На что имеет право ребенок инвалид аутист. Льготы и натуральная помощь для детей оформивших инвалидность

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Можно ли присваивать всем аутистам статус «инвалидность», принесет ли это пользу или вред и насколько серьезным отклонением в психике является аутизм, разбирался сайт.

Что произошло?

15 декабря на заседании по инновациям в сфере образования в Совете Федерации министр образования и науки Ольга Васильева (совместно с министерством здравоохранения) предложила законодательно присвоить статус инвалидов «детям-аутистам». Данная инициатива поддерживается министерством здравоохранения. То, что в настоящее время дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) не причисляются к категории «ребенок-инвалид», препятствует организации специализированного обучения, так как в бюджете нет отдельной статьи расходов.

Что такое аутизм?

Аутизм (также детский аутизм) относится к группе расстройств аутистического спектра (РАС), куда также входят атипичный аутизм и синдром Аспергера. По данным ВОЗ на февраль 2016 года, РАС наблюдается у одного ребенка на 160. Некоторые признаки аутизма: сложности в общении с окружающими, ослабление или потеря социальных связей, погруженность в себя и неактивная реакция на внешний мир. Результаты многих исследований показали, что, если аутизм выявляется в раннем возрасте, после чего ребенок получает соответствующий уход, выраженность признаков снижается.

Обсуждая аутизм, каждый раз необходимо отвечать на некоторые морально-этические вопросы. Насколько это расстройство можно считать серьезным отклонением в психике, ограничивать ли общение детей с РАС и их нейротипических сверстников, возможен ли вариант инклюзивного образования? Следует принимать во внимание, что не всякий малыш, стремящийся к уединению, а не шумным играм, аутист, и не любой ребенок с диагностированным РАС полностью утратил контроль над собой.

«Ребенок-инвалид»

Согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «инвалидом» признается тот человек, который «имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». В том же акте под «ограничением жизнедеятельности» понимается «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью». Категория «ребенок-инвалид» снимается по достижении совершеннолетия.

После подтверждения инвалидности у ребенка ему и его семье гарантируются ежемесячные пособия. В 2016 году размер выплат детям-инвалидам составляет чуть менее 12 тысяч рублей. Помимо выплат, семьям предоставляются социальные льготы: получение необходимых лекарств и медицинских средств, путевки в санаторно-оздоровительные комплексы, бесплатный проезд, субсидии на квартплату. Все перечисленные льготы при желании семьи могут быть предоставлены в денежном эквиваленте. Родителям детей-инвалидов каждый месяц начисляют пособие по уходу - 5,5 тысяч рублей, опекунам - 1,2 тысячи рублей.

Человек с нервно-психическими расстройствами, к которым относятся, например, паралич с признаками слабоумия, олигофрения, нарушения мозгового кровообращения, приводящие к слабоумию, эпилепсия, может быть причислен к категории «инвалид».

Мнение экспертов

Татьяна Морозова, клинический психолог, эксперт Фонда «Обнаженные сердца»:

«Многие дети имеют те особенности, по которым ставится инвалидность. С другой стороны, если это юридический вопрос, причислять ли автоматически к инвалидам всех аутистов, то он не имеет решения. Дети разные, у некоторых особенности выражены в минимальной степени. Задача родителей - адекватно принимать классификацию, по которой инвалидность ставится.

Неадекватная система постановки диагноза "аутист" приводит к тому, что дети имеют все что угодно, кроме аутизма, в результате чего программа помощи не соответствует потребностям. То, что надо улучшать систему выявления и адекватно ставить диагноз в нормальном возрасте (это дало бы возможность получения адекватных услуг), в этом я совершенно согласна. Но адекватный диагноз и инвалидность - это разные вещи. Диагноз предполагает доступ к определенным услугам, которые специфичны под потребности, а они у всех разные.

Должно быть двустороннее развитие: с одной стороны, улучшение постановки диагнозов, с другой, внедрение современных доказанных методов помощи. Если это случится, то инициатива будет иметь смысл. Если диагноз приведет к тому, что родители пойдут по шарлатанам получать неадекватные услуги, будет очень плохо.

Это проблема, которая не имеет для всех одного решения. Очень важно, что мы об этом говорим. Но прежде чем принимать какие-то резкие решения, нужно провести оценку ситуации. Не хотелось бы, чтобы такая хорошая идея пошла людям во вред».

Наталья Захарова, практикующий врач-психиатр, к. м. н., сотрудник кафедры психиатрии и медицинской психологии Российского медицинского университета имени Н.И. Пирогова:

«В различных видах детского аутизма, требующих лечения, постоянной помощи, инвалидность устанавливается. Это не значит, что абсолютно всем аутистам надо давать инвалидность. Не все формы детского аутизма требуют вмешательства со стороны государственных органов, потому что многие аутисты не теряют трудоспособности, они могут и обучаться, и быть адаптированными в сообществе даже лучше, чем неаутисты».

Синдром аутизма у ребенка является нарушением развития нервной системы. Проявляется состоянием отстраненности от внешнего мира, зацикленности на своем внутреннем мире, малоэмоциональном поведении. Атипичный сидром поведения проявляется ярко выраженным отсутствием интереса к окружающим. Аутистов в большей степени интересуют неодушевленные предметы. Проявляется склонность к монотонному повторению однотипных действий.

Дети, имеющие синдром аутиста, предпочитают одиночество. Ребенок-аутист создает вокруг себя собственную реальность, в которой жесткие правила. Выход за рамки этих правил – трагедия. Нарушение микромира ребенка может повлечь громадной силы отчаяние и агрессию, направленные как на нарушителя, так и на себя самого.

Сегодня ученые всего мира не сошлись в едином мнении возникновения причины, вызывающей болезнь. Одна из версий предполагает генную предрасположенность: если у родителей есть больной ребенок, то рождение второго ребенка с подобным диагнозом доходит до 20–30 %. По другим данным исследований ученых, у детей больных аутизмом в определенной зоне головного мозга формируется аномальное количество клеток.

Медики уверены, что атипичный дефект формируется в период внутриутробного развития плода. В результате мозговом веществе фиксируется на 60% больше клеток, чем у здоровых детей. Нарушается нормальное развитие мозга плода, что провоцирует признаки заболевания.

Еще одну причину развития болезни связывают с низкой массой тела новорожденного. Ученые выявили, что у детей с низкой массой тела симптомы расстройства аутистического характера встречаются в несколько раз чаще. Есть версия, что уровень расстройств связан с повышенным уровнем токсичных металлов в крови ребенка. Существует гипотеза о взаимосвязи возникновения болезни и вакцинации. Все гипотезы нуждаются в подтверждении.

Симптомы

В возрасте до года очень сложно определить основные симптомы болезни. До года дети не имеют явных признаков отклонений, иногда даже наоборот, опережают сверстников в начальном развитии: начинают рано говорить, проявляют интерес к окружающим предметам. Атипичный признак развития проявляется в возрасте около двух лет. До двухлетнего возраста следует обратить внимание на атипичный характер реакции на некоторые виды эмоций.

Ребенок может начать плакать, когда все смеются или наоборот, не улыбается в ответ на улыбку взрослых, быстро устает от общения.

У маленьких детей с аутизмом слабо формируется привязанность к матери. Дети могут не замечать маму, когда она рядом, и закатить истерику, если ее нет, не реагируя на остальных членов семьи. Аутистов сложно отвлечь, если они чем – то увлечены. Такие дети не могут надолго фиксировать взгляд, а смотрят «сквозь» окружающих.

К двум годам болезнь начинает прогрессировать, что приводит к постепенному отставанию развития, особенно развития речи. Словарный запас практически не расширяется, затрудняется общение с окружающими, особенно с детьми, не реагирует на обращение, замыкается, уходит в себя, предпочитая одиночество. Ребенок не копирует поведение взрослых, хотя это свойственно детям.

После двух лет могут появиться навязчивые страхи: отказ от купания, стрижки, боязнь горшка, одевания. Так же обращают на себя внимание такие признаки, как навязчивые жесты, мимика, ребенок старается делать странные позы во время игры. Ребенка могут не интересовать игрушки, увлечься он может каким – либо предметом обихода. Когда взрослые пытаются заставить ребенка вести себя «правильно», это может привести к новым страхам и странностям.

Интересно, что у детей-аутистов великолепная память, иногда проявляются хорошие математические способности, таланты к рисованию, музыке.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера диагностируется как легкая форма аутичного состояния. Cиндром обычно проявляет себя после восьми-девяти лет. Диагностировать болезнь можно по неуместной громкости речи и проблем с интонацией, нарушению координации движения, эгоцентричности поведения. Однако синдром Аспергера позволяет ребенку иметь нормальный или даже выше среднего уровень интеллекта, хорошо учиться в школе, в будущем нормально адаптироваться в социуме.

Синдром Ретта

Еще один синдром – синдром Ретта, тяжелая форма заболевания, связанное с нарушением развития Х-хромосомы, формируется только у девочек в период внутриутробного развития. При аналогичном нарушении плод мужского пола не выживает. До года-полутора лет ребенок развивается обычно. После полутора-двух лет замедляется рост головы ребенка.

Вследствие аномального развития мозга проявляются такие элементы синдрома, как утрата речевых навыков, замедление двигательной активности, . Такая форма форма аутичности изолирует ребенка от общества. Так же синдром Ретта может провоцировать различные степени эпилепсии. Синдром проявляется тяжелым состоянием, лечить которое следует высокофункциональными видами терапии.

Диагностика

Распознать болезнь у ребенка позволяет атипичный вид поведения:

  • постоянное повторение одних и тех же слов и словосочетаний;
  • пытается сказать предложение, но может сказать только первые слова;
  • пытается говорить, но выходит мычание;
  • игрушками и детскими играми не интересуется;
  • игнорирует других детей;
  • ребенок игнорирует обращения к нему, на имя не откликается;
  • монотонно качается, трясет конечностями, головой;
  • ходит на «цыпочках»;
  • грызет свои конечности;
  • бьет себя по лицу;
  • проявляются приступы агрессии, внезапный плач;
  • боится чужих людей;
  • при случайных звуках пугается, вздрагивает.

Существует тест, по которому можно определить проявление болезни.

  1. Если взрослый пытается привлечь к чему-то внимание, ребенок смотрит в том же направлении.
  2. Повторяет ли ребенок действия взрослых, играя во что-нибудь.
  3. Если ребенка что-то заинтересовало, указывает ли он на интересующий его предмет, привлекая внимание взрослого.

Если ответы на вопросы теста положительные, то скорее задержка развития или другая причина, но не заболевание. Если на все вопросы отрицательный ответ, ребенка следует показать специалистам.

Лечение

Медикаментозное

При раннем аутизме существует высокофункциональный медикаментозный метод лечения. Лекарственные препараты назначают для подавления уровня агрессии и самоагрессии, нормализации психического состояния. Чаще всего используются антидепрессанты , которые угнетают состояние страха, тревоги, атипичный вид поведения. Этот метод лечения помогает подготовить ребенка к использованию специальных методик. Одним из популярных препаратов является Рисполепт.

Рисполепт

Рисполепт – эффективный психотропный препарат для лечения аутизма, может широко применяться для лечения детей. Рисполепт может использоваться как средство первого выбора при лечении аутизма. Рисполепт блокирует такие симптомы, как: агрессивность, заторможенность, тревожность, чувство вины, утрата контроля над поведением. Так же рисполепт показан для детей с , для нормализации настроения при .

Изначально Рисполепт применялся в лечении пациентов старше 15 лет. Опыт использования препарата показал, что Рисполепт можно принимать с возраста двух лет. А также Рисполепт может применятся при длительном лечении.

Рисполепт – эффективный психотропный препарат для применения в детской практике, препарат можно применять в комплексной терапии.

Физиотерапия

Физиотерапевтические методы – эффективная терапия, применяемая с ранних лет жизни. Применяется при задержках речевого и психического развития, психосоматических и невротических расстройствах. Физиотерапию можно применять как самостоятельный метод, так и в комплексе с другими методами.

  • Рекомендуем к прочтению:

Методы основаны на применении различных волновых методик: светового, магнитного, ультразвукового, лазерного, инфракрасного излучений, не вызывают побочных проявлений, что позволяет их использование детям до года. Физиотерапия имеет высокофункциональный эффект в укреплении иммунитета, реабилитации после медикаментозного лечения.

Двигательная терапия

Основной задачей двигательной терапии является: развитие быстроты реакции, ловкости ребенка. Познание возможностей тела, его физическое усовершенствование. Двигательная терапия развивает навыки самоконтроля и саморегуляции.

Дельфинотерапия

Дельфинотерапия, как метод лечения психосоматических расстройств известен давно, лучший из лидирующих методов, усиливающий защитные функции организма людей разных возрастов. Плавание с дельфинами корректирует различные психические отклонения и способствует психологической реабилитации ребенка, уменьшению непроизвольных тиков, движений, спазмов. Звуковые вибрации, издаваемые дельфинами, соответствуют вибрациям здоровых органов и клеток организма человека.

Общение с дельфинами настраивает органы с патологией на здоровую функциональность, особенно этой терапии поддаются маленькие пациенты, у которых выявлены ранние симптомы заболевания.

Гомеопатия

Лечение больных аутизмом гомеопатией считается самым щадящим методом терапии. Гомеопатические препараты содержат лекарственные вещества в очень разведенном виде. Поэтому показаны детям с высокой чувствительностью к лекарствам. Гомеопатические ингредиенты натурального происхождения, не вызывают аллергий и побочных эффектов у пациентов.

Лечение гомеопатией не рекомендуется совмещать с другими видами медикаментозной терапии. При гомеопатическом лечении восстанавливается работа внутренних органов, снижается уровень таких веществ, которые, по мнению врачей, приводят к развитию аутизма. Действие на нервную систему снижает атипичный вид поведения. Щадящие методы лечения позволяют их использование с ранних лет жизни маленьких пациентов.

Диета

Соблюдение специальной диеты обязательно для детей-аутистов. Все больше медиков склоняется к мысли о том, что причины возникновения аутизма не только психического характера, но и физиологического. Причиной патологии может быть нарушение обмена веществ, когда не соблюдена диета. В результате исследований удалось выявить патологию в усваивании молочного белка «казеина» и белка злаковых «клейковины». У аутистов эти белки разлагаются не полностью, как у здоровых людей, в результате образуется вещество эндорфин, аналогичное наркотику.

Проникновение продуктов разложения белка в кровь ребенка-аутиста вызывает проявление странного поведения, т.к. по сути ребенок находится под действием наркотического препарата.

Врачами разработана специальная диета. Такая диета предполагает исключение из рациона малыша молочных и мучных продуктов, снижение употребления обработанных углеводов, употребление которых вызывает повышение глюкозы в крови. Если диета при аутизме будет содержать пищу без красителей, антибиотиков и гормонов, это существенно снизит токсическую и аллергенную нагрузку на организм больного. В этом случае диета дает высокий процент излечения.

  • Рекомендуем к прочтению:

Таким методом аутизм у детей излечим только в случае строжайшей пищевой дисциплины. Скорее всего, диета будет присутствовать в жизни маленького пациента не один год, а может, всю жизнь. В любом случае, правильная диета при аутизме – та, которая дает положительный результат, психологический или физиологический, а в идеале – оба одновременно.

Психотерапия

Основное развитие психического здоровья ребенка приходится на первые года жизни. На поведение и черты характера влияют наследственность, среда обитания, элементы социума. Именно в этот период важно распознать симптомы, виды аутизма. Только в таком случае аутизм у детей излечим. Психотерапия – высокофункциональный вид терапии, основанный на поиске здоровых элементов личности и моделировании социально активной среды для того, чтобы делать адаптацию к обществу максимально безболезненной.

Изучая симптомы, черты болезни, специалист строит схему коррекции поведения. Индивидуальные занятия позволяют провести тест на коммуникацию и социальное поведение. Следующий этап терапии включает в себя знакомство пациента со сверстниками, демонстрирующими активную игровую деятельность. Задача в развитии бесконфликтного сосуществования. Следующий этап заключается в сборе разновозрастной группы. Разница в возрасте создает условие, при котором у детей минимальные претензии друг к другу, что приводит к снижению чувства тревоги и опасности.

  • Возможно, вас заинтересует:

В заключительной части терапии возможны походы в кино, музеи, экскурсии по городу, чтобы закрепить навыки взаимодействия с миром.

Инвалидность

В тяжелых случаях, когда все же ребенок нуждается в уходе близких, что выражается в неумении себя обслужить, отказе от еды, одевания, туалета может присваиваться инвалидность. Так же статус инвалидность может установить психиатр, проведя генетический тест. Еще существует тест биохимического анализа, выявляющий патологию. Иногда проводится дополнительный тест смежных специалистов. При статусе инвалидность ребенку назначается пенсия.

Инвалидность присваивается комиссией специалистов данного профиля. Инвалидность может быть оформлена сразу после установления окончательного диагноза, независимо от того, в каком возрасте это произошло. Инвалидность дает право ребенку на определенные льготы, соответствующие группе. Это может быть бесплатный проезд в транспорте, обучение на дому, бесплатная медицинская помощь, путевки в санатории, льготные медикаменты.

Проблема

Здравствуйте! прошу помощи.

Ребёнок находится в 6-й детской психиатрической больнице на обследовании с целью получения инвалидности. Изначально говорили о 1-1,5 месяцах. Теперь же меня оповестили, что комиссия может не вынести решения об инвалидности, если ребенка не будут наблюдать полгода в их филиале на Колужской, что-то вроде санатория. Ребёнок пробыл в больнице неделю, от всех людей в халатах шарахается, боится прячет голову - он так себя ведет когда ему причиняют боль. Я боюсь, что это так называемое лечение пойдет ему во вред. А тем более пол года! Он не умеет устанавливать контакт с чужими людьми, и не может даже пожаловаться - не говорит, с ним там могут делать всё, что угодно, и об этом никто не узнает! А его от родных на столь долгий срок хотят отстранить в 5 то лет. Как получить инвалидность после пребывания в больнице 1-1,5 месяца? У кого я могу требовать информации какими лекарствами пичкают моего ребёнка? Как повлияет мой отказ от некоторых лекарств на принятие решения об инвалидности? Какими инстанциями я могу угрожать, и какими статьями я могу продавливать ситуацию? Какую информацию мне стоит иметь ещё в виду, чтобы в дальнейшем могла на неё опираться? Может ли на этой стадии как-то помочь разговор с глав. врачом, в каком русле имеет смысл его построить? Кто отвечает за комиссию, которая будет принимать решение, как на них можно повлиять? Куда идти, с кем говорить, как психологически атаковать? Мозг вынесу всем, лишь бы ребёнка отбить от этих полгода прибывания в так называемом санатории, не позволю залечить ребенка! Лечащий врач сказал, что инвалидность у ребенка на лицо, т.е. здоровым его назвать никак нельзя.

Соловьева Наталья Игоревна

Решение

Здравствуйте!

А вам уже поставлен диагноз - аутизм?

Знаете, я ориентируюсь вот на этот документ - Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (ред. от 02.07.2014) "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности".

- очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала;

- благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью.

Т.е. сроки направления на МСЭ от 4 до 10 месяцев.

У вас диагноз установлен как давно, есть ли данные в медкарте?

А вообще, если вы не согласны с решением медучреждения, то вы можете:

  1. Обратиться в вышестоящую организации - минздрав города, области;
  2. Обратиться в прокуратуру.

Заявление в инстанции можете подавать через Инет на сайт этих организаций, ответ в этом случае в течение 30 дней.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 04.09.2012) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" пункт 5:

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

Ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

Необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Обжалование решений МСЭ:

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

При этом заявление об обжаловании нужно подавать в то же бюро, которое проводило освидетельствование, и в течение 3 дней оно обязано направить документы в вышестоящее бюро.

Решение

Здравствуйте.

Считается, что наличие какого-либо заболевания еще не является гарантией назначения инвалидности.

Инвалидность - это скорее социальный фактор, влекущий определенное отношение общества, финансовую составляющую, в том числе гарантии - пенсия и маме и ребенку, льготы при оплате коммунальных услуг, жилья, проезда, лечения и отдыха, льготы при обучении и др.

Вы не обязаны ее оформлять своему ребенку.

Но, если решили, то имейте ввиду нижеследующее.

На основании п. 8 ч. 5 ст. 19 каждый имеет право на медицинскую помощь и право на отказ от медицинского вмешательства. Кроме того, гражданин, один из родителей или иной законный представитель, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения (п. 3 ч. 2 ст. 20).

Как следует из Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» у нас действует принцип добровольности обращения за психиатрической помощью:

« Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия. Несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет, психиатрическая помощь оказывается с согласия их законных представителей (ст. 4).

Отсюда вывод, что родитель (законный представитель) имеет право на отказ от медицинского вмешательства госпитализации в отношении своего ребёнка.

Таким образом, несовершеннолетний в возрасте до 15 лет помещается в психиатрический стационар по просьбе или с согласия его родителей или иного законного представителя (ст. 28 Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

Теперь о главном.

В соответствии с п. 15-17 Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 04.09.2012) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (Правил признания лица инвалидом)

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь , независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение , либо органом социальной защиты населения.

Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в БМСЭ (бюро медико-социальной экспертизы) самостоятельно (п. 19).

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в БМСЭ по месту жительства (по месту пребывания).

При недостаточно данных может быть назначено дополнительное обследовании, о необходимости которого вас будут обязаны проинформировать. Вы же как, законный представитель, вправе дать свое согласие на него или отказаться.

В любом случае, результаты обследований могут быть обжалованы в главное бюро МСЭ, суд.

Таким образом, если вы, как законный представитель ребенка, не согласны на помещение в стационар, обследование может быть проведено амбулаторно (осмотр, изучение письменных материалов обследований и иными способами).

По направлению, например, городского психиатра перед обращением в органы социальной защиты для направления на МСЭ вы можете обратиться в областную психиатрическую больницу к психиатру за консультативно-диагностической помощью. На приеме психиатру следует пояснить, что ваш ребенок не сможет находиться длительное время без родных и в незнакомом месте.

Что это, безусловно, отразиться на его состоянии, что вы никогда с ним не разлучалась и др. На мой взгляд, такая смена привычной обстановки как разлучение с мамой на длительное время, может негативно отразится на психике даже здорового ребенка.

Поясните также, что показаний для его стационарного наблюдения, специалисты, наблюдающие ребенка не видят, т.к. по их мнению показания должны быть действительно серьезными и не быть просто связанными с необходимостью понаблюдать за ребенком для уточнения диагноза и подбора лекарственной терапии. Возможно, там врач-психиатр даст направление.

В любом случае, решать соглашаться на помещение ребенка в стационар или нет, будете только вы, как законный представитель ребенка.

Если вы однозначно настроены на оформление инвалидности, минуя стационар, а психиатр их поликлиники отказывается выдать направление на МСЭ без госпитализации, тогда требуйте от поликлиники справку об отказе в направлении на МСЭ и обращайтесь в МСЭ самостоятельно с приложением всех заключений, рекомендаций, справок специалистов, наблюдавших ребенка.

Кроме того, кому, как ни вам, действительно лучше знать, где вашему ребенку будет комфортнее, спокойней по внутренним и внешним показателям. Боритесь, вы имеете право и на информацию и на защиту интересов своего ребенка.

И еще, обязательно разыщите единомышленников. Диагноз, о котором вы указываете, не такой уж редкий в наши дни. Поэтому, наверняка многие родители сталкивались с вопросом оформления инвалидности в вашем регионе и, поделятся с вами о существующих вариантах в этой системе.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Аутизм инвалидность

У меня вопрос: у моего старшего сына с 4-х лет инвалидность, диагноз аутизм, сейчас ему 8 лет, у него появилось агрессивное поведение, он кидается на младших брата и сестру, лечащие врачи и комиссия ПМПК рекомендовали оформление в психоневрологический интернат, но нам пришёл отказ в оформлении в связи с тем, что у него есть оба родителя, что мы можем сделать в данной ситуации?

Обращайтесь в прокуратуру. Отказ в мед. помощи недопустим.

Отказ имеете право обжаловать в суде.

5 года, в 2018 в декабре ему поставили инвалидность 70℅, у нас три диагноза, аутизм, анемия средней тяжести, бульбарный синдром - паралич, скажите пожалуйста моему сыну положена квартира и где это можно узнать, так как я слышала что если ребенок болен то по мкб 10 должны предостовлять жилые помещения, возможно или государство опять лапшу на уши вешает?

Жилые помещения государственного или муниципального фонда предоставляются гражданам, состоящим в очереди на улучшение жилищных условий. Это правило в полной мере распространяется и на инвалидов всех групп. Городская очередь ведется органом местного самоуправления или уполномоченным органом муниципального имущества. Для постановки на учет необходимо представить следующие документы: заявление от инвалида; документы, подтверждающие отсутствие квартиры или нуждаемость в предоставлении жилья; справку органов МСЭК об установлении группы инвалидности; справку о составе семьи; документы, подтверждающие статус малообеспеченных граждан. Региональным законодательством может устанавливаться льготная очередь для отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов. Льготное социальное жилье появляется в распоряжении местных органов власти путем возведения многоквартирных домов, приобретения отдельных квартир на первичном и вторичном рынке, а также в результате использования квоты в домах коммерческой застройки.

На основании какого документа ребёнку с диагнозом Детский аутизм (F84.0) положена инвалидность (первичная). Моему сыну 3 г 3 мес, диагноз Аутизм.

Этот вопрос решает только медкомиссия, нужно брать на неё направление.

У нас ребёнок с инвалидностью (аутизм, нарушения интеллекта). Исполнилось 14 лет. Подскажите, что делать, если нет возможности сделать нормальное фото (ребёнок не фокусирует взгляд, не реагирует на обращённую речь). Как таким детям делать паспорт? Спасибо.

К сожалению юридически никаких советов здесь нет, вам нужно обратиться либо к хорошим фотографам либо к медикам, потому что никак не регулируется порядок фотографий инвалидов в законе.

Если у меня легкая форма аутизма (инвалидность 1 группы) то могу ли я водить машину?

Вам нужно получить заключение мед. комиссии о возможности управления транспортным средством. Однако скорее всего на основании ст.23-23.1, 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее: Закона) его Вам при таком диагнозе могут не дать. Однако решать это должны врачи, а не юристы.

Доброго вам времени суток. Сам по себе аутизм точно не является основанием для ограничения прав. Ограничить права можно из-за недееспособности, психических отклонений. Список регламентирован Приказом Министерства Здравоохранения СССР №555 от аж 29.09.1989 года «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» .Желаю вам удачи в решении вашего вопроса.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством" I. Психические расстройства и расстройства поведения (при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями) 1. Органические, включая симптоматические, психические расстройства F00 - F09 2. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства F20 - F29 3. Расстройства настроения (аффективные расстройства) F30 - F39 4. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства F40 - F48 5. Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте F60 - F69 6. Умственная отсталость F70 - F79 Легкая форма аутизма – находится в классификации МКБ-10 под кодом F84.1. То есть вашего заболевания нет в Перечне медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством (утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604) А все остальное решает медицинская комиссия-,можете ли вы управлять транспортным средством или нет. Юристы этот вопрос не решают.

--- Здравствуйте уважаемый посетитель, не факт что вам подпишут медики мед. справку на управление автомобилем, но это только в их компетенции . См. Приказ Министерства здравоохранения № 344 н от 15.07.15 г. «О проведении медицинского освидетельствования в обязательном порядке для водителей автотранспортных средств и кандидатов в водители». Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

Здравствуйте, посетитель сайта, в вашей ситуации да можете, вам необходимое для получения прав пройти медицинское освидетельствование, диагноз аутизм не входит в перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством"

Моему сыну поставлен диагноз аутизм. У него есть инвалидность. ПМПК дало нам направление в коррекционный детский сад с сопровождением.
До того как ребенку был поставлен диагноз мы ходили в обычный детский сад и числимся в нем до сих пор. Из-за проблем со здоровьем и развитием мы не ходили туда почти 2 года. Сейчас специалисты, которые занимаются с ним настоятельно рекомендуют нам посещать обычный детский сад хотя бы по 2-3 часа в день в сопровождении мамы.
Но заведующая пытается нам отказать под предлогом, что в садике нет специалистов, хотя мы не претендуем на занятия с ними. Нам главное - социализация. Сейчас нам предложили принести документы по инвалидности ребенка, заключение ПМПК... и вопрос о посещении откладывают до следующего года. Но насколько я читал, я имею право привести ребенка в садик хоть завтра. Единственный вопрос, как узаконить пребывание мамы вместе с ним и какие документы должны быть у нее.
Подскажите как ребенку в кратчайшие сроки начать ходить в НАШ ОБЫЧНЫЙ детский сад в сопровождении мамы и какие документы для этого нужно оформить.
Заранее спасибо. Олег.

Здравствуйте на действия или бездействия сотрудников дет. сада вы имеете право написать жалобу в прокуратуру согласно ст. 10 Закона о прокуратуре РФ либо в суд в соответствии с требованиями КАС РФ либо в департамент образования.

Ребенку 6 лет, невролог ставит диагноз аутизм, синдром Каннера, советует оформлять инвалидность. При посещении психиатра по этому вопросу он (психиатр) хочет направить ребенка полежать в психбольнице, но я слышала от многих людей, что это незаконно, что психиатр не может настаивать на пребывании ребенка в стационаре, что он должен и без этого дать направление на обход врачей, а после их обследования-направление на МСЭ. Поискав, я нашла следующее:
Статья 33. Отказ от медицинского вмешательства

Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ.

То есть действительно ли врач в моем случае не может и не должен настаивать на том, чтоб ребенок обследовался в психбольнице?

Светлана, лечение является вашим правом, а не обязанностью. Заставить Вас может только суд. Настаивать невролог может на чем угодно, решение принимать все равно Вам, как законному представителю ребенка.

Моему сыну 6,5 лет. Диагноз аутизм и умственная отсталость в лёгкой степени. Дали инвалидность на 1 год. Худо бедно, но движемся вперёд. Говорят, могут отказать в продлении инвалидности. Правомерно ли это?

Здравствуйте. Если ребенок будет развиваться и диагноз в дальнейшем не подтвердится, что будет самым лучшим вариантом, то могут отказать в инвалидности.

Это вопрос к врачам-экспертам МСЭ. С прошлого года очень жесткие требования к назначению инвалидности. Но, все решают только врачи-эксперты. Это их работа.

Здравствуйте, Наталия! Группа инвалидности устанавливается в результате медико-социальной экспертизы в зависимости не только от диагноза, но и исходя из комплексной оценки состояния на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных на основе критериев утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития; направление на МСЭ могут дать - лечебное учреждение, региональное отделение ПФ и орган социальной защиты; если данные организации отказали в направлении, то ими выдается справка подтверждающая факт отказа и в бюро МСЭ можно обратиться самостоятельно. С уважением и готовностью помочь, СТАНИСЛАВ ПИЧУЕВ.

Можно ли снять инвалидность ребенку с диагнозом аутизм?

Доброго времени суток! Установление инвалидности производится по медицинским показаниям. Если основания для установления инвалидности нет, она может быть снята.

Здравствуйте Вам по-любому нужно проходить медико-социальную экспертизу чтобы снять инвалидность Но с таким заболеванием вряд ли снимут Спасибо за ваше обращение на наш сайт удачи вам и всего хорошего.

Добрый день, Юлия. Инвалидность оформляется сроком на 1 год, изредка на 2 года. Не хотите продлевать-снимаетесь с учета.

Разумеется можно снять этот диагноз если он неправильно был поставлен или произошло излечение, на этот вопрос вам могут ответить медики.

Мой ребёнок закончил 1 класс в коррекционной школе, у него инвалидность (аутизм) программу не усвоил, поведение в классе отличное, имею я право перевести ребёнка на индивидуальное обучение? Психиатр сказал что нет, только если ребёнок буйный? Спасибо!

В данном случае для решения вопроса о переводе ребенка на индивидуальное обучение вам потребуется заключение пмпк. Пишите заявление на имя директора о направлении на пмпк.

У ребенка 2,9 года стоит диагноз аутизм. Для оформлении инвалидности, психиатр сказал, необходимо проходить наблюдение 1 год и полежать в стационаре. По заключении психолого-педогагической комиссии режим нахождения ребенка в садике - пол дня (отказывается спать с истериками). Т.е. я не могу выйти на работу, заработка нет. Как жить в таком случае? Зарплаты отца не хватает. Возможно ли полежать в стационаре и оформить инвалидность раньше?

Добрый день! Возможно. Группа инвалидности определяется МСЭ. Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

Уважаемая Наталья, по данному вопросу вам нужно обратиться в медико-социальную экспертизу, а также к главврачу Вашей поликлиники Удачи вам и всего хорошего.

Здравствуйте Наталья Юристы откуда могут это знать? Как сказали врачи, так и делайте. Пусть отец ребенка лучше работает Спасибо, что посетили наш сайт. Всегда рады помочь! Удачи Вам.

Позволяет ли диагноз аутизм у ребенка получить инвалидность?

Группа инвалидности определяется МСЭ. Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

Да, позволяет оформить инвалидность. Инвалидность положена детям пока они не восстановлены. Оформляется на 1 год, изредка на 2 года. Не хотите продлевать-снимаетесь с учета! Хотите-проходите комиссию ежегодно. Для оформления в школу не нужно показывать справку. Справка об инвалидности – не преграда для обучения ребёнка, а наоборот способ получить специальный садик и дополнительные возможности! Ребенка не нужно класть в стационар для получения инвалидности, достаточно амбулаторного обследования. Согласно закону о психиатрической помощи информация об инвалидности КОНФИДЕНЦИАЛЬНА!

Является ли аутизм у ребёнка основанием для получения бессрочной инвалидности?

Добрый день. Вопросы по поводу назначения решаются МСЭ, обратитесь с этим вопросом при прохождении МСЭ. Если вы не согласны с решением, имеете право его обжаловать.

У меня ребенок с инвалидностью (аутизм) едем сейчас в санаторий мне не дают больничный лист, говорят не положенно. Так ли это?

Добрый день! ФЗ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ закреплены следующие случаи, когда положен больничный лист: Статья 5. Случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности 1. Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях: 1) утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее - заболевание или травма); 2) необходимости осуществления ухода за больным членом семьи; 3) карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольную образовательную организацию, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) 4) осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении; 5) долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях. Все зависит от того, едете ли Вы в санаторий по собственной инициативе или Вашего ребенка направляет врач как обязательное условие для его реабилитации и улучшения его здоровья. Если сами - это Ваша инициатива и больничный не положен. Если врач направил - требуйте больничный по уходу. Могут отказать, если ребенок может без Вашей помощи в санатории быть. В любом случае если отказывают - пусть разъяснят на каком основании, сходите к главврачу.

У сына аутизм, хотели оформить инвалидность, встали на учет к психиатру, она говорит что надо стоять на учете минимум полгода и 2 раза отлежаться в больнице, только потом она мне даст направление в МСЭ, она имеет право ставить нам такие условия? Ведь по закону направление она нам должна сразу выдать, с таким диагнозом, у ребенка явные расстройства и это видно невооруженным глазом и она признает что он инвалид.

все законно--придется стоять на учете и пройти обследование.

Вопрос такой: у меня сын с трех лет состоял на инвалидности с диагнозом классический аутизм. Сейчас Богдан (сын) ходит во второй класс в обычную школу и в целом, можно со стороны подумать, что он обычный ребенок, но проблемы некоторые остались, ими надо заниматься и они сильно осложняют жизнь. Однако в 2016 году сына сняли с инвалидность, т.к. считают, что он чудесным образом исцелился от аутизма. Помогите восстановить инвалидность, и могу ли я это сделать? P.S. Меня эти деньги очень спасали, я мама троих детей, отец отказался от больного ребенка и мне приходиться одной тянуть семью на пособия, а работать не могу пойти, т.к. самой младшей 5 месяцев!

Вам надо обжаловать данное решение МСЭ в областную МСЭ если и они не восстановят то обратиться в суд.

В суд нужно обращаться и проводить независимую мед. экспертизу.

У моего сына аутизм. Инвалидность устанвлена в Украине до 18-ти лет ребенка. Мы из Луганска, сейчас проживаем в РФ, планируем вступить в гражданство РФ. Подскажите, пожалуйста, придется ли моему сыну опять лежать в стационаре для установления инвалидности, или достаточно пройти МСЭК? Какая поцедура установления инвалидности в нашем случае?

Здравствуйте! Вам нужно будет обратиться в Бюро МСЭ.г.Рязани

Я воспитываю двоих детей, старший ребенок с инвалидностью. Тяжелый аутизм. Младшему 2 года и мы идем в садик. Мы еще не прошли комиссию и ребенок еще даже не заходил в дет. садик, а с меня уже требуют 3000 на ремонт группы. Требует родительский комитет. Они так решили. Еще мне надо будет покупать шкафчик и сказали, что скорее всего и кровать. У меня нет таких денег, живем на пенсию ребенка. И даже еще точно не знаю, пойдем ли мы вообще в садик. Т.к.я не могу пройти комиссию с ребенком, мне не с кем оставить старшего сына. С ним идти я не могу. Он уже большой (9 лет) может убежать, боится места где много людей и в поликлиннику я его физически не затащу. Есть ли в моем случае хоть какой то выход?

Пишите жалобу в отдел образования.

Здравствуйте. В данном случае вы не обязаны платить и покупать шкафчик и кровать. Напишите жалобу в прокуратуру.

Подобные поборы являются незаконными и вы имеете право отказаться.

Ребенок инвалид аутизм 8 лет, можно ли инвалидность продлить по временной и прописке и в каком возрасте дают инвалидность до 18 лет?

До 18 лет дают инвалидность в любом возрасте в зависимости от заболевания. Подробнее можете посмотреть Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1013н

Моему ребенку 5 лет, при получении пенсии по инвалидности детства (аутизм), заставляют расписаться ребенка. Как это возможно, если ребеночек не умеет еще ни читать ни писать?

Здравствуйте Это незаконно, Вы как родитель(законный представитель) должны расписываться за него.

У меня ребёнку поставили диагноз аутизм ещё и сенсомоторный! Отправили оформлять инвалидность, как это вообще процесс происходит и какие стадии инвалидности есть при этом диагнозе? Какие льготы, пенсия по инвалидности? И как это повлияет на мою дальнейшую работу, т.к это ещё не скоро, я с младшей дочей в декретном сижу!? спасибо.

Здравствуйте. По поводу льгот обратитесь в органы защиты в Вашем городе.

Чтобы на Ваши вопросы ответить, которые, собственно, не юридические в большинстве своем, а медицинские, надо получить инвалидность. Всеми вопросами дальнейшими соцзащита занимается.

В детстве часто водили по врачам, все ставили детский аутизм и предлагали оформить инвалидность, но родители очень этого боялись. Ближе к 5 годам я заговорила и мы больше не обращались к психиатрам. В ПНД на учёте я не стою, только у психиатра в поликлинике. Сейчас мне 19, недавно моё состояние ухудшилось и мне нужна помощь, я не могу справляться с обычными повседневными делами. Могу ли я получить инвалидность, будучи уже взрослым аутистом?

Здравствуйте! обращайтесь на МСЭК. к врачам. это вопрос не к юристам

Как узнать через интернет имеет ли ребёнок (синдром аутизма) инвалидность.

Здравствуйте. В МСЭ присваивают инвалидность

Нахожусь в разводе. Ребёнку 4,5 года, диагноз аутизм, сейчас в процессе оформления инвалидности. Нет места а коррекционный сад, поэтому не могу выйти на работу. Находимся на иждивении моих родителей. Бывший муж получает неофициальную зарплату 60000 руб, а официально только 25000. Поэтому приходят алименты 5000. Могу ли я требовать установить алименты в твердой денежной сумме в размере 1 мрот? Какие доказательства могу предъявить в суде о его не официальных доходах? Его бывшая вторая жена согласна быть свидетелем и подтвердить со слов его доходы. Заранее спасибо.

Справки о том, что у ребенка болезнь аутизм, но при этом нет самой справки на инвалидность, по судебным делам ребенок является инвалидом или можно поспорить, что ребенок не считается инвалид без справки на инвалидность?

Здравствуйте! Да, можно оспорить

У меня двое детей имеют инвалидность, так как у них аутизм. Им исполнилось 14 лет. В сбербанке мне сказали что с 14 лет они пенсию по инвалидности должны получать сами. Дети с аутизмом не могут находиться там где большое скопление людей и уж тем более не понимают что такое деньги и какие документы им надо подписывать. Как решить этот вопрос? И с какого возраста ребенок должен сам расписываться? И как у таких детей проходит процедура получения паспорта?

Если не лишать дееспособности, то вам придется просто вместе с ними ходить и все это дело контролировать. Лишает только суд. Но этого делается в крайних случаях, когда человек не может понимать значение своих действий и руководить ими. В вашем случае это рано.

У моего сына 16 лет справка по инвалидности (с детства), диагноз - аутизм, т.е. он состоит на учете в ПНД у психиатра. Обязан ли он проходить тест в военкомате (там какой-то огромный тест на 2,5 часа)?

Нет, не обязан. Его должны освободить от призыва только лишь на основании того, что ребенок-инвалид, представьте справку МСЭК в призывную комиссию, этого достаточно. Он может вообще туда не ходить, сами сходите.

обсуждаем эту инициативу.

Что произошло?

15 декабря на заседании по инновациям в сфере образования в Совете Федерации министр образования и науки Ольга Васильева (совместно с министерством здравоохранения) предложила законодательно присвоить статус инвалидов «детям-аутистам». Данная инициатива поддерживается министерством здравоохранения. То, что в настоящее время дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) не причисляются к категории «ребенок-инвалид», препятствует организации специализированного обучения, так как в бюджете нет отдельной статьи расходов.

Что такое аутизм?

Аутизм (также детский аутизм) относится к группе расстройств аутистического спектра (РАС), куда также входят атипичный аутизм и синдром Аспергера. По данным ВОЗ на февраль 2016 года, РАС наблюдается у одного ребенка на 160. Некоторые признаки аутизма: сложности в общении с окружающими, ослабление или потеря социальных связей, погруженность в себя и неактивная реакция на внешний мир. Результаты многих исследований показали, что, если аутизм выявляется в раннем возрасте, после чего ребенок получает соответствующий уход, выраженность признаков снижается.

Обсуждая аутизм, каждый раз необходимо отвечать на некоторые морально-этические вопросы. Насколько это расстройство можно считать серьезным отклонением в психике, ограничивать ли общение детей с РАС и их нейротипических сверстников, возможен ли вариант инклюзивного образования? Следует принимать во внимание, что не всякий малыш, стремящийся к уединению, а не шумным играм, аутист, и не любой ребенок с диагностированным РАС полностью утратил контроль над собой.

«Ребенок-инвалид»

Согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «инвалидом» признается тот человек, который «имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». В том же акте под «ограничением жизнедеятельности» понимается «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью». Категория «ребенок-инвалид» снимается по достижении совершеннолетия.

После подтверждения инвалидности у ребенка ему и его семье гарантируются ежемесячные пособия. В 2016 году размер выплат детям-инвалидам составляет чуть менее 12 тысяч рублей. Помимо выплат, семьям предоставляются социальные льготы: получение необходимых лекарств и медицинских средств, путевки в санаторно-оздоровительные комплексы, бесплатный проезд, субсидии на квартплату. Все перечисленные льготы при желании семьи могут быть предоставлены в денежном эквиваленте. Родителям детей-инвалидов каждый месяц начисляют пособие по уходу — 5,5 тысяч рублей, опекунам — 1,2 тысячи рублей.

Человек с нервно-психическими расстройствами, к которым относятся, например, паралич с признаками слабоумия, олигофрения, нарушения мозгового кровообращения, приводящие к слабоумию, эпилепсия, может быть причислен к категории «инвалид».

Мнение экспертов

Татьяна Морозова, клинический психолог, эксперт Фонда «Обнаженные сердца»:

«Многие дети имеют те особенности, по которым ставится инвалидность. С другой стороны, если это юридический вопрос, причислять ли автоматически к инвалидам всех аутистов, то он не имеет решения. Дети разные, у некоторых особенности выражены в минимальной степени. Задача родителей — адекватно принимать классификацию, по которой инвалидность ставится.

Неадекватная система постановки диагноза "аутист" приводит к тому, что дети имеют все что угодно, кроме аутизма, в результате чего программа помощи не соответствует потребностям. То, что надо улучшать систему выявления и адекватно ставить диагноз в нормальном возрасте (это дало бы возможность получения адекватных услуг), в этом я совершенно согласна. Но адекватный диагноз и инвалидность — это разные вещи. Диагноз предполагает доступ к определенным услугам, которые специфичны под потребности, а они у всех разные.

Должно быть двустороннее развитие: с одной стороны, улучшение постановки диагнозов, с другой, внедрение современных доказанных методов помощи. Если это случится, то инициатива будет иметь смысл. Если диагноз приведет к тому, что родители пойдут по шарлатанам получать неадекватные услуги, будет очень плохо.

Это проблема, которая не имеет для всех одного решения. Очень важно, что мы об этом говорим. Но прежде чем принимать какие-то резкие решения, нужно провести оценку ситуации. Не хотелось бы, чтобы такая хорошая идея пошла людям во вред».

Наталья Захарова, практикующий врач-психиатр, к. м. н., сотрудник кафедры психиатрии и медицинской психологии Российского медицинского университета имени Н.И. Пирогова:

«В различных видах детского аутизма, требующих лечения, постоянной помощи, инвалидность устанавливается. Это не значит, что абсолютно всем аутистам надо давать инвалидность. Не все формы детского аутизма требуют вмешательства со стороны государственных органов, потому что многие аутисты не теряют трудоспособности, они могут и обучаться, и быть адаптированными в сообществе даже лучше, чем неаутисты».



Рассказать друзьям