Употребление местоимений ты и вы в русский речи. "употребление местоимений"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ВЫ. Местоимение вы как вежливое обращение к одному лицу местоимения требует употребления относящегося к нему прилагательного в единственном числе и в роде, который зависит от поля обозначаемого местоимением лица. Например, Вы не знаете какой вы ! Пётр Иванович, вы замечательный , умный, всё понимающий ! Использование прилагательных во множественном числе – нарушение нормы, признак низкой речевой культуры. Например, Пётр Иванович, вы такие замечательные !

КАКОЙ, КОТОРЫЙ. Среди вопросительных местоимений в употреблении различаются местоимения какой, который. Местоимение какой связано с определением признака предмета , а местоимение который с местом предмета в ряду других предметов. Какие огурцы – огородные или парниковые? Который день мы его ждём, а он всё не едет.

Местоимение который употребляется только со словами, обозначающими отрезки времени.

Местоимение какой употребляется также в значении местоимения который (т.е. определяет место предмета, явления в ряду подобных). На каком этаже вы живёте? В каком вагоне ты едешь?

При вопросе о годе рождения из двух предложно-падежных конструкций с местоимением какой : В каком году (ты, он) родился? И

С какого (ты, он) года? – нормативной признаётся первая (в каком …), а вторая (с какого …) распространена в просторечии, ненормативна.

КТО, КОТОРЫЙ. Среди относительных местоимений есть синонимическая пара кто-который.

Если придаточное предложение относится к сочетанию указательного местоимения тот (та, то, те) с существительным в главном предложении, то в качестве союзного слова употребляется чаще всего местоимение который . Это то лекарство, которое необходимо тебе. Иванов именно тот человек, который справится с поставленной задачей.

Если придаточная часть относится к указательному местоимению без определяемого существительног о в главном предложении, то в придаточном предложении в современной речи употребляется местоимение кто в соответствующем падеже. Он тот, кому мы верим. Он остался с теми, кто решил продолжить поиски пропавших.



МЫ. Местоимение мы может выступать синонимом местоимения я . такое употребление обусловлено желанием автора не подчёркивать своего «я». Оно называется «мы скромности» или «мы авторское», встречается в статьях, монографиях*, докладах научного характера. Например, Изучая этот вопрос, мы пришли к таким выводам… Если над «вопросом» работала группа исследователей, тогда мы употребляется в своём основном значении.

ИХ. Как известно, притяжательные местоимения: мой, твой, его, её, наш, ваш, свой, их, ихний ненормативная форма , относится к просторечию.

ОН, ОНА, ОНИ. По правилам речевого этикета в присутствии человека, о котором идёт речь, не рекомендуется говорить о нём в третьем лице, т.е. употреблять местоимения он, она, они . Так поступать невежливо по отношению к присутствующим.

Норма не допускает использования местоимения они, когда речь идёт об одном человеке. Например, Алексей Николаевич дома? – Их нет, они будут вечером. Такое использование личного местоимения они (его называют «лакейским») является устаревшим, в современной литературной речи не употребляется, встречается лишь в просторечии.

Личные местоимения. По общему правилу, личное местоимение относится к ближайшему из предыдущих существительных. Нередко может возникать неясность: Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась. Эту селёдку передала мне продавщица Люба, ввиду жаркой погоды она уже припахивала. Неточное употребление личных местоимений может вызвать нежелательный комический эффект.

Личные местоимение третьего лица (он, она, оно, они ) в падежных формах могут иметь два варианта: с н в начале слова и без н. В современном русском языке указанный звук добавляется , если местоимение стоит после любого простого предлога (без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, по, под, перед, при, про, с, у, через ), а также после наречных предлогов, управляющих Р.п. (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади ).

ОНЫЙ. Местоимение о ный – «тот, тот самый, вышеупомянутый» - в современной речи практически не употребляется. Устойчивое сочетание во время оно (очень давно) имеет шутливо-иронический характер.

САМА. Определительное местоимение сама в винительном падеже имеет два варианта: саму, самоё . Форма саму – норма общелитературного употребления. Вы её саму об этом спросите .

Форма самоё – нормативная, но в современной литературной речи малоупотребительна, встречается очень редко в книжной речи. Данное явление помогает понять самоё сущность происходящих в живых организмах процессов.

СВОЙ. Нередко возвратно-притяжательное местоимение свой оказывается лишним. Пушкин в своём произведении «Капитанская дочка» показал … (как будто можно что-то показать не в своём произведении!).

СЕБЯ. Возвратное местоимение себя относится к производителю действия. Но в речевой практике возникают затруднения при употреблении местоимения себя в случаях, когда предложение содержит два или несколько слов, с каждым из которых это местоимение может соотноситься. Начальник приказал секретарю отнести книги к себе (к начальнику или к секретарю?). В подобных случаях следует перестроить предложение таким образом, чтобы местоимение себя ясно соотносилось со словом, обозначающим производителя действия. Например: Начальник приказал секретарше, чтобы она отнесла эти папки к себе. Местоимение она указывает на то, что производитель действия – секретарше . Если бы начальник приказал, чтобы папки были у него, предложение получило бы такой вид: Начальник приказал секретарше, чтобы она отнесла папки к нему .

СЕБЯ. Ещё несколько слов об этом местоимении. Какая форма предпочтительнее: представлять собой или представлять из себя ? Безусловно, первая. Вторая форма представляет собой разговорный вариант.

СЕЙ, СИЕ, СИЯ, СИИ. Эти указательные местоимения употребляются при стилизации под старинную речь (манерность речи), а также иронически. Сия теория весьма оригинальна. Эти местоимения сохраняются в живой речи благодаря таким устойчивым сочетаниям разговорного характера: до сих пор, на сей раз, по сей день, сию минуту , а также благодаря сложившимся в официально-деловом стиле сочетаниям сего года, с получением сего . Местоимение сей поддерживается, конечно, и такими широко употребительными словами, как сегодня, сегодняшний.

Я. Местоимение я не принято использовать:

1. При выражении благодарности, просьбы извинения и т.п.: благодарю вас; прошу понять меня правильно; думаю, что…

2. В некоторых жанрах официально-делового стиля (в личных заявлениях, в докладных и объяснительных записках), а также в устной официальной речи: прошу предоставить мне отпуск; считаю нужным подчеркнуть; приказываю; прошу слова и т.п.

ОСТОРОЖНО: ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ!

Имена числительные делятся на:

количественные : один, два, пять, десять простые ; пятнадцать, шестьдесят, восемьдесят сложные ; двадцать семь, триста двадцать три, две тысячи девяносто восемь составные ;

порядковые : первый, пятнадцатый, две тысячи триста третий ;

дробные : две пятых, три четвёртых, ноль целых и пять десятых ;

собирательные : двое, трое, семеро, десятеро .

Цель урока:

  • определить роль местоимений как средства связи частей текста;
  • повторить разряды местоимений, правописание отрицательных и неопределенных местоимений, правописание местоимений с предлогами;
  • формирование навыков осмысленного использования местоимений в связной речи;
  • привитие интереса к изучению русского языка при помощи межпредметных связей (с историей и литературой);

Методические приемы: самостоятельная работа учащихся (работа с дополнительной литературой по предмету, с толковым словарем), выполнение творческих заданий (конкурс рисунков на тему “Разряды местоимений”, подбор русских народных пословиц, поговорок, загадок с использованием местоимений);

Оборудование:

  • таблица “Разряды местоимений”;
  • раздаточный материал: перфокарты, карточки с отпечатанным текстом по исправлению стилистических ошибок в использовании местоимений;
  • плакат с графическим изображением кроссворда по теме “Местоимение”;

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы поговорим об употреблении местоимений в нашей речи. Какую роль играют местоимения? Часто ли мы их используем? Какие местоимения чаще других употребляются? На эти вопросы мы без труда сможем ответить, если прочитаем книгу “ Занимательно о русском языке.” Авторы этого пособия – В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э. Розенталь. (Сообщение по этой книге о местоимении может подготовить заранее один из учеников. Возможен другой вариант, что сообщение готовит ученик по данному учителем тексту).

II. Сообщение ученика об употреблении местоимений в речи.

“Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Однако частота местоимений резко отличается от частоты других частей речи, в данном случае существительных и глаголов. Это отличие обусловлено тем, что существительных среди 9 тысяч самых частотных слов насчитывается около 4 тысяч, глаголов – около 2 с половиной тысяч, а местоимений – всего 69. Отсюда ясно, что при малом количестве, но высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи, как в устной, так и в письменной. В общем частотном списке на первые 30 слов приходится 14 местоимений: я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, то, все, свой, который.

Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.”

III. Работа с текстом. (текст записан на доске.)

Задание. Заменить повторяющееся существительное подходящими по смыслу местоимениями. Определить разряд вставленных местоимений.

В доме у нас жил ёжик, ёжик (он) был ручной. Когда ёжика (его) гладили, ёжик (он) прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика (его) прозвали Пушком. (Г. Скребицкий).

Какое слово повторяется чаще других? Какой части речи оно? Как избежать повтора этого слова?

IV. Итак на этом примере мы доказали, что местоимения необходимы в нашей речи. Но иногда наблюдается и неоправданное использование местоимений. Чтобы убедиться в этом, послушаем песенку Винни – Пуха, сочиненную известным детским поэтом Б. Заходером.

(Стихотворение читает один из учеников наизусть).

На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в незнакомый дом,
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о том о сем.

Я рассказал им , что, когда
И почему и отчего,
Сказал, откуда и куда,
И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему;
И что подумали о том,
И если нет, то почему.

Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то “ах”, то “ эх”,
И “так сказать”, и “будь здоров”,
И “ну и ну”, и “просто смех!”

Когда ж закончил я рассказ,
То Кое-Кто спросил: “И все?”
Ты, говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни се!

Что вы поняли из этой песенки?

В чем ошибка Винни-Пуха, который так подробно, так эмоционально рассказал о своих похождениях, но остался непонятым?

Что же забыл (или не знал) Винни-Пух?

Вывод: Местоимения только указывают на лица, предметы, события, качества, а конкретный смысл становится ясным или из ситуации, или предшествующего контекста.

V. Работа с карточками, на которых отпечатаны предложения с стилистическими ошибками в употреблении местоимений.

  1. Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру.
  2. А.П.Чехов, он родился в Таганроге.
  3. Когда у ей получился фокус, Каштанка звонко залаяла.
  4. Гусь среди их был самый старый и степенный.
  5. Мой любимый уголок у стола всегда возле окна, за которым я делаю уроки.
  6. Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.
  7. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.

Задание: Исправить стилистические неправильные предложения и записать их.

VI. Выборочный диктант.

Задание: Из стихотворения Ю. Коваля “ На яхте” выписать неопределенные местоимения, обозначить изученную орфограмму.

Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл,
Летали какие-то чайки,
О чём-то кричали ему.

Какой-то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед,
И кто-то, наверное, думал:
“ Скорей возвращайся назад.”

И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти,
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката
На берег вернуться, домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.

VII. “Школа вежливости”.

А теперь поговорим о местоимениях – “ты” и вежливое “Вы”.

Какое местоимение вы употребите, обращаясь к другу, однокласснику, ровеснику? А какое в разговоре с пожилым человеком, учителем?

В чем разница при написании местоимений “вы” (речь идет о группе людей) и “Вы” (при обращении к одному человеку)?

Об употреблении местоимений “ты” и вежливого “Вы” с точки зрения норм культуры речи может рассказать заранее подготовленный ученик, используя дополнительную литературу.

Учитель может дополнить сообщение учащегося, рассказав о том, к каким трагическим последствиям может привести грубое обращение на “ты”. (В качестве примера можно прочитать отрывок из книги В.Н. Иванова “Александр Пушкин и его время”, в котором говорится о том, как генерал Бенкендорф обратился к А.А. Дельвигу на “ты”, тем самым не только оскорбил поэта, но эта грубость стала причиной болезни А.А. Дельвига).

VIII. Словарная работа.

Задание: Заменить данные определения сложными словами с местоимением сам.

  1. Волшебная скатерть, на которой сами собой появляются кушанья.
  2. Металлический прибор для кипячения воды к чаю.
  3. Художественное творчество непрофессиональных певцов, танцоров, артистов.
  4. Критика недостатков своей работы.
  5. Крупный кусок драгоценного металла, встречающийся в природе в чистом виде.
  6. Тот, кто выучился чему – нибудь без специального обучения и руководства.
  7. Неограниченная власть царя.
  8. Грузовая автомашина с механическим опрокидывающимся кузовом.
  9. Аэроплан.

(Скатерть самобранка, самовар, самодеятельность, самокритика, самородок,самоучка, самодержавие, самосвал, самолет.)

IX. Дополнительный материал

К этому уроку ребята могут выполнить различные задания творческого характера, например:

1) Подобрать пословицы и поговорки, в которых употребляются местоимения (“Нет в мире краше Родины нашей” , “Каждому свой край сладок”, “Всякому мила своя страна” и др.)

2) Найти загадки, в которых также использованы местоимения. Можно нарисовать рисунки – отгадки к подобранным загадкам. (Например, “Кудри в речку отпустила и о чем – то загрустила. А о чем она грустит, никому не говорит./Ива /).

3) Составить кроссворд по теме “Местоимение”;

Задание. Впишите по горизонтали слова, соответствующие определениям, и в выделенной строке вы прочитаете название части речи.

1.Принадлежащий мне. 2. Возвратное местоимение в родительном падеже. 3. Опреде-лительное местоимение, синоним местоимений каждый , любой. 4. Вопросительное местоимение: какой по порядку. 5. Указательное местоимение, антоним местоимения этот . 6. Отрицательное местоимение: ни ты, ни я, ни он . 7. Определительное местоимение: именно , как раз . 8. Неопределенное местоимение, синоним местоимения кто – то . 9. Принадлежащий нам. 10. Личное местоимение 3 –го лица множественного числа. 11. Неопределенное местоимение: неизвестно кто.

Этот урок целесообразно проводить после изучения всех разрядов местоимений, повторения правописания местоимений с предлогами. Поэтому в качестве самостоятель-ной работы можно раздать перфокарты, чтобы проверить, как учащиеся усвоили данный материал.

XI. Домашнее задание.

Возможны разные варианты выполнения домашнего задания, исходя из способностей каждого из учеников класса.

  1. Выписать местоимения из стихотворения А.С. Пушкина “Узник”;
  2. Сочинить сказку, в которой бы местоимения выступали в роли главных героев.
  • Морфологические нормы употребления личного местоимения «он » в непрямых падежах подразумевают прибавления буквы н-: него, ним, нём и т.д . Но в беспредложном предложении буква н- опускается: подарить ему - выйти замуж на него . Нарушение последнего правила является грубой морфологической ошибкой и говорит о низком уровне образованности говорящего: выйти за его замуж.

Морфологические нормы употребления местоимений « её», «его», «их».

  • Это три формы местоимений , которые не склоняются по родам и падежам и остаются неизменными: их бизнес, его мать, её рука . Употребление нелитературных форм ихний, евойный, еёйная является грубой морфологической ошибкой и недопустимо даже для устной речи.

Использование слов-заместителей.

  • Функцию замещения слов и понятий выполняют указательные местоимения (такой, тот, этот и др.) , относительное местоимение «который », местоименные наречия (тогда, туда, там и др.) и личные местоимение (оно, она, он, они). При употреблении слов-заместителей нужно помнить, что слушателю или читателю необходимо понимать, к какому именно слову относится заместительное. В целях предотвращения недопонимания лучше употреблять заместительное слово как можно скорее после замещаемого слова: Дом, который построил Джек, выстоял на камне . Если сказать: «Дом выстоял на камне, который построил Джек», станет не понятно, кто именно выстоял - дом или камень.
  • Также нарушится логическая связь, если употребить заместительное слово без замещаемого: В дверь кто-то постучал. Он решил открыть дверь и вывести пса прогуляться. Не понятно, кто решил открыть и вывести пса прогуляться - тот, кто постучал в дверь?
  • Важно соблюдать логическую цепочку и при употреблении личных местоимений «он», «она», «оно», «они ». Если в предыдущем предложении или части сложноподчиненного предложения имеется два слова мужского, женского или одно слово мужского и среднего рода(либо употребляется два существительных множественного числа), то употребление заместительного слова неуместно, так как слушателям и читателям так же не будет понятно, к какому именно слову относится слово-замещение: Мама вышла на мансарду - она была прекрасна . Кто именно был прекрасным? Мама или мансарда?

Морфологические нормы употребления притяжательного местоимения «свой».

  • Местоимение «свой» означает принадлежность чего-либо определённому лицу. Данное местоимение может одинаково относиться к существительным любого рода, лица и числа: я/ты/он/она/они посмотрел/ла/ли на свои часы . Как и в случае со словом-замещением, нужно помнить о том, что два существительных в одном предложении с данным местоимением непременно создадут логическую путаницу: Преподаватель попросил студента прочесть свой реферат . В таком случае уместней будет употребить местоимение «его».
  • Если в предложении подлежащее и дополнение выражены существительными разного пола, то употребление местоимения «свой» также будет неуместным. В этом случае также рекомендуется использовать соответствующую форму местоимения «его (её, их)»: «Ты пришёл для того, чтобы посмотреть на неё в своём горе?» - «Ты пришёл для того, чтобы увидеть её в её горе?».
  • Если в одном предложении всё же необходимо употребить два существительных и использовать притяжательное местоимение , то можно воспользоваться двумя выходами из ситуации: «Преподаватель попросил студента прочесть свой реферат»(некорректно) - Преподаватель попросил студента, чтобы он прочитал свой реферат. По просьбе преподавателя, студент прочитал его реферат.

Морфологические нормы употребления возвратного местоимения «себя».

  • Как и в случае с рассмотренным выше притяжательным местоимением, возвратное местоимение «себя» может относиться к любому лицу, роду и числу. Потому что, в отличие от предыдущего местоимения, это вовсе не имеет различий по формам в соответствии с родом, числом и лицом. Местоимение «себя» указывает на то, что действие направлено непосредственно на само действующее лицо: Они купили себе вина. Я сделала себе вкусный завтрак. Он погладил себя по волосам рукой.
  • В подобных случаях часто возникает логическая путаница, если в предложении имеется два действующих лица: Старуха попросила меня принести себе воды . В данном случае лучше использовать другое местоимение : Старуха попросила меня принести ей воды. Этот вариант подойдет, если в предложении подразумевалось, что старуха попросила воды для себя. А если нет, и вода должна была предназначаться мне? Как и в примере с преподавателем и студентом, придется немного перестроить предложения для внесения ясности: Старуха попросила меня не терпеть жажду и попить воды.
  • Нельзя использовать местоимение «себе» в предложениях, где в роли подлежащего выступает слово, означающее понятие или предмет, не способные совершить какое-то действие. Не имеет смысла предложение: Песни, имеющие относящиеся к себе воспоминания, всегда являются особыми для нас . Правильным будет перестроить предложение и придать ему следующую форму: Всегда особыми для нас являются песни, которые связаны с какими-то воспоминаниями.

Местоимение «сама».

Морфологические нормы употребления местоимения «сама» представляют собой отдельное правило. Дело в том, что в винительном падеже это местоимение имеет две формы: саму и самое. Форма «саму» - максимально нейтральная и часто встречаемая. В то время, как форма «самое» является литературной и придает большую эмоциональную окраску предложению: Пенять теперь ей придётся только на самое себя.

1.Местоимение 3-го лица (он, она, оно, они )обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Однако эта связь местоимения с существительным определяется иногда смыслом, а не формально порядком слов, например:Туристы побывали во многих городах страны: они интересовались прежде всего местными историческими достопримечательностями (не вызывает сомнений, что местоимениеони относится к более отдаленному существительномутуристы, а не к ближе стоящемугородах ).

Возможность соотнесения местоимения с разными словами в предшествующем тексте может служить источником неясности или двусмысленности, например: Сестра поступила в артистическую труппу , она скоро уезжает на гастроли (кто уезжает – сестра или труппа?).В этих случаях необходима правка; ср.:

Сестра поступила в артистическую труппу и скоро уезжает на гастроли ;

Сестра поступила в артистическую труппу, которая скоро уезжает на гастроли; Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной (кто заболел – мать или Оля?);Внесены добавления в оба текста; они нуждаются в некоторых уточнениях (нуждаются в уточнениях тексты или добавления?).

Местоимениеони не должно соотноситься с собирательным существительным, имеющим форму единственного числа.Это правило нарушено , например, в предложении:«В митинге участвовало множество народа; они требовали прекращения войны на Кавказе». В подобных случаях при правке часто сказывается неудобство замены формы они формой единственного числа (оно, он ), поэтому целесообразно заменять собирательное существительное существительным конкретным (...участвовало множество людей; они требовали... ).

2.При выборе одного из вариантов в парах я гуляю гуляю, ты прочти прочти и т.п. учитывается, что пропуск личного местоимения 1-го и 2-го лица в роли подлежащего при сказуемом-глаголе, форма которого указывает на определенное лицо, придает речи динамичность, ускоряет ее темп, например:Объеду еще раз и, как вернусь, пойду к генералу и попрошу его (Л. Толстой);Не согласен! Не могу! Не желаю (Чехов). В таких конструкциях иногда подчеркивается категоричность, например:Идите, выполняйте приказание. Спите (Симонов). Ср. в приказах и распоряжениях:Приказываю...; Предлагаю... и т.п.

Подлежащее-местоимение обычноопускается при формах повелительного наклонения.Наличие местоимения в этом случае служит целям логического подчеркивания, противопоставления, например:...Но ты останься тверд, спокоен и угрюм (Пушкин);Вы побудьте с больными, а я пойду за лекарством. Наличие подлежащего-местоименияпри форме повелительного наклонения может придавать высказываниюсмягчающий оттенок, например:Ты мне скажи откровенно... ты мне дай совет... (Л. Толстой) (см. также §178).

3.Личное местоимение 3-го лица иногда дублирует имеющееся в предложении подлежащее-существительное.

В одних случаях такое употребление местоимения используется для подчеркивания подлежащего и встречается в ораторской и поэтической речи, например: Весь облик Грузии любимой, он стал другим в сознаньи жить... (Н. Тихонов) (см. также §220, п. 2).

В других случаях рассматриваемое явление наблюдается в разговорном языке, в просторечии, например: Народ, он культуры требует (Солоухин);Пуля она в Федотку-то не угодит, а кого-нибудь со стороны свалит (К, Седых).

Без стилистического задания подобные конструкции в литературном языке (в научной, официально-деловой речи, в нейтральных стилях) не употребляются. Ср.ошибочные построенияв ученических работах:« Евгений Онегин, он был представителем...»

4.Нормативной является форма у нее; формау ней придает высказываниюразговорный характер, например:У ней лились слезы... (Федин);Нет, глаза у ней ничего! (Леонов).

5.При выборе варианта в парах внутри них внутри их н перед местоимением 3-го лица или безн ) следует исходить из того, что в современном языкеуказанный звук добавляется, если местоимение стоит послелюбого из простых, или первообразных,предлогов(без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через ), а также после многихнаречных предлогов(возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и некоторых других, употребляющихся с родительным падежом). Однако такиепредлоги,как внутри, вне, употребляютсяв основномбез начальногон.

Не добавляетсян к местоимению такжепосле предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом, ср.:вопреки ему , наперекор ей , согласно им , вслед ему , навстречу ей , подобно им , соответственно им ; также:благодаря ему .

Не требуют после себя вставкин также сложные предлоги в сочетании с местоимением, например:в отношении его , при помощи ее , не в пример им , в противовес ему , по поводу ее , за исключением их , со стороны его , по причине ее ; также: наподобие его , насчет их .

Не добавляется начальноен в тех случаях,когда местоимение стоит после сравнительной степени прилагательногоили наречия, например:старше его , выше ее , лучше их.

Если личному местоимению предшествует определительное местоимениевесь тодопустимы обе формы(со встречнымн и без него,), например:у всех их у всех них , для всех их для всех них , за всеми ими за всеми ними , над всеми ими над всеми ними .

Вариантные формывстречаются и в других случаях отрыва местоимения 3-го лица от предлога в результате вставки между ними какого-либо другого слова, например:между вами и ими между вами и ними , между мной и им между мной и ним . Ср.:Видишь разницу между нами и ими ... (Горький). –...Нет между нами и ними никакой средней линии (Гайдар).

Местоимения представляют собой своеобразную в семантическом и грамматическом отношении группу слов. Как часть речи они объединяют слова, которые указывают на лицо, предмет, признак, и количество, но не называют их.

Традиционно по значению местоимения делятся на девять разрядов: личные (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они), возвратное (себя), вопросительные (кто, что, какой, каков, чей, который, сколько), относительные (кто, что, какой, каков, чей, который, сколько), неопределенные (кое-кто, что-то, какой-нибудь, чей-либо, несколько), отрицательные (никто, ничто, нечего, некого, никакой, ничей, нисколько), указательные (тот, этот, такой, таков, столько), определительные (весь, всякий, каждый, иной, другой, любой), притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой). Местоименные слова обладают различными морфологическими признаками. Некоторые из них изменяются только по падежам (например: кто, что-то, ничто, сколько, столько), другие - по родам и числам (например: каков, таков), третьи - по родам, числам и падежам (например: какой, некий, наш, этот, другой).

Местоимения численно представляют собой небольшую группу слов, однако характеризуются очень высокой частотой употребления. Употребление местоименных слов в речи подчиняется определенным нормам, нарушение которых часто приводит к неясности, искажению смысла конструкции. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки.

1. К числу речевых недочетов относится употребление лишних слов, или многословие. В следующих примерах лишними являются местоимения, ибо они ничем не дополняют того, что выражено другими словами: Эта студентка, она всегда посещает занятия (личное местоимение дублирует подлежащее); И. С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети» затрагивает множество проблем (значение принадлежности, выраженное в предложении притяжательным местоимением свой, само собой разумеется).

2. Личные местоимения свободно заменяют существительные и замещаются ими, поэтому часто используются для устранения тавтологии в речи (Когда сын переехал в Москву, он долго не мог привыкнуть к новому месту). Однако нагромождение личных местоимений нередко создает неясность текста: Тяжело приходилось ему, когда он с ним говорил о нем. Нежелательным является также дублирование одного и того же местоимения: Когда она получила диплом, она начала искать работу (лучше сказать: Получив диплом, она начала искать работу или Она получила диплом и начала искать работу).

3. Неудачно построенными считаются предложения, в которых личное местоимение 3-го лица множественного числа они заменяет существительное с собирательным значением, например: Студенчество активно участвует в жизни института, на них всегда можно положиться. В таких случаях следует заменять собирательное существительное конкретным (Студенты активно участвуют в жизни института, на них всегда можно положиться) или использовать форму единственного числа личного местоимения 3-го лица (Студенчество активно участвует в жизни института, на него всегда можно положиться).

4. В русской речи довольно часто встречается неоправданное отсутствие или, наоборот, наличие начального согласного н в формах косвенных падежей личных местоимений 3-го лица. Начальное н прибавляется к личным местоимениям, если они стоят после:

а) простых предлогов, например: для него, к ней, за ними

б) производных предлогов, управляющих родительным падежом, например: впереди него, напротив него, вокруг нее, мимо нее, посреди них, около них, но: внутри его, вне ее, наподобие их, насчет их.

Начальное н у местоимений 3-го лица отсутствует в следующих случаях:

а) после производных предлогов, управляющих дательным падежом, например: согласно ему, навстречу ему, вслед ей, наперекор ей, вопреки им, благодаря им

б) после предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и существительного, например: при помощи его, в отношении его, за исключением ее, в пример ей, со стороны их, по поводу их.

в) при употреблении личного местоимения в значении притяжательного (сравните: гостить у него (у кого?) и гостить у его (чьего?) отца), г) после сравнительной степени прилагательного или наречия (выше их, звонче его, добрее ее). Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь, то допустимы обе формы, например: у всех их и у всех них.

5. По общим правилам местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Наличие перед местоимением двух или более существительных может в отдельных случаях привести к искажению смысла, к затруднению восприятия текста, например: Антон позвонил другу, он увлекается спортом (кто увлекается: Антон или друг?); Сестра моей подруги, которая вчера вернулась из Москвы, заболела (кто вернулся: сестра или подруга?). В этих случаях нужна правка. Избежать двусмысленности, неясности, можно, например, перестроив предложения следующим образом: Антон позвонил другу, который увлекается спортом или Антон позвонил другу, увлекающемуся спортом, Когда сестра моей подруги вчера вернулась из Москвы, то заболела или Сестра моей подруги вчера вернулась из Москвы и заболела.

6. Источником неясности и двусмысленности иногда является неправильно употребленное возвратное местоимение себя. Данное местоимение может соотноситься с любым из трех грамматических лиц (я себя люблю, ты себя любишь, он себя любит) или относиться к нескольким лицам (они себя любят). Кроме того, оно может выражать отношение не к какому-либо конкретному лицу (лицам), а к любому (Ради победы и себя не жаль). При наличии в предложении нескольких существительных часто непонятно, с каким из них связано местоимение, появляется возможность двоякого понимания смысла предложения: Отец сказал дочери отнести книги к себе в комнату (отнести в комнату к отцу или к дочери?). В соответствии с правилом местоимение себя должно относиться к слову, называющему производителя действия.

Исправить предложение можно так

1) Отец сказал, чтобы дочь отнесла книги к себе в комнату.

2) Отец сказал, чтобы дочь отнесла книги в ее (его) комнату.

3) Отец сказал дочери отнести книги в ее (его) комнату.

7. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета определенному лицу: мой, наш - первому, твой, ваш - второму, его, ее, их - третьему, свой - любому лицу. В отдельных случаях возможно их параллельное употребление: Я подчеркиваю свою (или мою) мысль. Довольно распространенная ошибка в речи - неудачный выбор одного из притяжательных местоимений - встречается, как правило, в предложении, в котором обозначено несколько лиц или действий. Например, употребление местоимения свой в предложении Таня просит детей почитать свои стихи делает конструкцию двусмысленной (чьи стихи: Тани или детей?). Устранить двусмысленность можно, в частности, так: Таня просит детей почитать ее (или их) стихи или Таня просит, чтобы дети почитали ее (или их) стихи.

8. Часто не соответствует литературной норме употребление определительных местоимений сам и самый, различающихся оттенками значения. Местоимение сам обозначает, что кто-нибудь лично производит действие, испытывает состояние или подвергается воздействию (Пусть сам и спросит), производит действие своими силами, без помощи и требования со стороны (Я сам справлюсь); в сочетании с существительными, называющими внутреннее свойство, качество, имеет значение «воплощенный, олицетворенный» (Человек этот - сама скромность); указывает, что действие или состояние распространяется также на данное лицо или предмет (Меня и самого это интересует); подчеркивает важность, значительность данного лица, предмета (Сам директор распорядился). Местоимение самый подчеркивает, усиливает указание на предмет или на тождество предметов (тот самый дом)\ употребляется для уточнения места и времени в значении «прямо, как раз, непосредственно» (с самого утра)", при прилагательном образует превосходную степень, а при существительном указывает на крайнюю степень количества или качества (самый красивый, самые пустяки). Как правило, местоимения сам и самый не заменяют друг друга, за исключением некоторых случаев, например, при подчеркивании определяемого существительного в значении «взятый сам по себе, как таковой» (Важен сам (или самый) факт публикации статьи).

Следует различать не только значение указанных местоимений, но и их склонение. Сам и самый склоняются, как прилагательные, но первое местоимение -с ударением на окончании (за исключением формы именительного падежа множественного числа): самого, самому, самого, самим, о самом и т. п.; второе - с ударением на основе во всех падежах: самого, самому, самого, самым, о самом и т. п. В винительном падеже единственного числа женского рода местоимение сам имеет две формы: саму и самое. Первый вариант является более употребительным.

9. Не редко причиной речевых ошибок является неточность словоупотребления, обусловленная незнанием значений слов. Определительные местоимения всякий, любой, каждый сочетаются с существительными и указывают на выделение единичных предметов или лиц из совокупности однородных. Эти местоимения различаются оттенками значения: всякий имеет значение «разный», «самый разнообразный», «всевозможный», «какой-либо», «какой бы то ни было» (без всякого сомнения)-, каждый - «один из всех в данном количественном ряду», «любой из всех подобных, взятый отдельно» (на каждый день); любой - «какой угодно на выбор» (любой ценой добиться успеха). В отдельных случаях местоимения всякий, каждый, любой являются синонимичными и допускают замену одного другим, например: Это может сделать всякий (каждый, любой) из нас. Однако в ряде случаев их смысловые оттенки препятствуют такой замене. Сравните: Приходи в любое время (но не каждое), Каждый сделал, что мог (но не любой), Задача решается без всяких сложностей (но не каждых или любых).

10. Та же проблема - неточное словоупотребление - имеет место и при употреблении неопределенных местоимений. Неопределенные местоимения указывают на неопределенные или неизвестные лица [кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто- либо), предметы (кое-что, что-то, что-нибудь, что-либо), признаки (некоторый, некий, кое-какой, какой-то, чей-либо, чей-нибудь) и количества (несколько, сколько-нибудь). Различие между ними имеет смысловой или стилистический характер. Местоимения с постфиксом-то указывают на лицо, предмет или признак, неизвестные ни говорящему, ни слушающему (Кто-то вошел в комнату); местоимения с приставкой кое- указывают на лицо, предмет или признак, неизвестные слушающему, но в какой-то степени известные говорящему (Я кое- что могу рассказать вам о Сибири)-, местоимения с постфиксами -либо и -нибудь указывают на любое лицо, предмет или признак (Приняли ли вы какое-либо решение? и Кто-нибудь поедет на рыбалку?). Поэтому предложения Что-нибудь загремело вдалеке (надо что-то), Выберите мне, пожалуйста, кое-какую красивую открытку (надо какую-нибудь); За дверью слышался чей-либо голос (надо чей-то) являются неверно составленными. Местоимения с постфиксом - либо, а также нечто и некий имеют книжный характер, поэтому неуместно их использование в разговорной речи.

11. Нарушение нормы может быть связано с образованием и употреблением форм следующих

местоимений. Разговорный характер имеет употребление формы чего вместо что в вопросительных предложениях: Чего тебе нужно"? (надо Что тебе надо?)-, употребление местоимения такой в сочетании с местоимениями кто, что, какой для их выделения: Это кто такой? (надо Кто это?)-, употребление вопросительного местоимения вместо неопределенного: Дайте кто совет (надо Дайте кто-нибудь совет)-, употребление слова самый при личном местоимении в значении «собственной персоной» (Разве это он?- Он самый). Устаревшим является употребление краткой формы определительного местоимения всякий: За всякую (надо всякую) безделицу готовы обругать, личного местоимения они по отношению к одному лицу: Они (о генерале) (надо он) отдыхают. За пределами литературного языка находится местоимение ихняя, формы местоимения сколько - со скольки и до скольки.

Лучший способ избежать ошибок при употреблении местоимений - хорошо усвоить их значение и функционально-стилистические характеристики.



Рассказать друзьям