В чем заключается своеобразие творчества лермонтова. В чем заключается художественное своеобразие лирики Шекспира

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вопросы

2. Как решается тема революции и гражданской войны в произведениях И. Э. Бабеля?

Задания

1. Прочитайте новеллы «Соль», «Мой первый гусь» и определите, в какой повествовательной форме они написана, какова авторская цель в выборе этой формы.

2. Какова основная мысль и тема этих новелл?

16. Жизнь и творчество Замятина Евгения Ивановича

(1884-1937)

Родился в 1884 в г.Лебедянь Тамбовской губ. (ныне Липецкая обл.) в семье небогатого дворянина. Кроме впечатлений от природы тех мест, с которыми так или иначе были связаны многие русские писатели - Толстой, Тургенев, Бунин, Лесков, Сергеев-Ценский, - большое влияние оказало на Замятина домашнее воспитание. «Рос под роялем: мать - хорошая музыкантша, - писал он в Автобиографии. - Гоголя в четыре - уже читал. Детство - почти без товарищей: товарищи - книги». Впечатления лебедянской жизни воплотились впоследствии в повестях Уездное (1912) и Алатырь (1914).

В 1886 Замятин поступил в Воронежскую гимназию. Окончив ее с золотой медалью, в 1902 поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт на кораблестроительный факультет. Летняя практика давала будущему писателю возможность путешествовать. Замятин побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905, находясь в Одессе, стал свидетелем восстания на броненосце «Потемкин», о чем впоследствии написал в рассказе «Три дня» (1913). Вернувшись в Петербург, принимал участие в революционной деятельности большевиков, за что был арестован и провел несколько месяцев в одиночной камере. Это время Замятин использовал для того чтобы изучать английский язык и писать стихи. Затем был выслан в Лебедянь, но нелегально вернулся в Петербург, откуда вновь был выслан в 1911, уже по окончании института.
Литературный дебют Замятина относится к 1908. Настоящий успех ему принесла публикация в петербургском журнале «Заветы» повести «Уездное». Замятин относил свою прозу к литературному направлению, которое называл неореализмом. За антивоенную по духу повесть «На куличках» (1913), героями которой являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся «загнанная на кулички Русь», Замятин был привлечен к суду, а номер журнала «Заветы», в котором была опубликована повесть, был конфискован. Критик А.Воронский считал, что повесть «На куличках»- это политическая художественная сатира, которая «делает понятным многое из того, что случилось потом, после 1914 года».

Будучи высококвалифицированным морским инженером, Замятин продолжал служебные поездки по России. Впечатления от путешествия в 1915 в Кемь и на Соловки отразились в цикле произведений о русском Севере - в частности, в повести «Север».
В 1916 Замятин был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», после Октябрьской революции названного «Лениным». Английские впечатления легли в основу как многочисленных очерков, так и повестей «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (1921). Уважение к людям, обеспечившим высокий уровень развития цивилизации, не помешало писателю увидеть недостатки западного общественного устройства.



В 1917 Замятин вернулся в Петроград. Вскоре стал одной из самых заметных фигур в российской литературной жизни. Замятин организовывает различные литературные кружки, вместе с Н.Гумилевым обучает литературной технике начинающих писателей. Преподавал в Политехническом институте, читал курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена и курс техники художественной прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии «Всемирной литературы», в правлении Всероссийского союза писателей, редактировал несколько литературных журналов. При этом скептически относился ко «всяческим всемирным затеям», возникавшим на фоне разрушения цивилизованной жизни.

Поездки по Тамбовской, Вологодской, Псковской губерниям также не способствовали историческому оптимизму. В рассказах «Мамай» (1920) и «Пещера» (1921) Замятин сравнил эпоху военного коммунизма с доисторическим, пещерным периодом развития человечества. Наблюдения над тоталитарным обществом художественно воплотились в фантастическом романе-антиутопии «Мы»(1920, опубл. на рус. яз. в 1952 в США). В 1924 текст был переведен на английский язык и опубликован в Нью-Йорке. Несмотря на отсутствие публикаций в СССР, роман подвергся идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. В 1929 были сняты с репертуара МХАТа пьесы Замятина.

В 1931, понимая бесперспективность своего дальнейшего существования в СССР, Замятин обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на отъезд за границу, мотивируя свою просьбу тем, что для него «как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать». Решение об эмиграции нелегко далось Замятину. Любовь к родине, патриотизм, которыми проникнут, например, рассказ «Русь» (1923), - одно из лучших тому свидетельств. Благодаря ходатайству М.Горького в 1932 Замятин смог выехать во Францию на лечение, где впоследствии умер в нищете. Он долго болел, мечтал о возвращении домой, но так ничего и не написал против большевистской России, потому что не верил в то, что мрак над Россией сгущается. Замятин, напротив, полагал, что его страну ждет великое светлое будущее. Умер Замятин в Париже в 1937году.


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ


Н. А.
НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО”


Поэма “Кому
на Руси жить хорошо” занимает центральное
место в творчестве Н. А. Некрасова. Она стала
своеобразным художественным итогом более
чем тридцатилетней литературной работы
автора. Все мотивы его ранней лирики как бы
собраны воедино и развиты в поэме, заново
переосмыслены все волновавшие его проблемы,
использованы высшие художественные
достижения.


Н. А.
Некрасов не только создал особый жанр
социально-философской поэмы. Он подчинил
его своей сверхзадаче: по-казать Россию в ее
прошлом, настоящем и будущем. Начав писать
“по горячим следам”, то есть сразу после
реформы 1861 года, эпическую поэму об
освобождающемся, возрождающемся народе, Н.
А. Некрасов бесконечно расширил свой
первоначальный замысел. Поиски “счастливцев”
на Руси увели его из современности к
древним истокам: поэт стремится осознать не
только результаты отмены крепостного права,
но и саму философскую природу таких понятий,
как “счастье”, “свобода”, “грех”, ибо вне
этого философского осмысления невозможно
понять суть настоящего момента и провидеть
будущее народа.


Принципиальная
новизна жанра объясняет фрагментарность
поэмы, построенной из отдельных
незавершенных глав. Объединенная образом -
символом дороги, поэма распадается на чьи-то
истории, а также на судьбы десятков людей.
Каждый эпизод сам по себе мог бы стать
сюжетом песни или повести, легенды или
романа. Все вместе, в единстве своем, они
составляют судьбу русского народа,
высвечивая его исторический


путь от
рабства к свободе. Именно поэтому лишь в
последней главе появляется образ “народного
заступника” Гриши Добросклонова - того,
кто поможет обрести людям волю. У каждого из
персонажей поэмы свой голос. Н. А. Некрасов
совмещает сказовую, бытовую и поэтическую
речь и вносит в нее оценочный элемент,
заставляя читателей воспринимать речь
персонажа так, как того хочет автор. У нас не
возникает впечатления стилистической
нестройности поэмы, потому что все
использованные приемы здесь подчинены
общей задаче: создать поэму, которая была бы
близка и понятна крестьянину.

Авторская
задача определила не только жанровое
новаторство, но и все своеобразие поэтики
произведения. Н. А. Некрасов многократно
обращался в лирике к фольклорным мотивам и
образам. Поэму о народной жизни он целиком
строит на фольклорной основе. В
произведении в той

или
иной степени задействованы все основные
жанры фольклора: сказка, песня, былина,
легенда, частушка.

Каково же
место и значение фольклора в поэме? Во-первых,
фольклорные элементы позволяют Н. А.
Некрасову воссоздать картину
крестьянского представления о мире,
выразить взгляд народа на многие важные
вопросы. Во-вторых, поэт умело использует
особые фольклорные приемы, стиль, образную
систему, законы и художественные средства.


Из
фольклора взяты образы Кудеяра, Савелия.
Народное творчество подсказало Н. А.
Некрасову и многие сравнения; некоторые из
них вообще основаны на загадках. Поэт
использует свойственные народной речи
повторы, отрицательный параллелизм,
подхват конца строки в начале следующей,
употребление песенных междометий. Но самое основное отличие фольклора от
художественной литературы, которое находим
у Н. А. Некрасова, это отсутствие авторства.
Фольклор отличается тем, что народ сообща
слагает произведение, народ его
рассказывает, и народ же слушает. В
фольклоре авторскую позицию заменяет
общенародная мораль. Индивидуальная
авторская точка зрения чужда самой природе
устного народного творчества.

Авторская
литература обращается к фольклору, когда
необходимо глубже проникнуть в суть
общенародной морали; когда само
произведение обращено не только к
интеллигенции (основная часть читателей

XIX
века), но и
к народу. Обе эти задачи и ставил перед
собою Н. А. Некрасов в поэме “Кому на Руси
жить хорошо”.

И еще один
важнейший аспект отличает авторскую
литературу от фольклора. Изустное
творчество не знает понятия “канонический
текст”: каждый слушатель становится
соавтором произведения, по-своему
пересказывая его. К такому активному
сотворчеству автора и читателя и стремился
Н. А. Некрасов. Именно поэтому его поэма
написана “свободным языком, максимально
приближенным к простонародной речи”. Стих
поэмы исследователи называют “гениальной
находкой” Н. А. Некрасова. Свободный и
гибкий стихотворный размер, независимость
от

рифмы
открыли возможность щедро передать
своеобразие народного языка, сохранив всю
его меткость, афористичность и особые
поговорочные обороты; органически вплести
в ткань поэмы деревенские песни, поговорки,
причитания, элементы народной сказки (волшебная
скатерть-самобранка потчует странников);
искусно воспроизвести и задорные речи
подвыпивших на ярмарке мужиков, и
выразительные монологи крестьянских
ораторов, и вздорно-самодовольные
рассуждения самодура помещика.

Красочные
народные сцены, полные жизни и движения,
хороводы характерных выразительных лиц и
фигур - все это создает неповторимое
многоголосие в некрасовской поэме.

Задачи и тесты по теме "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО”"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась Некрасовым на закате его жизни. Автор не успел завершить свой труд, но и в том виде, в котором поэма дошла до читателей, она поражает величием своего замысла. Читателю открывается жизнь пореформенной Руси во всех сферах – крестьянской, помещичьей, духовной. Стремление Некрасова как можно полнее изобразить уклад хорошо известной ему крестьянской жизни и определил художественное своеобразие «Кому на Руси жить хорошо».

Работа над поэмой продолжалась около 14 лет – и неудивительно, ведь Некрасову пришлось обработать огромное количество материала. В 1860-е годы население России находилось как раз в так называемом «эпопейном» состоянии – переломным моментом послужила отмена крепостного права. Старые традиции ломались и отходили в прошлое, а новое еще не успело возникнуть. И для того, чтобы изобразить это время во всей его полноте, требовалась смелость гения, который, по словам критика Белинского, видел в поэме «подвиг целой жизни своей».

Самое главное, что показывает в своей поэме Некрасов – это идейное своеобразие того времени. Несмотря на то, что отмена крепостного права была долгожданным событием, она не могла осуществиться в один момент. Зажиточная часть населения – помещики, духовенство, болезненно относилась к потере своих доходов и своей власти. Крестьяне же перед лицом перемен оказались растеряны. Кто-то из них стремился вернуться к старому, рабскому, но зато привычному укладу жизни, а большинство осталось столь же бесправным, как и до реформы. Русь представляла собою огромное взволнованное море, и Некрасову требовалось изобразить эту картину.

Для реализации своего замысла автор выбирает жанр поэмы-эпопеи, в которой проявляются как философские, так и социальные черты – и в этом тоже состоит особенность поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Жанр произведения определил сюжет и композицию поэмы. Традиционная для эпопеи форма путешествия оказалась очень удобной для Некрасова, потому что с ее помощью он сумел провести читателя по всей России. Художественное пространство поэмы расширялось автором практически безгранично – помимо навещенных странниками деревень в произведение вводятся рассказы персонажей о Питере, Астрахани, Киеве. Туда крестьяне ездили на заработки. Временное пространство также не ограничено изображением исключительно пореформенной Руси. Дед Савелий вспоминает русско-турецкую войну 1828 г., поп рассказывает мужиками о временах старообрядцев. Упоминаются разные исторические и полуисторические персонажи – Иван Сусанин, фельдмаршал Блюхер, разбойник Кудеяр. Так время и пространство в поэме становятся всеобъемлющими, позволяя показать Русь не в одну из минут ее жизни, а в широком временном срезе.

Еще одной особенностью поэмы становится ее фрагментарность. Семь странников объединяют между собою разрозненные части произведения, но их линия в поэме не главная. Здесь звучит масса голосов, перед читателем проходит не один десяток лиц. Каждый эпизод мог бы послужить сюжетом для отдельного текста, но все вместе они складываются в полную картину русской жизни.

Помимо жанрового своеобразия произведения, нельзя забывать и о специфике поэтики. Она также соотносится с жанром эпопеи: стремясь воссоздать неповторимую атмосферу крестьянской жизни, Некрасов опирается в основном на фольклорные мотивы. Отсюда вытекают особенности стиля поэмы – это причудливое сочетание литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Среди художественных средств, использованных в поэме, можно выделить большое количество эпитетов и сравнений, характерных для народного поэтического творчества. Также Некрасов вплетает в текст поэмы, как в прямом, так и в художественно трансформированном виде, отрывки из песенного фольклора – свадебные и похоронные песни, использует сюжеты былин и народных легенд, вводит в текст около семидесяти пословиц и загадок.

Связь поэмы с фольклором не ограничивается использованием в ней фольклорных элементов. Некрасов изменяет всю ритмическую организацию стиха. Свободный и гибкий язык поэмы, с легкостью включающий в себя весь диапазон народной речи – от задорных шуток до причитаний, назван исследователями «гениальной находкой Некрасова». Проведя огромную исследовательскую работу, автор смог использовать в речи поэмы особенности отдельных народных говоров: большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов, изменение окончаний слов на диалектные, напевность и мягкость народной речи. Нельзя забывать также и о специфическом народном юморе, которым так богата поэма.

Можно сделать вывод, что в «Кому на Руси жить хорошо» художественные особенности определены замыслом поэмы и не могут рассматриваться отдельно от него. Благодаря своему огромному таланту, а также кропотливой и длительной работе с материалом Некрасов сумел справиться с поставленной перед собой задачей и создал целостную картину пореформенной Руси.

Тест по произведению

Аспекты редакторского анализа литературно-художественного произведения

Особенности произведения художественной литературы учитываются в редакторском анализе.

Произведение художественной литературы, художественный объект можно рассматривать с двух точек зрения - с точки зрения его смысла (как эстетический объект) и с точки зрения его формы (как внешнее произведение).

Смысл художественного объекта, заключенный в определенную форму, направлен на отражение понимания художником окружающей действительности. И редактор должен при оценке сочинения исходить из анализа «плана смысла» и «плана факта» произведения (М.М. Бахтин).

Художественный объект - это точка взаимодействия смысла и факта искусства. Художественный объект демонстрирует окружающий мир, передавая его в эстетической форме и раскрывая этическую сторону мира.

Для редакторского анализа продуктивен такой подход к рассмотрению художественного произведения, при котором литературный труд исследуется в его связи с читателем. Именно влияние произведения на личность должно быть точкой отсчета в оценке художественного объекта.

Художественный объект включает три этапа : этап создания произведения, этап его отчуждения от мастера и самостоятельного существования, этап восприятия произведения .

В качестве исходной точки объединяющего начала произведения художественного процесса в редакторском анализе нужно рассматривать замысел произведения. Именно замысел сливает воедино все этапы художественного объекта. Об этом говорит внимание художника, музыканта, писателя к отбору соответствующих выразительных средств при создании произведений, которые направлены на выражение замысла мастера.

В книге «Как слово наше отзовётся» писатель Ю. Трифонов замечает: «Высший замысел вещи, - то есть зачем эта вся порча бумаги - находится в тебе постоянно, это данность, твое дыхание, которого ты не замечаешь, но без которого нельзя жить».

Воплощенный в произведении искусства замысел, именно замысел, прежде всего, воспринимается читателем, управляя этапом восприятия художественного творчества.

А весь художественный процесс является, как уже говорилось, диалогическим процессом общения художника с тем, кто воспринимает произведение.

Писатель оценивает то, что его окружает, и говорит о том, какою хотел бы видеть действительность. Вернее, не «говорит», а отражает мир таким образом, что читатель понимает его. В произведении искусства реализуется наличие и долженствование жизни, осуществляется интерпретация художником жизненных ценностей. Именно замысел вбирает в себя ценностные ориентиры писателя и определяет отбор жизненного материала для произведения.

Но понятие замысла не только характеризует основной смысл произведения. Замысел является основной составляющей воздействия произведения искусства в момент его восприятия.

Таким образом, предмет искусства - не только человек и его связи и отношения с миром. В состав предметной области произведения входит и личность автора книги, оценивающего окружающую действительность.

Оценив замысел редактор определяет, насколько использованный автором материал соответствует замыслу. Так, крупный, масштабный замысел требует круп ной формы, например, может быть реализован в жанре романа. Замысел, раскрывающий интимные стороны судьбы человека, в жанре рассказа, новеллы. Рассматривая жанр произведения, редактор отвечает на самый главный вопрос, связанный с оценкой качества произведения, - вопрос о полноте раскрытия замысла. Таким образом, рассмотрев план смысла произведения, редактор анализирует план факта. Подробнее оценки редактором замысла и жанрового своеобразия художественной литературы будут рассмотрены ниже. Ответив на вопрос, что сказал автор, редактор оценивает то, как сказал, т. е. анализирует мастерство писателя. При этом редактор ориентируется на основные законы, закономерности, природу искусства.

В искусстве художественный образ является средством познания окружающей действительности, средством освоения мира, а также средством воссоздания действительности в художественном произведении - в художественном объекте.

Труды по философии искусства, по эстетике трактуют художественное творчество как своеобразный способ познания жизни, как форму общественного сознания, средство восприятия и воссоздания действительности. Окружающий мир отражается в искусстве в особой художественно-образной системе.

Используя слово в качестве материала при создании образов, литература воспроизводит действительность во времени и пространстве, расширяя сферу впечатлений читателя, давая возможность понять законы развития человеческих характеров, связей и отношений. Все это - благодаря практически безграничной способности языка создавать художественные образы.

Художественному образу свойственны чувственная конкретность, органическая включенность личности автора, целостность, ассоциативность и многозначность. В результате взаимодействия этих свойств создается «эффект присутствия», когда иллюзия живого, непосредственного восприятия вызывает у читателя чувство сопереживания, ощущение собственного участия в событиях. В этом и заключается сила воздействия искусства на человеческую личность, его мысль и фантазию.

Чувственная конкретность образа придает изображаемому явлению наглядность через воссоздание зримых признаков. Когда описываются внешние или внутренние стороны явления с использованием слов, вызывающих наглядные представления, читатель как бы «видит» нарисованную картину в деталях.

Органическая включенность личности автора проявляется в том, что художественный образ несет информацию одновременно и о субъекте, и об объекте познания. Читатель чувствует или понимает отношение автора к данному персонажу, событию, как будто сам присутствует в описываемом месте, сам, «видит» происходящее.

Причем эстетическую эмоцию может вызвать и создаваемое образом представление (пейзаж, лицо, поступок), и сам словесный образ как эстети­ческая ценность (ритм, аллитерация, рифма и т.д.).

Многозначность и ассоциативность художественного образа заключается в его способности возбуждать фантазию читателя, мобилизовать множество ранее полученных впечатлений, представлений, хранящихся в личном, индивидуальном сознании человека, давая широкие возможности для субъективной конкретизации воспринятого.

Bсе эти свойства художественного образа проявляются не порознь, а вместе и одновременно, что позволяет говорить о его целостности, синтетичности.

Критерии редакторской оценки литературно-художественного произведения

В общем случае можно сказать, что при оценке произведения редактор использует единый идейно-эстетический критерий. Подчеркнем, что одинаково существенны в анализе литературы обе компоненты этого комплексного критерия. Так, не может быть добротного произведения, если оно отвечает требованию идейности и в то же время слабо с художественной точки зрения. Так же как не может быть положительно оценено произведение, яркое по форме, но далекое от социальных проблем, не имеющее общественного звучания.

Понятием общественно значимого предмета можно обозначить идейную составляющую комплексного критерия оценки редактором литературно-художественного произведения.

С точки зрения редакторской оценки произведения, наиболее существенны следующие составляющие критерия художественности текста: единство содержания и формы, художественная правда, оригинальность авторской манеры, эмоциональная емкость и ассоциативное богатство, целостность .

Единство содержания и формы является коренным условием художественности, определяется соответствием жанра, образной структуры, используемых эмоциональных средств замыслу. Можно сказать, что художественное содержание не только нуждается в образной форме, но и порождает ее, а художественный образ олицетворяет собою единство формы и содержания.

Критерий художественной правды предусматривает неискаженное воссоздание действительности. Анализируя с этой точки зрения все компоненты (поступки героев, диалоги и монологи, пейзаж и т.д.), редактор рассматривает их в соответствии реальностью. Прежде всего, художественная правда обеспечивается художественной точностью - точностью жизненной, точностью изобразительной (образ как отражении действительности), точностью эмоциональной - в соотнесении с замыслом произведения (образ как выражение мыслей и чувств писателя), точностью воздействия на воображение, эмоции читателя (образ как средство эстетического сопереживания и сотворчества).

Однако редактор должен учитывать, что правда искусства не тождественна «правде реального факта», ее нельзя добиться простым описанием событий, необходимо раскрывать сущность ситуаций и характеров. Редактор оценивает, сумел ли автор изображенные явления осмыслить, обобщить в художественных образах.

Важнейшее условие художественности - оригинальность авторской манеры, творческого почерка писателя. Здесь сказывается упоминавшиеся выше коренные свойства художественного образа - синтез объективного и субъективного начал, органическая включенность личности автора. Подлинно художественный образ неповторим и является отражением духовного мира его творца.

Творческая индивидуальность проявляется в отборе тем, ракурсе их рассмотрения, в пристрастии к какому-то жанру, в манере использования изобразительно-выразительных средств, в интересе к определенным характерам. Творческая индивидуальность характеризуется своеобразным мироощущением автора, его неповторимой способностью «видеть, слышать, отбирать» жизненные явления, обобщать связи и отношения, воплощать свое видение действительности в оригинальных художественных образах. С.Залыгин называет это свободой «выбора тем, образов, интонаций».

Критерий эмоциональной емкости художественного текста ,его ассоциативного богатства обусловлен свойствами художественного образа, который, напомним, обращен не к разуму, а к чувствам. Рассчитанный на сопереживание и сотворчество, образ вызывает в читателе различные представления и ассоциации. Так что редактор не только рассматривает информационную сторону повествования, но и анализирует ёго воздействие на чувства.

Важным оценочным критерием художественности является целостность восприятия образов, всего повествования. Образ возникает в сознании не как сумма отдельных элементов, а как единая поэтическая картина: Об этом писал М.Горький: «Надо, чтоб читатель воспринимал образы автора сразу, как удар, а не задумывался над ними, не соображал: «Как это?». О том же говорил А.П.Чехов: «Беллетристика должна укладываться сразу, в секунду».

Общая методика редактирования художественного произведения

В редакторском анализе сочетаются объективно-логические и субъективно-эмоциональные моменты, позволяющие, с одной стороны, использовать теоретические основания, характеризующие природу произведения, о которой говорилось выше, а с другой - понять, как читатель будет воспринимать произведение. В каком-то смысле редактор использует приемы литературоведения. Но в целом редакторский анализ и литературоведческий разбор художественного произведения - суть разные процессы. Они имеют разные объекты, предмет, цели и задачи, читательский адрес.

Объект литературоведческой характеристики - опубликованная работа, завершенная система художественного текста, объект редакторского анализа - рукопись на том этапе, когда ее еще можно доработать. Предмет литературоведческого рассмотрения - художественные особенности произведения, его место в творчестве автора и в литературном процессе. Предмет редакторского анализа - качество произведения с точки зрения возможности и целесообразности его публикации. Цели литературоведения - объяснить, помочь читателю понять художественное творчество и данное произведение. Цели редактирования - обогащение литературного процесса.

Замысел - это то отношение к отраженным в произведении явлениям, которое автор хочет вызвать в читателе. Он подбирает средства выражения, вызывающие симпатию к герою, гордость за чьи-то поступки или отвращение, обиду, жалость к человеку, к его жизни. Ясно, что адекватная оценка обеспечивается возвратно-поступательным ходом рассмотрения содержания - от повествования к замыслу, от замысла к повествованию.

Второе качество, учитываемое редактором при оценке рукописи, - уровень мастерства . Тут прежде всего редактор обращается к анализу художественных образов, которые автор использовал. Если он поэтически одарен, художественные образы будут органичны его восприятию жизни и выражению своего отношения к ней в произведении. В противном случае текст не будет отвечать комплексному критерию художественности. На что же ориентируется редактор прежде всего?

Прежде всего редактор выделяет художественную деталь - средство создания художественного образа. Можно сказать, что именно художественные детали лежат в основе изображения характеров и обстоятельств, через них читатель воспринимает замысел автора.

Необходимо отличать художественную деталь от простых подробностей, которые тоже необходимы в произведении. Они позволяют читателю «видеть» героев и природу, «слышать» голоса, музыку, стук капель дождя по крыше. Паустовский подчеркивал: «Без подробностей вещь не живет. Смысл подробности заключается в том, чтобы, по словам А. С. Пушкина, мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно, в глаза всем».

Размышляя об особенностях, отличающих творчество художника и писателя, французский художник Эжен Делакруа замечает в своем дневнике: «Поэта выручает последовательность образов, художника - их одновременность. Пример; у меня перед глазами птицы, купающиеся в лужице воды, оставшейся после дождя на кровле, покрывающей плоский выступ крыши; я одновременно вижу массу вещей, о которых поэт не может даже упомянуть, не говоря уже о том, чтобы их описать, ибо рискует стать утомительным, исписать целые тома и все же дать далеко не совершенное изображение. Заметьте, что я беру лишь одно короткое мгновение. Птица погружается в воду: я вижу ее окрас­ку, серебристый пух под маленькими крылышками, всю ее лег­кую форму, брызги светлых капель, которые взлетают вверх на солнечном свету... Здесь искусство поэта беспомощно: нужно, чтобы из всех этих впечатлений он выбрал одно, наиболее захватывающее, дабы вызвать в моем воображении все остальные» .

В приведенном отрывке очень точно передается механизм отражения в литературном произведении реальной жизни Писатель должен уметь отобрать именно те подробности, которые дадут полную, живую, яркую картину. Создавая «видимый» и «слышимый» для читателя текст, писатель пользуется реальными деталями, которые в произведении могут рассматриваться как подробность.

Художественная деталь - та же красочная подробность, но несущая в себе обобщающую поэтическую мысль данного произведения, т. е. она органически связана с замыслом. Худоба Дон Кихота, пенсне Клима Самгина, зонт и галоши Беликова позволяют не только зримо представить себе этих персонажей, но и показывают отношение к ним авторов .

Однако следует помнить о том, что художественные детали, под робности должны тщательно отбираться. Чрезмерное увлечение ими делает картину пестрой, лишает повествование цельности.

Иными словами, редактор опирается на оценку плана смысла и плана факта произведения . Это дает ему возможность принять решение о целесообразности публикации сочинения и о необходимости его доработки.

Принятое к изданию произведение редактор рассматриваем с точки зрения необходимости и возможностей его доработки автором. Речь тут идет об анализе различных компонентов текста, которые могут быть легко усовершенствованы автором (сюжет, композиция, персонажи).

Основные правила, которые должен помнить редактор, - в произведении должны быть органическая связь сюжета и персонажей; все сюжетные линии должны быть направлены на раскрытие характеров. Поведение каждого персонажа должно быть естественным, причем поступки героев должны быть обусловлены внутренней логикой развития его характера. Редактор обращает внимание автора на то, чтобы ситуации раскрывали характеры героев и, в свою очередь, были бы обусловлены сущностью характеров. То есть он обращает внимание автора на реализацию одного из важнейших требовании художественности - убедительность мотивировок поступков героев. Это придает повествованию жизненную достоверность, делает героев реальными фигурами. Л.Н. Толстой утверждал: «Вообще герои и героини мои делают иногда такие штуки, каких я не желал бы! Они делают то, что должны делать в действительной жизни и как бывает в действительной жизни, а не то, что мне хочется».

В словах писателя - характеристика важнейшего качества персонажей - жизненной достоверности поведения. Следовательно, свободно строя повествование, автор в то же время должен учитывать логику развития характеров – ведь читатель должен поверить в то, что описываемый человек мог измениться в результате каких-то жизненных коллизий. Общие правила оценки произведения литературы уточняются в связи со спецификой жанров произведений.

Таким образом, редактор делает заключение о возможности публикации произведения, опираясь на оценку двух сторон текста – замысла и использования художественной детали. Полноценный, интересный современному читателю замысел и умелое использование художественной детали говорят о том, что писатель «художественно исследует действительность» и «владеет пером» .

Оценка редактором произведений различных жанров

Всякое литературно-художественное произведение редактор рассматривает с учетом того, к какому роду художественного творчества оно относится и какой жанр использовал автор.

Литературоведение выделяет три рода художественного изображения: эпический, лирический и драматический. Для эпоса характерно повествовательное изображение мира, окружающего человека, для лирики - передача внутренних переживаний человека; драма изображает жизнь в диалогической форме. Ясно, что каждый род художественного изображения имеет возможность отражения определенного аспекта человеческого бытия, свои границы содержания. Художественная речь, используемая в произведениях, - проза, поэзия, драматургия - является основным средством выражения образной мысли, средством создания художественного образа.

Кроме того, произведения воплощаются в определенные жанровые формы . В эпосе это роман, повесть, рассказ, новелла. В лирике - стихотворение, поэма. В драматургии - драма, трагедия, комедия, мелодрама. Каждая жанровая форма имеет свои отличительные черты, которые редактор учитывает в своем анализе.

«Дотягивать» то или иное произведение до какого-либо канона - такая задача перед редактором не стоит. Закономерности жанра облегчают его работу над произведением, но не должны довлеть над ним и автором в процессе работы.

Роман

Наиболее трудоемкой для редактора является работа над романом. И дело не только в том, что она занимает, как правило, наибольший, по сравнению с работой над другими жанрами, период времени.

Дело в том, что роман - сложное, многоплановое сочинение, и редактору приходится рассматривать многие его характеристики, которые важны с точки зрения оценки реализации замысла.

Пожалуй, главное в романе - единство, цельность повествования, которое проистекает не только из единства персонажей. Конечно, писатель раскрывает характеры определенной группы героев, показывает их судьбы. Но, повторяем, не только и не столько развитием событий и характеров обеспечивается единство судеб, целостность романа. Роман делает целостным произведением подчиненность каждой сюжетной линии, каждого характера замыслу, который и объединяет содержание, и ограничивает его, и дает глубину рассуждениям героев, и в то же время определяет степень этой глубины, необходимой и достаточной ее меры.

При анализе содержания редактору следует обратить внимание на количество используемого автором материала. Повествование романа должно быть объемным, раскрывать самые различ­ные области жизни героев, показывать героев в периоды больших промежутков времени. Если же объем материала невелик, автору можно рекомендовать обратиться к другому жанру (повесть, рассказ). Например, В.Г. Короленко считал, что если основная тема укладывается в очерк, то очерк будет лучше повести, a роман из того же материала, наверное, никуда не годится. В руко­писи И.Н. Ладыженского Короленко отметил разрыв между выбранными автором жанром романа и объемом материала, достаточного в лучшем случае на рассказ «средней величины».

Очевидно, одним из средств обеспечения единства содержания романа является сюжетно-композиционное его построение. Верно найденное решение позволяет органически соединить все разнородные элементы повествования в одно целое, подчинить их общей цели воплощения замысла произведения. Как считал М.Горький, большие вещи «... требуют организаторского таланта... и большого спокойствия, точности, мастерства строить». Поэтому анализ сюжета и композиции романа является важнейшим этапом работы редактора. Редактор в данном случае должен стремиться к тому, чтобы установить, нашел ли автор такое сюжетное решение, которое позволяет выявить связи между персонажами, понять значение и смысл всех эпизодов, разобраться в характерах персонажей.

Например, автор может начать повествование с пролога, раскры вающего финал судеб своих героев. Необходимо решить, связан ли пролог со смыслом произведения, не будет ли знание читателем судь бы персонажей снижать напряженность развития действия и тем самым отрицательно влиять на читательский интерес.

Методы анализа композиции романа могут быть самые различные и зависят от специфики произведения и индивидуальной творческой манеры самого редактора. Например, он может составить своеобразный план романа, делая по ходу чтения заметки о содержании глав, чтобы затем оценить композицию в целом. Можно также следить за «движением» персонажей, отмечая их портретные черты и поступки. Второй путь позволяет не только разобраться в композиции романа, но и рассмотреть умение автора создавать яркие, запоминающиеся образы героев.

Важный критерий оценки содержания романа - единство сюжета и характеров. Оно достигается тем, что каждый эпизод, в котором действует тот или иной герой, должен быть направлен на раскрытие его характера, на показ становления и развития личности персонажа.

Сюжет романа редактор рассматривает как цепь ситуаций, отражающих логику взаимоотношений действующих лиц, событий, в которых выражаются характеры героев. Причем редактор должен анализировать не отдельный характер, а систему персонажей. Таким образом, решая вопрос о достоинствах и недостатках романа, редактор помимо общих критериев, описанных выше, особое внимание уделяет единству, целостности, подчиненности замыслу всех элементов повествования, а также масштабности отражения действительности.

Рассказ

Опыт выпуска в свет классической современной отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о том, что в ко­ротком, порою на одну-две страницы, произведении можно пол­но и проникновенно отобразить различные аспекты действительности - от драматического, трагического показа событий патетического звучания до передачи интимных переживаний, лирического состояния души, от гневного сарказма до едва уловимого юмора.

В рассказе все недостатки, недоработки автора особенно отчетливо бросаются в глаза, снижая силу воздействия произведения на читателя. К. Паустовский признавался: «Сплошь и рядом для небольшого рассказа нужно... поднять большой материал, чтобы выбрать самое ценное».

Редактор анализирует рассказ в двух аспектах. С одной стороны, он определяет, может ли данный жанр вместить замысел автора. С другой - сумел ли автор свойственными рассказу средствами полностью реализовать свой замысел.

Анализируя мастерство писателя, редактор может учитывать также такие существенные характеристики рассказа, как одноплановость, органическое единство персонажей, сюжета и композиции, динамизм повествования.

Однако есть два важных момента в создании рассказа, которые в редакторском анализе мастерства писателя должны быть главенствующими. Первый - психологическая мотивировка поступков героев, что придает повествованию жизненную достоверность. Второй - использование автором художественной детали. Поскольку рассказ - малообъемное произведение, умелое включение художественной детали обеспечивает наиболее адекватное проникновение читателя в замысел автора, придает повествованию необходимую эмоциональность, подключает ассоциации читателя, дает простор размышлениям и обобщениям.

Очерк

Требования редактора к очерковому произведению определяются спецификой жанра. Очерк отличают публицистичность, документальность, художественность. Эти аспекты и являются основными направлениями редакторского анализа.

Важнейшим аспектом рассмотрения очерка является его публицистичность. Учитывая, что публицистика направлена на формирование общественного мнения, редактор при анализе основной идеи очерка, поставленной автором проблемы, рассматривает их с точки зрения современной общественной значимости и актуальности.

Анализируя публицистический аспект содержания очерка, редактор должен сосредоточиться на собственно публицистических элементах (повествование от первого лица, риторические вопросы, авторские размышления о поставленных вопросах) и определить их функции. Бывает, что повествование от первого лица используется только ради оживления формы - как элемент композиции. Такое использование авторского присутствия не обеспечивает публицистичности рассуждений. Голос автора звучит в данном случае формально. Зная, что одно из свойств очерка - отражение авторской позиции, редактор может отметить данный недостаток. Но бывает и другая крайность. Иногда монолог автора настолько ярок и остр, что его фигура заслоняет собою героев. Данный недостаток проистекает и еще из одной причины: проблема, поставленная автором, не обусловлена собранным жизненным материалом. Все это учитывает редактор в своем анализе.

Связь проблемы, идеи очерка с фактической его основой - второй аспект редакторского анализа, который определяется спецификой данного жанра. Могут быть два метода обеспечения этой связи: автор истолковывает факты либо факты подтверждают его мысли.

Главное требование к фактам - внутренняя мотивированная взаимосвязь фактов и проблемы. На этом не ограничивается внимание редактора к фактическому материалу. Редактор устанавливает достоверность фактов, обращаясь к источникам, свидетельствам людей.

При работе с фактами возникает вопрос о сочетании в очерке достоверности и вымысла.

Как говорит теория литературы, вымысел в очерке - необходимый элемент. Как же редактору оценивать вымысел? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять функции фактов в повествовании. Если автор переносит события во времени и пространстве, вводит сочиненные им диалоги, дополнительных вымышленных героев для оживления повествования, обеспечения своего рода полноты рассмотрения проблемы, они могут рассматриваться как необходимые. Если же автор использует вымышленный факт как аргумент для подтверждения правильности своей позиции, такой вымысел не может иметь места в очерке, так как искажает жизненную правду.

Наконец, редактор должен оценить форму представления фактов в тексте. В очерковое произведение фактический материал может быть включен в трех видах: как документ, как информационное сообщение и как художественное изображение.

Редактор должен представлять особенность воздействия каждой формы на читателя и, исходя из этого, определять, правильно ли выбрана форма подачи факта. Так, в памяти и воображении читателя наиболее ярко и отчетливо запечатлевается образный показ действительности. Поэтому самые важные для понимания проблемы факты целесообразно включать именно в образной форме.

Документальная форма усиливает ощущение достоверности изображаемого, информационная - подчеркивает объективность изложения, позволяет дать большой по объему фактический материал в небольшом фрагменте текста. Однако та и другая формы безлики и лишают повествование необходимого личностного тона. В то же время редактор должен помнить, что каждая форма подачи факта, как правило, не существует в очерке изолированно, а переплетена с другими.

Михаил Юрьевич Лермонтов считается одним из основоположников По его книгам учились Чехов и Толстой, его стихами вдохновлялись Бунин и Ахматова. Мастерство владения словом завораживает читателя и сегодня, задавая высочайшую планку всякому, кто мыслит себя русским писателем.

Герой своего времени

Лермонтов - поэт эпохи мощнейшего литературного развития и жесточайшей политической реакции. Его богатое наследие и главные литературные работы жизни укладывается в одно десятилетие девятнадцатого столетия. Тридцатые - это время тревожных предчувствий, нерадостных размышлений о будущем, отрицаний и сожалений. В это время еще идет реакция на поражение революционеров-декабристов, выступивших в 1825 году.

Общество мечется в поисках ответа на вопрос о том, что делать, не принимая до конца суровую действительность нового военного строя. вводит третье отделение тайной полиции, цензуре подвергается каждое слово, имена аристократов клеймятся. Все эти реалии тотально отрицаются молодежью. Максимализм и отрицание становятся частью новой философии, на путь которой встает юный Михаил.

Двойственность литературы

В литературе утверждается реализм, которым питается своеобразие творчества Лермонтова. Русский реализм удивительным образом был дополнен своим антонимом - романтизмом. И именно молодой мастер слова сумел уникальным образом соединить два этих направления, создав шедевры в поэзии, драме, прозе.

Рождение поэтического персонажа

Поэзия в творчестве Лермонтова делится исследователями на два этапа: юношеские и зрелые годы. лирического героя имеет четко выраженные индивидуальные черты характера внутреннего романтика, окруженного внешним миром.

Пока Михаил вдохновлялся творчеством Байрона, его герои получались более идеализированными. Позднее он находит свой путь, в котором есть трагическая любовная линия и отсутствует дружба. Жизнь представляется в образе размышлений в одиночестве. Этот мотив отличает его от Пушкина.

В самом центре конфликта лежит черный год России, который идет вразрез с романтическими воззрениями героя. Таким образом, жесткая действительность начинает контролировать тонкий внутренний лирический мир. В этом противостоянии и рождается трагическое своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова. Причем с годами этот конфликт только возрастает. Это должно придавать лирике пессимизм и скептицизм, что наблюдается в творчестве других классиков, например, Баратынского. Однако «внутренний человек» Лермонтова продолжает свое движение и развитие, стремится к высоким ценностям. Это еще одна отличительная черта поэта.

Одиночество в творчестве Лермонтова - это способ восстановить равновесие в своей душе. Идеалы лирического героя кажутся самому автору неестественными, он говорит о «странной любви» к родине, говорит о том, что был сотворен не для людей. Лирик не просто находит непонимание людей, кажется, он его специально ищет.

Путь поэта, который живет вне социальных утех, был описан еще Пушкиным. Но тема поэзии в творчестве Лермонтова вносит в русскую лирику диалог с «внутренним человеком». Это понятие ввел Белинский как синоним лирического героя. Его присутствие - это новаторская черта будущего символизма, ведь образ поэтического персонажа с течением времени преобразуется в символ.

Внутренний имажинизм

Именно с художественных метафор начинается природа лермонтовского стихотворения. Достаточно вспомнить «Парус» 1832 года. Тот же прием автор использует в стихотворениях «Утес», «Тучки небесные», «На севере диком» и проч.

Жизнь и творчество Лермонтова пронизаны мотивами конфликтов свободы и воли, вечной памяти и забвения, обмана и любви, циничности и покоя, земли и неба. Все темы взаимосвязаны и переплетены одна с другой, отчего создается многогранный художественный стиль автора.

Белинский охарактеризовал лирику поэта как пафосную из-за поставленных в ней вопросов о правах личности, судьбе и нравственности. Однако критик замечает, что эти темы бессмертны и всегда востребованы.

Своеобразие языка

Своеобразие лермонтовского языка лучше всего можно понять, разобрав его произведения. В стихотворении «Парус» - это выражение грусти, печали, ожидание бури в значении борьбы. При этом непонятно, за что конкретно происходит эта борьба, остается неясно, к чему она должна привести.

Слова «Увы! Он счастия не ищет» занимают самую сильную конечную позицию глагола движения. «И не от счастья он бежит», - это один из смысловых центров произведения. Получается, что борьба и тревога духа - это спутники стремления к недостижимому идеалу, отказу от достигнутого.

«Парус» - это своеобразный чертеж художественного мира автора, на примере которого можно увидеть своеобразие творчества Лермонтова. Романтическое противопоставление навсегда потерявшей гармоническую целостность личности.

Например, двойное отрицание в строках «Нет, не тебя так пылко я люблю», говорящее о напряженных чувствах и поиске возможности снять любовное напряжение. Своеобразие творчества Лермонтова — это способ приподнять личность над противоречивостью жизни, а не погрузить ее внутрь конфликта, как может показаться на первый взгляд. Даже непримиримая борьба жизни и смерти в его творениях возвышает дух человека над обстоятельствами.

Мятежная душа «внутреннего человека»

Поэтический язык лирика выражает мятежный внутренний мир героя. «Смерть поэта», «Три пальмы», «Казачья колыбельная песня», «Герой нашего времени» - это патетическое напряжение и неуспокоенность. При этом во всех строках удивительная ясность и четкость выражения. Это, опять же, подтверждает дуальность ценностей поэта.

Огромное количество противоречивых смыслов объединены в лаконичную трехчастную организацию из трех четверостиший и в стихотворении «Парус». Катрены образуют триаду, вторая строфа контрастирует с первой, но третья вновь обретает созвучность.

Стройная трехчастная форма позволяет разрешить противоречия очень гармонично, хотя бы внешне. Соединяется внутренняя антитеза, а напряженность и замкнутость с единой внешней границей.

Математическая точность стихов

В монологе Печорина из «Княжны Мери» раскрывается конфликт личности и общества, в результате чего возникают внутренние противоречия. В речи Печорина продемонстрированы многочисленные антитезы и идеально грамотно выстроенная рифма. Лермонтов подчеркивает четкость катренов пунктуацией, где чередуются тире и двоеточие.

Такая форма заостряет внимание на скованности персонажа внутренними границами, раскрывает неостановимую душевную энергию и мощное движение.

Размышление о позволяет сделать еще один вывод об особенности его лирического языка. Изобретательность живописца словом - это мастерство, с помощью которого он может описывать и человеческий внутренний мир, и природную жизнь с различными явлениями.

При этом в основе всего его поэтического наследия лежит тема одиночества. Слово «один» - это наиболее значительное слово в языке автора. Внутри героя всегда сосредоточена огромная энергия, накопленная в результате отрицания обычной жизни с ее мелкими страстями, разобщенностью народа. Одиночество в творчестве Лермонтова наполнено неудержимым стремлением достичь идеала, всеединства жизни, мировой целостности и гармонии.

Музыка слова

Слог мастера весьма музыкален, так и проза его обладает интонационностью звуков, выраженных в ритмично организованной речи. Именно у него впервые развивается трехсложный размер, который не удавался до этого с таким размахом предшественникам, даже Пушкину.

Поэзия в творчестве Лермонтова насыщена разнообразными повторами, ритмическими акцентами, внутренними ритмико-синтаксическими перебоями и строгими симметриями, четко следующими друг за другом. Огромные напряжения выливаются в беспощадные размышления-исповеди, когда противопоставляется новый вывод исходному прямому значению. Например, строки про жизнь, которая при «холодном рассмотрении» превращается в пустую и глупую шутку.

Сегодня особенно детально исследуется одиночество в творчестве Лермонтова. Сочинение любого толка автора подвергается серьезному художественному рассмотрению. Романтическая линия в творчестве поэта выражена сложными сочетаниями различных жанров и стилей речи. Про персонажей в «Герое нашего времени» Белинский пишет, что автор сумел поэтично выразить даже простым грубым языком Максима Максимыча живописность событий. Это придало взгляду на жизнь персонажа комизм и трогательность.

Народный говор как самый высокий ранг поэзии

Жизнь и творчество Лермонтова тесно связаны с фольклором. К народному образу жизни обращен сборник 1840 года. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» воссоздала стиль русской народной поэзии. В «Поле Бородино» романтические тирады солдата позднее превратились в народную речь в «Бородино». Тут, опять же, на уста персонажей налагается неповторимая оригинальность мятежного нрава автора. Лермонтов и тут отрицает настоящее время, изъясняется в странной своей любви к Отечеству. Народный говор в интонациях поэта возведен в самый высокий ранг поэзии.

Своеобразие творчества Лермонтова внесло неоспоримый вклад в развитие художественного языка. Критик объяснил это тем, что поэт отбирал оригинальные стилистические средства из русской и западноевропейской лирики. На стыке разных культур у него рождались новые формы литературного выражения, что продолжает пушкинские традиции.

Учиться лермонтовскому языку

Лермонтовский язык имеет сильное влияние на последующих российских писателей. В нем черпали вдохновение Некрасов, Блок, Толстой, Достоевский, Чехов. Антон Павлович однажды сказал, что язык Лермонтова нужно разбирать словно в школах, чтобы учиться писать. С его точки зрения, нет лучшего языка. Произведения, оставленные Михаилом Юрьевичем, - это настоящее мастерство владения словом.

Избранный или непонятый?

Сочинения автора, будь то проза или стихотворение, наполнняют духовный поиск истины, жажда деятельности, идеализация образов любви и красоты. Внутренний человек стремится подлинно родиться, стать личностью, утвердиться как персона. Для этого он готов объять весь мир, заключить в своей груди всю Вселенную с ее звездами. Он стремится соединиться с природой и «простыми людьми», но для себя видит иной удел, относя к избранным, тем самым отчуждаясь от общества еще больше.

Одиночество в творчестве Лермонтова

Сочинение в духе «гонимого миром странника» в более юной лирике для поэта описывают одиночество как награду. В более поздние годы - это, скорее, обуза, скука, которые в итоге придают ноту трагизма. Его произведения передают чувства единственного человека на всем белом свете.

Так появляется герой, подвергающий сомнению такие пристани для человеческой души, как любовь, дружба, смирение. Лермонтовский герой остро переживает свою неустроенность. Он скучает на балах в окружении пестрой толпы, ему чудятся вокруг бесчувственные люди «приличьем стянутых масок».

Для того чтобы снять этот гнет бездушности персонаж все больше переносится в детские переживания. У Лермонтова возникает желание, как у ребенка, бросить вызов свету, содрать с мирян маски, обличить толпу.

Одиночество образует внутреннюю пустоту. Разочарование в обществе, в принципе, эмоция грусти и декаданство свойственно молодежи тридцатых годов. Политический запрет на исполнение истинных желаний по преображению общественного строя переносится и на частную жизнь. Нет надежды обрести настоящее счастье, любовь, дружбу, реализовать себя. Знаменитый «Парус», который вечно одинок в бескрайнем море, - яркий пример чувств молодого поколения той поры.

Человеческие связи непрочны, а любовь неразделена - об этом говорят «Утес», «На севере диком...», «Листок».

После восстания декабристов в стране начинается мощнейшая политическая реакция. Действительность кажется поколению тридцатых извращенной, конфликтной, враждебной. Этот раздел между идеалами и реальностью нельзя разрешить мирно, с этим невозможно примириться. Решение конфронтации возможно только в результате гибели одной из сторон.

Такой социальный климат губительно действует на Лермонтова-человека, но оживляет поэта, суля ему трагическую судьбу. Единственное, чем продолжает интересоваться человек, - это права личности. Поэтому в более зрелый период мотивы творчества Лермонтова все больше направлены на критику строя общества, изобличая конкретные и острые проблемы. Он желает «дерзко бросить железный стих» и делает это постоянно.

Смерть поэта

Лермонтов упрекает поколение в бесцельности, внуренней опустошенности, скорбит о судьбе России, одновременно наполняет свои работы презрением и ненавистью к ней. Творчество М. Ю. Лермонтова - это бунт в отношении существующего порядка вещей.

В стихотворении на поэт передает сложный коктейль из противоборствующих в душе чувств. Тут есть и скорбь, и восхищение, и негодование. Пушкин в произведении противостоит толпе, третий персонаж - это оплакивающий гения поэт, клеймящий публику. Лермонтов обвиняет свет в убийстве Пушкина, именно общество направляло руку убийцы. И вновь Михаил наделяет своего героя, Пушкина, одиночеством, противостоянием всему свету.

«Смерть поэта» - это дань поэтическому гению, и к тому же это перемычка, стык в истории, где формируется преемственность мастерства и духовности. Творчество Лермонтова - это продолжение истории целого поколения, перенятое у Пушкина. Это голос молодежи, размышляющей о будущем страны, его непростом состоянии, пути и себе. Пушкин был солнцем нашей нации, но его не смогли или не пожелали сберечь.

Это образ гения среди пигмеев, которые неспособны прощать, ценить и протестовать, отстаивая свои ценности. Работы Лермонтова рождались на стыке эмоций и рацио. Ясная, напряженная мысль бьется в клубке чувств и противоречий. Происходит разделение смыслов понятий поэт и человек, но объедяются поэт и поэзия. Творчество Лермонтова занимает особое место в русской литературе, представляя глубокий и богатый материал размышлений о государстве, мире, времени и личности в нем.

Отношение самого маэстро к стихам выражено в разладе взаимоотношений художника и мира. Утонченное искусство оказывается замкнутым в железном веке прогресса.

Миссия поэта

Поэт для Лермонтова — это пророк, осмеянный толпой. Об этом он размышляет в работах «Пророк» и «Поэт». Это продолжение темы значения поэзии в обществе, где лирику используют часто для увеселения, вместо того чтобы применить свой настоящий божественный дар, исполнить свое предназначение. Поэт приходит в этот мир с божьим велением, которое он несет людям.

Лирик должен рассказывать человеку правду, обличать, раскрывать красоту и любовь. По мнению Лермонтова, люди пророка презирают. Это чувство он возвращает толпе с помощью своих стихов. Таким образом, лирика превращается в творчестве поэта из увлечения в миссию. Как и любой мессия, он одинок, отвергнут и непонят.

Корни противоречий

Жизнь и творчество Лермонтова М. полны противоречий. Он рожден в семье, где происходят постоянные столкновения близких. Враждующие между собой мать и отец, бабушка. Смерть матери и разрыв с отцом в раннем детстве - это еще один вариант борьбы, где спокойное детство не сумело выстоять против тяжелой действительности. Застрелившийся на Новогоднем балу дед Миши, по рассказам бабушки, тоже был полон внутренних конфликтов.

И вот, в 15 лет на свет уже рождаются бессмертные «Демон» и «Испанцы», а через год знаменитый «Маскарад». Похоже, что такие чувства, как тягостные сомнения, мрачные предчувствия, ожидание рокового конца, жажда забвения, были свойственны всей семье поэта.

Лишь редко в произведениях певца души звучат радость и надежда. Свою жизнь писатель охарактеризовал двумя стихотворениями. Это «Что толку жить» и «Для чего я не родился».

Ощущение собстсвенной элитарности, избранности заставляет поэта отбирать для публики шедевры из шедевров. Прекрасно охарактеризовал Михаила Юрьевича Брюсов, назвав поэта неразгаданным творцом. Брюсов увидел художественное своеобразие творчества Лермонтова в создании четких, словно «кованых» стихов.

Фигура Лермонтова - это и по сей день загадка. Жизнь и смерть лирика - тайна, но его вклад в русскую литературу неоценим.



Рассказать друзьям