Ранний детский аутизм, лечение детей, признаки, симптомы, причины и развитие. Пространственная и временная организация занятия и распорядка дня аутичного ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Заболевание аутизм является психическим расстройством достаточно тяжелой формы. Также под аутизмом понимают крайнюю форму самоизоляции. Человек, которому поставили такой диагноз, старается избегать контактов с окружающей действительностью, а свои эмоции он выражает очень бедно. При возникновении различных жизненных ситуаций может реагировать неадекватно. Несмотря на то что людей с аутизмом объединяют общие признаки, это заболевание может в различной степени отражаться на том или ином человеке. Например, некоторые люди могут вести относительно самостоятельную жизнь, а другие должны быть под наблюдением специалистов и родственников всю жизнь.

Аутизм – тяжелое психическое расстройство

Формы аутизма

Синдром Аспергера. Одной из форм аутизма является синдром Аспергера. Данный синдром является скрытой дисфункцией, и поэтому нельзя с первого взгляда определить, есть ли у человека нарушения в развитии. Большинство людей с легкостью воспринимают мимику, жесты и различают интонации в голосе, но человек с синдромом Аспергера такие знаки интерпретировать не может. С классическим аутизмом у данного синдрома есть много общих характеристик, но важным различием является то, что задержек в речевом развитии при синдроме Аспергера не наблюдается. Также, в отличие от аутизма, люди с этим синдромом намного лучше способны к обучению. Если проводить правильную поддержку и занятия, то человек может жить полноценной независимой жизнью.

У людей с синдромом Аспергера трудности возникают в следующих трех областях: воображение, взаимодействие с другими людьми и коммуникация. Что касается воображения, то таким людям трудно понимать и представлять точку зрения других людей, интерпретировать мысли, чувства и действия, творческая деятельность строго ограничена и имеет определенную последовательность и повторение.

При трудностях взаимодействия людям с синдромом Аспергера очень тяжело создавать новые знакомства и поддерживать длительное время дружеские отношения, так как они достаточно замкнуты и производят впечатление безразличного человека; могут нарушать некоторые социальные нормы, которые остальные люди выполняют не задумываясь, например, стоять близко к незнакомому человеку или начинать не совсем уместный разговор.

Еще одна трудность, с которой сталкиваются те, у кого диагноз синдром Аспергера, это невозможность выразить себя социально и эмоционально, нет понимания тона голоса, жестов, мимики; не воспринимают шутки, сарказм, анекдоты; им трудно определиться, когда начинать и заканчивать разговор.

Что касается причины возникновения данного синдрома у человека, то пока нет точной информации по этому поводу. Как показывают исследования, это, скорее всего, сочетание различных факторов - экологических и генетических, которые могут вызывать нарушения в работе головного мозга.

Атипичный аутизм. Если у ребенка наблюдаются общие признаки отставания в развитии, в таком случае врачи говорят об атипичном аутизме. Его отличительной чертой от раннего детского аутизма является то, что наиболее явные симптомы начинают проявлять только после трех лет. У ребенка с таким диагнозом могут наблюдаться полностью все признаки аутизма, которые характерны для раннего детского возраста, или имеются не все симптомы данного заболевания. Это, прежде всего, относится к детям, которые имеют выраженное умственное недоразвитие, нарушения в понимании и развитии речи. В таком случае можно говорить об интеллектуальном недоразвитии с чертами аутизма.

Есть предположения, что аутизм является комбинацией как генетических факторов, так и факторов окружающей среды

Признаки заболевания

Аутизм у детей. Ребенок с диагнозом аутизм ведет себя так, как будто у него отсутствуют необходимые сенсорные функции, и поэтому он никого не видит и не слышит. При проведении тщательного обследования и осмотра выясняется сохранность всех данных модальностей. Внимание такого ребенка очень трудно привлечь, он не будет поддерживать контакт взглядом и оборачиваться, если к нему обращаешься.

Какая-либо тесная эмоциональная связь у детей с аутизмом и их родителями отсутствует. Признаки могут проявиться еще в первые месяцы жизни ребенка, когда он не прижимается к матери, находясь у нее на руках. Становясь старше, он будет всячески противиться физическому контакту, стараясь выскользнуть из объятий.

Одним из основных признаков аутизма у ребенка является плохое развитие речи. Он может только повторять какие-то услышанные реплики и слова от окружающих. Только однозначные и простые указание будут понятны и доступны, например, «ешь», «садись», «дай» и др. Задержка речевого развития становится очевидной после первого года жизни такого ребенка. Именно отсутствие речи или неспособность ее понимать является одной из частых жалоб родителей при обращении к врачу.

В отличие от обычных детей, дети с диагнозом аутизм не могут играть с игрушками. Если даже какая-то игрушка и заинтересует такого ребенка, то он будет ею играть очень своеобразным способом. Но в основном они даже не проявляют к ним большого интереса, что сильно проявляется на втором году жизни.

Самостоятельно себя обслуживать дети с аутизмом не могут. Трудность возникает при попытке самостоятельно одеться или сходить в туалет. Такие навыки или совсем отсутствуют, или развитие их сильно задерживается. Такой ребенок также может и не распознать опасность, возникающую при переходе улицы с автомобильным движение или играя с электроприборами.

Достаточно часто ребенок с аутизмом подвержен вспышкам агрессии и ярости. Он может направить эту агрессию как на себя, например, бить себя по голове, кусать, царапаться, или направить на окружающих людей - сверстников и родителей. Семьи, в которых есть ребенок с таким заболеванием, часто жалуются, что им трудно с ним справляться и при любом препятствии или запрете он становится очень агрессивным .

Аутизм в подростковом возрасте. Поведение, которое характерно для детей в раннем возрасте, постепенно будет меняться. Ребенок будет приобретать больше навыков, но все равно будет отсутствовать понимание окружающих и умение общаться со сверстниками. Достаточно тяжелым периодом для подростка с аутизмом может стать половое созревание. Именно у таких подростков есть большой риск возникновения депрессий, страхов и эпилепсии.

Ребенок-аутист старается избегать контактов с окружающей действительностью

Аутизм у взрослого человека. Работать и жить самостоятельно могут многие взрослые люди с диагнозом аутизм. В большей степени это будет зависеть о того, как он умеет общаться, и от его умственных способностей. Если у человека сильная задержка в речевом развитии и он имеет низкие умственные способности, в таком случае он будет постоянно требовать много внимания. В случае, если, став взрослым, человек с таким диагнозом приобрел большое количество необходимых для жизни навыков, то он вполне сможет жить самостоятельно, но проблемы могут возникать при общении с другими людьми. Интеллект таких людей очень часто выше среднего уровня.

Причины развития аутизма и диагностика

До сих пор врачи не могут назвать точную причину, по которой у ребенка развивается аутизм. После многочисленных проведенных исследований есть предположения, что данное заболевание является комбинацией как генетических факторов, так и факторов окружающей среды, которые в дальнейшем негативно влияют на работу головного мозга. Поведение родителей, воспитание или социальная обстановка не могут стать причинами возникновения аутизма у человека.

Чтобы поставить однозначно диагноз аутизм, не существует одного определенного теста. Некоторые симптомы данной болезни наблюдаются и при нормальном развитии ребенка, поэтому правильный диагноз может быть поставлен с опозданием. Но все-таки основным признаком является нарушенное восприятие реальности. Диагностирование тех или иных поведенческих характеристик аутизма должно сопровождаться очень тщательным изучением истории развития ребенка и анализом данных анамнеза. Врач должен обязательно опросить родителей и других людей, которые ежедневно контактируют с ребенком. Наблюдения должны проводиться в различных жизненных ситуациях ребенка. В команду экспертов, которые будут проводить тестирование и наблюдения за ребенком, должны входить: психолог, психиатр, психотерапевт, невропатолог, логопед и педиатр.

Международные классификаторы психических расстройств и заболеваний (МКБ-10 и DSM 4) лежат в основе диагностики аутизма. Также очень эффективно помогают диагностировать аутизм и стандартизированные опросы для родителей ребенка-аутиста. Чтобы диагностировать ранний аутизм, существуют специальные методики, опросники и шкалы.

Параллельно с применением опросников рекомендуется проверить состояние головного мозга и узнать, как он функционирует. Для этого применяют методы аппаратной диагностики, такие как МРТ (магнитно-резонансная томография), с помощью которой исследуют внутренние органы и ткани человека; УЗИ (ультразвуковое исследование), которое проводит диагностику брюшной полости, сосудов и остальных внутренних органов; ЭЭГ (электроэнцефалография), этим методом исследуют биоэлектрическую активность мозга и состояние всех его функциональных систем; РЭГ (реоэнцефалография) - проверяет, в каком состоянии находятся сосуды головного мозга, и выявляет нарушения мозгового кровотока. Поставить диагноз аутизм ребенку до двух лет достаточно проблематично. Это связано прежде всего с тем, что некоторые симптомы выражены очень слабо и врачи не могут рассмотреть нарушения в развитии в очень раннем возрасте.

Психологическая поддержка очень важна как для детей с таким заболеванием, так и для их родителей

Лечение

К основным методам терапевтической коррекции аутизма относятся: специально разработанные программы изменения поведения; физическая терапия; многостороннее развитие эмоциональной сферы; борьба со страхами, агрессией и депрессией. Свою эффективность подтвердила и песочная терапия, сказкотерапия и арттерапия. Параллельно с коррекцией поведения применяют и медикаментозную терапию. Конечно, лекарств от аутизма не существует, но лекарства помогают преодолеть некоторые проблемы, например, агрессивность, навязчивость, гиперактивность, резкие перепады настроения. Например, при недостаточном социальном взаимодействии хороший эффект дает применение таблеток фенфлурамина и нейролептика галоперидола, а для устранения гиперактивности врач может назначить препарат иналтрексон. Каждые препарат должен приниматься строго ограниченное время и подбираться индивидуально для каждого пациента.

Кроме этих методов, еще применяют специально разработанную диету. У ребенка с аутизмом часто возникают расстройства, сопровождающиеся поражением кишечника и регулярными болями. Поэтому очень важно сформулировать индивидуальную диету совместно с диетологом.

Очень важно оказать психологическую поддержку и помощь родителям детей с аутизмом. Родители должны пройти специальное обучение, которое поможет изменить поведение ребенка. Консультации специалистов помогут преодолеть эмоциональный шок, который может возникнуть после того, как ребенку будет поставлен диагноз аутизм.

Индивидуальные методы терапии при аутизме для детей раннего возраста. Если после проведенных обследований и консультаций ребенку будет окончательно поставлен диагноз аутизм, то необходимо как можно раньше начать терапию по индивидуально разработанной программе. Именно раннее вмешательство поможет наиболее эффективно скорректировать поведение ребенка с аутизмом. Родителям также нужно предоставлять информационную и психологическую поддержку.

Большую роль играет и занятие с ребенком в домашних условиях. Играя с ним, родители стимулируют развитие внимания, развивают общение и социальные навыки. Также необходимо не забывать и о таких аспектах, как приучение к гигиене, сон , питание, которые в этом возрасте играют очень большую роль. Данное заболевание является очень серьезным, и поэтому чем раньше начать заниматься с ребенком и проводить необходимую терапию, тем последствия аутизма будут не такими тяжелыми.

Терапия у детей с аутизмом в школьном возрасте. В этом возрасте программа для ребенка должна разрабатываться, с обязательным учетом возрастных особенностей. Именно поэтому они должны быть самыми разнообразными и учитывать особенности каждого ребенка в отдельности. Необходимо побуждать его участвовать в различных делах, адаптировать имеющиеся учебные материалы, применять видео и информационные технологии. Многие специалисты выступают за то, что ребенок с аутизмом должен обучаться со своими сверстниками в обычной школе.

Дельфинотерапия поможет ребенку-аутисту справиться со своими страхами

Терапия для взрослых людей с диагнозом аутизм. Программа, которая будет разрабатываться для взрослого человека с заболеванием аутизм, должна включать в себя несколько основных моментов: возможность заниматься в различных центрах, возможность работать частично или полный рабочий день. Необходимо постоянно проводить обучение для такого человека и оказывать ему поддержку, чтобы он не испытывал дискомфорта, находясь в обществе.

Такие люди буду нуждаться в помощи и по мере приближения старости, и поэтому тоже должна быть разработана специальная программа, которая будет учитывать особенности этого возраста. На протяжении всей своей жизни люди с таким диагнозом должны развиваться с помощью специальной терапии, которая поможет правильно развивать личность, приобретать нужные навыки, участвовать в жизни общества и делать правильный выбор.

Профилактика аутизма

Каких-то строго определенных правил для профилактики аутизма не существует, но есть некоторые рекомендации специалистов, используя которые, родители могут избежать появления этого заболевания у ребенка. Беременным женщинам и кормящим мамам необходимо очень строго следить за своим питанием и стараться избегать продуктов, которые содержат ГМО. Также это относится и к искусственным молочным смесям.

Организм у некоторых детей не может перерабатывать глютен, так как он может спровоцировать появление депрессивных состояний. И продукты с таким компонентом противопоказаны ребенку с аутизмом.

Стоит также внимательно отнестись к прививкам, которые делают ребенку, так как в состав современных прививок входят соединения тяжелых металлов в роли консерванта. Детский организм иногда не справляется с вакциной, и может произойти отравление ртутью. Признаки отравления аналогичны с основными проявлениями аутизма у ребенка.

Народные методы лечения болезни

Аутизм - это болезнь, которая не может быть полностью вылечена ни традиционно, ни народной медициной, но помочь ребенку справиться со своими страхами и научиться радоваться миру смогут такие народные средства, как иппотерапия (верховая езда), дельфинотерапия (плавание в бассейне месте с дельфинами) и уникальная арт-терапия. Тот или иной метод выбирается после консультации со специалистами, и каждый из них является хорошей помощью для эффективного лечения аутизма.

Советы родителям. Семьи, в которых есть человек с диагнозом аутизм, сталкиваются с большим количеством разнообразных методов лечения. Но для каждого отдельного человека подбирается один-единственный способ, который будет наиболее полезен с учетом наличия тех или иных признаков заболевания. Некоторые методы лечения уже неоднократно были использованы и доказали свою эффективность, другие, наоборот, применялись в единичных случаях. Чтобы оценить и выбрать правильную терапию, необходимо проконсультироваться с несколькими специалистами, чтобы узнать их мнение о том или ином методе. Правильным вариантом будет обращение в центры, специализирующиеся на работе с людьми, которым поставлен диагноз аутизм. Стоит также почитать информацию на Интернет-ресурсах и в научных журналах.

Видео

Аутизм – сложное психическое заболевание, симптомы которого проявляются еще в раннем возрасте. Как правило, родителям удается понять, что с их ребенком не все в порядке еще в детском возрасте до 2.5 лет. Но, невзирая на это, точный диагноз можно установить лишь, когда ребенок достигнет пятилетнего возраста. Ведь именно в этот период созревания у ребенка формируются навыки поведения в обществе. Следует отметить, что аутизм гораздо чаще встречается у мальчиков.

Причины аутизма.

На сегодняшний день ученые изучили не все причины, которые приводят к возникновению детского аутизма. Причем причин этого недуга уже известно крайне много. Так, например причиной этой болезни является поражение головного мозга. Это может быть вызвано инфекцией. Часто к повреждениям работы мозга приводит краснуха . Проблемы с головным мозгом ребенка могут возникнуть еще на стадии формирования плода. Одной из причин этой проблемы является резус-конфликт. Также детский аутизм возникает вследствие нарушенной работы некоторых генов. Таким образом, данное заболевание имеет наследственную природу. Некоторые специалисты уверяют, что причины этой болезни заключаются во влиянии внешних факторов на ребенка. Например, неблагополучная семья, недостаток внимания и подобное.

Симптомы аутизма.

Главным симптомом этого недуга является отсутствие эмоций. Поэтому болезнь очень просто обнаружить даже в раннем возрасте. Болеющие дети крайне редко улыбаются. Они проявляют равнодушие к ласкам от родителей. Часто ребенок даже может избегать контакта со своей матерью. При этом заболевании ребенок может вообще не реагировать на различные яркие игрушки. При этом он часами может рассматривать свои пальчики. С возрастом нарушения эмоционального состояния у ребенка наблюдается все больше. Такие люди избегают общества. Они замкнуты.

Для болеющих детей характерны необычные жесты. У них своеобразная походка, странная манера сидеть и употреблять пищу. Во время игр такие дети предпочитают одиночество. Они не любят ничего нового. Для них характерен регулярно повторяющийся набор действия. Очень любят такие дети играть с водой. Они могут проявлять эмоции и радоваться во время купания. Поэтому многие специалисты рекомендуют чаще играться с детьми в воде.

Лечение аутизма.

Из-за отсутствия достоверной информации о положительном влиянии психотропных препаратов на детей с аутизмом, большинство экспертов с осторожностью назначают медикаменты. Такие препараты, как правило, назначаются лишь, когда замечается возбужденное поведение. В случае нарушения сна, врач может назначить антидепрессанты или нейролептики. Лечение с применением медикаментозных препаратов включает средства, стимулирующие работу мозговой ткани. Нередко положительно на здоровье ребенка, болеющего аутизмом, влияют курсы витаминотерапии. При таком лечении назначаются витамины группы В, С, а также РР. Без назначения специалиста, в аптеке можно приобрести ноотропил. Такой препарат не навредит ребенку. Более того, его можно употреблять в качестве профилактики. Однако в случае обнаружения не ладного поведения от своего ребенка, обратиться к врачу. Лечение должен назначать специалист. Большую роль в лечении данного недуга играют занятия с квалифицированными педагогами. Эта болезнь не влияет на интеллект. Поэтому основная задача специалиста заключается в том, что раскрепостить пациента.

Профилактика аутизма.

На данный момент не существует эффективных мер профилактики против детского аутизма. Единственная мера, которая позволяет значительно снизить риск заболевания является ответственный подход супругов к планировке беременности.

Аутизм – это заболевание, возникающее из-за нарушения работы головного мозга. Вообще, существует несколько видов аутических расстройств, например, синдром Аспергера, но основной характеристикой всех видов является трудность взаимодействия с обществом. До сих пор науке не известны причины возникновения аутизма у детей, так что точно понять, почему ребенок родился таким, можно лишь в 15% случаев, а число таких детей примерно составляет 10 человек на 10 000. И, согласно статистике, чаще всего среди понятных причин фигурируют именно гены.

Аутисты рождаются, в основном, в тех семьях, в которых родители или другие родственники страдают аутизмом или всевозможными его проявлениями, например, депрессией. К слову, сюда входит не только необоснованная длительная тоска, но и паранойя, алкогольные запои, наркомания или вегето-сосудистые расстройства. Насторожиться стоит тем родителям, чьи родственники не очень любят находиться в обществе, и предпочитают общению уединенные занятия.

Но иногда такой причиной может стать прием определенных лекарств во время беременности. Ярким примером может послужить случай из 60-х, когда женщинам, страдающим токсикозом, прописывали препарат «Талидомид». Позже выяснилось, что он вызывает аутические расстройства у зародыша.

Оказалось, что подобный эффект имеет и вальпроевая кислота, которую принимают от судороги, но во время беременности ее принимать ни в коем случае нельзя.

Вообще, желание снизить риск возникновения у малыша аутизма есть у каждой семьи, поэтому ученые давно исследуют этот вопрос и пытаются найти универсальные способы защитить детей от этого заболевания еще на стадии беременности. Для начала, еще перед зачатием, необходимо полностью подготовить свой организм к беременности, это относится и к будущим отцам, но по большей части готовится необходимо именно будущим мамам, причем желательно, чтобы подготовка началась за полгода до беременности. Например, перейти на правильное питание, наладить режим дня, высыпаться, чтобы снизить уровень стресса, повысить работу иммунной системы, принимать необходимые витамины и, конечно, полностью проверить свой организм у специалистов. В принципе, этим рекомендациям необходимо следовать и во время беременности. Важно сохранять позитивные эмоции, не подвергать себя стрессу, хорошо кушать, наблюдаться у врача и не принимать никаких лекарств без консультации специалиста.

Распознать аутизм у ребенка можно с ранних лет. Существует несколько признаков аутизма у детей. Во-первых, младенец не дает никакой реакции на речь людей, например, не поворачивает голову в то направление, откуда звучит голос. Во-вторых, после года жизни он никак не жестикулирует, например, не показывает пальцем на необходимый ему предмет. В-третьих, если он разучился делать что-то, что уже делал раньше, например, перестал разговаривать. Некоторые начинают убеждать родителей, что это нормально, что ребенок позже перерастет это состояние и догонит своих сверстников в развитии.

На самом деле, без помощи родителей и специалистов, состояние его может только ухудшиться.

Многие мамы рассказывают, что их дети не смотрели людям в глаза, боялись любого шума, играли, сидя в углу. Кроме того, игры представляли собой однообразные движения, например, катание машинки туда-сюда. Стоит осознать, что аутизм существенно мешает развитию ребенка, а не просто ограничивает его в общении, поэтому игнорировать такие знаки ни в коем случае нельзя. Конечно, вы сможете прочитать какое-нибудь методическое пособие по лечению аутизма у детей, но главный совет от меня будет один – если вы заметили вышеперечисленные признаки у своего чада, обратитесь к специалисту, только он сможет действительно грамотно помочь вашему ребенку и профессионально проконсультировать вас. Внимательно следите не только за здоровьем ребенка, но и за его развитием и эмоциональным состоянием.

Наталья Денисова

Детским аутизмом признается патология психического развития, когда нарушается нормальный порядок социального взаимодействия ребенка с другими индивидами. Могут возникать речевые, моторные и поведенческие расстройства.

Ранний детский аутизм, или РДА, называют синдромом Лео Каннера. Это заболевание в 5 раз чаще встречается у мальчиков. В среднем тяжелым психическим расстройством страдает каждый тысячный ребенок.

Дети, заболевшие тяжелой формой аутизма, игнорируют даже самых близких людей. Такая ослабленная эмоциональная реакция называется «аффективной блокадой». Родители могут наблюдать у малыша заторможенность, сниженную реакцию на слуховые и зрительные раздражители.

Причины развития РДА

Факторы, способствующие возникновению заболевания

Нарушение психического состояния ребенка может быть спровоцировано объективными факторами, например:

  • генными нарушениями у родителей или плода;
  • органическими поражениями ЦНС (аномальным развитием отделов мозга, энцефалитом);
  • гормональной дисфункцией;
  • ртутным отравлением, которое может произойти в результате нарушения правил вакцинации;
  • бактериальной инфекцией;
  • злоупотреблением антибиотиками;
  • вирусным заражением;
  • химическим воздействием на организм матери во время беременности;
  • развитием патологий в период вынашивания плода матерью в связи с перенесенной вирусной инфекцией (ветрянкой , краснухой или корью);

Патогенез синдрома Лео Каннера

Причины аутизма могут быть:

  • первичными;
  • вторичными.

В число первичных причин болезни медики включают повышенную эмоциональную чувствительность малыша. Ребенок, который имеет невысокий энергетический потенциал, под влиянием вторичного фактора может демонстрировать признаки психического расстройства.

Среди вторичных причин развития следует отметить желание сбежать от проблем окружающего мира, стремление избавиться от внешних воздействий, появление сверхценных интересов и формирование устойчивых стереотипов.

Наследственность играет ключевую роль в процессе формирования аутизма. Существует теория, согласно которой аутичный ребенок может родиться в семье с любым материальным достатком и психологическим климатом.

Основные признаки детского аутизма

Симптомы аутизма могут проявляться в виде поведенческих и физиологических нарушений.

Поведенческие аутические проявления

Внешние признаки аутизма выражаются в разных формах в зависимости от возраста больного.

Поведение детей до 6 месяцев

Новорожденные дети в возрасте до 6 месяцев могут страдать от психического нарушения, о чем будет свидетельствовать:

  • постоянная пассивность – ребенок практически не плачет, совершает минимальные движения, не заинтересован в познании окружающего мира;
  • чрезмерная активность – проявление нервозности, постоянный плач;
  • отказ от зрительного контакта с людьми, отсутствие концентрации взгляда на лицах или окружающих предметах;
  • непроявление реакции на голос родителей;
  • уклонение от прикосновений матери и отца;
  • отказ от материнского молока;
  • отставание в развитии;
  • ускоренный рост черепа.

Фотографии

Поведение детей до 11 лет

Дети в возрасте от 2 до 11 лет способны демонстрировать:

  • отсутствие реакции на собственное имя;
  • желание играть в одиночестве;
  • отсутствие стремления к общению;
  • отказ от зрительного контакта с собеседником;
  • нежелание беседовать с окружающими людьми;
  • ограниченная заинтересованность в конкретном виде деятельности (музыкальное течение, направление изобразительного искусства или математические способности);
  • систематическое повторение одного жеста, звука или слова;
  • паника при смене привычной обстановки;
  • сложности при обучении, приобретении новых практических навыков (аутичному ребенку тяжелее научиться писать и читать).

Поведение детей после 11 лет

На пороге наступления подросткового возраста симптоматика больных аутизмом обогащается следующими признаками:

  • депрессивное состояние с агрессивными проявлениями;
  • отрицание потребности в налаживании контактов с окружающими;
  • склонность к совершению повторяющихся действий;
  • однообразие интересов;
  • отрицательное отношение к любым переменам;
  • речевые нарушения;
  • общение с невидимыми собеседниками;
  • повышенная нервозность, тревожность и возбудимость;
  • наличие патологических страхов;
  • склонность к формированию ритуалов;
  • повышенная привязанность к некоторым предметам.

Стереотипия поведения аутичного малыша

Больные дети склонны к совершению непроизвольных действий. Неосознанные движения совершаются ими систематически. Ребенок не может контролировать такие проявления как:

  • движения. Двигательная активность выражается в виде прыжков, раскачивания туловища или махания руками. Некоторые больные склонны к бегу на цыпочках по кругу. Известно, что усиление двигательных стереотипов происходит в периоды крайнего утомления или возбуждения организма. Активность может сменяться заторможенностью, во время которой ребенок способен застывать в неудобной позе;
  • речь. Типичным признаком аутичного ребенка является бесконтрольное повторение фраз или слов других людей. Больным свойственна неестественная разговорная речь, состоящая из штампов. Дети неверно используют личные местоимения. Говоря о себе, аутичные пациенты применяют слова «она», «он», «ты»;
  • пространственные стереотипы. Возможны трудности с внешней ориентацией, сложности при необходимости скопировать чужие движения во время занятий по физической культуре;
  • социальные стереотипы. Дети с РДА избирательны в контактах, они испытывают явный дискомфорт в присутствии незнакомых людей;
  • игровые стереотипы. Страдающие от синдрома Лео Каннера малыши могут играть с необычными предметами. Игрушкой аутичного ребенка может стать провод, электроника и бытовая техника, предмет интерьера, а также обувь и одежда. Пациенты с психическим расстройством не заинтересованы с традиционных детских играх, в просмотре развлекательных мультфильмов и кинокартин.

Физиологические аутические проявления

Болезнь имеет ряд физиологических симптомов, а именно:

  • судороги;
  • слабая иммунная система;
  • избыточное или притупленное сенсорное восприятие;
  • синдром раздраженного кишечника;
  • хронические желудочно-кишечные патологии;
  • нарушение работы поджелудочной железы.

Классификация

Ранний детский аутизм может протекать в различной степени тяжести. Разновидности болезни отличаются друг от друга способом отделения ребенка от действительности.

1 тип

Больной полностью отрешен от происходящего во внешнем мире. Он чувствует дискомфорт при общении с посторонними, не проявляет социальной активности, не демонстрирует ответные реакции на раздражители и не показывает свои эмоции.

Для обеспечения полного отказа от контактов пациент может игнорировать неблагоприятные условия жизнедеятельности. Чтобы избавить себя от общения с окружающими, дети с пораженной психикой терпят голод, не придают значения опасности. Ребенок с аутизмом 1-го типа не адаптирован к самостоятельной жизни.

2 тип

Активное отвержение внешнего мира. Пациент не отрешен от окружающих, но крайне избирателен в выборе контактов. Зачастую единственными проводниками для связи с окружающей действительностью для ребенка являются родители.

Аутичный малыш выбирает для себя только конкретные виды пищи, может испытывать нездоровую привязанность к вещам, предметам одежды. Ребенок боится перемен. При усилении тревожности отмечает рост агрессивности, появление двигательных и речевых стереотипов. Больной имеет пониженный уровень приспособленности к жизни.

3 тип

Интересы ребенка сосредоточены на ограниченных сферах деятельности. Пациент временно увлекается определенной областью знаний или искусства, разговаривает только о своих интересах, регулярно воспроизводит одинаковые действия или слова.

Увлечения имеют цикличный характер, то есть постоянно сменяют друг друга. Больной не углубляет своих познаний о предмете заинтересованности, не занимается исследовательской работой.

Аутичные дети отличаются мрачностью и периодической агрессивностью. Они имеют средний показатель адаптации к жизни и взаимодействию с внешней средой.

4 тип

Ребенок испытывает сложности при взаимоотношениях с окружающими ввиду сниженной самооценки и ранимости. Он избегает новых контактов, чтобы оградить себя от критики. Такие больные имеют самые высокий процент приспособленности к жизни, они могут самостоятельно справляться с основными бытовыми и социальными задачами, легко поддаются лечению.

Диагнотика аутизма

Изучая информацию по вопросу, аутизм — что это за болезнь, родители должны помнить, что непринятие срочных мер по излечению детской психики может пагубно отразиться на развитии ребенка.

Аутизм может быть одним из последствий тяжелого поражения головного мозга. Именно потому при обнаружении первых признаков расстройства аутичные дети должны пройти комплексное обследование.

Когда ребенку нужно пройти обследование

Основанием для обращения к специалисту служит наличие у малыша таких тревожных признаков как:

  • повторяющееся (стереотипное) поведение;
  • сложности в социальном взаимодействии;
  • нарушения коммуникации с внешней средой.

Какие врачи подтверждают заболевание РДА

Для подтверждения диагноза пациенту потребуется пройти обследование у следующих врачей:

  • педиатр;
  • психиатр;
  • невролог;
  • психолог.

Способы выявления нарушения психики

Диагностика аутизма заключается в наблюдении за поведением пациента, сборе анамнеза жизни ребенка и проведении ряда психологических тестов. Родители вносят данные в опросник, где описывают обычное поведение своего ребенка.

На основании собранной информации специалист оценивает психическое состояние ребенка и проводит дифференцированную диагностику. Осуществляется углубленное медико-психологическое исследование состояния ребенка. Врач изучает динамику развития пациента, знакомится с его коммуникативными возможностями, границами познавательной деятельности и эмоционально-волевыми чертами, а также уровнем работоспособности.

Лечение детского аутизма

Аутизм у детей требует продолжительного комплексного лечения. В число основных принципов медицинской помощи после выявления РДА входит:

  • участие родителей, воспитателей и педагогов в оказании психологической помощи ребенку;
  • терпеливое, внимательное и деликатное отношение к больному;
  • планирование ежедневного распорядка пациента;
  • отказ от повышенных требований к ребенку;
  • обучение больного основным социально-бытовым навыкам;
  • сохранения привычной обстановки жизни пациента;
  • общение родителей пациентов с аутизмом, групповое обсуждение положительного опыта лечения;
  • периодический отдых от лечения для сохранения психической стабильности малыша.

Медикаментозное лечение

Детский аутизм лечится с применением нейролептиков и психостимуляторов для устранения отдельных симптомов, например, повышенной агрессивности или депрессивных проявлений. С целью борьбы с дисбактериозом больному назначают курс пробиотиков. Восполнить запасы минералов, витаминов и аминокислот помогут лекарственные комплексы, содержащие:

  • жирные кислоты Омега-3;
  • витамины B6 и B12, C и E;
  • фолиевую и липоевую кислоты;
  • молибден, марганец, магний, кальций и селен.

Ферментные препараты применяются для нормализации пищеварительных процессов и восстановления обмена веществ. Иммуностимулирующая терапия оказывает вспомогательное действие и ограждает ослабленный детский организм от проникновения инфекции.

Рефлексотерапия

Логопеды и дефектологи проводят с больными индивидуальные занятия для:

  • активации работы лобных долей головного мозга;
  • повышения работоспособности речевых зон;
  • развития областей мозга, отвечающих за познавательные процессы;
  • ограничения активности срединно-стволовых структур, ответственных за повышенную возбудимость, возникновение тревог и страхов;
  • снижения внутричерепного давления, что поможет восстановить сон и избавиться от головных болей.

Диетическое питание

Рацион пациентов должен отвечать следующим требованиям:

  • исключение красителей и консервантов, казеина и глютена, дрожжевой пищи;
  • увеличение процента белковой пищи и продуктов, богатых клетчаткой.

Профилактика

Для сокращения риска развития аутизма родителям нужно придерживаться следующих правил:

  • производить грудное вскармливание, не заменяя его искусственными смесями;
  • следить за качеством косметических и гигиенических средств во время беременности и лактации;
  • в период вынашивания плода избегать употребления продуктов с ГМО;
  • постоянно находиться рядом с младенцем;
  • давать ребенку только очищенную питьевую воду;
  • обогащать питание натуральными витаминными добавками;
  • не пропускать вакцинацию;
  • исключать из детского рациона продукты, на которые развилась пищевая непереносимость;
  • для кормления ребенка использовать посуду из высококачественных материалов.

Видео

Аутизм у детей.

Аутизм у детей - это особое расстройство личности, которое, хоть и характеризуется нарушением социального поведения и приспособления к окружающим условиям, болезнью не является. Развивается синдром в первые годы жизни ребенка, когда отмечается отсутствие или неадекватная реакция на слуховые или зрительные раздражители, странные страхи, повторяющееся поведение. Если же подобные симптомы отмечаются у подростка, диагноз Аутизм сомнителен. Данное расстройство имеет хроническое течение, независимо от своей формы; точная причина его возникновения неясна. Лечение состоит из психологических методов воздействия, поведенческой терапии; изредка используются препараты. Вылечить патологию сейчас еще невозможно, коррекция заключается в формировании адаптационных навыков.

Формы аутизма у детей

То состояние, которое просто называют аутизмом, в медицине звучит как ранний детский аутизм или синдром Каннера. В этом случае младенец еще в возрасте до года не проявляет желаний взаимодействовать с окружающими, не смотрит людям в глаза, не старается говорить. Их поведение стереотипно, имеют место поведенческие ритуалы.

Имеются и схожие состояния, с разнообразным сочетанием более мягких признаков заболевания. Их называют расстройствами аутистического спектра, и они включают:

1.Синдром Аспергера. Это легкая форма заболевания: малыш до 3 лет не заинтересован в окружающих, его поведение стереотипно, но он разговаривает и может выполнять какие-то задачи, но только если они ему интересны. К семье ребенок и подросток равнодушен, но к жилищу привязан.

2.Синдром Ретта. Развивается обычно у ребенка до года, характеризуется его обратным развитием: вначале грудничок чему-то учится (сидеть, ползать, произносить звуки), потом малыш постепенно разучивается это делать. У детей 2 лет могут пропадать даже жевательные навыки, исчезает какая-либо двигательная активность кроме моющих движений рук, что требует нахождения в стационаре. В 5 лет некоторые навыки возвращаются, но после способность к движению, а также к мышлению вновь утрачивается. Синдром Ретта - самая тяжелая форма аутизма.

3.Атипичный аутизм. Он развивается у детей старшего возраста, характеризуется отсутствием одного или двух основных критериев, по которым ставится диагноз аутизма.

4.Дезинтегративное расстройство Heller, когда у детей 2 лет и старше наблюдается постепенный уход в себя с ухудшением (вплоть до полной утраты) речи, интеллектуальных и коммуникативных способностей.

В зависимости от социальной дезадаптации выделяют такие виды расстройства:

С полнейшим отсутствием потребности в контакте. Такой ребенок молчит, у него нет навыков самообслуживания

С отвержением окружающего. У ребенка отмечаются повторения звуков, движений, ощущений; он гипервозбудим, у него нарушено чувство самосохранения

Когда окружающее замещается: у ребенка есть своеобразные интересы и фантазии, которые он ставит выше реальных явлений; к близким он привязан слабо

Со сверхтормозимостью в отношении к окружающему (наиболее легкая форма): малыш очень раним, пуглив; у него быстро меняется настроение, он истощается морально и физически уже через небольшой период времени.

Что такое эпидемия аутизма

Аутизм в разных странах регистрируется в 4-50 случаях на 10 тысяч детей до 3 лет. На настоящий момент болен каждый 88-й ребенок. Мальчики болеют в 3-4 раз чаще. В последнее время отмечается учащение случаев этого расстройства, но дело тут вовсе не в эпидемии (это не заразная болезнь), а в том, что изменился подход к диагностике - более слабо выраженные проявления нарушений социального поведения и навыков считают аутизмом.

Почему развивается аутизм

До конца не ясно, почему рождаются дети с аутизмом. Выяснено, что основная роль в развитии этой патологии принадлежит генетическим нарушениям, но неизвестны причины возникновения: в наличии у ребенка определенного сочетания генов или они в определенной мутации генов.

Аутизм у ребенка может также развиваться вследствие таких причин:

*имеется хрупкая X-хромосома

*если мать во время I-II триместра беременности перенесла вирусную или бактериальную инфекцию, например, краснуху (симптомы краснухи читайте здесь) или цитомегаловирусную инфекцию

*если аутизмом болен кто-то из родителей (риск существенно возрастает, если уже 1 ребенок родился с подобным синдромом).



Рассказать друзьям