Изучение немецкого языка во сне аудио. Возможно ли учить, например, иностранный язык во сне

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Первый в мире научный эксперимент по выяснению возможностей восприятия речи во время естественного сна поставил уже упомянутый А. М. Свядощ в 1936 году. Более того, в 1940 году он обобщил свои исследования и представил их в виде диссертационной работы “Восприятие речи во время естественного сна”. Именно она и проложила путь к научному осмыслению гипнопедии.
Ученым были приведены экспериментальные доказательства того, что в период естественного сна человек способен воспринимать речь (иностранные слова, тексты технического, философского и другого содержания), переданную другими лицами или воспроизводимую в звукозаписи. Воспринятая таким образом речь может усваиваться без искажения и воспроизводиться после пробуждения. Оказалось, что сохраняться в памяти она способна не хуже, чем воспринятая в обычном состоянии бодрствования. Люди, прослушавшие во сне тексты (по часу в течение шести дней подряд), никаких признаков утомления не отмечали.
Но каким образом информация попадает к нам в мозг, когда мы спим? - может спросить читатель. Вопрос не праздный. Если человек слышит какие-либо звуки, он не спит. А если он погружен в сон, то должен, казалось бы, ничего не слышать.
А. М. Свядощ считает, что во время сна мы слышим, но не осознаем этого. К примеру, уставшая мать может крепко заснуть возле своего чада и не реагировать на любой посторонний шум. Но как только малейший шорох будет исходить от ребенка, она немедленно пробуждается. Военнослужащий может крепко спать, не реагируя на громкие звуки орудийной стрельбы, однако мгновенно начнет бодрствовать, когда услышит сигнал тревоги, поданный часовым.
Все это возможно в тех случаях, когда в период сна в головном мозгу образуются участки бодрствования, формирующие так называемый сторожевой пункт. Именно через него находящийся в “царстве Морфея” человек может поддерживать контакт - раппорт (от французского rapport - отношения, связь, сношения) с окружающим миром. Сон со сторожевым пунктом, конечно же, будет частичным.
Ничего не зная о его работах, в 40-х годах исследования по проблеме гипнопедии проводил также заведующий Института языковедения Академии наук УССР кандидат филологических наук Л. А. Близниченко. Он много думал о новой, еще не существующей отрасли педагогики. Как учить иностранному языку? Целым фразам или отдельным словам и выражениям? Переводить сразу на родной язык или нет? Нужно ли повторять днем, что запомнил во сне, или, наоборот, просматривать текст предварительно?
Прошли годы, и Л. А. Близниченко разработал методику обучения людей во время естественного сна.
По данным автора, человек во сне усваивает от 92% до 100% учебного материала. Знания у обучающихся во сне, таким образом, более глубокие, чем у тех, кто осваивает науку обычным методом. Например, продолжительность изучения иностранного языка при помощи гипнопедии можно сократить в три-четыре раза.
Нашлись энтузиасты, которые прослышав о чудесных возможностях гипнопедии, экспериментировали на себе. Кому же не хочется, не затрачивая усилий, выучить, например, английский язык?
Я не стал исключением. Сначала записал на магнитную ленту уроки английского языка. С помощью самодельного устройства магнитофон “Астра-2” включался и выключался автоматически с пяти до шести часов утра. Эксперимент длился с сентября 1968 года по февраль 1969-го. Каждый урок прослушивался восемь раз. Время одного прослушивания длилось 55-60 минут. Всего было 56 сеансов гипнопедии.
Примерно после 45-го занятия стало довольно легко читать незнакомый английский текст, причем смысл прочитанного воспринимался очень быстро, интуитивно. Даже трудные тексты теперь легко давались без словаря. Особенно легко запоминались стихи. Усвоение материала уроков значительно облегчалось, когда одновременно они прослушивались и просматривались в учебнике. Приведенное наблюдение вообще-то подтвердило эффективность обучения в период сна.
Л. А. Близниченко считает, что утомляемость при восприятии речи во время сна даже меньше, чем в бодрствующем состоянии.
В середине семидесятых годов много экспериментов в московских техникумах и институтах провела учебно-экспериментальная лаборатория иностранных языков Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР.
В 22 часа обучаемые укладывались в постели в специально оборудованных спальных комнатах (классах). Перед засыпанием им читали тексты на иностранном языке через динамики, укрепленные в изголовье. В десять часов вечера ровно свет отключался, спокойная тихая речь преподавателя, записанная на магнитофонную пленку, звучала над спящими.
Как правило, за ночь, точнее, за вечер (использовалась только начальная фаза сна) студенты узнавали несколько десятков новых слов. На рассвете эти же слова будили их. Звук при этом транслировался с обычной громкостью.
Для закрепления материала днем обучающимся предоставлялись часы самоподготовки. В это время они читали литературу на иностранных языках в подлиннике. Курс обучения длился примерно год.
Проведенный масштабно эксперимент выявил некоторые неудобства использования гипнопедии. Действительно, для обучения во сне необходима дорогостоящая техника и специально оборудованные спальные классы.
Выяснилось, что такое обучение оказывается полезным для закрепления в памяти отдельных видов информации, например математических формул, иностранных слов и т. п.

Один из знаменитых древних властелинов предложил принести своему рабу то, чего нет прекрасней на свете. Тот принес ему на золотом блюде язык. На удивленный вопрос своего властелина он ответил, что все прекрасное на этом свете совершается с помощью языка и с его же помощью разрушается.

Если в Вашем сновидении возник этот образ, вспомните одну народную мудрость: «Язык поит, кормит, и спину порет». Или: «Мал язык, да всем телом владеет».

Возможно, Вас ждет неожиданное сообщение или Вы получаете предупреждение через свое сновидение о том, что кто-то попытается Вас оклеветать.

Не стоит так же забывать о том, что Ваша излишняя болтливость может причинить Вам немало хлопот и страданий.

Если Вы увидели во сне на своем языке какие-то язвы – это означает, что Ваша излишняя болтливость будет иметь для Вас самые неприятные последствия.

Увидеть во сне отрезанный язык – свидетельство того, что наяву Вы будете неприятно удивлены неискренностью своих знакомых или друзей.

Сон, в котором Вы чувствуете, что у Вас отнялся язык, – означает, что в Вашей жизни наступила длительная полоса неудач.

Видеть во сне, как Вас кто-то дразнит и показывает Вам язык, – знак того, что Вас попытаются спровоцировать на недостойный поступок.

Если во сне Вы приготовляете из языка вкусное и оригинальное блюдо, то наяву Вы сможете преодолеть все жизненные препятствия.

Увидеть во сне, как Вас хватает кто-то за язык, – это значит, что наяву Ваша ложь будет раскрыта.

Сон, в котором Вы увидели длинный язык, – символизирует неожиданное известие или слухи.

Прикусить во сне язык – символ того, что наяву Вам следует как можно меньше доверять слухам и чужим домыслам.

Видеть во сне длинный, змеиный язык – означает клевету и наговор, последствия которого могут обернуться для Вас серьезной проблемой.

Если во сне Вы лижите языком мороженное – наяву ждите хороших новостей.

Ощущать на языке кислый или горький вкус – к разочарованию.

Толкование снов из Древнего сонника

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Язык

Увидев во сне собственный язык, знайте, что на друзей рассчитывать не приходится: они могут отвернуться от вас в трудную минуту.

После сна, в котором вы увидели чей-то язык, вы можете стать причиной скандала.

Приснилось, что ваш язык поранен, – знайте, что это предостережение. Прекратите болтать, иначе у вас возникнет множество проблем.

Обожгли во сне язык – осторожнее относитесь к тому, что вы говорите о других людях.

Вероятно, вам это кажется прямотой или непосредственностью, но у окружающих возможна и другая реакция. Вас попросту обвинят в распускании сплетен, и ничего хорошего такая перспектива не сулит.

Если вам приснилось, что вы прикусили язык, то кто-то из друзей откроет вам тайну, касающуюся личной жизни вашего общего знакомого. Придется вам решать, как быть дальше с этой информацией.

Толкование снов из

Обучение во сне или «гипнопедия» (от греч. hypnos (сон) и paideia (обучение) ) пришла к нам из Древней Индии, где её практиковали йоги и буддийские монахи. Суть методики заключалась в прослушивании во время сна голоса, который погружал человека в лёгкую фазу естественного сна.

Эффективность гипнопедии напрямую зависела от личности, личностных факторов, возраста, интеллектуального развития и уровня подготовленности. Говорить о внедрении данного метода в массы - затруднительно. Она больше напоминает «БАД», нежели волшебную таблетку для изучения английского языка.

На чем же авторы строят свои гипотезы

Началось все с 19-20 веков с таких известных личностей, как Свядощ А.М. и Близниченко К.В. Именно их работы послужили фундаментом для современных авторов. В основе большинства более или менее проработанных методик ключевую роль играют фазы сна. Их у нас две: фаза быстрого сна, где идёт получение или вспоминание информации (4-5 раз за ночь) и фаза медленного сна, где информация перерабатывается и усваивается. В этих фазах в работу включается декларативная и семантическая памяти. Первая хранит данные, а вторая их систематизирует.

Результаты эксперимента от Mosalingua

Эксперимент Mosalingua проводился в течение 14 дней среди мужчин и женщин разных возрастных групп. Сразу замечу, что это результаты тестов их приложения по изучению английского во сне. Так что будем полагаться на их честность и открытость данных. Приведу лишь выжимку из инфографики.

Отмечу так же еще пару интересных наблюдений, выявленных в ходе эксперимента. Мужчины во сне оказались более восприимчивыми к запоминанию информации, чем женщины (75% против 60%). Соотношение женщин и мужчин было почти равным. Наибольшую эффективность показала группа 18-30 лет (80% стали лучше запоминать слова и фразы). Сами результаты оказались вполне предсказуемыми. Переведу дословно:

Ничего не заменит активного обучения в период бодроствования, ведь запоминание новых слов и фраз на иностранном языке требует предельного внимания и концентрации. Тем не менее, для многих людей повторение ранее изученного слова или фразы во сне помогает эффективнее их запоминать.

Что обычно предлагается изучать

Современные методики предлагают для ночного изучения: слова, фразы, клише, небольшие диалоги на разные темы и даже правила чтения, которые должны воспроизводиться в спокойном умеренном темпе. Авторы не рекомендуют давать большой объём информации из-за сильной нагрузки на мозг, из-за которой ученик обычно переутомляется и недосыпает.

Типичные алгоритмы запоминания во сне

Большинство методик включают в себя 4 основных шага, которые позволяют «эффективно» выучить английский язык во сне. Обычно ученику необходимо:

  1. Прослушать аудиозапись, где слова или выражения произносились с переводом. Выписать на листе бумаги те английские слова и выражения, что звучали в записи, но без перевода.
  2. Прежде чем уже отправляться на боковую нужно несколько раз прослушать запись. Первые несколько часов нашего сна - это то время, когда мы обычно не видим снов, и мозг находится в состоянии покоя. Он не способен изучать новое, только реагировать на то, что где-то уже слышал или ощущал.
  3. Прослушав несколько раз новый материал, запись выключается. Затем обучающийся пытается расслабиться и уснуть. После чего запись включается вновь, но уже на постоянном повторе.
  4. Проснувшись, ученик пытается вспомнить и перевести слова и выражения самостоятельно на бумаге.

Методика Близниченко

А теперь сравните типовой подход, описанный выше, с методикой Близниченко. Разница, конечно есть, но ни о каком чистом изучении во сне речи не идет:

  1. Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется учеником следом за диктором; все действия сопровождаются успокоительной музыкой.
  2. Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя произнесенные фразы; голос постепенно становится все тише, переходя в едва слышимый.
  3. Утром диктор вновь читает текст, но уже с нарастающим звуком; музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.

Как наш мозг работает в течение суток

Пробудившись утром и набравшись сил, мы приступаем к получению новой информации, с интересом воспринимаем её, запоминаем, делаем свои умозаключения и исследования. Именно утром наш мозг в наибольшей степени готов работать, усваивать новое, понимать, воспринимать и реагировать.

Послеполуденное время - это время отдыха, когда мы должны дать себе небольшую передышку. После обеда мы возвращаемся к своим делам, наш мозг включается в работу, но теперь он хочет сменить род деятельности и заниматься уже известными нам делами, переработать уже полученную информацию.

Вечер - это время, которое мы можем посвятить себе, своему хобби, духовному развитию, семье, развлечениям. С 22.00 по 02.00 наша нервная система отдыхает, идут так называемые «золотые часы сна». С 02:00 мы начинаем видеть сны, и наш мозг вновь начинает активно работать. Во сне мы можем видеть наши страхи, переживания, мечты, события. Во сне к нам может прийти верное решение, которое не шло к нам в голову в дневное время.

Любой человек может научиться тренировать свой мозг, подстроить его под свой удобный график. Важное условие - это не только нагружать наш мозг, но и также позволять ему отдыхать. Что полезного можно почитать на эту тему:

  • «Работа мозга: укрепление и активизация, или как оставаться в своём уме» - Геннадий Кибардин.
  • «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» - Павлов И. П.
  • «Как работает мозг» - Пинкер Стивен.

Так возможно ли вообще обучение во сне

И да, и нет. Во сне вы закрепляете и усваиваете ранее полученную информацию. Новую информацию нужно получать во время бодрствования, ведь как показал эксперимент Mosalingua, только у 28% были положительные результаты в освоении новых слов во сне. Не ведитесь на лозунги о том, что можно изучить английский язык во сне, уделяя ему по 5 минут в день в течение месяца. Это не работает. Подходите к процессу обучения осознанно и используйте сон по его прямому назначению.

Вы сперва прочитайте статью, которую я только-только обнаружил в интернете, а в конце я прокомментирую саму методу обучения во сне.

***
Вот уже несколько десятков лет наука спорит о том, возможно ли обучение во сне . Герой Евгения Леонова из популярной советской комедии «Большая перемена» именно во сне учит историю, правда, запоминает только передаваемый по радио детектив.

Возможность получения знаний в состоянии сна наукой то подтверждалась, то опровергалась, и вот теперь ученые из Кембриджского университета в очередной раз ее подтвердили.

В ходе экспериментов они доказали, что процесс автоматической сортировки и переработки информации мозгом во сне продолжается. По мнению исследователей, это доказывает, почему люди просыпаются по не слишком громкому звонку будильника, но могут продолжать спать, когда за окном бушует гроза и грохочет гром. Мозг даже во сне остается в рабочем состоянии, он получает сигналы от окружающего мира и обрабатывает их.

Этими сигналами может быть и информация, необходимая человеку для обучения, то есть, к примеру, чтение каких-либо учебников или занятия иностранными языками.

Противники этой теории обучения во сне считали, что ночью мозг впадает в особое «расслабленное» состояние, при котором процесс получения информации, а значит и обучение, невозможны.

В ближайшем будущем та же группа ученых собирается развить полученные данные и узнать наиболее эффективный способ обучения во сне. Тогда у многих миллионов студентов по всему миру появится отличный способ подготовки к сессиям.

Теперь разберемся, не торопясь. Уверен, Вы заметили фразу «британские ученые». Да, мне это тоже не понравилось, потому что это популярный интернет-мем. Обычно на, так называемых «британских ученых» ссылаются, когда статья фальшивая.

Однако, я склонен верить, правда, с некоторыми оговорками и вот почему. Еще давно я пытался учить язык ночью, используя магнитофон и сложную, самодельную систему его включения ночью.

Результат был плачевный. Вдруг, среди ночи, начинал громко работать мотор, бубукать магнитофон, я моментально просыпался и… ничего хорошего из этого не получилось.

Но сейчас полно бесшумных при работе MP3 плееров, с которыми можно просто заснуть. Есть даже специальные динамики для подушек, тоже можно попробовать.

Кроме того, есть еще один интересный и похожий вариант. Учить язык не ВО СНЕ а ПЕРЕД СНОМ. Вот эта система работает даже очень хорошо. Я так и делаю, рассказываю подробно.

Есть такая простая компьютерная программа Anki, я про нее уже рассказывал здесь: . Только там я написал, что особо я ее не испытывал. Уже испытал.

Короче, программа рабочая, и очень даже неплохая. Только внимательно отнеситесь к скачиваемым наборам. Рекомендую серию 4000 Essential English Words. Там есть несколько томов, начните с самого первого. Ну и посмотрите, может еще что-то понравится.

Также предупрежу, что не стоит в программе устанавливать синхронизацию. Это геморрой еще тот. Мне пришлось после пары таких синхронизаций вообще удалять Anki и ставить снова.

Так вот, я первый урок провожу с утра, пока голова свежая. А перед сном включаю повторение. И еще раз штудирую пройденные слова. И когда засыпаю, у меня голова полна английских слов.



Рассказать друзьям