Житие определение в литературе. Что такое житие: определение жанра и его особенности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

- (греч. βιος, лат. vita) жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные… … Википедия

ЖИТИЕ, жития, ср. 1. Повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым (лит. церк.). Жития святых. || То же, что биография (книжн. устар.). 2. То же, что жизнь (книжн. устар., теперь шутл.). Благоденственное и мирное житие.… … Толковый словарь Ушакова

См … Словарь синонимов

житие - житие’м житие’, житие’м … Словарь употребления буквы Ё

Житие, я, житием, в житии[не житиё, ём]; мн. жития, ий … Русское словесное ударение

Житие, жития, жития, житий, житию, житиям, житие, жития, житиём, житиями, житии, житиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

житие - ЖИТИЕ, я, ср Текст, содержащий описание жизни святого, т.е. канонизированного христианской церковью церковного или государственного деятеля, мученика или аскета, включающий в себя биографические данные, молитвы, поучения и т.д. Житие упоминает о… … Толковый словарь русских существительных

I ср. 1. Повествование о жизни человека, причисляемого церковью к лику святых. 2. Изложение наиболее значительных фактов жизни в хронологическом порядке; жизнеописание. II ср. 1. Временной период от рождения до смерти человека или животного;… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Я; ср. 1. Жизнеописание какого л. святого, подвижника и т.п.; их жизнь и деяния. Жития святых. Ж. Феодосия Печерского. 2. Разг. = Жизнь (2, 4 5 зн.); житьё. Беспечальное ж. ◁ Житийный, ая, ое (1 зн.). Ж ая литература. Ж ые сказания … Энциклопедический словарь

Житие - религиозно нравоучительный жанр средневековой христианской литературы, одна из ранних форм применения биографического метода к составлению жизнеописаний святых мучеников за веру, страстотерпцев, чудотворцев, особо благочестивых, добродетельных … Эстетика. Энциклопедический словарь

Книги

  • Житие великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая , . Житие великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, взятое из Четии-Минеи 6 декабря и 9 мая, и из книги: Служба, житие и чудесаиже во святых отца нашего…
  • Житие преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары , Злых Н.. Житие преподобномучениц, составленное известным церковным писателем, агиографом, кандидатом исторических наук архимандритом Дамаскином, известным православнымчитателям как исследователь…

жизнеописания канонизованных (признанных церковью святыми) лиц; представляют собой один из ист. источников. Ж. с. возникли как религ. лит.-пропагандистский жанр (агиография) во 2-3 вв. во время борьбы христианства против офиц. языч. религии. Первонач. тип Ж. с. - "мартирии" (от лат. martirium - мученичество), т. е. описания мученичеств лиц исторических или мифических, пострадавших за верность христианству. После превращения христианства в господств. религию Ж. приняли характер жизнеописаний церк. деятелей (и вообще "подвижников"), будто бы отличавшихся аскетизмом и творивших чудеса; иногда Ж. с. касались жизни светских правителей (Константин Великий и др.), очень редко - нац. героев (напр., Жанны д´Арк и др.). Ядро Ж. с. написанное подчас на основе рассказов и припоминаний, обычно обрастает фантастич., но назидат. подробностями (напр., Жития Георгия Победоносца). Первоначально простой слог Ж. с. с включением цитат из Священного писания, молитв, поучений сменяется шаблонной многословностью. Большинство Ж. с. анонимны, но известны и авторы - агиографы, специализировавшиеся на их составлении (Игнатий Диакон, Симеон Метафраст, Никита Пафлагон, Феодор Дафнопат - в Византии; в России - Нестор, Пахомий Логофет). Имеются многочисл. сборники Ж. с: минологии, патерики, синаксарии, Четьи-Минеи. Ж. с. богаты бытовым материалом; иногда они отражают настроения и чаяния нар. масс, политич. борьбу, но большинство текстов требует весьма критич. отношения (легендарность, чудеса, поздняя запись, переделки текста, тенденциозность и т. п.). Ж. с. издавались как господств. церковью, так и еретиками (несторианами, монофизитами, раскольниками). Имеются жития на греч., лат., др.-рус., сирийском, араб., груз., арм., коптском языках. На Западе (в Бельгии), начиная с 17 в. вплоть до наст. времени, Ж. с. издаются болландистами и их продолжателями. Первые опыты рус. агиографии относятся к сер. 11 в. Образцом для них послужили визант. Ж. с., особенно их краткая форма, т. н. Пролог. Но уже ранние рус. Ж. с. отличаются от византийских большей простотой и историчностью. В манере Ж. с. написаны летописные биографии Ольги, Владимира, Бориса и Глеба. Они содержат сведения о ратных подвигах князей, дают острую, политически тенденциозную картину событий своего времени, часто вносят нар. легенды и песенно-эпич. элемент. В житии Феодосия Печерского (12 в.) имеются дополняющие летописи сведения о политич. борьбе в Киеве в кон. 11 в., сведения об ист. географии, х-ве и быте Печерской обители. К жанру Ж. с. могут быть отнесены и отд. сказания Киево-Печерского патерика. Нек-рые из них содержат ценные добавления к летописным известиям о голоде и спекуляции солью в Киеве в княжение Святополка и о восстании 1113. На почве киевской традиции в 12-13 вв. развивается агиография Сев.-Вост. Руси. Наибольшее распространение получило житие Леонтия Ростовского (2-я пол. 12 в.). Политич. тенденция этого жития отражает стремление Андрея Боголюбского к церк. самостоятельности. Ценными памятниками рус. агиографии являются житие Кирилла Туровского - единств. известная биография знаменитого писателя и проповедника, Александра Невского, Авраамия Смоленского (нач. 13 в.) и др. С кон. 14 в. в духе господствующей идеологии развивается новый тип Ж. с., ставший ведущим в рус. лит-ре 15-16 вв. Его творцы - митрополит Киприан, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет - под влиянием юж.-слав. лит-ры привнесли в Ж. с. назидат. "красноглаголание", в к-ром тонули и без того скудные факты. Канонизация святых на соборах 1547-49 и составление "Великих Четий-Миней" дали толчок дальнейшему развитию агиографии, хотя обработка более ранних Ж. с. в "Минеях" вытравила в них мн. элементы историчности. Ценным источником для истории монастырской колонизации и клас. борьбы крестьян является житие Симона Воломского (основатель монастыря в р-не Устюга Великого, убит крестьянами в 1641). Красочные рассказы о героич. плаваниях поморцев в Белом и Баренцевом морях, о судостроении, зверобойном промысле содержат сев. рус. Ж. с. 16-17 вв. (Зосимы и Саватия, Антония Сийского и др.). Жития Юлиании Лазаревой, вождей старообрядчества Аввакума и Епифания и др. подобные памятники 17 в. являются не Ж. с., а скорее ист.-бытовыми повестями в духе Ж. с. В. О. Ключевский, А. Кадлубовский, И. Яхонтов и др., искавшие в Ж. с. прежде всего достоверные факты биографий святых подвижников, признали их малоценными источниками, т. к. они писались на основе устных преданий, поздно нашедших себе письм. изложение. Сов. исследователи (Д. С. Лихачев, И. У. Будовниц, Л. В. Черепнин, Я. С. Лурье и др.), перенеся гл. внимание в изучении Ж. с. с биографич. элементов на ист. фон, открыли в них важные сведения об истории земледелия, строит. техники, о быте и нравах, истории монастырской колонизации и клас. борьбы крестьян. Они показали, что нередко сквозь идеальный образ "подвижника" в житии, вопреки стараниям авторов, проглядывает хищник-феодал; Ж. с. полны упоминаний о крестьянах, "дышущих убийством" на проникших в их земли "подвижников", о чинимых им крестьянами "скорбях и пакостях", об избиении "без милости". Источн.: Acta sanctorum..., Antverpiae-Brux., 1643-; Analecta Bollandiana, v. 1-60, P.-Brux., 1882-1962; Patrologiae cursus completus... accurante J. P. Migne, series (Latina) prima, t. 1-221, P., 1844-64; то же, series graeca, t. 1-161, (P.), 1857-66. Лит.: Ключевский В. О., Др.-рус. Ж. с. как ист. источник, М., 1871; Яхонтов И., Ж. с. сев. рус. подвижников Поморского края как ист. источник, Каз., 1881; Кадлубовский А., Очерки по истории др.-рус. лит-ры Ж. с., Варшава, 1902; Лопарев Х., Греч. Ж. с. VIII - IX веков, П., 1914; Безобразов П., Византийские сказания, ч. 1, Юрьев, 1917; Рудаков А. П., Очерки Византийской культуры по данным греческой агиографии, М., 1917; Лихачев Д. С., Человек в лит-ре др. Руси, М.-Л., 1958; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV - нач. XVI вв., М.-Л., 1960; Будовниц И. У., Из истории монастырского землевладения в XIV - XVI вв., в кн.: Ежегодник по агр. истории Вост. Европы, 1960, К., 1962; Ранович А. Б., Как создавались Ж. с., М., 1961; Библ.: Bibliotheca hagiographica graeca, Brux., 1909; Potthast A., Bibliotheca historica medii aevi, Graz, 1954. M. Я. Сюзюмов. Свердловск, Д. X. Казачкова. Ленинград.

Житие, агиография это один из основных эпических жанров церковной словесности, расцвет которого пришелся на средние века. Объект изображения житие - подвиг веры, совершаемый историческим лицом или группой лиц (мучеников веры, церковных или государственных деятелей). Чаще, всего подвигом веры становится вся жизнь святого, иногда в житие описывается лишь та ее часть, которая и составляет подвиг веры, или объектом изображения оказывается лишь один поступок. Отсюда два основных жанровых подвида житие: мартирий (мученичество) - описывающий мученичество и смерть святого, житие биос, - рассказывающее обо всем жизненном пути от рождения до смерти. Особый подвид житие - патериковая новелла (см. ). Истоки житийного жанра лежат в глубокой древности: в мифе, античной биографии (Плутарх), надгробной речи, сказке, эллинистическом романе. Однако непосредственно агиографический жанр складывается под влиянием Евангелия (рассказ о земной жизни Христа) и Деяний Апостолов. На Русь житие в южнославянских переводах пришло из Византии вместе с принятием христианства в 10 в. Вскоре появились и собственные переводы византийских житие, а затем жанр был освоен древнерусскими духовными писателями (первые русские житие - Сказание и Чтение о Борисе и Глебе, житие Феодосия Печерского, 11 век; житие из Киево-Печерского Патерика первой трети 13 в.).

Назначение житие

Главное назначение житие - назидательное, дидактическое: жизнь и подвиги святого рассматриваются как пример для подражания, его страдания - как знак Божественной избранности. Опираясь на Священное Писание, житие обычно ставит и с христианских позиций отвечает на центральные вопросы человеческого бытия: что предопределяет судьбу человека? Насколько он волен в своем выборе? В чем сокровенный смысл страдания? Как должно относиться к страданию? Решая проблему свободы и необходимости с христианских позиций, житие часто рисует такую ситуацию, когда святой может избежать мучений, но сознательно этого не делает, напротив, он отдает себя в руки мучителям. Добровольно и осознанно принимают смерть первые русские святые князья-мученики Борис и Глеб, хотя (это демонстрируют и анонимный автор Сказания о Борисе и Глебе, и Нестор, автор Чтения о Борисе и Глебе) смерти можно было бы избежать. Выделяется целая группа житие с явно занимательными сюжетами: любовь и ненависть, разлуки и встречи, чудеса и приключения, проявление необыкновенных человеческих качеств (Ж. Евстафия Плакиды, Ж. Алексия, человека Божьего, Ж. Галактиона и Епистимии и др.). Запечатлевая подвиг конкретного лица, житие одновременно может рассказать также об основании монастыря или истории построения храма или появлении реликвий (мощей). Об основании Троице-Сергиева монастыря повествуется в житие преподобного Сергия Радонежского, о событиях исторической жизни, о княжеских усобицах рассказывают и житийные памятники, посвященные Борису и Глебу; о времени нашествия Ливонского Ордена и сложных политических отношениях с Ордой - житие Александра Невского; о трагических событиях, вызванных татаро монгольским завоеванием, говорится в житие, посвященных князьям, убиенным в Орде (Ж. Михаила Черниговского, 13 в. и Ж. Михаила-Тверского, начало 14 в.).

Канон, то-есть закрепленные церковной и литературной традицией образцы жанра, определяет художественную структуру жития: принцип обобщения при создании облика святого; тип повествователя, правила построения (композицию, набор топосов), свои словесные трафареты. Часто в житие включаются такие самостоятельные жанры, как видение, чудо, похвала, плач. Автор жития ориентирован на показ благочестивой жизни святого, которого он знал либо лично, либо по устным или письменным свидетельствам. Исходя из требований жанра, автору должно было признавать всяческое свое «неразумие», подчеркивая во вступлении, что он слишком ничтожен, чтобы описать жизнь отмеченного Богом человека. С одной стороны, взгляд повествователя на своего «героя» - это взгляд обыкновенного человека на необыкновенную личность, с другой, - объективно, и повествователь - лицо не совсем обычное. За составление жития мог браться человек книжный, не только сведущий в трудах своих предшественников, обладающий литературным даром, но и могущий толковать Божественный промысел путем аналогий, главным образом, из Священного Писания.

Житие могли читаться в храме (специальные краткие житие в составе сборников - Прологов (греч. Синаксарей) - читались во время службы на 6-й песне канона), за монастырской трапезой и дома. Пространные житие, так же, как и краткие в Прологах, еще в Византии распределились по месяцам в сборниках, пришедших с принятием христианства и на Русь, - Минеях-Четьях. В 16 веке митрополит Макарий объединил все написанные к тому времени житие, признанные церковью, в общий свод, получивший название Великие Минеи-Четии. В 17-18 веке, вслед за митрополитом Макарием, во многом следуя его труду, составляют свои варианты сводов житие - Четьих-Миней - Иван Милютин, Герман Тулупов, Димитрий Ростовский. Дм.Ростовский не только опирается на опыт своего великого предшественника митрополита Макария, но и редактирует Четьи-Ми неи заново, обращаясь к разным, в т.ч. к латинским источникам. Со временем жанр развивался и мог приобретать местные черты, например, в областных литературах.

В 17 веке средневековый жанр житие начал претерпевать значительные изменения: стало возможным написание автобиографического житие («Житие протопопа Аввакума») или сочетание житие и биографической повести («Житие Юлиании Лазаревской»). В церковной практике житие как жизнеописание подвижника - местночтимого святого или канонизированного церковью - сохраняется до нового времени («Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти о. Серафима» - Серафима Саровского (1760-1833), канонизованного русской церковью в 1903). Жанровые признаки жития могут быть использованы в современной литературе: Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы» (1879-80), Л.Н.Толстой «Отец Сергий» (1890-98), Н.С.Лесков «Соборяне» (1872), Л.Н.Андреев «Жизнь Василия Фивейского» (1904), И.А.Бунин «Матфей Прозорливый» (1916), «Святой Евстафий» (1915), Ч.Айтматов «Плаха» (1986).

ЖИТИЕ, агиография произошло от греческого hagios - святой и grapho, что в переводе означает - пишу.

ЖИТИЕ, -я, мн. -я, -ий, ср. 1. То же, что жизнь (во 2 и 3 знач.) (стар.). Мирное ж. 2. В старину: повествовательный жанр - описание жизни (лиц, канонизированных церковью). Жития святых. || прил. житий-ный, -ая, -ое (ко 2 знач.). Житийная лите-ратура.


Смотреть значение ЖИТИЕ в других словарях

Житие — жития, ср. 1. Повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым (лит. церк.). Жития святых. || То же, что биография (книжн. устар.). 2. То же, что жизнь (книжн. устар.,........
Толковый словарь Ушакова

Житие Ср. — 1. Повествование о жизни человека, причисляемого церковью к лику святых. 2. То же, что: биография. 3. То же, что: жизнь (3).
Толковый словарь Ефремовой

Житие — -я; ср.
1. Жизнеописание какого-л. святого, подвижника и т.п.; их жизнь и деяния. Жития святых. Ж. Феодосия Печерского.
2. Разг. = Жизнь (2, 4-5 зн.); житьё. Беспечальное ж.
◁........
Толковый словарь Кузнецова

Житие Святого Алексея — (ок. 1050) - один из первых памятников французскойписьменности, анонимная поэма о римском монахе-аскете. Дала началомногочисленным переводам и переделкам на различные новоевропейские языки.
Большой энциклопедический словарь

Житие — (Быт 6.9; 37.2; Иер 32.37; 1Пет 3.1,2,16; 1Тим 4.12; 2Тим 3.10)-жизнь, образ жизни.
Исторический словарь

житие Александра Невского — жизнеописание новгородского и владимиро- суздальского кн. Александра Ярославича, составлено в кон. 13 в. в Рождественском монастыре во Владимире на основе монастырской........
Советская историческая энциклопедия

Древняя письменная литература делится на светскую и церковную. Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.

Жанры религиозной литературы

Древняя Русь обретала свою письменность вместе с которые были привезены из Византии греческими священниками. Да и первая славянская азбука, как вы знаете, была разработана солунскими братьями, Кириллом и Мефодием. Поэтому именно церковные тексты стали тем по которому наши предки постигали книжную премудрость. К жанрам древней религиозной литературы относились псалмы, жития, молитвы и проповеди, церковные легенды, поучение и повесть. Некоторые из них, например повесть, впоследствии трансформировались в жанры светских произведений. Другие же остались строго в церковных рамках. Давайте разберемся, что такое житие. Определение понятия следующее: это произведения, посвященные описанию жизни и деяний святых. Речь не идет только об апостолах, продолживших проповедническую деятельность Христа после его смерти. Героями житийных текстов становились мученики, прославившиеся высоконравственным поведением и пострадавшие за веру.

Характерные признаки жития как жанра

Отсюда следует первый отличительный признак того, что такое житие. Определение включало в себя некоторое уточнение: во-первых, оно составлялось о реальном человеке. Автор произведения должен был придерживаться рамок настоящей биографии, но обращать внимание именно на те факты, которые бы указывали на особую святость, избранность и подвижничество святого. Во-вторых, что такое житие (определение): это рассказ, составленный для прославления святого в назидание всем верующим и неверующим, дабы они вдохновлялись положительным примером.

Обязательной частью повествования были сообщения о чудесной силе, которой Бог наделял самых верных своих служителей. Благодаря Божьей милости, они могли исцелять, поддерживать страждущих, совершать подвиг смирения и подвижничества. Так авторами рисовался образ идеального человека, но, вследствие этого, многие биографические сведения, подробности частной жизни опускались. И, наконец, ещё одна отличительная черта жанра: стиль и язык. Здесь много обращений, слов и выражений с библейской символикой.

Исходя из вышесказанного, что такое житие? Определение можно сформулировать так: это древний жанр письменной литературы (в отличие от устного народного творчества) на религиозную тему, прославляющий деяния христианских святых и мучеников.

Жития преподобных

Житийные произведения долгое время были самыми популярными в древней Руси. Писались они по строгим канонам и, по сути, раскрывали смысл человеческой жизни. Одним из самых ярких образцов жанра является «Житие преподобного Сергия Радонежского», изложенное Епифанием Премудрым. Тут есть все, что должно быть в этого типа: герой происходит из благочестивой семьи праведников, послушных воле Господней. Божий промысел, вера и молитвы поддерживают героя с детства. Он кротко переносит испытания и уповает только на Божью милость. Осознав важность веры, свою сознательную жизнь герой проводит в духовных трудах, не заботясь о материальной стороне бытия. Основу его существования составляют посты, молитвы, укрощение плоти, борьба с нечистым, аскетизм. Жития подчеркивали, что их персонажи не боялись смерти, исподволь готовились к ней и принимали свой уход с радостью, так как это позволяло их душам встретиться с Богом и ангелами. Заканчивалось произведение, как и начиналось, славословием и восхвалением Господа, Христа и Духа Святого, а также самого праведника - преподобного.

Перечень житийных произведений русской литературы

Перу русских авторов принадлежит около 156 текстов, относящихся к жанру жития. Первые из них связаны с именами князей Бориса и Глеба, предательски убитых своим же братом. Они же стали и первыми русскими христианскими мучениками-страстотерпцами, канонизированными православной церковью и считающимися заступниками государства. Далее были созданы жития князя Владимира, Александра Невского, Дмитрия Донского и многих других видных представителей земли русской. Особое место в этом ряду занимает жизнеописание протопопа Аввакума - непокорного вождя старообрядчества, написанное им самим во время пребывания в Пустозерском остроге (17 век). По сути, это первая автобиография, рождение нового



Рассказать друзьям