Воспитание как основа дрессировки. Русский спаниель — послушная, домашняя и легко обучаемая собака Дрессировка собак кокер спаниель

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Если вы ищите себе компаньона для охоты, выберите кокер-спаниеля. Эта собака обладает выдающимися способностями для охоты. Кромке того, такие черты породы, как высокий интеллект, быстрая реакция, превосходный нюх, концентрация памяти, желание собаки угодить хозяину делают процесс обучения и дрессировки лёгким и увлекательным.

Внимание! Важное замечание:
Европейская конвенция о защите домашних животных, Ст.7
«Никакое домашнее животное не должно дрессироваться способом, наносящим вред его здоровью и состоянию, особенно, если его заставляют, или используются средства, наносящие увечья или вызывают ненужную боль, страдания и стресс».

Дрессировка кокер-спаниеля состоит из 2-х этапов:

  1. общий курс дрессировки (ОКД) и
  2. специальный курс дрессировки или натаска.

В ОКД входят такие команды, как «Сидеть», «Стоять», «Лежать», «Рядом», и другие.

ОКД является обязательным для любой охотничьей собаки. Щенок должен твёрдо усвоить команды послушания, потому, что на основе этих команд вы будете строить обучение собаки охоте.
Как только ваш щенок усвоит команды послушания, переходите к обучению его охоте.
Перед началом обучения собака должна понять, что от неё хотят, чтобы она что-то выполнила.
Обучение должно базироваться на повторении и последовательности действий. Сразу же после правильного выполнения команды поощрите щенка любимым лакомством и похвалите его.
Команды должны быть простыми и короткими. Например: «Сидеть», «Ко мне». Произносите их внятно, чётко и медленно. Если собака не выполняет команду, повторите её спокойно, не повышая голос.

Старайтесь, чтобы тренировки были короткими. В этом случае щенок воспринимает их как игру. Проводите их систематически, без длительных перерывов, потому что собака может забыть, чему её научили.
Следует как можно скорее научить щенка ходить на поводке. Во время кормления или игры наденьте собаке ошейник и не снимайте его, пока она не привыкнет. Первое время щенок будет пытаться сорвать его.

После того, как собака привыкнет к ошейнику, наденьте поводок. Пусть собака натянет его. Держите поводок коротким и не позволяйте собаке грызть его. После того, как собака привыкнет к поводку, удлините его. Во время прогулки собака всегда должна идти рядом с хозяином.
Кроме команд, поданных голосом кокер-спаниель должен понимать команды, поданные рукой.
После того, как кокер-спаниель твёрдо усвоит курс послушания, можно переходить к обучению охоте.

Основная задача английского кокер-спаниеля охота на птиц.
Первым делом собаку необходимо научить:

  • понимать сигналы свистка,
  • подавать предметы,
  • не бояться воды.

Для натаски кокер спаниеля приобретите поводок длиной 15-20 м., охотничий свисток и поноску.
Прежде всего, следует научить кокер-спаниеля команде «Стой». Эта команда очень важна, так как во время охоты собака рвётся погнаться за птицей и может спугнуть дичь до подхода к ней на выстрел. Ни в коем случае не применяйте команду «лежать», потому что кокер-спаниель должен видеть место падения птицы.
Как научить кокер-спаниеля команде «Стой»? В момент, когда собака пробегает на расстоянии 3-5 м. от вас, свисните и голосом дайте команду «Стой» когда собака повернёт к вам голову. Если команда выполнена правильно поощрите собаку лакомством, погладьте, повторяя «Хорошо стой». Во время каждой прогулки повторяйте эту процедуру несколько раз. Со временем усложните задачу
- увеличьте расстояние между собой и собакой,
- собака должна быть чем-то увлечена. Например, погоней за кошкой,
Добейтесь того, чтобы собака, безусловно, выполняла команду «Стой». В этом случае у вас не будет проблем в поле.
Далее обучите собаку правильной и безотказной подаче по команде «Подай». Это очень важная команда. Собака должна уметь приносить птицу и с суши, и с воды.
Возьмите любимую игрушку собаки и бросьте её на небольшое расстояние. Подайте команду «Подай». Если собака принесла игрушку и отдала вам, поощрите её лакомством и словам «Хорошо подай». Постепенно увеличивайте расстояние.

В течение одной тренировки отрабатывайте команду «Подай» 4-5 раз.
Если вы что-то сделали не так и собака отказывается подавать игрушку, прекратите тренировки по отработке команды «Подай» на месяц и начинайте через месяц снова, но осторожно.
В начале обучения команде «Подай» подразнивайте собаку, провоцируйте её, чтобы она схватила игрушку. Если собака отказывается бежать за игрушкой, подталкивайте игрушку ногой. Постепенно при отработке команды «Подай» игра с собакой сокращается. Когда вы бросили игрушку придержите собаку на 15 секунд и после этого отпустите за игрушкой.

Следующим этапом является применение команды «Стой». Поле того как вы бросили игрушку подайте команду «Стой» а потом «Подай».

Приучение к воде и плаванию
Приучение к воде необходимо начинать в тёплую погоду с 6-7-месячного возраста. Вначале бросайте палку или мячик на расстояние 1 м от берега на мелком месте с командой «Подай», чтобы собака могла подойти и взять предмет. После того, как собака принесёт предмет, подать команду «Дай», заберите предмет и поощрите собаку.
Нельзя принуждать собаку войти в воду угрозами и наказанием и подавать команды угрожающим тоном.
Постепенно увеличивайте расстояние от берега до заброшенного предмета. Повторите не больше 3-х раз.
Одним из самых сложных навыков, которые надо привить кокеру, является приучение к выстрелу. Кокер-спаниели очень возбудимые животные. Поэтому их надо приучить спокойно относиться к выстрелу и другим резким звукам.
При первом выстреле собака должна находиться не ближе 150 м от стрелков. После каждого выстрела собаку надо погладить и успокоить.
После этого с собакой начинают приближаться к стрелкам, постепенно сокращая расстояние до 20-25 шагов.

Особенно сложно развить у собаки инстинкт подачи добычи сразу после выстрела. Натаскивайте спаниеля ежедневно. Почаще выезжайте с ним в поле, чтобы он привык к звукам природы и выстрелам.
Не менее важно научит спаниеля поиску дичи. Во время поиска он должен двигаться челноком или зигзагом.
Возьмите собаку на поводок и ведите её 10м вправо, потом 10м влево, потом вперёд. При этом повторяйте команду «Охота», чтобы собака связала эту команду со своими движениями.
Приучите собаку к запаху птиц. Разбросайте по полю перья и подайте команду «Охота». Собака, двигаясь вправо, влево и вперёд (как вы её учили), должна найти перья и принести вам. После этого обязательно поощрите её.

И последнее. Собака должна взять добычу и принести хозяину не повредив её. Обучив кокер спаниеля возможным командам, хозяин может смело брать его с собой на охоту.

Социализация Щенка

Этап социализации щенка – это период его активного знакомства с окружающим миром. Приходится он на возрастной период от 2 до 3 мес. В этом возрасте щенки спаниелей очень подвижны и любопытны: малыши с упорством исследуют и испытывают на прочность все предметы новой обстановки в хозяйском доме. Щенка очень интересуют различные звуки: голоса, доносящиеся из телевизора или радиоприемника, шум, возникающий при работе бытовых приборов, телефонные звонки и др.
Ваш питомец в этот период знакомится со множеством новых явлений и вещей: мебель в квартире, цветы и деревья на улице, птицы за окном, возможно, какие-то животные, которые есть в вашем доме (кошки, хомячки).
Обычно к другим живым существам щенки относятся с дружелюбным любопытством. Они обнюхивают своих новых знакомых, а громкое тявканье или лай малыша – всего лишь обычная реакция на незнакомый предмет.

Период социализации считается наиболее подходящим для освоения азов дрессировки. В это время вам уже следует приступать к обучению щенка общим командам и активно приучать его к дисциплине. В это время малыш должен успешно выполнять такие команды хозяина, как «Место!», «Гуляй!» и «Ко мне!», а к началу 4-го мес жизни освоить уже более сложные команды. Теперь он может справиться с выполнением тех распоряжений и запретов хозяина, которые выражены командами «Лежать!», «Сидеть!», «Фу!», «Нельзя!». Следует помнить, что до достижения малышом 2-месячного возраста начинать занятия с ним нецелесообразно и даже вредно, потому что при дрессировке психика собаки подвергается огромной нагрузке, что может привести к стрессу.

Щенки исследуют все новые предметы, они очень любопытны

В возрасте 2–3 мес щенки обладают повышенной возбудимостью и неустойчивой психикой. В этот период им просто необходимо внимательное, чуткое и бережное отношение хозяина.
Надо помнить, что стресс у щенка может вызвать не только переутомление, но и, например, проведение лечебно-профилактических манипуляций, вакцинация у ветеринара и т. п. Поэтому, собираясь в ветеринарную клинику, захватите с собой какое-нибудь лакомство, чтобы отвлечь внимание вашего щенка от пугающих его процедур.

При воспитании собаки нужно соблюдать известное правило о том, что любые крайности вредны. Безграничная любовь хозяина, как и его чрезмерная строгость в общении со своим питомцем не помогут вырастить хорошую собаку.
Очень важно с первых дней общения с щенком дать ему понять, что он всегда должен подчиняться хозяину, и этот навык старайтесь вырабатывать у него даже во время игры.

Очаровательная внешность спаниеля и его добродушный характер часто ведут к тому, что этих собак с детства слишком балуют. Наказание в этом случае не приносит щенку особого огорчения, и он может стать капризным и своевольным. Удачное сочетание таких качеств этой породы, как покладистость и сообразительность, способствует тому, что спаниели весьма редко вырастают «неудобными» для семьи собаками.
Следует помнить об агрессивности, которая иногда присутствует в поведении маленького щенка и которую часто не принимают всерьез, что совершенно неправильно.

Щенку спаниеля надо с самого начала решительно показать, что существует субординация в отношениях с человеком. Часто же бывает так, что хозяева только смеются, если щенок рычит или пытается укусить, например, в ответ на попытку поправить ему уши во время еды. Поэтому бывает невозможно у взрослой собаки отличить врожденную агрессивность от неправильного воспитания.
Основной отрицательной чертой спаниелей, присущей всем представителям этой породы, считают их пристрастие к еде, явно превосходящее потребности организма собаки. Поэтому самый тяжкий труд для хозяина – держать свою собаку в хорошей форме, не перекармливать ее, иначе питомец станет толстым, вялым и малоактивным.
Помните, что хорошая физическая форма – залог бодрости, жизнерадостности и долголетия вашей собаки.

Основной Запрет

Лучше всего начинать воспитывать щенка с момента первого кормления. Молодые собаки постоянно испытывают чувство голода. Их обоняние хорошо развито, что позволяет животным в точности определить, какие блюда подаются на стол хозяина. Тактика щенка достаточно проста. Он садится на пол в поле зрения хозяина и в течение нескольких минут внимательно наблюдает за тем, как тот ест. Обычно этого бывает достаточно. Человек, глядя на несчастного, голодного щенка, поддается чувству жалости и дает ему кусочек со стола.

Никогда этого не делайте! Хоть раз уступив собаке, в дальнейшем вы уже не сможете настоять на своем. Щенок так и будет попрошайничать, уверенный, что хозяин ему не откажет. Допустив подобное, вам будет не только сложно контролировать рацион питомца, но вы также ставите под сомнение качество его обучения.
Конечно, сложно спокойно сидеть за столом и есть вкусную пищу в то время, как собака сидит рядом и не сводит с вас просящего взгляда. Однако, если вы проявите необходимую твердость, животное скоро поймет тщетность своих усилий и вернется к собственной миске.

Чувство голода, которое постоянно испытывает спаниель, требует от вас особой внимательности и на прогулках. К сожалению, отучить его подбирать и разыскивать что-либо съедобное на улице – задача практически невыполнимая. Некоторые владельцы выходят из положения с помощью намордника. Спаниели быстро к нему привыкают, и при прогулках это им совершенно не мешает.

Что же может делать хозяин, желая наказать щенка за непослушание или излишнее упрямство? Бить его ни в коем случае нельзя: это приведет к негативным последствиям и отразится на дальнейшем формировании характера собаки.
Наиболее эффективными способами воздействия на щенков считаются следующие:
взять спаниеля за загривок и слегка прижать его к полу или, наоборот, приподнять вверх и встряхнуть;
шею щенка слегка сдавить одной рукой, а другую наложить на его морду сверху и сжать буквально на секунду. Это действие хозяина вызывает у щенка крайне неприятные и болезненные ощущения, а в сочетании с командой «Фу!» наказание оказывается для малыша весьма эффективным.

Собака должна признать лидерство хозяина

В период социализации питомца постарайтесь приучать его к установлению дружеских контактов с другими собаками, которых хозяева выгуливают в одно с вами время.
Получая удовольствие от общения с себе подобными, собака растет более уравновешенной, проблем при дрессировке возникает гораздо меньше.

Период Доминирования

Этот этап в жизни щенков приходится примерно на 3–4-й мес жизни, когда между собаками-сверстниками начинается борьба за лидерство. Главное, что должно произойти в этот период в психике щенка, – это признание своего хозяина доминирующей личностью, да и другие члены семьи также должны быть «выше по рангу». Иначе собака будет претендовать на роль вожака, а таковым должен всегда оставаться хозяин.
Взрослеющий спаниель при первой же возможности обязательно проверит, кто главный в семье. Играя, он может укусить хозяина, зарычать или залаять на него. Но, получая каждый раз достойный отпор, щенок начинает признавать доминирующую роль человека и учится подчиняться хозяину.

Практика показывает, что возможны три вида взаимоотношений между хозяином и собакой, которые формируются, когда щенок достигает 3–4-месячного возраста. В первом случае лидерство принадлежит человеку, во втором – спаниелю, в третьем же устанавливается определенное равноправие между ними.
Если вы хотите воспитать свою собаку по всем правилам, приемлемым вариантом для вас должно быть только ваше личное лидерство. Поэтому во время игр и прогулок всегда уделяйте особое внимание поведению собаки по отношению к вам. Сдерживайте любознательность и эмоциональность вашего питомца, не позволяя ему тянуть вас то в одну, то в другую сторону. Применяйте команды «Нельзя!» и «Фу!», слегка хлопая собаку по бедру; со временем она усвоит, что с вами недопустимо вести себя как вздумается. Правильно воспитанная собака никогда не будет лаять на хозяина, тем более скалить зубы и рычать на него во время игры.

Таким образом, на этапе доминирования устанавливается более тесный психологический контакт между собакой и ее хозяином. Трехмесячный спаниель при правильном воспитании полностью признает права своего хозяина.
Необходимо учесть, что к 4-месячному возрасту у спаниелей (особенно у кобелей) уже заканчивается формирование эмоционального восприятия окружающего мира, и потому определенные навыки и полученные от вас к этому времени установки останутся у вашей собаки на всю жизнь.
Спаниелю в период доминирования необходимы систематические тренировки, в ходе которых владелец отрабатывает с ним команды «Ко мне!», «Стоять!», «Сидеть!», «Лежать!». Физическая и психическая нагрузка в этом возрасте может постепенно возрастать.
Для 3-месячного спаниеля уже следует приобрести ошейник и выгуливать его на поводке. Есть несколько общепринятых правил, которые используют собаководы для приучения малыша к ошейнику и поводку.

Приучение щенка к ошейнику
Ошейник щенку надевают с 3-месячного возраста, предварительно дав собаке обнюхать новый предмет, чтобы она не испугалась этой процедуры.
Первый раз на щенка надевают ошейник за несколько минут до кормления, желательно в процессе игры, незаметно. Во время кормления щенок занят пищей и меньше реагирует на ошейник.
После кормления желательно вынести щенка на улицу на руках и отпустить побегать в подходящем для этого месте. Играть со щенком можно только после того, как он несколько раз помочится, так как малыши за один раз не могут освободиться от кала и мочи.
После возвращения домой следует снять ошейник и надеть вновь перед следующим кормлением.
После неоднократного повторения этой процедуры (обычно к 3,5 мес) ошейник будет ассоциироваться с кормлением и прогулками.

Приучение щенка к поводку
Выбирают длинный поводок, веревочный или из прочной тесьмы, дают щенку понюхать его и незаметно пристегивают к ошейнику.
Затем надо отбежать от щенка, чтобы он кинулся вдогонку с волочащимся поводком.
После продолжительной игры отстегивают поводок, а через некоторое время пристегивают вновь. Через несколько дней щенок привыкнет к поводку и не будет его бояться.

Щенка нужно приучать к ошейнику и поводку уже в 3 мес
Поводок постепенно укорачивают и, давая щенку лакомство, выгуливают питомца на поводке, не допуская, чтобы малыш кусал его или тянул.
Ни в коем случае нельзя использовать поводок для наказания щенка.

Даже дисциплинированные собаки могут проявить свой горячий нрав во время прогулки по улице, особенно это касается кобелей.
Надо отметить, что кобели уже к 4-месячному возрасту проявляют высокую половую активность и, играя, могут энергично наскакивать на своих сородичей или на ногу хозяина. Такие забавы говорят лишь о проявлении природного полового инстинкта собак, и вам не стоит поэтому слишком сурово относиться к подобному поведению питомца. Лучше займите вашего спаниеля активными играми на лужайке или в парке, чтобы он смог полностью переключить свое внимание на что-нибудь другое.

Кокер-спаниели являются добродушными, жизнерадостными и игривыми собаками, которые представляют из себя замечательных питомцев. К счастью, кокер-спаниели очень легко дрессируются, особенно в щенячьем возрасте. Дрессировка кокер-спаниеля потребует от вас многократных повторов, терпения и применения позитивных видов поощрений. Со временем ваша собака станет хорошо обученным и достойно себя ведущим питомцем.

Шаги

Приучение кокер-спаниеля к клетке

    Подберите для своего кокер-спаниеля клетку. Важным аспектом дрессировки кокер-спаниеля служит его приучение к клетке. Если все будет сделано правильно, ваша собака начнет считать свою клетку личным убежищем и местом отдыха, а не местом для наказания. Продающиеся в зоомагазинах клетки бывают различных размеров и изготавливаются из различных материалов, например, из пластика, ткани и металла.

    Сделайте клетку комфортной для собаки. Чем более привлекательно выглядит для собаки клетка, тем больше ей захочется проводить время внутри нее. Поставьте клетку в оживленной комнате вашего дома, например, в зале и постелите внутрь удобную подстилку. Также в клетку можно положить некоторые собачьи игрушки и угощения.

    Кормите собаку в клетке. Когда наступит время кормления вашего кокер-спаниеля, поставьте его в миску с кормом в клетку. Располагайте миску у дальней стенки клетки, чтобы собака входила внутрь полностью, когда ей потребуется поесть. Если собаке неудобно полностью заходить в клетку, подвиньте миску чуть ближе к передней стороне клетки, где собаке будет более удобно.

    Увеличьте нахождение собаки в запертой клетке до 30 минут. После того, как ваш кокер-спанель начнет комфортно питаться в своей клетке, его необходимо приучить к тому, что более длительное нахождение в клетке (в течение 30 минут или более) также является для него комфортным. Для начала побуждайте собаку войти в клетку, указав на нее рукой и подав команду “в клетку”. Когда собака войдет внутрь, дайте ей угощение в качестве поощрения и закройте дверцу. Постойте рядом с клеткой в течение 5-10 минут, а затем уйдите в другую комнату, чтобы собака несколько минут не могла вас видеть. Когда вернетесь, снова побудьте рядом с клеткой некоторое время, а затем выпустите собаку.

    Когда покидаете дом, оставляйте собаку в клетке. Перед своим уходом из дома побудите собаку войти в клетку. Когда она окажется в клетке, поощрите ее угощением, закройте дверцу и тихо оставьте одну. Очень важно не затягивать свой уход и не делать его чрезмерно эмоциональным. Когда вернетесь домой, оставайтесь спокойными при приближении к клетке собаки, чтобы выпустить ее.

Приучение кокер-спаниеля ходить на поводке

    Подберите для своей собаки поводок и ошейник. Если у вас еще нет поводка и ошейника для кокер-спаниеля, вы можете приобрести их в ближайшем зоомагазине. Поводок должен быть длиной около 1,2-1,8 метра. Вам подойдет обычный ошейник с пряжкой для пристегивания поводка. Шлейки, удушающие и строгие ошейники не подходят для обучения кокер-спаниеля хождению на поводке.

    • Приобретаемый вами поводок должен быть неудлиняемым. Удлиняющиеся поводки на самом деле способствуют тому, чтобы собака продолжала тянуть поводок и не шла рядом с хозяином.
  1. Познакомьте кокер-спаниеля с его ошейником. Это важно, если у вас щенок спаниеля, который еще никогда ничего не носил на шее. Вероятно, это не обязательно для взрослой собаки. Наденьте ошейник на шею щенку тогда, когда он будет увлечен чем-то еще, например, во время кормления или игры. Оставьте ошейник на собаке, даже если она попытается его снять. Если вы снимете ошейник в тот момент, когда собака пытается от него избавиться самостоятельно, вы только подкрепите это неправильное поведение.

Super User

Дрессировка.

Перед тем как начать разговор о дрессировке (обучении) спаниеля, поговорим немного о ее теоретических основах - без них практически невозможно правильно обучить собаку.
Дрессировать животное - значит вырабатывать у него определенные, нужные человеку навыки и действия в результате образования условных рефлексов. Основы Дрессировки заложены в учении И. П. Павлова о высшей нервной деятельности животных.
Чтобы перейти к рассказу о типах высшей нервной деятельности животных, методах дрессировки и непосредственно дрессировке вашего щенка, нельзя не сказать нескольких слов об условных и безусловных рефлексах: условные рефлексы возникают под влиянием
окружающей среды, а безусловные - это инстинктивные формы поведения животных. На базе безусловных рефлексов возникают условные, а они, в свою очередь, участвуют в осуществлении сложнейших безусловных, то есть, как видите, рефлексы находятся в постоянной взаимосвязи.
Рассмотрим такой пример. Вы хотите, чтобы собака села по команде «Сидеть!». Сидение вообще - это врожденный безусловный рефлекс. Но для того чтобы он
«сработал», вы должны выработать у собаки условный рефлекс на команду «Сидеть!». Эта команда должна сопровождаться таким раздражителем, который вызвал бы у собаки безусловный рефлекс посадки. Дальше я объясню, как это делается на практике, а сейчас важно, чтобы вы поняли, что условные рефлексы возникают на базе безусловных, а иногда и на основе ранее выработанных условных рефлексов. Учтите к тому же, что они могут возникать, но могут и исчезать, то есть однажды выработанный условный рефлекс, если его не отрабатывать в дальнейшем, постепенно угаснет.
А вот какие условия способствуют образованию условных рефлексов: наличие двух раздражителей, один из которых условный (команда), а другой безусловный (принуждение), например нажатие на круп при усаживании собаки; применение обоих раздражителей должно совпадать по времени. Необходимо, чтобы команда, на которую вырабатывается условный рефлекс, звучала на 1-2 секунды раньше безусловного раздражителя; многократное повторение условного раздражителя (команды) с воздействием безусловного (нажатие на круп); отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих собаку; на основе сильных безусловных рефлексов вырабатываются сильные условные; бодрость и здоровье собаки как нельзя лучше способствуют образованию условных рефлексов.
А теперь расскажу немного о методах дрессировки. Они основаны прежде всего на индивидуальном подходе к каждой собаке. Известны четыре типа высшей нервной
деятельности (к одному из них и может относится ваш питомец):

1. Холерик (возбудимый тип) - безудержный, агрессивный. У него крайне сильно выражен процесс возбуждения, преобладающий над торможением.

2. Сангвиник (подвижный тип) - в основном характеризуется тем, что у животных этого типа возбуждение и торможение легко и быстро сменяют друг друга.

3. Флегматик (инертный тип) - нервные процессы у таких животных сильные, уравновешенные, но условные рефлексы вырабатываются у них медленно, хотя и усваиваются надолго.

4. Меланхолик (слабый тип). Если первые три типа нервной деятельности являются сильными, то этот последний - слабый. Условные рефлексы вырабатываются с трудом и не являются стойкими.

Для большинства пород охотничьих собак, и в том числе спаниелей, крайне желателен подвижный (уравновешенный) тип нервной деятельности. Он позволяет, например, в наиболее короткий срок затормозить ненужную погонку спаниеля за взлетевшей дичью. К сожалению, надо сказать, что сейчас часть спаниелей можно отнести к возбудимому (безудержному) типу, а это отрицательно влияет на обучение их послушанию во время
охоты. Вероятно, сказывается то, что спаниели у наспорода молодая, и энтузиасты при ее становлении уделяли основное внимание экстерьеру, а не типу нервной деятельности, что, в общем, в какой-то мере и оправдано. Но настало время, когда и этому вопросу надо уделить самое пристальное внимание для того, чтобы путем селекционной работы с породой дать охотникам-любителям собак с более подвижными нервными процессами,
у которых возбуждение не преобладало бы над торможением. Но, надо оговориться, что спаниели-флегматики, а тем более меланхолики еще менее пригодны для охоты.
В соответствии с типом нервной деятельности собаки владелец и применяет те или иные методы ее дрессировки. Этих методов известно четыре: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.

Механический метод. Заключается он в том, что условный раздражитель, например команда «Сидеть!», сопровождается нажатием руки обучающего на круп собаки, а иногда и натягиванием поводка. Короче говоря, механический метод вызывает у нее определенные болевые ощущения.

Вкусопоощрительный метод. Его принцип заложен в поощрении животного лакомством при отработке желаемого условного рефлекса. Так, команда «Ко мне!» быстро и хорошо усваивается собакой, если ей во время обучения после подачи команды покажут кусочек мяса, а при подходе отдадут его.

Контрастный метод. Сочетает в себе два способа воздействия на собаку принуждение и поощрение. Например, (при обучении хождению рядом с охотником у его левой ноги) ученика берут на укороченный поводок и одновременно с командой «Рядом!» рывком за поводок (принуждение) осаживают назад высовывающегося вперед спаниеля, а когда он начнет идти рядом, не натягивая поводок, говорят «Хорошо!» (поощрение). Контрастный метод дает наиболее лучшие результаты дрессировки.

Подражательный метод. Основан он на врожденной способности собаки подражать действиям другой. Пользоваться им нужно весьма осторожно, так как почти каждый спаниель имеет в своей работе какие-то недостатки и, подражая ему, ваша собака вместе с положительными качествами усвоит и отрицательные.

Ответить однозначно, какой тип высшей нервной деятельности у щенка, неопытному человеку очень трудно, так как по единожды наблюдаемым внешним действиям
сделать это правильно редко удается. У вас же малыш все время перед глазами, и по поведению на улице и дома только вы и можете с определенной точностью определить тип собаки, учитывая его в дальнейшем при дрессировке. Определенную помощь в
племенной работе по отбору производителей с желаемым типом нервной деятельности бесспорно могут оказать и эксперты в поле, которые при соответствующем опыте работы с собаками довольно точно определяют их тип.
Особенность дрессировки спаниеля возбудимого типа состоит в том, что тормозной процесс нужно отрабатывать не спеша, осторожно и последовательно, очень постепенно вырабатывая выдержку. Такие спаниели легко выдерживают сильные механические раздражители, проявляя большую работоспособность. Возбудимую собаку трудно дрессировать, но отдача от нее на охоте хорошая. Очень часто у чрезмерно возбудимых спаниелей можно наблюдать, как они недостаточно прилежно обрабатывают след дичи, стараясь в пылу азарта поднять ее на крыло бросками из стороны в сторону. Дрессировка этих собак только вкусопоощрительным методом, как правило, ничего не дает; здесь должен преобладать механический метод.
Нет никакой особенности при дрессировке собак подвижного типа. Контрастный метод для них наилучший.
Собаки инертного типа медленно переключаются из возбужденного состояния в тормозное, и наоборот. Прибегать к механическому методу дрессировки таких учеников надо очень осторожно, так как излишнее принуждение может вконец испортить собаку. При отработке различных приемов у нее необходимо следить, чтобы интервалы между подаваемыми командами были достаточными для усвоения их животным.
Можно, конечно, дрессировать и собак слабого типа нервной деятельности, но тут нужно очень большое терпение. Хорошо, если сам владелец энергичен и всем своим поведением побуждает к этому и своего питомца. По понятной причине на первых порах обучения щенка нельзя применять никаких мер принуждения, а тем более болевого воздействия на него.
Дрессировать собаку - значит, учитывая ее индивидуальные особенности и подчинив своей воле, обучить выполнять необходимые команды и тем самым подготовить к натаске в поле, то есть к специальной дрессировке.
Различным приемам спаниеля обучают по-разному, о чем мы поговорим чуть дальше. Но есть основные правила дрессировки, которые являются как бы ее азбукой и
обязательны при обучении собаки любой породы. Вот некоторые из них.
Даже в том случае, когда щенок не слушается вас, оставайтесь всегда спокойными, ровными, не проявляйте ненужной нервозности. Не обучайте своего питомца в раздраженном состоянии - лучше отложить или перенести урок. Как я уже отмечал во время разговора о приучении щенка к чистоплотности, не наказывайте ученика спустя некоторое время после совершения им нежелательного поступка - не поймет он, за что с него спрашивают. Наказывайте собаку только в самом крайнем случае и специально предназначенной для этого плоской плеткой, а не рукой, ногой, поводком или каким-нибудь другим твердым предметом.
Интонация голоса при отдаче команды - требовательная и даже слегка угрожающая. Все команды голосом, свистком или жестом должны быть возможно краткими, четкими, постоянными, легко запоминающимися и не меняющиеся от урока к уроку. Так, например, команду «Сидеть!» нельзя заменять на «Сиди!» или «Сядь!», «Лежать!» - на «Лечь!», «Ко мне!» - на «Иди сюда!» и т. п.
Лучше всего начинать дрессировку на привычном для щенка месте, где его никто и ничто не отвлекает, и только после того, как он хорошо выгуляется.
Чтобы лакомый кусочек - поощрение за правильно исполненную команду - имел действие, обучайте малыша не на сытый желудок. Не разрешайте посторонним оглаживать, ласкать или играть с вашим спаниелем, а тем более угощать или кормить его. Возьмите себе за правило: каждая единожды поданная вами команда должна быть обязательно выполнена щенком, так как невыполнение ее хотя бы один раз быстро перейдет в систему и ученик вскоре выйдет из повиновения. Если видите, что по каким-то причинам он не выполнит команду, лучше воздержитесь ее отдавать.
Все, что будет нежелательно в действиях взрослой собаки, необходимо приглушить со щенячьего возраста.
Тот или иной прием можно считать хорошо усвоенным учеником, если тот четко выполняет его и в присутствии сильных внешних раздражителей (другая собака, кошка, голуби и т. п.), но и после этого ежедневно повторяйте урок, чтобы выработанный условный рефлекс не притупился.
Не очеловечивайте собаку, но и не овеществляйте ее: не лишайте удовольствия послушать ваш разговор, посидеть у ваших ног, приласкаться.
Чтобы лакомство (кусочки сушек, сухарей, мяса и т. п.), предназначенное для поощрения ученика, не загрязнилось скапливающимися в карманах пылью и крошками табака, храните лакомство в чистом полиэтиленовом мешочке.
И последнее: как бы трудно ни было, как бы, казалось, ни мало знаний у вас, не отдавайте щенка дрессировать и натаскивать в чужие руки - полевой диплом он, возможно, и получит, но будет ли он настоящей рабочей собакой и вашим другом - трудно сказать.

А теперь давайте поговорим непосредственно о домашней дрессировке.
Итак, щенку в доме отвели определенное место. К нему он привыкнет очень скоро, если наигравшегося и укладывающегося спать малыша вы возьмете на руки (пока мал) и отнесете на предназначенное для него место, повторяя при этом строго: «Место, место!». Щенок прекрасно усвоит эту команду, если ему не позволяют спать где попало, а тем более забираться на кровать, кресла, стулья (отучить от которых будет не так-то просто).
Так же быстро щенок привыкает и к своей кличке, для чего надо во время кормления ласково повторять ее, оглаживая спаниельку рукой. Как только собака хорошо
усвоит кличку, обучите ее команде «Ко мне!» Для этого вначале произнесите кличку, а затем сразу же эту команду и подбежавшему ученику дайте лакомый кусочек. Повторяя урок несколько раз в день, вскоре вы добьетесь того, что щенок уже будет подбегать, услышав только слова «Ко мне!» Но на первых порах не забывайте про угощение. При подзыве собаки (особенно на улице и в присутствии посторонних людей) пользуйтесь
лишь этой командой, а не кличкой, которая для четвероногого друга должна звучать как своеобразная ласка, поощрение и которую вовсе не обязательно знать жителям вашего дома, двора, улицы.
Главное в дрессировке спаниеля - не опоздать с ее началом. Не думайте, что, пока малыш мал, не стоит его перегружать различными командами. Это мнение крайне ошибочное и вредное. С первых дней появления у вас щенка приступайте к дрессировке, и тогда не придется прибегать к помощи строгого ошейника и затрачивать
неизмеримо больше усилий во время натаски в поле. Но в то же время нельзя и дрессировать бесконечно, не давая отдыха нервной системе малыша.
«Нельзя!» - команда запрещающая. Насколько хорошо она будет усвоена щенком, настолько легко вы сможете пресекать все нежелательные действия взрослой собаки. Начинайте обучать этому приему во время кормления. Поставив на пол еду, придерживая щенка рукой, строго произнесите команду «Нельзя!». Не подпуская малыша к еде примерно 5-10 секунд в начале обучения, дайте потом команду «Взять!» и отпустите к миске с кормом. Постепенно (!) доведите выдержку до 3 минут. Не огорчайтесь, если на первых порах проголодавшийся после сна малыш будет непослушным - «терпение и труд - все перетрут». Убедившись, что щенок не трогает еду без разрешения рядом с вами, переходите к отработке этого приема на расстоянии, а затем и на разных предметах, которые хочет схватить ученик. Окончательная отработка и проверка правильности выполнения приема - на улице.
Свободно надетый на 2-месячного щенка ошейник обычно не доставляет ему неудобств; если же собачка начнет проявлять беспокойство, поиграйте с ней, приласкайте, и малыш вскоре забудет об ошейнике.
Помните, когда мы были на выставке, то почти все собаки шли на нее в намордниках. Настало время приучить к нему и вашего питомца, а то без намордника ведь и на улицу выйти нельзя. Правда, некоторые собаководы, нарушая правила содержания и выгуливания собак, выводят их на прогулку без намордников, даже бравируют этим. Не понимают такие горе-собаководы, что своим поведением они только разжигают страсти собаконенавистников. А ведь намордник, если приучить к нему собаку, абсолютно ей не помеха. Больше того, намордник не даст ей схватить что-либо с земли, а это очень важно - нередко после таких находок животные травятся и погибают.

Наиболее удобный намордник - глухой, из одного куска кожи с отверстиями для воздуха (металлический сетчатый очень хорош для лета). В глухом наморднике собака чувствует себя более спокойно, так как может открыть рот. Приучать щенка к наморднику (надевая его) нужно перед самым выходом на улицу, когда собаку не останавливают никакие помехи. При попытке сбросить этот предмет одерните щенка командой «Нельзя!» и отвлеките чем-нибудь. Постепенно время нахождения щенка в наморднике увеличивается - это может очень пригодиться, если придется куда-то ехать на поезде.
Одновременно с изучением приема «нельзя» щенка обучают приемам «сидеть» или «лежать», а можно тому и другому. Рекомендую обучить приему «сидеть», поскольку спаниель - собака не крупная и зачем, спрашивается, укладывать ее в высокой траве на охоте, тем самым лишая возможности видеть, где упала дичь. Как известно, спаниель склонен к преследованию взлетевшей птицы, что иногда затрудняет, а порой делает невозможным выстрел по ней. Кроме того, собака, не выполняющая команды «Сидеть!» на охоте по боровой дичи, будет просто разгонять тетеревиные выводки вне выстрела.
Вот почему лучше обучить только одной команде, но добиться абсолютно четкого выполнения приема в любой обстановке и ситуации. Запомните: безукоризненное выполнение собакой команды «Сидеть!» прямо пропорционально вашим успехам на охоте.
Часто во время обучения щенка приему «Нельзя» на время выдержки он произвольно садится. Этим и нужно воспользоваться для начала обучения команде «Сидеть!».
Как только малыш сел около миски, погладьте его, сказав «Сидеть!» и не давая вставать. Хорошее исполнение команды поощрите лакомым кусочком. Если же щенок
сам не садится, поднимите над его головой кусочек мяса и медленно заведите чуть-чуть назад. Малышу, чтобы удобнее было смотреть за лакомством, а затем и получить его, придется сесть одновременно с вашей командой «Сидеть!». Можно в это же время другой рукой нажать на круп щенка, чтобы он сел наверняка.
Как только команда будет усвоена и щенок сидит около вас, приступайте к следующему этапу - развитию выдержки: ведь на охоте надо будет усаживать собаку
на расстоянии двадцати, а то и более метров. Поиграв с малышом, усадите его возле себя, а затем отойдите на 2-3 шага, сказав строгим голосом «Сидеть!». Потом быстро подойдите к нему и, погладив, угостите. Вначале такие выдержки по времени и расстоянию должны быть небольшими, но постепенно от одного занятия к другому
они увеличиваются. Часто, если дрессировка начата с первых дней появления щенка в доме, к 3 месяцам собака безукоризненно садится на любом расстоянии: главное, повторяю, не опоздать с началом. Окончательно эту команду отрабатывайте при выгуливании щенка, доведя его сидение до 3-5 минут на расстоянии примерно 20 м
от вас. Конечно, в период обучения нельзя усаживать ученика в неподходящем месте, скажем в грязь.
Добившись того, что при вашем отходе щенок сидит спокойно, переходите к его усаживанию (той же командой «Сидеть!») во время движения. Сперва это делайте, когда он пробегает или, еще лучше, идет недалеко от вас, а затем понемногу расстояние до ученика увеличивайте и доведите его опять же до 20 м. Может так случиться, что ученик очень хорошо выполняет команду «Сидеть!» рядом с вами, а на расстоянии делается непослушным. Тогда к поводку привяжите длинный капроновый шнур и, как только щенок отбежит на всю его длину, скомандуйте «Сидеть!», после чего сразу же резко
дерните за шнур. Когда собака сядет, подойдите к ней и угостите лакомством. Иногда этот вариант - единственный, дающий положительный результат. Но, применяя
его, следите, чтобы шнур не захлестнул ногу неслуха и при рывке не повредил ему кожу или сухожилия. К такому варианту обучения, усиленному строгим ошейником, прибегайте и в том случае, когда время начала дрессировки упущено и приучение щенка или взрослой собаки к команде «Сидеть!» началось слишком поздно, одна из основных ошибок начинающих собаководов - любителей спаниелей. Обучение команде можно считать успешно законченным, если даже возбужденный щенок, несмотря на различные внешние раздражители, беспрекословно садится на любом от вас расстоянии. Но и добившись нужной реакции, изо дня в день закрепляйте ее, так как, повторяю еще раз, от этого будет зависеть успех питомца на полевых испытаниях, а ваш - на охоте.
Может быть, вы все-таки захотите обучить собаку лежать - что ж, пожалуйста, расскажу и об этом. Безусловно, вначале ученик должен хорошо усвоить урок «сидеть». Итак, усадив малыша хорошо знакомой ему командой «Сидеть!», повремените немного и, строго сказав «Лежать!», опустите правую руку с лакомством перед мордой малыша почти до самого пола. Ученик потянется за ним и ляжет. Слово «лежать» теперь повторите ему ласковым голосом, а левой рукой придерживайте за ошейник, не давая щенку подняться. Отдайте лакомство. Вот примерно и все обучение.

К тому, что я уже говорил об обучении щенка хождению рядом, добавлю: начинайте учебу с первых прогулок на улицу, но обязательно во время возвращения домой, а не тогда, когда щенок только выбежал во двор и все его мысли заняты другим. Учить хождению без поводка нужно лишь после того, как собака перестанет «тянуть» на поводке. Метод обучения тот же, как и на поводке. Положительного результата вы, пожалуй, добьетесь быстрее, если примените маленькую хитрость. Отстегнув поводок от ошейника, не прячьте его сразу же в карман, а держите над щенком свободно свисающий конец поводка так, чтобы он слегка касался шеи, то есть имитируйте, что поводок пристегнут. Если ученик без поводка выходит из повиновения, немедленно возьмите щенка на поводок и начинайте все с самого начала. Очень приятно видеть собаку, идущую рядом с охотником без поводка, но словно привязанную к его левой ноге. Кроме того, спаниель, плохо идущий рядом с ведущим, получит меньшее число баллов за послушание на полевых испытаниях. А главное, умение собаки идти спокойно рядом с хозяином на охоте при переходе из одного места в другое сбережет вам нервы, а спаниелю силы.
Вы уже знаете, что эта собака склонна к подаче отстрелянной дичи и ловле подранков. Большинство спаниелей начинают хорошо подавать уже в раннем возрасте. не требуя дополнительной дрессировки; некоторые же вначале отказываются от подачи (особенно свежеотстрелянной и крупной дичи), но при умении и настойчивости хозяина начинают активно подавать.
В чем же заключаются основы обучения щенка подаче? Подача палок, резиновых и прочих игрушек вовсе не означает, что с таким же успехом ваш питомец станет подавать и дичь. Учтите, перья подаваемой птицы оставляют во рту у некоторых собак неприятное ощущение, которое и надо с помощью дрессировки заглушить. Лучшая «игрушка» для щенка на подачу на первых порах крыло птицы. Привяжите его за прочную нитку или бечевку и, имитируя полет птицы, размахивайте этим крылом перед мордашкой щенка. Он попытается схватить предмет. Как только малыш сделает это, одной рукой сразу же беритесь за крыло, скомандовав «Дай!», а другой дайте лакомство. Хватая лакомый кусочек, щенок обязательно откроет рот и отдаст «игрушку». На этом этапе обучения очень важно дать понять ученику, что угощение он получит не ранее, чем отдаст крыло, и обязательно вам в руки. Игру-дрессировку повторяйте до тех пор, пока щенок не научится хорошо хватать крыло и отдавать его, а потом прекратите, так как в дальнейшем хватание порхающего крыла может привести к нежелательной погонке за взлетевшей птицей на охоте.
Гораздо проще обучить собаку подаче, если она (хотя бы рядом с вами) послушно выполняет команду «Сидеть!» В этом случае схватившего крыло ученика усаживайте знакомой ему командой «Сидеть!», а потом по команде «Дай!» отбирайте поноску, угощая лакомством. Повторяйте эти занятия два-три раза в день (но не более трех-четырех раз за урок, чтобы они не надоели щенку).

После твердого усвоения щенком команды «Дай!» переходите к обучению созвучной, но не однозначной ей команде «Подай!». Для этого усадите малыша рядом. придержите его левой рукой, а правой бросьте привязанное к бечевке крыло на 1,5-2 м в сторону. Помедлите несколько секунд (в конце обучения выдержка доводится до 1-2 минут) и, скомандовав «Подай!», укажите рукой на крыло и отпустите щенка. Он бросится к крылу
и либо схватит его, либо нет. В первом случае подайте ученику знакомую команду «Ко мне!» (по мере усвоения урока остается одна команда «Подай!») и, усадив подбежавшего щенка около себя, отберите крыло по команде «Дай!», не забыв дать угощение. Во втором случае слегка подергайте за бечевку, то есть пошевелите крыло, вызывая у щенка уже выработавшийся рефлекс схватить его. Лишь только он это сделает, проделайте все, как и в первом случае.
Может случиться, что малыш схватит крыло-поноску, но по пути к вам бросит его. Чтобы отучить от этого, попробуйте сделать так. После того, как щенок схватит
крыло, сразу же скомандуйте «Сидеть!», быстро подойдите к собаке и по команде «Дай!» отберите поноску. Отработав этот прием, можете перейти и к обучению, чтобы ученик приносил крыло вам в руки.
Крайне важно, чтобы собака брала на охоте отстрелянную дичь, а тем более подранков не за одно-два перышка, а всей пастью. Для обучения этому приему опять же понадобится бечевка. Как только щенок схватит крыло, едва прикусив перья, дерните за бечевку, и оно выскользнет у собаки изо рта; после этого она схватит крыло уже основательно, так как знает, что если не донесет его до вас, то не получит лакомства. А для того чтобы ученик пошире открывал рот, иногда вместо крыла используйте для подачи предметы, примерно равные размеру открытого рта вашего малыша. Очень полезно для развития шейной мускулатуры давать щенку для поноски мешочек с песком, постепенно увеличивая его вес
(взрослая собака должна подавать поноску весом до 5 кг).
Бывает, что, несмотря на все ухищрения, щенок упорно не желает подавать даже резиновые и другие игрушки, попросту играя с ними. Единственным, но действующим наверняка вашим помощником в этом случае будет легкий голод. Да-да, не покормите своего питомца денек-другой, поощряя подачу лакомством, и ученик быстро поймет, что к чему, - начнет хорошо подавать. Думаю, вы поняли, что увлекаться голодовкой, конечно, не стоит, но средство это проверенное.
Если команды «Подай!» и «Дай!» выполняются уверенно и без бечевки, купите в магазине неощипанную охотничью птицу (еще лучше отстрелять дикого голубя) и бросьте ее для подачи. В случае отказа щенка от подачи попробуйте вызвать реакцию хватки, привязав птицу к бечевке подобно крылу и подергав веревку. Если и это - не даст желаемого результата, наденьте на тушку птицы старый женский чулок (в три-четыре слоя) и начинайте все сначала. Как только щенок станет хорошо подавать завернутую птицу (до этого он ведь подавал различные предметы и крыло), снимите один слой чулка и продолжайте отрабатывать подачу. Затем снимите предпоследний слой и, наконец, последний. На уроках подачи больше чем когда-либо нужно терпение: на щенка не должно быть ни малейшего нажима. Форсировать события, а тем более наказывать собаку за отказ от подачи очень опасно.
Если подававшая до этого собака вдруг почему-то (без повода со стороны дрессировщика такого почти не бывает) перестает подавать, вычеркните из обихода
команды «Подай!» и «Дай!» на 2-3 месяца и лишь после этого срока начинайте все обучение заново, словно перед вами никогда не подававшая собака.

А теперь поговорим об обучении щенка подаче с воды. Но для того, чтобы собака могла достать утку из озера, она должна уметь хорошо плавать.
Приучайте щенка не бояться воды, а затем и плавать, исподволь - с первых купаний дома. Моя его, наливайте в ванну или корыто вначале столько воды, чтобы мокрыми были только концы лап; затем долейте воду, а перед тем, как закончить купание, добавьте еще, дав малышу поплавать (если можно назвать плаванием эти первые беспорядочные шлепки лапами по воде). Проводя водные процедуры, следите, чтобы щенок не начал тонуть и не испугался, иначе охоту плавать у него можно отбить надолго. Лучше, поддерживая под животик, дайте собаке немного побарахтаться в воде, а затем выньте из ванны, слегка вытрите и, постелив на пол старую чистую сухую простыню, дайте щенку возможность самому обсушиться. Еще лучше такие купания проводить где-нибудь за городом в чистом пруду с пологим дном. Зайдите в воду сами и позовите к себе вашего питомца - вот и все обучение. Только не увлекайтесь на первых порах глубиной и расстоянием - все придет в свое время. Мыть с мылом малыша (да и взрослую собаку), как я уже говорил, рекомендуется не чаще одного раза в 3 месяца, за исключением тех случаев, когда он вне всяких графиков где-то испачкается. А вот купания на открытом воздухе, да еще в жаркую погоду, следует практиковать ежедневно, а то и два-три раза в день - все зависит
от ваших возможностей, погоды и желаний щенка. Помните: только и только принуждение - один из худших методов дрессировки, оно, во-первых, не поможет вырастить из малыша отличного пловца и, во-вторых, может даже отбить у молодой собаки желание идти в воду.
А теперь о подаче с воды. Поноску надо бросать обязательно против ветра, чтобы собака, отыскивая ее, могла пользоваться чутьем. Поскольку крыло птицы забросить против ветра далеко на воду трудно, лучше взять небольшую палку или нетонущую резиновую игрушку. По мере роста щенка поноску нужно увеличивать. Вначале забрасывайте ее недалеко от берега, а затем (постепенно) подальше. Посылая собаку в воду, командуйте «Подай!», а хорошее исполнение приема поощряйте лакомством. Случайно попавшие под руку предметы для подачи не годятся: палки всегда грязные, с сучками или даже гвоздями, они могут стать причиной заражения собаки или, поранив ей рот, послужить поводом для отказа подавать. Захватите с собой привычную для собаки поноску - она занимает не так уж много места. Это условие очень важно, если вы бросаете поноску в заросли, - оставшийся на ней запах ваших рук позволит щенку, пользуясь чутьем, быстрее ее отыскивать, а не хватать первые попавшиеся листья, прутья и т. п.
Когда спаниель начнет хорошо подавать с воды, можете перейти к следующему этапу - обучению нырять. Некоторые собаки ныряют сами, без какой-либо специальной дрессировки; с иными же надо пройти упражнения, помогающие выработать этот навык. Возьмите гладко, до белизны, оструганную палочку и, подойдя к водоему, заставьте собаку подать ее с воды раза два-три. Затем привяжите к палочке груз (полоску свинца,
камешек) и бросайте ее у самого берега в прозрачную воду, чтобы собака видела поноску на дне и могла ее взять, слегка окунув морду. Постепенно (!) увеличивайте дальность заброса, не забывая при этом, что палочка должна обязательно оставаться светлой, так как на глубине ее будет видно все хуже. Этим способом достигают того, что собака перестает бояться глубины.
Правда, насчет белизны палочки есть и другие мнения. Известны случаи, когда охотник бросал в воду камешек с отметиной, посылал за ним собаку, и она каким-то пока непостижимым для нас образом на глубине находила именно его, хотя на дне водоема были и другие почти точно такие же камешки. Но рекомендую все же упражнение для ныряния собаки проводить вначале со светлой палочкой.
Посылая собаку в воду, не забывайте снимать ошейник: плавая и ныряя, она может зацепиться им за корневище осоки, корягу и захлебнуться. Хочу предупредить вас, что нельзя обучать щенка подаче в присутствии другой собаки, которая может покусать ученика, не научив, а отучив его подавать.
Можно попробовать обучить спаниеля докладывать о найденной дичи. Это очень пригодится при охоте в лесу, когда не видно, нашла собака дичь или нет. Но, прежде чем приучать питомца к докладу в охотничьих угодьях, нужно предварительно подрессоривать щенка в домашних условиях.

Прежде всего он должен как можно лучше усвоить, что брать пищу без вашего разрешения он не может. Вначале упражнение о докладе отрабатывайте в квартире, а потом занятия переносите во двор, на улицу. Спрячьте где-нибудь, скажем, кусочек сыра (хорошо пахнет!) и командой «Ищи!» пошлите щенка разыскивать его. Как правило, лакомство малыш находит быстро и, если приучен не трогать еду без команды, начинает
нетерпеливо поскуливать. А вы в это время отвернитесь (во время дрессировки уходите в другую комнату), как будто не обращаете внимания на происходящее. Нетерпеливому, но дисциплинированному щенку не останется ничего другого, как подбежать к вам и всем своим видом показать, что он нашел кусочек и просит разрешения взять его. Вот тут-то и надо сказать «Взять!». Повторяя эту игру-дрессировку несколько раз в день, можно добиться того, что собака обязательно будет докладывать о найденном лакомстве.
Это азы обучения щенка - делать анонс о найденном предмете, а более подробно об обучении собаки докладывать охотнику о найденной дичи мы поговорим немного позже, когда пойдет речь о натаске.

А еще вот что я вам посоветую: приучите своего питомца спокойно сидеть в рюкзаке. На первых порах просто расстелите развязанный рюкзак на матрасике, положите на него засыпающего щенка и не тревожьте его. Привыкнув к новой для него подстилке, малыш оченьскоро перестанет обращать на рюкзак внимание. Теперь можно и прикрыть его одной из сторон вещмешка. Для собаки опять же сплошные удобства - тепло и уютно.
Через некоторое время можно будет пригласить щенков рюкзак во время игры, удерживая собаку в нем и угощая лакомыми кусочками. Постепенно верх рюкзака затягивайте все плотнее и плотнее, а в это время поглаживайте сидящего внутри ученика, ласково разговаривая с ним. Только не забудьте в полотне рюкзака по бокам проделать побольше дырочек, чтобы собаке вполне хватало воздуха. Окончательно она подружится с рюкзаком. когда поймет, что он связан с поездкой в поле на охоту или натаску. Несколько таких поездок - и сметливый спаниель будет сам забираться в рюкзак. У меня было
два спаниеля, и когда я снимал рюкзак с полки и расстилал его на полу, то собаки лаяли друг на друга, оспаривая право залезть в него, - чего не вытерпишь и не перенесешь ради охоты! На первый взгляд приучение спаниеля к рюкзаку может показаться излишним баловством, циркачеством. Ничего подобного. Приучив собаку спокойно сидеть в этом мешке, вы не один раз помянете меня добрым словом, когда придется ехать из одного
конца города в другой, например, в троллейбусе, автобусе или даже в метро.

Последние советы. Отрабатывая приемы, не обязательно их впоследствии отдавать только голосом, можно приказывать и свистком или жестами. Но, прежде чем перейти к командам сигналами, надо вначале голосом обучить щенка выполнять тот или иной прием, а затем уже переходить к свистку или жестам. Каждый охотник может сам выбрать жесты и сочетание длинных и коротких звуков свистка. Важно, чтобы они были четкими и
легко запоминающимися. Например, для усаживания собаки на расстоянии можете поднять руку вверх или коротко свистнуть один раз в свисток; для подзыва к себе (команда «Ко мне!») руку поднимите в сторону на уровне плеча или дайте ряд коротких свистков и т. п. Приучая собаку садиться по жесту, подайте команду «Сидеть!» и тут же поднимите руку вверх. Постепенно, по мере усвоения того или иного сигнала, переходите
только на него и лишь в том случае, если собака не среагировала на свисток или жест, не мешкая, подкрепите сигнал голосом, да построже.
Дома приучать щенка к звуку выстрела не нужно. Это лучше всего сделать на охоте или во время натаски, когда спаниель будет увлечен запахом дичи и может даже не обратить внимания на выстрел. Бывает, что молодые собаководы по неопытности берут на охоту маленького щенка, усаживают его в лодку, и над головой малыша начинают звучать громоподобные выстрелы. Таким образом можно навсегда испортить собаку, сделать
ее непригодной для охоты, так как она будет поджимать хвост и убегать даже при одном виде ружья.
Вот, пожалуй, и все, что я хотел рассказать о домашней дрессировке щенка, который за время занятий с ним уже вырос в молодую красивую собаку, и пора приниматься за ее натаску.



Рассказать друзьям