Дифференциальная диагностика рда от шизофрении. Отличие и сходство аутизма и шизофрении

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

21 век чреват многими трудностями не только для взрослых, но и для детей. К сожалению, на сегодняшний день участились различные психические заболевания встречающийся у детей с ранних лет. И эти расстройства могут быть врожденными или же приобретенной со временем. Среди расстройств у детей часто встречается детский психоз.

Как распознать детский психоз?

Несмотря на все продвижения в науке, все же вопросы, связанные с детским психозом, являются открытыми, и там есть много разногласий. Все же в общих чертах можно привести те основные моменты, которые различают аутизм от шизофрении. Главным симптомом психоза являются значительные задержки у ребенка в развитие разных навыков и интеллектуальных способностей. Это встречается у 50% детей. Давайте рассмотрим отличительные различия между аутизмом и шизофренией у детей.

Больше чем половина детей, которые страдают аутизмом имеют в некоторых областях нормальный уровень навыков и знаний. Например, несмотря на характерные отставания в развитии, дети с аутизмом могут быть очень способны к математике или же могут обладать исключительным музыкальным талантом. Дети же с шизофренией не имеют таких качеств. Практика показывает, что очень сложно отличать психические расстройства от умственной отсталости.

Кроме социального приспособления и умственного развития есть и другие отличительные черты, по которым различают детскую шизофрению от аутизма. Часто у детей бывает маниакально-депрессивный психоз с задержками в развитии.

Как распознать аутизм?

Аутизм проявляется почти с рождения, а шизофрения бывает скрытой и дети с этим нарушением могут не отличаться от своих сверстников, до определенного возраста.

Дети с аутизмом делают много усилий, для того, чтобы приспособиться к жизни, в то время как страдающие шизофренией не заботятся об этом. Это им просто неинтересно.

Из внешних отличий можно привести идеальную моторику рук у детей аутиков, в то время как у страдающих шизофренией есть большие нарушения, связанные с координацией и равновесием.

Аутиков очень интересуют механические предметы, в то время как шизофреники безразличны к ним.

Аутики относятся к окружающей среде безразлично, в то время как шизофреники искажают реальность.

Ученные также выявили следующую закономерность: аутизмом чаще страдают те дети у которых благополучные и успешные родители, в то время как шизофрения встречается у детей в необеспеченных семьях.

Напоследок

Как бы это грустно ни было, все же основная причина, что приводит к психическим расстройствам не определена.

Специалисты предполагают, что это многофакторный генезис. Так как исследования показали, что физиологические механизмы в подобных отклонениях играют большую роль.

Все же исследования идут и будем надеяться, что в скором времени ученные смогут дать однозначный ответ на столь важный вопрос.

В этом мире нет ничего хорошего. Люди обворовывают друг друга, мучают, убивают, увлекаются сомнительными вещами, а всё это сопровождается болезнями. Совершенно не факт, что так уж нужно и общение. Не случайно же подвижники всегда стремились куда-то скрыться - в скит или пещеру. Социум только мешает постижению истины. Нужно пойти и записаться в аутисты.

Шизофрения и аутизм — совершенно разные состояния, но некоторые признаки могут быть общими

Мнение о том, что шизофреники страдают аутизмом не совсем верно. Правильно говорить о том, что больным присущи признаки расстройств аутического спектра. А уж аутизм и шизофрения - это совсем не одно и тоже. Само по себе расстройство считается следствием нарушения развития головного мозга и проявляется ещё в самом раннем возрасте. Страдающие им дети не могут, а не не хотят, общаться со сверстниками и взрослыми. Исключение могут составлять только родители. У них узкий круг интересов, они склонны выполнять повторяющиеся действия, к примеру, упорядочивать предметы тем или иным способом.

Шизофрения тоже может проявляться в детском возрасте. Случаются премьеры в 10-12 лет, такое бывает. Но в таком случае ребёнок может просто уйти в себя, поскольку внутренние переживания у него становятся особыми и захватывают внимание.

Аутизм и шизофрения во взрослом возрасте выглядят примерно так. Больной видит перед собой кого-то и воспринимает в первую очередь все его негативные черты. Обычный гражданин может даже не заметить прыщика на носу, неприятного запаха, глупости, которую скажет собеседник. А для шизофреника субъект напротив него станет сущим наказанием. Какое-то время он может потерпеть. Но уже в следующий раз предпочтёт не оказаться в ситуации необходимости быть рядом с другими людьми. Возьмём обычную заводскую столовую. Ребята в спецовках, пахнет потом и чем-то ещё неприятным, из варочной валит пар, люди толкаются в очереди, а потом чавкают. Обычный человек просто потерпит, а то и не обратит внимания на неудобства. Шизофреник предпочтёт принести с собой «термосок», забиться в уголок и перекусить бутербродами.

Как шизофрения, так и аутизм могут проявляться в детском возрасте

В ходе эпизода, или на этапе инициализации, может возникнуть симбиоз из признаков аутизма, агорафобии, каких-то ещё фобий на фоне депрессии. Но нам нужно понимать, что каждый человек имеет право на одиночество. Абрахам Маслоу указывал на стремление к уединению в качестве признака реализовавшихся личностей. Всё дело не в том, стремится ли человек к самоизоляции, а в методах достижения этого, ограничении жизнедеятельности от этого и, конечно же, в том, что с ним будет происходить в одиночестве.

Вечная пустота изнутри

Шизофрения - это аутизм, который может не проходить и тогда, когда больной находится в обществе. Он всё равно ощущает себя одиноким, а это чувство сопровождается даже соматоподобными эффектами. Какой-то холодок в груди, странное ощущение «колпака» на голове и подобными.

Шизофреник амбивалентен даже по отношению к собственному аутизму. Не нужно думать, что он вот ушел в себя и не желает выходить. У многих в определённый момент всё меняется и тяга к изоляции превращается в стремление высказаться, облегчив тем душу. Самое интересное тут в том, что она точно так же неожиданно меняется на противоположность. В беседе это выражается так. Больной резко перешёл с рассуждений о чём-то на рассказ о своих переживаниях. Он был достаточно эмоциональным, но вдруг поток прерывается и вновь возникает замкнутость.

Поведение людей, страдающих шизофренией, может быть аутическим

Аутизм шизофреников называется так, потому что не было нужды создавать для описания характерных симптомов новой терминологии, но он не имеет ничего общего с автономным аутизмом детей, а потом и взрослых. Если же мы ведём речь о бредовом расстройстве психики, то основными критериями и являются бред, галлюцинации, а не всё то, что этому сопутствует.

Выделение шизофрении в отдельный вид синдромов произошло в силу того, что была замечена общая для больных особенность расщепления потока сознания. Изнутри это не выглядит кусками. Больные ощущают бесконечную пустоту. Если они активны, то это способ бегства от внутренней пустоты, а если пассивны, то в силу понимания тщетности любых усилий. Разумеется, все эти описания имеют отношение в первую очередь к параноидной форме.

Основные правила тут просты.

  1. Не нужно пытаться искусственно менять привычки и манеру поведения больных. Забился в угол - пусть там и будет, раз ему там нравится.
  2. Нужно вырабатывать методы, которые позволят снизить ограничение жизнедеятельности. Если больной вообще из дома не вылезает, то придумайте, как ему получать продукты и другие необходимые вещи. Через социальную службу или как-то ещё.
  3. Стремитесь к тому, чтобы он был самостоятельным, независящим от членов семьи и других близких людей.
  4. Не навязывайте своего или чьего-то ещё общества.

Аутизм — это особенность личности, а не болезнь

Шизофрения выворачивает мир наизнанку. Лечение депрессии нужно только в самом крайнем случае. А аутизм - это уже особенность личности, а она не болезнь. Лечить нечего.

Коррекционная работа с детьми с аутизмом

в психологическом центре Просвет.

Занятия с психологом, дефектологом, АВА-терапистом. .

Наряду с ранним детским аутизмом, как особая категория расстройства развития в МКБ-10 выделяется атипичный аутизм. В отличие от раннего детского аутизма, он либо начинается в ином возрасте, либо характеризуется отсутствием некоторых важных признаков. Атипичный аутизм наиболее часто возникает у детей с глубокой умственной отсталостью, а также у детей с атипичными детскими психозами.

Клиническая диагностика детей с ранним детским аутизмом является чрезвычайно сложным процессом. Для правильного установления диагноза необходимы обширные и тонкие клинические и клинико-психологические исследования. К их числу, прежде всего, следует отнести структурированный анамнез, обязательное неврологическое и соматическое обследование, электроэнцефалографическое обследование, проверку зрения и слуха, в некоторых случаях хромосомный анализ. Желательно получение заключения от психолога, который наблюдает за ребенком и использует специальные методы психологической диагностики.

Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают особую важность дифференциальной диагностики раннего детского аутизма, так как аутистические проявления могут наблюдаться также при ранней детской шизофрении, умственной отсталости, задержке психического развития и других вариантах психического дизонтогенеза.

Е. С. Иванов справедливо акцентирует внимание именно на ранней диагностике детского аутизма, задачей которой должна быть дифференциация РДА от синдромов аутизма при других заболеваниях и состояниях психического недоразвития. По мнению автора, дифференциальная диагностика должна быть основана на знании ядерных проявлений РДА как искаженного психического развития, на знании этапов нормального психического развития ребенка. Диагностика должна проводиться очень осторожно и тщательно, а симптоматика не должна заслонять от исследователя личность самого ребенка. В случае затруднения в постановке диагноза, подчеркивает автор, ребенок должен быть определен в группу риска и находиться под динамическим наблюдением врача-психоневролога и специального психолога.

В. Е. Каган выделяет следующие дифференциально-диагностические признаки детского аутизма от шизофрении в детском возрасте (см. табл. 3).

Таблица 3 Различия раннего детского аутизма и детской шизофрении

Ранний детский аутизм

Шизофрения в детском возрасте

Отсутствие бреда и галлюцинаций у детей с РДА (даже в юношеском возрасте) Наличие бреда и галлюцинаций
Детский аутизм достоверно преобладает у мальчиков При шизофрении распределение по полу равномерно
В семьях аутистов редки случаи заболевания родственников шизофренией У детей, страдающих шизофренией, шизофрения диагностируется в родителей в 10 раз чаще, чем у детей с аутизмом
Более высокий социальный статус родителей Более низкий социальный статус родителей
Ремиссии и рецидивы отсутствуют Имеют место ремиссии и рецидивы
В анамнезе чаще пренатальные осложнения Доминируют наследственные факторы
Период нормального развития ребенка отсутствует Ребенок развивался нормально и затем заболел
Задержка в развитии социальных отношений Активный уход от реальности

К. С. Лебединская предлагает использовать два важных диагностических критерия отличия раннего детского аутизма от шизофрении. Для шизофрении характерны следующие признаки:

Хотя бы короткий промежуток времени - нормальное психическое развитие, предшествующее возникновению аутизма;

Признаки прогродиентности (прогрессирования заболевания) в виде нарастания психического дефекта: углубление вялости, аспонтанность, распад речи, регресс поведения с утратой приобретенных навыков.

Как отмечалось выше, одновременно с Каннером и независимо от него австрийский психиатр Г. Аспергер описал состояние, названное им «аутистической психопатией». По мнению Аспергера, «ядро личности» у описываемых им детей было сохранено [цит. по: Каган, 1981]. В свою очередь, Ван Кревелен выдвинул предположение, что ранний детский аутизм является результатом органического поражения мозга у лиц, предрасположенных к аутистической психопатии. Автор выделил различия между инфантильным аутизмом и аутистической психопатией [цит. по: Каган, 1981, с. 20].

Таблица 4. Различия раннего детского аутизма и синдрома Аспергера

Ранний детский аутизм

Аутистическая психопатия

Выявляется сразу после рождения на первом году жизни Странности отмечаются на 2-3 году жизни и особенно ясно проявляются в первые годы обучения в школе
Ходить начинает раньше чем говорить Речь проявляется раньше ходьбы
Встречается у мальчиков и девочек Чаще встречается у мальчиков
Познавательный дефект Дефект интуиции
Плохой социальный прогноз Хороший социальный прогноз
Речь не имеет коммуникативной функции Речь используется как средство общения
Нет зрительного контакта, не замечает других людей Зрительный контакт беглый, избегает чужого взгляда
При госпитализации нет тоски по дому При госпитализации есть тоска по обстановке дома, но не по людям («ностальгия кошек»)
Интеллектуальные проявления бедны Хорошие общие и специальные способности
Поведение беспокойно Поведение странно

Д. Вебер выделил следующие дифференциально-диагностические критерии различения синдрома Аспергера и раннего детского аутизма :

Отсутствуют нарушения в развитии речи у детей с синдромом Аспергера, характерны для детей с синдромом Каннера;

Синдром Аспергера представляет собой личностное расстройство с относительно рано закрепившимися стабильными особенностями, которые претерпевают лишь количественное изменение, в то время как синдром Каннера характеризуется большей вариабельностью и наклонностью к качественным изменениям. Не менее важной является дифференциальная диагностика раннего детского аутизма от умственной отсталости.

Шизофрения и аутизм - это отдельные неврологические расстройства, которые отражаются на социальном взаимодействии и когнитивной функции человека. Симптомы аутизма появляются в раннем детстве, а признаки шизофрении - в подростковом возрасте. Однако сходство двух заболеваний очевидно: дефицит абстрактных рассуждений, сложности в работе памяти и языка. Одно исследование показало, что люди с высокофункциональным аутизмом имеют когнитивный профиль, который напоминает шизофрению.

Еще в 1943 году, когда Лео Каннер впервые применил термин «аутизм» для описания эгоцентризма, различие между двумя расстройствами оставалось неясным на протяжении 30 лет. Диагностическое руководство по психическим нарушениям DSM-II причисляло случаи аутизма к шизофрении детства. В 1971 Г. Колвин провел важные исследования и указал различия двух заболеваний, которые повлияли на добавление отдельных категорий в DSM-III.

Возраст пациента при появлении симптомов и клиническая картина - основные факторы дифференциальной диагностики. Отличия касаются тактики лечения.

Только у детей с ранним началом шизофрении наблюдается достаточно высокий преморбидный уровень отклонений в развитии.

Появление психоза в возрасте до 13 лет является редкой и тяжелой формой шизофрении. Многочисленные исследования свидетельствуют о высокой распространенности заболевания, которому могу предшествовать коморбидные расстройства аутистического спектра. Для больных характерен дефицит общения, отставание в развитии моторики и социальной привязанности. Подобные признаки обнаруживаются у 28 – 55% детей с аутизмом.

Ретроспективные исследования выявляют задержки в становлении речи и зрительно-двигательной координации в раннем детстве до появления психотических симптомов. Отставание речевого развития сочетается с преходящими моторными стереотипиями (повторяющиеся движения, позы и высказывания). Ранние нарушения формирования височной и лобной долей влияет на языковые трудности, а моторные автоматизмы указывают на аномалии развития базальных ганглиев.

Общие клинические особенности

Социальная изоляция, потеря связи с людьми, рассеянность - общие признаки аутизма и шизофрении. Когда люди с высокофункциональным аутизмом испытывают стресс, они становятся тревожными и проявляют параноидальные признаки. Например, просят изменить тему разговора или прекратить делать то, что им положено.

Существует два основных критерия для аутизма:

  • постоянный дефицит социальной коммуникации, социального взаимодействия, социально-эмоциональной взаимности и коммуникативного поведения;
    ограниченные, повторяющиеся модели поведения, проявления интересов и активности, к которым также относятся стереотипные или цикличные движения, поведенческая ригидность, избыточная заинтересованность в чем-то, аномально высокая или низкая реакция на сенсорные стимулы.
    Основными критериями для шизофрении выступают:
  • галлюцинации, бредовые идеи, спонтанная речь, крайне дезорганизованное или кататоническое поведение;
    негативные симптомы, такие как асоциальность, алогия, низкий уровень эмоциональной экспрессии, дефицит социальной коммуникации и мотивации.
    Именно последние признаки находят отражение в клинической картине аутизма. Аналогичным образом грубое дезорганизованное поведение в шизофрении напоминает повторяющиеся стереотипные движения, эхолалии, непредсказуемое возбуждение, полную апатию в аутическом синдроме.

Особенности аутического расстройства

Ранний детский аутизм характеризуется крайней отрешенностью, самоизоляцией, неспособностью формировать отношения, неудачами в приобретении коммуникативных навыков, зацикленностью на однообразии. Многие когнитивные отклонения, связанные с шизофренией, также присущи аутизму:

  • нарушение исполнительных функций;
  • проблемы с абстрактным мышлением;
  • неспособность к поведению, сосредоточенному на целенаправленном решении проблем.

Ученые обнаруживают клинические сходства во время диагностики, хотя шизофрения имеет больше наследственных предпосылок.

Шизофреническое расстройство

Шизофрения - это нарушение психических функций и поведения с рядом тяжелых психотических симптомов, таких как бред, галлюцинации, расстройства мышления, кататония, дезорганизованное поведение, бедная речь и неадекватные эмоциональные реакции.

К детской шизофрении раньше причисляли все заболевания, сопровождаемые хроническими тяжелыми симптомами, в том числе с пограничными.

На начальной стадии шизофрения проявляется проблемами концентрации внимания, плохим сном, неспособностью к обучению и желанием избежать общения. Речь становится бессвязной. Ребенок заявляет о том, что слышит и видит то, что недоступно другим. Болезнь протекает с периодами улучшения и рецидивами, во время которых больной не может выражать мысли, бредит, испытывает галлюцинации. Дети верят в собственные сверхспособности и боятся преследования. Обострения характеризуются суицидальными идеями и агрессией.

Люди с шизофренией развиваются относительно нормально вплоть до начала болезни, после чего быстро проявляются классические симптомы. При аутизме патология влияет на интеллект на протяжении всей жизни. Высокофункциональная шизофрения характеризуется расстройством комплексной обработки информации, легкой депрессией.

Проблемы диагностики шизофрении напрямую связаны с возрастом. До семи лет крайне сложно определить бред, галлюцинации и проблемы с логическим мышлением, поскольку они являются стертыми. Именно это приводит к тому, что заболевание не распознается до тех пор, пока симптомы не развиваются в полную силу в подростковый период.

Учитывая общие клинические проявления заболеваний, неудивительно, что они дополняют друг друга. Практически у 30% молодых людей, страдающих с детства аутизмом, обнаруживаются признаки шизофрении. Обе патологии связаны с плохим распознаванием эмоций, дефицитом социального и зрительного контактов, что влечет появление агрессии и дезорганизации.

Заболевания имеют общую биологическую основу, которая закладывается на стадии развития нервной системы.

Генетический риск отражается на структуре корковых нейронов в префронтальной и двигательно-соматосенсорной коры (для аутизма) и дорсолатеральной и вентролатеральной префронтальной коры (для шизофрении). Существует несколько мутаций, связанных с обоими расстройствами (синдром удаления 22q11.2, Shank3, синдром Вильямса).

Эпигенетические эффекты и изменения в количестве копий генетических вариантов способствуют нарушению цитоархитектоники мозга. Возраст отца, ТОРЧ-инфекции у матери, а также резус-конфликт повышают риск нарушений у ребенка.

Проблемы диагностики

Основные отличия шизофрении от аутизма сгруппированы в нескольких признаках:

  • более поздний возраст развития отклонений;
  • меньшее влияние на интеллектуальные способности;
  • легкий характер расстройств социального поведения и речевого развития;
  • усиление галлюцинаций и бредовых идей с возрастом;
  • периоды улучшения и рецидивов в течении болезни.

У аутистов нет мании величия, галлюцинаций, связанных с превращениями в животных, убежденности в несуществующих звуках, образах и вещах. Они не придумывают отношения, ощущения.

Значительное количество взрослых людей могут иметь недиагностированные расстройства аутистического спектра. Некоторые из них состоят на учете по поводу психотического отклонения, связанного с бредовыми идеями и агрессивным поведением. Среди пациентов с шизотипическими нарушениями есть доля синдромов аутистического спектра без сопутствующей патологии, что приводит к диагностическим ошибкам.

Антипсихотический препарат не повлияет на образ мышления, характерный для расстройств аутистического спектра, зато эти пациенты очень чувствительны к побочным эффектам всех психотропных лекарств. Потому важно избегать ненужного назначения медикаментозной терапии.

За последние годы диагностическая ясность в отношении расстройств аутистического спектра у взрослых появилась, в частности, за счет описания синдрома Аспергера. К нему относятся проблемы социального взаимодействия и общения, склонности к рутине и ритуальному поведению. Хотя эти особенности также характерны для шизоидных и шизотипических личностей, у аутистов полная клиническая картина проявляется до 3 лет.

Хотя люди с расстройствами аутистического спектра иногда могут страдать из-за мании преследования (что допускает развитие психоза), но происходит это из-за отсутствия «теории разума». Попросту пациенты не могут определить иронию и сарказм и понять мотивы поведения других людей. Врожденная сложность декодирования невербальной коммуникативной информации приводит к неправильному толкованию действий и недоразумениям, и это завершается появлением убеждений параноидального характера.



Рассказать друзьям