просто лежа в постели, кто-то услышит только стук своего сердца, а кто-то разговор соседей через стенку, до кого-то дойдет звук капающей воды в ванной или на кухне и т.д. Мир полон разнообразных звуков и, чтобы натренировать свою слуховую память, достаточно выполнять несколько несложных упражнений, эффект от которых не заставит долго ждать.

2. Вспоминать звуки

Это упражнение необходимо выполнять в помещении, гарантирующем полную тишину, где ничего не помешает и нет людей. Для начала стоит удобно сесть, лечь или облокотиться, в общем, принять удобное положение тела и полностью расслабиться. На упражнении необходимо максимально сконцентрироваться и начать вспоминать услышанные ранее звуки. К примеру, то, что вы слышали в течение дня. Можно попробовать изменить их тональность, громкость или четкость. Сразу все может не получиться, но не стоит расстраиваться и бросать занятия. Для этого упражнения достаточно уделять по 5 минут ежедневно. В скором времени эти тренировки помогут при необходимости вспоминать звуки и изменять их по своему желанию.

3. Музыкальные упражнения

Перед началом упражнения необходимо подготовить несколько понравившихся музыкальных композиций вне зависимости от мелодии. Нужно после прослушивания небольшого отрывка песни, расслабиться, выбросить все лишнее из головы и попробовать воспроизвести услышанное. Если с первого раза не получиться, можно еще раз послушать этот же отрывок и также попробовать вспомнить мелодию. Можно начать с совсем коротеньких фрагментов музыкальной композиции, а потом увеличить их продолжительность. При этом важно не забывать сравнивать свое воспроизведение с оригиналом. Полезно будет также мысленно останавливать на "паузу" проигрывание мелодии в голове, а затем продолжать с остановленного места. Чтобы получить отличный результат, придется тренироваться очень часто. И лишь после того, как можно будет мысленно полностью воспроизвести любимую мелодию, результат достигнут.

Совершенство слуховой памяти по данным упражнениям поможет через время в деталях четко вспомнить происходящее событие. Такая способность головного мозга надолго закрепится у человека, благодаря выработанной привычке ассоциировать жизненные ситуации с окружающими звуками. Тренировать слуховую память можно как дома, так и в любом месте. К примеру, если описанные выше методы, требуют спокойного время проведения наедине с собой, то, например, слушать музыку и затем мысленно воспроизводить ее мелодию можно в любом месте. Если это окажется легко, то можно усложнить задачу запоминанием текста. Кроме этого, можно гуляя по парку или даже, банально спеша на работу, попробовать прислушаться к окружающим разговорам и, не вникая в суть, просто повторить. Стоит отметить, что данные упражнения можно превратить в игру в компании и устроить соревнования. Также они будут интересны и полезны детям для развития остроты слуха.

Для совершенствования слуховой памяти у ребенка, можно выполнять следующие упражнения:

  1. Попробовать прочитать несколько слов на одну букву и воспроизвести их в точной последовательности, а затем добавить к ним еще несколько слов на эту же букву.
  2. Разучивать небольшие стишки, скороговорки и песенки.
  3. Прочитать несколько слов на одну букву и одно на другую. Попросить указать лишнее слово.

Используя игровые методы обучения, можно быстро развить у ребенка память, не утомляя скучными занятиями. Стоит также понимать, что развитие одного вида памяти, должно происходить в совокупности с другими видами. Например, невозможно развивать слуховую память, не задействуя зрительную и моторную. Воспоминания в головном мозге воспроизводятся, распределяясь по функциональным особенностям. Развивать слуховую память у ребенка можно одновременно с тактильной, для чего необходимо завязать ему глаза и по очереди класть в руки предметы разной формы и текстуры, после чего он должен их узнавать. Упражнения по тренировке всех видов памяти можно проводить детям с 3-х летнего возраста.



Рассказать друзьям