Виды социальной защиты инвалидов в российской федерации. Права инвалидов: основные проблемы и пути их преодоления Как защитить инвалида

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Несмотря на активную деятельность правозащитников, продолжают возникать случаи несоблюдения интересов лиц с ограниченными возможностями. Для исправления ситуаций с нарушениями осуществляется успешное распространение международных соглашений – с каждым годом все большее количество стран становятся участниками договоров такого характера.

Международная защита интересов: основные документы. Конвенция ООН

Защита реализуется в соответствии с положениями многочисленных международных документов:

  • Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948 г.);
  • Декларация прав ребенка (20.11.1959 г.);
  • Международные пакты о правах ребенка (26.07.1966 г.);
  • Декларация социального процесса и развития (11.12.1969 г.);
  • Декларация о правах умственно отсталых лиц (20.12.1971 г.);
  • Декларация о правах инвалидов (9.12.1975 г.);
  • Конвенция о правах инвалидов (13.12.2006 г.).

Конвенция представляется собой совокупность двух составляющих: непосредственно текст с отражением основных элементов идеи и Факультативный протокол. В марте 2007 года данные позиции стали доступны для подписания странам, входящим в состав ООН.

Конвенция стала первым международным соглашением, действующим на таком высоком уровне. В ней отражены не только условия реализации интересов для людей с ограниченными возможностями, но и указаны отдельные категории лиц, которые нуждаются в помощи для эффективной социальной адаптации.

Ратификация конвенции 2006 г. Страны-участницы конвенции.

Ратификация – это признание юридической характеристики соглашения, договора или иного документа через официальное подтверждение согласия специальным органом стороны-участника.

В соответствии с отдельными нормами Конституции Российской Федерации любое ратифицированное соглашение международного уровня будет обладать большей юридической силой, чем другой законодательный внутригосударственный акт – данное относится и к аспектам Конституции страны.

Основные принципы конвенции ООН

Ратификация Конвенции происходила с переменным успехом. В итоге, были выделены 4 группы стран, которые тем или иным образом посчитали необходимым принять участие в подтверждении идейных и юридических аспектов документа:

Российская Федерация относится к третьей группе. Правительством страны было принято решение о ратификации лишь самой Конвенции – подписание Факультативного протокола проигнорировали.

Такая позиция означает, что в случае несоблюдения аспектов Конвенции частные лица не смогут подать заявление в специальный международный Комитет после того, как они потерпели неудачу в удовлетворении жалобы во внутренних государственных инстанциях.

Декларация 1975 г.

Декларация была принята резолюцией Генеральной ассамблеи в 1975 г. – это первое соглашение, подписанное на международном уровне и охватывающее все категории инвалидности.

По объему текста данный документ явно уступает современным вариациям письменного выражения защиты прав граждан с ограниченными возможностями – его содержание ограничивается 13 статьями.


Основные положения Декларации

Декларация дает довольно размытое понятие людей со статусом «инвалид», поэтому в дальнейшем оно уточнено иными международными документами. Что касается основных моментов, то соглашение уравнивает основные интересы рассматриваемой категорий лиц с остальными гражданами странами и определяет их неотъемлемое право на уважение человеческого достоинства.

Стоит отметить, что именно Декларация 1975 г. послужила основой для создания Конвенции ООН 2006 г.

Конвенция о защите инвалидов

Конвенция представляет собой международное соглашение, согласно которому устанавливаются интересы и определяются обязательства участников договора – в них включается соответствие, защита и содействие положениям документа.

Конвенция была принята ООН в 2006 г., вступила в силу 3 мая 2008 г. – по истечении тридцати суток после того, как количество стран-участниц достигло двадцати.

Одновременно с этим был образован Комитет по правам – он контролирует реализацию соответствующих положений. Лица с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их прав могут обратиться с жалобой в Комитет о проведении расследования.

Также в качестве еще одного эффективного механизма осуществления позиций соглашения была сформирована Конференция государств-участников. Цель ее деятельности заключается в принятии и разборе проблемных вопросов договора.

Отдельно еще раз стоит отметить Факультативный протокол – соглашение, являющееся дополнением к Конвенции. Оно направлено на укрепление аспектов документа, и осуществляет мониторинг по реализации пунктов Конвенции.

Подписание Протокола предоставляет возможность инвалиду, права которого не были соблюдены, защитить собственные права на международном уровне.

Права людей-инвалидов в России

Федеральный закон России, ст. 181

Защита инвалидов выстраивается не только за счет международных соглашений, но и в соответствии с внутренними нормативно-правовыми актами. В частности, в России в 1995 г. был принят Федеральный закон № 181, предусматривающий обеспечение интересов людей с ограниченными возможностями здоровья в социальной области.

Реализация положений осуществляется с помощью специальных общественных объединений, которые открываются и ведут свою деятельность согласно соответствующим законодательным актам.


Положения закона №181 РФ

В свою очередь, Правительство страны обязывается предоставлять всеобъемлющую помощь таким организация, всячески содействовать при развитии компании – это касается и выделения безвозмездного дополнительного финансирования.

Выбранные представители объединений принимают участие в составлении законодательных документов, касающихся интересов лиц с группой инвалидности.

Трудовые права

Трудовые интересы определены :

  • установление минимальной квоты рабочих мест в организациях – определяется исполнительными органами региона РФ;
  • выделение на предприятии отдельных групп специальностей, подходящих для инвалидов;
  • введение мероприятий по стимулированию организаций принятию лиц с ОВЗ;
  • составление дополнительных курсов для обучения инвалидов новым профессиям;
  • создание условий труда в соответствии с параметрами индивидуальной программы реабилитации.

Данные положения уточнены в ст. 92 Трудового кодекса РФ – инвалиды 1 и 2 категории могут работать не более 35 часов в рабочей неделе – при этом работодатель обязан оплачивать их труд в соответствии с величиной, причитающейся за полную неделю. Что касается лиц 3 группы, то для них является утвержденной стандартная рабочая неделя – 40 часов.

Важно: указанный факт может быть изменен в том случае, если в медицинском заключении отражена необходимость сокращения рабочих часов. Оплата труда рассчитывается пропорционально фактически отработанному времени.

Стандартный отпуск для инвалида любой группы – 30 суток. Также стоит отметить, что ст. 128 ТК РФ обязывает работодателя предоставлять неоплачиваемый отпуск до 60 суток в случае наличия уважительных причин.

Для лиц с нарушением слуха при трудоустройстве доступна возможность бесплатного использования услуг сурдопереводчика – наличие такого варианта и иные критерии определяются местными общественными организациями.

Личные

К личным интересам относится право:

  • на равенство и недискриминацию,
  • на жизнь;
  • на свободу от жестоких и унижающих достоинство пыток;
  • на возможность свободно перемещаться;
  • на уважение личности;
  • на гражданство.

В целом, они соответствуют правам любого другого гражданина.

Политические

Социально-экономические

Для лиц с ОВЗ доступны инструменты социальной поддержки государства, которые устанавливаются ФЗ № 178 :

  • выделение жизненно важных лекарств и техники медицинского характера;
  • обеспечение путевками на лечение – если данное указано в заключении;
  • бесплатный проезд без взимания платы – на ж/д транспорте до места лечения и обратно;

Важно: оплата данных услуг осуществляется из суммы ежемесячных денежных выплат.

Культурные

В ст. 19 ФЗ № 181 государство гарантирует предоставление необходимых условий инвалидам для обучения в образовательном учреждении, что обеспечивает выполнение трех направлений:

  • интеграцию личности в общество;
  • разностороннего развития личности и его способностей;
  • соблюдение интересов и свобод человека.

Обучение происходит либо по общей программе, либо по адаптированной под индивидуальные особенности инвалида. В случае отсутствия возможности получения образования в соответствующих организациях ребенок может получить знания на дому.

Также лица с ОВЗ могут принимать участие в культурной жизни общества, участвовать в спортивных соревнованиях и проводить досуг по собственному усмотрению.

Охрана здоровья

В ст. 11 ФЗ № 181 указано, что если в индивидуальной программе реабилитации инвалида отражена необходимость проведения тех или иных мероприятий, то Правительство обязано реализовать их бесплатно тогда, когда они входят в перечень (утвержден распоряжением Правительства РФ № 2347-р).

В случае отсутствия возможности выполнить предписания специалиста, инвалиду выплачивается компенсация при приобретении техники или услуги за свой счет.

Лицо с ОВЗ может получать трудовую или социальную пенсию (ФЗ № 173), ежемесячные выплаты (ФЗ № 181) – их размер зависит от присвоенной группы.

Жилье, право на дополнительную площадь

В ст. 17 ФЗ № 181 указано: вне зависимости от присвоенной категории инвалиды могут использовать скидку на оплату жилой площади – как минимум, 50%. Важно: это право может быть реализовано лишь в отношении помещений государственного или муниципального фонда.

Кроме того, на ту же самую величину может быть снижена сумма за пользование коммунальными услугами или за приобретение топлива. Для этого понадобится предоставить справку о присвоении инвалидности в организацию, осуществляющую сбор денежных средств.

В том случае, если инвалид имеет заболевание, указанное в постановлении Правительства РФ № 817, то он может претендовать на дополнительные метры.

Также стоит отметить право на первоочередное присвоение участков для дальнейшего строительства жилья по индивидуальной программе или ведения садоводства.

Обязанности инвалидов

Инвалид – гражданин страны. Обязанности гражданина отражены в Конституции:

  • соблюдать положения Конституции;
  • содействовать сохранению исторического наследия страны, природы и окружающей среды;
  • уплачивать налоги и сборы в пользу государства в установленном размере;
  • защищать Отечество;
  • заботиться о детях и родителях.

Освобождение от какой-либо обязанности возможно, если гражданина признают нетрудоспособным или недееспособным.

Права опекуна

Опекуном признается совершеннолетний и дееспособный человек после того, как данный статус будет утвержден отделением органов опеки и попечительства по месту регистрации нуждающегося. В качестве последнего может выступать:

  • ребенок-инвалид, признанный недееспособным из-за возраста (менее 18-ти лет);
  • совершеннолетний человек со статусом «недееспособный».

Важно: опекунство не могут нести родители, лишенные прав, а также лица, с судимостью по статье причинения вреда здоровью.

Правительством предусмотрено предоставление ежемесячной финансовой помощи опекунам в размере 1,2 тысячи рублей.

Нарушения прав инвалида: что это такое, куда обращаться, ответственность и наказание

При определении нарушения интересов и прав учитываются следующие критерии:

  • факт совершения деяния – оно может быть выражено не только в реализации каких-либо активных действий – ущерб может быть нанесен и бездействием;
  • нанесение вреда – свидетельствует о том, что характер деятельности направлен против общества;
  • выделение вины – происходит посредством определения отношения нарушителя к своим действиям и вытекающим из них последствиям. Существуют две формы – это несоблюдения закона умышленно или по неосторожности;
  • ответственность – кто обеспечивает сохранность интересов инвалида.

В случае несоблюдения нормативно-правовых актов инвалид или иные заинтересованные лица могут оформить исковое заявление в судебные органы для восстановления прав.

Если внутри страны человеку не удалось отстоять свои интересы, то ему необходимо в течение 6 месяцев обратиться в Европейский суд, деятельность которого в регламентируется положениями Конвенции.

На территории Российской Федерации действуют общественные объединения, направленные на содействие инвалидам. Поэтому последние в случае необходимости могут обратиться в подобные организации – их услуги совершенно бесплатны.

В реальной практике большая часть нарушений интересов приходится на сферу трудовых отношений. К примеру, зачастую работодатель игнорирует статьи закона, касающиеся предоставления минимальной квоты для лиц с ОВЗ или обеспечения достаточных условий труда.


Нарушение интересов в области трудоустройства и занятости

В таком случае заинтересованное лицо должно обратиться к руководству с письменным обращением об исправлении нарушений. Если это ни к чему не приводит, инвалид может смело идти в общественное объединение, где ему помогут с составлением заявления, проконсультируют и предоставят услуги постоянного представителя в прокуратуре и суде.

Как показывают статистика судебных решений по данным вопросам – работодатель в конце концов получает штраф, принуждение к уплате компенсации и предоставлению рабочего места или необходимых условий труда.

Учреждения

Комитет по правам

Комитет представляет собой собрание 18 независимых экспертов, которые контролируют соблюдение положений Конвенции 2006 г. в государствах, подписавших соглашение. Последние, в свою очередь, с определенной периодичностью направляют в Комитет доклады об успешной реализации прав лиц с ОВЗ.

Протокол к Конвенции наделяют контролирующий орган полномочиями принимать и рассматривать жалобы, а также проводить по ним расследование по факту нарушения прав. После этого стране-участнице направляется замечание о несоблюдении позиций международного соглашения.

Защита прав прокуратурой

Отдельные статьи федеральных законов и кодексов Российской Федерации касаются соблюдения прав. Поэтому гражданин в случае нарушения его интересов может обратиться в прокуратуру с письменным заявлением. Сотрудники государственной инстанции обязаны принять его к рассмотрению и при необходимости – открыть дело по соответствующей статье.

Дальнейшее разбирательство происходит в судебном порядке, куда вызывается истец и ответчик для уточнения сведений и защиты собственной свободы.

Важно: перед подачей заявления рекомендуется проконсультироваться по интересующему вопросу со специалистом – это поможет избежать ошибок и добиться большей эффективности от процесса.

Общество по защите прав

Общество – это объединение граждан в структуру организации, которая обеспечивает защиту и соблюдение прав. Государство предоставляет им поддержку самого различного характера.

Также в задачи Общества входит выделение нуждающимся лицам медицинских препаратов или техники, помощи для успешной интеграции в общество, услуг психолога. В зависимости от уровня активности организации данные направления могут дополняться.


Цели Всероссийского общества инвалидов

Защита инвалидов совершенствуется с каждым годом как на государственном уровне, так и на международном. Представители Правительства понимают, что люди с отклонениями не должны дискриминироваться – они обычные граждане.

Для поддержания этой позиции существуют законодательные акты. Им содействуют Комитеты, общественные объединения и традиционные правоохранительные органы.

Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.

Защита инвалидов как социальная проблема

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не может участвовать в общественной жизни.

Согласно ст. 1 ФЗ РФ от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Проблемы правового регулирования

Среди проблем правового регулирования в области социальной защиты инвалидов следует выделить проблемы в области:

1) разграничения предметов ведения;

2) создания и функционирования организационного механизма;

3) труда и занятости;

4) обеспечения доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур;

5) деятельности общественных объединений инвалидов.

Проблемы правового регулирования в области социальной защиты инвалидов

обусловлены главным образом отсутствием четкой систематизации в указанной сфере деятельности.

В части регламентации отношений в области социальной защиты инвалидов за последние 10 лет в субъектах Российской Федерации сложилась довольно-таки обширная правовая база. Регламентации подвергались отношения в области:

– принятия целевых программ (социальная поддержка, реабилитация (комплексные программы по различным аспектам реабилитации, в отношении отдельных категорий инвалидов), обеспечение доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур, развитие предприятий, применяющих труд инвалидов);

– установления структуры учреждений медико-социальной экспертизы;

– реабилитации инвалидов (принятие региональных перечней реабилитационных услуг, создание и функционирование организационного механизма, специальное образование, порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации);

– обеспечения доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур;

– социального обслуживания (установление перечня социальных услуг, регламентация деятельности различных учреждений социального обслуживания);

Государственные гарантии социальной защиты инвалидов

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам. Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Органы государственной власти принимают законы и нормативные правовые акты, определяющие размер, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи и реализуют государственные программы оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

1) поддержания уровня жизни малоимущих семей и малоимущих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

2) адресного использования бюджетных средств, усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

3) создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

4) снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.

В соответствии с законом право на получение государственной социальной помощи имеют следующие категории граждан:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1–4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны и других военных объектах в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего гражданина.

Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи:

1. Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

2. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвое­временного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

3. Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения, в суд.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Перечень лекарственных средств, а также перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.

Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.

защита прав инвалидов

Меры правового характера в системе социальной защиты инвалидов определены как в международных документах, так и в национальном законодательстве отдельных стран. Все они направлены на создание в государстве для инвалидов возможностей для нормальной жизнедеятельности, в том числе для реализации предоставленного Конституцией РФ всем гражданам страны права на труд, на социальное обеспечение, на охрану здоровья и др. Так, Конвенция МОТ N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, принятая 20 июня 1983 г. (ст. 2 — 4, 8), обращает внимание на необходимость учитывать принцип равенства возможностей инвалидов и трудящихся в целом, в том числе мужчин и женщин. Особое внимание уделено организации и оценке служб профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства, занятости.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов изложены в Резолюции 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. В них подчеркивается, что инвалиды и их организации являются полноправными партнерами в обществе.
Основополагающим международным актом в рассматриваемой сфере можно назвать Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. Провозглашено право инвалидов на жизнь, образование, труд, на наиболее достижимый уровень здоровья, доступ ко всем видам услуг, равенство со всеми другими гражданами перед законом и доступ к правосудию и т.д. (ст. 5, 10, 12, 13, 23 — 25, 27, 28 и др.).
Рекомендации международных документов восприняты многими российскими нормативными правовыми актами. Основные из них: Трудовой и Жилищный кодексы РФ, ФЗ РФ от 17 июля 1999 г. 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», -ФЗ «О ветеранах», ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее — Закон о социальном обслуживании инвалидов),ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Трудовой кодекс РФ устанавливает для инвалидов определенные гарантии в сфере труда (ст. 95, 99, 128 и др.).

В Законе о социальной помощи речь идет о социальных услугах, предоставляемых инвалидам различных категорий, включая инвалидов войны, детей-инвалидов.

Инвалидам войны особое внимание уделено в Законе о ветеранах. Например, они имеют льготы по пенсионному обеспечению, при улучшении жилищных условий и установке квартирного телефона, оплате жилой площади и оплате коммунальных услуг; право на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, профессиональное обучение.

Закон об инвалидах гарантирует данной категории граждан России (помимо того, о чем уже было сказано выше) оказание квалифицированной медицинской помощи, обеспечение беспрепятственного доступа к информации, к объектам социальной инфраструктуры, ежемесячные денежные выплаты, социально-бытовое обслуживание (ст. 9 — 11.1, 13 — 15, 17, 28 — 28.1).

Закон о социальном обслуживании инвалидов дополнительно предусматривает право этой категории граждан на осуществление трудовой деятельности в стационарных учреждениях социального обслуживания, получение отпуска продолжительностью 30 календарных дней (ст. 13).

Как видно даже из перечисленного выше, российское законодательство предусматривает широкие возможности для обеспечения нормальной жизнедеятельности лиц, имеющих стойкую утрату трудоспособности, но, к сожалению, далеко не всегда оно определяет конкретный механизм реализации этих возможностей, ряд правовых норм вообще носит декларативный характер. На проблемы, связанные с реализацией прав инвалидов, неоднократно указывал в своих ежегодных докладах Уполномоченный по правам человека в России. Не получив разрешения своих проблем в учреждениях государственной власти и управления, инвалидам приходится обращаться за судебной защитой своих прав.
Анализ судебной практики дает основания утверждать, что наиболее часто инвалиды имеют претензии к медико-социальной экспертизе, устанавливающей инвалидность, обеспечению их техническими средствами, оказанию им квалифицированной медицинской помощи, предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, жилплощади и земельных участков.
.
Согласно ст. 15 Закона об инвалидах планировка, строительство и реконструкция административных и жилых зданий и сооружений осуществляются с учетом приспособлений для доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья. На практике это требование закона никогда не соблюдалось должным образом. В настоящее время при входе в административные здания пандусы уже стали появляться, но в многоквартирных жилых домах, в которых проживают собственники квартир, с оборудованием пандусов возникают трудности. Причина в том, что в соответствии с ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом своего дома. Поэтому и вопрос установки пандуса должен решаться на общем собрании собственников.

Фонд социального страхования РФ довольно часто является ответчиком по гражданским делам при обращениях инвалидов в суд, поскольку финансовое обеспечение многих прав инвалидов осуществляется за счет средств, находящихся в его распоряжении. Это касается и путевок на санаторно-курортное лечение, которые полагаются инвалидам.

Условиями для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение являются, во-первых, обращение с заявлением лица, имеющего право на ее получение, и, во-вторых, наличие медицинских документов, необходимых для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение. Доводы ответчика о недостаточности финансирования и большое количество лиц, имеющих право на данный вид льгот при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, не являются основаниями для отказа инвалиду в судебной защите таких прав.

Анализ действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон в рассматриваемой сфере, свидетельствует: право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации не ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Законе о социальной помощи также нет положения о получении гражданином путевки в порядке очередности. Есть основания утверждать, что право на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний как средство реабилитации инвалида должно реализовываться ежегодно и без каких-либо условий.

Судебная защита прав инвалидов требует обобщения в виде постановления Пленума Верховного Суда РФ, в котором давались бы разъяснения по спорным вопросам применения законодательства о правах инвалидов. В настоящее время есть лишь отдельные решения высшей судебной инстанции по гражданским делам, истцом в которых выступают инвалиды.

Особое значение для правоприменительной практики имеет признание Верховным Судом РФ недействующими отдельных норм, содержащихся в подзаконных нормативных актах. В данном случае можно вспомнить решения Верховного Суда РФ от 23 января 2007 г. и от 10 июля 2001 г.

В первом случае признан частично недействующим п. 5 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. N 56 (с последующими изменениями и дополнениями). Этим самым устранено противоречие между нормами ведомственного акта и абз. 17 и 18 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», что очень важно для лиц, претендующих на возмещение вреда из средств обязательного социального страхования. В нарушение законодательных норм п. 5 Временных критериев позволял учитывать не только способность потерпевшего после несчастного случая на производстве или возникновения профессионального заболевания выполнять работу в полном объеме по своей прежней профессии, но и способность застрахованного к выполнению иной работы, как равноценной ей по квалификации и оплате, так и менее квалифицированной работы.

Вторым из упомянутых решений Верховного Суда РФ признан недействующим п. 28 Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 декабря 2011 г. N 1690н. Он предусматривал отнесение к видам высокотехнологичной медицинской помощи лечение больных (старше 18 лет) с выраженными двигательными, чувствительными, координаторными расстройствами при посттравматических (в том числе послеоперационных) поражениях головного и спинного мозга в раннем восстановительном периоде (до 1 года) с использованием роботизированной механотерапии, прикладной кинезотерапии. Верховный Суд РФ посчитал, что содержание п. 28 Перечня ограничивает возможности лечения больных с указанными видами заболеваний до 1 года, поскольку дальнейшее лечение заболевания при участии финансирования государства невозможно.
Устраняя коллизии правовых норм, обращая внимание на их редакционные неточности, Верховный Суд РФ, по сути, хотя и косвенным образом, участвует в регулировании правовых отношений по обеспечению прав инвалидов. При дальнейшем внесении изменений в законодательные акты разъяснения Верховного Суда РФ, несомненно, принимаются во внимание.

Зачастую инвалиды не могут свободно выбирать свой образ жизни , а некоторые из них и попросту лишены возможности учиться, создавать семью, работать, посещать магазины, культурно-массовые мероприятия и т.д.

Инвалиды, как и любые другие граждане, реализовывают свои права посредством применения правовых норм через соблюдение их, исполнение и использование.

Граждане-инвалиды, в том числе , могут реализовывать права как непосредственно , т.е. лично, так и через своих законных представителей (на основании выданной доверенности или в силу недееспособности, т.е. когда инвалид не может самостоятельно приобретать и осуществлять свои права и обязанности).

В настоящее время инвалиды могут реализовать и защищать свои права на основании следующих законов (список неисчерпывающий):

  • Конвенции ООН о , принятая 13 декабря 2006 г. резолюцией Генеральной Ассамблеeй ООН N 61/106);
  • Конституции РФ;
  • УК РФ;
  • ГК РФ;
  • ТК РФ;
  • КоАП РФ;
  • ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
  • ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • ФЗ от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»;
  • ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
  • Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032 «О занятости населения в РФ»;
  • ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
  • ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Если какие-либо из перечисленных норм противоречат Конвенции, то они не подлежат применению.

Конвенция по отношению к любому закону России, в том числе и по отношению к Конституции, имеет преимущественное значение (ст.15 Конституции РФ).

Конвенция о защите прав инвалидов

3 мая 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», это означает, что нормы Конвенции распространяются на российских граждан, юридических лиц и на государство в целом.

Термин «Конвенция» используется для обозначения официального международного многостороннего договора , который открыт для подписания странами, не являющимися участниками Конвенции.

Это первый международный договор по правам человека (инвалидов), который ратифицировала наднациональная международная организация Европейский Союз. Конвенция имеет 147 подписей.

Конвенция состоит из преамбулы, 50-ти статей и факультативного Протокола к ней. Стоит отметить, что РФ ратифицировала только текст самой Конвенции, Протокол же так и остался нератифицированным.

Что определяет Конвенция:

Как уже было отмечено, россияне не могут обратиться в данный Комитет на незаконные действия РФ, в случае исчерпания всех внутренних средств защиты.

Нарушение прав инвалидов — это …

Нарушение прав инвалидов, как и любое другое нарушение обусловлено следующим. Это противоправное деяние гражданина или должностного лица, злоупотребляющего властью или служебным положением.

Противоправность имеет несколько признаков:

  1. Наличие деяния – т.е. может быть в виде активного действия или бездействия;
  2. Причинение вреда — направлено против общества;
  3. Наличие вины – психическое отношение лица к своему деянию и к последствиям. Вина бывает двух форм: в виде неосторожности и в виде прямого умысла.
  4. Ответственность за нарушение прав, кто и как защищает права инвалидов? (социальная защита инвалидов).

За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности или нарушение иных прав инвалидов, виновные лица, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. В случае наличия правонарушения в отношение инвалида, следует понять, это преступление или проступок.

Преступление

Опасное правонарушение, запрещенное УК РФ, за которое следует уголовная ответственность.

Проступок

Общественно опасное правонарушение с меньшей степенью общественной опасности, за которое предусмотрена гражданская или административная ответственность.

Уголовная ответственность Гражданская ответственность Административная ответственность
По статьям против жизни и здоровья 111, 112, 113, 116, 117 УК РФ в результате чего человек стал инвалидом. Неправильное начисление пенсии (ФЗ о пенсиях). Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ст. 5.42 КоАП РФ).
По статье халатность (ст.124), связанной с неисполнением должностным лицом норм, обеспечивающие инвалидам их права. Дискриминация при осуществлении инвалидом права на образование (ст.19 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ). Незаконная парковка на месте для инвалидов (ч.2 ст.12.19 КоАП РФ).

Если права инвалида были нарушены, то непосредственно сам инвалид, либо заинтересованные лица могут обратиться в суд за восстановлением его прав.

Если заявителю не удалось восстановить свои права в российских судах Истец может обратиться в Европейский суд по правам человека. Этот суд рассматривает дела, связанные с нарушением прав, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., при условии исчерпания всех внутренних средств правовой защиты в течение 6 месяцев.

ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусмотрено создание социальной защиты для инвалидов. Эти функции отведены общественным объединениям, которые создаются и действуют с целью защиты прав и законных интересов инвалидов. Эти объединения обеспечивают инвалидам равные с другими гражданами возможности.

Государство обязано таким учреждениям оказывать всестороннюю помощь и содействие (материальную, техническую) вплоть до их финансирования. Представители общественных объединений инвалидов участвуют в законодательном процессе по вопросам, затрагивающим интересы инвалидов.

Заключение

Наивысшем актом по защите прав инвалидов (см. ) является Конвенция ООН «О правах инвалидов» .

Нашим государством приняты конкретные меры по реализации данной Конвенции, которые нашли свое отражение в федеральной программе «Доступная среда» на 2011-2015 г.г., которая была продлена до 2020 года.

Этой программой предусмотрено принятие большого количества мер по созданию «безбарьерной среды», обеспечение мобильности инвалидов, создания для них специальных образовательных центров, вовлечение их в трудовую и общественную жизнь.

Как известно, такая категория населения, как инвалиды, является самой незащищенной. Это обусловлено определенными ограничениями в сфере их активности. Россия в своей законодательной базе предоставляет защиту прав инвалидов во всех отраслях жизни. Какими именно дополнительными возможностями и льготами обладают российские инвалиды? Об этом далее более подробно.

Общее понятие

Кого закон признает инвалидом? В нормативных правовых актах, которые в настоящий момент действуют на территории России, предлагается четкое определение такого понятия, как "инвалид". Законодатель определяет, что таковым является, прежде всего, человек, который имеет некоторые физические или другие выраженные отклонения. Под иными отклонениями подразумеваются психические, сенсорные или умственные.

Все инвалиды делятся на несколько групп, в зависимости от степени тяжести увечья и ограничений в жизнедеятельности. Наиболее существенной является третья группа, когда человек является лишенным физической активности и не имеет возможности самостоятельно осуществлять определенные жизненно необходимые действия. Наиболее простая группа инвалидности - первая.

Отдельной группой законодатель рассматривает детей-инвалидов. Для такой категории в России предусмотрены особенные возможности, которые также закреплены в законодательстве.

Нормативные акты

Все особенные права и возможности инвалидов отражены в законодательных актах. В Российской Федерации в отношении лиц данной категории применяется как собственное, так и международное законодательство. В первом случае основным нормативным актом является ФЗ "О защите прав инвалидов". В нем раскрывается вся сущность особенностей, предоставленных для жизни такой категории населения.

Что касается международного законодательства, то понятие дополнительных прав лиц с ограниченными возможностями широко рассмотрено в Конвенции о защите прав инвалидов, на основании которой зачастую производится толкование и российского законодательства в отношении таких вопросов. Вниманию юристов и простых читателей в ней представлено 50 статей, в которых поэтапно описываются все возможности, которыми могут пользоваться люди с ограниченными способностями.

Кроме этих основных документов в российском законодательстве действует масса отраслевых законов, в которых прописаны дополнительные права инвалидов. Таковыми являются: КЗоТ, Семейный, Жилищный, а также некоторые другие кодексы.

Трудовое законодательство

Защита прав инвалидов в РФ широко освещена в трудовом законодательстве. Люди, ведущие законную трудовую деятельность, имеют право трудиться в течение меньшего времени, нежели обычный человек - в течение 7 часов в день. В общей сложности, недельная продолжительность трудовых часов составляет 35. В данном случае работодатель обязан выплачивать заработную плату в полном размере, как для работника, выполняющего такие же обязанности в течение 8 часов в день.

Что касается времени отдыха, то инвалид имеет право на 30-дневный отпуск, который должен предоставляться каждый год. Более того, такой сотрудник вправе пользоваться возможностью бесплатного отпуска, длительность которого в общей сложности не должна превышать 30 дней в год.

На любом предприятии работодатель обязан надлежащим образом оборудовать место для исполнения трудовых обязанностей инвалидом, причем в соответствии с его физическими особенностями. Кроме этого, законодательство запрещает использовать труд данной категории сотрудников в исполнении сверхурочных, ночных работ, а также в праздничные и выходные дни. Такой вариант разрешается только с письменного согласия инвалида.

Для того чтобы трудоустройство инвалидов не было проблемным, государство обязывает многие категории работодателей организовывать на своих предприятиях, учреждениях и организациях места для работы инвалидов. Для этого устанавливаются квоты. В процессе сокращения штата сотрудников запрещено снятие с должностей таких работников - в этом также заключается защита трудовых прав инвалидов.

Жилищное законодательство

В сфере жилищного законодательства также предлагаются некоторые льготы для такой незащищенной группы населения. В российском законе о защите прав инвалидов говорится о том, что некоторые группы людей имеют право на получение отдельной жилищной площади, их окончательный список предлагается в статье этого нормативного правового акта. К таковым относятся люди, болеющие активной формой туберкулеза, а также те, которые передвигаются на колясках, имея отклонения в функции опорно-двигательного аппарата. Кроме этого, отдельное жилье положено психически больным лицам, для которых в обязательном порядке устанавливается необходимость присмотра иными лицами. Инвалиды с тяжелыми формами поражения почек и те, которые недавно перенесли операции по пересадке костного мозга или других органов, также должны быть обеспечены отдельным жильем, оборудованным по особенным требованиям.

Жилищное законодательство также предусматривает защиту прав инвалидов, которые не страдают вышеперечисленными заболеваниями. Они могут получить вне порядка очереди жилье или дачный участок с землей для ведения домашнего хозяйства. Кроме этого, лица с ограниченными возможностями имеют право производить оплату за все жилищные услуги в размере 50% стоимости от общей суммы.

Семейное законодательство

Закон о защите прав инвалидов в РФ гарантирует некоторые возможности для инвалидов в отрасли наследования. Так, в процессе деления наследства, даже в том случае, если лицо, страдающее инвалидностью, не прописано в завещании, ему должны предоставить долю от всех благ в размере не менее 2/3. В том случае, если завещание отсутствует, такой наследник получает блага в равных частях с остальными.

В Семейном кодексе имеется пометка о том, что инвалид в случае проведения процедуры развода имеет право требовать от бывшего супруга или супруги алименты на содержание. Впрочем, от данной возможности можно и отказаться.

Система образования

В системе образования государство также производит защиту прав инвалидов. В частности, это выражено в предоставлении возможности для студентов-инвалидов получать специальные технические средства для обучения. Кроме этого, им полагается специальная стипендия, а также возможность обучения по специальной программе, составленной с учетом способностей лица. Абитуриенты-инвалиды имеют право на внеочередное зачисление в ряды студентов во все высшие учебные заведения России.

Во время сессии на каждом экзамене студент-инвалид имеет дополнительное время для того, чтобы подготовиться к ответу.

Дети-инвалиды имеют право посещать специализированные школьные и дошкольные учреждения, в которых предлагается полный спектр условий, созданных с учетом определенных физических недостатков человека. Для того чтобы воспользоваться данным правом, родители должны отправить своего ребенка для прохождения специальной медицинской комиссии, в результате чего предоставляется справка, необходимая для зачисления в учреждения такого характера.

Отрасль здравоохранения

Федеральный закон о социальной защите прав инвалидов обеспечивает защиту такой категории населения в сфере здравоохранения. В соответствии с его нормами, любой инвалид имеет право на льготное обеспечение препаратами, которые необходимы для поддержания его нормальной жизнедеятельности, а также медико-техническими средствами и некоторыми предметами личной гигиены, список которых для каждой группы определяется отдельно. В случае необходимости осуществления протезирования, оно также проводится за счет государственных средств.

Каждый год местный фонд социального страхования обязан предоставлять инвалидам разовую путевку в санаторий с оплатой проживания, питания и проезда в обе стороны

Отрасль культуры

В законодательных актах, которые регулируют деятельность культурных учреждений различных видов, также предлагается ряд возможностей, которые обеспечиваются в порядке защиты прав инвалидов.

В первую очередь, в таких нормативно-правовых актах указано, что в каждое культурное заведение должен быть обеспечен беспрепятственный доступ в виде наличия специальных средств. В частности, примером тому могут послужить пандусы и подъемники

Билеты для посещения культурных мероприятий в государственных учреждениях также предлагаются с дополнительной скидкой. В особенности, это касается музеев, где вход для инвалидов доступен со скидкой в размере 50%.

В системе телевещания также предоставляются дополнительные возможности для такой группы населения. В особенности, это касается телепередач, во время проведения которых осуществляется сурдоперевод, а также предлагается бегущая строка.

Пенсионное обеспечение

Федеральный закон о защите прав инвалидов предусматривает широкий спектр возможностей и в пенсионном обеспечении. Так, любой инвалид, который не наработал необходимый для получения пенсии трудовой стаж, имеет право на получение социальной пенсии до того момента, пока он не достигнет пенсионного возраста. Кроме этого, все представители данной группы, которые имеют в трудовой книжке хотя бы один день стажа, получают пенсию по инвалидности, рассчитанную по отдельной программе.

Налоговое законодательство

В сфере налогового законодательства также обеспечивается защита прав инвалидов в РФ. Спектр ее действия относительно невелик, однако деятельность государства в данной сфере положительно оценивается представителями данной категории.

Инвалиды в РФ имеют право на то, чтобы воспользоваться социальным налоговым вычетом. Кроме этого, каждый человек с ограниченными возможностями может быть освобожден от уплаты земельного налога.

Налоговым законодательством предусматривается полное освобождение от уплаты государственной пошлины при том условии, если инвалид I или II обращается в суд с иском, цена которого не более 1 млн рублей.

Защита прав детей-инвалидов

Деятельность государства в данной сфере является наиболее актуальной. Это связано с тем, что дети-инвалиды являются особенно уязвимой группой населения, которая нуждается в дополнительной защите своих прав.

Законом о защите прав инвалидов предусматривается возможность оформления для ребенка отдельной пенсии, для обеспечения которой следует обратиться в пенсионный фонд. Кроме этого, представители данной группы могут пользоваться всеми услугами ЖКХ со скидкой в размере 50%, а также коммунальными услугами на тех же условиях.

По рецептам врачей ребенок-инвалид может получать бесплатные лекарства, которые нужны для поддержания нормального уровня жизнедеятельности и активности. В общественном транспорте ребенок-инвалид может передвигаться совершенно бесплатно, при условии предъявления соответствующего удостоверения.

Общество по защите прав инвалидов

В системе общественных организаций России существует отдельное общество, которое занимается разработкой новых программ для улучшения жизни людей с ограниченными возможностями, а также контролем за надлежащим исполнением законов о правах инвалидов и гарантий для них. Эта структура имеет отделения по всей территории Российской Федерации, благодаря чему любой представитель данной группы населения имеет право обратиться за помощью или консультацией.

Социальная защита прав инвалидов данной группой предоставляется на общественных началах. В рамках ее деятельности производится сбор благотворительных средств на лечение или предоставление особенных технических принадлежностей. Кроме этого, организация занимается разработкой новых программ для обеспечения более высокого уровня жизни представителей категории. Любой человек имеет полное право обратиться в данную структуру по месту своего жительства для того, чтобы произвести защиту прав инвалидов, так как в обществе работает команда профессиональных юристов, специализирующихся в решении таких вопросов.

Социальная помощь

Законодательство РФ также гарантирует предоставление социальной помощи для инвалидов разных групп. Как правило, она ориентирована на людей, которые находятся в затруднительном финансовом положении.

В рамках таких возможностей, малоимущий инвалид имеет полное право получать от социальных служб продуктовые наборы, материальную помощь, а также одежду. Для того чтобы оформить данную льготу на практике, необходимо предоставить в службу, расположенную в здании исполнительного комитета по месту жительства заявление соответствующего содержания, справку, свидетельствующую о наличии инвалидности, а также о ее группе и, кроме этого, справку о составе семьи и ее материальном положении.

Каждый человек с ограниченными возможностями может получать возможность пребывания в учреждениях социального обслуживания, домах отдыха, а также в реабилитационных центрах. Кроме этого, при необходимости, все нуждающиеся люди с ограниченными возможностями могут быть обеспечены временным приютом, в котором организовывается все то, что нужно для комфортного проживания.

Ответственность за дискриминацию инвалидов

С целью обеспечения надлежащего и полноценного уровня проживания инвалидов законодательство предусматривает уголовную ответственность за их притеснение и дискриминацию. Данная статья в Уголовный Кодекс РФ была внесена на основании аналогичного положения, имеющегося в статье 5 Конвенции ООН о правах инвалидов. В ней говорится о полном запрете дискриминации инвалидов и ущемление их в правах. Именно на основании данного положения и статьи в Уголовном кодексе любой инвалид имеет полное право обратиться в суд с заявлением о защите своих прав в любой сфере жизнедеятельности. Как показывает практика, чаще всего притеснения инвалидов осуществляются в трудовой сфере, что связано с нежеланием работодателя использовать наемный труд данной группы населения.



Рассказать друзьям