Зависимость частоты сновидений от характера деятельности. Воздействие шума во время сна

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Все взрослые люди каждую ночь во время быстрого сна и частично во время медленного сна видят сновидения - не менее 4-6 раз. Субъективная длительность сновидений соответствует объективной длительности периода быстрого сна. Таким образом, суммарное время «просмотра» сновидений составляет 60-100 минут за ночь.

Как правило, у большинства людей отчеты о сновидениях в быстром сне более яркие, более сложные и фантастичные, более эмоционально окрашенные по сравнению со сновидениями в медленном сне, где преобладают рациональные и реалистические элементы, сходные с мышлением в бодрствовании. Главное же различие заключается в продолжительности сновидений - сновидения в быстром сне более длительны. Возможно поэтому, при пробуждении в период быстрого сна сновидения лучше запоминаются.

Показано, что степень эмоциональной окраски сновидений коррелирует с частотой сердечных сокращений и дыхания, величиной вазоконстрикции и выраженностью электрической активности кожи в последние минуты быстрого сна перед пробуждением.

Практически в 100% случаев сновидения включают в себя зрительные раздражители - образы, сцены. Слуховые раздражители проявляются, примерно, в 10% сновидений - оклик человека по имени, очень краткий разговор. Вкусовые и обонятельные раздражители в сновидениях почти не отображаются.

Цветные сновидения чаще видят люди с художественным типом ВНД, черно-белые сновидения - люди с мыслительным типом ВНД. Независимо от типа ВНД, цветные сновидения чаще испытывают люди, спящие на правом боку. При положительном эмоциональном статусе или же в уравновешенном психическом состоянии в цветных сновидениях преобладают мягкие, нежные краски, полутона. При отрицательных эмоциях сновидения окрашены в красные тона, при черно-белых сновидениях черный цвет приобретает очень интенсивную выраженность.

Частота сновидений в известной степени зависит от характера деятельности человека.

Зависимость частоты сновидений от характера деятельности, % (В.И.Шостак, С.А.Лытаев)

2.2Природа сновидений.

Очевидно, что о природе сновидений задумывается каждый человек. В древности сновидения рассматривались как врата в иные миры. В Древней Греции сновидения играли руководящую роль даже при выработке законов. Огромное значение приобретали «вещие сны», предсказывающие развитие будущих событий. Однако уже Аристотель учил, что сновидения - это не «язык богов» или «странствие души», а явления, вытекающие из самой сущности человеческого духа, которые представляют собой результат особой деятельности мозга человека, в особенности, его органов чувств. В своем трактате «О сновидениях и их толковании» Аристотель пытался понять природу сновидений.

Впервые систематические исследования роли сновидений предпринял основоположник психоанализа 3. Фрейд. В широко известной работе «Толкование сновидений» он попытался доказать, что сновидения возникают на основе неудовлетворенных потребностей организма и служат способом удовлетворения общих для всех индивидуумов биологических мотивов - мотивов враждебности, сексуальности, голода. В этом ключе 3. Фрейд рассматривал сновидения как особый и важный язык мозга. Он полагал, что сновидения являются продуктом нашей собственной психической активности. При этом 3. Фрейд предположил, что сновидения содержат не только явный, очевидный смысл, который можно изложить в пересказе, но и скрытый, неявный, который невозможно сразу осознать, или уяснить. Чтобы понять это второй смысл, необходима дополнительная информация о личности того, кто видел этот сон, и определенный опыт психоаналитика. Используя метод «свободных ассоциаций», психоаналитик приводят пациента к осознанию замаскированных в сновидении вытесненных желаний, что снимает эмоциональную напряженность. Для древних греков и других народов Ближнего и Среднего Востока военный поход без толкователя сновидений был подчас так же невозможен, как сегодня без разведки. Когда Александр Македонский предпринимал свой завоевательный поход, в его свите были самые знаменитые толкователи сновидений. Город Тир, расположенный тогда еще на острове, оказал царю такое яростное сопротивление, что он подумывал уже об отказе от его осады. Но вот однажды ночью он увидел во сне танцующих в триумфе сатиров и, когда рассказал это сновидение толкователю, узнал, что ему предвещается победа над городом. Он приказал войскам наступать и взял Тир. В те времена толкование сновидений казалось волшебством, но и это явление вполне объяснимо: если разбить слово сатир на слоги «са» и «тир», то в переводе с греческого языка это будет означать «твой Тир».

И.П. Павлов долгое время не разделял точку зрения 3. Фрейда в отношении природы сновидений. Согласно И.П. Павлову, сновидения являются результатом неопределенных сцепок возбуждения в сторожевых пунктах коры, Что характеризует их фантастичность, но в то же время и лишает сновидения какой-либо информативной значимости для субъекта и психоаналитика. Однако многолетний опыт различных школ психоанализа позволяет полагать, что представления 3. Фрейда во многом соответствуют истине.

Возможность контроля сновидений. П. Гарфильд (1994) отмечает, что уже 50000 лет назад люди пытались вызывать сновидения с помощью определенных ритуальных формулировок, а методы контроля над содержанием сновидений были известны жителям древнего Египта, Индии, Ассирии, Китая и других стран. Современные психотерапевты и психоаналитики пришли к выводу, что содержание сновидений, действительно, можно контролировать. Имеет ли это практический смысл? Для определенной части людей, очевидно, имеет. П. Гарфильд в своей книге «Управление сновидениями» приводит пример из жизни синойского племени (Малайзия), у которых каждый член племени умеет уничтожать ночные кошмары. Синои учат своих детей воспринимать сны как важную часть формирования личности, в связи с чем, у них отсутствуют экзогенные психические расстройства.

Изменение частоты сновидений. Обычно наступает задолго (недели, месяцы) до манифеста или очередного обострения психического расстройства. Более трети пациентов отмечают при этом учащение сновидений, порой в 2–3 раза и даже более: «Стал видеть сны каждую ночь, раньше видел их редко, 1–2 раза в месяц... Появилось до 2–3 снов за ночь, особенно под утро, такого раньше не было...

После смерти матери стал видеть по два сна за ночь; до этого были сны, но намного реже... Всю ночь, кажется, вижу сны, один за другим. Такое было со мной лет пять тому назад, сны просто замучили меня... Сны стали частые, по три за каждые два часа... Никогда раньше не видел снов или не помнил их, теперь вижу каждую ночь». Появляются или учащаются сновидения и во время дневного сна.

Встречаются пациенты, которые бывают удивлены необычной частотой снов и стараются считать их. В одном наблюдении пациент насчитывал до 30 снов за ночь - полисомния. Сны при этом шли один за другим или прерывались пробуждениями.

Учащение сновидений более типично для , траурных реакций, тревожно-ипохондрических состояний, гипомании. Примерно треть пациентов отмечает урежение сновидений вплоть до полного их исчезновения: «Сны пропали совсем, раньше видела их до 4–6 за неделю... Снов стало меньше, они стали короткими, мелькнут и тут же исчезнут... Раньше за ночь видела 1–2 сна, а теперь их почти нет или я о них забываю...

До болезни видела сны где-то раз в неделю, а теперь снов нет совсем... Всегда видела много снов, а за последние месяц-два снилось что-то раз или два... Три месяца как не вижу никаких снов. Перед тем снилась несколько раз умершая бабушка и еще два умерших человека. Бабушка трогала меня за щеку, я это ощущала как на самом деле... В детстве были сны бесцветные и немые, а я при этом не мог двигаться. Казалось, что за ковром скрываются какие-то чудища.

Затем сны исчезли, я долго, года 2–3 не видел никаких снов. Потом стала сниться серая комната, а в ней летает коричневый клубок. Постепенно сны стали цветными, а я в них начал двигаться». Урежение сновидений, олигосомния, выявляется у пациентов не только в настоящее или недавнее время, но также или исключительно в отдаленном анамнезе.

Так, больная говорит, что три года назад в течение полугода она также, как и теперь, не видела ни одного сна, и тогда была сильно этим напугана. Урежение сновидений более свойственно состояниям гиперсомнии, апатии, адинамии, выраженной астении, брадифрении, наблюдается также в связи с приемом нейролептиков, антидепрессантов, наркотиков. У оставшейся трети пациентов как до, так и в течение болезни не наблюдается значительного изменения частоты сновидений, у многих из них сновидения вообще бывают редко.

Изменения чувственной яркости и сенсорной модальности сновидений. Здоровые индивиды, сравнивая яркость своих сновидений с наглядными и мысленными образами, обычно указывают на близость сновидных образов и образов представления. Лишь некоторые индивиды постоянно или часто видят очень яркие сны, большей частью это лишь эпизодические сновидения, иногда связанные с соматическим неблагополучием. Кроме того, сравнительно редко здоровые люди видят цветные сны. С наступлением психического расстройства, а нередко и задолго до него яркость и сенсорная модальность сновидений меняются. В части случаев наблюдается утрата прежней яркости образов сна. Пациенты сообщают, что последние становятся «размытыми, нечеткими, смутными, стертыми, блеклыми, бесцветными, серыми, неопределенными, как в тумане, похожими на тени, силуэты».

«Сны стали невзрачными, тусклыми, не могу собрать их во что-то целое», - говорит больная. Иногда способность воспринимать образы сна выпадает полностью: «Снится, что я ничего не вижу и не слышу. И ноги отнимаются». Другими словами, пациенты указывают на то, что теряют способность воспринимать образы сна так, как они могли это делать ранее. Утрата способности воспринимать образы представления в бодрственном состоянии обозначается, как известно, терминами «анидеизм», «аникония».

Такие сновидения, полагаем, следовало бы называть аниконическими, хотя этот термин подразумевает лишь нарушение восприятия оптических образов сна. Аниконические сновидения появляются большей частью у пациентов с анестетической депрессией, но отметим, что иногда симптомы психической анестезии в бодрственном состоянии могут при этом отсутствовать. Значительно чаще выявляется обратная картина, т. е. возрастание способности воспринимать сенсорные характеристики образов сна: «Сны такие, будто все происходит в реальности... Сны яркие, как в жизни...

Происходит все как на самом деле, все натурально, будто и не сон это... Как не сон был, а будто в реальности, проснулась и подумала: слава Богу, это всего лишь приснилось... Падаю куда-то вниз, ясно чувствую этот полет, будто сижу в падающем самолете, а за метр от земли просыпаюсь и думаю: хорошо, что это приснилось». Яркость образов сна в таких случаях не уступает таковой наглядным образам или даже превосходит последние, ее можно сравнить разве что с яркостью эйдетических образов. Поэтому, полагаем, такие сновидения было бы целесообразно обозначить как эйдетические.

Значительным образом меняется при этом и сенсорная модальность образов сна, это касается цвета, интенсивности различных других ощущений: «Сны стали цветными. В них представлена вся палитра цветов, не помню только, есть ли среди них фиолетовый цвет. Остро ощущаются также боль, вкус, движения, эмоции, звуки, прикосновения ко мне, голод, жажда, практически все. Нет, кажется, только запахов... Сны яркие, звуковые, цветные, с ощущениями боли и наслаждения, вкуса и запахов, полета. Сидишь, говоришь, ходишь, думаешь - все реально на 100%... Сны яркие, сценоподобные, воспринимаются со всеми подробностями, оттенками.

Даже давние такие сны вспоминаются так, будто они снились совсем недавно». Нередко встречаются сновидения с отчетливым преобладанием одной какой-то модальности ощущения - монохроматические, двух - бихроматические или более модальностей - полихроматические сновидения: «Все белое: стены, пол, предметы, стол, скатерть, на столе белая тарелка, а вне находится что-то красное, жидкообразное, как кровь. Я в ужасе, меня всю сковывает, закрываю глаза, и все исчезает. Тут я просыпаюсь в холодном поту. Три раза снился этот сон. На третий раз я подумала: это же сон, и откуда он берется. С тех пор это сон не снился.

Я аборт делала раньше, виню себя, что загубила живую душу, может, поэтому такое снилось, как напоминание, какая я... В 15 лет в течение года я лунатила, два раза во сне в окно выпрыгивала. Мне снилось, будто у дома стоит умершая мать, она во всем белом, даже как бы светилась вся. Дорожка, на которой она стоит, белая, и все вокруг тоже белое... Вижу во сне, что рядом со мной стоит белая женщина, волосы белые, одежда белая, и в руках ее что-то тоже белое... Снился зеленый сон. Все было в нем зеленого цвета: мама, обстановка и я сама, я видела себя при этом со стороны...

Снилось несколько раз, будто я заблудилась в лабиринте. Лабиринт состоял из каких-то ниш. И весь он был розового цвета, разных и очень красивых оттенков этого цвета. Было что-то еще фиолетового цвета, но немного. Когда я осознавала, что окончательно заплутала, всякий раз в этом месте просыпалась... Снится каждую ночь, будто я что-то строю из краснокровавого материала... Приснилось раз, будто ко мне приближается женщина, блондинка, в белоснежной одежде, с огромными зелеными глазами. Я в это время лежу, не сплю. Она перешагивает через меня и говорит: не бойся, я твоя судьба...

В моих снах больше зеленого цвета, а красного нет, кажется, вообще... Голоса снятся громкие, ясные, отчетливые, я чувствую, что где-то рядом есть люди, но не вижу их, как ни стараюсь... Снилось, что я в раю, иду и вижу, что кругом пшеница, она золотистого цвета, очень красивая, я ощущаю необычайную душевную радость, восторг. Навстречу мне идет умерший муж, он как живой и весь в белом. От него исходят сияние и чистота. Он говорит мне: я люблю тебя, но я теперь женат, прощай. Повернулся и ушел, сияние исчезло, все стало как обычно. Все это происходило как наяву, я была, верно, во второй жизни...

Снится лес, почему-то он серый-серый, зелени и других цветов нет совсем». Столь яркая представленность одних модальностей ощущения и полное выпадение других указывает, возможно, на то, что явления сенсорной гиперестезии в сновидениях могут сочетаться с признаками сенсорной гипе- и анестезии. Можно, вероятно, считать, что колорические иллюзии встречаются и в сновидениях. Имеются данные о том, что монохроматические сновидения с преобладанием красного и синего цветов чаще встречаются при эпилепсии. Некоторые наши пациенты с эпилепсией сообщали о «белых» снах, в которых преобладающим был белый цвет.

Выявление в анамнезе периодов урежения, исчезновения либо учащения сновидений, а также явных свидетельств изменения модальности ощущений в образах сна является, полагаем, достаточным поводом к тому, чтобы более детально расспросить пациентов об их самочувствии именно в то время, когда наблюдались такие сновидения.

Представления И.П. Павлова находят многочисленные подтверждения в исследованиях клиницистов. Например, в книге И.Е. Вольперт «Сновидения в обычном сне и гипнозе» приводятся интересные соображения о биологическом и антропологическом значении сновидений. По мнению автора, сновидения представляют собой остаток далекого филогенетического прошлого, когда преобладал неполный сон и сновидения играли роль импульса для мобилизации организма при неожиданной опасности, возникшей во время сна. Для современного человека биологические значения сновидений в одних случаях способствуют более глубокому торможению уже заторможенных доминант, в других - служат психической разрядкой, в третьих - сигнализируют о нарушениях в организме.

В таблице из книги В.Н. Касаткина четко прослеживается зависимость между частотой появления сновидений и характером трудовой деятельности человека (табл. 10.1). He все люди физического труда видят сны: например, только около половины обследованных колхозников и рабочих видели сны, тогда как среди врачей, педагогов, студентов сновидения были почти у 100% обследованных. Была отмечена тенденция, что при взрослении (до 18 - 20 лет) частота появления сновидений возрастает, к 25-30 годам несколько снижается, а затем вновь увеличивается до 50-55 лет. Пожилые люди обычно говорят, что сновидения были, но плохо запоминались. Частота сновидений зависит также от состояния нервной системы: уравновешенные и спокойные люди видят сновидения, как правило, реже, чем легковозбудимые.

Показательны исследования частоты сновидений у студентов в различные месяцы года (в % к числу засыпаний). В летние месяцы (каникулы) количество сновидений снижается, тогда как в периоды напряженной учебы их количество возрастает (рис. 10.8). По данным Касаткина, из 3040 обследованных в 95,2 % случаев сновидений ясно обнаруживаются эпизоды из предыдущей жизни и деятельности людей и только в 4,8 % случаев отмечались элементы (незнакомые лица, предметы), которых, возможно, не было в жизни данного человека. Специальные исследования показывают, что у взрослых людей 62,5 % сновидений были связаны с работой; 41,4 % - с жилищем, одеждой, пищей; 44,3 % - со здоровьем; у 38,6 % - с эпизодами из семейной жизни и только 8 % сновидений носили сексуальный характер. Люди, ослепшие в возрасте до 5 лет, как правило, во сне не видят зрительных образов. Te, которые ослепли позже, видят зрительные образы только своего детства. Например, человек ослеп примерно в 9 лет, а в возрасте около 50 лет он потерял ногу. Иногда он видел сон: своих товарищей по классу, в котором учился в детстве, и что он ходит, т.е. ногу еще не потерял.

Ранее отмечалось, что в сновидениях довольно тонко и рано отражаются даже незначительные изменения в организме, такие, как изменения настроения, начало заболевания и др. Влияние на сновидения изменений функций различных систем наиболее четко видно в момент перехода их в патологическое состояние и особенно при болезнях.

Большинство сновидений базируется на слуховых, зрительных, реже обонятельных восприятиях и речи. Отсюда делают вывод, что сновидения больше связаны с психосоциальной жизнью, чем непосредственно с сенсорным притоком. Сложность анализа сновидений обусловлена также тем, что сновидения используют язык образного мышления, не поддающийся полному и адекватному перекодированию на язык человеческого общения и, следовательно, вербального мышления.

Какова психологическая значимость сновидений? Одна из наиболее часто рассматриваемых гипотез состоит в предположении, что сновидения выполняют функцию психологической защиты. Косвенным доказательством в пользу этой гипотезы могут служить данные о том, что при депривации сна резко нарушается адаптация к стрессирующим воздействиям. Согласно другой гипотезе, во сне используется невербально-образное мышление для решения проблем, которые не удается решить во время бодрствования. В соответствии с этим предположением во время сновидений происходит поиск путей взаимного примирения конфликтных мотивов и установок. С позиции этой гипотезы, сновидения представляют собой самостоятельный механизм психологической защиты. При этом конфликт устраняется не на основе его логического разрешения, а с помощью образов. Благодаря этому происходит вытеснение невротической и непродуктивной тревоги. Таким образом, утверждается, что сновидения - возврат к образному типу мышления. Более того, во время «быстрой» фазы сна мозг переходит в режим работы, похожий на бодрствование, но при этом блокируется поступление внешней информации. Другими словами, сновидение выполняет функцию психологической защиты.

СНОВИДЕНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Исследование сновидений с древних времен представляло собой один из важнейших путей познания глубин душевной жизни человека. Однако проблема сновидения остается актуальной и для современной психологии, так как ее исследовали, в основном, либо через концепцию символизма , либо через физиологические аспекты , рассматривая сновидения в отрыве от личности самого сновидящего. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о способе толкования сновидений. Но, в последнее время, наметились тенденции к интегративному рассмотрению данной проблемы.

Взгляды на природу сновидений сильно изменялись от столетия к столетию и от культуры к культуре. Считают ли люди, что сны – это реальные события, происходящие с душой, лишенной во сне телесной оболочки, либо верят, что сны внушаются Богом или злыми духами; видят в сновидениях выражение иррациональных страстей или, напротив, выражение высочайших помыслов и нравственных сил. Одно в этих представлениях не вызывает сомнений: то, что сновидения считаются значимыми и имеющими какой-то смысл. Имеющими смысл, потому что в них содержится какое-то сообщение, которое можно понять, если иметь ключ к разгадке. Значимыми, поскольку нам обычно не снятся какие-то мелочи, даже если их можно передать на языке, скрывающем значимость сообщения, посылаемого сном, за ширмой незначительности.

Приоритетные исследования в области сновидений, безусловно, принадлежат психоанализу. За более чем столетнюю его историю было написано множество работ, посвященных различным аспектам изучения сновидений.

Большинство психоаналитиков придерживаются той или иной из двух точек зрения: сны считаются либо проявлением животного начала в человеке – воротами обмана, либо наивысшим проявлением разума – воротами истины. Одни психоаналитики полагают, как Фрейд , что всякое сновидение иррационально и асоциально по своей природе. Другие считают, как Юнг , что сны – это проявление подсознательного, высшего разума, выходящего за пределы индивидуума. Но многие психоаналитики разделяют взгляды, изложенные Фроммом , – что во снах отражаются любые проявления деятельности мозга: как иррациональные устремления, так и интеллектуальное и нравственно начала, как худшее, так и лучшее из того, что в нас есть, и что цель толкования сновидений как раз и состоит в том, чтобы выяснить, заявляет ли о себе животное начало, либо – все лучшее, что в нас есть. Есть и такие, которые разделяют точку зрения Адлера в том, что сновидения способны отражать процессы и установки, которые нацелены на осуществление в дальнейшем определенных поступков, т.е. несут предвосхищающую функцию.

Позже появились другие направления в психологии, которые по-иному взглянули на смысл толкования сновидений.

Перлзовская практика толкования сновидений – не «осуществление желания», как утверждал Фрейд, а завершение незаконченной ситуации. Завершение это иллюзорно, но через него можно догадаться о самой исходной ситуации и попытаться завершить ее более реальным образом. Одним из способов реконструкции по сновидению может быть разыгрывание его в лицах .

В экзистенциальной психологии о сновидениях писали М. Босс и Л. Бинсвангер , но исследования Босса гораздо обширнее. Он полагал, что сон – еще один модус бытия в мире, а составляющие сна следует принимать в их собственном смысле и содержании, как они чувствуются в проживании сновидца.

Исследования сновидений в отечественной психологии немногочисленны и касаются в основном рассмотрения их количественного и качественного своеобразия при невротических расстройствах. Этой проблемой занимались: В.Н. Касаткин , Е.А. Корабельникова и В.Л. Голубев . Другими, менее разработанными направлениями в изучении сновидений занимались А.Л. Южанинова , исследовавшая отражение соматических заболеваний в сновидениях, а также О.В. Красноперов и А.Л. Панченко исследовавшие субъективные характеристики сна.

Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования. Состояние сна отражает внутренний мир личности и устойчивость к психоэмоциональным воздействиям. Несомненный интерес представляют индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в сновидениях в ситуациях психоэмоционального напряжения.

Цель настоящей работы – выявить влияние типа личности и ее эмоционального состояния на содержание сновидных образов.

МЕТОДИКА

На основе теоретического анализа был разработан опросник, состоящий из 51 вопроса для изучения содержания сновидных образов.

В опросник вошли как общечеловеческие, так и наиболее часто встречающиеся сновидные символы, а также ряд общих вопросов выявляющих: яркость и детализированность снов, наличие в сновидениях слуховых и тактильных ощущений, наличие повторяющихся сновидных сюжетов и снов неприятного содержания, преобладание определенных цветов в сновидных сценах и искажения реальности в них, преобладающие чувства при пробуждении и общее отношение к своим снам. Опросник составлен так, что позволяет отвечать не только на поставленные вопросы, но и вносить свои коррективы и дополнения. К опроснику прилагается бланк, позволяющий оценить частоту сюжетов сновидений и отношение к ним.

В целях изучения выдвинутой гипотезы в исследовании использовались стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (адаптированный Л.Н. Собчик), позволяющий получить многосторонний портрет человека. Для уточнения психоэмоционального состояния личности, с каждым испытуемым проводилась индивидуальная беседа, в которой делался акцент на актуальном эмоциональном состоянии и состояниях эмоционального напряжения в прошлом, а также на способе выхода из стрессовых ситуаций и длительности протекания стрессовых состояний.

Экспериментальная выборка. В исследовании приняли участие 60 студентов с разных факультетов АМСИТа (Академии маркетинга и социально-информационных технологий) в возрасте 18-25 лет, 45 курсантов НВВКУС (Новочеркасского высшего военного командного училища связи) в возрасте 22-25 лет, 40 учителей различных специальностей и 25 специалистов других профессий в возрасте 45-60 лет. Из них 75 мужчин и 95 женщин. Исследование проводилось в течение двух лет.

Организация исследования. Вначале испытуемые заполнили опросник для изучения содержания сновидных образов и прилагаемый к нему бланк. Затем они заполняли СМИЛ и отвечали на поставленные вопросы.

Анализ эмпирических данных. Для большего удобства интерпретации сновидные образы делились на:

– цветные образы и сцены;

– черно-белые образы и сцены;

– яркость и детализированность снов;

– повторяющиеся сновидения;

– наличие в сновидениях различных видов ощущений: слуховых, температурных, болевых, вкусовых и/или обонятельных;

– сны неприятного содержания или кошмары;

– наблюдение за собой со стороны;

– неспособность во сне контролировать свои действия;

– искажения реальности в сновидениях.

Выделенные сновидные образы сравнивались с максимально и минимально выраженными шкалами в профиле СМИЛ, а также с их описанием в период стресса.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение максимально выраженных шкал в профиле СМИЛ с содержанием сновидных образов показало, что существуют ведущие тенденции связи сновидных образов с психологическими характеристиками личности (Таблица 1).

Таблица 1. – Частота встречаемости сновидных образов у людей с максимально выраженными шкалами СМИЛ (%)

Сновидные образы

Максимально выраженные шкалы СМИЛ

Цветные образы и сцены 22,9 0,0 30,5 28,2 9,2 23,7 23,7 6,1 4,6
Черно-белые образы и сцены 0,0 0,0 22,9 22,9 11,4 28,6 25,7 17,1 22,9
24,5 0,0 37,7 27,4 10,4 11,3 30,2 9,4 5,7
Повторяющиеся сновидения 18,6 0,0 37,2 18,6 4,7 2,3 7,0 37,2 4,7
23,3 2,5 33,3 24,2 7,5 14,2 29,2 12,5 7,5
Сны неприятного содержания 16,3 4,7 37,2 23,3 2,3 0,0 9,3 25,6 4,7
8,1 0,0 36,0 8,1 17,4 20,9 2,3 0,0
8,9 0,0 2,2 2,2 6,7 33,3 4,4
9,4 0,0 26,6 9,4 0,0 26,6 34,4 9,4

Наиболее выраженные тенденции связи выявлены между шкалой пессимистичности и черно-белыми образами и сценами сновидений; шкалой эмоциональной лабильности и такими образами сновидений, как: наблюдение за собой со стороны, неконтролируемые действия во сне и искажения реальности в сновидениях; шкалой импульсивности и неконтролируемыми действиями во сне; шкалой тревожности и такими образами сновидений, как: повторяющиеся сновидения, сны неприятного содержания, неконтролируемые действия во сне и искажения реальности в сновидениях; шкалой оптимистичности и такими образами сновидений, как: цветные образы и сцены, яркость и детализированность снов, наличие во снах различных видов ощущений и наблюдение за собой со стороны.

Тенденция связи, выявленная между пессимистичностью и черно-белыми образами и сценами сновидений, подтверждается результатами, полученными в ходе беседы: 93,6% испытуемых с повышением шкалы пессимистичности отмечали затруднения при выходе из стрессовых ситуаций и затяжной характер сниженного эмоционального фона. Описание их сновидений отличаются невыразительностью и «смазанностью» образов, а 38,5% сновидения в период сильного стресса не снятся вообще.

Связь, выявленная между повышением профиля по шкале эмоциональной лабильности и такими образами сновидений, как: наблюдение за собой со стороны и неконтролируемые действия во сне может быть следствием характерных для данного типа личности неустойчивости эмоций и конфликтных сочетаний разнонаправленных тенденций. Испытуемые с выраженным повышением на этой шкале описывают свои сновидения в период эмоционального напряжения как не приятные и даже пугающие, особенно в ситуациях, когда действия сновидящего не успевают либо неадекватны быстро меняющейся ситуации. При этом подобные сновидения практически не повторяются, либо имеют другой вариативный ряд сновидных образов.

Тенденция связи между импульсивностью и неконтролируемыми действиями во сне может быть следствием особенностей, характерных для данного типа личности: нетерпеливость, склонность к риску, неустойчивые, часто завышенные притязания, уровень которых имеет выраженную зависимость от сиюминутных побуждений и внешних влияний, от успеха и неудач. Содержание сновидных образов в период стресса существенно не изменяется, но у 44,1% из них появляются сновидения с различными вариациями полетов.

Выявлена выраженная связь между тревожностью и такими образами сновидений, как: повторяющиеся сновидения, сны неприятного содержания, неконтролируемые действия во сне и искажения реальность в сновидениях. Она подтверждает результаты, полученные другими исследователями. Так, А.А. Налчаджян, в своих исследованиях выявил, что у тревожных личностей часто возникают кошмарные повторяющиеся, стереотипные сновидения. Особенностью содержания их сновидений являются большое количество искажений . В исследованиях А.Л. Южаниновой у тревожных личностей были установлены частые неприятные сцены, сопровождающиеся тоской и страхом . Результаты этих исследований позволяют предположить, что на данные сновидные образы влияют такие особенности их личности, как: преобладание пассивно-страдательной позиции, неуверенность в себе и в стабильности ситуации, высокая чувствительность и подвластность средовым воздействиям, повышенная чуткость к опасности. В состоянии стресса у 88,6% испытуемых с таким типом личности эти сновидные образы учащаются.

У лиц с ведущим пиком по шкале оптимистичности выявлена выраженная связь с цветными, яркими и детализированными сновидениями, с наличием в них различных видов ощущений и преобладанием наблюдения за собой со стороны. Эта связь может быть обусловлена особенностями, характерными для данного типа личности: активность позиции, уверенность в себе, позитивная самооценка, высокая мотивация достижения, ориентация на моторную подвижность и речевую сверхактивность. В стрессовых состояниях у 71,6% из них учащаются сновидения с различными видами ощущений, не редко носящие не приятный характер.

Менее выраженные тенденции связи выявлены между шкалой эмоциональной лабильности и цветными, яркими и детализированными снами с наличием в них различных видов ощущений, а так же часто повторяющимися сновидениями неприятного содержания; шкалой импульсивности и цветными сновидениями с искажениями реальности в них; шкалой тревожности и черно-белыми детализированными образами и сценами сновидений с наличием в них различных видов ощущения; шкалой индивидуалистичности и черно-белыми искаженными образами и сценами сновидений; шкалой оптимистичности и повторяющимися сновидениями неприятного содержания с наличием в них неконтролируемых действий и искажений реальности.

Сравнение минимально выраженных шкал в профиле СМИЛ с содержанием сновидных образов показало ведущие тенденции связи сновидных образов с психологическими характеристиками личности (Таблица 2).

Таблица 2. – Частота встречаемости сновидных образов у людей с минимально выраженными шкалами СМИЛ (%)

Сновидные образы

Минимально выраженные шкалы СМИЛ

Цветные образы и сцены 4,58 22,1 5,34 0,76 20,6 2,29 2,29 5,34 0
Черно-белые образы и сцены 8,57 5,71 17,1 14,3 17,1 0 11,4 0 11,4 2,86
Яркость и детализированность снов 1,89 14,2 3,77 0,94 19,8 2,83 2,83 4,72 0
Повторяющиеся сновидения 2,33 4,65 0 0 25,6 2,33 0 2,33 0
Наличие во снах различных видов ощущений 4,17 14,2 5,83 2,5 22,5 2,5 1,67 5,83 1,67
Сны неприятного содержания 2,33 2,33 0 0 27,9 0 0 2,33 4,65
Наблюдение за собой со стороны 4,65 27,9 0 0 29,1 3,49 1,16 4,65 0
Неконтролируемые действия во сне 4,44 6,67 0 0 33,3 4,44 2,22 2,22 0
Искажения реальности в сновидениях 1,56 6,25 3,13 1,56 29,7 4,69 0 1,56 0

Наиболее выраженная связь выявлена между шкалой социальной экстраверсии и содержанием таких образов сновидений, как: цветные, яркие и детализированные образы и сцены сновидений, повторяющиеся сновидения, наличие во снах различных видов ощущений, сны неприятного содержания, наблюдение за собой со стороны, неконтролируемые действия во сне и немного менее выраженные искажения реальности в сновидениях. В состоянии психоэмоционального стресса вышеперечисленные сновидные образы приобретают более яркий характер.

Менее выраженные тенденции связи выявлены между шкалой пессимистичности и наблюдением за собой во сне со стороны, что может носить характер деперсонализации; шкалой мужественности-женственности и такими сновидными образами, как: повторяющиеся сновидения, сны неприятного содержания, наблюдение за собой со стороны, неконтролируемые действия во сне и искажения реальности в сновидениях. Но так как эта шкала по-разному интерпретируется в зависимости от пола испытуемого, то в содержании сновидных образов у мужчин и женщин есть различия. Мужчинам с понижением этой шкалы в профиле чаще снятся повторяющиеся сновидения неприятного содержания, связанные с агрессивными действиями, совершаемые как ними, так и другими людьми: удары рукой или холодным оружием, стрельба из огнестрельного оружия и т.д. У женщин эти сновидения связаны с тонкими речевыми и другими символическими выражениями критики, неодобрения и отрицательной оценки, а так же с дискредитирующими социальными ситуациями. В период стресса эти сны часто сопровождаются неконтролируемыми действиями и искажениями реальности в них.

В целом, можно сказать, что есть зависимость между ведущей шкалой в профиле и содержанием сновидных образов. Так, испытуемые с ведущим пиком по шкале невротического сверхконтроля, хорошо помнят свои сновидения, часто отмечают присутствие в них болевых и температурных ощущений, иногда видят кошмарные сны. В их сновидениях преобладают символы социального «Сверх-Я»: газеты, драгоценности, замки, книги, церкви, колеса, кольца, статуи, священники, униформа и часы. В состоянии психологического кризиса эти символы приобретают причудливые формы. Таким сновидениям всегда сопутствуют чувства тревоги и страха.

Сновидения пессимистичных людей бедны содержанием и неинтересны, направлены на прошлое и лишены чувства удовольствия. Во сне они чаще всего видят членов своей семьи или хорошо знакомых людей. Специфичным для их сновидений являются мазохизм и зависимость от других людей, выражающиеся в отверженности, разочарованности, униженности и других неприятных событиях.

Сновидения эмоционально лабильных испытуемых большей частью цветные, в них преобладают яркие образы, причем в такой степени, как будто все сновидение – реально происходящее событие. В их сновидениях доминируют интимные, личные задачи и заботы с обилием сцен, изображающих различные стороны половой жизни, в которых сновидец переживает глубокие эмоции, подлинные тревогу и страх. При этом в сновидениях эмоционально лабильных личностей обильны зрительные, слуховые, температурные, тактильные и другие ощущения и восприятия, содержание которых оставляет значительные психосоматические следы, вследствие чего у них создается впечатление, будто они видят свои сны в бодрствующем состоянии.

Лица с ведущей шкалой импульсивности часто видят в своих сновидениях действия агрессивного характера, различные образы преследования, препятствия на пути и животных.

У лиц с ведущей шкалой мужественности-женственности выявлена тенденция частого появления черно-белых сновидных образов и сцен, в которых преобладают образы людей противоположного с испытуемыми пола с соответствующими качествами: рациональность, смелость, предприимчивость снятся преимущественно женщинам данного типа, а безрассудство, эмоциональность и привязанность – мужчинам.

Испытуемым с пиком в профиле шкалы ригидности часто снятся образы их профессиональной деятельности, сцены реальной жизни и яркие картины природы, преимущественно летнего и осеннего времени года.

Сновидения тревожных людей богаты содержанием, в них обильны и четко выражены искажения реальности и символика сновидений. Значительное место занимают в них неприятные сцены и эмоциональные состояния, вызванные различными образами преследования, смерти и попадания в неловкие ситуации. В их сновидениях часто повторяются неприятные зрительные сцены и ситуации, отражающие имевшие место на работе, в учебе и других сферах деятельности человека неудачи, отставание от друзей и т.п. В таких сновидениях наблюдаются сцены опоздания к поезду, сцены войн, драки, пожары, образы волнующегося моря и тонущих в них людей, тягостные и оскорбительные сцены, связанные с сексуальной жизнью сновидца. Общими для всех этих сновидных сцен являются неприятные психические переживания спящего: тревога, боязнь и страх, тоска, чувство неудовлетворенности. Данная зависимость подтверждает установленную В.Н. Касаткиным связь между неврозами и изменениями сновидений .

В сновидениях испытуемых с ведущей шкалой индивидуалистичности преобладают черно-белые сильно искаженные образы и сцены. Их сновидения состоят из фантастических, воображаемых частей вызывающих сильные психосоматические сдвиги. При этом они дают им преимущественно отрицательную оценку.

Испытуемые с ведущей шкалой оптимистичности в сновидениях видят себя занимающимися разнообразной деятельностью. Основные действующие лица в них обладают такими качествами, как: смелость, решительность, эмоциональность и общительность. Их сновидения носят позитивных характер.

Экстраверты в своих сновидениях часто видят себя со стороны. Их сновидения богаче содержанием, чем сновидения интровертов, что может быть следствием большей способности экстравертов описывать свои эмоции и чувства. Выявленная у интровертов тенденция видеть неприятные сновидные образы, связанные с одиночеством, не подтверждают результатов, установленных А.В. Россохиным , которые показали, что интроверты очень редко видят кошмарные сновидения.

Таким образом, проведенное исследование показало, что индивидуально-типологические особенности личности могут оказывать существенное влияние на содержание сновидных образов, а в период стресса эти образы приобретают гиперболизированную форму, способствуя либо препятствуя решению сложных жизненных ситуаций. Так, у лиц с повышением профиля на шкале эмоциональной лабильности, тревожности или оптимизма сновидения способствуют выходу из кризисных ситуаций, а лицам с максимальным пиком на шкале пессимистичности – препятствуют, т.к. вытесняются бессознательным.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. Вступ. ст. А.М. Боковикова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. – 296 с.

2. Бараш М. Исцеляющие сновидения. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 350 с.

3. Гостев А.А. Образная сфера личности // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 3. С. 33-42.

4. Даунинг Д. Сны и кошмары / Д. Даунинг, Р. Марморштейн. Пер. с англ. Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003. – 288 с.

5. Калина Н.Ф. Современные представления об анализе сновидений // Основы психоанализа. – М.: АСТ «Рефл-бук», 2001. С. 257-296.

6. Канцер М. Коммуникативная функция сновидений // Антология современного психоанализа. Т. 1 / Под ред. А.В. Россохина. М.: Ин-т психологии РАН, 2000. С. 228-237.

7. Касаткин В.Н. Теория сновидений. – М.: Мол. гвардия, 1983. – 436 с.

8. Красноперов О.В. Субъективные характеристика сна и свойства личности / О.В. Красноперов, А.Л. Панченко // Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 139-141.

9. Менигетти А. Мир образов. Краткое пособие по интерпретации образов и сновидений / Пер. с итальянского Славянской ассоциации Онтопсихологии. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. – М.: ННБФ «Онтопсихология», 2003. – 224 с.

10. Налчаджян А.А. Ночная жизнь. – СПб.: Питер, 2004. – 443 с.

11. Россохин А.В. Личность в измененных состояниях сознания в психоанализе и психотерапии / А.В. Россохин, В.Л. Измагурова. – М.: Смысл, 2004. – 544 с.

12. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб.: Речь, 2004. – 224 с.

13. Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. – Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 576 с.

14. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – 430с.

15. Хилл Дж. Перенос, сны и взаимность // Московский психотерапевтический журнал. 2000. № 1. С. 29-47.

16. Холл К. Теории личности / К. Холл, Г. Линдсей. Пер. с англ. И.Б. Гриншпун. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 592 с.

17. Шепперд Л. Загляни в свои сны: Практическое руководство к самопознанию / Пер. с англ. З. Зарифовой. – М.: Аквариум, 1995. – 144 с.

18. Южанинова А.Л. Отражение состояния здоровья человека в его сновидениях // Психолого-методические вопросы спорта. Вып. IV. Саратов, 1993. С. 120-121.

19. Юнг К.-Г. Архетип и символ / Пер. с нем. – М.: ООО «Издательство АСТ»; «Канон +», 2001. – 400 с.

И исходе гипертонической болезни важную роль играют психоэмоциональные и социально-психологические факторы. В связи с этим для успешной реабилитации необходимо детальное знание личностных особенностей больных гипертонической болезнью. При этом особое значение имеют правильная диагностика и лечение психопатологических нарушений. Нередко врач оказывается в такой ситуации, когда успешно проводится...

Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. – Киев, 1988. Ковалева Олеся Ивановна Ставропольский государственный университет, г.Ставрополь КООНТОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СРЕДЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Коонтогенез личности - взаимосогласованное развитие системы человеческого организма с окружающим его миром в опосредованно общей структуре связей при сохранении...

Убедительные и наталкивающие на размышления комментарии по широкому спектру социальных проблем созвучными современности. СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ Гуманистический психоанализ. Сформулированная Фроммом теория личности, в которой подчеркивается роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании и развитии характера индивидуума. Накапливающий тип...

Глава 18. Феномен сна; его физиологические и психологические характеристики. Роль и свойства сна.

«Недавно, обольщен прелестным сновиденьем,

В венце сияющем я зрил себя…»

А.Пушкин, «Сновидения»

Как показывают эмпирические данные, взаимосвязь души и тела не является неизменной на протяжении жизни человека.

«В процессе своего развития личность человека освобождается от форм биологического индивида» (Л.Сэв).

Похоже, что в своем развитии «пирамида души» может таким образом сформировывать связи, что определенные комплексы элементов и связей между ними в «верхних» слоях «пирамиды» постепенно становятся способными функционально заменять необходимое на ранних стадиях для существования «пирамиды» наличие «низших» слоев. И тогда душа человека (точнее, - некая «верхняя часть пирамиды») обретает принципиальную способность к самостоятельному существованию .

Первые эффекты, связанные с приобретением душой такой способности к самостоятельному существованию (приходящей также не вдруг, а постепенно), можно наблюдать еще при жизни человека. И речь вовсе не идет о каких-либо «экзотических» явлениях типа медитации. Эта способность проявляется практически ежедневно при таком (и в таком) феномене, как сон человек а.

Эффекты, связанные с феноменом сна, служили длительное время почвой, в которой черпали свои аргументы приверженцы наличия в природе сверхъестественного начала, поскольку эти эффекты, встречаясь каждому человеку, с одной стороны подтверждали постоянно свою реальность…

«Интенсивность и яркость самих сновидений, степень их необычности и эмоциональной насыщенности могут быть разными, но факт их регулярного возникновения во время сна сомнений не вызывает » (В.Роттенберг, «Мозг, обучение, здоровье»).

…а с другой стороны, никак не могли найти естественного объяснения. В силу этого сны неизбежно принимали более или менее мистический «ореол». Лишь исследователи последних двух столетий стали подходить сугубо научно к попытке изучения феномена сна и его природы, хотя исследования первого этапа сводились только к изучению биологических и физических характеристик человеческого организма во время сна.

Если же отбросить все нагромождение различного рода мистификаций и измышлений о снах и сновидениях и опуститься на почву объективных данных, то сон человека вне зависимости от конкретного содержания сновидений приобретает следующие черты, характерные для него безотносительно к конкретному субъекту.

Согласно выводам исследователей, существуют две компоненты сна: быстрый и медленный сон .

Первая стадия медленного сна - стадия засыпания или дремоты . На этой стадии исчезает основной биоэлектрический ритм бодрствования - альфа-ритм, который представляет собой высокоамплитудное колебание электронных потенциалов мозга. Он сменяется низкоамплитудными колебаниями различной частоты.

Вторая стадия медленного сна - поверхностный сон , который характеризуется регулярным появлением веретенообразного ритма («сонные веретена»).

Третья и четвертая стадии - дельта-сон . На электроэнцефалограммах мозга появляются все более высокоамплитудные и медленные колебания (дельта-волны). Эти стадии представляют собой наиболее глубокие фазы сна.

Эксперименты по лишению дельта-сна показывают его важное значение для восстановительных обменных процессов в тканях организма.

«После лишения дельта-сна… испытуемые жалуются на чувство физической разбитости и неприятные ощущения в мышцах(там же).

После «медленного» сна наступает фаза сна «быстрого».

« «Быстрый» сон характеризуется довольно активной деятельностью мозга : на ЭЭГ появляются быстрые низкоамплитудные ритмы, неотличимые от ритмов активного бодрствования. Во время «быстрого» сна усиливается мозговой кровоток. Тонус мышц… падает до нуля. На разных отрезках «быстрого» сна возникают быстрые движения глазных яблок при закрытых веках, а также мышечные подергивания в отдельных группах мышц, изменения частоты сердечного ритма и дыхания, временные подъемы и падения кровяного давления и др. Порог пробуждения в «быстром» сне колеблется от очень высокого до низкого. При пробуждении после «быстрого» сна здоровье люди, как правило, отмечают, что у них были сновидения (обычно яркие, преимущественно зрительные образы, фантастические и эмоционально насыщенные)» (там же).

Весь сон человека составляет 4-5 циклов, включающих две упомянутые компоненты: «медленный» и «быстрый» сон.

«В двух первых циклах преобладает дельта-сон, а стадия «быстрого» сна относительно коротка. В последних циклах преобладает «быстрый» сон, а дельта-сон резко сокращен и даже может отсутствовать» (там же).

При этом практически все исследователи отмечают, что в отличие от других органов человеческого тела «… мозг активен во время сна , хотя эта активность качественно иная , чем в бодрствовании, и на разных стадиях сна имеет свою специфику» (там же) .

По сути здесь приведены почти все основные биологические и физиологические характеристики сна, полученные исследователями. Новые исследования, проводимые в последнее время лишь дополняют эту картину (конечно же, весьма важными, но все-таки) второстепенными деталями. Общая же картина остается неизменной…

Интересно отметить, что все данные исследований, ориентированных на изучение физиологических характеристик сна, не способны объяснить те его свойства, которые ложатся в основу аргументации наличия сверхъестественного начала в человеке. Свойства, которые наблюдаются не на физиологическом или биологическом, а на психическом уровне деятельности человека. И если физиологические и биологические параметры в большей части сна свидетельствуют о сниженной по сравнению с бодрствованием активности человеческого тела, то этого совершенно нельзя сказать о психике человека. Несмотря на то, что сон способствует восстановлению психических сил человека также как и его физических сил, поведение его психики во время сна резко отличается от поведения тела . Если тело человека во время сна пассивно, то психика явно проявляет активность ; правда, активность, заметно отличающуюся от активности во время бодрствования. Отличие это заключается прежде всего в том, что из функционирования человека как бы «выключается» работа сознания, и на первый план выступают подсознательные процессы .

Возникает весьма закономерный вопрос: для чего же необходимо столь странное изменение поведения психики человека во время сна? И для чего вообще в таком случае необходим сон, если фактически отдыхает лишь тело, а душа человека (т.е. психика - в данном случае) продолжает функционировать?..

Согласно доминирующей в настоящее время среди психологов теории, выдвинутой еще Фрейдом, функция сна сводится к снятию напряжения психики человека, вызываемого его нереализованными желаниями, которые оказались в силу тех или иных причин вытесненными из сознания в бессознательную область. Во время сна сознание «выключается», и тогда во всей силе проявляются вытесненные в область бессознательного желания, требующие своей реализации, а психика человека для сохранения себя самой вынуждена их исполнять хотя бы трансформированным в сновидение образом.

С точки зрения обычной логики нельзя отрицать, что подобное снятие напряжения в глубинных слоях психики имеет место во время сна. Но сведение его роли целиком к этой функции достаточно сомнительно. Во-первых, «реализуемые» во время сна вытесненные желания объективно не реализуются : психика в этом случае лишь «занимается самообманом», который неизбежно вскрывается в период последующего бодрствования (ведь поступающая в период бодрствования информация об объективном состоянии самого человека и окружающего его мира проникает и в ту область бессознательного, где «скрыто» якобы реализованное во сне вытесненное желание). А это неизбежно должно вызывать вновь напряжение психики, обусловленное тем же вытесненным желанием. И, как говорится, стоило ли ломать копья… Неужели исключение из активного существования его одной трети (столько тратит в среднем человек в своей жизни на сон) стоит того, чтобы вновь и вновь «бегать по кругу»?.. Сомнительно, чтобы столь весьма совершенное существо как человек было бы столь несовершенно в своем поведении в весьма значительной его части…

И во-вторых, сомнительно, чтобы эта же необходимость реализации вытесненных желаний служила причиной сна не только у человека, но и практически во всем живом мире , где мы можем наблюдать явление сна даже у весьма невысоко развитых форм, для которых трудно вообще употреблять термин «желание», не говоря уже о «вытесненном желании».

Ясно, что, хотя во время сна действительно может происходить «исполнение» вытесненных желаний, - оно вряд ли является основной функцией (а тем более причиной) сна . В связи с этим заслуживает внимания другая современная теория, согласно которой сон служит для устранения информационной перегрузк и.

«…во время дельта-сна происходит определенное упорядочивание поступившей за период бодрствования информации , ее реорганизация в зависимости от степени ее значимости. В результате устраняется информационная перегрузка, которая воспринимается человеком субъективно как чувство умственного переутомления. В оперативной памяти остается только то, что требуется запомнить для успешной последующей деятельности, в том числе и заученная накануне информация» (там же).

Действительно, во время бодрствования человек получает колоссальнейшее количество информации, из которой для анализа окружающей действительности и собственного состояния, прогнозирования развития событий и принятия решений по своему поведению, он использует лишь небольшую часть. Известно также, что основная масса поступающей к человеку информации воспринимается им бессознательно. Ясно, в этом случае вполне может возникнуть ситуация, когда поступающая информация не успевает обрабатываться полностью , ведь для ориентации в окружающих условиях и принятия решения человеку и не нужно перерабатывать поступающую информацию всю целиком.

При этом информация, поступившая к человеку и усвоенная им в виде определенных мыслеобразов, но не упорядоченная (в силу непереработанности) соответственно структуре «пирамиды души» (т.е. в соответствии с опытом и мировоззрением человека) неизбежно в определенный момент времени начинает испытывать диссонансное взаимодействие с этой «пирамидой души», поскольку структура «пирамиды души» является высокоупорядоченной, в отличие от хаоса необработанной информации (см. ранее). «Собственные частоты» системы мыслеобразов этой информации по данному параметру резко отличаются от «собственных частот» «пирамиды души», что и обуславливает диссонансный характер их взаимодействия. Поскольку же диссонансное взаимодействие при этом происходит на бессознательном уровне, постольку человек ощущает лишь следствия этого диссонанса, испытывая чувство усталости и утомленности, потребность во сне . В случае же достаточно сильного такого диссонансного взаимодействия, возникающего при относительно длительном (для данного человека) неудовлетворении потребности во сне может возникнуть и так называемая «информационная перегрузка» в явной ее форме.

Во время сна, когда «выключается» сознание, а человек лишен необходимости быстрого постоянного реагирования на внешние условия (за исключением экстремальных случаев, вызывающих пробуждение), его психика получает возможность «разобраться» с хаосом поступившей информации, что мы и наблюдаем в действительности в таком феномене как сновидение . Однако содержание сновидений, возникающих при этом, по ряду признаков не согласуется с версией «простого» удаления «информационной перегрузки».

Для устранения информационной перегрузки, с точки зрения обыкновенной логики, должно быть достаточно простой «ликвидации» «ненужных» и «неважных» мыслеобразов из поступившего за период бодрствования хаоса информации. Теория устранения информационной перегрузки как раз и утверждает, что во время сна психика человека путем анализа отделяет «ненужную» информацию из поступившей и стирает ее, одновременно закрепляя в долговременной памяти информацию «полезную».

Но данные как специальных исследований, так и повседневного опыта свидетельствуют о том, что, во-первых , в долговременной памяти человека закрепляется из поступившей за день информации значительно больше, чем необходимо для обычного нормального функционирования человека. Эта информация при соответствующем воздействии может быть «вызвана» из долговременной подсознательной памяти в область сознания, что подтверждается экспериментально. Нужна ли, с точки зрения максимальной адаптации системы, подобная «роскошь»?..

А во-вторых , содержание сновидений явно показывает, что психика человека во время сна не просто анализирует и сортирует поступившую в период бодрствования информацию, а продолжает с ней «работать» практически также, как и в «неспящем состоянии» : во сне человек продолжает осуществлять (как указывалось выше) поисковую активность , являющуюся составляющей процесса решения различных задач, но не относящуюся к функции простого «отсеивания ненужной информации». Феномен «озарения» во сне, нахождения во время сна ответов на вопросы, стоящих перед человеком в период бодрствования, конечно же, является лишь частным случаем общего процесса и встречается в осознанном виде отнюдь не повседневно, - но практически несомненно, что сновидения свидетельствуют о полном процессе обработки информации во время сна .

При этом, как известно, сохраняются в полной мере эффекты, связанные с различными видами низших и высших психических функций : например, эмоции (страх, радость и т.п.), эстетические и этические функции (во время сна мы можем испытывать удовольствие от каких-либо «красивых» картин сновидения или, скажем, чувство стыда от собственного поведения в сновидении), в некоторой степени функции интеллектуальные (учитывая лишь разницу между логикой во сне, когда сознание «выключено», и логикой в период бодрствования, когда сознание в полной мере участвует в процессе интеллектуальной деятельности). Если же вспомнить о сохранении в сновидении самосознания (т.е. восприятия собственного Я, принимающего, как правило, активное участие в событиях сновидения), то можно сделать вывод о том, что психика человека в отличие от физического тела в период сна продолжает также активно функционировать, как и в период бодрствования , «выключив» лишь сознание и каналы приема информации извне через физическое тело (по крайней мере, до известной степени).

Но зачем же тогда все-таки существует феномен сна в природе в целом и у человека в частности?.. По мнению автора, ответ кроется в упоминавшемся ранее энергетическом содержании информации. Если в период сна происходит, как показывает эмпирический опыт, переработка хаоса поступившей в период бодрствования информации, ее упорядочение и усвоение, то по сути это означает, что в период сна происходит усвоение той энергии, которая приносится к человеку с этой информацией . Ведь, как уже говорилось ранее, переработка информации путем ее анализа и упорядочения сопровождается извлечением энергии из этой информации, принявшей форму внутренних мыслеобразов (упорядочение мыслеобразов есть упорядочение всей системы в целом, что сопровождается изменением энтропии этой системы, а энтропия - вполне определенный эквивалент энергетического содержания системы). Тогда необходимость сна и значительное улучшение физического самочувствия после нормального сна получают весьма простое объяснение: в период сна человек (в том числе и его организм) вбирает в себя информационную энергию, трансформируемую при этом в другие, необходимые ему виды энергии .

Об этом косвенно свидетельствуют и упомянутые ранее характеристики стадии дельта-сна. Именно на этой стадии происходит значительная часть переработки информации, и извлекаемая при этом энергия направляется в том числе на восстановительные процессы в организме человека. И именно поэтому лишение испытуемых дельта-сна сопровождалось у них чувством физической усталости…

И интересно будет отметить, что если в период бодрствования физическое тело человека помогает психике получать извне информацию через органы чувств, то оно же и затрудняет переработку этой информации, постоянно требуя внимания к вновь и вновь поступающей информации как от внешних источников, так и от самого физического тела. По-видимому, именно вследствие этого во сне остается задействованным лишь минимальное количество информационных каналов между физическим телом человека и его психикой : остаются в «работающем состоянии» лишь те каналы, которые позволяют обеспечить функционирование тела на необходимом для поддержания жизни уровне и пробуждение человека в случае какой-либо опасности (или расцениваемой в качестве таковой).

Таким образом получается, что во сне душа человека как бы «отключается» от тела, оставляя лишь минимум «каналов связи» с ним. При этом сама душа продолжает функционировать, но это функционирование происходит «само по себе», почти без участия физического тела человека. Общая картина сна позволяет высказать предположение, что во сне происходит в некоем роде «отделение» души от тела человека . Однако это отделение не является полным, - определенная связь остается, что обеспечивает возможность продолжения жизни организма, во-первых, и, во-вторых, быстрое пробуждение в случае необходимости.

Такое предположение объясняет как психическую, так и физиологическую картину сна, если провести следующую аналогию. Представим себе оператора за управлением сложной машины, для успешного функционирования которой необходимо периодически уменьшать нагрузку на ее системы. Однако при этом выключать полностью ее нельзя и необходимо обеспечивать некий минимальный режим работы этой машины. Что в таком случае будет делать оператор?..

При окончании фазы работы машины в режиме полной нагрузки оператор переводит ее системы в режим, обеспечивающий лишь тот уровень работы, который необходим для быстрого включения машины при возникновении такой потребности; включает системы автоматического управления машиной, обеспечивающие этот минимальный режим, и уходит «заниматься своими делами». Это в нашей иллюстрации - фаза медленного сна . В этой фазе связь оператора с машиной сведена до минимума: он готов лишь быстро воспринять сигнал какой-либо тревоги и вернуться к управлению. При этом деятельность оператора не связана с необходимостью соотносить свои движения с имеющейся конструкцией машины и логикой, заложенной в ее систему управления, - в иллюстрации это означает выключение логического сознания , высшего уровня психики, того, что Фрейд называет «сознательным». И на первый план выступает «подсознательная область», т.е. действия оператора, не связанные с машиной - физическим телом.

Но вот проходит определенный период времени и наступает момент, когда пора включать машину. Опытный оператор при общении с машиной, обладающей сложными системами и подсистемами, не будет сразу включать ее на полную мощность (это бывает необходимо лишь в чрезвычайных случаях, - при экстренном пробуждении). Оператор сначала проверяет правильность функционирования отдельных узлов и систем управления в машине; как бы проводит регламентные работы. При этом, естественно, он «нажимает» различные кнопки и рычаги в режиме, приводя их после проверки в исходное состояние. Для достаточно «надежной» машины порядок проверки подсистем может быть в определенной степени произвольным и носить несколько хаотичный характер, в машине же при таком воздействии проходят определенные процессы, которые также могут нести хаотичный характер.

Но если вспомнить физиологические характеристики сна и сравнить хаотичные движения и всплески активности различных органов человека в фазе быстрого сна с «проверкой» работоспособности этих органов, то широко известный экспериментальный факт физиологического состояния человека в этой фазе сна предстанет перед нами в новом свете, - реальный процесс ничем не отличается от процесса, описанного чуть выше. Можно сказать, что душа проверяет готовность тела к дальнейшей работе : если оно достаточно отдохнуло - наступает процесс пробуждения, если нет - новый цикл сна (оператор опять отходит от машины). Скорее даже, в фазе быстрого сна осуществляется просто «контрольная проверка» функционирования тела.

Интересен также факт сокращения от цикла к циклу фазы медленного сна и увеличение фазы быстрого сна. Душа постепенно «завершает свои дела» и готовится к «включению» машины - физического тела, в связи с чем меньше времени необходимо на обработку информации, и больше - на приведение физического тела в состояние готовности к активной деятельности (т.е. требуется лучшая проверка функционирования его составных частей и органов).

Иллюстрация, которая здесь приведена, конечно же весьма далека от реальной ситуации, но она позволяет наглядно представить феномен «отделения» души от тела во время сна. Более того, такое представление взаимодействия души и тела позволяет связать воедино и объяснить весь комплекс свойств поведения как физического тела человека, так и его психики во сне. Скажем, интерпретация сна, как явления, в котором связь души с телом ограничивается лишь минимумом «нитей управления», позволяет объяснить другой встречаемый феномен - феномен лунатизма .

Вернемся к приведенному сравнению физического тела со сложной машиной, а души - с оператором. В действительности, взаимодействие души и тела, как мы видели, не ограничивается лишь управлением машиной со стороны оператора: деятельность оператора (души) в значительной мере обусловлена самой машиной (физическим телом). Поэтому, скорее всего, сохранение определенных связей между душой и телом необходимо не только для тела, но и для души.

Тогда при некотором «несовершенстве» машины для функционирования системы машина-оператор будет необходимо непрерывное задействование неких дополнительных связей между ними, которые «выключены» во время сна у обычного нормального человека. И оператор, «отходя» от машины, будет невольно заставлять машину совершать действия, не свойственные «нормально функционирующей» машине. Сохранение этого «избытка связей» и обуславливает проявление феномена лунатизма.

При этом целый ряд свойств явления лунатизма подтверждает проводимую аналогию. Например, логично предположить, что у «несовершенной машины» будут тем сильнее проявляться эффекты задействования «лишних» связей, чем сильнее нагрузка на машину в период бодрствования: в результате дневной «перегрузки» во сне «забываются» включенными связи и, естественно, усиливается снохождение. А одним из показателей «перегрузки» является эмоциональное напряжение (эмоциональное напряжение есть увеличенные колебания «пирамиды души», т.е. отклонение от «нормального» режима работы).

«…чем больше эмоциональное напряжение днем, тем активнее снохождение» (В.Роттенберг, «Мозг, обучение, здоровье»).

Далее. Известно, что в большинстве случаев лунатизм происходит во время дельта-сна, т.е. именно тогда, когда оператор максимально удален от машины, контролируя ее функционирование лишь в минимальной степени, и в результате не пресекает все «ненужные» действия с ее стороны, возникающих вследствие избыточных связей.

И еще… Душа развивается вместе с телом, поэтому было бы логичным допустить, что способность души к существованию в отрыве от тела не имеется изначально, а развивается лишь на определенном этапе развития человека . Тогда момент наступления этой способности души к «отделению» от тела будет зависеть от периода развития человека и от «стартовых условий» его развития . Первое определяет в данном случае возможность «исправления отклонений» с течением времени, а второе - зависимость «отклонений» от наследственности. Но именно это мы и наблюдаем в реальном опыте…

«Как правило, снохождения встречаются только в раннем детском возрасте и прекращаются к периоду полового созревания. Выявлена наследственная предрасположенность к этому феномену. В настоящее время предполагается, что причина снохождения кроется в некоторой задержке физиологического развития центральной нервной системы, в наследственно обусловленном отставании от возрастной нормы и такая недостаточно зрелая центральная нервная система реагирует на эмоциональные стрессы столь своеобразным поведением» (там же).

Все вышесказанное вполне укладывается в схему представления раздельного существования души и тела во время сна, приверженцами которой давно уже являются сторонники различных метафизических и религиозных учений.

«Во время сна связь духа с телом ослабевает, и он вступает в более прямое сношение с другими духами» (П.Галева, «Беседы у Аллана Кардека»).

Эта раздельность существования души и тела во время сна позволяет сделать ряд важных заключений при проведении следующего логического рассуждения: если оператор «отошел» в сторону от машины, то по его поведению в это время можно судить о его свойствах, не обусловленных существованием машины. То есть по характеру деятельности психики человека во время сна можно судить о тех свойствах его души, которые минимально связаны с характеристиками его физического тела и в наибольшей степени обусловлены самой природой души, а также о свойствах той субстанции, в которой душа находится в это время .

Таким образом, сновидения человека оказываются богатейшим экспериментальным материалом, анализ которого позволяет изучать как свойства самой «пирамиды души», так и «сцены», на которой и разворачиваются собственно сновидения .

«…каждый отчетливо запомнившийся сон представляет собой еще одно неопровержимое свидетельство того, что наша жизнь проходит не только в физической реальности. Каждую ночь от рождения и до самой смерти мы проводим в нематериальном мире» (Р.Боснак, «В мире сновидений»).

Но что же это за нематериальный мир, в который мы погружаемся во время сна?.. Судя по наблюдающимся эффектам в сновидениях чаще всего мы имеем дело с нашим собственным внутренним миром, являющимся составной частью духовно-нематериального мира в целом. Но если это так, то в сновидениях должны проявляться те свойства духовно-нематериального мира, которые характерны для него и о которых мы говорили ранее. И именно это мы видим в реальном функционировании психики человека во время сна.

Во-первых, вся структура сновидения складывается из образов (точнее - внутренних мыслеобразов), конкретных духовно-нематериальных объектов . Информация, полученная человеком в период бодрствования, закрепляется в форме мыслеобразов и получает выражение в форме элементов сновидения. Сновидение занимается уже переработкой образов, сформированных под воздействием поступающей информации в период бодрствования, а не формирует их во время сна и не перерабатывает «словесные формы» (как у Фрейда). Появляющиеся в процессе сна новые образы формируются в результате взаимодействия образов, существовавших ранее, и не возникают из ниоткуда.

При этом (и это во-вторых) проявляются общие свойства взаимодействия образов, как объектов духовно-нематериального мира .

«Многие противоречия воспринимаются человеком как непреодолимые только в связи с доминированием «левополушарное» вклада в мышление, обеспечивающего однозначное, линейное восприятие мира. При таком восприятии конфликт между различными потребностями кажется неразрушаемым лишь потому, что логика осознанного и целенаправленного поведения подчинена принципу альтернатив: какое-либо действие или отношение автоматически исключает другое, противоположное ему. Для образного мышления таких альтернатив не существует - два взаимоисключающих отношения становятся как бы взаимодополняющими, как например, свойства электрона быть одновременно и волной, и частицей. Образное мышление позволяет снять такие противоречия благодаря «широте взгляда». Такая широта позволяет сохранить поисковую активность там, где с точки зрения обычной логики ситуация давно зашла в тупик. Образное мышление стоит как бы над схваткой взаимоисключающих подходов к людям, событиям и стратегии поведения. Именно его доминирование во время сновидений позволяет последним выполнить свою защитную функцию» (В.Роттенберг, «Мозг, обучение, здоровье»).

Вывод о слиянии альтернатив во время сна был получен еще Фрейдом, по сути первым серьезно проанализировавшим феномен сновидений и выявившим целый ряд закономерностей в поведении и свойствах психики человека во сне.

«Сновидение никогда не выражает альтернативу «или-или», а содержит оба члена ее, как равнозначащие, в одной и той же связи… Противоречащие друг другу представления выражаются во сне преимущественно одним и тем же элементом» (З.Фрейд, «О сновидении»).

Но эффект слияния альтернатив является свидетельством взаимодействия образов во время сна по резонансному принципу , ведь две явные противоположности на самом деле имеют одну важную общую черту: среди их характеристик существует единый общий параметр, по которому мы определяем их как альтернативу по обычной логике, и по которому происходит их объединение в единый элемент в сновидении.

Резонансный принцип взаимодействия образов сновидения прослеживается еще более отчетливо в самой структуре сновидения в целом и в процессе формирования единой картины сновидения .

«Скрытые мысли сновидения, соединяющиеся для представления ситуации в сновидении, должны, конечно, заранее быть годными для этой цели: во всех составных частях должен быть налицо один или несколько общих элементов» (там же).

Общность элементов сновидения есть не что иное, как общность каких-то характерных черт образов, составляющих сновидение. Но образы - это объекты духовно-нематериального мира, которые взаимодействуют между собой по законам этого мира, поэтому вполне логичным будет ожидать от них взаимодействия резонансно-диссонансного. Тогда, в случае сходства ряда характерных черт образов, т.е. в случае совпадения определенной части их «собственных частот», должно происходить взаимное притяжение этих образов; в случае же отсутствия сходства - их взаимное отталкивание. В сновидении мы как раз и можем наблюдать взаимное притяжение элементов сновидения, схожесть черт которых является не следствием их «попадания» в сновидение, а наоборот, причиной . Притяжение же мыслеобразов со схожими параметрами (т.е. с близким набором «собственных частот») влечет за собой слияние элементов сновидения в единую логическую картину, которая выходит за рамки привычного нам физического пространства-времени .

« Сновидение прежде всего обнаруживает непреложную связь между всеми частями скрытых мыслей тем, что соединяет весь… материал в одну ситуацию: оно выражает логическую связь сближением во времени и пространстве … Работа сновидения применяет этот способ выражения и в частностях, так что если в сновидении два элемента находятся рядом, это говорит за особенно тесную связь между скрытыми за ними мыслями. Здесь нужно еще заметить, что сновидения одной ночи обнаруживают при анализе свое происхождение от одного и того же круга идей» (там же).

«Весьма пригодным для механизма создания сновидения оказывается только одно логическое отношение - отношение подобия, общности, согласования . Работа сновидения пользуется этими случаями как опорными пунктами для сгущения сновидения и соединяет в новое единство все, что обнаруживает такое согласование» (там же).

Все это есть не что иное как взаимодействие образов по совпадающему набору «собственных частот» !!! Выстраивание же образов сновидения в единую картину последовательно разворачивающихся событий представляет собой их упорядочение, т.е. фактически, упорядочение информации , содержащейся в них (а изначально - информации, полученной в период бодрствования).

В силу того, что сновидение является, таким образом, упорядочением информации «пирамидой души» человека, продолжающей свое активное функционирование и в период сна, логично сделать вывод, что работа психики человека в бессознательной ее части в период бодрствования (т.е. и при «включенном» сознании) осуществляется по тем же законам, которые непосредственно наблюдаются в сновидениях . То есть бессознательная область психики обрабатывает поступившую информацию благодаря резонансному взаимодействию (то есть взаимному притяжению) схожих по тем или иным параметрам мыслеобразов …

И наконец, отметим еще одну особенность сновидений.

«Причинная зависимость в сновидении либо вовсе не выражается, либо замещается последовательностью во времени двух неодинаково длинных частей сновидения» (там же).

Эта особенность в совокупности с другими свойствами сновидений позволяет провести определенную аналогию между трансформациями привычного пространственно-временного континуума физической реальности в своеобразный духовно-нематериальный пространственно-временной континуум сновидений и соответствующими трансформациями некоторых пространств, встречающимися в математике. В высшей математике такие трансформации можно наблюдать в процессе какого-либо преобразования фазового пространства по определенному набору соотношений, задающих это преобразование . Применительно же к материальным системам, изменение состояния которых обычно рассматривается с помощью данного математического аппарата, указанный набор соотношений вполне однозначно соотносится с физическими законами , в рамках которых происходит это изменение состояния материальной системы. Отсюда можно сделать два вывода.

Во-первых, в этом случае принципиально возможно выявление законов отображения реальной действительности в систему мыслеобразов человека и создание соответствующего математического аппарата данного процесса .

А во-вторых, из закономерностей самих сновидений принципиально возможно выделение ряда общих законов и закономерностей взаимодействия объектов в духовно-нематериальном мире и их математическое описание , которое, вероятно, будет иметь целый ряд схожих черт с имеющейся математикой для фазовых пространств.

Из книги Разоблаченная Изида. Том I автора Блаватская Елена Петровна

Глава II Феномен силы «Когда пасует разум, нас гордость защищает. И пустоту бездонную сознанья заполняет…» Александр Поп. «Но зачем меняться процессам природы? Может существовать более глубокая философия, какая нам и не снилась – философия, которая раскрывает тайны

Из книги Оккультная Философия. Книга 1 автора Агриппа Генрих Корнелий

Из книги Телепатия автора Параклет Геннадий

Из книги Ванга. Чудесные исцеления и феномен ясновидения автора Некрасова Ирина Николаевна

Глава 1. Физические и физиологические основы телепатии Зоя - в переводе с греческого - Жизнь. Параклет - Заступник, Ходатай. Верь в великую силу любви!.. Свято верь в ее крест побеждающий, В ее свет лучезарный, спасающий Мир, погрязший в крови… Верь в великую силу любви!.. С.

Из книги Книга теорем автора Ленский Василий Васильевич

Из книги Великий переход автора Тихоплав Виталий Юрьевич

Глава 1. Свойства сознания АКСИОМА НАБЛЮДЕНИЙ № 1Нет ничего, что существует вне сознания. И даже «ничего» и «вне сознания» уже существуют в сознании.Теорема 1.Сознание имеет своим свойством игру исключения себя, но оставаясь собой. Доказательство:1. Говорящий о смерти

Из книги Ванга. Огненная Библия автора Марианис Анна

Глава 4 Феномен Монро Говорят: «У человека есть душа». На самом деле, человек - это душа, у которой есть тело. Вернон Оверли В 1958 году, когда Роберт Монро был ведущим специалистом по радиовещанию в Нью-Йорке, у него начались спонтанные выхода из тела, которые полностью

Из книги 2012. Прогноз для России от ведущих экстрасенсов и астрологов автора Комлев Михаил Сергеевич

Глава 1 Ванга – человек и феномен

Из книги Сверхъестественные возможности людей автора Луковкина Аурика

Глава 1 Феномен 2012 года Календарь майя Цивилизация майя существовала в южной части Юкатана (Гондурас, Гватемала). Календарь майя основан на лунном гороскопе, который состоит из тринадцати знаков зодиака или тринадцати лун. Тринадцатым знаком в астрологии является

Из книги Деструктивные психотехники [Технологии изменения сознания в деструктивных культах] автора Лири Тимоти

Глава 2. Феномен или афера Итак, рассматривая вопрос о разграничении истинных сверхчеловеческих возможностей разума и тела и шарлатанства в этой области, необходимо упомянуть о том, что в данный момент исторического развития человечества нет точного и конкретного

Из книги Формула удачи автора Царев Игорь

Часть III Феномен деструктивных сект и психологические основы изменения туннеля реальности

Из книги Сверхвозможности человека автора Мавлютов Рамиль

Глава 28 Психологические проблемы бывших членов сект. Стратегии восстановления Из сект уходят по-разному: кто-то уходит сам, кого-то изгоняют, кому-то помогают уйти. Но когда человек попадает в реальный мир, он оказывается в начале трудного пути, по которому ему предстоит

Из книги Практическое целительство. Исцеление через гармонию автора Шереметева Галина Борисовна

Из книги Магия финансов. Как привлечь деньги и больше никогда не страдать от их недостатка автора Фратер В. Д.

Глава 19 Феномен телепотации Гудини В начале нашего века вполне официально были зафиксированы до сих пор никак не объясненные побеги из тюрем «ради спортивного интереса». Во время гастролей знаменитого артиста Гудини в Петербурге царская охранка приложила максимум



Рассказать друзьям