Языческие обряды на Руси: обычаи и ритуалы славян.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Очень часто люди, только начинающие интересоваться Родной Верой и историей Славянской, Русской земли, ее обрядов, традиций и ритуалов, сталкиваются с проблемой восприятия информации о язычестве ввиду трудной для осознания терминологии и научных споров, исследований, таблиц. Мы же постараемся кратко и просто, своими словами объяснить – как и почему возникли славянские верования и древние языческие традиции, какой смысл они несут, что происходит в процессе каждого ритуала и почему его выполняют.

Самые важные события у каждого человека имеют свою точку. Наиболее главные для него, его Предков и Потомков – это рождение, создание семьи и смерть. К тому же именно с этими ситуациями связан самый частый вопрос: откуда такое сходство языческих обрядов и славянских ритуалов с христианскими? Поэтому ниже мы рассмотрим и сравним именно их.

Славянские обряды рождения и имянаречения

Рождение ребенка с помощью повивальных бабок или без них являлось важным славянским обрядом. К нему старались подойти со всей тщательностью и принять из чрева Матери Дитя Рода, показать и обустроить его жизнь в Яви правильно. Пуповина ребенка обрывалась только специальными предметами, символизирующими его пол и назначение. Языческий ритуал рождения мальчика подразумевал перерезание пуповины на стреле, топорище или просто охотничьим ножом, появление на свет девочки и вхождение ее в Семью требовало проведение следующего славянского обряда – перерезания пуповины на веретене или на широкой тарелке. Все это делалось Предками, чтобы с первых минут дать понять детям свои обязанности и прикоснуться к Ремеслу.

Древние славяне при рождении ребенка не проводили популярный ныне, но трансформированный под привязку человека к христианскому эгрегору обряд крещения – имянаречения, Языческие традиции позволяли дать детям только Прозвища, то есть известные всем имена. До 12 лет, а потом и далее могли называть его так, ребенок ходил под этим прозвищем и был защищен от сглазов и наветов.

Настоящим же именем называли его при совершении славянского обряда имянаречения. Языческие Жрецы, Волхвы, Ведуны или просто Старшие Рода – называйте как хотите, призывали ребенка к себе и начинали ритуал. В проточной воде они посвящали его как Потомка Богов Родных, окуная несколько раз в реку с головой и, наконец – тихонько сообщали ему посланное Богами Имя.

Славянский свадебный обряд

Славянский свадебный обряд на самом деле включает в себя множество ритуалов и традиций, языческие корни многих из которых остались в современности до сих пор. Обычно свадебные действия продолжались в течение года и начинались со Сватовства – прошение согласия девушки на создание семьи с женихом.

Далее проводились Смотрины – знакомство двух соединяющих свои Рода в Единый славянских семей. После удачного их прохождения проходило Обручение – заключительный этап сватовства, где руки будущих молодоженов связывали в знак крепости и нерушимости союза. Узнав о том, подруги и други молодых начинали обряд Венкоплетения для создающейся семьи и позже возлагали их на головы жениха и невесты. Далее организовывались и проводились веселые Девичники и Молодецкие вечера. Для прощания виновников торжества с родителями перед созданием новой проводили еще один языческий обряд – Сажень.

Далее начиналась непосредственная подготовка к языческой свадьбе и сам славянский обряд соединения двух Судеб в единый Род:

  • Умывание молодых отварами целебных трав для очищения их от наносного перед созданием семьи.
  • Одевание молодой дружками и сватьюшками в новые славянские рубахи со специальной символикой для проведения свадебного обряда.
  • Бгание – готовка караваев различных видов. Восточные славяне при проведении свадебного обряда соединения Судеб выпекали круглый каравай как символ ладной и сытной жизни без углов и препятствий.
  • Запросины – официальное обрядовое приглашение на свадебный ритуал и празднование родственников, знакомых и друзей жениха и невесты.
  • Выпроваживание молодого из семьи матерью для создания новой из дома жениха в дом суженой, а потом в их новый Общий дом.
  • Выкуп за невесту – символические попытки удержать молодую от замужества и решительные действия жениха по устранению этих препятствий. Выкупов на протяжении всей церемонии было несколько, и заканчивались они свадебным Пропоем.
  • Посад – ритуальное распределение мест в Семье и роли каждого: молодоженов и их Родственников, обмен дарами и скрепление Союза Родов.
  • Покрытие – невесту расплетали или вообще отрезали косу как символ привязки к Старому и покрывали ее голову платком – очипком, иначе – чепцом. С той поры девушка становилась женой.

После самого древнего свадебного обряда с надеванием колец со славянской обережной символикой – Свадебником начинали следующие языческие ритуалы:

  • Посаг (приданое) – передача Родителями Невесты приДаного для создания новой семьи и Рода. Все : от полотенец до кухонной утвари начинали собираться еще с рождения девочки.
  • Комора – цикл обрядов первой брачной ночи и проверка невесты на Чистоты и Девственность перед Родами с обеих сторон, заРождение новой Семьи.
  • Калачины, Сватины, Гостины – языческие традиции угощения и благодарения Родственников, Братьев и Сестриц по Духу и Сердцу – торжественные пиры и подарки со всех сторон молодоженам и ими для всех пришедших поЗдравить.

Славянский погребальный обряд

Древние языческие обряды погребения славян включали в себя обычай сожжения умершего. Это делалось, чтобы тело не мешало душе человека отправиться в Навь и начать там новую жизнь, ждать следующего воплощения в Круговороте Природы и возвратиться в Явь в новом обличье. При начале славянского погребального обряда на Древней Руси подготавливали лодку для переправления покойника через реку Смородину в другой Мир. На ней устанавливали Краду – костер из бревен, окруженный снопами травы или просто сухими ветками, в него помещали тело и дары Навьим Богам. Сила Крады – Жертвенного Огня отжигала привязки умершего с Явьим Миром, а пуск по реке уже зажженной лодке на закате дня, чтобы лунный свет указал верную дорогу, сопровождался всеобщими последними словами Памяти о Предке и Брате Славянском.

В регионах, где похороны с использованием проточной воды были недоступны ввиду засушливости территории, этот древний славянский обряд погребения был немного изменен. Полученный пепел собирали в горшок и хоронили в курганах. Часто туда клали и личные вещи умершего, чтобы в Нави он мог обустроить комфортный быт. У восточных славян до насильственного обращения в христианскую веру и настояний следовать их правилам, сохранялась и следующая интересная традиция. После ритуала сожжения и сбора праха горшок ставился на высокий столб на дорожном перекрестке Судеб и накрывался домовиной – специально смастеренным для этого деревянным домиком. Таким образом, к умершему могли придти попрощаться и оставить помин, а также он попадал в Навье Царство, где мог выбрать свой дальнейший путь ВозРождения.

После всех видов вышеперечисленных языческих обрядов похорон древние славяне устраивали тризну – пир в помин усопшего и ритуальные бои, символизирующие битву с Трехголовым Змеем на Калиновом Мосту за возможность покойному выбрать свой путь, тем самым, помогая ему дойти до своего нового места жительства.

Тризна как способ почтения Предков Рода проводилась и в специальные календарные даты поминовения усопших: Красную Горку, Родоницу и в другие древние славянские праздники. Как видно из описания древнего языческого обряда погребения славянина – делалось все возможное для облегчения его Дальнейшего Пути, появление же плакальщиц как традиции многие трактуют как навязывание христианством своих догм и попытки сделать уход человека из Яви наиболее трудным и долгим, привязать его к живым Родным и внушить чувство вины.

Календарные праздники и обряды на Руси: весенние, зимние, летние и осенние

Самые главные календарные языческие праздники и славянские обряды в этот день проводились согласно Коло Года: в даты Солнцестояния и Равноденствия. Эти поворотные точки значили большую роль в жизни славян, так как оповещали о начале нового ПриРодного сезона и прохождении ПредИдущего, давали возможность задать хорошее Начало и получить желаемый результат: собрать щедрый урожай, получить богатый приплод, построить дом и т.д.

Такими календарными зимними, весенними, летними и осенними праздниками древних славян с важнейшими обрядами засева, сбора урожая и другими ритуалами являются и являлись:

  • Весеннее равноденствие 19-25 марта – Комоедицы или Масленица, Великдень
  • Летнее солнцестояние 19-25 июня – Купала
  • Осеннее равноденствие 19-25 сентября – Радогощь
  • Зимнее солнцестояние 19-25 декабря – Карачун

Описание этих древних языческих праздников и славянских обрядов или ритуалов, проводимых на Руси в эти и другие сильные дни при Движении Коло Года, вы можете прочитать в нашем .

Принесение треб как языческий обряд благодарности Родным Богам: что это такое

Отдельное внимание стоит уделить Требам Родным Богам перед проведением славянского обряда, в процессе проведения ритуала или наступлении календарного праздника в честь кого-либо из Покровителей. Подарки от чистого сердца и с душевной благодарностью Богам славянского Пантеона приносились обязательно – они могли быть любой цены, так как достаток каждой славянской семьи был разным, но должны были выражать почтение Роду и хранителям Яви, Нави и Прави. Местом их подношения были Капища и Храмы в которых располагались чуры Богов и Богинь, а также Алтари.

Очень часто требы приносили на ПриРоде при совершении ритуальных языческих действий славянами и славлении того или иного Покровителя в его персональный праздник, а также при активации амулетов и . В наши дни сохранилось мало исконно древних славянских обрядов преподнесения треб и обращения к Богам, поэтому Ведуны и Волхвы советуют многим при проведении обряда просто общаться с Родными, как с Родичами – с искренностью и вежливостью, с пониманием важности своей роли как Потомка Земли Русской и Продолжателя Славянского Рода. Если просимое действительно важно и нужно, если вы имеете Право – Боги обязательно помогут и встанут на защиту.

Просмотры: 6 187

Современный мир почти лишен ритуалов — по крайней мере в том виде, как мы традиционно их себе представляем. Те, что остались — например, ритуалы, которые вращаются вокруг праздников, в значительной степени потеряли свою силу и чаще всего не несут в себе никакого содержания, кроме заученного повторения. Тем не менее каждая культура в любой части мира в какой-то момент своего развития представляла собой сложную систему ритуалов и обрядов. Ритуалы были своего рода социальной технологией. Этот механизм мог решать проблемы, менять статус и приносить ощутимые результаты. На протяжении тысячелетий они использовались для того, чтобы проявлять и выражать эмоции, строить свою личную идентичность и идентичность племени или народа. Они несли эффект преобразования, помогали навести порядок в хаосе и ориентироваться в пространстве и времени. Ритуалы были смыслом жизни, тем тяжелее нам приходится сейчас, когда мы лишены правил, которые можно применять к различным ситуациям.

Что такое ритуал?

Профессор Кэтрин Белл, исследователь ритуалов и автор монографии, написанной по этому поводу, определяет ритуал, как «привычное действие, усвоенное настолько, что первопричина его может быть забыта». Самый простой пример ритуала — рукопожатие при встрече. Нет никакой реальной причины, почему захват чужой руки и встряхивание обязаны сопутствовать знакомству. Этот жест настолько укоренился в сознании, что мы даже не думаем о том, что можно с успехом заменить рукопожатие обычным кивком головы или парой приветственных слов.

С другой стороны, укоренившаяся привычка мыть руки, придя с улицы, не является ритуалом, так как существует четкое фактическое отношение между действием и желаемым результатом. Но и эта гигиеническая процедура способна стать ритуальной, например, в том случае, когда священник смачивает руки в купели для крещения. Этот жест является исключительно символичным, и именно символичность определяет суть ритуала.

Шесть неотъемлемых атрибутов ритуалов

Формализм. Это свойство кроется в количестве вариантов поведения, приемлемых в той или иной ситуации. Например, вылазка на шашлыки имеет очень случайный характер и вести себя там можно как угодно, не учитывая никаких правил. В то же время, званый ужин уже имеет ряд формальных правил, которые нельзя игнорировать. Таким образом, ритуал характеризует наличие моделей поведения, от которых нельзя отступать.

Традиционализм. Ритуалы очень часто складывались как деятельность, основанная на ценностях и поведении, которые были актуальны в момент создания. Эта связь с прошлым наполняет ритуал сакральным смыслом и обеспечивает участника чувством уверенности, за счет непрерывности традиции.

Дисциплина . Часто рассматривается как одна из наиболее определяющих черт ритуала. Этот признак можно охарактеризовать следующим образом: «дисциплинированный набор действий, с точным повторением и тщательным контролем». Для демонстрации признака можно вспомнить строй солдат на параде, когда каждый из участников имеет конкретный сценарий, из множества которых складывается общее действие.

Правила управления. Любой ритуал определяется набором правил. Профессиональный спорт — пример деятельности, которая может быть оценена как ритуал, так как правила четко регламентируют действия участников. Игра вообще имеет очень много общего с ритуалом, в то же время не имея собственной сакральности.

Сакральная символика. Ритуал может использовать повседневные и специальные предметы, задействовать определенные части тела, изображения и превращать их в нечто особенное и даже святое. Их сакральность указывает на нечто большее, чем простой набор функций предмета, тем самым придавая им абстрактную ценность. Так, ладан для церкви будет явным признаком ритуальной деятельности, в то время как благовония для дома ими являться не будут.

Аудитория. Ритуал во всех проявлениях имеет определенного зрителя. Это может быть бог, группа людей или сам человек, совершающий действие. Так ритуал приобретает определенные театральные черты, становится своего рода драмой, которая разыгрывается по известному сценарию.

Чем больше характерных признаков имеет поведение / событие / ситуация, тем сильнее оно противопоставляется хаосу повседневной жизни.

Масштаб ритуала не ограничен ничем. Они могут быть большими или маленькими, частными или государственными, личными или социальными, религиозными или светскими. Похороны, свадьбы, президентские инаугурации, церковные службы, крестины, братские посвящения, и племенные обряды — все это ритуалы. Рукопожатия, поздравления, приветствия и прощания, обеденный этикет и даже подготовка ко сну — все это может стать ритуалом, приобретя описанный выше набор признаков.

Куда уходят ритуалы?

Во многих традиционных обществах почти каждый аспект жизни был ритуализован. Куда же исчезли ритуалы в современной культуре? Культурологи называют просвещение главным врагом ритуального сознания. Осознание первопричин событий и повышение общего уровня образования привели к тому, что многие традиционные действия исчезли и десакрализовались. Во многом этому способствовало и уменьшение религиозности в обществе. Волшебная эффективность обрядов, таких как вкушение «плоти» и «крови» Христа или крещения, осозналась носителями как исключительно символичная. Тем не менее всплески религиозности и как следствие — ритуалов, наблюдаются по сей день в сложные моменты жизни, такие как война, стихийные бедствия или катастрофы.


Культурная ценность ритуала окончательно упала во второй половине двадцатого века, когда на первый план вышли личные свободы и индивидуальная ответственность. Сохранилась лишь одна из функций обрядов — идентификация принадлежности к определенной группе людей, народу или культуре.

Современные ритуалы

Процесс замещения старых ритуалов новыми идет непрерывно. Признаки обряда приобретают новые действия. Так, просмотр футбольного матча с пивом в компании друзей, можно назвать ритуалом нового типа, в котором есть все необходимые признаки. Точно также, утренняя зарядка может стать личным ритуалом, имеющим сакральное значение для конкретного человека. Почти все официальные мероприятия можно причислить к разряду ритуалов. Так, например, церемония вручения Оскара имеет все признаки обряда, и именно эта традиционность особенно ценится зрителями. Тем не менее полноценным ритуалом действие можно назвать лишь тогда, когда его формальность направлена на улучшение качества действия или его осмысление. Например, так происходит в разнообразных субкультурах, где погружение в формальность и традиции означает степень посвящения.

Несмотря на общий упадок ценности ритуалов, нельзя отрицать, что это та форма проявления культуры, которая ведет к упорядочиванию и структурированию человеческой жизни. Магия ритуала способна сделать очень и очень многое, не требуя взамен сиюминутного результата. Заведите себе пару небольших личных ритуалов и, возможно, это станет базой для более масштабных действий по улучшению жизни.

Ритуал – «(от лат. ritualis - обрядовый, от ritus - религиозный обряд, торжественная церемония) одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишённая какого-либо утилитарного или самоценного значения» .

Важность ритуала была осознана еще на самых ранних этапах развития цивилизации и человеческого общества. Без ритуалов инициации невозможно представить себе жизнь древнейших племен и некоторых современных малоразвитых обществ. Таинство родов, достижение мальчиками 7-летнего возраста, а потом юношеского, переход девушки в статус невесты, становление главы семьи, племени или рода, смерть человека, обряд захоронения – все эти архетипические события сопровождались определенными ритуалами, несущими важный трансформационный смысл. До ритуала и после были совершенно разные реальности, но важным фоном любого ритуала была вписанность в систему общественных отношений. Смысл ритуалов – в упорядочении жизни, возможности внести в нее иное, неявное, архетипическое значение. Лишенные утилитарной функции, ритуалы ценны как вехи психологической жизни общества.

Сегодня, после революций, войн и потрясений, ниспровержения религиозных ценностей ритуал оказался вытесненным из жизни общества в своей классической форме – как таинство. Он сохранился в жизни религиозных сообществ и отдельных народностей. Но если взять среднестатистического европейца, то его жизнь бедна классическими ритуалами. Однако, потребность в них столь сильна, что человек привнес новые ритуалы в свою повседневность. Они не столь символичны, лишены помпезного сопровождения и осуществления, но, изменив форму, все еще продолжают существовать и даже активно влиять на повседневную жизнь.

Ритуальная природа Персоны

Интересными ритуалами сопровождается самая насущная тема – отношения противоположных полов. Издавна на Руси костюмы девушки и замужней женщины имели принципиальные различия (вплоть до разности орнамента вышивки), но сегодня они сглаживаются: и девушки, и женщины могут носить футболки, джинсы, откровенные платья и любые другие наряды, стирающие отличия в их статусе. Однако, если женщина или девушка идет на свидание, сознательно или бессознательно наступает преображение: платье, каблуки, бижутерия, косметика – любое существо женского пола знает, что особенно ценят мужчины. Если раньше украшения нередко имели сакральную символику, отгоняли злых духов, свидетельствовали об уровне благосостояния родителей невесты, то сегодня они используются для привлечения внимания и проявления оригинального вкуса.

Специальный наряд, предназначенный для свидания, сигнализирует о том, что женщина готова к отношениям и заинтересована в них, она нуждается в мужском восхищении, и при правильном поведении мужчины возможно продолжение свидания. По сути, внешнее преображение – это система невербальных сигналов, которые безошибочно угадываются мужчинами. Если рассмотреть ритуалы, связанные с одеждой, в других областях человеческих отношений (дресс-код, форма, одежда для праздничных случаев), то в любом случае можно выйти на ее архетипическую функцию.

Сакральный смысл еды

Издревле важные ритуалы были связаны с приемом пищи – например, рядом с умершим клали воду или что-то из пищи «в дорогу», свадьба не мыслилась без обильного угощения, которое имело целью не только сытно накормить присутствующих, но и несло смысл объединения двух родов, выражения доверия (отказ от еды в доме хозяина часто принимался как выражение неуважения, агрессии, угрозы). Сакральное значение еды – именно в выражении любовных или доверительных отношений, закреплении их совместным актом принятия пищи. И сегодня эта традиция не исчезла: часто мужчина приглашает женщину в кафе или ресторан. Совместное принятие пищи сближает, позволяет лучше узнать человека, закрепляет союз. В каких-то странах женщина предпочитает платить за себя сама – этим выражается ее независимость от партнера и некоторое дистанцирование. В славянских странах принято, чтобы мужчина расплачивался за совместную трапезу, и тогда его влияние усиливается – тем самым, женщина подпускает его ближе к себе.

Подарки как ритуальное действо

Мы помним легенду о дарах волхвов (во многих культурах есть феи-дарительницы) – с этим связана традиция дарения в дни рождения человека. Принесение даров – это еще одна древняя ритуальная традиция, распространенная практически во всех известных культурах. В древности принесение в жертву использовалось для своеобразного обмена материальной вещи (или живого существа) на благодать, защиту от верховного гнева, неприкосновенность племени. Сегодня эта архетипическая модель работает в самых разных областях: мужчина дарит женщине подарки и цветы, сигнализируя тем самым о своей заинтересованности и, если женщина принимает дары, она принимает обмен и соглашается сопровождать этого мужчину. Принцип «отдать – принять» работает и в заключении свадеб (приданое, выкуп, калым за невесту или, наоборот, родители невесты могут платить жениху). Если жених вносит выкуп – он фактически «покупает» невесту у родителей, заявляя на нее свои права. Если платят родители невесты – они вносят залог того, что дальнейшую жизнь жену будет содержать муж (и тогда это тоже передача полномочий). В разных культурах приняты разные традиции, но суть архетипической модели не меняется – материальное приносится в обмен на нематериальное.

Ритуальный союз мужчины и женщины

Если на Руси издавна свадебный ритуал имел свои этапы – до заключения брака (венчания), непосредственно бракосочетание, период после свадьбы – то сегодня они претерпели некоторые изменения. Люди сами придумывают собственные ритуалы (например, сделать предложение на яхте, перед прыжком с парашютом, в необычном месте), но суть ритуала остается прежней: используется система вербальных и невербальных сигналов, направленных на то, чтобы акцентировать архетипическое событие, придать ему важности и значимости. До сих пор, делая предложение, мужчина преподносит избраннице кольцо – символ самости, гармонии, завершенности. Кольцо на невербальном уровне означает решение остаться с этим человеком до конца своих дней, необратимость выбора. Обмен кольцами молодоженов – это принятие своеобразной «метки» об изменении статуса, оно сопровождается клятвой в любви и верности. Круговая структура кольца имеет еще один символический смысл – повторяемость, нелинейность времени. То есть, супруги клянутся быть вместе в вечности, в коловращении любых событий жизни. У них одинаковые кольца, которые относят их к одной природе, единому целому. Что характерно, предлагается, что они заявляют об этом прилюдно – то есть, в обряде свадьбы ярко ощущается именно социальная природа.

В любом случае, природа ритуала остается выражением социальных отношений. Важно транслировать миру и обществу новый статус человека, подразумевающий обретение им новых качеств. Конечно, мы сейчас современны, амбициозны, активны, креативны. Но на каком-то глубинном уровне сохраняется потребность в архетипическом переживании через ритуал – это важное свойство психики, несущее, в том числе, терапевтический потенциал.

Литература
  • 1. Ритуал// Философская энциклопедия. Электронный ресурс. Режим доступа: https://goo.gl/Wi2C3P Дата доступа – 19.03.2017.
  • 2. Элиаде, М. Мифы, сновидения, мистерии - Киев: Рефл-бук, Ваклер, 1996.
  • 3. Топоров, В. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. Москва: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1995.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Старорусские обряды берут свое начало во времена язычества. Даже христианство не смогло разрушить их силу. Многие традиции дошли до наших времен.

Как появились старорусские обряды

Самые важные старорусские обряды связанны со стихийными силами, а точнее с их природной мистической стороной. Основой жизни каждого крестьянина был тяжелый земельный труд, поэтому большинство традиций были связаны с задабриванием дождя, солнца и урожая.

Во времена года применяли определенное количество направленных на улучшение урожая и защиты скота. Среди важнейших таинств на первом месте находится крещение и причастие.

Колядование – это ритуал рождественских праздников, в процессе которого, участники обряда получают угощения за исполнение специальных песен в домах родственников и знакомых. Считалось, что в святки, солнце получает огромное количество энергии для пробуждения земли и природу.

Сейчас колядование осталось традицией, связанной со славянской историей, как в Украине, так и в Беларуси. Одной из составляющих ритуала считают гадание. Многие специалисты мистической сферы утверждают, что в этот период можно получить самые точные предсказания.

Конец марта считается периодом равноденствия, в который проводят масленичные обряды. Как олицетворение языческого бога Ярило, традиционным блюдом данного праздника считаются блины.

Ни одна Масленица не будет считаться полноценной без сжигания чучела в последний день празднования. Кукла символизирует окончание лютых холодов и приход весны. В конце сожжения Масленица передает свою энергию полям, даря им плодородие.

В мифологии его считают могущественным божеством, связанным с поклонением силе Солнца. В ранние времена его проводили в день летнего солнцестояния, но со временем связали с днем рождения Иоана Крестителя. Все ритуальные действия происходят в ночное время.

Символом обряда считаются цветочные венки, которые используют для гадания. В этот день незамужние девушки пускают по реке свой венок, чтобы с его помощью найти суженного.

Существует поверье, что в эту ночь распускается редкий цветок папоротника, указывая на древние сокровища и клады. Однако простому человеку найти его практически невозможно. Неизменной частью праздника стали песнопения, хороводы вокруг костра и перепрыгивание через огонь. Это способствует очищению от негатива и улучшению здоровья. Кроме того проводятся отдельные .

Среди всевозможных древних обычаев, можно наткнуться на достаточно странные и непонятные обряды:

  • Снохачество

Так называлась интимные отношения между свекром и женой сына. Официально это не одобрялось и считалось небольшим грехом. Отцы старались отправить своих сыновей под любым предлогом на долгое время, чтобы сноха не имела возможности отказаться. В наше время с такими вещами разбираются правоохранительные органы, а в те времена жаловаться было некому.

  • Свальный грех

Сейчас этот грех можно наблюдать в специальных фильмах немецкого производства, а много лет назад его устраивали в русских селах на . После традиционных действий пары уходили искать цветы папоротника. Но это был лишь повод уединиться, и предаться плотским утехам.

  • Гаски

Обычай известен со слов путешественника Рокколини. Все молодые люди деревни сходились в один дом, пели песни и плясали под лучины. Когда свет гас, все начинали придаваться плотским утехам с первым попавшимся под руку. Участвовал ли в таком обряде сам путешественник неизвестно.

  • Перепекание

Обряд использовали в случаи рождения недоношенного ребенка в семье. Если организм матери не смог дать нужной силы младенцу, то его следовало перепечь. Новорожденного укутывали в пресное тесто, оставляя один носик, и выпекали, проговаривая специальные слова. Конечно же, печь должна быть теплой, затем сверток выкладывали на стол. Считалось, это очищает малыша от болезней.

  • Пуганее беременных

Наши предки очень трепетно относились к родам. Они верили, что во время беременности, ребенок переходит тяжелый путь к миру живых. Сам процесс рождения очень сложен, а повитухи делали его еще тяжелее. Возле роженицы громко тарахтели и стреляли, чтобы с испугом матери ребенку было легче выходить на свет.

  • Солонование

Помимо Руси, такой ритуал проводили во Франции и Англии. Он предусматривал добавление силы детям от соли. Ребенка полностью натирали солью и укутывали в ткань, более зажиточные люди закапывали в неё полностью. С ребенка могла слезть вся кожа, но вместе с этим он становился здоровее.

  • Обряд мертвеца

По иному, этот ритуал называют свадьбой. В древние времена белое платье и фату считали погребальной одеждой. Женитьба ассоциируется с новым рождением женщины, но для нового рождения нужно умереть. Отсюда идет поверье, что невесту нужно оплакивать как покойницу. Жених при передаче выкупа, как бы искал её в мире мертвых и выводил на свет. Подруги невесты выступали как стражи загробного мира.

Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних Матюхина Юлия Алексеевна

Современные ритуалы

Современные ритуалы

В современном обществе есть свои ритуалы, сопровождающие человека всю его жизнь. Ученые считают, что ритуалы нашего времени можно условно разделить на 3 группы.

1. Традиционные ритуалы и обряды, дошедшие до нас из глубины веков.

2. Религиозные обряды.

3. Магические обряды, сопровождающие сеансы белых и черных магов, а также всевозможных целителей, и народные суеверия.

Первая группа ритуалов наиболее многочисленна и понятна всем. В нее входят ритуалы, известные каждому человеку, начиная с рождения и до самой смерти. Встали утром, пошли умываться или включили чайник (компьютер, тостер, телевизор), оделись, вышли на улицу, поехали на работу и т. д. Все привычные нам дела – это и есть каждодневные ритуалы, совершаемые нами машинально. Некоторые из них более значительны и связаны с древними обычаями наших предков. Можно назвать несколько самых распространенных в нашей жизни ритуалов «со значением»:

– пеленание младенца-мальчика в голубые одеяла и пеленки, а девочки – в розовые;

– наречение новорожденного именем;

– ежегодные празднования дня рождения;

– отмечание всевозможных праздников;

– ритуалы гостеприимства;

– особые правила поведения, речи, общения, одежды, в которых также легко узнаются ритуалы;

– свадьбы, поминки.

Если внимательно проанализировать любой ритуал, то можно довольно легко найти его корни в глубине веков. То, что мы делаем сегодня, совершенно не задумываясь, скорее всего, делали и наши далекие предки, только на другом этапе развития цивилизации. Так, например, приглашаем в дом гостей мы не только для развлечения, но и с тем чтобы сохранять с друзьями хорошие отношения, совершенно необходимые для нормальной жизни, и избежать порчи. Ритуал чоканья тоже древний: язычники специально соприкасались наполненными чашами, чтобы ритуальное питье смешивалось и обладало магической силой. В Средние века в связи с распространенным обычаем подсыпать друг другу отраву феодалы непременно старались как можно сильнее стукнуться своим бокалом о бокал соперника, чтобы часть вина перелилась в его бокал.

Праздник 8-го Марта с почитанием женщин ведет свою историю не со времен Клары Цеткин, как принято считать, а уходит корнями в гораздо более далекие эпохи. Еще в Древнем Риме в первые числа марта устраивались празднества с почитанием богинь и женщин вообще.

Горящие свечи на именинном пироге – тоже ритуал древний. Горящий огонь считался очистительным и особенно полезным в день рождения человека.

Множество обрядов связано с ритуальным очищением: с древних времен было принято мыться перед любым значительным событием и после него, чтобы «очиститься» от повседневных забот. Каждый народ создал свой тип бани, мытье в которой, а также сопутствующие этому действу предметы имели огромное ритуальное значение.

Из книги Книга 16. Каббалистический форум (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Из книги КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ. Книга 16(старое издание). автора Лайтман Михаэль

Ордена и ритуалы В мире существует много различных Орденов, использующих магию, что так или иначе, идейно или ритуально, связано с Каббалой. Эти обряды имеют влияние на мир?Никак с Каббалой это не связано. Даже представить себе невозможно, сколько в мире верований, религий,

Из книги Суть науки Каббала. Том 1(продолжение) автора Лайтман Михаэль

Из книги Суть науки Каббала. Том 2 автора Лайтман Михаэль

6. Наука Каббала и современные науки 6.1 Наука Каббала и современные науки. Урок 1 6.1.1Истинность критерия ценности науки Ценность любой науки в мире определяется ценностью ее предназначения. Поэтому не существует науки, не имеющей цели.Все науки в нашем мире возникли

Из книги Суть науки Каббала. Том 2(первоначальный проект продолжения) автора Лайтман Михаэль

6. Наука Каббала и современные науки 6.1 Наука Каббала и современные науки. Урок 1 6.1.1Истинность критерия ценности науки Ценность любой науки в мире определяется ценностью ее предназначения. Поэтому не существует науки, не имеющей цели.Все науки в нашем мире возникли

Из книги Йога: бессмертие и свобода автора Элиаде Мирча

«ВНУТРЕННИЕ» РИТУАЛЫ Жертвоприношение довольно рано было уподоблено тапасу. Боги достигали бессмертия не только посредством жертвы, но и через аскетизм. В «Ригведе» (X, 167, 1) говорится о том, что Индра покорил небеса силой тапаса; подобные представления глубоко

Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн

Сельскохозяйственные ритуалы В хрониках церемониальный календарный цикл инков описывается как связанный в основном с сельским хозяйством, особенно с выращиванием маиса, но недавние исследования дают основания предполагать, что существовали также церемонии для защиты

Из книги Индейцы Северной Америки [Быт, религия, культура] автора Уайт Джон Мэнчип

Праздники и ритуалы Какие основные праздники и ритуалы отмечали и проводили индейцы как под открытым небом, так и под сенью своих святилищ?В первую очередь это были традиционные праздники, связанные с наиболее важными событиями в жизни каждого из членов племени.К

Из книги Майя. Быт, религия, культура автора Уитлок Ральф

Ритуалы Почти все церемонии майя требовали тщательных приготовлений. К ним помимо прочего относились пост и сексуальное воздержание. Невинность высоко ценилась, и этим, как полагают, объясняется большое количество принесенных в жертву детей, считавшихся «чистыми»

Из книги Финикийцы [Основатели Карфагена (litres)] автора Харден Дональд

Жрецы, ритуалы Все святилища и храмы нуждались в жрецах и других прислужниках. Надписи упоминают и жрецов и жриц и доказывают, что временами жречество было прерогативой отдельной семьи в течение нескольких поколений. Надпись на камне в Карфагене упоминает семнадцать

Из книги Ностальгия по истокам автора Элиаде Мирча

Из книги Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних автора Матюхина Юлия Алексеевна

Охотничьи ритуалы Охота у многих древнейших народов мира была основным источником пропитания, поэтому люди относились к ней как к священному действу. Нет ни одного народа древности, жившего в лесах, у которого не было бы многочисленных, во многом загадочных охотничьих

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

Воровские ритуалы Воры многих стран на протяжении нескольких столетий проводили странный ритуал: у покойника отрубали палец и с этим пальцем шли на дело. Считалось, что если обойти дом с пальцем в руках, то все уснут очень крепко и ничего не услышат. Другим воровским

Из книги Очерки сравнительного религиоведения автора Элиаде Мирча

Праздничные ритуалы Морские гребешкиЕжегодно во Франции в апреле проходит Фестиваль морских гребешков. Ритуал этого вкусного фестиваля состоит в том, что все желающие могут принять участие в ловле особых раковин, «сан-жаков». Сделать это не так-то просто. Моллюски

Из книги автора

Дьявольские ритуалы

Из книги автора

33. РИТУАЛЫ ВОСХОЖДЕНИЯ Со всеми этими мифами и верованиями связаны соответствующие конкретные ритуалы «вознесения» и «восхождения». Выбор и освящение места для жертвоприношения представляют собой некоторый процесс возвышения профанного пространства: «Воистину жрец,



Рассказать друзьям