Внешняя политика ссср конце 80. Национальная политика ссср

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Уже в августе 1953 г. из высших эшелонов власти впервые исходит новое слово «разрядка» (речь Г. М. Маленкова), что означало осознание того факта, что стремление уничтожить капитализм любой ценой в ядерный век может обернуться гибелью всего человечества. Предстояла долгая и трудная переориентация не только вождей, но и всего народа от концепции «мировой революции» и «всеобщей победы социализма» к признанию необхо­димости мирно уживаться со всем несоциалистическим миром.

В отчете Н. С. Хрущева XX съезду партии были сформули­рованы два основных принципа внешней политики: признание многовариантности путей построения социализма (что означало отказ от жестокого диктата в отношении социалистических стран) и восстановление принципа мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Наряду с юридическим оформлением военно-политического блока европейских стран «социалистического лагеря» (организация Варшавского договора, противо­стоящего НАТО), СССР в одностороннем порядке сокращает Вооруженные Силы. В 1958 г. объявляется односторонний мораторий на ядерные испытания. Однако Запад не верит в мирные инициативы СССР, поскольку в 1956 г. было произведено прямое военное вмешательство во внутренние дела Венгрии. Мирные инициативы не вызвали адекватного ответа. Еще более усугубляет положение кризис 1961 г., результатом которого было возведение «Берлинской стены». Дело в том, что отсутствие четких границ приводило к тому, что через Западный Берлин население ФРГ по дешевке скупало продукты питания, произведенные в ГДР, а население Германской Демократической Республики почти беспре­пятственно утекало на запад.

Наибольшей остроты международная ситуация достигла в период Карибского кризиса 1962 г., когда размещение советских ядерных ракет на Кубе, едва не обернулось глобальной катастрофой. Телефонные переговоры на высшем уровне между Н. С. Хрущевым и президентом США Дж. Кеннеди привели к ликвидации кризиса.

В первой половине 60-х гг. под влиянием Карибских событий были заключены договоры о нераспространении ядерного оружия (не присоединились Франция и Китай), и о запрещении испытаний ядерного оружия на воде, в атмосфере и в космосе. Резко обострило международную обстановку вооруженное вмешательство США во Вьетнаме и резкое осуждение этого Советским Союзом.

Проявлением кризисных явлений в социалистическом лагере стало неприятие коммунистическими партиями Албании и Китая критики сталинизма в СССР. Их курс на изоляцию привел к обострению отношений с Советским Союзом.

Основные усилия советской дипломатии в 1965-1985 гг. были направлены на сохранение и упрочнение социалистического лагеря, поддержку коммунистических и рабочих партий в несоциалисти­ческих государствах, помощь «прогрессивным» движениям и режи­мам во всем мире, развитие отношений со странами «третьего мира», осуществление дипломатических и других контактов с западными державами, США, Канадой.

Во второй половине 60-х гг. резко осложняются отношения СССР и европейских социалистических стран. Югославия, Чехосло­вакия и Румыния попытались воспользоваться ослаблением со стороны СССР внимания к внешнеполитическим проблемам в период смены советского руководства. В это время формируется политическая концепция Л. И. Брежнева, согласно которой угроза социализму исходит не только от явных врагов-империалистов, но и от возникающих очагов сопротивления внутри социалистического лагеря.

После того, как переговоры с КПЧ не привели к отказу от реформ, в ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска Варшавского Договора вступают в страну. 6 мая 1970 г. Г. Гусак, возглавивший КПЧ, подписал договор о «дружбе и сотрудничестве» с СССР.

Процесс военной и экономической интеграции с Европой усиливается. Помимо Варшавского Договора и СЭВ создается еще около 30 межгосударственных учреждений, взявших под контроль экономическую жизнь «братских стран».

В конце 60-х гг. происходит столкновение на советско-китайской границе. С целью нейтрализации влияния Китая в Азии СССР налаживает контакты с Северной Кореей и Вьетнамом, оказывая им всестороннюю военную и экономическую помощь. В ответ Китай начинает сближаться с США.

Опасаясь объединения двух своих главных соперников, СССР осуществляет в 1972 г. резкий поворот в советско-американских отношениях. 26 мая 1972 г. в Москве был подписан договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1). В ноябре 1974г. была достигнута договоренность по ОСВ-2, но американский конгресс не ратифицировал документ.

Закрепляли «разрядку» в Европе конвенция о запрещении и уничтожении бактериологического оружия, вступившая в силу в 1975 г., и решения совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, завершившегося подписанием в Хельсинки в 1975 г. Заключительного Акта и Итогового документа о взаимодействии в торгово-экономической и культурных сферах. Акт включал статьи о защите прав человека, свободе информации и передвижения.

В ходе разрядки международной напряженности СССР добился значительных успехов во внешней политике:

1) заключение соглашений с США, что означало признание СССР сверхдержавой;

3) торговые договоры с Западной Европой и Америкой
открыли значительные возможности для развития экономических
связей, технико-технологических и культурных контрактов;

4) как никогда было сильно влияние СССР на страны
социалистического лагеря в политической и экономической сферах;

5) через пропаганду мира, оказывая всестороннюю помощь,
СССР усилил свои позиции среди развивающихся государств,
объявивших ориентацию на построение социализма.

Правительство страны увлеклось глобализацией внешнепо­литических устремлений, в первую очередь, на Ближнем Востоке и в Африке. Помощь и поддержка постепенно обратились в свою противоположность, свелись к вмешательству во внутренние дела суверенных стран (Ангола, Эфиопия) и, наконец, переросли в открытую интервенцию, начавшуюся в декабре 1979 г. против Афганистана.

Кризис политической системы в СССР, обозначившийся в начале 80-х гг., послужил сигналом к распаду социалистического лагеря. Первым выпавшим звеном стала Польша. В отличие от Венгрии и Чехословакии, где инициатива реформ исходила от партийных оппозиционеров, у поляков процесс демократизации начался снизу. Нарождавшееся народное движение возглавил профсоюз «Солидарность», который правительство было вынуж­дено признать под давлением народных масс. Занятый внутренними проблемами, СССР не решился открыто вмешаться в польские события. Провалы во внешней политике и падение международного престижа СССР резко высветили внутрикризисные явления.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте содержание внешней политики СССР в послевоенный период.

2. В чем заключались трудности восстановления разрушенного войной хозяйства, какие проблемы вставали перед страной?

3. Как изменяется внешняя и внутренняя политика государства после прихода к власти Н.С. Хрущева? Что такое Карибский кризис?

4. Что такое «гонка вооружений»? Каковы ее причины и последствия.

5. Почему время правления Л.И. Брежнева называют «застоем»? Постарайтесь раскрыть причины, по которым социализм переживал кризис.


Похожая информация.


Уже в августе 1953 г. из высших эшелонов власти впервые исходит новое слово «разрядка» (речь Г. М. Маленкова), что означало осознание того факта, что стремление уничтожить капитализм любой ценой в ядерный век может обернуться гибелью всего человечества. Предстояла долгая и трудная переориентация не только вождей, но и всего народа от концепции «мировой революции» и «всеобщей победы социализма» к признанию необхо­димости мирно уживаться со всем несоциалистическим миром.

В отчете Н. С. Хрущева XX съезду партии были сформули­рованы два основных принципа внешней политики: признание многовариантности путей построения социализма (что означало отказ от жестокого диктата в отношении социалистических стран) и восстановление принципа мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Наряду с юридическим оформлением военно-политического блока европейских стран «социалистического лагеря» (организация Варшавского договора, противо­стоящего НАТО), СССР в одностороннем порядке сокращает Вооруженные Силы. В 1958 г. объявляется односторонний мораторий на ядерные испытания. Однако Запад не верит в мирные инициативы СССР, поскольку в 1956 г. было произведено прямое военное вмешательство во внутренние дела Венгрии. Мирные инициативы не вызвали адекватного ответа. Еще более усугубляет положение кризис 1961 г., результатом которого было возведение «Берлинской стены». Дело в том, что отсутствие четких границ приводило к тому, что через Западный Берлин население ФРГ по дешевке скупало продукты питания, произведенные в ГДР, а население Германской Демократической Республики почти беспре­пятственно утекало на запад.

Наибольшей остроты международная ситуация достигла в период Карибского кризиса 1962 г., когда размещение советских ядерных ракет на Кубе, едва не обернулось глобальной катастрофой. Телефонные переговоры на высшем уровне между Н. С. Хрущевым и президентом США Дж. Кеннеди привели к ликвидации кризиса.

В первой половине 60-х гг. под влиянием Карибских событий были заключены договоры о нераспространении ядерного оружия (не присоединились Франция и Китай), и о запрещении испытаний ядерного оружия на воде, в атмосфере и в космосе. Резко обострило международную обстановку вооруженное вмешательство США во Вьетнаме и резкое осуждение этого Советским Союзом.

Проявлением кризисных явлений в социалистическом лагере стало неприятие коммунистическими партиями Албании и Китая критики сталинизма в СССР. Их курс на изоляцию привел к обострению отношений с Советским Союзом.

Основные усилия советской дипломатии в 1965-1985 гг. были направлены на сохранение и упрочнение социалистического лагеря, поддержку коммунистических и рабочих партий в несоциалисти­ческих государствах, помощь «прогрессивным» движениям и режи­мам во всем мире, развитие отношений со странами «третьего мира», осуществление дипломатических и других контактов с западными державами, США, Канадой.

Во второй половине 60-х гг. резко осложняются отношения СССР и европейских социалистических стран. Югославия, Чехосло­вакия и Румыния попытались воспользоваться ослаблением со стороны СССР внимания к внешнеполитическим проблемам в период смены советского руководства. В это время формируется политическая концепция Л. И. Брежнева, согласно которой угроза социализму исходит не только от явных врагов-империалистов, но и от возникающих очагов сопротивления внутри социалистического лагеря.

После того, как переговоры с КПЧ не привели к отказу от реформ, в ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска Варшавского Договора вступают в страну. 6 мая 1970 г. Г. Гусак, возглавивший КПЧ, подписал договор о «дружбе и сотрудничестве» с СССР.

Процесс военной и экономической интеграции с Европой усиливается. Помимо Варшавского Договора и СЭВ создается еще около 30 межгосударственных учреждений, взявших под контроль экономическую жизнь «братских стран».

В конце 60-х гг. происходит столкновение на советско-китайской границе. С целью нейтрализации влияния Китая в Азии СССР налаживает контакты с Северной Кореей и Вьетнамом, оказывая им всестороннюю военную и экономическую помощь. В ответ Китай начинает сближаться с США.

Опасаясь объединения двух своих главных соперников, СССР осуществляет в 1972 г. резкий поворот в советско-американских отношениях. 26 мая 1972 г. в Москве был подписан договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1). В ноябре 1974г. была достигнута договоренность по ОСВ-2, но американский конгресс не ратифицировал документ.

Закрепляли «разрядку» в Европе конвенция о запрещении и уничтожении бактериологического оружия, вступившая в силу в 1975 г., и решения совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, завершившегося подписанием в Хельсинки в 1975 г. Заключительного Акта и Итогового документа о взаимодействии в торгово-экономической и культурных сферах. Акт включал статьи о защите прав человека, свободе информации и передвижения.

В ходе разрядки международной напряженности СССР добился значительных успехов во внешней политике:

    заключение соглашений с США, что означало признание СССР сверхдержавой;

    торговые договоры с Западной Европой и Америкой открыли значительные возможности для развития экономических связей, технико-технологических и культурных контрактов;

    как никогда было сильно влияние СССР на страны социалистического лагеря в политической и экономической сферах;

    через пропаганду мира, оказывая всестороннюю помощь, СССР усилил свои позиции среди развивающихся государств, объявивших ориентацию на построение социализма.

Правительство страны увлеклось глобализацией внешнепо­литических устремлений, в первую очередь, на Ближнем Востоке и в Африке. Помощь и поддержка постепенно обратились в свою противоположность, свелись к вмешательству во внутренние дела суверенных стран (Ангола, Эфиопия) и, наконец, переросли в открытую интервенцию, начавшуюся в декабре 1979 г. против Афганистана.

Кризис политической системы в СССР, обозначившийся в начале 80-х гг., послужил сигналом к распаду социалистического лагеря. Первым выпавшим звеном стала Польша. В отличие от Венгрии и Чехословакии, где инициатива реформ исходила от партийных оппозиционеров, у поляков процесс демократизации начался снизу. Нарождавшееся народное движение возглавил профсоюз «Солидарность», который правительство было вынуж­дено признать под давлением народных масс. Занятый внутренними проблемами, СССР не решился открыто вмешаться в польские события. Провалы во внешней политике и падение международного престижа СССР резко высветили внутрикризисные явления.

Раздел I

Развитие СССР и его место в мире в 80 – е годы XX века

Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной, культурной и социально-экономической политики.

При смещении Н. С. Хрущева с постов первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров СССР удалось избежать создания чрезвычайной ситуации, а сама процедура отставки формально не нарушала ни действующую Конституцию, ни партийный устав. Она проводилась гласно, при почти полном совпадении настроений правящей верхушки и простых граждан. Хрущев подписал заявление об отказе от всех постов, утвержденное пленумом ЦК 14 октября 1964 г. Доклад о решении Президиума сделал М. А. Суслов, сосредоточившийся лишь на личных качествах Хрущева, но обошедший его политические провалы. Сам первый секретарь ЦК КПСС не выступал, прений по докладу не открывали. Позднее Хрущев считал своей заслугой, что для его снятия потребовалось всего-навсего решение пленума, а не репрессии, как при Сталине.
Пленум избрал новых руководителей партии и правительства, которые не были столь авторитарны, как Сталин, или столь непредсказуемы, как Хрущев. Первым секретарем ЦК был избран Л. И. Брежнев, Председателем Совета министров СССР - А. Н. Косыгин.

Начало формы

«Косыгинская реформа»

Обвиняя Хрущева в волюнтаризме, новое руководство провозгласило научный подход к экономике. При этом столкнулись две линии: на применение экономических (рынок , хозрасчет, материальная заинтересованность предприятий и трудящихся ) и административных (улучшение хозяйственного механизма) методов.

Реформы, начатые в 1965 г. повысили степень экономической самостоятельности предприятий. Вводился хозрасчёт(метод хозяйствования, основанный на соизмерении затрат и результатов деятельности). Он предполагал сокращения количества нормативных плановых показателей. Предприятия получили возможность корректировать устанавливаемые им планы. Была введена система материального стимулирования производителей: в их распоряжении разрешалось оставлять часть прибыли, которая шла на расширение производства, материальное поощрение работников и социальное развитие.

Хотя нерешительность и консерватизм не позволили замыслу реформаторов раскрыться до конца, определенные достижения к концу 1960-х гг. были налицо. В сельском хозяйстве эффект от этих нововведений проявился уже в 1966 г.: доходы колхозов и совхозов выросли на 15%, что стимулировало и общий рост сельскохозяйственного производства.

Большим успехом можно считать завершение формирования единой энергетической системы СССР, что создало весомую предпосылку для интенсификации всего народного хозяйства страны. Советский Союз заметно повысил свою конкурентоспособность на внешнем рынке. Повысилось благосостояние народа. Появились отечественные автомобили, строительная и сельскохозяйственная техника, пассажирские самолеты, некоторые потребительские изделия, телевизоры, стиральные машины, холодильники и многие другие товары которые стали пользоваться спросом не только в социалистических, но и в ряде развитых капиталистических стран.

Вместе с тем коренного перелома в характере развития советской экономики не произошло: ее рост по-прежнему обеспечивался преимущественно не за счет заметного повышения производительности труда (интенсивности), а за счет вовлечения в производство все новых ресурсов (экстенсивности). Главная причина сложностей реализации реформы А. Н. Косыгина заключалась в противодействии преобразованиям со стороны консервативно настроенных руководителей.

Переход к «застою» был отмечен провозглашением курса на «совершенствование хозяйственного механизма». Внешне этот курс мало отличается от прежнего. Ставились те же задачи - развитие хозрасчета, материального стимулирования, обращение производства к нуждам трудящихся и т. д. Однако на практике это выразилось в усилении централизованного управления и возврата к показателям, ориентирующим на количественный, но не качественный рост производства . Между тем запросы людей постепенно росли и вступали во все более острое противоречие с возможностями отечественной экономики. Результатом этого стал хронический дефицит промышленных и продовольственных товаров, затрагивающий часто и товары первой необходимости. Уже в конце 1970-х гг. наблюдались отдельные попытки введения продажи некоторых видов продовольствия по талонам. В начале 1980-х гг. такая ситуация стала практически нормой для большинства регионов страны, включая большинство республик. «Островками» весьма относительного благополучия оставались Москва, Ленинград, столицы союзных республик и «закрытые» города, работавшие на оборонную промышленность, - Арзамас-16, Челябинск-40 и т. д.
Не последнюю роль в создании такой ситуации сыграли и сложившиеся диспропорции в советской экономике, связанные с усиливающейся гонкой вооружений .

К середине 1980-х гг. каждая третья тонна хлебопродуктов производилась из импортного зерна. Источниками валютных средств для закупок за рубежом становятся золотовалютные резервы, внешние займы и доходы от экспорта. Использование золотых запасов в брежневские времена было относительно редким явлением. Главная ставка была сделана на повышение прибыльности от внешней торговли. Проще всего завоевать себе место на внешнем рынке можно было с помощью вывоза топлива и полезных ископаемых.
Во время мирового экономического кризиса 1973 г. в результате повышения мировых цен на нефть в 20 раз, на сырье в 8-10 раз СССР получил значительные доходы. На выручку от продажи сырья и топлива закупались товары массового потребления и оборудование для их производства.
В связи с этим главным приоритетом промышленного развития в 1970-е гг. становится добывающий, в первую очередь топливно-энергетический, комплекс. В Западной Сибири еще в 1960-е гг. были обнаружены гигантские запасы нефти и газа. С 1969 г. специальным решением ЦК КПСС и Совета министров СССР начинается ускоренное развитие нефти - и газодобычи. За 10 лет объемы добываемой нефти выросли здесь в 10 раз. Одновременно стремительный рост происходил и в других отраслях сырьевого производства - угольной, лесопромышленной, добыче и обработке цветных металлов. Затраты на поддержание этих приоритетов постоянно росли, так как требовалось создание в глухих сибирских районах приемлемой социальной инфраструктуры, а главное, развитие транспортной системы. В 1974 г. практически с нуля начинается грандиозное строительство Байкало-Амурской магистрали, продолжавшееся 10 лет. Все эти мероприятия можно было бы рассматривать как полезные и положительные, если бы они проводились не за счет отставания тех отраслей, которые определяли научно-технических прогресс, - электроники, машиностроения, робототехники и др.
Таким образом, наряду со старыми проблемами накапливались новые, но стареющие советские руководители во главе с Брежневым предпочитали не доискиваться до глубинных причин происходящего, да и саму действительность воспринимали во все более искаженном виде.

Политический «застой».

С течением времени все большее развитие в СССР начинает приобретать номенклатура (перечень должностных лиц, назначение или утверждение которых относится к компетенции какого – либо органа власти) . Изначально этот социальный слой был достаточно ограничен - государственные служащие буквально поименно (номенклатурно) вносились в специальный список, попасть в который, по замыслу, могли лишь наиболее достойные. Список этот и назывался «номенклатура .
Номенклатура стала собирательным названием руководящего слоя. У номенклатуры формировались особые интересы, которые часто не совпадали ни с объективными государственными интересами, ни с интересами остальной части общества.

Вступление в политический «застой» определялось не только самим фактом бюрократизации системы власти и управления, но и чертами этой новой бюрократии. Если прежде партийные работники, государственные служащие и хозяйственные руководители в подавляющем своем большинстве были выходцами из простого народа, проявившими деловые способности, то в 1960-е, а особенно в 1970-1980-е гг. пополнение элиты происходило через особую систему отбора и подготовки кадров будущих руководителей: высшие партийные, комсомольские и профсоюзные школы, Академию общественных наук, Дипломатическую академию, попасть в которые можно было только по рекомендации влиятельных чиновников. Так производилась оценка пригодности потенциальных кадров не только для высшего звена, но и практически на всех уровнях. Она напрямую зависела от личных симпатий и политических расчетов руководителей

Бюрократия времен «застоя» характерна тем, что высшее руководство страны в большинстве своем стало состоять из очень пожилых людей. Средний возраст членов Политбюро достиг 68 лет. Многие из них страдали тяжелыми болезнями, в том числе и сам Брежнев, который в 1976 г. перенес инсульт. По свидетельству лечащего врача Е. Чазова, Л. И. Брежнев в последние годы своего правления превратился в немощного старика. В стране правила «Геронтократия» (власть стариков).

В ноябре 1982 г. Л. И. Брежнев скончался. Генеральным секретарем ЦК был избран Ю. В. Андропов.
С 1967 г. он являлся председателем КГБ СССР.

Личность Андропова отвечала интересам различных группировок внутри ЦК и Политбюро. Он четко обозначил приоритеты новой политики: «Хотя нельзя все сводить к дисциплине, но начинать надо именно с нее» (декабрь 1982 г.) . В первой половине 1983 г. развернулась давно не виданная кампания по укреплению трудовой дисциплины. В частности, устраивали облавы в кинотеатрах, банях, магазинах с целью выявления тех, кто находился там, в рабочее время. Советские граждане были шокированы масштабами выявленных злоупотреблений. Например, в ходе операции «Паутина» были доказаны многомиллионные хищения в торговле, которые имели массовый характер.
Уголовные дела были заведены на 15 тыс. должностных лиц, среди них более 2,5 тыс. руководителей крупных торговых организаций, включая Главное управление торговли Москвы. Широкий резонанс имели такие расследования, как «узбекское дело», обнаружившее многолетние масштабные махинации с хлопком, «краснодарское дело» (о коррупции в Краснодарском крае), «дело руководства МВД», затронувшее министра Н. А. Щелокова и его заместителя, зятя Брежнева Ю. М. Чурбанова. Ряд крупных руководителей приговорили к суровым наказаниям, некоторые покончили жизнь самоубийством. Борьба с коррупцией сопровождалась серьезным кадровым обновлением - в среднем более 30% партийных функционеров были вынуждены оставить свои посты.
Впервые за долгие годы прозвучали объективные оценки состояния советского общества, признания противоречий и накопившихся проблем. Надежду на обновление страны, возвращение политики государства к здравому смыслу и ответственности перед народом вызвала фраза Андропова «Мы не знаем общества, в котором мы живем». Это могло означать отказ от прежних благостных увещеваний в духе «развитого социализма», настрой на преобразования. Но правление Андропова продолжалось менее полутора лет. В феврале 1984 г. Ю. В. Андропов, страдавший множеством хронических болезней, скончался.
Главным результатом усилий Андропова стал импульс к преодолению «застоя» в сознании и мышлении советского общества.
Полным контрастом Андропову явился новый генеральный секретарь ЦК К. У. Черненко , ближайший друг и соратник Брежнева, критически настроенный по отношению к реформам.
Появление у власти такого человека указывает на то, что партийная бюрократия, сдав часть своих позиций под андроповским напором, мечтала о реванше и устранении угрозы своему спокойному существованию. Надежды на Черненко возлагали и сталинисты. Однако бесцветное и короткое правление престарелого и больного Черненко так и не позволило сбыться этим надеждам. В марте 1985 г. К. У. Черненко скончался.
Национальная политика

Национальные отношения в Советском Союзе вплоть до «перестроечных» времен принято было считать предметом гордости партийной и государственной политики.
Убедительным аргументом в пользу национальной терпимости и сближения народов СССР являлся рост числа этнически смешанных браков. К 1970 г. смешанные семьи составляли 13,5%, в 1979 г. - 14,9%, а в 1989 г. - 17,5%. Одновременно это указывало на рост интеграционных процессов внутри СССР, обусловленных экономическими факторами и движением кадровых ресурсов.
Доказательством формирования новой общности можно считать также распространение русского языка как языка межнационального общения. Например, по переписи 1926 г. число граждан нерусской национальности, считающих русский язык родным, зафиксировано 6,4 млн., в 1959 г. - 10,2 млн., в 1979 г. - 13 млн., в 1989 г. - 18,7 млн. Все это давало идеологам развитого социализма весомые основания считать выработанный курс на решение национального вопроса верным. В основу этого курса по-прежнему закладывалась идея достижения фактического равенства наций, народностей «с полным учетом их интересов, уделяя особое внимание тем районам страны, которые нуждаются в более быстром развитии». Другими словами, русские, как самая большая и в прошлом «угнетающая» нация, должны взять на себя ответственность за развитие всех наций Советского Союза, платя за это особо большую цену.

С конца 1960-х гг. в ряде союзных республик наметилась тенденция к «выдавливанию» русских. Некоторые руководители республик стремились искусственно повысить долю представителей «своих» национальностей в столицах и крупных городах путем привлечения туда выходцев из сельских районов. В результате, например, доля азербайджанцев в населении Баку, столице Азербайджанской ССР, увеличилась с 40% в 1969 г. почти до 70% в 1985 г. Те же процессы, правда, с гораздо меньшим размахом, шли в других республиках Закавказья, а также в Средней Азии, в Молдавии.

Отдельной проблемой в СССР был так называемый «еврейский вопрос». В июне 1967 г. в связи с Шестидневной войной, в ходе которой Израиль начал боевые действия с Сирией, Иорданией и Египтом, СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем. Резолюция Совета Безопасности ООН № 247 определила Израиль как страну-агрессор. В советских газетах началась мощная антиизраильская кампания. Однако победа Израиля вызвала рост национального самосознания среди советских евреев.
Через год после разрыва отношений с Израилем, 10 июня 1968 г., в ЦК КПСС было рассмотрено письмо, подписанное Ю. В. Андроповым и А. А. Громыко, в котором КГБ и МИД предлагали разрешить советским евреям эмигрировать из страны. Единственным основанием для эмиграции считалось воссоединение семей. Это не уменьшило количество желающих покинуть СССР, а, наоборот, стимулировало процесс эмиграции. Однако многие желающие эмигрировать, связанные с секретными работами, получали отказ.

Данный этап истории Советского Союза в силу разных причин совпал с нарастанием этнического самосознания у большинства народов СССР.
Однако отсутствие должной реакции на это со стороны центральной власти, а также социально-экономический и идейный кризисы способствовали тому, что этот процесс стал выливаться в примитивный национализм, «ревность» народов друг к другу, увлечение иллюзиями относительно своего, отдельного «национального рая».

Социальная сфера

В 70-е гг. несколько раз повышалась заработная плата . Были увеличены пенсии ветеранам войны и труда, инвалидам. За счет общественных фондов потребления обеспечивалось бесплатное образование (включая высшее), выплачивались стипендии студентам , оказывалось бесплатное медицинское обслуживание и льготное санаторно-курортное лечение, выплачивались пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Организовывался отдых рабочих, служащих и колхозников, обеспечивалась массовость физкультуры и спорта, оплачивались ежегодные отпуска, удерживалась на низком уровне квартирная плата, содержались детские дошкольные учреждения и т.д.

И все же в 70-е гг. жизненный уровень советских граждан начал падать. Это было связано с набиравшей силу инфляцией и отставанием в связи с этим роста заработной платы. Инфляция вызвала повышение розничных цен , причем не, только на престижные товары, но и на многие товары массового спроса.

Дефицит товаров и услуг в свою очередь порождал неудовлетворенный спрос, выражавшийся в накоплении денежных средств населения в сберегательных кассах. Ухудшилось обеспечение населения молочными, мясными и некоторыми другими видами продуктов.

Острой оставалась жилищная проблема. В 70-е гг. улучшали свои жилищные условия 105 млн. чел. В трудном положении оказались здравоохранение, народное образование, обострилась экологическая ситуация.

Советское общество все больше поражали социальная апатия, правовой нигилизм, экономические преступления..

Уравниловка в оплате труда стимулировала распространению психологии “маленького человека” (зарплату все равно выдадут независимо от того, как проработал, пусть другие “пашут”, начальству видней и т.п.).

Внутренняя политика

Сложно и противоречиво шел процесс развития политической системы советского общества.

В октябре 1977г . на всесоюзной сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. В отличие от предшествующего Основного закона в новой Конституции проблема прав, свобод и обязанностей личности, взаимоотношений государства и личности была выделена в особую главу. Это являлось шагом вперед по пути признания и обеспечения прав личности. В тоже время статья 6 – я Конституции СССР закрепила руководящую роль КПСС в советском обществе. КПСС – «ядро политической системы».

Конституция СССР 1977 г. оказалась не в состоянии радикальным образом повлиять на улучшение правовой ситуации в стране, укрепить авторитет и силу закона в советском обществе. Тем временем в стране росло число правонарушений. К началу 80-х гг. приписки, хищения, взятки стали, по существу, массовыми явлениями, стремительно рос “черный” рынок. Капитал теневой экономики оценивались в 70-80 млрд. руб. Преступность стала приобретать организованный характер, шло сращивание уголовного мира с отдельными представителями аппарата власти.

К началу 80-х гг. КПСС, как правящая партия, оказалась фактически в кризисном состоянии и не могла противостоять негативным тенденциям, которые постепенно охватывали различные сферы жизни советского общества.

Образование, наука, культура.

В 1965-1985 гг. получили дальнейшее развитие образование, наука, культура, литература. Укреплялась материальная база учебных заведений, росло число выпускников.

На научные исследования выделялись значительные финансовые расходы. Открывались научно-исследовательские институты и центры.

Особенно впечатляющими были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики, прикладной математики, различных областях химии, биологии и других научных направлениях, результаты которых были тесно связаны с обороной и космической техникой. Так, в ноябре 1970г. советская автоматическая станция “Луна-17” доставила на Луну первый в мире самоходный космический робот-исследователь «Луноход-1

Развивалось советско-американское сотрудничество в области освоения космоса. Совместный полет в 1975г. космических кораблей “Союз” и “Аполлон” стал убедительным подтверждением научно-технологических возможностей каждой из стран.

В искусстве и литературе появились в этот период произведения, которые касались различных сторон жизни общества, вызывали повышенный интерес у зрителей и читателей.

В среде научной и творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств появились целые группы несогласных с правящим режимом и открыто выступивших в защиту прав и гражданских свобод. Это движение потом стало называться диссидентским. Толчком к поляризации общественного сознания стал судебный процесс в феврале 1966 г. над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем, обвиненными за публикацию на Западе (под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак) литературных произведений критической направленности. Процесс над писателями стал мощным катализатором диссидентского движения, различных форм гражданской активности. Он способствовал дальнейшему формированию в стране общественного мнения.

Диссиденты использовали различные формы протеста: составление “петиций” в адрес советского руководства, нелегальное печатное и распространение “самиздата ” (т.е. работ, изданных в бесцензурной печати), организация публичных выступлений на митингах, обращение к общественным движениям на Западе, публикация на Западе литературных произведений с антисоветской направленностью.

Против действий диссидентов органы власти предпринимали меры: одних арестовывали и судили, других помещали в психиатрические больницы, третьих депортировали за границу и лишали гражданских прав. Многие диссиденты эмигрировали.

Диссидентское движение не было многочисленным, насчитывало всего несколько сотен человек, в основном из сферы интеллигенции. Оно не имело мощной поддержки в советском обществе. И если это движение нашло определенное признание за рубежом, то благодаря деятельности таких широко известных личностей, как академик А.Сахаров и писатель А.Солженицин.

Тем не менее, диссидентское движение явилось отражением появившегося кризиса в духовной сфере . Обострение социальных проблем, разочарование в “коммунистическом созидании”, получившая распространение, в том числе на государственном уровне “двойная мораль”. Все это вело к апатии и безразличию граждан СССР.

Итак, к началу 80-х гг., несмотря на определенные подвижки в развитии отдельных отраслей народного хозяйства, кризисные явления все больше пронизывали экономику, социальную сферу, духовную жизнь советского общества.

Внешняя политика СССР.

Более тесное сотрудничество соц. стран осуществлялось в рамках организации Варшавского Договора (ОВД) и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

В СЭВ входили 11 государств: СССР, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия и Югославия.

Темпы роста производства продукции в странах СЭВ был выше, чем в Европейском экономическом сообществе (ЕЭС), а по выплавке металла, добыче угля, производству электроэнергии СССР занимал первое место. Вместе с тем, качество продукции оставалось невысоким, степень обеспеченности потребительскими товарами населения стран СЭВ, уровень их жизни были несопоставимы с западными стандартами.

В общественно-политической жизни восточно-европейских стран после венгерских событий 1956 г. процессы демократизации приобрели более последовательный характер. В то же время, если эти процессы выходили за рамки “социалистического пути развития”, становились непредсказуемыми, следовали карательные меры. Так, правительство Чехословакии, взявшее курс на демократизацию общества, внедрение элементов рыночной экономики, построение “социализма с человеческим лицом”, пошло значительно дальше предписываемых рамок. Это вызвало резкое недовольство со стороны политического руководства СССР.

В Чехословакию в августе 1968г . были введены войска стран участниц Варшавского Договора. Эта акция вызвала осуждение большинства государств мировой общественности, в том числе со стороны международного коммунистического движения. Ее рассматривали как акт неприкрытой агрессии против суверенной Чехословакии.

Отношения Восток-Запад продолжали развиваться в русле “холодной войны”. Тем не менее, со второй половины 60-х гг. здесь наметились позитивные подвижки.

С 1970г. начался период, который вошел в историю как период разрядки международной напряженности. В потеплении международного климата были заинтересованы как Запад, так и Восток. США вели с 1964 г. войну во Вьетнаме. Им необходимо было посредничество Советского Союза, чтобы уйти оттуда с наименьшими потерями. СССР, находясь перед лицом нараставшей грозы со стороны Китая, нуждался в улучшении отношений с Западом. Экономически интересы стран Запада и Востока также требовали улучшения взаимных отношений. В частности, в конце 60-х гг. капиталистические страны Запада охватил энергетический кризис, а Советский Союз являлся крупнейшим экспортером энергоносителей. Продажа нефти и газа западным странам позволяла СССР развивать с ними взаимовыгодную торговлю. Наконец, к началу 70-х гг. между СССР и США установили паритет в военной области, наступила, по признанию американского президента Р. Никсона “Эра переговоров ”. И на Западе и на Востоке росло понимание недопустимости ядерной войны, в мире ширилось антивоенное движение, с которым правительство не могли не считаться.

В 1972 г. были подписаны Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1 ); в 1973г. - Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны, в 1974 г. - Договор об ограничении подземных испытаний ядерного орудия и др. Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружения, но они перекрывали ее некоторые, наиболее опасные направления. Нормализации обстановки в центре Европы способствовали подписанные договоры ФРГ с Польшей, Чехословакии, четырехсторонне соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину. В 1972г. был подписан мирный договор между СССР и ФРГ. В последующие годы политическое и экономическое сотрудничество между СССР и ФРГ развивалось по восходящей линии.

В 1973г. было заключено соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме.

Пиком разрядки явилось состоявшееся в августе 1975 г. в столице Финляндии Хельсинки совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Его итогом стало принятие “Заключительного акта”. Этот документ подписали 33 европейских государства, а также США и Канада. “Заключительный акт” регламентировал основные принципы взаимоотношений между государствами. Он зафиксировал и узаконил положение, сложившееся в послевоенной Европе.

Однако и в годы разрядки противостояние двух военно-политических блоков (ОВД и НАТО) продолжалось, начался новый виток гонки вооружений.

В эти годы не всегда продуманной была политика Советского Союза в отношении стран “третьего мира”. Военно-блоковая логика, стратегия увеличить число союзников, вели к неразборчивости в выборе политических партнеров, к установлению союзнических отношений с режимами диктаторского типа. Такую же блоковую политику проводили и США, поддерживал антидемократические режимы, провозглашавшие антикоммунистические и антисоветские ориентиры. Блоковые действия СССР и США порождали бесчисленные конфликты, дестабилизировали международную обстановку.

К концу 70-х гг. изменилась и экономическая ситуация. В Советском Союзе замедлились темпы экономического роста. В торговле с Западом наша страна все больше выступала в роли страны “третьего мира”, продающей сырье и энергоносители в обмен на машины и оборудование, потребительские товары и продукты питания. Однако по мере того, как страны Запада переходили на энерго- и ресурсосберегающие технологии, их заинтересованность в торговле с СССР стала падать.

Начало резкому обострению международной обстановки, возвращению к политике “холодной войны” положило решение Советского руководства о вводе ограниченного контингента советских войск вАфганистан в декабре 1979г. для оказания “интернациональной помощи” афганской революции. Это ошибочное решение было воспринято на Западе как отказ от разрядки. США отказались ратифицировать Договор ОСВ-2, подписанный между СССР и США в 1979г., предприняли экономически санкции против СССР, бойкотировали Олимпийские игры в Москве(1980) . Угрозу в действиях СССР увидели Китай, Иран, Пакистан. Советский Союз оказался в международной изоляции.

На Западе, особенно в США, началась мощная антисоветская компания. Развернулись работы по созданию системы противоракетной космической обороны (СОИ ). Гонка вооружений набрала новый виток, грозила принять непредсказуемые масштабы и последствия.

Во внешней политике Советского Союза наряду с успехами имели место ошибки, просчеты, граничащие с авантюризмом, что привело к неудачам и утрате многих достижений, серьезному обострению международной обстановки к началу 80-х гг.

Таким образом, “развитой социализм” о котором так много писали и говорили в 70-е гг. оказался на деле началом кризиса социализма в СССР.

Перестройка 1985 – 1991 гг.

Экономическая политика М. С. Горбачева .

10 марта 1985 г. скончался генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко. В тот же день состоялась недолгая (получасовая) встреча старейшего члена Политбюро министра иностранных дел А. А. Громыко и секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева - самого молодого из членов Политбюро. Они условились «взаимодействовать». 11 марта прошло заседание Политбюро. Первым слово взял Громыко и предложил на пост генерального секретаря кандидатуру Горбачева. Все члены Политбюро поддержали это предложение, и в тот же день пленум ЦК КПСС единогласно избрал М. С. Горбачева руководителем партии.
Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Шла изнурительная война в Афганистане. На поддержание военного паритета с США уходило около 40% всех ресурсов страны. Экономика СССР уже несколько лет держалась только за счет широкой продажи сырья. Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.
Ситуация стала кризисной к 1980-м гг. Когда, Горбачеву принесли разметку, на очередную пятилетку, там предусматривался рост в 2,8% в год. Горбачев, положил в основу политики, идею ускорения развития , т. е. повышение темпов экономического роста. За 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза. Руководство страны обещало также проводить социальную политику, основанную на принципах социальной справедливости. Было выделено две приоритетные проблемы - продовольственная и жилищная . Продовольственную проблему предполагалось решить к 1990 г., жилищную по принципу «каждой семье благоустроенную отдельную квартиру» - к концу XX в.

Политическая реформа

Администрация Горбачёва пришла к выводу, что экономическим реформам мешает старая политическая система, сопротивление номенклатуры. Это побудило его попытаться опереться на активность масс. Таким образом, не завершив экономические преобразования, руководство страны перешло к политической реформе. Была поставлена задача реформировать «механизм торможения»
Старт конституционной реформе, ставшей центральным звеном политических преобразований, дала XIX Всесоюзная партийная конференция (28 июня-1 июля 1988 г. В соответствии с решениями этой конференции учреждается новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР . Выборы депутатов стали проводится на альтернативной основе. Однако главным решением конференции стало предложенное Горбачевым и включенное в резолюцию «О демократизации» положение о совмещении должностей председателей Советов и первых секретарей соответствующих партийных комитетов снизу доверху. Лично ему оно позволило, совместив должности генерального секретаря и председателя Верховного Совета СССР, контролировать всю вертикаль партийно-государственной власти.
В октябре 1988 г. М. С. Горбачев совместил должности генерального секретаря ЦК КПСС и председателя Президиума ВС СССР. 29 ноября 1988 г. по его докладу внеочередная XII сессия ВС СССР приняла два закона: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Согласно этим законам кардинально перестраивались высшие органы власти Советского Союза.
Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов (СНД). Съезд из своего состава избирал Верховный Совет, как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти (он состоял из двух равных по численности и правам палат: Совета Союза и Совета Национальностей. На I Съезде (25 мая - 9 июня 1989 г) М.С. Горбачёв был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР, председателем Совета Министров СССР стал Н. И. Рыжков. На Съезде появилась первая оппозиция Межрегиональная депутатская группа (МДГ) во главе с Б.Н. Ельциным и А.Д.Сахаровым.
В декабре 1989 г. состоялся II Съезд
народных депутатов. На Съезде депутаты осудили пакт Молотова – Риббентропа, заключённого в 1939 году, приняли решение о выводе советских войск из Афганистана. Решения II Съезда народных депутатов завершили первый этап конституционной реформы в СССР, в ходе которого шел постепенный переход власти от партии к Советам, от ЦК КПСС к Верховному Совету СССР. Старая площадь уступала место Кремлю.

Экономическая политика правительства, определенная в 1988 г. дала свои первые результаты в 1989 г. - произошел обвал экономики. Дефицитом стало все. Между республиками, краями, областями, городами началась «экономическая война» по поводу товарных запасов.
За первые семь месяцев 1989 г. забастовки прошли более чем в 500 трудовых коллективах. С июля 1989 г. в важнейших угольных районах страны - Кузнецком, Донецком и Печорском бассейнах прокатилась волна стачек. Затем стачки периодически возникали в разных городах. Сначала они ограничивались экономическими требованиями, но в июне 1990 г. на съезде в Донецке был образован Независимый профсоюз горняков, и было решено объявить всеобщую политическую забастовку. В октябре - ноябре состоялась всеобщая стачка шахтеров Воркуты с требованиями действительной передачи власти Советам, земли крестьянам, фабрик рабочим.
Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР внес радикальные изменения в политическую и экономическую системы общества. 12 марта 1990 г. с докладом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР и учреждении поста Президента» на съезде выступил А. И. Лукьянов. Он предложил изменить форму государственного строя, сложившегося в стране после 1917 г., резко ограничить власть Советов, передав ее вновь учреждаемому институту Президента. Съезд народных депутатов СССР 14 марта 1990 г. принял Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР». В политической сфере основные положения Закона сводились к следующему:

· учреждался институт сильного президентства;

· устранялась норма статьи 6 Конституции о руководящей ролиКПСС как ядро политической системы;

· вводилось положение о многопартийности.

Делегаты съезда избрали первого Президента СССР М. С. Горбачева. Попытки провести выборы на альтернативной основе были блокированы. Самовыдвиженец А. Оболенский был отведен на этапе составления списка кандидатов, кандидаты Н. Рыжков и В. Бакатин взяли самоотвод.
В конц

Отношения СССР с капиталистическими странами

Как внутренняя обстановка, так и внешняя политика Советского Союза в конце 60-х — начале 80-х гг. характеризовалась противоречивостью, приводила и к успехам, и к серьезным проблемам в международных отношениях

Советское правительство поставило своей задачей добиться поворота от "холодной войны", от напряженности в международной обстановке к разрядке и сотрудничеству. В 1969 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. В 1970 г. договор вступил в силу.

Внешнеполитические задачи нашли свое отражение в принятой в 1971 г. XXIV съездом КПСС Программе мира .

Полагая, что противоборство двух политических систем исторически неизбежно, КПСС считала своей целью направить эту борьбу в русло, не угрожающее опасными военными конфликтами, конфронтацией социалистических и капиталистических государств.

Советский Союз в контексте Программы мира внес свыше 150 различных предложений, направленных на обеспечение международной безопасности, прекращение гонки вооружений и разоружение. Однако многие из них не могли быть выполненными и имели пропагандистский смысл.

Заключение в 1972 г . между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики “разрядки международной напряженности ”.

В 1973 г. было подписано бессрочное Соглашение о предотвращении ядерной войны между США и СССР. Кульминацией процесса разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Руководители 33 государств Европы, США и Канады в Хельсинки подписали Заключительный акт в августе 1975 г .

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки)

В этом документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость границ европейских государств.

Несколько ранее (1971 г. ) Советский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания и Франция заключили четырехстороннее соглашение по Западному Берлину , признав его независимым городом. Границы ГДР, ПНР, ЧССР признавались нерушимыми.

Первая половина 70-х гг. показала возможность смягчения международной обстановки, упрочения отношений мирного сосуществования между государствами с различным политическим строем, включая и развитие сотрудничества между ними.

Однако конфронтация между СССР и США резко усилилась в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 г . Политическое руководство втянуло Советский Союз в крайне сложную ситуацию, принесшую большие жертвы с обеих сторон. Большинство стран, входящих в ООН, не только не поддержали эту акцию, но и потребовали вывода советских войск.

Участие СССР в афганской войне повлекло за собой падение его престижа на международной арене. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор о дальнейшем ограничении ядерных вооружений (ОСВ-2).

Дальнейший ход событий вел к осложнению международного положения. В ответ на размещение американских ракет в Европе советское руководство принимает решение о размещении в ГДР и ЧССР ракет средней дальности. Начался новый этап в гонке вооружений, в результате которого Европа оказалась в роли заложника.

В 1983 г. США начали размещать свои ракеты в Западной Европе. Советский союз предпринял аналогичные действия, потребовавшие дополнительных материальных затрат, что не могло не отразиться на состоянии советской экономики, усилив нарастание кризисных явлений.

СССР и социалистические страны

Руководство СССР в начале 60-х — 70-е гг. расширяло взаимодействие с социалистическими странами. В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции . Это означало международное разделение труда, сближение экономики государств СЭВ, расширение товарооборота. Был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, строились комбинаты в Венгрии, Румынии.

Однако взаимоотношения с социалистическим лагерем испытывали и кризисные моменты .

События в Чехословакии в 1968 г ., получившие название "Пражская весна", были вызваны попыткой чехословацкого руководства во главе с А. Дубчеком построить "социализм с человеческим лицом". Это означало на практике внедрение рыночных механизмов в экономику страны, что вызвало ответную реакцию советского руководства, оценившего такую деятельность как “контрреволюция ”. В Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши.

Конфронтационные отношения складывались и с КНР . Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну.

Общая ситуация в мире накладывала свой отпечаток на взаимоотношения социалистических стран, где Советский Союз занимал доминирующее положение.

в 1985 г . была принята Комплексная программа научно-технического прогресса стран — членов СЭВ до 2000 г . Решение этой программы должно было способствовать укреплению позиций социализма в мировом содружестве. Но, как показала практика, примерно 1/3 программы не отвечала требованиям мирового уровня развития науки и техники. Программа в ее начальном исполнении оказалась не той, которая могла бы осуществить научно-технический прогресс.

В социалистических странах назревали серьезные перемены, связанные с радикальным изменением всех сторон жизни.

На 23 съезде КПСС в марте 1966г. были приняты решения, подтверждающие довольно жесткий внешнеполитический курс СССР. Мирное сосуществование оставалось целью советской политики, но приоритет получало соревнование двух систем и укрепление социалистического лагеря.

Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966г. впервые за послевоенный период Москву посетил с визитом президент Франции Ш.де Голль. Сотрудничество двух стран подтверждалось подписанием в 1971г. ряжа соглашений Л.И.Брежневым и новым президентом Франции Помпиду. Советская сторона надеялась, что сближение с Францией будет способствовать решению германского вопроса, который оставался одним из главных. В 1969г. федеральным канцлером ФРГ стал В.Брандт, стремившийся наладить отношения с Востоком. Переговоры с Советским Союзом в Москве в 1970г. привели к заключению договора, в котором страны отказывались от применения силы в отношениях между собой. Были признаны послевоенные границы. 21декабря 1972г. ФРГ признала ГДР. Оба германских государства были приняты в ООН.

Важнейшим событием 70-х. гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Начиная с визита президента Р.Никсона в Москву в мае 1972г. и до 1975г мир жил в атмосфере разрядки напряженности. Политика разрядки состояла из экономических соглашений и соглашений об ограничении ядерных вооружений. В 1971 1976гг. общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз, в основном за счет закупок СССР зерна.

В 1969г. СССР и США достигли паритета по числу межконтинентальных ракет. 26 мая 1972г. в Москве был заключен временный договор, названный ОСВ-1, который ограничивал для обеих сторон число межконтинентальных баллистических ракет и ракет, запускаемых с подводных лодок. В 1978г. был заключен ОСВ-2, были подписаны также договоры об ограничении подземных ядерных испытаний, о противоракетной обороне и т.д.

В 1975г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе лидеров 33 европейских стран и Канады. Подписанные там документы утверждали 10 принципов во взаимоотношениях государств – участников: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Начиная с 1973г. возобновились переговоры между странами Варшавского договора (Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии, Албании) и НАТО о сокращении вооруженных сил в Европе. Переговоры очень скоро зашли в тупик. Смертельный разрядке был нанесен вводом советских войск В Афганистан в декабре 1979г. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик. Введение советских войск в Афганистан положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.

Непросто складывались отношения СССР и со сторонами социалистического лагеря. Здесь основной задачей было устранить угрозу распада лагеря и теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях. Еще до 23 съезда КПСС Советский Союз предпринял ряд шагов к нормализации отношений и сближению с Китаем, Румынией, Кубой, Северной Кореей и Северным Вьетнамом. Но из за конфликтов между этими странами и жесткой позицией их компартий добиться стабилизации не удавалось. В июне 1967г. осложнилось положение в Чехословакии из-за экономических срывов и политических репрессий. Осенью оппозиция властям усилилась – начались забастовки и массовые демонстрации. В ночь на 21 августа 1968г. войска пяти стран – участниц ОВД (Албания, Болгарией, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) вступили в Чехословакию». Пражская весна» (период политической либерализации в Чехословакии) закончилась. В мае 1970г. был подписан договор о союзе с СССР. Помимо ОВД и СЭВ (сове экономической помощи) на протяжении 60 -70 гг. было создано около 30 межгосударственных учреждений для координации работы промышленности, транспорта, различных отраслей производства.

Билет № 31. «Перестройка» второй половины 80-х годов в СССР: причины, этапы, основные направления. К середине 80-х годов СССР оказался в состоянии глубокого экономического, политического и социального кризиса системы. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть). Экономический застой компенсировался большим удельным весом военных затрат в бюджете. Для экономики был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза. Смена власти (Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко) еще более подрывала авторитет и доверие к ее представителям не только со стороны граждан СССР, но и мирового общественного мнения. К середине 80-х годов несостоятельность сверхдержавных претензий СССР стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства “третьего мира”. Бессилие советской военной мощи демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран мира, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу.Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985 г. Как обычно инициатива этого процесса исходила “сверху” и была вызвана новой расстановкой сил в высших эшелонах власти. Лидером начавшихся преобразований выступил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев. Новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы. Идеология перестройки претерпела определенную эволюцию: от задачи совершенствования социализма и необходимости его ускорения к признанию Горбачевым некоторых либерально-демократических ценностей: разделения властей, парламентаризма, гражданские и политические права человека. Ставилась задача создания в СССР гражданского (правового) общества. В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе. Это открыло возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Вводились альтернативные выборы народных депутатов СССР. Наметилась тенденция производственной демократизации. Составной частью политической реформы стало создание института президента в СССР. III Съезд народных депутатов (март 1990 г.) избрал Президентом СССР М.С. Горбачева. 12 июня 1991 г. в результате выборов на альтернативной основе президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил одной из важнейших задач М.С. Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового соглашения между республиками. Ключевым понятием в стратегии экономических реформ М.С. Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей в этом смысле было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. Одновременно упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом). Концепция ускорения не дала ожидаемого эффекта. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности и в сельском хозяйстве.Итоги. В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру. На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начали формироваться элементы гражданского общества. Однако экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал. В результате вслед за очищением социализма от тоталитаризма последовал крах самой социалистической системы. Крушением СССР завершился горбачевский период перестройки.



Рассказать друзьям