Житие блаженной старицы матроны. Краткая биография матроны московской и сила ее иконы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В России святая блаженная Матрона Московская — одна из самых чтимых святых нового времени. Очень много людей обращается за молитвенной помощью к святой, но далеко не все знают о ее земной жизни. А это очень важно — знать того святого, чьей помощи просишь и на чье покровительство надеешься.

Ниже, в кратком изложении, представлено житие (биография) Матроны Московской, а так же видео о ней. Приятного и полезного чтения!

Житие Матроны Московской в кратком изложении

Родилась будущая святая Матрона Московская, урожденная Матрона Димитриевна Никонова, в далеком ныне 1881 году, в селе Себино, что в Тульской области. Семья Матроны была бедной и благочестивой, зарабатывая на хлеб тяжелым крестьянским трудом. Детей в семье было четверо. Когда пришло время родится младшенькой — родители решили отдать ребенка в приют для необеспеченных детей (в то время богобоязненные люди и не помышляли об абортах). Но вот, ночью, роженица увидела вещий сон: белая птица с человеческим лицом и закрытыми глазами села на правую её руку. Приняв сон за вещий, женщина решила не отдавать ребенка, и после рождения Матроны (дитя родилась слепой) очень любила её.

Дом где родилась святая Матрона

Во время обряда крещения, когда священник опускал дитя в купель, все увидели и осязали столб благоухающего дыма над младенцем. Дитя было предъизбрано Господом для служения Ему. В Священном Писании говорится что такое бывает (и не раз было):

Господь говорит святому пророку Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1, 5).

Еще девочкой, Матрона проявляла свои дары от Бога. Однажды, она сказала родителям что умер священник который ее крестил, и это было так (о. Василий скончался тем вечером).

Матрона была не просто слепой — у нее совсем не было глаз. Глазницы же были плотно стянуты веками. Еще на теле Матроны (в районе грудной клетки) была выпуклость в форме креста. Будучи младенцем — Матронушка не брала материнского молока по средам и пятницам (спала много в такие дни). По ночам девочка, непостижимым образом снимая с полок иконы и ложа их на стол, играла с ними. С другими детьми у Матронушки отношения не складывались, они обижали ее. А с восьми лет у святой открылся дар предсказания и исцеления.

Девочка часто бывала с родителями в церкви, а как немного подросла — так ходила в храм на богослужения и одна. Когда родители не знали где их дочка Матронушка — они всегда шли в храм и находили ее там.

Святая блаженная Матрона Московская стала неожиданной кормилицей для всей семьи. К их дому постоянно шли люди — из родного села и из окрестных деревень. Девочка могла своей молитвой поднять лежачих и вымолить облегчение скорбящим. Люди, кому помогла святая, благодарили ее чем могли — привозили продукты и подарки ее родителям.

Был и еще один интересный случай. Матронушка с отцом остались в воскресный день молиться дома, а ее мать пошла в храм, и, во время Богослужения, все переживала о том, что муж ее не пошел с ней. А по возвращении она услышала от дочки такие слова: «Ты, мама, не была в храме, а отец мой был». А как же часто и мы с вами, братия и сестры, не бываем в храме стоя в нем?…

Благодаря одной благодетельнице — матушка Матрона немного путешествовала по святым местам России. Встречалась она и со святым праведным Иоанном Кронштадтским. По окончании богослужения Иоанн Кронштадтский попросил расступиться людей, проговорив:

Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России.

В семнадцать лет у святой отнялись ноги. Она знала о том что случится, но не избегала того, считая что так хочет Господь. Следующие пятьдесят лет своей жизни Матрона прожила «сидячей». Она сделала множество предсказаний о будущем страны, предсказывала судьбы и события в жизни очень многих людей. Очень многие могли бы спасти свои жизни и жизни родных во время смуты (послереволюционное время), если бы прислушались к советам провидицы.

Не имея зрения и даже глаз — святая блаженная Матрона многое знала. Она видела «внутренне» на расстоянии, она знала как выглядят дома и соборы далеко за границей, она знала как расположены иконы в разных храмах, в которых она никогда в своей жизни не бывала. Она даже знала названия улиц и номера домов в других странах, не имея возможности читать и будучи неграмотной.

Обо всех чудесах и историях не написать в этом кратком изложении жизни святой. Если я смог вас заинтересовать — вам стоит прочесть полное житие святой блаженной матушки Матроны Московской (его можно купить в любой свечной лавке или взять прочесть в библиотеке в нашей приходской школе). Ниже — предлагаю вам посмотреть документальный фильм о святой, из которого вы узнаете еще много всего интересного!

Видео фильм о Матроне Московской

Сень над ракой с мощями святой праведной блаженной Матроны Московской. Находится в Покровском ставропигиальном женском монастыре у Покровской заставы города Москвы. 2003 г.

У святой Матроны люди часто просят помощи в исцелении болящих, в различных жилищных нуждах и семейных неурядицах, в самых различных скорбях. Перед смертью блаженная говорила: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».


Имя: Матрона Московская (Matrona Moskovskaja)

Возраст: 70 лет

Место рождения: деревня Себино, Тульская область

Место смерти: Химки, Московская область

Деятельность: святая Русской православной церкви.

Семейное положение:

Матрона Московская - биография

Перед смертью Святая Матрона завещала: «Приходите и обращайтесь ко мне, как к живой!» И даже спустя 65 лет после своей кончины она продолжает совершать чудеса для тех, кто в них верит.

Необычное дитя

Наталья Никитична и Дмитрий Иванович Никоновы никак не ждали еще одного ребенка. Материальное положение крестьянской семьи оставляло желать лучшего. Чем кормить малышку, как растить? Было решено после рождения отдать ребенка в приют. А перед самыми родами будущей матери приснился странный сон. Будто прилетела к ней белая птица небывалой красоты, села ей на грудь, и женщина увидела, что у птицы нет глаз. Проснувшись, Наталья Никитична решила не гневить Бога и оставить младенца в семье.

Сон оказался вещим: девочка родилась без глазных яблок. Сразу было ясно, что это необычный ребенок. Так, на груди у дочери родители обнаружили выпуклость в виде креста. А по средам и пятницам девочка отказывалась от материнского молока - будто пост соблюдала.

Когда малышку крестили, отец Василий, местный священник, заметил, что после окунания ребенка в купель над ней поднялся столб благоухающего дыма и по церкви разнесся приятный аромат. «Этот младенец будет свят», - сказал батюшка родителям.

Матронушка не походила на других детей. Бывало, встанет посреди ночи, проберется в красный угол, снимет несколько икон и сидит, рассматривает. Местная детвора ее не принимала, считая странной. Пользуясь слепотой Матроны, жестокие дети издевались над ней. Могли отстегать крапивой, а то и вовсе столкнуть в яму и со смехом наблюдать, как девочка на ощупь выбирается оттуда.

Но Матронушка ни на кого не держала зла. Наоборот, замаливала грехи обидчиков, будучи с малолетства глубоко верующей. Семья жила неподалеку от церкви Успения Божьей Матери, и Матрона все свободное время проводила там. «Дитя ты мое несчастное!» -часто причитала мать, со слезами глядя на дочь. Но та в ответ улыбалась: «Да разве же я несчастная? Мне дано гораздо больше, чем остальным».

Матрона - народная провидица

Когда Матроне исполнилось 8 лет, родители убедились: их дочь действительно видит и чувствует гораздо больше, чем обычный человек. Она могла предсказать беду, дать ценный совет. Сначала люди не слишком доверяли тому, что говорила слепая девочка, но потом начали замечать: сказанное сбывается! Стал стекаться люд к дому Никоновых - больные, немощные, несчастные. А она почитает над ними молитву - и те уходят от нее уже здоровыми и полными сил.

Всем, кому могла, Матрона помогала. Денег не брала, но посетители все равно приносили продукты, подарки. Тогда-то Наталья Никитична и поняла, что дочь, которая должна была стать обузой, оказалась кормилицей, спасением для семьи.

Как-то вечером Матрона сказала матери: «Я завтра уйду, а ты останься. Будет сильный пожар, но ты не пострадаешь». И правда, на следующий день деревня заполыхала. Большая часть домов тогда оказалась уничтожена, а жилище Никоновых - одно из немногих - огонь не тронул.

В отрочестве Матрона много путешествовала, совершала паломничества. Бывала и в Троице-Сергиевой, и в Киево-Печерской лаврах. А в Кронштадтском соборе встретила . По преданию, тот отслужил службу и, увидев в толпе Матрону, подозвал ее и сказал во всеуслышание: «Вот идет моя смена - восьмой столп России».

Вскоре Матронушка уже не могла далеко ездить -в 17 лет у нее отнялись ноги. Но она не роптала: что ж, такова ее судьба. Всю оставшуюся жизнь провидица будет не в состоянии передвигаться без сторонней помощи...

Матрона видела будущее не только конкретных людей, но и страны в целом. Так, она предсказала страшные события 1917 года: «Всех будут грабить, храмы окажутся разорены, все разбегутся и оставят свои земли...»

Она знала, о чем говорила. В 1917 году Матронушка и сама оказалась без крова и вместе со своей подругой, Лидией Яньковой, отправилась из родной деревни Себино (Тульская губерния) в город, искать пропитания. Как она жила в то время - никто не знает. Известно только, что в 1925 году Матрона перебралась в Москву, где и осталась на долгие годы.

Своего жилья у нее не было. Первое время Матронушка обитала где придется. Однажды зимой ее нашли в фанерном домике. Внутри стоял густой пар, топилась печка-буржуйка - да все без толку. Матрона лежала и не могла пошевелиться: ее волосы примерзли к стене... Позже женщина обосновалась в Староконюшенном переулке у односельчанки, а потом у дальних родственников в Московской области.

Свои дни Матрона проводила в заботах. Принимала посетителей - около 40 человек в день. Каждого успокаивала, утешала, помогала. В том числе и тех, у кого не ладилась семейная жизнь. Почти не спала, по ночам все больше молилась перед иконами. Многим посетителям Матронушка давала намоленную воду - та водица поистине чудодейственной была, хвори снимала.

Удивительно, но чудеса Матроны распространялись даже на невоцерковленных людей. Пришла к ней как-то верующая женщина с больным братом. Тот был атеистом и считал, что ему уже ничто не поможет. Но Матрона его вылечила и сказала, кивнув на его сестру: «Это тебе ее вера помогла, ее благодари».

В другой раз к Матронушке через своих знакомых обратился мужчина, который не мог ходить. А она попросила ему передать: «Пускай сам ко мне придет, хоть приползет. Если с утра начнет ползти, то часам к трем доберется». Ее слова были переданы, и мужчина кое-как добрался до провидицы. Домой он возвращался уже на своих ногах.

Посетители называли Матрону не иначе как «святой», а вот власти ее не любили. За отсутствие прописки неоднократно пытались арестовать. Но каждый раз накануне дня, когда за Матроной должны были прийти, она уезжала.

И после смерти...

В 1940 году Матрона посетовала: «Люди все ругаются, что-то делят, а ведь скоро война начнется... Многие погибнут, но русский народ победит!» Так и случилось.


Непросто далось то время Матронушке. За каждого солдата переживала как за собственного сына. Говорила, что мысленно присутствует на фронте и помогает нашим бойцам одолевать врага. Часто к провидице приходили матери и отцы тех, кто считался пропавшим без вести. Кому-то из них давала надежду: «Жив, ждите». Другим же честно сообщала: «Можете отпевать и поминать».

По слухам, сам обращался к женщине за советом - боялся, что немцы войдут в Москву. О чем был их разговор - не знает никто, но только после общения с Матроной Сталин успокоился и не покидал столицу на протяжении всей войны.

Предсказала Матрона и собственную смерть, за три дня до нее. Но даже в эти оставшиеся дни продолжала принимать тех, кто особенно нуждался в ее помощи. Успела также дать распоряжения: чтобы отпели ее в храме Ризоположения и похоронили непременно на Даниловском кладбище. Ей хотелось и после смерти слышать службу, а как раз там находился один из немногих действующих в те годы храмов.

Родилась блаженная Матрона в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда Тульской губернии. Полное имя святой — Матрона Димитриевна Никонова. Село Себино расположено в 20 км от знаменитого Куликова поля. Родители святой - крестьяне Димитрий и Наталия. Они были простыми крестьянами, жили бедно, имели четверых детей. Блаженная Матрона была самой младшей. Родители были уже немолоды и учитывая ту нужду, в которой они находились, еще до рождения последнего ребенка, родители решили отдать ее в приют, где необеспеченные дети воспитывались за казенный счет.
Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицина в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Матрона явилась Наталии в образе белой птицы, у которой было человеческое лицо, но глаза были закрыты. Женщина приняла сон за знамение и отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Матрона родилась блаженной, у нее не было глаз. Однако, как вспоминают очевидцы, мать любила свое несчастное дите от этого не меньше.

Блаженная Матроны была названа в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы 5 века, память которой празднуется 9 ноября. Во время крещения, когда священник опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма, что было принято как знак богоизбранности ребенка. Вот то рассказывает сам священник, отец Василий: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят». Еще отец Василий сказал Наталии: «Если девочка что-то попросит, вы обязательно обратитесь прямо ко мне, идите и говорите прямо, что нужно». Так же он добавил что праведная Матрона потом встанет на его место и даже предскажет его кончину. Впоследствии так и получилось: однажды ночью Матронушка вдруг сказала матери, что отец Василий умер. Перепуганные родители побежали к дому священника. Оказалось что он, действительно, только что скончался.

Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности Матроны – на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Подруга матери святой Матроны позже рассказывала, что, когда девочка была еще младенцем, Наталия жаловалась что девочка не берет грудь в среду и пятницу, спит в эти дни сутками, и разбудить ее невозможно.

Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Будучи маленькой, Матрона каким-то непостижимым образом по ночам, пока родители спали, находила иконы, снимала их с полки и в тишине играла с ними.

Жизнь блаженной Матронушки не была легкой. Над ней часто издевалась детвора: они стегали ее крапивой, понимая что она их не увидит и не узнает кто ее обижал. Неоднократно сажали ее в яму, наблюдая как она будет выбираться оттуда. Поэтому Матрона перестала общаться с детьми и все чаще ее можно было застать в храме. У нее было любимое место – слева за входной дверью, где она неподвижно стояла во время службы. Она знала все песнопения наизусть и подпевала певчим.
В 7-8 лет у праведной Матронушки открылся дар предсказаний и исцеления больных. Жизнь Матроны начала меняться. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. Своей молитвой Матронушка могла исцелять от болезней и утешать пребывающих в скорби. В дом к блаженной Матронушке стали ходить и ездить посетители. Сюда везли больных из окрестных сел и даже губерний. В знак благодарности люди оставляли праведной Матронушке продукты и подарки. Так, вместо того чтобы стать обузой для семьи, Матрона стала главной кормилицей.

Был в житие Матроны случай, когда ее мать увидела как дочь сидит на завалинке, несмотря на холод. Мать ее позвала в избу, чтобы ты не мерзла. На что Матрона ответила: «Мне дома сидеть нельзя, огонь мне подставляют, вилами колют». Мать недоумевала: «Там нет никого». А Матрона ей объясняет: «Ты же, мама, не понимаешь, сатана меня искушает!»
Ксения Ивановна Сифарова, родственница брата блаженной Матроны рассказывала, как однажды Матрона сказала матери: «Я сейчас уйду, а завтра будет пожар, но ты не сгоришь». И действительно, утром начался пожар, чуть ли не вся деревня сгорела, затем ветер перекинул огонь на другую сторону деревни, и дом матери остался цел.

Жизнь Матроны была наполнена и путешествиями. Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую Лавру, Троице-Сергиеву Лавру, в Петербург, другие города и святые места России. До нас дошло предание о встрече святой Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России». Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение праведной Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.

В 17 лет жизнь Матроны усложнилась, у нее внезапно отнялись ноги. Сама матушка указывала на духовную причину своей болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней подойдет женщина, которая отнимет у нее способность ходить. Так и случилось. «Я не избегала этого - такова была воля Божия», — говорила Матрона.
С тех пор до конца своей жизни матушка была «сидячей». И сидение ее - в разных домах и квартирах, где она находила приют, - продолжалось еще 50 лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла по жизни этот тяжкий крест, данный ей от Бога.
Еще в раннем возрасте святая Матрона предсказала революцию, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Образно она показывала, как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, лишь бы захватить себе лишнее, а потом все бросят землю и побегут кто куда. Земля никому не нужна будет.

Помещику из их села Себино Янькову Матрона советовала перед революцией все продать и уехать за границу. Если бы он послушал блаженную, то не видел бы разграбления своего имения и избежал ранней, преждевременной смерти, а дочь его - скитаний.
Односельчанка Матроны, Евгения Ивановна Калачкова, рассказывала, что перед самой революцией одна барыня купила дом в Себино, пришла к Матроне и говорит: «Я хочу строить колокольню».
«Что ты задумала делать, то не сбудется», - отвечает матушка. Барыня удивилась: «Как же не сбудется, когда все у меня есть - и деньги, и материалы?» Так ничего с постройкой колокольни и не вышло.

Удивляло людей и то, что святая имела обычное, как и у зрячих людей, представление об окружающем мире. На сочувственное обращение близкого к ней человека, Зинаиды Владимировны Ждановой: «Жаль, матушка, что вы не видите красоту мира!» - она как-то ответила: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек…»

Но есть еще более удивительное свидетельство прозорливости блаженной. Жданова вспоминает: «Матушка была совершенно неграмотная, а все знала. В 1946 году я должна была защищать дипломный проект “Министерство военно-морского флота” (я тогда училась в архитектурном институте в Москве). Мой руководитель, непонятно за что, все время меня преследовал. За пять месяцев он ни разу не проконсультировал меня, решив “завалить” мой диплом. За две недели до защиты он объявил мне: “Завтра придет комиссия и утвердит несостоятельность вашей работы!” Я пришла домой вся в слезах: отец в тюрьме, помочь некому, мама на моем иждивении, одна надежда была - защититься и работать. Матушка выслушала меня и говорит: “Ничего, ничего, защитишься! Вот вечером будем пить чай, поговорим!” Я еле-еле дождалась вечера, и вот матушка говорит: “Поедем мы с тобой в Италию, во Флоренцию, в Рим, посмотрим творения великих мастеров…” И начала перечислять улицы, здания! Остановилась: “Вот палаццо Питти, вот другой дворец с арками, сделай так же, как и там - три нижних этажа здания крупной кладкой и две арки въезда”. Я была потрясена ее ведением. Утром прибежала в институт, наложила кальку на проект и коричневой тушью сделала все исправления. В десять часов прибыла комиссия. Посмотрели мой проект и говорят: “А что, ведь проект получился, отлично выглядит - защищайтесь!”»

Были поистине удивительные случае в житие Матроны. Праведной передали что в ее помощи нуждается мужчина, живший в 4 км от Себино. Матрона сказала: «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет». Он полз эти 4 км, а от нее пошел на своих ногах, исцеленный.
Однажды к матушке на Пасхальной седмице пришли женщины из деревни Орловки. Матрона принимала, сидя у окна. Одной она дала просфору, другой - воду, третьей - красное яйцо и сказала, чтобы она это яйцо съела, когда выйдет за огороды, на гумно. Женщина эта положила яйцо за пазуху, и они пошли. Когда вышли за гумно, женщина, как велела ей Матрона, разбила яйцо, а там - мышь. Они все испугались и решили вернуться обратно. Подошли к окну, а Матрона говорит: «Что, гадко мыша-то есть?» - «Матронушка, ну как же есть-то его?» - «А как же ты людям продавала молоко, тем паче сиротам, вдовам, бедным, у которых нет коровы? Мышь была в молоке, ты ее вытаскивала, а молоко давала людям». Женщина говорит: «Матронушка, да ведь они не видели мышь-то и не знали, я ж ее выбрасывала оттуда». - «А Бог то знает, что ты молоко от мыша продавала!»

Помощь, которую подавала святая Матрона болящим, не только не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями, при совершении которых «целитель» входит в связь с темной силой, но имела принципиально отличную, христианскую природу. Именно поэтому праведную Матрону так ненавидели колдуны и различные оккультисты, о чем свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский период жизни. Прежде всего Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим.

Матрона читала молитвы над водой и давала ее приходившим к ней. Пившие воду и окроплявшиеся ею избавлялись от различных напастей. Содержание этих молитв неизвестно, но, конечно, тут не могло быть и речи об освящении воды по установленному Церковью чину, на что имеют каноническое право лишь священнослужители. Но также известно, что благодатными целительными свойствами обладает не только святая вода, но и вода некоторых водоемов, источников, колодцев, ознаменованных пребыванием и молитвенной жизнью близ них святых людей, явлением чудотворных икон.

Матронушка часто повторяла: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»
Последний земной в своей земной жизни праведная Матронушка нашла на подмосковной станции Сходня (улица Курганная, дом 23), где поселилась у дальней родственницы, покинув комнату в Староконюшенном переулке. И сюда тоже потоком шли посетители и несли свои скорби. Лишь перед самой кончиной матушка, уже совсем слабая, ограничила прием. Но люди все равно шли, и некоторым она не могла отказать в помощи. Говорят, что о времени кончины ей было открыто Господом за три дня, и она сделала все необходимые распоряжения. Матушка просила, чтобы ее отпели в церкви Ризоположения. (В это время служил там любимый прихожанами священник Николай Голубцов. Он знал и почитал блаженную Матрону.) Она не велела приносить на похороны венки и пластмассовые цветы.
До последних дней жизни она исповедовалась и причащалась у приходивших к ней священников. По своему смирению она, как и обыкновенные грешные люди, боялась смерти и не скрывала от близких своего страха. Перед смертью пришел ее исповедовать священник, отец Димитрий, она очень волновалась, правильно ли сложила ручки. Батюшка спрашивает: «Да неужели и вы боитесь смерти?» «Боюсь».


2 мая 1952 года она почила. 3 мая в Троице-Сергиевой лавре на панихиду была подана записка о упокоении новопреставленной блаженной Матроны. Среди множества других она привлекла внимание служащего иеромонаха. «Кто подал записку? - взволнованно спросил он.- Что, она умерла?» (Многие насельники Лавры хорошо знали и почитали Матрону.) Старушка с дочерью, приехавшие из Москвы, подтвердили: накануне матушка скончалась, и нынче вечером гроб с телом будет поставлен в московской церкви Ризоположения на Донской улице. Так лаврские монахи узнали о кончине Матроны и смогли приехать на ее погребение. После отпевания, которое совершил отец Николай Голубцов, все присутствующие подходили и прикладывались к ее рукам.

Перед своей кончиной блаженная Матрона сказала: «Все, все приходите ко мне рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».
Люди так и поступают сегодня, обращаясь к блаженной Матроне с просьбами об исцелении от болезней, встрече с суженым, материнстве, избавлении от алкогольной и наркотической зависимости, помощи в решении материальных проблем, в учебе или работе, избавлении от страданий.

Призывая в помощники святую Матрону, помните, что прежде всего нужно обращаться в молитвах к Спасителю и Пресвятой Богородице. Просите Матронушку помолиться за вас перед Господом и помочь вам.

К святой Матроне можно обратиться в храме, в который вы обычно ходите, или дома, или в любом другом месте: важна не обстановка, а твердая вера в Бога и молитва, совершенная с открытым сердцем. Обычно православные просят святых угодников о помощи, осеняя себя крестным знамением и прикладываясь губами к иконе. Но если перед вами нет образа Матроны Московской, мысленно представьте его себе, закрыв глаза, и почувствуйте связь с ней.

В православных молитвословах вы найдете акафист и молитву святой Матроне, с которой к ней обращаются с просьбой о помощи или благодарностью. Ее можно выучить наизусть или читать по книге. Если вы не знаете или не помните молитв, можно говорить от себя теми словами, которые идут из глубины души и сердца.
Более того, если вам требуется помощь святой Матроны и ее заступничество перед Господом, вы можете обратится к ней посредством письма. Отправьте его на почтовый адрес монастыря: 109147, г.Москва, ул. Таганская, 58, Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г.Москвы, настоятельнице игумении Феофании (Мискиной). Можно также обратиться к Матроне с помощью электронной почты на адрес: [email protected]. Служители монастыря возложат ваши просьбы к мощам святой блаженной старицы.

Верьте, просите святую Матрону всем сердцем, но обязательно добавляйте: «Если на то воля Божья», поскольку только ему ведомо, что каждому из нас нужно для счастья.

Елицы

Век атеизма и всеобщего безверия, наступивший после 1917 года, явил миру новых подвижников Православия, людей, само существование которых доказывало силу веры и Божьей молитвы.

Святая Матрона (Матрона Дмитриевна Никонова) родилась в Тульской земле, в селе Себино, что в 22 километрах от города Епифани (ныне Кимовский район Тульской области), в восточной части знаменитого Куликова поля, столь славного в истории России. Родилась она в бедной крестьянской семье, у благочестивых родителей, Дмитрия и Натальи, и была их младшим, четвертым ребенком. Точный год ее рождения неизвестен: в одних источниках называется 1881 год, в других — 1885-й. Было это в ноябре; при крещении девочке дали имя в честь преподобной Матроны Константинопольской, память которой празднуется 9 (по новому стилю 22) ноября.

Матрона родилась полностью незрячей, без глаз; веки ее были плотно сомкнуты. Однако уже в детстве односельчане стали замечать, что девочка обладает внутренним, сокровенным зрением и способна прозревать то, что другим недоступно. Этот дар, как и дар исцеления, проявился у нее очень рано — с семи или восьми лет. Она читала над болящим молитву — и тот исцелялся; предсказывала, что случится вскоре, — и предсказанное ею исполнялось; давала страждущему совет, как поступить в той или иной ситуации, — и совет этот оказывался верным. Люди стали приходить к ней, приносить с благодарностью кто хлеб, кто какую-нибудь другую снедь, — и так бедная девочка сделалась не обузой, но кормилицей для своей семьи.

Как подчеркивается в Житии блаженной Матроны, все это не имело ничего общего со знахарством или, тем более, с ведовством и так называемой экстрасенсорикой. Напротив, Матрона всю жизнь боролась с колдунами и знахарями. Горячая и неустанная молитва к Богу — единственный источник ее благодеяний людям. Она, пока могла, проводила все свое время в церкви, непрестанно пребывала в молитве, окружала себя иконами и — незрячая и не получившая никакого образования! — понимала смысл и знала содержание всех икон как у себя дома, так и в храме. «Что, Матронушка — Бог, что ли? Бог помогает» — так позднее говорила она тем, кто приходил к ней. От исцеляемых Матрона требовала веры к Богу, а иной раз условием исцеления ставила обязательное еженедельное посещение храма, исповедь священнику, принятие святого причастия или вступление в церковный брак для супругов, состоявших в одном только гражданском браке. Об особой избранности девочки свидетельствовал и внешний знак: на груди у нее имелась выпуклость в форме креста, как бы нерукотворный нательный крестик. Рассказывают, что однажды мать стала укорять дочку: «Зачем ты с себя крестик снимаешь?» — «Мамочка, у меня свой крестик на груди», — отвечала девочка.

Известно, что по ее просьбе для себинской церкви Успения Пресвятой Богородицы была написана икона Божьей Матери «Взыскание погибших», ставшая чтимой местной святыней (в настоящее время икона находится в Успенском монастыре города Новомосковск Тульской области, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы). Еще один такой же образ Матрона заказала для себя у местного художника. Деньги на икону собирали всем миром: кто давал деньги, кто продукты — яйца, масло, хлеб. Рассказывают, что один крестьянин дал нехотя рубль, а брат его — для смеха копеечку. Когда деньги принесли Матроне, она, перебрав их, нашла эти рубль и копейку и велела вернуть обратно: «Мама, отдай им, они мне все деньги портят». Впоследствии Матрона не расставалась с этой иконой (в настоящее время она хранится рядом с ее святыми мощами в московском Покровском монастыре).

На семнадцатом году жизни Матрона потеряла способность ходить. С тех пор и до самой смерти она оставалась «сидячей». Это тяжелейшее испытание для человека. Но Матрона безропотно несла свой крест, не жалуясь ни на что и всё так же беззаветно помогая людям.

Предсказания ее касались самых обычных, житейских дел. Но иной раз она говорила пророчески и о судьбе России. Известен рассказ о том, как Матрона предсказала судьбу царя. Она попросила у матери куриное перо, ободрала его и показала матери: «Мама, видишь это перышко? Вот так обдерут нашего царя-батюшку!» А когда мать испугалась и не велела дочери говорить таких слов, добавила: «Не бойся, мама, его уже ободрали». И еще она предсказала революцию: «как будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Образно показывала, как будут делить землю: «лягут, руки протянут вперед, лишь бы захватить себе лишнее, а потом все бросят землю, побегут кто куда; земля никому не нужна будет». Предсказала она и великие бедствия Русской церкви, крушение идеалов веры, нравственности — и то, что уже, к несчастью, исполнилось в нашей истории, и то, чему еще, возможно предстоит случиться. «Начнутся смуты… распри…» — говорила она незадолго до смерти. И добавляла: «Как мне вас всех жаль… Доживете до последних времен. Жизнь будет все хуже и хуже. Тяжкая. Придет время, когда перед вами положат крест и хлеб и скажут: “Выбирайте!”…»

В 1925 году Матрона покинула деревню и переселилась в Москву. Этот переезд был вынужденным: ее братья Иван и Петр стали местными активистами, вступили в партию и с крайней враждебностью относились и к сестре, и к тем людям, которые по-прежнему приходили к ней за советом. В Москве Матрона прожила почти тридцать лет, до самой смерти, и очень полюбила этот город. В течение всех этих лет она не имела своего угла, жила там, где ей давали приют: то у родственников, то у односельчан, то у совсем чужих людей. С нею вместе переезжали с места на место женщины, которые ухаживали за ней, — «хожалки». Менять адреса приходилось часто, так как, опасаясь властей, Матрону почти никогда не прописывали, а долго жить без прописки было нельзя. Она жила то на Ульяновской (Николоямской) улице; то на Пятницкой возле Павелецкого вокзала, у церкви, в домике трамвайной линии; то в Вишняковском переулке, недалеко от храма Николы в Кузнецах; то в Царицыно; то в Сокольниках, в летней сторожке; то в Петровско-Разумовском; то в Загорске (Сергиевом Посаде), у племянника; то на Сходне. Дольше всего, с 1942-го по 1949 год, она прожила на Арбате, в Староконюшенном переулке, в большой, уставленной иконами комнате у своей односельчанки Евдокии Михайловны Ждановой и ее дочери Зинаиды Владимировны. З. В. Жданова и составила первое и наиболее полное жизнеописание блаженной по собственным воспоминаниям и воспоминаниям других людей, знавших святую Матрону. О том, насколько тяжело иной раз приходилось блаженной, мы узнаем из рассказа З. В. Ждановой, которая в военном 1942 году отыскала ее в Сокольниках, в маленьком фанерном строении, отданном ей на время: «Была глубокая осень… Я вошла в домик, а в домике сырой, промозглый, густой пар, топится железная печка-буржуйка. Я подошла к матушке, а она лежит на кровати, лицом к стене, повернуться ко мне не может, волосы примерзли к стене, еле отодрали… Я в ужасе сказала: “Матушка, да как же это? Ведь вы же знаете, что мы с мамой живем, брат на фронте, отец в тюрьме, неизвестно где, две комнаты у нас… Почему же вы не попросились к нам?” Матушка вздохнула тяжело и сказала: “Бог не велел, чтобы ты потом не пожалела”». Так Матрона оказалась у Ждановых на Арбате… Из-за своего физического состояния она находилась в полной зависимости от своих «хожалок», а те не всегда относились к ней с надлежащим почтением и состраданием. «Она жила, не имея своего угла, имущества и запасов, кто пригласит, там она и живет, — продолжает З. В. Жданова, — жила на приношения, которым она не была хозяйка. Была в послушании у злой Пелагеи, она всем распоряжалась, пила и отдавала своим родственникам. Без ее ведома матушка не могла ни пить, ни есть. Иногда губы у нее пересохнут, она жалобно просит Пелагею: “Пить хочу”, а та грубым голосом, выпившая, поевшая втихаря, лежа на кровати: “Не время тебе пить!” Мы тихонько подносим еду и питье, а матушка не берет — иногда и сутками».

И при этом Матрона по-прежнему принимала множество людей — иной раз до сорока человек в день! И всем помогала. К ней со своими бедами и невзгодами приходили самые разные люди: и вчерашние крестьяне (в том числе из ее родных мест), и коренные москвичи, и приезжие из других городов и деревень, иной раз — люди весьма высокопоставленные, по советским меркам. Чаще — женщины, реже — мужчины. Многих она исцелила: поднимала на ноги не ходячих (то есть страдающих той самой болезнью, которой страдала она сама), распрямляла скрюченных, исцеляла бесноватых, страдающих припадками, разного рода психическими и нравственными заболеваниями. Однажды, в 1946 году, в Матроне привели женщину-комиссара, только что прибывшую с фронта. Ее единственный сын сошел с ума; мать не знала, что делать: она возила сына даже в клинику в Швейцарии, но никто не смог ей помочь. «Я пришла к вам от отчаяния! Мне идти больше некуда!» — сказала женщина. «Матушка выпрямилась и говорит: “Господь вылечит твоего сына, а ты в Бога поверишь?” — “Я не знаю, как это верить”. Тогда матушка попросила воды, сказала “смотри” и начала при ней громко читать над водою молитвы, потом налили пузырек воды, и матушка, подавая ей пузырек, сказала: “Поезжай сейчас же в Кащенко (Московская психиатрическая клиническая больница), договорись с санитарами, чтобы они его крепко держали; когда будут выводить его, он будет биться, а ты постарайся плеснуть этой воды ему в глаза и обязательно попади в рот”». Так и получилось. Позднее женщина, на коленях благодаря блаженную, рассказала, что сын ее исцелился. Когда она, держа пузырек с водой в кармане, подошла к нему, он действительно начал биться в руках санитаров и кричать: «Мама, выброси, что у тебя лежит в кармане, не мучай меня». А когда женщина изловчилась и плеснула ему святой водой в лицо, вмиг успокоился; «он остановился, глаза стали прежними, и он сказал: “Как хорошо”». Его вскоре выписали из больницы. В другой раз к Матроне привели дочь какого-то генерала (по другой версии, полковника), лаявшую по-собачьи. Когда матушка исцелила девушку, отец предлагал ей любое вознаграждение, готов был отстроить для нее дачу, выхлопотать машину, дать денег. Но Матрона отказалась от всего. Она вообще не брала денег, лишь принимала домашние продукты, принесенные благодарными людьми, — чтобы не умереть с голода, — да и те раздавала другим, почти ничего не оставляя себе. Сохранилось немало рассказов о том, как она исцеляла женщин от злокачественных опухолей (онкология — подлинный бич XX века!), силой молитвы излечивала туберкулез, другие болезни, предотвращала ненужные операции. При этом она никогда не запрещала лечиться у врачей, напротив. «Тело — домик, Богом данный, — говорила она, — его надо ремонтировать. Бог создал мир, травы лечебные все, и пренебрегать этим нельзя». Понимала она и значение образования. «Сейчас время такое, учиться надо», — наставляла она дочь своей односельчанки, решившую выучиться на медицинскую сестру.

Не имевшая глаз, она видела и понимала красоту окружавшего мира. «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое, — призналась она как-то. — И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек». З. В. Жданова приводит поразительный случай, когда матушка Матрона помогла ей, учившейся в Архитектурном институте (!), подготовить дипломный проект: матушка, никогда не бывавшая за границей и не видевшая ни одного художественного альбома, стала перечислять ей творения великих итальянских зодчих и указала дворец, который мог послужить образцом для ее проекта!

Вообще наставления Матроны — удивительно простые, ясные. Одна женщина жаловалась ей: «Я с мужем живу плохо». А матушка отвечала: «А кто виноват? Виновата ты. Потому что у нас Господь глава, а Господь в мужском образе, и мужчине мы, женщины, должны подчиняться». Этого оказалось достаточно, чтобы отношения в семье наладились. Она учила: «Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным надо со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали или ни сделали». Одна женщина пожаловалась ей на нервы (а было это в годы войны). «Какие нервы? — удивилась блаженная. — Вот ведь на войне и в тюрьме нет нервов. Надо владеть собой, терпеть». А когда близкая ей З. В. Жданова попала в лагерь (по сфабрикованному делу о «церковно-монархической группе»), матушка передала ей свое последнее, предсмертное наставление, предсказав, что ничего с нею не случится: «Пусть знает это и живет, как малое дитя в саночках: возят дитя, и нет никакой заботы — Господь всё сам управит». «Матушка часто шутила, — рассказывала та же З. В. Жданова, — на вопрос, как спастись, говорила: “Цепляйтесь все-все за мою пяточку и спасетесь. И не отрывайтесь от меня, держитесь крепко”». «Зачем осуждать других людей? — говорила она. — Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?"

Как она исцеляла? Сохранилось несколько воспоминаний на этот счет. Блаженная вела аскетический образ жизни: спала очень мало, лежа на голом кутничке (сундучке) или на койке, на боку, «на кулачке»; большую часть ночи проводила в молитве; принимала посетителей сидя. «Матрона ножки поджимала под себя, под юбку, — рассказывала ее внучатая племянница А. Д. Прохорова. — Люди сядут на колени, она одной рукой по голове водит, а другой крестит». «Когда принимала, она садилась, скрестив ножки, — вспоминала З. В. Жданова, — две ручки вытянуты прямо в воздухе, наложит пальчики на голову стоящего перед нею на коленях человека, перекрестит, скажет главное, что надобно его душе, помолится… Исцелений было много от ее ручек. Возьмет двумя руками голову плачущих страдальцев, пожалеет, поможет святостью своею, и люди уходили, как на крыльях… А она вечером тихо, обессиленная, только вздыхает и молится ночи напролет. У нее на лбу была ямка от пальчиков при крещении крестом. Крестилась медленно, усердно, пальчики искали ямку».

А вот рассказ Нины Чижик, которая была в детстве исцелена святой; она в семь лет заболела воспалением легких, болезнь дала тяжелые осложнения: отнялись руки и ноги, девочка была полностью обездвижена. Ее принесли к Матроне, которая жила тогда на окраине Загорска: «Матушка сидела на металлической кровати, обложенная подушками. Меня она велела положить к ней на кровать, так, чтобы она могла достать мои руки. Как сейчас вижу ее: в белом платочке в мелкий синий горошек, платье темно-синее тоже в мелкий горошек, пуговички на груди. Ручки маленькие, пухленькие, рукава у платья на резинке, глазницы пустые. Комната была вся в иконах. Свет как бы отражался от икон, и от матушки как будто исходили свет и тепло. Комната была наполнена этим светом. Я лежала рядом с ней на постели, а матушка вела прием посетителей. Я чувствовала, что матушка будто вошла в меня, мне передавались ее тепло, ее боголюбие, ее любовь. В первый день матушка постоянно держала меня то за одну, то за другую руку, непрестанно поглаживая, и я чувствовала, как теплели мои руки и как они отходили. На второй день матушка позвала ухаживающую за ней женщину и сказала ей: "Поставь ее на пол, а то она залежалась". Она мне ласково говорит: "Залежалась ты, залежалась!" Я очень испугалась, ведь я лежала без движения целый год. Женщина меня поддержала, и я встала на ноги и стояла у кровати, на которой сидела матушка. Потом она велела положить меня на кровати, чтобы она могла доставать руками до моих ног. День она принимала посетителей и поглаживала мои ноги, а ночи мы с ней были вдвоем. Она немного дремала, сидя в подушках, очень много молилась и гладила, гладила мои ноги и руки. На третий день матушка сказала мне, чтобы я немного прошлась, попросила женщину помочь мне, она мне помогала передвигать ноги. Мне было очень страшно. Матушка говорила мне: "Двигай, двигай ногами, они у тебя ходячие". На четвертый день за мной приехал отец, и я уже шла до машины своими ногами, после года полной неподвижности мои ноги плохо слушались меня. Мне нужно было еще время, чтобы привыкнуть к тому, что я совершенно здорова».

Казалось бы, ничего особенного — доброта и ласка, свет и тепло, исходящие от доброй маленькой женщины (эта удивительная доброта святой Матроны ощущается даже на ее сохранившихся фотографиях). Но ведь в действительности случилось настоящее чудо — чудо излечения от тяжелейшей болезни силой молитвы, силой веры…

Все, что происходило в жизни страны и касалось миллионов людей, становилось и предметом ее забот. Все прошло через ее жизнь — революция и гражданская война, раскулачивание и беспощадная борьба с религией, закрытие храмов и массовые аресты, война, голод, страх новой войны… Сила молитвы матушки Матроны помогала людям справиться с разными бедами — арестом близких, утерей документов, пропажей имущества, неурядицами в работе. Она не раз предчувствовала, что и ее хотят арестовать, и заблаговременно покидала квартиру, в которой жила, оберегая от ареста не только себя, но и принявших ее людей. Однажды дело дошло до появления милиционеров в ее доме. Но этот несостоявшийся арест обернулся очередным чудом. Дочь ее односельчанки А. Ф. Выборнова рассказывала об этом так. Когда милиционер пришел забирать Матрону, та сказала ему: «Поезжай скорее, у тебя дома несчастье». А когда милиционер заколебался, добавила: «Слепая от тебя никуда не денется. Я сижу на постели, никуда не хожу». Милиционер бросился домой; оказалось, что его жена обгорела от керогаза, но он все-таки успел отвезти ее в больницу. Когда на следующий день милиционера спросили: «Ну что, забрал слепую?», он отвечал: «Слепую я забирать никогда не буду. Если б слепая мне не сказала, я бы жену упустил, а тут я жену все-таки в больницу свез». Чем закончилась эта история для милиционера, неизвестно. Но то, что он укрепился в вере, несомненно. Саму же матушку Матрону так и не подвергли аресту.

За некоторое время до начала Великой Отечественной войны, в 1939 или 1940 году, Матрона сказала людям, которые были рядом с ней и спорили о чем-то: «Ну, что, вот сейчас вы ругаетесь, делите, а ведь война накануне. Конечно, много народу погибнет, но наш русский народ победит». Когда война началась, Матрона стала просить всех приносить ей ивовые веточки. Она их ломала на палочки одинаковой длины и очищала от коры. Веточек таких было очень много. Близким своим Матрона говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает. Много позже сложилось предание о том, что в годы войны к ней якобы приезжал сам Сталин и Матрона будто бы предсказала ему, что он один не покинет Москву, когда все правительство эвакуируется из столицы (по другой версии, предсказала ему победу). Это, конечно, вымысел, легенда. Но очень многие верили и продолжают верить в то, что так и было на самом деле. Так причудливо преломились в народном сознании и представления о чудесном спасении столицы, так и не взятой фашистами, и внезапный поворот советского руководства к поддержке Православной церкви, и несомненное уважение к Сталину, не покинувшему Москву в самый тяжелый момент, когда падение ее казалось неизбежным, и всегдашняя наивная вера народа в «доброго царя», окруженного злыми советчиками. Такие представления, по всей вероятности, разделяла и матушка Матрона. «Кто знает, может, Господь и простит Сталина! Он сам пленник», — сказала она как-то З. В. Ждановой. А когда та переспросила: «У кого пленник?», объяснила: «У Кагановича и всех тех ». Еще в 1943 году Матрона предсказала, что зловещую 58-ю статью (контрреволюционная деятельность) отменят, «и не будет того, что было». — «Матушка, а когда это будет?» — «После войны. Сначала уберут Сталина, потом после него будут правители, один хуже другого. Растащат Россию…»

Отголоском этой истории уже в наши дни стало появление иконы, на которой святая Матрона благословляет Сталина. Икона была выставлена в храме Святой Ольги в Стрельне, под Санкт-Петербургом. Это стало причиной скандала, вышедшего далеко за рамки церковного обсуждения. В конце концов икона была признана неканонической и, по требованию церковных властей, удалена из храма.

Вообще же блаженная старица отстраненно относилась к властям. Не любила шумных демонстраций, усматривая в них бесовское действо: в дни демонстраций просила никого не выходить из дома, закрывать окна, форточки, двери. З. В. Жданова как-то спросила ее: как же Господь допустил закрыть столько храмов, разрушить, уничтожить? Матушка отвечала ей: «На это воля Божия. Сокращено было количество храмов потому, что верующих будет мало, служить будет некому». А на вопрос: «Почему же никто не борется?», отвечала так: «Народ под гипнозом, не свой, страшная сила вступила в действие, эта сила существует в воздухе, проникает везде; раньше болота и дремучие леса были обитанием этой силы, так как люди ходили в храмы, носили крест и дома были защищены образами, лампадами и освящением и бесы пролетали мимо таких домов, а теперь бесами заселяются и люди по неверию и отвержению от Бога». Так поняла смысл ее слов составительница ее жизнеописания и так передала ее слова нам.

Последним обиталищем Матроны Московской стала подмосковная станция Сходня, где она жила у своих дальних родственников на улице Курганной, в доме 23 (ныне это город Химки). Здесь она и преставилась 2 мая 1952 года (по новому стилю), предсказав свою кончину за три дня. Когда перед смертью ее пришел исповедовать священник, она очень волновалась, правильно ли сложила ручки. «Да неужели и вы боитесь смерти?» — спросил священник. «Боюсь», — отвечала она. Отпевали ее в церкви Ризоположения на Донской улице. Погребение состоялось 4 мая, в Неделю Жен-мироносиц (третье воскресенье по Пасхе); похоронили матушку Матрону при огромном стечении народа на Даниловском кладбище, как она и просила.

Не раз еще при жизни блаженная говорила близким ей людям: «После смерти моей приходите на могилку. Как принимала людей, так и буду принимать… Разговаривайте со мной, все горести свои поверяйте мне, я буду вас видеть и слышать; что душе вашей скажу, то и делайте». И вправду: множество людей по-прежнему приходили к матушке Матроне искать исцеления от недугов или помощи в трудных жизненных обстоятельствах. Случаи помощи по молитвам блаженной многочисленны, чудотворения продолжаются и по сей день.

Как это часто бывало в русской истории, народное почитание предшествовало официальной церковной канонизации. С конца 80-х годов прошлого века имя блаженной Матроны Московской стало известно повсеместно; поток людей, устремлявшихся к ее могиле, непрестанно возрастал. 8 марта 1998 года, в первое воскресенье Великого поста, неделю Торжества Православия, по благословению святейшего патриарха Алексия II, состоялось обретение, а затем и освидетельствование честных останков старицы Матроны, которые были помещены сначала в надвратный храм во имя Симеона Столпника, затем в главный храм Святых Отцов Семи вселенских соборов Данилова монастыря, а 1 мая 1998 года торжественно перенесены в Свято-Покровский женский монастырь в Москве, где святыня хранится и поныне, привлекая множество верующих — со всех концов нашей страны и из других стран. 2 мая 1999 года при служении самого святейшего патриарха состоялась официальная канонизация блаженной Матроны в лике местночтимых святых. В октябре 2004 года состоялась и общецерковная канонизация. Ныне память святой блаженной Матроны Московской празднуется Церковью 19 апреля (2 мая по новому стилю), а также в воскресенье перед 26 августа (8 сентября) — в Соборе Московских святых, и 22 сентября (5 октября) — в Соборе Тульских святых.

Литература:

Святая блаженная Матрона Московская. Житие. Акафист (разные издания).

Сказание о житии блаженной старицы Матроны / Составила и записала З. В. Жданова. М., 1993.

Материалы на православных сайтах: http://days.pravoslavie.ru; http://matrona-moskowskaya.narod.ru; http:// www.pokrov-monastir.ru ; и др.


© Все права защищены – одна из самых известных и почитаемых православных святых.

Имевшая от рождения дар чудотворения, она ещё до кончины своей стала известна, как молитвенница и подвижница во славу Божью. Вся её жизнь стала примером великого духовного подвига любви, терпения, самоотречения и сострадания.

При жизни Матронушки у её дома всегда были паломники. Люди приезжали за помощью к матушке за десятки километров со своими болезнями, тревогами, скорбями. И Матронушка помогала, исцеляла, наставляла.

Блаженная Матрона не требовала от людей многого, но всегда требовала — верить в Бога. Также учила не отчаиваться и по мере сил пытаться исправлять свою жизнь от грехов и пороков с помощью Божией.

Поток паломников, чтобы приложиться к её святым мощам, не иссякает и сегодня: с раннего утра до поздней ночи к Абельмановской заставе, где расположен , идут люди с цветами. Чаще всего это белые розы и хризантемы – их Матрона любила более всех и не любила цветов искусственных. К Матронушке – так ласково называют её люди – приходят семьями с детьми, идут женщины, мужчины.

Современники запомнили её очень светлой, ласковой, с тихим голосом. Никогда не жаловалась, принимая все, выпавшее на её долю, как даваемое от Бога.

Блаженная предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придёт. Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу».

Ещё перед смертью Матрона сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

А ещё матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою её ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого».

Краткое житие

Матрона Московская (урождённая Матрона Дмитриевна Никонова) (22 ноября 1881 года - 2 мая 1952) - святая Русской Православной Церкви.

Матрона Дмитриевна Никонова родилась в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии, она была четвёртым ребёнком в семье. Согласно житию святой Матроны, родители, Наталья и Дмитрий Никоновы, сначала хотели оставить слепую дочь в приюте, но мать передумала после того, как ей приснился необыкновенный сон: белая птица необычайной красоты, но слепая, села на её груди. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила своё «дитя несчастное».

Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца - на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Позже, когда ей было уже лет шесть мать как-то стала ругать её: «Зачем ты крестик с себя снимаешь?» «Мамочка, у меня свой крестик на груди», - отвечала девочка.

Житие сообщает, что уже с семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. По её молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли её родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала её главной кормилицей.

Много людей приезжало за помощью к Матроне. В четырёх километрах от Себино жил мужчина, у которого не ходили ноги. Матрона сказала: «Пусть с утра идёт ко мне, ползёт. Часам к трем доползёт». Он полз эти четыре километра, а от неё пошел на своих ногах, исцелённый.

До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена - восьмой столп России». Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.

На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у неё внезапно отнялись ноги. Как говорила сама Матронушка, «такова была воля Божия». До конца дней своих она была «сидячей». Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест.

В 1925 году Матрона перебирается в Москву, в которой так и прожила до конца своих дней. Жила где придётся - у друзей и знакомых. В день Матрона принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи.

Матрона предсказала свою смерть за три дня, продолжая принимать людей в свои последние дни. Скончалась 2 мая 1952 года. Похоронена на Даниловском кладбище в Москве. позже стала местом неофициального паломничества.

8 марта 1998 года останки были эксгумированы; мощи доставлены в московский Данилов монастырь, затем перенесены в храм на территории Покровского женского монастыря и помещены в специальную .

2 мая 1999 года Матрона канонизирована как местночтимая московская святая. Определение Священного Синода от 17 августа 2004 года гласило: «Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении святой блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881-1952)». В том же году состоялась общецерковная канонизация. Документ об этом был принят на заседании Архиерейского Собора РПЦ 6 октября 2004 г.

Памятные даты

2 мая — День Памяти святой Матроны Московской установлен Православной Церковью в День её кончины (02.05.1952 года); День канонизации;
22 ноября — День Тезоименитства (День Ангела). День, в который родилась святая Матрона (22.11.1881 года);
7, 8* марта — Празднование обретения святых мощей блаженной Матроны (08.03.1998 года).
Вспоминается святая блаженная Матрона также в дни Собора Московских святых - 2 сентября и Собора Тульских святых - 5 октября.

* — 7 марта в високосный год или 8 марта в невисокосные годы (Православный календарь)
— 8 марта установлен как дополнительный день памяти святой Матроны Московской Решением Священного Синода РПЦ от 16 июля 2013 г. (Журнал № 81).



Рассказать друзьям